'Вопросы к интервью
27 июля 2009
Z Разворот Все выпуски

Грузия как раздражитель между Россией и США


Время выхода в эфир: 27 июля 2009, 15:35

О. ЖУРАВЛЕВА — В гостях у нас Мэлор Стуруа — журналист-международник. Добрый день.

М. СТУРУА — Добрый день.

В. РОМЕНСКИЙ — За последнее время много произошло и с Россией и Грузией, и к нам приезжал представитель американский самый высокопоставленный. В Грузию приехал тоже высокопоставленный американский представитель, но ровно шагом ниже. К нам приезжало первое лицо государства, к ним – второе. У нас был Обама, у них – Байден.

О. ЖУРАВЛЕВА — Каждый позаявлял, в результате непонятно, кто победил в этой истории: Россия или Америка, кто кого забодал в вопросе Грузии?

М. СТУРУА — Начнем с того, что и Обама и Байден действовали в тандеме. Сейчас это слово очень популярное слово в России.

В. РОМЕНСКИЙ — На самом деле это непонятно. Все-таки Обама, когда приехал, был такой восторг, все смотрели на него, думали, как все хорошо. Может быть, каких-то реальных договоренностей нет. Перезагрузка модное слово сейчас, а Байден говорил совсем о других вещах.

М. СТУРУА — Перезагрузка сама по себе очень многогранна. Есть перезагрузка для Москвы, есть для Тбилиси. И соответственно они выглядят не совсем идентично. А можно сказать совсем не идентично. Но, в общем, и тот и другой и президент, и вице-президент проводили на постсоветском пространстве одну и туже внешнюю политику. И не надо смущаться тому, что Обама был, может быть, более корректен, а что касается Байдена, он был более прямолинеен. Кстати это в какой-то степени отражает и их личность. Байден специалист по тому, что иногда сначала говорит, потом думает. И часто его приходится одергивать даже самому Обаме. А Обама наоборот сначала думает, потом говорит. Он очень точно выбирает свои слова. Кроме того, у Обамы прекрасные спичрайтеры, а Байден еще всего сам свой собственный спичрайтер.

В. РОМЕНСКИЙ — Но здесь возникает вопрос, если Байден говорит, вот из последнего, он утверждал, что Россия из-за экономического и демографического кризиса будет вынуждена пойти на уступки Америке. По поводу заявлений по Грузии я говорить не буду. Он сказал, что страна должна быть целостной. Что Южная Осетия и Абхазия должны вернуться. Есть такая расхожая фраза: что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Вот здесь Обама не является трезвым, а Байден пьяным?

М. СТУРУА — Если говорить по существу, конечно, никто из них не пьян и не трезв. Оба они трезвые. Но если применять эту формулу, то Обама был пьянее Байдена. Потому что Обама был лиричен в своих выступлениях в Москве.

О. ЖУРАВЛЕВА — То есть это был уровень: ты меня уважаешь.

М. СТУРУА — Да. Кстати мы не знаем, как они говорили, когда оставались наедине. Я имею в виду президент Обама и президент Медведев. Мы знаем только публичные выступления Обамы. Так что мы не знаем, в какой тональности велись переговоры с глазу на глаз. А что касается Байдена, то он был абсолютно трезв и полностью в своем уме, когда говорил то, что говорил в Грузии и на Украине. Насчет того, что Россия слабеет. Я думаю, что он исходил из экономических каких-то перспектив, считая, что демографический кризис ослабит Россию, нефть перестанет играть и газ ту важнейшую роль, какую играют сейчас. Ибо рано или поздно ученые создадут эрзацы. И вот, исходя из всех этих предположений, Байден предсказывает ослабление России. Но он не учитывает одной вещи, что Россия может укрепиться в другом отношении. Как гражданское общество. Как демократическое государство. И тогда все эти минусы, может быть, обратятся в плюсы. Так что опровергнуть Байдена это дело России.

В. РОМЕНСКИЙ — Опровергла Байдена уже госсекретарь США Хиллари Клинтон. Она назвала Россию великой державой и отметила, что, несмотря на некоторые взаимные претензии, Вашингтон и Москва ведут успешное сотрудничество по ряду направлений. Фраза очень общая. Трактовать можно по-разному. Но почему она сглаживает его слова. И какая позиция Америки в отношении в России в данном ключе?

М. СТУРУА — Вполне понятно, почему госсекретарь несколько смягчает слова, сказанные Байденом. Потому что Байден это непривязанная пушка на палубе американского политического корабля. А Хиллари Клинтон государственный секретарь. И ее устами глаголет официальная позиция Вашингтона. Так же как устами президента. И поэтому она не имеет права пускать пробные шары.

О. ЖУРАВЛЕВА — А он пускал шары?

М. СТУРУА — Да. Он на это имеет право, потому что вице-президент по сути дела безответственная личность, конечно, я беру в кавычки. Его единственная обязанность – заменить президента, если президент умрет или будет не в состоянии выполнять свои функции. Но это не совсем так, тем более вице-президент Чейни создал совершенно новую традицию вице-президентства, очень активно и, кстати, и Гор был таким вице-президентом при Клинтоне. Я не исключаю, что когда Байден вернулся в Вашингтон, опять же с глазу на глаз Обама ему мог сказать: Джо, ты, по-моему, немножко там перегнул палку.

В. РОМЕНСКИЙ — Зарвался.

М. СТУРУА — Нет, перегнул палку. И поэтому Хиллари немножко тебя, что называется, постругает. Это может быть. Тем более что Обама понимает, насколько трепетно Москва реагирует на все такие выпады, идущие от вашингтонских политических деятелей. И я уверен, что самому Обаме может быть, показалось слишком то, что сказал Байден по поводу этих 15 лет. Но мне кажется, здесь еще есть и другой момент. Вы знаете, в США любят сокращать, сжимать до самого ядра проблемы. И некоторые фамилии для них уже стали знаковыми, причем они не имеют уже наполнения чисто реального. Когда они говорят: Саакашвили, — они имеют в виду Грузию. Когда говорят: Ходорковский, – они имеют в виду проблемы прав человека в России. То есть это уже для них и не Саакашвили и не Ходорковский. Если здесь они могут делать какие-то неприемлемые что ли заявления во внешней политике, то это уже символы, понимаете. Надо к ним относиться, как к символам. И поэтому иногда Байден в частности, может быть, перегибает палку, может быть пытается подчеркнуть и педалировать определенные моменты внешней политики США.

О. ЖУРАВЛЕВА — На мой непросвещенный взгляд это выглядит так, что великие державы обе и США, и Россия находятся в крайне неудобном положении. Потому что Грузия непонятно, в каких границах, с каким статусом, непонятно, как она может вступить в НАТО и любое движение в этом направлении вызывает ответную реакцию сильного соперника. Зачем этот «Саакашвили» нужен США? Для чего?

М. СТУРУА — Я к этому вел дело, когда говорил о символах. Сам Саакашвили может быть и не так уже нужен США. Им нужен Саакашвили как символ независимой Грузии. Вот вчера президент Медведев давал интервью Четвертому каналу и он сказал, что режимы вроде Саакашвили приходят и уходят, а дружба между народами России и Грузии остается. Те, кто хоть немного знают историю Отечественной войны, понимают, что президент Медведев сделал парафраз знаменитой фразы Сталина: Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ, государство германское остается.

В. РОМЕНСКИЙ — Ничего себе аналогия.

М. СТУРУА — Кстати, мы очень злоупотребляем аналогиями, сравнивая Саакашвили и других с Гитлером, Сталиным. Сравнивая любое какое-то событие с Холокостом. Это неправильно. Это уменьшает трагедию Холокоста и уменьшает преступления, совершенные Сталиным и Гитлером. Так что надо сторониться таких параллелей. Но я возвращаюсь. Что сказал Сталин: но немецкий народ и государство германское остается. У Медведева сказано так, что дружба между нашими народами остается. Здесь есть определенный нюанс. Потому что немецкое государство не могло оставаться, пока оно было разъединено, грузинское государство не может остаться государством, если от него будут отсечены Абхазия и Южная Осетия.

О. ЖУРАВЛЕВА — То есть остается только грузинский народ во фразе Медведева.

М. СТУРУА — Грузинский народ это тоже надо понимать не как грузин по национальности, а как гражданин грузинской нации. Когда мы говорим: русский народ, мы так или иначе подразумеваем не только русских по своей национальной принадлежности, но и всех, кто являются русскими гражданами.

В. РОМЕНСКИЙ — От Владивостока до Калининграда.

М. СТУРУА — От нашенского Владивостока до ставшего нашенским Калининградом. Правильно. Теперь посмотрим, что происходит дальше. Медведев правильно сказал, и это не красивая фраза, что грузинский народ и русский народ прошли огонь, воду и медные трубы. Может быть, немногие наши слушатели знают, что пропорционально к населению Грузия потеряла больше всех в годы сталинских репрессий после России. Что Грузия потеряла больше всех в Отечественной войне после России. За исключением Белоруссии. Но в Белоруссии учитывается и гражданское население. А поскольку Грузия не была оккупирована немцами, речь идет только о тех грузинах, которые погибли на фронтах. Таким образом, в действительности мы прошли огонь, воду и медные трубы. Сейчас мы проходим еще большее испытание. Эта дружба проходит большие испытания. Почему? – потому что вклинились абсолютно чуждые истории русско-грузинских отношений моменты. И я должен сказать, что помимо репрессий и войны, посмотрите, и Пушкин и Лермонтов, и Пастернак, и Есенин в позднее время Евтушенко и Вознесенский всегда пытались скрыться за стеной Кавказа от всевидящих глаз и всеслышащих ушей или царей, которых сейчас объявляют святыми или генсеков, которых сейчас объявляют дьяволами. В действительности спайка была очень сильная. И мне кажется, она выдержит. Но, к сожалению, и по ту и эту сторону Дарьяльского ущелья имеются политики, которые хотят совершенно по-иному эти медные трубы использовать.

В. РОМЕНСКИЙ — Но все-таки Грузия зачем нужна США?

О. ЖУРАВЛЕВА — Зачем она нам нужна, это понятно.

В. РОМЕНСКИЙ — Потому что вроде братские народы и всегда были рядом. Но, возвращаясь к Хиллари Клинтон, она сказала, что при этом США выступают против того, чтобы Россия имела сферу влияния в Восточной Европе.

О. ЖУРАВЛЕВА — А как же так, а как же Россия может не иметь сферы влияния. Тогда непримиримые какие-то противоречия.

В. РОМЕНСКИЙ — То есть они бьются за Грузию просто, чтобы мы дальше не разрастались, не набирали силу и мощь?

М. СТУРУА — Безусловно, отношения США к Грузии это не отношения Ромео к Джульетте. Безусловно, это вполне хладнокровная продуманная внешняя политика Вашингтона.

В. РОМЕНСКИЙ — В отношении Москвы?

М. СТУРУА — В отношении Москвы в первую очередь. Не в отношении Грузии. Почему? Вашингтон, несмотря ни на какие трансформации внутренней жизни России, а может быть и наоборот, пытается проводить старую политику Джорджа Кеннана. Политику, хотел бы сказать окружения, но все-таки политику определенного санитарного кордона. Они не верят, что Россия встала на путь демократии. И пока они в это не поверят, они будут жать Россию со всех сторон. И со стороны Кавказа, со стороны Украины, а сейчас и Белоруссии, откуда угодно. Они хотят получить абсолютно стопроцентные доказательства того, что Россия никогда не будет источником какой-то агрессии или хотя бы источником расширения своего влияния на постсоветское пространство.

В. РОМЕНСКИЙ — После ваших слов очень забавно звучат все заявления о перезагрузке.

М. СТУРУА — Вы послушайте, что дала перезагрузка саммита Обама-Медведев. Ничего же реального не дала.

О. ЖУРАВЛЕВА — Только грузы через нашу территорию военного назначения в Афганистан.

М. СТУРУА — Да, это я говорю плюсы американские. Я говорил плюсы российские в этих переговорах.

О. ЖУРАВЛЕВА — Но мы можем отказаться от этого, сказать, что после заявления Байдена в Грузии мы отказываемся.

М. СТУРУА — Мы можем отказаться, но это будет еще один шаг, который позволит американцам сказать: вот видите, мы только согласились бороться вместе против ваххабитов, тех, кто торгует наркотиками, кто отравляет Россию и Америку героином, и вот что, один из наших политических деятелей произнес одну фразу и все идет насмарку. А что может сказать тот же Вашингтон или Тбилиси на заявления, которые сделал здесь же на «Эхо Москвы» господин Рогозин, например. Он сказал, что мы еще деликатно обошлись с Грузией, мы могли бы ей выдать по полной программе. Позвольте, какой полной программе? Что, завоевание, захват полный Грузии, разбомбить Тбилиси дотла? А потом он еще говорит: вот Саакашвили говорит, что Грузия и Россия их граница это своеобразная Берлинская стена. Рогозин соглашается. Да, между грузинским тоталитаризмом и российской демократией. Я считаю, что и в России нет тоталитаризма, и в Грузии еще нет демократии. Так что это граница не может быть. И потом плохое сравнение привел Рогозин. Потому что он представляет Россию в НАТО. Посмотрите, Берлинская стена пала, и Варшавский договор оказался ничтожным. А НАТО, при которой он состоит послом, движется все дальше и дальше на Восток. Вот о чем он должен думать. А не какой-то несуществующей Берлинской стене на Кавказе.

О. ЖУРАВЛЕВА — Тот же Рогозин говорил о том, что в таком составе как сейчас Грузию принять в НАТО нельзя. Россия приложила все усилия…

В. РОМЕНСКИЙ — На самом деле и Украину было бы забавно сейчас принимать в НАТО.

О. ЖУРАВЛЕВА — Грузия вообще в подвешенном состоянии. Потому что у нее есть часть страны, которая в сомнительном положении. Нашими усилиями.

М. СТУРУА — Абсолютно согласен.

В. РОМЕНСКИЙ — Саакашвили власти над Осетией и Абхазией фактической не имеет.

О. ЖУРАВЛЕВА — Значит, никому он не нужен в НАТО.

М. СТУРУА — Как ни странно здесь Рогозин и Обама сходятся во взглядах. Потому что и США считают, что Грузия отнюдь не готова, не созрела для того, чтобы быть членом НАТО, ибо не отвечает тем параметрам членства, которые существуют. Это совершенно ясно и я думаю, что и грузинские политики даже такие как Саакашвили это отлично понимают. Недаром он уже сам высказал сомнения в том, что Грузия может стать, по крайней мере, в обозримом будущем членом НАТО.

О. ЖУРАВЛЕВА — Тогда Россия победила. Во всяком случае, в этом пункте.

М. СТУРУА — В этом пункте, по-моему, победила трезвость подхода. И Россия понимает, что Грузия сейчас не готова вступить в НАТО, и США понимают. И вот здесь мы видим определенное совпадение точек зрения. И надо такие совпадения умножать, для того чтобы не произошло какого-то очередного неприятного взрыва. Я лично считаю, президент Медведев дает перспективу в отличие от Рогозина. Потому что он только хочет по полной программе. А президент Медведев хочет не по полной программе, а по реалистическому пути.

О. ЖУРАВЛЕВА — О реальности хотелось бы поподробнее.

М. СТУРУА — Мне кажется так, конечно, я немножко может быть, мечтаю, как Байден, но, тем не менее, хочу сказать вот что. Этот вопрос видимо, вопрос десятилетий. Россия 300 лет терпела татарское иго, Грузия 300 лет терпела монгольское иго, и поэтому в рамках наших человеческих жизней может быть и не увидим, во всяком случае, я, вы намного моложе меня, вы мне годитесь во внуки, вы может быть еще увидите, что произойдет. Грузия должна, я об этом все время пишу в грузинских газетах и журналах, что Грузия должна взять курс на демократизацию дальнейшую своей жизни и на резкое повышение своего жизненного уровня.

О. ЖУРАВЛЕВА — А что же с Абхазией и Южной Осетией?

М. СТУРУА — А вот тогда можно будет решить этот вопрос. Путем создания конфедерации этих трех государств. Причем конфедерации, в которой поначалу и Абхазия, и Южная Осетия будут иметь статус независимых государств, который они сейчас приобрели. Как бы это странно ни выглядело.

О. ЖУРАВЛЕВА — То есть когда Грузия признает независимость Абхазии и Южной Осетии, все станет хорошо.

В. РОМЕНСКИЙ — Либо когда мы откажемся от Абхазии и Южной Осетии.

М. СТУРУА — Да, и вот что интересно. А тогда Южная Осетия и Абхазия сами потянутся в Грузию, и конфедерация станет потом федерацией и тогда мы увидим, как восстановятся все дружеские отношения между Россией и Грузией. И тогда может быть, США уже будут не нужны Грузии.

В. РОМЕНСКИЙ — Но об этом говорил Байден. Он, правда, называл сепаратистами Абхазию и Южную Осетию.

О. ЖУРАВЛЕВА — А как ему еще нужно было называть это, находясь в Тбилиси? У него был выбор?

В. РОМЕНСКИЙ — С другой стороны да.

М. СТУРУА — А иначе он не мог.

В. РОМЕНСКИЙ — Он говорил, что сепаратисты вернутся в Грузию ровно тогда, когда в Грузии будет все настолько хорошо, что они сами заходят назад.

О. ЖУРАВЛЕВА — Будьте проще и люди к вам потянутся.

М. СТУРУА — Какой швейцарский кантон хочет отделиться от Швейцарии.

О. ЖУРАВЛЕВА — Это одна из древнейших конфедераций.

М. СТУРУА — Конечно. Не хотят. Почему – потому что у Швейцарии высокий уровень жизни, они уже не воевали сотни лет. И их нейтралитет всеми признается. Великолепная форма, кстати, которая устроит и Россию, и США. Объединенная Грузия, нейтральная. То есть не входит ни в какие военные блоки…

О. ЖУРАВЛЕВА — И тоже горы.

М. СТУРУА — Горы, и плюс море, которого нет в Швейцарии. Хотя у них есть военно-морской министр, и даже адмирал. Все прекрасно. Снова будут приезжать россияне, москвичи, питерцы отдыхать на грузинских пляжах, снова будут пить Хванчкару, Боржоми, никто не будет их обделять этими напитками.

О. ЖУРАВЛЕВА — Жаль только жить в эту пору прекрасную…

М. СТУРУА — Это, к сожалению, так.

О. ЖУРАВЛЕВА — Сегодняшняя информация, у стран ЕС нет разногласий о продлении на год мандата миссии наблюдателей в Грузии. Хорошо, плохо? Европа какую функцию несет?

В. РОМЕНСКИЙ — Кстати, там должны были быть наблюдатели от США.

М. СТУРУА — Да, и идут разговоры, чтобы США присоединились к этому комплексу наблюдателей, которые снова должны поехать в Грузию. Я думаю, что это хорошо. Потому что это будет дополнительным каким-то препятствием для возникновения страшных вещей, годовщину которых мы будем отмечать в августе.

О. ЖУРАВЛЕВА — Спасибо большое. У нас в студии был Мэлор Стуруа — известный журналист-международник, участник всех российско-американских саммитов. Это правда? Вы на всех российско-американских саммитах были?

М. СТУРУА — Официальных саммитах.

О. ЖУРАВЛЕВА — Спасибо большое.

Комментарии

48

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

27 июля 2009 | 16:07

"некрасивая фраза Медведева"


27 июля 2009 | 16:27

где выкопали этого заспиртованного КГБ?
Грузини никогда не простять вам ваше деяния !
тупо ждать от грузин прошения,грузини не немцы!


akaky 27 июля 2009 | 17:52

Вы мелкий провокатор
Тебе из Финляндии наверно видней какие настроения в Грузии, вот ты или провокатор или просто моральный урод.


27 июля 2009 | 21:58

М.Стуруа-маститый и умнейший человек! Со стороны ему виднее. Приводя Швейцарию в качестве примера,он конечно, в душе, с сарказмом говорил. Где Грузии,с ее убогими и имперскими умонастроениями до того времени,когда ТРИ ГОСУДАОСТВА,как выразился Стуруа,создадут некую Конфедерацию? Ни один человек в мире не назовет это время,когда абхазы и осетины захотят вновь жить с грузинами под "одной крыше". Утопия,в чем с ним и согласен..
А грузинам дан намек,только мир и процветание сближают народы. И по комментам на речь высказывания Стуруа видно,груз.население глубоко "больно" и не внимает разуму опытного человек.Сейчас его во врага Грузии спишут,сто пудов!


28 июля 2009 | 00:15

это вас надо прощать за геноцид российских граждан
мы простим, русский народ добрый, тока яйца у Сабакакашвили оторвем и простим, грузинское ханство тока ликвидируем, но вам от этого лучше бует, потому как грузины превратили свою красивую страну в кроваво-бананово-диктаторскую клоаку.


28 июля 2009 | 22:37

заратустрас-"начальник Чукотки"
Куда там грузинам до немцев.... Как до Марса пешком, и так знаем.


28 июля 2009 | 22:43

заратустрас-"начальник Чукотки"
Куда там грузинам до немцев.... Как до Марса пешком, и так знаем.


mazin68 27 июля 2009 | 17:54

Умный Мэлор Стуруа
лукавит.Страны соперничают 5000 лет за сферы влияния и демократия
или недемократия в России здесь ни причем. США пытается сделать весь мир сферой влияния, но неумело(Буш).
О Грузии все верно.


andre_klimov 27 июля 2009 | 18:55

неужто дела идут настолько из рук вон плохо, что "на крыло" подымают подобного пингвина?
Или это расчёт на ицключительно "молодёжную аудиторию" для которой этот персонаж (и имя нарицательное, кстати) вновинку?


27 июля 2009 | 21:51

какие отнашение имеет мелор к Грузии?кто он такои ? разве он грузин?
Даже если за империями прошлого и признаются какие-то заслуги, всегда делается один и тот же вывод – "все империи когда-нибудь рушатся". какои грузин может оправдат вас кроме таких ГБ-шников как Мелор?
какие отнашение имеет мелор к Грузии?кто он такои ? разве он грузин?


27 июля 2009 | 22:00

заратустрас
Да,вы правы,он мегрел же! Какой грузин?


28 июля 2009 | 16:13

заратустрас
Вот Академик А.Д.Сахаров, когда-то назвал Грузинскую ССР малой империей. И тут же сделался врагом и Грузии, испытав кучу нападок в свой адрес. Так что и развал этой малой империи-тоже закономерно.


27 июля 2009 | 22:14

скоро я буду вашим начальником, так что готовьтесь!
мингрелы у вас Афсуа не спрашивали они грузины или нет. ви сами разберитесь абжуици менгерли или т.н абхазци?
скоро я буду вашим начальником, так что готовьтесь!
скоро вас криминалов будем разоружат не только от оружия, но от дурних мысли тоже.
мелор не менгрелец ,он КГб -шник!


akaky 27 июля 2009 | 22:37

Ты успокойся, ну я мегрел и что? М.Стуруа умнейший человек, в принципе правильно сказал, поставил точки над i, тебе бы следовало как грузину (если это так) гордиться что есть такой сын грузии. Коли правда глаза режет, то ты болен, лечись...





________________________________
Помимо премии имени В.В. Воровского М. Стуруа присуждены премии имени Алексея Толстого Союза писателей СССР и «Золотое перо» Международного союза журналистов, премия независимой печати Нью-Йорка за самый сенсационный материал. Мэлор Георгиевич награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, «Знак Почета», грузинским орденом Чести, медалями.


27 июля 2009 | 23:36

Не тронь блаженного, ему можно все!


28 июля 2009 | 15:16

А в Грузии все умные и честные люди,которые не входят в рамки грузинского шовинизма-или КГБ-шники или предатели.. Только такие,как истерик Сабакашвили в почете!


28 июля 2009 | 15:13

заратустрас-"начальник Чукотки"
А ты не нервничай ,бичико...Ведь грузин не понимает мегрельского и сванского языка.Мегрельские интеллигенты не хуже грузинских.Жаль,что их государственность Сталин упразднил в свое время.А их история богче и древнее грузинской.Вот и Б.Окуджава тоже справедливо критиковал грузинскую общественность за их двойные стандарты по отношению к абхазам(интервью журн.СОВЕТСКИЙ ЭКРАН,1990 г.№4).
Ну, а ты,"герой", хорошо подготовься и много оружия прихвати с собой...Ждем-с.:-)!


27 июля 2009 | 23:44

Умнейший человек.....

Помню как сейчас, 24 декабря 1977 года - Мелор Стуруа выступает по 1 каналу в программе Время, показывают пред-Рождественский Нью-Иорк во всей красе и вот звучат слова Мелора - "Да скучно в Нью-Иорке"......


akaky 28 июля 2009 | 00:36

А ты представь что бы с делали с репортажем "В Нью-Йорке очень красиво, главное жратвы в магазинах навалом!"
P.S Время было такое


28 июля 2009 | 17:17

akaky
вы правы акаки, мелор стуруа всегда был рупором, до 1991 советского союза а сейчас он рупор РФ.
акаки акакиевич а вы кто? нравитса жить в КОМУНИЗМЕ живите, а те которые не хотим не угаваривите, мы тоже жили до1991.


ynik 28 июля 2009 | 00:29

Стуруа
Грузины (конечно не все) никак не успокоятся. Высокомерный шовинизм в них бьет ключом. Куда там евразийской России до грузинских имперских амбиций!
Стуруа говорил, в основном, очень верно и, главное, доброжелательно, то есть желая добра и грузинскому и русскому народу. Да и абхазам с осетинами. И сразу же стал "КГБ-эшником". Очень грязно и подло это со стороны "Заратустраса" и его единомышленников (которые почему-то еще не подключились дружной командой)


28 июля 2009 | 00:29

самый умный грузин был царь Ираклий II

Договор о признании
царем Карталинским и Кахетинским Ираклием II
покровительства и верховной власти России

(Георгиевский трактат)

24 июля 1783 г.


Выверено по изданию: Под стягом России: Сборник архивных
документов. М., Русская книга, 1992.


--------------------------------------------------------------------------------

СТР.
Во имя Бога всемогущего единого в Троице святой славимого. 238
От давнего времени Всероссийская империя по единоверию с
грузинскими народами служила защитой, помощью и убежищем тем 239
народам и светлейшим владетелям их против угнетений, коим они от
соседей своих подвержены были. Покровительство всероссийскими
самодержцами царям грузинским, роду и подданным их даруемое,
произвело ту зависимость последних от первых, которая наипаче
оказывается из самого российско-императорского титула. Е.и.в.,
ныне благополучно царствующая, достаточным образом изъявила
монаршее свое к сим народам благоволение и великодушный о благе
их промысел сильными своими стараниями, приложенными о избавлении
их от ига рабства и от поносной дани отроками и отроковицами,
которую некоторые из сих народов давать обязаны были, и
продолжением своего монаршего призрения ко владетелям оных. В сем
самом расположении снисходя на прошения, ко престолу ее
принесенные от светлейшего царя карталинского и кахетинского
Ираклия Теймуразовича о принятии его со всеми его наследниками и
преемниками и со всеми его царствами и областями в монаршее
покровительство е.в. и ее высоких наследников и преемников, с
признанием верховной власти всероссийских императоров над царями
карталинскими и кахетинскими, всемилостивейше восхотела
постановить и заключить с помянутым светлейшим царем
дружественный договор, посредством коего, с одной стороны, его
светлость, именем своим и своих преемников признавая верховную
власть и покровительство е.и.в. и высоких ее преемников над
владетелями и народами царств Карталинского и Кахетинского и
прочих областей, к ним принадлежащих, ознаменил бы торжественным
и точным образом обязательства свои в рассуждении Всероссийской
империи; а с другой, е.и.в. такожде могла бы ознаменить
торжественно, каковые преимущества и выгоды от щедрой и сильной
ее десницы даруются помянутым народам и светлейшим их владетелям.
К заключению такого договора е.и.в. уполномочить изволила
светлейшего князя Римской империи Григория Александровича
Потемкина, войск своих генерал-аншефа, повелевающего легкой
конницей регулярной и нерегулярной и многими другими военными
силами, сенатора, государственной военной коллегии
вице-президента, астраханского, саратовского, азовского и
новороссийского государева наместника, своего генерал-адъютанта и
действительного камергера, кавалергардского корпуса поручика,
лейб-гвардии Преображенского полка подполковника, главного
начальника мастеровой оружейной палаты, кавалера орденов
Св. апостола Андрея, Александра Невского, военного
Св.великомученика Георгия и Св. равноапостольного князя Владимира
больших крестов; королевских прусского Черного и польского Белого 240
Орлов и Св.Станислава, шведского Серафимов, датского Слона и
Голстинского Св.Анны, со властию, за отсутствием своим избрать и
снабдить полною мочью от себя, кого он за благо рассудит, который
по тому избрал и уполномочил превосходительного господина от
армии е.и.в. генерал-поручика, войсками в Астраханской губернии
командующего, е.и.в. действительного камергера и орденов
российских Св.Александра Невского, военного великомученика и
победоносца Георгия и голстинского Св.Анны кавалера Павла
Потемкина, а его светлость карталинский и кахетинский царь
Ираклий Теймуразович избрал и уполномочил с своей стороны их
сиятельств своего генерала от левой руки князя Ивана
Константиновича Багратиона и его светлости генерал-адъютанта
князя Гарсевана Чавчавадзева. Помянутые полномочные, приступив с
помощью Божией к делу и разменяв взаимные полномочия, по силе их
постановили, заключили и подписали следующие артикулы.

Артикул первый
Его светлость царь карталинский и кахетинский именем своим,
наследников и преемников своих торжественно навсегда отрицается
от всякого вассальства или под каким бы то титулом ни было, от
всякой зависимости от Персии или иной державы и сим объявляет
перед лицом всего света, что он не признает над собой и
преемниками иного самодержавия, кроме верховной власти и
покровительства е.и.в. и ее высоких наследников и преемников
престола всероссийского императорского, обещая тому престолу
верность и готовность пособствовать пользе государства во всяком
случае, где от него то требовано будет.

Артикул второй
Е.и.в., приемля со стороны его светлости толь чистосердечное
обещание, равномерно обещает и обнадеживает императорским своим
словом за себя и преемников своих, что милость и покровительство
их от светлейших царей карталинских и кахетинских никогда
отъемлемы не будут. В доказательство чего е.в. дает императорское
свое ручательство на сохранение целости настоящих владений его
светлости царя Ираклия Теймуразовича, предполагая распространить
таковое ручательство и на такие владения, кои в течение времени
по обстоятельствам приобретены и прочным образом за ним
утверждены будут.

Артикул третий 241
В изъявлении того чистосердечия, с каковым его светлость
царь карталинский и кахетинский признает верховную власть и
покровительство всероссийских императоров, поставлено, что
помянутые цари, вступая наследственно на царство их, имеют тотчас
извещать о том российскому императорскому двору, испрашивая чрез
посланников своих императорского на царство подтверждения и
инвеститурой, состоящей в грамоте, знамени с гербом Всероссийской
империи, имеющим внутри себя герб помянутых царств, в сабле, в
повелительном жезле и в мантии или епанче горностаевой. Сии знаки
или посланникам вручены будут, или же чрез пограничное начальство
доставлены будут к царю, который при получении их в присутствии
российского министра долженствует торжественно учинить присягу на
верность и усердие к Российской империи и на признание верховной
власти и покровительства всероссийских императоров по форме,
прилагаемой при сем трактате. Обряд сей и ныне исполнен да будет
со стороны светлейшего царя Ираклия Теймуразовича.

Артикул четвертый
Для доказательства, что намерения его светлости в
рассуждении толь тесного его соединения со Всероссийской империей
и признания верховной власти и покровительства всепресветлейших
той империи обладателей суть непорочны, обещает его светлость без
предварительного соглашения с главным пограничным начальником и
министром е.и.в., при нем аккредитуемым, не иметь сношения с
окрестными владетелями. А когда от них приедут посланцы или
присланы будут письма, оные принимая, советовать с главным
пограничным начальником и с министром е.и.в., о возвращении
таковых посланцев и о надлежащей их владетелям отповеди.

Артикул пятый
Чтоб удобнее иметь всякое нужное сношение и соглашение с
Российским императорским двором, его светлость царь желает иметь
при том дворе своего министра или резидента, а е.и.в., милостиво
то приемля, обещает, что оный при дворе ее принимаем будет наряду
с прочими владетельных князей министрами равного ему характера, и
сверх того соизволяет и со своей стороны содержать при его
светлости российского министра или резидента.

Артикул шестой 242
Е.и.в., приемля с благоволением признание верховной ее
власти и покровительства над царствами Карталинским и Грузинским,
обещает именем своим и преемников своих:
1. Народы тех царств почитать пребывающими в тесном союзе и
совершенном согласии с империей ее и, следственно, неприятелей их
признавать за своих неприятелей; чего ради мир, с Портой
Оттоманской или с Персией, или иной державой и областью
заключаемый, должен распространяться и на сии покровительствуемые
е.в. народы.
2. Светлейшего царя Ираклия Теймуразовича и его дома
наследников и потомков сохранять беспеременно на царстве
Карталинском и Кахетинском.
3. Власть, со внутренним управлением сопряженную, суд и
расправу и сбор податей предоставить его светлости царю в полную
его волю и пользу, запрещая своему военному и гражданскому
начальству вступаться в какие-либо распоряжения.

Артикул седьмой
Его светлость царь приемля с достодолжным благоговением толь
милостивое со стороны е.и.в. обнадеживание, обещает за себя и
потомков своих:
1. Быть всегда готовым на службу е.в. с войсками своими.
2. С начальниками российскими обращаясь во всегдашнем
сношении по всем делам, до службы е.и.в. касающимся,
удовлетворять их требованиям и подданных е.в. охранять от всяких
обид и притеснений.
3. В определении людей к местам и возвышении их в чины
отменное оказывать уважение на заслуги перед Всероссийской
империей, от покровительства коей зависит спокойствие и
благоденствие царств Карталинского и Кахетинского.

Артикул осьмой
В доказательство особливого монаршего благоволения к его
светлости царю и народам его и для вящего соединения с Россией
сих единоверных народов, е.и.в. соизволяет, чтоб католикос или
начальствующий архиепископ их состоял местом в числе российских
архиереев в осьмой степени, именно после Тобольского,
всемилостивейше жалуя ему навсегда титул Святейшего Синода члена;
о управлении же грузинскими церквами и отношении, каковое
долженствует быть к Синоду российскому, о том составится
особливый артикул.

Артикул девятый 243
Простирая милость свою к подданным его светлости царя,
князьям и дворянам, е.и.в. установляет, что оные во Всероссийской
империи будут пользоваться всеми теми преимуществами и выгодами,
кои российским благородным присвоены, а его светлость, приемля с
благодарностью толь милостивое к подданным его снисхождение,
обязывается прислать ко двору е.в. списки всех благородных
фамилий, дабы по оным можно было знать в точности, кому таковое
отличное право принадлежит.

Артикул десятый
Постановляется, что все вообще уроженцы карталинские и
кахетинские могут в России селиться, выезжать и паки возвращаться
безвозбранно; пленные же, если оные оружием или переговорами у
турок и персиян или других народов освобождены будут, да
отпустятся восвояси по их желаниям, возвращая только издержки на
их выкуп и вывоз; сие самое и его светлость царь обещает
исполнять свято в рассуждении российских подданных, в плен к
соседям попадающихся.

Артикул первый на десять
Купечество карталинское и кахетинское имеет свободу
отправлять свои торги в России, пользуясь теми же правами и
преимуществами, коими природные российские подданные пользуются;
взаимно же царь обещает постановить с главным начальником
пограничным или с министром е.в. о всемерном облегчении
купечества российского в торге их в областях его или в проезде их
для торгу в другие места; ибо без такого точного постановления и
условие о выгодах его купечества места иметь не может.

Артикул второй на десять
Сей договор делается на вечные времена; но ежели что-либо
усмотрено будет нужным переменить или прибавить для взаимной
пользы, оное да возымеет место по обостороннему соглашению.

Артикул третий на десять
Ратификации на настоящий трактат долженствуют разменены быть
в шесть месяцев от подписания его, или и скорее, буде возможно.

В достоверие чего нижеподписавшиеся полномочные по силе их 244
полных мочей подписали сии артикулы и приложили к ним свои печати
в Георгиевской крепости, июля 24-го дня 1783 г.
На подлинном подписано:
Павел Потемкин.
Князь Иван Багратион.
Князь Гарсеван Чавчавадзев.

СЕПАРАТНЫЕ АРТИКУЛЫ
Артикул сепаратный первый
Твердое е.и.в. намерение, дабы единоверные ей народы, толь
тесными узами с империей ее соединенные, пребывали между собой в
дружестве и совершенном согласии в страх завиствующим им соседям
и в отражение соединенными силами всякого покушения на их
свободу, спокойствие и благоденствие, побуждает е.в. преподать
его светлости царю карталинскому и кахетинскому Ираклию
Теймуразовичу дружественные советы и увещания о сохранении дружбы
и доброго согласия со светлейшим царем имеретинским Соломоном и о
постановлении всего того, что может только пособствовать
пресечению различных распрей и к упреждению всяких недоразумений,
обещая императорским своим словом не только споспешествовать
стараниями своими событию сего толико полезного дела, но и на
таковый мир и согласие дать свое ручательство.
Его светлость царь Ираклий, приемля с должной благодарностью
великодушные е.в. попечения о соблюдении дружбы между народами
единого происхождения и закона и высочайшее ее ручательство,
исповедует сим, что в делах их взаимных со светлейшим царем
Соломоном ныне и впредь признает е.и.в. совершенным арбитром,
подвергая распри и недоразумения, между двумя владетелями паче
всякого чаяния происходящие, ее верховному решению.

Артикул сепаратный второй
Для охранения владений карталинских и кахетинских от всякого
прикосновения со стороны соседей и для подкрепления войск его
светлости царя на оборону е.и.в. обещает содержать в областях его
два полных батальона пехоты с четырьмя пушками, которым провиант
и фураж по их штатам производиться будет в натуре от земли по
соглашению его светлости с главным пограничным начальником за
положенную в штатах цену.

Артикул сепаратный третий 245
На случай войны главный пограничный начальник всегда со
стороны е.и.в. уполномочен быть долженствует с его светлостью
царем карталинским и кахетинским согласить и положить на мере о
защищении означенных земель и о действии против неприятеля,
который не инако как за общего врага разумеем быть должен. Причем
постановляется, что ежели бы часть войск карталинских и
кахетинских употреблена была для службы е.и.в. вне пределов их,
то оным имеет быть производимо полное содержание противу прочих
войск е.в.

Артикул сепаратный четвертый
Е.и.в. обещает в случае войны употребить все возможное
старание пособием оружия, а в случае мира настоянием о
возвращении земель и мест, издавна к царству Карталинскому и
Кахетинскому принадлежавших, кои и останутся во владении царей
тамошних на основании трактата о покровительстве и верховной
власти всероссийских императоров, над ними заключенного.

Сии сепаратные артикулы будут иметь такую же силу, как бы
оные в самый трактат от слова в слово внесены были. Чего ради и
ратификации на них в тот же срок вместе разменены быть
долженствуют. В достоверие чего нижеподписавшиеся полномочные по
силе их полных мочей подписали сии артикулы и приложили к ним
свои печати в Егорьевской крепости июля 24-го дня 1783 г.
На подлинном подписано:
Павел Потемкин.
Князь Иван Багратион.
Князь Гарсеван Чавчавадзев.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АРТИКУЛ
Как карталинские и кахетинские цари от давних времен
венчаются царским венцом и помазуются на царство святым миром, то
е.и.в. именем своим и преемников своего императорского престола
не только всемилостивейше дозволяет помянутым царям употребление
сего священного обряда, но еще в вящее доказательство отличного
своего благоволения жалует им сверх прочих знаков императорской
на царствие инвеституры, в договоре положенных, обыкновенную
царскую корону, которую как е.выс-во ныне владеющий царь 246
Ираклий II употреблять, так и светлейшие его преемники той же
венчаемы быть долженствуют.
Е.выс-во царь Ираклий, сию высочайшую милость е.и.в. с
достодолжным благоговением и благодарностью приемля, обещает
именем своим и преемников своих, что обряд священного тех
преемников его на царство венчания и помазания не прежде
совершаем будет, как по учинении положенной трактатом присяги на
верность всероссийскому императорскому престолу и по получении
утвердительной императорской грамоты с инвеститурой.
Сей артикул имеет почитаем быть принадлежащим к числу
других, трактат составляющих, в достоверие чего уполномоченные к
подписанию того трактата по данной им доверенности оный подписали
и печатями укрепили в 24 ... месяца 1784 г.
Павел Потемкин.
Князь Иван Багратион.
Князь Гарсеван Чавчавадзев.

ОБРАЗЕЦ, ПО КОТОРОМУ ЕГО СВЕТЛОСТЬ
ЦАРЬ КАРТАЛИНСКИЙ И КАХЕТИНСКИЙ ИРАКЛИЙ ТЕЙМУРАЗОВИЧ
УЧИНИТ КЛЯТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ
Е.И.В. САМОДЕРЖИЦЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ И НА ПРИЗНАНИЕ
ПОКРОВИТЕЛЬСТВА И ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ ВСЕРОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
НАД ЦАРЯМИ КАРТАЛИНСКИМИ И КАХЕТИНСКИМИ
«Аз нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом
пред святым его Евангелием в том, что хощу и должен е.и.в.
всепресветлейшей и державнейшей великой государыне императрице и
самодержице всероссийской Екатерине Алексеевне и ее любезнейшему
сыну, пресветлейшему государю цесаревичу и великому князю Павлу
Петровичу, законному всероссийского императорского престола
наследнику, и всем высоким преемникам того престола верным,
усердным и доброжелательным быть. Признавая именем моим,
наследников и преемников моих и всех моих царств и областей на
вечные времена высочайшее покровительство и верховную власть
е.и.в. и ее высоких наследников надо мною и моими преемниками,
царями карталинскими и кахетинскими, и вследствие того отвергая
всякое надо мною и владениями моими, под каким бы то титулом или
предлогом ни было, господствование или власть других государей и
держав и отрицаясь от покровительства их, обязываюсь по чистой
моей христианской совести неприятелей Российского государства
почитать за своих собственных неприятелей, быть послушным и 247
готовым во всяком случае, где на службу е.и.в. и государства
всероссийского потребен буду, и в том во всем не щадить живота
своего до последней капли крови. С военными и гражданскими е.в.
начальниками и служителями обращаться в искреннем согласии. И
ежели какое-либо предосудительное пользе и славе е.в. и ее
империи дело или намерение узнаю, тотчас давать знать. Одним
словом, так поступать, как по единоверию моему с российскими
народами и по обязанности моей в рассуждении покровительства и
верховной власти е.и.в. прилично и должно. В заключение сей моей
клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь».
Сей образец имеет служить и будущим впредь царям
карталинским и кахетинским для учинения клятвенного обещания при
вступлении их на царство и при получении подтвердительной грамоты
со знаками инвеституры, от российского императорского двора
жалуемой.
В достоверие сего нижеподписавшиеся полномочные по силе их
полных мочей тот образец подписали и приложили к нему свои печати
в Егорьевской крепости июля 24-го дня 1783 г.
На подлинном подписано:
Павел Потемкин.
Князь Иван Багратион.
Князь Гарсеван Чавчавадзев


akaky 28 июля 2009 | 01:29

Трактат в 1783-1787
Сия грамота есть фалькина грамота, условия трактата были не однократно нарушены российской стороной

По договору царь Ираклий II признавал покровительство России и частично отказывался от самостоятельной внешней политики, обязывался своими войсками служить российской императрице.

Екатерина II, со своей стороны, выступала гарантом независимости и целостности территорий Картли-Кахети.

За Грузией предоставлялась полная внутренняя самостоятельность.

Россия обязалась защищать Грузию в случае войны, а при ведении мирных переговоров настаивать на возвращении Картлийско-Кахетинскому царству владений, издавна ему принадлежавших (но отторгнутых Турцией).


Россия обязалась держать в Грузии два батальона пехоты и в случае войны увеличить число своих войск.

Ничего из обязательств России по отношению к Грузии не было выполнено. Договор был аннулирован.


akaky 28 июля 2009 | 01:44

Дубль два "Манифест Павла I" 1800 года
В Петербурге грузинское посольство 24 июня 1800 года передало коллегии иностранных дел проект документа о подданстве. Первый пункт гласил: царь Георгий XII «усердно желает с потомством своим, духовенством, вельможами и со всем подвластным ему народом однажды навсегда принять подданство Российской империи, обещаясь свято исполнять все то, что исполняют россияне»

23 ноября 1800 года император отдал рескрипт на имя Георгия XII о принятии его царства в подданство России

Георгию было обещано оставить за ним царские права до конца жизни и назначения наследника в компетенции царя Грузии. - Чего не было исполнено.


28 июля 2009 | 02:00

насколько я помню Георгий просто не назначил наследника
если внимательно осмотреть первый договор то в нем просто говорится о полной инкорпорации Грузинского царства в Российскую империю, в предущем твоем посту, ключевое слово "проект". Т.е. виемо сей грузинский "проект" чем то не устроил Павла I, однако инокрпорация состоялась значит договорились на других условиях нежли были в грузинском "проекте", а раз не было востания или противления грузинской стороны в какой либо официальной форме инкорпорации, то говорить о нарушениях сложно, скорее о модификациях, которые устраивали стороны в течении 130 лет, до того как Росская империя временно аниллигровалась и есстессно не смогла выполнять свои обязательства перед Грузией поэтому та и отошла на некоторое время, но не надолго.


akaky 28 июля 2009 | 02:21

Вы ссылались, а точнее привели текст договора первого трактата, тот самый который был заключён императрицей Екатериной II и Ираклием II? онный документ был аннулирован, и возобновлен уже после смерти Екатерины. Новый трактат был "немного" видоизменён по сравнению с первым обращенный к Павлу I от Георгия XII

Что касается по теме "проэкт" частично согласен, НО! пункт о престолонаследии не менялся, он был изменён Алексендром I, при этом не проинформировав грузинскую сторону.
Грузинская аристократия была поставлена перед фактом, что династия не наследует престол.


28 июля 2009 | 01:49

кем он был ануллирован, Сабакакашвили его ануллировал.
Довай расскажи в каком году он был был аналлирован уж не в 21 ли году 20 века, Т.е. грубо твоими словами говоря Ираклий II его подписал и Россия тут же его нарушила, но никто в течнии 130 лет, даже сами грузины не говорили о том, что он нарушен. Довай расскажи мне хоть об одном грузинском восстании против того что бы Грузия была в составе Российской империи, на основании того что Георгиевский Трактат был нарушен, может я чего то не знаю из грузинской истории довай просвети, мне даже самому интересно, факти тока приведи а не свое мнение или мнение Сабакакашвили.


gogval 29 июля 2009 | 22:11

Да, тебе лично грузины этого не говорили, ну надо же
Невежда.

1804.05. В горных районах Картли началось восстание против царской России. Российские войска вторглись в Имерети, Соломон II был вынужден вступить под покровительство России, Россия объявила Гурийское княжество под своим покровительством, Сыновья Ираклия II, царевичи Юлон и Парнаоз были сосланы в Россию, открылся Тбилисский Благородный пансион

1810. Соломон II восстал против российской оккупации. Завоевание Имерети Россией. Русские войска заняли Сухуми. Абхазское княжество вошло под покровительство России.

1811. Русские войска заняли Ахалкалаки - упразднение Россией автокефалии грузинской церкви

1812.01. Началось восстание в селе Ахмета.
1812.03. Произошло сражение у села Чумлаки между восставшими и русскими войсками
1812.11. Произошло сражение у села Манавии между восставшими и русскими войсками


1819. В Имерети началось восстание против российского гнета

1820. Начавшееся в Имерети восстание охватило Гурию, Рачу и Мегрелию
1825. В Петербурге образовался круг грузинских заговорщиков
1826. В Москве образовался круг грузинских заговорщиков

1841.05. В Гурии началось восстание против России

1876. Восстание в Сванети

1892. Состоялась первая конференция группы "Месаме Даси" (Третья группа). Лидером организации был Ной Жордания (БУДУЩИЙ президент Грузинской Республики, "добровольно" присоединенной к РСФСР при активном участии 7ой и 11-й армий


28 июля 2009 | 15:00

"Этот документ еще раз наглядно подтверждает,что присоединилось к России под назв."Грузия"-Картли-Кахети.А все остальное к чему мы привыкли в последнее время видеть под "Грузией" после 1931 г. было незаконно.Даже Мегрелия и Сванетия,я уж об Абхазии молчу,которая вообще к Грузии отношения не имеет.Вот это все надо исправлять.


28 июля 2009 | 15:49

акакию
"..При Иване III-Московском, кахетинский царь Александр II просил в московское подданство. Его просьбу подтвердил столетием позже другой царь Кахетии, Александр III, и Борис Годунов послал войска на Кавказ,но они дважды не смогли соединиться с грузинами-по вине последних.В 1724 г.картвельский царь Вахтанг VI бежал от турок в Петербург,а в 1761 г.-картлийский царь Теймураз II .В 1769 г.русские войска впервые приходят в Грузию по просьбе имеретинского царя Соломона I. По Кучук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. Кахети и Картли (как и Крым)по требованию России были признаны турками независимыми государствами".
В 1795 г. Ага-Мохаммед Хан,воспользовавшись отвлечением русских войной с Турцией, вторгся в В Картли и разграбил Тбилиси,как в свое время Тамерлан.Несчастный Ираклий отрекся,ему наследовал его сын Георгий ХIII,который попросил императора Павла I принять Грузию уже не под протекторат, но в вечное русское подданство(и,конечно,прислать войска).
Войска пришли в 1799 году и Грузия принесла присягу Российской империи. В 1801 г. умер царь Георгий,завещав свой престол российскому императору. В немногие последние годы к России присоединились и остальные картвельские царства и княжества.Впервые с давних лет возникла единая Грузия".(Е.Морозов,."Грзинский вопрос".
Конечно,грузинские историки "корректируют" некоторые исторические факты.Но это ведет к ложному пониманию истории,которую многие грузины с детства,со школы,принимают за чистую монету.


gogval 29 июля 2009 | 22:18

"Воспользовавшись отвлечением России" ага. Я даже слышал как Россия "отомстила" хану, где то в районе Баку, ага. Всего то пол тысячи км расстояние.

Вы, часом, не из недавно созданой комиссии по фальсификации истории?


30 июля 2009 | 17:50

gogval- "могвали"
А вы часом не из той же комиссии? Приведенный автор до всяких"комиссий" опубликован.
Ладно,вот другая ссылка:
"1587 г.Царь Кахетии Александр II прсягнул в верности Российскому государству-"что ему быть под государевою рукою неотступно..."
1594 . По просьбе кахетинского царя Александра русское войско из Астрахани двинулось на Тарки..
1601-царь Кахетии отправил очередное посольство к Борису Годунову,предлагая ему "занять русскими гарнизонами один или два города в "Грузинской земле".
1604 г. Кахетинский царь не выполнил договоренности на соединение с российскими войсками с целью вновь двинуться на Тарки(Шемхальское ханство).
1614 и 1616 г.г.:Картли и Кахети разграблены шахом Аббасом I.
1618-1621 г.г. царь Кахетии Теймураз I просит Михаила Федоровича взять под покровительство свою страну.
В 1624 г.Теймураз I пишет: "А мы все есми рабы твои и вся земля будет царствия твоево, о том тебе извещаем и поведаем и челом бьем".
В 1639 г. Теймураз I и его сын присягают на верности и подданности российскому престолу в обмен на обещание Михаила Федоровича защитить Кахетию от нападения кумыков и построить крепость в Душети.
В 1647-1649 г.г. Теймураз вновь просит защиты у российского царя и получает в ответ переселиться "со всеми своими людьми в Россию,если персы и лезгины будут далее его притеснять".
В 1653 г. изгнанный персами из Кахети Теймураз просит у Алексея Ивановича "..пушек с ядрами , мастеров каменных дел и шесть тысяч российского войска в помощь против Персии"... Теймураз сам приехал в Москву ,но получить помощь не сумел.
Его наследник и внук,царевич Николай также находившийся в Москве, мог претендовать только на княжество Тушетиию,но нек был допущен туда персами.
В 1680 г. в Россию переезжает и царь Картли Вахтанга IV -Арчил, изгнанный из Грузии персами. Прибыв в Москву,он также просит военной помощи,но прлучает только обещания не забыть Грузию(Картли) в мирном Договоре с Турцией. Предприняв неудачную попытку с помощью
осетинских отрядов закрепиться в Кутаисе,Арчил возвратился в Москву,где умер в 1713 г.
в 1648 г. царь Имерети Александр,столицу которого Кутаиси за год до этого сжег владетедь Мегрелии Леван II Дадиани,отправил посольство в Москву и попосил царя Алексея Михайловича принять его в подданство.
1651 г. Имеретя присягнула "быти великого государя моего царя и великого князя Алексея Михайловича ,всея Руси самодержца ,во всей его государевой воле и холопстве вовеки неотступным.."
1660 г. Имерети разделили между собой Картли и Мегрелия.
1657-58 г.г. российское подданство приняли горные картвельские племена тушинов хевсуров и шавов.
Сами грузинские цари уже просят помощи у России не только против персов или горных народов,а о поддержке в междуусобной борьбе с соседями.
Единственным достижением в российско-грузинских отношениях тгог времени является образование в Москве большой общины грузин.
Чуть позже,после 1720-х г.г. значительные грузинские общины врзникают в Моздоке и Кизляре.(А.Скаков."Между этносами.Россия и Грузия между дружбой и враждой".М.2004 г.).
Это небольшие цитаты о 17 веке. Дальше-больше
и интереснее, но об этом потом. А что ты "слышал",что где-то бабка что-то сказала...
Не верь слухам,кацо! Читай АРХИВЫ!


akaky 28 июля 2009 | 02:01

При Александре I...
12 апреля 1802 года сразу после смерти царя Георгия XII манифест был официально зачитал в Сионском соборе в Тбилиси ("…не для приращения сил, не для корысти, не для распространения пределов...")

Царевич Давид, лишён всех прав на наследования трона.

Уже через день после объявления манифеста было открыто новое правительство Александра I

Через несколько дней отобраны царские регалии у вдовствующей царицы Марии.


P.S В целом последствия трактата для Грузии были двойственны: с одной стороны, страна была избавлена от набегов со стороны Турции и Ирана, с другой, она утратила независимость(впоследствии даже и церковную). Беспорядки в стране со временем утихли, поскольку они были протестом в основном против методов и формы присоединения, но не против присоединения как такового. Тут очень краткие сводки, более подробную информацию можно найти в интернете.


28 июля 2009 | 02:09

Через несколько дней отобраны царские регалии у вдовствующей царицы Марии.
я в курсе за шо ее лишли регалий, ножиком не хер был вспарывать пузо грузинскому наместнику. Сами Грузины и лишили ее регалий, можешь посмотреть точное описание где она опосля оказалось и кто принимал участие в ее наказании, это были сами грузины. Царевич Давид не был назначен Георгием XII наследником ибо было понятно шо двух царей в Российской империи просто не может быть.


akaky 28 июля 2009 | 02:35

Согласно легенде, Кнорринг наместник от Александра I был убит при попытке изнасиловать вдовствующую царицу, еще в трауре.

Георгию было обещано оставить за ним царские права до конца жизни. Однако после его смерти согласно договору трактата по Павлу I утвердить Давида Георгиевича генерал-губернатором с титулом царя, а Грузию причислить к числу русских губерний под названием царство Грузинское.


28 июля 2009 | 02:46

очень интересно а зачем любовнику насиловать любовницу, они ж любовниками были и никакой тут легенды нет, свидетельства есть
А зарезала наместника по вполне конкретной причине, отказалась ехать на аудиенцию в Петербург по указу Российского императора, а когда ей было сказано, что ее сумасбродство не уместно, зарезала наместника (ну чисто дикая женщина). Ты тут баки не втирай, все фуфло которое вам гоняют счас по телеку или в газетах, опровергается ДОКУМЕНТАМИ, а ни какими не легендами.


akaky 28 июля 2009 | 03:21

Извиняюсь, был убит не Крупенков, а генерал русской армии Лазарев.

Есть две версии
Официальная-Лазарев вошел в покои царицы, где она находилась с детьми - пятью сыновьями и двумя дочерьми. Лазарев торопил с отъездом. Однако Мария отказалась будить спящих детей. Лазарев шагнул к тахте, на которой она сидела, и протянул ей руку, видимо, желая помочь ей подняться, но царица мгновенно вскочила, схватила висевший на стене кинжал и вонзила его в генерала.

Не официальная, но среди грузин бытует как легенда-быль-Лазарев входит в покои царицы где она находилась в трауре, оплакивая смерть своего мужа, умерщего на днях. Лазарев домогается к царице и при попытке изнасиловать царицу получил смертельное раниние от кинжала.

По предписанию императора "грузинской царице Марии... учинившей убийство из мщения и злобы" было определено "пребывание в Белгородском Рождественском монастыре".

В 1811 году сын царицы Михаил, сделавший к тому времени завидную карьеру, обратился к императору с просьбой освободить мать из-за ее слабого здоровья.

Марии Георгиевне было разрешено покинуть монастырь. Она поселилась в Москве. Скончалась в 1851 году и похоронена на родине, в Мцхете, в родовой усыпальнице грузинских царей.


akaky 28 июля 2009 | 03:27

опять ошибочка имел в виду Кнорринга в место Крупенкова. Все иду спать! =)


28 июля 2009 | 02:21

теперь о жестокой оккупации России Грузинского ханства в течени 200 лет
по любому весь регион делился между Персией, Турцией и Россией. Теперь по фактам посмотри что случилось с армянами, айзербайджанцами когда они были под турками или персами. Язык там практически утрачен, прав никаких, еще армян и отгеноцидили по полной программе. Всего этого Грузины избежали, причем у них были все права жителей Российской империи. Многие грузины занимали высшие государственные посты, причем даже не в самой Грузии, а в Москве и Петербурге,я уже про Сталина-Джугашвили. Когда Сабакакашвили лепит грузинам про российскую оккупацию он просто делает из вас неграммотных свиней. Инкорпорация была, причем на очень благоприятных условиях для грузин.


akaky 28 июля 2009 | 02:52

Я не отрицаю что, вмешательство России пошла Грузии на пользу, но не надо так же забывать и о том что по милости России (сразу вспоминается текст "...не корысти ради...") Грузия лишилась своей древней династии царей, части территории, и очень многих прав, хотя с другой стороны могла бы потерять и всё, тут у меня двоякое ощущение... Только не надо мне рассказывать что по по доброте своей пристроили мы "бедную Грузию". Россия получала свои дивиденды от присоединения, так же как и Грузия в свое время от России, так что все было взаимовыгодно.


28 июля 2009 | 02:56

когда строят в Грузии строят музей 200 летней оккупации
это выглядит просто глупо, как и все что делает Сабакакашвили.


mazin68 28 июля 2009 | 15:22

Народ Грузии попал в сети собственой
глупости на десятилетия.
Да и покровителям не позавидуешь с такими любителями митингов
в богатейшей ресурсами стране марганец(Чиатура),уголь,petrolium fields in Mirzaani,
rich water,forest,health resources.*
Сравните с Эстонией:едиственный ресурс-сами люди,как и в Японии.
Климат питерский, земля-глина, море-
холодное, от русских пострадали больше, че
м грузины, не участвуя в русской дури,подо
бно грузинам (Сталин, Церетели, Берия и т.д.)
Качество жизни самое высокое в б.СССР:
по митингам некогда шататься.
----------------------------------------------------------
*Encyclopedia americana NY,NY,10022


28 июля 2009 | 17:45

pitbul1975, nikola56,ynik
В. РОМЕНСКИЙ - Но все-таки Грузия зачем нужна США?

О. ЖУРАВЛЕВА - Зачем она нам нужна, это понятно.

В. РОМЕНСКИЙ - Потому что вроде братские народы и всегда были рядом. Но, возвращаясь к Хиллари Клинтон, она сказала, что при этом США выступают против того, чтобы Россия имела сферу влияния в Восточной Европе.


28 июля 2009 | 17:55

nikola56, pitbul1975, ynik

В. РОМЕНСКИЙ - Но все-таки Грузия зачем нужна США?

О. ЖУРАВЛЕВА - Зачем она нам нужна, это понятно.

В. РОМЕНСКИЙ - Потому что вроде братские народы и всегда были рядом. Но, возвращаясь к Хиллари Клинтон, она сказала, что при этом США выступают против того, чтобы Россия имела сферу влияния в Восточной Европе.
может вы обясните и оцените то братское отношениа к Грузии 09.03.1956, 09.04.1989, 07.08.2008, выселение грузин 2006 скотовозами.
а как россиа относилась по братски к Польше 1939 сентябрь, к Венгрии 1957, к Чехословакии 1968 апрель, к Афганистану 1979 декабрь,
к Азербайджану 1989 январь, Украина ,балтиские республики и.т.д
ето всё по братски, слюбовю Рассиа.


28 июля 2009 | 19:55

марионелле "с лубовиу"....
А про бойню грузинских меньшевиков в Абхазии и Ю.Осетии в 1918-1921 г.г он не слышал...
Про закрытие абхазских школ, запрет абхазского языка с 1947 по 1953 г.г. он тоже не знает.
1931 г.-ликвидация ССР Абхазии и введение ее в состав ГССР как автономия.
1947,1957,1965,1978,1989 г.г. массове волнения абхазского народа против грузинской экспансии тоже не знает..
1991г.Война грузии против Ю.Осетии.
1992 г.14 августа.Начало войны Грузии против Абхазии под кодовым названием "МЕЧ". И это не знает?
8.08.2008 г. Война Грузии против Ю.Осетии.И этого всего он не знает? Ну тогда он вообще ничего не знает.....
Все зти безобразия закончились после признания Россией Абхазии и Ю.Осетии. Теперь у Грузии руки чесаться перестанут,надеемся навседа


gogval 29 июля 2009 | 22:04

Гбшную пропаганду наизусть заучил, пушистый мой? Сколько миллионов осетин кровожадные грузины убили в тот геноцид? Тогда ваш президент тоже в 15 раз "немного преувеличил" число жертв?

А грузинские деревни РФ тогда не "освободила"? От кого? Ну от:
а) грузин
б) имущества
в) нечистых духов (огнём)
г) стен (бульдозерами)

Нет? А аэропорт, для приземления коротышки и.о. президента РФ на месте снесенных грузинских деревень не строоила?

------------------------ Ликбез ---------------

Экспансия апсуа в южную часть нынешней абхазии недавнее явление. И даже в разгар турецкого влияния, грузины жили как в гальском районе включая Очамчиру так и в горах (кодори).

Быстрее всех в Абхазии росло число русских, с нуля до сначала 12, а потом 75 тысяч.

В анексированой РИ Грузии постоянно вспыхивали восстания (также как это было во время монголов, от которых грузины избавились на полтора века раньше русских)


gogval 29 июля 2009 | 22:06

Гбшную пропаганду наизусть заучил, пушистый мой?
Сколько миллионов осетин кровожадные грузины убили в тот "геноцид"? Тогда ваш и.о. президента тоже в 15 раз "немного преувеличил" число жертв?

А грузинские деревни РФ тогда не "освободила"? От кого? Ну от:
а) грузин
б) имущества
в) нечистых духов (огнём)
г) стен (бульдозерами)

Нет? А аэропорт, для приземления коротышки и.о. президента РФ на месте снесенных грузинских деревень не строоила?

------------------------ Ликбез ---------------

Экспансия апсуа в южную часть нынешней абхазии недавнее явление. И даже в разгар турецкого влияния, грузины жили как в гальском районе включая Очамчиру так и в горах (кодори).

Быстрее всех в Абхазии росло число русских, с нуля до сначала 12, а потом 75 тысяч.

В анексированой РИ Грузии постоянно вспыхивали восстания (также как это было во время монголов, от которых грузины избавились на полтора века раньше русских)


31 июля 2009 | 00:06

гогвалу-могвалу. Ликбез от грузин и мегрелов,которые писали об Абхазии в конце 19 века.ЛИКБЕЗ ДЛЯ ПУШИСТЫХ И МАХРОВЫХ ГРУЗИН,
Ты,невежа, почитай грузинскую периодику конца 19 века после Кавказской войны,когда опустела Абхазия. Это журн. и газеты,
например, "КВАЛИ", "ДРОЭБА", "ШРОМА","ИВЕРИЯ" на груз.яз. и т.д., где авторы- Г.Церетели,
П.Чарая,А.Джугели, А.Месхи и др.четко дают понять,кто жил в Абхазии от Енгура и до Гагр, а также в Дале и Цабале(Кодорское ущелье).
Но все равно приведу несколько авторов и их цитаты:
"..Абхазия,как подсказывает само название,местности,принадлежала и принадлежит абхазам.." (Газета "ДРОЭБА" №216 за 1883 г.на груз.яз.).
"За земли Сухумского округа (Абхазия) обрывали друг другу уши и стар и млад,и поп и люд,присваивали себе усадьбы несчастных абхазов и, в течении 5-6 лет, сюда нахлынули греки,русские,болгары,немцы,мегрелы,имеретинцы,армяне и др."(Газ."ДРОЭБА",1883 г.№116 на груз.яз.).
"Присылайте сюда побольше рачинцев,лечхумцев,
верхних имеретинцев и мегрелов из горных мест.."(Газ."ШРОМА",1882 г.№15 на груз.яз.).
"Не так давно Дал(Кодор) был густо населен абхазами...Страна с древних времен прославленная мужеством здешних жителей,сегодня таким образом опустошена,что никто там не живет.."(П.Чарая."Землевладение в Абхазии". Журнал "КВАЛИ",1897г.№13,стр.268.).
"..Ну что должен делать мегрел,который задыхается от безземелья,если не приобретет до двух десятин земли в Абхазии.?"(П.Чарая."Землевладение в Абхазии",журн."КВАЛИ",1897 г., №14 на груз.яз.)
"..Только грузино-мегрелы на правах соседнего народа имеют преимущество на колонизацию территории Абхазии.."( Я.Гогебашвили,"КЕМ ЗАСЕЛИТЬ АБХАЗИЮ"?,Газ."ТИФЛИССКИЙ ВЕСТНИК" 1877 г.№209-249).
"Некотрые думают,что Самурзакано,который начинается от реки Охурей и кончается у реки Енгур,является Мегрелией,а не Абхазией,но ошибаются.. Для этого нет необходимости приводить много документов:проследишь имена и фамилии здешних коренных жителей и убедишься,что они являются настоящими абхазами.Например: Емухвари,Шарвашидзе,Марганиа,Чхотуа,Анчабадэе,Квадж,Мурзакан,Абзагу,Базала,Кваблухо,Гедлач и др.Это край называется Самурзакано,потому что был вотчиной Мурзакана Шарвашидзе-Чачба".(К.Мачавариани,статья "Из моего дневника".Журнал "МОАМБЕ",1895 г.,№9,на груз.яз.).
Думаю хватит неучу "гогвалу-могвалу" и др. "любителям" Абхазии без абхазов. И эти авторы,которых я привел выше,надеюсь жили и писали до "ГЭБЕШНЫХ" времен,когда еще процветал царизм. И, что хочу заметить,тогдашние грузины и мегрелы достаточно были объективны и не оспаривали у абхазов их территорию-Абхазию.
А твой "ликбез"-грузинская фальсификация,которой вам мозги пудрят и от которых мира от абхазов и осетин не ждите никогда.
P.S. По переписи 1886 г. В Сухумском округе(Абхазия)из всего населения в 68,8 т.чел проживало 59,О т.абхазов-85,8%; грузин-О,5 тыс.-О,7% ,мегрел-3,5 т.-5,1%.
Так что грузин к 1989 г. увеличилось в 245(!!!)раз. Наверно грузинки рожали по 50 детей....
УЧИ ПРАВДИВУЮ ИСТОРИЮ,ДРУЖОЧЕК ТЫ ОБОЛВАНЕННЫЙ

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире