'Вопросы к интервью
Т. ДЗЯДКО: 15-35 в Москве, «Дневной разворот». Тихон Дзядко, Алина Гребнева. Еще раз добрый день.

А. ГРЕБНЕВА: Добрый день.

Т. ДЗЯДКО: Мы к теме Грузии вернемся в следующем часе, а сейчас разворачиваемся в сторону прессы.

А. ГРЕБНЕВА: Более мирных новостей.

Т. ДЗЯДКО: «У печатных изданий нет будущего», – заявил г-н Уоррен Баффет, известный американский финансист. Свое мнение он изложил в ежегодном письме акционерам компании Berkshire Hathaway. Содержание этого послания стало известно газете «The Wall Street Journal». В послании г-н Баффет говорит, что существует большая вероятность того, что газеты будут нести бесконечные убытки, поскольку произошел большой спад в доходах газет от рекламы. И Баффет, чьей компании принадлежит большой пакет акций «The Washington Post» заявил, что эта часть его бизнеса будет испытывать большие трудности.

Сейчас мы будем выяснять, есть ли будущее у печатной прессы. В конце этой получасовки будем выяснять это у вас, а сейчас у нас на прямой линии телефонной связи Владимир Сунгоркин – главный редактор газеты «Комсомольская правда». Владимир Николаевич, вы слышите нас?

В. СУНГОРКИН: Да, слышу.

А. ГРЕБНЕВА: Владимир Николаевич, как быть с вашим изданием? Вы тоже пессимистично настроены, как и Уоррен Баффет?

В. СУНГОРКИН: Все-таки западная пресса, среди отличий ее от нашей еще и то, что это исключительно затратная пресса. Я неплохо знаю все эти западные газеты, там колоссальные расходы идут на трудовые коллективы, колоссальные штатные расписания, не сопоставимые с российскими или с развивающимися странами в целом, к которым Россия все-таки относится. Поэтому затратность тех газет колоссальная. Я Баффета понимаю, он с отчаянием смотрит на эти тысячи высокооплачиваемых людей.

Я думаю, что ничего страшного не произойдет. Перспективы с чем я связываю? Во-первых, большие перспективы в среднесрочной перспективе, в среднесрочном периоде будут у бесплатной прессы. Бесплатную прессу даже молодое поколение будет читать. А вот платную они не могут читать. Им лень идти подписываться, идти в киоск, платить какие-то деньги. Это всё для них чуждые совершенно процедуры. Но бесплатные газеты охотно будут брать.

Значит, есть будущее у бесплатных версий газет. Я это могу сказать с уверенностью, потому что мы в «Комсомолке» проводили такие эксперименты. У нас получалось. У платной прессы традиционной перспективы похуже. Значительно хуже под ударами Интернета, и мобильные телефоны будут очень серьезно насыщаться информационными возможностями. И перспективы у платной прессы гораздо ниже. Хотя все равно лидирующие газеты сохранятся надолго. Просто газет будет гораздо меньше. Да их уже сейчас было гораздо меньше, если бы их не дотировали в тех безумных цифрах, как сейчас это происходит в России.

Итак, подытоживая. Бесплатные газеты, бесплатные версии газет будут потоньше, но это будут вполне полноценные газеты. И «Комсомольская правда» на этом пути сейчас находится. Там всё будет в порядке. Ключевой вопрос – будут ли рекламодатели платить за это удовольствие? Они платить будут.

А. ГРЕБНЕВА: А почему вы так уверены, Владимир Николаевич? Вы таким грозным голосом говорите, как будто приказываете рекламодателям: «Платите нам».

В. СУНГОРКИН: Они платить будут, да, как миленькие. Рекламодатели, чем дальше общество развивается, тем они становятся все более изощренные. Но они видят, что это работает. Газета – достаточно комфортная вещь для чтения, для размещения рекламы. Ее не заменит ни компьютер самый маленький… Полностью не заменит.

Т. ДЗЯДКО: Вы в этом уверены?

В. СУНГОРКИН: Да, я в этом абсолютно уверен. Я очень не уверен в судьбе платных версий. Вымрет вот это поколение нынешнее, которое привыкло читать газеты, но оно опять же вымрет лет через 15-20 только. Но тем не менее там большой будет урон. Рекламодатель не захочет размещать рекламу. Но лидирующие газеты останутся, их останется по одной газете на город.

Т. ДЗЯДКО: Владимир Николаевич, ведь получается по всему, что, сидя дома, намного проще открыть компьютер, открыть ноутбук и получить всю ту информацию, тем более максимально свежую, чем спускаться вниз к почтовому ящику или тем паче в киоск и покупать газету.

В. СУНГОРКИН: Вы описали все-таки образ жизни некоего инвалида, который прикован к кровати. Все равно я пошел на улицу, там свежий воздух… В киоск я не пойду. Мне лень идти, доставать деньги, платить. Это такой психологический барьер, особенно у нового поколения. Не хотят они платить и читать. А раз заплатил – значит, надо читать. А вот бесплатно, когда она стоит на стойке в метро, когда она в подъезде – когда она у тебя прямо под носом… Или еще хлеще – он идет, а ему суют в руку. Вот это он возьмет. А мы, издатели, редактора, должны постараться, чтобы там было что-то такое, что было бы интересно читать.

А. ГРЕБНЕВА: Владимир Николаевич, на Западе как раз-таки развивается немножко другая кампания – по виртуализации прессы. Там запускается глобальный проект: ведущие издания будут представлены в Интернете, причем это будут платные версии, подписчики должны будут платить, и они будут получать по Интернету газеты.

В. СУНГОРКИН: Нет, я вас уверяю, ничего подобного. Это вас ввели в заблуждение. Проектов у нас навалом во всем мире. Но подписчики никогда не будут платить за подписку на газеты. Этого мы от них уже не дождемся. Этот джин уже из бутылки выполз. Это, знаете, такая продолжающаяся агония старого мышления некоторых издателей. Они говорят: «Нет, у нас будут платить». Ни фига они не будут платить. Т.е. найдется 800 человек, которые будут платить. Но это продолжение агонии.

На пути платного контента есть слишком много препятствий, слишком много желающих давать его бесплатно, опять же абсолютно прагматически. Потому что бесплатный контент – главный заработок – реклама. Поэтому идея с платным контентом, она тупиковая. А вот идея с бесплатной газетой и идея с размещением рекламы, это нормально, но это мы уже говорим об интернет-носителях. Дело в том, что «Комсомолка», она развивается сразу во всех ипостасях. Мы запустили радио «Комсомольская правда», запустили Интернет, у нас 400 тысяч в день заходят. Но мы зарабатываем на рекламе. У нас, кстати, прибыльно. Но печатная версия еще лет 10 будет жить.

Т. ДЗЯДКО: Еще 10 лет вы им даете.

В. СУНГОРКИН: А дальше заглядывать бесполезно и бессмысленно.

Т. ДЗЯДКО: Спасибо. Владимир Сунгоркин – главный редактор газеты «Комсомольская правда», был у нас на прямой линии телефонной связи. Через несколько минут мы свяжемся с представителем другого СМИ.

А. ГРЕБНЕВА: Может быть, у него будет другая точка зрения.

Т. ДЗЯДКО: Владислав Фронин будет у нас на прямой линии связи, главный редактор «Российской газеты».

СООБЩЕНИЯ О СИТУАЦИИ В ГРУЗИИ

Т. ДЗЯДКО: А теперь возвращаемся к печатной прессе, ее будущему и настоящему, насколько все эти перспективы радушные или же вовсе нет, как считает г-н Баффет, известный американский финансист. Теперь мы связались с Владиславом Фрониным, главным редактором «Российской газеты». Владислав Александрович, добрый день.

В. ФРОНИН: Добрый.

Т. ДЗЯДКО: У нас сейчас на прямой линии был Владимир Сунгоркин – главный редактор газеты «Комсомольская правда», который сказал, что в ближайшие 10 лет за печатную прессу беспокоиться не следует. С другой стороны, г-н Баффет, известный американский финансист, который и сам владеет акциями «The Washington Post», например, сказал, что у печатных изданий нет будущего. Как вы смотрите на эту проблему? Интернет и кризис съедят газеты? Или газеты будут существовать себе отдельно, без каких-либо проблем?

В. ФРОНИН: Давайте обратимся для начала к истории. Не первый раз уже хоронят печатные газеты. Давайте вспомним, когда впервые появилось телевидение. Тогда же говорили о том, что газеты обречены на вымирание. Телевидение тогдашнее – это как Интернет. А за это время, однако, выросли тиражи газет, доходы от рекламы выросли. А сейчас кризис, доходы стали падать, доходы от рекламы тоже стали падать. Возникли проблемы. Появился Интернет вместо телевидения. И тоже снова заговорили о том, что печатные СМИ вымрут.

Я думаю, что мы подменяем, путаем. Газета – это все-таки средство массовой информации, а цифра – это технологии. Думаю, что будет развиваться всё так же, как оно было в эпоху телевидения, и будет развиваться в эпоху Интернета. Газеты останутся. Конечно, они изменятся, они будут другими.

Т. ДЗЯДКО: В какую сторону изменятся?

В. ФРОНИН: Конечно, они будут использовать преимущество Интернета, меньше будет бумаги, наверное. Больше будет электронных носителей. Я согласен со своим коллегой Сунгоркиным, что скорее киоски вымрут газетные, а газеты все-таки останутся. И будет сочетание, будет сочетание интернет-версии и бумажной версии.

Т. ДЗЯДКО: Смотрите, но ведь происходит следующее. Газеты не успевают за новостями. Сайты в Интернете, обновляющиеся каждые 5 минут, более оперативны. В чем резон тогда читателям покупать или подписываться на газеты?

А. ГРЕБНЕВА: Там все сообщения начинаются со слов «вчера».

В. ФРОНИН: Я понимаю, о чем вы говорите. Век информации, век Интернета. Безусловно, всё это будет брать верх. Но комментарий, эксклюзив, осмысление событий, бренд, доверие – всё это ещё дает перспективу серьезную СМИ, и печатным в том числе. Но еще, повторяю, здесь будет дозирование. Будет часть электронной версии, будет часть бумажной версии.

Нет Советского Союза. Появились новые газеты, вымерли старые газеты. Нет «Правды», но есть «Коммерсант». Одновременно все-таки осталась «Комсомольская правда», появилась «Российская газета». Какие-то газеты умирают, какие-то остаются. Слишком много газет у нас сейчас. Действительно, слишком много. Не только за счет дотирования. Слишком много предложений, они пустышки, несерьезные проекты, однодневки. Поэтому многие умрут.

Знаете, что интересно. Я тут посмотрел доклад «Роспечати». Мы все так уповаем на Интернет… А смотрите, у них падает 20 сайтов ведущих газет США, 21 из них сократилось среднее время посещения пользователей. Например, у «Бостон Глоб» сократилось почти в два раза – с 17 минут в среднем (было в 2007 году) до 8 минут, почти в два раза.

Т. ДЗЯДКО: Я так понимаю, вообще сейчас будет вроде бы закрываться, насколько я знаю.

В. ФРОНИН: Да, будет закрываться бумажная версия. Но электронная тоже у них не идет. Снижение, что ли, интереса. Или, наоборот, появление других носителей, всё больше и больше разных источников информации. Чем больше источников информации, тем меньше каких-то… Где-то убывает, где-то прибывает. Я думаю, что не оптимистично, не пессимистично, а реалистично если смотреть, то – еще раз повторяю – будет определенное сокращение. Где-то убудет, где-то прибудет.

А. ГРЕБНЕВА: Владислав Александрович, вы не считаете должным и нужным делать прогнозы по срокам, что вот через 20 лет, через 30 мы полностью откажемся от газет, газеты будут присутствовать в нашей жизни.

В. ФРОНИН: Повторяю еще раз – смотря о каких газетах вы ведете речь. Если речь идет о бумаге…

А. ГРЕБНЕВА: О бумаге, конечно. О печатных изданиях.

В. ФРОНИН: Книга и газета, то же самое, бумага. Есть электронная книга, есть бумажная книга. Было увлечение аудиокнигами определенное. Но все равно они не смогли вытеснить бизнес книжный. Издательский бизнес все равно процветает, как бы ни было трудно. То же самое и с газетами. Что-то появится новое, будет развиваться, будем изменяться, будет соотношение меняться. Будет больше Интернета, меньше бумаги.

Владимир Сунгоркин говорил о том, что бесплатные издания будут. Согласен. Думаю, что они будут в разном виде, бесплатные. Бесплатные рекламные и бесплатные бюджетные. У нас, например, бесплатное издание в пятницу, самое тиражное – 3,5 миллиона, это бесплатное, для инвалидов, для ветеранов, для тех, у кого нет денег. Одновременно это семейная газета.

А. ГРЕБНЕВА: Т.е. газете быть. Спасибо вам больше, Владислав Александрович.

В. ФРОНИН: Да, я думаю, что газете быть.

А. ГРЕБНЕВА: Владислав Александрович Фронин, главный редактор «Российской газеты», был у нас на прямой линии телефонной связи. Теперь мы обращаемся к вам, слушатели радиостанции «Эхо Москвы». Вы можете использовать наш смс-номер +7-985-970-4545 и отправлять свое мнение о будущем печатных изданий, вообще читаете ли вы, не читаете. Конечно же, мы задействуем телефон 363-3659. Мы хотим узнать у вас, если вы являетесь читателем газеты, дают эти печатные издания. Что же такое уникальное вы черпаете в этом источнике информации.

Т. ДЗЯДКО: Я предлагаю проголосовать. Вопрос следующий. Что для вас является приоритетным источником получения информации – газеты или какие-то иные источники получения информации: Интернет, телевизор, радио, «сарафанное радио», всё что угодно. Итак, газеты или другие источники информации. Если это газеты, набирайте московский номер 660-0664. Если же это какие-то иные источники информации, набирайте московский номер 660-0665.

А. ГРЕБНЕВА: У нас много сообщений. «Для меня конец печатной прессы, книг равносилен концу света», – пишет нам Ирина. Тут же наша слушательница отмечает, что у них в ящики кладутся бесплатные газеты: «Но что же там читать, кроме рекламы?» – удивляется она. Виталий из Санкт-Петербурга иронизирует, что «на газетке можно разложить селедочку и так далее».

Т. ДЗЯДКО: Да, на мониторе компьютера это получится как-то не очень правильно.

А. ГРЕБНЕВА: Давайте послушаем телефонный звонок. Здравствуйте, вы в прямом эфире «Эхо Москвы».

СЛУШАТЕЛЬ1: Добрый день. Меня зовут Евгений Коноплев. Мне ваша тема особенно интересна, потому как я выпустил уже одну книжку под названием «Как выжить в мире информации», в начале лета выйдет вторая книжка, будет называться «Про инфо», выйдет в издательстве «Альпина Бизнес Букс». Там в том числе рекомендуется читать газеты.

Т. ДЗЯДКО: Почему? В чем выигрышность газеты? Почему людям, на ваш взгляд, следует читать газеты? Что они такого особенного в них смогут получить?

СЛУШАТЕЛЬ1: Посмотрите, даже сайты двух крупнейших уважаемых газет – «Коммерсант» и «Ведомости», они в электронном виде предоставляют все статьи, которые вы можете почитать и в печатном виде. Но здесь вам никто не гарантирует, что я, и ваш друг, и ваш коллега прочитают один и тот же набор статей. А когда у вас 16 полос, и на них редакция обязана разместить новости за прошедший день – с аналитикой, с разрисовкой важности, – понятно, что в таком виде этот комплект прочитает вся страна.

А. ГРЕБНЕВА: Т.е. важен этот ракурс, взгляд на ситуацию в стране на сегодня.

СЛУШАТЕЛЬ1: Важно то, что это элемент объединения бизнес-сообщества.

А. ГРЕБНЕВА: Но у нас же не только бизнес-пресса есть. Есть и так называемая «желтая пресса», корпоративная…

СЛУШАТЕЛЬ1: «Желтая пресса» объединяет свою аудиторию, деловая пресса объединяет свою аудиторию. Давайте возьмем Штирлица. Вам его интереснее смотреть на дисках или вместе со всей страной в прямом эфире?

Т. ДЗЯДКО: Мы сейчас еще можем сказать: нам его интереснее смотреть черно-белым или цветным. Не знаю. Если признаться честно, я подобного вопроса не ставлю. Я смотрю его и не чувствую в этот момент какого-то единения с теми, кто смотрит его еще. Тем более что Штирлица обсуждать… Это же не премьера.

СЛУШАТЕЛЬ1: Просто это элемент объединения сообщества.

А. ГРЕБНЕВА: Спасибо вам большое, Евгений. Просто есть еще много других телефонных звонков. Люди хотят выговориться.

Т. ДЗЯДКО: 363-36-59 – телефон прямого эфира.

СЛУШАТЕЛЬ2: Добрый день. Меня зовут Лариса Ивановна. Тихон, мне очень приятно вас слышать, я вас обожаю.

Т. ДЗЯДКО: Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ2: Дело в том, что для меня существует только «Новая газета».

Т. ДЗЯДКО: Лариса Ивановна, почему для вас газеты столь важны? Они ведь не успевают за новостями.

СЛУШАТЕЛЬ2: Почему? «Новая газета» как раз успевает за всем. Господин Муратов, главный редактор, успевает за всем.

Т. ДЗЯДКО: Т.е. менять газеты на другие источники информации вы не планируете.

СЛУШАТЕЛЬ2: Нет. Пожалуйста, прошу вас, Тихон, умоляю, не надо больше поднимать вопросы о Грузии всякой. Пусть они сами разбираются.

Т. ДЗЯДКО: Мы поднимем этот вопрос, Лариса Ивановна, буквально через 10 минут, после 16 часов.

А. ГРЕБНЕВА: 363-36-59. Вот еще один читатель газет дозвонился нам.

СЛУШАТЕЛЬ3: Здравствуйте. Меня зовут Ирина, я из Москвы. Мне 36 лет, но я все равно люблю читать газеты. На самом деле я считаю, что современное поколение изучает по газетам не свежие новости, а, например, различные тематические материалы. Про православие очень интересный ряд статей был в «Московском комсомольце», в той же «Новой газете» различные результаты расследований. Всякие интересные факты, которые, в принципе, больше нигде не узнаешь. И во всех остальных источниках информации они изложены достаточно примитивно.

А. ГРЕБНЕВА: Ирина, вы покупаете или подписаны на издания?

СЛУШАТЕЛЬ3: Покупаю. Я сначала просматриваю содержание. Если нравится, есть что-то интересное, то покупаю.

Т. ДЗЯДКО: Т.е. вам интересна такая сериальность, которая может быть создана в газетах: расследования, какие-то темы, казалось бы, отвлеченные, на которых фокусируется внимание журналиста.

СЛУШАТЕЛЬ3: Да.

Т. ДЗЯДКО: Спасибо за ваш звонок. Голосование у нас завершилось, можно объявить результаты голосования. Мы вам задавали вопрос, что для вас является приоритетным источником получения информации – газеты или другие средства массовой информации? 37,1% наших слушателей, которые приняли участие в голосовании, говорят, что приоритетным для них являются газеты. Соответственно, 62,9% говорят…

А. ГРЕБНЕВА: …что они черпают информацию из других источников, т.е. телевидение, радио и Интернет. Григорий нам пишет: «Больше читаю интернет-издания, хотя, конечно, газетку почитывать приятнее».

Т. ДЗЯДКО: «Интернет дает статистику, поток новостей, а газета дает анализ», – Максим из Тулы пишет. Александр: «Боюсь, печатная пресса понемногу вымрет. Количество читающих ничтожно мало и постоянно снижается. К тому же образование молодежи постоянно падает».

А. ГРЕБНЕВА: Эльдар из Казани: « Чудный запах свежей газеты ничто не заменит». Эльдар, вы прямо как британский аристократ.

Т. ДЗЯДКО: Кофе, закурить сигаретку, взять интересный номер какой-нибудь газеты…

А. ГРЕБНЕВА: Успеем послушать еще один звонок?

Т. ДЗЯДКО: Почему нет? Время еще есть. 363-36-59 – телефон прямого эфира.

СЛУШАТЕЛЬ4: Здравствуйте. Меня зовут Александр.

Т. ДЗЯДКО: Здравствуйте. Вы, я так понимаю, за рулем. Александр, скажите, вы читаете газеты?

СЛУШАТЕЛЬ4: Да, периодически читаю газеты. Но мне кажется, газеты вряд ли в ближайшее время могут вымереть. Если в Америке только, действительно.

Т. ДЗЯДКО: Скажите, а почему именно газеты как средство массовой информации вы выбираете? В чем для вас их плюс?

СЛУШАТЕЛЬ4: Для меня плюс газеты… Мне просто интересно посидеть, полистать.

А. ГРЕБНЕВА: Т.е. это для вас такой ритуал больше. Не получение информации, и ритуал.

СЛУШАТЕЛЬ4: Не только новости черпаю.

А. ГРЕБНЕВА: Спасибо большое.

Т. ДЗЯДКО: Андрей из Питера нам пишет: «В газетах информацию подают, а в Инете нужно искать». Т.е. газеты – это для ленивых, по-вашему.

А. ГРЕБНЕВА: Филипп считает, что «пока бумагу производят, газета будет жить».

Т. ДЗЯДКО: «Газета нужна в бытовых целях. Информацию удобнее получать из Интернета, ТВ и радио». Алла, в бытовых целях – это что вы имеете в виду? Под обои поклеить или селедку чистить? Здесь Сергей из Самары продолжает тему селедки, мне очень нравится: «Про селедку на газете – это даже не смешно. Это наша реальность. Газету можно пощупать. Она теплая и настоящая».

А. ГРЕБНЕВА: Роман из Уфы, у него, видимо, какие-то свои источники: «Ура, через 30 лет не будет ничего бумажного. Хватит переводить лес в макулатуру».

Т. ДЗЯДКО: Давайте еще раз напомню результаты голосования. 37,1% наших слушателей выбирают газеты и считают их для себя приоритетным источником получения информации.

А. ГРЕБНЕВА: Мне кажется, 37% – это достаточно много.

Т. ДЗЯДКО: Неплохо, конечно. Наши слушатели должны были доказать Уоррену Баффету, что он неправ. Итак, 62,9%, все же большинство, выбирают другие источники для получения информации. Сейчас прерываемся на новости, после чего, уж извините, возвращаемся к теме Грузии.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире