'Вопросы к интервью
05 февраля 2009
Z Разворот Все выпуски

Освобождение украинского судна «Фаина»


Время выхода в эфир: 05 февраля 2009, 15:08

А. ПЛЮЩЕВ: Ну вот, слава богу, мы дозвонились до Михаила Войтенко, главного редактора сетевого издания «Морской бюллетень – Совфрахт», который следит за судами в Аденском заливе, захваченными пиратами. Михаил, добрый день.

М. ВОЙТЕНКО: Добрый день.

А. ПЛЮЩЕВ: Какие последние новости о «Фаине»? Потому что поступает крайне противоречивая информация. Еще утром говорили, что все, она чуть ли уже не держит курс на Кению, потом выяснилось, что там забыли гранатометы, считали деньги и так далее.

Материалы по теме

Эксклюзив Эха фото Reuters

14:02 Сухогруз «Фаина» освобожден

Сухогруз «Фаина» удерживался в плену более 4-х месяцев…



М. ВОЙТЕНКО: Нет, нет, нет. Никаких там сейчас противоречий нет, просто пираты малыми группами медленно, так сказать, съезжают с судна. Ну, то есть это мера обезопасить самих себя, вот и все, не более того. А что до вот этого оружия, тут тоже все достаточно просто. Военный корабль американский тщательно контролирует отход пиратов, и они обнаружили, что пираты пытаются прихватить с собой часть того имущества военного, которое было на борту «Фаины». И просто поэтому контролируют вот эти шлюпки с пиратами на борту, которые отходят от борта «Фаина» (не знаю, правда, как они это там физически реально делают, но тем не менее), и не пропускают пиратов с оружием. То есть пираты с деньгами — пожалуйста, а оружие, будьте добры, оставляйте на борту судна. Вот и все.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Михаил, а на сколько может затянуться этот процесс? Как вы думаете, к вечеру…

М. ВОЙТЕНКО: Мы ожидаем, что буквально вот в течение нескольких часов будет освобождено судно.

А. ПЛЮЩЕВ: Скажите, пожалуйста, Михаил, вот очень интересуются все, и наши слушатели в том числе, я просто вижу СМС, кем был собран выкуп, кто его платил?

Материалы по теме

Нужно ли платить выкуп пиратам?

нет, не нужно
68%
да, нужно
21%
затрудняюсь ответить
10%


М. ВОЙТЕНКО: Нет, нет, нет. Про это позже. Я не буду сейчас про это ничего говорить. Пусть сначала судно освободится, немножко все отдышимся, а потом уже поговорим.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Хорошо. Тогда давайте, наверное, пару слов, в принципе, об обстановке в регионе. На сколько сейчас уменьшилось или увеличилось количество захватов? Ведь в последнее время очень серьезные силы международные патрулировать начали этот регион.

М. ВОЙТЕНКО: Ну в общем и целом это сказалось. То есть с начала нового года захватили три судна, и если бы не военные все эти силы, то захватили бы явно намного больше. Но в целом все-таки военные показывают, что они — не панацея.

А. ПЛЮЩЕВ: Скажите, пожалуйста, вот «Фаину», допустим, освободят к вечеру или завтра, и она возьмет курс на Кению, как планировала. Но ей же еще нужно пройти какую-то часть по тому же Аденскому заливу. А какая гарантия того, что ее вновь не захватит другая группа пиратов?

М. ВОЙТЕНКО: Нет. В данном случае «Фаина» пойдет в Момбаса, Кения, ее приведет туда американский военный корабль, ну а после выгрузки груза… Нет, уж как-нибудь они уже… на этот раз я не думаю, что они попадут.

А. ПЛЮЩЕВ: Несмотря на то, что как бы этот район известен своей опасностью, тем не менее мы слышим часто, вот в последнее время, как вы сказали, поменьше, о захвате все новых и новых судов. Почему не меняют район прохождения судовладельцы, хотя знают, что там опасно?

М. ВОЙТЕНКО: Ну многие судовладельцы уже отказались, в том числе, что… (неразб.) имеет сильное влияние на экономику. Отказались уже две линейных компании, то есть теперь направляют контейнеровозы. Но для всех, что ли, так взять и решиться на это дело — это нет, далеко не все на это решатся, это слишком дорого, ну не стоит того. И кроме того, на самом все-таки деле риск-то минимальный. Если брать в процентном отношении количество судов, ежедневно проходящих Аденским заливом, — от 50 до 150, и количество захваченных сомалийскими пиратами судов, риск все равно пока минимальный.

А. ПЛЮЩЕВ: А сколько сейчас находится в их руках судов, вот по последним данным?

М. ВОЙТЕНКО: Это мне надо делать пересчеты, где-то каждые две, три недели я делаю такой пересчет, что ли, и публикую сводку по захваченным судам. Ну сейчас где-то порядка 10, побольше, может быть, — 10 – 12, что-то такое.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Михаил, я бы хотела вам задать вопрос, который мы предлагали и нашим слушателям. Нужно ли платить выкуп пиратам, ведь это, ну, скажем так, палка о двух концах все-таки?

М. ВОЙТЕНКО: Выкуп пиратам в данном случае платить нужно, это просто неизбежно. То есть уже сколько вот копий сломали по этому поводу, ну и вся морская общественность пытается, так сказать, взывать к здравому смысле общественность и прочее, но бесполезно, все равно раз за разом задают эти вопросы. Представьте сами, это судоходство. Это вам не террористы, не государство. Это частная компания, у частной компании захватили судно. С какой стати она будет придерживаться каких-то там правил, которых придерживаются страны, государство? Это ее судно, это груз, за который она отвечает, это люди, за которых она отвечает. Дальше пойдем. Хорошо, кто там (неразб.), возьмут и скажут: да, мы не будем платить выкуп. Что будет? Я могу сказать, что будет. Пираты будут захватывать суда, будут выбирать, если возможно, какой-то ценный груз, топить эти суда, брать с собой экипажи на берег и экипажи продавать поштучно, по головам, родственникам. Вот, что они будут делать. Еще раз говорю: невыплата выкупа пиратство не остановит.

А. ПЛЮЩЕВ: Ну то есть бороться с пиратством надо отдельно, а уж если кого-то захватили, то тут уж делать нечего, плати выкуп?

М. ВОЙТЕНКО: Совершенно верно.

А. ПЛЮЩЕВ: Скажите, пожалуйста, входит ли захват пиратами в страховые риски? Потому что суда, естественно, страхуются. И является ли это страховым риском?

М. ВОЙТЕНКО: Ну в настоящее время все больше страховых компаний стали предлагать страховые премии за захват судна пиратами, именно за выкуп, непосредственно за выкуп. И в том числе, что тоже немаловажно для судовладельцев, покрытие всех расходов, которые они понесут за то время, пока судно будет находиться у них в плену. Такие виды страхования уже предлагаются, и чем дальше, тем больше.

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Михаил, вопрос от нашего слушателя, подписавшегося «мистер Спрут»: «Нельзя ли пиратов после того, как они получили деньги, просто перестрелять по дороге к берегу при попытке захвата?»

М. ВОЙТЕНКО: Очень это все так звучит громко, фанфарно…

А. ПЛЮЩЕВ: Заманчиво.

М. ВОЙТЕНКО: …заманчиво. Но французы уже так сделали. И к чему это привело? Это привело к росту напряженности. Пираты изменили тактику, вот почему они покидают судно малыми группами. Это что, спецназы гоняются за каждыми пятью пиратами с 50 тысячами долларов? Это одно. Второе – если и дальше так делать, пираты просто-напросто озвереют, и это приведет к кровопролитию. Это тоже не выход. Это очень так звучит мужественно, но это не выход.

А. ПЛЮЩЕВ: Пожалуй, последний вопрос. Известно ли что-нибудь сейчас о самочувствии экипажа «Фаины»?

М. ВОЙТЕНКО: Состояние экипажа удовлетворительное, там действительно больных нет. Ну а моральное состояние понятно, какое – люди в предвкушении свободы и скорого возвращения на Родину. То есть, тьфу-тьфу-тьфу, никаких опасений и тревог в связи с этим нет. Тем более, что как только освободят судно, там рядом американский корабль, он тут же подойдет, окажет помощь медицинскую и всю другую, какая требуется.

А. ПЛЮЩЕВ: Будем надеяться, что это последнее их приключение и, собственно, оно скоро закончится.

М. ВОЙТЕНКО: Ой, да.

А. ПЛЮЩЕВ: Спасибо большое. Михаил Войтенко был у нас на прямой связи, главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень – Совфрахт».



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире