'Вопросы к интервью
29 мая 2007
Z Разворот Все выпуски

Итоги первичного размещения акций ВТБ


Время выхода в эфир: 29 мая 2007, 16:35

С. БУНТМАН – Мы поговорим с Ириной Бушевой, зам. председателя правления банка «ВТБ 24». Здравствуйте. Скажите мне, Ирина Евгеньевна, интересная вещь, когда появилось такое сочетание букв на майках даже спонсированных команд. Такое изменение это осознанный, сущностный, чтобы у всех на слуху было другое короткое название?

И. БУШЕВА — Да. Действительно это так.

С. БУНТМАН – Это сыграло свою роль?

И. БУШЕВА — Это сыграло свою роль. Потому что долго произносить слово Внешторгбанк и добавлять к нему — «розничные услуги», это достаточно длинно. Поэтому вся группа приняла решение, это было принято в начале этого года о том, что меняется бренд. Вся группа теперь называется ВТБ. А мы, как банк, входящий в эту группу и оказывающий розничные услуги, называемся очень коротко – «ВТБ 24». Что для частых лиц, наверное, означает, что можно в течение 24 часов в сутки получить все услуги в нашем банке.

С. БУНТМАН – Понятно. Немножко напоминает название телеканалов многочисленных.

И. БУШЕВА — Но поскольку мы ориентированы на представление услуг населению, то, наверное, это как-то должно очень близко ассоциироваться с возможностью придти, получить информацию, оформить какие-то заявки. И максимально время в сутках использовать для этого.

С. БУНТМАН – Если еще развиваться в цифрах, это 7.24, например, 7 – дней в неделю, 24 –часа.

И. БУШЕВА — Пока мы остановились на «ВТБ 24».

С. БУНТМАН – Если вы придете к этой идее, вы не забудьте, что это подсказал.

И. БУШЕВА — Хорошо. Обязательно.

С. БУНТМАН – Вот итоги первичного размещения акций ВТБ. Есть ли самооценка.

И. БУШЕВА — Знаете, есть.

С. БУНТМАН – Только трезвая самооценка.

И. БУШЕВА — И действительно трезвая. Я считаю, что это очень хороший результат. И на сегодня он лучший вообще в нашей стране и по данным аналитиков зарубежных, в первой половине 2007 года это крупнейшее IPO на всех западных рынках. В ходе первичного размещения акций было привлечено более 8 млрд. долларов. В том числе от частных инвесторов внутри страны, для частных инвесторов это была только единственная возможность внутри страны купить эти акции, 1,6 млрд. долларов. И частными инвесторами банка ВТБ стали свыше 130 тысяч акционеров. И при этом я хочу отметить, несмотря на то, что мы работали очень в жестком графике две последние недели, в субботу с воскресеньем, и практически до 9 часов вечера все точки в Москве и в Питере и в регионах, мы вынуждены были в связи с большим спросом населения продлить еще прием заявок на один день. Первоначально мы планировали закончить прием заявок 7 мая, но в связи с таким большим спросом мы продлили на 8 мая. И принимали заявки и 8 мая.

С. БУНТМАН – Скажите, пожалуйста, те, кто перед вами это делал, то, что это не первое, это какую роль сыграло?

И. БУШЕВА — С моей точки зрения очень положительную роль. Потому что население должно привыкнуть к инвестиционным инструментам. И я также могу ответить, наверное, еще, что и после нас те, кто будут это делать, это, наверное, тоже еще какой-то этап обучения для населения. Поэтому тот опыт, который был наработан Сбербанком, «Роснефтью», мы его очень тщательно изучали, и он нам помог в проведении нашего IPO.

С. БУНТМАН – Скажите, ваши собственные качества ВТБ какую роль в этом играют? И какие они? Как вы оцениваете собственный банк?

И. БУШЕВА — Вы знаете, как банк, как банковскую группу, наверное, могу отметить следующее, что на сегодня ВТБ имеет очень высокое качество как эмитента. В чем это заключается? Это самая быстрорастущая и одна из самых доходных отраслей экономики в РФ это банковская сфера. ВТБ крупный и известный в России банк. Надежный банк. С высокими уровнями рейтингов международных по надежности. На уровне суверенных рейтингов страны. Кроме того, здесь надо еще учитывать, что это банк государственный. До проведения этого IPO практически 99% принадлежало государству в этом банке. Возможность первый раз для частных инвесторов и для многих институциональных инвесторов представилась такая возможность купить эти акции. Вот с моей точки зрения совокупность от этих факторов, наверное, общих и для институциональных и для частных инвесторов, наверное, сделала это IPO очень успешным. Кроме того, существуют другие факторы, которые уже как мы, как организаторы этого IPO, изучив лучший опыт западный, российский, привнеся туда свои собственные технологии, смогли добиться такого результата.

С. БУНТМАН – Скажите, что это дает вам как банку и что это даст клиентам банка, после того как проведено розничное размещение. Почему нельзя было оставаться там, где вы были и развиваться в рамках той формы собственности, которая существовала? Качественный скачок это какой?

И. БУШЕВА — Качественный скачок, наверное, всегда существует возможность выбора. Остаться в той форме собственности полностью государственной, или допустить еще и возможность сочетания государственного и частного капитала. С нашей точки зрения сегодня ВТБ это уже новая конструкция акционерного капитала. Банк становится более открытым, более понятным. Потому что он постоянно в соответствии с требованиями должен будет представлять свою отчетность всем акционерам, должен будет озвучивать свои результаты, и вести планомерную и правильную работу со всеми акционерами, включая частных лиц. И это очень важно, поскольку это позволяет банку уже конкурировать на международном уровне с другими такими же крупными аналогичными институтами. Кроме того, банк…

С. БУНТМАН – А это кто, например?

И. БУШЕВА – Кто, например. По сути дела все крупнейшие банки в мире они же не являются просто, есть отдельные государственные банки, которые, например, занимаются только развитием проектного финансирования. Но группа ВТБ универсальная группа. Поэтому она должна соответствовать тем требованиям. Кроме того, мы привлекли дополнительный капитал. И не воспользовались бюджетными средствами, как это можно было бы сделать, придти, наверное, в правительство, попросить очередное решение об увеличении капитала с тем, чтобы государство эти деньги внесло в капитал. Банк это сделал самостоятельно на рынке и показал, что он это сделал успешно, и может уже делать такие, скажем так, очередные дополнительные эмиссии, не привлекая средств государства. Что тоже очень важно. Эти средства пойдут, безусловно, в развитие всей группы, включая корпоративный банк ВТБ, который будет заниматься наращиванием своего потенциала на корпоративном рынке с институциональными клиентами, так и в розничной части, связанной именно с «ВТБ 24».

С. БУНТМАН – Когда частные инвесторы почувствуют, что они стали акционерами. Физически это почувствуют.

И. БУШЕВА — Я думаю, что они уже почувствовали. С моей точки зрения. Потому что отчет о регистрации эмиссии уже был зарегистрирован. На той неделе. И акции выведены на биржу и по ним начались торги. И акционеры уже интересуются, и это мы отмечаем по количеству звонков, которые постоянно регистрируются нашим call-центром. Все акции распределены по счетам акционеров, зачислены на их счета. В ближайшее время акционеры получат соответствующее уведомление письменное, а в электронном виде многие уже получили.

С. БУНТМАН – У нас слушатель Владимир С., который нам постоянно присылает, он не очень доволен. И говорит: что клиенты, а вот клиенты банка, не инвесторы, а клиенты они от нового этапа развития ВТБ что почувствуют?

И. БУШЕВА — Вы знаете, от нового этапа развития я бы, например, могла рассказать от «ВТБ 24» что основную часть средств, которую мы получим от этого и от нашего акционера, материнского банка ВТБ, мы, безусловно, отправим на развитие нашей сети. Создание новых отделений, новых филиалов в регионах. Улучшение сервиса, качества.

С. БУНТМАН – Подготовка персонала нужна будет?

И. БУШЕВА — Безусловно.

С. БУНТМАН – Переподготовка.

И. БУШЕВА — На развитие, связанное с заменой и модернизацией автоматических банковских систем. На расширение сети банкоматов. И как важную часть, которую мы сегодня понимаем, что банк это не только место, где можно потребить, просто придти и потребить услуги, мы должны оказывать услуги на соответствующем уровне по сервису и качеству.

С. БУНТМАН – Информация клиентам о новых услугах, о возможностях, потому что как банковский клиент с каким-то стажем, я себе представлю, что всегда очень приятно, когда о тебе знают и идут навстречу, у тебя какая-то эволюция как клиента банка происходит. То есть тебе все легче, во-первых, а во-вторых, ты все больше включен.

И. БУШЕВА — Безусловно…

С. БУНТМАН – Может это хитрость такая. Но это ощущение причастности.

И. БУШЕВА — Это действительно так. И у нас существует ряд продуктов для существующих клиентов, и мы собираемся их все больше и больше расширять эти продукты. И, кроме того, уже сейчас созданы, например, те сервисы и услуги, которые позволяют клиенту быть вовлеченным. Например, 24-й часовой call-центр, который отвечает на любой ваш вопрос. Если вы являетесь постоянным клиентом в телебанке, то у вас есть соответствующие шифры и пароли, которые вам позволяют, позвонив, предположим, в тот же call-центр, используя систему удаленного доступа через Интернет, войти и назвать свой шифр и пароль, и совершить ряд операций. Безусловно, вот это все будет увеличиваться, и такие услуги мы собираемся и дальше представлять нашим клиентам.

С. БУНТМАН – Безопасность, надежность сетей. Сейчас не только безопасность становится большей и изощренной, но опасность, которую представляют собой электронные преступления и прочее. Тоже не дремлют ребята.

И. БУШЕВА — Естественно. И здесь когда я говорю о замене банковских систем, я имею в виду весь комплекс. Это не только, грубо говоря, купить какую-то западную систему и поставить в банке, а это система, которая должна будет отвечать всем тем требованиям, о которых вы сказали: безопасность, надежность, сервис, качество, быстродействие и так далее. Все в комплексе.

С. БУНТМАН – Важную роль играет известность банка. И не в последнюю очередь, наверное, из-за более яркого логотипа, название запоминающееся. Например, такая вещь близкая мне, как человеку, который спортом интересуется. Спонсирование команд, например, того же ЦСКА, это какую-то роль сыграло в том, что известные, популярные и много было заявок.

И. БУШЕВА — Знаете, я думаю, что очень важную роль сыграла правильно организованная рекламная и PR-кампания.

С. БУНТМАН – В целом.

И. БУШЕВА — Да. Мы долго это обсуждали, каков должен быть бюджет, как она должна была быть построена. И я считаю, что то решение, к которому мы пришли и которое мы претворили в жизнь с точки зрения правильного информирования населения с помощью рекламных сообщений, соответствующей поддержке PR, выступление в прессе, в других СМИ, дало соответствующий эффект. Количество заявок поданных, не на много, но превышало то количество, которое мы удовлетворили. Была часть ошибок и часть народа, это было право тех, кто подали заявки, не оплатить их, но в принципе если мы удовлетворили 130 тысяч заявок, то всего было подано около 140 тысяч.

С. БУНТМАН – Здесь спрашивают: как рассчитывалась минимальная цена за акцию?

И. БУШЕВА — Вы знаете, это был достаточно сложный процесс определения этой цены вместе с консультантами, с учетом всех входящих факторов, которые могли быть учтены, была определена цена в 13,6 копеек для российских инвесторов, для акций, обращающихся на российском рынке.

С. БУНТМАН – Это расчет делается и учитывается и опыт предыдущий…

И. БУШЕВА — Учитывается и капитализация, и рост банка, там очень много факторов. И с учетом всех этих факторов была определена цена. И она как раз попала в тот коридор, который до этого объявляли мы, он был определен от 11,3 до 13,9 копеек. Цена была определена – 13,6 советом директоров ВТБ, Наблюдательным советом.

С. БУНТМАН – Как вы считаете, конкуренция в связи с вашим успехом, и объективно оценивается как успех, будет жестче?

И. БУШЕВА — В каких сферах?

С. БУНТМАН – Скажем так, кто за вами бросится в погоню? Вы рассчитываете, что за вами бросятся в погоню конкуренты внутри России, а так как вы говорите, что вы выходите в такую ситуацию, где вашими конкурентами становятся серьезные международные и национальные банки, будет ли жестче обстановка?

И. БУШЕВА — Если с точки зрения бросятся ли за нами конкуренты с точки зрения проведения IPO на этом рынке, то я могу ответить следующее: мы предполагаем, что, наверное, те, кто будут за нами проводить IPO, возможно, придут к нам, и мы им сможем это предложить как хороший продукт, который мы правильно структурировали и смогли сделать.

С. БУНТМАН – То есть это само по себе станет продуктом. Может стать.

И. БУШЕВА — Может стать. Потому что мы создали уникальную технологию, которая может тиражироваться при дальнейших IPO. Это не разовая вещь. Это действительно хорошо построенный технологический процесс. С точки зрения достигнуть такого результата, или не достигнуть, вы знаете, я думаю, что ту планку, которую сегодня мы смогли продемонстрировать рынку, наверное, в ближайшее время трудно достижимо реально. Потому что ВТБ и «ВТБ 24» скажем так, задали очень высокий уровень рынку, как можно привлекать акционеров. Возможно, это будет под силу какой-то еще государственной компании. С точки зрения конкуренции по всем остальным сегментам рынка, конкуренции за клиентов, конкуренции на рынке потребительского кредитования, на рынке вкладов, мы давно работаем в конкурентной среде. И мы как группа ВТБ и «ВТБ 24», стараемся конкурировать с нашими конкурентами и с этой средой не только ценовыми факторами, но и факторами, о которых мы с вами до этого говорили: сервисом, качеством продуктов.

С. БУНТМАН – То есть всей совокупностью.

И. БУШЕВА — Да.

С. БУНТМАН – Не просто голыми цифрами.

И. БУШЕВА — Абсолютно точно. Потому что с нашей точки зрения конкурирование ценовое это всегда тупиковая вещь, которая рано или поздно банк заводит в тупик.

С. БУНТМАН – То есть важно все, включая и атмосферу.

И. БУШЕВА — Безусловно.

С. БУНТМАН – Атмосферу, отношения и самочувствие вашего клиента.

И. БУШЕВА — Безусловно.

С. БУНТМАН – В этом мире.

И. БУШЕВА — И мы хотим, чтобы клиенты, которые к нам приходили, всегда оставались нашими клиентами. Мы стараемся сделать так и предпринимаем к этому все усилия, чтобы один раз придя в банк, он почувствовал, что мы ему сможем предложить еще дополнительные продукты и не искал эти продукты на рынке.

С. БУНТМАН – И плюс еще у нашего отечественного клиента самое главное наше желание – чувствовать себя в безопасности от всевозможных если не катастроф, то всевозможных последствий финансовой прошлой политики и нынешней, перспектив. Чувствовать себя защищенным. Может себя чувствовать клиент ВТБ защищенным?

И. БУШЕВА — Безусловно. Потому что я уже говорила, что это банк государственный и, несмотря на проведенное IPO, доля государства…

С. БУНТМАН – Сколько она остается сейчас?

И. БУШЕВА — 75%.

С. БУНТМАН – Все-таки остается. Ну что же, успехов вам. Ирина Бушева – зам. председателя правления банка «ВТБ 24». Ну что же, давайте, развивайтесь дальше, на каком-то еще этапе обязательно к нам приходите и расскажете, как у вас дальше происходит.

И. БУШЕВА — Спасибо.



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире