'Вопросы к интервью
21 апреля 2008
Z Разворот Все выпуски

Почему группе «Телевизор» отказали в эфире


Время выхода в эфир: 21 апреля 2008, 15:35



К. ЛАРИНА — Михаил Борзыкин, лидер группы «Телевизор», которая должна была выступить по телевизору, да не выступит. Расскажите нам, пожалуйста, что там у вас произошло.

М. БОРЗЫКИН – Ситуация, наверное, не удивительная для нынешних времен. Мы собирались принять участие в программе «Стопроцентный звук» по каналу «Сто» питерскому. Договорились об этом за несколько месяцев. Должны были 24 числа выступать живьем в прямом эфире. За неделю до эфира музыкальный редактор попросила нас выслать ей тексты, потому что сейчас такая ситуация, вы же понимаете. Выслали тексты новых песен, и она перезвонила и сказала, что для телевидения это слишком. У нас не политическая передача. На прямой вопрос: это что, цензура, — она начала говорить, что у нас такая ситуация, вы же понимаете. На этом все переговоры закончились. Для меня это совершенно не явилось каким-то вопиющим фактом. Я привык, это происходит по тем или иным… в разных ситуациях, это у меня уже было. Во всяком случае, это такая яркая ситуация.

К. ЛАРИНА – А что там за тексты такие страшные? Может быть, вы нам что-то процитируете?

Л. ГУЛЬКО — Я запикаю, если что.

М. БОРЗЫКИН — Хотите. Хорошо. Это сейчас мы уже дозвонились, теперь они говорят, что мы предлагали вам другие варианты исполнить другую песню. И мы вам объясняли, почему. На самом деле конечно они ничего не объясняли. Это сейчас после выступления Радина на «Эхо Петербурга» он сказал, что в текстах содержалась похабщина и нецензурщина. И этого конечно они допустить не могут, потому что слушают дети. Я думаю, что строчка в одной песне их особенно взволновала. Хотя там я «о том, кем надо быть, чтобы не заметить чей-то хер в собственной жопе».

К. ЛАРИНА – Понятные слова. Очень актуальные.

Л. ГУЛЬКО — Жизнеутверждающие я бы сказал.

М. БОРЗЫКИН — То есть слово «хер» является эвфемизмом. А слово «жопа» не является нецензурным, как успел выяснить и, в общем, я и так об этом догадывался, будучи филологом по образованию. Все подтвердилось. Но это все названо нецензурщиной, так что там никаких нецензурных слов нет, за исключением может быть того, что для них является нецензурным. То есть, например: кремлять, неохристочекисты, Куршевель я думаю тоже теперь является…

К. ЛАРИНА – Подозрительное.

М. БОРЗЫКИН — Есть строчка: на свежих могилах растут Куршевели. Действительно я понимаю, «вертикаль» есть слово. Тоже такое подозрительное в свете последних событий. «Стабильность» есть слово, наверное, тоже слово нецензурное в том смысле…

К. ЛАРИНА – А вы в негативном контексте его упоминаете, наверное.

М. БОРЗЫКИН — Там есть такая фраза: стабильность это смерть или счастье? Наверное, вокруг этого выстроен этот понятийный ряд новых блюстителей нравственности.

К. ЛАРИНА – Вы еще конечно, оказались в лучшем положении. Я не знаю, слышали ли вы историю Михаила Козакова, которая произошла недавно, когда канал «Культура» отмечал свой юбилей. Там естественно шла съемка. И его спросили организаторы: а что вы будете, Михаил Михайлович, читать на нашем празднике. Он говорит: я хотел бы прочесть, есть такая басня у Крылова, называется «Пестрые овцы». Дайте нам слова посмотреть. Показал слова. – О, — говорят, нет, сейчас такое не пойдет. Вот как вам сказали: сейчас такая ситуация, что не стоит. Потом подумал Козаков, ладно, Пушкина прочитаю. – А что Пушкина, — спросили они. Он показал. Они говорят: о, нет, вот это нам тоже не надо. Он, конечно, выступил на этом концерте, но он совершенно был разозлен и выступил со стихами Пушкина весьма скабрезного содержания. Там приблизительно  то, что вы процитировали было. Но это, правда, Пушкин написал действительно. Поэтому конечно никакого Козакова в телетрансляции не было. Но этот факт абсолютной цензуры уже зафиксирован уже в новом времени. Вы говорили, что не первый случай в вашей жизни, для вас это не явилось каким-то событием. А что было до этого? Говорят про Шевчука, что его тоже куда-то не пустили. Это правда?

М. БОРЗЫКИН — Насчет Шевчука я не знаю. Это время покажет. Правда была или нет. А что касается меня, в 80-х мы нахлебались по этому поводу, все эти статьи бесконечные, где нас обвиняли в фашизме, в чем только ни обвиняли.

К. ЛАРИНА — В 80-х мы все нахлебались, это понятно.

М. БОРЗЫКИН — А сейчас это выглядит более мирно, но от этого не менее гнусно. Недавно я пришел на радио «Рокс». И когда мы выясняли, о чем мы будем говорить с Женей Глюк, такая ведущая есть, я выразил свое пожелание поговорить о ситуации вокруг рок-н-ролла и как политика в этом всем замешана. Она предложила поговорить о чем-то более романтическом. Я был против. Потом она тоже потребовала отслушать песни, которые я принес новые. Тоже ее эта фраза, она сказала: нас же слушают дети и старики. Это для справки, во-первых, рок-канал, рок-радиостанция, во-вторых, дело происходило в 11 часов вечера. Самое главное как аргументация мне понравилось, она вдруг вспоминала о том, что она пацифист и поэтому не хочет заниматься политическими разборками. На что я в свое время вспомнил о том, что Джон Леннон был пацифист, он все-таки выходил на улицу и как-то выражал свой пацифизм, не так сидючи и  лежучи на диванах или в нагретых уютных радиостудиях.

К. ЛАРИНА – Лежучи он тоже выражал свой протест.

М. БОРЗЫКИН — Но это было публично.

Л. ГУЛЬКО — Вдвоем ты имеешь в виду.

М. БОРЗЫКИН — Я был удивлен, я подумал, наверное, просто произошла путаница в терминах. Наверное, перепутала слово «пацифизм» с «конформизмом» или с «коллаборационизмом». Какая-то подмена произошла случайно. В результате передача не состоялась, я развернулся и ушел. А так в принципе просят не говорить что-то со сцены в последнее время. Не говорите про «Марши несогласных», про выборы пожалуйста, ничего не говорите. Вот фестиваль «Другой песни» должен быть состояться в клубе «Рокс». Был отменен, потому что якобы там присутствуют политические мотивы. Это поразительно. 21-летний арт-директор заявил, что ему как человеку православному мешать рок-н-ролл и политику не пристало. Что-то такое, в общем, я честно подозреваю, что в его рок-палитре нет ни Джона Леннона, ни «Pink Floyd», ни «The Sex Pistols», ни Боба Марли. Я подозреваю, рок-н-ролл нынче как-то легко обходится без ребят, на которых он всегда держался.

К. ЛАРИНА – Тут стоить сказать нашим слушателям, что Михаил Борзыкин принимает активное участие в политической жизни страны. Во всяком случае, был замечен в качестве участника «Маршей несогласных», в том числе на последнем марше в Питере, связанным с выборами, на котором был и Юрий Шевчук. Скажите, пожалуйста, Михаил, вы такие имена перечисляете замечательные, но у нас же тоже есть свои не менее знаменитые люди, которые всегда активно в политическую жизнь вмешивались и выражали свой протест. Я имею в виду какого-нибудь Гребенщикова, еще несколько имен можно назвать. Они же сегодня тоже существуют. Правда, я не знаю, в каком качестве. Я слышала, не знаю, насколько соответствует действительности, что БГ тоже приглашен в качестве выступающего перед молодыми политиками сегодня, Якеменко с ним типа договорился.

М. БОРЗЫКИН — Я не удивлюсь.

К. ЛАРИНА – Что происходит вообще в вашей тусовке, объясните, пожалуйста. Почему так все раскололось?

М. БОРЗЫКИН — Наметился такой раскол. Он наверное, уже давно зрел. Я подозреваю, что, вот сейчас мы возрождаем питерский рок-клуб, ленинградский рок-клуб. Но все последние 5 лет в стране существует всероссийский рок-клуб имени Владислава Суркова. Я его называю. На самом деле такой проправительственный фонд «Наше время», который вокруг себя объединил очень многих рок-музыкантов. И помогает им, насколько я знаю. И члены Общественной палаты из рок-музыкантов являются руководителями худсоветов на нашем радио. И в других местах. В общем, это новая генерация русского патриотического рок-н-ролла, которая наверное, ослеплена мессианской идеей просвещения молодежи и отвлечения ее от попсы. По крайней мере, именно в таком ключе в Кремле велись диалоги с нашими ведущими рокерами 4 года назад.

К. ЛАРИНА – А вас приглашали туда?

М. БОРЗЫКИН — Нет. К счастью, я избежал этой радости. Но, в общем, я думаю, так как ничто человеческое рок-звездам не чуждо, особенно что касается тщеславия, на этом удачно удалось развести даже тех людей, которые сами привыкли разводить. Мне кажется, в каком-то смысле Боря поверил в то, что он действительно несет доброе, искреннее и вечное, участвуя в таких можно сказать кремлевских операциях.

Л. ГУЛЬКО — Михаил, скажите, пожалуйста, а без этих слов, незнакомых многим, которые вы произнесли, нельзя обойтись?

М. БОРЗЫКИН — Иногда нельзя. Потому что если вы, может быть, почитаете и почувствуете накал фразы, действительно я думал, можно смягчить, но тогда и не выразили бы той эмоции, которая во мне в тот момент сидела. И действительно когда это не переходит грань пошлости, мне кажется ненормативная лексика может присутствовать, что с успехом доказали все наши великие писатели и поэты. Видимо, все-таки в каких-то случаях нельзя. Если это становится как у группы «Ленинград» брендом, это становится единственным, чем группа старается отличаться и это пошло, тогда использование не оправдано.

К. ЛАРИНА – А знаете, что я хочу сказать, дорогой Лев и Михаила я хочу защитить. Меня абсолютно в этом смысле не коробят эти слова, это у каждого свой путь в искусстве и человек, который занимается рок-музыкой, может позволить себе все. Если это уместно

Л. ГУЛЬКО — Да я не против.

К. ЛАРИНА – Другой вопрос, посмотрите, что у нас творится на всех каналах телевизионных. Какой там хер, извини меня, в каком там месте. Это же у нас круглые сутки и никто не то что не проверяет, а даже приветствуется и культивируется. Все эти Дом-2 и прочая дребедень. МУЗ-ТВ посмотрите. Хочу призвать вас, дорогие товарищи, хоть раз включите этот канал днем хотя бы, не говоря уже про ночь. Что вы там увидите.

Л. ГУЛЬКО — Ты о чем говоришь? «Секс с Анфисой Чеховой»?

К. ЛАРИНА – Я не знаю названия этих передач. Но там можно такое не то, что услышать, а увидеть, что просто невозможно представить себе, что это возможно в любой другой цивилизованной стране. И никто не вызывает никуда, никто не запрещает. Мультфильмы на канале 2х2 приносят урон, где искусственного лося убили. Нарисованного.

Л. ГУЛЬКО — Ты сейчас на меня весь пафос. Я бы запретил.

К. ЛАРИНА – Вот и все заорали.

Л. ГУЛЬКО — Это конечно полная…

К. ЛАРИНА – О чем ты говоришь. Так что все прекрасно понятно.

М. БОРЗЫКИН — Я думаю, что действительно нецензурность она где-то в другом месте находится. Самая основная. Она в этой стабильности где-то кроется. Она где-то в лицемерии этих каналов и власти. Вот это действительно уже пошло и нецензурно. А такие попытки вскрыть эту подмену понятий, они вызывают…

К. ЛАРИНА – То есть хер возможен, если он поставлен на службу отечеству.

М. БОРЗЫКИН — Да.

Л. ГУЛЬКО — Я просто хотел сказать о том, что хорошо, вы принимаете например, эти правила игры, изменяете эти два непонятных никому слова на другие. Но, тем не менее, попадаете в эфир. А так вы не попадаете никуда.

М. БОРЗЫКИН — А нам даже не предложили. То есть они теперь утверждают, что они предлагали выбросить какую-то песню из репертуара и не исполнять ее в этот раз. Но такого даже разговора не было. Просто было то, о чем я сказал в начале передачи. Для телевидения это слишком, у нас не политическая передача. Потому что они понимали, что, запретив одну эту песню, они получат все равно две другие, которые без всяких эвфемизмов все равно приведут к их увольнению очень скорому. Потому что как мы знаем, директор всего этого холдинга очень хороший приятель Владимира Владимировича Путина.

К. ЛАРИНА – Когда приедете с концертами в Москву?

М. БОРЗЫКИН — Думаю, что до лета уже не получится. Наверное, осенью.

К. ЛАРИНА – Когда появитесь, давайте придете к нам в студию, поговорим.

М. БОРЗЫКИН — С удовольствием.

К. ЛАРИНА – Я все жду, когда Девотченко приедет со своим моноспектаклями в Москву. Не получается.

М. БОРЗЫКИН — Должен доехать, наверное.

К. ЛАРИНА – У него такие интересные работы, тоже, кстати, подозрительный человек.

М. БОРЗЫКИН — Беда. Я бы пригляделся.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое за разговор. Удачи вам и, кстати, музыку тоже присылали бы, мы бы иногда бы ее покрутили.

М. БОРЗЫКИН — А я выложил эти песни давно в Интернет. В свободном скачивании на нашем сайте www.televizor.spb.ru.

К. ЛАРИНА – Спасибо.

М. БОРЗЫКИН — Всего доброго.

Комментарии

8

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

21 апреля 2008 | 19:58

Господи, сколько же "самоцензеров" развелось! И все чего-то ПОНИМАЮТ! А на поверку, эти люди жаждут одного-денег.Убийства, порнуха,разврат-все могут показать. Но, только не это.... Тсс..


21 апреля 2008 | 20:42

Зачем с хером в жопе ещё о чем-то говорить?
Нет слов кроме этих, что бы выразить эмоции? Это говорит только о том, где обитает мысль и в каком месте эти эмоции рождаются. Прокисшее, протухшее жЫвотное, хоть бы вокруг посмотрел. Вот у Шевчука, к примеру,

...всё по нулям, уже видна дыра большого срама,
живёт подачками страна зажравшегося хама...

выньте хер из жопы, и засуньте его в рот. Тогда хоть такое гавно не будет звучать в эфире.


21 апреля 2008 | 23:22

Нет, ну Гридин во всем разбирается, везде специалист. Я думаю, что к его авторитетному мнению нельзя не прислушаться :-) Теперь он знаток питерского рока.


22 апреля 2008 | 07:03

Какой же это рок?
Это вонючий панк, тупой и заразный. :)


...если уж мы о том, кто в чём разбирается...


21 апреля 2008 | 22:40

Лев Гулько
Уважаемый Лев, понятно, конечно, что вы - человек интеллигентный, и вам подобные словосочетания режут слух, и все же... У сказанного всегда есть контекст, есть поверхность, и есть глубина. Оно всегда - многослойный пирог, тем более, если это сказанное было вербализовано в форме стихов. Поэзия живет по своим законам, и не приемлет рамок, в т.ч. рамок приличия, иначе - это уже не поэзия. Провокация? Да! И она тоже является ее частью. На Борзыкина надо хотя бы раз прийти, и тогда эти вырванные из песни нецензурные словечки навсегда приобретут иное звучание. Борзыкин - человек крайне противоречивый и многомерный, и как это не покажется странным, не лишенный религиозного опыта. Но это можно понять, только побывав на его концерте.


22 апреля 2008 | 10:52

хамство-2
Я тут спутал малость, второпях не разобрался в вышеприведенных комментариях.А саму беседу не имел возможности прослушать до конца.Прошу извинения у Льва Гулько. Наоборот, я солидарен с ним.
А все остальное, что написал в предыдущем письме, готов повторить. И логика: "не надо упрекать нас, посмотрите, что творится у других" - неубедительна.


23 апреля 2008 | 02:16

скандал - лучший пиар?
Да, господа хорошие, такую подмену эстетической и этической цензуры на политическую - и глупостью-то не назовешь. Здесь попахивает провокацией. Видимо Михаилу этот хер в известном месте очень сильно мешает жить :) Тема цензуры поднята верно - приведенные аргументы, в силу озвучивания их только с одной стороны, с опущенными немаловажными подробностями, которые говорят не в пользу позиции Михаила, превращают серьезную тему в дешевый пиар. Уж простите, но три года назад Михаил заявлял, что никогда политических тексов не писал. Был когда-то период в рок-музыке симптома пропавших баррикад, когда оказалось, что петь можно все, и творчество мерялось не политическими призывами, а талантом. Сейчас, похоже наступает время создания искусственных препятствий - не выстроишь, не залезешь, кто тебя тогда увидит. Думается, что с цензурой надо бороться более культурными методами, тогда и аргументы были бы более убедительными, и недоговаривать не пришлось бы.


17 мая 2008 | 20:17

сила слова
Как ещё разбудить дремлющего,у которого отобрали уже почти всё,даже возможность
ни в чём не принимать участие? Я не хочу быть бильярдным шаром,которым решили пожертвовать
ради скорейшего завершения партии.Я считаю, что
только подобные метафоры способны вернуть существам ,продавшим свою гордость, человеческий облик.Голая правда никому не нравится.Речь идёт не о революции,а о продиводействии.Если все мы будем противодействовать,хамы будут с нами считаться,а может быть даже и уважать.А у уважаемых людей значительно больше свободы.Ведь это же самое главное в жизни!А если вы не замечаете, то продолжайте тратить все свои деньги на продукты и на проезд от работы до постели и ждите, пока вам с помощью нанотехнологий вживят в мозг микрочип,и верте в ВЕЛИКУЮ РОССИЮ и будте имперским рабом.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире