'Вопросы к интервью
10 августа 2006
Z Разворот Все выпуски

Покушение на прокурора в республике, ситуация в Ингушетии


Время выхода в эфир: 10 августа 2006, 16:35



С.БУНТМАН – Оксана Пашина и Сергей Бунтман в эфире. Мы продолжаем программу дневной «Разворот». Ситуация в Ингушетии у нас сейчас будет на повестке дня и покушение на прокурора республики. И сейчас мы по телефону связываемся с Василием Николаевичем Лихачевым – членом Совета Федерации от Ингушетии, заместителем председателя комитета Совета Федерации по международным делам. Ситуация, действительно, чрезвычайно серьезная.

О.ПАШИНА – Тем более, что это уже третье за сутки покушение вообще на руководителя правоохранительных органов на Северном Кавказе. В Дагестане теракты во вторник.

С.БУНТМАН – Получается действительно очень напряженная ситуация, похожая на волну.

О.ПАШИНА – Скорее на круги по воде, которая от Чечни идет по соседним регионам.

С.БУНТМАН – Нет, дело в том, что уже теперь мы можем сказать, что не Чечней единой жив терроризм и бандитские нападения. Добрый день! Здравствуйте, Василий Николаевич!

В.ЛИХАЧЕВ – Здравствуйте!

О.ПАШИНА – Да, Василий Николаевич, скажите, пожалуйста, вот одна из версий такова, что покушение на прокурора Назрановского района могло быть местью за смерть Шамиля Басаева.

В.ЛИХАЧЕВ – Оксана, здесь, если говорить предельно системно о мотивации, надо видеть несколько факторов. Однозначно то, что после смерти Басаева это террористическое подполье, серые и черные криминальные силы, безусловно, не успокоились, у них есть планы, которые касаются и уничтожения физических лиц, возведения очень тревожной атмосферы и в республике Дагестан, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и в других субъектах Российской Федерации. Я думаю, что на это влияет в какой-то степени и то, что сегодня происходит на Ближнем Востоке: Израильско-Ливанский конфликт поднимает, в какой-то степени мотивирует антитеррористические силы уже международного масштаба и на этом фоне те недобитые криминальные остатки, которые действуют в разных регионах Северного Кавказа, безусловно, будут стремиться показывать свой характер, показывать, что они существуют, что они отрабатывают деньги, которые поступают из западных центров.

С.БУНТМАН – Сегодня было сообщение по анализу командования федеральных войск, говорят, что уничтожение Басаева, в общем-то, не облегчило дело. Конечно, крупнейшая фигура террористическая была, но здесь как-то измельчился… Может быть труднее стало проследить принятие решений о терактах, о преступных действиях.

В.ЛИХАЧЕВ – Мне кажется, что есть резон в такого рода подходе, поскольку, действительно, нити управления остались менее структурированными и менее выпуклыми, и убийство этого лидера привело к тому, что начался процесс дробления на разные террористические группировки. Но в тоже время мы должны помнить и о том, что по-прежнему существуют центры, существуют эти пучки управления и эти террористические группировки, которые действуют в разных регионах Северного Кавказа. Я говорю об этом и потому что не случайно трагические события в Дагестане буквально несколько дней назад, сегодня ночью в республики Ингушетия… Это заставляет нас говорить о том, что силовые структуры Российской Федерации, в том числе и спецподразделения, не должны уменьшать уровень притязаний, ответственности. Работа впереди предстоит еще очень-очень большая, и вне всякого сомнения, эту работу надо объединять с вектором социально-экономического, социально-политического возрождения регионов Северного Кавказа.

О.ПАШИНА – Василий Николаевич, скажите, пожалуйста, а почему не дает такого видимого эффекта амнистия, которая была объявлена главой ФСБ до 30 сентября? Насколько я помню, она еще продолжается, но мало кто сдается…

В.ЛИХАЧЕВ – Знаете, я сегодня разговаривал с президентом Ингушетии Муратом Зязиковым, он, конечно, очень переживает за эти события, держит, что называется, руку на пульсе. Значительно в республики улучшился и повысился уровень координации силовых структур и в то же время он мне сказал, что меры, которые принимаются в русле реализации обращения Николая Патрушева, дают свой эффект. Но очевидно — это моя точка зрения — что у многих лиц, которые бы хотели воспользоваться этой амнистией, много крови на руках. Много смертей числятся за этой категорией, и они просто в силу этого психологического состояния не могут воспользоваться амнистией. Во-вторых, мне кажется, что мы не должны превращать эту серьезную политическую акцию в некое такое мероприятие. Необходима ежедневная, ежечасная пропагандистская работа, необходимы конкретные разговоры с муфтиятом, с общественностью, со СМИ. То есть работа по реализации предложений директора ФСБ, тех обращений, которые идут от Национального антитеррористического комитета, должна носить, безусловно, более системный характер.

С.БУНТМАН – Насколько координированы действия на государственном уровне, гражданского руководства и правоохранительных органов между северокавказскими республиками, то есть по горизонтали? Насколько сейчас взаимодействие тесное?

В.ЛИХАЧЕВ – Насколько я могу судить и по своей информации, она в чем-то конфиденциальна, этот уровень в силу очень серьезных организационных, материальных и нормативных шагов, в том числе нового законодательства антитеррористического характера, которое было принято в течение 2006 года Федеральным Собранием и поддержано президентом страны, эта координация значительно усилилась. Российские силовики делают очень серьезные выводы и оперативного свойства, и стратегического, и функционального. Можно говорить, что многие уроки, в том числе и трагические, нашими силовиками учитываются.

С.БУНТМАН – Понятно.

О.ПАШИНА – Василий Николаевич, а можно ли сказать, судя по последним сообщениям о том, что происходит на Северном Кавказе, что после вытеснения боевиков из Чечни они стали активизироваться в соседних регионах: Дагестане, Ингушетии, и скоро вот уже запылает там?

В.ЛИХАЧЕВ – Эта тенденция всегда была присуща. Были свои схроны, свои базы. Почему мы с Вами, и Вы подобного рода вопросы о взаимодействии мне задаете… Конечно, сегодня крайне важно обеспечить это взаимодействие, обеспечить такого рода скоординированный подход с разных векторов на направление объединения всех необходимых усилий как федеральной власти, так и власти в регионах. Несмотря на тяжелую ситуацию в Дагестане и Ингушетии, я знаю, что власть в этих субъектах Федерации действительно делает очень многое.

С.БУНТМАН – Скажите, когда Вы говорите о социальных проблемах, есть же еще проблемы межреспубликанские, и сегодня этот вопрос адресовался Владимиру Петровичу Лукину, но мы до него не дошли: вынужденные переселенцы, отношения между Ингушетией и Северной Осетией до сих пор до конца не урегулированы с людьми аж с 92 года. Насколько близки к решению эти проблемы?

В.ЛИХАЧЕВ – Спасибо Вам за этот вопрос, потому что я получаю массу обращений со стороны лиц ингушской национальности, которые проживали до конфликта 92 года на территории Северной Осетии. Мы знаем, что до конца 2006 года эти две республики и руководство федерального округа — Дмитрий Козак должны выполнить поручение Российской Федерации и ликвидировать последствия ингушско-осетинского конфликта 92 года до конца. Очень многое сделано, но полагаю, что усилия надо предпринимать до конца года вдвое-втрое активнее и больше. Люди ориентируются на совершенно четкие и ясные положения российской Конституции и международно-правовые обязательства Российской Федерации в области защиты прав человека и их общепризнанные права на передвижение, на выбор жительства, на прописку, на получение заработной платы, получение рабочего места без исключения и федеральные и региональные власти должны выполнять. Гуманитарная нагрузка на Ингушетию, самый молодой, самый небольшой субъект Российской Федерации до сих пор очень велика. В ней же сохраняются беженцы из Чечни. Сегодня идет очень активный, позитивный приход в республику лиц русской национальности. Президент Зязиков взял под личный контроль специальную программу по возвращению русскоязычных, русскоговорящих семей. Это, безусловно, позитив, и эту гуманитарную нагрузку мы должны оценивать совершенно объективно. Вы задали хороший вопрос: если ли по горизонтали связи? Мне кажется, что их не хватает, и представляется, что руководство ИФО при всей своей активной деятельности могло бы в значительно большей мере уделять этой стороне горизонтального взаимодействия и сотрудничества, выработке общих программ, которые бы интегрировали по горизонтали интересы и потребности республик Северного Кавказа и других субъектов в единое целое. Я глубоко уверен…

С.БУНТМАН – Это действительно, простите, но это одна из возможных и естественных функций федеральных округов, которые были созданы.

В.ЛИХАЧЕВ – Конечно. Если еще учитывать, что был прекрасный опыт взаимодействия еще во времена Советского союза, и от этого опыта нельзя отмахиваться. И мне представляется, завершая ответ на Ваш последний вопрос по Пригородному району, что эта ситуация достойна внимания не только Владимира Лукина, с которым мы говорили на эту тему, и он мне просто откровенно признался, что у него мало ресурсов для активного, комплексного решения этой проблемы. Нужен больший потенциал. И мне кажется, что эта ситуация, в частности отношения Северной Осетии и Ингушетии, которые всегда были дружескими, братскими и проблема межрегионального взаимодействия достойна того, чтобы ее вынести на очередное заседание Совета безопасности Российской Федерации.

С.БУНТМАН – Здесь нам задают вопросы на пейджер – 725 66 33 и для sms + 7 (495) 970 45 45. Марат из Москвы задает вопрос: «Сейчас известно, сколько боевиков еще действуют на Северном Кавказе? Каков порядок цифр? И как Вы думаете, связан ли всплеск экстремизма на Кавказе с выборами 2007 – 2008 года?» Имеются в виду общефедеральные выборы: думские, а потом президентские.

В.ЛИХАЧЕВ – Цифры официальные нам с Вами, конечно, никто не назовет. По очень общим прикидкам где от 700 до 1000 человек еще находятся в этом статусе. Но это совершенно общие цифры. Что касается взаимосвязи между активизацией террористического подполья и террористических вооруженных незаконных формирований с будущими выборами, то я думаю, что здесь будет проявляться политическое заявление, политическая заявка, напоминание о своем существовании и политика таких террористических точечных ударов будет продолжаться.

О.ПАШИНА – Я напомню, что только что Василий Лихачев – член Совета Федерации от Ингушетии и заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам был у нас на прямой связи.

С.БУНТМАН – Всего доброго!

В.ЛИХАЧЕВ – До свидания!









Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире