'Вопросы к интервью
03 апреля 2020
Z Разворот Все выпуски

Прощание с драматургом Леонидом Зориным


Время выхода в эфир: 03 апреля 2020, 14:35

Антон Орехъ: 1435. Мы продолжаем дневной «Разворот». Елизавета Аникина.

Лиза Аникина Антон Орехъ.

А. Орехъ И Алексей Венедиктов, главный редактор «Эха». Но сегодня все-таки сейчас у нас не в этом качестве Алексей Алексеевич. А мы подведём итоги голосования. Мы спрашивали вас: по-честному скажите, вы соблюдаете все ограничения, связанные с самоизоляцией, выходя из дома? Или где-нибудь иногда лукаво выходите, под видом выброса мусора гуляете по лесу, или что-нибудь ещё? В общем, 83,5% позвонивших нам сказали, мы надеемся честно, что все эти условия они соблюдали и выходили из дома только по тем необходимостям, которые прописаны в этих вот распоряжениях.

Л. Аникина Ну, думаю, это то самое большинство, про которое я и говорила.

А. Орехъ Надеемся.

Алексей Венедиктов У меня есть статистика довольно интересная. Вот буквально за несколько минут до эфира я получил от вице-мэра Москвы Анастасии Раковой любопытную цифру. В Москве, вы знаете, часть заболевших готова лечиться дома. Да?

А. Орехъ Да.

А. Венедиктов Их 836 человек. Нарушили режим и вышли из дома…

А. Орехъ Из этих 836…

А. Венедиктов … их этих порядка 4-х человек.

Л. Аникина Ну…

А. Венедиктов Все остальные не выходят.

Л. Аникина По-моему, это хороший показатель.

А.Венедиктов: Я думаю, что Зорин из этого бы сделал хорошую пьесу

А. Венедиктов Да.

Л. Аникина На самом деле.

А. Венедиктов Это очень круто на самом деле.

А. Орехъ Ну, да. Мы же слышали в новостях, их там уже, по-моему…

А. Венедиктов Нет, их по видеокамерам…

А. Орехъ … изолировали. Отсадили.

А. Венедиктов Да, их отправили в Царицынскую больницу. Или как называется? Царицынский центр наблюдения. Раз они не хотят сидеть дома, значит, они попали туда. И им будут выписаны штрафы – да? – там 4 тысячи, по-моему, в соответствии с новым законом Московской городской думой… принятый Московской городской думой. Я к тому, что это очень хорошая цифра. 83 – это очень хорошая цифра процента.

А. Орехъ Ну, да.

А. Венедиктов И поэтому отпала необходимость вводить специальные…

А. Орехъ Пропуска.

А. Венедиктов … пропуска на вынос мусора.

Л. Аникина Что отдельно радует.

А. Венедиктов Да. Ну, так это же заслуга москвичей. И об этом было сказано.

А. Орехъ Наша. Да, да. В общем, мы старались. Я честно сидел. Да. Вышел 1 раз за всё время. Вот. Но Алексей Алексеевич сегодня вышел не только из дома, но из редакции по печальному поводу.

А. Венедиктов Да. Сегодня прощались с драматургом Леонидом Зориным, который ушёл на 96-м году жизни. Работал до последнего дня. 12 марта закончил свою последнюю вещь, как мне сказал его внук. Значит, для тех, кто забыл, Леонид Зорин – это «Покровские ворота». Это…

А. Орехъ «Человек ниоткуда».

А. Венедиктов … «Варшавская мелодия». Это «Царская охота». Это «Медная бабушка». Это «Человек ниоткуда». И я сегодня действительно поехал прощаться с ним на Троекуровское кладбище. Нарушил самоизоляцию.

А. Орехъ Ну, это-то не является само нарушением…

А. Венедиктов Ну, нарушением…

А. Орехъ … прощание…

А. Венедиктов Да.

А. Орехъ … с близкими.

А. Венедиктов Нет, нет. Не является нарушением, тем более что первое, что я увидел, придя вот к этому прощальному залу, там напечатанная табличка так на машинке, я бы сказал, что вход без масок и перчаток в зал прощания не допускается. Я естественно вперся, потому что я ее сначала пропустил. Ну, мало ли бумажек? И тут в такой кулуар перед залом. Но мне охранник из «Росгвардии», видимо, сказал: «Мы Вас не пустим без маски и перчаток». Но благо у меня всегда с собой было, что называется. И я туда вошёл. Там была только семья. Пускали по одному человеку. Это огромный зал, если кто знает, на Троекуровском кладбищи. Пускали по одному человеку. То есть была семья – 6 человек. И по одному пускали вот проститься с Леонидом Генриховичем.

Л. Аникина Но не в закрытом режиме – да? – проводилось? Да?

А. Венедиктов А какое в закрытом режиме? Там пришли люди какие-то с цветами. Я пришёл с цветами. Но не объявлялась, где и когда. Были представители телеканалов, но в частности в ВГТРК. Но камеры не допускали. И поэтому перед залом они снимали на мобильные телефоны, но интервью – да? – там… разговоры о Зорине.

А.Венедиктов: «Покровские ворота»— это наше достояние. И это не пафос

А. Орехъ Леонид Зорин – это же первый… в первую очередь, конечно, вспоминают «Покровские ворота»…

А. Венедиктов Конечно.

А. Орехъ Хотя я…

А. Венедиктов «Варшавская мелодия», «Покровские ворота».

А. Орехъ: Ято вот «Человека ниоткуда»… С очень сложной вообще судьбой был фильм, который долго там не выходил…

А. Венедиктов «Покровские ворота» тоже были…

А. Орехъ А у него… у Зорина вообще все… легких почти не было вот таких вот историй…

А. Венедиктов Да, там была… А на самом деле отдельная трагедия. Мы, наверное, про Зорина будем еще рассказывать, когда лично министр культуры СССР Фурцева, Екатерина Фурцева, о которой сейчас так многие хорошо вспоминают, лично запретила Ролану Быкову играть Пушкина в «Медный бабушке». Лично запретила. И сказала: «Разве может быть такой урод Пушкиным?» Ну, урода играет. Видимо…

А. Орехъ А Пушкин красавец какой был?

А. Венедиктов … Пушкин… Да. И тогда Суворин, не помню кому, он, наклонившись… Не помню кому. К режиссеру, по-моему, который написал эту пьесу, сказал: «Она, видимо, хотела видеть в роли Пушкина Дантеса», — сказал Зорин, чтоб вы понимали, с каким человеком сегодня мы прощаемся. Вот. Это… И у него с каждой его пьесой… «Декабристы» пьеса была вот в этом… Когда делали «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики». Вот эта знаменитая трилогия. Да, я тоже ходил, смотрел, проникал в театр «Современник», я помню, через… Не буду говорить, потому что там сейчас можно туда проникнуть.

А. Орехъ То есть этот вход остался?

А. Венедиктов Видимо, да.

А. Орехъ Ну, сейчас-то нет. Вот сейчас конкретно. А вообще…

А. Венедиктов Но вход, видимо, остался.

А. Орехъ … когда всё закончится, вход снова будет работать.

А. Венедиктов Да, да, да. Вот. Так что я просто напоминаю для тех, кто забыл. И мне сегодня вот внук Леонида Генриховича Андрей… Мне Андрей – это сын Леонида. Рассказывал, что после того, как они услышали, что его как-то… Он молодой парень, когда его… Внук. Когда его сотрудники услышали про Зорина, что ушёл Зорин, они впервые посмотрели «Покровские ворота».

Л. Аникина Серьезно?

А. Венедиктов Да. И говорили: ой! Так эта фраза отсюда!

А. Орехъ А, ну, то есть то, чем мы обмениваемся… «Заметьте, не я это предложил».

А. Венедиктов «Заметьте, не я это предложил» я сегодня, кстати, от 2-х людей получил.

А. Орехъ Ну, да.

А. Венедиктов По-разному «заметьте, не я это предложил»…

А. Орехъ Уже сейчас не скажешь: «Кафе-бар, я догоню», потому что уже… вот да, говорит: «Заметьте…»

А. Венедиктов Но это тем не менее…

А. Орехъ Ну, и так далее. Да. Люди тем, чем обмениваются, вот этими фразами, которые…

А. Венедиктов Да, и они должны знать, что это Зорин написал. Но по его пьесе сценарий написал Михаил Козаков сам, по-моему. Да? Но, конечно, пьеса Зорина была.

А. Орехъ Но он же и говорил, что это практически автобиография.

А. Венедиктов Ну, на самом деле это даже…

А. Орехъ Во многом.

А. Венедиктов … в «Покровских воротах»… Я-то человек с Покровских ворот…

А. Орехъ Ну, да. Вы же местный.

А. Венедиктов … знаю, что на самом деле этот дом стоял на Петровском бульваре. И даже знаю этот дом.

Л. Аникина Это уже мелочи.

А. Венедиктов Да. Но это…

А. Орехъ Но это художественный вымысел, на который имеет право там, конечно.

А. Венедиктов Ну, это не имеет значения. Да. И, по-моему, не на Чистых прудах снималась эта вот эта…

Л. Аникина Тоже мелочи.

А. Венедиктов Да, да, да. Я просто катался на коньках на Чистых прудах в 5-летнем возрасте…

А. Орехъ Ну, это уже придирчивый взгляд местного.

А. Венедиктов Да.

А. Орехъ Он все знает…

А. Венедиктов Да, да. Я там жил…

А. Орехъ … и обо всех.

А. Венедиктов … к коммуналке на Покровских воротах до 12 лет. И поэтому как бы всё абсолютно точно. Неважно. Важно, что вот его достояние – это наше достояние. И это не пафос. И это не пафос.

А. Орехъ Ну, вот Лиза посмотрела «Покровские ворота» и сказала, что…

А. Венедиктов Не может быть.

А. Орехъ Может. Мы с ней говорили…

Л. Аникина … не может.

А. Орехъ Нет. Может. Она всё может. Вот она посмотрела и…

Л. Аникина И причем давно. Это не к инфоповоду. Это просто.

А. Орехъ … и расстроилась.

Л. Аникина Да.

А. Орехъ Мне, говорит, не понравилось, говорит. Я огорчилась.

А.Венедиктов: Леонид Зорин работал до последнего дня. 12 марта закончил последнюю вещь

Л. Аникина Ну… Ну, Антон! Ну, я же призналась только Вам. Вот, так сказать, в личной обстановке.

А. Орехъ Нет, ну, это не…

А. Венедиктов Нет, у нас бывают журналисты с дурным вкусом. Им мало, но они…

А. Орехъ Нет, расстроилась.

Л. Аникина Антон…

А. Орехъ Расстроилась.

Л. Аникина Ну, Антон!

А. Орехъ То, что расстроилась.

Л. Аникина А знаете, меня…

А. Орехъ Но здесь, что сказать в плане… Не скажу, что плохой.

А. Венедиктов Это позор. Понимает уже. Ей стыдно. Это хорошо.

А. Орехъ Нет, нет. Ну, нет.

Л. Аникина Нет, я объясню. Давайте я объясню.

А. Венедиктов Я думаю… Я думаю, что Зорин из этого бы сделал хорошую пьесу.

Л. Аникина Я объясню, почему мне не понравилось. Потому, что мне было грустно. Я смотрела, я понимала, что это замечательный фильм.

А. Венедиктов Вот.

Л. Аникина Но мне просто было грустно…

А. Венедиктов То есть она любит веселые мюзиклы там. Понятно.

Л. Аникина Необязательно. Я люблю страдание, боль Достоевского и тому подобное. Но конкретно этот фильм…

А. Венедиктов Ну, посмотри «Царскую охоту». По-моему, спектакль сохранился. Трагедия, страдания, боль княжны Таракановой. «Царская охота». Посмотри.

Л. Аникина Посмотрю обязательно. Раз уж Антон…

А. Венедиктов Вот. И мы доставим тебе эту боль.

А. Орехъ Я не позорю. Я информирую.

Л. Аникина Не вовремя…

А. Венедиктов … на самом деле, может, и так это называется.

А. Орехъ Нет, все, конечно… Русский язык богат.

А. Венедиктов Посмотрите, кто остался. Остался Олег Меньшиков…

А. Орехъ Бондарев на этой неделе умер, кстати говоря.

А. Венедиктов Нет, я имею в виду из фильма.

А. Орехъ А! Из… из… которые играли.

А. Венедиктов Остался Меньшиков. Осталась…

А. Орехъ Коренева.

А. Венедиктов … Коренева.

А. Орехъ Вот сегодня у нас была в эфире.

А. Венедиктов Татьяна Догилева.

А. Орехъ Да.

А. Венедиктов Да. Всё. Всё.

А. Орехъ Хотя это начало 80-х. Они в каком?

А. Венедиктов Да, 80…

А. Орехъ: В 84м? 80…

А. Венедиктов: … 3й, по-моему. Андроповское время. 83-й, по-моему. Ну, или 4-й. Или 3-й или 4-й год. Не так далеко.

А. Орехъ Ну, вот. С другой стороны 35 лет.

А. Венедиктов Ты какого года, извиняюсь?

Л. Аникина: Я? 97го.

А. Венедиктов Господи, боже мой! Правда, десятилетие. Двадцатилетие.

Л. Аникина Меня тогда там даже рядом не было, когда этот фильм снимался.

А. Венедиктов Ты знаешь, что такое коммунальная квартира?

Л. Аникина Да, я читала.

А. Венедиктов Всё, я… я думаю до этого…

А. Орехъ Тут можно… На этой хорошей…

А. Венедиктов Я думаю, что Леонид Генрихович очень бы повеселился, слыша этот диалог.

А. Орехъ Алексей Алексеевич, ну, и хорошо, что дети не застали коммунальные квартиры. Ну, в каком-то смысле. Ну, что же? Жить всем в коммуналках?

А. Венедиктов Не застали… Застали в «Покровских воротах».

А. Орехъ Ну, хотя бы как…

А. Венедиктов Застали в «Покровских воротах».

А. Орехъ … изучать. Вот видите. Да.

А. Венедиктов По-моему, это, как говорит мой сын, нетленка.

А. Орехъ Да.

А. Венедиктов «Покровские ворота». Но для этого не надо знать, что такое коммунальная квартира. Абсолютно не надо знать.

А. Орехъ Ну, и для того, чтобы понять, что это «Покровские ворота», необязательно даже снимать на Покровских воротах.

А. Венедиктов Это правда.

А. Орехъ Вот. Можно и на Чистых прудах или даже не на Чистых прудах. Давайте мы маленький кусочек из этого фильма. Он, в общем, весь весёлый там. Хотя сегодня повод у нас для встречи грустный, но там такой фильм, хотя… Ну, вот, правда, Лиза загрустила. Вот. Ну, там столько…

Л. Аникина Ну, извините.

А. Орехъ … столько прекрасных моментов. Вот один из них мы и вспомним. Вернее, такие два, но сразу вместе.

Звучит фрагмент фильма «Покровские ворота»

А. Орехъ Но я продолжаю перед Лизой здесь извиняться.

Л. Аникина Продолжайте, Антон.

А. Орехъ Я не хотел… Я не хотел… не хотел позорить. Расстраивать. А потом если б это было сказано, что, Антон, это не для печати.

Л. Аникина Я поясню еще раз…

А. Орехъ Не для прессы.

Л. Аникина Я так и сказала с самого начала…

А. Орехъ Да?

Л. Аникина И только Вам.

А. Орехъ Да.

Л. Аникина Исключительно.

А. Орехъ Но я еще глуховат к тому же. Мало того, что я глуповат был, старик, да еще и глуховат.

Л. Аникина Так вот фильм великолепный. Он не понравился мне исключительно по каким-то внутренним ощущательным мотивам. А мы с вами прощаемся до следующего часа.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире