'Вопросы к интервью
18 августа 2017
Z Разворот Все выпуски

Считаете ли вы правильным расследование фактов из жизни детей высокопоставленных чиновников?


Время выхода в эфир: 18 августа 2017, 14:35

В.Варфоломеев 14:35. Почти наша традиционная рубрика «Светская жизнь». Накануне Фонд борьбы с коррупцией, Алексей Навальный обнародовали очередное расследование, на этот раз посвященное не какому-то конкретному высокопоставленному чиновнику, а сын – сыну пресс-секретаря президент Дмитрия Пескова. Это довольно объемный, в том числе, и видеосюжет. Можете посмотреть его на сайте «Эха» или прочитать там. Краткое изложение для тех, кто пропустил, примерно такое.

Значит, зовут его Николай. Был судим в Британии. «Нигде не работает. Покупает квартиры на Рублевке, «рендж роверы», «феррари», «теслы, часы», путешествия, целыми днями скачет на лошадях», — так пишет сам Алексей Навальный. И делает из этого вывод: «В общем, мы знаем, как эта профессия называется – сын папы-коррупционера. В России это практически госдолжность. Вот такая история про золотого мальчика, достойного своего бриллиантового папы».

И я сразу хочу спросить слушателей «Эха Москвы»: Считаете ли вы правильным расследование фактов из жизни детей высокопоставленных чиновников? Если вы поддерживаете это направление в расследованиях, звоните — 660 06 64.

А.Трефилова Если вам это не нравится, вы считаете это неправильным – 660 06 65.

В.Варфоломеев И этот же вопрос я задаю пришедшему в нашу студию главному редактору «Эха Москвы» Алексею Венедиктову. Добрый день!

А.Венедиктов Добрый день.

В.Варфоломеев Кстати, нас можно не только слушать, но и смотреть, например, в канале «Эхо Москвы» в YouTube.

А.Венедиктов Я считаю, что расследование поведения взрослых детей известных людей правильно, если эти дети имеют отношение к действиям своих родителей, то есть в данном случае к коррупции или подозреваемых людей в коррупции. Вот, например, никакого сомнения нет, что расследование деятельности детей прокурора Чайки, оно было просто необходимо, потому что благодаря своему отцу, скорей всего, они получали контракты, получают контракты, получают бюджетные деньги. И, конечно, здесь мы видим семейственность.

И вот если есть подозрение на такую коррупционную составляющую, а не по поводу того… Нет, конечно, есть пресса специальная, есть программа «Пусть говорят», есть канал Life News, который расследует личную жизнь: как они бьют своих жен, как они разводятся – это вот для той прессы есть целое направление внутри. Это вопрос, кому и чему… что расследовать? Вопрос: что расследовать и ради чего расследовать? Поэтому да, я за, я бы проголосовал за. Да, расследование необходимо.

В.Варфоломеев А в конкретном случае с сыном Дмитрия Пескова?

А.Венедиктов А что в конкретном случае с сыном Дмитрия Пескова? Любое расследование имеет пять составляющих, — извините, как профессионал вам говорю. В расследовании есть установленные факты, точные и полные. В расследовании есть предположения, и они должны быть отделены от фактов.

В расследовании, наконец, есть цели, и, может быть, с этого стоило начать: что, собственно, какую цель ты преследуешь? Ну, и, наконец, в расследовании существуют политические дивиденды и бенефициарии, которые не участники расследования, но которые будут выжимать из этого максимально.

И существует стилистика – то, о чем я начал говорить – этого расследования. Поэтому я предлагаю стилистику и политических бенефициариев отвести в сторону, потому что ну, кому-то нравится стилистика «Пусть говорят», кому-то не нравится стилистика «Пусть говорят». Там же тоже есть расследования про детей известных персон, да? Кому-то нравится другая стилистика, третья…

А.Трефилова Про цели тогда давайте.

А.Венедиктов Давайте про цели. Понятно, что цели расследования подобного плана, я бы сказал исследования а не расследования, подобного плана Навального, являются доказательством того, что пресс-секретарь его политического оппонента является коррупционером – вот это цель.

В.Варфоломеев Коррупционером — в данном случае человеком, чьи доходы ни коим не корреспондируются с его официальной зарплатой.

А.Венедиктов Абсолютно. Даже скажем еще мягче, как ты сказал – согласен на мягкую – о том, что он живет не по средствам. Я имею в виду, не сына, а папу, что называется. Вот это вот цель. И весь вопрос в том – те факты, о которых говорит нам Навальный, они на это указывают, они это доказывают (не предположения – факты), он работают на эту цель или не работают эту цель? Или работают на какую-то другую цель? Может быть, там другая цель.

В.Варфоломеев Документов о том, что, например, квартира в Москве за 25-30 миллионов рублей была куплена на деньги Дмитрия Пескова, нет.

А.Венедиктов Это ложь. Он это не утверждает – Дмитрий Песков… Алексей Навальный. Я их путаю иногда (с обоими на ты). Я тебе скажу, что с этой квартирой. Если мы посмотрим на документы, которые сам Навальный публикует – следующий документ, про бабушку, — мы увидим, что эта квартира принадлежит сыну Буденного. Бабушка сына Пескова – это очень сложно – она его бабушка, потому что мама, первая жена Пескова – она внучка Буденного. Эта квартира была буденовская. Вот тогда еще получил сын и она.

И поэтому этот мальчик там прописан. И как собственник – на него была приватизация. Он не заплатил ни копейки. То есть он не тратил деньги. Это квартира, в которой он всегда был прописан.

А.Венедиктов: То есть мы говорим, что Навальный делает с Песковым то, что советская власть делает с Бродским?

И чего это доказывает? На какую цель это работает – публикация этого документа? Это факт. Только он корреспондируется с какой-то другой целью.

Или, например, английское судебное дело… Кстати, я хочу отметить, что все, что было в этом расследовании, кроме английского судебного дела, было опубликовано в ноябре 16-го года инсайдом. И никто тогда не обратил внимания. Это была тогда волна на Пескова, которая была отдельная.

В.Варфоломеев В Британии Николая признали виновным в нанесении телесных повреждений и краже. Он там отжимал типа телефоны на улице…

А.Венедиктов 7 лет тому назад. Все правильно. Это абсолютно факт. Это работает на цель, что этот коррупционер. На какую цель работает?..

А.Трефилова Подождите, Бродского тоже судили за тунеядство. Ни одного документа…

А.Венедиктов То есть мы, таким образом, говорим, что Навальный делает с Песковым то, что советская власть делает с Бродским? Аня, как тебе не стыдно!

А.Трефилова Я интересуюсь.

А.Венедиктов Нет-нет, смотрите… Давайте серьезно. Вот есть цель. И в этой цели нужно доказать, например, что Песков живет не по средствам. Вот об этом речь.

В.Варфоломеев Вот вам доказательство. Русская поговорка: «Яблоня от яблони недалеко падает».

А.Венедиктов Ну, это поговорка да… Члены семьи изменников Родины. Мы это проходили. Нет, на самом деле, те вопросы, которые ставятся, они закономерны. Но те факты, которые к этому подтягиваются, не работают на эту цель. Например, там бросается фраза… Ну, у Пескова там «Тесла» как бы… Не знаем. Кстати, с чего началось… Как Навальный пишет: «Нам прислали фотографию…». Это про бенефициариев отдельно.

Итак, да, действительно в декларации Пескова – 12 миллионов годовой доход прошлый год. Правда, декларация Навки – 121 миллион. У мужа и жены – 133 миллиона – это так. Вот моя Лена, она живет не по средствам, не по своей зарплате, она, когда идет, что-то покупает, я вас уверяю… Потому что у нас общий считается доход семьи… Поэтому эта фраза: «У него 12 миллионов — и он чего-то подарил за 12 миллионов» — хотя мы не знаем, подарил, не подарил, — это неправильная фраза.

А.Трефилова Но у вас все-таки не деньги налогоплательщиков.

А.Венедиктов Секундочку. Так у Навки тоже не деньги налогоплательщиков. Доход семьи складывается…

А.Трефилова То есть его Навка содержит?

А.Венедиктов Я думаю, что да. И мы знаем, что этот дом знаменитый – это покупалось, — и это теперь все замолчали – потому что это покупалось на деньги Навки. И это кодифицировано, потому что она получает в 10 раз больше, чем ее муж. И это нормально, кстати, и это правильно, кстати.

В.Варфоломеев Мы давно знаем, что российским чиновникам очень везет с их супругами.

А.Венедиктов Нет, ну мы знаем, как работает Навка каждый день, извини меня ради бога… Это нечестная сейчас история. Это не переписанная собственность. Песков всегда как чиновник и должен получать меньше, чем известный актер или известный спортсмен. Во всем мире это так.

Поэтому, на самом деле, цель понятна…

В.Варфоломеев А тогда о фактах.

А.Венедиктов А где? Ну, давайте факты. Давайте. Я смотри… Я специально, Володя, не писал Пескову, не разговаривал с Песковым эти дни. Мое мнение оно, естественно, может быть оценочное, потому что он мой друг, поэтому я не выношу никаких оценок.

Давайте по фактам. Вот факт, как он работает на цель. Вот факт, как он работает на цель. Вот факт, как он работает на цель.

В.Варфоломеев Факт, что расходы сына чиновника никак не соотносятся с его доходами. Он безработный, может быть, по-моему, числится где-то в одном или в двух формальных бизнесах, но источника получения денег у него нет. Значит, из этого мы сделаем фактический вывод, что его содержит папа-чиновник.

А.Венедиктов Нет, это не вывод. Это предположение, а не вывод. И оно имеет право быть, но это предположение, это не факт. А факт заключается в другом…

В.Варфоломеев То есть ты как читатель и зритель фактов там не увидел?

А.Венедиктов Нет, увидел факты, просто они не имеют отношение к цели. Но я говорю, как зритель «Пусть говорят» мне интересно, что он поднял руку на бабушку… Мне интересно, что он не платит алименты. Правда весь его, как мне сказали, Фейсбук забит фотографиями с дочкой, с которой он то в Москве на катке и так далее…

В.Варфоломеев Которой алименты не платит.

А.Венедиктов Да, той, что алименты не платит.

В.Варфоломеев 116 неоплаченных штрафов.

А.Венедиктов Да, абсолютно. 40 тысяч у него нет – богатый человек, безусловно! Папа не может погасить. То есть, на самом деле, еще раз: возвращаемся к цели. Цель – определить, живет ли Песков… тратит ли он больше, чем доходы его семьи, извините, или нет? Вся история. И в этой штуке пока фактов нет. Есть предположения.

Есть факты, которые касаются нехорошего поведения его сына, которого он оставил в три года, и которого он впервые потом… ну не увидел – стал жить вместе или не вместе, вернее, в Москве через 17 лет. С другой фамилией… Он усыновлен.

Я просто не хочу лезть в эту тему подробно, хотя я представляю, каково это. И правильно, кстати, написал Тимур Олевский наш из города Праги – я считаю, что правильно, — что мы имеем здесь дело, скорее, не с коррупцией, а с семейной трагедией. И я думаю, что папа чувствует свою вину. Он меня не уполномочил на это — я так думаю. Я думаю, что я бы чувствовал свою вину, скажем так.

Но история в том, что да, может быть. Но тогда давайте посмотрим. Вот машина «Тесла», о которой пишет Навальный. Но вы же провели расследование, вы скажите, пожалуйста, на какие деньги она куплена. Это же чеки остались, со счетов деньги плачены.

В.Варфоломеев Этот вопрос адресован Пескову, как я понимаю?

А.Венедиктов Ну, Пескову. Вы говорите: «Ты вор. Докажи, что нет». Нет, не так это делается у нас в стране и во всем мире.

В.Варфоломеев Секунду. Если чиновник пользуется имуществом, он обязан его указывать в декларации.

А.Венедиктов Что такое «пользуется»? Я сел за машину Дымарского и на ней поехал. Это называется, я пользуюсь? Я должен буду указывать ее в декларации, если я буду чиновником?

В.Варфоломеев Зависит от того, как это кодифицировано в законе, что такое «пользуется».

А.Венедиктов Совершенно верно. Что такое «пользуется»? Это вопрос. Где эта машина стоит? Сколько пользуется. Исследуй! Ты же исследование проводишь — ну!?

А.Трефилова Хорошо, Алексей Алексеевич, в некоторых других случаях, когда на центральном телевидении публиковались подобные исследования в адрес других людей, потом этим занимались правоохранительные органы. Правоохранительные органы сейчас должны как-то среагировать?

А.Венедиктов Не знаю. Они какие факты должны проверять? Пусть реагируют. Я считаю, что прежде чем публиковать расследование, надо выяснять некую фактологию. Пожалуйста, я думаю, что Алексей Навальный продолжит исследование этой фактологии.

В.Варфоломеев Чтобы фактов было больше, чем намеков. Спасибо большое. Алексей Венедиктов, наш эксперт в дневном «Развороте».

Комментарии

275

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

19 августа 2017 | 18:05

Все "виолончели" должны быть рассекречены и возвращены в бюджет РФ!..И неважно на кого они записаны...Если воровские деньги у совершеннолетнего, то его место только на скамье подсудимых и только так!


oldpionerka 19 августа 2017 | 21:41

papagamleta: Если это когда-нибудь произойдёт, то это уже будет другая Россия.
А пока - пахан не позволит. И мы всё это понимаем, а сделать ничего не можем. Одних всё устраивает ( Венедиктов даже заступается за этих воров),другие боятся(кому охота варежки лет десять шить), третьи ни черта не понимают ( тупо смотрят "Пусть говорят").
А Вы - молодец! Не теряете веру в прекрасное. Я - тоже)))


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

znlarisa 20 августа 2017 | 02:40

Что сказать-адвокат Д-вола...:(


tverboul 20 августа 2017 | 05:34

Если честно, то прямо неловко было слушать ту лукавую ерунду, которую нес ААВ. "Прежде чем начать расследование, надо добыть факты" - вы смеетесь над нами, г. редактор? Расследование и есть добывание фактов. И, между прочим, подтверждение или опровержение подозрений и предположений. Вы там много чего перечисляли ("я вам говорю как профессионал"), однако забыли упомянуть косвенные улики. Будёновская квартира, принадлежащая сынку (а не "прописан в ней" - прописка в РФ отменена уже более 25 лет, если вы забыли), дорогая "Тесла" и прочие подобные вкусности - это косвенная улика. Это еще не прямая улика, но уже не предположение и тем более не подозрение. Вы, может быть, не знаете, но в англосаксонском праве и в наполеоновском кодексе корпуса косвенных улик (даже в отсутствие прямых) может быть вполне достаточно для вынесения судебного решения против ответчика и обвинительного приговора против обвиняемого.

Так называемый профиль, т.е. общественное лицо, характер и история расследуемого - совсем небезразличный фактор в расследовании. Одно дело, когда в чем-то обвиняют доселе безупречного Буковского, и совсем другое дело - человек, отсидевший за хулиганку, связанную с насилием. Никто не собирается повторно судить его за преступление, за которое он уже оттянул тюремный срок, однако смотреть на него и на Буковского мы уже будем по-разному. И вера их словам уже будет разная. И это правильно.


tverboul 20 августа 2017 | 05:38

(окончание)

И третье. Презумпции невиновности в отношении высокопоставленных чиновников и их родных, близких и друзей не существует. Наоборот, как правильно сказал Бабченко, в их отношении наличествует презумпция виновности. Во всяком случае во вменяемых странах. Даже малейшего намека на использование служебного положения в неслужебных, а тем более в корыстных целях достаточно, чтобы инициировать журналистское расследование - да и служебное тоже. "Аppearance of impropriety" (пусть вам переведут) является вполне юридическим термином. Извольте положить на стол сведения о зарплате, иных (всех) источниках дохода, налоговые декларации как минимум за последние 5 лет, а также отчитаться в расходах. Если у вас зарплата 100 рублей, а ваш сын-студент "Волгу" купил - это сразу то, что называется red flag, т.е. немедленный повод посмотреть и на папу, и на сына очень внимательно.


bokarev_aleks 20 августа 2017 | 08:37

Какие доказательства ещё нужны если бездельник живет как миллионер?Лукашенко поступает проще,он принял закон о тунеядцах!


proz 20 августа 2017 | 08:54

Венедиктов пытался защищать Пескова и его сынишку....Плохая попытка....


sanjose 20 августа 2017 | 09:54

Лично мне неинтересны расследования Навального. О моральном облике и личных качествах членов камарильи все и всем давно понятно, ничего нового и интересного в этой теме быть не может. Все эти типажи, как ни старается уважаемый Венедиктов их обелить, замазаны с ног до головы и навсегда. Их глубоко провинциальные замашки ничего кроме брезгливого изумления не вызывают и смотреть на их "красивую жизнь" в стиле сельского гламура мне лично противно.
Данная же тема привлекла внимание настойчивым муссированием великого принципа юриспруденции - презумпции невиновности. Простите, но это шулерство и обман! Презумпция невиновности - понятие юридическое и место его - в системе правосудия. Газета же (в широком смысле) - это не суд и не следствие, цель четвертой власти не в уголовном преследовании (именно тогда возникает та самая презумпция), а в общественном обсуждении и, если хотите, осуждении. Не нравится позиция СМИ - выступай и оправдывайся, если тебя осудили напрасно.
Что, видимо, от имени и по поручению своего кореша и старается сделать Венедиктов. Но как-то вяло и неубедительно, видимо сам не верит в какие-то фантастические "заработки" госпожи Песковой.
А в целом - согласен, этот пацан - трагедия семьи, что уж тут...Хотя, как говорит русский народ - "поделом вору и мука".


tcheslav 20 августа 2017 | 13:21

Сегодня дети Навального вернулись из Америки, чуть раньше там побывала его жена. Дети там вроде как обучались английскому языку (в Америке !) Да, так о чем мы ?


21 августа 2017 | 05:43

ой, позор! Венедиктов в роли адвоката дьявола. Вот они все верующие, а не страшно им?! Вот воруют, пилят, берут взятки, берут честные деньги за работу с душком, и деньги становятся нечестными ... а ведь может так получиться, что придется отвечать. На том свете. Они себя успокаивают с подачи Невзорова, что религия это все выдумки и современный человек не может верить, но ведь Невзоров лжец, а верят они ему потому что выхода нет ...
Венедиктов будет гореть в аду ... дьявол своих адвокатов держит при себе. Только дьяволу ад - дом родной, а Венедиктову там будет неуютно.


petrov85 23 августа 2017 | 20:42

фига венедиктов топит за усатого прилипалы-казнокрада и вруна!


mih_muh 03 сентября 2017 | 18:00

"Как можно 25 минут обсуждать вопрос, ответ на который - "да"?" (с) Леонид Волков
Я закончил

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире