'Вопросы к интервью

Т.Фельгенгауэр «Живой гвоздь» у нас в студии есть.

А.Плющев Алексей Малобродский, театральный продюсер. Доброе утро!

Т.Фельгенгауэр Здравствуйте, Алексей Аркадьевич.

А.Малобродский Здравствуйте, Таня, здравствуйте, Александр.

Т.Фельгенгауэр Надо для начала, наверное, спросить вас о здоровье. Как вы себя чувствуете? Потому что все переживали, когда вас там госпитализировали периодически.

А.Малобродский: Я был на сто пятьдесят процентов уверен в своей правоте, в своей невиновности

А.Малобродский Спасибо большое. Я себя прилично чувствую. И я очень чувствую эту поддержку, это переживание. И поверьте, это реально физически, материально помогает. Спасибо огромное!

Т.Фельгенгауэр Пока вы находились в СИЗО, люди много писали вам?

А.Малобродский Да, очень много. Вообще, то, как проявились люди, было одно из прекраснейших открытий этого непростого для меня периода. Я получал большое количество писем от близких друзей, от людей, которых не считал друзьями, а просто был с ними знаком, от коллег. И довольно большое количество писем от людей, с которыми я не был знаком вовсе. То есть люди, которые из прессы, благодаря вам в том числе, знали о деле, болели за него. Люди писали письма, выражали свою поддержку. И это было прекрасно. И приобрел очень много новых хороших знакомых.

Т.Фельгенгауэр А какие-нибудь гадости писали?

А.Малобродский Нет.

Т.Фельгенгауэр Я знаете, почему спрашиваю? Нам по СМС регулярно пишут всякие гадости.

А.Плющев Потому что туда только письма… С письмом трудно…

Т.Фельгенгауэр Да, письмом сложно. Это же надо конверт купить, марку…

А.Плющев Вот если б можно было СМС…

А.Малобродский В жанре коротких сообщений написать гадость – это, видимо, с руки. А там приложить какое-то усилие…

А.Плющев Фейсбук-то не работает в СИЗО.

А.Малобродский Видимо, у тех, кто генерирует гадости, у них есть сложности с более длинным текстом.

Т.Фельгенгауэр Про само дело вопросы вам задавать, видимо, бессмысленно, потому что адвокаты…

А.Малобродский Потому что я не буду на них отвечать. Да, спасибо. Не могу.

А.Плющев Я думаю, настанет день, когда это будет возможно. И хорошо бы, если бы он был поскорее, и чтобы вы могли здесь свободно, спокойно рассказывать о том, что произошло и смотреть на это уже как на прошлое.

А.Малобродский Да, спасибо. Я тоже с нетерпением, естественно, жду этого момента. И поверьте, я накопил какое-то количество размышлений и наблюдений. Мне есть, что об этом сказать, но сейчас преждевременно.

Т.Фельгенгауэр Давайте тогда поговорим в целом про театральный мир, потому что мы вас представляем как театрального продюсера. И я уверена, что мало кто себе может вообразить, что, собственно, такое продюсер театральный.

Вот кто такой музыкальный продюсер, мы, в принципе, знаем, потому что они всегда все на виду. И мы представляем себе, что это люди, которые ищут какую-то звезду и дальше ее ведут и выводят на вершины хит-парадов, платиновые диски и всё прочее.

В театральном мире продюсер – это тоже такое же человек, который должен найти звезду и вывести ее на мировую сцену?

А.Малобродский Нет, разумеется, нет. Не вполне. Но я бы добавил к вашей характеристике деятельности музыкального продюсера еще такой момент, что эта работа очень связана с тем, как выглядит конечный результат и связно, в общем, с индустрией звукозаписи в большой степени. То есть не только промоутер, не только тот, кто ведет звезду, но и тот, кто определяет качество финального звучащего продукта. То есть это деятельность, которая очень зависима от развития технологий звукозаписи, которые в последнее время развиваются стремительно. И вот наш цифровой век накладывает всё новые и новые обстоятельства и дает все новые возможности для работы музыкального продюсера.

Работа продюсера театрального, она в этом смысле гораздо более консервативна, гораздо более традиционна. Есть ряд близких по характеру рода деятельности слов, которые обозначают различные профессии – театральный директор, управляющий или менеджер, продюсер, инвестор или спонсор, специалист по фандрайзингу, промоутер, антрепренер, импресарио и так далее – люди, объединенные достаточно тесно родом своей деятельности. И границы, которые разделяют специфическую сферу деятельности каждого из этих людей, они достаточно размыты и взаимопроникают.

Я имею опыт практической работы довольно большой, но только на территории и в юрисдикции нашей страны России и еще прежде Советского Союза. И должен сказать, что это тоже накладывает особый отпечаток как на феномен продюсерства…

Т.Фельгенгауэр В смысле цензуры какой-то, если мы вспоминаем советский опыт или что?

А.Плющев Или бухгалтерии советской.

Т.Фельгенгауэр В чем особенность?

А.Малобродский В смысле цензуры и в смысле бухгалтерии в финале. А в начале, в самом содержании профессии. Потому что профессия продюсера в западном, в американском, бродвейском смысле, она предполагает наличие некоей творческой и предпринимательской инициативы и предполагает наличие некой среды, которая и делает профессию продюсера востребованной. И эту среду формирует, собственно, рынок.

Т.Фельгенгауэр Всё, после слова «рынок», в принципе, мы можем закончить, потому что рынка у нас как такового нет. Но, с другой стороны, сейчас современный театр и не только российский, но вообще мировой, он же получает какое-то и развитие, и новые формы, и сейчас иммерсивные какие-то спектакли. Я не до конца понимаю, что это, но я регулярно вижу, что все ими восхищаются.

А.Плющев Сововлечение потому что. Квест.

А.Малобродский: У театрального администратора не должно быть в лексиконе слова «нет»

Т.Фельгенгауэр Это что, квест? Ну, неважно, хорошо. И очевидно, что есть некая даже мода театральная. Театральный продюсер участвует в формировании этой моды, или как это происходит? Или вы просто видите какого-то талантливого режиссера и говорите: Вот – звезда. Надо как-то ему помогать.

А.Малобродский Давайте условимся словом «продюсер» у нас называть и независимых продюсеров, которые, собственно, обладают некой театральной и предпринимательской, как было сказано, инициативой и определенный тип театрального директора. Потому что есть директор, условно говоря, хозяйственник, который занимается крышей, отоплением, водой и обеспечением каких-то материальных условий производства, и есть директор творческий, директор инициативный, который встраивает себя и свою деятельность, собственно, в творческий художественный процесс. Таких директоров не много. Чаще всего у нас есть еще такой институт художественного руководства, и, как правило, именно представителям этой профессии принадлежит инициатива выбора материала и выбора формальных подходов определения жанровых структур, кастинга и подобных вещей.

Так или иначе, в сложившемся у нас типе взаимоотношений в продюсера – будем называть его исполнительным продюсером, хотя это тоже не вполне точно, — у него, вообще говоря, функцию обслуживания творческого процесса.

Т.Фельгенгауэр То есть к вам приходит режиссер, у которого уже есть материал, актеры и прочее и говорит: «Алексей Аркадьевич, мне нужен слон».

А.Плющев То есть продюсер – это больше про деньги, чем про творчество или как? Или про деньги для творчества или про что?

А.Малобродский В идеале продюсер – это про деньги, про творчество, про продвижение.

Т.Фельгенгауэр Про всё.

А.Малобродский Да, про всё. И это какая-то тоже удобная для всех, причем участников процесса, забега формула, потому что, с одной стороны, размывает ответственность, а, с другой стороны, делает тебя ответственным буквально за…

Т.Фельгенгауэр В курсе всего происходящего.

А.Малобродский Известно, что у успеха и у победы всегда много авторов, а у поражения он один. И в случае со структурой театрального производства в той форме, в которой это принято в России, это продюсер или директор.

Т.Фельгенгауэр Так вернемся к слону.

А.Малобродский К слону. Если нужен слон, то нужен слон. Потому что, с моей точки зрения, тоже, понимаете, директора и продюсеры бывают разные, исполнительные продюсеры. В моем представлении у театрального администратора не должно быть в лексиконе слова «нет». То есть когда ты оказываешься наедине с художником, с криэйтором, с основным поставщиком идей, в том числе идеи о выведении на сцену слона, ты можешь с ним вступить в дикую дискуссию и доказать ему, что слон в данном случае неуместен. Хотя чаще всего продюсер увлеченный и продюсер профессиональный внушаем и очень быстро понимает, что слон таки очень нужен.

А.Плющев Я ему говорю: «Давайте жирафа, чем вашего слона».

А.Малобродский Чего мелочиться? Весь зоопарк. И дальше он устраивает себе такую ловушку, пускается во все тяжкие. И хороший продюсер добивает-таки слона. Другой вопрос опять же, что определенную специфику накладывает бытование профессии в наших отечественных условиях, где люба деятельность регулируется своеобразными законами: 44-м, 223-м, антимонопольным законодательством и так далее.

Т.Фельгенгауэр То есть всех слонов страны вам не дадут.

А.Малобродский Все слоны не нужны. Одного слона добыть будет трудно, потому что если ней дай бог у художника будет заказ не на слона вообще, а на слона определенного размера, оттенка кожи и так далее, то тогда начнется беда, потому что прежде, чем заполучить слона, я должен буду в единой автоматизированной информационной системе торгов разместить заказ на поставку слона.

Некто, кто должен зарегистрироваться как поставщик в этой системе, чтобы по закону иметь возможность мне этого слона поставить, должен будет принимать определенный ряд юридических телодвижений. Потом мы должны через годы этого слона получить, в конце концов, в результате проведенных конкурентных процедур, то есть выигранного конкурса или аукциона, у кого слон дешевле. И потом выяснится, что самый дешевый слон — самый маленький, а нам нужен самый большой.

А.Плющев Мы продолжим с Алексеем Малобродским прямо сейчас для тех, кто смотрит YouTube, а для тех, кто слушает нас по радио, мы вернемся через две минуты.

РЕКЛАМА

Т.Фельгенгауэр Мы продолжаем. Алексей Малобродский, театральный продюсер у нас в гостях. Мы обсуждали, насколько продюсер – человек всесильный в плане организации этого театрального процесса, если у режиссера, у него вдохновение, и ему непосредственно нужен слон на сцене. А если говорить не про декларации и всякие реквизиты, а о человеческих отношениях. Мы знаем, что нередко бывают конфликты, даже если уже все прошли кастинг. Главная звезда – актер или актриса — и режиссер – ну, вдруг что-то не заладилось. Насколько этим конфликтом тоже придется заниматься вам? И если он есть, вам кто важнее: режиссер или звезда?

А.Малобродский С огромной вероятностью придется. Потому что, заканчивая тему слона, декораций и любых других компонентов, из которых складывается спектакль, в любом случае продюсер, даже если он является инициатором театрального производства, создания спектакля, даже если ему принадлежит выбор материала, — в любом случае он нуждается в людях, которые обладают талантом художественным, талантом и способностью претворить это в жизнь. Поэтому в любом случае ты обслуживаешь людей творческих. Это зона такой практической конфликтологии, зона повышенной опасности конфликтного права в этом отношении. Это такая, знаете, как песочница в детском саду. Там все готовы в любой момент взорваться, и все, в общем, убеждены, что они центр мира. И это правильно. Наверное, определенный эгоцентризм – это условие таланта, условие творческой профессии. Поэтому хороший продюсер должен быть еще в каком-то смысле психотерапевтом.

Т.Фельгенгауэр Воспитательницей в детском саду.

А.Малобродский Воспитательницей в детском саду. При этом очень важный момент заключается в том, чтобы эти свои навыки и достоинства он не делал публичными, не делал гласными. Очень важно делать свою работу таким образом, чтобы участникам процесса – артистам, режиссеру – казалось, что они всё устроили сами. Потому что в противном случае — сравнение с детской песочницей не случайное, это такое устройство сознания творческого – он не терпит вмешательстве, не терпит руководства и не терпит признания, что каким-то своим решением или результатом творческий человек обязан тому, кто рядом. Он всё в своем сознании и в сознании публики должен сделать сам. Поэтому это такая, немножко закулисная работа, оно она важна и необходима.

А.Плющев Если позволите, я все-таки вернусь к истории, которая происходит сейчас. Я не говорю о самом деле, но я о человеческих отношениях хочу поговорить, если возможно.

Мы видели, что многие ваши коллеги поддержали и вас и Кирилла Серебренникова, даже многие, кто обласкан властью, для кого, может быть, это риск и так далее. Вы почувствовали со стороны кого-нибудь, может быть, какое-то отдаление, не обязательно со стороны коллег. Вы наверняка и с чиновниками общались. Кто-то на всякий случай, я не знаю, перестал звонить?..

А.Малобродский Ну, разумеется. Я еще раз повторюсь, что мое главное положительное открытие из этой печальной истории заключается в том, что, оказывается, хороших людей гораздо больше, чем я мог себе представить. Проявились они прекрасно.

А.Плющев То есть вы ждали худшего.

А.Малобродский Я ждал худшего. Но вы правы в том, что жизнь многообразно и люди устроены по-разному. И проявляется очень по-разному эта жизнь. Мне бы не хотелось говорить ни о ком конкретно, но, конечно, есть и такие проявления, о которых вы спрашиваете.

А.Плющев А что касается системы. Вы ее такой себе представляли, и вообще, представляли вы себе? Я имею в виду так называемую судебную, правоохранительную? И думали ли вы, что это и вас может коснуться?

А.Малобродский Это интересный вопрос. Понимаете, сознание очень инерционно. Я давно живу на свете, давно работаю и не могу сказать, что какие-то принципиальные открытия для меня произошли сейчас, в этой ситуации. Но когда ты не умозрительно, а непосредственно, чувственно проходишь все эти этапы, все эти дивные приключении, то как бы качество знания несколько меняется. Поэтому на уровне сюжета всё остается прежним, а на уровне переживания сюжета ты понимаешь многие вещи гораздо лучше и чувствуешь их острее.

Но, пожалуй, мы привыкли считать, что нас это не коснется никогда. Да, это так. Это так и всегда несколько неожиданно. В моем случае неожиданность заключалась в том, что я был абсолютно на сто пятьдесят процентов уверен в своей правоте, в своей невиновности, в своей непричастности к каким-либо правонарушениям. И поэтому я не просто пытался этого избежать, а я наоборот как шел навстречу, я понимал, что меня как участника процесса должны спросить, и я был готов ответить. То, что это повернется таким образом, оказалось некоторой неожиданностью. И вот этой стороной система блеснула по-новому.

А.Плющев Мы сейчас прервемся на пару минут. Впрочем, для YouTube всё продолжается.

РЕКЛАМА

Т.Фельгенгауэр Алексей Малобродский у нас. И, может быть, тогда еще вопрос. Не будем погоду читать?

А.Плющев Давай.

Т.Фельгенгауэр Мы говорили про возможность или невозможность работы с государством. С тем опытом, который сейчас есть у вас, вы при первой же возможности вернулись бы к своей работе, независимо от того, связана она – ну, скорей всего, связано – с государством?

А.Малобродский: То, как проявились люди — одно из прекраснейших открытий этого непростого для меня периода

А.Малобродский Безусловно, в наших условиях нельзя заниматься этой деятельностью даже не будучи в системе государственных бюджетных учреждений культуры, невозможно быть полностью свободным от влияния государства и полностью независимым от него. Это иллюзия.

Я настолько изголодался по профессии, по практической деятельности, что сейчас, мне кажется, я, вооруженный новым знанием и новым опытом… но, впрочем, я уже не однажды в этой жизни так обманывался. Поэтому вопрос ваш не имеет для меня однозначного ответа. Мне кажется, что если бы предложение последовало сейчас, я бы ринулся, на задумываясь, но, возможно, через время одернул бы себя.

Т.Фельгенгауэр Спасибо большое! Алексей Малобродский, театральный продюсер был сегодня в нашим «живым гвоздем».

А.Плющев Вам очень много здесь желают стойкости, удачи, и чтобы поскорее это всё закончилось, и вы бы могли говорить о чем угодно, не сдерживаясь. И как можно скорее вернулись к наботе.

А.Малобродский Спасибо огромное!

А.Плющев Спасибо большое!

Комментарии

14

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

ohrjr 02 октября 2018 | 17:45

sandro_007: А 007 это "бонд" или "топтун"? Из каких?


sandro_007 02 октября 2018 | 20:00

ohrjr:
Агент под прикрытием за сильную и независимую Россию.


shplint_05 02 октября 2018 | 17:04

Квест, за который бьётся Малобродский, это право за государственные деньги показывать на театральной сцене акты мочеиспускания, однополые и разнополые совокупления, Христа в "pudendum femininum", мат и Евгения Онегина без штанов. Оскорбительно? Да. Унижает достоинство зрителей? Конечно. Нужно осуждать? Несомненно. Но не всё так просто. Уберём это из театра и что останется? "Унылое говно", если цитировать театральную критикессу Давыдову. И она права. Театральный спектакль давно уже проиграл борьбу за зрителя, и те натужные изыски, которыми "прогрессивные" режиссёры стараются оживить свои спектакли, это предсмертные конвульсии повешенного, когда его органы непроизвольно начинают извергать мочу, кал и сперму, тем самым пытаясь показать, какой он ещё как бы живой. Вынужденная мера. На сегодня уже нет такой мерзости, которую не показали бы зрителю пиксельные варианты драматургических героев. На экранах мониторов они пляшут, кривляются и показывают все места. Театр постмодерна пытается делать то же самое, судорожно разыгрывая свою последнюю карту - преимущество живого тела перед виртуальным образом. Плюс, конечно, предоставление фойе как светского пространства, где можно продемонстрировать новые брюлики жены, свою успешность и понимание постмодерна, пожать чью-то важную руку и услышать льстивый комплимент. В общем, типичное искусство для избранных. Пусть они его и оплачивают, а не посылают Малобродских залезать нам в карманы.


(комментарий скрыт)

ohrjr 02 октября 2018 | 17:40

patrikk_2: Ну поддонистый Вы, как президент!


kara 02 октября 2018 | 10:38

а ему можно выступать на радио?


(комментарий скрыт)

satt 02 октября 2018 | 16:29

Путин сильно напоминает мне Варлама из "Покаяния" Абуладзе. Не внешностью, а глумливой дурашливостью. Там вообще много сходства.
Искал сегодня запись его
ответа(кажется Евгению Миронову) по поводу силового ареста в Петербурге Кирилла Серебренникова: "ДУРАКИ!"
Это Путин в адрес тех, кто арестовывал.
Год прошёл!
Кстати, запись я так и не нашёл.
Куда-то пропала. А была - это точно.


satt 02 октября 2018 | 16:38

Оксана Куваева

Картина Шишкина "Приплыли"
на белой яхте бурлаки..
"Кирилла всё-таки не били.
А так, конечно, дураки!".


sborisych 02 октября 2018 | 20:35

satt:
Вы уверены, что была видеозапись?
Вроде бы всё было только в изложении. Например- https://www.rbc.ru/politics/24/05/2017/5925edec9a79475b2d867dfb


satt 02 октября 2018 | 21:40

sborisych:

Да нет, была запись.
Я несколько раз пересматривал в ФБ.
мазохизмом занимался.
Жалею, что не сделал копию.
А Вам спасибо!




sborisych 02 октября 2018 | 23:27

satt:
Признаться, мне не попадалась- ни тогда, ни после..
P.S. А насчет "спасибо"- как по мне- так во'все не за что..


irdo 03 октября 2018 | 01:18

satt:
Искал сегодня запись его
ответа(кажется Евгению Миронову) по поводу силового ареста в Петербурге Кирилла Серебренникова: "ДУРАКИ!"
Это Путин в адрес тех, кто арестовывал.
Год прошёл!
Кстати, запись я так и не нашёл.
Куда-то пропала. А была - это точно.
=========
Точно была.


zemljanka 02 октября 2018 | 16:54

Сочувствие.


ohrjr 02 октября 2018 | 17:38

Мне понравился наив "уверен на 150%"! Почитайте здешнего "патрика"... и вопрос: "Вы встретили порядочного человека, среди допрашивавших и около них"?


alexfilonov 03 октября 2018 | 00:35

Идиот. Справедливости он ожидал.


(комментарий скрыт)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире