'Вопросы к интервью

Т.Фельгенгауэр «Живой гвоздь» у нас в студии есть.

А.Плющев Алексей Малобродский, театральный продюсер. Доброе утро!

Т.Фельгенгауэр Здравствуйте, Алексей Аркадьевич.

А.Малобродский Здравствуйте, Таня, здравствуйте, Александр.

Т.Фельгенгауэр Надо для начала, наверное, спросить вас о здоровье. Как вы себя чувствуете? Потому что все переживали, когда вас там госпитализировали периодически.

А.Малобродский: Я был на сто пятьдесят процентов уверен в своей правоте, в своей невиновности

А.Малобродский Спасибо большое. Я себя прилично чувствую. И я очень чувствую эту поддержку, это переживание. И поверьте, это реально физически, материально помогает. Спасибо огромное!

Т.Фельгенгауэр Пока вы находились в СИЗО, люди много писали вам?

А.Малобродский Да, очень много. Вообще, то, как проявились люди, было одно из прекраснейших открытий этого непростого для меня периода. Я получал большое количество писем от близких друзей, от людей, которых не считал друзьями, а просто был с ними знаком, от коллег. И довольно большое количество писем от людей, с которыми я не был знаком вовсе. То есть люди, которые из прессы, благодаря вам в том числе, знали о деле, болели за него. Люди писали письма, выражали свою поддержку. И это было прекрасно. И приобрел очень много новых хороших знакомых.

Т.Фельгенгауэр А какие-нибудь гадости писали?

А.Малобродский Нет.

Т.Фельгенгауэр Я знаете, почему спрашиваю? Нам по СМС регулярно пишут всякие гадости.

А.Плющев Потому что туда только письма… С письмом трудно…

Т.Фельгенгауэр Да, письмом сложно. Это же надо конверт купить, марку…

А.Плющев Вот если б можно было СМС…

А.Малобродский В жанре коротких сообщений написать гадость – это, видимо, с руки. А там приложить какое-то усилие…

А.Плющев Фейсбук-то не работает в СИЗО.

А.Малобродский Видимо, у тех, кто генерирует гадости, у них есть сложности с более длинным текстом.

Т.Фельгенгауэр Про само дело вопросы вам задавать, видимо, бессмысленно, потому что адвокаты…

А.Малобродский Потому что я не буду на них отвечать. Да, спасибо. Не могу.

А.Плющев Я думаю, настанет день, когда это будет возможно. И хорошо бы, если бы он был поскорее, и чтобы вы могли здесь свободно, спокойно рассказывать о том, что произошло и смотреть на это уже как на прошлое.

А.Малобродский Да, спасибо. Я тоже с нетерпением, естественно, жду этого момента. И поверьте, я накопил какое-то количество размышлений и наблюдений. Мне есть, что об этом сказать, но сейчас преждевременно.

Т.Фельгенгауэр Давайте тогда поговорим в целом про театральный мир, потому что мы вас представляем как театрального продюсера. И я уверена, что мало кто себе может вообразить, что, собственно, такое продюсер театральный.

Вот кто такой музыкальный продюсер, мы, в принципе, знаем, потому что они всегда все на виду. И мы представляем себе, что это люди, которые ищут какую-то звезду и дальше ее ведут и выводят на вершины хит-парадов, платиновые диски и всё прочее.

В театральном мире продюсер – это тоже такое же человек, который должен найти звезду и вывести ее на мировую сцену?

А.Малобродский Нет, разумеется, нет. Не вполне. Но я бы добавил к вашей характеристике деятельности музыкального продюсера еще такой момент, что эта работа очень связана с тем, как выглядит конечный результат и связно, в общем, с индустрией звукозаписи в большой степени. То есть не только промоутер, не только тот, кто ведет звезду, но и тот, кто определяет качество финального звучащего продукта. То есть это деятельность, которая очень зависима от развития технологий звукозаписи, которые в последнее время развиваются стремительно. И вот наш цифровой век накладывает всё новые и новые обстоятельства и дает все новые возможности для работы музыкального продюсера.

Работа продюсера театрального, она в этом смысле гораздо более консервативна, гораздо более традиционна. Есть ряд близких по характеру рода деятельности слов, которые обозначают различные профессии – театральный директор, управляющий или менеджер, продюсер, инвестор или спонсор, специалист по фандрайзингу, промоутер, антрепренер, импресарио и так далее – люди, объединенные достаточно тесно родом своей деятельности. И границы, которые разделяют специфическую сферу деятельности каждого из этих людей, они достаточно размыты и взаимопроникают.

Я имею опыт практической работы довольно большой, но только на территории и в юрисдикции нашей страны России и еще прежде Советского Союза. И должен сказать, что это тоже накладывает особый отпечаток как на феномен продюсерства…

Т.Фельгенгауэр В смысле цензуры какой-то, если мы вспоминаем советский опыт или что?

А.Плющев Или бухгалтерии советской.

Т.Фельгенгауэр В чем особенность?

А.Малобродский В смысле цензуры и в смысле бухгалтерии в финале. А в начале, в самом содержании профессии. Потому что профессия продюсера в западном, в американском, бродвейском смысле, она предполагает наличие некоей творческой и предпринимательской инициативы и предполагает наличие некой среды, которая и делает профессию продюсера востребованной. И эту среду формирует, собственно, рынок.

Т.Фельгенгауэр Всё, после слова «рынок», в принципе, мы можем закончить, потому что рынка у нас как такового нет. Но, с другой стороны, сейчас современный театр и не только российский, но вообще мировой, он же получает какое-то и развитие, и новые формы, и сейчас иммерсивные какие-то спектакли. Я не до конца понимаю, что это, но я регулярно вижу, что все ими восхищаются.

А.Плющев Сововлечение потому что. Квест.

А.Малобродский: У театрального администратора не должно быть в лексиконе слова «нет»

Т.Фельгенгауэр Это что, квест? Ну, неважно, хорошо. И очевидно, что есть некая даже мода театральная. Театральный продюсер участвует в формировании этой моды, или как это происходит? Или вы просто видите какого-то талантливого режиссера и говорите: Вот – звезда. Надо как-то ему помогать.

А.Малобродский Давайте условимся словом «продюсер» у нас называть и независимых продюсеров, которые, собственно, обладают некой театральной и предпринимательской, как было сказано, инициативой и определенный тип театрального директора. Потому что есть директор, условно говоря, хозяйственник, который занимается крышей, отоплением, водой и обеспечением каких-то материальных условий производства, и есть директор творческий, директор инициативный, который встраивает себя и свою деятельность, собственно, в творческий художественный процесс. Таких директоров не много. Чаще всего у нас есть еще такой институт художественного руководства, и, как правило, именно представителям этой профессии принадлежит инициатива выбора материала и выбора формальных подходов определения жанровых структур, кастинга и подобных вещей.

Так или иначе, в сложившемся у нас типе взаимоотношений в продюсера – будем называть его исполнительным продюсером, хотя это тоже не вполне точно, — у него, вообще говоря, функцию обслуживания творческого процесса.

Т.Фельгенгауэр То есть к вам приходит режиссер, у которого уже есть материал, актеры и прочее и говорит: «Алексей Аркадьевич, мне нужен слон».

А.Плющев То есть продюсер – это больше про деньги, чем про творчество или как? Или про деньги для творчества или про что?

А.Малобродский В идеале продюсер – это про деньги, про творчество, про продвижение.

Т.Фельгенгауэр Про всё.

А.Малобродский Да, про всё. И это какая-то тоже удобная для всех, причем участников процесса, забега формула, потому что, с одной стороны, размывает ответственность, а, с другой стороны, делает тебя ответственным буквально за…

Т.Фельгенгауэр В курсе всего происходящего.

А.Малобродский Известно, что у успеха и у победы всегда много авторов, а у поражения он один. И в случае со структурой театрального производства в той форме, в которой это принято в России, это продюсер или директор.

Т.Фельгенгауэр Так вернемся к слону.

А.Малобродский К слону. Если нужен слон, то нужен слон. Потому что, с моей точки зрения, тоже, понимаете, директора и продюсеры бывают разные, исполнительные продюсеры. В моем представлении у театрального администратора не должно быть в лексиконе слова «нет». То есть когда ты оказываешься наедине с художником, с криэйтором, с основным поставщиком идей, в том числе идеи о выведении на сцену слона, ты можешь с ним вступить в дикую дискуссию и доказать ему, что слон в данном случае неуместен. Хотя чаще всего продюсер увлеченный и продюсер профессиональный внушаем и очень быстро понимает, что слон таки очень нужен.

А.Плющев Я ему говорю: «Давайте жирафа, чем вашего слона».

А.Малобродский Чего мелочиться? Весь зоопарк. И дальше он устраивает себе такую ловушку, пускается во все тяжкие. И хороший продюсер добивает-таки слона. Другой вопрос опять же, что определенную специфику накладывает бытование профессии в наших отечественных условиях, где люба деятельность регулируется своеобразными законами: 44-м, 223-м, антимонопольным законодательством и так далее.

Т.Фельгенгауэр То есть всех слонов страны вам не дадут.

А.Малобродский Все слоны не нужны. Одного слона добыть будет трудно, потому что если ней дай бог у художника будет заказ не на слона вообще, а на слона определенного размера, оттенка кожи и так далее, то тогда начнется беда, потому что прежде, чем заполучить слона, я должен буду в единой автоматизированной информационной системе торгов разместить заказ на поставку слона.

Некто, кто должен зарегистрироваться как поставщик в этой системе, чтобы по закону иметь возможность мне этого слона поставить, должен будет принимать определенный ряд юридических телодвижений. Потом мы должны через годы этого слона получить, в конце концов, в результате проведенных конкурентных процедур, то есть выигранного конкурса или аукциона, у кого слон дешевле. И потом выяснится, что самый дешевый слон — самый маленький, а нам нужен самый большой.

А.Плющев Мы продолжим с Алексеем Малобродским прямо сейчас для тех, кто смотрит YouTube, а для тех, кто слушает нас по радио, мы вернемся через две минуты.

РЕКЛАМА

Т.Фельгенгауэр Мы продолжаем. Алексей Малобродский, театральный продюсер у нас в гостях. Мы обсуждали, насколько продюсер – человек всесильный в плане организации этого театрального процесса, если у режиссера, у него вдохновение, и ему непосредственно нужен слон на сцене. А если говорить не про декларации и всякие реквизиты, а о человеческих отношениях. Мы знаем, что нередко бывают конфликты, даже если уже все прошли кастинг. Главная звезда – актер или актриса — и режиссер – ну, вдруг что-то не заладилось. Насколько этим конфликтом тоже придется заниматься вам? И если он есть, вам кто важнее: режиссер или звезда?

А.Малобродский С огромной вероятностью придется. Потому что, заканчивая тему слона, декораций и любых других компонентов, из которых складывается спектакль, в любом случае продюсер, даже если он является инициатором театрального производства, создания спектакля, даже если ему принадлежит выбор материала, — в любом случае он нуждается в людях, которые обладают талантом художественным, талантом и способностью претворить это в жизнь. Поэтому в любом случае ты обслуживаешь людей творческих. Это зона такой практической конфликтологии, зона повышенной опасности конфликтного права в этом отношении. Это такая, знаете, как песочница в детском саду. Там все готовы в любой момент взорваться, и все, в общем, убеждены, что они центр мира. И это правильно. Наверное, определенный эгоцентризм – это условие таланта, условие творческой профессии. Поэтому хороший продюсер должен быть еще в каком-то смысле психотерапевтом.

Т.Фельгенгауэр Воспитательницей в детском саду.

А.Малобродский Воспитательницей в детском саду. При этом очень важный момент заключается в том, чтобы эти свои навыки и достоинства он не делал публичными, не делал гласными. Очень важно делать свою работу таким образом, чтобы участникам процесса – артистам, режиссеру – казалось, что они всё устроили сами. Потому что в противном случае — сравнение с детской песочницей не случайное, это такое устройство сознания творческого – он не терпит вмешательстве, не терпит руководства и не терпит признания, что каким-то своим решением или результатом творческий человек обязан тому, кто рядом. Он всё в своем сознании и в сознании публики должен сделать сам. Поэтому это такая, немножко закулисная работа, оно она важна и необходима.

А.Плющев Если позволите, я все-таки вернусь к истории, которая происходит сейчас. Я не говорю о самом деле, но я о человеческих отношениях хочу поговорить, если возможно.

Мы видели, что многие ваши коллеги поддержали и вас и Кирилла Серебренникова, даже многие, кто обласкан властью, для кого, может быть, это риск и так далее. Вы почувствовали со стороны кого-нибудь, может быть, какое-то отдаление, не обязательно со стороны коллег. Вы наверняка и с чиновниками общались. Кто-то на всякий случай, я не знаю, перестал звонить?..

А.Малобродский Ну, разумеется. Я еще раз повторюсь, что мое главное положительное открытие из этой печальной истории заключается в том, что, оказывается, хороших людей гораздо больше, чем я мог себе представить. Проявились они прекрасно.

А.Плющев То есть вы ждали худшего.

А.Малобродский Я ждал худшего. Но вы правы в том, что жизнь многообразно и люди устроены по-разному. И проявляется очень по-разному эта жизнь. Мне бы не хотелось говорить ни о ком конкретно, но, конечно, есть и такие проявления, о которых вы спрашиваете.

А.Плющев А что касается системы. Вы ее такой себе представляли, и вообще, представляли вы себе? Я имею в виду так называемую судебную, правоохранительную? И думали ли вы, что это и вас может коснуться?

А.Малобродский Это интересный вопрос. Понимаете, сознание очень инерционно. Я давно живу на свете, давно работаю и не могу сказать, что какие-то принципиальные открытия для меня произошли сейчас, в этой ситуации. Но когда ты не умозрительно, а непосредственно, чувственно проходишь все эти этапы, все эти дивные приключении, то как бы качество знания несколько меняется. Поэтому на уровне сюжета всё остается прежним, а на уровне переживания сюжета ты понимаешь многие вещи гораздо лучше и чувствуешь их острее.

Но, пожалуй, мы привыкли считать, что нас это не коснется никогда. Да, это так. Это так и всегда несколько неожиданно. В моем случае неожиданность заключалась в том, что я был абсолютно на сто пятьдесят процентов уверен в своей правоте, в своей невиновности, в своей непричастности к каким-либо правонарушениям. И поэтому я не просто пытался этого избежать, а я наоборот как шел навстречу, я понимал, что меня как участника процесса должны спросить, и я был готов ответить. То, что это повернется таким образом, оказалось некоторой неожиданностью. И вот этой стороной система блеснула по-новому.

А.Плющев Мы сейчас прервемся на пару минут. Впрочем, для YouTube всё продолжается.

РЕКЛАМА

Т.Фельгенгауэр Алексей Малобродский у нас. И, может быть, тогда еще вопрос. Не будем погоду читать?

А.Плющев Давай.

Т.Фельгенгауэр Мы говорили про возможность или невозможность работы с государством. С тем опытом, который сейчас есть у вас, вы при первой же возможности вернулись бы к своей работе, независимо от того, связана она – ну, скорей всего, связано – с государством?

А.Малобродский: То, как проявились люди — одно из прекраснейших открытий этого непростого для меня периода

А.Малобродский Безусловно, в наших условиях нельзя заниматься этой деятельностью даже не будучи в системе государственных бюджетных учреждений культуры, невозможно быть полностью свободным от влияния государства и полностью независимым от него. Это иллюзия.

Я настолько изголодался по профессии, по практической деятельности, что сейчас, мне кажется, я, вооруженный новым знанием и новым опытом… но, впрочем, я уже не однажды в этой жизни так обманывался. Поэтому вопрос ваш не имеет для меня однозначного ответа. Мне кажется, что если бы предложение последовало сейчас, я бы ринулся, на задумываясь, но, возможно, через время одернул бы себя.

Т.Фельгенгауэр Спасибо большое! Алексей Малобродский, театральный продюсер был сегодня в нашим «живым гвоздем».

А.Плющев Вам очень много здесь желают стойкости, удачи, и чтобы поскорее это всё закончилось, и вы бы могли говорить о чем угодно, не сдерживаясь. И как можно скорее вернулись к наботе.

А.Малобродский Спасибо огромное!

А.Плющев Спасибо большое!

Комментарии

14

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

ohrjr 02 октября 2018 | 17:45

sandro_007: А 007 это "бонд" или "топтун"? Из каких?


02 октября 2018 | 20:00

ohrjr:
Агент под прикрытием за сильную и независимую Россию.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

ohrjr 02 октября 2018 | 17:40

patrikk_2: Ну поддонистый Вы, как президент!


kara 02 октября 2018 | 10:38

а ему можно выступать на радио?


(комментарий скрыт)

satt 02 октября 2018 | 16:29

Путин сильно напоминает мне Варлама из "Покаяния" Абуладзе. Не внешностью, а глумливой дурашливостью. Там вообще много сходства.
Искал сегодня запись его
ответа(кажется Евгению Миронову) по поводу силового ареста в Петербурге Кирилла Серебренникова: "ДУРАКИ!"
Это Путин в адрес тех, кто арестовывал.
Год прошёл!
Кстати, запись я так и не нашёл.
Куда-то пропала. А была - это точно.


satt 02 октября 2018 | 16:38

Оксана Куваева

Картина Шишкина "Приплыли"
на белой яхте бурлаки..
"Кирилла всё-таки не били.
А так, конечно, дураки!".


sborisych 02 октября 2018 | 20:35

satt:
Вы уверены, что была видеозапись?
Вроде бы всё было только в изложении. Например- https://www.rbc.ru/politics/24/05/2017/5925edec9a79475b2d867dfb


satt 02 октября 2018 | 21:40

sborisych:

Да нет, была запись.
Я несколько раз пересматривал в ФБ.
мазохизмом занимался.
Жалею, что не сделал копию.
А Вам спасибо!




sborisych 02 октября 2018 | 23:27

satt:
Признаться, мне не попадалась- ни тогда, ни после..
P.S. А насчет "спасибо"- как по мне- так во'все не за что..


irdo 03 октября 2018 | 01:18

satt:
Искал сегодня запись его
ответа(кажется Евгению Миронову) по поводу силового ареста в Петербурге Кирилла Серебренникова: "ДУРАКИ!"
Это Путин в адрес тех, кто арестовывал.
Год прошёл!
Кстати, запись я так и не нашёл.
Куда-то пропала. А была - это точно.
=========
Точно была.


zemljanka 02 октября 2018 | 16:54

Сочувствие.


ohrjr 02 октября 2018 | 17:38

Мне понравился наив "уверен на 150%"! Почитайте здешнего "патрика"... и вопрос: "Вы встретили порядочного человека, среди допрашивавших и около них"?


alexfilonov 03 октября 2018 | 00:35

Идиот. Справедливости он ожидал.


(комментарий скрыт)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире