'Вопросы к интервью

С. Крючков Добрый вечер, здравствуйте! Это «Разбор полета» — программа о людях и решениях, которые они принимают в своей жизни. Проведут ее сегодня Марина Максимова и Стас Крючков. И сегодня у нас в гостях народный артист России Юрий Стоянов. Юрий Николаевич, добрый вечер!

М. Максимова Добрый вечер!

Ю. Стоянов Привет!

С. Крючков Присоединяйтесь к нашему эфиру! Это я говорю радиослушателям и нашим чатланам в YouTube. Уже работает основной канал «Эха», там идет трансляция. Пишите смски на номер +7-985-970-45-45. Он привязан к нашим основным средствам связи и мессенджерам.
Юрий Николаевич, мы по традиции всегда начинаем эту программу с такого в некотором смысле глобального вопроса о самом сложном жизненном решении, которое довелось принимать. Понятно, что у нас у всех таких решений массы. Но тем не менее, есть какие-то, которые оставляют след, к которым всегда возвращаешься и которые некоторым образом заставляют нас вновь и вновь призадуматься: а правильно ли я сделал тогда? Возьметесь сейчас, в этот понедельник, в 22 часа, поздно, вспомнить, вот так пробежавшись по волнам своей памяти?

Ю. Стоянов В моей жизни было много важных решений, которые нужно было принимать. Но такое… Наверное, уход из театра. Из БДТ имени Товстоногова.

С. Крючков Это было прямо по сердцу?

Ю. Стоянов Вы знаете, когда ты с 4-х лет мечтаешь стать артистом, когда ты заканчиваешь сугубо театральный вуз и попадаешь в лучший театр страны… Независимо от того, как складывается твоя личная жизнь — профессиональная, творческая — а она там не очень складывалась.

Ю.Стоянов: «Городок» никогда не делался на коленках. Это была очень высокотехнологичная передача и довольно передовая

С. Крючков У нас сейчас немножко подвисает эфир.

Ю. Стоянов Пропадаю?

С. Крючков Да. С 1978 по 1995 — это сколько получается? 17 лет.

Ю. Стоянов Ну, 18 сезонов, 17,5 лет.

С. Крючков Но что держало? Держало имя Товстоногова, имя театра?

Ю. Стоянов Нет, имя Товстоногова уже не держало, потому что его уже несколько лет не было. НРЗБ совсем неадекватные ему, мягко говоря. Держало прошлое. Держали предлагаемые обстоятельства. Держала память, держала моя молодость. Вот что держало. Это были 90-е годы — вы сами помните, что это за время. И уход в никуда… НРЗБ системное, от которого зависело всё. Но рядом со мной был человек, на которого я смотрел и понимал, что я рядом с ним не пропаду.

С. Крючков Илья Львович?

Ю. Стоянов Да, это был мой партнер. И вы знаете, конечно же, если без сослагательных наклонений…

М. Максимова Так, у нас продолжает пропадать звук.

Ю. Стоянов Хотите, наберу вас по скайпу?

С. Крючков А давайте мы сейчас попросим наших референтов связаться с вами заново. Речь идет о довольно сложном времени, как справедливо говорит Юрий Николаевич.

Ю. Стоянов Или по телефону, или по ватсапу — как вам удобно?

С. Крючков Смотрите, для YouTube было бы здорово, если бы мы общались с вами, в том числе, и по картинке.

М. Максимова Давайте попробуем, может быть, как-то связаться по скайпу. Если нет, то тогда по телефону.

Ю. Стоянов Скайп?

С. Крючков Давайте по скайпу.

М. Максимова Давайте попробуем сейчас связаться по скайпу.

С. Крючков Вот смотри, решение уйти из театра. Но прежде чем уйти из театра… Тут нужно понимать, что Юрий Николаевич — этот человек 3-х миров. Во всяком случае, я его воспринимаю так. Это, конечно же, мир телевидения. Все мы — и я, и ты…

М. Максимова Да, в первую очередь, наверное, как раз «Городок».

С. Крючков Детство из городка. С этой лирической песней Варум в конце. Тут нельзя сказать, что это была программа так вот на смех. Эта программа была с такой весомой лирической нотой, безусловно. Это человек театра, как мы уже выяснили — 18 сезонов в Большом драматическом театре имени Горького, театр Товстоногова.

Ю.Стоянов: Я привлек своего монтажера из «Городка». Мы работаем онлайн. Оператором является моя жена

М. Максимова Но много не принес.

С. Крючков Хотя там было не столь много больших ролей.

М. Максимова Если не сказать, почти совсем — кроме одной.

С. Крючков «Амадеус». Но это немало. И Стржельчик в партнерах тоже дорогого стоит. Наконец, это мир кинематографа, потому что колоссальное число фильмов, колоссальное число воплощенных образов. И у меня здесь, конечно, есть свои фавориты. Это и фильм Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной», и фильм того же режиссера «Ландыш серебристый» в 2-х частях.

М. Максимова Есть «12» Никиты Михалкова.

С. Крючков «12» Никиты Михалкова. Амплуа Юрия Николаевича определить, в принципе, сложно. Это и драматический актер, и комический актер. О природе комического и драматического мне как раз и хотелось бы спросить у него больше всего остального. Это и многочисленные байки. Вот наши многочисленные слушатели, многочисленные читатели и пользователи YouTube, пишущие нам в чат, задаются вопросом. Мне кажется, стоит поговорить с нашим героем.

М. Максимова Насколько я понимаю, Юрий Николаевич предпочитает, чтобы его называли, как он себя называет, артист. Говорят «актер», «драматический». Вот мы сейчас пытались разобраться. Артист — наверное, это слово как раз объединяет, пожалуй, всё то, о чем ты сейчас рассказал. Как в одно слово вместить и «Городок», и театр…

С. Крючков Было бы странно, если бы мы сейчас всё додумали за Юрия Николаевича. Но человек говорит, что с 3-х лет мечтал об артистической карьере. Тем не менее, семья… Во всяком случае, как это следует из многочисленных книг. В конечном счете, «Игра в городки», биографическая книжка Юрия Николаевича. Отец — врач, заведующий отделением в клинике. Мама — школьный завуч. Причем школа, в которой не приведи господь. Вот я бы не хотел такого, чтобы я учился в той школе, в которой моя мама была бы завучем. Потому что всё время находишься под колпаком и таким пристальным наблюдением. И тем не менее, путь в Москву из Одессы.

М. Максимова Кстати, вопрос, который я очень хочу задать: как так получилось, что человек (Юрий Николаевич сам в этом признается) без связей, без ничего… Как вот так можно приехать из Одессы в Москву и вот так, просто по щелчку, поступить в ГИТИС? Что для этого нужно?

С. Крючков Где-то в одном из интервью я выслушал такое полуюмористическое обоснование этого решения Юрием Николаевичем. Он говорит, что там было слово «институт» — Государственный институт театрального искусства. Был выбор — Школа-студия МХАТ, училище имени Щепкина. Но там институт, а здесь просто училище и школа-студия. Конечно, это так, на смех. Но тем не менее, в этом, наверное, есть своя толика правды.

М. Максимова Давай напомним все наши средства связи, потому что у нас, насколько я понимаю, наши референты уже пытаются связаться по скайпу. Я надеюсь, что у нас вот-вот получится. Да, и вопрос, собственно говоря — скайп, зум. Тут просто наши зрители и слушатели как раз спрашивали. Опять же не знаю, какое слово подобрать, потому что слова «проект» и «шоу», я так понимаю, Юрий Николаевич не любит. Ну, или, скажем так, предпочитает не использовать. Вот то, что было запущено сейчас, во время самоизоляции, пока мы все сидим на самоизоляции, во время пандемии коронавируса. На YouTube запущено — давайте я пока назову это «шоу».

С. Крючков Мы сейчас спросим.

М. Максимова Да, собственно, что это такое? Под названием… Есть название — не знаю, как определить, что это, но у этого чего-то есть название — «Чисто поржать».

С. Крючков «Стоянов на изоляции» это называется.

М. Максимова «Чисто поржать», прямо такой заголовок.

С. Крючков На самом деле это большая монтажная работа. Полноценная штука.

М. Максимова Так, у нас получилось.

С. Крючков Юрий Николаевич, мы вас видим! И, наверное, уже слышим.

Ю. Стоянов Я вас не вижу.

М. Максимова Зато мы вас.

Ю.Стоянов: Придумана эта история была, чтобы сохранить себя профессионально. И наступило время обратиться к интернету

Ю. Стоянов Ребята, что вы там про аппаратную говорили, про какую-то монтажную? Ну-ка, ну-ка.

М. Максимова Я хотела задать вам вопрос. Собственно, просто наши зрители уже спрашивают. Я просто не знаю, какое слово использовать — «проект»... Я знаю, что вы просто не любите слова «шоу» и «проект». Вот то, что сейчас, во время пандемии коронавируса, пока мы все сидим на самоизоляции, выходит на YouTube — «Чисто поржать». Что это такое?

Ю. Стоянов Не только в YouTube. Еще и в Инстаграме, и в Одноклассниках. И даже канал «Россия» вставляет эти мои штуки, снятые на телефон, в эфирные программы.

С. Крючков Видите, какое уникальное время. Можем на телефоне делать такие вещи.

Ю. Стоянов Но вы знаете, большой разницы при наличии вот такой ручечки — раз-два…

С. Крючков Хотим — в зуме, хотим — в скайпе. Связались и всё просто. Правда, между нами с Мариной небольшая перегородка, вносит коррективы в наше присутствие.

Ю. Стоянов При наличии такого бытового стабилизатора камеры, 2 приборчиков, 12 париков, найденных на чердаке, оставшихся от гаража, косметики моей жены, которая у нее здесь (потому что никакого другого грима нет), вовремя перевезенных сюда же вещей с тещиной дачи. Вот, собственно, все цеха я вам перечислил.

С. Крючков То есть никакой монтажки, никакой аппаратный работы нет? Всё на телефоне, всё один, всё сам?

Ю. Стоянов Нет, это происходит следующим образом. Мне в этой истории был очень важен такой референс «Городка». Мне очень хотелось создать это впечатление якобы сделанности на коленках. Хотя «Городок» никогда не делался на коленках. Это на самом деле была очень высокотехнологичная передача и довольно передовая. Но просто люди считали НРЗБ, поэтому на коленках. На каких там коленках? Для этого я привлек своего монтажера из «Городка». Мы работаем онлайн. Я отсылаю в Питер отснятый материал и… Куда-то вы пропали, извините.

М. Максимова Нет, мы вас хорошо слышим.

Ю. Стоянов Сознательно используется музыка из архива «Городка» — эксклюзивная, написанная только для него. Оператором является моя жена. Голос за кадром — такой вот… Это можно было озвучить — это не проблема сейчас. Мы сейчас и клипы снимаем онлайн, и так далее, но мне было очень важно, чтобы это был голос тех людей, которые это смотрят. Чтобы это был голос человека — живого, нормального, не играющего. Вот даже в пандан мне не играющего. Голос — как раньше у переводчика фильмов. Знаете, когда сразу отличали: актер или не актер. И это голос всех жен России — моя жена.
Придумана эта история была для того, чтобы сохранить себя профессионально, человечески. И потому, что наступило время мне каким-то образом обратиться к интернету, с которым у меня сложные отношения. Не технически — я довольно продвинутый человек в этом смысле. Ментально, скажем так — мои отношения с интернетом. Но мне стало интересно не просто потому, что это какая-то территория свободы. Просто есть неформальность. Какой хронометраж хочу, такой и буду. Что хочу, то и скажу. Что взбредет в голову, то и ляпну.
Но у этой истории есть авторы, есть артист в кадре — не очень хорошо одетый, в то, что под рукой, без выхода отсюда. Есть монтажер, есть композитор. Поэтому на самом деле оно со всех сторон подперто достаточно профессионально. Не считая съемки и всего остального.

М. Максимова А затягивает эта свобода? Что хочу, то ворочу.

Ю. Стоянов А я никогда не был несвободным человеком в профессии. До ухода из театра — там я был рабом, крепостным. Я не был несвободным человеком. В профессии я человек свободный.

М. Максимова Но то, что вы сказали — что в интернете у вас есть хронометраж: какой хочу, такой и делаю.

Ю. Стоянов Эта свобода, понимаете, какая — я это назвал неформатностью. Вот это омерзительное слово — формат, неформат — вот его надо мной нет. Это другая территория. Хотя там тоже есть свои вещи: в инстаграме не больше минуты, и так далее. И там уже какие-то законы, по которым смотрят — они уже тоже появляются в интернете. Но это законы скорее законы смотрения, а не того, что можно и что нельзя.
Кроме того, очень важный момент. Посмотрите, чего сейчас нельзя делать на телевидении — на телевидении категорически нельзя выпить в кадре. Категорически. Значит, это делается так. Ты поднимаешь рюмку, кат, и следующий кадр — ты ставишь рюмку. И делаешь так. Ну что это, в пользу бедных? Ну бред собачий! То есть самого момента выпивания нет, зато есть замечательный момент послевкусия, на котором артисты потрясающе оттягиваются. Как бы мстят. Они в 2 раза больше. Если раньше, когда я пил в кадре, я мог делать вот так, то теперь, когда пить нельзя, я конечно буду пить так. Вот представьте: я поднимаю, дальше склейка, потом — «ой, хорошо!».

С. Крючков То есть приходится немножко переигрывать. Органичность-то уходит.

Ю.Стоянов: Мне очень комфортно в малой форме. Там я купаюсь, я уверен в себе. Во всем остальном я не люблю себя в кадре

Ю. Стоянов У меня она никуда не денется.

С. Крючков У вас, безусловно, нет.

Ю. Стоянов Я не могу плохо играть — нечаянно не могу. Просто потому, что я… Знаете, как сказал когда-то Табаков, когда Константин Райкин его спросил: «Как вы вот так, откуда на сцене этот кураж, эта уверенность?». Он говорит: «Старик, понимаешь, надо один раз поиметь успех».

С. Крючков Юрий Николаевич, когда вы почувствовали, что вот он, успех-то, пришел, и всё, обратно выхода нет — дальше только больше, сильней, активнее и без отрыва от производства? Вот вы говорите: 2 месяца на изоляции, а уже чувствуете, что нужно срочно работать.

Ю. Стоянов Работать — вот так. Если вы думаете, что я очень стремлюсь на съемки, то вы сильно ошибаетесь. Которые у меня, к сожалению, начнутся уже 1-го числа.

С. Крючков Июня?

Ю. Стоянов Да. Во-первых, нужно зарабатывать деньги. Безусловно. Это во-первых. Но на самом деле я не мчусь целоваться в кадре, доедать с чужой тарелки, если этого требует автор, или говорить фразы типа «если ты не будешь, можно я из твоей рюмочки выпью?», к примеру. Я прошу авторов вносить эти коррективы. Но уверенность… Перед вами один из самых неуверенных артистов, если говорить по-честному.

М. Максимова Даже сейчас?

Ю. Стоянов Да, конечно. Ну что вы, слушайте. Я только в этих коротеньких форматах — там я парю. Это подтверждая знаменитую фразу академика Лихачева — не про меня, конечно, сказанную, а про этнос. Он сказал, что болгары — гении миниатюры. Чего он хотел сказать, не знаю, но формулировка мне очень нравится, поскольку я наполовину болгарин. И мне очень комфортно в малой форме. Да, вот там я купаюсь, там я плаваю, там я уверен в себе.
Во всем остальном я не люблю себя в кадре, не люблю смотреть на себя. Не дай бог это будет видеосъемка со спектакля, где используется какой-то другой уровень свободы и какое-то другое качество органики, чем в кино. Я не очень высокого мнения о том, что я сделал в жизни. Но я очень высокого мнения о том, что я могу сделать. О том, что я еще не сделал. Вот тут я высокого мнения. Но об этом же знаю только я!

С. Крючков Это какие для вас горизонты — театральные, кинематографические, ютюбовские, в конце концов, телевизионные? Или вы и здесь тоже не ставите рамок?

Ю. Стоянов Я не разделяю. Я хочу заниматься тем, что мне интересно. Даже не так: то, чем я могу удивить — пусть меня простят зрители — не только их, но еще и себя. Это самое высокое наслаждение в творчестве, которое Пушкин сформулировал очень простой фразой: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». Я понимаю ее природу, этой фразы. Когда не редактор сказал, что это потрясающее, не читатели хлопали поэту, когда он входил в салон или к Вольфу и Беранже. Нет, когда сам вдруг написал, посмотрел — ух ты!

С. Крючков Это такие штучные истории? Часто так приходится себе говорить?

Ю. Стоянов Нет, такое у меня было несколько раз в жизни.

С. Крючков Возьметесь сейчас вот так исповедально: когда вы себя порадовали так, чтобы прямо не нужно было никакой оценки, кроме как своей собственной? И вы согласитесь с собой.

Ю.Стоянов: Я не очень высокого мнения о том, что я сделал в жизни. Но я очень высокого мнения о том, что я могу сделать

Ю. Стоянов Я вам скажу: таких было несколько раз. Это был в фильме Димы Месхиева «Человек у окна». Там было несколько таких моментов. Я могу их передать. Я не уверен, что мы совпадаем, когда вы посмотрите эти фрагменты. Про одно я могу сказать точно: раза 3 это было в «Городке». Слушайте, Пушкин всего 1 раз сказал, а я уже 4.

М. Максимова Давайте, может быть, какой-то один из этих моментов вы расскажете. Сейчас нам нужно прерваться на краткие новости и короткую рекламу, буквально на 3 минутки. И потом мы вернемся и начнем с этого места.

Ю. Стоянов Талант — единственная новость, которой всегда навалом. Будем новости слушать?

С. Крючков Послушаем новости, а потом вернемся к таланту, Юрий Николаевич. Стас Крючков, Марина Максимова. Это программа «Разбор полета». У нас минута новостей и рекламы на радио «Эхо Москвы».

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

С. Крючков «Разбор полета». С нами Юрий Николаевич Стоянов. Еще минутка и мы продолжим, а пока небольшой анонс. В 23:00, сразу после этой программы — «Футбольный клуб» с Максимом Курниковым, Василием Уткиным и Станиславом Мининым. После полуночи — «Битловский час» с Владимиром Ильинским. А с 1:00 до 3:00 пополуночи — программа Игоря и Юджина «Хранитель снов».
Мы говорили о моментах восхищения — даже не восхищения, а удивления от самого себя. Если помимо каких-то конкретных историй, Юрий Николаевич, вспомнить о том, что вас в целом восхищает? Возьметесь дать ответ на такой вопрос? Есть моменты безусловного восхищения, которое не привязано к себе? Что это будет? Вот сейчас, в нашей нынешней, сегодняшней жизни. В искусстве ли, в общественной плоскости, где-то еще.

Ю. Стоянов Я сын врача и учительницы. Знаете, Чехов когда-то сказал потрясающую фразу: «Да, у врачей бывают тяжелые бессонные ночи. Но такие тяжелые бессонные ночи, которые у них бывают, бывают только у врачей». Я дословно сказал его текст. Я знаю, мой отец был фанатично преданным профессии человеком. И то, что я сейчас преклоняюсь перед врачами и хотел бы даже…
Ну, я такой совсем не общественный человек, не очень социальный. Но я был бы счастлив, если бы кто-то выдвинул инициативу — только чтобы не обиделись все те, кто уже является носителем этих льгот. Есть ветераны Чернобыля, жертвы и так далее. Я бы придумал некий статус для всех врачей, всех медработников, скажем так, которые в это время имели дело с этим вирусом и с больными людьми — статус участника борьбы с пандемией коронавируса. С соответствующими пожизненными льготами.

С. Крючков Как вы думаете, вот эта история — она для нас ментально не пройдет? Какими мы выйдем из этой ситуации? Что-то в нас поменяется? Тут, конечно, сложно гадать, но тем не менее.

Ю.Стоянов: Я бы хотел, чтобы мы изменились в главном — в терпимости. Это было бы лучшее изменение

Ю. Стоянов Ум всё время подсказывает, что, безусловно, должно поменяться. Потому что беды у человечества были разные и гораздо более серьезные, с гораздо большим количеством жертв. Та же «испанка» и так далее. Но мы не были так коммуницированы. Не были так развиты медиа, интернет и всё остальное. Поэтому планета была разобщена. А сейчас всё понятно. Правительства правительствами, политическая карта политической картой, а земля вот такусенькая маленькая, и беда общая. И поэтому ум подсказывает, что, конечно, мы должны измениться.
Я думаю, так будет какое-то время. Но моя любовь к Шекспиру и знание драматургии… Если убрать внешние вещи, исторические атрибуты, артефакты и так далее, человек не сильно изменился, вы знаете. По сути. Читаешь Шекспира — да, Дания тюрьма. Но если Дания тюрьма, то она идеальная тюрьма. Слушайте, Гамлет сказал это 600 лет назад, но ты читаешь и тебя это просто как молния ударяет. А если мы совсем не изменились, то боюсь, что забудут.
Вы знаете, я бы хотел, чтобы мир не поменялся, по большому счету. Потому что что тогда делать с театрами? Что делать с вечно кашляющими зрителями, которые… Как я всегда говорю: вместо того, чтобы пойти к терапевту, все почему-то пошли в театр. Что делать с этим? Как восстанавливать эти отношения? Как относиться к дружескому объятию? Как разрушать эту дистанцию? Как сейчас тебе говорят: или жизнь, или смерть — социальная дистанция. Как из всего этого выходить?
Но, конечно, главный вывод: я бы хотел, чтобы мы изменились в главном — в терпимости. Если бы был преподнесен урок общечеловеческой, планетарной терпимости, я считаю, это было бы лучшее изменение, которое могло бы произойти с людьми.

С. Крючков А этот урок хоть отчасти сегодня уже состоялся, на ваш взгляд?

Ю. Стоянов Ну, не для всех. Вот у меня сейчас (жалко, вы не видите) НРЗБ салют. Happy birthday, happy birthday… Как-то иду — слышу из-за забора: «В гробу мы видали этот коронавирус!». Я через заборчик перелез, сказал: «Он вам просил передать то же самое».

С. Крючков Из гроба.

Ю. Стоянов Ну, понимаете, не дай бог, конечно, господи прости. Ну что я буду говорить? По большому счету, я это замечаю. Вот так на машинку сядешь, проедешь — думаешь остановить кого-то. Ну что мне, превращаться в старого брюзжащего дурака, который начинает говорить: «Надень маску, отойди на 1,5 метра»?

С. Крючков Это ведь совсем не ваше.

Ю. Стоянов Нет, совсем не мое.

С. Крючков Слушайте, но для многих вы ведь, безусловно, актер комического жанра. Ну согласитесь? Но и трагик. Вы можете объяснить золотую пропорцию? Ведь ваш юмор — это очевидно не поржать. Хоть у вас этот проект на YouTube назван так. В том числе и подумать, задуматься о себе.

Ю. Стоянов Его так назвали мои молодые коллеги, мои друзья — молодые продюсеры. Ну, я отдал дань этой ментальности.

С. Крючков Не сопротивлялись?

Ю. Стоянов Нет. Внутри же всё равно сюжет.

М. Максимова А юмор вообще как-то поменялся? Вот с вашей точки зрения. Просто, знаете, какой интересный момент. Тут как раз когда в Москве вводили эти электронные пропуска, по многим соцсетям как раз выкладывали этот ролик Жванецкого про турникеты. А это, по-моему, 1986 год. И все смеются, потому что это сейчас настолько, выражаясь таким молодежным языком, в кассу. Прямо как будто это про сегодня.

Ю. Стоянов А вы посмотрите в том же YouTube количество просмотров программы «Городок» 20-летней давности, посвященной пандемии и вирусным эпидемиям. Ни разу не смотрели?

С. Крючков И такое было?!

Ю.Стоянов: Я делю так: жизнь до знакомства с Ильей и жизнь после его смерти. Внутри этого знакомства был «Городок»

Ю. Стоянов 2002. Значит, эта передача — я ее сейчас повторял в эфире. Ну, только немножко перемонтировали. Я ее сейчас обозвал так: «Городок про будущее, которое уже наступило». Она вызывает шоковое впечатление у людей. Два главных персонажа собираются вместе для того, чтобы шить маски, потому что их нет в стране, и организовать такой бизнес. Они шьют маски. А дальше все сюжеты только про эпидемию, про врачей, про больных, про эти отношения. Вы посмотрите!

С. Крючков Юрий Николаевич, а сюжеты для «Городка» вы писали вместе с Ильей Львовичем или привлекали сценаристов?

Ю. Стоянов У нас, начиная с конца 1996 года, была постоянная авторская группа моих одесских друзей, которая просуществовала с нами вплоть до смерти Ильи. Мы генерировали очень много идей, но у нас были очень крепкие авторы. Я счастлив, когда это вызывает вопрос: «Да ладно, так легко. Это что, кто-то писал?». Это замечательно! Мне это очень нравится.

С. Крючков Вот смотрите: конечно, естественно, что мы возвращаемся к «Городку». Но прошло уже довольно много лет с момента, как эта программа за эфиром. Вы делите для себя жизнь на до «Городка», во время «Городка» и после «Городка»?

Ю. Стоянов Я делю немножко с другой формулировкой. Я делю так: жизнь до знакомства с Ильей и жизнь после его смерти. Внутри этого знакомства был «Городок». Но всё было потому, что мы были вдвоем. Поэтому это важнее, чем чем то, что мы сделали. Это наша дружба и наши отношения. Безусловно, я делю жизнь на до и после, конечно.

С. Крючков Как жизнь свела вас с Ильей Львовичем?

Ю. Стоянов Вы знаете, очень смешно — на съемках фильма под символическим названием «Анекдоты» замечательного режиссера Вити Титова. Иногда люди объединяются на том, что они любят что-то одно. Иногда на том, что они смеются над чем-то одним. А нас объединила общая ненависть — ненависть к сценарию, к замечательному режиссеру, к партнерам и к нашим ролям. Это очень крепкий фундамент. Актерская дружба, замешанная на ненависти — самая естественная, продолжительная и наиболее часто встречающаяся в нашей среде. Поскольку мы были там такими почти эпизодниками. Он играл Максима Горького, а я играл царя — то ли Александра II… В общем, там некий непонятный собирательный царь.
И как-то 10 июля — ну, так принято: в день рождения проставиться, как говорят у нас — я пришел с каким-то количеством спиртного, закуски. И он пришел. Я спросил: «А ты почему?». Он говорит: «У меня день рождения. А ты почему?». — «И у меня день рождения». А Илюша такой парень прозорливый, с этим своим тиком. «Покажи паспорт!», — сказал. И мы увидели, что мы родились в один и тот же день с разницей в 10 лет, да еще и на расстоянии 180 километров друг от друга — он в Кишиневе, я в Одессе. Вот и всё, начало дружбы. Сейчас бы это придумали пиарщики.

С. Крючков Одесскую ментальность вы в себе не пережили? Вы стали петербуржцем, но не перестали быть одесситом — правильно я понимаю? Или это какая-то такая ложная рубрикация — внешняя, надуманная?

Ю. Стоянов Нет, вы знаете, как Михаил Михайлович когда-то мне сказал: «Старик, вот ты проходишь мой путь, и он замечательный. Так и надо прожить: родиться в Одессе, помучиться в Петербурге и красиво жить в Москве».

М. Максимова Скажите, а в чем секрет? Вы так долго вместе работали над одной программой. То есть вы проводили много времени вместе, работали. И в чем секрет, как не поссориться, не разойтись? Потому что мы знаем массу примеров — не знаю, какие-нибудь знаменитые группы, талантливые коллективы, которые со временем распадались, потому что, не знаю, взаимное непонимание или как это? Во время развода сейчас что принято указывать? Противоречия.

Ю. Стоянов 2 фактора. Про первый Георгий Александрович Товстоногов говорил: «Когда вы ищете сложные причины, одной из главных причин таких проблем является отсутствие ума». Это первое. А второе — правильно выбирайте жен. Потому что ключевую роль в развале очень многих пар, поверьте мне, играют жены. Потому что человек приходит домой, а ему говорят: «А чего ты тут только снаряды подносишь, а из пушки Иванов стреляет? А чего ты на работе по 12 часов, а денежки пополам?». Так, издалека начинались развалы очень многих дуэтов.
Так вот нам повезло с мозгами и с тем, что мы были абсолютно разные люди, и тем самым очень друг друга дополняли. И артисты совсем разные. И мы возвращались в хорошие дома. В его доме очень любили меня и всегда ставили меня в пример, а мне вечно в пример ставили Илью и безумно его любили. Я думаю, это очень простой и очень важный ответ. Очень бытовой.

С. Крючков Вот этот товстоноговский урок об уме. На ваш взгляд, актерская профессия, артистическая профессия…

М. Максимова Ум или талант — в какой пропорции?

С. Крючков Она от ума или от сердца?

Ю.Стоянов: В его доме очень любили меня и всегда ставили в пример, а мне вечно в пример ставили Илью

Ю. Стоянов Вы знаете, артист… Сейчас я сформулирую. Артист не должен умно думать. Он должен умно чувствовать. Артист не должен формулировать. Я думаю, артист должен говорить: «Я чувствую». Его ум, его интеллект — эмоциональный. Я не буду называть фамилии. Я знаю величайших артистов, которые как никто играли умных людей в кадре, а в жизни производили впечатление довольно ограниченных людей. Но это были собаки. Это были животные. Безумно умно чувствующие, с тонко настроенными локаторами, с невероятной патологической наблюдательностью. Людоеды, пожирающие людей, сохраняющие их в своей эмоциональной памяти и умеющие переварить и выдать какой-то невероятный тип. Поэтому артист — профессия умно чувствующего человека. Ум и талант, к сожалению, не всегда тождественны.

С. Крючков А не должен ли предшествовать этому тонкому чувствованию, действительно, какой-то рефлексивный момент? То есть рационализация всего этого, проговаривание, промысливание для себя.

Ю. Стоянов Про это есть великое произведение — называется «Моцарт и Сальери». Как сказал Сальери: «Я алгеброй гармонию разъял». Но кроме зависти к спонтанному таланту, непонимания… Хотя какой там Моцарт спонтанный талант? Человек вообще в детстве по 20 часов из-под палки, вымуштрованный своим папой Леопольдом так, что потом ненавидел этого своего бедного отца.
Вот 2 типа актеров — оба гениальные. Луспекаев Павел Борисович и Юрский. Когда я смотрю и слушаю Юрского, я наслаждаюсь этой творческой лабораторией. Я наслаждаюсь тем, как это сделано. И это одна грань великого артиста. Когда я смотрю Луспекаева, я наслаждаюсь тем, что я не понимаю, как это сделано. Природа! Здесь лаборатория гения, а здесь стихия гения. Какая разница? Вам выбирать, вы зрители.

С. Крючков Это безусловно. Смотрите, в одном из интервью я у вас прочитал: «Чтобы не стать актером одной роли, нужно сохранить в себе ребенка». Но вами же воплощены сотни, более тысячи разных образов. А как не стать заложником?

Ю. Стоянов 6.

С. Крючков 6 тысяч? Всё подсчитано. Ну, много, одним словом.

Ю. Стоянов Не мною, монтажером.

С. Крючков Как не потерять себя, став актером, воплотившим такое число образов? Как не раствориться в них?

Ю. Стоянов Забывать. Иначе ты превращаешься в прыгуна в высоту или с шестом. Ты всё время должен поднимать, поднимать палочку, опираясь на то, что ты сделал. Если всё время думать о бэкграунде, это путь в никуда. Тогда каждый раз, входя в кадр, надо сдавать экзамен. Это очень непродуктивно. Нет, нужно профессиональные баловство.
Артист испытывает в кадре только 2 подлинных чувства. Слушайте, всё остальное мы играем. Мы включаем профессию. Профессию, навыки, опыт, имя, которое на тебя работает. А подлинных чувств в кадре ты испытываешь всего 2 — и вы, ведущие у микрофона, и поющие, и танцующие: тебе либо нравится то, что ты делаешь, либо не нравится. И это сразу считывается зрителем. Чем ты профессиональнее, тем то, что тебе не нравится, не замечается. Профессия нужна только для этого. Профессия, технологии нужны для того, чтобы зритель не замечал, как ты ненавидишь свою роль.

М. Максимова Я хотела спросить вас про какой-то творческий прием или — даже не знаю, как это назвать — эмоциональный холодильник. Когда вы говорили о том, что набираете какие-то эмоции, храните. Можно привести пример продукта из вашего эмоционального холодильника? И вообще у них есть там, не знаю, срок годности? Есть ли лимит объема у холодильника?

Ю. Стоянов Нет, объемов нет. Столько, сколько ты живешь, ты просто должен покупать бесконечно новое количество морозильных камер. В период пандемии, кстати, очень актуально. Конечно, нет, это безразмерная история. Просто всё то, что ты наживаешь, запоминаешь и прочувствуешь в течение жизни, потом у тебя деформируется, преломляется, по-разному запоминается, по-разному выстреливает. А то, что ты увидел, услышал и, главное, почувствовал в детстве — это лед. Бросил камень, он отскочил, круги не расходятся. Это первичное.
Первый испуг, которые ты запомнил. Жалость к этой собачке, которую не разрешили взять домой. И всю ночь эти мысли: как она одна, а они, эти злые родители, не разрешили взять ее домой. И что будет с этой собакой, и где она сейчас спит, и кто ее покормит. Эти горькие слезы в подушку. Вот такие какие-то первые… И вот это непонятное чувство: почему эта девочка, что происходит между мной и ей? Что такое, почему какая-то рука поселилась в груди и начинает… Вот же, две руки, а она там жмет мое сердце. Кто его знает? Мне всего 6 лет. Я хочу быть с ней рядом. Слушайте, есть палата мер и весов, а есть вот эти чувства — базисные, первые: любовь, боль, холод, жалость, испуг, страх, первая потеря близкого человека. Это навсегда остается в тебе.

С. Крючков А то, что инкорпорируется в профессию, творчество, то, что происходит во внешней, нашей обычный рядовой жизни, вокруг нас — оно для вас неразрывно связано? Потому что вот я читаю ваши старые интервью. 2011 год: «Мне часто бывает больно за бедность, которая вокруг, за невероятную несправедливость».

Ю.Стоянов: Артист не должен умно думать. Он должен умно чувствовать. Его ум, его интеллект — эмоциональный

Ю. Стоянов Ничего не изменилось. Что изменилось с 2011 года? Не могу — не потому, что я сентиментальный человек. Потому что бывает стыдно роскошествовать, обжираться, утопать в шмотках. Вокруг большое количество беды — больше, чем нужно. Стыдно в основном за бедность. За бедность, за людей. Каждый раз, когда ты, дурак, даешь какое-то интервью — ну подумай ты! Когда вы там заводите эти свои звездные дома, когда начинаете хвастаться этими покупками, ну подумайте, что огромное количество людей реально, не на словах, не знает, как дотянуть до зарплаты. Представьте себе!
Я часто проживал это. Я садился с карандашом и представлял себе — не потому, что скажут: «Барин, б… (ой, извините), сел с карандашиком и представил». Ну вот возьми карандаш, если ты артист, и посчитай, как на 15 тыс. в месяц попитаться. На 500 рублей в день. Я это делал. У меня был сюжет про это. Я заставил себя прожить такой день.
Это напоминает, знаете, персонажей михалковской «Неоконченной пьесы для механического пианино»: «Мы пойдем в народ, мы будем их учить». Нет, не поэтому. Просто это моя профессия. Много беды, болезней, бедности и вообще несчастья. Но понимание этого и эта польза, наоборот, больше стимулирует сделать для этих людей что-то веселое, заставить их улыбнуться. Мне кажется, это сверхзадача русского юмора. Посыл всегда — хоть так, хоть как-то, но расскажу про то, что плохо живется. А сверхзадача — в неблагополучии, в беде попробовать производить впечатление легкого, счастливого человека, чтобы люди потянулись к этой легкости и счастливости.

С. Крючков При этом этот юмор, эта легкость и это счастье не должны быть такие сытые, жирные, как это сейчас часто бывает?

Ю. Стоянов Если ты не смеешься над этим. Я могу сыграть такого Николай Иваныча, знаете. Вот только в этом случае. Но пропагандировать роскошь, богатство и обжираловку — не по-чеховски как-то.

М. Максимова Вам, кстати, самим приходилось зарабатывать. Просто наши зрители обратили внимание: у вас за спиной гитара. Ну как, это не настоящая гитара, конечно.

Ю. Стоянов Нет-нет, стоп, одну минуточку. Это настоящая гитара, найденная на помойке и переделанная мной в полку. Вот, я сделал такую, в стиле прованса, проклеил, сделал такой странный колор. Это поломанная старая гитара. Все полки, вся мебель в этой комнате сделана моими руками.

С. Крючков И повсеместно плакаты Чарли Чаплина. Или я только один зафиксировал? У вас есть коллекция статуэток Чарли Чаплина, насколько я знаю.

Ю. Стоянов Ну, мы находимся на даче. В других комнатах очень много Чаплина. Я больше того скажу: у меня есть вот такая скульптура, 1,5 метра, вырубленная из дерева моими друзьями-скульпторами. Они мне подарили. Сделанная бензопилой. Знаете, как — из цельного дерева. Да, Чаплин — мой любимый актер. Не сотвори себе кумира, но это очень большой кусок моего детства. Это человек, благодаря которому я стал артистом.

С. Крючков Юрий Николаевич, у нас минута до конца, даже чуть меньше. Главный урок, который преподнес вам этот актер, этот артист вашего детства — Чарли Чаплин?

Ю. Стоянов Он сам сказал — это великая фраза: «Судьба, прежде, чем подарить человеку крылья, сначала ломает ему ноги». То есть природа юмора — в сострадании. Вот и всё. Вот это другой юмор — юмор человека, который не падает в люк и этим смешит, а смешит тем, что не падает. А в люке — там все остальные комики.

С. Крючков Огромное вам спасибо за этот вечер! Сегодня гостем программы «Разбор полета» был Юрий Стоянов, народный артист России. Провели ее сегодня Марина Максимова и Стас Крючков. Всего вам доброго! Берегите себя! До свидания!

М. Максимова Спасибо, до свидания!

Ю. Стоянов Спасибо вам! Мне было интересно!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире