'Вопросы к интервью

С. Крючков Это композиция «Москва-река» коллектива The MATRIXX. Добрый вечер, здравствуйте! Это «Разбор полета» — программа о людях и решениях, которые они принимают в своей жизни. Сегодня у нас в гостях музыкант Глеб Самойлов, лидер коллектива. Программу ведут Марина Максимова и Стас Крючков. Глеб, приветствую вас!

Г. Самойлов Здравствуйте!

М. Максимова Добрый вечер!

С. Крючков Так повелось у нас, знаете, что стартуем с вопроса о определившем некоторые сюжетные линии жизни некотором поворотном выборе, решении, после которого дорожка нарисовалась так, а не иначе. У вас было такое событие?

Г. Самойлов У меня было много таких событий. Дорожка чаще выстраивалась постфактум. Просто решение принято — да.

С. Крючков А если зафиксировать его, вот так сказать: это решение было самым главным.

Г. Самойлов Первый развод.

С. Крючков Первый развод. Семейная жизнь для вас…

Г. Самойлов Я просто не разделяю. Поскольку я пишу так, как живу, я не могу писать песни, отрешиться от своего состояния морального или физического, поэтому да. Потом последовали серии событий — смерти друзей, например — которые убедили меня в том, что пора уже не молчать, а говорить то, что думаешь. Так, как я хотел, без купюр.

С. Крючков А когда-то были моменты, когда приходилось принимать конъюнктурные решения?

Г. Самойлов Ну как, конъюнктурные. Дело в том, что «Агата Кристи» — именно группа — это 3 автора, каждый со своим мировоззрением. Саша Козлов покойный, Вадим Самойлов и Глеб Самойлов. Вадик и Саша начали играть еще в институте. Я пришел в группу, меня позвали в группу уже со своими песнями. Но в тот момент — это был конец 80-х — я испытывал юношеские надежды, что у меня будет своя группа, это временно.

С. Крючков Это время пришло?

Г. Самойлов Нет, не сейчас время пришло. 10 лет группе The MATRIXX. Время пришло уже давным-давно. Были перепутья и в «Агате», когда кто-то хотел вообще прекратить, сделать перерывчик. У нас были очень просадные времена — начало 90-х. Имеется в виду, что группа была абсолютно невостребованная.

Г.Самойлов: Я, может, даже и писал больше песен, но лидер группы всё равно Вадим

С. Крючков А можно сказать, что Козлов до поры был таким буфером, что ли, между вами и Вадимом?

Г. Самойлов Это тоже досужие мысли. И мне приходилось иногда быть буфером. На самом деле да, одно время, в самом начале, Вадик хотел Сашу уволить. Но я, поскольку за брата, тоже был за. Так, не думая. Но слава Богу, Саша остался. Понимаете, я, может, даже и писал больше песен, но лидер группы всё равно Вадим. И я отошел от вопроса. Грубо говоря, у каждого свое мировоззрение, в том числе музыкальное. А музыкальное зачастую перекликается и вообще с человеческим.

С. Крючков Чтобы закрыть эту историю с «Агатой», причиной распада стало несоответствие мировоззренческих позиций?

Г. Самойлов Несоответствие — что нас объединяло всё меньше и меньше. Мне хотелось идти в одну сторону — что творческим, что человеческим путем. Вадику в другую.

С. Крючков The MATRIXX использовалось 10 лет. Исполняется?

Г. Самойлов Исполняется примерно в марте-месяце. В конце февраля — марте нас начали крутить, первую песню группы The MATRIXX, на разных радиостанциях. И клип в том числе.

С. Крючков Это уже совершенно какая-то особая история со своим бэкграундом. То есть у группы появилась история, полет нормальный? Как вы воспринимаете происходившее за 10 лет?

Г. Самойлов Я воспринимаю это как несколько прожитых жизней. То есть для меня «Агата» — это уже такой заоблачный сон.

С. Крючков Как и для многих фанатов.Сменилась фанатская аудитория?

Г. Самойлов Она меняется даже от альбома к альбому. То есть теперь есть ценители той, настоящей, подлинной «Матрицы». Какую из них надо считать подлинный, я не знаю. Есть маленькая кучка ценителей моего сольного творчества, которое до сих пор существует. Вновь начало существовать. Есть люди, которые его не замечают. Это нормально.

С. Крючков Вы возвращаетесь к тем композициям — к «Маленькому Фрицу»?

Г. Самойлов Сначала пришлось. Просто группа The MATRIXX начала гастролировать, когда еще не был даже записан первый альбом. Люди вообще не слышали песен, в принципе. У нас половина программы занимали новые песни, а половина был «Маленький Фриц».

С. Крючков У вас довольно большая география, насколько я могу судить по вашим социальным сетям. И Европа, и Америка, и Россия практически от конца до края.

Г. Самойлов Ну, Америка не в счет, по большому счету, потому что там исключительно эмигрантская публика. И поются там песни, хиты, которые они помнят, когда уезжали. В Европе всё-таки больше интеграции. С нами и молодежь туда ездит, поэтому там больше знают. Группу «Матрица» там знают, по крайней мере, не хуже, чем «Агату Кристи». Там люди просто живут современной музыкой — в том числе своей, русскоязычной.

С. Крючков Вообще, наверное, это нелепо, но тем не менее, происходит какое-то рубрицирование жанра? Потому что я вот посмотрел, как о вас пишут — неопостготика.

Г. Самойлов Это я сам придумал.

С. Крючков Вы?

Г. Самойлов Да. Когда спросили: «Как вы называетесь?». Это еще был первый альбом. Поскольку «Матрица», я сказал «Нео». А раз «нео», то постготика. Так можно обозначить что угодно.

С. Крючков А вы бы как определили атмосферу, из которой складывается The MATRIXX как внутри, так и вне группы, за ее пределами?

Г. Самойлов Очень трудно об этом судить. После крайнего альбома прошло уже 2 года. Я с тех пор, кроме сольного творчества, ничем не занимался. А сольное творчество — это в основном иключительно музыка, а не стихи. Или компиляция из чужих произведений.

С. Крючков Кстати, по поводу стихов. Мне мои приятели, которые являются большими ценителями вашего творчества, задавали вопрос: наверняка у Глеба больше стихотворных произведений.

Г.Самойлов: Лепса-то я прощу. Он честный трудяга, орет. Если бы он ушел к Стасу Михайлову, было бы тяжелее

Г. Самойлов Шлака больше, мусора стихотворного больше. Потому что самодостаточных произведений там раз-два и обчелся. Они прикладные. Всё-таки я пишу стихи как прикладное к музыке. Музыка у меня рождается раньше. Музыки у меня просто значительно больше, чем стихов.

С. Крючков К прозе не хотите?

Г. Самойлов Нет, ни в коем случае. Меня туда звали, предлагали, думал начать в этом направлении. Нет, никогда не смогу.

С. Крючков А если о литературной почве, на которой взрастает всё то, что в свое время называлось «Агата Кристи» Глеба Самойлова и нынешний The MATRIXX — это что?

Г. Самойлов «Агата Кристи» не была Глеба Самойлова.

С. Крючков Ну, я условно говорю.

Г. Самойлов Книжки сыграли какую-то направляющую роль, но в таком младенческом, детском, подростковом возрасте. Дальше все равно начинается жизнь. Какие-то книжки к тебе приходят. Я специально ничего не ищу. Меня прибило — я прочитал.

М. Максимова Спрашивают, зачем русскоязычной группе название на английском? Почему не назвать «Матрица»?

Г. Самойлов Не знаю. Вообще, когда решили как-то назвать группу, проект, я сказал: «Вот нормальный маркетинговый ход — «Nick Cave and the Bad Seeds». Потому что Ник Кейв был довольно известным. Вот я предлагаю: «Глеб Самойлов и…». Вот я придумал «Глеб Самойлов» (точнее, не я, а мама-папа), а вы придумайте как хотите. Снейк придумал название «Матрица». Я говорю: «Почему «Матрица»? Как-то скучно». Придумал две «Х». А я был большой поклонник сериала «Lexx». Поэтому возникло две «Х» на конце.

С. Крючков Когда произносится слово «проект» — это какое-то краткосрочное…

Г. Самойлов Нет, на тот момент мы собирались заниматься этим уже до гроба. Потому что вариантов не было. Правда, смысл такой тяжелой повинности… У нас сооснователь группы, очень важный элемент Кости Бекрев. Он сейчас играет у Григория Лепса. Гениальный пианист.

С. Крючков А так сердечко не екает, когда у Григория Лепса?

Г. Самойлов Нет, Григория Лепса-то я прощу. Он честный трудяга, орет. Если бы он ушел к Стасу михайлову, было бы, конечно, тяжелее.

С. Крючков Всё-таки вернусь к вопросу об атмосфере. Есть же определенные депрессивные нотки, какие-то сугубо лирические вещи и политический посыл. Вот этот крутой замес — он у вас в каких-то пропорциях?

Г. Самойлов Не высчитывал. Просто я никогда не садился: вот, сейчас сочиню политическую песню — так, кто у нас сегодня козел? Нет, это не «утром в газете — вечером в куплете». Если полное загнивание политической жизни — не загнивание, а болото — то чего о нем петь, о болоте-то?

С. Крючков Вот одна из ваших цитат — набрел на просторах интернета: «Когда мне хорошо, я песен не пишу». То есть если мы берем, условно, политическую составляющую, то, строго говоря, не очень хорошо у нас в политике.

Г. Самойлов В принципе, вот в детстве я не знал, почему мне нравится Высоцкий. Я не знал ни о чем — ни об образе его жизни… И почему Окуджава мне категорически не нравится. Мама очень любила Окуджаву, а папа ставил пластинки Высоцкого, насколько я помню. Почему мне нравился Высоцкий? Почему мне нравился Гофман, о чьей жизни я тоже ни черта не знал. Потом проанализировал — это, в общем-то, люди с настолько хреновой судьбой, по большому счету. Все. Что говорить о Высоцком с его тяжелой, страшной смертью.

С. Крючков Вот вы говорите в прошедшем времени — «не нравился», «нравился». А в последующем пересмотрели?

Г. Самойлов Почему, нет. Они остаются. На крайний альбом группы The MATRIXX «Здравствуй» Владимир Семенович оказал не меньшее влияние, чем любые цифровые технологии. Даже больше.

С. Крючков Если бы не музыка (так, возвращаясь в детство), то куда бы рванули? Вот так вот представить на минутку: не возникло бы этой истории с «Агатой»?

Г. Самойлов Я в ответ могу только произнести банальность — что история не знает сослагательных и так далее.

М. Максимова Кстати, история, потому что вы поступали на исторический. Не поступили.

Г. Самойлов Ну да. Нет, на исторический я поступал, потому что мне говорили, что надо куда-нибудь поступить. Это был конец перестройки. То ли не будет Советского Союза, то ли будет. И в комсомол наши учителя говорили вступить, а я не вступал и всё. Лень было. И вот на закате комсомола, за полгода до его официального распада, я получил комсомольский значок просто так. Даже ничего не давал, никаких клятв.

С. Крючков А вот такое пресловутое слово «корочки».

Г. Самойлов Корочки есть. Дело в том, что год после окончания школы, не поступив на исторический факультет, я работал в родной же школе лаборантом химии. И тогда пришла какая-то разрядка, что лаборант химии должен быть одновременно лаборантом биологии — ладно, это фигня, но он должен быть и кинодемонстратором. То есть уже были изобретены видеомагнитофоны, но, тем не менее, аппарат «Радуга» и аппарат «Украина» существовали.

С. Крючков Крутить пленки, что ли?

Г. Самойлов Ну, не вручную. Я сдал экзамен. Главное, что я помню, как пользоваться огнетушителем — это был второй вопрос. А первый — НРЗБ пленку распределить, если помнишь как. Но я имею право демонстрировать учебные фильмы в школах — на суше. И, в качестве исключения, на судах морского и речного плавания — художественные.

С. Крючков Довелось когда-нибудь?

Г. Самойлов Ни разу. Причем, я говорю, видеомагнитофон тогда появился уже даже советский, первый.

М. Максимова Отлично. Если пропадет вдохновение, есть чем заниматься. Знаете, очень часто нам, журналистам, говорят, что для того, чтобы быть журналистом, необязательно заканчивать журфаки, получать профильное образование.

Г. Самойлов Артистам тоже.

М. Максимова Музыкантом можно быть без музыкальной школы?

Г. Самойлов Можно быть, но, в любом случае, всё равно ноты я знаю. Так или иначе, если ты этим занимаешься, ты это впитываешь, понимаешь, хочешь этого. Мне не хватает сейчас знаний — каких-то основных, базовых, чтобы делать более сложные вещи. Гармонически. Хотя я их делаю, но делаю не так хорошо, как, наверное, хотелось бы.

М. Максимова А почему, кстати? Мне кажется, в любом возрасте можно получить образование.

Г. Самойлов А я не вижу смысла, потому что у тебя тогда должны быть и адекватные средства воплощения. Тогда у меня должен быть оркестр, например, или хотя бы возможность, не знаю, чего-то такого компьютерного. А я даже компьютером не владею. Не умею ни мышкой, ни печатать.

М. Максимова Это почему? Это принцип такой, отрицание?

Г. Самойлов У меня никогда в жизни не было компьютера, а когда был, я что-то так редко им пользовался, потому что у меня… как это называется?... разбалансировка.

М. Максимова Моторика?

Г. Самойлов Да, мелкая моторика. Причем мама, дядя меня уговаривали продолжить династию врачей. А я понял, что если я стою вот с таким скальпелем над человеком, от меня зависит его жизнь и, не дай Бог, что-нибудь — нет, никогда.

С. Крючков Глеб, вы уже сколько — 30 лет — фактически в статусе легенды рока. А что такое рок? Это политическая история или музыкальная? В метафизическом смысле. Политическая — я поясню. Говорят: рок — это бунт и всё такое.

Г. Самойлов Не знаю, во всем ли мире это так развивается. Я знаю даже толкование для одних и тех же явлений в разных западных книгах. Они называют «панк», другие называют «глэм». Другие называют глэм-роком совершенно другое направление, абсолютно попсовое. То есть я не знаю, какие ярлыки куда вешать. У нас это принято называть «рок». Типа, рок тру или не тру.

Г.Самойлов: Если полное загнивание политической жизни — не загнивание, а болото — то чего о нем петь, о болоте-то?

С. Крючков В конце 80-х это стало каким-то таким парадигмальным явлением на сломе общества. А сейчас — ну, рокер…

Г. Самойлов Тогда это было на острие. Тогда рокеры были таким молодежным пиком на волне перестройки. Их тогда разрешали — нас.

С. Крючков Потому что многие разделились: кто налево, кто направо. У кого Крым наш, у кого не наш.

М. Максимова И рокеры тоже.

С. Крючков То есть у вас были совместные проекты и со Скляром, и с Линдой, и с Васей Обломовым, и с «Последними танками в Париже». То есть это разные люди. Определяющим является музыкальное или человеческое?

Г. Самойлов Человеческое прежде всего. Со Скляром (Саша достаточно закрытый человек — он же дипломат всё-таки) мы сошлись, скажем так, эстетически. Мы придумали идею спектакля. НРЗБ Вертинский. Во-первых, почему НРЗБ Вертинского? НРЗБ Высоцкого. Для меня это было очень тяжело. Саша — он как бы да, он артист. А я фиговый артист, честно говоря. Но я придумал и мы вместе воплотили идею, что это будет диалог спектаклей. То есть мы сошлись эстетически — не как близкие друзья.

С. Крючков С Вадимом, помимо мировоззренческих разногласий, существовали политические?

Г. Самойлов Господи, почитайте Википедию. Кто где работал, кем работал, где выступал.

С. Крючков А публичная позиция человека, с которым вы общаетесь, важна для вас?

Г. Самойлов Важна, если она не расходится с его внутренней позицией.

С. Крючков То есть если это мракобесие, но такое талантливое мракобесие.

Г. Самойлов Знаете, очень талантливых мракобесов, но при этом не клоунов. Я давным-давно дружил с газетой «Завтра». Несмотря на то, что нас с ней раскидало по абсолютно разным лагерям, и сейчас мы формально находимся по разные стороны, тем не менее, это не мешает нам уважать друг друга, дружить и знать друг о друге, что человек искренен.

С. Крючков Под занавес этой части нашей программы я предлагаю поставить одну из жестких, но, на мой взгляд, глубоко лиричных вещей. «Умереть за любовь».

Г. Самойлов Занавес программы?

С. Крючков Первой части программы.

ПЕСНЯ.

С. Крючков Это композиция группы The MATRIXX. Это программа «Разбор полета» — программа о людях и решениях, которые они принимают в своей жизни. Сегодня у нас в гостях Глеб Самойлов. Через некоторое время мы вернемся в эту студию после того, как на «Эхе» пройдут новости и мы послушаем немного рекламы.

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

С. Крючков С нами Глеб Самойлов, лидер группы The MATRIXX. Мы тут уже послушали и немножко поговорили о 10-летии. Кстати, 10 лет — это повод к большим концертам?

Г. Самойлов Ну, повод не повод, но как бы да. Скажем так, это обязанность отчитаться перед фанатами, что 10 лет всё-таки было.

С. Крючков А в текущем режиме это разве не отчет? Или тут будет что-то грандиозное?

Г. Самойлов Я думаю, что отчет — не знаю, это как у Маяковского: «то, что прожил» — нужно какое-то время, чтобы в человеке что-то созрело, чтобы давать отчетность. Отчетно-превыборное, еще скажите.

М. Максимова Про выборы еще поговорим. Просто очень многие спрашивают у вас…

Г. Самойлов Когда будут какие-то новые штрихи, то обязательно. Конечно, программа обязательно будет ретроспективной. Но когда нам исполнялось, по-моему, 6 лет, опять же, у Снейка родилась идея: вот, все просят сыграть то, другое, все обижаются, что не сыграли. Мы тогда сыграли все песни из репертуара The MATRIXX. «Маленького Фрица» полностью сыграли и то, что играли НРЗБ. Это продолжалось больше 3 часов. Кто первым умер? Зритель, конечно.

С. Крючков Кстати, вопрос от Нади: «Как вам удается всё это?». То есть график очень плотный, насколько я могу судить по расписанию на вашем сайте.

Г. Самойлов Ну, не плотнее, чем хотелось, наверное. Снейк, я знаю, ходит в спортзал, Валера тоже ходит в спортзал. А я болею, болею. Я такой — я всех переживу, но буду больнее всех на свете.

С. Крючков Немножко о политике мы заговорили в предыдущей части.

Г. Самойлов А что это такое — политика у нас?

С. Крючков Политика. Вот один из ваших коллег, Шнуров Сергей, пошел в политику, вступил в партию. Как вам такие пассы?

Г. Самойлов Не знаю, я лично не знаком со Шнуровым.

С. Крючков Да даже не о Шнурове. Для вас эта история… Вы могли бы на определенном этапе сказать: а чего нет?

Г. Самойлов Вообще я испытываю идиосинкразию к любому виду власти. Не хочу ее вообще видеть, эту власть. Конечно, я деспот в том, что касается творчества. Там — да, безусловно. Принимаю предложения, только когда они мне не противоречат. Это я про последние 10 лет.

С. Крючков Например, Сахарова?

Г. Самойлов На Сахарова, кстати, кто хотел, тот выступил. Наша группа выступала не в полном составе.

С. Крючков В последующем эта история не повторялась, не возникала.

Г. Самойлов Такой массовой движухи людей как бы и не было. Нас просто не заметили и всё.

М. Максимова А ваше мнение после этого не изменилось, после этого лета, когда были массовые акции?

С. Крючков Даже не столько после этого лета, сколько после того, что за ним последовало. Вот эти массовые дела с осуждением ребят, которые там то ли толкнули, то ли стаканчиком…

Г. Самойлов Ну, это не что-то новое. Это продолжение тех тенденций, которые… Собственно говоря, на Сахарова было в защиту узников Болотной, по большому счету. Изначально первый посыл был такой. А тенденции не изменились они. Они углубляются, расширяются — это понятно. Ничего нового.

Г.Самойлов: Радикальные уличные движения исчезли после Манежной

С. Крючков Законодательство существенно ужесточилось, сроки стали большими. Люди как-то несколько напряжены в этом смысле.

Г. Самойлов Нет, конечно, всё идет так, как заранее было понятно, что будет продвигаться дальше.

М. Максимова А на вашем творчестве это может как-то отразиться? Или уже отражается? Когда в 2004 году было «Я буду классным, когда взорву ваш магазин — таким опасным, сексуально-заводным»...

Г. Самойлов Это еще в «Агате Кристи» было.

М. Максимова Но сейчас-то написать такое никто не может.

Г. Самойлов Дело в том, что это не будет соответствовать истине, потому что радикальные уличные движения исчезли после Манежной. Все бойцы сидят по своим нишам и понимают, что лучше не лезть. Давно где-нибудь было движение «Наши»?

С. Крючков Помню, Василий Якеменко — давно уже.

Г. Самойлов А давно был последний бой между футбольными фанатами? Вот то же самое — и футбольные фанаты сидят не рыпаются. Все, я говорю. Вся эта уличная революционность, битье витрин — во имя чего, неважно — с той, с другой, с третьей стороны — оно ушло.

С. Крючков То есть эти ребята по ту сторону стенки…

Г. Самойлов Всех переиграли. Самое классное — они не заметили… Я просто помню, мы встречались вчетвером (не буду всех называть) — в общем, еще был Сергей Удальцов. Обсуждали стратегию будущих концертов, хотели там что-то там сделать. И я был ответственный за музыку. Он вошел и сразу по делу, чтко: «Нам нужно собрать не меньше 2-3 тысяч человек, иначе Кремль не обратит внимания». Вот теперь 100 тысяч — обратили?

М. Максимова Обратили, потому что Сергей Удальцов только недавно вышел.

Г. Самойлов Сергей Удальцов? Откуда?

С. Крючков Успел посидеть.

Г. Самойлов Сережа — я ничего не буду про него говорить. Потому что для меня тогда это был свет в окошке.

С. Крючков Василий задает вопрос: «Что значит для Глеба Самойлова красота? Является ли красота неким абсолютом или она не стоит такого внимания?».

Г. Самойлов Красота — это ваш способ восприятия того, что видят ваши глаза и слышат ваши уши. В принципе, неожиданно красивым может оказаться что-то любое, не сделанное человеком. Или сделанное, или разрушенное. Это просто такое понятие, очень относительное. Вот я не знаю, почему у меня было стимул полюбить Шнитке — даже вслушаться в Шнитке. Потому что сначала в детстве увидел фильм «Сказка странствий». Мне захотелось узнать, что там внутри. И вот это как бы расхлебывая это всё, мозг начинает работать. Теперь я могу получить удовольствие от красоты уже в гораздо более сложном виде. И в простом.

М. Максимова Шнитке — это очень сложная красота.

С. Крючков Вот эти экспириенсы, выступления с большими симфоническими оркестрами — это какая-то дань традиции, которая возникла?

Г. Самойлов Нам предложили. Я подумал, что если я не соглашусь, предложит Вадику. Думаю: что, зря пропадет столько хороших песен? Потому что не всё же можно спеть. Сначала это были песни из репертуара «Агаты Кристи», по условиям приглашающей стороны. Аранжировки всё равно мы делали, поскольку аранжировочная часть разделяется… Знаете, как с Metallica или с той же «Арией» выступают оркестры. Не знаю, как сказать это слово без мата — всё очень бабахает одновременно. Но это не взаимная игра оркестра и группа.

С. Крючков На каждой площадке в каждом городе.

Г. Самойлов Разные оркестры. Это жесть. Но там заранее выезжают. Раньше с нами выезжал (он тогда еще работал у нас) Владимир Елистратов — есть такой музыкант и певец. Поскольку у него было музыкальное образование, он хотя бы проверял партии духовых, потому что знал, как должны звучать духовые. И Валера Аркадин тоже с музыкальным образованием. Они заранее встречалисмь с оркестром. Я практически ни в чем не участвуют. Единственное, я вначале, когда была оркестровка, сам приезжал к композитору, которому всё это было поручено, и исправлял ноты.

С. Крючков Давайте послушаем еще одну композицию. Это композиция с альбома «Здравствуй» 2017 года, где, кстати, звучит вокал не только Глеба.

Г. Самойлов Да, поет Станислава Матвеева. Надо так назвать пластинку.

ПЕСНЯ.

С. Крючков Глеб Самойлов, лидер группы The MATRIXX, сегодня в программе «Разбор полета». Рок и бытовой комфорт, свобода и вот такие звездности — они совместимы, на ваш взгляд?

Г. Самойлов Повторите вопрос полностью. Со всем контекстом.

С. Крючков Вот смотрите, это до денег или до некоего посыла, до некоего выражения с желанием донести что-то и что-то поменять.

Г. Самойлов Не знаю. Во-первых, я думаю, давно ли появилось неангажированное искусство — в принципе, как таковое. С каких пор певец или группа на сцене стали объектами поклонения, не потребления? Грубо говоря, ходили по деревням, например, у нас скоморохи и так далее. Они делали всё, чтобы заработать себе на жратву — собственно говоря, как и мы сейчас. Но потом в какой-то момент происходит так: классический композитор, у которого не любое произведение… Во-первых, симфонический оркестр, инструменты требуют очень много денег. Ни у одного из композиторов такого не было — в том числе, и у Моцарта. Они тоже писали на заказ, тоже были подчинены, то есть ангажированы. Значит, это произошло в ХХ веке, но в какой момент, я уже не могу понять. Сложно, сколько чего в нас осталось от всей этой истории.

С. Крючков Просто вопрос ведь не столько в том, чтобы обеспечивать функционирование оркестра и собственное существование.

Г. Самойлов А музыку человек тоже пишет под заказ.

С. Крючков Безусловно. Но тем не менее на определенном этапе ведь возникает определенный пафос. Сверх того, сверх необходимого. Все эти бирюльки…

Г. Самойлов Не знаю, мы видели умирающих в нищете — их большинство. Нет, понятно, есть такие карьеры, как у этого… Ненавижу этот вальс новобрачных. Мендельсон — мажор, просуществовал до конца жизни. Или Гете. Но это же, скорее всего, исключение из правил.

С. Крючков Еще одна цитата. «Любое искусство по определению разрушительно. Оно разрушает что-то, перед этим устоявшееся. Иначе это не было бы искусством».

Г. Самойлов Ради Бога, можно так трактовать. А я считаю, что акт творения из ничего очень близок к другой книге. Вот ничего не было, а вдруг стало. Библия — начало.

С. Крючков Религиозное в вас присутствует?

Г. Самойлов Не то чтобы нет. Я человек невоцерковленный, по большому счету. И, наверное, не ахти какой верующий. И не ахти какой атеист, с пеной у рта доказывающий несуществование Бога. Я просто молчу. Не знаю — и не говорю.

М. Максимова То есть вы из неопределившихся.

Г. Самойлов Нет, не то что неопределившийся, не то что «есть Бога, нет Бога». Я просто существую немножко в другой системе координат, в своей.

М. Максимова «В интернете среди фанатов ходят слухи, что вы принимали участие в написании аранжировки к песне «Воздух» для альбома «Наутилуса» «Титаник». Разрушьте уже этот миф или подтвердите».

Г. Самойлов «Воздух»? Нет, в принципе, в альбоме «Титаник» участвовали все, кто тогда был в Свердловске. Было 2 варианта. Слава сначала записал НРЗБ вариант, потом приехал в Екатеринбург и, в общем, там студия была таким тусовочным местом. Все музыканты собирались. И там же находилась студия, где записывался альбом. Звукорежиссером был Вадик и отчасти сам продюсировал. А кто проходил мимо, периодически где-нибудь там пели хоры. В песне «Воздух» я точно не участвовал. Я вырезан, к сожалению. Там был очень длинный дубль в песне «К Элоизе». Я кричал всякие немецкие ругательства буратинским голосом, топал ногами…

С. Крючков У свердловского рока есть какая-то такая особая составляющая, которую вы могли бы…?

Г. Самойлов Да, особая составляющая называется Илья Кормильцев. Нет, я это так. Я говорю сейчас про те времена, когда можно было говорить про свердловский рок. Когда одни и те же люди играли в разных проектах, в разных группах. Когда одни и те же поэты, в том числе Илья и Женя, писали разным группам стихи. Они тогда назывались не поэтами, а текстовиками. Там немножко другое. Там все-таки было такое пренебрежительное отношение к творцу и огромное самоуважение профессиональных музыкантов, из-за которых, собственно говоря, все эти дурацкие песни и популярны. И Слава попал как раз под эту раздачу. Я не удивляюсь.

Г.Самойлов: Я просто существую немножко в другой системе координат, в своей

М. Максимова Там интересно, на заре «Агаты Кристи» Алла Пугачева говорила (я нашла): «Меня не устраивает в «Агате Кристи» то, что они не попадают в ноты. А я очень не люблю, когда фальшивят».

Г. Самойлов А я очень не люблю альбом «Князь тишины», потому что там у Славы не получилось, так пускай припев поет Леша Могилевский. Но в этой ломкости голоса, собственно говоря, была прелесть альбома «Разлука» — где-то срывающийся фальцет, где-то еще что-то. Это была одна из черт, за которые, в принципе, люди эти песни и полюбили. А записанные и вылизанные под руководством Пугачевой… Просто есть кадр в фильме «Сон в красном тереме», где она говорит: «Слава не дотянул», еще чего-то. Вот это уже была смерть.

С. Крючков Кино. В каком-то интервью вы сказали, что не понимаете Тарковского. А не хотели бы сменить поле деятельности и на некоторое время взяться за камеру?

Г. Самойлов Нет, вообще возможность издеваться над визуальным рядом так же, как над музыкой, я открыл совершенно недавно. Уже после крайнего альбома группы The MATRIXX.

С. Крючков Кстати, говорите, что компьютером не пользуетесь.

Г. Самойлов Заветы Стива Джобса.

С. Крючков А все эти социальные сети?

Г. Самойлов Социальные сети у меня присутствуют — скажем так, есть одна, для группы. То есть объявления должны быть в социальной сети. А мое личное ограничивается… В принципе, Фейсбук у меня появился потому, что мне нужно было размещать музыку в SoundCloud. А я не хотел регистрироваться через Google. Не помню, были какие-то сложные навороты, и мне пришлось открыть страницу в Фейсбуке. А потом я столкнулся с проблемой SoundCloud, потому что у меня закончилась аренда. Оказывается, в Фейсбуке нельзя размещать музыку просто так. Но если у тебя есть изображение, ты можешь хоть час или хоть 24 часа туда впихнуть. И я начал. Первое, что я подумал: а как же, будет просто какая-то одна картинка и звучать музыка? Я в YouTube этого нагляделся — так скучно.

С. Крючков Это именно для продвижения? А какой-то фидбек.

Г. Самойлов Просто чтобы мне было интересно смотреть. Слушать музыку и куда-то пялить глаза.

С. Крючков А отслеживаете, что там напишут после очередного концерта?

Г. Самойлов Нет, после концерта нет. Скорее всего, смотрю, сколько там людей послушало или посмотрело что-нибудь из моего сольного творения. Концерты проходят, и я могу ставить оценку НРЗБ.

С. Крючков Глеб Самойлов как герой кинематографического байопика, какого-нибудь биографического произведения.

Г. Самойлов Я говорю, если Вадик не заберет роль, тогда Безруков к тому времени будет стоить недорого. В принципе, он мог бы.

М. Максимова У вас же уже был опыт, правильно я понимаю? Вас, во-первых, приглашали озвучивает персонажа в мультфильме «Кошмар перед Рождеством».

Г. Самойлов Но дело в том, что это было сделано по бертоновским канонам. Классический мультфильм озвучивали как раз рок-звезды. Ну и нас решили взять. А Миша Козырев решил сделать полный аналог. Жалко, что этот мультфильм так и не получил широкого распространения.

М. Максимова Но он довольно известен, «Кошмар перед Рождеством». Так вам понравился этот опыт?

Г. Самойлов Понравился. Во-первых, там было, в принципе, сотворчество, потому что Миша не очень корректно, все-таки как не песенник… Там, по-моему, переводили как раз Кортнев и Миша. Там есть не совсем точные попадания именно в прозаической части, скажем так. Какие-то фразы подгонялись, переделывались. Это же не на сцене стоять перед народом и отвечать за всё. Конечно, побаловался, было весело.

С. Крючков Сегодня, когда вы даете концерты с песнями периода «Агаты» («Темная сторона»), что заставляет их звучать по-новому? Потому что это как бы повод, или довесок, или камешек на чаше весов…

Г. Самойлов Вообще просто не заметить 30-летие группы «Агата Кристи» мне не дали. Но я сразу предупредил: я буду делать по-своему. Но дело в том, что тут получилось переосмысление много чего. Во-первых, некоторые песни наконец-то прозвучали так — полу-любил, полу-не любил, что-то им не хватало. А я знаю, чего не хватало. Некоторые песни я всегда хотел спеть сам — тот же самый «Ein Zwei Drei Waltz». Я помню, как Саша Козлов был категоричный и он занимал детскую позицию. Он хотел, чтобы я пел всё. Я говорил: «Саша, подожди. Во-первых, у нас группа с двумя солистами. Во-вторых, Вадик у нас — лидер группы». Правда, были такие разговоры. Саша — не заговорщик какой-то. Он именно как ребенок. Периодически капризный и истеричный.
А потом, после того, как убрали лишние программы с оркестром и вставили туда соответствующие песни «Матрицы», там при любом оркестре, как бы ни играли, лучше не играть какую-то песню. Когда она звучит с оркестром, там появляется пафос и ощущение собственной значимости. Иногда пересматриваешь. Потому что когда на концерте, я стараюсь оркестр не слушать. Потому что каждый раз разное. Как композитор исоавтор оркестровок, я очень тяжело переношу лажу.

Г.Самойлов: Просто не заметить 30-летие группы «Агата Кристи» мне не дали

С. Крючков У меня в бумажке так и написано: «Глеб Самойлов — поэт, композитор, автор большинства песен и т.д.». Кстати, по поводу новых композиций, к которым мы еще вернемся. Композиция «Мы будем жить всегдаа» — это ваша? Или с Никоновым? С Никоновым есть дуэт.

Г. Самойлов Да, с Никоновым есть дуэтная песня. «Мы будем жить всегда» — это с первого дебютного альбома, а с Лехой мы тогда уже очень давно друг друга знали. И когда еще была «Агата Кристи», фанаты всё пытали, когда же будет совместная песня. Наши фанаты. Причем фанаты меня всегда ненавидели — тогда, по крайней мере. И во втором альбоме группы The MATRIXX мы, наконец, сделали совместную песню.

С. Крючков Есть еще вариант Васи Обломова, где звучит и ваш голос.

Г. Самойлов Я был против того, чтобы мой голос звучал у Васи. Он хотел, чтобы я кричал прямо как в альбоме. А мне очень понравилось, как Вася сделал ее один — гораздо более проникновенно и драматично.

С. Крючков Под занавес часа давайте послушаем эту композицию «Мы будем жить всегда». Это композиция группы The MATRIXX. Глеб Самойлов, лидер группы, сегодня в программе «Разбор полета».

ПЕСНЯ.

М. Максимова Время стремительно подходит к концу. Заканчивается передача «Разбор полета». У нас в гостях был Глеб Самойлов — музыкант, поэт, композитор, лидер рок-группы The MATRIXX, автор большинства песен группы «Агата Кристи». Спасибо!

Г. Самойлов Спасибо вам большое, что пригласили!

С. Крючков Спасибо, Глеб!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире