'Вопросы к интервью

С. Крючков Добрый вечер, здравствуйте! Здесь Марина Максимова и Стас Крючков. Это «Разбор полета» — программа о людях и решениях, которые они принимают в своей жизни. И сегодня наш гость — Борис Грачевский, художественный…

Б. Грачевский Подаю голос.

С. Крючков Подает голос.

Б. Грачевский Художественный голос.

С. Крючков Художественный руководитель и режиссер киножурнала «Ералаш». Борис Юрьевич, добрый вечер!

Б. Грачевский Добрый вечер!

М. Максимова Добрый вечер!

С. Крючков Уже идет трансляция в Youtube.

Б. Грачевский Я так волнуюсь.

С. Крючков Как будто впервые. Работают эсэмэски +7-985-970-45-45. Twitter, viber, WhatsApp — все это привязано к этому номеру и прекрасно работает, ждет вашего участия. По традиции — о самом сложном решении, которое вот так не с кондачка.

Б. Грачевский Я думаю, я начну прямо с анекдота. Давайте?

С. Крючков А вот давайте!

Б. Грачевский Давайте с анекдота. Подходит ко мне карлик — вот такой. Голову так задрал и говорит: «Я вырос на вашем «Ералаше»». Наконец, сработало! Хорошо. Вы знаете, если серьезно переходить, когда так давно живешь… Я честно говоря, не сожалею, потому что, наверное… Я сочиняю такие фразы — называются «идиотизмы Бориса Грачевского». Один из которых — мне кажется, жизнеутверждающий: «Главное — не сколько тебе, главное — как тебе». Мне замечательно живется. Мне очень интересно жить. Я все-таки всегда смотрю вперед. Но и зеркало заднего вида существует, без него нельзя. Нельзя ничего забывать, но не то чтобы, так сказать, с утра до вечера этим жить, потому что все-таки интереснее впереди, чем прожитое. Но на это опираться. Ну, разные истории. Вы, Стас, какой вопрос хотите?

С. Крючков Вот смотрите, когда в этом зеркале заднего вида появляется история, возвращаясь к которой, ты думаешь: «Ну вот, я молодец был. Я тогда все сделал правильно». Или наоборот: «Я тогда облажался».

Б. Грачевский Вы знаете, не хочется об этом долго говорить, но когда ты прожил 35 лет с женщиной, которая была рядом с тобой, которая ни в чем не виновата, в принципе, и ты просто уходишь — не к кому-то, не куда-то, а просто уходишь и все… Потому что, при всем моем уважении к ней, я давно с ней не живу и так далее — со своей первой женой, вот такой поступок был очень сложным для меня.
До этого я в 50 лет бросил курить, прокурив 35 лет… 36. Это тоже был тяжелейший поступок — прямо такой. Это было очень сложно. И 20 лет я ни к чему не притрагивался. И как-то один раз на съемке нужно было ребенку дать прикурить сигарету — там был пародийный кусок. И меня вдруг взял ужас взял, что я беру в рот сигарету. Я к тому, что такие поступки… Но я ни о чем не жалею — самое главное, что все-таки не жалею о том, о чем я говорю.

С. Крючков А если за пределы частной жизни. В карьерном смысле такого рода поступки…?

Б. Грачевский Счастье в том, что я — смотрите как интересно — с 6 лет вышел на сцену. Вместе с отцом. Сложнейший такой эстрадный, полуцирковой номер. Я угадывал мысли на расстоянии — всякие загадки разных людей. Чтобы долго не рассказывать — я часто об этом говорю. И все время погружался в какую-то самодеятельность или просто искусство как факт. У меня книжки — всегда масса. Я открыл кружок по изучению изобразительного искусства. В 10 лет. Рисовать не умел, но просто безумно поклонялся живописи. Даже водил своих кружковцев в Третьяковку.

С. Крючков Откуда вы их набирали, кстати?

Б. Грачевский В классе — где еще я мог их набирать? Я же жил в Подмосковье, в Болшево. Папа работал там. Ну вот, и вдруг в 14 лет я все бросаю и иду учиться строить ракеты. Вот этот фокус был загадочным, это очень интересно. И мне было жутко интересно учиться. Не то чтобы это мне мешало читать, потому что книги тогда были доминантой вообще во всем. Любой немалоприличный «Новый мир» — «Ну как, ты не читал?». «Иностранная литература» — тут же дадут, передают журнал и так далее. Тем не менее, мне было жутко интересно вот это — математика, строить, чертить, эти ракеты. Но вдруг, когда я пошел на работу, я с ужасом понял, что каждый день буду приходить вот за этот стол, каждый день будут вот эти люди… Мне вдруг стало страшно.

Б.Грачевский: Счастье, что я пришел в этот «Ералаш», в телевидение из кино, а не из телевизора

С. Крючков Угас немножко. (звук телефона) Началось?

Б. Грачевский Вот началось звяканье. Я просто оставил — вдруг кто-то слышит. Заодно проверим, мы в прямом эфире или в кривом. Ну вот, и я все бросил. И в это время я решил пойти в кино. Вот так вот прямо развернулся: «Пойду в кино». Папе говорю: «У тебя есть кто-нибудь?». Он говорит: «Ну есть там один знакомый». Короче, чтобы долго не рассказывать, меня взяли на студию, только грузчиком.

С. Крючков И с этого началась карьера.

Б. Грачевский Я был опять жутко счастлив! Мне было так интересно! Я сидел, смотрел, какие великие режиссеры около меня. Ну, около меня — в смысле, я сижу на полу. Пол мыть, таскать. 8 месяцев я так работал и был счастливейший человек. Потому что «Преступление и наказание» рождалось на глазах!. Я прекрасно знаю этот роман. И вдруг думаю: «Как Кулиджанов выбрал именно тех, как я себе представляю!. Я был настолько потрясен! Прямо каждого — у Достоевского это очень выпукло описано. И так далее, не буду долго рассказывать.
Меня заметили, забрали к Александру Артуровичу Роу на сказку «Варвара-краса — длинная коса». И тут уже мое счастье просто взрывалось. Когда я пришел, открыв рот, на киностудию, я его больше не закрывал, потому что дойдя до своего рабочего места, обязательно встретишь трех народных величайших артистов, пару известнейших режиссеров и какого-нибудь маститого оператора. Вот я говорю, это было колоссальное счастье.

С. Крючков И вот тогда возникла та самая первая роль, о которой вы рассказывали.

Б. Грачевский Нет, это такая ерунда. Это же анекдот.

М. Максимова Роль руки.

Б. Грачевский Да, это такой огромный таз, в нем вода. Самый худой, как это ни смешно, и самый молодой был я. И, конечно же, кого подсунули в эту резиновую руку? Если бы они знали, что это будет самая знаменитая роль — ну, оказалась моя. Вот так вот в этой жизни. Потом я много снимался, но круче этого нет. Потом возникает такое предложение — вместе с величайшим человеком (это огромное счастье) Александром Григорьевичем Хмеликом возглавить журнал, который тогда назывался «Фитилек». И никому это… (сигнал на телефоне Б. Грачевского) Да что ж такое?

М. Максимова Пишут и не звонят.

Б. Грачевский Да. «Что ж ты не сказал, что ты ты на «Эхе»?». Вот видите, уже началось. Вот, можете позвонить. А то они не верят. Итак, я уберу подальше.

С. Крючков «Фитилек».

Б. Грачевский «Фитилек». И если уж об этом говорить (конечно, я уже тоже много об этом рассказывал), нам сразу же категорически не понравилось. Все уже забыли, что вообще-то «Фитиль» — это именно тогда был модный сатирический журнал. А для детей… Алле Суриковой пришла идея, оно написало такое письмо: «Давайте сделаем для детей «Фитилек»». И когда мы с Хмеликом вдруг стали, что фитиль вставляется в конкретное место и по конкретному поводу… Ребенок маленький, это какой-то ужас. Михалков тоже позвонил Хмелику: «Слушай, давай придумывай сам. Нечего». И вот среди всех мучений — мы тогда никому не признались, но дочка Александра Григорьевича Хмелика (она, по-моему, была в 7 классе) предложила называть «Ералаш». Он пришел, и мы такие гордые: вообще классно! И тут же говорят: «С ума сошли — ералаш?».

М. Максимова А что такое ералаш?

Б.Грачевский: Это такой салат мелко нарезанных сладких фруктов — ералаш

Б. Грачевский Ну здрасьте! Большая девочка. Ералаш — это неразбериха, путаница, беспорядок.

С. Крючков Тюркское слово.

М. Максимова Мы погуглили.

Б. Грачевский Ах, они меня проверяли!

М. Максимова Мы нашли в Гугле несколько значений этого слова.

Б. Грачевский Вот я и перечислил. И на самом деле оно родилось от тюркского слова. Это такой салат мелко нарезанных сладких фруктов. Такой, в принципе, полукомпот-полусалат. Главное, я думал, тюркский — это в Турции. А тюркское — это же не в Турции. Я всех спрашивал. Но когда я оказался в Киргизии, какой-то губернатор — где-то далеко, куда меня завезли, куда-то — говорит: «Это наш слово! Это наш киргизский слово — ералаш!». Такой гордый.

С. Крючков На худсоветах приняли, одобрили быстро? Не было никакого сопротивления?

Б. Грачевский Сопротивление было только одно — что «Ералаш», а фамилия министра Ярмаш, что вот тут вот… А он, главное, не стал признаваться, когда мы ему показывали, долго бурчал: «Может, что-нибудь другое придумать? Другое, другое, другое…». Мы говорим: «Ну а вы-то что предложите? Может быть, вы сами предложите? Такой большой начальник». Он говорит: «Ну, как… Ну «Уголек», например», — и затих. Понял, что какую-то фигню сказал. Мой редактор обожает, когда я изображаю, как он говорит и сам понял, что не то ляпнул.

С. Крючков А, собственно, с Хмеликом как познакомились? Ведь 6 лет прошло. В 1968 вы приходите на «Горького»...

Б. Грачевский Нет, во-первых, у меня была такая дурацкая странная манера… Вот сейчас все ходят с селфи: можно с вами сфотографироваться? Я в день уже до 300 раз фотографируюсь. Когда вылезешь туда, где люди ходят. Один раз я просто от скуки стал считать. Я лежал на пляже — тихо, никого не трогаю. Но вот один узнал — и началось.
Я хочу сказать, что у меня тогда была такая манера. Я обожал поговорить с известными людьми. Мне в голову не приходило типа, подпишите нам что-нибудь, пожалуйста. Но мне почему-то было страшно интересно почувствовать человека.
Я так и Меня поймал в коридоре. Он шел, а я его уже видел в картине «Любить» Калика. И я его увидел. А у него черные-черные волосы, такая борода… Он какой-то такой был — вроде и священник (хотелось сказать «поп», но все-таки скажу «священник») и нет. Какое-то ощущение современности. Я даже не могу объяснить — ну сколько тогда мне было лет? Совсем ерунда, 22-23. Я его поймал и по дороге… Ну, не просто «Эй!», надо же задать какой-то вопрос. А хитрый был — чтобы увлечь человека… Я же был король по затягиванию уроков. Когда все не выучат — «Боря, выручай». И я, хитрый лис, начинал задавать вопросы. Вопросы, вопросы. Какие-то умные, по профессии, по этой теме. Она говорит: «Ну, это… ах, черт, звонок!».

С. Крючков Да, вас, наверное, любили в классе.

Б. Грачевский Не то чтобы любили. «Выручай!» — периодически помогало. И тут я его ловлю и начинаю с ним говорить. А я тогда, так сказать, уже увлекся. Уже выходит книга «Мастер и Маргарита», которая меня толканула просто изучить вообще — в первую очередь христианство. Ну, просто мне было очень интересно. Я считаю, что любой культурный человек обязан это знать. Верить, не верить — это уже второй вопрос. Не хочу вас во все это погружать. А то я на «Спасе» как начал разговаривать о своей позиции и так далее — длинный был разговор. Я, к сожалению, не помню, но я ухитрился его впутать в какой-то разговор…

С. Крючков Не помните вопрос, который ему задали?

Б. Грачевский Не помню. Ну что я вам буду сейчас сочинять? Могу придумать какой-нибудь… Я говорю, что увлек его этим разговором и только потом, чуть позже, эту книжку «Сын человеческий» — его книжка, из-за которой его долбили все с этих сторон… В общем, он как бы вразрез. Знаете, как в этом фильме «Молодой папа» — у него как бы вроде все правильно, и вместе с тем «не наше это дело».
Вот таких людей было много — разных, которых я с удовольствием… И как-то я поговорил с Александром Григорьевичем Хмеликом, потому что я знал, что он… Ведь он был очень интересной фигурой. Он долго отсиживался в «Пионерской правде», в газете. Отлеживался. И тем не менее, когда началась первая «оттепель», он написал пьесу, которая была передовицей, бомбой, потому что она называлась «Друг мой Колька». Это впервые за всю историю этого государства школа, которая является частью государства, управления и так далее, и никто не позволял как-то ее критиковать. А Хмельник — если вы хотя бы видели этот фильм, «Друг мой Колька»... Это была такая бомба в Центральном детском театре. Тут же на «Мосфильме» поставили фильм, экранизировали. И все это прямо шло. Еще тогда это было, понимаете.
Он был очень интересный, яркий человек, драматург. Я как-то с ним разговаривал, беседовали — тоже так поймал и поговорил с ним. Поэтому я и оказался вместе с Хмеликом. Может, не поэтому — там были разные версии. Короче, то дело, которое мы начали, настолько мне вошло внутрь, что представляете — 45 лет я, так сказать, с утра до вечера жив тем, что я делаю. Это счастье.
За всю историю я периодически что-то еще делаю. Я сделал два больших фильма. Один — просто фильм, «Крыша». Второй фильм — если вы не видели, то просто… Кто видел, всегда мне говорят: «Что же его нигде не показывают?». Он называется «Между нот или Тантрическая симфония». Есть 4 серии — вот лежат, ждут: вдруг все-таки покажут это кино. А так я каждый день решаю то, что очень непросто. За 45 лет всё совершенно поменялось. Вообще всё.

С. Крючков И не угасает эта интенсивность?

Б. Грачевский Нет, я могу сказать, что сегодня передовой сюжет, который, я считаю, наверное, самый актуальный (мы его выставили просто сходу) — что директор школы, блогер, завидует девочке, у которой много подписчиков. И он ей предлагает: «Давай вместе проект…».

С. Крючков Коллаборацию замутим.

Б. Грачевский И они танцуют скибиди — они, вдвоем. И учительница падает без сознания от ужаса. Знаете, вот сейчас мы запускаем в производство — сейчас вы поймете, какая интересная история. Не знаю, дойдет ли до всех, потому что когда-то Хмелик учил меня одной очень интересной вещи. Он сказал: «Второй, третий план того, что мы делаем — ты не бойся. Вот зал, там 500 человек, а поймут 20-25 — второй, третий план какой-то мысли. И это не страшно — они это донесут. Обязательно». Понимаете, как интересно — они разовьют эту историю.
Я вам сейчас расскажу сложнейшую историю, которую мы будем снимать. Вот послушайте. Семья — папа, мама и сын. Садятся, и одного блюдца не хватает. Они говорят: «Сынок, ты разбил блюдце?». — «Нет, не разбивал». — «Ты разбил блюдце?». — «Нет». — «Ну я же я же не разбил блюдце, и мама не разбила. Значит, ты. Куда оно делось? Куда делось блюдце? Ты должен признаться. Только мужественный человек признается в том, что совершил, и это будет…».
В общем, они его долго доставали. Он говорит: «Я разбил!», Они говорят: «Вот! Молодец! За то, что ты такой честный и не побоялся, вот тебе 500 рублей. 500 рублей тебе — надо быть честным и не бояться. Ну всё, садимся есть. Сынок, масло принеси! В морозилке». Он открывает — а там блюдце с маслом. Он смотрит на 500 рублей, на блюдце и…? Разбивает блюдце! Вы представляете, какой у нас есть удивительный автор — Игорь Глинков. Появился такой удивительный человек. Ну как, интересно?

Б.Грачевский: Я же был король по затягиванию уроков. Когда все не выучат — «Боря, выручай»

С. Крючков Шикарно. А много авторов, с которыми постоянно сотрудничате?

Б. Грачевский Ну, у нас есть великий автор, который написал 150 «ералашей».

С. Крючков Всего где-то 700, да? Больше?

Б. Грачевский «Ералашей»? Больше тысячи.

С. Крючков Больше тысячи?

Б. Грачевский Да. Мы сейчас делали 1360 какой-то… Мы немножко опережаем. Какой-то 1362-й или 1362-й. Я могу посмотреть, если вам очень точно надо.

С. Крючков Да нет, конечно.

Б. Грачевский Вот именно, вам хватит. Вот смотрите, еще раз — этот автор прислал. И вот сейчас я заодно с вами посоветуюсь. Значит, женщина идет и теряет кошелек. Выпал. Сзади парень. Увидел — схватил кошелек. Рванулся, потом развернулся и убежал с ним. Она понимает, что потеряла кошелек и начинает его искать — что он где-то тут. Появляется этот мальчик и говорит: «Вы потеряли кошелек?». — «Да». — «Это ваш?». Она говорит: «Ой, да, спасибо». «Вы проверьте, проверьте деньги». «Да нет, что там…» «Нет, проверьте!». «Ой, странно. Была пятерка — а теперь здесь 5 тысячных бумажек. А как это так?». — «Ну я в прошлый раз тоже нашел, а у них кроме этой большой денежки ничего и не было. А теперь…». Вот что, снимать или нет? А-а. Вот я пока побаиваюсь. Тут какой-то двойной смысл — видите, какой там интересный смысл. Потому что тот же самый мудрый Хмелик меня учил: «Кому и зачем мы это делаем?». Понимаете?

С. Крючков А у вас есть свой ответ на этот вопрос?

Б. Грачевский Про этот сюжет — нет.

С. Крючков А в целом, глобально?

Б. Грачевский Как только я понимаю кому и зачем, у меня включается 12-летний мальчик-редактор, который говорит: «Нафига нам это?», — и мы не снимаем. А потом он говорит: «А ты знаешь, любопытно», — и мы снимаем.

С. Крючков Есть какой-то режим, который переключает в вас взрослого с зеркалом заднего вида и мальчика?

Б. Грачевский Я так могу, что все свободны будут. (звонок) О, наконец-то. (говорит по телефону) Эй, генеральный директор! Ты что, не знаешь, что я в прямом эфире?

С. Крючков Вот если сопоставить то, что было в Советах и сейчас…

Б. Грачевский Вот я тебе машу рукой, будь здоров! Он проверяет — в прямом ли эфире. Завтра увидимся, давай!

М. Максимова Скажите, а юмор все-таки отличается — тогда и сейчас?

С. Крючков Даже, скажем так, границы юмора. Детского.

Б. Грачевский Понимаете, тоже очень интересный фактор. Что происходит? Во-первых, весь мир изрядно ожесточился — от того, что было. Понимаете, вот вы выросли еще, наверное, на «Мурзилке»? Нет?

С. Крючков Да на вашем же киножурнале.

Б. Грачевский Нет, подождите, наш журнал был чуть-чуть впереди «Мурзилки». Это тоже важный момент. Я имею в виду «Костер», вот эти всякие истории, «Витя Малеев в школе и дома» и так далее. Время было одно, и вы сами представляете… (звук телефона) Всё, хватит уже. Я его убрал, всё. До свидания. Не верят они никто. Даже Марина Райкина написала, что ей интересно. Я хочу сказать, понимаете, даже мы — у нас еще был какой-то отдельный ценз, о котором никто не говорил. Потому что, как говорят, умный не скажет, дурак не поймет — да ладно, там про детей. А нам иногда удавалось что-то — но чуть-чуть. Мы — такой Эзоп, знаете. Мы не могли сами себе запрет. Взрослые должны быть все позитивные. Представляете?

С. Крючков Это чья была установка — ваша?

Б. Грачевский Сами, внутри. Хмелик. Конечно, мне же 25 лет, но я учился у него всему. И слава Богу, он мне все время говорил: «А ты как скажешь?». Он начал во мне развивать — «Давай, ты говори». Я говорю: «По-моему, это глупость». — «Да? Ну ладно». Или наоборот — он мне говорит: «Какая-то ерунда». Я говорю: «Да вы что!». — «Да? Ну делайте». Я недавно поймал себя на том, что ругался с одним режиссером и редактором — они вдвоем на меня сели, и я в конце концов говорю: «Ну, снимайте так. Посмотрим».

С. Крючков А в чем Эзоп, если взрослый всегда позитивный?

Б. Грачевский А вот сейчас объясню. Смотрите, один из моих любимейших сюжетов, у которого очень интересно. Мальчик гуляет на улице. Мама звонит и говорит: «Давай домой, обед». Он говорит: «А можно я с другом приду? С Женей». — «С другом, с Женей? Ну хорошо, только пусть у родителей разрешения спросит». Слушайте дальше. Он входит, она говорит: «А где Женя-то?». Он открывает ладошку, там лягушонок. Он говорит: «Вот Женя». А потом поднимает пакет, битком набитый. Говорит: «Откуда я знаю, кто из них родители». Вот, понимаете. И вот получается, значит, два…
Я не сказал, но там ведь в чем смысл. Мальчик проходит мимо играющих — одной группы детей, второй, третьей. Вот этот псевдоаутизм — это не болезнь. Это просто его стесняет, крючит — ребенка, понимаете. Он не может подойти и сказать: «Привет, возьмите меня играть. Тебя как зовут? Меня Колька зовут, а тебя?». Понимаете, что-то происходит с ребенком. У него абсолютно нормально, никаких там… И вот за таких детей я переживаю. Что ему одиноко, и друг у него лягушонок. Понимаете? Это, может, не врубится.
Или вот история — она мне жутко нравится. Ее смотрело мало зрителей — детей. То ли мы перемудрили — может быть. Просто никто не понимает. На самом деле мы смотрим цифры… По поводу цифр, на секундочку.

С. Крючков Вернемся к этому.

Б. Грачевский Вернемся?

С. Крючков Конечно, после новостей.

М. Максимова У нас 30 секунд.

Б. Грачевский Кратко. Сын и папа вдвоем сидят. Он говорит: «Пап, а чего у нас в классе — этот умеет играть на гитаре, этот поет, этот бегает, этот то-сё. А я?». И зажигается свет — они в цирке. Он говорит: «Давай-давай, жаловаться будешь маме». И мальчик фантастически работает наверху акробатом. Он действительно чемпион. И для меня это грандиозная история, понимаете. Он гений — ребенок, который завидует.

С. Крючков Художественный руководитель киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский сегодня в «Разборе полета». Вернемся в эту студию после новостей и рекламы на «Эхе».

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

С. Крючков Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала «Ералаш». Сейчас вот посмотрели ваш канал в Youtube — 2 миллиона подписчиков. Это основная площадка.

Б. Грачевский А вот теперь зайди, пожалуйста, «О канале», в последнюю строчку. Сейчас, чтобы было по-честному. Будьте любезны, посчитайте количество. Значит, мы 4,5 года монетизировались…

С. Крючков 1.840 миллионов просмотров. То есть так, нехило. Многие позавидуют.

Б. Грачевский У нас январь оказался удивительный — 100 миллионов.

М. Максимова Может быть, каникулы?

Б. Грачевский Конечно. Так у нас будет где-то 75, примерно под 80. Вот сейчас 40 было — как раз половина.

С. Крючков Нескромный вопрос. По деньгам это делает вас независимыми от государства?

Б. Грачевский Это был независимо — все закрылось, к сожалению. Нас перевели в разряд «детский Youtube». Очень сильные ограничения в рекламе. Мы про монетизацию знаем. Но пока мы просто недостаточно… не то чтобы свободны. Это были очень, скажем так, весомые деньги. Хорошие были деньги.

С. Крючков От государства сейчас чувствуете поддержку? Они как-то участвуют в жизни киножурнала? Представители нашей власти.

Б. Грачевский Конечно, участвовуют.

М. Максимова Но в недостаточной степени? То есть приходится еще что-то подбирать? YouTube поменял политику — относительно недавно, между прочим.

Б. Грачевский Меня жена собирается убить. Моя дорогая, я тебя очень люблю! Убьешь, когда приеду, отрежешь мне башку.

С. Крючков Борис Васильевич нам нужен живым.

Б. Грачевский Я просто хочу сказать, что, конечно, государство финансирует. Где-то процентов на 60, что-то в этом роде. Остальное мы зарабатываем сами. Соответственно, приходится все время крутиться, вертеться. Потому что, конечно, нам не хватает. Понимаете, в чем дело — как теперь выяснилось, счастье, что я пришел в этот «Ералаш», в телевидение из кино, а не из телевизора. А в кино всегда надо было делать как следует, понимаете. Как говорится в «Комсомольской правде», «делать по большому» — была у них такая статья, вышла. Понимаете, тщательное отношение.
Мы не снимаем несколькими камерами. Мы этого не делаем. Мы просто работаем очень тщательно. Вот последний раз — хороший сюжет, хорошо придуман автором, и всё — но очень примитивно снято. Я как раз ругался на режиссера — он вроде как рассказал, но хочется рассказать как-то ярко, вкусно, вот так вот. А он рассказал вот так — ну, так и так… Я уж не буду вам рассказывать. И знаете, главное, почему мы живые? Я объясню. Если я вижу, что можно сделать лучше, мы идем и делаем.

Б.Грачевский: Самый актуальный сюжет — директор школы, блогер, завидует девочке, у нее много подписчиков

Вот недавно было у нас несчастье. В каком плане? Творческое, производственное. Режиссер так снял сюжет — там 3 объекта, 3 сцены. В одной истории. Я сижу, говорю: «Это надо выбрасывать». — «Ну как?». Говорю: «Или переснимать всё…». Вот если бы что-то было хорошо, а что-то не получилось, пересняли и всё». Была ситуация. 3 крупных плана, 1 реплика — и всё, стала милая история. Ну, я не говорю, шедевр. Я смотрю — и тут плохо, и тут плохо, и тут. И мы выбрасываем. Я забираю сценарий, отдаю другому режиссеру. Вот сейчас мы запустим его опять. То есть представляете, какие мы тратим деньги — это немалые деньги. Все-таки у нас большие проблемы. Сейчас еще и в школы вообще запрещают пускать.

М. Максимова То есть снимать в школе нельзя?

Б. Грачевский Ну, можно. Со всякими разрешениями худо-бедно стали снимать по выходным. То есть мы идем по субботам, по воскресеньям, снимаем. Вот сейчас снимали в воскресенье. Представляете? Мы ничего не можем сделать — не пускают и все.

С. Крючков Последнее слово, решение всегда за вами. А было такое, что вы говорите: «Да, это плохо», но потом все-таки пускаете это в производство и оно выстреливает?

Б. Грачевский Понимаете, если я ошибся…

С. Крючков Ну, когда выстреливает то, что вам казалось проходным.

Б. Грачевский Нет, иногда бывает, что оглянусь: так, сюжетец, знаешь — и вдруг его смотрят. Вот недавно было, смотрите. Сам режиссер говорит: «Да, вроде это не мой лучший сюжет» — и вот, только что 2 миллиона, посмотри! Вернись опять, где написано «Видео».

С. Крючков Есть, полно.

Б. Грачевский Нет, там 2 миллиона, смотри. Он называется «Это всё…».

С. Крючков Тут долго искать.

Б. Грачевский Да вот он, третий по порядку. Перестань.

С. Крючков «Удачная находка»?

Б. Грачевский Нет, еще раньше.

С. Крючков «Нечисть»?

Б. Грачевский Перед «Нечистью». Вот он!

С. Крючков «Гербарий»?

Б. Грачевский Нет.

С. Крючков «Всё для неё».

Б. Грачевский «Всё для неё»! 2 миллиона. И месяца нет! Понимаете? Я не говорю, что он плохой, но мне не кажется, что такой. У детей что-то такое… Знаете, это как шлягер. Если бы все знали, как писать шлягеры…

С. Крючков То есть алгоритма нет?

Б. Грачевский В этом весь фокус. Иногда я понимаю: детям очень нравится красивая девочка. Они, конечно, сидят умиляются. Все дети. Понимаете, да?

С. Крючков Хулиган какой-нибудь.

Б. Грачевский Нет, понимаешь, девчонка. Или какой-то очень уж лихой трюк. Вот сейчас — учительница говорит: «Ты меня достал, не слушаешься! Вампир!». И он превращается в жуткого белого… Вон он, там. Я думал: ну, сейчас дети… А он на нее говорит: «Ведьма!» — и она превращается в ведьму. Ну здорово же! И она говорит: «Родителей!» — приходят два вампира. Вот такой вот — посмотрите потом. Я думаю: Господи, как же здорово придумано!
Вот сейчас тоже снята такая интересная философия — только-только сняли. Что учительница говорит: «Ну как же ты, что же такое? Смотри, сколько ошибок — весь диктант! Два». Он говорит: «Как же так, я же так учил! Все правила выучил». И у нее из головы выходит ангел и говорит: «Ну, жалко парня-то. Хороший же такой. Может, правда?». И тут же она же в образе такого дьявола: «Да врет он все, видно же все». И вот они между собой ругаются. Она говорит: «Хватит!», хватается за голову. Он говорит: «Что хватит?» — «Ничего». Она ему говорит: «А вот сам реши». И у него появляются такие же. Один говорит: «Да ладно, нормально, пятерку ставь». И знаете, чем кончается? Мы долго мучились в этой истории. Я придумал финал. Когда «сами решайте», они стоят «камень-ножницы-бумага» — два этих…
Вот это, наверное, немножко сложновато. Но знаете, когда нам удается какая-то такая притчевая часть, куда-то чуть-чуть зайти, какая-то мысль… Иногда происходят какие-то такие истории, в которых еще есть какой-то подтекст. Как это говорят: я не 100 долларов, чтобы всем нравится. Я понимаю. Но тем не менее, когда удается вложить такой второй мессидж, или даже третий — для взрослых.
Вот сейчас у нас смешной сюжет. Трудовик говорит: «Вот мы все табуретки делаем, никому не нужны. Вырастете, взрослые станете, женитесь», — сказал он так, типа, «чтобы она провалилась». Вот, понимаете, он так сказал. И вот этот нюансик — кому надо, тот поймет. Кто-то проскочит мимо — не в этом дело. Но это, понимаете, настолько для нас дорого — такие вот маленькие штуковины. Когда-то, еще давно, помню, был такой сюжет -«Ночная школа». Там все спят, все шепотом. Один просыпается «Ты заснешь наконец?». Он говорит: «Да сплю я». Вскакивает — все в классе. Она говорит: «Что ты радуешься?». А, это не в этом, Господи. Неважно. В одном сюжете он: «А-а-а!». Она говорит: «Что ты? Так радуешься звонку? Сейчас всех отпущу… С радостью», — сказала она. «Убить бы их всех». Вот такие крохотные интонации.
Ведь мы же все выросли в старые времена. Мы читали между строчек, ловили. «С очередным визитом уехал министр» — ага. «С очередным вояжем» — это значит, злодей какой-то — «вояж», — «появился такой-то». И вот на таких штучках мы ловили — как, что. Как скажет, как улыбнется. И все равно в этом есть что-то такое — не впрямую, а как-то мягко, тонко. Заметьте, даже в Новом завете Иисус все время говорит, а результат только в одной истории — про тех, кто бросал эти самые зерна. Помните? Он говорит: «Так и вы, внемлющие». Ну, не буду сейчас, я просто говорю. А так он говорит: «Такая ситуация». — «А как?». Он говорит: «Ну вот был такой случай» — типа, а ты думай. «Почему ты мне это рассказываешь?» — «Потому».
Я просто говорю, что для нас очень дорого, что сегодняшние дети сегодня нас смотрят, понимаете. Вот доказательство. Для меня это самая большая радость. Потому что все привыкли, что на Первом канале, все ждали. Потому что даже «Фитиль» ведь никогда не показывали. Только потом уже, когда он уже совсем зачух, он стал появляться. Нас ждали, у нас, если мерить рейтинги, там, наверное, просто зашкаливало и так далее. Сейчас появилось много другого, разного. Просто, знаете, сейчас юмора такое количество — целый канал с утра до вечера шутит, ТНТ. Просто с утра до вечера. И еще там много всяких юмористических.

М. Максимова Но в основном все-таки для взрослых.

Б. Грачевский Я и имею в виду. Они для взрослых. Я, так сказать, не против. Есть хорошие. Например, когда появилось «6 кадров», я всегда радовался. Во-первых, хорошие артисты, замечательные. Было много каких-то смешных историй. Я радовался, но не в этом дело. Сейчас вообще такое количество всякого юмора на каждом канале — в выходные и так далее. А этот «Ералаш» — ну что там? Но мы живы-здоровы. Нас продолжают смотреть — это самое главное! Знаете, как Гурченко как-то сказали: «Людмила Марковна, как вы живете? Вас же, кроме народа, никто не любит». Так и «Ералаш» — кроме народа, никто не любит. Начальники — так, более спокойно. Я говорю, для нас это очень… Каждый шаг, каждое рождение. Каждую неделю мы рождаем новый «Ералаш».

М. Максимова Каждую неделю?

Б. Грачевский Каждую неделю мы обязательно делаем «Ералаш». 36 штук мы делаем — ну, где-то в выходные, где-то… В общем, каждую неделю. Мы сейчас начали делать новый проект — можете посмотреть, называется «Анекдотики». Дети рассказывают смешные анекдоты. Сейчас вокруг очень симпатичные дети, очаровательные.

С. Крючков Есть ребята, с которыми вы сотрудничаете, которые потенциально станут теми звездами, какими стал, там, Саша Лойе?

Б. Грачевский Ну, Саша, видишь, был звездой, пока был маленький. Ну, у нас Саша Головин, которого девчонки обожают. Аня Цуканова, Катя Вуличенко. У нас есть и Глюкоза, Наташа Ионова.

С. Крючков Нет, смотрите, периодичность раз в неделю. Все-таки какой-то детский кастинг…

Б. Грачевский Да вы не представляете — нам каждый день… Приходите в «Ералаш» — увидите. Не останавливаясь, каждый день.

М. Максимова Как отбираете?

Б. Грачевский Это хитро. Вот сегодня привели дитё одного очень известного человека. В принципе, известного артиста.

С. Крючков Посмотреть.

Б. Грачевский Ну, она хотела. Она смотрит, следит и так далее. И мама сидит. Мама, слава Богу, понимает: не могу ее ребенка включить. Понимаете, мне же нужно включить там свет внутри. Вот когда включится свет, когда заблестят глазки. Я говорю, что ребенка надо раскатывать, раскатывать и раскатывать. Она: «Я понимаю». Я не могу объяснить, но мне достаточно пары-тройки минут, и я уже знаю, что дальше будет. Можем мы мы из него что-то сделать? Не можем. Потому что, конечно же, нам некогда. Начинают приходить всякие богатеи. Я говорю: «Все, давай деньги, я тебе сниму твой «Ералаш» и будь здоров». Мы все тебе снимем, потому что это, так сказать, другой путь — «всё куплю». Ну вот и купи себе.

С. Крючков Ребенка нужно раскрутить — хорошо, я понимаю, в производстве…

Б. Грачевский Нет, смотрите, система такая. Есть оценочный кастинг. У нас есть актерское агентство. Записываем вообще всех.

С. Крючков Да буквально с сайта «Ералаша».

Б. Грачевский Да, у нас система. Вон там написано «идет набор». Зайдешь на канале. У нас есть театр. У нас даже есть Академия «Ералаш». Пока она не очень раскручивается. Академия Грачевского, извините. Имени меня.

М. Максимова Что за академия?

Б. Грачевский Мы вообще планировали сделать такое очень широкое, где учат детей — и журналистике… Ну всем, именно всяким. Потому что театр «Ералаш» — там абсолютно все артисты. Мы принимаем туда с 3-4 лет. Вот прямо туда. Потому что мы беремся учить всех. Вот тут уже честно — берем всех.

М. Максимова: С 34 лет?

Б. Грачевский Да, там есть специально для них. Они поначалу учатся смешно читать стихи. Грандиозно читают — вот такие шпингалеты. Ну, не в 3, а в 4-5 уже читают, и зал умирает от хохота. Потому что такие маленькие, очень трогательные. А так у нас театр. Мы играем, поем, у нас танцы всякие. Вот сейчас задумали — у нас там когда-то был один ужастик, очень интересный. И к нему приписываем танец Майкла Джексона.

М. Максимова Который «Триллер»?

Б. Грачевский Да, они будут скелетами. Они счастливые — такие скелеты, всё. У нас играется один из наших сюжетов — «Ужастик». Яркий, очень интересный спектакль. 31 мая в Доме кино будем заканчивать год. Но для того, чтобы попасть в «Ералаш», первый оценочный кастинг, на котором ставят отметку. Мы не говорим ребенку — зачем? Но если ему ставят там тройку, то вы же понимаете: в лучшем случае позовут сидеть где-нибудь за партой. Если ему ставят четверку, то под вопросом. Но если пятерка — значит, он будет пробоваться. И вот дальше его уже зовут, это уже никакой не кастинг. Уже даем ему какие-то задачи.
Я вот сегодня ругался на оператора, что он снял их с ногами. На черта он снял их с ногами? К сожалению, одна наша центровая девочка не смогла сниматься. Съемка будет 20-го числа. Судорожно стали искать. «Вот, посмотрите». Я говорю: «И что я увижу? Вот такая голова». Начали ворчать. Дальше уже проходим непосредственно по тематике сюжета, не давая прямо текста — так сказать, вокруг. И мы уже смотрим — понимаете, во-первых, пара, ансамблевая часть. Этот мальчик с этой девочкой. Эта девочка — две, одинаковые лица, зрители запутаются. Значит, нужно обязательно подобрать: круглолицую и узколицую, блондинку и брюнетку. Ну, понимаете, разные. Это все очень важно.
Иногда сюжет может выйти вроде ни о чем, но дети с таким обаянием играют, что я сам просто… У меня был случай — вы не представляете. У меня были такие дети! Я смотрел дубли и у меня слезы лились — настолько они играли. Это сложнейшая история, называется «Признание». Там девочка вышибает из мальчика признание в любви — «Я тебя люблю». Потом, когда наконец вышибла, сказала: «Правда? Для меня это так неожиданно». Покраснела, сказала: «Я не знаю, что тебе ответить. Я должна подумать, поразмышлять». Отстегивает ему от ноги наручник и он убегает. Она говорит: «Любимый». Это Семен Михайлович Морозов, известный актер и режиссер, который много лет у нас работал. Фантастическая работа была с детьми!
И его же сюжет — знаете: «Разлеглись тут!». Вышел такой злобный ребенок: «Расходились тут! Разлетались!». Ненавижу весь мир. И швырнул в этих птиц и сам упал в лужу. Посмотрел в лужу, сказал: «Разлеглись тут». Очень смешной сюжет, и снято замечательно. Наверное, тоже его вершина — «Сила воли», где он, помнишь, лежит с какой-то шоколадкой и говорит: «Силу воли отрабатываю». А если совсем невмоготу? Продуманный — вынимает другую и съедает. Вот такое вот есть. Это давнишняя история. Разные. Понимаете, чем мне самому дорог «Ералаш»? Что он разный. Что не все истории про это или про то. Вот сейчас две подряд девчачьи истории. Сижу и думаю: «Что же такое я запустил?». Они совершенно разные, но как бы тут две девчонки и там две девчонки.

М. Максимова Подряд нет?

Б. Грачевский Нет. Ну, мы переставим в другое место. Я просто говорю, что хочется, чтобы это был эксцентрический сюжет, а здесь какой-то философский. А здесь просто умилительный какой-нибудь, милый, симпатичный. Все задают вопросы — ну давайте, задавайте. А какой ваш любимый сюжет? А, Марина?

С. Крючков А приглашенные взрослые звезды у вас сейчас есть?

Б. Грачевский Честно скажу, раньше вообще не было проблем, потому что буквально через полгода вся страна увидела и он такой гордый ходит. Тем более, когда какой-нибудь удачный, смешной. Сейчас, конечно, стало сложнее, потому что уже много всего, всякого разного. Но мы стараемся.
У нас в принципе, только что снялся Иммануил Гедеонович Виторган, 80-летний, к его юбилею. Снимали ночью в огромном магазине. Мальчику 6 лет, Виторгану 80. У меня уже был один случай — одному было 6, второму 90. Этуш — тоже ночью снимали. Ужас! Всю ночь. Оба держались. И который 90 держался, и который 6. Первым вырубился 6-летний, за ним второй. Владимир Абрамович замечательный. Я просто говорю, у нас уже такая блистательная коллекция. И сегодняшних звезд — такой Федор Добронравов, великолепный. Несколько сюжетов. У него там есть один, у которого уже 10 миллионов просмотров — «Военная хитрость».

С. Крючков Вы его в итоге из «6 кадров» переманили.

Б. Грачевский Ну, не переманили. И девчонки эти — Галя, Ира Медведева…

С. Крючков В нынешнем взрослом юмористическом контенте что вас задевает, что вас, так сказать, трогает? Какие юмористические программы, которые делаете не вы, но говорите «Круто»?

Б. Грачевский Очень много замечательного у «Уральских пельменей».

С. Крючков Вы чувствуете свою школу? Что вы повлияли, что вот это мое, подсперли.

Б. Грачевский Да нет, конечно. Знаете, у них парадоксальный юмор — очень много. Еще когда они были в КВН, я на них обратил внимание. Парадоксальный юмор, вообще какой-то другой. Я сейчас не хочу вспоминать какие-то примеры, но иногда они строят удивительные вещи. Там все ребята просто один лучше другого. Там у них какие-то проблемы, я знаю — одни уходят, другие приходят. Но я просто говорю, что они меня часто зовут на своей передачи, и не то чтобы там всё… Ну у кого бывает всё? Ни у кого не бывает всё. Но замечательно. Прямо думаешь: «Господи!». Знаете, радуешься не то что «эх, я бы мог». Нет — «как же хорошо, что есть такие». Прекрасно!
Бывают грандиозные вещи в «Камеди Клабе». Просто грандиозные вещи! Если раньше им не хватало, прямо совсем как в КВН, актерского мастерства, то сейчас они каким-то образом… Например, Гарик — просто грандиозный человек. Харламов — это чудо-человек. Кстати, он недавно снимался в «Ералаше».

М. Максимова Тоже?

Б. Грачевский Да, он снялся. Пришел с удовольствием. У нас снялась и Ольга Картункова. Наташа Медведева — бывшая, когда-то, она уже давно ушла от «Сomedy Woman». Знаете, не буду говорить. Один раз как-то позвали очень хорошую актрису из очень хорошего театра.

С. Крючков Не вышло.

Б. Грачевский Она всё сыграла. И я вдруг увидел, что ребенок — ну, девочка лет 12 — играет комедию, а актриса (очень хорошая) играет драму. Не трагедию, драму. У меня было несколько случаев.

М. Максимова И что тогда?

Б. Грачевский Ничего. Что я могу сделать? Ну, могло быть смешнее, просто ярче. Ответ один: могло быть смешнее. Могло быть тоньше. Что я могу? Это не тот случай. Это хитрая история. У меня бывали случаи, когда я просто переснимал главного героя-ребенка. Представляете? Мы всё оставляли, а вот где он, доснимали. Потому что я сказал: «Он провалил». Ну, ребенок провалил роль. А есть два человека — самые такие популярные, потому что они не сходят с рекламы. Это Оля Кузьмина, которая сейчас все время рекламирует — «Билайн», что ли? Маленькая, которая на канале «Россия» по выходным — тоже ездит по разным городам. Ну, рыжая из «Кухни». Помните сериал «Кухня»? Она выросла в «Ералаше». Малышкой была. Я ее обожаю.

М. Максимова Получается, есть актеры, которых просто взяли…

Б. Грачевский Нет, я просто говорю: «Что, закончила школу — и что?». — «Я буду культурологом». Я говорю: «Я тебе дам культуролога! Тебе Бог дал — посмотри какая». Она же маленькая, но стройненькая, красивая девочка. «Иди, иди!», — и дальше она закончила, работала в «Театре Луны» и пошла, пошла. Сейчас вот вовсю снимается. Я ее обожаю. Это просто удивительная девочка, очаровашка. Уже взрослая, уже замуж, дите родилось, всё уже есть.

С. Крючков Коротко. У нас остается 2 минутки до конца.

Б. Грачевский А что, так быстро всё пробежало?

С. Крючков Ну быстро, так у нас. Куда идет «Ералаш» вместе с Борисом Грачевским сегодня?

Б. Грачевский Только вперёд. Мы хотим и обязательно будем следить за тем, что сегодня нравится нашим замечательным детям. Разным, но, тем не менее, какое это направление. Не сиюминутное, более глобальное. Мне очень хочется быть сегодняшним, свежим. Может быть, даже завтрашним.

С. Крючков А как вы считываете?

Б. Грачевский Я не знаю. Я какой-то, видимо, колдун, что ли. Не знаю как — я слышу, вижу, понимаю, что ему надо, что не надо. Для меня это очень важно. Я не могу объяснить. Какая-то химия. Вот с этим ребенком я понимаю, как до него добраться или как сделать так, чтобы ему было интересно. Вот всё, честное слово. Может, я так выпендриваюсь — я не знаю. Ну, 45 лет держусь. А значит, правильно.

С. Крючков Круто — 45 лет, более тысячи выпусков, канал с 2 миллионами подписчиков.

Б. Грачевский «Анекдотики» еще. И последнее, очень важное. Мы стали каждый год делать фестиваль. Я придумал — фестиваль «Большой Ералаш». Со всей страны собираем детей. У нас же еще есть около 30 студий по стране. Но не только, а просто любых детей. И устраиваем конкурс. И победители получают главные роли. И это уже 5-й фестиваль, под Москвой будет.

М. Максимова Когда?

Б. Грачевский 6 июня. Я просто говорю — вдруг слышат, кому не спится в эту…

С. Крючков Чудную понедельничную ночь.

М. Максимова Спрашивают, как попасть на «Ералаш».

Б. Грачевский Пожалуйста, приезжайте на фестиваль. Купить себе путевку, приехать — и всё, и добиться. И будет главная роль. Мы никогда не обманываем. Мы обязательно отчитываемся каждый фестиваль, что мы сделали с победителями, как мы их снимали.

С. Крючков Все вперед! Это был «Разбор полета».

Б. Грачевский Спасибо большое!

С. Крючков Борис Грачевский сегодня был с нами. Спасибо!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире