'Вопросы к интервью

С. Крючков Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте! Это «Разбор полета» — программа о людях и решениях, которые они принимают в своей жизни. В гостях у нас сегодня руководитель команды «Камаз-мастер», глава ралли-рейда «Шелковый путь», 7-кратный победитель ралли-марафона «Дакар» Владимир Чагин. Владимир Геннадьевич, здравствуйте!

В. Чагин Добрый вечер!

М. Максимова Добрый вечер!

С. Крючков Проведут передачу Марина Максимова и Станислав Крючков.

М. Максимова У вас есть много официальных титулов, и есть один негласный титул — «Царь пустыни» или «Царь Дакара». Вообще у немногих гонщиков есть подобные прозвища. Я знаю, что Стефан Петрансель, по-моему, «Мистер Дакар», Жан-Луи Шлессер — «Лис пустыни». Как вы относитесь к таким прозвищам?

В. Чагин Я на это повлиять не могу. Не я это выбирал. Это выбрали болельщики, притом не только российские — со всего мира. Ну, как назвали — так назвали. Я, в принципе, это принял.

С. Крючков Ну льстит же немножко? «Царь» — это покруче, чем «Мистер».

В. Чагин Я из России — наверное, поэтому. Это слово близко к русскому духу.

С. Крючков Кстати, можете присоединяться: идет трансляция в YouTube. Прямо сейчас вы можете не только слушать нас по своим радиоприемником, но и смотреть на канале «Эха» в этой социальной сети. Вопросы к нашему гостю на смс +7-985-970-45-45, форма на сайте echo.msk.ru, чат YouTube и твиттер-аккаунт vyzvon.
Владимир, так повелось у нас, что мы начинаем программу с вопроса о самом сложном жизненном решении. О том решении, которое повлияло на течение карьеры, на течение, собственно, пути вашего человеческого. Было такое? Когда, что это было? Приход в «Камаз-мастер»? Может быть, что-то из частной жизни, не только профессиональной?

В.Чагин: Я всю жизнь в спорте — сначала в автомобильном, потом в хоккее. Потом снова пришёл в автомобильный

В. Чагин Немножко врасплох застали этим вопросом. Если так глобально — что могло повлиять на мою жизнь, на то, что меня окружает? Это, наверное, когда я еще в детстве занимался спортом. Я всю жизнь в спорте — сначала в автомобильном, потом в хоккее. Потом снова пришёл в автомобильный. И вот был переломный момент в старших классах средней школы, когда нужно было решить все-таки, куда дальше. В хоккей, который мне безумно нравился? Я до сих пор с большим уважением — иногда, к сожалению — выхожу на лед. Но очень люблю! Прямо это вирус, который будет во мне всю жизнь. Или автомобильный спорт? «Что перевесит?» — было тогда. И перевесил автоспорт. Нисколько не жалею, очень рад, что по этому пути пошёл, что тогда давно было это решение принято. Советую всем заниматься автомобильным спортом.

С. Крючков Какой возраст жизни? Юность, конец школы?

В. Чагин Это средняя школа, 7 класс, мне было тогда 13 лет.

М. Максимова А скучаете по хоккею?

В. Чагин Да! С большим удовольствием всегда, если есть возможность, проходя мимо магазина, посмотрю, какие коньки сейчас появились, какие клюшки. Клюшку только возьму — сразу вспоминается вот это время, ностальгия. Если есть окошечко в плотном графике, посмотреть хоккей, понаблюдать за нашими, поболеть — я никогда эту возможность не упускал.

С. Крючков А на лед выйти доводится? Бывает такая возможность, выпадает?

В. Чагин К сожалению, очень редко. Несколько лет назад принимал участие в играх «Ночной хоккейной лиги» — очень популярное движение у нас сейчас в стране. В раздевалку, переодеться, запах раздевалки, конечно — это воспоминания детства. И всем, кто выходит на лед, я всегда завидую. Особенно, конечно же, вот это движение «Ночная хоккейная лига», которое сейчас очень и очень популярно — оно наглядно демонстрирует любовь к спорту в нашей стране в наше время. Притом у массового спорта нет возрастов, и человек, который занимается спортом, будет молод всю жизнь.

М. Максимова Скажите, а всё-таки после этого переломного решения — хоккей или автоспорт? — с чего для вас начался автоспорт и «Камаз-мастер»?

В. Чагин Сначала, до команды «Камаз-мастер», я 4 года занимался в секции автомобильного спорта в нашем городе Набережные Челны. Выезжал на чемпионаты России, на чемпионаты Советского Союза в роли механика. После школы каждый день бежал в эту секцию, чтобы помогать готовить машины, технику. Знакомился с конструкцией машины. И в 1988 году, когда основатель команды «Камаз-мастер» Семен Семенович Якубов собрал несколько единомышленников с целью попробовать себя в «Дакаре», для меня было, конечно, безумным счастьем попасть в такое движение.
В самом начале, когда ещё только всё произрастало, ещё неизвестно было, что будет впереди: доедем ли мы до Европы, доедем ли до Африки? Наверное, это притягивало нас тогда. Это притягивает людей: что будет, сможешь ли ты? Неизвестность всегда тяготит. Особенно в то время, когда ещё наш отечественный автопром не было так распространён в других странах мира. Очень мало известен был «Камаз» — вообще не знали не только в Европе, но и на других континентах. И попробовать себя, что из этого получится, конечно же, мне было очень интересно. И рад, что мы смогли не только попробовать, но ещё и добиться в этом успехов.

С. Крючков Да и время было сложное: конец 80-х, кризис в стране, вот эта перестройка поздняя. И сквозь вот это прорываться! Ведь без государственного финансирования столь значимый спортом немыслим, видимо.

В. Чагин Вы правильно заметили: время тогда было очень тяжелое. Не то что там что-то новое начинать, что-то развивать — просто выжить нужно было. Это был распад СССР, всё закрывалось, всё менялось. Время было тяжелое, сложное для всех. Но вот тем, наверное, и дорога нам история команды, то, чего мы добились. Потому что мы смогли тогда не просто выжить, но и сохранить ту идею, с которой начали в 1988 году движение в автоспорт. «Камаз» начал движение в автоспорт, в ралли-рейды — первая команда в стране, которая появилась в этой дисциплине. Да и сам автоспорт — это вид достаточно молодой: в 1979 году родился «Дакар».
Я рад, что в 90-е, а особенно в 2000-е это движение в России обретает больше и больше популярности. Действительно, у нас очень большая, огромная страна! Если организаторам какой-то другой страны нужно, чтобы организовать соревнования по ралли-рейдам, выезжать из своей страны — допустим, любой европейцам — даже на другой континент, у нас у самих просторы позволяют. Ну и, конечно же, чемпионат России. Здорово, что приходят молодые экипажи, молодые ребята, новые команды. Это российский спорт.

В.Чагин: У массового спорта нет возрастов, и человек, который занимается спортом, будет молод всю жизнь

М. Максимова Если мы говорили про решения, расскажите про победу. Вы говорили, что первый раз стал участвовать «Камаз-мастер» на международных ралли-рейдах. Какая победа была для вас самой важной или какая больше всего запомнилась? Это 1996 год, вот эта длинная гонка, мастер-ралли «Париж-Ульяновск-Улан-Батор»?

В. Чагин Безусловно, что для каждого спортсмена оставляет яркие воспоминания — это первое 1-е место. Для нашего экипажа это был ралли-рейд «Париж-Москва-Улан-Батор» в сентябре 1996 года. Очень длинная, интересная гонка. Тем более для меня — первое испытание на такую дистанцию. Хотя и в январе мы были 5-е на «Дакаре», но, тем не менее, попробовать себя уже в трансконтинентальном марафоне было, конечно, для меня очень ответственно. И  безумно счастлив, что наш экипаж смог тогда победить. В том же году мы стали обладателями Кубка Мира в ралли-рейдах. Это был первый подобный результат в команде.

М. Максимова Скажите, а вас к этому моменту уже воспринимали как серьезных, опасных соперников? Или это всё-таки появилась уже после этой победы?

В. Чагин В том году, в 1996, «Камаз» впервые выиграл «Дакар» — через 8 лет после создания команды. Конечно же, все были удивлены, и мы сами — хотя были безумно рады. Никто не знал, сможем ли мы это ещё раз повторить. Сказать, что тогда нас боялись, наверное, далеко преждевременно.

С. Крючков Но сейчас-то боятся.

В. Чагин Ну, стараемся вызывать к себе уважение. Интересно, когда борьба, когда есть сильные соперники. Ну а тогда, конечно, было здорово.
Вторая победа в моей жизни — это победа в «Дакаре» в 2000 году. О ней я говорил неоднократно, когда я от радости прямо залез на пирамиду. Как на неё забрался, не знаю. Не помню, как с неё слез. Но счастье было, конечно, неописуемое.

С. Крючков Владимир Геннадиевич, 30 лет команде. Вот с момента первой гонки, в которой вы принимали участие как механик или как член команды, насколько изменились автомобили в своих характеристиках каких-то технических? Эволюция в каком направлении идёт здесь? От сугубо заводской команды к мощному такому сегодняшнему камазовскому бренду?

В. Чагин Ну, вы видите, как меняется серийная техника — будь то класс грузовиков, класс автомобилей. 30 лет назад, 25 лет назад обновление модельного ряда происходило через 5-7 лет. И какая динамика сейчас, какой ритм жизни сейчас, как меняется техника? Только ты купил новую машину, прошло несколько месяцев, только ты влюбился в неё, вот она прошла обкатку — оказывается, это уже предыдущая модель.

М. Максимова Всё, общество потребления! И с компьютерами, и с телефонами так же.

В. Чагин А автомобильном спорте динамика еще выше, потому что там еще острее конкуренция. И вы знаете, что очень много конструкторских решений, используемых в серийной продукции, пришли из автоспорта. Там они проверены, там они родились и применяются потом в тех автомобилях, которые мы видим потом на дорогах общего пользования.
Ну и, конечно же, переходя к вопросу, который вы задали: какая эволюция? Посмотрите: машины, которые были тогда, которые были 20 лет назад, 10 лет назад… Кстати, в этом году мы создали музейную экспозицию в юбилейный год команды. Установили автомобиль, который у нас был в 1988 году, построенный впервые для ралли «Ельч» в Польше. Он у нас несколько лет назад появился в музейной коллекции. Первый победитель «Дакара» — наша среднемоторная машина, которому сделали в 1995 году благодаря компании «Мастер». Потому и называется команда «Камаз-мастер». В это время, о котором мы говорили, в 1993 году, тогда, конечно, «Мастер» нам пришел на помощь.
Ну, вы видите машины, которые создаются сегодня. Год назад, два назад — совсем другая машина. И машина сейчас меняется не то что каждый год — каждый месяц. И не только в нашей команде — все, кто хочет быть на подиуме международных ралли-райдов, вынуждены постоянно улучшать свою машину. Видеть, что улучшается в серийной продукции. Все эти решение нужно у себя применить, всё использовать — но и придумать что-то свое, чтобы иметь преимущество на старте.

С. Крючков Какие из раллийных задумок и новшеств уходит в серию? Из таких, распространенных? Что было воспринято заводчиками из того, что было додумано командой — одно, другое, третье?

В. Чагин Ну, я могу сказать только на примере продукции нашего завода — «КамАЗ». Мы работаем в тесной связке с конструкторами научно-технического центра «КамАЗа». Между нами даже пешеходная артерия, и сами мы базировались 19 лет на территории НТЦ «КамАЗ» и очень рады, что не только полезны нашему заводу в плане раскрутки, придания известности имени «КамАЗ» на всей планете, но и тому, о чем мы говорим: наши решения используются в серии. Это система охлаждения, подвеска автомобиля, в трансмиссии, система накачки шин — много-много всего, что зарекомендовало себя в 2-недельном марафоне, в тех нагрузках, которая в ралли-рейдах испытывает автомобиль. Можно вообще не думать даже, ставить в серийную продукцию — это будет вечным: деталь или узел.

С. Крючков Ну вот говоря об эволюции: первые машины были на механической трансмиссии. Сейчас уже автомат стоит?

В. Чагин Да, безусловно, начиналось всё с механической коробки передач, но сейчас автоматические коробки активно приходят в грузовики. Вот уже в позапрошлом, и в этом году мы начали использовать это у себя. Грузовик разгоняется визуально просто как легковая машина. 9 тонн с места выстреливает, что говорить, как из рогатки.

С. Крючков Сколько «лошадей»?

В. Чагин Меньше 1000 л.с. сейчас нет у тех, кто на подиуме.

С. Крючков А средний расход топлива у такого автомобиля какой?

М. Максимова На дачу хочешь купить себе «КамАЗ»?

В. Чагин А как вы думаете, сколько может быть?

С. Крючков Слушайте, я даже предположить не могу.

В. Чагин 200 литров на 100 километров. Особенно в дюнах, в песке самый большой расход топлива. Потому что представляете: когда, наверное, сами ходили по песку, особенно в гору — ноги вязнут, идти невозможно. Ну и водителю, конечно, тяжело.

М. Максимова А сколько, получается, на гонку нужно? На этап, я имею в виду — не на всю гонку, на один день. Сколько с собой нужно взять бензина, чтобы доехать НРЗБ

В. Чагин В грузовиках установлены баки на 1000 литров, но в зависимости от длины участка литраж от 500 до 800 литров. Притом высчитывается каждый литр. Настолько точно ребята стараются всегда понять рельеф, который будет на следующий день, какой будет расход, примерно спрогнозировать. Важен каждый грамм веса спортивного автомобиля. Никто не хочет везти лишнее топливо, но в тоже время…

М. Максимова И обсохнуть никто не хочет.

В. Чагин Да, никто не хочет остановиться на трассе, поэтому здесь нужно тщательно готовиться и продумывать каждый день.

С. Крючков Сегодня в команде сколько автомобилей? 4, насколько я знаю?

В. Чагин 5 экипажей у нас, у каждого экипажа — автомобиль. Притом разного поколения ещё есть: и предыдущего, на которых экипажи участвуют в тренировочных сборах в Париже и на других соревнованиях. Но самое главное в команде — это экипажи. В команде «Камаз-мастер» их 5.

С. Крючков А есть главный в экипаже? То есть вот пилот, механик, штурман — какая-то субординация.

М. Максимова Мы тут начали спорить, когда пытались выставить: первый, второй, третий.

С. Крючков Или это как единые звенья одного организма, одной цепи? Вот так вот, без обиняков? Пилоты, наверное? Обидятся, если скажешь, что пилот главный?

В. Чагин Тут больше, наверное, жизненный, профессиональный опыт. Не скажу, что всегда пилот. Я всегда говорил, что в ралли-рейдах от всех троих результат зависит в равной степени — вот прямо ровно по 33%. Ну а кому быть старшим? Вот я уже сказал, это вот такие критерии.

С. Крючков А квалификация, условно, пилота может позволить ему в какой-то момент стать механиком или заменить штурмана и наоборот? То есть такая рокировка может произойти в составе экипажа?

В. Чагин Каждый должен быть профессионалом в своем.

С. Крючков Нет, безусловно. Я именно о квалификации.

В. Чагин Попробовать заменить, наверное, может. Но будет ли он в этом успешен, сложно сказать. Я за себя скажу: я 15 лет был пилотом и мне никогда не приходилось садиться на место штурмана. И я, наверное, не смогу. Если к этому длительное время готовится, то что-то, может быть, и получится. Но надо иметь особый дар, чтобы быть успешным штурманом. И таких тоже на нашей планете единицы, которые имеют, что говорится, чуйку. Они имеют пространственное такое мышление — они чувствуют на шаг, два, три вперед. То есть он произносит из роудбука, из дорожной книги информацию пилоту, а в голове у него уже следующий километр. Это особенные люди — штурманы.

М. Максимова Уже параллельно в 2 мирах, получается: в настоящем и слегка в будущем уже.

В. Чагин Да, вы правильно заметили.

В.Чагин: Никто не знал, сможем ли мы это повторить. Сказать, что тогда нас боялись, наверное, далеко преждевременно


М. Максимова А мне кажется, что «Дакар» когда-то задумывался изначально как некая такая, не знаю, авантюра в хорошем смысле этого слова. Насколько вот эта авантюра присутствует сейчас, в новых, современных соревнованиях? Я слышала, про вас говорили, что вы могли ехать на грани. А сейчас современным пилотам можно позволить себе какую-то такую бесшабашность? Или всё-таки сейчас всё так ответственно, что не место этому?

В. Чагин Я думаю, что любой пилот в любой команде может себе позволить бесшабашность. Только ты для себя реши, что ты хочешь: участвовать, быть на финише или победить? Если хочешь второе или третье, то тогда бесшабашность лучше оставить дома, а с собой взять трезвый, нормальный, правильный рассудок. Безусловно, нужно иметь супержелание, суперцель: победить или доехать до финиша. Но должен быть и такой вот огонек, должен быть драйв: хотеть! Муза должна обязательно быть и у пилота, и у штурмана. Тогда и машина будет лететь по пустыне, по бездорожью. Просто если быть чрезмерно скованным от понятия ответственности, то не будешь ты победителем.

С. Крючков Ответственность за что? За автомобиль прежде всего, потому что это дорогостоящий аппарат?

В. Чагин И за автомобиль, и за результат в целом, безусловно. И что касается команды, когда понимаешь, что такое количество болельщиков, зрителей, партнеров, первое лицо государства оказывают личное внимание этому виду спорта и команде — конечно же, тут гиперответственность. И, как правило, зачастую бывает, что спортсменов это сковывает, как какой-то панцирь. Нужен именно баланс между этим (потому что без этого не существует большого спорта) и в тоже время той легкостью, которой должен обладать профессиональный спортсмен, чтобы быть первым.

М. Максимова В этой связи что нужно (у нас остается 2,5 минутки до перерыва) для победы на «Дакаре»? Просто вопрос вам задаю.

С. Крючков Алгоритм успеха от Владимира Чагина.

В. Чагин В первую очередь просто иметь цель, стремление и отдавать себя этому 24 часа в сутки. Готовиться, настраиваться, готовить экипаж, готовить технику, готовить команду, сосредоточиться на старте. Нужно убрать всё лишнее — только эти 2 недели гонки.

С. Крючков А удача? Суеверия какие-то соблюдаете?

М. Максимова Вы сейчас говорили про музу, а вот гонщики — суеверные люди? Если кошка перебежит?

С. Крючков По пустыне.

В.Чагин: Я 15 лет был пилотом и мне никогда не приходилось садиться на место штурмана. И я, наверное, не смогу

В. Чагин Кто как. Я в это старался никогда не впадать, потому что если будешь излишне суеверным, то это будет, наоборот, мешать. Да, какие-то там символические моменты…

М. Максимова А есть, там, волшебные или удачные перчатки, например, гоночные?

В. Чагин Или шлем, или кресло, или руль… Да, конечно, у каждого пилота это существует. И машина с наибольшим количеством титулов у каждого спортсмена есть.

С. Крючков Вот коротко (у нас минута до новостей остается): вы рассуждаете, безусловно, как спортсмен и как многократный победитель. Но ралли-рейды — это в том числе и бизнес? Или нельзя к этому относиться таким образом?

В. Чагин Для команд, для спортсменов это спорт, большой спорт. Для партнёров, для спонсоров этих команд, без которых невозможно участие команд в ралли-рейдах, это бизнес, это продвижение их имени, это испытание и проверка их компонентов (что касается технических партнеров). Очень много людей, очень много структур и сфер деятельности находят себя в автомобильном спорте.

М. Максимова Мы сейчас на краткие новости. Это «Разбор полета», Владимир Чагин, 7-кратный победитель «Дакара», руководитель команды «Камаз-мастер».

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

С. Крючков Мы продолжаем. В гостях у нас сегодня руководитель команды «Камаз-мастер», глава ралли-рейда «Шелковый путь» и 7-кратный победитель «Дакара» Владимир Чагин.

М. Максимова Не секрет что автоспорт — вещь довольно опасная. Я видела кадры, фотографии вашей аварии в 2007 году — жуткие просто какие-то, если честно. Я слышала рассказы очевидцев: они сами до сих пор в шоке. Скажите, что случилось? Была какая-то реальная угроза жизни?

В. Чагин Автомобильный спорт, как и автомобиль в целом — конечно, источник опасности для человека. Тем более автогонки, когда скорость за 100, за 200 км/ч. Да, жуткая авария была у нас в команде, в нашем экипаже. 2007 год, Марокко-Дакар, обгон нескольких джипов в пыли — и вот эта невидимая огромная груда камней высотой 2,5 метра. Мы на скорости 130 взлетели в небо, и потом ещё 5-6 оборотов через кабину. Машина остановилась на боку. На моей левой стороне кабина была смята настолько, что труба безопасности, до которой рукой не дотянешься в кабине, была прижата к моему плечу. Сдавлено было всё тело. Жизненного пространства оставалось столько, сколько вот вокруг меня, сколько объем тела. Если бы ещё один оборот, я бы, наверное, на вашем эфире сегодня не смог бы находиться.
Но рад, что всё закончилось благополучно. Наш экипаж хоть и получил травмы — Семен Семенович Якубов, Сергей Савостин — мы все снова вернулись к жизни, вернулись на трассу, ещё и после этого побеждали в соревнованиях.

М. Максимова А тяжело было вернуться после этого? Это как-то разделило вашу жизнь — спортивную или вообще вашу жизнь — на до и после?

В. Чагин Конечно, такие аварии не оставляют, не могут не оставлять какого-то впечатления, эмоции, осадка. Но важно для спортсменов, когда такое произошло, не держать это глубоко в голове, чтобы это мешало дальше участвовать и побеждать. Да, об этом нельзя забывать, но нельзя постоянно помнить. Иначе снизится скоростной барьер, не будешь уже иметь такого огонька, такого запала, какой был до этого. А тогда ты не будешь победителем. Мне после той аварии еще больше хотелось вернуться на трассу и победить. Я безумно рад — это было второе мое рождение в большом спорте, после той аварии.

С. Крючков Человеку, имеющему опыт побед, это объяснить можно. А как это объяснить семье? Потому что есть судьба Тьерри Сабина, Шумахера, Сенна… Частное довлеет здесь над профессиональным или это параллельно идущие истории? Как вы для себя решили вопрос? Вот я близким говорю: «Не могу остановиться! Всё, я буду побеждать столько, сколько это будет мне позволено».

В. Чагин Конечно же для семей тех, кто участвует в ралли-рейдах, это глубокие переживания. 2 недели радости, ликования и переживаний. Потому что если взять легендарный «Дакар», статистика печальная: около 70 жизней эта гонка унесла. Но человечество это не отталкивает — наоборот, тянет. Всегда человека тянул риск, всегда тянула скорость. И какие бы там аварии страшные, даже с летальным исходом, ни происходили, всё равно спортсмены, команды выходят на старт, появляются новые. И близким людям — семьям, детям, женам — надо относиться к этому с пониманием, в первую очередь с любовью, и поддерживать гонщиков — своих мужей, отцов. И эта поддержка, я уверен, поможет им не попасть ни в какие аварии, целым, здоровым и невредимым возвращаться домой.

С. Крючков Коль скоро уж мы о семье заговорили: ведь «Дакар» — это такая новогодняя история. В январе тут у нас у всех стужа и морозы, а по телевизору показывают победителей «Дакара» — таких загорелых, бодрых.

М. Максимова Пыльных, скорее.

В.Чагин: Надо иметь особый дар, чтобы быть успешным штурманом. И таких на нашей планете единицы, которые имеют чуйку

С. Крючков Но тем не менее, семья отдельно встречает Новый год и радуется уже постфактум победе или какому-то очередному призовому месту.

В. Чагин Насчёт загорелых вы правильно поправили: там больше пыльных, потому что ничего этого — ни солнца, ни красивейшей природы — к сожалению, участники не видят из гоночной машины. Только трасса соревнований, бивак — и вот так вот 2 недели. Но я ещё раз повторюсь, очень важна поддержка семьи, поддержка болельщиков. И вот эти вот минуты радости, ликования, когда возвращаешься домой, на родину, ещё привёз кубок, результат — это, конечно, незабываемые минуты.

М. Максимова Скажите, если уж начали говорить про автоспорт, с какого возраста, как вы считаете, можно начинать ралли-рейды? Я вот как раз видела в новостях, что сын ван ден Бринка, 16-летний Митчелл поедет на «Дакар» в экипаже. Не рановато ли?

В. Чагин Ну, мы же с вами говорили в начале беседы, что ритм жизни сейчас другой: всё быстрее, всё развивается, скорость жизни другая. И молодежь тоже раньше взрослеет. Сейчас очень быстро ребята решают задачи, очень быстро эволюционируют. И автоспорт помолодел. Сейчас с 6 лет мальчишки, и даже девчонки принимают участие в картинге, в минибагги, в классическом ралли — с 16, с 14 лет ребята уже показывают высокие результаты. И в ралли-рейдах тоже участники молодеют.
Вы очень правильный пример привели. Здорово, что это так. Это позволит достичь больших успехов: раньше начнешь — раньше добьешься успеха, раньше получишь необходимый опыт, больше пользы принесешь своей команде. Принесёшь пользу и, глобально сказать, автомобилестроению, потому что пилот в профессиональных командах — это и конструктор, это улучшение автомобиля, которое потом приведёт к внедрению этого в серийную продукцию.
Поэтому поддерживать молодежь и давать им возможность участвовать раньше в соревнованиях, давать разрешения в индивидуальном порядке со стороны Федерации, Министерства спорта — я считаю, это очень правильно. Мы сами занимаемся молодёжью и видим, какие там сейчас мальчишки — в 12, в 10, в 8 лет. В 6 лет это вообще шлем, из которого ручки-ножки торчат. Конечно же, хочется их поддерживать и давать им дорогу.

С. Крючков А верхняя планка существует в возрасте, с которой уже не стоит рисковать, не стоит садиться в кресло и так далее? Уже пора на пенсию такую пилотскую.

В. Чагин Ну, я думаю, что каждый человек сам хозяин своему возрасту. Не нужно смотреть в паспорт на эти цифры. Пока ты, как говорится, в спортивном строю, ты молод. И каждый сам должен решить для себя, когда ему завершить спортивную карьеру.

М. Максимова А потом, учитывая победителя этого «Дакара» — я имею в виду, не в зачете грузовиков, а в зачете внедорожников… Сложный пока «Дакар». А скажите, правильно я понимаю, ваш сын же тоже принимает участие в соревнованиях? Вы не хотите уже отправить во взрослую жизнь?

В. Чагин У меня два сына. Старшему, Вадиму — 29, Игорю — 19. Они больше гуманитарного склада ума.

М. Максимова Не пошли по стопам отца?

В. Чагин Вадим больше в музыке, Игорь очень любит искусство, сам пишет картины. Но последние 2 года в него проник вирус автоспорта.

М. Максимова Ваша вина-то ведь! Вы постарались.

В. Чагин Ну да, наверное, что-то генетическое в этом есть. Я всегда говорил и всем родителям советую, что ребенок сам должен выбирать себе дорогу в жизни. Задача родителя — только в этом поддерживать. Не надо детей на что-то ориентировать, заставляют что-то делать. Человек должен сам выбрать себе путь в жизни, чтобы это ему доставляло удовольствие, радость и пользу окружающим. Тогда человек будет в этом успешен и полезен обществу.

М. Максимова Я так понимаю, что вы не давили на своего сына. Образцово-показательный родитель, получается. Тут пилот Mercedes Льюис Хэмилтон как раз обеспокоен судьбой детей, которые в погоне за желанием стать гонщиками (в данном случае он говорит про «Формулу-1», но я думаю, что всё это можно перенести на автоспорт в целом) не получают образование. Вот даже хочет с президентом FIA по этому поводу говорить. Когда вы говорите, что нужно поддерживать молодых ребят (и девчонок тоже), которые хотят пойти в автоспорт, как в данном случае решаются проблемы с образованием? И как, кстати, это решается у вас в команде?

В.Чагин: После той аварии еще больше хотелось вернуться на трассу и победить. Это мое второе рождение в большом спорте

В. Чагин Это в первую очередь задача родителей. Ну и, конечно же, тренеров, руководителей тех секций, в которых дети занимаются. Мы тоже с этим столкнулись. 3 года команда «Камаз-мастер» занимается детьми. Нам в управление передан картодром нашего города, и наш завод «КамАЗ» это направление очень активно поддерживает, потому что привлекать детей в нашем городе — автомобильном городе — к технике очень важно, чтобы они потом были сориентированы на получение высшего технического образования, в городе у нас оставались и приносили пользу нашему заводу.
Когда мы начали эту работу — да, мальчишки увлекаются: по себе помню. Начинает снижаться успеваемость. Мы решили просто: начали диалог с родителями, провели собрание. Первое условие, которое было с нашей стороны: чтобы ни в коем случае спорт не мешал учебе. Если снижаются показатели, если из школы, со стороны преподавателей, руководства идут претензии — значит всё, тренировки прекращаются и ребенок не допускается к этому. И это всегда хороший рычаг для родителей: если ребенку интересно, он горит, он хочет заниматься спортом — будут хорошие оценки, сделаешь уроки, тогда пойдёшь на тренировку. Это правильная, я считаю, постановка. И тогда будет верный баланс. Ребёнок не будет слишком погружен в спорт и недостаточно образованным.

М. Максимова А удаётся найти этот баланс, он существует? Я сама занималась спортом, плаванием, поэтому знаю, что очень нелегко найти.

В. Чагин Очень непросто. Но это важно потому что не только дети, но когда они уже потом остались в спорте и перешли в профессиональный: ты в него пришел, потом же наступит день, когда нужно будет из большого спорта выходить. И у тебя должно быть полноценное образование, полноценные знания, чтобы ты потом мог себя в жизни найти. А если занимался только спортом и больше ничем, что тогда потом? Поэтому это важно. Это важно и родителям, и всем, кто ведет спортивные секции и клубы и ими управляет.

М. Максимова Какой мудрый совет от Владимира Чагина! Прислушайтесь, пожалуйста! Надеюсь, что какие-то родители нас слушают. Дети — не знаю, время довольно позднее. Хотела успеть вас спросить вот про что. Мы говорили сейчас очень много про «Дакар». У него есть своя легенда: как он возник, как всё появилось. А есть ещё «Шелковый путь». Вот у «Шелкового пути» есть какая-то легенда возникновения?

В. Чагин Очень простая. Гонка родилась в 2009 году по инициативе президентов 3 стран, по которым проходил маршрут того года — это Россия, Казахстан и Туркменистан. В сентябре 2009 года со стартом из Казани гонка закончилась в Ашхабаде. Тогда, наверное, всем нам казалось, что это единственный раз и больше таких масштабных проектов не будет. Но очень понравилось всем именитым командам, спортсменам, которые участвовали тогда.
Наша страна — мы уже говорили в начале беседы, что с её просторами… Находящиеся рядом наши соседи — Казахстан, Китай, Монголия с великолепной, уникальной, красивейшей природой, с разнообразными ландшафтами. Конечно же, проводить соревнования по ралли-рейдам, как говорится, сам Бог велел. И второй, третий, четвертый, пятый «Шелковый путь»...
Новое дыхание у этого проекта, у нашего проекта родилось в 2015 году, когда Алексей Борисович Миллер направил взгляд на восток: «Давайте будем ещё масштабнее делать, ещё амбициознее». Здорово! И вот в пустыне Гоби, где уникальнейшие пески, одни из самых высоких на нашей планете, мы проложили маршрут вместе с нашими китайскими коллегами. Помните, в 2016 году был «Москва-Пекин», в прошлом году — «Москва-Сиань», в этом году тоже гонка прошла по очень интересному маршруту, из двух частей состояла. В следующем году — продолжение проекта: включается Монголия. Очень хотят видеть «Шелковый путь» наши монгольские коллеги. Там в стране очень большая программа по развитию туризма.
И, конечно же, наш вид спорта — современный «Шелковый путь» — очень вписывается в эту идеологию, и здорово, что он всем интересен: не только спортивным командам, но и всему населению, по которому проходит наша гонка.

М. Максимова Скажите, вы, если я правильно понимаю, обещали мотозачет. На чем можно — у нас есть красная книжка, или Библии, или Конституция в студии?

В. Чагин Я знаю, уже не первый год мотоциклы, мотоциклетные команды очень хотят ехать на «Шелковый путь».

М. Максимова И журналисты, кстати, хочу сказать. Это вопрос, могу честно сказать, авторства Анастасии Нифонтовой, но он всё равно был у меня на языке. Мои знакомые журналисты, и фотокорреспонденты итальянские говорят: «Вот будет на «Шелковом пути» мотозачет — поедем».

В. Чагин Очень активно смотрим решение этого вопроса, и в ближайшее время мы уже объявим о тех решениях, которое мы сможем в это направлении принять. Я положителен к мотоциклистам, сам люблю мотоцикл. Уже неоднократно говорил, что летом в выходные дни езжу на мотоцикле. Поэтому у меня нет какого-то там негатива. Будем рады видеть мотоциклистов на нашем проекте.

С. Крючков В выходные на мотоцикле. А на гражданке, так сказать, в будние дни на чем передвигаетесь по городу?

В. Чагин Нa автомобиле, на 4 колесах, как и все.

С. Крючков Это большая машина? Внедорожник, седан, хэтчбек?

В. Чагин Я очень уважаю полноприводную технику, как вы понимаете, потому что всю жизнь на таком автомобиле. Тем более у нас в стране, когда смена климата. Очень люблю выезжать на природу. К сожалению, возможности сейчас самому быть за рулем мало, но когда такая минутка выпадает, с удовольствием вспоминаю то время, когда я был больше за рулем автомобиля.

С. Крючков В наступающем году «КамАЗу» 50 лет. До недавнего времени, до появления «МАЗа» в гонках, «КамАЗ» был единственной заводской командой. Почему другие крупные производители свои заводские команды не держат в ралли-рейдах?

М. Максимова В грузовом зачете.

В. Чагин А вот вы пригласите к себе на эфир генеральных директоров заводов, которые не участвуют в ралли-рейдах — из нашего автопрома — и задайте вопрос: почему вы не участвуете? Ну, здорово, конечно, что присоединился «ГАЗ», Горьковский завод. Молодцы. Притом очень хорошо прогрессируют. Участвовали и в нашем проекте «Шелковый путь». «Газели» преодолевали правда, первый год с трудом, дюны пустыни Гоби, но потом — молодцы, ребята уже приловчились, улучшили машины — и здорово! Мы рады. Мы будем очень рады представителям нашего отечественного автопрома на нашем проекте. Ну и, конечно же, надо, чтобы больше становилось участников именно на российских автомобилях. Это важно.

С. Крючков А автогиганты могли бы присоединиться? Могли бы свою заводскую команду держать в ралли-рейдах? «Мерседесы», там, «Ивеко»...

В. Чагин Безусловно, зависит от руководства завода. Вы прекрасно видите, как в этом направлении развивается наш завод. Сергей Анатольевич Когогин сразу, когда пришёл к руководству «КамАЗом» в 2002 году, увидел в этом действительно реальную пользу, реальный интерес для продвижения бренда, для придания известности, для того, о чем мы говорили: для технического обмена специалистов команды с заводом. И вы видите, к чему это приводило и приводит. Поэтому я считаю, что этому примеру последовать остальным автопроизводителям в нашей стране очень важно и нужно, чтобы не только иномарки были на «Шелковом пути» в большей степени и на «Дакаре», а наши отечественные автомобили тоже были в составе участников.

М. Максимова А вот кстати, именно это я тоже хотела спросить. Вы же встречались, и не раз, с Владимиром Путиным. Наверняка же вы говорили о состоянии автоспорта в России. Какая у него в голове картина этого? Пытались ли вы ему представить свою картину? И вообще помогает ли внимание руководства нашей страны к вашей команде как-то эту историю двигать?

В.Чагин: Мы будем очень рады представителям нашего отечественного автопрома на нашем проекте

В. Чагин Безусловно. Я уже говорил, что это, конечно, для нас очень ответственно. Владимир Владимирович видит в этом реальную пользу и для российского спорта, и для отечественного автопрома. Потому что автомобильный спорт — это и спортивные показатели. У нас в команде достаточно большое количество и заслуженных мастеров спорта, и заслуженных тренеров России. Показатели выносливости в ралли-рейдах высочайшие, которые потом используются и специалистами других видов спорта. И это и развитие отечественного автопрома. Мы уже с вами сегодня говорили о том, как внедряются улучшения, разработки, которые используются у нас, в серийной продукции. Безусловно, это «два в одном»: это не только спорт, это и развитие нашего автомобилестроения.
Это очень важно. Потому Владимир Владимирович всегда личное внимание оказывает команде, приглашает после соревнований на встречу, чтобы там пообщаться, поговорить напрямую, услышать, как соревнование проходило, какие были сложности, трудности. И также всегда было приятно услышать от него какие-то советы, наставления. Здорово. Это и идёт команду к успеху.

М. Максимова То есть поддержка и какое-то понимание есть?

В. Чагин Конечно.

М. Максимова Ну что ж, как мы говорим обычно, «будем наблюдать».

С. Крючков Да, мы ещё говорим: как всегда, неожиданно закончился этот поздний час в понедельник. Это «Разбор полета», в гостях у нас был руководитель команды «Камаз-мастер», глава ралли-рейда «Шелковый путь», 7-кратный победитель ралли-марафона «Дакар» Владимир Чагин. Провели передачу Марина Максимова, Стас Крючков. Спасибо!

М. Максимова Спасибо, что пришли! До свидания!

В. Чагин Спасибо! Всего доброго!

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире