'Вопросы к интервью


С. БУНТМАН: Доброе утро всем, Сергей Бунтман у микрофона. Я сегодня поведу эту передачу один, все разъехались, все разбежались. А я и рад, между прочим, потому что вот Москва, которую вы не видели… я-то видел вот эту Москву, которую… я-то ее с детства видел. Потому что сегодня мы с вами поговорим, главное, о велосипеде в Москве, потому что у нас будет и репортаж Андрея Познякова, вы нам расскажете о том, как вы, прости господи, передвигаетесь до сих пор по нашему городу и что грядет. В общем-то, для велосипеда что-то делается сейчас. И я смотрю, как устраивают даже недалеко от нас велосипедные дорожки в таких проблемных местах, как около Новинского бульвара. И есть велосипедные экскурсии по Москве, которые, кстати, проводит и музей «Садовое кольцо». Ольга Иванова-Голицина, директор музея – Ольга, здравствуйте.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Добрый день.

С. БУНТМАН: Добрый день всем скажем слушателям. Почему я говорю, это-то я видел? Потому что музей находится в моих родных местах, и о родных моих местах он и повествует, музей. Потому что это Мещанский район, и находится он на проспекте Мира. Мы сейчас… я вам задам вопрос, мы разыграем 4 экземпляра замечательной книги «Традиции московского гостеприимства». Это я набираюсь сил, чтобы ее поднять, вот, большая книжка, «Традиции московского гостеприимства», с очень хорошими фотографиями, кстати говоря. «GUM (department store)» написано, замечательно, прямо вот туристы будут понимать, что такое ГУМ. И есть у нас путеводители, о которых мы с Аней Трефиловой говорили в прошлый раз. Очень симпатичные и точечные путеводители по Москве, по разным вот местам. И мне всегда очень нравилось, когда делается или выборка, или какое-нибудь очень такое место, серьезно разобранное. Как книжка была Сигурда Оттовича Шмидта об Арбате. Здесь подробно совсем. Вот мне хочется по всем вот, и по нашим местам по мещанским, хочется подробнейший путеводитель.

Ну так вот, мы разыграем, а вы скажите мне про Мещанскую слободу быстро, это на скорость ответы. Смсками будете посылать: +7-985-970-45-45. 4 Мещанские улицы существовали. Назовите мне подряд все их 4 новых названия. Потому что все 4 новые на самом деле, по сути-то, все 4 новые. 60х-то годов, все новые. Вот. 4 названия вы мне должны дать. +7-985-970-45-45. И 4 будет победителя, которые получат набор путеводителей по Москве и «Традиции московского гостеприимства».

Знаете, что? Мы такое с вами колечко сделаем, вот все-таки «Садовое кольцо», мы вот и композиционно сделаем такое колечко. Мы начнем с велосипедов и к велосипедам придем, потому что нам нужно общемосковское, что у нас с велосипедами делается. Кстати говоря, по тем же номерам смс вы мне потихоньку рассказывайте, пользуетесь ли вы или ваши родственники… как в анкете было: были ли вы или ваши родственники в плену или травмированы? Вот. Вы или ваши родственники насколько широко пользуетесь велосипедом в городе Москве? Скажите мне сразу… мы о музее сейчас поговорим, потому что там безумно интересные истории и сами места интересные. Расскажите мне об экскурсиях велосипедных ваших, что вы делаете.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Наши первые велосипедные экскурсии появились почти что год назад. Как вы знаете, с 1 июня 2013 года в Москве появилась сеть городских парковочных прокатных мест.

С. БУНТМАН: Да.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Красные велосипеды с эмблемой Банка Москвы стали знакомы москвичам и востребованы.

С. БУНТМАН: Да, у нас тут недалеко стоит… И мне очень нравится, как Тимирязев смотрит на эту самую, он охраняет стоянку в торце Тверского бульвара, и он смотрит…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Внимательно, да-да-да.

С. БУНТМАН: Туда смотрит, чтобы не украли велосипеды.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Забавно, да. Поскольку наш музей занимается изучением истории Мещанского района, и мы рассматриваем эту территорию как нашу музейную экспозицию, у нас достаточно большое количество пешеходных экскурсий подробных, тех, которые вы любите, с точечными местами.

С. БУНТМАН: Да.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: И вот мы наткнулись во время ведения экскурсий, буквально наткнулись на такую велосипедную стоянку на Трубной площади. Посчитали количество велосипедов, и мгновенно в головах наших сотрудников развилась идея создать велосипедную экскурсию.

С. БУНТМАН: Сели и поехали, да?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Нет, это очень сложно.

С. БУНТМАН: Сложно? О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Это очень сложно, это не так просто. Поскольку мы профессионально, серьезно, дотошно относимся к проектированию экскурсий, к велосипедным мы подошли еще с, пожалуй, более высокими требованиями. И есть специфика создания велосипедных экскурсий, не так просто спроектировать ее. Да еще в прошлом году у нас были старые правила велосипедного движения, которые создавали определенные проблемы, мы могли двигаться исключительно по проезжей части дорожной сети, а это не так просто в Москве. Мы сломали голову, но, тем не менее, в течение двух месяцев мы такую экскурсию сделали. И 2 августа 13-го года на Трубной площади первая велосипедная музейная экскурсия…

С. БУНТМАН: Объезжая десантников…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Объезжая, объезжая. Но у нас, кстати сказать, было не так просто-то и объехать, у нас ушло на маршрут около ста велосипедистов. Мы просто уговаривали людей, чтобы они не создавали проблем. Мы двигались по тротуарам, мы двигались по пешеходным дорожкам, в общем-то, нарушая правила. И первая наша велосипедная экскурсия называлась – и она и сейчас существует – «По реке, которой нет».

С. БУНТМАН: Это имеется в виду Неглинка, Самотека…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Конечно. Мы шли по руслу реки Неглинной и ее правому притоку реки Напрудной. Мы двигались по Цветному бульвару, Самотечному, Екатерининскому, Екатерининский парк прошли, дальше по Олимпийскому проспекту до парка Фестивальный. Вот такое мы совершили путешествие.

С. БУНТМАН: А парк Фестивальный – это у нас что?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Тот парк, детский парк Фестивальный, который раньше, в ваше детство, Сергей, назывался Дзержинский.

С. БУНТМАН: Кладбище было.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Совершенно верно, бывшее Лазаревское кладбище, первое городское кладбище Москвы.

С. БУНТМАН: Я вам всем советую, там совершенно чудесная церковь с двумя звонницами.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Да, да.

С. БУНТМАН: Там много-много об этом думали, кому она принадлежит, рассуждали, а не Боженов ли.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Нет, не Боженов.

С. БУНТМАН: Я знаю, это…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Мы знаем, кому он принадлежит. Более того, вся история, она, как, знаете, корни дерева, под землей переплетена. Вот в нашем доме, где сейчас наш музей находится Мещанского района, «Садовое кольцо», история дома связана с владельцем соседнего дома купцом Долговым, зять которого архитектор Назаров построил эту церковь.

С. БУНТМАН: Назаров, да.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: И там же покоится, кстати, прах купца Долгова, его жены и даже одного из его зятьев рядышком. Это потрясающе интересная история.

С. БУНТМАН: Я много когда-то ездил на велосипеде, и по этим местам, потому что я уже жил в другом месте, я ездил по этим местам, ездил, фотографировал, потому что, вы знаете, увидеть-то с велосипеда… во-первых, ты двигаешься. Но тогда движение было поменьше, я просто, я по проезжей части ездил, даже еще в 80-е годы я ездил по проезжей части. И, в общем-то, на велосипеде я ездил оттуда, от метро Алексеевская примерно до Малых Вязем. То есть, выезжал через весь город и проезжал, там, в Ямщину на дачу это называлось. Правда, я весь черный приезжал от грузовиков, от выхлопа всего. Но это было можно. И с велосипеда чудесный всегда вид. Ты можешь, во-первых, везде остановиться. И вот там же в Фестивальном парке, и в других местах можно остановиться.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Вы подметили бесспорные преимущества велосипедной экскурсии. Мы это нашли, поскольку без конца анализировали процесс проектирования и ведения этой экскурсии. У нас, еще раз повторю, научный подход к созданию экскурсий. Мы обнаружили, что только путешествие на велосипеде дает важную возможность почувствовать рельеф города. Мы уже много веков, наша цивилизация меняет территорию, на которой стоит город Москва. А вот путешествие на велосипеде, как ни странно, нам дает понять, как текла река, мы примерно с такой же скоростью движемся, как течение река, но, правда, навстречу ей по ходу нашей экскурсии. Мы находим такие точки рельефа, где понимаем, почему здесь два речных потока совмещались.

С. БУНТМАН: Конечно.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Это видно только на велосипеде, пешком нас давит масштаб города. На автобусе мы слишком быстро двигаемся, мы этого не видим.

С. БУНТМАН: Мы там понимаем, например, что Трубная площадь – это действительно, это низина, куда со всех холмов стекается: и с Петровского, и со Сретенского стекается все. И, например, в моем детстве, мало того, что там постоянно подтопляло, вот там вот и троллейбусы, как говорил старшина Васков, вам по пояс будет, троллейбусы стояли все и трамваи, которые ходили через эту площадь. Мы понимаем, что это низина. Туда сбрасывали снег, свозили. И там были такие громадные люки, в которые, подъезжали самосвалы – это было необычайное зрелище – и сбрасывали туда в Неглинку снег. А еще моя бабушка помнит, что сорвался трамвай, где ее брат ехал, это были какие-то 20-е годы…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: На Бульварном кольце, наверное.

С. БУНТМАН: Он сорвался по Рождественскому бульвару вниз. И самое главное, от чего пострадали тогда… он страшно тормозил, но от чего пострадали пассажиры – стекла-то были не закаленные…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Да, порезались.

С. БУНТМАН: Да, многие порезались. Этот рассказ меня сопровождал все детство. Как мы туда придем – бабушка мне рассказывает…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Вот у вас на столе лежит буклет для экскурсантов, где вы видите маршрут нашей экскурсии, и справа фотографии.

С. БУНТМАН: Фотография. Самотечная площадь. Вот этот самый легендарный ресторан «Нарва» там виден, где сейчас другое питейное заведение, дом большой. И это вот снято от бульвара. Мальчик тут стоит…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: По пояс в воде.

С. БУНТМАН: Да, по трусы, по трусы просто.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Это вот Самотечная площадь, так же, как и Трубная, была затоплена…

С. БУНТМАН: Никакой эстакады еще, естественно, нет.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Нет, нет, она в 67-м году только построена, Самотечная эстакада.

С. БУНТМАН: Все дни и ночи мы это слышали с Четвертой Мещанской, как забивали сваи: бух, бух. Там же не заливали, а там забивали сваи, серьезно так.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Безусловно, новые методы.

С. БУНТМАН: И бедный папа, которому в 5 часов утра, чтобы строить метро на другом конце Москвы, и вот он под эти бу-бухи вот все время… Неглинная, где…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Да, видите, как затоплена тоже?

С. БУНТМАН: Неглинная, где бани, вход, и где магазин Юргенсона, да, нотный магазин знаменитый.

С. БУНТМАН: И подземелье, подземелье под Трубной, как выглядит старое подземелье Неглинной, блестяще описанное Гиляровским.

С. БУНТМАН: Да. А Гиляровский не сгустил? Многие говорят, что Гиляровский все сгустил…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Но это же естественно. Вы же журналист, вы знаете, как пишут.

С. БУНТМАН: Нет, ну, он сгустил, он писатель большой, он не только журналист.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Писатель.

С. БУНТМАН: Вы знаете, до сих пор, даже при всех перестроениях и при всех изменениях, которые есть, в сретенских переулках, выходящих к Цветному бульвару, там мы еще показывали, когда культурные прогулки делал Сережа Никитин, который, кстати, делает Велоночи, и в августе будет очередная Московская велоночь. Очень хотел я сегодня его пригласить, но Сережи Никитина нет в Москве. И тогда мы смотрели, и вот Трубная улица, которая идет параллельно Цветному бульвару, и ее, если идти от центра, левая сторона, ближайшая к Цветному бульвару, там видно, как разделялись кварталы. Это тоже можно только с велосипеда увидеть.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Совершенно верно. То же самое сретенские переулки, да.

С. БУНТМАН: Сретенские переулки, более-менее приличные они все, вот все, которые идут от Сретенки к Трубной улице. А дальше идет такая сплошная, шла во всяком случае, стена домов, мрачноватых двухэтажных домов…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Так это же знаменитая Грачевка.

С. БУНТМАН: Но, вы видите, даже сейчас вы можете понять эту границу, которой сейчас-то нет, границы другие, но вот это границу жизни.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Границу жизни можно, да. Это очевидно, это видно на плане нашего города, это видно во время наши путешествий. Но особенность велосипедных экскурсий, которые делаем мы, делает именно музей – мы называем «музейная велосипедная экскурсия» – состоит в том, что мы всегда создаем идею нашей экскурсии. Мы не просто катаемся на велосипеде и смотрим по сторонам, у нас всегда есть идея. По «Реке, которой нет», мы смотрим, как уходила река Неглинная. А вторая наша велосипедная экскурсия, новый наш маршрут, по Бульварному кольцу на восток от Трубной площади, эта экскурсия стартовала 6 сентября 2013 года. У вас тоже есть буклет. Вы увидите, как мы начинаем путешествие как раз по тому самому склону Сретенского холма вверх в гору по Рождественскому бульвару…

С. БУНТМАН: Как вы поднимаетесь? Нынешние велосипеды…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: … дают возможность.

С. БУНТМАН: Дают возможность. Все-таки передачи…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Совершенно верно.

С. БУНТМАН: У меня было счастье, когда у меня появился Спутник с четырьмя передачами, и это было счастье.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: И мы движемся по бульварам. Здесь мы изучаем Бульварное кольцо, стену бывшего Белого города, на месте которого сейчас раскинулись, ну, в общем-то, наше культурное достояние, безусловно, наши любимые московские бульвары. И доезжаем до замечательной точки – пересечение Покровского бульвара, перекресток, с улицей Воронцово поле, Яузский бульвар и Подколокольный переулок вниз.

С. БУНТМАН: До Хитровки вы…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Почти, да, почти до Хитровки.

С. БУНТМАН: Проезжаете, да, и на Солянке…

С. БУНТМАН: На Солянке останавливаемся. Оттуда открывается потрясающий вид на Москву. Наши планы… мы планируем сделать такой же маршрут велосипедный от Трубной площади на запад по другому рукаву Бульварного кольца. Ведь наше Бульварное кольцо – это своеобразная подкова, которая упирается в набережную Москвы-реки. Ну, и у нас есть отличные перспективы. Мы запустили проект музейных велосипедных экскурсий совместно с Департаментом транспорта и городской инфраструктуры дорожно-транспортной города Москвы, они нам очень помогают. И мы планируем, что реализуются идеи, планы Департамента транспорта, и в 2015 году, к следующему сезону, мы получим замечательный подарок, все москвичи, любители велосипедов: у нас будет выделенная велосипедная дорожка по внутренней стороне Бульварного кольца, мы замкнем наш круг и сделаем велосипедную экскурсию целиком и полностью по Бульварному кольцу.

С. БУНТМАН: А как она будет проходить, вот я не очень понимаю. Она будет по бульвару или по…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Внутренняя сторона Бульварного кольца.

С. БУНТМАН: Именно бульвары сами будут?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Нет-нет, проезжая часть, на проезжей части будет выделена дорожка…

С. БУНТМАН: О-о-о, сейчас…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Так же, как во всех европейских городах.

С. БУНТМАН: Сейчас мы, автомобилисты, скажем, что о-о-о, у нас отнимут еще кусочек Бульварного кольца, где и так пробки.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Да, там невозможно будет ставить машины, безусловно.

С. БУНТМАН: Так по внутренней стороне, по внутренней мы и не ставим почти нигде.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Почти нигде не ставим.

С. БУНТМАН: И невозможно это. И ничего страшного. А там и не ставим. Это там, где… а, там нормально.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Отличная идея.

С. БУНТМАН: Так нормально, можете меня расстрелять, но там нормально. Особенно там есть такие широченные места, как, например, Страстной бульвар.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Да.

С. БУНТМАН: Дальше есть по Страстному бульвару до Петровки, там сплошная парковка носом в тротуар, так что, можно от этого отказаться несколько. Дальше достаточно узкое место Петровский бульвар, но тоже можно там придумать, кстати говоря. Рождественский – да, там нормально.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Нормально.

С. БУНТМАН: По Сретенскому бульвару, там, где дом «Россия», вполне можно.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Это вполне-вполне. Можно пропутешествовать по всем десяти бульварам Москвы и увидеть, что это очень хорошая идея.

С. БУНТМАН: Сейчас, я так просто мысленно эти бульвары проглядел и понял…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Можно, вполне можно. И вообще надо сказать, что велосипедные дорожки, сеть, динамично развивающаяся структура в городе Москве, в прошлом году, собственно, только появились велопарковки, в этом году уже удваивается количество в Центральном округе велопарковок. Я имею в виду прокатные велосипеды, где москвичи и гости столицы могут взять напрокат велосипед и отправиться на наши экскурсии. Именно эта идея нам и дала возможность проводить наши экскурсии. А в следующем году еще раз удваивается. Планируется довести до 500 количество платных парковок велосипедных в Центральном округе и охватить около 4 тысяч велосипедистов.

С. БУНТМАН: А если все-таки ты такой велосипедист, который… ну, велосипедист…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Продвинутый, как мы называем условно.

С. БУНТМАН: Да. Со своим можно?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Можно, конечно, безусловно, безусловно. Все решаемо. И мы гибко работаем. Более того, Сергей, мы понимаем, наш музей проектирует новые велосипедные маршруты с глубоким пониманием того, что у нас совершенно разные наши потребители. Вот те экскурсии, которые сделали мы сейчас, они рассчитаны на самых обычных москвичей, которые, ну, скажем так, не спортсмены и не занимаются постоянно, ежедневно велосипедным спортом.

С. БУНТМАН: Хотя по Рождественской…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Поднимаются, поднимаются, замечательно поднимаются.

С. БУНТМАН: Сейчас мы прервемся и продолжим велосипедную Москву. Тут масса пришла смсок, великолепные ответы. Кстати, не все правильные, вы зря говорили, что это слишком легкий вопрос. И мы вместе с Ольгой и с музеем «Садовое кольцо» велосипедной Москвой займемся. Еще у нас репортажик будет Андрея Познякова.

НОВОСТИ

С. БУНТМАН: Мы с вами продолжаем. И, действительно, как я и говорил, очень много смсок. И Ольга Иванова-Голицина, директор музея «Садовое кольцо», Сергей Бунтман ведет. Андрей Позняков нас ждет, еще репортаж его. Я объявлю победителей. Тут вот Ольга считала, что очень простой вопрос. Да, действительно, множество правильных ответов, сразу Мещанские улицы с их новыми названиями нам перечислили. Правильные названия. Первая Мещанская – проспект Мира, Вторая Мещанская – улица Гиляровского, Третья Мещанская – улица Щепкина, Четвертая Мещанская, родная моя, она просто стала Мещанская.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Просто Мещанская.

С. БУНТМАН: Я до сих пор ее Четвертой Мещанской называю и буду называть, вот, буду называть, как меня учили в детстве. Она просто Мещанская. Сюда к нам окрестные улицы некоторые, в ответ их прибавили, и Трифоновскую прибавили. Трифоновская – одна из древнейших улиц, и не пропустите церковь Трифона в Напрудном.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Удивительный памятник…

С. БУНТМАН: Она чудесная, да. И вот ее остановиться посмотреть, на чем бы вы ни ехали, даже… а теперь я смирился с тем, что трамвайные пути по Трифоновской улице несуществующего трамвая есть, они уходят.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: А там восстановят.

С. БУНТМАН: Восстановят трамвай? Да?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: По Гиляровского трамвай планируют восстановить, да. Это по просьбам жителей Мещанского района, у которых нет, к сожалению, внутреннего транспорта.

С. БУНТМАН: Значит, наоборот, не эти уберут, а откопают…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Там будет легкий трамвай, да, новый легкий трамвай.

С. БУНТМАН: Замечательно. Он будет традиционно называться пятым или каким-нибудь?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: А вот это не знаю, надо узнать.

С. БУНТМАН: Давайте пятерку сделаем.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Хорошо, это будет инициатива жителей нашего района, наших граждан.

С. БУНТМАН: Я древний гражданин этого района, исторический. Так что, пятерку обязательно надо сделать.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Хорошо.

С. БУНТМАН: Туда пятерка заворачивала всегда. Дальше. Смотрите, получили у нас, получают альбом «Московское гостеприимство» плюс славные небольшие путеводители. Вы поймете, когда их получите, вы поймете, как это здорово. Марина, последние цифры 2633, Светлана 4976, Надя 0076 и София 3542 получают у нас все и путеводители, и альбом.

Мы говорим о велоэкскурсиях и вообще о велосипедах. Вот смотрите. «Мы очень давно катаемся на велосипедах, — пишет Мария. — Москва очень изменилась, и не везде в лучшую сторону, но велосипедные дорожки – это замечательно, спасибо. Подскажите, есть ли сайт с веломаршрутами?»

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Ну, во-первых, есть, да, потому что есть сайт, можно зайти, Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. Зайдите на сайт туда, и там есть маршруты, но там велосипедные маршруты длинные, они ориентированы на таких продвинутых велосипедистов. И это экскурсии велосипедных сообществ. Мы делаем, подчеркиваю, музейные велосипедные экскурсии. Вы можете зайти на наш сайт. Наберите в Яндексе «музей Садовое кольцо», выйдите на сайт музея – и можно записаться на велосипедную экскурсию.

С. БУНТМАН: Только выйдите на сайт музея, потому что много в интернете просто ничего не говорящего мусора, простите меня, про музей даже «Садовое кольцо». Какие-то ничего не значащие есть сообщения. Чтобы вы не запутались, выходите не сайт.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: На сайт музея, безусловно.

С. БУНТМАН: Да, потому что там какой-то… написано таким деревянным языком, короткие сообщения столетней давности. Софья девяти лет пишет, видно, что Софья сама писала, потому что, Софья, дорогая, ошибочки, подработать надо. «Мой тренер по настольному ездит на велосипеде и зимой, и летом, круглый год, а я только летом на даче. В Москве – никогда, да и в парке Царицыно нет дорожек вело», — пишет она. Ну, что же. Про велодорожки говорят, вот трудности, которые вокруг Минской улицы и «Долины Сетунь» есть, что раскопали. Там вообще большое идет, огромное, гигантское переоборудование всего этого квартала, потому что это очень сложный квартал, очень сложная развязка. Там делают сейчас, насколько я понимаю, делают гораздо более рационально подход. Я там много езжу на автомобиле, и поэтому я знаю, там трудно.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Сергей, на сайте Департамента транспорта тоже есть исчерпывающая информация со схемами о развитии сети велосипедных дорожек, можно ознакомиться. И, по-моему, Юго-Западный округ тоже активно очень развивается: и Митино, и многие другие окраинные территории, они будут именно сетью дорожек усеяны велосипедных.

С. БУНТМАН: Мне кажется, что настало время для репортажа, который нам подготовил Андрей Позняков, сам велосипедист. И он подготовил нам о велосипедном деле в Москве небольшой материал.



(звучит запись)

А. ПОЗНЯКОВ: Велосипед в Правительстве Москвы называют полноценным видом городского транспорта. Развитие двухколесного движения оказалось в числе приоритетов у обновленного Департамента транспорта и частью общей концепции сокращения числа автомобилей в центре города. На практике это выливается в создание новых велосипедных дорожек и в расширение системы городского проката велосипедов. По последним официальным данным, общая протяженность велодорожек в Москве составляет почти полторы сотни километров. К концу следующего года это число должно удвоиться.

Сейчас наиболее протяженный маршрут пролегает от парка Музеон через Парк Горького по набережным мимо Университета, далее по Мосфильмовской с выходом к Поклонной горе. Расстояние – 16 километров. В выходные дни в хорошую погоду здесь, что называется, не протолкнуться, велосипедистов очень много. Об интересе людей к велодвижению в Москве свидетельствует размах ежегодных велопарадов. Последний прошел по Садовому кольцу и, по оценкам РИА Новости, собрал более 10 тысяч участников.

Если верить статистике, то велосипед есть почти у каждого второго москвича, но катается на них лишь одна треть. Об этом свидетельствуют результаты опроса фонда «Общественное мнение». 61% респондентов признались, что ездить на велосипеде по Москве им некомфортно, 77% говорят о нехватке велодорожек. Способствовать привлечению людей к пользованию двухколесным транспортом, по идее, должен городской велопрокат, система под названием «Велобайк». Она была запущена в прошлом году после зимы, велосипедные пункты проката были значительно усовершенствованы. На сайте проекта отмечено 19 велостанций, они расположены преимущественно в центре: на Бульварном кольце, на Тверской, на Китай-городе, целая ветка велопроката протянулась вдоль Лужнецкой набережной от Парка культуры до Воробьевых гор. Чтобы взять велосипед в прокат, необходимо пройти несколько шагов, зарегистрироваться на портале velobike.ru, получить идентификационный номер, 4-значный пин-код, затем в два шага надо произвести оплату. Сначала за период пользования системой: за сутки 150 рублей, за сезон – 1 020. Потом надо внести так называемый депозит: на банковской карте пользователя временно блокируется тысяча рублей, из которых затем будут вычитать стоимость проката. Полчаса езды без заезда на пункты проката бесплатно, далее берут 30 рублей за первый час, 90 – за 2 часа, и так далее. Даже краткое описание этой схемы занимает много времени, и это без общения с автоматическими станциями проката.

Первый опыт у многих оказывается неудачным. Тимур пожаловался, что не может взять велосипед в прокат.

ТИМУР: Там написано было: введите логин или приложите карту «Тройка». Я приложил карту «Тройка» и ожидал, что будет звуковой сигнал, но его не было. Надеюсь, что деньги с «Тройки» не снялись. Не получилось взять, и я не понял, как. То есть, инструкция не отражает так, чтобы все было понятно. Хотя я, в принципе, достаточно продвинутый, программист по специальности.

А. ПОЗНЯКОВ: Немного дальше Тимура продвинулась Татьяна: она смогла зарегистрироваться с помощью электронного табло на велостанции, но вот оплатить пользование системой ей не удалось. После пяти минут безуспешных попыток она была вынуждена отказаться от своей затеи

ТАТЬЯНА: Я понимаю, она у меня почему-то не принимает карту. Ничего у меня не берет: ни карту, ни деньги.

А. ПОЗНЯКОВ: Несмотря на эти трудности, видно, что системой «Велобайк» пользуются, причем достаточно активно. Даже в плохую погоду в середине дня на станциях остается менее половины велосипедов. Что уж говорить о выходных и праздниках, когда на этих пунктах проката выстраиваются настоящие очереди.



С. БУНТМАН: Спасибо Андрею. У меня к Ольге вопрос: не может так быть, что экскурсия приходит, а там – бум, на стоянке все разобрано?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Нет, не может. У нас есть преимущество: мы государственное учреждение культуры города Москвы, мы государственный музей. И, по договору с компанией «Велобайк», заблаговременно заказываем, предоставляем нужное количество велосипедов на прокатную стоянку для наших экскурсантов, которые записаны на нашу экскурсию.

С. БУНТМАН: Скажите пожалуйста, а как ведется экскурсия?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Ведут научные сотрудники нашего музея, экскурсоводы, которые сами садятся на велосипеды. Кстати, я сама довольно-таки часто верхом на велосипеде, в шлеме, в специальной желтой майке с эмблемой нашего проекта «Велосипедные экскурсии», мы начинаем. У нас, естественно, есть аппаратура, как и у всяких экскурсоводов, мы начинаем экскурсию.

С. БУНТМАН: То есть, не кричите.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Ни в коем случае. Хотя, надо сказать, Сергей, я довольно-таки спортивный человек, но мне иногда не хватает дыхания, вот когда мы поднимаемся по Рождественскому бульвару. Я же должна сразу говорить. Во время движения экскурсовод ни в коем случае не говорит..

С. БУНТМАН: Но, в принципе, можно, надо же учиться, наверное.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Надо быть в форме, безусловно.

С. БУНТМАН: Надо учиться именно говорить во время движения.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Во время движения экскурсовод никогда не говорит.

С. БУНТМАН: Ну, слава тебе господи.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Мы приняли это решение, когда проектировали экскурсии велосипедные. Это небезопасно и для экскурсовода, и для экскурсантов, безусловно.

С. БУНТМАН: На остановках, да?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: На остановках. Мы планируем по маршруту остановки, где мы останавливаемся все вместе и рассказываем. Ведет экскурсию экскурсовод, второй сотрудник музея обязательно замыкает экскурсию, он идет последний, в целях безопасности, и держит вот эту колонну. Мы раздаем всем своим экскурсантам буклеты с маршрутом движения и с информационным материалом. Они также получают от нас правила велосипедного движения, которые нам любезно предоставил в большом количестве Департамент транспорта. И небольшие сувениры мы им раздаем в виде катафотиков, которые тоже Департамент транспорта нам предоставил. Так что, у нас хорошее количество раздаточного материала.

С. БУНТМАН: Но какое-то обучение надо пройти, для того чтобы, например, стать экскурсоводом?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Безусловно. Это очень важная проблема, очень важная. В этом году в октябре мы планируем открыть школу велосипедного экскурсовода.

С. БУНТМАН: Так.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: На базе нашего музея «Садовое кольцо». В первых числах августа мы на нашем сайте опубликуем концепцию нашей школы и программу. Но уже сейчас в нашем музее собралось экспертно-академическое сообщество, которое понимает, какую школу мы хотим сделать. И уже пишут преподаватели программу. Мы будем обучать основам экскурсионной деятельности, то есть, читать все те классические дисциплины, которые приняты в классической школе московского экскурсовода, и еще дополнительные введем, которые готовят именно велосипедных экскурсоводов.

С. БУНТМАН: Да.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: И будет у нас специальный курс для тех московских профессионалов-экскурсоводов, чтобы они уже могли пересесть на велосипеды. К сожалению, пока никто не готовит профессиональных экскурсоводов на велосипедах. И процесс проектирования велосипедных экскурсий тоже непрост. Но мы уже разработали методики проектирования, методики, которые помогут освоить эту профессию экскурсоводам профессиональным и тем, кто вновь решил получить эту профессию, с нуля, что называется, придут к нам. Потому что мы понимаем, что в следующий сезон у нас будут в Москве необычайно востребованы велосипедные экскурсоводы. И мы готовим новые экскурсионные программы велосипедные по дорожкам, которые мы понимаем, что уже будут в 15-м году, и, естественно, мы будем готовить штат экскурсоводов, которые сядут на велосипеды и поведут москвичей, туристов по этим велосипедным дорожкам.

С. БУНТМАН: Значит так, у нас сразу спрашивают: «А экологию вы учитываете? Усиленная вентиляция легких среди машин – вредно».

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Вопрос хороший. Об этом стоит подумать. Но тогда должны все, наверное, учитывать, не только те, кто водит экскурсии велосипедные, но абсолютно все москвичи, передвигающиеся по велосипедным дорожка в нашем городе.

С. БУНТМАН: Ну да, друзья, это другая несколько проблема. Здесь еще: «Есть ли у вас ограничения в возрасте?» — Людмила спрашивает.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Нет, такого ограничения в возрасте нет. Мы даем рекомендации. И те велосипедные маршруты, которые разработаны сейчас, они годятся абсолютно для всех возрастных категорий. Это несложные велосипедные маршруты. Продвинутые велосипедисты у нас, ну, скажем так, несколько застаиваются, им, конечно, хотелось бы получить большую кардионагрузку.

С. БУНТМАН: Но это другое…

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Но это другой жанр, да, скажем так.

С. БУНТМАН: Да, это другое развлечение. Так, что нас еще здесь спрашивают? Да, пожалуй, вот главное… Так. Вот смотрите, есть проблема, наверное, всевозможные эстакады.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Которые мы пересекаем?

С. БУНТМАН: Да.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Ну, во-первых, мы планируем наш…

С. БУНТМАН: У вас движение мимо эстакад?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Нет, разные существуют варианты.

С. БУНТМАН: А как эстакады преодолевать?

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Те велосипедные маршруты, которые сейчас у нас работают, музейные велосипедные маршруты, они встречают одну эстакаду – это Самотечную. И мы под ней проходим по пешеходным тротуарам.

С. БУНТМАН: Под ней только.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Исключительно следуя правилам движения, с которыми мы старательно знакомим наших экскурсантов, и правила нам предписывают двигаться по пешеходным переходам, спешившись с велосипеда. Мы не можем верхом на велосипеде пересекать наши длинные пешеходные переходы под эстакадами, поскольку это небезопасно и для экскурсантов, и для пешеходов.

С. БУНТМАН: Ну, конечно.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Сейчас это единственное. Но, Сергей, я повторю, что непростой процесс проектирования велосипедных экскурсий.

С. БУНТМАН: Да кто говорит, что простой? Конечно.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Мы стараемся обходить такие проблемы.

С. БУНТМАН: Москва годами развивалась так, что исключала всякое передвижение на велосипеде. И остановки, и автомобилисты, которые страшно невнимательны. Мы столкнемся с другим, с чем сталкиваемся сейчас во многих европейских городах: по велосипедным дорожкам начнут массово ходить пешеходы. Вот это будет довольно трудно.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Да.

С. БУНТМАН: Но 2-3 раза столкнешься, как в Европе, с велосипедистом, ну, столкнешься не в физическом смысле, а вот как он на тебя посмотрит, да что тебе скажет, если ты идешь – то ты сойдешь со знака «велосипед» нарисованного и пойдешь по пешеходному.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Мы к этой проблеме тоже серьезно подходим. Будет курс, модуль внутри нашей школы велосипедного экскурсовода, который будет изучать опыт зарубежных велосипедных систем движения по городским улицам. У нас есть уже преподаватель замечательный, господин Сарапкин, который будет читать этот курс. Это блестящий эксперт в этом вопросе.

С. БУНТМАН: Прекрасно. Вот Евгений меня спрашивал: когда я в советское время ездил фотографировал на велосипеде, не останавливали ли меня как потенциального шпиона? Останавливали и не давали снимать, знаете, где? На Лубянке, это чудесное здание, которое было когда-то палатами Пожарского и так далее – там все время перед тобой вырастал человек, что бы ты ни сделал. Вы знаете, что вы снимаете? – он говорил. А там московская была приемная. Вы знаете, что вы снимаете? И мы с приятелем так на голубом глазу говорили: вы знаете, это историческое здание, памятник архитектуры, истории и так далее. Отходим 2 метра, пытаемся снять – бум, вырастает, как из люка.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: В Мещанском районе таких объектов чрезвычайно много.

С. БУНТМАН: О-го-го. Ольга, спасибо вам огромное. У нас сейчас будет программа «Ну и денек». Мы завершаем. Масса вопросов. Мы вернемся к этой теме обязательно. И не забудьте: музей «Садовое кольцо», проспект Мира 14, не забудьте. Вот я сам пойду. Грех, грех, не был.

О. ИВАНОВА-ГОЛИЦИНА: Милости просим. Ждем.

С. БУНТМАН: Скоро приду. Спасибо большое. И мы завершаем нашу программу «Прогулки по Москве» на сегодня.





Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

irinaapril 14 июля 2014 | 03:42

Прежде, чем усаживать людей на велосипеды, следовало бы проложить велодорожки.А то получается кошмар- по тротуару спокойно не пройти, только и знаешь, что уклоняешься от мчащихся велосипедистов, особо страшно, когда вдруг велосипедист тебя внезапно сзади обгоняет, при этом без всяких сигналов.
К нас вечно так власти делают- сначала чего-то наворотят, а потом думают.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире