'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 25 апреля 2009, 21:10

Д.БОРИСОВ: Вы знаете, бывает сон с продолжением. Вот у нас сегодня получится такая программа, немножко с продолжением.

А.ПЛЮЩЕВ: А у нас сплошной «Обитаемый остров» потому что в программе, я так полагаю.

Д.БОРИСОВ: Ну да, так получилось. Ну как, радио «Эхо Москвы» в нашем лице не могло же обойти столь пафосное мероприятие. Говорят же, самый дорогой фильм…

А.ПЛЮЩЕВ: Наша самая дорогая программа, как известно, в истории радиовещания.

Д.БОРИСОВ: Всего! Со времен Попова.

А.ПЛЮЩЕВ: Не могла обойти самый дорогой фильм третий раз.

Д.БОРИСОВ: Почему третий?

А.ПЛЮЩЕВ: А потому что у нас был Василий Степанов, у нас был Георгий…

Д.БОРИСОВ: А, ты имеешь в виду Резо.

А.ПЛЮЩЕВ: Да, Резо, прошу прощения. Гигинеишвили.

Д.БОРИСОВ: Режиссер second unit, я помню.

А.ПЛЮЩЕВ: Собственно, Михаил Евланов сегодня. Добрый вечер.

М.ЕВЛАНОВ: Добрый вечер, друзья.

Д.БОРИСОВ: Михал Михалыч можно, да?

М.ЕВЛАНОВ: Да.

А.ПЛЮЩЕВ: Михал Михалыч. Как вторая часть-то? Стоит сходить, не стоит?

Д.БОРИСОВ: Можно я скажу?

А.ПЛЮЩЕВ: Дим, стоит сходить, не стоит?

Д.БОРИСОВ: Фантастическая история – выходит фильм из двух частей. И вся история вокруг него тоже из двух частей получается. Потому что когда вышла первая часть ее все посмотрели, и зрители разделились ровно на два лагеря: кто-то говорил, что все очень плохо, кто-то говорил, что нет, все очень хорошо. Кто-то говорил, что нет, ни за что не пойду на вторую, кто-то говорил, что да, с удовольствием пойду на вторую. И я был после просмотра первой части в числе тех, кто говорил, что да, обязательно надо сходить на вторую часть, потому что интересно, прервали на самом интересном месте. Любопытно, как экранизировали роман… я только начал.

А.ПЛЮЩЕВ: Пойдем покурим. Я не курю. Ты куришь?

Д.БОРИСОВ: И было много претензий у людей к первой части. Мне, в общем, все понравилось. Даже игра актеров. Говорили, что нет, не все из них актеры, не все могут!

А.ПЛЮЩЕВ: Ты чего завелся-то?

Д.БОРИСОВ: Потому что посмотрел второй фильм, Саш.

А.ПЛЮЩЕВ: А.

Д.БОРИСОВ: И попал в лагерь тех, кому вторая часть не понравилась.

А.ПЛЮЩЕВ: Борисов попал в лагерь.

М.ЕВЛАНОВ: Ты третий уже. Я-то думал, что одни из лагеря, которым не нравилось, перебежали в лагерь, которым стало нравиться после второй части. Другие говорили, что это вообще полный отстой. И вот та версия, которую ты сегодня выдвинул, я сегодня слышу уже второй раз – сказали, что да, первая часть мне нравится больше, чем вторая. Я же скажу, что я вообще этот продукт не делю на две части, потому что мы снимались и работали там, делая одно. И можно было девять частей сделать, сколько угодно.

Д.БОРИСОВ: Но судя по тому, сколько материала ушло в корзину, по слухам, там можно было снимать сериал.

М.ЕВЛАНОВ: Да, там много очень вырезано. Может, это хорошо, может, и нет. Но я посмотрел вторую часть, и у меня все сложилось. Потому что когда я посмотрел первую часть, я был в лагере тех, кто не поняли, что это такое нам дали незаконченное…

Д.БОРИСОВ: Да, но не закончена была интрига – казалось, что вот, сейчас будет вторая, и все сложится, пазл, и будет здорово, целиком это будет смотреться как однородное хорошее кино. А однородного не получилось. Как в рекламе говорят, «другой фильм». Он и правда другой. Только на кого он насчитан, не очень ясно. Извини, Саш, накипело.

А.ПЛЮЩЕВ: Давай-давай. Да у тебя все время – то по Comedy Club всем все высказать, что на сердце у тебя.

Д.БОРИСОВ: Добавили спецэффектов.

А.ПЛЮЩЕВ: Еще добавили?

Д.БОРИСОВ: Еще добавили. Повзрывали немыслимое количество пиротехники.

А.ПЛЮЩЕВ: У меня вопрос – причем тут Михаил?

Д.БОРИСОВ: Ни при чем абсолютно. Но мы же собрались по какому поводу? В первую очередь. В том числе. Начало посвятим этому, потом, конечно, забудем про этот фильм. Вот девушки, с которыми я общался, после первого фильма все были в восторге. Вот все! В основном не нравилось молодым людям, а девушкам очень нравилось – Вася Степанов улыбается, все здорово…

М.ЕВЛАНОВ: Друзья, я просто расскажу. На Рижской со мной произошел случай забавный. Прошла премьера, дня три прошло. Я стою на Рижской, где продаются газеты, журналы, выходишь из метро – там такой ларек. И вдруг открывается дверь, я стою спиной, и вдруг слышу: «Вот он!» Я поворачиваюсь, думаю, кто-то узнал. И она говорит – «Вот он!» И передо мною берет журнал – «Вот он, Вася, смотри!» — и показывает своему молодому человеку. Он смотрит и говорит: «Ну и чего?». Она: «Давай три возьмем, ну я тебя прошу, три!» Он говорит: «Зачем?» «Ну надо!»

А.ПЛЮЩЕВ: Вчера взяли два – не хватило.

М.ЕВЛАНОВ: И я понял через две минуты, что все-таки есть у этой части конкретный зритель, даже с молодым человеком.

А.ПЛЮЩЕВ: А тут что, Васю убили, что ли?

Д.БОРИСОВ: Нет, Вася перестал улыбаться. Он же и обещал в нашем эфире. Он был у нас в январе как раз и обещал, что во второй части никакой улыбки. И правда – улыбнулся один раз, и все.

А.ПЛЮЩЕВ: Мы едем уже 10 минут, просто мы не с начала включились, как обычно…

Д.БОРИСОВ: А у нас и не было официального начала. Я вообще предлагаю еще раз начать.

А.ПЛЮЩЕВ: Давай.

Д.БОРИСОВ: Итак, это программа «Попутчики», 21 час и 15 минут в российской столице.

А.ПЛЮЩЕВ: Слегка запоздало входим мы в прямой эфир, но ничего страшного. У нас в гостях Михаил Евланов, исполнитель роли ротмистра Чачу в фильме «Обитаемый остров» и «Обитаемый остров. Схватка». Добрый вечер, Михаил.

М.ЕВЛАНОВ: Добрый вечер, друзья.

Д.БОРИСОВ: Мы – это проводник нашего вагона, сегодня он решил в этой роли выступить, Александр Плющев. И я, Дмитрий Борисов.

А.ПЛЮЩЕВ: «И я, Дмитрий Борисов». Ты Дмитрий Борисов. Хорошо. А у нас Михаил Евланов в гостях. Я вот что хотел спросить. Мы тут немножечко успели поговорить до того, как нас включили в эфир, и Михаил рассказывал о своем отношении к различным профессиям. Мне, честно говоря, абсолютно все равно, кто как к каким профессиям относится, но когда это говорит актер, другое дело. Почему? Потому что актеру приходится играть разных людей, разных персонажей. Я сегодня на одной другой радиостанции слышал интересную дискуссию о том, может ли актер иметь свои политические взгляды. Но это меня как раз тоже не взволновало. Взволновало то, как актеры относятся, когда им приходится играть людей, сильно чуждых им по морально-нравственным взглядам, по политическим, ну вообще абсолютно чуждых. Ты бы смог сыграть людей, с которыми тебя вообще ничего не роднит?

М.ЕВЛАНОВ: Очень хороший вопрос. Я думаю, что мы сейчас развернем в большую дискуссию.

Д.БОРИСОВ: Это зачет в зачетку Плющева.

А.ПЛЮЩЕВ: Развернем это в духе нашей радиостанции.

М.ЕВЛАНОВ: В общем, конечно, сыграть все я бы постарался, но я не смогу. Первое – в силу того, что есть персонажи, которые мне несимпатичны, душевно, сердечно. Это персонажи. Скажем, Ленина в силу того, что мне эта харизматичная личность не очень симпатизирует, я бы не сыграл. Но мне все говорят: «Ты можешь сыграть только Ленина!» Господи, почему Ленина? Почему я не могу сыграть Троцкого, какого-нибудь белого офицера? Мне говорят: «Нет, ты будешь играть Ленина!» Это первое. Но это не так страшно, в принципе. Можно сыграть что угодно. Но так как у меня очень много ролей отрицательных, стали предлагать уж совсем такие омерзительные роли. Можно сыграть злого, упыря, кого угодно, плохиша, неважно, но когда уже дается материал и говорят: «Ты сыграй гнойника», то есть по факту уже я должен играть этого вот гнилого человека, здесь, конечно, приходится отказываться. Потому что я не играю уродов. Я играю людей, которые заблудились в своем жизненном пути.

Д.БОРИСОВ: Ротмистр Чачу заблудился?

М.ЕВЛАНОВ: Да, это заблудший человек.

А.ПЛЮЩЕВ: А по-моему, он там идейно вполне…

М.ЕВЛАНОВ: Это срисовано с Муссолини. Когда мне прислали сценарий, я открыл, я не понял, чего тут делать – он орет и орет.

Д.БОРИСОВ: Орет и гнобит.

М.ЕВЛАНОВ: Книгу я не читал. Я грешен. Читаю я мало и не люблю. Поэтому больше хожу, наблюдаю, смотрю, напитываюсь визуально, нюхаю профессию. Причем Муссолини во вполне определенный отрезок – в 34-м году или в 35-м, когда у них с Гитлером были какие-то переговоры, и я думал – почему бы нет? По-моему, очень хорошо. Я увидел его и подумал – это настоящий Нерон, человек, который любит мужчин и одинокую женщину, который вообще любит жизнь, кайфует от нее, который играет с ней, и он упоен собой, и он понимает, что он делает. Он сам себя обманывает и уже сам не понимает, что себя обманывает. Поэтому он такой идейный и получился. Я имею в виду ротмистра Чачу, который слеплен с Муссолини.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Ты знаешь, я вспоминаю совсем другую твою роль – в «Дне выборов» Федя. Прекрасный человек. Кто смотрел, вспомните – там были два таких чисто конкретных пацана, один побольше, а второй поменьше, и он все время делал такие движения характерные очень. Очень смешной персонаж забавный. Действительно из 90-х годов. Но с другой стороны, в нем очень много человеческого. Роль маленькая, а запоминающаяся.

М.ЕВЛАНОВ: Да, а вы знаете, какая интересная подробность? Режиссер Олег Фомин меня пригласил, и я ему сказал: «Олег, я не очень хочу». И он говорит мне: «Ладно, Мишань, подыграй мне артиста, пожалуйста». Я говорю: «Ну хорошо, дайте мне какую-нибудь панаму, чтобы не видно глаз было». И они снимают, рабочий процесс, и я не понимаю, что снимают уже. И он говорит: «Все, ребята, сцена окончена, тебе, Мишань, спасибо. Все снято». Я говорю: «Как снято?» Я, конечно, не стал сильно там выеживаться. Первый раз так я к своей роли подошел очень легко. И человек, которого я там играл, это был обычный рабочий с площадки. Просто когда приехал, когда все репетировали, ходили, а он на меня смотрел, был очень забавен. Он приехал, видно, из Подмосковья, как и я, и он очень хотел влиться в съемочный процесс и хотел быть нужным. Он не понимал, что он не нужен, но он хотел быть нужным. Я думаю, Федя как раз такой же.

А.ПЛЮЩЕВ: Отличный персонаж.

Д.БОРИСОВ: А из Подмосковья, я поясню нашим слушателям, это Михаил у нас из красногорской мафии.

М.ЕВЛАНОВ: Да, я оттуда. Причем, я вам скажу, прямо рядом с архивом кинофотодокументов. Но в Красногорске еще есть замечательная личность, которая жила в Красногорске. Он умер. Юрий Богатырев. Еще Дима Харатьян. Но я с ним не знаком. Но многое могу рассказать. Когда я был юным, а он был чуть постарше, хоккейные матчи, вышел только его первый фильм, а может, и не первый, я не помню. Мы все сильно ему завидовали, поэтому старались ему подножку сделать. Но я не делал. Я это только видел. Умолкли?

Д.БОРИСОВ: Вот такие они в Красногорске.

А.ПЛЮЩЕВ: Да. Вот это стремление, эта установка не делать подножки по жизни сохраняется или бывают такие случаи, когда не можешь не сделать подножку? Бывают такие ситуации?

М.ЕВЛАНОВ: Нет, подножку я никогда не делаю. Если только в игровой комической форме, то есть открытым способом ставлю подножку, и человек открыто спотыкается. А так, вы знаете, я не я и хата не моя.

А.ПЛЮЩЕВ: Вернусь к кино, если ты не против.

М.ЕВЛАНОВ: Да, вернемся к искусству.

А.ПЛЮЩЕВ: Я вчера смотрел «Обитаемый остров» — думаю, что меня раздражает так… Нет, ну, кстати, фильм не то чтобы мне не понравился. Хороший фильм, кстати. Первый. Второй я не видел. Но что-то раздражает. Думаю, мелькает очень много – мелькает, ну прямо сил нет никаких. И тут я себя поймал на мысли – а вот мою дочь, наверное, это не раздражало бы. У нее уже совершенно другое восприятие и сознание. Просто поколенчески.

Д.БОРИСОВ: Клиповый монтаж.

А.ПЛЮЩЕВ: Я от клипового монтажа к клиповому сознанию хотел.

М.ЕВЛАНОВ: К клиповому или к липовому?

А.ПЛЮЩЕВ: К клиповому.

М.ЕВЛАНОВ: Хороший такой каламбурчик. Эх, друзья, жалко, я не работаю здесь вагоновожатым. Так я вас скажу про это дело. Помните эти чудесные времена, когда мы были мальцами, были фильмы…

А.ПЛЮЩЕВ: «Гостья из будущего».

М.ЕВЛАНОВ: Да, это те фильмы, на которых…

А.ПЛЮЩЕВ: Есть и сейчас такие.

М.ЕВЛАНОВ: И слава богу, что есть. Знаете, у нас стерлись в одно время все эти границы. Кто-то из артистов обижается на это, кто-то нет, но что касается моего мнения, я думаю, что любое произведение искусства, которое человека будоражит, трогает сознание, сердце, неважно, что, что-то в нем рождается, это искусство. Если же оно рождает только какой-то негатив, это документалистика, и это к искусству не имеет никакого отношения. Поэтому в данном случае, когда я посмотрел этот фильм полностью, в нем все сошлось с моим детским восприятием.

А.ПЛЮЩЕВ: «Обитаемый остров» — фильм для детей?

М.ЕВЛАНОВ: Я считаю, что мой сын посмотрит этот фильм, и ему ужасно понравится. Но ему еще пока семь лет, но я думаю, когда будет 8-9, он уже будет его смотреть. Хотя, может, уже будут другие технологии, другие фильмы.

А.ПЛЮЩЕВ: Но определяет ли технология? Мне кажется, что сказки Александра Роу, если их показывать, или мультфильмы, на которых мы росли, их с удовольствием смотрят и нынешние дети. Хотя технологии совсем иные.

М.ЕВЛАНОВ: Я понял. Но, видишь, появилась девочка такая на Рижской, которая кинулась за этими журналами – значит, ее что-то там тронуло.

А.ПЛЮЩЕВ: Постой, но это просто удачно найденный образ. Господи, таких образов, что ли, наше кино не находило никогда? В 50-е годы, когда кидались и раскупали эти открытки. Открытки были такие черно-белые.

Д.БОРИСОВ: Это во все годы одинаково.

М.ЕВЛАНОВ: Вы знаете, друзья, вообще, мне кажется, для спора у нас нету основания.

А.ПЛЮЩЕВ: Мне просто важно твое мнение, а не спор.

М.ЕВЛАНОВ: Мое мнение такое. Я не буду называть те фильмы, которые мне нравятся. Это работа очень серьезная. Меня сейчас взяли за жабры, и я чувствую себя подследственным каким-то.

Д.БОРИСОВ: Это наша красная лампа просто.

М.ЕВЛАНОВ: Знаете, я буду спать сегодня на третьей полке.

А.ПЛЮЩЕВ: В глаза смотреть! Это вот этот человек весь фильм кричал, между прочим. Он практически нормальным голосом за «Обитаемый остро» не произнес ни одного слова.

М.ЕВЛАНОВ: Нет, ну в первой части я что-то как раз говорю.

Д.БОРИСОВ: В первой части еще был более или менее добренький местами. Идейно, но вроде ничего такого. А во второй части как-то уже совсем жестко.

М.ЕВЛАНОВ: Жестко, конечно.

Д.БОРИСОВ: Кстати, лирическое отступление еще. Что меня удивило во второй части. В первой, в принципе, никаких претензий особо – я смотрю не как профессионал, а как зритель – к актерской работе у меня ни к кому не было. Были фантастические образы у старшего поколения. Во второй части меня удивила наигранность некоторых сцен, причем не только молодых актеров, но и таких уже, опытных, казалось бы. И некоторые попадания в образы, которые были в первом отличны, во втором фильме – как будто другие люди, подменили актеров, переписали сценарий. Вот не было ощущения, что все снималось одним куском. И ротмистр Чачу – как раз тот образ – вот, Миш, ты вписался идеально. Вот смотришь и веришь. Я не всем верил, когда смотрел фильм. Далеко не всем. Так, значит, в тебе что-то есть такое злое, в собственном характере?

М.ЕВЛАНОВ: Это не злое, друзья, еще раз говорю. Я человек наблюдающий, который впитывает… Один раз оступившись, все понимают, что я могу ходить и на коленях, поэтому и предлагают роли такие, зная, что я их люблю. А люблю я их только потому, что я понимаю, что, может, и я нехороший человек, а может, и хороший, это неважно, а важно только то, что любой человек под определенным градусом становится определенным каким-то. И этот градус мне интересен в моем творчестве в любом – в театре, в кино, в изобразительном искусстве. Я не люблю хороших людей, не люблю плохих людей. Я не люблю людей, которым дает штамп и говорят «Вот, это герой». Может, поэтому я и героя-то не сильно играю.

Д.БОРИСОВ: «Девятая рота»?

М.ЕВЛАНОВ: «Девятая рота» — опять же, это был эпизод, который просто большой стал, который я развил благодаря спорам и трениям с Федором Сергеевичем. Но я ему благодарен, Бондарчуку, за то, что он меня слушал, терпел, потому что каждый день я его доставал своей ролью. Он говорил: «Евланов, ты тянешь». А как мне не тянуть? Мне предлагали главную роль, потом ее отняли, дали хохла, и эту отняли. И мне дали то, над чем я смеялся и думал: «Не повезет тому пацану, кому достанется Рябоконь». И достался мне. И потом мне пришлось сидеть и очень сильно думать и придумывать, как всегда. И я продумал всю линию. И смерть моя, этого персонажа, она придумана, так же, как и не хотелось стрелять – я говорю «Давайте Чачу заколем».

Д.БОРИСОВ: Ну, это почти комичный момент.

М.ЕВЛАНОВ: Ну что ж комичного?

Д.БОРИСОВ: Флагом, ну просто как это сделано. Флагштоком.

М.ЕВЛАНОВ: Ну это ж планета, это ж фантастика. Вот так.

А.ПЛЮЩЕВ: Миш, а ты сам какое кино смотришь? Какое любишь?

Д.БОРИСОВ: Сказал Плющев, подключая электроды.

М.ЕВЛАНОВ: Мои любимые фильмы, на которых я воспитался… я вообще смотрю все русские фильмы за последние полтора года. Не буду про них ничего говорить. Есть очень хорошие фильмы. Лучше скажу о том, с чего я понял, что искусство во мне родилось. Это был фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», это был «В бой идут одни старики», это был «Буратино», «Собачье сердце». Вот это те картины, которые во мне прородили зерно какое-то, что-то внутри ломалось.

А.ПЛЮЩЕВ: А я всегда спрашиваю об этом, когда люди со стороны наблюдают то, чем они занимаются профессионально, как они смотрят. Тут Борисов уже упоминал, что он как простой зритель смотрит.

М.ЕВЛАНОВ: Я тоже смотрю как простой зритель всегда, любые картины. Я даже больше скажу – я вообще смотрю как зритель, который в этом зале вообще первый раз в жизни, и ему все это ново.

Д.БОРИСОВ: Говорят, что хорошие кинопродюсеры тоже так просматривают даже готовый материал уже – садятся и представляют себя простым зрителем.

А.ПЛЮЩЕВ: А можно так абстрагироваться вообще?

М.ЕВЛАНОВ: Конечно. Даже нужно. Я всегда так делаю.

Д.БОРИСОВ: Есть другая сторона профессионализма – всегда смотришь и видишь, как это смонтировано, цветокоррекция.

А.ПЛЮЩЕВ: Не, я просто думал, что я один такой дурачок. Я просто иногда звоню на радио.

Д.БОРИСОВ: Да?

А.ПЛЮЩЕВ: Да, как простой слушатель.

Д.БОРИСОВ: Позвони нам сейчас. Кстати, мы ж совсем забыли про наших слушателей.

А.ПЛЮЩЕВ: А есть слушатели у нас.

Д.БОРИСОВ: Если гром не испортил передачу… но судя по тому, что смски уже идут, несмотря на то, что мы не назвали наш номер.

М.ЕВЛАНОВ: Ну если мы Рязань проехали, то я думаю, принимаем.

Д.БОРИСОВ: +7 985 970 4545. Вот туда вы можете слать свои смски прямо к нам в прямой эфир.

А.ПЛЮЩЕВ: Тебя, кстати, просят, например, рассказать о своей роли в кинофильме «Простые вещи».

М.ЕВЛАНОВ: Это второй забавный случай, когда режиссер со мной сутки провел. Я думаю – господи, что же он будет со мной делать, какую роль он мне предложит! И я пришел на репетицию, репетировал. Он говорит: «Ты понимаешь, должен быть удар такой силы, что – уххх!» Я думаю – елки-палки, смогу ли я. В общем, в итоге пришел сниматься. Но мне все это ужасно понравилось, потому что мне понравился подход режиссера ко всему. Я увидел необычный подход , в данном случае к этому эпизоду – снимали с той стороны улицы и из подвала. Я говорю: «А где камера? Где крупный план?» Он говорит: «Не будет крупного плана». Поэтому там такой муравьишка выскочил, в Шнопа, главного героя дал, и все. Вот и вся роль.

А.ПЛЮЩЕВ: Интересная. А на самом деле, это же не первый случай, получается, когда тебя несколько разочаровывает результат. Правильно? Я так понимаю. Или тебе приходится исправлять его? Как в фильме «Девятая рота», тебе приходилось исправлять заданный, как бы предопределенный результат пришлось уже исправить? Если ты не можешь исправить, вот все, есть результат, и ты видишь, что ты испытываешь?

М.ЕВЛАНОВ: Я понял, Саш, я тебе скажу – есть несколько картин, которые невозможно исправить в силу монтажа, в силу того, что многое от меня не зависит, поэтому сложно, конечно, мучения сразу, душа болит, сердце рвется, сделать практически ничего невозможно, но крутишься-вертишься. В общем, конечно, при каком-то другом раскладе я бы от много откладывался.

Д.БОРИСОВ: Стыдно бывает за фильмы?

М.ЕВЛАНОВ: Нет, ни за одну свою картину не стыдно. Единственное – бывает обидно, что не смог, не сделал, не получилось. Как объяснить зрителю, что здесь у меня так, потому что это, это, это? Не объяснишь же. Поэтому расстраиваюсь и переживаю. Но это моя профессия. Хотя у меня есть и много других замечательных профессий.

Д.БОРИСОВ: Например?

М.ЕВЛАНОВ: Например, повар-кулинар, бухгалтерия и юриспруденция, водитель БЦ. В общем, это неважно. Я работал много где. Я поступил в 24 года только в институт. А до этого у меня жизнь была насыщенная.

Д.БОРИСОВ: Какое было первое место работы?

М.ЕВЛАНОВ: Первое место работы – охрана, у меня собака была, овчарка, и я охранял фруктово-овощную базу, где в 90-е годы были ананасы, апельсины… это начало 90-х было, 92-й год, и я вообще не мог понять – когда ничего нигде в магазинах не было, я не мог понять, откуда и кому. Я задавал вопросы, но ответов я нигде не находил. Единственное, я помню, я оттуда скоммуниздил ящик лимонов.

А.ПЛЮЩЕВ: Главное – лимонов.

М.ЕВЛАНОВ: Они стояли с краю. Я думаю – господи, надо задвинуть ножки. Задвинул – и все, всех делов. Это такая шальная была у меня… Я помню, приезжали какие-то машины, и говорили: «Мальчик, иди-ка погуляй». А так я был уже мальчиком курсантом, я думаю, чего я буду встречать тут в какие-то дела. В общем, я понял, что одни на других, потом эти уехали, другие. Я говорю – «С кем работать, кого охранять?» Потом я завязал с военным училищем и вообще ушел в армию. Вот такая вот история с первой работой.

Д.БОРИСОВ: Надолго?

М.ЕВЛАНОВ: В армию-то ушел? Ну как обычно – на полтора. Тогда полтора было.

Д.БОРИСОВ: А возвращаться было сложно? В жизнь вливаться?

М.ЕВЛАНОВ: Не, наоборот.

Д.БОРИСОВ: Или легче?

М.ЕВЛАНОВ: Я вам скажу, что я очень хотел домой. Я так хотел домой, что я год практически не выходил из дома.

Д.БОРИСОВ: А после этого?

М.ЕВЛАНОВ: У меня поменялся круг и друзей, и интересов с севера на юг.

Д.БОРИСОВ: Например, в чем?

М.ЕВЛАНОВ: Да во всем. Я был такой – дискотеки любил очень, бесшабашный образ жизни вел, абсолютно бесшабашный. Как это в песне поется – «Подруг менял…», я не помню уже. Неважно. И когда приехал, был только дома, с родителями, с бабушкой, и все.

А.ПЛЮЩЕВ: А как вообще зарождается мысль стать актером, с одной стороны, а с другой стороны, как она не умирает? Потому что ты же далеко не с первого раза поступил, да? И мне кажется, это может убить надежду в ком угодно – с первого раза не берут, со второго…

М.ЕВЛАНОВ: Ты знаешь, в моем случае было все просто и прозаичнее.

А.ПЛЮЩЕВ: Я понимаю, когда девочки хотят стать актрисами. Все понятно.

М.ЕВЛАНОВ: Получилось все наоборот. Я влюбился в девочку одну, когда я понял, что есть девочки, я сразу влюбился, в 13 лет. Она была меня старше. Она училась у нас в школе. Она была безумной красавицей. И она в драмкружке была. И я, чтобы поближе к ней быть, тоже в драмкружок прыгнул. Мне говорят – давай-давай. Я тогда уже хотел быть военным. И мне показали, где стоять, как стоять, что говорить. В общем, первый мой выход на сцену был абсолютно провальный, потому что я вышел на сцену и сказал: «Старые люди непременно скучны!», посмотрел в зал, и как посмотрел с жестом, так и окаменел, и меня вывели с рукой так вот – «Пойдемте, князь», и он на таких княжьих ногах ушел, и все. У меня была большая роль, почти главная. Они меня играли, имея в виду – они говорили «Белинский говорил», «Белинский говорит», «Вот он сейчас придет», «Он уже пришел, но он в гостиной». И вот так вот они. И я сидел такой статуей. Они мне говорят: «Ты хоть выйди, гад, прочти стихи какие-нибудь Лермонтова!». Я вышел, прочел стихи, почему-то всплакнул, смотря в потолок на лампочку, мне захлопали, и тут я понял – как же прекрасно это, когда хлопают. Ну все, и на этом я ушел. Я понял, что это не мое. Но они во мне поселили этого червячка, который вырос в какого-то просто мутанта, дракона. И это все было хобби. Я ходил занимался в народный театр, ходил менял всякие коллективы творческие, по Москве ездил, в Красногорске, был знаком с людьми с какими-то, тянулся, конечно, к высокому, к нравственному. Но не получалось. Если я куда-нибудь приходил, меня спрашивали: «Ты что-нибудь закончил театральное?» Я отвечал: «Нет». «Тогда пожалуйста, вот это». И меня это ужасно раздражало, бесило, поэтому у меня только народный театр был. Но он был у меня. Это было хобби. Я этим занимался непрофессионально. Но в определенный момент это переросло. Просто уже так подступило – ну нужно. Как – пил, пил, пил и понял, что вот все, наружу надо.

Д.БОРИСОВ: Было такое в жизни – что пил, пил, пил?

М.ЕВЛАНОВ: Нет, пил, пил, пил – не было такого в жизни. Было, что напивался. Но пил, пил, пил – нет.

Д.БОРИСОВ: Программа «Попутчики», радио «Эхо Москвы», Михаил Евланов сегодня у нас в гостях, актер. Нашего попутчика-пассажира нам пришлось забирать из Санкт-Петербурга сегодня. Собственно, поэтому мы знаем, между какими городами он живет. Как вдруг так получилось, что человек, родившийся в Красногорске…

М.ЕВЛАНОВ: В Москве.

Д.БОРИСОВ: В Москве, но приехавший из Красногорска, который провел там детство, взросление, оказался в Петербурге, причем на постоянном месте жительства?

М.ЕВЛАНОВ: Очень просто. Постоянных у меня два. У меня все-таки здесь папа с мамой. И я вам так скажу – был в моей жизни товарищ, он и сейчас есть, просто, видимо, он поставил точку на этом и прекратил всякое общение… может, он меня сейчас услышит и вспомнит. Он мне говорит: «Мишаня, в наши года уже все (мне было 24, ему 25), последний шанс – поехали в Питер». Получилась стандартная ситуация, как у многих артистов, которые пишут про себя – мы пришли на вокзал, я взял билет, а ему не дали. Говорят: «Тебе 25 лет, меняй паспорт». А я уже купил билет. Он чертыхнулся, говорит: «Ну съезди один». Я съездил на разведку. Прошел. Вернулся. Второй раз ситуация такая – он уже поменял паспорт, мы идем, а у него срочная работа, он реставратор – не смог, заказ какой-то мощный. Я съездил во второй раз. Третий раз мы с ним съездили вместе. Я уже прошел на третий тур, а он не прошел вообще. И здесь я видел трагедию человеческую, когда он больше меня хотел, читал Чехова, Станиславского, конспектировал много, и мне было как-то неудобно. Потому что он же больше хотел. Я говорю: «Ты, Серег, не переживай. Есть Петров, есть еще много…» И вот я видел, как его накрыло, и все.

Д.БОРИСОВ: И точка была в тот момент?

М.ЕВЛАНОВ: Точка, да. Он шел – у него слезы были на глазах. В общем, я его проводил до вокзала, и все…

Д.БОРИСОВ: Не было потом ощущения, что проживаешь какое-то время чужую жизнь?

М.ЕВЛАНОВ: Нет, абсолютно не было такого.

А.ПЛЮЩЕВ: И ощущения навязанности нет? Фактически же тебе навязали.

М.ЕВЛАНОВ: Нет, друзья, я вам так скажу. Я хотел поступать. Не было такого, что я не хочу. Просто его желание было намного больше, чем мое. Но я тоже хотел, тоже боролся. У нас было девять творческих туров, и на пятом туре моя судьба была уже предрешена. Мне сказали, что в следующий тур меня отчисляют. И я всю ночь провел с малознакомыми людьми, которые ставили мне танец и песню какую-то. Я ни того ни другого не умел делать. Я всю ночь их терзал. Это все было бесплатно. И мы как-то все собрали, все сделали. И я показал стране угля. Все было потом чинно, благородно. Просто, я думаю, что каждому свое.

А.ПЛЮЩЕВ: Но это точно уже теперь твое, сто процентов?

М.ЕВЛАНОВ: Это то, без чего я уже не могу. Мне уже за 30 – я не могу поменять что-то. Я буду этим заниматься.

А.ПЛЮЩЕВ: Но ты производишь впечатление человека, который может подорваться.

М.ЕВЛАНОВ: Подорваться?

А.ПЛЮЩЕВ: Да. В том числе и изменить свою жизнь.

М.ЕВЛАНОВ: Ну, может быть.

А.ПЛЮЩЕВ: Может, ты производишь впечатление, я не знаю.

М.ЕВЛАНОВ: Может быть. Просто у меня прикрыты тылы, поэтому, может, произвожу впечатление. Я ничего никогда не загадываю. Потому что на все на свете воля божья. Как там что повернется, что будет через год, никто из вас тоже ведь не знает. Поэтому это такой, философский вопрос.

А.ПЛЮЩЕВ: Ты когда-нибудь отказывался от роли, когда она тебя не устроила не по содержанию, а когда не договорились по деньгам?

М.ЕВЛАНОВ: Был такой эпизод.

А.ПЛЮЩЕВ: То есть бывают такие ситуации у вас в киномире?

М.ЕВЛАНОВ: Конечно. По-разному бывает. Бывает, и за так снимаешься.

А.ПЛЮЩЕВ: Да?

М.ЕВЛАНОВ: Конечно. За спасибо. За обед.

Д.БОРИСОВ: Для этого режиссер должен быть какой-то близкий человек?

А.ПЛЮЩЕВ: Да, по дружбе или как?

М.ЕВЛАНОВ: Это по-разному.

Д.БОРИСОВ: Или просто такой сценарий, что просто невозможно?

М.ЕВЛАНОВ: Вы знаете, это бывает сценарий, бывает дружба. Бывает и от жадности, кстати.

А.ПЛЮЩЕВ: А бывает, что кидают? Серьезно?

М.ЕВЛАНОВ: Да. Бывает. И кидают, и подкидывают, я врать не буду.

Д.БОРИСОВ: И бегают потом.

М.ЕВЛАНОВ: И бегают, и прыгают, и ждешь годами. Бывает всякое. Поэтому не так легка и неказиста жизнь народного артиста. Но в принципе, что касается «Острова», там все было чинно и благородно.

А.ПЛЮЩЕВ: А сейчас снимаешься где-нибудь?

М.ЕВЛАНОВ: Сейчас вот я снялся на канале «Звезда» в каком-то коротком метре про 9 мая. Вообще, у меня продолжаются съемки у Андрея Сергеевича Смирнова, который снимает фильм «Жила-была одна баба».

Д.БОРИСОВ: Это не милитаристская там роль?

М.ЕВЛАНОВ: Нет-нет, это про женщину начала века, мой любимый период. Из «Острова» там есть Алексей Серебряков.

Д.БОРИСОВ: Любимый период. Ты говоришь, что не любишь читать. Историю тоже?

М.ЕВЛАНОВ: Нет, история – это то, что я читаю. Я очень люблю этот период. Я им очень плотно занимаюсь. Я могу вам рассказать о многих генералах, о многих не генералах, белых офицерах и о тех, которые перебежали на сторону красных.

Д.БОРИСОВ: То есть не зря такие роли военной направленности липнут к тебе?

М.ЕВЛАНОВ: Ну да. Потому что мне прабабушка много рассказывала. Она вообще была 1904-го года рождения. Я очень много слышал и никак не мог понять, почему в школе так. Она говорит: «Сынок, ты носи крестик». В школу прихожу: «Да ты что вырядился!» В общем, эти коллизии… в общем, она это во мне поселила и зародила. В общем, люблю.

А.ПЛЮЩЕВ: А в династии военные были?

М.ЕВЛАНОВ: Да. Дед танкист, офицер. Это по папиной линии. Были еще где-то казаки, но это надо выстраивать, ковыряться. У меня очень богатая семья, раскиданная по России, поэтому надо собирать у них информацию всю.

Д.БОРИСОВ: А были актеры?

М.ЕВЛАНОВ: Нет, я первый. Я имею в виду профессиональных актеров.

А.ПЛЮЩЕВ: Обычно же так бывает, что все равно кто-то, где-то, что-то. А вот бывает, что и первый в родне и первый в семье. Это часто бывает трудно – объяснить родителям, чем ты занимаешься.

М.ЕВЛАНОВ: Мама меня до сих пор не ассоциирует с актером. «Мишка-поганец», все.

Д.БОРИСОВ: А в кино ходит, смотрит?

М.ЕВЛАНОВ: Нет.

Д.БОРИСОВ: Ну а когда на экране показывают – трейлеры того же «Острова»?

М.ЕВЛАНОВ: Нет, ну то, что она видит. Специально она не ходит. Специально ходит только папа.

Д.БОРИСОВ: Ну надо же.

М.ЕВЛАНОВ: Да, папа с моей сестрой младшей. Смотрят, улыбаются. Не знаю, о чем думают, но и нравится.

Д.БОРИСОВ: А вот Вася Степанов, когда был у нас в гостях, ехал с нами, признавался, что актеры более опытные немножко над ним подтрунивали во время съемок…

А.ПЛЮЩЕВ: Или, скажем так, не очень принимали.

Д.БОРИСОВ: Не принимали, подшучивали.

М.ЕВЛАНОВ: Это нормальная ситуация. К этому надо очень спокойно относиться. Это армия.

Д.БОРИСОВ: Ты устраивал дедовщину Васе?

М.ЕВЛАНОВ: Васе? Никогда.

Д.БОРИСОВ: У вас же много общих сцен.

М.ЕВЛАНОВ: Много. Ну, вы можете у Васи спросить. Он всегда скажет в сторону Евланова, что только уважение, и все. Я никогда не тираню людей. И в армии никогда никого не тронул, когда стал уже постарше. Потому что я не могу унижать…

Д.БОРИСОВ: А сам сталкивался с этим в роли жертвы?

М.ЕВЛАНОВ: Ну не жертвы. Но дедовщина была. Не сказать, что страшная, но было все. Но я к этому всегда относился с юмором. Ну а если серьезно к этому относиться, можно до белого каления себя довести, и все. Боролся, конечно, защищался, когда нужно было.

А.ПЛЮЩЕВ: Про кризис обычно тут спрашивают часто. Меньше ролей стало? Меньше снимают сейчас? Говорят некоторые, что вообще ничего не снимают.

М.ЕВЛАНОВ: Нет.

Д.БОРИСОВ: А некоторые говорят, что ничего не почувствовали и никакого кризиса у них и нету.

М.ЕВЛАНОВ: Счастливые люди. Я вообще не знаю, что такое кризис. Мне кажется, кризис в умах произошел у человечества. Потому что я приехал из Португалии в момент, когда он уже тут был, в январе, и вот здесь кризис я почувствовал. Но это для меня был не кризис, а люди стали жесткие, скованные, жлобство вообще в России.

Д.БОРИСОВ: Какое жлобство, когда выходишь, в центре города заходишь в любое заведение – набито битком. Казалось бы, денег меньше у народа.

М.ЕВЛАНОВ: Нет, я сейчас не про деньги говорю. Я говорю про человеческий подход вообще к жизни. Я, на самом деле, первый раз в жизни оказался перед свободой за границей.

Д.БОРИСОВ: Только сейчас?

М.ЕВЛАНОВ: Конечно. Я был в Англии, в Индии, потом в Португалии.

Д.БОРИСОВ: Это за январь?

М.ЕВЛАНОВ: Нет, за пять месяцев. Потом еще в Германии был.

Д.БОРИСОВ: А почему? Раньше не было желания?

М.ЕВЛАНОВ: Не было возможности. Я как-то никогда не форсирую события. А тут получилось – Англия, Индия, Португалия, Германия, и в Россию вернулся. И я чуть не обалдел вообще. Я не открываю, наверное, никому Америки, но я был в шоке.

А.ПЛЮЩЕВ: Открой Индию.

М.ЕВЛАНОВ: Индия – вообще страна, где мои мечты о пышногрудых гуру разбилась. Я увидел нищую такую страну, где упал, утром проснулся, дикие обезьяны по ночам бегают, где говорят «Туда не ходи», где на рынках есть черви белые. В общем, страшно. И я не увидел там этого «Джими-Джими, Ача-Ача»…

Д.БОРИСОВ: Боливуда.

М.ЕВЛАНОВ: Да. Хотя в пионерском лагере нам показывали, и мы думали: «О! класс!»

А.ПЛЮЩЕВ: Но, с другой стороны, даже вернувшись из такого мира, ты как-то был шокирован родиной.

М.ЕВЛАНОВ: Конечно.

Д.БОРИСОВ: Погодой, наверное, в первую очередь. После такого набора стран.

М.ЕВЛАНОВ: Нет, не погодой. Шевчук поет «Родина-уродина». Я понимаю, о чем он поет. Потому что когда я уезжал, я не видел лучшего, и тут такая несостыковка у меня произошла. «А что-то там такое где?» — спрашиваешь у полицейского. Так он тебе покажет, отведет. Попробуй здесь у нас спроси у кого-нибудь, где туалет.

А.ПЛЮЩЕВ: Я сейчас покажу. Тут в конце коридора.

М.ЕВЛАНОВ: Но на самом деле, что касается «Обитаемого острова»…

А.ПЛЮЩЕВ: Он все время выруливает. Мы уже забыли, а он все выруливает. Сплошной пиар.

М.ЕВЛАНОВ: Но это хороший пиар.

Д.БОРИСОВ: Ну, для баланса мы скажем, что нам не понравилось, нам, Дмитрию Дмитриевичу.

М.ЕВЛАНОВ: Кстати, это тоже хорошо, что тебе не понравилось. Значит, есть какие-то мнения – кому-то нравится, кому-то нет. Я вообще за искусство, которое ты выражаешь. Хуже всего, если бы ты сказал: «Мне все равно». Это было бы хуже всего. А не понравилось – значит, что-то там произошло.

Д.БОРИСОВ: Михаил Евланов сегодня был в программе «Попутчики». Мы продолжаем ехать дальше. Дмитрий Борисов, Александр Плющев. Спасибо, Миш, что ты с нами.

А.ПЛЮЩЕВ: Нашел время проехаться.

Д.БОРИСОВ: А со слушателями мы прощаемся до следующей субботы.

М.ЕВЛАНОВ: До свидания.

А.ПЛЮЩЕВ: Счастливо, пока.

Д.БОРИСОВ: Пока.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире