'Вопросы к интервью
К. ЛАРИНА – Мы начинаем программу «Человек из телевизора». Здесь Ирина Петровская. Ну не надо, все нормально. Ну чуть сопливим. Что делать, весна. Здравствуйте.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Здравствуйте. Капель.

К. ЛАРИНА – Телефон прямого эфира 363-36-59, конечно твиттер тоже есть. Фейсбук завела, скоро и твиттер заведешь.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, я пала, цитадель эта пала.

К. ЛАРИНА – «Цитадель» когда обещают премьеру?

И. ПЕТРОВСКАЯ — В мае.

К. ЛАРИНА – Мы начинаем обсуждение прошедших программ и естественно, лидером передач я вижу это по количеству отзывов, стал фильм Леонида Парфенова «Он пришел дать нам волю», посвященный М. С. Горбачеву. «Дорогие ведущие, у меня одно мнение и один вопрос. Мнение: совершенный (я настаиваю на этом слове) фильм Парфенова о Горбачеве. Он не собирался никого переубедить (это тщетно), он по-человечески тепло и по-журналистски точно написал портрет человека, изменившего историю». Дальше: «Замечательный фильм Парфенова, очень точно передающий основную суть Михаила Сергеевича – человечность, врожденное чувство свободы и глубокую, исконно русскую интеллигентность. Порадовал президент награждением Горбачева. В целом исторически взвешенный, мудрый шаг со стороны Медведева». Я специально не отмечала, но вижу, что в основном все отклики очень позитивные по поводу этого фильма.

И. ПЕТРОВСКАЯ — У меня тоже в высшей степени позитивный и связан с тем, что он не в очень типичной для Парфенова сделан манере. Там меньше, чем в других его работах всяких прибамбасов, изобразительных, каких угодно. Действительно он рисует свое видение и определяет, мне кажется самое главное, что вообще связано с Горбачевым и его эпохой – то, что ключевой момент всей перестройки – свобода. И дальше он рассказывает, по каким это шло направлениям. И действительно абсолютно ни с кем не спорит и даже не рассуждает на уровне с одной стороны, с другой стороны. Это мне кажется его такое личное высказывание, как впрочем мне кажется и другие авторы, которые обращались в эти дни юбилейные.

К. ЛАРИНА – Это был Млечин.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И Млечин в какой-то степени, потому что это все-таки в большей степени просто история любви Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны. И Сванидзе в «Исторических хрониках». Все-таки журналисты нашего поколения, которые начали свою профессиональную деятельность именно в эти годы, в середине 80-х, действительно в большинстве своем испытывают чувство благодарности к Михаилу Сергеевичу, причем чувство личной благодарности именно за то, что когда казалось бы ожидать особенно нечего, вдруг так все открылось и стало возможным. Поэтому мне кажется, что очень хорошо, что этот фильм поручили снимать именно на Первом канале я имею в виду Леониду Парфенову.

К. ЛАРИНА – А там еще был Познер.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Он был в воскресенье. Мне в меньшей степени понравилась эта беседа. Потому что я не очень понимаю этот принцип, когда человеку все время предлагают комментировать то, что он сказал ранее.

К. ЛАРИНА – И мало этого там не развивается беседа. Ответ и дальше все, следующий вопрос.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Хорошо, и дальше куда-то совсем переехали. Но, тем не менее, и там было несколько моментов, причем для Первого канала просто парочка или тройка революционных. Когда оставили высказывание Михаила Сергеевича о «Единой России», которую он уже до этого в печатных интервью называл «ухудшенной копией КПСС». И говорил, что, и здесь кстати сказал, что он не допускает и считает неприемлемым монополию на что бы то ни было, на идеологию, на политику, на кадры. Потом он довольно для Первого канала высказался определенно по поводу второго уже срока Путина. И привел разговор с бывшим премьер-министром Франции десятилетней давности, когда тот сказал Горбачеву, что без авторитарных методов Путину не обойтись, но того волнует, сумеет ли он вовремя остановиться. И не навсегда ли авторитаризм в России. И тогда Михаил Сергеевич был абсолютно убежден, что нет и сказал определенно так. Сейчас он уже сомневается в своей тогдашней правоте. И третий вопрос, когда ему задал Познер, что он думает по поводу Ходорковского. Надо ли его выпускать. Тут Михаил Сергеевич немного покрутился, если на нем нет крови, что-то такое, но в результате уже Познер сменил как всегда тему, но он вдогонку сказал: а вообще-то надо выпускать определенно. Поэтому это я считаю просто какие-то революционные вещи. А вот уже в ответах на анкету Пруста, там он по-человечески раскрывался. В том числе он сказал и о Раисе Максимовне, и о том, какие свои черты он считает самыми главными. Когда он сказал, что человечность и как-то очень так не пафосно сказал, что ему по-прежнему очень интересны люди, он всю жизнь считал общение с людьми очень важным для себя. Сразу возникает ощущение – верю. Да, действительно человечность безусловно определяющая. И там еще много кстати было на этой неделе так или иначе сюжетов…

К. ЛАРИНА – Но концерта торжественного в Кремлевском дворце съездов не было.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Сам сюжет, между прочим, я его посмотрела несколько раз, сюжет награждения.

К. ЛАРИНА – Ты очень остроумно его описала в своей статье в «Новой газете». Действительно именно так оно все и было.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, сидит мальчик по сравнению с Михаилом Сергеевичем, который годится во внуки, в сыновья точно. И очень пафосно, совершенно застегнутый на все пуговицы говорит, причем говорит, если вдуматься и тот, кто услышал и прочитать, за что награждают Михаила Сергеевича – за то, что вы руководили страной — первое, и второе – в знак уважения стране, которой вы руководили. Довольно странно прозвучало. А Михаил Сергеевич смотрел на это…

К. ЛАРИНА – Как ты очень точно сказала: с веселым удивлением.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И причем он очень как-то неформально сидел, в расстегнутом пиджаке, красный галстук, я имею в виду не пионерский, а галстук красного цвета. И пытался даже шутить, но шутки не получились. Хотя мне казалось, что здесь можно было бы как-то все эти протокольные условности отринуть и сказать как-то по-человечески, как Парфенов говорил, что Михаил Сергеевич, представляете, в 1985 году, когда вы только начали эту перестройку, мне было 20. И я совершенный был тогда мальчишкой и помыслить не мог, что сейчас пройдет время, и я вас буду не просто иметь счастье видеть, но еще и награждать. И вообще благодаря всем переменам, которые произошли в стране, меня, у которого был самый максимум…

К. ЛАРИНА – Ты ему так текст подсказываешь сейчас.

И. ПЕТРОВСКАЯ — …да, стать зав. кафедрой может быть на юридическом факультете…

К. ЛАРИНА – Вообще удивительно, что он как раз способен на какие-то человеческие проявления. Дмитрий Медведев. Он не раз это подтверждал. Он умеет находить человеческие слова.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Может быть они потом были за кадром, может быть их ощущение, когда идет протокольная съемка, что надо вот так, особенно еще очень смешно прозвучало, это у меня уже не было места цитировать. Я как глава государства подписал указ. Типа лишний раз напомнить.

К. ЛАРИНА – Похоже на отрывок из какой-то сказки Шварца. Ну что делать. А Владимир Владимирович, по-моему, ничего нигде не говорил.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Телеграмму прислал и там тоже что-то такое отметил большой вклад. Неважно, я считаю сам факт награждения Михаила Сергеевича этим высшим орденом тоже уже все-таки о многом говорит. И еще очень важно, что Михаилу Сергеевичу мне кажется это все совершенно уже не так важно. И может быть даже то, что его поздравили журналисты так тепло ему намного более важно. И кто-то очень правильно заметил, я не помню, кто из наших коллег, что обычно журналисты хвалят, лижут иногда даже и смотрят снизу вверх на власть, пока она власть. А потом начинаются пинки и ругательства. А вот здесь все ровно наоборот. Михаил Сергеевич удостоился каких-то очень хороших и теплых слов, именно давно не находясь ни в какой власти.

К. ЛАРИНА – Пошли дальше. Я смотрю, есть разные отзывы о сериале «На солнечной стороне улицы», который я очень хотела посмотреть, но пока не посмотрела. Хотя могу сказать большое спасибо каналу «Россия», они прислали мне диски, я сегодня их получила. Я обязательно посмотрю.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Мне тоже потом передай. Потому что я смотрела выборочно.

К. ЛАРИНА – Здесь два мнения. Одно: «Уважаемые дамы, смотрю «На солнечной стороне улицы», не впечатляет, какой-то соцреализм получается, нет полутонов, поэтичности, целостности образов. Нет Ташкента, эдакого Вавилона. Совершенно ужасно играет Снаткина, образ до конца не проработан, тот, кто книгу не читал, легко примет ее за жертву. В общем, Краснопольский с Усковым особо не заморачивались, сделали что-то в стиле «Тени исчезают в полдень», только знаки плюс и минус местами поменяли». А вот другое мнение из Пензы от нашего слушателя: «Удивительный праздник для души — фильм по книге Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы». Действительно, не видно Ташкента, но, считаю, замечательное совпадение с образами книжными у той же Снаткиной, у Домогарова, даже у маленьких исполнительниц роли Веры, у взрослой Веры. Сама я выросла именно в это время в Узбекистане и почувствовала дух и настроение родины. Это непередаваемо, это могут оценить далеко не все. Огромное еще раз спасибо Дине и авторам фильма».

И. ПЕТРОВСКАЯ — Во-первых, да, надо все-таки посмотреть целиком. Пока я могу сказать, я видела, наверное, половину из того, что прошло. То есть он закончился, по-моему, на этой неделе.

К. ЛАРИНА – Нет еще.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Они же теперь по три серии гонят.

К. ЛАРИНА – Хотя может быть уже и все.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но дело не в этом. Тут первое мнение, что не передает дух книги, а у меня другое значительно более ужасное. Когда я смотрела, я не узнавала вообще ничего.

К. ЛАРИНА – Ты посмотрела много?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Половину примерно. Я не могла по этому экранному произведению вспомнить…

К. ЛАРИНА – Опознать книжку.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но давай посмотрим.

К. ЛАРИНА – Посмотрим и обещаем, что отдельно поговорим. Теперь вопрос от нашего слушателя, который писал про фильм Парфенова. «Что происходит с «На ночь глядя»? Неужели на Первом не понимают, какой драгоценный продукт в их руках? А они им пренебрегают и выдают в эфир всё реже и реже. Аудитория ведь теряется, она не в состоянии уследить за принципом галереи, который дорог авторам. И почему вдруг за титанами Хабенским и Меньшиковым вдруг появляется Светлана Ходченкова. Артистка хорошая, молодая, но… В галерее это работает, а в одиночку выглядит странно. Жаль. Верните передачу!!!» Я могу только присоединиться…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Сколько себя помню здесь в эфире, периодически по-моему, раз в несколько месяцев мы вопием: верните нам «На ночь глядя».

К. ЛАРИНА – Тем более действительно когда они появляются вдруг как черт из табакерки и со Светланой Ходченковой, вдруг ни с того, ни с сего, это выглядит по меньшей мере диковато. В конце концов, если так они появляются точно, давайте тогда уже точечных персонажей нам предъявляйте. Чтобы это был выход, так выход. Я согласна с нашим слушателем, когда он точно говорит про галерею. Когда это идет в галерее, может быть и Ходченкова и Ксения Собчак, да кто угодно. А когда это такие выходы разовые, то конечно они должны быть в десятку.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Вообще мне кажется, что надо бы, все-таки на Первом канале понимают, что залог во многом успеха любой программы это регулярная предсказуемая периодичность выхода. Потому что иначе просто ты не знаешь, где искать, когда и кого тем более ожидать. Ходченкова я думаю, по одной простой причине, наверняка сейчас какой-нибудь сериал выйдет. Как правило помимо того, что приглашают на эту программу действительно каких-то очень интересных персонажей, еще и зовут тех, кто так или иначе связан с Первым каналом, либо в сериалах, либо в каких-то программах. Возможно это. Верните, ну да. Отдайте нам. Мы хотим.

К. ЛАРИНА – «Школа злословия» с Евгением Витковским — просто какое-то прекрасное удивление, — пишет слушательница из Кирова, — очень неожиданный гость, если и не для ШЗ, но для НТВ и всего российского телевидения. Не могла оторваться от просмотра. Спасибо авторам. Низкий поклон Евгению Владимировичу». Какие-то у нас сегодня позитивные отклики, прям приятно.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я тоже видела и как раз это неудивительно в том смысле, что уже довольно давно в «Школу злословия» зовут не скандальных гламурных медийных персонажей, а людей, которые большинству как раз неизвестны.

К. ЛАРИНА – Это всегда открытие для многих.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, для тех, кто в состоянии оценить обаяние ума, это бывает именно открытие. Хотя я понимаю до какой степени это рискованно и поэтому, наверное, программа задвинута глубоко в ночь, что мол, там эта аудитория, которая может оценить и находится. Но они эту давно нишу как-то занимают, и эту жилу, извините, разрабатывают. Должен же кто-то.

К. ЛАРИНА – И еще тоже позитивная телеграмма от слушателя из Ростова-на-Дону: «Только что посмотрел передачу «Кто здесь звезда?» по РЕН-ТВ с Жанной Эппле. Это супер! Супер!! Игорь Порываев – талантливейший актер! Провести 23 мин. такого «интервью» и ни разу не засмеяться — огромный актерский талант. Мой ему, как сейчас говорят респект». Ну можно только присоединиться. Это наша любимая с некоторых пор программа.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Жанна Эппле сегодня должна быть.

К. ЛАРИНА – Вчера была.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет, они пятого. У нас же все сместилось.

К. ЛАРИНА – В Ростове-на-Дону человек посмотрел уже.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Значит в Ростове прошло, а она должна быть сегодня.

К. ЛАРИНА – То есть мы сегодня ее увидим?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, конечно, в 00.30. А на прошлой неделе был Джигурда в этом же формате. Мы можем после перерыва поговорить.

К. ЛАРИНА – У нас сейчас новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Чтобы не вводить в заблуждение публику, да, сообщаем, что совершенно правильно действительно программа интервью со звездой была показана вчера как обычно по пятницам на канале РЕН-ТВ, программа с участием Жанны Эппле. Это мы тут немножко сами запутались.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я не запуталась.

К. ЛАРИНА – Ты не путай сейчас людей.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Мне пришел поздний пресс-релиз.

К. ЛАРИНА – Бог с ними. Они не понимают, что такое пресс-релиз.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Там была ориентировка на 5 число.

К. ЛАРИНА – Неважно, важно, что она уже прошла. В эфире пятница и если кто-то не увидел, как мы, например, вместе с вами посмотрим в Интернете, поскольку всегда эту программу можно там найти. И программу с Джигурдой тоже. Замечательная передача. Мне даже жаль, что она выходит только один раз и тот, кто пропустил, может ее только в Интернете посмотреть. Что ее не показывают в другое время.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Может быть потом покажут, потому что, во-первых, идея совершенно прекрасная. Во-вторых, это очень хороший способ многим интервьюерам посмотреться как в зеркало.

К. ЛАРИНА – Как вы выглядите по-идиотски.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Именно когда говорите больше, чем гость, когда несете всякую пургу. А гости, конечно, бывают сумасшедше прекрасные, как в частности вышеозначенный товарищ Джигурда. Никакая пародия не сравнится с тем, что на самом деле являет собой этот персонаж. Пересказать невозможно. Но реакция действительно, поскольку актер исполняет роль Игоря Порываева…

К. ЛАРИНА – Два актера причем.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Даже не актерские реакции, потому что нарочно не придумаешь, как он прекрасно реагирует, когда говорит, что на австралийском телевидении нельзя произносить эти слова, образы. А Никита Джигурда во всех случаях как тот денщик, на все вопросы загадок отвечает, извините сейчас более яркое слово «задница». А когда денщик спрашивает: ваше высокоблагородие, почему? – А я завсегда о ней думаю. Вот он точно также думает завсегда о некоторых частях тела.

К. ЛАРИНА – Потом он после этого эфира буквально вчера или позавчера пришла новость, что он готов возглавить гей-движение в Москве и выйти в качестве лидера гей-парада. Именно для того чтобы поддержать сексуальное меньшинство, поскольку он по определению как сам говорит не является геем, и надеется никогда им не будет, но ради торжества толерантности готов сделать и это. Ты не знала об этом, у тебя глаза округлились.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Лучше его использовать в каких-то этих движениях «Молодая гвардия»…

К. ЛАРИНА – Нет, нет. Зачем же. Он пусть будет при деле.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Там мне кажется настоящих буйных-то мало.

К. ЛАРИНА – Он слишком парадоксален. По поводу парфеновского фильма еще пришла информация, не знаю, насколько она соответствует действительности, но, тем не менее, я прочту реплику от Ольги: сообщаем вам, что фильм про Горбачева Леонид Парфенов снял по личной просьбе Александра Лебедева, который его и профинансировал. Ну если это так, тем более замечательное решение проблемы. Без затрат от Первого канала. Александр Лебедев это известный бизнесмен, владелец «Новой газеты».

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я этого не знала.

К. ЛАРИНА – Если это так, я думаю, тоже ни в коей мере не умаляет достоинство работы.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Для меня лично не имеет ни малейшего значения, потому что факт остается фактом. Что Леонид Парфенов снял, а Первый канал показал. Это самое главное и это останется в любом случае в нашей истории телевидения и истории вообще.

К. ЛАРИНА – Сегодня будет в «Закрытом показе» фильм «Кошечка», который я очень рекомендую всем посмотреть. Работа Григория Константинопольского. Я видела анонс передачи, один из актеров, по-моему, Владимир Чернышев актер говорит во время обсуждения, что этот фильм лишнее подтверждение тому, что главным в кино, нет ничего ценнее в кино актерского мастерства. Потому что есть малобюджетное кино, то это супер-пупер малобюджетное мало-мальски бюджетное кино, снятое буквально за несколько дней на коленке.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Чуть ли ни в квартире.

К. ЛАРИНА – В квартире Григория Константинопольского. И я думаю, что действительно здесь стоит оценивать именно актерские работы и литературную основу. По-моему, Гриша это сам писал. Если я не ошибаюсь, его сценарий. Так что посмотрите обязательно.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я кстати не видела. Я буду обязательно смотреть. Но еще мне кажется очень большой дефицит вообще историй, хорошо рассказанных. Потому что очень многие фильмы ты смотришь с некоторым таким недоумением, что тебе собственно хотят рассказать. И не можешь никак вникнуть, и тогда начинается придумывание каких-то смыслов. В связи с этим очень смешно бывает слушать обсуждение после фильма. Когда каждый вкладывает свое содержание, а на лице режиссера и съемочной группы какая-то совершенно невероятная гамма чувств, потому что они не подозревали о тех смыслах, которые вкладывают совершенно разные люди. И те, кому нравится и кому не нравится.

К. ЛАРИНА – Возьмите, пожалуйста, наушники. Пришла пора нам встретиться лицом к лицу с аудиторией. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Николай. Большинство нашего народа теперь уже после перестройки ненавидит Горбачева. А вот правительство прям, большинство журналистов от него просто без ума. Почему такой диссонанс?

К. ЛАРИНА – Откуда у вас такие сведения, что большинство населения ненавидит Горбачева?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Из интерактива по радио, например. С того же «Русской службы новостей», «Эхо Москвы». А вас только 15%, вы и еще…

К. ЛАРИНА – Да иди ты к черту. Если дяденька Николай ссылается на аудиторию «Эхо Москвы», я поэтому спросила, откуда у него такие сведения, буквально в четверг я лично проводила опрос, задавала вопрос очень простой, тупой. Кто для вас Горбачев больше: разрушитель или созидатель. Да, там было много голосующих за негативный образ Горбачева. Но если мне не изменяет память, это было, по-моему, 33% слушателей «Эхо Москвы» так оценивают его деятельность как разрушительную и соответственно 70 с лишним как позитивную.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Тут есть, конечно, резон.

К. ЛАРИНА – Тут можно поспорить, Ира, вот с чем. Что никакого обожания со стороны власти Горбачева, я вас умоляю.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Власть более чем сдержанна в отношении к Михаилу Сергеевичу. Журналисты — да, я уже объяснила, почему. Потому что в состоянии оценить то позитивное, что принес Горбачев и в частности, между прочим, для нашей профессии.

К. ЛАРИНА – Не только для нашей профессии

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я сейчас говорю, почему журналисты.

К. ЛАРИНА – Нет, Ир, я тут не соглашусь.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я говорю в том числе.

К. ЛАРИНА – Журналисты оценивают, я надеюсь, не по степени свободы своей профессии. А совсем по-другому.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И своей профессии и свобода как таковая. Я поэтому и говорю, что Леонид Парфенов в данном случае говорил о свободе не только свободе слова и не только для себя лично, а о свободе как главной составляющей всего, что было затеяно Горбачевым.

К. ЛАРИНА – Мы хотя бы понимали, при нем начали задумываться о смысле этого понятия, что это такое.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И плюс еще много есть разных фактов, которые просто многим не приходят в голову совместить.

К. ЛАРИНА – Что касается обожания, ненависти, я лично в таких категориях вообще не люблю разговаривать в отношении политиков. Это вообще смешно даже об этом говорить.

И. ПЕТРОВСКАЯ — А уважение и благодарность, безусловно.

К. ЛАРИНА – Есть масса вещей, про которые можно говорить с Михаилом Сергеевичем и эти разговоры не раз были, в том числе в нашей студии. Можно вспомнить, что с одной стороны он вернул А. Д. Сахарова из ссылки, а с другой стороны его же и заткнул на том памятном съезде. Мы все это помним.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но заткнул-то как.

К. ЛАРИНА – Мы помним все его ошибки.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Подожди. Здесь это тоже рассказано и очень хорошо и Парфенов, стоя в этой квартире на первом этаже на окраине в Нижнем Новгороде, я кстати там была, производит ужасающее впечатление. Потому что она была изолирована и в квартире напротив бесконечные соглядатаи сидели. И когда он позвонил, поставили телефон, все понятно. И как можно было это делегировать той же академии наук, но Горбачев в тот момент сказал: нет, мы должны его вернуть не только даже как ученого, а именно как общественного деятеля.

К. ЛАРИНА – Ты помнишь сцену во время заседания Верховного Совета.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ну и что? Ну правильно…

К. ЛАРИНА – Когда он говорил ему: уберите тут ваши бумажки. Сахарову.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Тем не менее, он же его назад не отправил. Правда.

К. ЛАРИНА – Это понятно. Политик без грехов не бывает, смешно об этом даже рассуждать всерьез. Ну товарищи. Мы тоже в это время жили, так же как и дорогой Николай. Мы тоже жили в это горбачевское время. И когда я об этом думаю, думаю, что для меня важнее, да безусловно, и кровь на нем есть, и он это знает и не чеченская война, конечно же, но тем не менее, были истории, и Тбилиси был, и Прибалтика была. И Фергана была. Много чего было. Но с другой стороны если вспомнить ощущение завтрашнего дня, которое сегодня нам недоступно, мы не понимаем, что это такое. Мы сейчас живем, уткнувшись в стену кирпичную. И дальше этой стены мы ничего не видим. Поэтому атмосфера такая удушающая в стране сегодня. А тогда это даже можно посмотреть по телевидению, иногда показывают какие-то старые передачи по каналу «Ностальгия», тот же «Взгляд», «До и после полуночи» и прочие. «Пресс-клуб» тот же, который ты вела. Это ощущение абсолютного стремления в какую-то невероятно интересную жизнь. В которую мы все стремимся. И ощущение, что ты что-то решаешь в этой стране.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Телевидение, на мой взгляд, даже во многом предвосхитило многие перемены, потому что как только ему дали свободу относительную, выяснилось, что это уже необратимо. Почему я думаю сегодня, они тоже не дураки там сидят, они боятся ослабить эту цепочку и этот намордник чуть-чуть, потому что они прекрасно понимают, что только дай немного свободы, как тут же эта реакция выходит из-под контроля. И пошло дальше, дальше. Поэтому даже при сроке Михаила Сергеевича мы помним прекрасно, как были определенные завертывания гаек на телевидении.

К. ЛАРИНА – Там рядом же был противовесом Лигачев, который этим активно занимался.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я очень хорошо помню, в 1991 году я как раз перешла в январе в «Огонек» и писала материал о том, что пришел Л. П. Кравченко председателем в Гостелерадио, который сказал, я пришел типа выполнить волю Горбачева, и началось просто свертывание реальное. Начали изыматься какие-то программы, вырезаться сюжеты. И, в общем, было ощущение, что идет возврат. И тут уже пошел и Вильнюс, и тогда кстати отказались Татьяна Миткова и Дмитрий Киселев ТСН читать новости про Вильнюс отредактированные и пришлось крокодилов из-под коряг доставать. Прежних, которые могли спокойно рапортовать…

К. ЛАРИНА – Дикторов.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Не дикторов даже, а были такие политобозы, которые, стоя на мирном фоне, говорили, что никаких танков в Вильнюсе нет, и вообще все прекрасно и спокойно. Но, тем не менее, те же самые Миткова и Киселев в то время спокойно совершили этот свой акт, отказались просто читать это. Потом они на некоторое время ушли с телевидения, но потом на коне же и вернулись.

К. ЛАРИНА – Если на весы класть, была антиалкогольная кампания невероятная по своему трагизму и глупости. И кстати, Горбачев об этом говорил и продолжает говорить и признает это как одну из своих самых тяжелых ошибок. Я помню эти трагические истории, связанные с антиалкогольной кампанией. Жуткие. Это унижение народа, толпы, этот кошмар.

И. ПЕТРОВСКАЯ — …телевизионную тему, когда то же самое телевидение, а российского еще не было в тот момент, пыталось всячески не допустить Ельцина на экран. Тоже все это было.

К. ЛАРИНА – Я помню октябрьский пленум, когда давил Михаил Сергеевич Ельцина, который в итоге ему отомстил. Это политика все, надо смотреть, уж мы-то, боже мой, эмоциональные, нервные люди возбужденные. Но все равно мне кажется, что стоит иногда немножко так отстраняться от этого. Не питаться мифами. А вспоминать так поступательно вашу жизнь. Тем более если вы ее там жили. Это же все на ваших глазах происходило.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Афганистан очень вовремя вспомнили. Что он прекратил это. А могли до сих пор там сидеть. Да, между прочим, я подумала, когда смотрела сейчас все это с Михаилом Сергеевичем, совершенно легко и свободно и спокойно мог еще и сегодня быть главой страны. Он совершенно в полном разуме и здоровье…

К. ЛАРИНА – Это уже другой вопрос.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Просто, тем не менее, человек уходит. А были все возможности остаться и цепляться.

К. ЛАРИНА – Давайте еще несколько звонков, если успеем. Потому что у нас в конце еще поздравление сегодня. У нас сегодня 5 марта, не подумайте чего плохого. Пожалуйста, алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Владимир. Я из Уфы. Мне достаточно уже лет, и много правителей было на моей памяти в России. Но самое светлое впечатление из всех, кто был, я родился в 1953, после смерти Сталина, то есть самый приличный, кто был из них, это конечно Горбачев. Сколько там… лет, которые я прожил в его время и как сказал Парфенов, он пришел дать нам волю, он конечно ее хотел дать, ему было тяжело, он может быть и дал что-то. Но распорядились не совсем так, как хотелось. А Горбачеву больших претензий нет. И во всяком случае сегодня он смотрится как вполне приличный… симпатичный человек. И не хочется кидать камни в его совсем… Спасибо вам за то, что вы меня выслушали.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Я вспоминала, сейчас слушала, в 1992 году я делала интервью с Владимиром Буковским. Я помню впервые от него это услышала. Когда уже было ощущение, чего-то нехорошего, неправильного. После этой победы 1991 года. И он тогда сказал, он тоже был ужасно разочарован, он еще жил в Москве и говорит, что власть упала в руки, можно было сделать и это, и это, все, ничего не сделано. И как говорил Горбачев, процесс необратимый, он уже обратимый. Уже в 1992 году было понятно, что он обратимый.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но непонятно было, что он до такой степени обратимый.

К. ЛАРИНА – Видишь, загнали обратно пасту в этот тюбик. Еще один звонок. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Вадим, Санкт-Петербург. Хотел вас поздравить, сегодня же день смерти палача русского народа – Иосифа Виссарионовича.

К. ЛАРИНА – Совсем не хотелось бы вообще упоминать.

СЛУШАТЕЛЬ – Хорошо, тогда хотел очень интересную параллель по поводу Горбачева. Оказывается, что у Горбачева и Раисы Максимовны были уничтожены оба деда. Слышали об этом?

К. ЛАРИНА – Да.

СЛУШАТЕЛЬ – 1937, 1938 год, то есть они попали под репрессии. Так может быть какая-то историческая справедливость, что именно Горбачев разрушил ту вертикаль власти, построенную Сталиным, который в свою очередь уничтожил его деда. Что-то есть такое.

К. ЛАРИНА – Наверное, конечно. А как, конечно. Это непрерывность истории человеческой судьбы.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Хотя Михаил Сергеевич во всех своих интервью говорил, он как-то совершенно не связывал судьбу своего деда с общим отношением к режиму и точно также горевал по поводу смерти Сталина и писал сочинение на тему «Сталин – наша слава боевая». Как многие другие. То есть это его собственный пройденный им наверное очень тяжелый очень сложный путь к пониманию того, что…

К. ЛАРИНА – Кстати, за это больше всего и уважаешь этих людей…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Потому что он плоть от плоти, кровь от крови прошел, что называется, как раньше говорили по всем ступеням этой карьеры партийной. И в принципе ничто не предвещало такого поворота.

К. ЛАРИНА – Тебе холодно что ли? Выключить.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Мне холодно да, у вас тут кондиционер.

К. ЛАРИНА – Я все время включаю, выключаю.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я и так простужена.

К. ЛАРИНА – По анонсам то, что мы успели посмотреть, сейчас целая череда выходных. И поэтому там любители советского кино получат по полной программе все, что они забыли, вам напомнят. Но кроме того, кроме праздников общечеловеческих типа 8 марта есть еще и замечательный юбилей Андрея Александровича Миронова. 70 лет ему исполнилось бы всего-то. А кажется человек уже из другой эпохи.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Сколько ему было, 46, по-моему, когда он ушел.

К. ЛАРИНА – Будут фильмы про него, передачи про него.

И. ПЕТРОВСКАЯ — На Первом канале день Миронова как был день Высоцкого.

К. ЛАРИНА – И кстати в театре Сатиры, естественно, премьера спектакля, посвященного памяти Андрея Миронова, именно его 70-летию, это не то что делали 5 лет назад, это новый спектакль, который наверняка захочется вам посмотреть. И еще один юбилей, который мне хотелось бы сегодня упомянуть. Поскольку актриса, которая сегодня отмечает свой день рождения, круглый день рождения, она имеет непосредственное отношение к телевидению. Это Елена Яковлева. Дорогую Лену Яковлеву мы от всего сердца поздравляем с днем рождения. Она замечательный человек, просто еще так бывает, помимо того, что артистка хорошая, она еще очень хороший человек. И вот ее какая-то сериальная история как актрису не растиражировала, не сделала из нее общее место. Она все равно осталась хорошей артисткой. В сериале «Каменская».

И. ПЕТРОВСКАЯ — Может быть, кстати, потому что я периодически попадаю сейчас, разные каналы показывают разные сезоны «Каменской».

К. ЛАРИНА – Смотреть можно без конца.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да. Несмотря на то, что, по-моему, сделаны естественно разными режиссерами, но они сделаны, что называется, крепко. Там нет ощущения этой халтуры и того, что гонят и гонят один и тот же бренд и эту марку. И действительно то ли потому что она там играет или Гармаш тот же, потом его убивают, но тем не менее. Хорошие артисты, вполне себе крепкое кино.

К. ЛАРИНА – Сейчас монтируется новый сезон «Каменской». Режиссер этих новых серий Марат Ким. И Марат, поскольку мы с ним в реальной жизни знакомы, Ира и я, он прислал сегодня к нам на эфир свежеиспеченную песню, посвященную юбилею народной артистки России Елены Яковлевой. И этой песней мы и завершим сегодняшний эфир. Поздравляем Лену. Если кто знаком с Леной, но забыл про сегодняшний день, обязательно ей позвоните и поздравьте. Ей будет очень приятно. Леночка, тебе ролей новых и больших в «Современнике», это твой театр и в каждой роли ты по-настоящему настоящая звезда. Спасибо тебе большое. С праздником, и песня в честь тебя.

ПЕСНЯ


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире