'Вопросы к интервью


К. ЛАРИНА — Вопросов очень много пришло – я говорю Ире Петровской. Здравствуй, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Здравствуй. Не запугаешь.

К. ЛАРИНА — Вопросов огромное количество пришло. Я их еще не смотрела, но надеюсь, что не все вопросы про «Плесень». Меня это счастье миновало, я в этот вечер была занята и не посмотрела это кино века.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Мы с тобой вместе в этот вечер были заняты.

К. ЛАРИНА — А мы где были? Мы были у Юры Роста на юбилее.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Дело в том, что я это записала.

К. ЛАРИНА — Ты не могла пропустить. Я думаю, Господи, какое счастье, что я не смотрю это…

И. ПЕТРОВСКАЯ — А почему счастье? Это нужно смотреть. Потому что это удивительный жанр.

К. ЛАРИНА — Много ты почерпнула?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Дело не в том, сколько и чего я почерпнула, а дело в том, что умудрились наши и научились создавать произведения… Ну послушай, какой здравомыслящий человек будет смотреть фильм два часа почти про плесень. Это надо научиться так подать, так упаковать, чтобы народ, а действительно потом я посмотрела наша с тобой подруга и коллега Арина Бородина опубликовала рейтинг, там был колоссальный рейтинг. То есть народ со всех каналов пришел на «Плесень». И это уже само по себе культурный шок. А я имею в виду, что надо уже научиться создавать с одной стороны по неким лекалам, как создаются западные научно-популярные фильмы, а с другой стороны это такая исключительно наша вещь. Потому что разрозненные факты, каждый сам по себе имеющий возможно научное звучание и совершенно правильно, потому что берется много ученых, с каждым видимо пишется большое интервью по его теме. Ученые микологи, биологи.

К. ЛАРИНА — А потом оттуда вытаскиваются…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Фразы, которые сами по себе абсолютно имеют право на существование. Но на основе этих фактов вот это создается общая апокалиптическая картина того, как на нас наступает страшная опасность, страшнее всего в мире, плесень, тут у нас кондиционер…

К. ЛАРИНА — Вон смотри, плесень. Плесень! Я вижу ее!

И. ПЕТРОВСКАЯ — А если мы кондиционер вскроем, то там вообще страсть божья. И чтобы снять еще так эффективно эту плесень…

К. ЛАРИНА — А дома есть у тебя?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я думаю, что да. Потому что мне было сказано в этом фильме, что плесень… Ну мало того, что у меня регулярно плесневеет, извините, в холодильнике, но плюс еще мы даже не подозреваем, возможно, что где-то под плиткой, на стенах, причем есть рецепт, если она появилась, то нужно дом разрушить до основания.

К. ЛАРИНА — А я видела фрагмент в анонсах, когда дяденька говорит: внимание, сейчас я буду есть сыр с плесенью. Он съел?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Это другая отдельная тема.

К. ЛАРИНА — Позитивная плесень.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но при этом мне не объяснили, почему она позитивная. Хотя множество сортов сыра создается специально с плесенью. Но я не поняла, почему вот эта плесень может быть употребляема…

К. ЛАРИНА — Вот есть ответ. Евгений, журналист из Екатеринбурга: «Безруков конечно, великолепен. Но лично я обратил внимание на следующий пассаж, который повторялся по-моему несколько раз. Не дословно, но смысл такой: плесень поражает тех, кто испытывает отрицательные эмоции, тем же, кто радуется жизни, плесень не страшна.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Мы сейчас с тобой радуемся жизни, эта плесень, которую ты справедливо отметила в этом вентиляционном окошечке…

К. ЛАРИНА — Она прям лезет.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ужасно, но нам она не страшна. А вообще мы все дышим плесенью, ходим по ней, приносим ее на подошвах своих ботинок домой. В общем, страшная картина совершенно.

К. ЛАРИНА — Чего-то мало кстати отзывов.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И в принципе я думаю, что нужно бороться сегодня только с этим, а все остальные проблемы на этом фоне абсолютная чушь и ерунда. Я слышала, между прочим, как особенно пожилые люди это обсуждают на полном серьезе. Как будто бы других действительно нет проблем и нет кризиса и ничего.

К. ЛАРИНА — Я хочу отдать должное нашим слушателям, а нет, есть кто-то. Александр из Санкт-Петербурга: «Даже когда смотрел анонсы, предполагал, что это будет рядовой научно-популярный фильм. Но такая реклама все-таки предполагала сенсацию! Может для тех, кто плохо учился в школе сведения о грибах и плесени являются настоящим шоком, но, на мой взгляд, ничего нового сообщено не было. Был ряд занимательных фактов (например, как английские ученые вывозили реактивы в США) и в целом фильм качественный, но почему к нему такое внимание мне до сих пор непонятно. Так что теперь, если на экране посыплется белый порошок с надписью «перхоть» или в углу начнет образовываться затемнение с буквами «пыль», я на такую приманку уже не куплюсь. Окончательно стало ясно, что Первый рассчитан на малознающую аудиторию и скоро анекдоты про блондинок переделают в анекдоты про зрителей Первого канала».

И. ПЕТРОВСКАЯ – Смешно, да.

К. ЛАРИНА — Про перхоть мы в ожидании.

И. ПЕТРОВСКАЯ — В общем, много всякой гадости и пакости, окружающей нас, которая достойна детального, абсолютно подробного исследования. Чего-то ты меня сбила, хотела сказать…

К. ЛАРИНА — Ты же хотела плесень клеймить.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет, я не собираюсь совершенно клеймить плесень, потому что вообще-то, если честно, это скучно. Я себя заставила это досмотреть, там были какие-то занимательные факты. В частности про то, как изобретался пенициллин. Но при этом потом такая началась тема, что в принципе антибиотики вредны, их нельзя употреблять и я уже читала комментарий ученых, которые говорят, что это очень вредное воздействие СМИ, потому что вообще никогда нельзя давать такого рода рекомендации. Естественно, антибиотики, если их употреблять безграмотно и заниматься самолечением, они превращаются в свою противоположность.

К. ЛАРИНА — А давай послушаем несколько звонков про «Плесень». Потому что я к своему удивлению, полторы буквы прочитала об этом.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но при этом был колоссальный рейтинг. И народ смотрел просто взахлеб.

К. ЛАРИНА — Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня зовут Алла. Я не смотрела…

К. ЛАРИНА — Нет, именно те, кто смотрел фильм «Плесень». Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Я хочу сказать про ораторию, вы неправильно…

К. ЛАРИНА — Давайте мы про «Плесень». Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я из Екатеринбурга, смотрел фильм. Замечательный фильм. Дело в том, что мне сейчас 36, я смотрел с ностальгией. В детстве смотрел 4-5 класс, очень много научно-популярных фильмов было доходчиво, доступно объясняющих многие вещи. Вот этот фильм в том стиле, что действительно приятно смотреть. У меня дети с удовольствием смотрели фильм, много нового, интересного для детей. Для меня нового было немного, но постановка вопроса, что фильм вышел документальный массовый, что народ посмотрел, это просто здорово.

К. ЛАРИНА — Хорошо.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Вот можно я быстро прокомментирую. Я абсолютно за то, чтобы документальный фильм действительно полезный, действительно на темы, которые задевают всех, я честно скажу, что «Плесень» это сегодня самая главная из тем, но в принципе если качественное документальное кино, которого у нас огромное количество уже накопилось за эти годы, выходило бы вот так же с такой же рекламой на том же Первом канале или на любом другом, это можно было бы только приветствовать. Что называется эти благие намерения направить бы в это русло позитивное. И я уверена, что именно потому, что была такая реклама, такое внимание привлекли, люди пришли на «Плесень». Если бы была такая же реклама, скажем, того же замечательного фильма «Мать», о котором я много раз здесь говорила, Павла Костомарова и точно также его бы преподнесли нам как событие, хит, сенсацию, я абсолютно уверена, что он бы собрал огромную аудиторию. Только пользы было бы в тысячу раз больше.

К. ЛАРИНА — Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Оксана, я психолог с медицинским образованием. Вы знаете, это строго индивидуально, как каждый человек отнесется к этому фильму, там не было ни научных данных. Если один человек считает в принципе, что антибиотики для него вредны, то этот фильм для него покажется проведением его взгляда на жизнь. Вот он так считает и продолжает так делать. Человек, который считает, что антибиотики это единственное средство, с помощью которого он может лечиться, а мы сейчас очень часто занимаемся самолечением, почти каждый из нас, то он может призадуматься, правильно ли он это делал.

К. ЛАРИНА — То есть фильм вам скорее понравился?

СЛУШАТЕЛЬ – Вы знаете, у меня к нему такое немного двоякое отношение. Потому что я говорю, что каждый человек отнесется к нему по-своему.

К. ЛАРИНА — То есть он полезный?

СЛУШАТЕЛЬ – Да. Он не вредный это точно. Это полезная информация, которую должны знать не только доктора, но и обыватели. Потому что очень часто у нас появляются психосоматические заболевания, они появляются на основе чего-то, но мы сами как таковые в этом виноваты. И очень часто то самое позитивное отношение к своему выздоровлению, всегда помогает.

К. ЛАРИНА — Спасибо. Это мне напоминает эти плакаты, которые в поликлиниках расклеены по поводу: опасайтесь случайных связей и прочее, как возникают венерические заболевания. То есть типа это тоже полезная информация.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет, дело в том, что это такой санпросвет как раньше называлось.

К. ЛАРИНА — И таких фильмов кстати много было.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Там все-таки довольно конкретные рекомендации, как уберечься. Здесь никаких особых конкретных рекомендаций не было. Просто создается вначале такая страшная картина, как нас завоевывает, постепенно внедряясь внутрь нас, окружая нас, плесень.

К. ЛАРИНА — А в человеке внутри тоже?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ну конечно, ты этим дышишь. Ты что? Можно умереть от этого.

К. ЛАРИНА — Я – плесень?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет, ты гриб. На самом деле там есть одна идея…

К. ЛАРИНА — Я почитала твою колонку и в полный ужас меня привела новость, что оказывается мало того, что гриб, так еще и половой орган плесени. Ты написала, что гриб это половой орган плесени.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Это не я написала, извините, мне такой ужас в кошмарном сне присниться не может. Но оказывается грибы это да, половые органы.

К. ЛАРИНА — Плесени.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Как говорит один из ученых. Но также еще говорится, что наиболее близкий организм к человеку это гриб. Поэтому уже естественно, все порезвились по поводу Курёхина «Ленин-гриб», и оказывается, мы все в чем-то раньше говорил поэт Маяковский: все немножко лошади, теперь: все мы даже не немножко, а видимо, множко грибы.

К. ЛАРИНА — Ну еще один звонок давайте послушаем. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я видела этот фильм и имею непосредственное отношение. У меня в квартире плесень ужасная. Целая стена длиной 4 метра мокрая. Обои отходят.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Вам надо дом разрушить.

СЛУШАТЕЛЬ – Наверху на стыке на 30 см черная плесень вниз и вверх. Просто невозможно в этой комнате находиться.

К. ЛАРИНА — Так в чем вам этот фильм-то помог?

СЛУШАТЕЛЬ – Он мне сказал, что вообще от плесени можно иметь всякие заболевания. А я думаю, почему я так все время себя плохо чувствую.

К. ЛАРИНА — И что вы теперь предпримите?

СЛУШАТЕЛЬ – Я обращалась в ДЕЗ в течение 10 лет. Как только она появилась, чтобы они установили причину, почему это происходит. Приходили совершенно некомпетентные люди, сказали…

К. ЛАРИНА — Подождите, это уже другая история. Я хочу понять, до просмотра вами фильм вы не понимали, что на самом деле это требует срочного ремонта или срочно вызывать каких-то людей, мастеров, срочно обращаться к власти и требовать выселения.

СЛУШАТЕЛЬ – Вот именно я не понимала, что так это важно.

К. ЛАРИНА — Алло. Ради Бога простите, это я не виновата, вот микрофон держу открытый. Отключилось.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я  тоже, между прочим, когда-то жила…

К. ЛАРИНА — Ты понимаешь, какая вещь. Опять прикладное кино получается.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но дело в том, что я тоже жила в доме, где одна стена постоянно подмокала и появлялась там плесень. И совершенно было очевидно без того, что я услышала про вредность плесени, что причина даже появления плесени не в том, что она сама по себе завелась, а что сырость, протекают швы, это совершенно понятно любому мне кажется человеку, который хотя бы учился в средней школе. Поэтому чего уж тут говорить, что вдруг этот фильм неожиданно открыл глаза. Это надо быть тогда совсем слепым.

К. ЛАРИНА — А можно понять, вообще зачем это? Что это за феномен. Ну смешно же думать, что этот фильм задуман просветить наши темные головы. Вряд ли. Трудно подозревать в этом руководство Первого канала.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Из того же разряда какого-то отвлечения внимания от каких-то действительно важных…

К. ЛАРИНА — Помнишь, про микробов мы с тобой смотрели. Какая-то страшная вещь. Там с голосом Полянского за кадром.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, ужасное. Это очень действует на людей. Как мне кажется главная цель, что вместо того чтобы смотреть окрест себя и находить какие-то темы, которых море, реальных тем, проще создавать вот такие страшилки. Ведь они создаются о чем угодно. Мы видели тысячу фильмов про то, что черная магия пронизывает всю нашу жизнь, заставляет людей помимо их воли поступать, бесы, магия, ясновидящие. Черт знает чего.

К. ЛАРИНА — Но плесень все-таки это не бесы и не магия.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Это примерно то же самое, только из другого…

К. ЛАРИНА — Но это же правда все.

И. ПЕТРОВСКАЯ — …не материального, если можно так сказать мира. Я тебе еще раз говорю. Здесь такая смесь, где правда, где неправда, правда отдельные факты. Из них создается общая картина. Почитай, я уже очень много в Интернете почитала разных комментариев.

К. ЛАРИНА — Я почитала твой текст.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет, комментариев специалистов именно и биологов. Которые разбирают это именно по частям. Что да, это так и есть, но это не имеет отношения к общей картине. А вот это полная чушь и ерунда и причем там люди, которые явно владеют общей информацией и полной.

К. ЛАРИНА — В школе советовали посмотреть, и ребенок посадил перед экраном всю семью, — пишет Людмила. — Фильм сделан хорошо, легко смотрится.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Учитель биологии попросил посмотреть фильм. У меня у моей подруги была няня у ребенка бывшая то ли биолог, то ли химичка, вот она в холодильнике специально, чтобы ребенка просветить, выращивала на основе протухших продуктов плесень, и показывала, какая она была многообразная. Ну да, наверное, любой биолог скажет, хорошо, следующая будет тема, чего еще помимо перхоти. Слюна. Многообразие мира. Но у нас многообразие все уходит в какие-то эти, на мой взгляд, второстепенные неважные вещи, вместо того чтобы концентрироваться на вещах, которые людям действительно важно знать.

К. ЛАРИНА — Вот к чему нас и призывают наши слушатели. Просят завершить тему плесени.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я абсолютно согласна.

К. ЛАРИНА — Я тут читаю про еще одно произведение искусства тоже Первого канала. Называется «Клан». «Как вам фильм «Клан» на Первом канале про тайную организацию, в которой состоят президенты США и которая взорвала башни-близнецы. Причем реальные и весьма нейтральные экспертные высказывания о неоконсерватизме перемежаются игровыми сценками, где мужчины в строгих костюмах плетут какие-то интриги. Финал в виде фрагмента программы «Время» с реальным Толстым меня потряс до глубины души. Каша в голове остаётся полная — где новости, где документальные кадры, а где кино уже и не разберешь». И еще один отзыв Ольга Сергеевна из Москвы: «Очень впечатлил вышедший на Первом канале фильм «Клан», мне повезло посмотреть только несколько последних минут и до сих пор не могу придти в себя. После окончания этого опуса безо всякого зазора пошел Познер. Не могу понять — кому нужна эта провокация? Привожу анонс с сайта Первого канала: это не документальный и не художественный фильм. Это расследование и провокация одновременно. Это в какой-то части — реконструкция, но построенная на реальных фактах, в какой-то – документальный фильм, шокирующий своей откровенностью. Тема фильма – попытка разобраться, кто и что управляет миром вокруг нас». Дальше я не буду читать, это какая-то очередная мистификация.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет, если ты заметила, то этот же примерно анонс в принципе можно распространить и на «Плесень». Это понимаешь ли и не, и не, а вот это, а дальше совершенно замороченный зритель должен сам отделять, где документальные факты, где расследование, где реконструкция.

К. ЛАРИНА — Череп и кости – символ какого-то тайного общества в Йельском университете.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, я видела, я когда была в Йельском университете на конференции 5 лет назад, я видела там этих ребят, которые бегают в балахонах, с закрытыми лицами, у них чего-то написано, череп и кости, это абсолютная традиция. У каждого американского университета есть свои традиции. В том числе есть какой-то день условно говоря, благодарения, хотя конечно не благодарения, когда они во что-то рядятся. В общем, люди играют в некие игры.

К. ЛАРИНА — Кошмар. Типа такого пресловутого плана Даллеса.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, и про Даллеса было в этом кино.

К. ЛАРИНА — Мировая закулиса.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, но это такой замес, действительно из наверное, чего-то домысленного, из того, что реально существует, потому что это общество существует и кстати не скрывается. Все о нем знают. И все это вместе создает ощущение действительно страшной мировой закулисы, каких-то мистических и прочих тайных вещей, которые если взять по отдельности, что-то соответствует действительности, в общем, этом виде создается совершенно извращенная «картина мира». Поэтому столько откликов и поэтому действительно зрители, думаю, способные отличать все-таки правду от этой интерпретации, чувствуют себя одураченными. Они понимают, что это все-таки не документальное никакое расследование. Провокация? – тут нет сомнений. Да, провокация. Только другой вопрос: для чего это нужно. И уж если речь пошла о том, что следом пошел Познер, то я считаю была лучшая за последние…

К. ЛАРИНА — С Радзинским. Великолепная, на одном дыхании.

И. ПЕТРОВСКАЯ — …за весь период существования, ну Сокуров был очень хорош.

К. ЛАРИНА — Я тебе даже sms написала.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Мы с тобой говорили на эту тему.

К. ЛАРИНА — Я тебе написала: какая замечательная передача. А ты мне ответила: я согласна.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, блестящая. Причем конечно первая и главная заслуга Радзинского, который был чрезвычайно интересен, глубок, времена может быть тоже спорен, и так далее, мне кажется, что даже наш Владимир Владимирович временами несколько чувствовал себя растерянным, потому что он не был готов к разговору на таком уровне. И у меня было ощущение, что иногда он даже не знает, как дальше продолжать, потому что ломалась некая схема разговора, заранее выстроенная. Чрезвычайно интересно.

К. ЛАРИНА — Потому что такая была мера глубины и мера извини, просто откровенности, предложенная Радзинским.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Эмоциональности. Причем это была не вот эта эмоциональность, которую сегодня многие пародируют с актерскими штучками, а именно выстраданная. Понятно, что человек этим всю жизнь фактически занимается историей в прямом смысле и размышлением о том, что сегодня происходит в обществе на этих исторических примерах и в том числе и в связи с отношением к тем самым историческим персонажам, которые становятся главными героями его романов. Поразительно интересно.

К. ЛАРИНА – Мне показалась очень интересной программа «Только ночью», которая была в четверг с участием Юлии Латыниной. Что само по себе уже считай просто хорошая новость. Потому что Юля очень редкий гость на телеэкране. А здесь тем более в жанре полемики, дискуссии, напомним, что речь шла о конфликте очередном между ХАМАС и Израилем и сторону ХАМАС защищали…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Джемаль.

К. ЛАРИНА — Нет, Гейдар Джемаль и султан, простите забыла фамилию. А напротив сидели Антон Носик и Юлия Латынина. Мне показалось очень интересная программа. И интересное выступление с мест молодых людей. Мне всегда интересно следить за тем, как они эти взрослые проблемы рассматривают.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да. Это очень интересно. Я тоже смотрю эту программу. И с некоторых пор тем более. Потому что канал ТВ-центр, видимо, понимая, что интерес к этой программе вырос, перенес ее на более ранее время. И теперь это не заканчивается рок-концертом, а все-таки в 22.55 есть возможность у большого количества людей посмотреть. И именно самое интересное это то, что думают молодые люди о разных проблемах. Потому что проблемы там отнюдь не облегченные. Не в какой ночной клуб пойти, а действительно они обсуждали и кризис, падающий рубль и теперь войну в Секторе Газа. По-моему, и газовый конфликт. Еще кстати по поводу дискуссии, вчера была тоже довольно любопытная «Народ хочет знать».

К. ЛАРИНА — Про церковь. Я тоже не могла оторваться. Очень было интересно.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Про реформу, которая как выясняется, невозможна.

К. ЛАРИНА — И герои неожиданные. Не замотанные. Забыла фамилию, физик атеист.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я по фамилиям не большой специалист.

К. ЛАРИНА — Крайнев, по-моему.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Во всяком случае, это были два человека…

К. ЛАРИНА — И Егор Холмогоров это известный русский националист, в данном случае он выступал как защитник церкви, православия.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Я, честно говоря, его тоже не очень знаю.

К. ЛАРИНА — Как такой сетевой журналист. И активный участник русского националистического движения в духе господина Дугина.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но там просто были вопросы интересные, которые я тоже готова была бы задать, если бы я была в такой публике. В том числе о том, на каком языке должно вестись богослужение.

К. ЛАРИНА — Марков меня поразил своей смелостью и отвагой.

И. ПЕТРОВСКАЯ — В общем, это было очень интересно. И я бы сказала неожиданно, потому что, как известно, у нас о церкви либо хорошо, либо ничего. И такая дискуссия относительно церкви вообще, проблемы ее и взаимоотношения ее с паствой я первый раз, пожалуй, за очень долгое время. Если вообще ни первый раз видела и слышала. Если говорить о хорошем, был хороший Жванецкий. «Дежурный по стране» после большого перерыва.

К. ЛАРИНА — А «К барьеру!» мне понравилось с Митволем и Митрофановым.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Мне «К барьеру!» может быть и понравилась бы, но только она была ужасно замусорена и заговорена и в первую очередь самим Соловьевым, который почему-то впал в какое-то актерствование и бесконечно говорил, много раз. Просто непонятно вообще о чем люди говорят, потому что они говорят втроем и все время Соловьев ходит гоголем, что называется и чего-то такое пытается изображать. Мне это очень мешало. Потому что тема на самом деле была тоже очень интересная.

К. ЛАРИНА — Шамиль Султанов подсказывают мне имя и фамилию гости программы «Только ночью». Спасибо большое. Прошу прощения у Шамиля Султанова, что я позабыла, как его зовут. Простите.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Еще кстати любопытно, в «Судите сам» немного изменился формат.

К. ЛАРИНА — Я не смотрела.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Потому что теперь уже второй раз подряд…

К. ЛАРИНА — Я поняла. А я тебе объясню, в чем дело. Тебе ничего не напомнило это?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Можно я сейчас просто объясню, что я имею в виду.

К. ЛАРИНА — Там круглый стол получается по сути.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Даже не круглый стол. Есть главный герой. Причем он из первых, что называется, лиц. В прошлый раз была Голикова, министр экономразвития. И в этот раз был Герман Греф. То есть они отвечают на вопросы относительно в первую очередь кризиса…

К. ЛАРИНА — Голикова это здравоохранение.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да. В любом случае, на мой взгляд, это интереснее и полезнее, потому что эти первые лица, может быть, даже если они время от времени и привирают что-то или хотя бы приукрашивают, но так или иначе они хотя бы отвечают на вопросы.

К. ЛАРИНА — Я теперь скажу, что мне это напомнило. Я поняла, почему они поменяли формат. Потому что они взяли себе кусок формата программы «Времена».

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ну да.

К. ЛАРИНА — Куда-то надо звать перших гостей. Их звать некуда по сути.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Это правильно, но с другой стороны в последнее время в программу «Времена» очень редко приходили какие-то даже просто федеральные министры.

К. ЛАРИНА — Там просто селекторное совещание было, что мы обсуждали все время.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но это, как правило, были все-таки эксперты, директора институтов.

К. ЛАРИНА — Нет, как минимум один был всегда из правительства. Обязательно чиновник. Были. Это именно в итоге превратилось в селекторное совещание. Им надо куда-то приходить. Такого формата на Первом канале нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И даже я бы сказала, и на вторых и пятых тоже нет.

К. ЛАРИНА — На Втором хотя бы можно придти к Брилеву или что у них там есть. Ревенко. «Вести недели». Интервью дать.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Придти-то можно, но ответить на вопросы не Брилева и не Ревенко, которые заранее как правило подготовлены…

К. ЛАРИНА — Я думаю, что это площадка, которую они сейчас вернули, чтобы можно было где-то поговорить с правительством.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Может быть. Я, например, за эту площадку… Кстати когда в период не очень долгий, когда я вела «Пресс-клуб», мы тоже это практиковали время от времени. Помимо других форм. Именно приглашение первых лиц, они тогда еще ходили. Я помню, Лесин приходил, министр печати и журналисты задавали ему вопросы.

К. ЛАРИНА — Такая передача была на то ли ТВ-6 канале.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Был период, когда это было практикой, чтобы чиновники высшего ранга, не скажу, отчитывались, но все-таки отвечали на вопросы. Еще, между прочим, в «Воскресном вечере» у Соловьева тоже периодически были те или иные первые лица.

К. ЛАРИНА — Давайте послушаем несколько звонков. Алло. Здравствуйте. Свободная тема.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я хотел сказать по поводу фильма Мамонтова про аптечные наркотики.

К. ЛАРИНА — Тоже сильное впечатление произвело на меня.

СЛУШАТЕЛЬ — У меня три соображения. Такой фильм обязательно должен был быть. Лет 5-6 назад был подобный фильм про (неразборчиво). До этого он продавался без рецепта.

К. ЛАРИНА — То есть вы считаете, что это какая-то кампания?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет, во-первых, этот фильм нужен был обязательно. Второе, я считаю, фильм в какой-то степени разжигает национальную рознь. Но столько хозяев аптек и обязательно нужно было выбрать узбека. И поехали в Узбекистан, вот это мне не понравилось. И третье, у меня создалось такое мнение, так говорится по поводу денег, что все сверху планируется. Но есть еще такое мнение, что это нужно на самом верху. То есть не из-за денег, а из-за того, что какой-то части народа нужны дешевые наркотики, чтобы их отвлечь от какой-то политической борьбы.

К. ЛАРИНА — Вы думаете, что это такая акция специальная?

СЛУШАТЕЛЬ – Да.

К. ЛАРИНА — Нет, я не думаю, что до такой степени. Это уже совсем надо подозревать.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я не знаю, акция, не акция, просто я могу одно сказать. Простите меня, пожалуйста, я конечно, не Станиславский, но я просто в принципе не верю тому, что говорит наш коллега Аркадий Мамонтов. Потому что мы столько  раз ловили его…

К. ЛАРИНА — На вранье.

И. ПЕТРОВСКАЯ — …на подтасовках. Не буду говорить на вранье. Но на вольных интерпретациях, что это тот случай, когда…

К. ЛАРИНА — Даже если это талантливо и честно…

И. ПЕТРОВСКАЯ — … говорит «волки», то уже никто не бежит и не воспринимает это всерьез. Должна сказать о том, что произвело совершенно отвратное на меня впечатление, новая программа появилась в одной линейке с «Честным понедельником». Называется «Очная ставка». Это продолжение линии всех «Чрезвычайных происшествий». И в этот раз была ужасающая программа с точки зрения этики, много раз об этом говорилось, Минкин писал об этом километры строчек. О педофилах, которые живут со своими, отчимах, которые живут со своими падчерицами.

К. ЛАРИНА — Со своими детьми.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но при этом практически не закрываются лица реальных людей, говорится про одну семью, в которой эта история произошла, и девочка 13-летняя родила от отчима. Что они специально там уехали, перевелись в другую школу, чтобы никто этого не знал, при этом показываются все: бабушка, мама, папа, отчим.

К. ЛАРИНА — Но они же соглашаются.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Послушай, они могут соглашаться на что угодно. Использование в данном случае детей и показ их, девочки в открытую. В другом случае девочка поменьше 11 лет, у нее глаза закрыты маленьким ромбиком, но при этом абсолютно понятно, и видно лицо девочки. А также все ее родственники тоже присутствуют в кадре. Это что-то невообразимое. Причем все в прайм-тайм.

К. ЛАРИНА — Это уголовно наказуемое, по-моему.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я не знаю.

К. ЛАРИНА — Я знаю, что во многих европейских странах или Америке там вообще до определенного возраста детей запрещено показывать без согласия родителей. Но тут согласились все, Ира. Большие дядьки, они же не отдельно девочку выкрали и перед камерой поставили.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет, конечно, потому что люди очень специфические. Я про европейский опыт, о чем писал наш коллега Минкин, что из того знаменитого на эту же тему о педофилах и насилии над детьми и подростками фильма Мамонтова, итальянцы, которые семь секунд, не минут показали, и то был скандал и кого-то за это уволили. Потому что волей-неволей такое произведение, как ни странно при всем своем вроде бы разоблачительном пафосе все равно превращается в некую пропаганду этого насилия. Это было ужасающе. Я не знаю, как здесь согласие родителей, не согласие, но то, что это против всех законов человеческих и этики, я абсолютно убеждена. А теперь, наоборот, о хорошем скажу. Была очень хорошая программа и это лишний раз убеждает меня, на какую малую толику задействован потенциал Малахова, потому что в четверг выпуск «Пусть говорят» был посвящен проблеме детей-инвалидов. И даже не столько этому, а родителей, которые вопреки всему детей не бросают, и их растят. И там были от известных людей, вот Сережа Белоголовцев до самых простых людей, которые рассказывали о своем, притом, что все невероятно трагично, тяжело выращивать, но все равно это уже какой-то другой тип людей, с таким позитивным отношением к любому ребенку, независимо от того, с каким дефектом он родился. И соответственно о совершенно ужасающем равнодушии общества. В лучшем случае. А в худшем случае агрессивном неприятии вообще этой проблемы и отношения к детям как к изгоям, уродам. Просто поразительная была проблема. Просто потому что у нас этого практически нет, а если показывают инвалидов, то какой-то формат «Очная ставка» или «Чрезвычайное происшествие», когда только лишь смакуются физические уродства.

К. ЛАРИНА — С другой стороны вчера у того же Малахова была чудовищная программа, на которой он с большим восторгом кричал, что только на нашей программе в прямом эфире практически сын отказывается от своего отца. И вывели мальчика кадета, курсанта, по-моему, Суворовского училища или кадетского корпуса, тут же сидит папа, мама и он во всеуслышание отказывается от него, говорят, что он подлец. Я от тебя отказываюсь. Это все воспринимается с восторгом, ведущий счастлив. Ведущий просто на восьмом небе от счастья. Только в моей программе сын отказывается от отца!

И. ПЕТРОВСКАЯ — На той же неделе когда сидел какой-то многоженец. Другая программа была опять, очередную нашли беременную 13 лет.

К. ЛАРИНА — Как это совмещается в одном флаконе.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Вот в этом огромная проблема. И в первую очередь самого Малахова. Но я говорю, что эту программу конкретную один единственный выпуск может быть, за сколько месяцев, он отработал исключительно точно.

К. ЛАРИНА — И что? И все ему простить за это?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я ничего не говорю, я вообще не адвокат…

К. ЛАРИНА — Типа вот за это, благодаря тому, что ты делаешь эту программу, делай все остальное. Лей все дерьмо, пожалуйста, круглые сутки.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ты слышала, с чего я начала? Я сказала, что эта программа лишний раз показывает, что на какую малую долю используется этот потенциал положительный малаховский.

К. ЛАРИНА — Но у него же есть своя голова. Он взрослый дяденька. Он не мальчик.

И. ПЕТРОВСКАЯ — В данном случае я не обсуждаю. Он делает то, что считает…

К. ЛАРИНА — Это его сознательный выбор.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я же не говорю, что он белый, пушистый, прекрасный и что он теперь достоин ТЭФИ, хотя он, по-моему, ее уже получал. Я просто говорю, что в тот момент, когда вдруг неожиданно выскакивает, я абсолютно уверена, что у этой программы был намного ниже рейтинг, чем у всех остальных, где отказываются от детей…

К. ЛАРИНА — Ничего подобного. Он был высокий. Я тебе скажу, почему. Я программу не видела, но видела анонс. Анонс говорил не о проблеме, моя дорогая, а о том, что только на нашей программе впервые известный ведущий юмористических программ Сергей Белоголовцев рассказывает о трагедии в семье. Вот что это был за анонс.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Хорошо, я даже согласна, если будет программа такого звучания позитивного и полезная для вообще людей, я даже согласна пусть будет отвратительный или такой зазывной ярмарочный балаганный анонс. Другой вопрос, что часто анонсы действительно соответствуют дальнейшему содержанию. Тут недавно я видела, как две бабы просто подрались, какие-то жены, не поделившие, не помню, мужика своего, то ли мужа, то ли любовника. Отвратительно. Я даже заметила, наверняка, что это давно отвратительно тому же Малахову, потому что он в такого рода конфликтных программах утрачивает, что недопустимо в принципе для ведущего, некую нейтральность и начинает просто впрямую обвинять, долбить героев, которые действительно достойны обвинений. Там уже нет никакой жалости. Но в одном данном конкретном выпуске и тут ты меня никак не собьешь с этого…

К. ЛАРИНА — Да я тебя не сбиваю. Я сама видела такие программы у него. Хорошие.

И. ПЕТРОВСКАЯ — … его похвалить и сказать: Андрюша, послушай нас, действительно ну бросай ты уже всю эту лабуду, плесень, уже в переносном смысле, потому что действительно эта плесень нам задала некий такой метафорический уже образ того, что происходит. И то, что мы сегодня произносим, упоминаем весь этот кошмар от изнасилованных дочек до дерущихся теток, это все эти проявления этой плесени.

К. ЛАРИНА — А он тебе на это скажет: это твоя родина. Я тебе показываю твою родину, твою страну такой, как она есть на самом деле. Вот вы все думаете, что вокруг вас живут прекрасные люди, высокодуховные, а на самом деле то, что мы имеем. Какой народ. Я знаю этот ответ. Он всегда один и тот же. Это же реальные истории. Настоящие люди. Вы хотите спрятаться от этих проблем, от этих моральных уродов, а они ваши, это ваше порождение. Вы с ними ходите по одним улицам, они являются в том числе и вашими соседями по лестничной площадке. Вот посмотрите на них, моральные уроды это те, которые живут рядом с вами.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Вот только что услышали, что говорит Андрей Малахов. Я говорю ему: Андрюша, разумеется, вокруг нас моральных уродов так же, как плесени. Огромное количество. И они нас обступают. Но, естественно и ты знаешь, друг мой, или мы на «вы», кажется, и вы, мой друг знаете, и я тоже, что ваши редакторы работают именно в этом направлении. Найти самых больших моральных уродов и уродства в этой жизни. Найти специально аномалии семейные…

К. ЛАРИНА — Это же сколько длится. Этот жанр развивается.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ты пожалей этих людей. Это же ужас.

К. ЛАРИНА — Он как плесень распространяется.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Именно, представляешь, сидит группа из 7, допустим, редакторов, которые только и делают, что в Интернете, в газетах желтых выискивают разные примеры всяких кошмаров и аномалий, и разрабатываются эти темы. В общем, как они с ума до сих пор не сошли, я, честно говоря, не знаю. Хотя, говорят, что плесень, например, причина слабоумия, но я боюсь, что вот это все тоже будет причиной определенных психических расстройств.

К. ЛАРИНА — Пока ты беседовала с Андреем Малаховым, мне сообщили, напомнили, мы знали, но как-то вместе не соединяли это: плесень и Эрнста. Константин Эрнст биолог же первому образованию. И даже, похоже, защищал диссертацию на тему плесени. Говорят.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Это ты шутишь.

К. ЛАРИНА — Я тебе клянусь. Говорят, мне тут сообщают. Ты знала, что он биолог?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Он биохимик.

К. ЛАРИНА — Он кандидат биологических наук.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Знаю.

К. ЛАРИНА — И похоже, что даже он диссертацию на тему плесени защищал, поэтому эта тема ему знакома не понаслышке. Это может быть вообще исполнение его мечты. Мечты ученого.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я не видела единственное в титрах, что он консультант или главный консультант, но верю, тем более что прежде авторы, создатели этого рода произведения, «Великая тайна воды» выходили на Втором канале. А сейчас с невероятной помпой и рекламой вышли здесь. Может быть, это нереализованные какие-то действительно детские мечты. Хотя помнится, когда Эрнст работал в кадре, он все-таки как-то о высоком пытался говорить, о кино, искусстве.

К. ЛАРИНА — Вот пришло время плесени.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, но видишь, не он автор, если бы был он автор, я, пожалуй, бы, больше поверила.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире