'Вопросы к интервью
К.ЛАРИНА: Ну, что, начинается наша телевизионная радиопрограмма. Здесь в студии Ирина Петровская. Ира, доброе утро.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Доброе утро.

К.ЛАРИНА: Нашим слушателям напомню все наши средства связи: пейджер 725-66-33, телефон прямого эфира 203-19-22. И начать хочу с анонса, который не прозвучал в программе «Все на выход». Просто мы не успели, но поскольку он также имеет отношение к телевидению, я думаю, что это будет уместно. Фестиваль конкурсных фильмов национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавр» сейчас проходит в Москве. Проходят просмотры до 5 числа в помещении Театра.doc в Трехпрудном переулке. Можно посмотреть документальные фильмы, которые претендуют на премию «Лавр». А премия «Лавр» будет вручаться 13 числа, да, Ир? Поскольку ты ведешь эту церемонию…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, ну, так сложилось традиционно, что я ее веду. Она будет в этот раз проходить в Доме предпринимателя – это бывший кинотеатр «Новороссийск» 13 декабря.

К.ЛАРИНА: Ну, туда попасть, наверное, невозможно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, да, там пригласительные билеты. Причем поразительно, что каждый год там залы расширяются все. И каждый год, вот, тьфу-тьфу-тьфу, но он собирает действительно очень много людей, связанных, конечно, и с телевидением, и с документальным кино. И, скажем, в отличие от все-таки пафосной, претенциозной «Тэфи», как правило, все-таки церемония вручения «Лавр» получается такой какой-то домашней, интеллигентной. Ну, то ли, потому что документалисты – люди все-таки менее пафосные. Там телевидение все-таки, ну, как бы… присутствует скорее как вещатель. Потому что в основном документалисты создают свои работы для фестивалей и авторское кино – то, что телевидение не показывает, как правило. Хотя и то, что на телевидении бывает, там тоже есть. Там, например, есть номинация «Репортаж телевизионный».

К.ЛАРИНА: Ну, вот смотри, я просто для наших слушателей скажу – тех, кто интересуется кино документальным, у вас есть уникальная возможность посмотреть все лучшее, что было создано за последнее время. Вот сегодня с 5 часов начнется показ номинантов на лучший полнометражный неигровой телевизионный фильм как раз. Раз, два, три, четыре, пять фильмов. Среди них «Граждане Беслана», среди них «Проклятие клана Онассисов», «Тайны Болливуда», «Чужая страна», «Оккультные тайны III Рейха» — еще один фильм. А завтра в 15:30 тоже в помещении Театра.doc в Трехпрудном переулке, 11/13, завтра номинация «Лучший документальный дебют в кино и телевидении»: «СССР – Россия, транзит», «Франсуа – вид на жительство», «Фрида на фоне Фриды» — фильм о Фриде Кало. И завтра же после этих фильмов будут показаны фильмы, которые номинируются на лучший неигровой арт-фильм на кинопленке или видео. И 5 числа, в понедельник – заключительная серия показов в номинации «Лучший документальный сериал или цикл документальных телепрограмм». Там как раз «Георгий Жженов – русский крест» — фильм, который мы по телевидению видели, «По обе стороны Победы» — Рен-ТВ, тоже фильм, который мы видели по телевидению. Так что посмотрите обязательно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот самое интересное, мне кажется, второй день. Потому что и дебюты, и арт-кино – это вот как раз то самое кино, которое мы… Это именно документально кино, а не то, что сегодня часто называется документальным кино: то есть это как правило либо нарезка из каких-то «синхронов», либо какая-то такая псевдо-история. Этого тоже очень много появилось. А дебюты и арт-кино – это именно документальное кино, как его прежде понимали. Это не телевизионная, в общем, по сути программа, а это все-таки, ну, претензия, скажем так, или попытка, иногда удавшаяся , искусства.

К.ЛАРИНА: Ну, что, теперь давайте мы приступим к телевидению. Вопросы будут во второй половине нашей передачи, после 11 часов 35 минут, когда мы завершим нашу большую юбилейную игру. А сейчас я бы хотела начать, знаешь, с чего, Ир? Все-таки с главного события прошедшей недели по версии нашего телевидения – вот так бы я это обозвала. Это развод Пугачевой и Киркорова.

И.ПЕТРОВСКАЯ: О, да.

К.ЛАРИНА: Поскольку программа Андрея Малахова, которую я лично не видела…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я видела.

К.ЛАРИНА: Но она произвела неизгладимое впечатление на многих моих знакомых. И мне вот буквально вчера звонила одна наша общая знакомая, которая была… Она не могла даже слов найти для определения, что это было. «Ну, вот, как не стыдно! Первый канал!» Что же там такое было?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, как? То же самое, что всегда бывает на программе «Пусть говорят». Только в данном случае фигурантами были вот эти звездные люди. А так, ну, попытка при помощи журналистов желтых изданий выяснить, был ли это на самом деле брак и тогда есть ли на самом деле развод, или это пиар-акция была для того, чтобы повысить себе… ну, поднять интерес к себе…

К.ЛАРИНА: Что-то в себе повысить.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и что-то себе повысить. Договорились до того, что вообще Пугачева и петь-то никогда не умела, а вообще только умела пиариться. А Киркоров так и просто вообще лежал там где-то, на полу…

К.ЛАРИНА: …на помойке…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и ноги лизал, а потом его подобрали. Ну, это что-то невыразимое. Конечно, если бы вот я, например, была на месте и Аллы Борисовны, и Филиппа, то, ну, я бы выразила свой протест. Но поскольку протест не выражается, а, напротив…

К.ЛАРИНА: …закрадываются смутные сомнения…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, напротив, в конце были тщательно тоже и долго анонсируемые откровения якобы Филиппа – откровений не было, он просто сказал, что это состоявшийся факт, событие, он начинает новую жизнь. Так вот, поскольку нету никаких протестов, то, ну, невольно закрадывается, конечно, мысль, что это такой тщательно организованный пиар, хотя, в общем, мне нет дела – пиар, не пиар, я просто не могу понять, почему совершенно желтая тема становится действительно главной сенсацией на главном канале.

К.ЛАРИНА: А это народная тема.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вероятно, это очень народная тема, особенно когда сидят совершенно кликушеского вида какие-то тетки, которые одни вопят: «Алла испелась, я больше не буду красить голову в рыжий цвет – под нее, потому что я в ней разуверилась», — получается, что, видимо, после того, как она подала на развод с Киркоровым. Другие кричат: «Не тронь нашу Аллу». Безумие, вот какое-то такое массовое, коллективное, на мой взгляд, безумие. Как будто нет действительно никаких иных тем. Версии смешные всякие. Ну, вот, правда, там не было, а сейчас уже в какой-то газете – причем нормальной, не желтой – прочитала, что поскольку Алла Борисовна идет в политику, в Общественную палату, то теперь ей исключительно необходимо правильное реноме…

К.ЛАРИНА: То есть он ее компрометирует!

(Смеется).

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и типа он ее теперь уже компрометирует. В общем, совершенная какая-то бредятина, этот вой. Ну, вот я подумала, наверное, могут быть какие-то аналоги в мире. Ну, допустим, принцессу Диану – наверное, обсуждали. Хотя я сомневаюсь, что вот так препарируя, на, скажем, респектабельном Би-Би-Си. Может быть, на каких-то иных коммерческих каналах, может, это и было, но…

К.ЛАРИНА: Ну, почему? Ну, а все эти светские разводы в мире Голливуда, они так же живо обсуждают.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это все-таки удел прессы печатной. А вот я не могу себе представить канал главный, общественный, основной, претендующий на главный, который бы это вот с таким смаком обсуждал, ну, в самое лучшее, что ни на есть, время. Это, конечно, поразительно. Причем даже если обсуждали, например – я просто не знаю, в то время не была и не видела Би-Би-Си, я имею в виду, не была в Британии – если бы даже обсуждали принцессу Диану, и это даже можно понять, потому что это принцесса и принц. От этого зависит, в общем, судьба короны. Не знаю, разойдутся они, не разойдутся, дети, наследство и т.д. А здесь-то – ну, чего? Ну, очередной раз взрослая тетенька с тоже уже довольно взрослым дяденькой разошлись или, наверное, с кем-то… Сейчас, наверное, пойдет какая-то новая пиар-акция, кто с кем сошелся. Я уже прочитала анекдот смешной тоже в какой-то газете: что объявлен супер-тур по России – Алла Пугачева и Филипп Киркоров не поют ни одной песни, а рассказывают о разводе. Ну, вот примерно я думаю, что на этом можно продержаться еще «сезончик».

К.ЛАРИНА: Лолита очень активное участие принимает в этой акции.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да-да-да, и все это обставлено …

К.ЛАРИНА: И очень серьезное, обрати внимание, Лолита очень серьезно, очень…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, она тоже проходила все эти…

К.ЛАРИНА: Как бы такое значительное лицо при этом – меня это как-то пугает.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А очень смешно Малахов начал эту программу «Пусть говорят: «Итак, хронология событий – 14 ноября, в день рождения Лолиты, у нее на мобильном раздался звонок. Это была Алла Пугачева. Она попросила его… Итак, главная мировая сенсация! Сегодня и только у нас! Впервые первый муж Аллы Пугачевой…» Ну, у меня нет слов.

К.ЛАРИНА: Странно, что там Дашкевич делал.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, вот Дашкевич меня удивил просто самим фактом участия в этой программе, хотя он пытался вносить какие-то разумные ноты в обсуждение этого, когда назывались «гениальная, великая», он говорил: «Ребят, ну, давайте как-то поосторожнее с этими словами. Гениальный Шостакович, Моцарт – а здесь, ну…» Ну, в общем, я говорю тебе, передать это невозможно. Этот вот раж, с которым это все обсуждалось – причем как участниками, так и публикой в студии. Сенсацию преподнесли: первая девушка Киркорова, которая родила ему ребенка, выяснилось, что и не девушка, и не родила, и все это тоже какие-то россказни и выдумки желтой прессы. Я, честно говоря, поражаюсь и поражаюсь этой тенденции какого-то стремительного «желтения» телевидения, которое по статусу своему по идее должно быть таким, как любит говорить тот же Эрнст, «мэйнстримным» телевидением общего интереса — но не общего низменного интереса рассматривания в замочную скважину, приникания и проникания в чужие спальни. Мне кажется, это все-таки за гранью и этики профессиональной, и человеческой даже этики. Ну, мы же не обсуждаем, в конце концов, тоже там многие разводятся коллеги. Ну, в крайнем случае аккуратно спросишь: «Что случилось?» А вот так, чтобы – кто кого делал, а кто кем спекулировал, кто на ком ехал. Ну, это немыслимо.

К.ЛАРИНА: Ира, все-таки нет ли у тебя такой убежденности – потому что она у меня есть, я так и спрашиваю тебя – что если человек не захочет, чтобы о нем писали в желтой прессе, то этого не будет?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, такой нету, потому что желтая пресса, она тем и отвратительна, что она не спрашивает разрешения, и для нее нет авторитетов…

К.ЛАРИНА: Ну, а никто же не пресекает этого из участников.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну…

К.ЛАРИНА: Почему-то мне кажется, что это с молчаливого согласия.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …потому что в результате они уже давно поняли – а это, как правило, все-таки эти звезды из шоу-бизнеса – они давно поняли, что любая антиреклама – это тоже реклама. Поэтому и не связываются. Да и свяжешься – еще больше прополоскают. Ну, посмотри там в Интернете или где-то, какие заголовки. Заголовки могут не иметь ни малейшего отношения к тому, что на самом деле произошло. «Наташа Королева попала под машину» — выясняется, что вообще совсем другая Наташа Королева, не важно. Это особый тип такой журналистики… Хотя нет, когда эти люди сидели на передаче и говорили – «наши журналисты», и как достоинство. Они уже давно проникли и к директору ЗАГСа…

К.ЛАРИНА: Газета «Жизнь».

И.ПЕТРОВСКАЯ: …который их расписывал в Петербурге, и к настоятелю там храма такого-то… Ну, это считается доблестью. И действительно на это тратятся огромные деньги, потому что желтая пресса действует…

К.ЛАРИНА: Но они же есть, их никуда не денешь, это во всем мире есть. Просто надо знать свое место.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А я ж и говорю. Да, это отдельная какая-то такая, отдельная сфера. В общем, она обслуживает шоу-бизнес по идее, да?

К.ЛАРИНА: Там они знают свое место, я правильно понимаю?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не только шоу-бизнес – и о политиках также пишут. Но есть каналы, которые как бы претендуют на солидность, респектабельность. Именно телеканалы. Газеты, газетенки, я бы так сказала, мы их оставим – хотя у газетенок бывают запредельные тиражи именно в силу того, что они работают на потребу. Именно в прямом смысле – на потребу публики, которая хочет знать, в какой постели они спят и каким способом они спят, и т.д., и все там о сексуальной ориентации, даже если это приходится придумывать. Ведь очень многое придумывается. Но это отдельный сегмент вот этой вот общей печатной продукции. Я говорю о телевидении, потому что есть респектабельные, общественные или полуобщественные, или государственные, да пусть и коммерческие каналы, для которых прописаны очень важные вещи в их кодексах, в том числе и вот эта вот репутационная… что есть вещи, до которых эти каналы не снисходят.

К.ЛАРИНА: То есть то, что уместно, допустим, на ТНТ, условно говоря, не может быть на общенациональном канале?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, на таких маргинальных, маленьких, дециметровых, кабельных каналах — да, но не об… именно, вот правильно, слово я не подобрала, на общенациональных каналах это все-таки, мне кажется, что в нормальных, цивилизованных странах это достаточно невозможная просто вещь.

К.ЛАРИНА: О хорошем хочется сказать – много документального кино, опять же про частную жизнь было показано на этой неделе. Я не все, естественно, смотрела – наверняка ты что-то тоже смотрела. Мне очень понравилась передача, посвященная Хазанову, «Ближний круг» опять же на Первом канале.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, хорошая и, кстати, сегодня вечером будет…

К.ЛАРИНА: Очень точная интонационно передача, какая-то очень правильная. И мне кажется, неплохая была работа, посвященная Александру Кайдановскому – это, по-моему, на «России» было.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На «России» эта линейка. И Башлачев там еще был.

К.ЛАРИНА: И Башлачев – замечательный просто фильм.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Согласна.

К.ЛАРИНА: Вот скажи – что хорошо, то хорошо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Согласна. Что хорошо – то хорошо. И потом, для того, чтобы сделать интересную работу об известном человеке, тем более уже ушедшем, как в случае с Башлачевым и Кайдановским, совершенно не обязательно лезть в больницу, в постель, и туда, куда теперь очень любят залезать. Вот чего не скажешь, скажем, о том, что хорошо – вот это вот была еще программа про любимых женщин Андрея Миронова.

К.ЛАРИНА: Сегодня повторяют с утра.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Уже повторили?

К.ЛАРИНА: По-моему, повторяют сейчас.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, видишь, надо закрепить успех.

К.ЛАРИНА: (Смеется). Закрепить успех.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Причем это действительно имеет колоссальные рейтинги. И все идут по этому сегодня пути. И вот на этой неделе, по-моему, ну, или начиная с конца прошлой, я насчитала как минимум пять документальных разных работ, которые начинаются со слов «звездные», «звезды», «звезда на вырост», там, «звезды тоже плачут»…

К.ЛАРИНА: А где-то есть передача с жутким названием «Как уходили кумиры» — ты видела?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, это не видела. А где?

К.ЛАРИНА: О-о-о, я не помню, я тебе скажу – на каком-то дециметре. Я тебе скажу. Это нечто. Так и называется.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в смысле – уходили в мир иной?

К.ЛАРИНА: Да. «Как уходили кумиры» — и нам все рассказывают, как они уходили.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну, дело в том, что опять же мы помним прекрасную, тончайшую программу Леонида Филатова «Чтобы помнили». И она по сути…

К.ЛАРИНА: О чем ты говоришь?

И.ПЕТРОВСКАЯ: …была тоже о том, как уходили кумиры. О том, как они становились кумирами и звездами такой величины, которая и не снилась многим сегодняшним, о том, как потом складывалась их жизнь и как правило, как они уходили в нищете, часто в забвении. Но это была совсем другая история. Все зависит от интонации, все зависит от деликатности, с которой рассказывать…

К.ЛАРИНА: И от сверхзадачи.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И от сверхзадачи – рассказать о драме, а не рассказать о койке или очередной женщине очередного кумира. Сейчас увидела – на следующей неделе что-то такое «Двойная жизнь Георгия Буркова» — заранее содрогнулась.

К.ЛАРИНА: Ирина Петровская здесь в студии «Эха Москвы». У нас сейчас перерыв на новости, потом вернемся в программу, закончим большую юбилейную игру и уже впрямую обратимся к вам, уважаемые слушатели и телезрители.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Ну, что, мы продолжаем разговор с Ириной Петровской. Ир, давай мы несколько звоночков примем.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Давай.

К.ЛАРИНА: Поймем, что наших слушателей интересует в первую очередь, хотя я думаю, вы понимаете, здесь случайная выборка – мы звонки не отслушиваем. Пожалуйста, 203-19-22 – номер нашего телефона. Напомню, что в этой передаче мы говорим о телевидении и обсуждаем программы, которые мы с вами посмотрели на прошедшей неделе. Еще раз сообщу, что большая юбилейная игра завершилась. Все. Теперь мы возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Да, здравствуйте, это Лена. Я бы хотела выступить все-таки в защиту передачи «Как уходили кумиры». Я считаю, что это все-таки тактично…

К.ЛАРИНА: Лен, Лен, подождите, только скажите нам, где она идет, вот я забыла?

ЛЕНА: Канал ДТВ.

К.ЛАРИНА: А, ДТВ.

ЛЕНА: То есть непосредственно она показывает драму человека без всяких… этой желтизны. В общем, советую посмотреть…

К.ЛАРИНА: Спасибо большое, поняли вас.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот видишь, я иногда задним числом узнаю, хотя, в общем, все каналы стараюсь отслеживать.

К.ЛАРИНА: Но я эту программу не люблю, потому что я знаю источник. Источник, автор сценариев к этим передачам «Как уходили кумиры» — некий Федор Раззаков.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А-а.

К.ЛАРИНА: Который выпустил уже…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это автор таких томов.

К.ЛАРИНА: …такое количество книжек. И там у него все его статьи состоят из надергивания из различных средств массовой информации.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я там даже себя находила, по-моему.

К.ЛАРИНА: Да. Поэтому…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Причем ссылка идет только в конце – можно подумать, что человек все сам написал.

К.ЛАРИНА: В том-то все и дело – сомнительный источник.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А я уже много таких книжек видела, когда надергивается отовсюду, откуда можно, и просто пекутся как блины такие тома.

К.ЛАРИНА: Книжки. Да. Еще звонок, пожалуйста, 203-19-22. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я хочу обратить внимание Ирины Евгеньевны на то… Это Николай, извините, из Перми. На то, что по каналу «Культура» в этом сезоне идут фильмы величайших режиссеров мира.

К.ЛАРИНА: Да.

НИКОЛАЙ: Значит, вот был фильм Феллини, несколько фильмов. Потом мне бы хотелось сказать, что действительно «Пять вечеров» я посмотрел несколько секунд. Ну, это действительно что-то ужасное – все орут, все кричат. И я считаю, что на Первом канале такой передаче не место.

К.ЛАРИНА: Понятно, спасибо, Николай, вам за звонок.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Значит, Николай…

К.ЛАРИНА: Что касается кинопоказа…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, что касается кинопоказа, мы просто не часто до этого доходим, потому что как правило зацикливаемся на том дурном и непотребном, что бывает. Ну, конечно, на канале «Культура» очень хороший кинопоказ.

К.ЛАРИНА: И без рекламы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: И без рекламы действительно. Если хочешь посмотреть хорошее кино, уж точно там это нужно делать. А иногда бывает и с достаточно умными комментариями – по воскресеньям, например, разлоговскими. Так что это к вопросу о том, что действительно, безусловно, что позитивно и радует душу. Ну, и на канале «Культура», вообще, немало идет интересного. И, кстати, ток-шоу Александра Архангельского и Виктора Ерофеева я всегда смотрю, потому что там всегда есть неожиданные, не растиражированные, не затертые до дыр какие-то оригинальные люди, оригинально мыслящие. Хотя есть и из какой-то старой обоймы, но они тоже бывают или в другом амплуа, или говорят на какую-то тему, непривычную им. Ну, и… сейчас вот появился…. я, например, смотрела с удовольствием, не знаю, ты видела? «Дуновение…»

К.ЛАРИНА: Великолепно!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Про моду.

К.ЛАРИНА: Александр Васильев.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Александр Васильев.

К.ЛАРИНА: Вообще человек какой-то удивительно интересный. Так интересно его слушать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да вообще человек – праздник такой или оркестр, я бы сказала. И интересно слушать, и все подобрано – и хроника, и свидетельства живых людей, которые в это время жили. Очень…

К.ЛАРИНА: А Смелянский наш любимый с тобой Анатолий Миронович?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Смелянский – это старый цикл, конечно, он роскошный. И слава Богу, что его показывают снова. И слава Богу, я еще так и не поздравила Анатолия Мироновича с «Тэфи», поздравляю от души, потому что мне кажется, вот уж точно бесспорный абсолютно был лауреат и получил по праву.

К.ЛАРИНА: А я, кстати, напомню, что еще продолжается фестиваль спектаклей Театра Ленком на «Культуре»…

И.ПЕТРОВСКАЯ: И фестиваль театра «Ленком» продолжается, и сейчас начался цикл Петра Вайля «Гений места» о великих людях, на которых в той или иной степени повлияло место, где они жили.

К.ЛАРИНА: Это по его же книге «Гений места».

И.ПЕТРОВСКАЯ: По его же книге. Пока мне показалось, что…

К.ЛАРИНА: Книга интереснее.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …книга ярче и интереснее. Но это всегда, в общем, часто, вернее, так бывает, потому что просто Вайль – хороший очень писатель.

К.ЛАРИНА: Давайте еще звоночки – пожалуйста, 203-19-22. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алле, здравствуйте. Меня зовут Татьяна. Ну, я хочу продолжить тему Пугачевой и Киркорова. Дело в том, что у вас «Рикошет» даже был по этому поводу. Зачем, зачем, я не поняла? Ну, можно было просто сообщить – дать там, произошел развод. Зачем надо было тему «Рикошета» делать вот именно по этому поводу?

К.ЛАРИНА: Татьян, я не главный редактор радиостанции «Эхо Москвы». Вот я веду в субботу и воскресенье эфиры, понимаете? И у меня нет «Рикошетов» про Пугачеву и Киркорова. Тем и прекраснее и интереснее работать на радиостанции «Эхо Москвы», что очень много неожиданного узнаешь. Спасибо вам большое. Но еще раз подтверждение тому, что мы все очень разные, и у радиостанции «Эхо Москвы» — я уже цитирую главного редактора — нет позиции, а есть различные мнения различных журналистов.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но и это, кстати, все равно для меня вот тенденция к какому-то общему пожелтению, потому что, по-моему, даже моя газета откликнулась на это…

К.ЛАРИНА: Ну, потому что это людям надо, людям, людям. Людям надо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, понимаешь ли, чем ниже мы будем опускаться и показывать, рассказывать людям то, что им надо… а людям всегда интересно любовь, секс, развод. Но опять же говорю – давайте в специально отведенных местах это будем делать, чтобы все-таки не опускаться ниже, как говорила героиня реалити-шоу «За стеклом», плинтуса. А во многих таких историях опускаются. Ведь тоже наверное, вопрос, как об этом рассказать. Вот, по-моему, в «Вестях недели» на прошлой неделе был такой, хотя тоже странновато, согласимся, посвящать…

К.ЛАРИНА: В политической итоговой программе.

И.ПЕТРОВСКАЯ: …сюжет в политической итоговой программе этому событию. Но тем не менее такой более или менее элегический сюжет про то, как они венчались, как этот брак состоялся в свое время.

К.ЛАРИНА: Ир, не могу, Елена мне напомнила кино, которое меня просто проняло до кончиков ногтей. Я была в оцепенении, я его смотрела до конца в полном оцепенении, фильм, который называется «Воры и проститутки».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не увидела, потому что я…

К.ЛАРИНА: …где Ксения Собчак занималась любовью в космосе с Владимиром Стекловым.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я увидела анонс, что это совершенно что-то невероятное.

К.ЛАРИНА: Ну, это нечто. Я не знаю ни писателя, ни автора, ни режиссера, но это нечто.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Там, где Федосеева-Шукшина?

К.ЛАРИНА: Да. Мне про этот фильм рассказывали, но такого я не могла себе представить, что в наше время можно такое вообще показывать и снимать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: У меня случилась… Это причем на НТВ показали, да?

К.ЛАРИНА: О-о-о, это вещь. Это вещь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, но у меня, видишь, случилось так, что я в воскресенье вернулась из Барнаула. И у меня была, мы летели ночью, разница во времени 3 часа. И я не дожила до «Воров и проституток». Но очень надеюсь, что лично по моей просьбе хотя бы в ночи глубокой мне повторят эту красоту.

К.ЛАРИНА: Примите, примите поздравления.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я слышала, что это было что-то невероятное, но хотелось бы, конечно, самой убедиться, ну, может быть, я где-нибудь на Горбушке смогу приобрести.

К.ЛАРИНА: Ну, поверишь ли, глаз не оторвать. Я тебе клянусь. Вот выключить это невозможно. Просто сидишь, открыв рот, на это смотришь на все, думаешь: «Боже мой, до сих пор такое бывает?» Вот такая дремучесть она существует на свете, существует. И люди прекрасно себя чувствуют в ней, им не страшно, не стыдно, не неловко. Они чего-то там пыжатся, пучат глаза. Замечательные артисты – Владимир Стеклов, Лидия Федосеева-Шукшина во страшном сне мне бы никогда не привиделось, что они до такого доживут.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А это новое какое-то кино относительно?

К.ЛАРИНА: Ну, естественно, если Ксения Собчак там летает. Конечно.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А я подумала, что вот что-то подобное обычно снималось где-то в безвременьи, в начале 90-ых.

К.ЛАРИНА: Вот, похоже, по стилистике похоже на ту самую «чернуху-порнуху», которая ходила в начале 90-ых.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А жанр-то какой – это комедия, что там, мелодрама, фантастика?

К.ЛАРИНА: А вот это загадка. Потому что для меня это была чистая комедия, но судя по тому, какие они были серьезные, для них это была драма.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Надо было, хоть бы ты записала мне, ну, в самом деле, я прямо чувствую себя каким-то выпавшим из жизни человеком. Вот так съездишь в Барнаул и после этого будешь потом такие вот дыры в собственном образовании обнаруживать.

К.ЛАРИНА: Пропускаешь самое интересное. Давайте еще один звонок, и потом пойдем к пейджеру. Алле, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Алексей. У меня вопрос к Ирине. Я так выпал из эфира, из телевидения – не смотрю новости. Что бы она порекомендовала посмотреть?

К.ЛАРИНА: Какую новость?

СЛУШАТЕЛЬ: Новости какие? По какому каналу – НТВ или…

К.ЛАРИНА: А какие новости вы предпочитаете?

СЛУШАТЕЛЬ: Объективные, ненавязчивые.

К.ЛАРИНА: Объективные – хорошо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Хороший вопрос.

К.ЛАРИНА: Ну, пожалуйста, Ирина Евгеньевна.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, что тут можно ответить?

К.ЛАРИНА: Ненавязчивые, мне нравится.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Для того, чтобы… ненавязчивые. Для того, чтобы в принципе составить представление о происходящем, нужно посмотреть все новости. Это вот правда моя рекомендация. Потому что, ну, раньше было понятно – смотрели НТВ, и этим можно было кому-то ограничиться. Тому, кто хотел понять как бы такую официальную позицию – официоз же тоже важно, для кого-то имеет важное значение, что где происходит, кого куда назначили, переместили и т.д. – нужно было смотреть первый и второй канал. Вот сегодня нужно посмотреть все. Потому что даже если вы увидите, например, что темы, сюжеты практически везде совпадают, все равно в каком-нибудь выпуске будет важно и интересно, в какой последовательности эти сюжеты идут, а в каком-то выпуске вдруг появится то, что не было ни на одном из каналов. Это, как правило, бывает все-таки НТВ. На НТВ 10-часовая, например, программа, или уж тем более 12-ти, которую ведет Михаил Осокин, а там, видимо, уже такая, 0 часов – всегда такая более вольная поляна – там можно увидеть что-то вот пошире общей картины, которую дают нам другие каналы. Рен-ТВ многие предпочитали именно в связи с тем, что непредвзятости и объективности не находили на других каналах. Ну, вот сейчас будем смотреть, что будет на Рен-ТВ. Во всякому случае вот Марианна Максимовская анонсируется. И я думаю, что Марианна не из тех, кто по указке ради только того, чтобы сохраниться в эфире, согласится на какие-то грубые вторжения в область своей деятельности, в сферу своей деятельности. Так что в принципе картину можно составить. А особенно если у вас еще работает радио: вот, например, «Эхо Москвы» или «Свобода». А если еще у вас Интернет есть…

К.ЛАРИНА: А если спутниковое телевидение.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А если еще спутниковое телевидение, «Евроньюс», кстати, иногда какие-то детали добавляет. Поэтому вот такой у меня совет, собственно говоря, как у… этой самой невесты Агафьи Тихоновны у Гоголя, чтобы вот нос одного жениха приставить ко лбу другого, получится идеальный портрет. Ну, может быть, в нашем случае идеального не получится, но все-таки картину вы составите. Мне кажется, такую достаточно, если не сказать объективную, но такой широкий спектр будет. Но это именно при условии сложения, сложения и вычленения того важного, что иногда запрятано куда-то в конец, а иногда скороговоркой говорится, но все-таки бывает.

К.ЛАРИНА: Когда маячки нам такие дают.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, в частности, о том, что случилось с Романовой, с ее отстранением из эфира, сообщил Михаил Осокин в 12 ночи – единственный из всех федералов.

К.ЛАРИНА: Я бы хотела еще одну вещь сказать, Ир, наверное, сейчас тоже приведу тебя в неописуемый ужас, но дело в том, что я последние две недели посмотрела две программы Андрея Караулова. Но не «Момент истины», а программу, которая называется «Русский век». И мне они понравились. Во всяком случае, мне было интересно. Это по формату, как я понимаю, интервью…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я это видела тоже, да.

К.ЛАРИНА: Вот со Светланой Враговой была передача в связи с ее премьерой «Старый дом», и с Ириной Мирошниченко я посмотрела. И мне это понравилось в чем? Мне это понравилось какой-то откровенностью разговора. Он их там, конечно, провоцирует, и я понимаю, что там в какой-то степени, наверное, как мне представляется, себя подставляет, немножко упрощая какие-то свои такие мировоззренческие вещи, но тем не менее они на эту провокацию поддаются и раскрываются очень интересно. Там можно спорить. Она спорная. Я даже поймала себя на каком-то моменте, когда я стала вслух оппонировать уже героине одной из передач. Но мне кажется, в этом и ценность, этим и цепляет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но если ты помнишь, Караулов же начинал, как театральный…

К.ЛАРИНА: …театральный критик…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …критик, и как раз делал, а потом уже не только театральные, но и политические журналист, но он был мастер интервью. У меня даже есть книжки изданные – что-то там то ли «По ту сторону Кремля», то ли «За кремлевской стеной» — это были большие беседы с разными деятелями, по-моему, разных лет, политиками. И в этом ему не откажешь, безусловно, в том, что он… ну, если речь идет о театре, так и понимает еще, а еще умеет вот…

К.ЛАРИНА: …спровоцировать…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …владеет этим искусством интервью, потому что это, согласись, все-таки искусство. Это же не просто вопрос задать, что вы думаете и ваши творческие планы, во что, кстати, многие интервью сегодняшние выливаются, а это именно такая психологическая уже какая-то беседа на выявление каких-то черт характера, портрет сделать. Это умение.

К.ЛАРИНА: Ну, что же, Ирина Евгеньевна, теперь давайте перейдем к главному номеру нашей программы…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Что ж за главный у нас номер?

К.ЛАРИНА: Поскольку я убедилась на прошлой неделе, что Ирина Петровская – действительно телевизионный критик номер один. Я бы даже уже убрала «телевизионный критик», я был сказала Ирина Петровская номер один.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Просто Петровская номер один.

К.ЛАРИНА: Поскольку она удостоилась чести быть проклятой Александром… Александром?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мне не хочется это имя даже произносить. Алексей, вообще-то…

К.ЛАРИНА: Алексеем Пушковым в программе «Постскриптум». Я почему эту тему поднимаю? — Поскольку очень много было отзывов, естественно, и сейчас они идут на пейджер. Я посмотрела, что приходит. Конечно же, очень хотят наши слушатели, чтобы ты высказала свое отношение к этому. Но на самом деле для тех, кто газету «Известия» не читает, стоит сказать, наверное, потому что сегодня… ой, вчера в номере как раз свою колонку или свою статью Ирина посвятила лично товарищу Пушкову.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, не вполне, я скорее это через Пушкова, и потом там у меня второй критик обнаружился – Владимир Вольфович Жириновский…

К.ЛАРИНА: Вот этого я не знала, кстати.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А это просто вот на этой неделе я пришла в редакцию, мне вручили гору писем. И там в том числе было письмо…

К.ЛАРИНА: Личное?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, они на бланке – конечно, это не он пишет. Но подпись его, ручкой, на компьютере отпечатанное.

К.ЛАРИНА: Скоро ты дождешься открытых писем уже, Петровская.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, то, что сделал Пушков – это отчасти уже открытое письмо. Тут просто смешно, что совпало: критику – то есть человеку, который реагирует и на действительность, и на все остальное опосредованно, через то, что он видит по телевизору, предъявляются претензии так, как будто он эту действительность создает, отражает и моделирует. Это очень смешно.

К.ЛАРИНА: Меня там оскорбило, конечно, что вырванные из контекста слова начинают «втюхиваться»…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ты имеешь в виду Пушкова?

К.ЛАРИНА: Да. Цитаты.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну это вообще отдельный случай. Потому что это, понимаешь, это подлый такой в самых худших традициях пропагандистский прием. Просто здесь была вот эта – сеанс магии и немедленное ее разоблачение. Потому что после этого…. Потому что раньше мы там могли подозревать, что идет какое-то передергивание, что, возможно, что-то вырывается из контекста, одно подверстывается к другому, на этом основании делаются выводы. Тут просто эта технология, она на глазах. Берется телесериал. Я совершенно реально, нормально отнеслась бы к тому, что этот сериал обсуждался с точки зрения того, что это, допустим, выдающееся событие в нашей культуре, возвращение образа великого поэта. И вот тут находятся некие критикессы, как он говорит, не зная, что в русском языке этого слова нет, которые себе позволяют, значит, в уничижительных тонах писать о сериале.

К.ЛАРИНА: А он что делает?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Опять же, не Пушков бы это говорил, а он бы к этому еще подверстал мнения уважаемых авторитетных деятелей культуры, которые бы доказывали, почему это прекрасно и почему критик глубоко не прав и злонамеренно не прав. Он берет, отталкивается от телесериала и берет мою рецензию, потому что это рецензия в чистом виде. Но переворачивает все с ног на голову. И в какой-то момент начинает говорить и слова мои цитировать так, как будто я говорю о самом Есенине. И на этом основании этот человек глубоко недобросовестно, как я теперь убедилась, делает далеко идущие выводы, что во-первых, «Известия» покусились на гордость России. В этом контексте в принципе гордость России получается – это телесериал. Ну, потому что это смешно – речь идет о рецензии. Но на самом деле в конце он выводит на то, что какой же ненавистью пылают эти люди и конкретно Петровская, и, наверное, ненавидят Россию вот за такие вещи. Вот такие вещи… вот я, например, точно не прощаю, потому что это подлость, это навешивание ярлыков, это донос в каком-то смысле. Мне тут же все начали звонить и говорить: «А ты подумай, может быть, это какой-то заказ?»

К.ЛАРИНА: Заказ.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, вот… Путину с Сурковым делать больше нечего, как заказать критика, которому не понравился сериал «Есенин». И потом именно прямо к Пушкову – просто самое мощное орудие использовали идеологическое, канал ТВЦ и Пушкова. Ну, конечно, это самодеятельность. Я думаю, что это просто все очень объясняется: что неоднократно о нем говорили критически, и, видимо, это какая-то форма мщения, скорее всего. Потому что других у меня нет объяснений. Там в редакции шутили, когда опомнились вообще и обрели способность шутить, что, может быть, это скрытая рекламная кампания, потому что идет подписка на газету «Известия». Но на самом деле мне кажется, это вещь вполне подсудная, это абсолютная клевета, введение зрителей в заблуждение, потому что каким бы ни был малочисленным по зрительской аудитории канал ТВЦ, тем, не менее, все равно аудитория любого канала несопоставима с газетой. И огромное количество людей введено в заблуждение. И мне говорили: «Да не надо ему отвечать». Фиг-то. Надо. Потому что я не могу на каждом углу и каждому рассказывать, что я на самом деле люблю Россию…

К.ЛАРИНА: …имела в виду другое…

И.ПЕТРОВСКАЯ: …и очень уважаю поэта Сергея Александровича Есенина, а не то подобие, которое было представлено в этом телесериале. Надо. И, возможно, и судиться надо, если вот сейчас юристы докажут все-таки, что там имеются вот эти вот признаки преднамеренного введения аудитории в заблуждение, и клеветы. Ну, и потом, как это там называется, моральный ущерб. Да, моральный ущерб. Я считаю, что мне нанесен моральный ущерб, газете нанесен моральный ущерб, потому что полощется очень уважаемый и куда более, как сказать, по возрасту более старший бренд и имя, чем ТВЦ, я имею в виду, полощется в непонятном контексте, что там враги какие-то собрались. Это просто такой, я считаю… и, кстати сказать, я благодарна своим коллегам, которые практически все, как один – газетчики, я имею в виду, и в Интернете я читала – в общем, не то, что встали на защиту, а выразили свое возмущение вот этим чудовищным, подлым, непрофессиональным передергиванием.

К.ЛАРИНА: Там, кстати сказать, вообще вся программа была такая «подлючая», потому что вредители, кроме Петровской, еще обнаружились в виде Михаила Швыдкого…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, он всегдашний враг.

К.ЛАРИНА: …и Иксанова – директора Большого театра.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А зато наша гордость Волочкова…

К.ЛАРИНА: А уж выдающаяся балерина Волочкова со своим «блеянием» по поводу своего увольнения, которая уже просто надоела, уже сил нету…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вообще вся программа была абсолютно второй свежести, было ощущение, что людям просто в эту неделю… они, может, где-то отдыхали, им было лень какие-то события найти, их как-то грамотно оформить, вот они взяли всего там, какую-то свалку: Волочкову вытащили с историей об увольнении, уже неизвестно какой давности… Эксперт тоже, понимаешь, эксперт по Большому театру, по национальной культуре.

К.ЛАРИНА: А уж сериал уже давно прошел.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Сериал прошел неделю назад, а эта рецензия, которую он цитировал, была три недели назад. Больше того, он прошел на Первом канале. И это вообще какой-то фантастический случай, что вдруг бросить… Ну, опять же, сериал здесь дело десятое. Можно было бы, конечно, подумать, что у товарища Пушкова сохранилось вот это прекрасное, простодушное, детское восприятие, когда он отождествляет волка – дяденьку в маске на сцене с самим волком и кричит…

К.ЛАРИНА: Ну, ты не упрощай его, он не такой простой.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Естественно, я тебе и говорю об этом, что вот так можно воспринять, если человек защищает по сути образ, созданный актером Безруковым, и на этом основании делает вывод, что критик и газета покусились на национальную гордость России. Это со всех сторон бред. Но это не бред – это подлость, это абсолютная инсинуация, это, повторю, клевета. Ну, и в общем, с этой минуты эту программу, естественно, я буду рассматривать под увеличительным стеклом, потому что если раньше у меня было какое-то подозрение, что, ну, там просто унылое бывает, серое, невыразительное – ну, там особенно и смотреть не на что, но были подозрения, что там не так просто делается, и что есть передергивания. Теперь, когда ты это на собственной шкуре ощутил, просто во все глаза. Хотя, конечно, жалко времени.

К.ЛАРИНА: Ну, что, мы должны заканчивать нашу программу. Спасибо нашим слушателям за то, что вы так активно защищаете Ирину Петровскую. Вот Ира тоже говорит вам спасибо, я надеюсь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, конечно, потому что в этой ситуации вдруг возникает ощущение, что либо ты сошел с ума, либо кто-то сошел с ума. И когда возникает вот эта вот нормальная реакция защиты со стороны разных людей, даже тех, кто… там у меня есть коллеги, которые терпеть меня не могут, но даже и они по этому поводу высказались, потому что настолько это было совершенно вопиюще.

К.ЛАРИНА: Мы прощаемся до понедельника. В понедельник мы встречаемся с Ириной в программе «Коробка передач». И скажу сразу, что программа эта будет посвящена реалити-шоу в широком смысле этого слова. То есть типа «Большой брат всегда с тобой». Об этом мы будем говорить в понедельник. А сейчас мы прощаемся с тобой. Ира, спасибо.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо.



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире