'Вопросы к интервью
К. ЛАРИНА – Наши слушатели спрашивают, не знаете ли вы, будет ли какой-то канал показывать фестиваль «Нашествие». Света Баранова спрашивает из Новосибирска. Я тоже этим вопросом задалась. Ответа на него я не знаю. По программе вроде бы не нашла. Если у вас есть какая-то информация, уважаемые поклонники нашей рок-музыки, по поводу трансляции или может быть передачи, посвященной фестивалю «Нашествие», пожалуйста, нам об этом сообщите. А мы сообщим всем остальным нашим слушателям. И сегодня в нашей передаче у вас есть возможность задать вопросы Славе Тарощиной, телевизионному критику, обозревателю газеты «Газета». Добрый день, Слава. Здравствуйте.

С. ТАРОЩИНА — Здравствуйте.

К. ЛАРИНА – Колонка Славы Тарощиной выходит не регулярно?

С. ТАРОЩИНА — Нет, она выходит…

К. ЛАРИНА – Уже регулярно.

С. ТАРОЩИНА — Нет, она выходит достаточно регулярно, она просто не прикреплена к определенному дню недели.

К. ЛАРИНА – То есть интрига, вам приходится покупать каждый день газету с надеждой увидеть, а вдруг там и оказывается оно. Вопросов много пришло по Интернету, напомню, что вопросы ваши принимаются в течение всей программы. Отвечаю на вопрос про Ирину Петровскую, все нормально, не беспокойтесь, все нормально. Человек должен иногда вообще-то отдыхать и от телевизора в том числе. И в первую очередь, наверное. Вот у Славы тоже наверняка такие приступы бывают, когда хочется выключить телевизор навсегда. Поскольку у нас Славы давно не бывало, я думаю, стоит вместе с вами подвести некие итоги телевизионного сезона. Ваш личный взгляд субъективный на то, что происходило в течение всего сезона на телевидении. Если говорить о тенденциях. Что ушло, что пришло и что обозначилось на будущее. Есть ли у вас какие-то основания сделать такой прогноз?

С. ТАРОЩИНА — Прогнозы дело, как мы знаем по нашей жизни и по нашей первой реальности и второй, дело не очень благодарное. Что касается итогов, то по моей версии, по моим представлениям, я об этом писала в одной из последних колонок, итоги нужно было подводить как раз на минувшей неделе. Потому что черту под сезоном подвела то, что я назвала «оборона Малахова». Это беспрецедентная в истории телевидения новейшего времени, как мне кажется ситуация. И здесь нам придется, как бы чуть-чуть заглянуть в прошлое. Потому что мне показалось, что вся ситуация с программой «Пять вечеров», начиная с июня это отмена дарвиновской теории эволюции, это так сказать человек шел, шел, развивался, происходил естественный отбор, я имею в виду Малахова, он начинал с утреннего…

К. ЛАРИНА – Слав, я смотрю замечательную картинку их учебника школьного, когда обезьяна сначала на 4-х лапах, потом потихонечку превращается в человека. Здесь ровно наоборот.

С. ТАРОЩИНА — Потом тоже была эта стадия превращения в человека, а потом опять обрастание шерстью. Потому что потом был утренний эфир, потом «Большая стирка». Я может быть, один из немногих пишущих людей пыталась найти нечто положительное в «Большой стирке», мне казалось, что это новый тип ведущего, что он понимает какой-то театральный гротеск, необходимость иронии, самоиронии и что это какое-то новое слово, это такая позиция комиссаровской стилистики. Его ток-шоу. И поэтому я на первых порах это все привечала. Дальше была совсем респектабельная программа «Пять вечеров». Помнится, он был в галстуке…

К. ЛАРИНА – И темы, какие были.

С. ТАРОЩИНА — И были темы приличные. И он очень хорошо продвигался в профессии, как мне казалось. Он учился общаться с аудиторией, он был не равнодушен, и это было главное, как мне казалось его достоинство. У него был живой глаз, чего сегодня не часто встретишь на телевидении. Живые глаза. И в начале лета все это стало постепенно в обратную сторону как обратный ход картинки из учебника истории. А все дело в том, что, начиная с Нового года, случилось страшное. Постепенно канал «Россия» сначала на доли процента начал обгонять Первый канал. Первый канал всегда привык быть первым. И вот началась вот эта, по-моему, истерия. Потому что уже к лету «Кармелита» стала обгонять. Этой знойной цыганской девочке можно было противопоставить, условно говоря, девочку, которая рожает в 11 лет и прочее, прочее. И вот началась эта истерия и мне кажется, что все-таки знамя выпало из рук Малахова. Он уже просто в изнеможении пал и это очень хорошо, потому что иначе бы…

К. ЛАРИНА – Кстати, да, стоит отметить…

С. ТАРОЩИНА — И под суд мог попасть и все что угодно.

К. ЛАРИНА – Отпуск не планировался по информации различных источников. Он собирался работать до начала сезона и дальше.

С. ТАРОЩИНА — Я знаю. Но просто видимо было ясно, что надо эту катастрофу как-то приостановить. Потому что мало того, что не будет Малахова, но еще будет цепь каких-то судебных исков к каналу.

К. ЛАРИНА – Но при этом рейтинг-то был высочайший у передачи. Несмотря на почти подсудные какие-то истории.

С. ТАРОЩИНА — Но это опять мы возвращаемся к какой-то эре Нагиева, у этой законной стилистики всегда гигантский рейтинг. В этом-то и ее кошмар и ужас.

К. ЛАРИНА – Я, кстати, по этому поводу прочту телеграмму от нашего слушателя из Санкт-Петербурга Сергея. Он пишет: «Малахов сегодня — это жалкое подобие Нагиева вчера? К чему вся эта мерзость? Это продолжение политики сгноения мозгов периферии (не в обиду, а в силу причин ограниченности ТВ приема)? Хотя Малахов в этой роли жалок (впрочем, как и в других)».

С. ТАРОЩИНА — Можно согласиться. Что касается тенденции, о которой вы спрашивали, то мне кажется тенденция такова. Это унификация информационного формата, я думаю, дай бог, чтобы на РЕН-ТВ что-то осталось, но тоже надежд особых нет, честно говоря, а это последний оплот. Постепенная, но очень целенаправленная подмена информации пропагандой. Мы с вами перед эфиром говорили о канале «Ностальгия», мы вспоминали программу «Время», я думаю, что очень поучительное зрелище и многие приемы будут оттуда заимствованы. Они были достаточно эффективны. Рост сериальной промышленности это поставили на поток, это понятно. И мне кажется такая волна псевдодокументальной журналистики, все это мы видели на том же канале «Россия», уже была выстроена целая документальная линейка. И Первый канал достаточно удачно ночную линейку делает документальную. Такая документальная картинка, опрокинутая все-таки в прошлое. Там безопаснее, чем здесь. Мне кажется такие тенденции. Не очень веселые. Отсюда как бы прогнозируется будущее.

К. ЛАРИНА – Вчера или в четверг, наверное, «Новая газета» выходит по четвергам в конце недели, было интервью с Савиком Шустером, который ныне работает на украинском телевидении и собирается там с сентября запускать свое многострадальное ток-шоу «Свобода слова», только теперь по-украински. И там, поскольку он на наши вопросы здесь в Москве не отвечал, как человек воспитанный в западной культуре политкорректности, он старался никаких оценок не давать. Но в этом интервью «Новой газете» его абсолютно прорвало, и он сказал просто правду по поводу своего собственного ухода с НТВ и закрытия программы «Свобода слова». И том, что он прекрасно понимал, что его перевод на несуществующую мифическую документалистику это уже было такое предложение тихо уйти, чтобы не поднимать скандала. И он на это пошел на этот тихий уход, и как раз говорил о том, что сегодня происходит на нашем телевидении. Тоже вспоминал пресловутые советские времена. Но самое главное, если говорить о каких-то образах, которые возникли во время этого разговора, он очень четко понял, ему вернее дали понять, что он чужой на этом празднике жизни. Что он воспитан в другом менталитете, в другой культуре. Он чужой сегодня. Сегодня так складывается политическая составляющая в стране, что не надо нам чужих. Чужие, пожалуйста, куда-то подальше. И очень смешно, простите, что я так пересказываю…

С. ТАРОЩИНА — Нет, очень интересно.

К. ЛАРИНА – Может быть интересно нашей аудитории, что здесь его в Москве считали агентом ЦРУ на телевидении. А там, на Украине его считают рукой Москвы. Что тоже, наверное, не самое веселое.

С. ТАРОЩИНА — Не самое веселое, но это тоже штрих эпохи предыдущей. Достаточно яркий.

К. ЛАРИНА – Что же имеем теперь в новом сезоне? Кого нам будет не хватать, и кого мы будем слушать.

С. ТАРОЩИНА — Кого нам будет не хватать. Трудно сказать, потому что на самом деле как по какому-то предыдущему опыту каналы путают следы, и планами не очень делятся охотно. Если делятся, то часто лукавят, потому что им нужны сюрпризы, это единственное, на что еще можно хоть как-то заманить. Не знаю, насколько действительно это точно, у нас свобода слова теперь будет в варианте Глеба Павловского.

К. ЛАРИНА – В надежных руках.

С. ТАРОЩИНА — Да, в наших руках скажем так. Так что это не чужой человек, так что здесь я думаю, все будет в порядке. Но это будет одна часть свободы слова, вторая часть останется у Соловьева, который сохраняет все свои проекты. Если говорить об НТВ, обещают вернуть «Школу злословия», которая как-то так скоропостижно исчезла. Что касается других каналов, каких-то таких ярких, о которых можно было сегодня сказать, какие-то игровые бесконечные форматы.

К. ЛАРИНА – Хорошо, а появление нишевых каналов новых в этом сезоне мы увидели канал «Домашний», который себя заявил…

С. ТАРОЩИНА — Как домашний.

К. ЛАРИНА – Отдельный от всех. Безусловно, стоит, наверное, отдельно сказать о канале «Звезда» и новорожденном канале «Спас». Ваше отношение к этому.

С. ТАРОЩИНА — Что касается «Домашнего» канала, то мне кажется это полезная штука. Другое дело, что смотреть его критическим взором сплошняком это тяжелое дело, конечно. Но я понимаю, что у него есть своя аудитория, и мне кажется, что стратегия господином Роднянским была вычислена очень правильно. Там есть некий господин доктор Курпатов, с которым нет проблем, это тоже такая любопытная штука. Его многовато мне кажется. Но, тем не менее, они что-то ищут, какие-то жанры. Мне кажется это нормально. Что касается патриотического канала, у меня тут, несмотря на все хартии, заявления, мое представление о патриотизме вообще и о патриотическом канале в частности оно остается прежним. Я считаю, что это зряшное совершенно дело. Абсолютно. Но сейчас канал «Звезда» он ведь хорош тем, что тоже идут какие-то старые фильмы, там еще не очень структурировано собственное вещание, они только пока работают. Что касается канала «Спас» во главе с рулевым «МУЗ-обоза», персонажем таким достаточно одиозным, я не знаю, я этот канал еще не видела, но мне тоже кажется это все странно. Зато я видела его «Русский взгляд», это человек, на мой взгляд, и это самое главное, он пока пребывает вне профессии.

К. ЛАРИНА – Демидов?

С. ТАРОЩИНА — Да, Иван Демидов. Он вне профессии. Это публицистика, это патетика и ничего больше. Поэтому не знаю, о будущем мне трудно говорить.

К. ЛАРИНА – Надо напомнить, что канал «Спас» появился не на кнопке, а в пакете «НТВ-плюс» по подписке. Тот, кто хочет его увидеть, тот может, мне кажется, это будет самый правильный путь.

С. ТАРОЩИНА — И патриотизм можно было по подписке пустить. Тоже было бы неплохо.

К. ЛАРИНА – Через некоторое время после новостей обязательно будем включать телефон, будем вас слушать. А сейчас я хочу вернуться к вопросам, которые пришли по Интернету. Вот наша слушательница Мария из Москвы спрашивает: «Хотела бы услышать мнение по поводу утренних программ («Доброе Утро»), потом телеканал «Россия», утренний эфир и телеканал НТВ. Какой из каналов удачнее на Ваш взгляд, делает утреннюю передачу. Есть ли какие-то законы в формировании утреннего эфира?»

С. ТАРОЩИНА — Я думаю, что этот вопрос он сложен не только для меня, но для нескольких поколений топ-менеджеров канальских, которые бьются над этой проблемой. Потому что сделать эфир утренний интересный для разных социальных групп это фактически непосильная задача. В этом смысле мне кажется, что наиболее разумным было обустройство утреннего эфира на старом НТВ. Я слышала, что они хотят вернуться к этому формату. Когда час был разбит на рубрики, и каждый человек знал, какую рубрику смотреть. Это было зафиксировано определенным временным отрезком.

К. ЛАРИНА – Вам не кажется, что еще имеет колоссальное значение интонация, с которой выступает ведущий. Вот мне кажется тут главная проблема.

С. ТАРОЩИНА — Интонация это вообще главная проблема вообще телевидения сегодняшнего. Но конечно мне легко ставить на котурны и говорить о том, что это за интонация, но я понимаю, как сложно ее уловить. С моей точки зрения наиболее удачно интонационно Галина Сазонова появилась такая дама на Первом канале. Посреди всех этих мармеладных барышень и четы Стриженовых, которые просто уже…

К. ЛАРИНА – Все слиплось.

С. ТАРОЩИНА — Да, уже невозможно видеть. Вот она мне кажется при том, что она придерживается стилистики Первого канала, когда все хорошо, а через минуту будет еще лучше, она личность и она умеет себя вести в эфире. Если я не ошибаюсь, она вахтанговская актриса. Она даже снималась в каких-то сериалах. Но это очень удачный такой типаж. И у нее получается как раз то, чего не получается ни у кого. И утренний эфир это очень сложно. Я знаю, что теперь утренний эфир канала «Россия» в субботу-воскресенье.

К. ЛАРИНА – Такой же.

С. ТАРОЩИНА — Да.

К. ЛАРИНА – Где Мацкявичус.

С. ТАРОЩИНА — Примерно такой же. Но это как-то не скрашивает картину. То есть они какие-то плацдармы уже завоевывают накануне сезона, но это имеет отношение к борьбе каналов, а никак не к качеству программ. Поэтому утренние передачи это…

К. ЛАРИНА – У вас была когда-нибудь любимая утренняя программа.

С. ТАРОЩИНА — Нет.

К. ЛАРИНА – Я очень любила, знаете кого? Сейчас вспомню… Гордона очень любила, «Хмурое утро».

С. ТАРОЩИНА — Это другое дело. Это вообще даже, это конечно. Это был Гордон. Вот все передачи Гордона, они носят название, конечно. Это было замечательно. Хмурый, как утро, Гордон. Это было поразительно. Это было на канале М-1. Может быть «Домашний» отринет какую-нибудь там Ищееву и поставит Гордона. Это было бы очень разумно.

К. ЛАРИНА – У нас пауза на новости.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – По поводу «Нашествия» мне сообщил мой коллега Дмитрий Борисов, что будет фрагментами на МУЗ-ТВ, и наши слушатели тоже сообщают, что будут трансляции по МУЗ-ТВ. Я включила по вашему совету, с содроганием смотрю на этого страшного рыжего человека Трахтенберга. Это тоже нечто, что-то такое особенное. Давайте я прочитаю вопросы от наших слушателей. Их огромное количество. Сначала на пейджере, потом телефон включим. «Благодаря Малахову и таким как он, я перестала смотреть телевизор, много читаю, гуляю по Москве. Спасибо нашему ТВ», — пишет Татьяна. «Как вы относитесь к реалити-шоу вообще и в частности к реалити-шоу «Голод»? ( Инесса).

С. ТАРОЩИНА — К реалити-шоу я отношусь как к снегу, дождю и вообще явлению природы. Должно было случиться. В силу разных причин. Не буду их сейчас перечислять, и это случилось. Поэтому здесь вопрос может быть только в степени корректности того или иного шоу. Что касается «Голода», «Голод» мне нравится ничуть не больше других программ, но мне просто очень нравится Василий Уткин. Мне кажется, что это самый удачный ведущий телевизионный такого формата. Формат не в смысле уткинского формата, а формата реалити-шоу. Потому что это человек, то есть Уткин мне интересен всегда. Я человек, который с трудом отличаю футбол от хоккея, когда слышу Уткин, я всегда пытаюсь понять, о чем он говорит.

К. ЛАРИНА – Слав, а что касается реалити-шоу, запрещать не надо?

С. ТАРОЩИНА — Нет, конечно. Вообще ничего не надо.

К. ЛАРИНА – То, что касается скандалов, скандалы везде. Буквально на этой неделе очередной скандал случился с «Большим братом» в Англии. Там было что-то такое непристойное показано по телевидению. Какая-то девушка стала обнажать все части своего тела и купаться с молодыми людьми в ванной, целоваться сразу с обоими. Там скандал безумный в Англии.

С. ТАРОЩИНА — Это вопрос операторского искусства. На самом деле все эти реалити-шоу они миллиметрами идут в реальном режиме. Поэтому можно было что-то вырезать. Я думаю, такие сцены встречаются тогда, когда шоу идет ко дну. Когда рейтинг низкий, нужно спасать во что бы то ни стало. А запрещать, конечно, не надо. Другое дело, что я не очень понимаю канал ТНТ, ориентированный на реальное шоу. С одной стороны у него нет никакой ниши, СТС выдавило его из той ниши, в которой он пребывал. С другой стороны загрузить нас, заморить голодом, запугать «Большим братом», поместить в «Дом-2», это что-то такое избыточное.

К. ЛАРИНА – Есть же отдельный канал, по-моему, на спутнике реалити-шоу, который так и называется. Там сплошное реалити-видео.

С. ТАРОЩИНА — Да.

К. ЛАРИНА – Вот ТНТ видимо такую нишу и занимает.

С. ТАРОЩИНА — Конечно.

К. ЛАРИНА – «На первой, второй кнопке появились программы о суде. Что вы думаете об этих программах», — Наталья Сергеевна. А я напомню, что очень хороший рейтинг был и есть у программ «Час суда» на РЕН-ТВ с очень удачным ведущим Павлом Астаховым. И видимо остальные каналы поняли, что это тот огород, который необходимо срочно вспахать и свои шоу завели.

С. ТАРОЩИНА — И очень интересно и симптоматично, что Первый и Второй канал опять запузыривают все это в один день. «Час суда» — это Астахов, «Суд идет» – это Россия, «Федеральный судья» – это Первый. Конечно, пока только несколько было выпусков, никакого сравнения с живым Астаховым. Потому что здесь все какие-то полуживые персонажи. И здесь разыграны ситуации. Кстати, я напомню, что «Суд идет», была программа с Ворошиловым еще. И даже такой яркий человек как Ворошилов телевизионный, который очень чувствует эстетику телевидения, у него ничего не поучилось, потому что эта правда жизни и правда экрана, она все равно сталкивается и эти швы очень видны. Так что пока не знаю.

К. ЛАРИНА – Если говорить о прикладной составляющей, мне кажется это очень полезная вещь.

С. ТАРОЩИНА — Но они полезны больше в варианте Павла Астахова, который живо реагирует на все ситуации. Вот, например, «Суд идет», он же все-таки реагирует на сценарий, а не на ситуацию. Он очень хорош собой, очень импозантен, но все-таки…

К. ЛАРИНА – Вчера, кстати, Ирина Петровская очень подробно писала об этих судебных шоу в «Известиях» и она точно обратила внимание на абсолютную профнепригодность артистов, которые разыгрывают роли подсудимых и свидетелей в программе «Федеральный судья», мне ужасно жаль, потому что я с огромнейшим уважением отношусь к Сергею Пашину как личности, юристу. Вообще уникальный человек. Мне очень жаль, что его профессиональная жизнь тратится на это абсолютно какое-то дурновкусие. Но может быть придет к какой-то норме. Они же тоже видят, что это плохо сыграно.

С. ТАРОЩИНА — Это проба пера. Тут нужно делать ставки на лица не засветившиеся. Таких уже, по-моему, нет просто.

К. ЛАРИНА – Следующий вопрос, про вас очень много спрашивают. Скажите несколько слов. Про образование, где работали до газеты. Как пришли в телекритики. Скажите, очень любят наши слушатели. Они должны человека себе представлять.

С. ТАРОЩИНА — Работала до  газеты «Газета» в газете «Время МН» это была ежедневная газета в холдинге «Московские новости». До этого работала в «Общей газете», писала для «Новой газеты». Работала вообще в «Литературной газете» собственно родом оттуда. Телекритикой занялась ровно 10 лет назад, когда стало ясно, что каналов много, что есть уже повод для разговоров. И что это какая-то реальность, которая требует интерпретацию. Вот тогда мне предложили.

К. ЛАРИНА – А до этого, чем занимались?

С. ТАРОЩИНА — Я работала в литературном отделе «Литературной газеты».

К. ЛАРИНА – То есть все-таки культурой занимались.

С. ТАРОЩИНА — Культурой. Девушка культурная.

К. ЛАРИНА – Наш телефон 203-19-22. Культурная девушка Слава Тарощина ждет ваших вопросов. Милости просим в нашу программу. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Лидия, я из Москвы. Мне интересно ваше мнение по поводу фестиваля «Новая волна». Как вы его оцениваете, насколько он был вам интересен и сравнение с предыдущим.

К. ЛАРИНА – Лидия, может, сначала вы нам скажете несколько слов о ваших впечатлениях.

СЛУШАТЕЛЬ — Мне очень понравился этот фестиваль. Качеством исполнителей, соискателей. Просто несравнимо с предыдущими. Единственное общее впечатление портила наша попса. Устоявшаяся такая традиционная, которая слишком много отвела себе места.

К. ЛАРИНА – Вот эти все звезды.

СЛУШАТЕЛЬ – Да. Неоправданно много места они себе отвели.

К. ЛАРИНА – Там, кстати, они все кичились, что в прямом эфире вживую поют все конкурсанты. Я бы так добавила, что в  живом эфире конкурсанты и Крис де Бург, все остальные, как и раньше. Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ – Уровень нынешних молодых соискателей был настолько высоким, они настолько были интересны, красивы, замечательны и талантливы, что даже на фоне наших устоявшихся звезд они выглядели изумительно.

К. ЛАРИНА – Спасибо вам за ваше мнение.

С. ТАРОЩИНА — Я соглашусь с этим мнением Лидии. Что касается собственно телевизионной картинки, мне показалось, что, во-первых, культ личности Аллы Борисовны это уже было что-то такое непристойное. Наша несравненная. Какая-то такая кабаретная эстетика ее подачи.

К. ЛАРИНА – Уже какая-то пародия.

С. ТАРОЩИНА — Да, это было чрезмерно. И мне показался очень неудачным выбор Елены Ханги на роль ведущей. Вот по всем параметрам это не ее дело. Она как-то не очень справилась с этим. А в принципе это было вполне прилично.

К. ЛАРИНА — И ребята, там были интересные действительно.

С. ТАРОЩИНА — И вот этой пошлости, которая обычно главный спутник этих конкурсов, здесь было гораздо меньше, даже меньше чем в «Пяти звездах», которые накануне проходили.

К. ЛАРИНА – Следующий звонок. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте, скажите, пожалуйста, а что действительно Малахова не будет больше «Пять вечеров»?

К. ЛАРИНА – Как вас зовут, простите?

СЛУШАТЕЛЬ – Галина.

К. ЛАРИНА – А вы любите Малахова и «Пять вечеров?»

СЛУШАТЕЛЬ – Вообще, как ни смешно, я смотрела.

К. ЛАРИНА – Что нравится, скажите.

СЛУШАТЕЛЬ – Я не думаю, что это театральные, это натуральные были судьбы.

К. ЛАРИНА – Судьбы конечно натуральные. То есть вам эта программа интересна.

СЛУШАТЕЛЬ – С любопытством смотрела.

К. ЛАРИНА – На вопрос ваш очень просто ответить. Ничего с ней не случилось, он просто в отпуск ушел, куда он денется. Будет же да?

С. ТАРОЩИНА — Я думаю, что будет. Такие люди не уходят.

К. ЛАРИНА – Такие программы не исчезают просто так. Следующий звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Михаил из Москвы. Скажите, пожалуйста, мы покупаем «ТВ-парк», и я как-то листал и обратил внимание в конце, где публикуется таблица о рейтингах, там как достижение выдано, самый высокий рейтинг передач это поздравление президента в новогоднюю ночь. Как к таким вещам относиться?

К. ЛАРИНА – Это чистая правда. Все же смотрят.

С. ТАРОЩИНА — Это традиционно. Опять же, как явление погоды. К природному явлению. Действительно. Ведь что такое рейтинг – это количество вашего нажатия на кнопки в определенную долю секунды. Вот и все.

К. ЛАРИНА – Конечно, это не значит, что это какой-то уникальный формат.

С. ТАРОЩИНА – Кстати, несколько лет назад, когда был первый транш «Последнего героя», к вопросу о реалити-шоу, на Первом канале, реалити-шоу побило по рейтингу.

К. ЛАРИНА – Новогоднее выступление. И такое бывает.

С. ТАРОЩИНА — Да, там какие-то доли процента, но была такая ситуация.

К. ЛАРИНА – Следующий звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Михаил из города Петербурга. К вопросу о «Дом-2» и прочее, «Большой брат». С одной стороны как бы наплевать, не хочешь, не смотри, хочешь – смотри. Но с другой стороны это вещь как бы с двусторонней связью. До сих пор спрос определяет предложение, предложение рождает спрос. То есть с одной стороны оно служит удовлетворению некоторых вкусов, а с другой стороны формирует этот вкус. Но при этом вкус, который такие передачи формирует, меня очень огорчает.

К. ЛАРИНА – Понятно, о чем вы говорите. Я думаю, что это тема для разговора.

С. ТАРОЩИНА — Да, это тема для разговора и конечно Михаил прав. Тут и не поспоришь. Дело в том, что меня возмущает даже не само качество передач, это вообще отдельный большой разговор, потому что можно возмущаться качеством, и я могу объяснить и слушателям, почему так происходит. Меня не то чтобы возмущает, но меня изумляет реакция людей, обличенных властью. Вроде депутатов Мосгордумы. В частности мы опять возвращаемся к тем же  «Пяти вечерам» последних выпусков, там же «Дом-2» фигурировал всегда. Всегда сидела какая-то дама, вывелась даже порода специальных депутатов Мосгордумы, это какие-то дамы с такими осиными гнездами на голове, и какой-то депутат Балашов, который любой сюжет поворачивал на знакомую проторенную тропинку борьбы с «Домом-2». Обращение к прокурору. Знаете, я тут думала, я даже хотела написать, просто не получилось. Вот «Дом-2», примерно ровно век назад такую же реакцию в обществе вызвал роман Арцибашева «Санин». Это было тоже после революционного всплеска, после террора народовольческого. После больших общественных волнений начинается спад. И спад материализовался в этот роман. Этот роман считался вершиной эротизма. По-моему, он вышел в 1903 году. И тогда начались суды по всей стране. Но внимание, это были суды не депутатов Гордумы, это были литературные суды. Первый такой суд, если не ошибаюсь, он прошел в  Санкт-Петербургском университете. И это был суд с присяжными заседателями, с защитой, адвокатами, обвинением. Там была статья Уложение о наказании за распространение порнографии. Там было все это.

К. ЛАРИНА – То есть то, что сейчас с Сорокиным делали.

С. ТАРОЩИНА — А то, что делали сейчас с Сорокиным это такая матрица замечательная. Но это был литературный суд, и это устраивали студенческие кружки. Вот Арцибашева помиловали, кажется, Сологуба осудили за насаждение садомазохизма. Но было совершенно другое.

К. ЛАРИНА – Почему сейчас тоже кружки. Если говорить о телевизионных обсуждениях.

С. ТАРОЩИНА — У нас же этим занимается государство теперь. У нас же подает в прокуратуру, письма пишет государство. Люди обличенные.

К. ЛАРИНА – О защите детей…

С. ТАРОЩИНА — Да. От Ксении Собчак. А Ксения Собчак и это тоже штрих-портрет этих ток-шоу, она уже выглядит самым адекватным человеком, что тоже достаточно характерно. Потому что всех остальных просто иногда хочется…

К. ЛАРИНА – Кстати, она говорить научилась за эти годы.

С. ТАРОЩИНА — Да, вот она научилась.

К. ЛАРИНА – «Я научила женщин говорить, но боже, кто их замолчать заставит». Давайте еще звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Анна из Москвы. Вопросов у меня нет. Просто спасибо большое за передачу. Мы каждый раз ее слушаем и слушаем с большим удовольствием.

К. ЛАРИНА – А телевизор-то вы смотрите, Анна, или вы только передачу слушаете?

СЛУШАТЕЛЬ – Смотрю, если есть, что смотреть.

К. ЛАРИНА – И что вам смотрится более приятно?

СЛУШАТЕЛЬ – «Культура».

К. ЛАРИНА – Наши слушатели они все склоняются…

СЛУШАТЕЛЬ – РЕН-ТВ, иногда СТС. Я просто люблю Устинову и Донцову. Пока шли сериалы, смотрела.

К. ЛАРИНА – Спасибо еще один звонок. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Будьте добры, у меня такой вопрос. Когда без объявления меняется программа, это просто бывает, вчера смотрела по ТВЦ.

К. ЛАРИНА – Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Алла.

К. ЛАРИНА – Это вечный вопрос. Это вопрос уважения или неуважения к аудитории. Кстати про тенденции мы не отметили, что именно в этом сезоне так активно включались и выключались новые передачи, новые сериалы. Сериал мог в середине пути оборваться.

С. ТАРОЩИНА — На НТВ особенно.

К. ЛАРИНА – Или программы «Короткие встречи», «Я готов на все». «Прости». Разные передачи, которые заявлялись очень шумно и ярко, и видимо огромное количество денег тратилось на их раскрутку и рекламу, а потом все это так…

С. ТАРОЩИНА — Вы знаете, это опять с моей точки зрения упирается в глобальную проблему – уходит профессия на всех уровнях как-то. Вот что-то такое с профессионализмом телевизионным происходит.

К. ЛАРИНА – Ну-ка поподробнее. Какие приметы.

С. ТАРОЩИНА — Какие приметы. Это очень яркая примета. Когда программный директор не может вычислить вместе с продюсером, не может вычислить аудиторию. Вот кстати вся проблема НТВ это проблема не внятной аудитории мне кажется.

К. ЛАРИНА – То есть для кого.

С. ТАРОЩИНА — Да, для кого. Вот Гусинский знал, для кого. Это был первый консервативный либеральный канал с какими-то буржуазными ценностями. Йордан прекрасно знал, заявив, что он ориентируется на читателей очень активных молодых социально успешных, на читателей журнала «Афиша». Что стало происходить дальше, уже непонятно. Потому что те  зрители ушли, а новые рассосались по другим каналам. Вот отсюда эти короткие встречи в буквальном смысле слова.

К. ЛАРИНА – И отсутствие идей тоже приметы.

С. ТАРОЩИНА — Отсутствие идей это всегдашняя примета.

К. ЛАРИНА – Может быть тот же суд, вся история с судебными шоу этот же круг мы уже проходили.

С. ТАРОЩИНА — Да мы проходили и «Пять вечеров» с заоконной такой подсветкой.

К. ЛАРИНА – И кулинарные программы.

С. ТАРОЩИНА – Да, теперь новая кулинарная программа «Кулинарное путешествие» на Первом канале. Да, конечно. И к вопросу о патриотизме совершенно не понимаю, в частности Первый канал, я об этом тоже писала, что Первый канал своей «обороной Малахова» нарушил две священных заповеди сегодняшних, которые идут со стороны Кремля. Первое – это борьба с терроризмом. Дело в том, что террор от латинского «страх» и «ужас» это не только одноногий Басаев и Лондон, и прочее, это страх и ужас. Так вот линейка предпрайма Первого канала, это страх и ужас. Это «Криминальная Россия», это «Врачи-убийцы» и все такое прочее. А дальше приходил весь в белом Малахов, и тут уже шло все то, что мы видели последние два месяца. Это первое. А второе, как можно любить страну, которая постепенно превращается в зону сплошной аномалии. Это к вопросу о патриотизме. И третий аспект. А кто будет эти высокие патриотические начинания претворять в жизнь.

К. ЛАРИНА – Проповедовать.

С. ТАРОЩИНА — Эти люди с пустыми глазами или как замечательно назвал их, у раннего Битова был рассказ «Люди с лицами понедельника». Не получится.

К. ЛАРИНА – Ну что, давайте еще один звоночек. Алло, говорите громче.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Мне трудно говорить громко, но постараюсь. Я хочу спросить милых дам, не посмотрели ли они вчера по Первому и Второму каналу в прайм-тайм Петросян и Степаненко разделились на две группы. Это было совершенно великолепно. Восторг.

К. ЛАРИНА – Да что вы.

СЛУШАТЕЛЬ – И в самом конце в мужскую группу Первого канала Петросяна все-таки каким-то образом пригласили Степаненко и она под занавес исполнила одну из своих миниатюр. Это был полный восторг.

К. ЛАРИНА – Вы говорите это без иронии, вам действительно понравилось?

СЛУШАТЕЛЬ – Это федеральный канал, это был ужас полный.

К. ЛАРИНА – Хорошо. А то мы испугались.

СЛУШАТЕЛЬ – Простите ради бога, у меня было ощущение, что эти две семьи пришли на смену ранее царившей на экране Пугачевой, Киркорову, Орбакайте.

К. ЛАРИНА – Спасибо вам за этот печальный рассказ. Не смотрели, но я думаю, что верим на слово. Это что, действительно запрос публики? Это вопрос вопросов. Потому что только ленивый не пихает…

С. ТАРОЩИНА — Рейтинги колоссальные. Возьмите любую таблицу.

К. ЛАРИНА – Так что народ плохой, Слав?

С. ТАРОЩИНА — Не знаю.

К. ЛАРИНА – Что делать.

С. ТАРОЩИНА — А эти счастливые лица. Счастливые лица.

К. ЛАРИНА – Я бы не назвала их счастливыми. Они такие хохочущие просто до колик.

С. ТАРОЩИНА — Тем не менее, это, по-моему, для психиатров, психологов, социологов, это как-то должны осмысливать уже не театральные критики. Но есть такое понятие – психический фон нации. Это есть.

К. ЛАРИНА – С одной стороны вот это. А с другой стороны публика, которая приходит к Андрею на передачу «Пять вечеров» сейчас, к сожалению, тоже говорю, та публика, которая раньше дневала и ночевала у Нагиева. То есть расстрелять, убить, совершенно такой неандертализм.

С. ТАРОЩИНА — Это профессия — зритель ток-шоу. Это известно. Так что ничего нового здесь нет.

К. ЛАРИНА – Ну что, я от вас требую позитива. Давайте ищите его.

С. ТАРОЩИНА — Сложная задача.

К. ЛАРИНА – Давайте. На что надежда.

С. ТАРОЩИНА — Надежда, тем не менее, на документальное кино. В частности на меня большое впечатление произвел фильм Манского о Высоцком. Я считаю, что это очень интересная работа. Честная и актуальная. Потому что вот этой сусальности и этот образ, который мы видим на Ваганьковском кладбище, нужно было разрушить. И мне кажется, что Манский и люди его масштаба, если им дать волю, то это будет какое-то интересное движение в сторону правды. В частности, что касается документалистики, то по иронии судьбы, в конце следующей недели на канале «Россия» будет фильм «Правда о «Курске». Документальный фильм. На этой неделе две серии, может быть, и продолжатся. Вот когда мы узнаем правду о том, что происходит сегодня, сколько лет понадобится. При самом большом расцвете документального кино, это большой вопрос в сегодняшней ситуации.

К. ЛАРИНА – Слава Тарощина — наш сегодняшний гость. Читайте ее личное телевизионное мнение в газете «Газета». Я надеюсь, что Слава не последний раз у нас в студии. Спасибо вам большое.

С. ТАРОЩИНА — Спасибо.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире