'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро, добрый день! Здравствуйте, дорогие наши зрители, слушатели, пользователи — всем добрый день. С вами, по традиции, в субботу в прямом эфире наш «Человек из телевизора». Звукорежиссер у нас сегодня Илья Крылов, а с вами в студии Ирина Петровская и на связи Ксения Ларина — тоже как всегда. Здравствуй, Ксения Ларина!

К. Ларина Доброе утро всем! Здравствуйте, дорогие люди!

И. Петровская Давай меню.

К. Ларина Да, меню мы с Ирой собрали вчера. Опять много событий. События, конечно, трагические. Неделя опять была тяжелая по событиям. Ну и кроме плохих новостей и ужасных новостей есть, конечно, и интересные работы наших коллег в визуальном искусстве.
Там, кстати, среди наших комментариев я хотела сразу прочитать такую хорошую записочку, которая посвящена нашим товарищам. Ольга Черная пишет: «Передайте, если возможно, огромное спасибо ведущим «Утреннего разворота» Антону Ореху, Ирине Воробьевой, Максиму Курникову, Ирине Баблоян». Передаем! «Также Саша Плющев, ведущий стрима с Майклом Наки, замечательным аналитиком, и прекрасную полноценную регулярную передачу «Сплотимся во вторник». Спасибо вам и Ирине!». Ольга Черная, спасибо вам большое за такие хорошие слова! Думаю, что нашим коллегам будет приятно.
Ну а теперь читаю, собственно, наше меню, как Ира говорит. События. 9 мая — собственно, это уже эта неделя, а кажется, что это было 100 лет назад. Столько всего перебило. Следующее событие — расстрел в Казани. И в связи с этим, конечно же, надо отмечать работу журналистов, которым приходится работать в таких тяжелейших эмоциональных условиях. Можете себе представить, как это трудно. Спецэфир «Дождя» был очень тяжелый и очень качественный, если говорить о профессии. Выпуск «Редакции» тоже с мест событий, из Казани.
Ну и дальше на фоне этих событий возникла дискуссия, которая регулярно возникает, когда возникают такие тяжелые катастрофы — убийства и прочие страшные вещи. Разговор, дискуссия об этике журналистской работы на трагических событиях: что можно и что нельзя.
30 лет «Вестям» — путь от свободы слова до пропаганды. Пороки в своем отечестве. История пропагандон-ТВ в лицах в исследовании Веры Челищевой в «Новой газете». Собственно, у Иры есть эта газета, она может вам даже продемонстрировать.

И. Петровская Вот я, если видно, демонстрирую. Потрясающий материал! Здесь, в газете, в бумажной версии он немного сокращен, хотя он занимает несколько полос. А на сайте нашей газеты он абсолютно целиком, полностью. Вера проделала какую-то невероятную, грандиозную работу, обобщив биографии самых, будем называть, одиозных персон нынешнего нашего телевизионного пропагандистского пространства. По-моему, она полгода или даже больше этим занималась.

К. Ларина Можно назвать это по жанру как глава из книги Булгакова (у которого, кстати, сегодня 130 лет со дня рождения — Михаила Афанасьевича Булгакова) «Магия и ее разоблачение».

И. Петровская Да, черная магия.

К. Ларина Увольнение за мнение: как выявляют навальнистов. Почему я включила это в меню? Потому что там речь идет не только о работниках метрополитена (мы знаем, 40 человек было уволено за взгляды), но уже и о людях, которые работают в телевизионной индустрии. Мы знаем как минимум 2 случая увольнений из ВГТРК. Там звукорежиссер — совершенно замечательный парень. Я вчера его видела в «Fake News». Ты видела интервью с ним?

И. Петровская Да, видела.

К. Ларина Замечательный, да. И девушка. Кстати, очень интересно, как они это делают.

И. Петровская Но на самом деле до этого была информация, что чистка именно в рядах ВГТРК коснулась тоже чуть ли не 40 человек.

К. Ларина То есть пока еще точных данных нет. Мы знаем только те случаи, когда люди сами это обнародовали, предавали гласности — эти события, увольнения. Интервью. Сейчас уже закончу — прочту интервью, что у нас там есть. Галина Тимченко и Ольга Шакина. Ну, это, скорее, даже не интервью, это, скорее, такие беседы на канале «Команда 29». Там разные ведущие. Вот Оля Шакина вернулась в кадр, и я очень рада. Она замечательный журналист. Жаль, что редко появляется.
Ну, Галина Тимченко — понятно, о чем шел разговор в этом интервью. О том, что «Медуза»* стала иностранным агентом, и какие в связи с этим будут последствия для журналистов и для работы. Там очень подробно всё изложено. Галя рассказала очень подробно для того, чтобы все знали, что это такое. И буквально после этого интервью еще одно СМИ тоже получило это клеймо официально. Это СМИ — VTimes*, которые ушли из «Ведомостей», целая команда профессиональных журналистов.

И. Петровская И кстати, в связи с этим, уж коли мы этого коснулись, Катя Гордеева, которая делала именно там, на YouTube-канале иностранного агента «Медузы», свой замечательный, я бы сказала, грандиозный проект «Скажи Гордеевой», тоже опубликовала в Фейсбуке такое заявление, что в связи с возникшими обстоятельствами (в первую очередь финансовыми) проект вынужден пока приостановиться. Правда, у них остается этот YouTube-канал, и они теперь будут сами каким-то образом выплывать. То же самое произошло и с «Радио Долин».

К. Ларина Да, «Радио Долин» теперь тоже отдельный YouTube-канал. Это трудно. Хорошо, конечно, что они успели, что называется, раскрутиться при помощи «Медузы». Это было здорово. Но сейчас будет, конечно, трудновато. Поэтому призываю всех, кому дороги эти проекты (я имею в виду прежде всего зрителей), обращать на них внимание и хотя бы лайками и донатами постараться помочь, чтобы эти каналы, эти передачи, эти выпуски не развалились, а остались жизнеспособными.
Андрей Мальгин и Инна Курочкина. Еще один канал, который тоже вам рекомендуем. Канал называется NEP-Прага. Независимый европейский проект». Это русскоязычные журналисты, которые работают в Праге. Инна Курочкина часто делает такие видеосюжеты, даже видеофильмы. Она делала, по-моему, целый документальный сериал, посвященный как раз истории свободных средств массовой информации в России. Вот большое интервью с Андреем Мальгиным, которого вы тоже наверняка знаете и помните как журналиста, как автора первой «Столицы» — журнала, который был невероятно популярен в годы перестройки и позже.

И. Петровская Он был главредом.

К. Ларина Да-да. Я имею в виду, автором собственно проекта. Он придумал. Сейчас Андрей уже долгие годы живет в Италии. Но при этом совершенно, как и все мы, живет российскими новостями. Его очень интересно читать в социальных сетях.
И здесь, кстати, в этом разговоре С Инной Курочкиной, он очень подробно остановился на теме путинской «пятой колонны» за рубежом. Те русскоязычные люди, которые по разным причинам уезжают из страны (не по политическим, а по причинам бытовым — или на работу, или на учебу, или просто, что называется, выходят замуж за иностранцев) — как формируется там вот этот самый «русский мир», который абсолютно точно так же, как и в России, сидит на игле российской пропаганды.
Это, конечно, чума. Они же смотрят там не только российское телевидение (российское, в смысле пропагандистское), но еще и RussiaToday. И смотрят в том числе RussiaToday в русском варианте в социальных сетях и на YouTube-канале. И эта работа у российской пропаганды очень успешная.
Актерский мастер-класс Евгения Цыганова в эфире Ивана Урганта. Это фантастика! Я Иру вчера просто заставила, говорю: «Посмотри!».

И. Петровская Ночью, в ночи.

К. Ларина Да. Суть в том, что Евгений Цыганов, артист, пришел в гости к Ивану Урганту в гриме и в образе своего героя из премьеры спектакля ««Дон Жуан» Моцарта. Генеральная репетиция». Спектакль Дмитрия Крымова, от которого все в таком бешеном восторге, что я прямо не могу — так ужасно хочется посмотреть. Надеюсь, что когда-нибудь это произойдет.
Женя там играет главную роль — режиссера. Это такой обобщенный образ режиссера-мэтра. И это фантастика, как он работает в этом маленьком интервью. Там он, наверное, минут 15 с ним разговаривает.

И. Петровская Да, потом снимает весь этот грим и оказывается уже в своем натуральном виде. А в принципе, действительно, собирательный образ мэтра — пожилого, утомленного славой. Кстати, если бы он вообще (я имею в виду, Иван Ургант) не назвал по имени этого персонажа — «Евгений Эдуардович», и если бы ты мне не написала, что это на самом деле Цыганов, я бы сразу не догадалась. Потому что эта вальяжная манера: «Ванечка, дорогой», все эти, что называется, прихваты и интонации такого театрального мэтра — это дико смешно. Я, конечно, не знаю, как они в принципе в жизни общаются, эти мэтры, но образ просто невероятный.

К. Ларина В десятку! Но при этом здесь, конечно, ужасно интересно наблюдать за этим процессом актерских превращений. Как человек на твоих глазах… Ты понимаешь, что это тот самый человек, которого ты знаешь. Ты его видел 100 раз. Но совместить эти два образа невозможно, поскольку просто другой человек.

И. Петровская Самое главное — голос, интонация. Вообще ничего общего с реальным Цыгановым!

К. Ларина Там очень трогательный момент, такой обалденный, когда он уже снимает эту маску в конце, и Иван предлагает ему еще поговорить: «Как ты это делаешь?» — еще поговорить интонациями этого человека. А Женя говорит: «А всё, он ушел». Типа, маску снял и человек ушел.

И. Петровская Кстати, Иван не до конца выдержала это. потому что он раскалывался во время разговора с так называемыми мэтром, с Цыгановым в этом образе. Время от времени как бы совершенно неуместно на каких-то словах начинал хохотать. И тогда стало понятно, что это, конечно, такая мистификация, что это не какой-то реальный мэтр.

К. Ларина Заканчиваю наш список. Что у нас осталось? Фильм Анны Немзер памяти Галины Старовойтовой на «Дожде». Замечательная работа Анны Немзер. Посмотрите, пожалуйста, ради того, чтобы вспомнить человека или узнать, если вы его не знали совсем. Я имею в виду Галину Васильевну Старовойтову. Там совершенно уникальные кадры собрали авторы фильма — архивные кадры из разных интервью разных времен и разных телевидений.

И. Петровская И семейный архив.

К. Ларина Да. A какое телевидение было! — опять же, возвращаясь к нашей теме. Вы просто посмотрите, что это такое. Какое это было время, когда на телевидении можно было говорить на такие темы. Когда можно было поднимать такие темы. Когда настолько были свободны и ведущие, и гости эфира.

И.Петровская: Я подумала, когда смотрела, что Старовойтова могла бы быть наша Ангела Меркель

И. Петровская И время, которое приводило в большую политику вот таких людей, как Галина Васильевна Старовойтова, которая, наверное, в другую пору, в другую эпоху так и осталась бы научным сотрудником — очень ярким, очень талантливым.
Но здесь ты понимаешь, собственно, что мы потеряли. Мы потеряли в прямом смысле и Галину Васильевну, которая была самым злодейски образом убита в 1998 году, и это время, и эту политику. И, к огромному сожалению, шансы (с такими людьми они были) на то, чтобы страна стала нормальной, демократической. Она становилась именно при них. Смелые, отважные, яркие, справедливые.
Я подумала, когда смотрела, что это могла бы быть наша Ангела Меркель. Конечно, понятно, что никогда бы Россия (избиратели в то время, да и сейчас) не избрала президентом женщину. Хотя кто его знает? Мы знаем, история, конечно, никаких сослагательных наклонений не терпит. И еще важно — просто добавлю и проанонсирую…

К. Ларина Вечер в ЦДЛ?

И. Петровская Да. Именно 17 мая Галине Васильевне исполнилось бы всего лишь 75 лет. И ее памяти в Центральном доме литераторов в Москве будет посвящен вечер, который организует Алла Гербер. Много замечательных людей будет в этом вечере принимать участие. И вы можете легко туда прийти, потому что, по-моему, даже вход свободный или билеты уж точно есть. В 19:00 в ЦДЛ 17-го числа вечер памяти Галины Васильевны Старовойтовой.

К. Ларина Спрашивают, как фильм называется. Фильм называется «Кандидатка в президентки». И это единственное, что меня смутило в этой картине, в этой работе. Мне кажется, что ну нельзя такую личность такого масштаба сузить до каких-то феминистских ценностей. Это гораздо масштабнее, гораздо шире и глубже. Человек невероятного масштаба. Поэтому вот это меня смутило.
И там, кстати, очень многое подверстано под это название, если ты обратила внимание. Очень много ее синхронов, Галины Васильевны, именно на эту тему — женщины в политике. У людей может создаться впечатление, что только на этом и стояла вся ее философия и идеология. Это не так. Совсем не так.

И. Петровская Наоборот, из ее интервью там становится ясно, что ее оскорбляет вот этот взгляд на женщину просто как женщину. Она там, в частности, вспоминает (там, по-моему, даже есть синхрон), как тогдашний спикер Госдумы Геннадий Николаевич Селезнев сказал: «Ну давайте дадим, наконец, слово Галине Старовойтовой — женщина же она».
Это ее унизило и оскорбило именно потому, что, как она там говорит (я навсегда запомнила эту ее фразу и цитировала), когда она выступает перед парламентом: «Создается впечатление, что пол женщины и есть ее потолок». А на самом деле ничем не отличается, а может быть, даже и будет посильнее иных мужчин — человек, личность масштаба Галины Васильевны.

К. Ларина Но при всём при этом она была, безусловно, женщиной. Я видела (и ты наверняка видела) ее состояние влюбленности, поскольку она неожиданно вышла замуж за человека, в которого она была безумно влюблена. Я помню, что когда работала на РЕН-ТВ (это было то самое РЕН-ТВ — другое, друзья мои, РЕН-ТВ Ирены и Дмитрия Лесневских), она пришла ко мне прямо из ЗАГСа. В белом платье…

И. Петровская Да что ты! Я даже не знала такой подробности.

К. Ларина В белой шляпке, с букетом цветов, со свитой. Я говорю: «Зачем же вы приехали, Галина Васильевна? У вас же такой день!». Она говорит: «Ничего, гости подождут». Приехала на запись программы. Она была так счастлива! Это вообще удивительный человек. Здесь, кстати, ее близкие — самые ценные реплики прозвучали как раз из их уст в этом фильме. Это Платон, сын Галины Васильевны, и Сергей, ее племянник.

И. Петровская Да, сын родной сестры Ольги Васильевны.

К. Ларина Да-да. Прекрасно они говорят. И видно, какая у них была внутренняя связь — у Платона с мамой, у Сергея с теткой. Это очень чувствуется. Так что фильм посмотрите обязательно. Еще раз напомним: «Кандидатка в президентки». Всё? А, «Обитель». Не знаю, успеем ли, но мы в любом случае поговорим про это, может быть, в следующий раз поподробнее. Главный сериал сезона, безусловно. И фильм Елены Якович о Сахарове.

И. Петровская «Дело Сахарова», да. 21 мая, в день рождения, в день 100-летия Андрея Дмитриевича Сахарова. Это, конечно, удивительно. Я просто знала, как Лена снимала это кино, и какой кровью ей это кино далось. И то, что Первый канал его ставит, в общем, в относительно приличное время — это тоже огромное событие.

К. Ларина: 2330, по-моему.

И.Петровская: «Дело Сахарова» достоин того, чтобы его посмотрело как можно больше народу

И. Петровская: 2345. Фильм большой — по-моему, двухчасовой. Я прочитала анонс, который они уже разместили на сайте Первого канала, подробнейший, и поняла, что этот фильм достоин того, чтобы его посмотрело как можно больше народу. А мы в следующий раз, поскольку мы выйдем в субботу, сразу после того, как этот фильм пройдет в эфире, конечно, будем его подробно обсуждать. Как, наверное, и саму фигуру и масштаб героя этого фильма.

К. Ларина Значит, всё мы прочитали. Я хочу только напомнить, что нас показывают по телевизору — в YouTube. Поэтому, пожалуйста, обращайте на это внимание и ставьте нам вот эти вот значки. Нажимайте на этот пальчик — как говорит Роменский, «Палец вверх!». Пожалуйста, для нас это важно. Таким образом мы мониторим количественный состав наших преданных зрителей и слушателей.
В принципе, вы слышали и видели, что мы не только читали меню, но и тут же успели что-то такое прокомментировать, о чем-то рассказать. И возвращаясь к Галине Васильевне, хочу сказать еще одну вещь. Ира, вот ты говоришь: история не знает сослагательного. Безусловно, да. Но я почему-то уверена, что Галина Васильевна Старовойтова не превратилась бы…

И. Петровская Это да!

К. Ларина В отличие от многих ее коллег по «Демократическому выбору», по первой волне демократической политики. Не буду их называть — вы всех их знаете, в том числе и женщин. Как люди превращаются! И только самые стойкие души, настоящие люди имеют эту силу не поддаваться на соблазны и на искушения. Властью, деньгами, любовью партии и правительства — чем угодно. Вот Галина Васильевна была из таких, безусловно. Как и Сахаров.

И. Петровская Да. И кстати, в этом замечательном исследовании в «Новой газете» по поводу превращений людей. Как они любят цитировать эту фразу (ее приписывают Черчиллю): «Тот, кто в молодости не был либералом — у того нет сердца. Тот, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума».
Так вот в этом исследовании Вера (она еще очень молодой человек), отслеживая эволюционный, а может быть, революционный путь разных персонажей, в основном телевизионных, всё время задает вопрос. Она пишет про себя: «Я вот думаю, а каким бы стал в этой сегодняшней ситуации Влад Листьев, который был убит в 1995 году, за 3 года до убийства Галины Васильевны». И не знает ответа на этот вопрос. Потому что кто его знает, как люди могут себя повести.
Я бы тоже никогда не решилась. Мы любим задавать эти вопросы: а как бы повел себя, кем бы стал Высоцкий, если бы был сегодня жив? С кем бы он был? В каком бы лагере он был? Но с Галиной Васильевной очевидно, что это, наверное, была даже такая трагическая предопределенность ее судьбы. Потому как люди с таким характером, с такой несгибаемой силой воли и вообще волей, безусловно, убеждений, которые не такие гибкие, как сегодня востребованы, пожалуй, просто не имели шансов дожить до этого времени.
Кстати, опять же, возвращаясь к Владу Листьеву. Ему как раз на минувшей неделе, 10 мая, исполнилось бы всего лишь 65 лет. А ушел — не было 39-ти. Трагические судьбы героев перестройки. Но мы подходим к новостям — у нас буквально через полминуты начинаются. И об остальном уже постараемся где-то бегло, а где-то подробно поговорить после перерыва на новости.

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

И. Петровская Еще раз доброе утро, добрый день! Мы продолжаем нашу программу «Человек из телевизора». Предлагай тему!

К. Ларина Да, я тут смотрела чат, пока шли новости и реклама. Спасибо большое за хорошие слова в наш адрес, и спасибо за лайки, которые вы ставите (и еще поставите). Сейчас сколько у нас лайков? 735 — что-то маловато. Хочется пожирнее да погуще. Давайте уж, напрягитесь!
Там еще пишут про интервью или беседу Кирилла Серебренникова с Дмитрием Марковым, фотографом, который сейчас стал очень популярной личностью в интернете благодаря, опять же, Юрию Дудю. Он сейчас ведет свою собственную линейку передач в «Редакции». Дмитрий Марков, вы знаете. Да, действительно, это была очень интересная беседа. Тоже ее рекомендую. Я не вставила ее в список, забыла. Кирилл Серебренников у Дмитрия Маркова как раз о том, что такое реальная Россия. Такая встреча в «Гоголь-центре».
Хочу обратить ваше внимание вообще на YouTube-канал «Гоголь-центра». Там у них, к сожалению, не с такой частой периодичностью, но, тем не менее, появляются очень интересные материалы. Не только фрагменты из спектаклей, не только трейлеры, но и интервью, и какие-то выпуски.
Там замечательный Никита Кукушкин, который иногда выступает с сольными номерами. Они делают очень хорошие видео, такие качественные ролики. И Саша Филипенко, которого вы знаете — писатель и телеведущий — тоже там иногда выпускает такие дискуссионные передачи с участием своего коллеги, драматурга «Гоголь-центра» Валерия Печейкина. Так что обратите внимание на YouTube канал «Гоголь-центр». А я хочу продолжить тему превращения телевидения.

И. Петровская Да, я тоже хотела на это намекнуть. Еще одна дата была на этой неделе — 30 лет с момента, как, собственно говоря, появился первый продукт ВГТРК. Он действительно некоторое время был единственный в эфире. Это программа «Вести» — легендарная, и ставшая таковой благодаря ее первым ведущим, среди которых были просто реальные звезды, и по-прежнему нынешние корифеи телевидения и журналистики вообще: Светлана Сорокина, Юрий Ростов… Кстати, вот не знаю…

К. Ларина Николай Сванидзе.

И. Петровская Нет, он не вел «Вести». «Вести» он никогда не вел. Он вел потом программу «Подробности». Женя Киселев там был, даже Доренко одно время был. Ну и, конечно, это всё стало возможным благодаря Олегу Максимовичу Попцову, первому председателю Государственного телевидения России, созданного, кстати, в 1990 году (вот первая программа «Вести» вышла 13 мая 1991 года), и первому же генеральному директору Анатолию Григорьевичу Лысенко — человеку тоже во всех смыслах легендарному. Создателю (во многом — одному из создателей, но создателю) программы «Взгляд». Человеку, который чрезвычайно много сделал вообще для развития телевидения.
А теперь о фильме, который вышел к этому юбилею, собственно, на самом канале «Россия». Автором его стал… Есть у них такой журналист Андрей Медведев, он же руководитель много чего там. Вот это удивительно…

К. Ларина Давай сразу в скобочках заметим, чтобы люди понимали, о ком мы говорим. Сейчас Ира расскажет про фильм, который она увидела, этого Андрея Медведева. Этот Андрей Медведев на этой неделе уже засветился в качестве персонажа, поскольку одно из первых скандальных увольнений, связанных с неправильной политической позицией, происходило с его помощью.
Там журналистка, которая рассказывала о том, как с ней разговаривает Андрей Медведев, который, собственно, и предложил ей уйти. Как она увидела в нем вот эту самую породу советского КГБшника. Эта порода неистребима. Как она там пишет, вкрадчивый голос, эти стеклянные глаза. Я стала гуглить этого Медведева и нашла-таки (потому что я вообще не очень понимала, кто это), что он сын «Плесени» и КГБшника.

И. Петровская Давай всё-таки, сын — это неважно.

К. Ларина Это важно! Среда, в которой человек растет, и благодаря ей формируется его идеология — она важна. Ну скажи, что нет.

И. Петровская Когда человеку 45 лет (а ему сейчас уже 45 лет), он уже сам полностью отвечает за себя.

К. Ларина Это понятно. Но всё равно. Я говорю «плесень» — это не уничижительное.

И. Петровская Да, это награда.

К. Ларина «Плесень» — это его мама, автор фильма «Плесень», который стал таким мемом, символом нового времени на нашем телевидении. Об этом фильме тоже говорили. Ну давай, про Андрея Медведева и его фильм, посвященный «Вестям».

И. Петровская Это как раз к вопросу о том, как интересно корректируется память. Как вот так вот элегантно, просто одним (можно сказать, если бы у него было перо) росчерком пера стираются целые периоды истории — действительно совершенно невероятной, замечательной, когда вопреки всему, несмотря на дикое сопротивление тогдашней, еще советской власти, Россия, которая тогда стала наконец полноценным субъектом, всё-таки обрела свое телевидение.
Я очень хорошо помню эти реальные бои. Как этому противостояло и основное союзное руководство, и Леонид Петрович Кравченко, который вынужден был потом отдать им сначала одно только «Время» на кнопке, а потом уже они получили и всю вторую кнопку.
Тоже характерная вещь, что первое издание, в которое въехала эта компания, принадлежало раньше Министерству строительства по Уралу и Западной Сибири, которое проектировало Гулаг. Это потом многие обыгрывали и вспоминали.
Так вот, собственно, чего отмечали 30-летие-то? Не создания ВГТРК, еще раз напомню, фактически созданной годом раньше, а выход первой программы «Вести»., первого проекта этого нового телевидения России. Об этом периоде сказано буквально несколько слов в самом начале. И вот так вот, просто мельком, в подбор мелькнули Олег Максимович Попцов (живой, между прочим), Анатолий Григорьевич (живой, между прочим), Света Сорокина (живая и невредимая, прекрасная). Я думаю, что даже если ей и предлагали что-то сказать по этому поводу, она, конечно, не стала бы говорить.
Ну и весь этот период взлета «Вестей», а потом и компании, вот так тихонько и легонько был, собственно говоря… Ну, там упоминаются какие-то (кстати, фактологически неточные) вещи. Потому что первая заслуга «Вестей», которую упоминает Андрей Медведев — что якобы они единственные вещали во время путча 1991 года с баррикад.
А это чистая неправда, потому что мы прекрасно помним репортаж другого Медведева — Сергея Медведева, который во многом, как потом говорили, определил судьбу этого путча. Увидев в программе «Время» этот репортаж про то, как люди строят баррикады у Белого дома, многие другие люди вышли из домов и пошли туда, под стены Белого дома, защищать эту самую молодую демократию.

К. Ларина Да, на телевидении тогда работал только Сергей Медведев, сделал этот материал. Больше на телевидении ничего не было. Всё остальное было сплошное ГКЧП. Радио было — это факт.

И.Петровская: Сама драма и победа, заслуги «Вестей» и конкретных людей — их нет

И. Петровская 1993 (может быть, он перепутал, может быть, сознательно), который в фильме вообще не упомянут. Так вот в 1993 компания (тогда уже ВГТРК) была единственной, которая не была вырублена из эфира. Более того: когда по воле его тогдашнего совершенно курьезного председателя Брагина вырубилось всё телевидение… Он почему-то посчитал, что мятежники его уже взяли, сам залез под стол и, соответственно, вырубил всё вещание. И народ — весь народ, зрители — остался в совершенно паническом состоянии. Потому что известно, какую фрустрацию, какое чувство тревоги и паники может поселить в людях и в душах, когда отрубают всё вещание.
Но Олег Максимович единственный, кто нашел способ (и технически тоже) вещать из резервной студии. И всю ту ночь, когда первая кнопка и все другие молчали, они, как ты помнишь (и думаю, помнят все, кто тогда жил), выходили из резервной студии. Туда приезжали самые знаменитые и не самые знаменитые, всякие люди, которые говорили, говорили, говорили и не дали зрителю остаться наедине с этим черным квадратом в собственном доме. Об этом вообще ничего не говорится.
Главные спикеры у этого Андрея Медведева в этом фильме — это Дмитрий Песков, который от имени государства говорит о бесконечных заслугах теперь уже только ВГТРК, могущественного вещательного комплекса, корпорации, и от имени Москвы — мэр Сергей Собянин.
Ну, упоминаются, конечно, культурные проекты. Но сама драма и победа, первая победа именно вот этой компании, созданной тогда, буквально на стыке эпох, на сломе эпох, заслуги этой компании, заслуги «Вестей» и конкретных людей — их нет. И фильм, кстати, довольно стыдливо показали, удивительным образом.

К. Ларина Без анонсов. Его не было в программе, я так понимаю.

И. Петровская Был анонс, но нигде не было сказано, когда он выйдет. Поэтому я вынуждена была смотреть Соловьева с его этой камарильей. И вдруг буквально посреди слова, когда они отработали какую-то тему — казанскую, наверное — Соловьев вдруг сказал: «А сейчас посмотрите фильм, а после него мы снова вернемся в эфир». Поэтому вот так человеку, который не знал об этом и специально не ждал, было очень сложно отследить выход этого фильма в эфир.

К. Ларина Пока Ира говорила, я как раз нашла материал про Андрея Медведева. Не могу не процитировать. Это такой штрих к портрету, очень важный. Это было опубликовано в материале «Медузы» (иностранного агента) — как раз большой материал, посвященный истории, когда людей увольняли за то, что обнаружили их зарегистрированными на сайте Навального перед митингом, если вы помните.
Так вот, журналистка Светлана. За всё время работы (она 16 лет проработала на ВГТРК) это была ее первая встреча с представителем высшего руководства холдинга. Вообще это, конечно, тоже о многом говорит.

И. Петровская Ну, может быть, и нет. Потому что это правда огромнейшая организация. Наверное, с каждым из сотрудников… Но другой вопрос, по какому поводу состоялась эта первая и, судя по всему, последняя встреча.

К. Ларина «Медведев сходу спросил, зачем я регистрировалась на сайте freenavalny.com, на что я ответила, что это мое личное дело. «Нет, — сказал он. — это никак не ваше личное дело. Оно не может быть вашим личным делом». И начал мне читать нотацию о том, что нельзя поддерживать такую личность и получать зарплату на ВГТРК. И вообще он испытывает личную обиду, потому что он большой друг Маргариты Симоньян, а Навальный ее мочил (именно это цитата из текста, который произносил начальник) и ВГТРК мочил. Вообще, как я могу?», — вспоминает Светлана.
Встреча с Медведевым оставила у Светланы сильное впечатление. «Такой вкрадчивый голос, стеклянный взгляд. Отец — офицер контрразведки, мама снимала кино про плесень», смеется девушка. «Если честно, я впервые с такого рода персонажем была лицом к лицу. Так что в какой-то момент, когда я поняла содержание претензии, просто стала наблюдать за ним. Как-то даже отключилась. Попыталась было ему объяснить, что поддерживаю Навального скорее в гуманистических целях, но он меня как будто не видел. Пытаешься свою точку зрения хоть немножко донести до человека, и никакой реакции. Ноль, никакой!». Вот это, конечно, портрет среднестатистического работника государственного СМИ сегодня.

И. Петровская Там есть еще один интересный штрих к портрету. Когда возникло так называемое дело Ивана Голунова, Андрей Медведев опубликовал у себя такое тоже типа заявление: «Ребята, всё очень серьезно. У меня один знакомый опер сказал, что Ивана Голунова давно вели. Знали, что он занимается то ли сбытом, то ли покупкой (уже не помню). В общем, дело в этом смысле абсолютно чистое. Никаких шансов вырвать Ивана Голунова нет». Ну, не вырвать. В общем, сам виноват.
И после того, как стало понятно, что не только не вели, а наоборот, подбросили, и наоборот, полицейские стали обвиняемыми, а Иван был освобожден (кстати, после мощнейшей волны в его поддержку), этот Медведев написал: «Ну, я всего лишь привел мнение». А потом, по-моему, вообще удалил этот пост и написал: «Ура, свободу Ивану Голунову!».
Вот такой вот гибкий персонаж. Но при этом это те самые качества, которые, очевидно, необходимы сегодня, чтобы работать в такой корпорации. А для этого, в свою очередь (и это очень наглядно показывает Вера Челищева на примере персонажей), необходима именно вот эта гибкость, которая на самом деле превращает человека из либерала, как были многие из ее персонажей, в такого убежденного государственника.
И эти убеждения, — пишет она, прослеживая эти судьбы, — во многом становятся действительно искренними у этих людей. У кого-то нет. Кто-то спивается, кто-то потом цинично ржет над собственными же материалами. А кто-то, чтобы не сходить с ума, чтобы самого себя убедить, приобретает убеждения и думает, что он делает это во благо общества и отечества.

К. Ларина Во имя великих целей. Кстати, если уж мы опять вернулись к этой теме, тут надо сказать, что это, к сожалению, участь не только телевизионщиков и пропагандистов. Многие превратившиеся политики — именно этот процесс превращения идет через такой самоуговор. Чем больше ты себе находишь аргументов в пользу того, что ты на этой стороне…

И. Петровская Самое главное, сделал правильный выбор и вовремя.

К. Ларина Да, тем необратимее процесс превращения. И мы с тобой говорили и про наших коллег (бывших, извините — по-другому не скажешь), которые работают на темной стороне. Это те же бывшие НТВшники в фильме, который мы обсуждали в прошлый раз с Евгением Киселевым — фильм про НТВ. И политики.
Опять же, возвращаюсь к Галине Васильевне Старовойтовой. Если вспомнить людей, с которыми она была тогда на одной стороне, с кем она начинала этот путь новой России — какие это были люди! Казалось бы, тоже и в голову не могло прийти, в кого превратится Павел Крашенинников, в кого превратится Элла Александровна Памфилова, в кого превратится… Господи, кого там еще назвать, вот этих людей? Павел Астахов! Павел Астахов — это вообще человеку и в голову не могло прийти. Когда он работал адвокатом в «Мосте», это вообще был человек таких либеральных взглядов!
Что происходит? Вот оно происходит. Опять же, обязательно прочтите. Это очень важно с психологической точки зрения — понять этот очень подробный процесс. Я не знаю, мне кажется, им будет неприятно это читать.

И. Петровская Я думаю, героям будет не просто неприятно, а как бы они еще не организовали какую-нибудь ответную, уже эфирную ответку.

К. Ларина Конечно, будет.

И. Петровская Наверное, да. Тем более, что у них и так «Новая газета» как штырь, мешает им сидеть на стуле. Но тут еще ценны не только те биографические справки, которые Вера очень скрупулезно составила.

К. Ларина Назови, кстати, кто там герои. Надо сказать.

И. Петровская Ну, там очень много героев. От Олега Добродеева, как раз создателя НТВ в начале, потом ушедшего на ВГТРК. Норкин, Миткова, Маргарита Симоньян и ее партнер и муж Тигран Кеосаян. Дмитрий Киселев. Владимир Соловьев, конечно же.
Там ценен не только этот путь, который она проследила от одного к другому, часто прямо противоположному (ну, с этими персонажами уж точно), а еще и комментарии людей, которые знают, как именно происходили эти трансформации — в одном случае коллеги, а в другом случае даже психологи, психиатры, которые рассматривают некоторые особо выдающиеся уже клинические случаи вот этих превращений и трансформаций не только убеждений, но и психики отдельных персонажей. Это читается просто как увлекательнейшее жизнеописание. Такой своего рода Кафка, «Превращение».

К. Ларина К сожалению, такой абсурдистский жанр, который сегодня является главным отражением времени. Это да.

И. Петровская Там даже есть такие детали, которых, что называется, даже старожилы не припомнят. Про некоторых персонажей. Это очень важно. Этот материал точно останется в истории и будет служить определенным наглядным пособием для будущих журналистов.
Например, студентов, которые, наверное, тоже сегодня особенно часто становятся перед таким выбором: что делать? Соответствовать тому, чему тебя всё-таки пока еще учат на журфаках? Поскольку обучение всё равно достаточно традиционное, и принципы остались. Принципы не перепишешь — они вот такие, принципы. В том числе этические, профессиональные. А потом человек приходит в конкретную организацию и сталкивается с тем, что ему говорят: «Забудь всё. Вот теперь давай делай и поступай именно как мы тебе скажем».
И вот здесь огромная проблема, как правильно пишет Вера, что, наверное, там есть способ уцелеть, уйдя в какую-то другую область — писать, снимать, говорить про животных, про цветочки. Ну, в конце концов, про культуру — это в лучшем случае. А есть — поддаться и пойти, собственно говоря, на поводу у тех, кто дальше будет вести человека в профессию.

И.Петровская: Этот материал точно останется в истории и будет служить наглядным пособием для будущих журналистов

К. Ларина Я хотела в связи с этим процитировать еще одного уволившегося из ВГТРК — звукооператора «Вести-Москва». Михаил Безрукавый, замечательный парень. Он как раз появился вчера — я его видела в выпуске «FakeNews» на канале «Дождь». Посмотрите интервью с ним — замечательный человек.
Казалось бы, звукооператор. Он так и говорит: «Чтобы вы понимали, у меня должность маленькая. Кому я вообще интересен? Увольняла меня замдиректора ВГТРК Ирина Филина. А у меня была должность звукооператора, чтобы вы понимали.
Всё это было очень сюрреалистично. Поначалу я просто переживал, что теряю работу. Но в какой-то момент страх пропал и возникло ощущение, что это всё не по-настоящему. Они мне задают вопрос: «Как можно работать на государственном телеканале и поддерживать оппозицию? Как же так? Это же федеральный большой объект. Мы работаем с первыми лицами».
Ненависти в их словах не было. Моя должность не столь высока, чтобы демонстрировать ненависть. Нет, скорее в их лицах читалось какое-то искреннее непонимание. Было понятно, что это люди из совсем другой вселенной. Я даже в какой-то момент подумал, что этот разговор стоит того, чтобы быть уволенным». Вот как раз параллельный мир, действительно.

И. Петровская Мы уже, к сожалению, подошли почти к самому концу. Я просто к слову скажу, что машинисту в метрополитене взгляды и политическая позиция, видимо, тоже мешают водить поезда в нужном направлении. Они могут, видимо, в любой момент отклониться. Поэтому их тоже почистили. Финаль!

К. Ларина Наш финал. Это, опять же, старая песня. Все старые песни, как и старые стихи, и старые произведения классической прозы, звучат сегодня совсем по-другому. И смысл старой песни «Время жить» группы «Ноль» и Феди Чистякова сегодня совсем иной. Кстати, этот вариант Федор записал буквально год назад — новый вариант этой песни. Он записал его в Америке, где он сейчас живет. Он уехал.

* — СМИ, признанные российскими властями иноагентами



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире