К. Ларина Добрый день, доброе утро! Начинаем программу «Человек из телевизора». Как обычно, ведут ее Ксения Ларина и Ирина Петровская. Ира, приветствую тебя!

И. Петровская Приветствую всех, и тебя в первую очередь.

К. Ларина Друзья, напомню, что мы не только в радио, но и в YouTube, на YouTube-канале «Эха Москвы». Там можно и комментарии писать, когда запись уже закончится, и участвовать в чате, который мы тоже открываем для вас.
Ну что, значит, продолжаются потери, которым несть числа. Действительно, не успеваем даже попрощаться с одним близким человеком, как за ним следом уже новая трагедия. Мы, конечно же, про это скажем — про людей, которых мы потеряли на этой неделе. Про всех невозможно — про тех, кто для нас важен. Это Армен Джигарханян, это Роман Григорьевич Виктюк, и вот Сергей Бархин, выдающийся театральный художник, ушли из жизни на этой неделе.
Теперь по телевизору и по программам — то, что мы с Ирой накопили, я быстро читаю. Юрий Дудь. Его программа, которая называется «Как живет российская провинция». Марков и Прокопьева — журналисты из провинции, которые рассказывают о том, что происходит в России. В настоящей России — это абсолютно параллельная реальность.
«Редакция», выпуск Алексея Пивоварова о терактах 1999 года. Очень мутная, закрытая тема. Алексей большой молодец, что к этому обратился. Кстати, там, в программе у Алексея Пивоварова, одним из центральных героев, свидетелей, экспертов является главный редактор «Новой газеты» (вашей, Ирина Петровская) Дмитрий Муратов.
А наш другой главный редактор, Алексей Венедиктов, стал героем аж целых двух больших проектов на этой неделе. Это интервью у Дмитрия Быкова в его канале «ЖЗЛ» и в документальном проекте RussiaToday, который так и называется «Венедиктов.док».
Игорь Миркурбанов, актер, в гостях у Натальи Синдеевой на «Дожде». Сериалы: «Казанова» на Первом», сериал «Анна-детектив» на ТВЦ и сериал, который только стартовал — «Перевал Дятлова» на платформе»Тнт-премьер».
Дальше. Тихановская у Невзорова. Это YouTube-канал (забыла, как его зовут) Александра Невзорова. История с жалобой Владимира Соловьева на YouTube в связи с тем, что он вышел из трендов. Что это такое, не спрашивайте — знающие люди знают. Но Роскомнадзор совершенно оперативно среагировал на эту жалобу.
Документальный сериал Марфы Смирновой на «Дожде» о людях, которые бегут из ортодоксальных религиозных семей. «Новые русские сенсации. Девочки, ведущие на смерть». Об этом, кстати, Ира писала в своей колонке в «Новой газете». Документальный фильм (не наш) «Хрущев уделывает Америку» прошел буквально в четверг вечером на Первом канале.
Вот и всё, наверное, что я успела прочитать. Если что-то забыли, вы нам напомните, дорогие друзья, поскольку мы всегда для вас открыты.

И. Петровская «Казанову» ты упомянула?

К. Ларина Да, упомянула.

И. Петровская Отлично!

К. Ларина С чего мы начнем? Я не знаю, я бы начала, конечно, с горького. Потому что действительно, тут не успеваешь даже понять причину ухода, но масштаб этих уходов какой-то невероятный. Поскольку, как многие даже пишут в фейсбуке, лента превратилась в сплошной мартиролог.

И. Петровская Абсолютно. Страшно прямо открывать, потому что, действительно, только вскрикиваешь от очередной такой горькой вести… Вот как раз в прошлую субботу ушел Армен Борисович Джигарханян. Нас там упрекали, что мы ничего не сказали, но мы писались в пятницу, и в то время этой вести еще не было и быть не могло.
Естественно, его вспоминали по телевизору. Я очень боялась, что сейчас будет очередная серия сериала, который шел практически многие месяцы и годы. Но, по счастью, некоторые из фигурантов этого сериала нашли в себе, не знаю, честность или что, хотя бы в эти дни не появиться на экране. А так, конечно, господи, разве только за это или этим он будет интересен?
Конечно, огромное количество ролей. Масштаб личности. Когда показывали какие-то интервью, это какая-то такая армянская мудрость. Он действительно был, наверное, одним из лучших представителей этого своего великого народа. Память светлейшая!
Роман Григорьевич — мы с тобой его знали. Встреча с ним — это всегда был какой-то восторг. Не говоря уже о тех работах, которые мы видели. Человек-праздник, человек-карнавал. И при этом, мне кажется, какой-то невероятно светлой и нежной души.
Я вспоминаю одну из встреч. Это был 2014 год. Мы случайно встретились у Большого театра. Я ждала кого-то, он тоже шел на балет в каком-то невероятном пальто. Я даже не сразу узнала, просто обратила внимание. И первое, что он мне, подходя, сказал (без «здравствуйте», без всего): «Леночка Образцова не подписывала письмо «крымнаш»! Она даже не знала. Я страдал все эти дни». То есть человек был еще и глубоко гражданский, неравнодушный. Тем более речь шла, в общем, о его родине.
Жалко его невероятно. В первый же день, когда стало известно, показали интервью у Бори Бермана и Ильдара Жандарева в «На ночь глядя». Он там, конечно, невероятный. Показывали еще какие-то фрагменты с его участием. У Малахова были его якобы последние съемки, где уже видно, что он болен. Видимо, еще, конечно же, не коронавирусом, но тот добавил. Ужасная боль, горечь, воспоминания только самые нежные.
И, наконец, Сергей Михайлович Бархин, с которым мы тоже были знакомы, работы которого мы видели в разных театрах. Действительно, абсолютно грандиозный человек. Вот вчера Юлия Смелянская, дочь Анатолий Мироновича Смелянского, выложила в сети программу отца, Анатолия Смелянского. Называется «Изобретенное пространство», которая в свое время прошла по «Культуре». Она целиком посвящена Бархину. Там и замечательное интервью с ним, там рассказ о том, какую жизнь он прожил, о его юности, молодости.
Знали его, встречали. Последние годы ходил с палочкой. Всегда был вместе, в паре со своей любимейшей женой Еленой Козельковой. Было видно, что это любовь. И как он о ней писал! Он же до последнего был в сети. Тоже потеря такого масштаба, который трудно себе вообразить. Светлая память всем ушедшим! Потому что таких больше не будет — это правда. Какое-то еще и поколение было отдельное, и в этом поколении есть какие-то свои невероятные глыбы.

К. Ларина Про Бархина добавлю, что у него замечательный сайт. Просто рекомендую нашим слушателям, чтобы понять масштаб личности этого человека, туда заглянуть. Бархин.ру или .ком — не помню. Найдете, это очень легко найти в интернете.
Поскольку помимо того, что он был выдающийся художник и сценограф, он еще, конечно же, и такой осколок настоящей, подлинной русской интеллигенции. Великолепная, потрясающая семья, такое родовое гнездо, про которое он очень много писал и говорил. И то, что жизнь его была бурной, невероятно яркой.
Конечно же, он один из ярких представителей богемы — российской, советской. Ну, не советской — скорее, антисоветской, поскольку это был круг нонконформистов, художников, таких авангардистов, не слишком любимых властью. Безусловно, конечно, такой диссидент по своей натуре, структуре, боец и борец, что не раз попадал в немилость. Человека практически изгоняли отовсюду. Великолепный человек! Я им восхищалась, и жаль, что так и не успела сделать ни одного интервью с ним.
А вот Роман Григорьевич — просто скажу, что завтра, в воскресенье, в рамках программы «Дифирамб» мы повторяем как раз нашу с ним последнюю встречу. Это был 2016 год. Он тогда только-только оправился от страшной тяжелой болезни, когда тяжелые перемены произошли с ним и внешне.
Это было действительно очень тяжело наблюдать, поскольку мы привыкли к тому, что это человек абсолютно без возраста, умевший себя, что называется, подать красиво и никогда в жизни не позволявший себе распуститься, никогда в жизни не позволявший себе публично на что-то пожаловаться — на здоровье или еще на какие-то несчастья и беды. Никогда в жизни! Вот я говорю, и у меня даже его интонации появляются. Ты права: праздник. И это праздник, который он умел и любил делать для других людей прежде всего.
И я думаю, что очень многие люди — не только театральные люди, а вообще люди мира — считают себя его учениками в широком философском смысле этого слова. Поскольку он умел жить красиво в самые тяжелые моменты жизни и истории. Человек, внесший невероятный вклад в отечественную, русскую культуру, в русский театр. И вообще то, что он сделал для развития русского театра, еще предстоит оценить и нам, и тем, кто будет после нас. Но безусловно, это фигура знаковая, как Юрий Петрович Любимов, как Андрей Гончаров, как Марк Захаров, как Фоменко.
Извини, просто подхватила, чтобы добавить что-то к тому, что было уже сказано. Светлая им всем память! Мы еще будем прощаться. Это поколение моих родителей уходит. Обломок — просто как будто отламываются какие-то огромные куски. Очень тяжело это понимать.
Хорошо, пойдем дальше. Ира, теперь давай по телевизорам. Поскольку мы очень много всего накидали, что было показано, давай я так спрошу: вот для тебя что было самым главным? О чем бы ты хотела обязательно сказать сегодня, чтобы потом не говорить: черт, об этом-то я и не сказала? Давай так: самые яркие твои впечатления — не знаю, негативные или позитивные, это уж как ты сама решишь.

И.Петровская: Джигарханян был одним из лучших представителей своего великого народа

И. Петровская Ну, начнем с позитивного, потому что одно из самых позитивных моих впечатлений — это очередной Юрий Дудь со своим фильмом, где у него главный герой — фотограф Дмитрий Марков, который, в отличие от многих других фотографов, которые снимают гламур и всякие красивости, снимает глубинную Россию, и сам живет в Пскове.
Собственно, Юрий Дудь вместе с ним совершает вот это путешествие по Псковской области, совсем недалекой от нас — от Москвы, от Питера. Ты права: совершенно параллельная жизнь, параллельная реальность. Параллельные люди, которые там реально живут и выживают.
Цифры, которые там приводили, меня повергли просто в шок, в такой когнитивный диссонанс. Когда там, например, упоминается, что освещение Москвы за 2019 год — это 20 млрд. рублей, а весь бюджет Псковской области 2020 года — 5 млрд. От этого как-то… Ты примерно знаешь об этом невероятном разрыве, о том, что действительно как будто бы две страны. Но когда ты это видишь своими глазами, слышишь и видишь людей, это как-то особенно поражает.
При этом прелесть, если можно так сказать, Юрия Дудя, что он приезжает туда не как многие, бывает, приезжают как в некую экзотику. Простите за выражение, но, не знаю, как в какой-то зоопарк входят.

К. Ларина Как обычно делает Ксения Собчак.

И. Петровская Да, похоже… Потому что для нее это тоже какая-то… Как она ни пытается быть своей, она не может быть своей по определению. Прежде всего у нее этого нет в ней самой, в ее глазах. И люди точно так же смотрят как на такую залетную экзотическую птицу. А Юрий Дудь каким-то невероятным образом умудряется быть своим среди своих и чужих. У него какая-то невероятная органика. У него реальный интерес к этой жизни, к людям.

К. Ларина Реальное сопереживание, эмпатия. Сыграть это невозможно. Это или есть или нет — интерес.

И. Петровская И конечно, там есть какие-то невероятные эпизоды, когда он, например, приезжает в маленький городок в скольких-то километрах от Пскова — по-моему, называется Порхов. И там тот самый детский дом для детей-инвалидов, детей с особенностями, детей-сирот, который, в частности, патронирует Людмила Петрушевская.
Она бесконечно призывает всех в Фейсбуке оказывать какую-то помощь, потому что этот частный, чуть ли не единственный в России такой дом взял под свою опеку молодой бизнесмен. Потом у него кончился бизнес, соответственно, кончились деньги.
Там работают и волонтеры, и люди, которые туда специально, собственно, приезжают. И сам фотограф Дмитрий Марков тоже там работал волонтером. И вот они устраивают для этих уже взрослых, можно сказать, подросших детей мастерские, дают им возможность как-то себя реализовывать. И мы понимаем, за какие это всё делается копейки, а часто просто на чистом энтузиазме этих людей, а также на их способности сострадать тем, кому еще хуже.
В общем, те кто не видел, посмотрите. Помимо всего прочего, вы еще увидите просто множество картинок быта, того, как там устроена жизнь, на какие конкретно деньги там живут люди. Там, по-моему, говорит Прокопьева, реальная зарплата 3.400 рублей. Просто чтобы наши столичные вопли о том, как всем тяжело, отчасти, может быть, прекратились хотя бы потому, что мы бы увидели, во-первых, что люди тяжелейшим образом выживают, а во-вторых, при этом они всё равно оптимисты, они светлые люди, и они свой смысл жизни находят в том, чтобы помогать другим. И делают это действительно часто на чистом энтузиазме.
Какие-то невероятные люди из этого фильма, оставляют какое-то особое впечатление и дают какую-то надежду, что с такими людьми, несмотря ни на что, мы всё-таки как-то, возможно, когда-нибудь вылезем, выкарабкаемся, будем живы.

К. Ларина Там еще, обрати внимание, практически у каждого героя в анамнезе невероятно драматичная судьба, тяжелейшая, с какими-то драмами, психологическими травмами. Вообще удивляешься, как люди еще живут. Не то что живут, а живут с удовольствием, с интересом, еще верят в лучшее. Это, конечно, для меня тоже просто какое-то удивление: как можно в себе сохранить этот свет.
Но при этом, как тебе сказать, вот у меня осталось ощущение от этого фильма — страна остановившегося времени. Посмотри, ведь проходят годы, десятилетия, века, а там, в этой России, которая, как ты правильно сказала, совсем недалеко от центра, от Москвы, время как будто бы совершенно заморозилось, абсолютно. И все эти фотографии, все эти фотосюжеты и фоторепортажи, которые делает герой Дмитрий Марков — это как раз еще одно свидетельство абсолютного, что называется… Есть «остановись, мгновенье, ты прекрасно», а это «остановись, мгновенье, ты ужасно».

И. Петровская С одной стороны, ужасно, а с другой стороны, именно благодаря тем людям, которые, тем не менее, что-то делают для того, чтобы кому-то помочь, чтобы облегчить жизнь, чтобы хоть как-то продвигаться вперед, всё равно ощущения вот этой безнадеги нет.
Да, антураж, эти пейзажи, особенно такие деревенские, например — они ужасают. Понятно, что там не было ни ремонтов, ничего, действительно, десятилетия и так далее. И непонятно, как люди реально выживают. Но всё равно какой-то свет от них исходит. Я только в этом смысле. А так конечно.

И.Петровская: Непонятно, как люди реально выживают. Но всё равно какой-то свет от них исходит

К. Ларина Да, еще вернусь к тому, что я просила Иру вспомнить, какое самое яркое из впечатлений, и Ира сказала: «Начнем с позитивного». Здесь, конечно, две стороны одной медали. Действительно, с одной стороны, это жуть, кошмар. С другой стороны, позитив. Но не знаю, это какой-то позитив вопреки. Он страшный.

И. Петровская Позитив — я имела в виду еще в каком смысле? Имеется в виду, самые яркие работы, которые мы видели. То, что есть в нашем меню, то, что произвело впечатление — в этом смысле позитив, а не негатив.

К. Ларина Ну вот по поводу Тихановской у Невзорова. Это тоже из рубрики «позитив», я так поняла. Потому что когда мы с тобой обсуждали до начала передачи, ты начала рассказывать про Тихановскую у Невзорова с таким выражением лица, какое сейчас, с улыбкой. То есть это скорее позитив.

И. Петровская Потому что я хохотала. Это можно показывать студентам как пример такого интервью, где интервьюируемый фактически мог бы и не появляться. Хотя здесь, естественно, Светлана Тихановская появляется, сидит на экране, с ней разговаривает мэтр Александр Глебович Невзоров.
Не помню, сколько это длится — может, минут 20 или 30. Но к какму-то моменту я начала громко, в голос смеяться. Потому что он задает вопрос, одновременно отвечает на него сам, а когда, наконец, говорит, типа: «Светлана, что вы думаете?», она буквально открывает рот и говорит: «Ну, тут так можно сказать…», он снова подхватывает и еще следующие 5 минут долго говорит.
Он объясняется в невероятном почтении к ней, начинает интервью с того, что вот так в пояс ей кланяться перед экраном. Потом он долго передает приветы от лучших людей нашего города, мира, страны, с упоминанием фамилий. При этом многие из них работают на «Эхе Москвы». Потом он высказывает свое понимание ситуации. И вроде бы он просит сказать, как она дальше будет действовать, но у нее нет такой возможности, потому что всё оставшееся время (я специально досмотрела это до конца, потому что думала, как же всё-таки он закончит) он, уже не переходя к ней, заканчивает опять же своим собственным финальным монологом.
Посмотрите — вы будете очень смеяться. Хотя белорусская ситуация более чем драматична, но в данном случае просто с точки зрения некоторых особенностей этого интервью и интервьюера… Хотя говорит яростно, страстно, убедительно — тут ему не откажешь.

К. Ларина Делаем небольшой перерыв. Возвращаемся через несколько минут.

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

К. Ларина Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Ксения Ларина, Ирина Петровская. Обсуждаем самые яркие телевизионные и не только телевизионные события недели. О позитиве — опять же, с точки зрения двух сторон одной медали. Поскольку тема невероятно тяжелая и страшная, но исполнение блестящее.
Я очень хочу, чтобы как можно больше людей посмотрело этот выпуск «Редакции». Собственно говоря, почти каждый выпуск «Редакции» — это блестящая журналистская работа, что уж тут скрывать. Алексей Пивоваров молодец. Просто первый журналист сейчас у нас. Я думаю, что Ира тоже согласится с этим. Просто молодец!
Скажу, про что это — про теракты 1999 года. Одна из самых закрытых тем для обсуждения в публичном пространстве в России. Это теракты на Каширском шоссе и на улице Гурьянова. Это теракт в Волгодонске. Это несостоявшийся (или необъявленный, или вообще не теракт) в Рязани.
Собственно, после этого очень многое изменилось в нашей стране. Очень многое изменилось в наших средствах массовой информации. Очень многое изменилось и в общественных настроениях. Добавлю, что именно с этой темой, темой терактов, были связаны загадочные смерти, и убийства в том числе. Это смерть Александра Литвиненко. Это смерть Сергея Юшенкова. Это смерть Юрия Щекочихина. Это, в конце концов, смерть Бориса Березовского. Все люди, которых я сейчас называю, так или иначе разрабатывали и размышляли вслух на очень серьезную тему — что за этими терактами 1999 года стоят спецслужбы России, прежде всего ФСБ.
Здесь, в этом фильме Алексей Пивоваров пытается провести такое журналистское расследование. В начале он говорит о том, что это была одна из самых тяжелых программ, поскольку было очень много отказов. Очень многие люди, эксперты, которых он хотел привлечь к этому расследованию, просто категорически отказывались, объясняя это тем, что тема слишком уж такая мутная. Один из главных героев здесь Дмитрий Муратов, как я уже говорила — его «Новая газета» всерьез занималась этой темой, пыталась расследовать эти взрывы.
Не знаю, не хочется всё рассказывать. Скажу только, что, как всегда, в финале Алексей делает свои собственные выводы и суждения. И он приходит к выводу, что, скорее всего, ФСБ здесь не было. Что здесь история, не связанная с этим. Что эта версия вряд ли имеет право на существование.
Но с другой стороны, у него же в фильме его коллега, которого мы тоже знаем, Николай Николаев, в свое время замечательный журналист НТВ, который делал независимые расследования, как раз говорит: «По прошествии 20 лет я вполне допускаю, что это могло быть, учитывая, что было после этого». Что после этого — мы знаем: и Крым, и Донбасс, и Скрипали, и сбитый «боинг», и Навальный, да и тот же Литвиненко.

И. Петровская А вначале выборы на этой волне — «пусть ярость благородная», и 2-я чеченская. Это всё звенья одной цепи.

И.Петровская: Дудь невероятным образом умудряется быть своим среди своих и чужих

К. Ларина Так что здесь вопрос остается вопросом. Здесь нет четкого ответа, но передача, я считаю, очень смелая, поскольку там сказано немало очень серьезных, важных вещей. И в том числе приведены новые доказательства, которые свидетельствуют о том, что здесь нет однозначного ответа, что здесь точно это или точно то. Страшная тема. Еще раз просто скажу Алексею респект. Посмотрите обязательно!

И. Петровская Я подхвачу, потому что ты совершенно справедливо называешь это журналистским расследованием. Точно так же, как у Николая Николаева еще на старом НТВ было свое независимое расследование. И по-моему, оно оказалось одним из последних — посвященное как раз гексогену в Рязани, если ты помнишь.
Во что это выродилось в федеральном эфире — я имею в виду сам жанр расследования, о котором они говорят с большой гордостью. На том же НТВ время от времени выпускают в эфир то, что они, видимо, реально называют расследованиями.
Буквально в прошлый выходной, в воскресенье, в «Новых русских сенсациях» они тоже «расследовали» (я беру слово «расследовали» в кавычки) убийство Бориса Немцова. В очередной раз — не дает он им покоя. Вот недавно опять была изложена в подробностях масса лжи, которую потом по пунктам, помнишь, опровергал Илья Яшин у себя в блоге. Здесь опять Немцов, здесь Березовский, здесь отравление Навального. И всё это объединено темой «Девочки, ведущие на смерть». То есть никаких вопросов о том, кто, помимо девочек, ведущих на смерть…

К. Ларина Что это за девочки имеются в виду?

И. Петровская Девочки, с которыми все трое так или иначе связались. Те роковые девочки, которые, по мнению этих исследователей, одного чуть было не привели к гибели (иметь в виду Навальный и Мария Певчих), вторая — якобы роковая любовница Березовского. Все они так или иначе агенты британской разведки — это тоже практически никаким сомнениям не подвергается. И наконец, видимо, как они считают, агент СБУ Анна Дурицкая, которая привела Немцова на мост.
Это такая смесь омерзительных версий, слухов, кое-как нарезанных каких-то случайных кадров, каких-то свидетельств непонятных экспертов. Вот это то, во что выродилось сегодня это расследование как жанр на телевидении. И то, что, конечно, призвано доверчивому зрителю вложить, вдуть — не знаю, какое слово употребить — в уши…

К. Ларина Вдуть не надо.

И. Петровская В уши, в глаза вот эти как бы очевидные для авторов версии гибели совершенно разных людей. И плюс еще укрепить в их сознании, что все они, вот эти фигуранты этого расследования, были так или иначе люди очень сомнительные в моральном плане, неразборчивые в связях. Вот «связи случайные — результаты печальные».
Смотреть это невыносимо, никого не призываю. Просто призываю вас знать и понимать, какие сегодня существуют пропагандистские приемы для того, чтобы оболгать, опошлить реальные драмы и трагедии реальных людей и отвести подозрение от тех, кого многие в первую очередь подозревают.
И еще просто выполнить какой-то заказ, сообщив, что вообще-то мы ни при чем, я не я, во всём виноваты, во-первых, они сами, а во-вторых, конечно, стоящие за всеми этими условными девочками всякие спецслужбы, которые только и делают, что используют любые способы, чтобы подкупить или поставить себе на службу всех, кто мало-мальски оппозиционен сегодняшнему режиму. Вот так я коротко.

К. Ларина Вот как раз опять возвращаюсь к «Редакции» Алексея Пивоварова. Она в том числе и о том, как изменилось время. Если фильм Дудя про русскую провинцию — это, как мы с тобой говорили, такой фильм про остановившееся время, то «Редакция» про взрывы домов, которая возвращает нас в то время, в 1999 год — это о том, как стремительно изменилось время. Как многие вещи сегодня вообще невозможны.
Тогда, в 1999, у журналиста было право задать вопрос. Он, может, и не получал бы ответ, но, во-первых, они пытались ответить — я имею в виду прежде всего власти, в том числе руководители спецслужб, и представители спецслужб.
Эти вопросы задавались, эти расследования проходили в прямом эфире, а не то что где-нибудь записанные. Когда на НТВ тоже собирались независимые расследования Николаева, ты помнишь, это был прямой эфир, где впрямую задавались вопросы людям, к которым много вопросов по конкретному делу. И здесь Алексей тоже как раз показывает фрагменты.

И. Петровская Собственно, потом эти вопросы журналистам (в первую очередь НТВ) и не простили. И как только представилась возможность, их всех ударили, фигурально выражаясь, по голове, а потом постепенно переформатировали весь канал и избавились от тех, кто было особо любознательным и задавал больше всех вопросов. Теперь вопросы никто уже не задает, или задает только согласованные, заранее утвержденные и так далее.

К. Ларина Мало этого — никто и отвечать не собирается. Во-первых, никто не отвечает, и даже не собирается — смеются в ответ. А во-вторых, даже за вопрос сегодня можно получить срок. За не тот вопрос, за тему, за вопрос, который человек поднимает в своем блоге или у себя в социальных сетях, да и вообще просто вслух.
Я хотела назвать еще одну героиню фильма Алексея Пивоварова. Это тоже журналистка, наша коллега Катя Котрикадзе, у которой, если вы не знаете, судьба напрямую драматическим, трагическим образом связана с историей 1999 года, поскольку во взрыве жилого дома на улице Гурьянова у нее погибла мама.
Она тоже рассказывает об этом в фильме — что она была в Тбилиси на каникулах у родственников и должна была к этому времени вернуться в Москву. Вот она как раз говорила: «Мы с мамой даже поссорились, что я попросила еще немножко задержаться». И вот в итоге случилось страшное, жуткое.
Нет никаких следов — от мамы ничего не осталось. Как там рассказывает Катя, вдруг нашлись какие-то серьги, еще какие-то вещи, которые просто взрывной волной повыкидывало в окна во время этого страшного взрыва. А от мамы даже опознавать нечего было.
И в конце этот фильм как раз завершается словами Кати, которые просто невозможно спокойно слышать, до слез — когда она говорит о том, что в Америке 11 сентября каждый год читают имена всех погибших. А сколько их там было — больше тысячи людей! Здесь ничего нет — как будто этих людей и не было. Нет списка.
Там стоит часовня на месте взрыва, и в этой часовне просто приклеен листочек, на котором написано: «Помолитесь за эти имена». И там просто имена — Иван, Петр, Сергей и прочее. Ничего больше. Никакой памяти! И я понимаю, что этот факт — тоже свидетельство очень мутной истории, страшной истории, которую хотят забыть. Недаром воздвигли новые дома на этих костях, на костях ушедших людей, только чтобы об этом не помнить.

И.Петровская: Это смесь омерзительных версий, слухов, кое-как нарезанных каких-то случайных кадров

И. Петровская Если это не будет святотатством — перейти опять к хорошему и светлому, то давай успеем сказать про фильм «Казанова», сериал, который только что закончился.

К. Ларина Прекрасный!

И. Петровская Да, я тоже в него втянулась. Наконец, пожалуй, впервые за теперь уже годы получила реальное удовольствие и от виртуозной актерской работы, и от явно прекрасного сценария в основе, и от режиссерской работы, и от того, как вся эта история прописана, продумана.
Действительно, виртуозно сыграно. Вот этот Антон Хабаров, актер, который играет главную роль этого Казановы, этого брачного афериста, конечно, создает какой-то невероятно многогранный образ, потому что в каждом своем следующем превращении, воплощении он уже какой-то другой.
История там, естественно, понятна: как он вначале охмуряет, а потом грабит женщин, которые при всём при том остаются благодарны ему — по всей видимости, потому, что он владеет каким-то невероятным ключом к женскому сердцу, простите за банальность.
Это такая история а ля Остап Бендер — такой обаятельный авантюрист. Хотя то, что поначалу кажется вообще-то просто авантюрной комедией, потом в какие-то моменты превращается, понятное дело, и в мелодраму, и просто в драму. Вначале меня это как-то чуть-чуть настораживало, потому что вроде бы какая-то жанровая эклектика, а потом я поняла: нет, там логичное развитие. И судя по тому, что открытый финал, может быть, нас ждет еще 2-й сезон.

К. Ларина Понятно, да, они там подгоняли. Почему такой финал? В какой-то момент финала вдруг стало понятно, что они подверстывают так, чтобы это все-таки произошло — чтобы он ушел на свободу, чтобы было непонятно, что будет дальше. Чтобы мы ждали 2-го сезона.

И. Петровская Это тот самый случай, когда герою-аферисту, который, безусловно, достоин того, чтобы его взяли, судили и наказали, начинаешь сочувствовать и, наоборот, внутренне желаешь ему, чтобы он всё-таки сумел каким-то образом уйти от преследования и продолжить свободную жизнь.

К. Ларина Настигла же настоящая любовь человека!

И. Петровская Опять же, до последнего сомневаешься, настоящая любовь настигла человека или он тоже преследует здесь какую-то выгоду. Но судя по всему, эта любовь уж точно настигла героиню, которую играет Светлана Ходченкова. Чем-то мне напомнило, помнишь, был такой фильм — наверное, не самый лучший, но какой-то очень трогающий. По-моему, он назывался «Тюремный роман».

К. Ларина Да, Марина Неелова и Александр Абдулов.

И. Петровская Да, что-то в нем было такое — прямо настоящая страсть женщины-следователя. Там, правда, был вообще матерый убийца и рецидивист. Но из этой же оперы — какой-то безвыходной ситуации, которая, с одной стороны, дала этой героине какой-то невероятный импульс, и она расцвела и полюбила. А с другой стороны, естественно, превратилась для нее в самую подлинную драму, отягощенную ее служебным положением.

К. Ларина Я, пока ты говоришь, смотрю про Кирилла Белевича, режиссера этого фильма, этого сериала. Скажу тебе честно, фильмография у него уже более-менее приличная — он очень молодой человек. Но клянусь тебе, не было такой удачи. Всё достаточно проходно. Всякие вот эти сериалы, еще что-то — всё достаточно проходно. Кстати, сам режиссер Кирилл Белевич здесь играет, причем очень смешную роль — этого кинорежиссера Ямпольского.

И. Петровская Да что ты!

К. Ларина Да, это режиссер фильма Кирилл Белевич. Кстати, то, как он играет — небольшая роль, но прямо видно, сколько в нем самом и иронии, и какого-то юмора, и какого-то очень тонкого понимания человеческой природы. Да, я тоже поддержу Иру — мне очень понравился этот фильм.
Антон Хабаров — кстати, сейчас у него какой-то, как мне кажется, новый круг его профессии, карьеры. Он достаточно хорошо, много снимался лет 10 назад во всяких сериалах. Был такой красавчик, работал в театре Маяковского, в театре «Современник». Сейчас он работает у Безрукова в Губернском театре. Актер блестящий. Но здесь, конечно же, роль для хорошего артиста. Потому что здесь в одной роли ты можешь играть столько разных ролей.

И. Петровская Во-первых. А во-вторых, тут еще вот что важно. Ведь обычно, когда мы смотрим некие такие ретро-истории, очень часто раздражают ляпы, несоответствие всего какого-то антуража, деталей историческому периоду. Вот здесь, они, наверное, есть, и кто-то внимательный их заметит. Но в целом дух времени, его ощущения, мне кажется, как-то очень правильно переданы. Включая даже конкретные вещи, которые их окружают. То есть там явно был еще и хороший художник-постановщик, который постарался без халтуры подойти к воспроизведению реалий времени.

К. Ларина И квартиры настоящие! В современных сериалах обычно смотришь и не поймешь, где действие происходит. Из какой жизни снимаете, соколики? Здесь всё точно — и квартиры настоящие, и кабинеты настоящие. Ну и Петровка, 38 настоящая, хотя, конечно, сейчас она сильно изменилась, поновили. В те времена была постарее. Но всё равно.
И конечно, Светлана Ходченкова лишний раз подтвердила статус одной из лучших актрис нашего времени. Она просто молодец. Очень разнообразный, очень искренний человек. Как легко они это делают — сочетают и какую-то иронию, и какое-то лукавство, и такой авантюрный детектив. Иронично-авантюрный. И в то же самое время, как по-настоящему, всерьез и глубоко они играют драму, умеют это делать.
Видите, всё-таки иногда стоит похвалить. Но самое-то главное — здесь никто не замахивается в вечность. Здесь никто не предлагает тебе «а вот какой шедевр мы сняли». Вот мне как раз кажется, что иным нашим художникам не хватает такого самоироничного отношения, в том числе, к собственному творчеству. Вот здесь как раз всё по чесноку, что называется. Правда же?

И. Петровская По-чесноку, и, что называется, для массового смотрения. Каждый тут найдет что-то свое. Но в целом и какая-то очень хорошо рассказанная история, и прекрасные актерские работы — всё сложилось. И действительно, без звериной серьезности на то, что снимается что-то невероятное, на века. Нет, это такое достаточно легкое вечернее смотрение, но без отвращения, без того, что хочется разбить ящик или его переключить.

К. Ларина Что мы не успели сказать, мы вам честно рекомендуем — посмотрите из того списка, который мы сегодня в начале объявили. Мы сейчас возвращаемся к началу. Конечно же, музыкальный финал посвящен людям, которые ушли, которых больше нет с нами, но которые остаются в нашей памяти.
Я долго думала, какую песню поставить, и всё-таки решила прийти к неминуемому. Это песня, которая когда-то давным-давно была вполне себе приятной песней из французской эстрады, из французского шансона. Серж Лама — автор этой композиции. В свое время эту песню перепела Далида. Но с тех пор, как эта песня прозвучала в спектакле «Служанки», она стала настоящим символом театра Романа Григорьевича Виктюка. Театра не как заведения, а как его образа жизни, образа мысли, как его великого творчества. Поэтому этой песней мы сегодня и прощаемся с прекрасными людьми, которые были нашими современниками.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире