'Вопросы к интервью

К. Ларина Добрый день! Начинаем программу «Человек из телевизора». Мы все собрались в нашей виртуальной студии — по-прежнему Ксения Ларина (это я), Ирина Петровская…

И. Петровская Это я. Всем здравствуйте!

К. Ларина Привет, Ирочка! Ну что, у нас как всегда, можно констатировать, тяжелая неделя, поскольку если уж возникает какое-то драматическое событие, то мало не покажется. И если на прошлой неделе по всем телеканалам рвали на куски Америку, то сегодня, увы, рвут конкретного человека, хорошо известного не только нам с Ириной Петровской, но и всем людям доброй воли, поскольку речь идет о Михаиле Ефремове.
Исходники не будем рассказывать — вы всё знаете. Мне кажется, что это какое-то событие страшное во всех смыслах — и то, что произошло с Михаилом, и та реакция, которую мы сейчас наблюдаем на федеральном телевидении. Собственно, я уже начала говорить. Давайте, я прочту, что я наскребла, и то, что мы с Ирой утвердили в качестве наших сегодняшних, как мы их называем, меток недели.
День России — гулять можно, но нельзя. Мы записываем нашу передачу как раз 12-го числа, в День России. Ира буквально только что отошла от телевизора. Посмотрела, как там происходят эти народные гуляния. Телевакханалия вокруг Михаила Ефремова.
«Брат-2» — об этом уже забыли, но мне кажется, это тоже событие, которое достойно внимания. По-моему, такое впервые на нашей памяти, когда художественный фильм, целостное художественное произведение не просто используется в средствах пропаганды, а, по сути, перемонтируется целый кусок фильма.
Антирасистская цензура. Это то, что касается уже Америки — как освещается эта тема у нас, в наших телевизорах. Борьба с памятниками и произведениями искусства. Как всегда, первым в топку летит кино.
Спецрепортажи из Америки. Не знаю, видела Ира или нет. Мне кажется, одно из лучших и внятных объяснений того, что происходит — у Алексея Пивоварова в его выпуске «Редакции» (вот Ирина видела, кивает — хорошо) и в выпуске Михаила Зыгаря. Но там он берет интервью с журналистами, которые находятся внутри событий в Америке, и у себя в Инстаграме и на YouTube-канале делает такие большие интервью.
«Белый шум» Татьяны Толстой и Ксении Буржской — выпуск «Алкоголь». Тоже понятно, почему взята эта тема. На «Дожде» 2 интервью, вполне себе приличный. Сергей Гуриев в программе «Еще не вечер» и Лолита у Натальи Синдеевой.
И сериалы. Я просто взяла их так, на заметку, чтобы не забыть. Я думаю, что мы к ним вернемся, если сегодня не успеем обсудить. Это сериалы, которые появились в онлайне — «Сидя дома» (это «ТНТ-Премьер») и «Чики» («Марс Медиа»). И даже в комментариях мне уже пишут про еще один из сериал, который называется «Окаянные дни». Как понимаете, он не имеет никакого отношения к прозе Ивана Бунина. Просто это название пришло в сегодняшний день — опять же, про дни самоизоляции.
Вот, пожалуй, всё. Я прочитала это у себя в Фейсбуке. Там открыта ветка для ваших комментариев. Если что-то добавляете, я всегда прочту. Ира, давай начнем с актуального, поскольку праздник же нынче. Что ты там увидела? Можно людям выходить гулять или нельзя?

И. Петровская Судя по тому, как сегодня на Поклонной горе происходило поднятие российского флага и награждение героев России, выходить нельзя. Потому что картинка поражает своей абсолютной пустотой. Ощущение, что это даже какие-то декорации. Вообще картинка была страннейшая.
Во-первых, наконец из своего заточения (не знаю, добровольной самоизоляции) наконец появился наше всё Владимир Владимирович Путин. Без маски и без перчаток. По картинке поначалу (я начала смотреть всю эту церемонию) было ощущение, что его снимают в каком-то отдельном, другом месте, а всё это происходит на Поклонной горе. Но потом в какой-то момент я уже увидела, что он объединился с грядущими, будущими героями России, которых он должен награждать. Из чего я сделала вывод, что всё-таки это всё происходит в одном и том же месте.
Из всех людей, которые там присутствовали (а их было совсем немного), только единственный человек был в маске — это доктор Рошаль. Это о многом говорит. Если сам врач, в отличие от многих других людей, говорит, что всё ерунда, все опасности миновали, но при этом врач в маске, это означает, что ничего никуда не делось, никто никого не победил.
Но вот нам сейчас надо вначале порадоваться по поводу этого праздника, потом парад и так далее.
К этому, собственно, готовят и все остальные новостные программы. Победу над коронавирусом сравнивают с победой над Великой Отечественной войной. Более того, происходят вообще какие-то безумные вещи. Например, я так понимаю, в некоторых каких-то регионах выписывающимся после излечения от коронавируса вручают какие-то специальные памятные знаки и ленточки. Георгиевские.

И.Петровская: Судя по тому, как на Поклонной горе происходило поднятие флага и награждение героев России, выходить нельзя

К. Ларина Да ладно?

И. Петровская Я тебе клянусь. Это, насколько я понимаю, не фейк. Еще в каком-то месте указание, что встречать выписывающихся из больницы должны врачи, которые их лечили, и должны петь им песню. Там есть очень смешное фото, когда врачи какой-то из областей стоят, и каждый держит табличку, из которых складывается надпись «А то нам больше делать (перевожу на приличный язык) нечего». То есть всё это вырождается в какой-то чудовищный фарс.
Сегодня вечером в 20:40 по каналу «Россия» будет грандиозный концерт на Красной площади. Называется «Мы вместе» — как в свое время, только в начале всей этой эпидемии, у нас был концерт в Большом театре. Разумеется, заявлены все, кто могут быть заявлены — Газманов, Лепс, Лещенко, Агутин. Написано, что все обязательно накануне пройдут тест, обязательно все будут обработаны с ног до головы. Среди зрителей будут волонтеры, которые помогали медикам сражаться с коронавирусом. Вот этого концерта я, конечно, жду с нетерпением. Хотелось бы посмотреть.
Тем более, что у нас, кажется, явно дождь собирается. Он с утра всё откладывал, откладывал, но, видимо, дождался, когда Владимир Владимирович на фоне чего-то цветущего вручит награды героям, и наконец решил, что к вечеру уже можно немножко и полить. Ну, кто его знает — посмотрим.

К. Ларина Вообще, когда собираешь всё в одну кучу, ощущение абсолютной шизофрении. Начиная с того, как были приняты самые жесткие карантинные меры, когда появились эти смехотворные, которые вызывали столько смеха, столько анекдотов, графики гуляния домов, которые продержались, по-моему, пару дней. Даже, кажется, меньше. Когда вдруг неожиданно всё сняли, и теперь, как ты правильно говоришь, вместе с остальными победами отмечают и победу над коронавирусом.
Но при этом мы постоянно видим несчастья и страдания людей, у которых близкие болеют, близкие умирают. Вот буквально сейчас — по-моему, позавчера — мы прочитали об очередных смертях. Писатель Анатолий Трушкин умер от коронавируса. Умер директор Леонида Якубовича — как раз сам Леонид об этом сообщил. И таких историй масса. Я уж не говорю про то, что происходит сейчас в регионах.
Как раз у Алексея Навального (я его не отметила в нашем списке, но я его каждую неделю смотрю и, думаю, Ира тоже смотрит — выпуск «Навальный Лайв») очень много свидетельств о том, что происходит с эпидемией именно в регионах. Как заметил Алексей, там это только начинается.
Он там показал несколько видео, просто кричащих в пустоту, когда люди просто пишут, непонятно к кому обращаясь, «Помогите!». Как мы тогда с тобой изучали по всяким видеосвидетельствам ситуацию в Дагестане, узнали об этом благодаря журналистам «Новой». А сейчас просто из разных регионов люди пишут: тоже умирают близкие, умирают семьями. Там одна женщина криком кричит в эту камеру в YouTube (или в Инстаграме): «Помогите кто-нибудь!». У нее уже несколько человек из семьи просто погибают. Ужас!
При этом еще, кстати, тот же Алексей показал совершенно потрясающее обращение главы Камчатского края, который попросил Путина отменить парад. «Давайте мы отменим парад у себя в крае. Я не могу себе этого позволить, потому что у нас очень серьезная ситуация с эпидемией». Как это всё совместить? Победу над всем. То, что Собянин говорит: «Мы одержали очередную победу» — непонятно над кем.

И. Петровская Кстати, Собянин призвал москвичей не гулять в праздник 12 июня, не выходить, и призвал не ходить на парад в качестве зрителей. Обычно, мы знаем, парад сопровождается тем, что толпы стоят вдоль движения военной техники и смотрят на это с восторгом или не знаю с какими другими чувствами. Сложилась совершенно парадоксальная ситуация, потому что, с одной стороны, мы все мечтали, когда закончится эта самоизоляция. Мы устали, все люди устали. Я сейчас говорю о москвичах, но я думаю, что в других регионах тем более.
И вот наконец нам объявляют, что всё, вы свободны, выходите. И уже часть людей (эта часть наиболее здравомыслящая) понимает, что именно сейчас должна быть самоизоляция. Не по закону, не по указу, не по чему-то другому, не под страхом штрафов или не знаю чего, а просто потому, что люди восприняли этот сигнал как окончание эпидемии, хотя цифры об этом не говорят.
Я буквально 2 дня назад была в городе (я сейчас переехала, но мотаюсь время от времени) и, честно сказать, поразилась. Потому что ходят стада людей. У нас наступила жара (сейчас опять холодает). Стада людей без перчаток, без масок. Вокруг каждого магазина лежат вот так вот, прямо горой на асфальте как раз использованные маски, перчатки. В магазин всё-таки еще требуется заходить. Никакой речи не идет ни о какой дистанции — социальной или не социальной. Сидят на лавках старушки, парни, подростки — кучами, группами. Пьют пиво.
Меня это, правда, реально очень испугало, потому что это правда какая-то шизофрения. С одной стороны, нам говорят: «Не ходите гулять». С другой стороны, нам говорят: «Вы свободны, и вообще вирус уже спрятался, поднял лапки и говорит «всё». Проводите всё, что хотите». Правда, ей-богу.
Телевизор, естественно, в основном тоже утверждает, что эпидемия закончена, победа над коронавирусом. Недавно видела очередной «Док-ток» и восторженную Елену Васильевну Малышеву по этому поводу. В разных других СМИ активно проводятся версии про то, что и вообще он был не так страшен, как нам изначально его намалевали. В общем, шизофрения. И я думаю, что у кого есть такие возможности, лучше посидеть еще, самоизолироваться.

К. Ларина Поддерживаю этот призыв. Лучше не выходите, потерпите, пожалуйста!

И. Петровская И не верьте официальным СМИ, потому что они вам скажут только то, что им велят. Они будут освещать это с точки зрения основной линии партии. А линия — на парад, на Бессмертный полк. А раньше того — разумеется, голосование. Ну вот как-то так. Грустная история. Грустная и устрашающая для меня.

И.Петровская: Не верьте официальным СМИ, потому что они вам скажут только то, что им велят

К. Ларина Давай перейдем к следующей страшной истории. Я тут скажу, что поскольку каждый раз повторяю, что я ничего не смотрю по федеральным каналам — очень редко это делаю, только когда возникает какая-то ситуация, когда невозможно не посмотреть, когда все это обсуждают. Вот ситуация, которая сложилась вокруг драматического, трагического сюжета с ДТП, которое спровоцировал Михаил Ефремов, где погиб человек… Ну, не буду рассказывать — вы всё знаете.
В первый день после того, как всё это случилось, я пролистала все программы, которые были этому посвящены, чтобы понять масштаб бедствия, масштаб обесчеловечивания. Я посмотрела первые «60 минут», посвященные этой теме, посмотрела Малахова, посмотрела Борисова. На большее меня уже не хватило, больше я не смотрела, но поняла, что дальше там раскатывается по полной программе. Потому что я вижу уже какие-то крики в социальных сетях. Люди просто кричат криком: «Остановитесь, будьте вы прокляты! Что вы делаете, что вы творите?».
Я, конечно, скажу тебе честно, потрясена даже не бесчеловечностью, а степенью морального падения людей, которых мы знаем — скажу так . Вспоминаются наши с тобой разговоры про того же Андрея Малахова, в котором мы с тобой всё время пытались найти нечто человеческое, какое-то зерно искреннего сочувствия к его несчастным героям. И в этот раз я поняла, что черта там перейдена им абсолютно. Я не понимаю, с чем это связано. Скорее всего, это пока вопрос к человеку, которого я знаю. Я не понимаю, как человек может это делать своими руками, говорить своим ртом и производить то, что он производит. Объясни мне, пожалуйста. У тебя есть объяснение?

И. Петровская Это как раз самое простое объяснение. Это всегда стремление к сенсации, к эксклюзиву. Это огромное счастье для этих телевизионщиков — когда что-то происходит с известным человеком. Дальше начинается (в том числе, за их счет) самоутверждение и желание низвергнуть и затоптать этого человека как будто бы в отместку за то, что прежде мы им восхищались и мы его любили.
Ведь Ефремов же не первый. Просто здесь случай уж очень страшный во всех смыслах. Вспомним недавнего Успенского, до которого у нас с тобой в программах так и не дошло. До этого был тот же Малахов, тот же Борисов. Когда Эдуард Николаевич только ушел, ты вспомни, какие панегирики – умер папа Чебурашки (тоже великая пошлость), папа крокодила Гены, огромная потеря и так далее. И вот, наконец, дочка требует отменить премию. Вернее, не присваивать ей имя отца. И что мы видим дальше? Конечно, дочь — желанная гостья. Она и до этого тоже была в программе. Но это вовсе не значит, что она абсолютно права.

И.Петровская: Это огромное счастье для этих телевизионщиков — когда что-то происходит с известным человеком

К. Ларина Подожди, всё-таки Успенский — это человек уже ушедший. Он уже ничего этого не услышит, слава богу. А вот я вспомнила другой случай — вспомнила Влада Галкина, которого довели до смерти. Давайте вспомним ситуацию. Он тоже был под судом за то, что устроил пьяный дебош в баре. Был процесс, он даже был задержан, и всё это было ужасно. На него было страшно смотреть.
Это было в зените его славы. Это был невероятно популярный, яркий, замечательный артист. Чем всё кончилось? Кончилось, если я помню, условным сроком. Но его заклевали, затоптали и затравили (прежде всего именно с помощью телевизионных ток-шоу) так, что он умер. Они его просто убили. Просто убили и всё.

И. Петровская Я вспомнила песню Визбора — по-моему, она была посвящена Высоцкому. Там такие строчки: «Те, кому не выдал бог таланта, лишь этим утверждают присутствие свое, пытаясь обкусать среды гиганта». Да, лишь этим утверждая присутствие свое. Мы знаем огромное количество таких примеров. Будь жив Высоцкий, или будь такое телевидение при его жизни, уверена, что о Высоцкого, которого сейчас все официально признали народным кумиром, певцом, артистом, точно так же вытерли бы ноги.
Это очень типичная история. Особенно когда, как в случае с этим злосчастным, ужасным ДТП — очевидная. Мы прекрасно понимаем, и сам Миша понимает, что да, действительно, в данном случае он виноват, и это будет висеть на нем, на его душе страшным грузом всю его оставшуюся жизнь. Возможно, даже жизнь на этом и заканчивается. Даже почти наверняка, как бы печально это ни звучало. Поэтому защищать его лично в этой ситуации невозможно. Но защитить его от поношения, которого он недостоин…

К. Ларина И от травли в эфире.

И. Петровская Причем ему припоминают всё. Ему припоминают женщин, припоминают, не знаю, количество детей. Естественно, его пьянки — точнее, пьянство, которое, в общем, действительно часто было веселым и никем не осуждаемым. И те, кто сегодня осуждает, думаю, с радостью бы присоединились к этим тусовкам. Да, так оно и есть. Самое страшное, что я видела — это, конечно, Соловьев.

К. Ларина Это я не посмотрела.

И. Петровская Вот, и не смотри.

К. Ларина Это у него на стриме или в телевизоре?

И. Петровская Нет, в этом «Вечере» он тоже пролаял что-то довольно похабное. Наверное, часа полтора, а может, и больше, он поливал грязью, всеми возможными ругательствами… Не буду их цитировать, потому что это невозможно. Он призывал правоохранительные органы отменить столь мягкую меру, как домашний арест, как несправедливую и так далее. Не буду, опять же, говорить, что он там нес. Его перекашивало от лютой злобы. И в этой лютой злобе еще очевидно читалась огромная зависть к реальному успеху и реальной народной любви, которая была у Миши Ефремова. Действительно, он был кумиром и, наверное, одним из лучших в своем актерском поколении.
И конечно же, «60 минут» — ты это видела. Конечно, ему припомнили «Гражданина поэта». Конечно, его назвали чуть ли не власовцем — оппозиционером, либералом. Причем там странная, перевернутая логика. Когда Марков (этот вот, Сергей, который политолог) пишет и говорит, что ему всё сходило с рук именно потому, что он либерал, и у него защитники либералы и антипутинцы — не странная ли это логика, перевернутая?

К. Ларина Видишь, им это очень удобно. Я вспомнила еще один случай, когда тоже пристегнули человека. Ну, там человек был страшный преступник — Алексей Кабанов. Помнишь, который расчленил? Из этого, по сути, сделали точно такую же вакханалию, как с Мишей Ефремовым. Что, типа, из-за того, что он белоленточник, из-за того, что он был гражданским активистом, ходил на эти митинги, белые ленты — вот, посмотрите на этих либералов, что они на самом деле из себя представляют.
Кстати, меня поражает, что эту тему хватают и вполне себе приличные СМИ. Я тут не могу пройти мимо. Я просто была сильно удивлена, когда увидела передачу под названием «Дело Михаила Ефремова как дискредитация либералов» (что-то типа этого), которая была на «Радио Свобода» у Елены Рыковцевой. Какие-то люди там всерьез обсуждали эту тему. Естественно, там тоже показывали всякие кадры.
Я вообще не понимаю, зачем, с какой стати нужно поддерживать эту повестку, которая навязана этими тварями? Я считаю, что была бы моя воля, если бы у меня было много людей, которые бы нас слушали, я бы сказала: «Люди, давайте объявим бойкот всем этим грязным программам, этим людям. Объявим им бойкот и не будем это смотреть!». Вот просто сказать: «Я это не смотрю». Как мы делаем аватарки «Я Иван Голунов» — вот так «Я не смотрю это», эту мразь. Объявить бойкот. Вот что надо сделать, а не обсуждать это.
Ладно, хорошо, сейчас скажут: «А вы же обсуждаете». Мы обсуждаем, потому что у нас программа такая — мы обсуждаем то, что в телевизоре. Но мы не осуждаем. И выражаем (надеюсь, Ира не скажет «нет») глубочайшее презрение этим людям, которые на человеческой судьбе устраивают себе пиар. Я понимаю, все эти штампы – «пиар на крови» и прочее. Но это тот самый случай. Бога вы не боитесь!
Знаешь, что я вспомнила, Ира — как всё только начиналось. «Большая стирка» — это была первая проба всех этих нынешних ток-шоу. Тогда Андрей из приличного журналиста стал превращаться в этого полоскуна с грязным бельем. Это была Лариса… — забыла фамилию. Не помнишь, продюсерша «Большой стирки»?

И.Петровская: Будь жив Высоцкий, уверена, что о Высоцкого точно так же вытерли бы ноги

И. Петровская Кривцова, по-моему.

К. Ларина Кривцова. Я помню, они были у меня в эфире вдвоем, ослепленные успехом этой передачи, которая только начиналась. После программы я спросила: «Ребята, вам самим не противно от того, что вы делаете, что вы сейчас завариваете, какую мерзкую кашу на телевидении? Вам не противно будет перед своими близкими, перед детьми?». Они говорят: «А что такого? Это же всё жизнь. Такая жизнь, такие люди тут живут». У нас сейчас перерыв, простите.

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

К. Ларина Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Мы немножко разошлись на теме. Здесь Ксения Ларина и Ирина Петровская. Ира, давай продолжим. Прости, что я много говорила.

И. Петровская Есть еще очень важный аспект этой темы — ее вторая часть. А может, и первая. За родственниками несчастного, ни в чем не виноватого погибшего Сергея Захарова охотились все, кому не лень. Дальше начинается абсолютно очевидное НРЗБ деньги. И дальше начинается другая вакханалия. Она, по крайней мере, выглядит так, что пытаются защитить: мол, люди убиты горем, сами не в себе и не знают, что они творят.
Мы все теряли близких и знаем, что испытываешь, когда теряешь близкого человека. Какой там эфир?! Люди воют! Нет, в первый же день… Более того: там записи идут практически утром — тут же уже на двух программах сидят родственники. На следующий день сидят родственники.
Можно сказать, что они несчастные люди, бедные, что им нужны деньги? Можно. Но понять это нереально. И на этом работают вот эти редакторы, которые как клещи (клещи — в смысле, насекомые) вцепляются в этих несчастных людей и частично вынуждают кого-то, а частично… Вот я прочитала, что в Вышке защищали дипломы под названием «Ток-шоу как социальный лифт». Многие используют участие в этих ток-шоу…

К. Ларина Мы видели такое.

И. Петровская Даже убитые горем — хотя мы особо не видели убитых, но, тем не менее, вторая гражданская жена вроде убита. Опять же, не нам обсуждать.

К. Ларина Там у них своя грызня. Это отдельная документальная история — своя, внутрисемейная.

И. Петровская Вот, они тем самым (я имею в виду тех, кто всё это производит) мало того, что искушают людей деньгами, минутой славы, еще чем-то — тем, что «мы с помощью телевидения добьемся справедливости» — так они еще эту трагедию волей-неволей, именно потому, что тут уже начинается полоскание грязного белья убитого, тем самым тоже превращают в какой-то трагифарс.
Еще один момент — тоже, на мой взгляд, чрезвычайной подлый (это использовал Малахов): когда кадры из фильмов, где Михаил Ефремов играл людей подвыпивших, с какими-то такими проблемами, используют как доказательство его асоциальности, его уже изначальной непотребности. Это, на мой взгляд, просто подлейшая история.

К. Ларина Это, кстати, давний прием. Они очень любят его использовать. Это не только у Малахова. Это используется и в различных заказных документальных фильмах, когда речь идет о каких-то актерах, которые не то сказали и не так сделали. Помнишь, там было и про Серебрякова, и про многих других актеров, которые замечены в неправильной гражданской позиции. Сразу же начинают использовать фрагменты из их ролей, которые, типа, подтверждают неблагонадежность, омерзительность самого героя, антиобаяние и прочее.
Так что это, к сожалению, общее место, увы. Этим, кстати, грешат не только федеральные каналы. Этим грешат и многие вполне себе либеральные журналисты, когда им выгодно использовать какой-то фрагмент из фильма в качестве подтверждения какой-то своей мысли. Я тоже считаю, что это западло, но что делать?
Продолжаем. Ира, завершая эту тему, я хотела затронуть еще один аспект. Не кажется ли тебе, что адвокат Добровинский появился неслучайно? Что это тоже часть телевизионного шоу.

И. Петровская Абсолютно кажется, потому что это и произошло ровно на телевизионном шоу. На второй день, когда приехали еще родственники, тут же под камеры жена брата обратилась к адвокату Добровинскому с просьбой защищать семью. Причем непонятно, кто она — главный представитель семьи или кто, или там брат представитель. И тогда адвокат Добровинский объявляет, что да, он готов и, более того, почтет за честь бесплатно защищать эту семью.
Зная этого адвоката Добровинского как постоянного участника разных шоу, мы вполне себе спокойно можем предположить, что это была какая-то часть вот этого представления под названием «семья требует защиты» — просит восстановить справедливость, защитить именно ее интересы.
Причем самое неприятное — что этот Добровинский потом зачем-то сказал, что к нему обращались еще и родственники Ефремова или какие-то его доверенные лица и просили защитить, но он отказался. Что, как уже прокомментировали многие адвокаты, является еще и нарушением профессиональной адвокатской этики любого человека, который представляет этот цех.

К. Ларина Я не удивлюсь, если Добровинского и проплатил Второй канал. Не утверждаю, но не удивлюсь, если так.

И. Петровская Нет, абсолютное ощущение, что это некий спектакль, в котором расписаны роли. И последнее, что я скажу на эту тему. Самое мерзкое, что я видела — это на РЕН-ТВ вчера уже состряпали такой, как они это называют, документальный проект с отвратительным названием (даже сами не понимают, как они даже и словами-то толком поиграть не могут) «Гражданин Свинья: почему им всё можно?».
Вот можем мы себе это представить? Мне произносить это противно. «Им всё можно» имеется в виду (и это утверждается), что Ефремов — представитель элиты, заигравшийся мажор, человек, который всегда был безответственным.
Хотелось бы тогда только спросить, как этот мажор столько… Я даже специально открыла фильмографию — это огромное количество ролей. И вообще, сколько он работал и снимался. И другие режиссеры — в частности, Владимир Котт — написали тексты, как ответственно он относился к своей работе, и что работал он, безусловно, как зверь. И это тем более подло и омерзительно со стороны вот этих, раньше бы сказали, бумагомарак, а тут, наверное, эфиромарак — по-другому не скажешь.

И.Петровская: Без отмашки это было бы невозможно — кампания возбуждения ненависти к нему как к «золотой молодежи»

К. Ларина Хочется этот вопрос, который они всё время задают, крича и визжа из телевизора, адресовать в их сторону: почему им всё можно? Это вопрос, который просто срывается с языка: почему этим людям всё можно? Нет никакой защиты.

И. Петровская Наверное, во-первых, есть некая отмашка, что можно. Такой прямо дистиллированный случай. Вот вам пример — участвовал… По крайней мере, я совершенно не уверена, что Миша Ефремов откровенный оппозиционер. Нет, он участвовал в этом успешном…

К. Ларина А даже если и так — и что?

И. Петровская Даже если и так, конечно. Из известной семьи. Как уже полощут отца, который страдал тем же заболеванием! Но это всё не так произносится: вседозволенность, огромные деньги, проплаченные непонятно какой оппозицией, олигархами и так далее. Безусловно, без какой-то отмашки это было бы невозможно — такая концентрированная кампания даже не просто ненависти, а возбуждения ненависти к нему как к представителю некой «золотой молодежи».
Хотя Михаил Ефремов всей своей жизнью доказал, что он отдельно носит эту прекрасную фамилию, и давно уже более чем доказал свою профессиональную и, кстати, человеческую тоже, состоятельность. Мы же его знаем. Он же совершенно не вот этот отвязный мажор или какой-то человек, который живет за чей-то счет. Таких же тоже много.

К. Ларина Сколько было случаев (то, что обсуждается), когда реальные мажоры реально убивали людей — и по наркоте, и на машинах в состоянии алкогольного опьянения. Сколько было таких случаев! И никогда в жизни такого битья человека на экранах мы не видели. Что еще в этом бесит и вызывает ощущение какого-то бессилия и отчаяния – это то, что это так избирательно. Что как будто бы ждали, когда произойдет такая трагедия с таким человеком, которого действительно можно, не стесняясь… Никто тебе не скажет «прекрати», никто тебе не скажет «остановись», никто тебе не запретит, а наоборот, еще и спасибо тебе скажут за то, что ты уничтожаешь такого человека.

И. Петровская Кстати, я бы советовала (если ты не видела, тебе, и другим тоже) посмотреть: Стас Кучер сделал такую очень внятную свою видеоколонку на эту тему — по поводу того, как мы относились и относимся к разным такого же рода происшествиям. Он там вспоминает и про этого типа из «Лукойла», и про дочку чиновницы из Иркутска, наехавшую. И где они все — никто никаких наказаний не понес, и никаких эфиров по этому поводу. Ну, может быть, опять же, только на оппозиционном либеральном «Дожде». Ничего похожего по степени мерзости и агрессии, правда, никогда не было.

К. Ларина Простите, что мы уделяем такое большое внимание этой теме, но это действительно тема недели, если говорить о нашем обществе. Безусловно, она очень многое рассказала. Казалось бы, уже всё про нас сказано. Но вот, видишь, действительно, дна нет. По-прежнему, с каждым разом, с каждым случаем мы обнаруживаем новые и новые залежи, новые и новые запасы бесчеловечности и какой-то абсолютной — даже не знаю, как назвать, я такого слова не придумаю — ненависти к человеку. Ужасно!
Я бы хотела еще вспомнить… А, у нас остается не так много времени. Ира, про Америку всё-таки тоже надо поговорить, потому что эта тема остается в новостях и возбуждает массу вопросов. Тем более всё это, вся эта цепочка бунтов раскручивается и превращается уже в какую-то безумную вакханалию. Уже и памятники топчут, и Колумба сносят, и флаги жгут. Не говоря уже про цензуру, которая наступила прямо тут же — и «Унесенные ветром» почти запретили, и еще много чего запретят.
Я в этой связи хочу порекомендовать (и с твоей помощью тоже) нашим слушателям самый, мне кажется, объемный взгляд на эти события. Это фильм Алексея Пивоварова — вернее, выпуск — как он сам говорит, совместный выпуск «Редакции» и RTVI, посвященный бунтам и протестам в Америке.
Чем он примечателен? Здесь вы будете практически свидетелями всех событий, поскольку в этом выпуске задействованы все корреспонденты и ведущие RTVI, которые работают в Америке. Я тебе хочу сказать, что я просто поражена, насколько сильный у них там коллектив. Все отличные ребята. Мы их видим в основном в кадре как ведущих, с уже готовыми материалами. А здесь у них буквально с колес и интервью, и синхроны, и репортажи с улиц.
И сколько разных людей, сколько разных мнений! Это, конечно же, совсем другое общество — не такое, прямо противоположное российскому по палитре самых разнообразных мнений и, что самое главное, по палитре аргументаций.
Здесь, в этом фильме я практически не видела никакой нетерпимости по отношению друг к другу. Если кого и упрекать в нетерпимости, то только президента Трампа, которого многие упрекают, что как раз он и натравливает одну часть общества на другую. А люди, которые пытаются объяснить и сами себе, и своим адресатам, и зрителям, что там происходит, просто настолько примеры терпимости, толерантности по отношению к чужому мнению. Вот чему, пожалуй, надо учиться.

И. Петровская Да, мне кажется, что прелесть этого выпуска как раз именно в том, что там представлены совершенно разные взгляды — и со стороны чернокожего населения, и белых, и представителей разных слоев. И это дает вот эту объемную картинку, в которой нет однозначно правых и виноватых, и, в общем, никто никого не судит. Это именно попытка разобраться, что же так взорвало американское общество и страну, что всё это там началось. Хотя мы видим, что всё это уже сходит на нет. Хотя, конечно, это, наверное, еще долго не исчезнет — вся эта напряженность. Но, так или иначе, всё-таки хотя бы эти страшные бунты и погромы прекращаются.
И тут я могу вспомнить еще один фильм. Это Сергей Кальварский, режиссер, который на канале Собчак тоже сделал свой фильм про то, что там происходило в эти дни. Просто тоже для того, чтобы составить хоть какую-то полноценную картинку, а не только то, что нам показывают и, что хуже, трактуют определенным образом и почти ликуют, что хваленая Америка загибается на глазах.

К. Ларина Кстати, этот пропагандистский тренд был в полной мере представлен как раз в том скандальном эпизоде, когда был день памяти Алексея Балабанова на Первом канале. В рамках этого вполне себе благородного мероприятия был показан фильм «Брат-2», который всех зрителей, знакомых с этим фильмом, удивил своим финалом. Когда после фразы «Водочки нам принеси, мы домой летим» герой Данила вставляет себе в уши наушники и смотрит в иллюминатор, вдруг вместо титров идут фрагменты погромов и бунтов в Америке — сейчас, май-июнь 2020 года — под песню «Гудбай, Америка». Это всё получается как бы в рамках телефильма, что вызвало особое возмущение.
Я такое видела впервые. Я понимаю, когда вырезают какие-то кадры и подверстывают их. То, что мы с тобой говорили — для полноты картинки, для красного словца. Но чтобы сам фильм перемонтировали таким образом — такое я увидела впервые.

И. Петровская Я прочитала там объяснение Первого канала: что это не премьера; на премьере, возможно, это было бы недопустимо, а это как бы актуализация в рамках… Что это не нарушает художественной целостности произведения. В общем, так можно поступить с любым. В конце концов, американцы (по крайней мере, компания НВО) вообще сняли «Унесенные ветром» как расистскую и возбуждающую некоторую национальную рознь. Ну дикость! Вот тоже два примера дикости. Там какая-то немыслимая толерантность и цензура, а здесь — актуализация, называется.

К. Ларина Нет, всё-таки «Унесенные ветром», как и другие фильмы, которые наверняка тоже будут подвергнуты тщательному исследованию на предмет, нет ли там расизма — их, как я поняла, будут выпускать с историческими комментариями. То есть будет такое предуведомление перед показом: «Всё, что в этом фильме…».

И. Петровская Киноправда.

К. Ларина Да, «то, что показано в этом фильме, выражает чувства, эмоции, убеждения и нравы тогдашнего общества». А сейчас, мол, времена изменились. То есть «в кадрах используются сцены табакокурения, курение вредно для вашего здоровья».
Вообще всё это у меня лично вызывает, скажу тебе честно, удивление и шок. Потому что речь всё-таки идет о взрослом населении планеты. Ну невозможно всех держать за дебилов! Как продукт большевистского государства, советского, нас всегда держали за дебилов. Будь нам 5 лет, будет нам 70 — мы все для них дебилы. Они нам всё время объясняли, что можно, что нельзя. А когда это происходит уже в обществе демократическом и свободном, мне кажется, надо доверять своей аудитории. Она разберется, в какое время это происходило, что было нормально вчера, а сегодня ненормально.
Так же можно дойти до абсурда – что, собственно говоря, и происходит иногда в разных странах, и в нашей в частности. У нас и православная цензура. Помнишь, был целый всплеск православной цензуры, когда пытались запретить многие произведения, где в сатирическом либо в отрицательном виде изображены священнослужители. Помнишь?

И. Петровская Антиалкогольная цензура.

К. Ларина Антиалкогольная, да. Целые сцены вырезали. Сейчас, видишь, другая цензура – антирасистская. Не знаю, мне кажется, это ничему не научит. Во-первых, уже поздно. И это всё вещи, скорее, имитирующие решение проблемы, чем сами методы ее решения. Так, наверное, правда?

И. Петровская Да, я абсолютно согласна. Более того, это всё как-то ужасно настораживает. Потому что, действительно, людей как будто бы считают за детей малых, которым нужно всё разжевать, положить в рот или, не дай господь, кого-то чем-то не обидеть. Но, в конце концов, всегда найдутся какие-нибудь люди, какие-нибудь слои общества и какие-нибудь организации, которые, безусловно, оскорбятся кто от вида голого тела… Опять же, вспомним, как из «А зори здесь тихие» вырезали — ты помнишь? – была такая…

К. Ларина Да, сцену в бане.

И. Петровская Сцену в бане, абсолютно целомудренную. Но при этом «а вдруг люди увидят нечто, чего они никогда в жизни не видели?». Или, не дай господь, дети увидят. Правда, с тех пор уже и дети, и люди увидели много такого, что лучше бы, действительно, время от времени отчекрыживать.

К. Ларина Особенно на фоне телевизионных программ.

И. Петровская Особенно. Но глубины падения (тут, наверное, можно это употребить) воистину не знают пределов и дна, и оттуда всё время еще и постукивают.

К. Ларина Ну что, мы должны заканчивать. Сегодня (еще раз напоминаю, мы записываем нашу передачу 12-го числа, собственно, накануне выхода в эфир), не только День России, но и день памяти Булата Шалвовича Окуджавы. И песня, которую мы подобрали на финал, мне кажется, очень точно отражает вот эти печальные изменения в человеческой природе, которые мы наблюдаем сегодня на наших экранах. Булат Окуджава завершает нашу программу. Спасибо всем!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире