'Вопросы к интервью

К. Ларина 11 часов 7 минут. Доброе утро, добрый день! Программа «Человек из телевизора». Здесь, на месте, на работе Ксения Ларина, здесь Ирина Петровская.

И. Петровская Доброе утро, добрый день!

К. Ларина Доброе утро, добрый день! Нашим слушателям напомним номер смс +7-985-970-45-45. Есть трансляция в Ютюбе. Наш чат тоже работает. Милости просим — пишите, звоните, делайте что хотите, короче говоря. Значит, что мы делаем. Мы сейчас, Ирина Евгеньевна, зачитываем план жизни.
Новости такие. Ушла эпоха. Нет, никто не умер. Хотя как сказать. Умерло несколько культовых передач. На канале ВГТРК сняты с эфира «Утренняя почта», «Смехопанорама» и «Сам себе режиссер». Это как бы новость века. Случай «Матч-ТВ» — как россияне в хоккей сегодня победили вчера. Соловьев и Муссолини: фашизм с человеческим лицом — мечта пропагандиста. Исходники «Редакции» — полные версии интервью Алексея Пивоварова с Борисом Гребенщиковым и с Шевчуком. «Итоги» Евгения Киселева на канале «Кисельные берега» — спецвыпуск по Ирану и сбитому «Боингу». Здесь ему нет равных. Человек — супер-профессионал.

И. Петровская Просто у нас не было ни одного спецвыпуска.

К. Ларина Да вообще просто молодец. Новый проект RTVi. Кстати, здесь, на RTVi, очень интересно следить за тем, как развивается этот канал. Буквально сейчас, перед началом эфира, мы с Ирой сидели в коридоре и смотрели первый выпуск нового проекта, который называется «Телек умер». Очень актуальное название.

И. Петровская Очень сочетается с первой новостью.

К. Ларина Да-да. Это как раз о прошлом и настоящем телевидения, о журналистике, о каких-то профессиональных вещах. Такая дискуссия. Мне очень нравится этот проект. Его ведет Катерина Котрикадзе и Василий Азаров. Хочу, чтобы вы запомнили это имя. Новое имя — для нас с Ирой точно. Очень интересный парень. Интересно за ним наблюдать, как он формулирует, как говорит. Вообще классно. Первый выпуск был с Тихоном Дзядко. Как ни смешно, он был героем этого выпуска, как главный редактор «Дождя». А третий, который мы тоже посмотрели…

И. Петровская Почему третий? Он второй.

К. Ларина Нет, там еще есть второй. А то, что мы с тобой вчера смотрели — это третий выпуск. Там, где говорили про музыкальное телевидение. Где героями были Вася Стрельноков и Артемий Троицкий. В общем, обратите внимание на этот проект. Я спросила у Кати. Она сказала, что это типа подкаст, они не дают его в эфир телеканала. Но он абсолютно телевизионный продукт. Он сделан очень по-телевизионному. Это не то что в уши воткнул и слушаешь. Это не стрим. Это очень профессиональная телевизионная передача, очень интересная.
И еще я здесь написала про RTVi — про программу «На троих», которую вы тоже знаете, которую вели Катя Котрикадзе и Тихон Дзядко. Там теперь новый состав. Там теперь появился Саша Филииппенко, которого вы тоже хорошо знаете — он работал на «Дожде». Последний раз они там работали, по-моему, в паре с Павлом Лобковым в программе «Бремя новостей».

И. Петровская Не путать со старшим Александром.

К. Ларина А старший Филиппенко был как раз гостем. И он не старший, они не родственники.

И.Петровская: Огромное количество эфирного времени на телеканалах расходуется практически впустую

И. Петровская Ну, старший исключительно по возрасту.

К. Ларина Так что обратите внимание, что программа «На троих» вернулась после каникул вот в таком составе. Саша Филиппенко. Очень симпатичная передача получается. А, он вообще-то писатель, а не телеведущий. Много книг написал.

И. Петровская В отличие от артиста, которого я упоминала.

К. Ларина Который читает эти книги вслух. Ну вот еще один проект. Канал «Дойче Велле», новый проект называется «На волне». Это тоже жанр интервью. Юрий Решето — ведущий-интервьюер. И первое интервью было с актрисой Юлией Ауг.
Дальше, еще новое — новое кино и новое имя. Посмотри, сколько новых имен, Ира. Витя Кравченко зовут молодого человека, который сделал очень интересный фильм под названием «Церкви, Дзюба, борщевик». Это фильм, который выложен на канале Василия Уткина, у которого тоже есть канал, как у нормального, приличного человека. Обратите внимание на это кино. Оно как бы про футбол, но и не очень про футбол. То, что мы любим, потому что там этот человек объездил много разных мест — от Африки до Вышнего Волочка — и рассказал нам о том, почему в Африке футбол есть, а в России нет и не будет никогда. Вот потому что. Вот, собственно, все.

И. Петровская Ну, немало. Хороший улов.

К. Ларина Немало? Это еще мы должны были вспомнить то, что забыли и не успели упомянуть в прошлый раз — если успеем, конечно. Короче, вот такой у нас сегодня план.
Давай с эпохи?

И. Петровская Начнем с ушедшей эпохи.

К. Ларина Итак, ушла эпоха. Телик умер.

И. Петровская Да, вчера появилась эта новость. Поскольку других телевизионных новостей…

К. Ларина Спрашивают, почему мы в шарфах.

И. Петровская Почему мы в шарфах?

К. Ларина У нас команда.

И. Петровская Во-первых, команда. Во-вторых, у нас зима вообще-то.

К. Ларина Снег идет.

И. Петровская Да, снег наконец пошел, и вообще в шарфике уютно. И вообще это наше дело, мне кажется, в чем нам быть. Так вот, значит, вчера появилась новость, которую все подхватили и активно обсуждают — что ВГТРК снимает с эфира программу «Сам себе режиссер», а также приостанавливает съемки программ «Смехопанорама» и «Утренняя почта».

К. Ларина Какой ужас! Зрители рыдают?

И. Петровская Самое смешное здесь — это как раз зрительская реакция под каждой из этих новостей, которые вчера вот так подряд появлялись на разных ресурсах. Основная реакция — это то, что люди с недоумением спрашивают: «А они что, до сих пор выходили?!». И это, конечно, для меня, например, такой индикатор и показатель того, что огромное количество эфирного времени на телеканалах расходуется практически впустую. Потому что зрители реально не представляют, что вот такие вот раритеты еще выходят или выходили до… В частности, 29 декабря были последние выпуски в эфир. Что, например, заставило канал «Россия» наконец все-таки это снять?

К. Ларина Хотят обновления, наверное.

И. Петровская «Сам себе режиссер» выходит в эфир 28 лет.

К. Ларина Ира, я вообще здесь работаю 29. А сколько нашей передаче лет? Страшно сказать, столько не живут.

И. Петровская Да, но тут есть одна маленькая особенность: за это время… Там, помнишь, этот мотивчик «Я всегда с собой беру видеокамеру». Ты видела когда-нибудь в последнее время у кого-нибудь в руках видеокамеру? Значит, на самом деле Ютюб стал сам себе режиссером, превратился в самого себя режиссера. А там по-прежнему люди шлют… Правда, я давно не видела, не могу тут сказать, трансформировалась она во что-то или нет. Потому что я тоже была искренне уверена, что этой программы уже не существует. И это, конечно, мне позор на мои условные седины, поскольку я должна отслеживать все проекты. Но вот эти не получается.
Также я с диким изумлением узнала, что, оказывается, на канале «Россия» существует «Утренняя почта», которая вообще ведет свое летоисчисление от 1973, по-моему, года.

К. Ларина Там был какой-то перерыв, потом ее возродили.

И. Петровская Ее возрождали. Ее вел Николаев, потом она, очевидно, переместилась. Вот этот процесс перемещения мы уже не заметили. И вот, собственно говоря, это свидетельство того…

К. Ларина «Это скрепа», — пишут нам. «Поле чудес» — это скрепа. Кстати, мы сейчас, когда ехали на работу, вспоминали. Вчера Ира с изумлением глянула на «Поле чудес», и мы подумали, что это похоже либо на деревянный сортир в огороде, либо на рукомойник — знаете, который… как называется?

И. Петровская Такая, извините, пипочка, которую нужно вот так…

К. Ларина Да, дачный рукомойник. То есть это уже дошло до такой степени.

И. Петровская Но на самом деле сколько лет «Полю чудес»? По-моему, оно появилось в 1992 или 1991 году, когда первым ведущим был Влад Листьев. А, по-моему, в 1995 он уступил… Нет, не в 1995, раньше — в 1993 или 1994 он уступил это Леониду Якубовичу. И с тех пор фактически в неизменном виде выходит эта программа, которая абсолютно ушла от первоначального замысла.

И.Петровская: «Поле чудес» трансформировалось из угадывания кроссвордов. Это такая демонстрация подарков

К. Ларина: 1990й. Ровесник «Эха Москвы».

И. Петровская А Леонид Якубович, соответственно, пришел через 3 или сколько там… У Влада Листьева была особенность: он отдавал свои успешные проекты.

К. Ларина Мы с тобой хотели попросить наших слушателей подсказать каналу ВГТРК и Первому каналу, от чего еще избавиться, что сбросить в утиль. Только большая просьба, дорогие друзья: не пишите, что сбросить в утиль передачи типа Соловьева, Шейнина и Киселева.

И. Петровская Здесь не идеологический мотив.

К. Ларина Да, не общественно-политические программы. Не по этим причинам, а с точки зрения исключительно абсолютной разрухи.

И. Петровская Я бы сказала, не разрухи, а какой-то архаики, всем уже очевидной.

К. Ларина Старческого маразма. Я бы выкинула «Сто к одному». Уже невозможно смотреть на это!

И. Петровская Вот я не смотрю.

К. Ларина Нет, я сейчас вспомнила передачу. Она же тоже существует с какого-то лохматого года.

И. Петровская Лохматого. Это же все с начала 90-х.

К. Ларина И человек этот жив и ведет ее!

И. Петровская Слава Богу, что жив. Тут можно только порадоваться, что все живы.

К. Ларина Но он ведет ее, эту передачу!

И. Петровская Но «Поле чудес», я говорю, трансформировалось из обычного угадывания кроссвордов, каковым, собственно, является и оригинал, который тоже до сих пор, скажем, выходит в Америке («Колесо фортуны», кажется, называется) в такие «Кубанские казаки». Это такая демонстрация подарков, гостинцев.

К. Ларина Это уже давно случилось.

И. Петровская Давным-давно, конечно. Более того: когда я очень редко на это попадаю, самое смешное в этой программе — что сами участники, приезжающие из разных-разных мест — для них это такая (я сейчас говорю без издевательства) вершина их жизненного пути. И это будет сопровождать их всю оставшуюся жизнь как пик жизни, как какая-то такая абсолютная минута славы. Так вот для этих людей слова, которые там загадываются, давно уже вообще не главное. Более того: Леонид Аркадьевич регулярно задает вопрос «А вы помните задание?». И большинство участников этой программы, которые стоят перед ним у этого игрового барабана, на этот вопрос отвечают: «Нет, что-то там такое, кто-то куда-то, чем-то пользовался…».
То есть они даже не слушают этот вопрос и угадывают эти слова исключительно методом тыка. А главное — это приехать, встать под эти камеры, получить свою порцию аплодисментов, передать привет бабушке, дедушке, маме, папе, начальнику отдела кадров Петру Ивановичу, главному бухгалтеру ликеро-водочного завода Ивану Петровичу, нарядить во что-нибудь Якубовича или, как минимум, просто потрогать его руками. А также вывести перед этим барабаном своих маленьких племянников, внучков, детишек, которые прочитают собственного сочинения стих «Дядя Леня, ты с усами, мы приехали…» — не знаю, дальше додумайте стих сами.

К. Ларина Значит, что просят выкинуть. «Кривое зеркало», которое тоже, оказывается, существует. Она существует, программа «Кривое зеркало»? Это тоже, по-моему, с тем же человеком.

И. Петровская Это Петросян. Ты знаешь, вот он существовал, как выяснилось (потому что я тоже думала, что «Смехопанорамы» уже нет), и в виде «Смехопанорамы», и этого «Кривого зеркала», и каких-то бенефисов-концертов, которые регулярно выходят по праздникам.

К. Ларина «Аншлаг» просят выкинуть.

И. Петровская «Аншлаг» выходит по праздникам.

К. Ларина «Играй, гармонь» просят выкинуть.

И. Петровская Ну, «Играй, гармонь»-то за что?

К. Ларина А НРЗБ велосипедистов за что? За то же самое. Что тут еще?

И. Петровская А как тогда народные мотивы будут появляться в эфире?

К. Ларина Послушай, что мы тут будем анализировать? Это анализировать бессмысленно.

И. Петровская Хорошо, это народ. Наш народ хочет выкинуть.

К. Ларина Сейчас любой человек может открыть программу телевидения и просто подряд называть передачи, которые стоит выкинуть. Не знаю, я же вообще не смотрю. Это ты что-то иногда смотришь.

И. Петровская Я смотрю, но я, конечно, в основном сосредотачиваюсь на праймтаймовом вещании, на общественно-политическом. Но в целом вот это ощущение застоя и отсутствия какого бы то ни было эфирного обновления не покидает. И недаром у людей вот это ощущнеие, что эти программы и были, и их как бы нет. То есть по факту, наверное, для большинства зрителей их уже давно и не было. Но они существуют и существовали. И все они берут свое начало где-то в начале 90-х годов, когда реально появлялись…
Я вот сейчас, опять же, вернувшись на Новый год из своих каникул, включала. Значит, все вот эти основные каналы, которые народ и смотрит, несмотря на то, что у россиян начались рабочие будни, продолжали существовать по праздничной сетке. С одной стороны, можно сказать «слава Богу» — общественно-политические ток-шоу не вернулись. Один раз я видела, что вышло «60 минут» — вечерние, днем нет.

К. Ларина Кстати, по поводу того, что я не написала в нашем плане, а хотела спросить у тебя как у наблюдателя. То, что касается страшных событий, которые произошли в начале этого года.

И.Петровская: Ощущение застоя и отсутствия какого бы то ни было эфирного обновления не покидает

И. Петровская Самолет?

К. Ларина И самолет, и Иран, и вообще когда было ощущение, что сейчас начнется что-то страшное. Когда убили этого иранского генерала. Были какие-то спецвыпуски?

И. Петровская Нет, я лично видела только в новостях. Я могу судить, начиная с 7-го числа — я видела только в новостях. Я не увидела никаких… Наоборот, я еще как раз подумала: что бы ни произошло… И в этом сегодня косность, неповоротливость, неумение быстрого реагирования этого федерального телевидения. Потому что мир уже может стоять на грани, не дай Господь, Третьей мировой войны, катиться в пропасть, в тартарары, а при этом «доктор сказал в морг — значит, в морг». Сказано, что у нас каникулы — значит, у нас каникулы.

К. Ларина Мы с тобой, кстати, часто вспоминаем былые времена, как люди, пожившие на этом свете и много чего повидавшие. По поводу спецвыпусков… Было такое время на федеральном телевидении, когда, казалось бы, чужая война, которая переворачивает мир, становится главным событием на телевидении. И оно меняет сетку, сажает в прямой эфир лучших ведущих…

И. Петровская Нон-стоп. Помнишь — круглосуточно. Ирак, «Буря в пустыне». Конечно! Лучших своих ведущих.

К. Ларина Познер был, Света Сорокина была.

И. Петровская Савик Шустер еще был. Лучших ведущих выводят в эфир в этот момент. В других форматах — не в тех, которые они вели. И нон-стоп, в течение, как минимум, этих первых суток ведется трансляция с показом CNN-овской картинки, или какая там была.

К. Ларина В студию приглашаются эксперты.

И. Петровская Эксперты по Ближнему Востоку, американисты — кто угодно. Которые анализируют это и помогают зрителям примерно представить, что вообще происходит.

К. Ларина Нам на это скажут: а почему вы говорите, что сейчас нет? Есть, пожалуйста. Допустим, если это не каникулы, а все на месте, на работе — они отслеживают мировую повестку, устраивают такие замечательные прямые эфиры. Всякие там — как они называются? — «Время покажет».

И. Петровская Да не было на этой неделе, в том-то и дело.

К. Ларина Ну, сейчас будет. Про Украину.

И. Петровская Украина будет, без сомнения. Украина вообще просто на первом месте. На втором обязательно будет Америка. Как они будут выходит из положения с Ираном, особенно признавшим свою вину — это будет интересно, потому что в новостях, конечно, давались такие точки зрения, что не стоит сразу…

К. Ларина Еще вчера!

И. Петровская Да, «вчера еще в глаза глядел, а нынче все косится в сторону». Значит, что я хотела сказать. Это свидетельство того, что телевидение считает своего зрителя — ну, я не скажу, совсем за идиота, но формирует из своего зрителя абсолютно пассивного негражданина, которому, по идее, должно быть абсолютно все равно, что происходит в мире. Потому что у нас собственная гордость, мы сами с усами, и мы сами будем определять повестку, даже если мировая повестка отличается от нашей на 100%. И вот это все в логике конца эпохи с этими, казалось бы, незначительными и немудрящими программами. Потому что это тоже свидетельство негибкости и нежелания малейшего обновления эфира.
Вот мы только сейчас, когда слушали эту программу «Телек умер» — там как раз ребята, и Катерина Котрикадзе, и Тихон, и Василий Азаров, говорят о том, чем сегодня берет Ютюб. Он берет новыми лицами — новыми по сравнению с тем замшелым, что мы сегодня имеем в федеральном эфире. Искренними, очень заинтересованными, харизматичными личностями, независимо от того, кстати, с каким знаком выходит их программа. Они, например, совершенно справедливо приводят Собчак с ее антирейтингом. Но, тем не менее, все равно пусть это какая-то провокация, но это смотрят. И вот на другом поле — вот это вот, поросшее мхом, пылью, плесенью, уже пауки там ползают поверх экрана. И вдруг вот эта новость, взрывающая, что по крайней мере 3 вот этих раритета, которые уже никто не помнит, как они выглядят, наконец покидают эфир. Ай-ай-ай, ах-ах, началось обновление.

К. Ларина Скажи, пожалуйста, тогда если действительно телевизор сегодня представляет из себя такое жалкое зрелище, то каким образом…? Хотя да, это такой апофеоз маразма. Я хотела перейти к теме случая «Матч-ТВ», когда, как по анекдоту про Брежнева, принял Суслова за Пельше.

И. Петровская Особенно реакция во время этих матчей зрителей, которые смотрят по «Матч-ТВ» триумфальную игру молодежной хокейной сборной с Канадой, где победили со счетом 5:3, и в это же самое время другая публика смотрит по Первому каналу реальный финал этого года, где мы проигрываем со счетом 3:4 той же самой Канаде. И дальше там в сетях начинается: «Что это такое? Почему у нас на «Матч-ТВ» канадцы в черной форме, а на Первом канале в красной? Почему до сих пор играют игроки, которым тогда было по 19 лет, и они по-прежнему в юношеской сборной?».

К. Ларина Там был апофеоз, когда игрок узнал сам себя.

И. Петровская Самое прекрасное — игрок, который 9 лет назад выходил на это поле и побеждал с Канадой, сейчас смотрел по «Матч-ТВ» этот же матч, эту же игру, и на 10-й минуте вдруг увидел самого себя. Это вообще, у меня просто даже слов нет!

К. Ларина А как все патриоты возбудились! «Всех порвали, Россия красава».

И. Петровская «Пацаны, вперед!». Это мне как раз напомнило, поскольку только что был Новый год и «Ирония судьбы»...

К. Ларина Просто все пьяные были?

И. Петровская Помнишь, там когда Женя Лукашин начинает приходить в себя и спрашивать: «А что это вы в моей квартире мебель переставили?». Она говорит: «Вот, наконец! Наконец вы прозреваете!». — «3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12? Но и у меня…». — «Читайте дальше!» — «Ленинград?!».

К. Ларина Послушай, все-таки объясни мне этот феномен. Потому что в итоге, когда все это вскрылось — это же очень быстро произошло. Мгновенно, от одного до другого. Но, тем не менее, потом пошла «аналитега». «Народная политология», как говорит Плющев. В этой политологии победила версия, что мы с бешеной скоростью движемся к Северной Корее, что Тина Канделаки устроила не просто контрпрограммирование, выражаясь телевизионным языком, а это была проба! Заменить новости на фейковые новости, изменить реальность и жить в этой реальности! Сегодня только так — своими мечтами.

И. Петровская Я отвечу на этот вопрос после новостей.

К. Ларина Хорошо.

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

К. Ларина Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Итак, что же это было на самом деле? Мы возвращаемся к теме матча 2011 года, который приняли за матч 2020 года. Что это было на самом деле? Это была ошибка или преступление?

И. Петровская Кстати, председатель комитета Госдумы по спорту и физкультуре Дегтярев...Это тоже о многом о свидетельствует — о компетентности…

К. Ларина Он как раз и кричал «Красавы!».

И.Петровская: Телевидение формирует из своего зрителя абсолютно пассивного негражданина

И. Петровская «Красная машина порвала» и так далее. «Настоящей сборки, современной сборки красная машина». Что это было? Я изучила историю вопроса. Вы знаете, я не большой специалист по спорту и спортивному телевидению, но изначально матчи молодежного чемпионата по хоккею транслировал канал «Матч-ТВ». Когда стало ясно, что наши подошли к решающей стадии, полуфинал и финал уже транслировал Первый канал. Не знаю, по договоренности, перекупил права — это уже технические детали. Я не вижу ни преступления, ни ошибки в том, что канал «Матч-ТВ» поставил в параллель этот самый матч 2011 года. Канал «Матч-ТВ» не обязан учитывать безграмотность своих зрителей, которые не смогут отличить даже по картинке матч 9-летней, или сколько там получается…

К. Ларина А зачем они его поставили?

И. Петровская А почему не поставить? Они часто транслируют разные архивные матчи. Нет, слушай, тогда мы должны признать за Тиной Канделаки…

К. Ларина Что, они часто транслируют архивные матчи?

И. Петровская Я не могу тебе ничего по этому поводу сказать, но, наверное, часто.

К. Ларина Скажите, товарищи, «Матч-ТВ» часто транслирует архивные матчи? Скажи, Илья, часто транслирует «Матч-ТВ»? Не смотрит телек.

И. Петровская Дай я только договорю. Мы тогда должны признать за Тиной Канделаки, топ-менеджером канала, способность какого-то удивительного предвидения. Значит, они либо должны были предвидеть, что мы проиграем, и подстелить соломки, подсластить горечь поражения. Либо они предполагали (тогда у них, наоборот, с предвидением плохо), что будет такой же триумф. На самом деле на телевидении это называется контрпрограммированием. Почему мы не изумляемся, когда нам одновременно показывают какие-то дикие хиты, на которые делают ставку разные каналы? Поэтому в этой ситуации в меньшей степени, чем кто-либо, виноват канал «Матч-ТВ». Правда, ей-богу, это выглядит комично и смешно. Да, они поставили этот матч, потому что они, возможно, хотели напомнить зрителям, как это было на таком же чемпионате 9 лет назад.

К. Ларина Вот нам сообщают, что «Матч-ТВ» часто ставит архивные записи этих вот матчей. Ну тогда и Бог с ними. Но здесь, конечно, интересна сама реакция.

И. Петровская И в известном смысле, конечно, определенный символизм в этом событии тоже имеется. В этом сочетании одновременно и победы, и поражения. «Пораженья от победы ты сам не должен отличать». Но помимо всего прочего, зритель, который не понял и до последнего не понимал, что эта игра архивная — я думаю, что если ему поставить какую-нибудь «прямую линию» 5-летней давности или новогоднее обращение президента 10-летней давности, по каким-то очень несущественным деталям очень внимательный взгляд отличит старое от нового.

К. Ларина Я боюсь, что здесь ты ошибаешься.

И. Петровская Почему? А, внешний вид?

К. Ларина Ну конечно! Здесь же они все в касках, в одной и той же форме бегают. И общий план.

И. Петровская Я же говорю: это в символическом и метафорическом смысле. А тем лучше! «Я тогда моложе и лучше, кажется, была». Поэтому наоборот.

К. Ларина Или скажут: «Вот до чего дошла наша медицина — до каких высот! Он выглядит так же, как 15 лет назад!».

И. Петровская А ты знаешь хоть одну семью, которая за 5 минут до Нового года садится и внимательно смотрит и слушает, что говорят? Нет! Все семьи, в которых я встречала Новый год (и не только семьи, но и компании), в эти 5 минут делают вот что. Они суетятся, кричат: «Ой, селедку-то я забыла!». Бегут на кухню, выпускают из двери символ одного года и впускают следующий. Это у нас тоже такая символика — свинью выпустили, крыса заходи. И плюс начинают в этот момент сражение с шампанским. Потому что есть у нас такое «Советское шампанское», которое открывается ровно эти 5 минут. Там еще нужно сильно постараться. Поэтому это идет фоном, и никто особо не вглядывается в этом свете на фоне Кремля, как там кто выглядит, что говорит. Ну, не знаю, только очень вдумчивые и, возможно, одинокие люди.

И.Петровская: Я не вижу ни преступления, ни ошибки, что «Матч-ТВ» поставил в параллель этот матч

К. Ларина Просят закрыть «Голос» и все ледовые шоу. Очень просят! По просьбам трудящихся, называется. Наши зрители просят закрыть это и закрыть то. Очень просят!

И. Петровская В этом тоже есть резон, потому что эти форматы уже тоже выдохлись.

К. Ларина Не по программе, но очень просят сказать про мнение о фильме-концерте Пугачевой. Ты его смотрела, да?

И. Петровская Я его смотрела.

К. Ларина Вот и скажи. Потому что я не видела, скажу честно. Я видела фрагменты, когда концерт только прошел — «Тот самый концерт», как он называется. Люди просто выкладывали какие-то фрагменты в Ютюбе. Это я видела. А сам уже какой-то смонтированный художественный выпуск я не видела.

И. Петровская Тот самый случай, когда ты говоришь «отличается, не отличается, старше-моложе». Здесь первое впечатление — «не может быть!», потому что все моложе и моложе. Возможно, во время этих концертов внутри, в зале, была какая-то сумасшедшая энергетика, которая, я подозреваю (я, кстати, никогда не была на живых концертах Пугачевой), наверное, от нее исходит, которую она создает. Здесь же у меня сложилось такое впечатление, что, в общем, такое достаточно вымученное событие.
Особенно в первой части, когда Алла Борисовна как раз декларирует, что она живет, жизнь продолжается, она хочет получать от этой жизни драйв, и выпевает некий новый репертуар, за который — ни за текст, ни за музыку — никак невозможно зацепиться. Он абсолютно одинаковый. Одна песня переходит в другую. Кажется, что это какое-то одно и то же бесконечное произведение, лишенное привычного нам пугачевского звучания, действительно и драйва, и всего. И плюс на фоне Аллы Борисовны ходят ходуном, чуть ли не на ходулях, кувыркаются некие молодые люди с акробатическими этюдами.
Потом, когда начинается вторая часть, и она начинает петь свои старые хиты — да, там что-то появляется. И я вообще удивилась, зачем нужна была эта первая часть, потому что даже при отсутствии прежнего, скажем так, великолепия звучания голоса, все равно от этих хитов исходит что-то другое. Люди воспринимают это уже независимо от того, как это исполнено. Пусть даже это будет какой-нибудь один сплошной речитатив, тем не менее, это история для каждого человека. И это было бы, наверное, очень неплохо. Ну а в целом это, мне кажется, та же самая попытка продюсеров выжать из некоего успешного проекта все до последней капельки, в том числе и смонтировав этот фильм, который шел в кино.

К. Ларина И народ пошел!

И. Петровская Мало того: он был одним из лидеров проката! Причем всюду, где он шел. Он же шел в разных городах. Поэтому, с одной стороны, можно только рукоплескать тому, что Пугачева по-прежнему абсолютно № 1, собирает публику, интересна публике. А с другой стороны, мне кажется, как-то значение этого конкретного концерта чересчур преувеличено. Кстати, по новогодним рейтингам, которые уже пришли, «Одесский пароход», который шел почти параллельно, перевесил «Тот самый концерт».
Хотя новогодние рейтинги — это отдельный курьез и отдельное изумление, поскольку все каналы в этом новогоднем чемпионате по перетягиванию на себя зрителя доказывают, что победили именно они. Приводят какие-то свои цифры, не считаясь с тем, что, как правило, они приводят цифры по разным категориям возрастной аудитории. И до конца понять, кто там у них победил, а кто, наоборот, проиграл, я, конечно, пока не могу. С этим надо отдельно разбираться.

К. Ларина Хочу сказать про тоже новый формат интервью — новую передачу-интервью на канале «Дойче Велле», которая меня очень расстроила. Вот я ее написала в списочке — ты, наверное, не видела.

И. Петровская Нет, я не видела.

К. Ларина Вот мне интересно твое мнение, ты потом обязательно глянь. Оно там небольшое, около получаса. Тем более сейчас можно смотреть на убыстренной скорости, что очень удобно. Значит, называется «На волне». Там была Юлия Ауг — прекрасная, замечательная актриса, умнейшая женщина, очень яркий человек, с которым всегда интересно. Провалить разговор с ней невозможно. Меня очень расстроило вообще вот это русскоязычное телевидение, «Дойче Велле» и «Би-би-си», русские службы. Они производят впечатление как раз какой-то невероятной архаики — говорю я с грустью.

И. Петровская Ну, как и русскоязычная пресса в большинстве стран.

К. Ларина То, что мы смотрим и обсуждаем в Ютюбе, все эти замечательные форматы интервью, этих людей, которые появляются — что-то хуже, что-то лучше, но это всегда какое-то событие, которое мы обсуждаем. Это честные работы. Безусловно, с разной степенью способностей, таланта, погружения. Но все равно самое главное — людям друг с другом интересно.
Здесь же меня просто поражает: как можно сейчас, на таком конкурентном пространстве, брать за основу своего интервью статью в Википедии и ровно по ней идти, задавая те самые вопросы? «А тут вы снимались, а там вы ходили, а тут вы голая были, а зачем вы были голая?». Это вопросы, которые… Не знаю даже, где такое интервью можно увидеть в наше время — видимо, только на канале «Дойче Велле». Мне ужасно обидно. Там еще есть какие-то вещи… Во-первых, он ее не чувствует, он ее не понимает. Она ему не слишком интересна, эта актриса. У меня возникло ощущение, что этот Юрий Решето вообще не знает, кто это.

И. Петровская «Представьтесь, кто вы».

К. Ларина Да, он нарыл из Википедии какие-то основные источники, спрашивает про это, про то: «А вот вы клипы делали, а вот тут вы играли такую, а тут сякую, вы одиозная фигура, как пишут в интернетах». До такой степени, понимаешь? И при этом там есть несколько вещей, которые важны. Как создается новая мифология — на пустом месте. Допустим, возникла тема, что вот вам, типа, можно говорить какие-то вещи против нынешней политики государства, кому-то дозволено, кому-то не дозволено. И он говорит: «Как в советское время Жванецкому же можно было все говорить, а больше никому. И Жванецкий все говорил». И вот они с этим соглашаются. Дети, ну мы жили в то время! Никакому Жванецкому ничего нельзя было говорить! И Жванецкого, точно так же, как и песни Высоцкого, распространяли на кассетах, на магнитофонных записях.

И. Петровская Или они выступали на закрытых концертах.

К. Ларина В научно-исследовательских институтах, куда действительно можно было проникнуть. И люди там записывали на коленях на магнитофон, а потом переписывали это в 25 тысяч копий. Как самиздат, только это было в звуке. Именно так юморески и тексты Жванецкого в его авторском исполнении доходили до широких народных масс.

И. Петровская Или же их читал Райкин, но это были такие, больше как бы бытовые — «В греческом зале».

К. Ларина Сам Жванецкий легально вышел на большую эстраду и на большой телевизор, по-моему, только в перестроечное время.

И.Петровская: Сериалы становятся полноценным кино

И. Петровская «Вокруг смеха», мне кажется, он появился.

К. Ларина Вот это, собственно, первый формат, где стали выходить сами авторы со своими текстами.

И. Петровская Да, ну чуть раньше, до перестройки. Это надо посмотреть.

К. Ларина Ну когда вышло «Вокруг смеха»? 1985-1986?

И. Петровская Нет, «Вокруг смеха» выходило раньше. А вот когда появлялись они — это другой вопрос. Григорий Горин точно появлялся, я это очень хорошо помню. Арканов, Горин. Жванецкий тоже появился тогда же, но, скорее всего, с миниатюрами, которые уже были известны и которые в меньшей степени были, так сказать, актуальными.

К. Ларина Ну вот, собственно, то, что я хотела сказать. Сейчас сказала про конкурентное поле и подумала, что, наверное, и «Би-би-си», и этот самый «Дойче Велле», как и многие другие подобные — они же живут на государственные деньги, насколько я понимаю. У них же там никакой рекламы нет, они же некоммерческие, им это неважно. Они уж точно количество просмотров, наверное, не считают, и от этого их существование не зависит.

И. Петровская Мне кажется, сейчас все равно все считают.

К. Ларина Ради интереса?

И. Петровская Ну, ради интереса, да. Но при этом, например, если ты иногда поглядываешь (а я смотрю), русскоязычный канал «Ост-Вест», который выходит из Берлина, как раз умеет, в общем, быть современным.

К. Ларина Потому что они зарабатывают деньги. Они живут на то, что зарабатывают, понимаешь? Наверняка там есть какие-то изначальные капиталы, там помогает кто-то из учредителей. Но потом надо зарабатывать деньги. А если у тебя есть такая задача, значит, тогда ты не можешь расслабляться и говорить «И так сожрут». Не сожрут! Это, конечно, важнейший момент.

И. Петровская Но при этом, насколько я понимаю, там довольно мало средств. Даже, я бы сказала, минимум средств. Но даже при этом они все равно очень живо, даже раньше, чем некоторые наши каналы с их огромными возможностями, откликаются на актуальное, то, что происходит и у нас, и, конечно, в самой Германии. Но и на наши события. В огромной степени их программный продукт заполнен именно событиями, которые происходят здесь у нас.

К. Ларина Мы с тобой опять не поговорили про кино. А очень многие просят про «Эпидемию».

И. Петровская Да, начальника транспортного цеха так и не послушали.

К. Ларина Да, про «Эпидемию» — никак мы не закончим этот бесконечный разговор. Но ты знаешь, поразительно: насколько быстро эта картина вошла в дискуссионную повестку, с такой же скоростью и исчезла.

И. Петровская Так же, как и любой другой.

К. Ларина Потому что финал завалили! Зачет по пяточкам, как учил нас Константин Аркадьевич Райкин. Можно как угодно изгаляться, но когда ты прыгаешь в длину, засчитывают по пяткам. Вот, к сожалению, как сделан финал — все. Как говорил Штирлиц, запоминается последняя фраза. Тот самый случай. И как бы ни был прекрасен этот фильм, который произвел сильнейшее впечатление, большая его часть, первые 5-6 серий… 5-я — ну просто потрясающая.

И. Петровская Так еще и скандал добавил, конечно, интереса.

К. Ларина И как можно так все взять и уничтожить?

И. Петровская Ну, все-таки не все, давай согласимся. Неудача в финале…

К. Ларина Совсем никак!

И. Петровская Ну никак, да. Но тем не менее, все равно не будем сбрасывать «Эпидемию» с корабля современности и отдадим должное, что все равно в российском сериальном движении это безусловное событие. Это все равно во многом прорывная работа. И недаром, например, когда сейчас кинокритики составляют разные свои собственные рейтинги самых удачных картин года, туда входят уже и сериалы тоже. Потому что сериалы становятся полноценным кино. И тот же самый «Шторм», который как раз, мне кажется, не может быть совсем уж без каких-то недостатокв, но, тем не менее…

К. Ларина Но, конечно, он — более цельное произведение.

И. Петровская Более цельное, и он, видимо и рассчитан был на то, что это отдельное высказывание, отдельное произведение. Я не уверена, что там будет потом 2-й сезон. Это, в конце концов, и неважно. Но там все-таки действительно есть цельность всего. И конечно, это прорыв. И то, что сегодня обратили внимание (к сожалению, не всегда это внимание позитивное) на то, что происходит на интернет-платформах в сериальных форматах — это тоже о многом говорит.

К. Ларина Ты смотрела сериал «Утреннее шоу»?

И. Петровская Нет, «Утреннее шоу» не смотрела. Знаю, да.

К. Ларина Очень рекомендую. Особенно вам, телеаналитикам.

И. Петровская Я пыталась смотреть «Крепостную», про которую спрашивают, и где тоже играет Юлия Ауг.

К. Ларина Я не знаю, что это такое. Это наше произведение?

И. Петровская Наше произведение. Это такая «рабыня Изаура». «Рабыня Изаура» для россиян, где в центре внимания судьба дворовой девушки, при этом воспитанной в дворянских традициях. Никто толком не знает, что она дворовая девка (хорошо, скажем, как раньше говорили). А дальше начинается любовная коллизия.

К. Ларина Это украинский сериал, нам пишут. «Крепостная».

И. Петровская Ну хорошо. Но, по крайней мере, Юлия Ауг — не украинская актриса.

К. Ларина Еще про «Зеленый фургон» спрашивают.

И. Петровская «Зеленый фургон» — не буду врать, не смотрела.

К. Ларина Я не буду смотреть «Зеленый фургон» и вам не советую.

И. Петровская Нет, ну как можно не смотреть и не советовать?

К. Ларина Да потому что это чушь какая-то! Как можно реанимировать…

И. Петровская Это не реанимация. Это продолжение.

К. Ларина Да какое продолжение, у него нет продолжения! Не может актер, который сыграл Гамлета в 15 лет, потом играть Гамлета, которому 73 года. Это постмодернизм.

И. Петровская Постмодернизм реальный, да. Может быть, это новое слово.

К. Ларина Харатьян — я посмотрела пару фрагментов и просто пришла в ужас от всего этого. И опять эта Одесса! Ты посмотри, они опять насилуют эту Одессу. Ну сколько можно?

И. Петровская Одесса — да. Одесса превратилась в какой-то…

К. Ларина Покоя им не дает эта Одесса.

И. Петровская По крайней мере, фон для очень многих произведений.

К. Ларина Мы уходим на песню. Песня, которая звучала в моей голове всю эту неделю. Для того, чтобы освободиться от нее… Если в вашей голове звучит песня, поставьте ее по радио, и вы сразу от нее освободитесь. Это отличная песня — очень актуальная и про эту неделю. Это Юрий Шевчук.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире