'Вопросы к интервью

К. Ларина 11 часов 6 минут. Доброе утро, добрый день! Это программа «Человек из телевизора», которая выходит в первый раз в этом 2020 году. Поэтому, конечно же, с Новым годом, дорогие друзья! У нас сегодня такая дислокация. Здесь в студии Ксения Ларина. А Ира с нами по телефону. Ира, привет!

И. Петровская Привет! Доброе утро!

К. Ларина Слышимость отличная. Это Ирина Петровская, которая находится в отъезде. Но она же не может пропустить свою любимую передачу и просто обязана воспользоваться этой возможностью увидеться с нашими слушателями с помощью средств связи.

И. Петровская Услышаться.

К. Ларина Да. Напомню средства связи. + 7-985-970-45-45 — это номер sms, а также различные твиттеры и прочее. Естественно, есть чат YouTube. Несмотря на то, что вам показывают только меня, к сожалению, но Ира прекрасно выглядит, поверьте мне. Она очень красивая женщина, абсолютно.

И. Петровская А с Нового года — так просто полное обновление. Смотрю и сама кричу от восторга. С Новым годом, с новым счастьем, с новыми впечатлениями, с новым телевизором!

К. Ларина Как тебе 20-й, скажи хоть два слова. Как твой 20-й начался?

И. Петровская Господи, я думаю: что за 20-й? 2020 год.

К. Ларина Да, не 20-й съезд.

И. Петровская У меня 20-й год неплохо начался. Я нахожусь в некотором отдалении от родины. Это иногда приятно — оказаться в таком отдалении и посмотреть как бы со стороны, что где происходит, и как. Правда, несмотря на то, что я уехала, я все равно довольно много в эти дни смотрела, готовясь к нашей с тобой передаче. Так что все как в 2019, как в 2010, в сущности.

К. Ларина Ну что ж, я тогда прочту то, что мы с тобой накидали, готовясь к программе. Значит, список, который у нас получился, дорогие друзья. Сразу скажем — я тоже об этом всегда говорю, что, конечно, мы не успеем обсудить все — это раз. И второе: конечно, не все мы и сами смотрели.

Я вот сейчас, буквально перед нашим эфиром, сидела в коридоре и начала смотреть передачу Ксении Собчак «Менты несогласные». Это очень интересная работа именно по своей оперативности. Потому что это тема, которая просто лежала на поверхности, уже хотелось про это поговорить. Про тех людей, которые служат в системе, в МВД, но которые пытаются оставаться приличными и честными людьми. О том, как выживать и возможно ли вообще нормальному, честному человеку в этой структуре, выжить в этой системе. Об этом эта программа. Она очень интересная, обязательно ее посмотрите.

Итак, я читаю. Самое обсуждаемое — новогоднее поздравление. Зеленского, как ни странно — не нашего президента.

И. Петровская Не нашему народу.

К. Ларина Самое драматичное — новогоднее поздравление двойника Владимира Путина. В этой роли выступил Никита Кукушкин, актер «Гоголь-центра». Автор этой пьесы (мне кажется, это такой маленький моноспектакль) Валерий Печейкин был на «Дожде». Самое беспеченое, самое атмосферное: если хотите провести время хорошо, приятно, чтобы вас никто не раздражал — посмотрите этот новый новогодний выпуск «Гараж 2020» Михаила Ширвиндта на его канале «Съедобное-несъедобное». Замечательная компания в гараже со шпротами, бычками в томате и прочими прелестями советского прошлого — Александр Анатольевич Ширвиндт, Леонид Ярмольник, Федя Добронравов и сам Михаил Ширвиндт. Очень симпатичная программа.

Самое прямое в буквальном смысле — новогодний «Дождь», прямой эфир, который шел весь день 31 декабря, когда бригады, опергруппы «Дождя» посещали подписчиков по квартирам. Такие вот дедморозовские поздравлялки, зато прямой эфир. Это было очень классно. Самое грустное, увы — «Одесский пароход» Сергея Урсуляка на «России-1» и финальная серия «Эпидемии», которая просто сразила меня в самое сердце. Обманули, гады, что называется. Самое злое — «Господин хороший». Выпуск концерта, запись трансляции на «Дожде» под названием «А мы крепчаем». Самое радостное и приятное — возвращение в YouTube Егора Жукова. Теперь его канал называется «Команда Жукова», а он там типа в качестве одного из выступающих. Но он живой и настоящей, первый эфир его уже был.

Самое итоговое — «И так далее» Михаила Фишмана, последний выпуск 2019 года. Я вчера о нем вспоминала. Миша говорил все хорошие слова в лицо. Просто отличный выпуск! Самое оперативное — то, что я начала смотреть, Собчак. 2 выпуска: 1-й — «Менты несогласные», 2-й выпуск — «Похмелье». Это итоги года с гостями, с хорошими людьми. Там и Роман Супер, и Юрий Сапрыкин, и Александр Горбунов (Сталингулаг). В общем, хороший выпуск. Премьера Первого — фильм-концерт Пугачевой (тот самый концерт, который шел в кино) и очень агрессивная рекламная кампания фильма «Союз спасения». И наконец, «Артдокфест» на «Новой газете», фестиваль открытого кино. Это в качестве рекомендации, чуть позже скажем. И сериалы 2019 года — успехи и провалы российской сериальной индустрии. Я закончила. Выбирай, про что ты хочешь сказать.

И. Петровская Давай так и пойдём по списку. Не знаю, что сейчас хотят слушатели. Может быть, они хотят что-нибудь веселенькое.

К. Ларина Вот про Зеленского я бы спросила так: как ты думаешь, Ира, почему получилось такое резонансное выступление? Вроде бы ничего особенного он там не сказал, но оно как-то так возбудило общественность — и российскую, и украинскую. Я вижу, что и в Украине тоже неоднозначно восприняли это поздравление Зеленского. Очень многие его критикуют. А многие так же плачут, как и россияне. В чем секрет этого выступления? Куда попал, в какую болевую точку попал Владимир Зеленский?

И. Петровская Во-первых, мне кажется, если брать восприятие все-таки с нашей страны, то это просто по контрасту ощущение, что… Не знаю, опять же, что там украинцы. Я тоже, естественно, читала какие-то претензии части украинцев, но ощущение, что человек как-то прямо к тебе обращается и действительно пытается определить некую, не скажу, национальную идею, но все равно какую-то общую стратегию выживания, поведения, осознания самих себя. Он это делает. Кто-то говорит, что он всегда так делал в своих программах этого «Вечернего квартала». Не знаю, врать не буду. Но он это делает, по ощущению, на редкость искренне. Даже если включает актера, то все равно, мне кажется, это искренне. Это то, о чем думают, наверное, и сами украинцы, и, конечно, он, будучи главой этого государства и просто гражданином своей страны.

Как это сделано — может быть, несколько затянуто, но в целом я даже не припомню, когда к нам кто-нибудь обращался так вот, с такой интонацией. Тут еще очень важна интонация.

И.Петровская: Мы сами объединяемся, сбиваемся в прайды, сообщества, и так не чувствуем себя одинокими в этом мире

К. Ларина Да, и тут важно, что, конечно же, в отличии от российских традиций, тут нет перечислений одних и тех же прекрасного удачного года, каких-нибудь дурацких цифр, нет обещаний и сказок, как он сам сказал, на следующий год. Да, пожалуй, ты права. Это попытка сформулировать ту самую национальную идею, объединительную, которая объединяет граждан страны, которая, собственно, и делает население нацией. И мне кажется, он (конечно же, вместе со своей командой) нашел, во-первых, те самые нужные слова и те самые нужные вопросы, которые он ставил перед обществом, перед своими согражданами, соотечественниками.

И. Петровская Интонация очень важна.

К. Ларина Да, конечно, интонация. Я, кстати, знаешь что вчера вспоминала — может быть, образ… Те, кто не видел, вспомните знаменитый клип Майкла Джексона «Black and White». Помнишь? Там, где его голосом, собственно, поют разные люди. Не помнишь?

И. Петровская В общих чертах, визуально, конечно, помню.

К. Ларина Вот это важный посыл. По сути, если перевести эти 13 минут на два слова или на одну фразу, смысл, как я его поняла — «Я — это каждый из вас». Можно так сказать?

И. Петровская Можно, конечно. «Я — каждый из вас». И при этом вы каждый (там называются фамилии), тем не менее, мы все вместе — те самые украинцы, и нам, по сути, нечего делить. Наоборот, нам нужно исключительно только искать то, что нас объединяет.

К. Ларина А что нас объединяет?

И. Петровская Нас объединяет оливье, салат. Селедка под шубой. Я не знаю что нас объединяет.

К. Ларина Какие-то скоропортящиеся ценности.

И. Петровская Ну да, они уже давно. То есть готовишь и нужно быстро съесть, потому что они начинают быстро прокисать.

К. Ларина Я как раз вчера тоже, по-моему, смотрела видео Шендеровича. Он был в нашей видеорубрике «Дай Дудя». И там он тоже отвечал на этот вопрос — «Что нас объединяет?». Он говорит: «Только паспорт. И все, больше ничего. Хотя, говорит, при этом паспорт есть и у Депардье, и у Сигала — у кого только его нет, этого паспорта. А так, в принципе, ничего не объединяет». Это, конечно, ужасно.

И. Петровская Нет, нас объединяет исключительно по группам. Мы как-то сами объединяемся, сбиваемся в какие-то прайды, сообщества, и таким образом не чувствуем себя одинокими в этом мире.

К. Ларина А что касается второго выступления… Я имею в виду не выступление гаранта, его даже обсуждать не будем. Там, собственно, никакого события нет — ни телевизионного, ни информационного. Нас, как обычно, готовят… Мы знаем к чему нас готовят — к прошлой войне, в которой победили наши предки. Это 75 лет Победы. Поэтому что тут говорить? Это единственная скрепа, которая у нас переходит из года в год. Кстати, тут кто-то очень остроумно повесил в Фейсбуке такую табличку «Наши ближайшие 10 лет» — каждый год отмечаем очередной юбилей победы. Не нашей победы, как было верно замечено многими. А что касается еще одного выступления — да, она тоже такое странное, спорное, но оно очень художественное. Это выступление двойника Владимира Путина, которого сыграл Никита Кукушкин, актер «Гоголь-центра». Это было на «Дожде».

И. Петровская Ну, как бы двойника. Невладимир Невладимирович Непутин — по-моему, там так называлось. Ты знаешь, у меня очень странное впечатление. С одной стороны, я как бы оценила эту идею. Поначалу там даже было довольно забавно. Все-таки это скорее сатира, хотя и достаточно…

Потом поговорим о «Господине хорошем», который уже какой-то другой виток — когда ты не смеешься, но оцениваешь саму идею. «Вот стою я перед вами. Вы все сидите вместе, а я стою один, никому не нужный» и так далее. А дальше вдруг (во-первых, оно очень длинное) к концу это перерастает в какой-то манифест, который, в принципе, мог бы, наверное, прочитать, если бы ему дали такую возможность, скажем, Алексей Навальный, который серьезно, уже на полном серьезе, читает программу борьбы с коррупцией и так далее. То есть вещи, которые необходимо делать — реформировать страну и общество.

И вот это смешение в одном этом выступлении, я бы даже не сказала, жанров, а как бы замыслов. Вроде в начале идет все-таки некоторые пародия, а потом это вдруг выходит на какой-то серьезный политический уровень. Мне это показалось довольно странным, но не могу сказать, что крайне удачным.

К. Ларина Да, я, пожалуй, соглашусь с тобой. Я тоже об этом думала, что в этом выступлении очень много, как ты говоришь, замыслов, каких-то задумок, сюжетов, которые не развиваются, а бросаются посередине, и их накрывает новый сюжет. Поэтому получилась такая немножко чересполосица. Не очень понятно по жанру. Хотя и всего того, что там прозвучало — сама идея двойника, который сообщает в новогоднюю ночь о том, что он слагает с себя полномочия двойника. И вторая, которая тут же рядом, идея, которая тоже мне очень понравилась — ее можно было развить дальше: что двойников стало столько, что мы в какой-то момент потеряли оригинал. Отличная драматургическая завязка. Но очень жаль, что она как бы дальше не развивается. Сам автор ее как бы обрезал.

И.Петровская: «Господин хороший» никогда не был таким чистым ржачем

И. Петровская И все, дальше вдруг начинается отход куда-то уже. Человек читает свое практически завещание потомкам. Не знаю, кому — двойникам или оригиналу, который найдется, или тому, кто придет следом. Согласись, в этом есть некоторая эклектичность, эклектика, которая, к сожалению, этот хороший замысел каким-то образом нивелирует или даже превращает в какую-то свою противоположность.

К. Ларина Тогда можно пожелать… Поскольку будем считать, что это замысел и в качестве заявки, замысла он вполне себе перспективный. Поэтому я предлагаю, Ира, пожелать автору этого произведения, очень хорошему, классному драматургу Валерию Печейкину, не бросать это вот так на середине, а сделать из этого какой-то… Из этого можно сделать просто какой-то сериал, понимаешь?

И. Петровская Или пьесу.

К. Ларина Конечно, да. Потому что замысел отличный. Кто-нибудь обязательно его украдет. И Никита прекрасно исполнял роль именно двойника. Это было видно, что это двойник. Что он как бы пытается… В нем происходит какая-то внутренняя борьба его как бы настоящей человеческой сущности с тем, что ему приходится изображать. И в этом тоже есть какая-то двойная игра. Она мне очень понравилась. Очень интересно. Можно сделать хороший спектакль, в конце концов, правда же?

И. Петровская Да, пока не дотянули, но при желании можно дотянуть. И плюс отдадим, конечно, должное каналу «Дождь» за то, что он проявляет немыслимую по нынешним временам смелость.

К. Ларина Я хочу тебе сказать, что мне тут сообщили в нашем Фейсбуке страшную весть. Оказывается, среди российских каналов есть один канал, который позволил себе «накладные карманы». Который не показал выступление президента. Можешь себе представить такое? Я боюсь его называть.

И. Петровская Я уже прочитала про это.

К. Ларина Я боюсь его называть, чтобы это не выглядело как донос. Но это, вообще-то, поступок, я считаю. Просто молодцы. Не знаю уж, чем это объясняется — программной политикой? Но вообще класс. А в Украине, я прочитала, 2 канала сначала показали выступление Порошенко, поздравление Порошенко, и только потом, когда уже по всем каналам прошло, показали уже выступление Зеленского.

И. Петровская Это вообще просто крамола какая-то.

К. Ларина Угадай, что это за каналы?

И. Петровская Ну, не знаю.

К. Ларина Это каналы, которые, как говорят, принадлежат Петру Алексеевичу.

И. Петровская Все равно это дичь. Есть же традиция — как ни крути, принадлежат не принадлежат, но все-таки выступление президента. Хотя я тоже где-то прочитала, что кроме вот этого обращения, не было никакого специального, как раньше писали… Не знаю, писали они так же — под елкой, на фоне не знаю чего — Софийского собора…

К. Ларина Ты имеешь в виду, в Киеве? Нет, это было единственное. Вот этот самый… Даже не знаю как назвать — видеопоздравление, такое эссе. Такое видеоэссе. Такой монолог Зеленского. Но под елкой он не стоял на фоне Офиса президента.

И. Петровская Не скакал под елочкой, нет.

К. Ларина Ну хорошо, пойдем дальше. Ты уже упомянула «Господин хороший». Тоже в качестве рекомендации: если пропустили, обязательно посмотрите. Это совсем новый концерт. Его запись трансляции была целиком показана на «Дожде». Те, кто подписан на «Дождь», могут просто посмотреть на сайте целиком. Там есть и старые вещи, которые известны поклонникам «Господина хорошего», но есть и совсем новые, актуальные. Естественно, посвященные актуальным событиям, включая и допинг-скандал, и «московское дело», и суды. Автор, напомню Андрей Орлов, Орлуша. И по традиции, конечно же, Михаил Ефремов и Андрей Васильев. Скажи.

И. Петровская Они давно не появлялись. Я даже не могу сейчас припомнить, когда последний раз. По крайней мере, на телевидении. Мне казалось, что это как-то тоже… Может быть, они бывали где-то с концертами.

К. Ларина Я тебе скажу. Последний раз они показались — также была запись трансляции на «Дожде», посвященная юбилею Октябрьской революции. «Крейсер Аврора», помнишь? Где был Сталин. Очень, кстати, классный выпуск.

И. Петровская Получается, 2 года назад.

И.Петровская: аудитория «Дождя» добровольно жертвует, даже когда это не подписка, а просто, чтобы смотреть

К. Ларина Да, получается что так.

И. Петровская Понятно. У меня, опять же, смешанные чувства, потому что на самом деле давай сразу скажем, что «Господин хороший» никогда не был таким чистым ржачем. Все-таки это всегда был политический осознанный юмор, сатира. А здесь концентрация приводит в ужас. Концентрация событий, которые действительно становятся поводом для вот этих просто невероятных порой по легкости, по остроте скетчей, стихов, которая читает Михаил Ефремов.

Опять же, у меня периодически просто заходило сердце от того, что вот это вот звучало — все-таки, как ни крути, назовем это — в эфире. Потому что этот скетч (не скетч, это песня получается) от имени росгвардейца в виде Чебурашки: «Теперь я чебурашка, и каждый может ударить меня стаканчиком» — это я вольно пересказываю. Что начальное, когда «через 4 года здесь будет город-сад», когда практически все вот эти 20 лет или больше с начала возникновения так называемой «свободной России» нам даны в таком поэтическом, я бы сказала, пересказе. И все вместе это родило у меня какое-то чувство такого отчаянного отчаяния. С одной стороны, да, временами очень смешно. Но охватывает и отчаяние тоже.

К. Ларина Меня поразил зал, что он так реагировал. Такое ощущение, что это какие-то иностранцы сидят, что это не советские граждане. Потому что они так свободно, так открыто, с таким восторгом воспринимали все вот эти, как ты правильно говоришь, довольно острые, смелые, отважные метафоры, которые были заложены в этих текстах и в этом исполнении. Я прямо порадовалась. Мне кажется, что народ уже готов к тому, чтобы…

И. Петровская Чтобы воспринимать. Да он всегда был готов это воспринимать. Просто в какой-то момент этого стало меньше, меньше, меньше, а потом вообще просто скукожилось до вот таких малюсеньких островков, где что-то подобное появляется. Пока еще, опять же, появляется. И скорее, здесь как раз не аналогия с иностранцами, потому что иностранцы бы ни черта не поняли. А именно что это такая готовая, подготовленная, но не специально телеканалом «Дождь» или «Господином хорошим», а просто всем ходом своей жизни готовая публика.

К. Ларина Это как мы ходили на Таганку в советское время и ловили каждый намек, с восторгом срывались в аплодисменты посередине монологов актеров. Именно потому что понимали, про что они нам говорят со сцены.

И. Петровская Да, объединенные общим пониманием, общим опытом проживания здесь и сейчас. Это как раз самое ценное, что может быть в публике, которая прицельно и специально приходит на подобного рода концерты и внимает. Я думаю, что к большой радости авторов.

К. Ларина Кстати, если говорить про итоги, мне кажется, это один из главных сдвигов, которые произошли в обществе за это время. Вот это ощущение, что ты не один так думаешь. Я давно такого не видела. Сейчас это чувство есть, естественно, в интернете, где ты находишься в основном в окружении своих товарищей. Но и не только в социальных сетях, не только в виртуальном мире, но и в открытом тоже. Подтверждение тому — вот этот концерт. Или общее ощущение от каких-то явлений, событий, публичных поступков. Я считаю, что это хороший признак.

И. Петровская И вообще аудитория «Дождя», кстати, объединена именно этим. По этому принципу объединяется. И то, что люди, которые смотрят «Дождь», добровольно жертвуют, даже когда для них это не подписка, а просто для того, чтобы иметь возможность смотреть, и чтобы другие люди имели возможность смотреть в прямом эфире бесплатно. У нас новости?

К. Ларина Да, новости. Продолжим!

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

К. Ларина Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Здесь в студии «Эха Москвы» Ксения Ларина, а на связи у нас Ирина Петровская. В студии также звукорежиссер Сергей Кузнецов, которому я не сказала «привет». Вам, дорогие друзья, еще раз напомню, что средства связи работают. Я вот сейчас смотрела то, что вы пишите в смс, и то, что вы пишете в Фейсбуке и на чате в youtube. Ира, конечно же, все под огромным впечатлением грусти и сожаления от премьеры, которую ждали. Это «Одесский пароход» Сергея Урсуляка по мотивам текстов Михаила Жванецкого. Здесь что-то случилось, произошел какой-то сбой. Что-то пошло не так, называется.

И. Петровская Причем абсолютно на всех уровнях и этапах. Да, честно сказать, я пропустила сам момент ожидания и анонсов вот этого «Одесского парохода». Поэтому я увидела уже бувально обрушившуюся мою ленту в Фейсбуке, где народ переживал по этому поводу так, как будто лично его в начале года оскорбили, обманули в каких-то наилучших его ожиданиях. Поэтому, разумеется, я тоже решила посмотреть. Сподвигла своих товарищей, с которыми я здесь в отъезде. Они тоже имеют телевизионную историю.

Мы сели посмотреть и поначалу даже были готовы к такому смеху. И даже поначалу начали там смеяться — когда появились титры, когда появился этот хор, когда появилась Трибунцев в роли попсового певца. Но постепенно и довольно быстро это сменилось таким недоуменным молчанием. Ну, иногда, еще несколько раз порывался какой-то такой смешок. А дальше реально была тишина. И закончился этот просмотр тяжелым чувством того, что не сказать, что нас обманули, а что что-то такое произошло, от чего замысел, опять же, очевидно, вполне себе пристойный, превратился в какую-то свою полную противоположность.

Дальше я бесконечно думала на эту тему — что же произошло? — и поняла, что, наверное, природа смешного у самого Жванецкого, по рассказам которого, по миниатюрам пытались поставить кино, и то смешное, которое на этой основе сделано, абсолютно перпендикулярны. Там, где у Жванецкого всегда была игра слов, блеск интеллекта, какие-то парадоксы, нам здесь пытаются выразить исключительно с помощью, не знаю, в чистом виде экранизации, комикования, использования каких-то типажей и характерности. Но из этого не возникает вот эта вот особенность интонации Жванецкого. Получается несмешное подобие какой-то такой довольно глупой комедии.

И.Петровская: У Михалкова в «Предстоянии» в каждом эпизоде играли звезды, а потом больше ничего в фильме не делали

К. Ларина Ну что тут скажешь? Да, получился такой набор скетчей. Мне очень жаль, потому что здесь Сергей Урсуляк… Вот когда я писала в Фейсбуке свой маленький отзыв, Ира, я не зря вспомнила его актерское прошлое.

Он достаточно долгое время, еще до Константина Райкина, работал в театре Аркадия Райкина. А этот театр, как вы помните, как раз существовал на таких вот скетчах, таких маленьких сценках. И среди авторов, кстати, тогда был и Михаил Жванецкий. И вот это вещь, которая была доступна только одному человеку. Только один человек мог превратить любой текст в миниатюру, от которой оторваться невозможно, и люди просто падали от смеха под стол. Это, конечно же, Аркадий Исаакович. В этом была его гениальность. Он мог телефонную книгу прочесть так, что все умирали. А вот так разыгрывать это все по-актерски и делать из этого драматургию — это невозможно. Ну невозможно! И Сергей Урсуляк как никто должен был это понимать.

Либо надо было делать из этого складный сценарий и чем-то это объединять, а не просто делать вот такие цены. Вот разговор по телефону Чулпан Хаматовой и Сергея Пускепалиса, когда они кричат друг другу: «Что-что? Не слышу! 25? 27?». По сути, это аналог знаменитых раков — миниатюра, состоящая из двух реплик. Но ты вспомни, как это делал один человек под названием Роман Карцев. Один человек разыгрывал эту миниатюру. И мог, кстати, читать эти две фразы бесконечно. Никто не уставал. Устоять было невозможно. А здесь — представь, если это играть всерьез или разыгрывать по-актерски. Очень обидно.

И. Петровская И потом, опять же, там в начале, когда только начинается вот это «Не слышу. Что? Я тебя слышу хорошо!» — ну хорошо, 2 минуты это можно было выдержать, даже меньше. Это казалось смешно. Но когда это растягивается, а потом еще ты как-то предполагаешь, поскольку ты ждешь действительно некой драматургии, что этот Миша, например, появится таки и приедет. Дальше Миша пропадает, его вообще больше не упоминают, хотя Чулпан Хаматова появляется. В этой финальной сцене, где все объединяются, и где Миши тоже нет, кстати, Чулпан Хаматова тоже участвует.

Там много каких-то провисов. Вот говорю, взята какая-то абсолютно поверхностная составляющая вот этих миниатюр Жванецкого. И даже вот этот «Начальник транспортного цеха», которого мы не устаем цитировать до сих пор — но это сыграно до такой степени, я бы даже сказала, не побоюсь этого слова, как-то тупо, что даже и не улыбнешься, честно говоря.

К. Ларина Я вот сейчас слушаю тебя и тоже думаю: может быть, здесь просто изначально нет какой-то художественной идеи? У самого автора. Я имею в виду не Жванецкого, конечно, а режиссера.

И. Петровская Я думаю, идея есть. Идея была поржать.

К. Ларина Да нет, он не из тех. Это не то. Я думаю так… Смотри, мои думки: мне кажется, что ему это заказали, предложили.

И. Петровская Причем незадолго до Нового года.

К. Ларина Да, учитывая, что он все-таки режиссер, будем считать, Второго российского канала. Все его главные телевизионные работы выходят на этом канале. Ему это заказали, понимая, что за ним стоит некий образ Одессы, он как бы взял этот вес за «Ликвидацию». И вот давай мы сейчас этот сундук еще используем. Давай еще поковыряемся — может, чего найдем, может мы еще на том самом успехе получим еще один успех. Но чудес не бывает. То, что он делал тогда по собственному, скажем так, наитию, по своему желанию, по своему вдохновению, в конце концов… «Ликвидация» — это абсолютно авторский продукт, к которому, кстати, тоже можно предъявлять массу претензий. Но это авторская работа Сергея Урсуляка.

И. Петровская И еще очень важно: она сделана в другое политическое время.

К. Ларина Это очень важно — исторический контекст, абсолютно оторванный от действительности сегодня. И конечно, они эту Одессу, извини за выражение, изнасиловали вдоль и поперек, потому что буквально в этом году вышел же еще и фильм Валерия Тодоровского «Одесса», где этот одесский колорит тоже используется вовсю, в хвост и в гриву. Выстроен тот же одесский двор, который здесь у Урсуляка. Может быть, это снимали в одних и тех же декорациях, я не знаю. Одессы как таковой нет — никто же их туда не пускает, съемочные группы.

И. Петровская О том и речь, конечно. В лучшем случае это снимается в Крыму.

К. Ларина В общем, не знаю. Мне кажется, что это была ошибка Сергея, что он сам не почувствовал. Там нет этого запаха удовольствия от работы. Это всегда чувствуется.

И.Петровская: Единственный вот Михаил Фишман, опять же, на канале «Дождь», держит марку

И. Петровская Хотя, составляющая при всем при том все равно есть. Есть Жванецкий — как-то в основе. Есть абсолютно потрясающий набор артистов первого ряда. То есть просто звездный состав. Я вспомнила, что так же у Михалкова в «Предстоянии», если ты помнишь, в каждом маленьком эпизоде играли звезды, которые потом больше ничего в этом фильме не делали. Буквально в крохотном эпизоде обязательно было по 3-4 звезды. И что? Это лишний раз доказывает, что когда нет никакой внятной художественной идеи, то получается что-то такое выморочное и непонятное. С одной стороны, вроде мы тоже ждем возможности посмеяться, и не самым таким утробным смехом, ждем хороших комедий. И вот оно тебе — вроде вот-вот, сейчас, а потом облом. И ничего — ни сейчас, ни потом.

К. Ларина Никакого обаяния Одессы, кстати, там нет, если они делали ставку на это. Нет там никакого обаяния, как бы они не старались имитировать эти 70-е годы. Несмешно, необаятельно, короче. Потому что неестественно, потому что изначально фальшак. Вот, собственно, оно все и лезет. Что тут сделаешь? Ничего не сделаешь уже.

И. Петровская Когда только начинается, появляется этот хор пенсионеров — очень смешно. Но потом от избыточности и переизбыточности начинает только лишь раздражать. Точно так же, как прекрасный Трибунцев в роли этого то ли Ободзинского, то ли кого (то есть понятно, некого популярного певца) — тоже в какой-то момент ты уже начинаешь беситься от того, что его так много, что он через каждые 3 минуты возникает с очередной своей песней. Но при этом я прочитала тут несколько постов, что это плевок в сторону нашего великого прошлого, наших 70-х, и Жванецкий всегда типа не любил советскую власть, и в конце концов еще раз решил туда плюнуть. Это все, конечно, полная чушь собачья. Никаких плевков там нет. Это просто откровенная неудача, невнятно сформулированная задача, приведшая, к сожалению, к провалу изначально, наверное, потенциально творчески успешного проекта.

К. Ларина Ещё о грустном — «Эпидемия». Не знаю, ты посмотрела последнюю серию?

И. Петровская Я не смотрела, я так и не дождалась.

К. Ларина Давайте тогда мы перенесем это обсуждение на следующий эфир, потому что не хочу спойлерить, а многие люди тоже не посмотрели. Она была доступна только вчера ночью. Честно говоря, я в таком недоумении. Вот тут у меня просто ощущение какого-то обмана. Кстати, я без всяких спойлеров могу тебе сказать, Ира, что когда мы смотрели 7-ю серию, я думала: блин, как же они будут из этого выпутываться? Осталось всего ничего, считанные минуты до финала, а этот узел затягивается все глубже и глубже, и разрубить невозможно. Как из этого выпутаться, чем закончить? И мне режиссер просто сказал: а нечем. Достал хлопушку, хлопнул — и все. Понимаешь? Ничего!

И. Петровская На самом деле, если ты помнишь, предыдущие сериалы, которые мы тоже обсуждали и которые можно считать, безусловно, успешными — «Шторм» и «Обычная женщина» (раньше, в предыдущем сезоне) — тоже, по сути, заканчиваются ничем.

К. Ларина Ну, в «Шторме» все-таки есть финал. Тут я с тобой не соглашусь.

И. Петровская Да, но просто предполагается дальнейшее развитие.

К. Ларина Да, но самый главный разговор все равно происходит. Их встреча в кафе в финале — двух друзей милиционеров. Он важнейший, ключевой. Там все-таки есть финал. А здесь… Не буду рассказывать, вы просто сами посмотрите и разделите со мной это чувство…

И. Петровская Недоумения.

К. Ларина Обалдения. Ирочка, люди спрашивают по поводу «Новой газеты». Давай мы это скажем. Это очень важно, поскольку это фестиваль, который каждый год после Нового года устраивает «Новая газета» совместно с «Артдокфестом». Абсолютно открытый на сайте «Новой газеты», по принципу «один день — один фильм». Показывают лучшее документальное кино из программы «Артдокфеста», из программы «Лавра». И вот сегодня 2 фильма. Может быть, ты их смотрела как член жюри — «Акция» и завтра фильм «Загадка черной книги». «Акция» — это такой фильм, именно актуальный, в отличие от того, что мы сейчас обсуждали. Абсолютно сегодняшний портрет путинской России с ее безумным патриотическим милитаристким угаром. Там, собственно говоря, сюжет документального кино — поезд едет с песнями и плясками.

И. Петровская С военными трофеями. Я смотрела.

К. Ларина Вот, скажи!

И. Петровская Этот фильм как раз входил в программу «Лавра». То есть это фильмы, которые были представлены на соискание главной премии в области документального кино. Да, действительно, это такое путешествие поезда. В абсолютно разных городах этот поезд встречают, как в свое время поезд с телом Ленина, который, видимо, ехал из Горок. Там устраивают какие-то такие официальные встречи, играют духовые оркестры, молодые семьи приводят посмотреть на эту трофейную технику, которую везут из Сирии, своих детишек.

Да, впечатление страшноватое создается. То есть как бы там больше ничего такого и нет. Вот едет и едет этот поезд, периодически где-то пристает, там его ожидают и уже с восторгом оглядывают, осматривают то, что там на нем везут. Да, действительно, это такой очередное патриотическое воспитание в действии. А второй, «Тайна черной книги» — не знаю, не видела.

К. Ларина Это про холокост. Почему замалчивали цифры погибших — именно советских евреев — в советское время. И почему была запрещена к изданию та самая «Черная книга», которую составляли про холокост на оккупированных территориях Советского Союза. Этот фильм тяжелый, конечно, как вы понимаете. Там, помимо всяких цифр и статистики, есть свидетельские показания, очень тяжелые разборы и рассказы конкретных историй. Тяжелый, но посмотреть его стоит.

Спрашивают, как. Очень просто. Вы заходите на сайт «Новой газеты» и там сразу же на «морде», на главной странице сайта есть весь рассказ про сегодняшние фильмы. Вы просто нажимаете, кликаете — написано «смотреть фильм» и смотрите его в любое время. Только в течение суток — он доступен в открытом виде. Это очень важная акция «Новой газеты» и «Артдокфеста», потому что нормальное документальное кино ты нигде не посмотришь. Просто вообще нигде нет. Ни в кино, нигде.

И.Петровская: Формат «Голоса» уже пошел уничтожать сам себя. Так бывает

И. Петровская Надо сказать, что «Новая газет»а это делает уже не первый год. Показывает эти фильмы. Иногда еще, в преддверии «Артдокфеста» и в преддверии «Лавра», показывает телеканал «Дождь». Он показывает, как правило, работы-победители предыдущих фестивалей, предыдущих лет. А дальше — да, больше нигде никогда ничего не увидим. В кинотеатрах иногда…

К. Ларина Скажи, что бы ты еще отметила из того, что мы с тобой накидали? Не знаю, видела ли ты итоговую программу Михаила Фишмана. Мне кажется, она важная.

И. Петровская Видела, да. Но я, правда, не всю видела, честно тебе скажу. Но когда попадала на какие-то кусочки — совершенно согласна с тем, что по сути, он остался единственным человеком, который делает полноценную итоговую программу, которые раньше у нас были на всех каналах, а теперь это превратилось понимаем во что. Единственный вот Михаил Фишман, опять же, на канале «Дождь», держит марку.

К. Ларина Кстати, как раз то, что имеет непосредственное отношение к нашей передаче: в качестве таких главных итогов ушедшего 2019 года он отметил как раз окончательную победу YouTube над телевидением. Это действительно, потому что все главные работы… Обрати внимание, ведь в конце концов даже мы с тобой можем сказать друг другу, что наша программа изменилась окончательно и бесповоротно. Потихонечку мы сначала называли какие-то отдельные фрагменты из интернет-телевидения, а потом в итоге у нас вся программа стала посвящена исключительно этим событиям, которые происходят не на федеральных каналах. Это о многом говорит, конечно.

И. Петровская Абсолютно. Еще несколько лет назад, когда мы обсуждали новогодний эфир, мы говорили исключительно и только об эфирах, которые мы наблюдали на федеральных каналах. А сейчас мы даже не вспомнили про это — про эти какие-то там «огоньки», которые были. Были же? Были. И даже в некоторых случаях (я там тоже подглядывала) иногда вроде ничего. На Первом канале звезды выходили на ВДНХ, пели с народом.

К. Ларина Мы уже даже «Голос» обсуждать не можем, потому что нечего обсуждать само по себе. Что случилось?

И. Петровская «Голос» — да, абсолютно. Казалось бы, 1 января. Они перенесли финал в прямой эфир. По идее, народ должен был бы сидеть и ожидать, а потом с восторгом всему этому внимать. Это было невозможно, просто невозможно. Непонятен принцип отбора — ну ладно, короче, победили и победили. Но мне кажется, это тот самый случай, когда…

К. Ларина Формат сам себя убил.

И. Петровская Абсолютно. Формат уже пошел уничтожать сам себя. Так бывает. Мы это неоднократно наблюдали и в других форматах. Ну просто тоже надо уметь вовремя, наверное, останавливать себя и не выжимать все до последней капли из этого формата, когда уже ничего не выжимается.

К. Ларина Хочу сказать новость, приятную для Первого канала: фильм «Союз спасения» Гильдией критиков и киноведов признан худшим фильмом года. Поэтому, дорогие друзья, что называется, успейте.

И. Петровская Там и по сборам, насколько я понимаю, не такая уж радужная картина. Не хочется злобствовать на самом деле.

К. Ларина Но я такой агрессивной кампании давно не видела. Просто из всех щелей. Я уже все про него знаю. Я тебе клянусь, я уже могу написать рецензию по этот фильм — не глядя, что называется, поскольку про него уже все рассказали. Этот бесконечный восторг друг другом, который они используют во всех программах во всех возможных вариантах на Первом канале, чтобы похвалить собственную продукцию — это, конечно, уже переходит всякие границы, товарищи. Так нельзя.

И. Петровская Тоже надо выжать. Деньги вложены, артисты сыграли. Надо выжать максимум. Вначале из проката, потом, наверное, пустят в эфир. Послушай, вот этот самый концерт, который показал Первый канал — он оказался лидером в прокате. Ничего особенного, всего лишь снятый концерт. Поэтому наша публика — она, конечно, непредсказуемая.

К. Ларина В смысле они ходили, смотрели его?! Концерт Пугачевой?!

И. Петровская Конечно, да, это шло именно как концерт, который снят в этой кинотелеверсии. Вот люди смотрели в кинотеатрах.

К. Ларина А вот тот самый концерт, которого нет. Это концерт, которого мы ждем. Поскольку Борис Гребенщиков за последние несколько лет написал столько важных, программных песен и текстов, что их необходимо просто собирать не только в пластинку, но и в телевизор. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы тот самый концерт БГ был все-таки показан в 2020 году, и чтобы он открывался этой самой песней, которую мы сейчас услышим. Это премьера, которую БГ выложил у себя на YouTube-канале буквально в первые дни нового года. Это песня, которую все поняли. Вот к вопросу о солидарности зала, о том, что мы понимаем в словах. Мы понимаем то, что в них заключено. БГ — мы понимаем, мы все понимаем.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире