'Вопросы к интервью

К.Ларина 11 часов 8 минут, доброе утро, добрый день. Начинается программа «Человек из телевизора», здесь, в студии «Эха Москвы», Ксения Ларина и Ирина Петровская.

И.Петровская Доброе утро.

К.Ларина Сергей Кузнецов наш звукорежиссер. Вам, дорогие друзья, все позволено в этой передаче, в смысле, присылать все, что хотите – проклятия, гневные письма…
И.Петровская Не надо!

К.Ларина Оскорбления, хамские… Мы все равно ничего не читаем. Поэтому напоминаем номер СМС — +7-985-970-45-45.

И.Петровская Так, началось.

К.Ларина Ну что же. План есть: наши впечатления за прошедшую неделю, читаем все, что мы накопили. Дорогие друзья, вы можете добавлять на Фейсбуке, как обычно, опубликовано на моей страничке приглашение на прямой эфир, прямая ветка открыта. Все для ваших комментариев, пишите. Естественно, и чат в Ютьюбе. Итак, внимание. Редакция Пивоварова о гибели Ту-154 в Сочи с ансамблем Александрова, Лизой Глинкой и журналистами. Стрелок на Лубянке – это событие недели, безусловно. И информационная блокада силовиков в связи с этим событием, о том, как освещалась эта жуткая история беспрецедентная, я думаю, стоит отдельно поговорить. Пресс-конференция Путина, естественно, хотя она уже отошла, что называется, далеко от повестки актуальной, но, тем не менее, все равно событие и телевизионное тоже. Сериал «Эпидемия», который отпущен на свободу, обвинения с него сняты и вчера интересующиеся люди могли увидеть и пятую серию, и шестую серию, новую. Она выложена на сайте, на платформе «ТНТ-Премьер». Я думаю, что прибавилось зрителей после этого сюжета.

И.Петровская Эффект Стрейзанд называется.

К.Ларина Мы к этому вернемся. Юрий Дудь вывез героя фильма «Колыма» из Магадана на самый край Европы. Выпуск называется «Антоха из Магадана» на канале «вДудь» и тоже замечательная работа, о которой мы поговорим. Документальный фильм «Путевка в ПНИ» о психоинтернатах, автор – Евгения Зобнина. Это на канале «Дождь». Фильм тяжелый, но очень светлый, наполненный болью и надеждой, всем очень рекомендую его посмотреть. Роман Супер, наш коллега, замечательный журналист и документалист в гостях у Тихона Дзядко и Екатерины Котрикадзе в программе «На троих». Был очень интересный и, по-моему, очень значимый разговор – о профессии, о том, что такое сегодня журналистика, во что она превратилась, о мечтах и планах. В общем, хороший очень разговор, не междусобойчик, а просто хороший разговор. Мне кажется, интересный многим. Вот, собственно, наши впечатления, вы можете что-то добавлять, напомню еще раз, на Фейсбуке, в чате Ютьюба, ну и СМС, конечно, тоже. Шутить люблю иногда в начале. С чего начнем? Ира, мы начнем, наверное, все-таки с прессухи, поскольку ты про это написала. Можешь так коротенечко, пунктиром обозначить то, что тебе показалось интересным именно с точки зрения телевизионного формата? Или новом в этой протокольной, довольно уже традиционной и рутинной истории?
И.Петровская Я писала эту заметку по ходу, наблюдая за тем, что происходит. Ничего особенно нового с точки зрения телевизионного формата там нет, более того, мне кажется, этот формат сегодня глубоко архаичным, изжившим себя абсолютно. Мне до сих пор непонятно, зачем 2 тысячи пригоняются всего со всей страны и из-за рубежа для того, чтобы просто посидеть, потому что совершенно понятно, что на 70, в этот раз, по-моему он ответил. Но это тоже фигура речи – «ответил», да. В каких-то случаях ответил, в каких-то не ответил. И при этом это все больше, а в этом году это уже было как-то уж совсем запредельно, это реально превращается в карнавал. Просто реально карнавал.

И.Петровская: Мы дошли в этом жанре до того пика, когда можно уже вопрос и не задавать, а поставить мешок, как у Деда Мороза, и оттуда фанты доставать

К.Ларина Ты имеешь в виду, как они, журналисты, во что одеваются, что-то приносят?

И.Петровская Конечно. Более того.

К.Ларина У них такое творческое соревнование там.

И.Петровская Творческое соревнование и более того, что это основное содержание большинства материалов на федеральных каналах, которые предшествуют этому событию и которые перед самым началом уже в сюжетах освещают стоящие непосредственно уже на территории, где будет все это происходить. Тоже корреспонденты федеральных каналов. То есть я вот начала смотреть часов с 10 на «России 24», потом на всех других. Они подчеркивают – Шейнин выходит заранее с внеплановым выпуском «Времени покажет», до того и говорит: «У нас у всех сегодня праздничное настроение». Хочется спросить, по какому поводу праздник, собственно? Это деловая, на самом деле, это абсолютно деловое, увы, мероприятие, которое не предполагает праздничного настроения. Но уже региональные, в основном, естественно, региональные журналисты, которые приезжают из разных мест, они тоже не скрывают, что это для них способ обратить внимание на себя и, скорее всего, получить или, по крайней мере, получить шанс получить слово. При этом все-таки у нас очень наивные зрители, потому что когда либо Песков, либо сам Владимир Владимирович выбирают вот так среди участников кого-то, и говорит: «а вот там вот девушка в красном» или «юноша с иконой», или там еще что-то, мгновенно появляется титр, кто это. Либо это, значит, у него прямо перед глазами или у кого? У режиссера трансляции все расписано, кто сидит на каком месте, из какого издания? Тогда, возможно, но так это мало похоже на такой экспромт, да. Ну и там, конечно, были очень забавные вещи, когда там на «России 24» были сюжеты – за 2 дня до того, уже в гримерке корреспондент свердловского областного телевидения, ее красят, — за 2 дня. Белые банты наворачивают… Как у школьницы. И почему? Чтобы она привлекла образом школьницы внимание, значит, Нашего Всего, и задала вопрос о строительстве школ, которые в Екатеринбурге переполнены. Другая облачается, из того же канала, в строительные, светоотражающие жилет и каску и во всем этом великолепии, видимо, 2 дня ходила, долетела до Москвы и, разумеется, на нее тут же набрасываются корреспонденты. И она показывает рисунок елочки, который сын ее нарисовал специально Владимиру Владимировичу. Мне кажется, что мы дошли в этом жанре до того вот пика, когда в принципе можно уже даже вопрос и не задавать, а поставить мешок такой, как у Деда Мороза, и оттуда фанты доставать. Кому достался вопрос – любой, это не имеет значения, — задаст вопрос. Вот ему, значит, повезло. Ну не достался – уж извините. Просто побывал, своими глазами видел, будет рассказывать своим детям, что вот, он Путина видел.

К.Ларина Вообще это, конечно, мы с тобой про это говорили давно, когда обсуждали эту пресс-конференцию ежегодную. Я уж не помню сколько лет назад, стерлась граница между форматами, между Прямой линией с народом и пресс-конференцией.

И.Петровская Ну почти, по сути.

К.Ларина Поскольку очень мало человеческих, нормальных, профессиональных вопросов задается президенту. В основном тоже либо, как ты говоришь, с привлечением к себе внимания и «приезжайте к нам на Колыму» или, значит…

И.Петровская Спасибо еще сказать.

К.Ларина Да, спасибо сказать за все, или в основном попросить какую-нибудь помощь конкретную. А так, чтобы к какой-то политике? В принципе ничего уже давно не спрашивают.

И.Петровская Здесь есть разница. Журналисты – они как бы просят для региона своего. А народ просит крышу починить, щенка подарить, что там еще обычно? Елку поставить на главной площади страны. В этом есть небольшая разница. А так, в целом, да. И я посмотрела по разным комментариям в сети, действительно, уже даже сетевой, довольно продвинутый народ, эти форматы начал путать и говорить: как? Только что же недавно было. И если ты помнишь, что Прямую линию они теперь ведь делают не только с… либо с собственными видеообращениями граждан, либо стоят группа людей, а также еще сидят в студии представители партий, разных слоев населения, все селебрити, которые только возможно.

К.Ларина Узнаваемые лица.

И.Петровская Да, и они тоже в свою очередь задают вопросы и тоже…

К.Ларина И внимают.

И.Петровская И тоже экспромт. Нет, это отдельно. Одно дело, когда внимают, ну ладно, даже селебрити. Или народ. А другое дело, как внимают наши коллеги-журналисты, когда показывают крупные планы, особенно молодых людей. Это такой… в глазах восторг, счастье от того, что он или она оказались вот в этой, на этой территории, в такой компании. Ну я не говорю уже, что там и ветераны, конечно, отличились. Например, как он был представлен, старейший представитель нашего пула, цеха, Александр Гамов, который задает такой серьезный вопрос: считаете ли вы, — понятно уже всем, что вы историческая личность, ваше величество? А вы сами считаете ли себя исторической уже личностью? И это, конечно, это высший пилотаж.

К.Ларина Вот к этому вопросу, к вопросу о журналистском цехе, конечно, наблюдаем просто по нарастающей или, вернее, по нисходящей деградацию вообще журналистской профессии. То есть введения ее уже к какой-то табуретке. Меня поразило еще в этом, я никогда этого не видела, наверное, это было и раньше, просто я сейчас обратила на это внимание. А поскольку остается еще прямой эфир автоматом после окончания, после того, как Путин уже выходит из зала. Так они все облепили этот стул! Ты видела?

И.Петровская Да.

И.Петровская: Невероятная сила, которая вызывает огромную благодарность за то, что мы не одни в этот дикий момент, когда ничего неизвестно

К.Ларина Они облепили стул – журналисты! – облепили стул, на котором сидел президент, и там была живая очередь сфотографироваться на этом стуле. Это меня, конечно, просто потрясло. Такого я никогда не видела. Может, и раньше было.

И.Петровская Нет, раньше я тоже не видела.

К.Ларина Но это уж совсем. Дошло уже до точки. И лица, просто такое ощущение, будто бы там не знаю, кто… Ленин сидел или Пушкин!

И.Петровская Иисус Христос.

К.Ларина Иисус Христос, да, просветленный.

И.Петровская На самом деле, можно, конечно, этот стул разыгрывать. Даже можно…

К.Ларина Распиливать на кусочки, как берлинскую стену!

И.Петровская Или распиливать на кусочки или поставить одинаковые стулья, и тем, кто отличился особенно на пресс-конференции, этот стул в качестве приза и подарков вручать. Нет, ну конечно. А там еще прекрасные были сюжеты на всех федеральных каналах, как идет подготовка. Вот посмотрите: вот здесь провода специальные, вот здесь стол, вот за этим столом будет сидеть! А вот кресло. Но, на всякий случай, есть запасное, видимо, если оно вдруг сломается. А это кресло – любимое кресло Владимира Владимировича. Оно приносит…

К.Ларина А, то есть это было даже такое?

И.Петровская Это предварительные сюжеты, как идет подготовка. Посмотрите, вот мы зашли, здесь сидят техники, здесь сидят звуковики, здесь вот так уже свет выставили, а вот стол, а вот кресло. А вот кресло – синее, его особенно любит Владимир Владимирович, потому что оно ему приносит удачу. Ну, в общем, все это вместе, конечно, создает…

К.Ларина Печаль.

И.Петровская Странное ощущение.

К.Ларина О том, как изменилась журналистика. И я хочу, может быть, перейти неожиданно знаешь к чему все-таки? К интервью с Романом Супером и к документальным фильмам, которые мы с тобой смотрели на этой неделе. На что я обратила внимание: Рома Супер, вы знаете наверняка его, дорогие друзья, он известный еще журналист в прошлом, информационник, замечательный корреспондент программы «Неделя» у Марианны Максимовской, а в последнее время работает как документалист и делает это, по-моему, блестяще. Вот последнюю работу по времени мы обсуждали – это фильм, посвященный Кириллу Толмацкому, «Децл с закрытыми окнами». Они как раз говорили с Тихоном и Катей именно о том, что такое журналистика сегодня. И ты знаешь что я хочу сказать? Мне ужасно нравится это поколение. Вот это поколение, которое после нас, следующее. Вот 35, где-то вот 30+. Это поколение, которое идет за нами, которые попали в профессию на пике или на последнем вагоне, когда уже романтическая журналистика уже заканчивалась, но мы еще об этом не знали. Мы могли только предчувствовать что-то. Но они учились в других вузах, я имею в виду, в ментально других, не в тех, которые сегодня существуют идеологически. Они учились в свободных университетах. У них работали свободные преподаватели, у них работала замечательная команда педагогов-журналистов, настоящих, перестроечных времен. Они все это видели, это были их кумиры, и они в журналистику пришли на пике такого настроения. И в итоге они выкинуты из профессии все, по сути. Ведь все нормальные люди выкинуты из профессии.

И.Петровская Они не выкинуты из профессии. В результате оказалось, что они выкинуты были из пространства федеральных каналов. Но, поскольку изменилась технологически ситуация, да, что все они нашли себе применение.

К.Ларина Но это же не сразу произошло.

И.Петровская: Это необходимо для безопасности своих же граждан, чтобы человек выстраивал эту логистику, как он будет добираться до дома

И.Петровская Не сразу, но они молодцы, они пробовали себя в разных форматах, на разных платформах, как тот же самый Андрей Лошак – постарше немного, да. Он и в печатном сегменте отметился, и делал тоже фильмы и для «Дождя», но они не потерялись, вот что самое важное.

К.Ларина И профессию не потеряли.

И.Петровская Не только не потеряли. Они ее как раз сохранили. Они становятся ее хранителями и продолжателями ее в лучшем своем выражении и исполнении.

К.Ларина Вот как раз Роман в этом разговоре приводил пример тоже Юрия Дудя, что он профессиональный журналист, об этом не стоит забывать. Потому что очень любят передергивать, что он такой из блогеров, из ютуберов. Это не так. Давайте все-таки будем объективны. Он профессиональный журналист, у него был свой опыт журналистики достаточно большой, он вообще чуть ли не с младенчества, не с детства занимался журналистикой профессиональной.

И.Петровская И он закончил журфак МГУ.

К.Ларина И мы обсуждаем каждую неделю новые выпуски Юрия Дудя. Вот сейчас обсуждали фильм Ромы Супера. Вот на прошлой неделе обсуждали Анну Немзер – то же самое, то же поколение журналистики. Ее замечательную работу, посвященную 25-летию начала Первой чеченской войны. Уникальный совершенно проект, уникальный фильм-репортаж, сделанный. Потрясающие интервью, потрясающие герои. И сейчас, на этой неделе, фильм на «Дожде», который вы можете посмотреть и о котором мы уже смотрели, про ПНИ – психоневрологический интернат. Про этих людей. Это сделала Женя Зобнина. Вот вам, пожалуйста. Можно работать. И какие они молодцы, что они это делают.

И.Петровская Но есть еще и даже мало того, но, например, тот же самый наш товарищ Тихон Дзядко.

К.Ларина Ему вообще 35?

И.Петровская Нет, поменьше. Но поколение то. И кстати, чтобы нам сейчас еще не сразу переходить к Дудю, потому что было… они совпали, эти события. Закончилась Прямая линия и буквально через пару часов стало известно, вот, об этом трагическом инциденте в центре Москвы прямо у приемной ФСБ. Перестрелка и так далее. Я в этот момент находилась очень близко. Мы с моей коллегой Анной Качкаевой принимали экзамен у студентов с медиакоммуникаций Высшей школы экономики. И поэтому не сразу это посмотрели. Не сразу. Я была некоторое время не в сети. А когда мы уже закончили и посмотрели, что идет это, да, все оцеплено… Мы начали щелкать, чтобы что-то найти. И мы нашли «Дождь». И сидел в эфире Тихон Дзядко, который НРЗБ вернулся. Вот эта невероятная сила, которая вызывает огромную, помимо всего, благодарность за то, что, что называется, мы не одни в этот дикий, страшный момент, когда абсолютно ничего неизвестно. Тем не менее, они умеют вот это разворачивать, оперативно реагировать на какие-то такого рода экстремальные ситуации и хоть как-то понятно, что там не допускают в этот момент, не подпускают близко корреспондентов. Но, так или иначе, они дают нам некоторую картину происходящего здесь и сейчас.

К.Ларина Пытаются рассказать все объективно, пытаются найти свидетелей. Это вообще. Меня, кстати, я бы хотела на этом остановиться, на этом сюжете. Он просто возмутительный с точки зрения информационной закрытости.

И.Петровская Вот я об этом как раз и хотела сказать.

К.Ларина Это просто безобразие.

И.Петровская На своем опыте. Потому что нам надо было, чтобы наши студенты, да, они в этот момент заканчивали и уезжали домой. Мы начали продумывать, как им лучше, как им обойти, потому что, благодаря «Дождю» мы узнали, что перекрыто там, перекрыто сям, закрыты некоторые выходы в метро. То есть это необходимо в первую очередь для безопасности своих же граждан. Для того, чтобы человек как бы выстраивал эту логистику, как он будет добираться до дома. Если он на машине – чтобы оставить ее где-то, чтобы обойти вот это.

К.Ларина Никакой системы оповещения, нужно сразу… Вот как делается в нормальном обществе? Мне так кажется, Ира. Что делать должны люди? Должен пресс-центр или центр по связям с общественностью МВД, если речь идет о том, об охране правопорядка. Они должны в средства массовой информации отправлять оповещения. Или как вот МЧС нас оповещает сейчас про то, что будет штормовой ветер, и мы все это получаем, все эти замечательные СМСки, это должно быть то же самое. Это же абсолютное ЧП в городе, в центре города идет стрельба.

И.Петровская Еще надо представить. Я тут же представила: значит, это огромная площадь, кто не знает, там, где раньше стоял Дзержинский. Там несколько сходятся транспортных потоков. И, как правило, это всегда очень оживленно.

К.Ларина Там центральный Детский мир.

И.Петровская Вот больше всего меня это в тот момент волновало – а люди, которые в Детском мире, перед Новым годом, понятно, да? Родители с детьми. Там всегда много родителей с детьми, некоторые просто приходят как в музей, посмотреть, там действительно красиво все, роскошно и шикарно. Они как оповещены, не оповещены? Их выпускают, не выпускают?

К.Ларина Ничего не говорят, вряд ли. За потоком видно, как люди в панике куда-то бегут все время.

И.Петровская Дальше начали мониторить, чего будут говорить федеральные каналы, и в восемь часов включили программу «Вести». Мы угадали с первого раза какая была первая новость и сколько она длилась.

К.Ларина День чекиста?

И.Петровская Нет. Пресс-конференция. Полчаса. 29 минут шла…

К.Ларина Так она была уже накануне пресс-конференция?

И.Петровская Нет, она была ровно в этот день!

К.Ларина Нет, Ира.

И.Петровская Ну как нет, когда да? В четверг. Ты будешь со мной спорить?

К.Ларина Да.

И.Петровская Я в четверг писала текст прям под пресс-конференцию, после нее я поехала в Вышку.

К.Ларина Нет…

И.Петровская: Юрий Дудь всякий раз оборачивается какой-то еще неизведанной, неведомой стороной

И.Петровская Не надо со мной спорить, стрельба была ровно через два часа после окончания пресс-конференции. Вот не спорь со мной, правда, вот здесь хотя бы не спорь. Именно через два часа Владимир Владимирович поехал в Кремль на концерт, посвященный…

К.Ларина В четверг?

И.Петровская Да. Все мы говорим про четверг, почему я и педалирую это. Что первый сюжет в программе «Вести» в 8 часов был про пресс-конференцию. Этот сюжет длился 29 минут. После чего очень коротко, на довольно невнятной картинке, за кадром, нам сообщили, что что-то такое там происходит сейчас в центре Москвы, что-то кто-то там вроде стрелял, но пока никакой информации нет. Все.

К.Ларина И дальше?

И.Петровская Все.

К.Ларина А в 9? Программа «Время».

И.Петровская В 9 я не могу тебе сказать, потому что в это время мы еще как-то пытались выбраться, все стояло, бульвары стояли. И дальше… я потом смотрела того же Соловьева, Соловьев начал с того, что сегодня вот такое произошло, но мы поговорим, по-моему, опять об Украине.

К.Ларина У нас сейчас новости, а потом продолжим.

НОВОСТИ/РЕКЛАМА

К.Ларина Возвращаемся в программу. Еще раз прошу прощения за то, что так стала спорить сразу, по своей привычке… Конечно же, в четверг все происходило, у меня просто в голове перепуталось. Тут интересно пишут цитату из Гамова: вопрос подготовили? – спрашивают у него. Гамов – это из «Комсомольской правды». «У меня всегда много вопросов, я за эти 15 лет не успеваю их задать Владимиру Владимировичу, но постепенно очередь вопросов продвигается. У меня их порядка ста. Я их все с собой принес. Самый острый вопрос я сегодня задам. Я задал 15 вопросов за эти 15 лет». А какой он вопрос задал, еще раз скажи?

И.Петровская Он там еще какой-то потом… Но начал он с того, что, конечно, вы уже историческая, — я сейчас пересказываю вольно, — уже историческая личность. Но сами вы себя уже считаете исторической личности? А! И дальше был вот вопрос в чем: мы же понимаем, что все равно срок президентский конечен, и когда-то нам придется с вами проститься. Но смысл был в том, как нам сделать, чтобы не произошло это?

К.Ларина И что он ответил?

И.Петровская Я уже сейчас не могу даже тебе сказать, что там он ответил. Что-то такое пошутил.

К.Ларина Давай про документальное кино поговорим, поскольку это уже отдельный жанр, уже такой, конкурентный. Опять же, появился в Ютьюбе… Потому что все, что мы обсуждаем, начиная от выпусков редакции Алексея Пивоварова и Дудя, и вот заканчивая фильмами, которые выкладывает «Дождь» у себя на сайте – это все документалистика, настоящая, профессиональная. И кстати, очень многие фильмы из тех, которые мы обсуждаем, они потом попадают в конкурс «Артдок-феста». И на «Лаврид» тоже многие из них попадают в качестве номинации. И даже победителей. И Ира Шихман, ее тоже работы, которые она делает – не только интервью, но и иногда фильмы целые делают, выпуски программы «А поговорить?». Так что это совершенно отдельный, слава богу, что он живой – этот жанр, он длится, продолжается и разливается.

И.Петровская Например, «Холивар» Лошака уже получил премии на разных конкурсах.

К.Ларина Давайте про Дудя начнем. Неожиданно такой трэвел получил.

И.Петровская Для меня это самое светлое и счастливое впечатление этой недели. Потому что Юрий Дудь всякий раз оборачивается какой-то еще неизведанной, неведомой стороной. И вот в данный момент в этом фильме он одного из своих участников своего фильма «Колыма», который возил съемочную группу несколько дней там, на морозе в 60 градусов – Антоху, Антона 34 лет. Он вывозит, действительно, на край Европы, в Испанию, в Бильбао и еще несколько городов и в Португалию, потому что, когда они ездили, Антон сказал, что он никогда не выезжал никуда за пределы страны. И дальше начинается просто восторг души. Потому что Юрий Дудь с невероятной искренностью и какой-то такой детской радостью открывает мир своему герою, этому Антону. Они ровесники. А Антон – обычный такой, простоватый мужичок, ужасно симпатичный, работает на складе, в свободное время водителем. Этот Антон с такой же детской радостью этот мир открывает, постигает, изумляется. Видимо, еще изумляется тому, насколько не совпадают представления, которые здесь вбиваются в голову о том, что такое западный мир с тем, что он реально видит, особенно когда он едет по этим европейским дорогам. И он очень еще печалится, что его любимая семья этого всего не видит. Ему хочется эту радость разделить. И вот дальше – как он это все, как он открывает для себя новую еду, океан, катание на этой доске, как она называется? Серфинг, да? Оторваться невозможно. Причем там есть и смешное, и грустное, и в конце вообще он, когда делает вывод и подытоживает свои ощущения, он вовсе не говорит о том, что там, где он живет, а вы понимаете, да? Колыма, это, прямо скажем, не Сочи. Он не говорит о том, что там, например, все плохо, а здесь все хорошо.

К.Ларина Или наоборот.

И.Петровская Или наоборот.

К.Ларина Что я люблю родину, а все остальное – дерьмо.

И.Петровская Нет, он тоже какой-то на редкость органичный, гармоничный человек. Опять же, говорит он в конце, что вот ему, он будет теперь стараться и делать все для того, чтобы суметь вывезти туда семью.

К.Ларина Там, кстати, подарок ему сделали.

И.Петровская Замечательный в конце титр, что прилетел новогодний подарочек, и теперь на Новый год или после Нового года Антон получит возможность попутешествовать по Европе уже с семьей. Я предполагаю, что, конечно, этот подарочек ему прилетел тоже от того же самого Юрия Дудя.

К.Ларина Или, может быть, от рекламодателей, которые смотрят. Помнишь, он достаточно часто делает такие вот благотворительные вещи, когда после просмотра программы, после просмотра его фильма людей спасают буквально, спасают, помогают деньгами. И, я так понимаю, что это какие-то крупные корпорации, представители которых тоже являются его зрителями, Дудя. И то, о чем мы с тобой говорили до программы, обсуждая этот фильм до эфира, что в нем нет совсем вот этого высокомерия столичной штучки по отношению к провинциалу, которому повезло, его вывезли показать Европу. Я имею в виду со стороны Дудя. Это абсолютно чистая история и этим она, конечно, невероятно обаятельна. Я с тобой согласна, по ощущениям, какая-то очень светлая, абсолютно точно. Ну и фильм Пивоварова Алексея тоже заслуживает…

И.Петровская: Это та настоящая журналистика, которой сегодня нет в телевизоре. Когда Алексей дотошно и расспрашивает оставшихся без своих погибших родных

И.Петровская Это даже не фильм, это аналитика и расследование.

К.Ларина Ты имеешь в виду про Ту-154, да?

И.Петровская Да. Это вот то самое, о чем мы говорили в первой части. Это та настоящая журналистика, которой сегодня абсолютно нет в основном телевизоре в традиционном, старом. Когда Алексей дотошно и подробно, шаг за шагом, расспрашивает и оставшихся без своих погибших родных – матерей и жен, участников хора, который погиб.

К.Ларина Ансамбль Александрова.

И.Петровская Ансамбля, хора Александрова. И летчиков, чтобы выстроить хоть какую-то версию, что могло там произойти. Ведь мы знаем, что совсем недавно всю информацию по этому страшному происшествию засекретили.

К.Ларина Да, это буквально как раз, день в день почти, когда эта новость была озвучена в средствах массовой информации. Вышел вот этот фильм Алексея Пивоварова, это его расследование, попытка расследования. Потому что он, конечно же, не имеет никакого доступа ни к каким секретным материалам, это все исключительно на каких-то предположениях, на выводах, которые возникают из разговоров с профессиональными людьми. Ну и, конечно же, вспомнить, как это было. Ира, я вообще поражаюсь, что то, что делал он, должны были делать люди на федеральных каналах. Я не говорю про расследование – хорошо, бог с вами, если вы считаете, что это секрет у вас, там какая-то секретная тайна. Черт с вами! Но людей-то пожалейте. Что ж вы их стерли ластиком, будто их не было?

И.Петровская Там есть одна подробность.

К.Ларина Да, есть один маленький нюанс, штрих: когда жена, по-моему, танцовщика из группы танцевальной ансамбля Александрова говорит о том, что меня поразило, что буквально в феврале, меньше, чем через месяц, выступал уже новый состав ансамбля Александрова на большом концерте. И ни слова не было сказано про погибших.

И.Петровская Даже минуты молчания.

К.Ларина Даже минуты молчания не было. Просто людей стерли, как будто их и не было на свете. Это просто потрясающий цинизм и государственное преступление по отношению к собственным гражданам. К памяти!

И.Петровская Тем более, что они летели не отдыхать на побережье в Сирию.

К.Ларина Их погубили.

И.Петровская А люди летели со своей гуманитарной миссией. И там много таких подробностей, что они, хотя и в форме выходили на сцену, они формально и официально не были военнослужащими.

К.Ларина Это уже другой вопрос. Это неважно, зачем они летели. Важно, что они выполняли государственную миссию, а на них насрало дорогое государство, оскорбили их беспамятством, вот, что вы сделали!

И.Петровская Нет, там много еще, говорю, подробностей: как были организованы похороны, как хоронили пустые гробы с формой. И очень важные свидетельства разных летчиков, очень опытных, и в том числе в конце, — говорит летчик, это знаменитый Литвинов, по-моему, его фамилия, Андрей, — который говорит, что да, могут быть разные обстоятельства, но это обязанность власти – опубликовать конкретные причины того, почему произошла та или иная авиакатастрофа. Так делается во всем мире, чтобы не повторить подобного, если там была какая-то очевидная ошибка.

К.Ларина Но ты же видишь, что они делают? Это, по сути, такое повторение «Курска» во многом. То, что пытались тоже засекретить само расследование, поскольку это было связано с какими-то там…

И.Петровская Военная тайна.

К.Ларина Да, с оружием, которое находилось на борту этой подводной лодки. Здесь – то же самое. Судя по всему, он впрямую это не говорит, Алексей, но судя по всему, там произошла какая-то страшная вещь, не похожая на перегруз, а, скорее всего – я, вслед за многими могу только допустить это, предположить, — что, вполне возможно, какой-то взрыв произошел. Потому что людей разнесло в клочья. Они не упали в море, этот самолет не упал в море и не распался на части от удара. И люди распались на части не от удара. Там от них остались какие-то просто… вообще ничего не осталось. И это понятно, то, что они сейчас засекретили – это тем более это подтверждает. Но меня больше всего в этом поражает именно этот цинизм, что если прячем, то прячем все, вообще стереть из памяти, как будто и не было. Там и журналисты были канала НТВ, по-моему, там были и артисты, там была Лиза Глинка с гуманитарной миссией. Естественно, там были еще наверняка какие-то люди, которых мы и знать не знаем. И экипаж там был. Ужасно. Фильм, разрывающий сердце. Посмотрите его обязательно.

И.Петровская Но это не какой-то исключительный случай. Потому что тот же Андрей Литвинов говорит: другая история, за которую был, наверное, справедливо награжден летчик, когда он посадил самолет аварийный в кукурузное поле, он вспоминает подобную историю, когда американец-летчик посадил самолет на Гудзоне, на воду. И прошло несколько месяцев, прежде чем были выяснены все причины, почему так произошло и, несмотря на то, что, безусловно, летчик провел себя профессионально и геройски, его только после этого, после опубликования всех этих причин, наградили. А здесь сразу наградили и забыли. Собственно, мы все резонансные истории, которые происходят сегодня, они примерно по одному шаблону. Возьмем того же самого лубянского стрелка. Сейчас совершенно очевидно, что тоже, судя по поведению федеральных каналов, а они сами по себе ничего давно уже не делают, делается попытка максимально эту смикшировать историю, не заострять. Тем более, она попадает в этот контекст пресс-конференции и Дня чекиста и так далее. И, собственно, кроме того, что кто-то пострелял и, опять же, мы до сих пор толком не знаем, сколько там реальных жертв, то есть нам говорят – два погибли, четверо в тяжелом состоянии. Но все равно мы ничего толком не знаем. И первое, видимо, первое побуждение тех, кто управляет информационными этими потоками – замолчать, засекретить, а если потом вырабатывается какая-то уже официальная версия, тогда мы ее будем выдавать, опять же, через эти же подконтрольные полностью каналы, которые тоже соврут, недорого возьмут.

К.Ларина Я еще забыла, Ира, упомянуть один фильм в нашем списочке. Совершенно неожиданный. Это фильм, который прошел на «Первом канале».

И.Петровская «Избранники»?

К.Ларина Да. Мы чего-то про него забыли, потому что мы увлеклись так альтернативным телевидением. А здесь просто… это откровение абсолютное, этот фильм называется «Избранники», он есть на сайте Первого канала, его можно смотреть.

И.Петровская: Сказать, что это какие-то хитрости менеджеров – это, по-моему, бред сивой кобылы

И.Петровская Он в среду вечером поздно-поздно вышел.

К.Ларина Он свободен в открытом доступе. Это фильм Евгения Миронова, он продюсер этого фильма и ведущий этого фильма. Фильм – диалог поколений между молодыми актерами, которые не Жени Миронова возраста, а еще моложе, это актеры Кирилла Серебренникова, актеры «Гоголь-центра» Филипп Авдеев и Никита Кукушкин, Саша Горчилин, и диалог с их старшим, совсем уж супер-старшим поколением – это Юрий Соломин, это Валентин Гафт и Олег Басилашвили. Самый лучший диалог, повезло, я считаю, Филиппу Авдееву, потому что разговаривал с Олегом Басилашвили и это просто сплошное удовольствие. И там так называемая «вольтовая дуга», такая химия между двумя людьми, она происходит. Они друг друга слышат, воспринимают, и это очень здоровский разговор. Остальные, как мне показалось, немножечко потяжелее, скажу так аккуратно. Но самое главное, почему мне кажется, что этот фильм важный. Это своеобразная вот такая вот, завуалированная, но достаточно очевидная поддержка Кирилла Серберенникова и всех его товарищей. Это поступок, за который просто хочется сказать «спасибо» авторам фильма. Они просто молодцы, что они это сделали. И, наверное, Первый канал этот фильм поставил – просто молодцы.

И.Петровская Я была искренне удивлена. Но нам надо теперь, наверное, сказать про самую скандальную историю этой недели. Про сериал «Эпидемия», который благополучно с 14 ноября стартовал на платформе «ТНТ-Премьер». Каждый четверг в ночь выкладывали по серии, дошли до пятой, выложили… люди ее посмотрели. А на следующий день серия исчезла с этой платформы, а дальше…

К.Ларина А потом появилось объяснение.

И.Петровская Объяснение появилось, что подумали-подумали там, на этой платформе, постояли, почесали затылки и решили, что надо его, пожалуй, разбить на две части.

К.Ларина Тематически разбить. У режиссера глаза вылезли из орбит.

И.Петровская Павел Касамаров режиссер, прекрасный.

К.Ларина Он был в шоке, когда следил за этими сообщениями, которые возникали на сайте «ТНТ-Премьер». Он просто был в шоке от того, что там происходило. Он ничего не знал.

И.Петровская Дальше возникла, естественно, у всех, и у самого Павла Кастамарова, одна единственная версия, что причина – цензурная, потому как в пятой серии действительно, просто страшнейная. В этой пятой серии происходит столкновение народа и представителей силовых структур, которые на этот народ идут и без разбору практически… там идея в том, что эпидемия, вирус, и поэтому, на всякий случай, это население надо просто уничтожать.

К.Ларина Это не эпидемия – ящур.

И.Петровская Да. И народ тогда берется за вилы в самом прямом смысле – вилы, лопаты, обрезы. У каждого оказывается еще и оружие. И…

К.Ларина «С нами так нельзя», называется.

И.Петровская Вот, я хотела это сказать. Ключевая фраза, которую произносит героиня Михалковой – «с нами так нельзя».

К.Ларина Такая Родина-Мать. Лидер протеста.

И.Петровская Да. И дальше понятно, что у всех возникло подозрение, что именно в этой серии, именно в этом эпизоде причина того, что кто-то дал наказ и приказ быстро прекратить этот просмотр во избежание разного рода: а) аллюзий и б), очевидно, не дай господь, как пример для подражания. Потому что все это происходит параллельно мусорным, так называемым, бунтам в реальности.

К.Ларина И «московскому делу».

И.Петровская И «московскому делу».

К.Ларина Хотя приговоры идут и идут, идут и идут.

И.Петровская Да. Но если говорить типически, на что это похоже, то это правда похоже на то, что происходит в этом Шиесе, то, что происходит где-то в Татарии сейчас. Когда показывают нам, время от времени, в сети выкладывают кадры, как волокут пожилых женщин с палочками космонавты, которые встали грудью и стеной, чтобы не допустить, соответственно, машины с мусором. Правда, это очень и очень, до дрожи, до ужаса похоже. Короче говоря, не прошло и сколько там дней продлилась эта вся история…

К.Ларина Это все происходит в сжатые какие-то кусочки времени.

И.Петровская Буквально два, может быть, дня. Ну вот фактически. Два-три дня – и вдруг новый поворот. Та же самая «ТНТ-Премьер» объявляет, что, по многочисленным просьбам пользователей, а там, кстати, по подписке смотреть-то, надо денежку платить, это не эфир. Если бы эфир – ладно, еще можно было бы испугаться. Так вот, по многочисленным просьбам подписчиков и пользователей, мы возвращаем вам сериал «Эпидемия» и возвращаем и пятую серию, и тут же выложим и шестую, что и произошло, по-моему, как раз вчера. Дальше возникает вопрос – что это было? Что это было? Можно ответить, как они любят отвечать, что это хитрый маркетинговый ход, маркетинговый для того, чтобы привлечь внимание к платформе. Что удалось? Честно сказать, да, эффект Стрейзанд, который мы уже не в первый раз упоминаем, когда хочет инициатор отвлечь внимание, а напротив – добивается противоположного эффекта, и максимальное количество людей разными способами, в том числе, пираты, даже те, которые были и до этого законопослушными и платили деньги, нашли разные способы, чтобы посмотреть эту скандальную, эпатажную пятую серию. Ну и теперь, соответственно, будут продолжать смотреть, потому что до конца года нам обещают все восемь этих серий закончить. А сказать, что это история дикая – это ничего не сказать. Сказать, что это какие-то хитрости менеджеров – это, по-моему, бред сивой кобылы.

К.Ларина Боятся собственной тени.

И.Петровская Именно. И это первый раз, что так людей задело. Это уже вмешательство в прямое вот…

К.Ларина Прямая цензура.

И.Петровская И не эфирная. К эфирной все привыкли давным-давно. А это именно вот уже в сети, попытки провести цензуру.

К.Ларина Про фильм, я думаю, что мы отдельно будем говорить, когда закончится. Но очень сильный, достойный, смотреть надо. Вторая история не менее идиотская произошла с группой «Би-2», которая вместе с «Курткой Кобейна» исполняли песню «Люди на эскалаторе» на концерте, который транслировался на «России 1». И на этой «России 1» слово протесты запикали, как будто они произнесли что-то неприличное. Это просто уже совсем дошло веселье до точки. Они все пошли в отказ, что это не мы, оно само, брак по звуку, товарищи. Ну окститесь, мы живем уже все-таки в такое время, когда слова есть некоторые. И они останутся с нами, хотя было совсем недавно время, которое мы сейчас вспоминали перед передачей, когда действительно слово «протесты» было под запретом. Именно тогда родилась песня, которую вы сейчас услышите.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире