'Вопросы к интервью

К. Ларина Александр Смирнов — наш звукорежиссер. Напомню вам средства связи — смс +7-985-970-45-45, ну и все остальное: есть твиттер, есть все прочее. И конечно же, чат в Ютюбе. Ютюб-канал уже начал свою трансляцию. Вижу, красавицы-принцессы здесь, в студии сидят и ждут встречи с вами, дорогие друзья. Поскольку Новый год все ближе, у нас уже есть и подарки для вас. Можно сделать себе хорошо, дорогие друзья, и пойти на творческие, прекрасные, культурные мероприятия.
Что у нас сегодня есть? У нас сегодня есть киноклуб «Эльдар», творческий вечер Светланы Немоляевой, замечательной артистки театра и кино. Естественно, она будет не одна, а со своими коллегами, и у вас будет возможность напрямую поговорить со Светланой Владимировной. 19 декабря — вечер Светланы Немоляевой в клубе «Эльдар». Есть билеты.
И второе — «Киногостиная» нашего товарища и коллеги Александра Колбовского, который теперь ежемесячно, регулярно принимает свох гостей-кинематографистов в театре Елены Камбуровой на метро Спортивная. И на сей раз мы хотим вас позвать на творческий вечер, который называется «Лучшие короткометражки «Кионотавра»». Это отдельный конкурс на «Кинотавре». Киноманы знают — это короткометражное кино, которое представляют режиссеры — обладатели призов. 21 декабря — «Киногостиная» Александра Колбовского в театре Камбуровой. Смс +7-985-970-45-45. Пишите ваши пожелания! Естественно, ваши телефоны будут автоматически оставляться у нас на смс-ленте, и вам позвонят, когда определятся победители. Вот так.

И. Петровская Отлично!

К. Ларина Что еще прочесть? Сразу нашу запись?

И. Петровская Ну, конечно.

К. Ларина Кстати, перед тем, как прочесть запись, хочу тебе сказать: буквально сейчас открыла — пришло утреннее письмо, утренняя почта. «Бывало, он еще в постели — ему записочки несут». От кого записочка? От Романа Супера, замечательного нашего журналиста и документалиста. Вы помните его удачный опыт с фильмами, которые он делает в рамках компании «Амурские волны». Вот последняя его работа про Децла «За закрытыми окнами» — да, так называется? Фильм-биография Кирилла Толмацкого вызвал большой отктик. В чем особенность этого фильма? Он создан на народные деньги, краудфандинг.
И вот Роман Супер пишет нам записочку: «Я снова за свое. Хочу снять новое документальное кино. На этот раз про детского писателя Эдуарда Успенского с его огромным наследием и очень непростой судьбой. Хочу снова снимать с помощью краудфандинга». Дорогой Рома! Мы желаем успеха, объявляем, что на Палнете.ру уже есть отдельная страничка, посвященная этому проекту. Загляните туда обязательно и поучаствуйте. Естественно, постшеры — так это там называется?

И. Петровская Мы с ним переписывались некоторое время назад. Он с изумлением обнаружил, что нет ни одной внятной — вообще ни одной биографии Эдуарда Успенского. За все время его достаточно долгой жизни про него не было снято ни одного нормального фильма. Те многочисленные «желтые» ток-шоу, которые сопровождали потом его уход, а также перипетии его личной жизни, конечно, не в счет. И вот у него попытка восстановить эту справедливость и действительно изучить этот феномен — кто такой детский писатель, что такое детская литература, которая исторически очень ценится на Западе и, по-моему, единственный автор какой-то серьезной биографии был обнаружен где-то в Финляндии.

К. Ларина Так что, дорогие друзья, обратите внимание на этот проект, помогите — не то что Христа ради, а действительно поучаствуйте в этом проекте. Тем более, что там есть что рассказать. Эдуард Успенский — личность непростая, не просто автор «Чебурашки» и «Простоквашино». Человек многогранный — есть что вспомнить, есть о чем поговорить, есть какие-то важные вехи в его жизни, в том числе общественной, где он проявлял себя, как мне кажется, как человек смелый, мужественный и просто невероятно интересная личность. Поэтому очень правильный позыв — сделать про него кино. Здорово! Ну что, читаю?

И. Петровская Давай!

К. Ларина Герой недели — Юрий Лужков. Главное событие — переговоры «нормандской четверки», встреча СПЧ с Путиным, первый результат расследования убийства Павла Шеремета. Буквально вчера в большом Ютюб-эфире Савика Шустера «Свобода слова» был министр МВД Украины Аваков. «Слуга народа» на российском ТВ — самая короткая премьера. «Всего лишь ошибка» — так объясняет гендиректор Первого фейковую новость об украинском истребителе-убийце. Егор Жуков, любимец независимых СМИ, у Пивоварова в «Редакции» и в программе «На троих» RTVi. Максим Виторган «На колесах» с Александром Горбуновым (Сталингулаг). Премьера на «Дожде» — «Несогласовано» Ильи Азара: первый выпуск с Эдуардом Бояковым.
И важная вещь — возвращение «Парфенона» Леонида Парфенова. Он пока освободился от своих документальных сериалов и снова готов встречаться с вами каждый понедельник в рамках своего Ютюб-канала «Парфенон», такого художественного дневника. Обещал на следующей неделе, буквально в понедельник, 16-го числа, прямой эфир — общение с аудиторией.

И. Петровская Кстати, не знаю, закончил ли он очередной фильм после «Русских евреев» — «Русские грузины».

К. Ларина Пока ничего не говорил.

И. Петровская Нет, я знаю, что шли съемки, и это тоже отнимало у Леонида Парфенова много времени, естественно.

К. Ларина Ира, я бы все-таки начала про Лужкова, поскольку событие печальное, трагическое — ушел из жизни — но важное именно с точки зрения восприятия этого героя, политического тяжеловеса, как это называют: как его воспринимают сегодня официальные СМИ. По-моему, очень позитивно — такой настоящий герой для пантеона. Как провожали Примакова — такого уровня получились государственные проводы.

И. Петровская Да, но я как раз, когда услышала и прочитала, что Юрий Михайлович умер, я с ужасом ждала, что сейчас эту новость либо вообще загонят куда-нибудь в самый конец новостей, или, что хуже, начнут клепать какие-то… Ну, знаем, как умеют. Но лишний раз подтвердилась истина «Они любит умеют только мертвых». Да, было на удивление много материалов, было много сказано, без вот этого вот «но в то же время…». И, мне кажется, была дана вполне высокая оценка тому, что он действительно сделал при жизни. Не вспоминали историю, как его практически выгнали. История тогда была действительно, прямо скажем, мало красивая. И, собственно, ее инициатор Медведев не прибыл на похороны Юрия Михайловича, и правильно сделал. Это, конечно, правильно.

К. Ларина Типа, не мы же его выгнали, а Медведев — вот он и молчит. А мы его всегда любили.

И. Петровская Он, по-моему, кажется, прислал какую-то телеграмму соболезнования, но это уже бессмысленно. Что говорить? Ты, наверное, тоже так или иначе была знакома с Юрием Михайловичем.

К. Ларина Я с ним не была знакома.

И. Петровская Да? А я с ним была знакома, и познакомилась, прости за маленькое отступление, при очень смешных обстоятельствах. Ну, не столько смещшных, сколько таких достаточно необычных. Это был, наверное, год 1988-й. Тогда была такая программа, очень популярная — «Добрый вечер, Москва». И там был такой тоже очень популярный корреспондент — мы недавно его тоже проводили в последний путь — Виктор Иванович Шинкарецкий, который занимался проблемами обеспечения города продуктами, овощами, и устраивал такие набеги, рейды на овощебазы. Помнишь, было такое порождение социализма…

К. Ларина Это, скорее, порождение перестройки. Я имею в виду наезды.

И. Петровская Наезды, рейды — перестройки, безусловно. Это уже было такое начало перестройки. А порождение социализма и той системы — это когда всех служащих, военнослужащих, студентов сгоняли…

К. Ларина Научных работников, профессоров.

И. Петровская Да-да, сгоняли на базы перебирать гниющие овощи. И вот, значит, рейды проводились как раз осенью — как будет сохранен урожай овощей и так далее. И мне дали задание от журнала «Журналист» написать, как это происходит. В то время это происходило так. Приезжала съемочная группа — в любое время, как правило ночью, потому что это круглосуточно. Кстати, никому не приходило в голову не пустить их туда. Сейчас бы просто сказали: «Еще чего!». Режимный объект и все.
Я поехала от журнала, чтобы сделать репортаж. И в какой-то из этих рейдов (я не один раз ездила) к нам присоединился дяденька — в шляпе, как сейчас помню. Им оказался тогдашний руководитель московского агропромышленного комитета — как раз Юрий Михайлович Лужков. Мы приехали. Была какая-то приличная база. Потом проверяли столовую, потому что ночью она должна была работать. Я очень хорошо запомнила, что Юрий Михайлович ел виноград, не снимая шляпы. Мне это показалось очень забавным. А много лет спустя, когда мы уже познакомились, я работала в газетах, я сказала: «Юрий Михайлович, вы меня, наверное, не помните». Он говорит: «Да? Напомните». Я говорю: «Мы с вами однажды ночь провели». Он так растерялся… Но я в результате сказала, при каких обстоятельствах.
И еще, конечно, ярчайшая сцена, когда его только-только выгнали, только-только отстранили. Была церемония вручения премии Артема Боровика. И приехал Юрий Михайлович, который дружил и с Артемом, и с Генрихом Аверьяновичем, отцом. И вот первый раз люди к нему не побежали сломя голову и со всех ног, а он был как в вакууме. Он сидел в каком-то ряду перед началом, абсолютно один. Ну, Генрих, понятно, его поприветствовал. И вот я, помню, тоже к нему подошла и сказала какие-то слова. Он был как-то очень этим словам рад и благодарен.
Безусловно, тяжеловес, и, конечно, человек, у которого за спиной, за плечами много было и со знаком плюс, и со знаком минус. Но все равно, конечно, глыба. Эти кадры, когда он хохотал в лицо Верховному Совету, который решил его снять… Помнишь, как он просто вот так вот делал: «Ха-ха-ха! Ничего вы со мной не сделаете! Не вы меня назначили — не вам меня снимать». Много лет, конечно, целый огромный период мы прожили с ним в Москве, которая менялась на наших глазах. Да, и хорошела тоже, в прямом смысле. Он был москвич, он, в общем, ценил Москву. Я очень хорошо помню, как он приезжал к нам в «Общую газету». Они очень дружили с Егором Владимировичем Яковлевым, вспоминали Замоскворечье, где оба выросли. Как сейчас принято, была целая эпоха — и была эпоха, и ушла эпоха. И царствие небесное, и светлая память. Что тут еще скажешь и добавишь?

И.Петровская: Конспирологическая версия, что ТНТ захотел «Слугой народа» поднять рейтинг

К. Ларина Конечно, не зря многие сравнивают его с Хрущевым. Не в том смысле, что он принимал какие-то важные политические решения в судьбе страны, а в том смысле, что это такие черно-белые дела. Знаменитый памятник Хрущеву Эрнста Неивзестного на Новодевичьем кладбище — такой черно-белый. Вот здесь тот же самый случай.
Конечно же, яркий человек, много было им сделано важного с точки зрения градоначальника. Давайте все-таки начнем с того, что у нас включили свет, потому что нынешнее поколение даже представить себе не может, что было до Лужкова, что было в советское время. Как МКАД называли «дорогой смерти». Ты, как автомобилист, прекрасно помнишь, как тогда это была просто страшная черная дыра — эта кольцевая дорога. Не говоря уже про город — совершенно черный, неосвещенный. Не было ни одного фонаря нигде — ни в центре, ни на окраинах тем более. Он зажег свет — буквально. Он сделал МКАД — это хорошо.
Кстати, ты вспоминаешь, а я вспоминаю другой эпизод. Когда Михаил Сергеевич Горбачев был на «Эхе» — это было буквально через какое-то очень короткое время после открытия храма Христа-Спасителя. И вот наш знаменитый вид из гостевой комнаты, огромное окно, и Горбачев подходит, смотрит на этот храм и говорит: «Молодец Лужков! Я бы не решился».
Это было политическое решение. Другой вопрос, как это было сделано, что получилось. Это все дело десятое. А с другой стороны, конечно, засилье Церетели — неизвестно, сколько еще лет пройдет, чтобы от этого избавиться. Вот это уродство, которое мы наблюдаем в центре города, этот Манеж, Манежная площадь, изуродованная этими скульптурами. Я на самом деле не знаю, что лучше — эти кошмарные скульптуры, вылепленные на Манежной площади, или качели на площади Маяковского, на Триумфальной площади. Качели просто легче снести. Понятно, что все это когда-нибудь будет снесено. Я верю, что после нас придут люди, которые скажут: «Господи, давайте, наконец, вернем всему этому первозданный вид и уберем весь этот кошмар».

И. Петровская Ну, во-первых, в первозданный вид уже ничего не вернуть. Во-вторых, памятники, которые появились после него и продолжают появляться — пусть, конечно, и не размером с Петра… Нет, борьба с памятниками — это…

К. Ларина Нет, это не борьба с памятниками, я говорю про другое. Я про то, что, конечно же, Юрий Михайлович Лужков…

И. Петровская Неоднозначный.

К. Ларина Как все, слаб. Как у любого человека, который имеет огромную власть в своих руках — конечно же, искушений масса. Как-то продемонстрировать свой вкус — достаточно спорный. Мне кажется, что чиновники любого уровня, начиная от начальника ЖЭКа и заканчивая президентом России, не имеют права демонстрировать свои художественные вкусы. Мы вообще ничего не должны про них знать. Мы живем в этом пространстве вкусовщины всяких людей, которые приходят на 5, на 10, на 20 лет, но после них потом разгребать, понимаешь?

И.Петровская: Это сериал, направленный против российской внешней политики. Это антипутинский, сатирический сериал

И. Петровская Согласна абсолютно. Еще очень важно, что он был живой. Ты вспомни, как они с Кобзоном пели песни на концертах. Как, помню, он, сломав ногу, с костылем… Был какой-то юбилей — то ли Юрия Владимировича Никулина, то ли самого Цирка на Цветном, и он на арене выплясывал с этим костылем. Вот представить сейчас кого-нибудь из нынешних… С одной стороны, наверное, можно сказать: не дело это представителей власти. А с другой стороны, когда мы видим совершенно вымороженных, с рыбьим глазом других руководителей, это волей-неволей вспоминается с некоторой теплотой и ностальгией.

К. Ларина Я знаю, что самая популярная цитата в отношении Юрия Михайловича Лужкова, которая возникает сейчас во многих комментариях — что «ворюги мне милей, чем кровопийцы». Безусловно, сравнивая буквально с тем, что сегодня — конечно же, он живой, теплый, теплокровный, настоящий, остроумный. Но согласись, что та система власти, которую он опробовал, построил в Москве, живет и здравствует для новых чиновников.

И. Петровская Это правда. Я ни в коей мере не выступаю апологетом. Я, во первых, против того, чтобы вслед, сразу, как только человек…

К. Ларина Нет, это мы даже не обсуждаем.

И. Петровская Да, бросать в него камни. А также я вспоминаю, когда Юрия Михайловича отстранили, мягко говоря, выгнали, какой ужас был, ты вспомни — вслед ему публикации, программы на том же НТВ. «Дело в кепке» и так далее.

К. Ларина Я думаю, что это как раз не вслед. Это было сопровождающее.

И. Петровская А мне кажется, это было уже вслед.

К. Ларина Нет, это было почти ноздря в ноздрю. То есть был указ — и сразу же. Это было как бы сопровождение для того, чтобы… Как это обычно у них бывает — спецоперация, чтобы общественное мнение уже было готово: да-да-да, конечно, ату его, вон и все! И вспомни, как все его друзья, приспешники, приживалки самого разного, высочайшего уровня — как они все от него рванули! Знать не знаю, видеть не видел. Сейчас опять все собрались у гроба, обрати внимание.

И. Петровская Обратила.

К. Ларина Опять все те же самые, кого он пестовал, все его фавориты, которые его сдали и предали — опять толпятся у этого гроба и спешат засвидетельствовать, какой замечательный был мой друг-товарищ, как я его любил, какой великий человек. Боже мой!

И. Петровская Вот я и говорю. Опять же, закольцовывая эту тему, «они любить умеют только мертвых». Или сильных мира сего.

К. Ларина Да не любят они их!

И. Петровская Любить уже, естественно, в кавычках.

К. Ларина Да и любви-то тут нет никакой. Ну все, на этом мы закрыли тему, хотя, видишь, получилось, что мы про это много говорили. Давай перейдем к другому — к вечно живому Владимиру Владимировичу Путину. Что ты смотрела? Товарищи, это программа «Человек из телевизора»! Все эти люди, которых мы обсуждаем — уж точно из телевизора. Они только там и живут. Итак, Владимир Путин и его правозащитники.

И. Петровская И его телевизионый образ.

К. Ларина Давай, рассказывай.

И. Петровская Ну что, я смотрела до того момента, когда трансляция неожиданно прервалась — на канале «Россия-24». Конечно, я смотрела. Конечно, я изумлялась некоторым ответам. Конечно, я до сих пор не понимаю, почему они прервали трансляцию на «России-24».

К. Ларина По-моему, в прошлом году было то же самое.

И. Петровская Да? А мне почему-то казалось, что это всегда показывают.

К. Ларина В прошлом году трансляцию остановили после Шульман, потому что президент очень разволновлся, стал кричать на нее, покрикивать. Они поняли, что дедушку расстроили, надо кончать трансляцию.

И. Петровская Ну что тут можно сказать? Некоторые ответы поражали до глубины души.

К. Ларина Я имею в виду не содержательную часть, Ира. Мне интересно твое впечатление именно визуальное — от реакций, от интонаций человека. Что можно сказать про это?

К. Ларина: Мы живем в пространстве вкусовщины всяких людей, приходящих на 5, 10, 20 лет, но после них потом разгребать

И. Петровская Если в общих чертах, то интонация была чаще всего раздраженная. Особенно когда речь заходила о таких резонансных дела и вопросах, как осуждение по «московскому делу», преследование правозащитников. Мне кажется, он очень не хотел этих вопросов, и заранее подготовленные ему ответы, соответственно, и вызывали изумление тем, что они не имели никакого отношения к тому, что называется правом. Поэтому визуальные и все другие мои впечатления и ощущения от этой встречи очень тяжелые.

К. Ларина У нас сейчас новости, потом продолжим нашу творческую встречу и почитаем, что вы нам пишете.

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

К. Ларина Назову сейчас наших победителей, которые идут у нас на культурные мероприятия. На вечер Немояевой в «Эльдар» идет Вадим, последние две цифры телефона 44, Ирина — телефон 55, Алексей — 54. И на вечер кино в «Киногостиную» Александра Кибовского в театр Камбуровой идут Олег, последние две цифры 19, Саша — 85, Сергей — 97 и Светлана — 53.
Посмотрела, что пишут. Конечно, по поводу «Слуги народа» очень многие люди посмеиваются. Действительно, самое короткое пребывание в эфире сериала «Слуга народа», который был широко объявлен как премьера на российском телевидении. Российском в широком смысле. Это был канал ТНТ, насколько я помню. Ни одного дня не продержались — быстренько произошла первая цензура. После этой первой цензуры и вовсе сняли сериал, перенесли его на ТНТ-платформу. Но, собственно говоря, кому он нужен, если он есть в сети? Его можно смотреть совершенно бесплатно на всех платформах. Совсем необязательно искать его на ТНТ. Тем более, что сериал 2015 года. Первый сезон был снят в 2015 году.

И. Петровская Вообще, эта история, конечно, абсолютно фарсовая, водевильная, не знаю, цирк с конями — как угодно можно назвать. Шизофырения. Потому что широко объявлено — это ты сильно сказала. Именно, что не широко, потому что это было абсолютно внезапно. В программе у ТНТ стояли их традиционные продукты «Саша плюс…» — кто там, Катя, Таня? «Интерны». И вдруг ни с того ни с сего, буквально накануне. В среду они это поставили — а во вторник они вдруг объявляют, что «Слуга народа» будет у них в эфире.
Все, естественно, стали гадать, что это означает? Это что, после встречи в Париже этой «нормандской четверки» вдруг потепление в отношениях? Или это наоборот попытка еще раз дискредитировать Зеленского? Потому что там, на сайте, был выложен очень своеобразный анонс, где фактически сравнивались обещания художественного образа, учителя Голобородько, с тем, что реально делает Зеленский. Это правда смешно, согласись. Дальше народ, естественно, возудбился, стал ждать.
Действительно, вышло 3 серии, а потом-то и выяснилось, что, оказывается, уже к концу, когда показывали на центр, на центральную часть России, уже вырезали фразу про Путина, которая там была и которую увидели на востоке. Чисто советская традиция, когда на Дальний Восток, на вот эти регионы показывали в полном объеме, а потом, видимо, кураторы, отслеживая эфир, звонили куда надо и докладывали, что какая-то случайная крамола туда проскочила.
И все, собственно говоря — после этих 3 серий (в сериальном производстве это называется 3 эпизода) по полчаса все перенесено на платформу «Премьер». На ТНТ тут же сообщили заинтересованным журналистам, что это был маркетинговый ход для привлечения внимания к платформе «Премьер» и «Сериал». Но версия, честно говоря, не выдерживает никакой критики, поскольку действительно «Слуга народа» с 2015 года всеми, кто хотел, уже увиден. А сейчас его можно увидеть и в открытом, бесплатном доступе, и непонятно, кто пойдет на эту платформу «Премьер». Вот такая история — по-своему дикая.

К. Ларина Что она означает, на твой взгляд?

И. Петровская Не знаю. Я слышала всякие версии.

К. Ларина А ты что думаешь? Чего испугались?

И. Петровская Нет, чего испугались, понятно.

К. Ларина Почему это вообще произошло?

И. Петровская Почему произошло — вот это интереснее. Почему вначале решили, а потом передумали? Почему передумали — понятно. Потому что поняли, что он таит в себе некоторые угрозы. Потому что это не одна сецна, где поминается имя российского президента. Это очевидно — испугались. Такая конспирологическая версия, что телеканал ТНТ захотел вроде как поднять рейтинг. Кстати, по предварительным даным «Медиаскопа», доля первых 3-х серий «Слуги народа» на ТНТ действительно оказалась немного выше, чем у предыдущих фильмов, их сериалов, которые заполняли эфир.
Очевидно, конечно, это решал не канал ТНТ, а на каком-то ином, более высоком уровне спросили, можно ли поставить «Слугу народа», и таким образом еще и канал ТНТ поднимет некоторые свои показатели. Очевидно,п олучили от кого-то (тут опять же можно только гадать, от кого) ответ: «Да конечно, подумаешь — чего там такого? 2015 год и вообще прикольно». Ну а вот дальше произошло то, что призошло. И прикольность обернулась некоторой крамольностью.

К. Ларина Ты считаешь, это что — какое-то несочетание каких-нибудь решений? Как это произошло?

И. Петровская Это вполне вероятно, потому что мы знаем, что правая рука часто не знает, что делает левая.

К. Ларина Может быть, они ожидали, что итог переговоров будет другой?

И. Петровская Итог переговоров к тому моменту, когда они объявили, что ставят этот сериал, уже был вполне очевиден. Сами переговоры уже прошли. Значит, очевидно, кто-то чего-то не понял. Возможно, кто-то где-то сказал «да», имея в виду «да ладно!». Трудно сказать, но, честно скажу вам, более идиотской истории я давно не помню. Потому что в дураках в результате оказывается канал-вещатель, вполне себе с репутацией развлекательного. Он никогда ни в какую политику не ввязывался, не вмешивался, а тут впрямую оказалась такая прямо политика-преполитика.

К. Ларина В любом случае политика-преполитика — она буквально в этом решении, в этой возне вокруг этого сериала, в этой попытке что-то там подрезать. Что там подрезать? Он весь антиройссийский, по сути. Не антироссийский в смысле антинародный. направленный против российского народа. Это сериал, направленный пртив российской внешней политики. Это, конечно же, антипутинский, сатирический сериал.

И. Петровская Да, но они и над собой смеются. Они в первую очередь смеются над собой.

К. Ларина Да, но я могу просто сказать, что тем, кто не видел, все равно надо посмотреть. Он, конечно, неровный.

И.Петровская: Лужков — живой, настоящий. Та система власти, которую он построил в Москве, живет и здравствует

И. Петровская Первый сезон очень смешной.

К. Ларина По-разному, я бы так сказала. Какие-то эпизоды смешные, какие-то, как мне кажется, за гранью. Как «Квартал 95» — тоже разные.

И. Петровская Послушай, о нем бы давно забыли, если бы не произошла история, практически зеркальная той, которая происходит в сериале. А так бы, конечно, забыли. По-прежнему у нас в политических наших ток-шоу фрагменты из этого сериала используются как доказательства некой такой глупости украинской политической жизни — без всяких, конечно, аллюзий. И тоже сравнивается то, что делал герой сериала, с тем, что теперь делает избранный на этой волне Зеленский. Очень смешно: канал «Дождь» дал возможность посмотреть до показа какие-то фрагменты первой серии депутату от «Единой России» Сергею Вострецову, члену комитета по труду, ветеранам и так далее.

К. Ларина Первый раз слышу.

И. Петровская Я тоже первый раз слышу, но сюжет получился смешной, потому что они ему показывают фрагмент, а дальше он комментирует — в том смысле, что это позор, это шок, это наезд на Путина, это абсолютно антипутинский, антинародный…

К. Ларина Но он антипутинский, правда.

И. Петровская И, в общем, он приходит к выводу — видимо, вообще большой специалист по художественным достоинствам: «Вот у нас кино! Высокохудожественное, с юморком. А тут черти что такое, никогда не буду смотреть и другим не советую».

К. Ларина Там, кстати, очень точно воспроизведена иерархическая схема — как они общаются друг с другом, как выстраиваются отношения внутри властных структур, все вот эти подковерные интриги, игры, традиции. То, что там показано — это абсолютная калька и с Кремля, но и, по сути, это…

И. Петровская Это наше общее.

К. Ларина Это такие советские традиции. Сам Владимир Зеленский не раз декларировал свои намерения наконец покончить с этим делом — с этими совковыми властным традициями.

И. Петровская Там очень смешной эпизод — по-моему, в первой серии — когда учитель Голобородько уже избран, неожиданно для себя и остальных, президентом, и премьер-министр возит его. В том числе и эта сцена с часами.

К. Ларина Путин — «Хубло»?

И. Петровская Но сцену с часами не увидели москвичи и жители Центральной России. А вторая очень смешная сцена, когда он привозит его в банк, где Голобородько должен погасить кредиты. И стоит очередь — старички, тетеньки, дяденьки. Он проводит его без очереди, и кто-то даже ропщет. А вместо операционистки в банке появляется мордатый банкир, который говорит, что именно сегодня Голобородько в чем-то победил, и поэтому его кредит полностью погашен. И когда уже ошеломленный и пока еще совершенно наивный Голобородько уходит и говорит «Большое спасибо», премьер-министр на секунду задерживается и говорит очереди: «Господа офицеры (или «товарищи офицеры»), вы свободны. Спасибо за службу!». Они все вытягиваются и говорят: «Служим народу Украины!».
И мгновенно вспомнилась вполне реальная сцена, но уже наша, когда на аваиасалоне Владимир Владимирович у нас покупал мороженое у мороженщицы, и в ней опознали ту же самую мороженщицу, которая и в прошлом году, и в позапрошлом продавала мороженое. После чего Ургант сделал дико смешную пародию на это, когда он подходит к лотку тоже с какими-то людьми, а за лотком в кружевном кокошнике стоит Дмитрий Хрусталев в образе этой мороженщицы. Он что-то спрашивает, тот вытягивается и говорит: «Так точно!». Ну понятно, на что намек — кто наша мороженщица.

К. Ларина Интересный сюжет из фильма, по-моему, Гайдая, где в Большом театре идет премьера. Помнишь этот эпизод? В Большом театре идет премьера, полный зал людей, все до люстр битком набито. На сцене не знаю кто, он и она, танцуют какой-то фрагмент балета. И в это время: «Товарищи офицеры! Всем покинуть помещение!» — и все встают. Почти весь зал встает. И балерун, танцовщик, уходит, бросает балерину.

И. Петровская Помню, помню, да.

К. Ларина Ну, на эту тему было много шуток.

И. Петровская Они смеются над собой. Понимаешь, что логично для нашей системы, нашего восприятия власти и отношения к власти как к сакральному. На месте Зеленского было бы логично этот сериал вообще запретить, забыть о нем, никому не давать больше прав на его демонстрацию и показ, отозвать — не знаю ,что сделать. Но он спокойно себе продолжается. Хотя сегодня с этим, конечно, уже сложнее бороться, с появлением всяких платформ и интернета. Но все равно, правда, в этом случае они смеются над собой и над этой общей системой, которая сложилась на советском и, в большинстве случаев, на постсоветском пространстве.

К. Ларина Давай в режиме блица пробежимся по написанному, потому что там есть вещи, о которых стоит хотя бы несколько слов сказать. Значит, фильтм Анны Немзер «Война и мирные», который прошел на «Дожде» в качестве премьеры. Естественно, он есть на сайте. Его можно посмотреть. Этот фильм приурочен к 25-летию начала Первой чеченской войны. Это как раз 10 декабря этого года. Я так поняла, что в федеральном канале вообще была тишина на эту тему. Ничего не было.

И. Петровская Я, опять же, увидела, что выложили бывшие НТВшники — фильм, который они тоже сделали. Я еще не успела его посмотреть — к 25-летию чеченской войны. Потому что, как мы знаем, то старое НТВ очень активно снимало и первую, и вторую войны и с той, и с другой стороны. Всегда посылали 2 группы — одна со стороны воюющих чеченцев, другая — к федералам. Я специально прошарила всю программу, и в самом эфире НТВ я этого фильма не обнаружила. На Ютюбе он тоже выложен. Я обязуюсь его посмотреть.

К. Ларина А фильм Анны ты посмотрела?

И. Петровская Я посмотрела фильм. Да, он для меня неожиданнен тем, что такого подхода мы еще не видели. То есть Анна Немзер поехала в основном по разным странам, но и в Чечню тоже. И она расспрашивала людей, которые пережили эту войну в Грозном, будучи либо вообще маленькими (один там даже родился в день, когда ввели войска), либо совсем молодыми людьми. Большинство их них теперь живет в разных странах — в Америке, в Ницце, в Париже.

К. Ларина Но там не только маленькие. Иизвини меня, а хирург, который работал в полевом госпитале, который оперировал раненого Басаева? Этот человек — по нему можно проследить, что такое война. Там есть эпизод, который меня совершенно потряс. Когда она спросила: «Вы часто возвращаетесь воспоминаниями, вспоминаете то, что было?». И он вдруг не смог ответить на этот вопрос. Это человек, который сегодня явно успешный хихург. Он живет, судя по всему, в Америке. У него там и сын, который на русском языке вообще не говорит, парень. Вот эта гамма чувств, которая была в эту секундную паузу на его лице — вот она все говорит о том, что эти люди там пережили. Фильм,конечно, важен тем (подхвачу то, что говорит Ира), что он воспринимает эту войну через людей.

И. Петровская Через людей, которые были внутри той войны.

К. Ларина Да, через такую настоящую, человеческую кровь.

И. Петровская Мирные люди. Именно поэтому он называется «Война и мирные». Мирные люди, маленькие, молодые. Там есть, например, журналист, фоторгаф, который говорит, что ему было 26 лет. То есть совсем молодые. А те дети, которые это помнят — действительно, мы не вдумываемся, как это вдруг в одночасье жизнь переменилась до такой степени… Там одна из героинь говорит, что на Новый год (она была совсем маленькой), как раз когда все, понятное дело, ждут подарков и Деда Мороза, они сидели в подвале и слушали эти страшные звуки бомбежки и так далее.
На самом деле очень сильный фильм. Отчасти неожиданный этим взглядом — тем, что Анна Немзер пошла и поехала именно к людям, которые это все пережили на собственной шкуре, видели своими глазами. Там, конечно, тоже есть хроника. Поэтому посмотрите, потому что действительно в федеральном эфире я пока не видела и не слышала упоминаний о том, что творилось 25 лет назад.

К. Ларина Тогда хочу сказать, сразу анонсируя завтрашний «Культурный шок»: завтра мы будем говорить, почему власти сегодня выгодно вообще на эту тему не говорить и никоим образом не пытаться осмыслить, что происходило тогда, в 1994 году, в Первую чеченскую, и потом позже, во Вторую чеченскую. У нас в гостях будет и Анна Немзер, и Александр Лунгин, режиссер фильма «Большая поэзия», который сейчас вышел в прокат. И будет по телефону Полина Жеребцова — как раз одна из героинь фильма Анны Немзер, которая живет в Хельсинки, в Финляндии.
Азар, новая передача на «Дожде». На «Дожде» давай и остановимся. «Несогрласовано» — первая передача Ильи Азара, известного журналиста и муниципального депутата, в качестве телевизионного интервьюера.

И. Петровская Тут мне был более интересен его собеседник — нынешний руководитель МХАТа Бояков. Тяжелое впечатление произвел, потому как там вообще такой замес какого-то, в худших проявлениях, патриотизма и, мне кажется, непонимания того, что из себя представляет театр, роли и миссии этого театра. О его взаимоотношениях с Захаром Прилепиным. Там, по-моему, Азар задает ему вопрос: «А вас не смущает, что он сам заявил, что он убийца?». — «Я бы и сам пошел. Наоборот, только уважение вызывает». В общем, крайне любопытные персонажи присутствуют сегодня в нашей жизни и в нашем эфирном пространстве. На самом деле, мы должны знать их, видеть, слышать их взгляды, потому что они все более и более преобладают сегодня.

К. Ларина Вот как раз по этом поводу я хотела сказать. Честно говоря, у меня есть несколько вопросов к Илье Азару. Мне кажется, если ты приглашаешь на большое (больше часа) интервью вот таких людей, все-таки период подготовки должен быть каким-то особенным. Потому что либо мы типа беседуем как друзья, о том о сем — тогда вообще ноль, не понимаю, почему это здесь. Этого не было. Но если мы хотим не только его убеждения… Мы их знаем, поскольку он их не скрывает, и эти убеждения у нас россыпью на всех каналах — он стоит на этом «Царьграде»... Вообще он как бы популярная личность.

И. Петровская Ну, не на всех.

К. Ларина Понимаешь, он там пытался его подловить на чем-то. Но это все какая-то мелочь, это все не так. Не должно быть так, нельзя. Могу так сказать: на мой взгляд, нельзя с приблизительными знаниями о том, что этот человек, твой герой, говорил и что утверждал, выходить на такой разговор. Согласись? Он там путается во многих вещах. Кто-то говорил, кто-то не говорил, кто-то писал, кто-то не писал. И тот смотрит на него немножко так свысока — и я его понимаю. Типа, чувак, если ты меня спрашиваешь, ты хотя бы узнай точно, что это было.

И. Петровская Но согласись, что это довольно частая беда многих интервьюеров. На этом их как раз и подлавливают — говорят: «А докажи. Пожалуйста, примеры, факты» — и все. Я думаю, что здесь еще проблема в том, что Илья Азар, конечно, пока не привык к этому телевизионному формату.

К. Ларина Но сам же захотел!

И. Петровская Естественно. Но это все равно требует некоторого опыта и умения. В отличие от газетного. Кончено, потому что ты потом можешь…

К. Ларина Переписать.

И. Петровская Нет, ну все переписать тоже невозможно.

К. Ларина Нет, ты можешь свои вопросы сформулировать по-другому.

И. Петровская Можешь вопросы, можешь убрать правки.

К. Ларина Убрать всякие слова-паразиты, убрать всю эту приблизительность, в конце концов. А здесь это все остается.

И. Петровская Абсолютно согласна. И поэтому я и говорю, что это первый блин, и он должен, мне кажется, чему-то, в том числе, научить Илью Азара — что телевизионное интервью, когда нужно задавать вопросы, получать ответы и реагировать мгновенно, сейчас, и не будет у тебя возможности… Нет, конечно, есть возможность какого-то монтажа, если это запись. Но ты в любом случае уже не перепишешь слова своего героя и ничего не уточнишь. Это несколько другое. Жанр один, а воплощение и работа над этим интвервью — несколько иная.

К. Ларина Все, должны уже заканчивать. Но скажу про Максима Виторгана — просто в качестве рекомендации. Обязательно посмотрите, у Александра Горбунова. Вообще вещь тяжелейшая! Я уж как смотрю 3-ю программу, вот это «На колесах», где интервью проходит буквально на колесах, только на колесах инвалидной коляски, на которую интервьюируемый садится впервые в жизни и пытается руками крутить эти страшные колеса по этому страшному городу. Конечно, как они там шутили — горькие шутки, что для того, чтобы быть инвалидом в этом городе, надо быть физически очень крепким человеком. Я понимаю, что женщину невозможно пригласить на такой формат интервью, потому что должна быть невероятная физическая сила для того, чтобы крутить эти колеса. Но разговор получился очень хороший, и Максим мне очень понравился в этом диалоге. Ты не видела?

И. Петровская Нет еще.

К. Ларина Обязательно посмотрите это интервью. Заканчиваем «Слугой народа». Давайте вспомним этот фильм и не забудем его. Спасибо за рекламу, что называется, каналу ТНТ.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире