'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро, добрый день! С вами, как всегда по субботам, «Человек из телевизора» и его постоянные ведущие. Ксения Ларина…

К. Ларина Доброе утро, всех приветствую!

И. Петровская Мы тебя тоже приветствуем, видим и слышим. Здесь в студии Ирина Петровская и за звукорежиссёрским пультом Сергей Кузнецов. Наши средства связи: смс можете писать по номеру +7-985-970-45-45, Twitter-аккаунт vyzvon, Youtube-канал, который можно смотреть и оставлять свои замечания. Ну и конечно, как всегда, Ксения открыла свою страничку в Фейсбуке.

К. Ларина Читаю, да?

И. Петровская Давай ты прочитаешь, а потом я быстро разыграю то, что у нас есть.

К. Ларина Давайте, а вы пока подготовитесь по темам, уважаемые ученики. Итак, что у нас сегодня в билетах. Фильм Романа Супера «За закрытыми окнами» памяти Кирилла Толмацкого (Децла). Режиссёр Юрий Быков в «Hard Day’s Night» на канале «Дождь». «Редакция» — спецпоказ фильма Алексея Пивоварова «Гибель империи», приуроченный к 7 ноября. Несколько эфиров Ксении Собчак. Я думаю, что мы, может быть, объединим и те, которые мы не успели обсудить в её программе «Осторожно, Собчак». Там была Симоньян и… забыла, кто.

И. Петровская Малахов.

К. Ларина А ещё до Малахова… А, ещё Александр Петров, я вспомнила. И «Интервью с Лениным» — это новый проект, который вышел на канале ТВ-3. Николай Картозия в программе «Ещёнепознер». «Гоголь-Тема» — это отдельная история. Первое общественно-политическое шоу в YouTube. То, чего мы так ждали и предполагали, что рано или поздно это появится. Вот появились первые пробы. Ведёт Катя Гордеева. «Навальный-Лайв» — очередной выпуск, очнь насыщенный. «Парфёнов-1956» — старательно избегаю слова «Намедни», поскольку «Намедни» у Леонида Парфёнова отобрали, оставили ему только годы, годы, годы. И, наконец, раздел «Разное» — забавы пропагандистов федеральных каналов. У нас там были подробности, но я думаю, что не буду всё писать. Определимся сами, что у нас успеет сказаться.

И. Петровская Что из забав…

К. Ларина Да, из забав возьмём.

И. Петровская Значит, очень коротко. «Киногостиная» Александра Колбовского, которая теперь обосновалась в театре Елены Антоновны Камбуровой, приглашает на очередной вечер. Это вечер анимационного кино Алексея Туркуса и показ его фильма «Суета сует», который был удостоен Гран-при на Открытом российском фестивале анимационного кино «Суздаль-фест» в 2016 году. В программе показ фильма, а также приглашены Гарри Бардин и другие мастера анимационного кино, музыка. Ведущий Александр Колбовский. У нас 2 приглашения, оба на 2 лица. Пожалуйста, первые, кто нам напишут, пойдут на этот, на мой взгляд, интереснейший вечер. Всё, поехали дальше!

К. Ларина Давай тогда сделаем ещё одно объявление. Траурное, но нужно об этом сказать. Ушёл из жизни правозащитник Сергей Шаров-Делоне, замечательный человек невероятной отваги и мужества, наш частый гость на «Эхе» и вообще наш товарищ. Прощание с ним — сегодня, начнётся буквально меньше, чем через час, в 12 часов дня в Сахаровском центре. Если вы хотите поклониться его памяти, приходите обязательно. Вот такое объявление.

И. Петровская Да, светлая память. Он останется в памяти очень многих людей, надолго и навсегда.

К. Ларина Не знаю, как ты, я бы всё-таки определила главным событием прошедшей недели — именно в пространстве нашей программы — конечно же, фильм Романа Супера «За закрытыми окнами». Я думаю, что с этого стоит начать. Во-первых, очень важно, что это ещё один шаг к свободному пространству и какая-то абсолютно новая история, когда человек не обращается за помощью никаких телевизионных каналов, никаких специальных продюсеров, а сам решает снять фильм, сам объявляет сбор средств на этот фильм, делает его и выпускает, выкладывает совершенно бесплатно, безвозмездно в интернет, где все люди могут ознакомиться с этой работой. Наверное, это такая важная вещь. Я думаю, что теперь стоит сказать о самом фильме. Ира, скажи.

И. Петровская Да, премьера состоялась 6 ноября в кинотеатре «Пионер». Я на неё по важным для меня обстоятельствам не попала, но фильм, конечно, посмотрела. Он уже выложен — действительно, бесплатно, можно смотреть. Я должна сказать, что Роман Супер, который вообще изначально стоял особняком, я бы даже сказала, среди множества молодых журналистов за эти годы вырос в глубокого, тонкого, не побоюсь этого слова, художника. Потому что это не просто такая биографическая работа, которая нам рассказывает о Децле, который трагически, в силу того, что был так молод…

К. Ларина Трагически рано.

И. Петровская Да, трагически рано ушёл из жизни. И самое важное в этой работе, на мой взгляд, то, что он поднимается даже над этой отдельной биографией и в этом своём обобщении доходит до каких-то высот притчевых, философских. Это не просто история мальчика, который очень рано начал заниматься тем, чем он занимался. Это ещё и история взаимоотношений отца и сына, того, как родители (в первую очередь отец), вроде бы желая лучшего для своего сына, на самом деле конструируют ту судьбу, которую, если бы он развивался естественным образом, сам их ребёнок не хотел бы. То, как в дальнейшем он сопротивлялся этому, как он вырывался из этого образа, о тех драмах, которые он пережил и которые, безусловно, привели к столь ранней смерти от сердечной недостаточности в 35 лет.
Поразительно высокохудожественно снятое кино. То есть это не нарезка из синхронов, а именно когда всё, включая картинку. Работает на высшую, главную идею. Там оригинальная музыка, потрясающая операторская работа, невероятно тонкая работа журналиста — самого Роман, который действительно в кадре не появляется, но при этом присутствует, задавая наводящие вопросы и просто вопросы. И то, с какой степенью деликатности он это делает, у меня вызывает просто огромное восхищение.

К. Ларина Да, здесь, конечно, сразу важна разница в целеполаганиях: когда человек предлагает не себя в качестве главного героя, а, конечно же, совсем другое — историю, человека, драму, но только не себя. И это первое, что для меня тоже было важно — то, о чём Ира уже сказала, просто не хочу повторяться: что, конечно же, это не фильм-биография и даже не фильм-портрет. Это такой фильм-путь. Это художественное произведение.
Метафоры, которые там придумал Роман (уж сам или вместе с командой — не знаю) — просто потрясающей выразительности. Этот мёртвый реликтовый лес, который проходит в качестве таких «прокладок» между сюжетами в течение всего фильма. И в конце объясняется, что этот лес, мёртвый лес, погиб не от вторжения бензопилы или каких-нибудь браконьеров, не от страшных людей, не от войны, а просто от маленького мотылька, который всё это поглотил и убил. И это мёртвое пространство из мёртвых деревьев, которое напоминает декорации из страшных сказок Александра Роу — это, конечно, впечатляет. И одно продолжает другое.

И.Петровская: Ксения Собчак, прямо скажем, не большая актриса

И, конечно, мне тоже кажется очень точным и правильным набор персонажей, героев, которые делают невероятно объёмным образ Кирилла Толмацкого. Это разошедшиеся, разведённые родители — отец и мать. Это друзья, которые были с ним практически до самого финала — причём совершено явно мужики, которые старше его. Его близкие друзья, которые были рядом с ним в последние годы, с которыми он сдружился. Это, конечно же, его коллеги по сцене. Это его замечательная девочка-вокалистка. Понятно, что это музыкальные критики Артемий Троицкий и Михаил Козырев, которые были очень на месте, и каждый совершенно по-разному оценивал вклад Кирилла Толмацкого в музыкальную культуру.
И, как мне кажется, антагонист, абсолютная противополоджность Кириллу Толмацкому — это Тимати, который присутствовал здесь вполне себе как уместный персонаж, друг детства, который знал Кирилла с малых лет. Но поразительно, насколько это полная противоположность герою в смысле мировоозрения, оценки творчества, оценки событий. Насколько он его не чувствует и не понимает — это, конечно, тоже очень о многом говорит, опять же, объясняет человека.
До слёз! Посмотрите. Это фильм не про музыку, чтобы вы понимали. Вот сейчас люди слушают нас и думают: «Да ну, какой-то там рэпер, нахрен мне его смотреть? Это всё не моя музыка. Я вообще старая женщина (или старый мужчина), я люблю другое». Это не про музыку! Это про человека. Обязательно посмотрите — это работа выдающаяся! Вот не боюсь перехвалить, Ира, вот согласна с тобой: есть вещи, которые надо сказать. Так что Роману Суперу браво за эту работу!

И. Петровская Обычная шутка в адрес Романа Супера: «Супер, это супер!». Фамилия, кстати, если вдруг кто ещё не понял. Но Роман Супер делает не первую работу. Предыдущую, если ты помнишь — по-моему, она называлась «На кончиках пальцев», да?

К. Ларина Да, про девочку.

И. Петровская Про девочку с болезнью бабочки или как это называлось, которую он везёт в Германию, чтобы помочь ей, хотя бы попытаться помочь пользоваться пальцами, которые были совершенно загублены в ходе варварского фактически отсутствия здесь лечения. И это тоже не фильм о болезни — это фильм о преодолении, о том, как живут люди с такими ограниченными возможностями, и о возможности телевидения в данном случае (потому что, по-моему, этот фильм был по телевизору) помогать людям — в прямом смысле. Это было именно такое телевидение действия, и Роман исключительно тонко тоже непростую тему воплотил в этом экранном действии.

К. Ларина Без всякого сюсюканья, без лишней сентиментальности, очень достойно. Молодец! Так, Ира, чтобы пилюля не была слишком сладкой, я предлагаю радикально перейти и напомнить, что та же прекрасная компания «Амурские волны», которая делала те прекрасные фильмы, о которых мы с тобой только что говорили с таким восторгом, выпустила проект на «мистическом» канале ТВ-3 под названием «Интервью». Это, что называется, программа, которую вы ждали.

И. Петровская Да, ждали, потому что это было заявлено и в анонсах — «Ленин и Собчак». Жанр — как это называется? — mocumentary, по-моему. Что, собственно, происходит? Как заявлено, это будет цикл программ. Собчак там в эпизодической — в смысле, в одноразовой — роли. Дальше появятся другие известные интервьюеры, и актёры, загримированные под исторических персонажей, которым эти вполне себе живые и реальные люди будут задавать вопросы.
Ну, первый блин, на мой взгляд, всё-таки оказался комом. В первую очередь потому что Ксения Собчак, прямо скажем, не большая актриса. И было в этом всём ощущение какого-то бала-маскарада — «однажды в нашей комплексной бригаде». Евгений Стычкин играет Ленина…

К. Ларина Я тебе скажу другое: не бал-маскарад. Ты сейчас со мной согласишься — программа «Точь в точь»!

И. Петровская А, да, «Точь в точь»! Абсолютно, да. Хотя не подумайте: Стычкин, играющий Ленина, не произносит отсебятины.

К. Ларина Нет, почему — произносит.

И. Петровская Нет, имеется в виду, что в основном, как было заявлено, это реальные высказывания Владимира Ильича Ленина, его реальная жизнь. Дальше там уже ленинистам остаётся только сверять, насколько искажена или не искажена речь Ленина. Но всё равно от этого остался тяжёлый… А вернее сказать, даже, в общем, никакого. В следующий раз, между прочим, заявлен Василий Уткин в качестве интервьюера и кто-то, загримированный под Виктора Цоя. Этого я боюсь, пожалуй, ещё больше, потому что, в конце концов, Ленина уже мало кто из нас видел живьём, а Виктора Цоя мы всё-таки все помним, и не такая большая дистанция отделяет нас от того времени, когда он был жив и творчески активен.

К. Ларина Ты знаешь, я тебе так скажу: я бы лично это приняла, если бы в этом была ирония или юмор, если это скорее, скажем так, «история развлечений». А тут я не понимаю жанр — что это такое. Во-первых, надо сказать, что здесь есть сценарий. Это пьеса, расписанная по ролям. Никакой импровизации здесь нет.

И. Петровская Нет, конечно. Это очевидно.

К. Ларина Это чёткий сценарий. Просто пьеса, текст которой выучили 2 артиста — один артист., играющий интервьюера, и другой артист, играющий интервьюируемого. Зачем это, про что это? Здесь есть, как мне кажется, какие-то вещи, абсолютно сплагиаченные. Поскольку отсылки к инстаграмам, стилистика всяких смсок, социальных сетей — это всё уже было 100 раз. Это сделал Михаил Зыгарь во всех вариантах. И в видеовариантах, и в интернете, и в печатном — во всех вариантах. Поэтому это уже как бы приём достаточно известный, и ничего нового он не открывает.
Открывает ли он что-нибудь с точки зрения истории, каких-то наших оценок? Боюсь, что нет, ничего. Потому что вот так с необыкновенной лёгкостью гарцуя на костях убитых людей, спрашивать про кулаков, про расстрелянных людей, про расстрелянных попов… Что один, что другой, понимаешь? Что она, что играющий Ленина человек — замечательный артист Евгений Стычкин.

И. Петровская Но к нему меньше претензий.

К. Ларина Нет, я не понимаю смысла.

И. Петровская Вот это самое важное — что смысл (по крайней мере, пока) до нас ещё не дошёл. Извини, нас тут все спрашивают. Мы, видимо, то ли не сказали название фильма Ромы Супера про Децла…

К. Ларина «За закрытыми окнами».

И. Петровская Всё верно. «За закрытыми окнами». Вот тут у меня прямо сыплется подряд: назовите, назовите…

К. Ларина Ира! Оглянись, незнакомый прохожий!

И. Петровская О! Красота — страшная сила! Давай объясним тем, кто не видит, только слышит.

К. Ларина Включайте YouTube-канал, товарищи! Поскольку радио уже давно перестало быть радио. Радио — это там, где вас видно, вас смотрят, вас изучают, вас обсуждают. И вот наконец-то благодаря нашим коллегам и у нас в студии «Эха Москвы» появилась прекрасная заставка «Человека из телевизора». Спасибо большое авторам! Мы прекрасны!

И. Петровская Да, не будем спорить. Что хорошо, то прекрасно и хорошо. Тут однозначно. Сейчас у нас посыплется.

К. Ларина Пойдём дальше про Собчак? Давай, раз начали.

И. Петровская Да, про Собчак конечно. Ксения Собчак выдала сразу несколько интервью. Ну, как несколько — одно за другим. Я вот готова говорить о двух: интервью с Маргаритой Симоньян, которое вышло на прошлой неделе (мы не успели обсудить), и об интервью с Андреем Малаховым, которое вышло на этой неделе и которое достойно этого обсуждения. Ты будешь говорить или я? Давай решим.

К. Ларина Я могу сказать только в качестве преамбулы, что я, конечно, поражаюсь работоспособности этой женщины и могу просто поприветствовать вот это рьяное стремление быть, оставаться, воевать, делать карьеру, как она говорила в интервью уже не помню кому, хватать за хвост журналистскую удачу. Поэтому я, конечно, восхищаюсь. Молодец! Не стареют душой ветераны.

И. Петровская Это была преамбула, теперь будет амбула.

К. Ларина Давай амбулу!

И. Петровская Интервью с Маргаритой Симоньян, которая руководит каналом RT (раньше он назывался RussiaToday, а сейчас, по-моему, просто RT), конечно, оставило чувство глубочайшего недоумения, поскольку Маргарита Сомоньян согласилась принять у себя в кабинете Ксению Собчак и дать интервью. Но при этом заранее, как большой чиновник, оговорила вопросы. Более того: заранее потребовала вопросы на утверждение. Правда, так в основном поступают большие начальники, а не коллеги-журналисты. И после этого этот согласованный список вопросов она всё интервью держала в руке.
И когда Ксения Собчак выходила за какие-то флажки, она им потрясала и кричала (ну, не кричала, но выговаривала Ксении), как это неприлично с её стороны не придерживаться заранее утверждённого плана. А если и это не работало, тогда она ссылалась на своё беременное положение (кстати, интервью вышло уже после того, как Маргарита разрешилась от бремени, с чем мы её и поздравляем) и всё время говорила: «Зачем ты меня заставляешь нервничать? Ты знаешь сама, как женщина-мать». Это напоминает какие-то договорные матчи, когда команды соглашаются играть по уже заранее определённым правилам и знают счёт.

К. Ларина Но кое-кто не соблюдает правил.

И. Петровская Да, ещё при это одна из команд всё время, если что-то идёт не так, ссылается на то, что она вчера в полном составе что-то не то съела, и поэтому их надо пощадить и не заставлять выкладываться в полную силу. На мой взгляд, лучше, наверное, было бы от этого интервью отказаться. Потому что Маргарита Симоньян не из тех, кого можно продавить. И, естественно, на неудобные, неприятные вопросы она категорически отказывалась отвечать. Тем более, что заранее это оговорила.

И.Петровская: С точки нормального интервью — впечатление не нормальное, а наоборот, глубоко аномальное

К. Ларина Там неприятных вопросов-то и не было.

И. Петровская Не было, естественно. Там просто были некие уточнения, которые всегда возникают по ходу интервью. В какой-то момент она в сердцах сняла с себя этот микрофон, удалилась, потом снова вернулась. Потом ещё несколько раз говорила, что снова уйдёт: «Отпусти меня!». Наблюдать за этим было довольно тяжело, но Ксения была бы не Ксения, если бы она в конце не отыгралась за это её унижение и не устроила званый ужин. Правда, не с головой бобра, с которой многие ассоциируют героиню её интервью после известного твита про приготовление к новогоднему столу головы бобра, а с нутрией, потому что, как объяснено, бобёр в Красной книге и готовить из него что-либо — это кощунство. Попутно, пригласив своих коллег на этот званый ужин и на дегустацию этой нутрии, она выражала…

К. Ларина Коллег-мужчин, что важно.

И. Петровская Коллег-мужчин, да. Она задавала им вопросы, возможно ли такое, как поступать, если герой так себя ведёт.

К. Ларина Короче, обсудили Симоньян.

И. Петровская Обсудили Симоньян. Ну и, в общем, это был такой «наш ответ Чемберлену». С точки зрения понимания характера, сути человека, наверное, это что-то добавляет. А с точки нормального интервью — впечатление не нормальное, а наоборот, глубоко аномальное. Тем более когда человек, который даёт интервью — журналист и прекрасно понимает, что интервью — это не задавание вопросов, которые тебе хочется, чтобы тебе задали.

К. Ларина Я могу только сказать перед новостями, что я всё-таки не назвала бы так Маргариту Симоньян. В этом и разница, Ира: она давно уже никакой не журналист. Она чиновник. И на вопросы отвечает как чиновник, и согласовывает их как чиновник. Это надо понимать.

И. Петровская Я это с самого начала и сказала.

К. Ларина Ксения не понимает этого. Точно так же она вела себя и в её программе про Беслан.

И. Петровская Новости!

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

И. Петровская Мы продолжаем «Человек из телевизора». Ксения Ларина… Мы что-то тебя сейчас не видим, но, надеюсь, увидим.

К. Ларина Я вас вижу.

И. Петровская Потому что все тут кричат: «Ларина пропала!». Вот, появилась Ларина.

К. Ларина Я вас вижу прекрасно.

И. Петровская Ирина Петровская, Сергей Кузнецов. Мы не будем долго тянуть и продолжаем тему интервью Собчак с разными персонажами.

К. Ларина Ты хотела сказать про Малахова. Я не видела Малахова, поэтому тут уж…

И. Петровская А, не видела. В данном случае у меня, конечно, некоторое разочарование от героя. Не потому что я была им очарована, но, если ты помнишь, мы регулярно обсуждали, что, в принципе, у Малахова есть потенциал и он мог бы со временем стать таким новым Познером, начинать обсуждать какие-то солидные темы. И мы предполагали, что у него есть рефлексия по этому поводу, и что ему уже явно тесно в рамках ведущего вот этого своего шоу. Тем более, что оно длится уже даже не годы, а десятилетия.
И вот в этом интервью...Ведь чем хорош жанр интервью? Он позволяет людям раскрыться так, как, возможно, они даже этого бы не хотели. В данном случае Ксения была более чем толерантна к нему, в отличие от других своих персонажей. Она пришла к нему как к другу. Она всячески показывала, как он ей симпатичен. Я увидела человека, абсолютного лишённого рефлексии. Хотя она его к этому поводила, задавала ему вопросы как бы о несоответствии его самого — как она говорит, умного, образованного — той массовой аудитории, на которую он работает, и всячески наводила его на эту рефлексию, что с одной стороны популярность и массовость, а с другой стороны вот это некое несогласие с самим собой. И ничего подобного — он даже не понимал, про что она его спрашивает.
Я уж не говорю о полном… Вот есть такие люди, и я смотрела с изумлением. Он как бы существует вообще вне контекста времени. Самое острое, что он себе позволяет — это просто произнести вслух непроизносимую в «ящике» фамилию «Навальный». Всё остальное, всё, что происходит помимо его собственной очень комфортной жизни — как будто бы это всё не для него, не про него, проходит мимо. Более того: он, например, озвучивает свою зарплату и гонорары людей, которые платятся за эксклюзив, когда они приходят в студию, чтобы их не перехватили оппоненты. И это опять такая оторванность! Когда он говорит о своей зарплате — я сейчас даже не буду её упоминать, не будем считать чужие деньги, но, во-первых, не принято говорить о зарплатах, а он произносит эту уму непостижимую сумму скорее с сожалением…

К. Ларина Какая?

И. Петровская Ну, если он произнёс, ладно, и я произнесу. Он говорил, что на Первом канале получал 50 тысяч долларов в месяц, и сейчас примерно столько же. И говорит это с ощущением, что, в общем, не особенно-то его и ценят. Ну да, 50 тысяч… И вообще там всё время мелькают какие-то цифры, которые говорят о том, насколько эти ребята…

И.Петровская: Малахову прикольно работать в этом формате, и он почти всем доволен

К. Ларина Далеки от народа.

И. Петровская Далеки даже не просто от народа, а вообще далеки от жизни, от того, что реально происходит в их стране. И, конечно же, абсолютная сервильность и вовлечённость в корпорацию, потому что в конце Ксения предлагает 2 портрета — определить, кого из своих коллег он считает более профессиональным. Тут было 2 варианта: либо сказать «я не оцениваю коллег», либо как-то отшутиться. Он на полном серьёзе всякий раз выбирает своего коллегу по каналу, на котором он сейчас работает. Она показывает фотографии Киселёва и, по-моему, Шейнина… Нет, Толстой. Хрен не слаще редьки, но он, конечно, говорит: «Дмитрий Киселёв». Она показывает фотографии Скабеевой и Шейнина. Он говорит: «Конечно, Скабеева».
Самое печальное было, когда она в конце показывает фотографии Соловьёва и Познера. Понятно, что несопоставимо в целом, вообще — даже по жанрам, в которых эти люди работают. Но выбирая Соловьёва, он оценивает не его профессиональные качества, а то, что у него мама хорошая, песню про бронепоезд поёт, а также что он много рабтает. А про Познера вываливает очень неприятные сведения, которые в данном случае никакого отношения к вопросу о профессионализме не имели. И никто его не просил вот эти данные, которые ему по каким-то причинам известны, абсолютно касающиеся личной жизни Познера, вываливать с осуждением, что якобы после того, как он это узнал, он перестал его уважать, и что для него профессия и человеческое неразделимы.
На мой взгляд, исключительно показательный эфир, который раскрывает человека лучше, чем многие другие его программы. Он всем доволен. Никуда расти он не хочет. Ему прикольно работать в этом формате, и, собственно говоря, он, в общем, почти всем доволен. Ну, может быть, наверное, зарплату можно было бы ещё немножко поднять.

К. Ларина Тогда я тебе скажу то, что я могу резюмировать по нескольким интервью Ксении, которые она записала в рамках своего проекта «Осторожно, Собчак». Нескольких — там же много. Она же их чуть ли не каждую неделю выпускает. Она обладает уникальной способностью из пустышки лепить личность, а личность низводить до абсолютно примитивного уровня. Это, конечно, совершенно уникальный дар.
Вот ты сейчас рассказываешь про интервью с Малаховым — это лишнее тому подтверждение: как она пытается его облагородить, найти в нём глубину, человечность, ум, красоту и оригинальность — и ничего этого нет. В то же самое время я смотрю, допустим, интервью с Александром Петровым, которого после этого интервью просто всего изваляли в дерьме — что он и такой тупой, и глупый, и недалёкий, и гламурный. Я хочу сказать: это очень хороший, умный парень, очень хороший артист, очень интересный собеседник. Я, например, сама лично видела его в нескольких интервью, в которых слушать его — одно удовольствие. И вообще он хороший трудоголик, настоящий артист, настоящий творческий человек. Как же надо было исхитриться, чтобы задавать ему вопросы типа «У тебя низкая культура отказа?»? Вот как ты на этот вопрос ответишь, Ира?

И. Петровская Я отвечу, что да, у меня низкая. Надо над собой работать. Мне ещё в «Известиях» мой коллега говорил: «У тебя не выработана культура отказа».

К. Ларина Дальше вопросы: «А мог бы ты сыграть гея?», «Мог бы ты сыграть секс в гей-драме?», «В этом фильме ты очень скованно дрочишь», «А вот это сделано артово», «Каста была хорошая» (имеется в виду кастинг), «А был ли план по захвату кинематографа?», «А ты можешь сейчас заплакать?».Понимаешь, такой набор вопросов любого интеллектуала превратит в идиота. Конечно же, он человек воспитанный, и у него, наверное, действительно низкая культура отказа — он не мог отказать Ксении. Тем более они с ней на «ты», в приятельских отношениях. Но уровень разговора какой-то чудовищный.
Но при этом с Маргаритой Симоньян или, там, с Малаховым, или с какой-нибудь Рыбкой и Лесли — это вообще разговор, как будто это какие-то невероятно интересные кладези ума и не знаю чего. Вот это, конечно, уникальный случай. Почему я сейчас вписалась, Ира? Мне очень обидно за хорошего человека. Будьте осторожны, граждане!

И. Петровская Ну да, я тебя понимаю. Вот здесь у нас тоже обсуждают Собчак-Симоньян. Пишут: «Собчак просто хотела высмеять Симоньян».

К. Ларина Да ничего у неё не получилось!

И. Петровская Да, во-первых, у неё ничего не получилось. Во-вторых, я не понимаю: хотя вначале Симоньян говорит, что было бы легче (тоже хорошая фраза для интеллигентного человека) отказать, но я не понимаю, почему не отказать. Вот у Симоньян уж точно, наверняка очень высокая степень — или как там? — культуры отказа. И даже не нужно особенно оправдываться, а просто «нет, потому что нет — я не хочу». Значит, ей для чего-то же тоже нужно и важно появиться в этой программе.

К. Ларина Ну ты же видишь: это был такой, по сути, разговор барыни с горничной. По жанру это был такой разговор. Как бы такая чернавка в сенях — ладно, пущу её сюда, пусть посидит, я с ней тут покукую, но в любую минуту могу встать и уйти. Что она и сделала: раз вышла — могу себе представить, что и два вышла. Конечно, месть Ксении с этими мужиками, которые за спиной Симоньян обсуждали, какая она ужасная, настолько вообще смешная и нелепая! У меня другой вопрос: зачем это интервью было нужно Ксении? Она что, предполагала, что это будет какая-то дуэль? Не знаю, что это такое.

И. Петровская Нет, я думаю, что она предполагала, что одно дело, когда за кадром оговариваются вопросы, а другое — когда они уже сядут и начнут разговарвать. Что Симоньян не решится обрывать, не решится прерывать это интервью. Хотя, конечно, не прямой эфир — почему не предположить, что решится? И она, наверное, была по-своему обескуражена, потому что с ней, по-моему, первый раз разговаривали так, в таком тоне.

К. Ларина Да, как за чупрун таскали.

И. Петровская Да. И там, очевидно, изначально была точка — это годовщина того самого знаменитого интервью Петрова и — как там его? — Чепиги по поводу Солсбери. И, видимо, она предполагала, что ей удастся вытянуть из Симоньян какие-то подробности: кто эти люди, как они у неё обнаружились, откуда взяли телефон…

К. Ларина Ира, вообще кому придёт в голову задавать Маргарите Симоньян вопросы про то, откуда она взяла Чепигу и этого Петрова? Ну ё-мое, всё-таки не надо делать вид, что мы все идиоты, правда же? Зачем? Ира, давай закроем эту страницу, перевернём. Давай мы её перевернём на Быкова.

И. Петровская Нет, если позволишь, не на Быкова. Потому что телевизионный персонаж. Чтобы отыграть телевизионных персонажей, на Картозию.

К. Ларина Ну давай. Я тоже не видела. Это называется «не смогла».

И. Петровская А я смотрела, честно тебе признаюсь, с огромным удовольствием. Потому что это какая-то полная противоположность предыдущему герою — Малахову. То есть другой интервьюер, Николай Солодников. Он тут, честно говоря, мало вмешивался и мало задавал вопросы, потому что он в свойственной ему манере упивался, слушая друга и бывшего начальника своей жены Кати Гордеевой — Николая Картозию.
Ну, Картозия — это абсолютный фейерверк идей, при этом цинизма, но одновременно и романтизма. Человек, абсолютно вовлечённый в творчество, в индустрию, который умеет делать с нуля каналы — в частности, «Пятницу», которой он руководит. С огромным количеством подробностей работы на старом НТВ у Леонида Парфёнова. Абсолютно мастерски (правильно говорить «мастерскИ», но я всё равно будут говорить «мАстерски») пародирует своих персонажей — иногда влёгкую, какими-то штришками, иногда просто копирует, как Кулистикова. И действительно, поскольку я посмотрела их прямо подряд, я поразилась тому, как люди, в общем, из одного цеха могут быть по-разному устроены. Кончно, люди все разные, но Николай Картозия правда производит ярчайшее впечатление.
Тут мне говорят, что он там много матерится. Да, но удивительно, что если, например, тот же Николай Солодников иногда позволяет себе какие-то такие же фразы, он тут же как будто бы краснеет. Вот неуместна эта лексика в его исполнении. А у Картозии это как дышит человек — чрезвычайно уместно, органично и остроумно.
Поэтому это, на мой взгляд, просто одно из ярчайших интервью, которое я рекомендую тем, кто не очень сильно щепетилен в смысле лексики. Посмотрите. Во-первых, вы вспомните или услышите много нового из того, как устроена была, в том числе, тогдашняя кухня в «Намедни», потому что он был шеф-редактором «Намедни», а потом директором прайм-вещания на НТВ. Многих людей, теперь уже ушедших с НТВ, он знает и тоже очень интересно говорит о них и их характеризует. Ну прямо просто очень хорошо!

И.Петровская: Я увидела человека, абсолютного лишённого рефлексии

К. Ларина Тогда я на ходу меняю легенду. Раз уж мы заговорили про Картозию и про «Намедни», сам Бог велел сказать несколько слов про Леонида Парфёнова и про его документальный проект. Я так поняла, что он практически отказался от «Парфенона» — своих выпусков, такого дневника, который он еженедельно вёл в прошлом сезоне. Теперь он выпускает только новые серии каждую неделю… не могу, «Намедни» не называется, по годам авторские исторические хроники Леонида Парфёнова. Уже вышел 1957-й год, я посмотрела 1956-й.
Я давно не смотрела эти выпуски, и я просто поразилась, насколько выросла передача. Это настоящий документальный проект. Хотя работает он, конечно, в очень тяжёлых условиях — это видно. У него явно не хватает возможностей работать с архивными материалами, поэтому используется больше фрагментов из художественных фильмов, которые ему наверняка помогают найти его редакторы, очень точно обозначив время, какие-то приметы времени — автомобили, телевизоры и прочее.
Но при этом, конечно, вся политическая составляющая, политическая история страны невероятно важна, как мне кажется, на сегодняшний день. И ради этого стоит смотреть этот проект — настолько здесь прямые аналогии с сегодняшним днём. Когда это всё так сконцентрировано в течение одного года, это, конечно, сильно впечатляет, Ира. Потому что мы знаем там какие-то важные, основные точки, но какие-то вещи забываются. Забывается, что тот же 1956 год — помимо ХХ съезда, доклада Хрущёва там было и польское восстание, и венгерское восстание, было восстание в Грузии в годовщину смерти Сталина, где восстали за своего кумира. Там были и погибшие, и расстрелянные. Массовые расстрелы во всех этих точках, про которые я сказала.
То, что он напоминает об этом, напоминает, что такое Советская власть, что такое советское вооружённое вторжение, что такое советское подавление любого инакомыслия, любой попытки сказать «Нет! Оккупанты, вон!» — это, конечно, производит сильнейшее впечатление. Всех прошу обратить внимание на этот проект. Он отлично сделан. Просто браво Леониду Парфёнову!

И. Петровская Я, конечно, тоже посмотрела именно последние. Хотя я знаю, что выложен 1957-й и 1956-й год. Леонид важен ещё и тем, что, если кто помнит… Я совсем недавно пересмотрела — тоже нашла в интернете. По большому счёту, телевизионная карьера Леонида Парфёнова началась с фильма «Дети ХХ съезда», если ты помнишь. Потрясающий был по тем временам фильм, где несколько тогда очень известных людей — Егор Яковлев, Александр Бовин, Юрий Корякин, Карпинский — говорили, какое оказал на них воздействие ХХ съезд в 1956 году, какие надежды он в них родил и как потом это всё постепенно схлопывалось.
Собственно, в тот момент это перекликалось с новыми надеждами, которые появились даже у тех же людей, в конце 80-х, с началом перестройки. Теперь мы уже знаем, что и эти надежды схлопнулись. Поэтому это действительно очень важная тема, и Лёня об этом очень точно сказал, пусть и в этом журнальном формате.
А что касается «Намедни» — ну, послушай, отобрать «Намедни», отделить от Парфёнова — это нереально. Даже если кто-то на НТВ — они же заявили свои права на «Намедни». Я поражаюсь: почему? «Намедни», первый вариант, появились ещё на «Авторском телевидении». Мало кто помнит.

К. Ларина Значит, они просто юридически зафиксировали право на этот лейбл. Что тут сделаешь? Я думаю, что если бы была возможность отсудить, Парфёнов бы на это пошёл. Но, судя по всему, такой возможности нет.

И. Петровская Когда он только затеял этот проект (уже сейчас, на YouTube, у себя в «Парфеноне»), он как раз говорил о том, что НТВ в тот момент не возражало против использования этого бренда «Намедни». А сейчас почему-то возбудилось. Видимо, всё-таки почувствовало, что влияние этой програмы, этого проекта как-то возрастает. Ну и просто всегда приятно нагадить симпатичному человеку.

К. Ларина У нас время вышло, мы уже должны близиться к финалу. У нас сегодня, как ни парадоксально, главной темой всё равно получился человек из телевизора, потому что всё равно получилось, что мы с тобой говорили о таких ярких личностях, которые появляются в свете софита, крупным планом, и вокруг них происходит какая-то жизнь, и в том числе наши обсуждения. Поэтому сегодня на финал у нас Александр Борисович Градский, которого мы не поздравляли на прошлой неделе, поскольку юбилей только предстоял, а теперь он уже прошёл. Поэтому можно, так сказать, поздравить с прошедшим нашего великого артиста…

И. Петровская Нашего с тобой старого товарища.

К. Ларина Да, нашего дорогого товарища, весёлого и честного мужика, хорошего парня.

И. Петровская Я могу сказать коротко, что действительно уже задним числом поздравляем Сашу. Этот человек — мне кажется, такой Моцарт, человек, поцелованный Богом. Этот голос, который всегда вызывает такую бурю эмоций. Пожалуйста, живи, твори, радуй, пой! Ну и когда-нибудь ещё, даст Бог, просто повидаемся.

К. Ларина Песня, которую вы сейчас услышите — это песня из фильма «Узник замка Иф». Казалось бы, Господи Боже мой! Советское кино, советское время… Но послушайте, каким удивительным смыслом наполнилась эта песня через столько лет! Когда сегодня ты слушаешь эти слова — абсолютно сегодяшняя история. «Песня о свободе».

И. Петровская Тем более что сегодня очень важная дата вообще в устройстве мира, переустройстве — это 30-я годовщина падения Берлинской стены. Тут всё у нас и сошлось в этой песне.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире