'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро, добрый день, дорогие наши слушатели, наши зрители! С вами «Человек из телевизора» — как всегда по субботам. И с вами, как всегда, постоянные ведущие. Ксения Ларина — здравствуй, дорогая!

К. Ларина Доброе утро! Всем привет, всех приветствую!

И. Петровская Здесь в студии Ирина Петровская и Илья Крылов за звукорежиссёрским пультом. Наши средства связи: смс можете нам присылать по номеру +7-985-970-45-45. Twitter-аккаунт vyzvon, Youtube-канал. И Ксения уже открыла страничку в Фейсбуке, где изложила набор наших впечатлений за неделю.

К. Ларина Да, читаю. Главные события и их отражение. «Возвращение имён» — день памяти жертв репрессий на телевидении. Открытие памятника Примакову. Смерть Владимира Буковского. Ликвидация «Прав человека» — имеется в виду правозащитное движение Льва Пономарёва.
Дальше по программам. «А поговорить» о домашнем насилии, фильм Ирины Шихман. Вторую часть мы тоже посмотрели. Может быть, скажем несколько подробнее сегодня. Я надеюсь, Ира тоже увидела целиком весь фильм.

И. Петровская Увидела.

К. Ларина Отлично. Новости пропагандистов. Фильм Дмитрия Киселёва «Хватит травить народ» и его избрание главой Союза виноделия. Долги Первого канала телецентру: что представляет угрозу вещанию? Я там в скобочках нарисовала смайлик.
Евгений Киселёв — премьера на YouTube. Авторский канал «Кисельные берега». Евгений Киселёв вышел к нам в широкие народные массы, вернулся в телеэкран — свой, авторский. Чему мы очень рады. Уже вчера выложил свою первую премьеру — фильм «Понауехавшие», посвящённый новым русским украинцам. То есть политическим эмиргантам из России, которые обосновались в Украине.

И. Петровская Не только политическим.

К. Ларина Ну, и человеческим. То есть там и коллеги Евгения Киселёва, и журналисты, которых мы хорошо знаем, наши колллеги, и люди, которые просто решили покинуть Россию и начать новую жизнь в Украине.
Интервью недели, которые мы посмотрели. Симоньян у Собчак. Мы ещё не обсудили предыдущее интервью Александра Петрова, замечательного артиста, который тоже был гостем Ксении Собчак.

И. Петровская Симоньян забила всё остальное.

К. Ларина Да, не то слово. Тимур Бекмамбетов в гостях у Юрия Дудя. Вернее, наоборот — Дудь в гостях у Бекмамбетова в Лос-Анджелесе. В доме, страшно сказать, самого Уолта Диснея, где проживает наш великий режиссёр, гуру блокбастеров. Катя Шульман в программе «На троих» у Кати Котрикадзе и Тихона Дзядко.
Я ещё добавила от себя то, что не сказала Ирке, прости: Евгений Кошевой, украинский артист, лучший друг президента Владимира Зеленского и лицо «Квартала 95», вообще лицо развлекательного телевидения, в гостях у Дмитрия Гордона. Если будет минутка, я скажу про это интервью, оно очень примечательное.
Дальше. Выпуск «Редакции» Алескея Пивоварова про такси и таксистов. Новый выпуск «FakeNews» на канале «Дождь». И, конечно, фильм Кати Гордеевой «Норд-Ост». Вот, пожалуй, всё. Пишите, звоните!

И. Петровская Но, если ты не против, я бы хотела очень коротко сказать о нетелевизионном впечатлении. И не уверена, что оно станет телевизионным, хотя, мне кажется, в формате телевидения этот фильм смотрелся бы крайне органично. Ну, нормального телевидения.

К. Ларина «Француз».

И. Петровская Да, «Француз» Андрея Сергеевича Смирнова. Позавчера была его официальная премьера в кинотеатре «Октябрь». Был полный зал. Фильм, конечно, произвёл на меня огромное впечатление. И не только на меня — на большое количество людей, с которыми мы там встретились, наших с тобой знакомых. Он сделан в такой манере — действительно, как бы камерной. Например, он в чёрно-белом изображении. И от этого как раз появляется, мне кажется, какая-то особенная атмосфера достоверности. То, что можно посчитать старомодностью — это на самом деле приём. Там, конечно, совершенно невероятные актёрские работы. Просто невероятные!
Мы потом перекинулись несколькими словами с Андреем Сергеевичем и его женой Леной, что сценарий, фильм задумывался 5 лет назад, когда ещё не были очевидны вот эти параллели с сегодняшним днём. А тут ты прямо ощущаешь, как молодые люди в 1957 году, уже после ХХ съезда с разоблачением культа личности, попытались вздохнуть, пошли навстречу вот этой свободе, которая вдруг в разных, пусть ещё очень скромных проявлениях, но всё-таки появилась, и как снова вот это всё накрывают колпаком и этой даже минимальной свободы снова лишают.
Это всё я к чему говорю. Сейчас уже начался официальный прокат фильма «Француз». И вот идя ещё навстречу пожеланиям Минкульта, идите в эти праздничные дни не на зарубежные фильмы, а на «Француза», и будет вам если не счастье, то художественное открытие и счастье прикосновения к хорошему, просто реально замечательному кино.

К. Ларина Я тогда добавлю. Скажу, что вчера Андрей Сергеевич Смирнов был нашим гостем с Виталием Дымарским в программе «2019». Естественно, мы подробно говорили о фильме «Француз», об истории его создания и о тех внутренних посланиях, которые зашифрованы в этой картине, которую Андрей Смирнов во всяких интервью очень опрометчиво называет своим кинематографическим завещанием. Это безобразие. Я просто надеюсь (и мы все надеемся), что эта картина — этап, очень важный этап в жизни и судьбе Андрея Сергеевича Смирнова, и это, безусловно, не последняя картина. Он человек невероятного таланта, энергетики и молодости.
Что в этом фильме важно — да, я соглашусь с Ирой, что такой классический приём, классического кинематографа, рассказа, такого настоящего эпического повествования, которое к финалу вырастает в настоящий политический (не побоюсь этого слова) манифест. Но то, что это фильм невероятной глубины, очень личный, что здесь очень много личных мотивов, каких-то впечатлений от жизни — это очень важно.
Собственно, Смирнов по-другому не снимает. Он всегда снимает про себя. А он есть история страны. В том числе история ошибок и заблуждений, о чём он всегда говорит очень откровенно, вспоминая себя в юном возрасте: что он до некоторого времени был правоверным комсомольцем, пока не поступил во ВГИК. И все эти открытия, которые совершаются в этом фильме, он сам лично прошёл.
Так что фильм действительно отличный, великолепный, не отпускающий, перехватывающий дыхание. Обязательно его смотрите! Не знаю, как — пойдёт народ или нет. Это, конечно, с кукурузой не посмотришь.

И. Петровская Смотрели. Даже в этом, таком избранном, зале всё равно некоторые приходили с вёдрами кукурузы. Ну, в конце концов, сегодня выработалась такая новая «культур» смотрения в кинотеатрах. Лично меня это не раздражает. Ну, хотят кукурузу…

К. Ларина Так вот, раз уж мы с этого начали, Ира, тогда, наверное, стоит начать с главных тем прошедшей недели, которые абсолютно точно резонируют с фильмом «Француз». Это, конечно же, «Возвращение имён» — ежегодная акция «Мемориала».Это воспоминание о жертвах политических репрессий и политзаключённых. Это опять сталинская тема, которая так или иначе возникает всегда вместе с 30 октября. Ну и, конечно же, уход Владимира Буковского как символа диссидентского движения, антисоветского сопротивления. Это тоже важнейшая фигура. Я бы спросила у тебя: было ли что-нибудь в официальном телевидении про Владимира Константиновича?

И. Петровская Я лично не видела ничего в официальном телевидении. Я, конечно, может быть, не всё видела. Но в тот день, когда стало известно, что не стало Буковского, я смотрела много новостей, и в тех, которые я смотрела, я не встретила ни одного сюжета. Точно так же я не видела ни одного сюжета, потому что там не совпадает на день: акция «Возвращение имён», а на следующий день уже официальный День памяти жертв политических репрессий. Вот про этот день говорили, на ряде каналов приурочили к этому разные дискуссии о том, кем был Сталин для нас. Это, как всегда, на колу мочало — начинай сначала.

И.Петровская: Уверена, что это кино не попадёт в эфир

К. Ларина Типа, был и много хорошего.

И. Петровская Да, сказка про белого бычка. «Ни в коем случае нельзя сравнивать с Гитлером» — естественно, со ссылкой на журнал «Дилетант», который все там считают какой-то невероятной крамолой и диверсией. И с обсуждением, что на самом деле прекрасного и хорошего, несмотря на все издержки в виде жертв политических репрессий, сделал вождь народов для своего народа. Что ещё показывали на официальных каналах? Как у Стены Памяти — как она называется? Не Плача…

К. Ларина Стена Скорби.

И. Петровская Да, значит, там возлагают цветы. То есть упоминали, что сегодня День памяти жертв политических репрессий. А вот акцию «Возвращение имён» я тоже не встретила в официальных новостях. Это не значит что вообще ничего не было, но те новости, которые я смотрела, эту тему обошли. Поэтому отдельное спасибо и телеканалу «Дождь», и, по-моему, «Настоящему времени», которые вели прямую трансляцию…

К. Ларина Ещё «МБХ-Медиа».

И. Петровская Да, «МБХ-Медиа». Конечно, который год эти огромные очереди из людей, которые стоят для того, чтобы прочитать всё новые и новые фамилии. Каждый раз это новые фамилии. Это как раз говорит о масштабе репрессий. Причём, даже ещё не все московские жертвы упомянуты и помянуты в этих скорбных очередях акции «Возвращение имён».

К. Ларина Казалось бы, ничего не происходит. Просто стоит очередь из людей, человек подходит к микрофону, разворачивает бумажку, произносит несколько слов про никому не известного человека, произносит слова «Вечная память» и уходит. Оторваться от этого невозможно.
Я преклоняюсь перед теми учителями (к сожалению, их очень мало), которые приводят туда свои классы. Таких учителей я знаю. Это, конечно, важнейший момент, если не воспитательный, то просветительский уж точно — причастность к истории. О чём пекутся наши министры мединские? Чтобы мы все чувствовали себя частью великой истории страны. Вот эта акция — она как раз именно к этому и призывает и приучает человека, гражданина современной России: стать частью огромной, великой и трагической истории страны.
Почему государство если не запрещает, то старается не заметить этого события, этого мероприятия, это акции — для меня это загадка. Это при том, что, как ты говоришь, есть Стена Скорби, есть слова президента, который каждый раз говорит что-нибудь такое про то, что репрессии не должны повториться. Есть Проспект Сахарова и прочее.

И. Петровская Но если ты заметила (ты же смотрела, естественно, эту прямую трансляцию), очень многие сегодня, именно в этом году, к списку тех имён, которые они зачитывали из того времени, обязательно добавляли: «Свободу нынешним политзаключённым!».

К. Ларина Да, это было. Это было уже во время «болотного процесса», и в прошлом году это было.

И. Петровская А мне показалось, что это именно в этом году.

К. Ларина Нет, это было. Просто в этом году случилось пополнение, извини за такой циничный термин. Но тем не менее, случилось событие — московские протесты. Но это было. Кстати, в прошлом году все вспоминали Юрия Дмитриева, тоже говорили: «Свободу Юрию Дмитриеву!». К сожалению, дефицита политзаключённых у нас нет.

И. Петровская Мне тут подсказывают, что сообщение о смерти Владимира Буковского было на канале «Культура». Собственно говоря, хорошо.

К. Ларина Культурный человек.

И. Петровская Я ещё очень коротко, опять же, о неэфирном впечатлении. Я сейчас просматриваю большую конкурсную программу на соискание премии в области документального кино «Лавр». И там один из фильмов, который представлен в одной из номинаций — это фильм Сергея Лозницы «Государственные похороны», который целиком и полностью состоит из мастерски смонтированных фрагментов с государственных похорон — похорон Сталина, которые, судя по тому, какие там планы и крупные планы, снимали, наверное, лучшие на тот момент операторы страны. Причём не только в самом Колонном зале Дома Союзов, где проходило прощание, но и по всей стране.
Из этого складывается грандиознейшее полотно. Не только как прощались со Сталиным. Это даёт понимание вообще этой эпохи, которую пережили. Это невозможно передать словами — эти слёзы, эти лица, эти судьбы, которые отпечатаны даже на рыдающих лицах пришедших на прощание людей. Эти вздрагивающие плечи мужчин в военной форме.
Уверена, конечно, что это кино не попадёт в эфир. Но если где-нибудь вы увидите этот фильм… Ещё раз напоминаю: он длится 2 часа. Это как одно мгновение. Это и чукчи в чумах, и оленеводы, и разные там кочегары и плотники, кто угодно в разных частях страны — в Средней Азии, где угодно, которые замирают в этом траурном молчании, устраивают какие-то монументы, приносят венки к памятникам Сталину. Траурные митинги… Какие слова звучат там, на этих митингах. То есть по-своему это жизнеутвердающая картина, потому как всё ж таки похороны этого деятеля.

К. Ларина Как называется, ещё раз скажи.

И. Петровская «Государственные похороны» Сергея Лозницы, который до этого абсолютно в той же манере, как бы отстранённой, делал…

К. Ларина «Процесс».

И. Петровская «Процесс». До этого он делал «Событие», когда смонтировал всю хронику путча 1991 года в Питере. До этого он делал «Майдан».

К. Ларина «Майдан» он всё-таки снимал сам.

И. Петровская Там он и снимал, и хронику. Здесь понятно, что он не снимал.

К. Ларина «Процесс», конечно, тоже потрясающий фильм. Это про первый показательный политический процесс «Промпартии», если я правильно помню. То, что ты рассказываешь — сделано в такой же стилистике, когда он просто берёт огромнейший хроникальный материал, всю документальность, и перемонтирует её с какой-то совершенно своей собственной драматургией. Это, конечно, поражает. Там нет ничего нового — в смысле, ничего специально снятого, ничего постановочного, никакого закадра. Там всё настоящее, нутряное, как, судя по всему, и то, о чём ты рассказываешь — «Государственные похороны».

И. Петровская Там и чёрно-белая съёмка, и уже, естественно, цветная. Он переозвучивает это, но так, что ты даже не догадаешься. Ты слышишь эти сдержанные рыдания, слышишь периодически врывающийся женский буквально вой — женщин, которые как с родным отцом прощаются с этим человеком.

К. Ларина А почему не показать? Сегодня многие люди сталинского образца и подобия воспримут это всё за чистую монету. Там же нет никакого издевательского текста. Так же порыдают около экранов. Почему нет? Покажите людям. Пусть вспомнят счастливое время любви к вождю.

И. Петровская Понимаешь, отнюдь не так однозначно, что там ничего такого нет. Там всё такое есть. И это всё такое формируется в ходе замечательного, мастерского…

К. Ларина Это у тебя формируется, Ира.

И. Петровская Ну, не будем сейчас на эту тему спорить.

И.Петровская: Это какое-то абсолютное мракобесие, безумие

К. Ларина А для человека, который до сих рыдает, что «Сталина на нас нет», это будет настоящий реквием. Я в этой связи вспоминаю сатирическую песню про Путина. «Путин и Христос», помнишь? Алексея Кортнева и группы «Несчастный случай». «С нами Путин и Христос». Так вот это песня сатирического плана, которая была исполнена в спектакле.

И. Петровская Там, кстати, такой финальный аккорд, когда кто-то из тогдашних исполнителей… Тогда в моде были такие тенора или теноры — тот же Козин, вот я не могла опознать.

К. Ларина Козина, по-моему, в это время уже не было.

И. Петровская Да я сейчас не об этом. Во-первых, Козин дожил до наших дней. Я имею в виду, звучит песня в исполнении кого-то из тогдашних явно модных певцов. Вот это вот: «спи, мой воробушек…». И вот эта песня в этом исполнении идёт на кадрах, как народ уже стоит в очереди в Мавзолей, куда положен товарищ Сталин. И там, оказывается, тоже были слова про Сталина, который этого сыночка, возможно, каким-то образом прикроет своим крылом.

К. Ларина Я просто почему вспомнила про Козина — не потому что я не знаю, что он не дожил до глубоких седин, а потому что именно Сталин НРЗБ…

И. Петровская Всё верно. На записи это могло быть. Я не настаиваю, что это Козин. Я говорю, что это кто-то из тех, кто явно тогда исполнял подобные песни. Эту песню потом уже пела, по-моему, Толкунова, но, конечно, там не было никаких слов про Сталина.

К. Ларина Ты меня сбила, я хотела вспомнить аналогию с песней «Путин и Христос». Сначала она пелась как сатирическая, а потом правоверные путинисты и патриоты взяли её себе как гимн и на каких-то своих патриотических тусовках пели её на полном серьёзе. Так что видишь как? Я просто к тому говорю, что государственные похороны Иосифа Сталина могут для кого-то действительно стать настоящим реквиемом.
Но если всерьёз, то я знаю, где наверняка можно будет посмотреть. Пусть нас поправит наш Виталий Манский, но по-моему, фильмы, которые попадают в конкурсную программу «Лавра» и «Артдокфеста», он показывает в своём онлайн-театре. Надо просто следить за программой «Артдокфеста».

И. Петровская Не говоря уже о том, что «Артдокфест» состоится в первых числах декабря — по-моему, с 5-го по 11-е или 12-е в Москве.

К. Ларина И там уж точно покажут.

И. Петровская Наверное, покажут. Тут вот выпад в твою сторону: «Вчера Андрей Смирнов говорил, что его фильм — ни в коем случае не политика, а Ларина сейчас настаивает, что это политика».

К. Ларина Настаиваю. И вчера настаивала.

И. Петровская Я скажу так. Это не политика. Это история. Но это история, в которой каким-то невероятным образом (казалось бы, сколько лет прошло — больше 50), тем не менее, вот эти аллюзии, не лучшие впечатления от того, что происходит, пересекаются с сегодняшним днём.

К. Ларина Не то слово. Они просто попадают в самые болевые точки. Вот здесь-то и возникает главный интерес и главная эмоция, которая притягивает к этому фильму.

И. Петровская У нас новости!

НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.

И. Петровская Мы продолжаем «Человек из телевизора». Ксения Ларина, Ирина Петровская, Илья Крылов — все с вами, все на месте. Мне тут пишут, что песню «Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек, спи, мой звоночек родной» пела не Толкунова, а Анна Герман. Совершенно верно, спасибо вам за подсказку! Значит, идём дальше по нашему списку.

К. Ларина Да, давай поговорим про 2 хороших фильма, 2 важнейших фильма, которые сделали девушки на своих YouTube-каналах. Это, во-первых, Екатерина Гордеева «Норд-Ост 17 лет». И второй — это двухчастный документальный фильм, очень сильный, о котором мы уже немножко говорили — фильм Ирины Шихман про домашнее насилие «Бьёт — значит, бьёт».

И. Петровская Да, давай начнём просто по мере поступления. Хотя они примерно в одно и то же время. Фильм Кати Гордеевой. Во-первых, я отсылаю к большому разговору с Катей на прошлой неделе в субботу, как раз после нашего «Человека из телевизора». По-моему, с ней разоваривал наш Сергей Бунтман, и она рассказывала о том, как этот фильм создавался.
Тоже редкая работа, потому как «Норд-Ост», наверное, стараются забыть ещё больше, чем Беслан. Когда на прошлой неделе были, собственно, вот эти горестные памятные дни — пусть не круглые и не полукруглые даты — на федеральных каналах, опять же, ничего не говорили. А если где-то там и проскальзывало, то, как обычно: к дому на Дубровке, к театральном центру пришли люди и запустили белых голубей или шарики.
Здесь, конечно, самое важное — это и восстановление того, что там было, и попытка рассказать, что же там было, непосредственно людьми, которые в это всё попали. В том числе и знакомые нам — Светлана Сергиенко. Я, кстати, не знала, что она была там. Сама она успела убежать, а дочь, Саша Розовская, осталась там.

К. Ларина Там вся семья. Чтобы сориентировать людей: там вся семья, которую вот так разломили эти дни. Саша Розовская, которая была в числе заложников, ребёнком…

И. Петровская Ей было 14 лет.

К. Ларина Да. Её мама, Лана Сергиенко, как сказала Ира, успела покинуть помещение, но сама не знала, что ребёнка не вывезли. Это одна из самых трагических нот в фильме — что когда вывезли родителей, им сказали: «Ваших детей тоже всех вывезли». А их, оказывается, не вывезли. Потом Андрей Нечаев — отчим Саши и, соответственно, муж Ланы, и Марк Григорьевич Розовский — отец Саши. Конечно, когда это всё на примере одной семьи, это вспоминается особенно тяжело и пронзительно.

И. Петровская Да. Поэтому спасибо Кате Гордеевой, которая это вспомнила, частично реконструировала то, что там происходило, тот ад, в котором оказались люди, и поставила ряд вопросов, которые до сих пор всех волнуют: как такое стало возможно? Возможно ли было избежать этой массовой гибели людей? Понятно, что история не имеет… Как это называется?

К. Ларина Сослагательного наклонения.

И. Петровская Да, сослагательного наклонения. Но всё-таки это право и даже, я бы сказала, обязанность — наша и журналистов — задавать эти вопросы. Потому что потом, уже после, мы знаем, случился Беслан, и там жертв было в разы больше. Потому что никаких уроков из предыдущей трагедии сделано не было. И так же, как жертвы Беслана, жертвы «Норд-Оста» остались, по сути, наедине со своей бедой, со своими болезнями и теми травмами, и психологическими, и физическими, которые они получили во время этого штурма.
Опять же замечу, что это новое телевидение — телевидение, которое перебирается на YouTube, потому как все эти темы по-своему табуированы (теперь уже можно об этом говорить) в федеральном эфире больших телеканадов.

К. Ларина И журналисты, которые это делают, в основной своей массе тоже табуированы. Что тут говорить? Это люди, которых в телевизоре нет.

И. Петровская Совершенно верно. Но ничто не мешало бы этим федеральным каналам, например, попросить и показать какие-то работы, которые выходят в этой параллельной реальности. Как это, кстати, было. По-моему, правда, это был единственный случай. Ты помнишь — Меньшиков с Пугачёвой, которые вышли на YouTube-канале Олега Меньшикова. Он, кстати, мне кажется, как-то заглох в этой своей ипостаси.

И.Петровская: Никаких уроков из предыдущей трагедии сделано не было

К. Ларина Он не обещал нам быть там регулярно.

И. Петровская Не обещал, но, тем более, к сожалению, это прекратилось. Поэтому, в принципе, ничто не мешает показать это нам. Не нам, а тем зрителям, которые по каким-то причинам не имеют доступа к этому новому телевидению. Но нет, ты права. Потому что там поднимаются такие темы, которые сегодня нежелательны для массовой аудитории и массового ознакомления — в том числе, с недавними историческими событиями.

К. Ларина И второе кино, про которое тоже хотелось бы сказать несколько слов, поскольку мы посмотрели 2-ю часть. Это «Бьёт — значит, бьёт» Ирины Шихман. Вот Ира посмотрела целиком, как и обещала. Скажи, произвёл ли на тебя впечатление этот фильм?

И. Петровская Да, безусловно, на меня это произвело огромное впечатление. Как 1-я, так и 2-я часть. 2-я даже, может быть, в большей степени, потому что мы достаточно редко узнаём, что происходит в этих республиках Северного Кавказа. В частности, в Дагестане, где Ирина Шихман снимает 2-ю часть. Честно говоря, волосы дыбом встают и мороз по коже от того, что подобное насилие (не всегда даже физическое насилие — наверное, страшнее даже вот это моральное насилие и абсолютное бесправие, дискриминация женщин) присходит в начале XXI века практически у нас под боком. Там очень важное свидетельство, на мой взгляд, очень смелых женщин, которые проживают в Дагестане, и комментарии по этому поводу, в том числе Екатерины Шульман…

К. Ларина И Оксаны Пушкиной.

И. Петровская Оксаны Пушкиной, совершенно верно. ...как это происходит и что с этим делать. В общем, в принципе, ответа на этот вопрос и нет — что с этим делать?

К. Ларина Кстати, мы знаем, что Оксана Пушкина пробивает (пока безуспешно) этот закон о домашнем насилии в Государственной Думе. И удивительно (кстати, в фильме об этом сказано), что главные противники этого закона не мужчины, а женщины. Она вспоминает ту же Тамару Плетнёву, которая сама подвергалась насилию и в детстве, и во взрослом возрасте. Муж её бил, она сама это признаёт. Но вот эта упёртая мантра, что семья — это семья, это дело семьи, не ваше дело, никуда не суйтесь и не лезьте — это, конечно, поразительно.
Понимаешь, они это всё объясняют какими-то мифическими «укладами». Типа, это уклад такой. Вот тут, на Кавказе и в Дагестане, уклад такой. И в России этот православынй домострой — это уклад такой.

И. Петровская Да, и не надо лезть. Деды терпели, матери, бабки, отцы — и вы потерпите. Тем более, как говорит Плетнёва, «в нашей ментальности как поссорились, так и помирились». А то, что в ходе этих ссор калечат женщин, калечат детей, вплоть до отрубания кистей, как у одной из героинь первой части — всё равно потом пришьют и как-нибудь помирятся.
Это какое-то абсолютное мракобесие, безумие. Ты действительно понимаешь, что деваться жертвам, особенно в таких замкнутых клановых республиках с НРЗБ уставами, как Северный Кавказ… Либо реально либо убьют дома, твой собственный отец, понимающий позор семьи так, а не иначе. Даже если над дочерью произвели насилие, так он лучше убьёт дочь, чем признает, что это произошло вовсе не по её вине. Точно так же это происходит и здесь, в России, когда часто, особенно юным женщинам, девушкам, просто реально некуда податься.
Хорошо хоть, об этом сейчас хотя бы заговорили. Возникают центры. В том же Дагестане мы видим руководительницу центра защиты материнства и детства, которая всеми силами пытается помогать жертвам реального домашнего насилия — не только женщинам, но и детям.

К. Ларина Они создают кризисные центры, снимают какие-то помещения для того, чтобы укрыться женщинам, которые подвергаются насилию. Но каждый раз всё время поражаешься, что очень много женщин сами возвращаются опять туда же, к своему насильнику. Поразительный эпизод, когда, если ты помнишь, к одной из женщин приехал муж, забрал её из кризисного центра — в Махачкале по-моему, в Дагестане. И они видели в окошко, как она села в машину, и он уже в машине стал её бить. В машине, даже не отъехав от стен этого дома, который ей укрыл. Это, конечно, жуть. Просто жуть.
А сколько страдает женщин в респектабельных, богатых семьях. Кстати, там была ещё важная мысль, которую редко кто упоминает, обсуждая эту тему — что насилие никак не связно с социальным статусом человека, с его образованием. Это могут быть и какие-то асоциальные семьи — с самого дна, что называется, алкоголические, когда напились и подрались. А могут быть и вполне себе респектабельные люди, олигархи, с пароходами-заводами, про которых никто никода не подумает, что он там дома избивает жену. То, о чём говорила и певица Наргиз, и вот эта девушка, по-моему, из Екатеринбурга — жена одного из известнейших бизнесменов, который является и филантропом, и спонсором, и меценатом, и содержит, в том числе, кризисный центр для женщин, пострадавших от насилия, а сам избивает собственную жену. Вот что это, скажи?

И. Петровская Больше того, мы с тобой тоже знаем некоторые примеры из какого-то ближнего круга. На иных домашних насильников сроду не подумаешь, что эти обаятельные, прекрасные (на людях) люди, просто само очарование — на самом деле жуткие тираны и сатрапы, которые тиранят и свою жену, и своих детей. Буквально выносят мозг.
Даже необязательно поднимать руку — можно довести до белого каления, до срыва, до отчаяния именно выносом мозга и стремлением подчинить жизнь другого человека своим представлениям, часто абсолютно мракобесным, своему укладу, своим представлениям о том, как надо жить, запретами на какой-то выбор, на самостоятельность своей жены и своих детей. Детей — в выборе профессии, жены — в выборе работы, не знаю, вплоть до того, куда пойти. И это не менее — может, чуть менее, потому что без членовредительства — ужасающая форма домашнего насилия. А никогда не подумаешь. Бывает, что чудо какие обаятельнейшие мужчины окружают — и нас в том числе.

К. Ларина Резюмируя, скажем Ире Шихман огромное спасибо за то, что подняла эту тему. Было видно, насколько она сама поражалась каким-то вещам. Для неё это было просто откровение — такие страшные, жуткие тайны, связанные с обычной семейной жизнью в мирное время. Кстати, возвращаясь к «Артдоксети», к «Артдокфесту»: я знаю, что 2 фильма Ирины Шихман есть в конкурсной программе «Артдоксети». Имейте в виду. Эти фильмы, которые на конкурсе «Артдоксети», то есть которые выходят именно на YouTube-каналах, можно смотреть на сайте «Артдокфеста». Обратите внимание. Ира, надо всё-таки сказать про премьеру Евгения Киселёва. Человек же старался.

И. Петровская Ну конечно, да, вот слава Богу. Я лично считаю, что молодцы все, кто осваивает эти новые для себя форматы. Особенно после того, как они долгое время царили в привычных телевизионных форматах. Тем не менее, они испытали и испытывают потребность выйти и на эту аудиторию. Мне кажется, тоже важная тема, особенно в свете того, как у нас подают любую украинскую тематику. Лично мне было очень интересно услышать людей, в том числе, которых я лично знаю. Журналистов, которые уехали. И сам Женя Киселёв, как мы знаем, уже давно покинул родину.

К. Ларина Уже больше 10 лет.

И.Петровская: Это не политика. Это история

И. Петровская Да, живёт и работает там. Кстати, я с изумлением обнаружила (даже не сразу узнала и поняла, что просто не задавалась вопросом, где она) Машу Гайдар.

К. Ларина После долгого перерыва она там появляется, обратите внимание.

И. Петровская Да, оказывается, она тоже уже давно там обосновалась. То есть я знала, что она уезжала, но была уверена, что она сюда вернулась.

К. Ларина Она же получила гражданство, когда уезжала по приглашению, по-моему, Саакашвили. Получила гражданство, работала в Одессе, мы помним, а потом как-то исчезла. Когда Саакашвили исчез оттуда, и она исчезла. Но видишь, она, по-моему, очень выросла — в смысле, как личность. Стала такая интересная женщина, взрослая.

И. Петровская Там все персонажи интересные — и уже не самые молодые, и молодые.

К. Ларина Матвей Ганапольский, Айдер Муждабаев…

И. Петровская Да. По разным причинам — кто-то по политическим, кто-то потому что здесь просто стало душно. Например, тот же Матвей, помимо того, что он уехал работать в более свободной среде, ещё и фактически вернулся на свою родину. Он сам с Украины. И просто неизвестные мне люди — кто-то оказался там по романтическим обстоятельствам.
Называется «Понауехавшие» — как альтернатива понаехавшим. Самое главное, что из всех их свидетельств — никто не говорит, что они сразу попали в рай земной — но складывается образ нормальной страны, где люди могут работать, могут дышать, и нет там никаких, как у нас регулярно (не то что регулярно — каждый день) несут в федеральном эфире, страшных нациков, бандеровцев под каждым кустом и вообще вот этих условий, при которых находиться там опасно для жизни. Нормальная, вкусная (в смысле вкусно кормят), тёплая (в смысле климата) страна, в которой есть воздух.

К. Ларина Живая среда. Надо добавить ещё Илью Пономарёва, Машу Максакову…

И. Петровская Да, множество. Целая галерея.

К. Ларина И, конечно, фильм сделан профессионально. Что тут говорить — человек умеет работать в телевизоре, знает, из чего, из каких кусков сшивается это профессиональное одеяло. Смотреть за этим очень интересно. Называется канал «Кисельные берега». Не знаю, мне кажется, я бы назвала какие-то другие берега. «Кисельные» — в этом есть что-то такое… Какие там — молочные реки и кисельные берега?

И. Петровская Ну да. Ну, обыграна фамилия.

К. Ларина Только мы бы, как девочки, посоветовали бы Евгению Киселёву поменьше переодеваться в кадре. Что позволено девочкам, мужчине всё-таки как-то не очень свойственно.

И. Петровская Я бы ещё посоветовала Жене Киселёву чуть-чуть изменить свой образ. Хотя бы чуть-чуть. Во-первых, и в одежде — необязательно постоянно быть «пиджачным». Мне кажется, может быть, это тоже чуть-чуть повлияет на изменение этого имиджа.

К. Ларина Но здесь у него были такие странные наряды. Ты видела? Он шёл там — какая-то навороченная дизайнерская рубаха всех цветов на свете, очень яркая. Другая рубаха была гавайская, в таком майями-стиле. Третьим был какой-то розовый пиджак из Нулевого канала. Там всё было по-разному. А какой образ тебе бы показался правильным?

И. Петровская Мне кажется, есть такая идиотская фраза «будьте проще, и люди к вам потянутся». Вот проще во всём. Не надо такой многозначительности, заглядывания куда-то в небеса. Помнишь, Алексей Пивоваров и Тихон Дзядко в этой программе «На троих» первоначально были как два…

К. Ларина Как два кагэбэшника.

И. Петровская Два из одного ларца. Они были в пиджаках, в одинаковых рубашках. Ну, в костюмах. Выглядело это довольно дико. В результате потом они уже как-то нормально… И то они сидят в студии, а Женя всё-таки гуляет по улицам, приезжает к своим героям. Поэтому мне кажется, что здесь можно обойтись без вот этого пиджачно-значительного…

К. Ларина Вот что я бы сказала, Ира. Поскольку он тут всё время меняет, извини за выражение, образа в этом фильме — то в одной рубашке, то в другой, то в пиджаке, то без — я бы всё-таки на чём-нибудь остановилась, чтобы было единство стиля. Потому что даже тот же Юрий Дудь (давай всё-таки возьмём его — у нас есть как бы эталон) никогда не переодевается в кадре. Если он пришёл на передачу, делает её, пишет передачу с героем, он выглядит так, как будто они всю программу, 2 с лишним часа, просидели в этой студии и никуда не выходили. Такое должно быть ощущение. А здесь возникает ощущение такой нарезки, когда люди всё время переодеваются. Кстати говоря, в фильме «Норд-Ост» у Кати Гордеевой, как мне кажется, тоже такая ошибка. Она там в каждом сюжете в разных нарядах. Мне кажется, это не очень правильно.

И. Петровская Там хотя бы понятно, что это снималось на протяжении какого-то времени. Возможно, люди в этот момент просто не думают о том, в какой предыдущей кофточке они снимались. А надо думать. Иначе вспоминается всё тот же бессмертный и великий Жванецкий: мальчик вздрогнул и старше стал, потому что через 8 лет переснимали. К сожалению, мы опять должны…

К. Ларина Собчак переносим на следующую неделю. Возьмём Собчак кучно, давай? На следующей неделе.

И. Петровская Да, тем более, что 7 ноября — я прочитала и изумилась…

К. Ларина Интервью с Лениным.

И. Петровская Да, Ксения Анатольевна Собчак будет брать интервью у Владимира Ильича Ленина. Тут уже мысль о медиумах, Мавзолее, катафалке.

К. Ларина Да, кстати, я брала интервью у Ленина.

И. Петровская Ну, вот это и видно. Это влияет. Называется «она Ленина видела».

К. Ларина Видела, видела. Помню, блюдце крутили, с Лениным разговаривали.

И. Петровская Ксения Анатольевна тоже увидит Ленина. Давайте сохраним эту интригу. Это канал ТВ-3, 7 ноября. Посмотрите — потом обсудим в субботу. Уходим!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире