'Вопросы к интервью
К. ЛАРИНА 11:15, начинается наша телевизионная радиопрограмма, посвящена она телевидению, как вы понимаете. Сегодня у нас целая компания в гостях. Дарья Рыжкова руководитель дирекции документального кино канала НТВ. Здравствуйте, Даша.
Д. РЫЖКОВА Здравствуйте.
К. ЛАРИНА Лена Карцева режиссер. У меня здесь нет в программе, кстати.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Теперь Немых.
К. ЛАРИНА Немых фильмов?
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Немых фильмов, да-да-да
К. ЛАРИНА И автор, репортер, корреспондент Александр Зиненко.
А. ЗИНЕНКО Доброе утро.
К. ЛАРИНА У меня здесь написан еще Константин Точилин, автор фильма «Не очень смешная история». История, видимо, была, действительно, не очень смешная
Д. РЫЖКОВА «Почти смешная история».
К. ЛАРИНА Это кино уже прошло накануне 1 апреля. Видимо, Точилину уже неинтересно про это говорить, отснял и забыл.
Д. РЫЖКОВА Он просто очень занят, он работает в информационной службе на «Личный вклад» программу, которая выходит как раз по субботам.
К. ЛАРИНА Понятно. А вот Александр Зиненко представит сегодня свой фильм «Чемодан. Вокзал. Россия», который будет по телевизору когда?..
Д. РЫЖКОВА В среду, 7 числа.
К. ЛАРИНА Это документальное кино, Лена, вот что я сейчас спрошу у тебя, или это передача?
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Это не передача точно, я буду за это биться со всеми документалистами нашей страны. Просто это, конечно, адаптированный телевизионный вариант. И я не буду настаивать, что это чистое кино, это, конечно, телевизионный продукт, там очень много информации.
К. ЛАРИНА Я так рада тебя видеть.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ С Ксенией мы тоже, кстати, делали в свое время документальный проект, но это передача была, «Ближний круг», и там все-таки раз в неделю был выход. Я помню, как нам было сложно, заметь, хотя там тоже были архивы и все такое. Нет, здесь это такая полноценная, конечно, работа, потому что, во-первых, полгода работы, раскопок, каких-то написаний, потом сценарий писала Маша Слоним, это о чем-то говорит. И многие герои, в общем, были накопаны, принесены Я считаю, полгода прошло с момента начала работы, первого нашего разговора, и выхода в эфир.
К. ЛАРИНА Давайте вспомним, отдадим должное ветеранам телевизионного эфира, я имею в виду прежде всего канал НТВ, который был родоначальником этого жанра на нашем телевизионном экране, когда корреспонденты стали снимать полнометражные документальные фильмы. Давайте на этом остановимся, раз так режиссер говорит, значит, это документальное кино. Сейчас этот жанр растащили по всем телевизионным каналам. Мы видим везде все эти приемы, которые были изобретены в недрах первой компании НТВ, НТВ первый, что называется. Но все равно, мне кажется, это очень важно, что на НТВ вернулись к этому жанру. Потому что сначала был какой-то период растерянности, достаточно долгое время ничего этого не возникало. Еще я хотела уточнить. То, что вы снимали еще на том НТВ, это чье теперь, это тоже энтэвэшное или это кому-то отдали все?
Д. РЫЖКОВА Все фильмы «Новейшая история» это все производства НТВ, это все принадлежит НТВ, они повторяются время от времени. На них очень интересно смотреть, потому что некоторые из них, которые казались необыкновенно интересными, новаторскими, дерзкими, они удивительно устарели. Потому что все очень быстро идет вперед.
К. ЛАРИНА Вот тогда я вновь повторяю вопрос, который я Лене задавала. Тогда какое же это кино документальное, если это все быстро устаревает. Тогда это, наверное, программа на злобу дня, что называется.
Д. РЫЖКОВА А кино устаревает точно так же, как все остальное, особенно если оно не безумно талантливое. Очень талантливое документальное кино, наверное, не устареет никогда.
К. ЛАРИНА Вот «Обыкновенный фашизм», если мы говорим о нашем кино.
Д. РЫЖКОВА Естественно.
К. ЛАРИНА Я думаю, что вряд ли оно когда-нибудь устареет.
Д. РЫЖКОВА Но мы говорим сейчас все-таки о телевизионном документальном кино. Конечно, эту поправку нужно делать, потому что иначе нас, действительно, съедят все документалисты великие, которые очень относятся ревностно к телевизионщикам. Потому что, конечно, телевизионщики залезли на их поле. Но, с другой стороны, мы показываем эти фильмы в телевизионном окружении, рядом с нашими ток-шоу, новостями, мы должны приспосабливаться и к ритму, и к темпу, к зрителю телевизионному. Невозможно вывесить плакат «Долой зрителя» и показывать элитное кино, потому что мы все равно работаем для зрителей.
К. ЛАРИНА Но это все равно по мотивам каких-то репортажей? К Александру, наверное, вопрос. Тему вы как придумываете?
А. ЗИНЕНКО Это, скорее всего, очерки, все зависит от формы, от формата, от того, сколько времени в эфире дают нам. А все, действительно, начиналось с очерка в 98-м, еще при Олеге Добродееве я сделал первую программу про самодеятельность в зоне, еще 15 минут всего лишь. И Олег Добродеев сказал, что будем ставить в сетку.
К. ЛАРИНА Т.е. это случайно родилось, то, что называется жалко материал.
А. ЗИНЕНКО Абсолютно случайно. Потому что у нас была рубрика «Специальный репортаж», максимум 5 минут, максимум, а здесь 15. Вот так и появилась, собственно говоря, профессия репортер. С этого все и началось.
К. ЛАРИНА Значит ли это, что любой репортер в состоянии сделать такой полнометражный по времени документальный фильм.
А. ЗИНЕНКО Не мне об этом судить.
Д. РЫЖКОВА Любой, не любой, я думаю, что, если он захочет и начнет вникать и учиться, безусловно, сможет. Потому что информационный репортер обладает очень четким ощущением того, что интересно зрителю, именно телевизионному зрителю. Это совершенно бесценная вещь. Т.е. даже когда мы приносим какие-то готовые сценарии, корреспондент, который становится ведущим и автором фильма, он вносит свои какие-то уточнения, иногда они очень помогают. На канале есть несколько людей, которые уже работают, они уже понимают, что такое ни 5 минут, ни даже 20, а уже 44 минуты. Таких как Зиненко, мало, очень мало.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Саша, на самом деле, прошел уже очень большую школу, долгий путь. Вот та работа, которая будет в среду, это результат длинного пути какого-то.
К. ЛАРИНА «Чемодан. Вокзал. Россия». Конечно.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Во-первых, конечно, я хочу добавить, я с режиссерской точки зрения смотрю, Саша это то, что называется креатив, у нас с ним работа креативная.
К. ЛАРИНА Ты объясни людям, что это такое.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Креатив это когда каждый вносит некую лепту в фильм.
А. ЗИНЕНКО Очень хороший, крепкий творческий союз.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Союз, да, скажем так, длительный, не всегда ровный, мы и ругаемся, и миримся. Но что мне нравится? Ни я его не могу задавить по-режиссерски, что очень может быть, ни он меня по-авторски не может задавить.
А. ЗИНЕНКО Сопротивляется.
Д. РЫЖКОВА Ни я их не могу задавить по-продюсерски.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Тем не менее из-за этого взаимоотношения получается некий продукт другого качества просто.
К. ЛАРИНА Мы с вами пока еще не назвали еще одну профессию, которая является тоже одной из основных, если мы говорим о жанре документального кино. Режиссер, автор, продюсер. А оператор? Оператор у вас присутствует вообще как креативная фигура?
А. ЗИНЕНКО Безусловно. Без оператора вообще ничего не было бы.
Д. РЫЖКОВА Картинки не будет просто.
А. ЗИНЕНКО Кина не будет.
К. ЛАРИНА Или он просто исполнитель вашей воли, автора и режиссера?
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ В документалистике Саша тут добавит у нас замечательная команда, нам очень повезло, так сложилось, что на НТВ в катушке есть человек
К. ЛАРИНА Где?
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Катушка, энтэвэшная катушка это известная вещь, новостная катушка. Это человек, который сегодня снимает пожар с утра, днем балет, вечером документальное кино, а ночью, например, киношные ролики.
К. ЛАРИНА Универсалы.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ В общем, это ноу-хау НТВ, которое, как мне кажется, изжило себя. Потому что в свое время это специально замышлялось, это была такая идея, привести киношных операторов, поставить их на новости и изменить картинку новостную. Они сделали прорыв в свое время, в 96 году, я это наблюдала просто. Сейчас это немножко устарело, потому что все равно, понимаете как, чудес-то не бывает, и человек и сбивает ритм, и руку, и все остальное. Нам достаточно сложно работать, потому что, во-первых, не все любят это. Это нужно отдаваться, знаете как, это не просто пошел, на паркете ножками постучал и пошел на покой, вообще выключил голову. Это человек, который думает все время, человек, которому мы даем сценарий. Я хочу назвать Александр Стволин, это наш бессменный оператор, человек с понятием кино рожденный, со вгиковским образованием, это, конечно, априори, и с киношным менталитетом, человек, который несколько фильмов сделал, тоже начинал как спецрепортаж, Саша добавит. И звуковик замечательный Эдуард Рыбин. Саша, наверное, скажет еще.
А. ЗИНЕНКО Я могу добавить. Да, действительно, без оператора ничего не получится. Одно дело, когда есть сценарий, по этому сценарию работают все.
К. ЛАРИНА А тут нет сценария?
А. ЗИНЕНКО Другая история, когда нет сценария. Вот я с осени планирую возобновить свой цикл документальный, мой и, естественно, Карцевой, она же Немых, «Однажды в России». Это такие истории, человеческие истории, зарисовки, сюжеты. Здесь не может быть сценария как такового. Мы говорили про работу оператора. Да, должен быть сюжет, должна быть тема интересная, автор должен быть. Но без операторских наблюдений ничего не будет, ничего не получится.
К. ЛАРИНА Я, кстати, вспоминаю, опять же возвращаюсь к самому понятию этого жанра, документалистики телевизионной, не знаю, согласитесь вы со мной или нет, но то «Совершенно секретно», которое было при жизни Артема Боровика, оно как раз шло по этому пути. Вот все их программы, вспоминаю, это были все-таки не передачи, это были документальные фильмы, посвященные одной конкретной теме.
Д. РЫЖКОВА Они и сейчас продолжают это делать. У них был недавно роскошный совершенно фильм о Юрии Гагарине.
К. ЛАРИНА Тоже в «Совсеке»?
Д. РЫЖКОВА Производство «Совсека». Так что, в принципе, на этой ниве трудятся многие более-менее успешно, но…
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Мы, кстати, очень следим за работами друг друга, очень следим, смотрим, я думаю, что все остальные делают то же самое.
К. ЛАРИНА Сейчас очень сложно следить, потому что на всех каналах это все есть.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Я понимаю, Ксения, тем не менее, примерно мы представляем кто и что где делает. Мы этим занимаемся, мы это обязаны делать.
А. ЗИНЕНКО Делают примерно одни и те же люди.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Одни и те же люди, поверь мне.
К. ЛАРИНА Которые вышли из НТВ?
А. ЗИНЕНКО Не обязательно.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ «Совсек», я считаю, кстати, может быть, «Совершенно секретно», «Совсек», так мы его зовем, я считаю, достаточно серьезный игрок на этом поле. Во-первых, потому что они достаточно стабильно делают программы. Пускай можно называть программами. Они могут быть где-то небезупречны. Но кто безупречен?
Д. РЫЖКОВА У них есть очень хорошие фильмы. А мы должны смотреть за тем, что делают другие, потому что нам нужно делать то, что не делают другие. Фишкой НТВ всегда было делать то, что не делают другие, быть неким законодателем моды. Во всяком случае, в этих фильмах «Новейшая история», мы когда их задумывали только, нам все говорили: это не «Новейшая история». Потому что мы придумали, что это будет «Новейшая история водки», «Новейшая история джинс», «Новейшая история юмора»
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Понятий.
Д. РЫЖКОВА У нас там еда будет и так далее. И нам все говорили: это не «Новейшая история». Тем не менее мы сделали, тем не менее это смотрится все-таки как новейшая история.
К. ЛАРИНА А если говорить о так называемой репертуарной политике. Каким-то образом стратегически выстраивается. Вот вы сейчас назвали несколько тем
Д. РЫЖКОВА Мы придумали вот этот цикл, который мы назвали «Легенды и мифы страны советов» или советской жизни, как угодно. Идея была в том
К. ЛАРИНА У меня все в голове перепуталось. А сейчас вот то, что делала Листова с гостиницей
Д. РЫЖКОВА «Советская империя».
К. ЛАРИНА То же самое.
Д. РЫЖКОВА Они очень похожи, но они делают о каких-то таких
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Ксения, самое удивительное, что никто не договаривался. Т.е. мы начали одновременно делать примерно одно и то же.
К. ЛАРИНА Идеи витают в воздухе.
А. ЗИНЕНКО Вот в этом главная проблема. Потому что возникла некая мода на историю, на осмысление нашей истории. Это мода.
Д. РЫЖКОВА Которая, кстати, пройдет.
А. ЗИНЕНКО В каком-то смысле это уход от действительности. На самом деле, все делают новейшую историю.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ И кто во что горазд.
Д. РЫЖКОВА Поэтому мы решили сделать такую некую хулиганскую «Новейшую история».
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Намеренно.
Д. РЫЖКОВА Когда мы сделали Сашин фильм, который вышел осенью, «Война в стакане», историю алкоголизма и вообще водки в России, кто-то сказал, что это новейшая история в комиксах. Мы делаем это намеренно. Мы не хотим относиться к истории очень серьезно, на цыпочках, с придыханием, мы говорим, что мы можем хулиганить, мы можем выдвигать свои какие-то гипотезы, мы не учебник истории.
К. ЛАРИНА История пьянства и алкоголизма это очень серьезная вещью.
А. ЗИНЕНКО Антиалкогольная кампания, полной собрание антиалкогольных кампаний. Кстати говоря, если уж об этом зашел разговор, то такие эксперименты, они возможны только на нашем канале. Вот нам дают возможность заниматься экспериментами.
К. ЛАРИНА А вот как, Александр, все-таки то, что близко лежит, что называется, или необходимо для того, чтобы собрать такое большое, полнометражное кино, все-таки специальные делать выезды, специальные командировки, для того чтобы собрать как можно больше материала.
А. ЗИНЕНКО Конечно.
К. ЛАРИНА Есть такая возможность?
А. ЗИНЕНКО Пока есть.
К. ЛАРИНА Я, правда, не видела про антиалкогольную кампанию кино, но мне было бы интересно, не знаю, было это в фильме или нет, узнать и вспомнить о трагических случаях, связанных с антиалкогольной кампанией горбачевской. Я имею в виду не отравления всякими денатуратами, а то, что происходило с людьми, которые виноградниками всю жизнь занимались.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Это и было. Мы нашли героя как раз. Там тоже замечательный сценарист работал.
Д. РЫЖКОВА Трагическую судьбу абсолютно
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ И раскопки были такие проведены. Просто дело в том, что новейшую историю, действительно, очень сложно делать. Потому что здесь без сценария не обойдешься, нужна историческая фактура. Мало того, вот то, что Дарья, мы с ней в начале сезона обсуждали, это было, действительно, очень сложно. Мы сейчас понимаем, задним числом, насколько это было сложно. Потому что сделать о понятиях, Ксения, гораздо сложнее, чем о событии и человеке. Это нужно, мало того, что собрать все факты, их нужно, знаешь, иметь какие-то хулиганские мозги, чтобы это собрать в некий фильм.
К. ЛАРИНА Кто-то сейчас тоже будет это делать Кто заявил эту тему? Кто-то из ваших опять же. Лобков, по-моему.
Д. РЫЖКОВА Он будет историю идей делать.
К. ЛАРИНА То же самое.
Д. РЫЖКОВА Он делает научно-популярное кино. Мы когда с ним долго спорили, какое кино ему интересно, потому что мы говорили про историю юмора, он говорил, что ему это неинтересно, ему интересно было бы что-то такое, чего никто бы не знал. Он тяготеет к научно-популярному кино. Он делает это прекрасно. Он будет делать историю идей.
К. ЛАРИНА Вот к вам еще одна присоединилась девушка. Знакомая вам девушка?
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Да.
К. ЛАРИНА Это Ксения Туркова, которая сейчас с новостями вас познакомит. Потом мы продолжим нашу телевизионную радиопрограмму. Напомню, что сегодня в гостях у нас представители канала НТВ. Дарья Рыжкова руководитель дирекции документального кино. Корреспондент, режиссер, автор Александр Зиненко. И режиссер Елена
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Карцева-Немых.
К. ЛАРИНА Карцева тире Немых. Такой Мамин-Сибиряк получился. Продолжим передачу после новостей.

К. ЛАРИНА Напомню, что сегодня мы говорим о документальном кино на конкретном канале, на канале НТВ. Пейджер 961-22-22, для абонента «Эхо Москвы». Как всегда, пейджер производит самое сильное впечатление на наших гостей. Обычно мы не даем читать пейджер тем, кто приходит по ту сторону пульта, поскольку это очень сильно отвлекает от программы, от эфира. Но сегодня я забыла выключить, так что Карцева там сидит, читает. Читайте-читайте. Вопросы присылайте, уважаемые господа телевизионные зрители и радиослушатели. А пока я хотела бы Александра попросить все-таки несколько слов сказать о фильме «Чемодан. Вокзал. Россия». Кто, куда, зачем едет? Про что кино-то?
А. ЗИНЕНКО Про что кино? Да Легче снимать, чем говорить. Это 5 историй, 5 новелл о людях, которые в разные исторические периоды по разным совершенно причинам вернулись в Россию или в Советский Союз. Как угодно.
К. ЛАРИНА Возвращенцы.
А. ЗИНЕНКО Да. Это вот такое некое исторические полотно получилось, в котором таким причудливым образом перемешались судьбы абсолютно разных людей, абсолютно разные мотивы. Мотивы высокие Как говорит один герой, почему вернулись его родители, белые эмигранты. Они хотели служить. Идея служения родине. Абсолютно забытые слова. В этих словах некий шум времени. Служение родине. Мотивы приземленные. Допустим, почему человек вернулся, почему герой вернулся. Он был невостребован в Израиле в том же, он себя сравнивает с аккордеоном. Зачем в Израиле аккордеон?
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Саша, ты сразу говорил, куда он вернулся.
А. ЗИНЕНКО Он вернулся в Биробиджан.
К. ЛАРИНА Там нет ни одного еврея.
А. ЗИНЕНКО Не просто в Биробиджан. Он вернулся в исправительную колонию, в которой он проработал 10 лет и потом уехал в Израиль. И потом вернулся на то же самое место. И продолжает ту же самую работу с трудным подростками, которые там отбывают наказание. Поэтому мотивы абсолютно разные. Трудно говорить, что получилось, но вот все-таки давайте посмотрим в среду, в 22:40.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Получилось очень интересно. Вот я скажу, что дает историческая документалистика, какой шанс. В общем, мы могли бы сделать «Однажды в России», например, или какой-то цикл, не важно, документальный, несколько историй разрозненных, не соединяя их. Здесь была задача соединить 5 историй. Ксения, я скажу так. Мы с трепетом к этому подходили, потому что всегда есть риск, в огороде бузина, а в Киеве дядька. Но когда они сложились Я вчера делала первую презентацию. Я обычно мучаю своих родственников, показываю мужу и ребенку, ребенок уже большой, поступает в этом году. Так вот я хочу сказать, очень интересная была реакция. Они посмотрели и говорят: ничего себе Ощущение сюрности нашей страны, безусловно, некой магии, безусловно, и вот, может быть, не больших слов ностальгия, любовь к родине, но что-то такое особенное у нас с родиной есть. Это точно. И вот когда материал сам за себя Когда в монтаже я не знаю, как это сформулировать, когда он сам прет, что называется. Он вдруг сложился так, как мы, может быть, не очень и хотели. Потому что, мне кажется, кино-то, оно складывается где-то там наверху, и дальше просто я должна понять паззл, в какой паззл, найти кусочек, поставить, чтобы картина сложилась. Удивительные вещи там. Во-первых, допустим, мы не хотели, но зона прошла просто красной нитью. Она шла и шла. И мы попытались передать наши ощущения вот этой нашей странной родины, которую они все любят, эти люди. Хотя родина со многими обошлась совсем некрасиво, так скажем.
К. ЛАРИНА Все-таки главный мотив это невостребованность или, действительно, хочется сюда
Д. РЫЖКОВА Мы когда начинали этот фильм, рабочее название было «Роман с родиной». Потому что мы подумали о том, что люди возвращаются, потому что у них есть такие сильные чувства, которые очень похожи на любовь к женщине или любовь к мужчине, абсолютно то же самое, те же надежды, что тебя любят, то же негодование, почему тебя отвергают, те же надежды, что ты востребован. Т.е. абсолютно те же самые чувства. Ни какой-то пафос и патриотизм, а абсолютно любовь. И каждый из героев показал, что это так. Кому-то нужны были родные стены, кто-то хотел быть востребованным, кто-то хотел служить. Совершенно это, действительно, какая-то магия.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Магия, ей-богу. Это сложно передать. Хотя очень интересный фильм был даже с точки зрения хроники. Я хочу отметить, у нас работает потрясающая девушка Катя Головня, это редактор по архивам, такое скромное название. Но ту хронику, которую она принесла А мы ей сразу сказали ты понимаешь, хроники сейчас море на каналах. Когда ты ее еще постоянно смотришь, ты понимаешь, что называется, эксклюзив хроники, ты начинаешь это чувствовать. Катя молодец. Она принесла нам такие фильмы и такие знаки времени Мало того, я пыталась максимально дать не с переосмыслением нашим хронику, это понятно, а вот какие-то кусочки того времени, с тем текстом, с тем дикторским Вообще скажу, на моих родственников это произвело, наверное, самое сильное впечатление, фантастическое. Например, хроника 70-х, когда просто за людей переозвучивают, что они говорят.
К. ЛАРИНА Это «Фитиль» так снимался в то время, когда все были переозвученные персонажи.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Документальный «Фитиль» А здесь это пропагандистское такое кино Удивительно. Вообще интересно, как делалась пропагандистская хроника, потому что в основном были такого рода фильмы, в нашей, например, картине, фильм «На родину» 46-го года, агитка такая: ребята, возвращайтесь, вас ждут. Это потрясающее впечатление производит. И потом реальная история, что же произошло. И вот эти совмещения, как снималось и что было на самом деле. Удивительные ощущения.
К. ЛАРИНА Вы, конечно, все равно, вольно или невольно, попадаете в тему сегодняшнего дня, который уже на уровне госзаказа. Это вопрос патриотического воспитания и любви к родине, который обсуждается на всех уровнях нашей уважаемой вертикали. И уже потихонечку, не знаю, как вы к этому отнесетесь, но вы готовы к заказу, что называется, или будете противостоять этому? Наверное, к Дарье этот вопрос.
Д. РЫЖКОВА Этот фильм мы же сделали не по заказу.
К. ЛАРИНА Я понимаю. Это случайно получилось.
Д. РЫЖКОВА Просто нас это волнует.
А. ЗИНЕНКО Все так говорят.
Д. РЫЖКОВА Посмотрим.
А. ЗИНЕНКО Хотелось, действительно, сделать без пафоса, без затертых высоких слов о любви к родине. Действительно, хотелось.
К. ЛАРИНА Но получилось о любви к родине.
Д. РЫЖКОВА Абсолютно.
К. ЛАРИНА Т.е. это возможно. Вот я к чему веду.
А. ЗИНЕНКО Наверное, получилось. Но вот этой легкой аналогии, то, о чем говорила Дарья, роман с родиной, нет этой аналогии, она не получилась, потому что да, хотелось бы, как мужчина уходит от женщины, потом он к ней возвращается, у них возникают опять чувства Нет этой аналогии. Потому что у нас символ у нас все-таки родина-мать.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Саша сразу сопротивлялся, это, говорит, инцест.
К. ЛАРИНА А если говорить, простите, я сразу другую модную тему вам предлагаю для обсуждения армейскую. Вот здесь можно что-нибудь подобное найти и показать я боюсь всяких ужасных слов, которые я слышу с официальных телеканалов вы понимаете, про что я спрашиваю. Показать человека, скажем так.
Д. РЫЖКОВА Конечно, можно.
К. ЛАРИНА Не бегущего человека оттуда, а человека, который хочет туда придти, но по каким-то своим личным причинам. Это возможно?
Д. РЫЖКОВА Да нет вообще невозможных тем. И любая тема есть интересная. Нужно найти хорошего героя
К. ЛАРИНА А образ мента положительный и налогового милиционера.
А. ЗИНЕНКО У нас была такая работа, кстати, о положительных ментах.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ «Однажды в России». Когда изучаешь историю, знаешь, какую вещь понимаешь? Вот, конечно, можно говорить: власть велела патриотическую тему искать Это одна история. Но власть-то это мы тоже. Поверь мне, есть некая усталость за 10 лет. Вот у нас все плохо, мы живем в ужасной стране, полная разруха Есть некое накопление изнутри тоже, поверь мне. Ты сама реально, ты про бандитов смотришь сериал?
К. ЛАРИНА Иногда да. А что делать?
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Но, правда же, тебе это неинтересно? Правда?
К. ЛАРИНА Иногда интересно. Вопрос качества, брось, Лен.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Вопрос качества, тонкости и понимания предмета.
А. ЗИНЕНКО Позитив-то сложнее всего сделать.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Позитив сложнее всего сделать. Вот этот фильм, я все время била себя по рукам. Потому что я делаю историю, и вдруг я думаю: боже мой, что за «клюква», я делаю «клюкву», это нельзя, это неправда. Хотелось сделать фильм тонкий о любви к родине. Потому что проще всего сделать, допустим, такую матрешку и сказать вот мы ее любим, она у нас такая замечательная. Да у нас сложная родина, сложно ее любить. Просто, действительно, взаимоотношения с родиной нашей были сложные. И это надо признавать. Можно, конечно, картину белыми красками рисовать, но мы, во-первых, никого не убедим, а во-вторых, знаешь, что самое интересное тоже в истории, мы в конце сделали у нас все истории, очень интересно, они входят очень странно, потом они все рассказывают и в конце опять заплетаются. Мы, в общем-то, дали в конце там очень много трагических нот, эти люди, они все равно все живы. Да, у них рана, но ни выжили, и они не такую уж плохую жизнь прожили. Они прожили настоящую жизнь. Нельзя говорить: вот, растоптала родина Вообще с чувством растоптанности можно жить полгода-год. А дальше? Дальше нужно просто себя, может быть, преодолеть Кстати, те, кто проходил, между прочим, лагеря, вот мое личное общение, они же не все время жили потом в депресняке таком: я прошел лагерь, и вот все, жизнь нарушилась
К. ЛАРИНА Меня поражало даже не это во многих людях, которые прошли лагеря, а их совершенно безумная все равно вера в коммунистическую идею. Это меня просто всегда потрясало.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Вот именно. За этим что-то есть.
К. ЛАРИНА А можно вспомнить еще одного замечательного человека, которого уж, к сожалению, нет в живых, но все вы его знаете, это Татьяна Окуневская, очень такой спорный персонаж. Но я думаю, что этот характер она сама себе выковала за все эти года ужасов, кошмаров, унижений, растоптанности. Но при этом человек очень остроумный, очень яркий, очень сильный и очень красивый. Вот как это все делается, это, конечно, вопрос. Я хотела по поводу позитива и негатива вспомнить еще одну программу, которая была, ее нет, может быть, вы знаете о ее судьбе. Это программа «Забытый полк» Евгения Кириченко, вот уж где было негатива. Но насколько она была позитивна по своей направленности, насколько она была уважительна и к людям
А. ЗИНЕНКО Она была искренняя.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Она, по-моему, возвращается на НТВ.
А. ЗИНЕНКО Мне нравилась эта передача.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Мне тоже ужасно нравилась.
К. ЛАРИНА Она была тяжелая очень по восприятию. Но при этом она была очень точная по интонации.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ В ней какой-то был Не знаю, наверное, она верхам не очень нравилась, наверное, военному руководству она не нравилась, потому что там и критики было много
К. ЛАРИНА Там не было злорадства никакого.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Мы принимали участие в ней, мы делали с Машей Слоним такую «Игру в солдатики», фильм, и представляли его тогда в программе. Мне очень понравился тон, который Кириченко задавал этому. Я не знаю, мне-то казалось, что она супер-патриотическая. Он пытался возвысить образ солдата, офицера и вообще какой-то найти верный тон об этом. Он же сам военный. И мне кажется, у него как раз это получалось великолепно. Как-то мы с ним разговаривали, он сказал: я как-то подходил к Светлане Сорокиной, спрашивал, Света, может, ты мне по поводу имиджа что-то посоветуешь. А Света говорит: а что тебе советовать, ты абсолютно органичен в этой роли. Там, может быть, что-то другое, может быть, не получилось, он не шоумен, конечно, но вот эта программа, не знаю, мне нравилась.
А. ЗИНЕНКО Возвращаясь все-таки к фильму «Чемодан. Вокзал. Россия». Мы долго думали, а кого снимать, кто станет героями этого фильма. Знаменитости, известные люди? Это всегда выигрышно, узнаваемые лица. Отказались от известных людей. В общем-то, герои это обычные люди, обыватели в каком-то смысле, про которых принято думать, что они думают только о быте. Нет, люди говорят совершенно потрясающие вещи, почему они уехали, когда они объясняют мотивы возвращения в Россию.
К. ЛАРИНА Ваши герои, они вернулись с семьями?
А. ЗИНЕНКО Разные истории. Кто-то с семьей, кто-то без семьи, у кого-то там есть у нас Вера Николаевна Вагнер, она преподает до сих пор в университете чешский язык. Вся семья собиралась, они ждали 10 лет, с 46 года начиная они ждали разрешения на въезд в СССР. И умер отец, и она уже сделала карьеру, она вступила в компартию Словакии, она преподавала в местном университете. И все время эти 10 лет, даже больше, это ожидание на чемоданах. Сидели на чемоданах. Она вернулась с мамой сюда, в Союз. Отец не дожил до этого момента. Поэтому разные истории абсолютно.
К. ЛАРИНА Я хочу посмотреть, что пишут нам люди по нашему пейджеру про родину. «Сделайте лучше фильм не о любви к родине, а о любви родины к человеку какому-нибудь. Это будет патриотично. Зачем все время подчеркивать особенности России. Работать надо», говорит Вера. Здесь много всего, всё в одну кучу. «Любить родину не сложно, сложно делать из этой любви оргвыводы», Олег Борисович нам пишет.
Д. РЫЖКОВА Добродеев?
К. ЛАРИНА Может быть, да. «Многие бандитские сериалы привлекают очень положительными персонажами с ярко выраженным патриотизмом, следователи, милиционеры». Кстати, очень много бандитов-патриотов, действительно. Вот Александр Белый, герой из сериала «Бригада», он же не уехал на дикий Запад, не уехал к «золотому дьяволу», он остался здесь, на родине, мочить здесь.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Здесь, мне кажется, всегда нужно обсуждать вопрос, как это сделано. Мы долго, кстати, когда делали какие-то фильмы Что, сейчас бессмысленно обсуждать, все темы истоптаны по 150 раз.
К. ЛАРИНА Не все.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Очень мало. Ксения, нет, поверь мне.
Д. РЫЖКОВА Про возвращенцев никто не делал.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Все истыкано штативами операторов, уже все точки истыканы, такая известная есть присказка. Вопрос качества и как это сделать.
К. ЛАРИНА «Не люблю современную документалистику, но ваш фильм буду смотреть. Если в нем есть хоть одна треть от высказанного вами, то вы молодцы, попали в самую точку. Роман с родиной, ни в одной стране этого нет», пишет нам Екатерина Михайловна.
А. ЗИНЕНКО Совершенно верно. И образ родины другой, кстати говоря.
Д. РЫЖКОВА Во всяком случае, такого сильного чувства.
А. ЗИНЕНКО Символы другие.
К. ЛАРИНА Вот, наоборот, совсем другое ощущение у Гали: «Наверняка роман с родиной существует не только в нашей стране. Зачем акцентировать естественное для человека чувство?»
Д. РЫЖКОВА У нас просто обострены эти чувства. Оно, может быть, и есть в других странах, но у нас, как и все в России, очень сильно обострено.
К. ЛАРИНА «Фильм «Чемодан. Вокзал. Россия» должен стать новым словом в кинематографии. Просим ответить, не является ли он продолжением «Путешествия в Арзрум».
А. ЗИНЕНКО Не Олег Борисович написал?
К. ЛАРИНА Нет, учителя русского и литературы города Саратова. «Неужели вы не понимаете, что частным примером нельзя ничего доказать или опровергнуть?» спрашивает Виктор Владимирович. Какие разные ассоциации возникают во время нашего разговора у людей.
А. ЗИНЕНКО Мы абсолютно ничего не доказываем, мы просто рассказываем историю.
К. ЛАРИНА «чтобы вы просили наших олигархов построить города с собственными именами Ходорковск, Потанинск, Абрамович. Вот тогда бы» А кстати, про заключенных олигархов не хотите делать кино.
Д. РЫЖКОВА А мы будем делать кино у нас есть пока что единственный заказ о том, о чем будут смотреть. У нас единственное мерило, когда мы выбираем тему, мы собираемся, не только мы, еще с нашим руководством, и нас спрашивают: это будут смотреть? Или как вы это сделаете, чтобы это смотрели?
К. ЛАРИНА Мы дураки, надо было воспользоваться моментом, что мы в прямом эфире, надо было вначале попросить наших слушателей, чтобы нам прислали темы. Темы, которые им было бы интересно увидеть в качестве главной темы какого-то документального фильма. Давайте попробуем. У нас осталось буквально 5 минут до конца программы. Я телефон включу, 203-19-22, телефон прямого эфира.
А. ЗИНЕНКО Это хорошая идея.
К. ЛАРИНА Напомню, что здесь собралась компания из компании НТВ, говорим мы о документалистике. Если у вас есть предложение по темам, темы, которые вам интересно именно в этом жанре, документального кино, то вы можете прямо в эфире об этом сказать.
ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ У меня такое пожелание. Хотелось бы увидеть фильм не только о любви к родине, но и как бы взаимосвязь любви к родине и государству. Потому что эти понятия, по-моему, очень путаются.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ А как государство можно любить?
К. ЛАРИНА У нас, к сожалению, голосуют по-прежнему сердцем. Ты не заметила?
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Я заметила.
К. ЛАРИНА За большой любовью. Голосуют же не за родину, а голосуют за конкретного представителя государства.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Государство это структура. Мне кажется, как-то очень сейчас педалируют это понятие.
К. ЛАРИНА Увы, к сожалению, такой менталитет. Ты же историю изучаешь больше, чем я, ты все это видишь, какой любовью у нас пользуется всю жизнь государство именно.
МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ Что-то редко показывают семью Ельцина, чем они там занимаются.
К. ЛАРИНА Михаил Степанович, а что вас конкретно интересует? Чья-то конкретная судьба или вообще чем занимается семья Ельциных сейчас?
МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ Да-да.
К. ЛАРИНА Хорошо. Не знаю, если Зиненко отправят, зашлют туда. У нас есть, по-моему, человек, который делал такой фильм, это Виталий Манский.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Он о Ельцине делал.
К. ЛАРИНА Еще звонок, пожалуйста.
ЛЮДМИЛА Я работаю с людьми репрессированными по Таганскому району. Но не только те, которые прошли Гулаг, потому что там уже очень мало их осталось, а с детьми. И вот эти судьба, как им сейчас живется, хорошо бы вот эту тему.
К. ЛАРИНА Спасибо. Хорошая идея.
Д. РЫЖКОВА У нас есть такая тема в разработке. Мы хотели вообще сделать о том, что такое дети в стране советов.
К. ЛАРИНА Дети врагов народа.
Д. РЫЖКОВА Это составляющая. Потому что у нас были либо сироты, либо дети врагов народа.
ИГОРЬ Хотелось бы, допустим, как девушки ждут ребят с армии, какие связи между ними и многим ли это удается.
К. ЛАРИНА Дождаться из армии.
ИГОРЬ Да.
К. ЛАРИНА Девушки покивали на Александра Зиненко. А что, есть такие планы? Хорошая тема.
А. ЗИНЕНКО Есть планы с осени документальную мелодраму начать, документальный цикл в жанре документальной мелодрамы.
ОЛЬГА У меня тоже по поводу родины. Сделать фильм о жутких помойках, о том, что творится в Подмосковье, все-таки как-то привлечь к этому внимание, чтобы люди видели.
К. ЛАРИНА Спасибо. Я вспоминаю, целый у нас был период жизни, посвященный свалкам, овощным базам. Это был, по-моему, конец 80-х годов, эпоха гласности и перестройки. Я даже помню, на каком это канале было. На московском канале.
Д. РЫЖКОВА У нас есть программа «Национальная безопасность», которая занимается этим. И фильм был, и о мусоре, и о воде. И это всегда очень интересует людей. Понятно, почему. Потому что они живут во всем этом.
К. ЛАРИНА Очень хочется пожить, да-да-да.
Д. РЫЖКОВА Так что у нас работает команда и делает о таких вещах.
НАДЕЖДА О чем снимать документальные фильмы? А нечего снимать. Выходите, наших ментов снимайте, если это возможно как-то технически.
К. ЛАРИНА А что вам интересно из жизни ментов?
НАДЕЖДА Да все интересно. Как они останавливают этих ребят из Кавказа, как они роются в сумках, как они штрафуют тетенек, как они делают облавы на мальчиков призывного возраста. Вот это все. А потом или уж занимайтесь расследованиями каких-то вещей, которые бы наше правительство просто показывали бы людям, что есть.
К. ЛАРИНА Горько вздохнул Александр Зиненко. Предложение, конечно, интересное
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Расследование это один из основных жанров документалистики.
Д. РЫЖКОВА Есть разные жанры. Мы просто немножко в другом жанре работаем и не хотим отбирать.
К. ЛАРИНА Скрытой камерой не пользуетесь?
А. ЗИНЕНКО У нас человеческие истории.
Д. РЫЖКОВА Это другой совсем жанр, человеческая история, человеческая публицистика.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Мы не переходим дорогу нашим коллегам, которые это делают блестяще. Например, Леша Поборцев, у нас сейчас будет фильм в конце
Д. РЫЖКОВА В конце апреля будет фильм Алексея Поборцева, называется он грустно, «Убить журналиста». Там именно такой жанр расследования. Он задает вопрос, почему наше общество так спокойно относится к тому, что умирают журналисты.
К. ЛАРИНА Там конкретные судьбы тоже.
Д. РЫЖКОВА Там конкретно несколько судеб.
ТАТЬЯНА Я совершенно случайно, по долгу службы, была в Малоярославце недавно и услышала фантастическую историю про женщину трактористку, которая во время войны разобрала свой трактор, закопала, эвакуировала, потом вернулась, собрала его и работала на нем.
Д. РЫЖКОВА Потрясающе.
ТАТЬЯНА Я не могу ручаться за достоверность, пока это на уровне рассказа было. Но меня это настолько потрясло. Я уже неделю всем рассказываю об этом.
К. ЛАРИНА Она жива, эта женщина?
ТАТЬЯНА Нет, она недавно умерла. Они сами это в архиве только узнали недавно, очень были опечалены, что при жизни не смогли рассказать людям про нее.
К. ЛАРИНА Спасибо, Татьяна. Мы запомнили место действия, Малоярославец. Еще звонок, пожалуйста.
КУЗЬМА из Москвы Господа кинематографисты, а вот слабо вам снять историю Челюскина, как было на самом деле.
К. ЛАРИНА Вот тебе новейшая история.
КУЗЬМА Камерон будет отдыхать.
К. ЛАРИНА Спасибо, Кузьма за идею.
Д. РЫЖКОВА Снимал второй канал.
К. ЛАРИНА Как было на самом деле?
Д. РЫЖКОВА Ну, не как было на самом деле
К. ЛАРИНА Вообще это тоже отдельный жанр, как было на самом деле.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Это интересно очень. Вот просто брать хронику, например, по какому-то событию, потом понять, как это было на самом деле. Это, знаешь, какое поле? Это нужно копать лопатой. Потому что не все истории интересные для эфира или для фильма.
К. ЛАРИНА Не все зрелищны.
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Конечно.
К. ЛАРИНА Смотрите, вы поняли, какой интерес. Жалко, что я сообразила плохо, в конце передачи только эту идею кинула в эфир, но вижу, что интерес огромный у аудитории. У вас существует какая-то обратная связь. Вот можно людям предложить куда-то обратиться или вы пока об этом не думали?
Д. РЫЖКОВА Конечно. На нашем сайте
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ На сайте форму есть.
Д. РЫЖКОВА На нашем сайте есть обсуждение, есть на нашем сайте раздел «Новейшая история». С удовольствием
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ Мы, кстати, хотели бы какое-то обсуждение после фильма, нам это интересно.
Д. РЫЖКОВА Мы критики не боимся, наоборот, она нам интересна.
К. ЛАРИНА Идеи тоже, наверное, можно туда отправлять.
Д. РЫЖКОВА Конечно.
А. ЗИНЕНКО У нас есть своя страничка, «Документалистика на НТВ».
Е. КАРЦЕВА-НЕМЫХ ntv.ru и вперед, там форум.
К. ЛАРИНА Спасибо большое. Я еще раз представлю наших гостей. Дарья Рыжкова руководитель дирекции документального кино канала НТВ. Александр Зиненко автор фильма «Чемодан. Вокзал. Россия», сегодня именно так мы представляем Александра, поскольку кино в среду. Еще раз скажите время выхода.
А. ЗИНЕНКО В 22:45.
К. ЛАРИНА В 22:45 на канале НТВ. И Елена Карцева-Немых бессменный режиссер документальных фильмов на канале НТВ. Спасибо. Удачи.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире