'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро, добрый день, дорогие наши слушатели, зрители! С вами, как всегда по субботам, программа «Человек из телевизора» и, как всегда, постоянные, неизменные многолетние его ведущие. Ксения Ларина, которую мы видим и слышим, надеюсь.

К. Ларина Доброе утро, добрый день!

И. Петровская Отлично тебя сегодня видно, потому что мы выходим из большой студии — тьфу-тьфу-тьфу. Здесь в студии Ирина Петровская и Илья Крылов за звукорежиссёрским пультом. Средства связи: смс можете писать нам по номеру +7-985-970-45-45. Twitter-аккаунт vyzvon и… что у нас ещё-то, Господи? Youtube-канал, где вы нас можете видеть и слышать. И страничка в Фейсбуке, где Ксения Ларина изложит наши наблюдения за текущим репертуаром.

К. Ларина Так, давайте сразу изложим. У нас, как всегда, целая куча, потому что много событий и премьер. Я не стала в этот раз делать, что называется, по приоритетам, выделять главное и не главное, а вот целой кучей.

И. Петровская Подожди, а может, ты сначала скажешь что-то про фестиваль? Чтобы люди писали.

К. Ларина Ну давай. Значит так. У нас есть билеты на кинофестиваль, который открывается 29-го числа, на следующей неделе. Пройдёт он в течение следующей недели, с 29-е по 3 ноября. Фестиваль называется «Московская премьера», его делает Слава Шмыров, известный историк кино и кинокритик. Фестиваль давно проходит, просто был некоторый перерыв. Сейчас он возобновляется. Чем он отличается от остальных? Скажем, в первую очередь тем, что он представляет фильмы стран постсоветского пространства. То есть вы увидите там и украинское кино, и грузинское кино, и кино из Средней Азии, и кино из стран Балтии. Обратите, пожалуйста, на это внимание. Кроме премьер, там будут ещё и специализированные показы, киновечера, посвящённые известным культовым советским кинофильмам и режиссерам — Тарковскому, Кире Муратовой, фильму «Солярис» и многим другим.

И. Петровская Параджанов.

К. Ларина Параджанов, да. Две главные площадки — это площадка кинотеатра «Горизонт» и центр-музей Высоцкого. У нас много билетов, поэтому мы не будем перечислять вам все события. Вы просто пишете на смс «Московская премьера». Потом референты с вами связываются и вы сами выбираете вечер, на который вы пойдёте. Обращаем ваше внимание, что это не просто показ кино — это обязательно какая-то встреча с творческой группой. Обязательно приезжает специальный человек, представитель фильма, который этот фильм представляет. Так что это такая форма киноклуба — забытая, но, мне кажется, очень важная для российского кинозрителя. Так что милости просим: присылайте, приходите. Может быть, стоит напомнить смс? Я его же уже забыла, Ира — номер.

И. Петровская А народ-то помнит. 8-985-970-45-45. Уже посыпались просьбы, так что все помнят наш номер.

К. Ларина Ну а я теперь очень быстро читаю весь набор наших впечатлений. Здесь и телевизионные новости, из большого телевизора, и из сети.

Итак, «На колёсах» — Youtube-канал Александра Горбунова, которого вы все знаете как «Сталингулаг». В этом году произошла деанонимизация, как это теперь называется, и Александр теперь выступает под своим именем. Очень хороший проект. «На колёсах» — имеется в виду, на инвалидной коляске. Когда человек на час становится инвалидом. Александр приглашает в гости разных известных людей, которые проводят с ним несколько часов времени. За это время они путешествуют по городу Москве, который, как вы понимаете, очень сильно приспособлен для жизни инвалидов в этом городе. Ну и, естественно, проходит это всё под разговоры о наболевшем, о насущном. В этот раз последний выпуск был с Алексеем Навальным. Произвёл сильнейшее впечатление.

«А поговорить» — выпуск программы Ирины Шихман, посвящённый домашнему насилию. Это первая часть. Вторая часть выйдет на следующей неделе. Цензура ВГТРК: Андрей Малахов вышел за флажки, его программу сняли с эфира — программу «Прямой эфир». Об этом, наверное, подробнее расскажет Ира. Реалити-шоу для канала «Спас»: «За стеклом» в монастыре. Александр Петров, звезда российского кино, у Ксении Собчак на её канале в программе «Осторожно, Собчак». Выпуск «Редакции» Алексея Пивоварова посвящён пакту Молотова-Риббентропа. Просто отличный выпуск!

Ещё одна историческая программа — я по старинке пишу «Намедни», хотя это название у Леонида Парфёнова отобрали. «1954 год, как Хрущёв отдал Крым». Канал ОТР, о котором мы редко вспоминаем — программа «Правда. Соло» с участием Константина Райкина в честь юбилея театра «Сатирикон». Программа «На троих» RTVi с участием Ромы Зверя. Документальный сериал «Я — псих» Любы Камыриной на русскоязычном немецком канале «Ost-West». «Формула мести» — новое расследование майора Черкасова на Первом. Абсолютный провал. Вот мы сейчас буквально НРЗБ вспоминали.

И. Петровская Подожди давать оценки.

К. Ларина А что делать? Всё равно не успеем всё сказать.

И. Петровская А может, кому-то понравилось?

К. Ларина Андрея Макарова опять призвали играть в «Справедливость» на Первом канале. И «Правоотступники» — очередной заказ на НТВ, заказ на правозащитников. Как много! Мы что, всё успеем?

И. Петровская Да нет, конечно. Давай быстренько! С чего начнём?

К. Ларина Про Малахова. Я мало знаю, хочу знать больше. Расскажи!

И. Петровская Ну, выпуск, посвящённый прорыву дамбы в Красонярском крае, вышел на Дальний Восток и Сибирь, по-моему. После этого он исчез, был снят с эфира, и на центр, на европейскую часть он уже не вышел. Более того, как пишут компетентные люди, он был мгновенно удалён из всех аккаунтов ВГТРК. И, в общем, сегодня его практически нельзя увидеть. Хотя знающие люди скачали, и всё равно поискать можно.

Там проблема в том, что Андрей Малахов, в общем, достаточно неожиданно для своего формата сделал довольно жёсткий выпуск, где, в частности, принимали участие люди, прилетевшие из Красноярского края, и где говорилось о большем, чем официально сообщалось, количестве жертв. И ещё страшное, превышенное содержание ртути в местной реке, которая, в свою очередь, впадает в Енисей. Содержание этой ртути свидетельствует о незаконных методах добывания золота на этом прииске, который пострадал. Ну вот, собственно, и всё.

К. Ларина А что произошло, что пишут? Какой инсайд? Что вообще рассказывают? Каким образом сняли программу? Кто распорядился, как это произошло? Она вышла в прямом эфире, что называется, на орбиту.

И. Петровская Она вышла на орбиту, в прямом эфире. Как это, собственно, было в советские времена. Мы это знаем прекрасно, эту практику. Самые продвинутые зрители, самые информированные как раз жили на самых восточных наших территориях, потому что они видели. А дальше кто-то из начальства, кто прошляпил ту или иную какую-то острую тему, соответственно, принимал решения. Возможно, местная власть, например, тут же по звонку потребовала это удалить и не показывать.

И.Петровская: Малахов неожиданно сделал жёсткий выпуск, где говорилось о большем, чем официально, числе жертв

К. Ларина Знаешь, чему я радуюсь на самом деле, почему меня заинтересовал этот сюжет? Объясняю. Потому что, как можно сделать вывод, всё-таки Андрей Малахов — ну, его группа, шеф-редакторы — самостоятельно принимают решения о теме выпуска. Они ни с кем его не согласовывают. Потому что если бы было согласование, изначально сказали бы: «Ой, не надо, на всякий случай, мало ли что. Лучше не надо, лучше не трогайте. Мы не знаем там причин, ничего. Не надо брать». Понимаешь? Я так поняла, что если это вышло в прямой эфир, значит люди смотрят, как это происходит, в летучке, смотрят по новостям: вот горячая новость, такое событие, которое, конечно, требует срочного внимания со стороны телевидения. Люди взяли и сделали. Так или я НРЗБ?

И. Петровская У тебя что-то звук опять стал подквакивать. Аккуратнее с микрофоном. Наверное, это так. Но просто Андрей Малахов редко даёт поводы для подозрений, что будет какая-то крамола. Всё-таки большей частью там рассматриваются либо какие-то гламурные темы, либо сугубо бытовые. Довольно редко Малахов обращается к каким-то важным, проблемным темам, которые возникают на повестке дня. Хотя, как мы помним, кода он уходил с Первого на ВГТРК, он как раз продекларировал, что здесь он будет обладать большей свободой и сумеет выйти за рамки вот этого довольно ограниченного спектра тем.

Ну вот, вышел — и немедленно вышел из эфира. И в этот день там показывали на Москву какую-то программу, то, что я видела — про кого-то, кто выкинулся из окна. И дальше, в течение всей недели, пошла привычная тематика — какие-то девицы по вызову. Одна смешно сказала: «Я только что вернулась с Лондона». Ну, вот это примерно его, к сожалению, ограниченные возможности в нынешнем эфире.

К. Ларина А по поводу правозащитников и правоотступников — это с чем связано? Неожиданно. С тем, что «Мемориал» получил штраф, или с тем, что движение «За права человека», по сути, ликвидируют наши власти? Что там такое произошло?

И. Петровская Нет, дело в том, что на НТВ последнее время довольно регулярно, именно по пятницам, как правило, вне программ выходят какие-то такие, очевидно, заказные…

К. Ларина Но они же какой-то повод должны иметь.

И. Петровская Повод? Слушай, на этой неделе было много поводов, связанных именно с правозащитой. В первую очередь отстранение, увольнение руководителя СПЧ Михаила Федотова, удаление из Совета наиболее активных и принципиальных членов этого Совета Екатерины Шульман, Павла Чикова, Ильи Шаблинского. Потом вслед за ними ушла Тамара Морщакова и ещё кто-то. Безусловно, это в рамках этого общего тренда, этого наезда вообще на правозащиту. И здесь, правда, ей-богу, об этом не стоило бы говорить. Настолько это тупо и убого, абсолютно бездоказательно.

Но да, главный наезд — это на движение Льва Пономарёва и на него самого. Попутно наезд на Ольгу Романову, просто потому что она сейчас живёт не в России, и, соответственно, её упрекают в том, что она занимается правозащитой во вполне комфортных и безопасных для себя условиях. Андрей Бабушкин, «Мемориал». Ходорковский просто по ходу назван организатором беспорядков, хотя организаторы беспорядков — это те, кто не допустили независимых кандидатов до выборов в городскую Думу.

Вот такая тупая и довольно подлая вся эта история. Ещё раз повторю: без доказательств, естественно, с обвинениями в зарубежном финансировании. Листают кучу каких-то бумаг, которые никто не успевает прочесть. Единственное, что отчасти отличает такого рода продукцию — тут корреспондент вылез в кадр, вовсю стендапит. Зовут его Роман Игонин (просто на всякий случай запомните этого выдающегося человека). Правда, уже не первый раз слышим это имя.

К. Ларина Не первый раз, да.

И. Петровская Вот, собственно, и всё.

К. Ларина Ну и тогда, раз уж мы идём по телевизионным новостям — общетелевизионным, то, естественно, и про Андрея Макарова тоже. Была новость (я её услышала от тебя), что его опять, что называется, призвали. Напомним, что у него уже было ток-шоу «Справедливость». Так оно называлось?

И. Петровская Да, «Справедливость» на канале РЕН-ТВ. Ещё довольно приличном в то время канале РЕН-ТВ.

К. Ларина Потом он ещё вместе со «Справедливостью» куда-то переехал. Или нет?

И. Петровская Я уже не понмю, куда он переехал, но он всё это время был в Думе и остаётся в Думе. Называется теперь «Право на справедливость», никаких анонсов я нигде не встречала, поэтому когда увидела, что непосредственно перед началом програмы во вторник вечером вдруг пошёл такой анонс, я, конечно, припала и, собственно, увидела. ЧТо тут можно сказать? Для меня вообще загадка и изумление, зачем депутатов ставят ведущими. В данном случае обсуждался бюджет, который должны были на следующий день то ли обсуждать, то ли принимать в Госдуме. Основным гостем был министр Силуанов. И, собственно, Андрей Макаров всячески призывал его рассказать нам «по честнаку», со всей откровенностью, что этот бюджет принесёт людям.

К. Ларина А люди есть в студии?

И. Петровская Да, сидят люди — какие-то избранные люди. Во-первых, публика, а во-вторых…

К. Ларина А во сколько это всё происходит?

И. Петровская После Урганта. 23:50, что ли?

К. Ларина И охота им забивать эфир этой дрянью?

И. Петровская И вот они как бы делятся. Я тебе объясню. Поскольку много обвинений, что наше телевидение занимается исключительно Украиной, Америкой и, там, Сирией и Турцией в зависимости от повестки дня, очевидно, решено сделать некие ниши, в которых будет обсуждаться и что-то своё.

К. Ларина А обвинения с чьей стороны? К каким обвинениям они могут прислушаться, кроме как к обвинениям со стороны правоохранительных органов, депутатов Государственной Думы или непосредственного начальства?

И. Петровская Нет, вспомни: Путину регулярно на прямых линиях, на пресс-конференциях — недавно вот было на Валдайском форуме — задают вопрос…

К. Ларина Только один раз — то, что было последний раз.

И. Петровская Очевидно, решили всё-таки каким-то образом отражать внутреннюю тематику.

К. Ларина Разбавить «классику».

И. Петровская В данном случае это не сама «Справедливость», а «Право на справедливость». То есть каждое право имеет право, но это совершенно не значит, что это право каким-либо образом реализуется. Мне первый выпуск откровенно не понравился — в первую очередь, кстати, из-за Андрея Макарова, который на «Справедливости» был весьма уместен и очень даже неплох. И даже получил за ведение на одном из ТЭФИ (ещё тех ТЭФИ) свою статуэтку как лучший ведущий. Здесь он суетится, пытается бегать по студии. Всё время ощущение какой-то демагогии и пустопорожнего разговора. Потому что и те, кто сидит в студии, и сам он, и тем более министр понимают, что, в общем, для людей мало что делается. Но право люди имеют, да.

Там очень смешно. Там сидел, по-моему, учитель, ещё представители каких-то бюджетных профессий, которые почему-то категорически отказывались говорить, какая у них зарплата. Говорили: «Могла бы быть и лучше». Не знаю, то ли они не очень хорошо изучили, какая у них зарплата, то ли ещё чего. Но, в общем, на самом деле всё будет хорошо. Не сразу, но право на справедливость мы рано или поздно реализуем. Вот что.

К. Ларина Наверное, стоит ещё отдельно сказать про историческую программу, которая мне очень понравилась. Вообще мы с тобой постоянно смотрим программы Алексея Пивоварова. И здесь, что наывается, в лучших традициях своего профессионального журналистского прошлого, когда у него была возможность делатть бесцензурные яркие исторические программы и фильмы. Помнишь, у него был замечательный фильм «Ржев», замечательный фильм, по-моему, про армию Власова.

И. Петровская Да, в историю он в своё время очень углублялся.

К. Ларина И он всегда делает это очень подробно, с совершенно разными ракурсами. И в этот раз выпуск, посвящённый юбилею пакта Молотова-Риббентропа и попытке его переоценки уже сейчас, со стороны наших сегодняшних властей, со стороны общества. Отличный! Я просто поражаюсь, какой многомерный, объёмный. Здесь очень важен набор экспертов-историков. Со стороны России был Олег Будницкий — историк, который очень уважаем именно за свою абсолютно объективную позицию. Он не представляет ничьих интересов, неангажированный человек. И, естественно, с разных сторон: там были люди из Польши, там были и представители Германии. Совершенно поразивший меня один из участников — ветеран Второй мировой войны, который воевал в армии вермахта.

И. Петровская К началу войны — именно Второй мировой — ему было 20 лет. Он рассказывает о том, как постепенно понял, какой ужас эта война, после того воодушевления, которое вначале владело им и другими немецкими военнослужащими, которые в контексте всей пропаганды воспринимали это как попытку национального возрождения, реванша за позорное поражение в Первой мировой войне. Да, это очень интересно.

И очень важный вывод делает от себя Алексей Пивоваров в конце, когда он говорит о том, что его очень удивляет. Помнишь, он говорит, что его страшно удивляет, почему наши нынешние власти встают на защиту Сталина вместо того, чтобы вообще признать, что там были даже больше чем преступления — ошибки. Да и преступления. Признать, посчитать это пройденной трагической страницей истории и всё-таки начинать думать о будущей России, а не жить прошлым, да ещё и это прошлое оправдывать.

К. Ларина Да ещё и переоценивать таким образом. Кстати, а с чего он начал, что тоже очень важно. Он же начал как раз с оценки этого события Владимиром Путиным, который на заре своего президентства однозначно назвал пакт Молотова-Риббентропа аморальным. Что это событие аморальное — аморальный документ, аморальное соглашение. И вот, казалось бы, сколько времени прошло с 1999 года, и всё перевернулось с ног а голову.

Я думаю, что сегодня подобный выпуск о том, как переоцениваются события, можно делать о многих таких исторических реперных точках — и давнего прошлого, и недавнего. Не знаю, тот же 1968 год, вторжение в Чехословакию. Или Афганская война, которую без конца теребят и опять требуют устроить эту переоценку, отменить постановление Верховного Совета, принятое в своё время, которое осуждает это решение ЦК КПСС — или что там было? — Политбюро о вторжении в Афганистан.

И.Петровская: Главный наезд — это на движение Льва Пономарёва и на него самого

И. Петровская Политбюро, да.

К. Ларина Я уж не говорю про Вторую мировую войну, про Великую Отечественную войну. Там про любое событие можно делать такую передачу, какую сделал Алексей. Ещё я бы, конечно, отметила вот это умение сочетать экспертное мнение с художественной частью, что называется — с этими кусочками, которые читает актёр. Алексей не первый раз это делает, это было у него в разных предыдущих исторических работах. А здесь замечательный Никита Кукушкин, актёр «Гоголь-центра», читает фрагменты различных документов, и делает это с такой страстностью, с такой эмоцией и с таким подтекстом, что как раз это и связывает прошлое с настоящим. Читаются такие абсолютные аналогии — и про аншлюс, и про Австрию, и про Судеты. Есть, между прочим, и фрагменты из «Майн кампф», которые он тоже читает. Это, конечно, здорово.

И мне как раз очень нравится в Алексее, что в отношении исторических вещей он абсолютно бескомпромиссен. Он готов допускать какие-то компромиссы в отношении сегодняшних событий. Когда он берётся за политические события сегодняшнего дня, иногда мне кажется, что в чём-то он всё-таки лукавит. Ну, допускает какие-то вещи, которые, на мой взгляд, недопустимы. Но это именно с точки зрения каких-то оценок. Допускает неоднозначность в однозначных вещах. Это мне так кажется. А что касается истории — тут он, конечно, абсолютно принципиален. И ты права: его финальный монолог по поводу событий 1939 года невероятно важен.

И. Петровская Мы сейчас уходим на новости и потом сразу возвращаемся к вам.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

И. Петровская Мы продолжаем. «Человек из телевизора», Ксения Ларина, Ирина Петровская, Илья Крылов за звукорежиссёрским пультом. Средства связи я уже много раз озвучивала, поэтому не теряем времени — идём дальше.

К. Ларина Ира, вот смотри, пока мы с тобой выступаем по радио «Эхо Москвы», Ирина Шихман выложила вторую часть своего цикла о домашнем насилии «Бьёт — значит, бьёт». Я буквально вчера посмотрела. Ты посмотрела?

И. Петровская Я ещё не посмотрела. Поэтому предлагаю отложить это на следующий раз, чтобы обсудить уже 2 части. Давай?

К. Ларина Да, сразу 2 части. Я только могу сказать, что это производит сильнейшее впечатление. Этот выпуск — просто настоящий гражданский поступок. Мне хочется именно так сказать про этот фильм. По-другому не скажешь. Это действительно фильм, поскольку там есть и некий художественный образ, там принимают участие актёры — так называемые перформеры в «Театре.doc». Для того, чтобы не показывать страшные сцены избиения, физического насилия, всё это переведено в такую театрализованную форму пантомимы.

И при этом, конечно, героини, которые принимают участие в этом фильме, в этой передаче, просто поражают своей смелостью, откровенностью. Конечно же, во имя чего человек идёт на такое откровение? Во имя того, чтобы предостеречь остальных, что если это происходит с кем-то, то это может произойти и с тобой завтра. И что ни в коем случае нельзя терпеть это — надо бежать. У меня звук плохой?

И. Петровская Нет, нормальный.

К. Ларина В этом фильме принимают участие женщины, которые пережили этот страшный опыт насилия. Естественно, там Рита Грачёва — героиня этого года во всех смыслах, которой муж из ревности отрубил кисти рук.

И. Петровская Да, эту историю, кстати, подробно обсуждали.

К. Ларина Она принимает здесь участие. Кстати, есть фрагменты из эфира, по-моему, Андрея Малахова.

И. Петровская Да, у Малахова точно было.

К. Ларина Здесь принимает участие известная певица Наргиз, которую вы тоже знаете. У неё тоже есть своя история, свой опыт — совершенно жуткий, о котором она здесь подробно рассказывает. И ещё несколько человек — женщины с такой судьбой. Конечно, вспоминаешь самую такую известную «звёздную» историю — это Валерия, которая даже, по-моему, написала про это книжку: как она постоянно подвергалась насилию со стороны своего первого мужа. Это был какой-то ужас.

И, конечно, самое главное, в чём посыл этого фильма? Давайте вспомним, с чего, собственно говоря, начинает Ирина Шихман. С того, что наш закон декриминализовал домашнее насилие, и сегодня, по сути, это не считается преступлением. Что называется, «приходите, когда убьют». Даже заявления не принимают. Женщины и забирают заявления обратно, и полицейские их не принимают. Та же история с девушкой, которой отрубили кисти рук — она могла бы не случиться, если бы полиция вовремя среагировала, поскольку они подавали заявление о нападении, об угрозе жизни буквально за 3 дня до этих событий.

Так что это важнейший посыл, и очень важно, что про это заговорили. Посмотрим 2-ю часть, поскольку здесь, как я уже поняла, принимают участие в том числе и представители нашей законодательной власти, которые должны принять этот закон «О домашнем насилии». Это закон, который в первую очередь продвигает Оксана Пушкина. У неё пока никак не получается.

И. Петровская В общем, ты уже фактически всё рассказала.

К. Ларина Мы посмотрим дальше, 2-ю часть, и ещё раз к этому вернёмся.

И. Петровская Как раз на этой неделе все цитировали очередной перл депутата Плетнёвой, которая там возглавляет, по-моему, какой-то комитет.

К. Ларина Она, кстати, тоже мужем битая.

И. Петровская И тем не менее, я не помню дословно, но в цитате такая мысль, что нам не надо равняться на Америку, потому что у нас даже если бьёт, то потом очень быстро помирится.

К. Ларина Да, об этом говорят и психологи в этом фильме: что после избиения обязательно идёт стадия «медового месяца».

И. Петровская Ну, до поры до времени. Я тогда тоже скажу про очень важный сериал. Он во многом похож, потому что это фильм. Вышло 8 серий. Сделали его журналисты канала «Ost-West». Автор идеи — Маша Макеева, которая прежде работала на «Дожде», и, конечно, в первую очередь Люба Камырина, которая ранее работала в программе «Однажды». Они уже тоже живут в Европе, в Берлине. И вот они заговорили о тоже во многом, наверное, жертвах.

В частности, одна из этих героинь — тоже как раз в определённом смысле жертва домашнего насилия, потому что к психическому расстройству, булимии, её привёл родной отец, который всё время заставлял её мало есть и осуждал за то, что она ест больше, чем ему кажется, что она таким образом будет толстой, а она такой не должна быть. Короче говоря, 4 героя, которые все уехали из России, из разных городов. В том числе наш Али Феруз, если кто помнит — наш журналист «Новой газеты».

К. Ларина За которого очень долго боролись, чтобы его не выдворили обратно.

И. Петровская В Узбекистан. Который в свою очередь до того подвергся там пыткам и унижениям со стороны узбекских спецслужб. И просто чудом решением ЕСПЧ его не выдворили обратно туда, в руки его палачам, а всё-таки выдворили в Европу. 4 человека — 2 мужчин, 2 молодые женщины, которые очень откровенно рассказывают о том, как они переживают свои психические расстройства. Внешне он все нормальные люди, но каждый до поры до времени жил с этой своей болью, которая привела к реальной, клинической, а не обычной бытовой депрессии, к посттравматическому расстройству. Всё построено на том, что они ещё и сами себя записывают. И в данном случае киношники, телевидение тоже явилось своего рода психотерапевтом.

К. Ларина А что значит «сами себя записывают»?

И. Петровская Они на свои смартфоны в течение недели рассказывают, ведут записи своих состояний.

К. Ларина То есть такой видеодневник.

И.Петровская: В данном случае киношники, телевидение тоже явилось своего рода психотерапевтом

И. Петровская Видеодневник, который они раз в неделю посылают штатному — не штатному, а дипломированному психотерапевту (она тоже выходец из России), которая анализирует это их состояние, их слова, монологи, и либо вызывает к себе на разговоры, либо просто даёт советы, как дальше себя вести. По сути, на наших глазах происходит такой путь человека к себе. Потому что их расстройство выражается ещё и в том, что за всю жизнь у них не было возможности научиться себя любить, анализировать свои поступки. И это привело к таким вот разного рода расстойствам. Не катастрофическим — это не какие-то серьёзные диагнозы. Но это то, что существенно осложняет жизнь. И они впервые в жизни решились откровенно это высказывать.

Авторы, конечно, проделали колоссальную работу, сделали 8 серий. Вот вчера я досматривала последнюю. После интенсивных съёмок героям дали перерыв на лето. И вот уже в сентябре они встречаются и рассказывают, какие изменения, какую внутреннюю работу они над собой совершили. Называется это «Я — псих». Конечно, название во многом провокативное.

Эта 8-серийная работа уже отобрана в программу «Артдокфеста», который пройдёт в декабре в Москве. Потому что это правда и журналистская работа, и очень, на мой взгляд, профессиональная операторская работа, и там замечательная музыка. В общем, найдите на YouTube этот сериал. Я думаю, что он может помочь и большому количеству людей здесь, которые тоже живут в состоянии вот этого внутреннего разлада и, в общем, часто не знают, как с этим справиться. У нас, как правильно они говорят, не принято говорить на эти темы, в отличие от того же Берлина, где об этом говорят откровенно.

К. Ларина Да уж, нет у нас ни групп никаких. Очень редко такое случается. Вообще нет такой привычки делиться с докторами или с посторонними людьми. Так только, по друзьям. А там люди же ходят и на группы, и специально ходят к врачам, к психотерапевтам, психоаналитикам.

И. Петровская Да, это очень важная составляющая жизни в разных странах. Потому что люди имеют возможность высказать, проанализировать то, что в них накопилось.

К. Ларина Ну ты вот пойдёшь к психоаналитику?

И. Петровская Ну, может быть, ещё посмотрю телевизор и скоро не просто к психоаналитику пойду, а уже конкретно в какую-нибудь клинику полечиться. Клиника неврозов, говорят, хорошая вещь.

К. Ларина Кстати, у нас в эфирах тоже бывали разные психотерапевты и психоаналитики. И один раз (правда, это было очень давно) я обратилась — решила рассказать о своих страхах. Мы там после эфира сидели в нашей гостевой комнате. Я говорю ему — не помню, как его зовут: «Пока мы вдвоём, можно я с вами поделюсь? Может быть, вы мне что-нибудь посоветуете». И я рассказала ему об одной своей фобии, которая меня преследует всю жизнь и до сих пор — он меня не вылечл. Что ты думаешь? Я даже не могу тебе воспроизвести тот ответ, который он мне дал. Ты даже не можешь себе представить. Когда мы уйдём от эфира, я тебе скажу, что он мне сказал. Это было нечто. После этого я поняла, что никогда в жизни ни к каким психоаналитикам я обращаться не буду. Во всяком случае, на родине уж точно.

И. Петровская Нет, у меня тоже был один опыт. Это было связано с какими-то подростковыми проблемами ребёнка. И посоветовали — и ей, и мне — обратиться к одному психологу. Меня тоже начали расспрашивать о каких-то вещах, которые происходили ещё до царя Гороха. И я поняла, что потеряю и время, и деньги.

К. Ларина И нервы не восстановятся после этого.

И. Петровская Да, скорее наоборот.

К. Ларина Ира, а ты смотрела «На колёсах»?

И. Петровская Конечно.

К. Ларина Расскажи!

И. Петровская С огромным… К этому жанру невозможно применить слово «восторг», но то, как это сделано… Я не знаю, будет ли Александр Горбунов разговаривать с разными героями. Наверное, с разными.

К. Ларина Первым у него был Артемий Лебедев.

И. Петровская Я вот этого не видела.

К. Ларина И сейчас ещё будет Илья Варламов, после Алексея Навального. Там как раз есть анонс.

И. Петровская Понятно. В данном случае Навальный, который абсолютно артистично и легко принимает условия этой игры. То есть он садится… Это уже было тоже, когда, ты помнишь, разные знаменитости — Ира Ясина, Таня Лазарева — исследовали как бы возможности городской среды для людей с ограниченными возможностями. То есть каким образом в этой среде можно существовать тем же колясочникам. Вот они сели на коляски и ездили по разным маршрутам. Пытались заезжать в кафе, переходить дороги.

К. Ларина Но интервью в таких обстоятельствах не было.

И. Петровская Алексей, который едет на этой инвалидной коляске вместе с реальным колясочником Александром Горбуновым и преодолевает все эти страшные… А они страшные! Я помню, 3 месяца ходила на костылях. Невозможно было преодолеть ни одну лестницу. А тем более тут, когда на коляске. Они забираются в метро, поднимаются по эскалаторам. Мало где есть лифты.

К. Ларина Помнишь, когда он практически на руках поднимается. Несколько пролётов — это вообще просто страшно.

И. Петровская То есть колёса этой коляски ещё становятся на этот пандус, а вот поднять себя… Навальный — огромный мужчина, высокого роста. Видно, с каким усилием… Но он ни разу не нарушил эти правила. В редчайших случаях просто коснулся ногой земли, потому что коляска не могла преодолеть очередное препятствие. Ещё там очень важный момент — это, конечно, общение с встреченными людьми.

К. Ларина Да, это очень смешно.

И. Петровская С прохожими, которые подбегают и говорят: «Алексей, вы молодец».

К. Ларина «Позвольте пожать вам руку». А помнишь, девушка там решила помочь — подвезти его в метро? Причём никто не удивляется, что он на коляске. Думают, типа, ну мало ли?

И. Петровская Ногу сломал.

К. Ларина Девушка: «Можно я вас повезу?».

И. Петровская Делают с ним сэлфи. Конечно, очень смешные эти полицейские, которые говорят: «А что вы здесь делаете?». — «А что, нельзя?». Нет, очень интересно, очень хорошо сделано, несмотря на то, что это длится примерно час, смотрится просто…

К. Ларина На одном дыхании.

И. Петровская Даже в меньшей степени, честно сказать, интересны сами разговоры, потому что они довольно очевидны в данной ситуации.

К. Ларина Нет, а мне как раз нравится Горбунов. Он человек с таким юмором. Мне как раз понравились его вопросы. Когда он там сказал очень смешно: «Вот смотри, у тебя такая красавица жена, такая красивая. У тебя такие дети — умные, красивые. И ты сам умный, красивый, спортивный, не куришь, не пьёшь. Просто идеальный человек. У тебя же есть какие-нибудь тайные пороки? Может быть, ты кошек душишь по ночам». Это было очень смешно, действительно. Там есть такие нюансы в разговоре.

И потом ты ещё не сказала, что при этом настоящий колясочник Александр Горбунов как раз про это и говорит: что он один в этом городе не сделает и метра. Поэтому рядом с ним находятся, как он говорит, два здоровых мужика. То есть он имеет возможность оплачивать себе помощников, которые его сопровождают: поднимают его на лестницы, переносят, проводят его через общественный транспорт или усаживают в машину. Или нужно просить у людей, у прохожих: помогите, пожалуйста…

И. Петровская Но кстати, мне понравилось, что прохожие в основном с готовностью помогают — и бросаются, и подвозят.

К. Ларина А пригожинские-то?

И. Петровская А, я как раз сейчас пережидаю. Конечно, ещё замечательный момент — это, как их называет Навальный, «пригожинские тролли», которые вечно ходят за ним, стоят у его штаба, постоянно снимают его передвижения. Он их тоже живо вовлекает в том числе и в переноску себя.

К. Ларина И они не отказывают!

И. Петровская Не отказывают и выглядят, конечно, абсолютно странными, мягко говоря, людьми. А ещё смешно, когда он заезжает в кондитерскую (ну, тоже чтобы понять, возможно ли колясочнику самому заезжать в кафе, в кондитерские) и покупает им пирожные «Картошка». Нет, это, во-первых, конечно, очень важный, опять же, с социальной точки зрения проект. А во-вторых, просто очень лихо сделанный. Именно лихо. Меня просто тут…

И.Петровская: За всю жизнь у них не было возможности научиться себя любить, анализировать свои поступки

К. Ларина Замучили.

И. Петровская Замучили, да, вопросами про сериал «Новое дело Черкасова».

К. Ларина Люди хотят про кино. Давай!

И. Петровская Люди хотят про кино, да. Точки зрения, конечно, прямо противоположные. Одни говорят, что прекрасный сериал, замечательная игра актёров. Другие соглашаются с тобой, что провал. Давай скажем, удовлетворим интерес людей.

К. Ларина Быстро скажу. Конечно же, мы посмотрели — это главное. Главная удача этого сериала в том, что его посмотрели.

И. Петровская Ну, ожидания были велики.

К. Ларина Да, некий аванс, поскольку мы всё-таки привыкли к тому, что каждый выпуск этого цикла про расследования майора Черкасова — это в любом случае всегда качественная художественная работа. Просто качественная! И артисты, и сценарий крепкий, и есть за чем следить. Просто хорошее кино, что называется. Не более того. Но здесь я просто была в шоке. Такая залипуха! Вот по-другому и не скажешь. Особенно после «Шторма», после такой мощной работы — сценарной, прежде всего. Я потом посмотрела и поняла, конечно, что здесь самый главный провал — это сценарный.

Вот мы с Ирой перед передачей как раз листали Википедию и смотрели, кто раньше писал сценарии в этом цикле. Елена Райская впервые написала сценарий для цикла про майора Черкасова. Это абсолютная, извините за выражение, халтура. Другого слова я подобрать не могу. Именно сценарная халтура. Думала, что проскочит и пройдёт — ну видите, проскочило и прошло.

Кстати, ты знаешь, я всегда выступаю за артистов, всегда говорю, что артисты не виноваты. Так вот это, наверное, впервые на моей памяти, когда я могу сказать, что виноваты артисты. Нельзя соглашаться! Если у тебя за спиной такое количество качественной работы именно в этих образах… И у Смолякова… Такие характеры они придумали, столько они сыграли, столько в это вложили своего актёрского труда, чтобы эти образы были запоминающимися, яркими, объёмными, наполненными какой-то драматургией изнутри. Про каждого можно рассказать, про каждого героя! Начиная со Смолякова и Александровой и заканчивая про оперативных работников группы. Про их начальников, которых играют Юматов и Вадим Андреев. Сейчас это всё рухнуло. Это всё спущено не скажу куда. Всё, что было до этого. Вот разве этого актёрам не жалко? Именно своего труда. Безобразие, короче говоря. Забыть и стереть из памяти.

И. Петровская Ну, ты, как всегда, сильно резка. Но я согласна в одном — что в данном случае такая Агата Кристи для бедных. «Убийство в Восточном экспрессе», «Десять негритят». Когда практически единство места и действия: почти всё происходит в одном подъезде элитного дома, и буквально на наших глазах люди один за другим становятся жертвами. Причём это тоже всё-таки надо умудриться: весь подъезд — довольно разные люди, но весь подъезд либо занят производством наркотиков, либо употребляет, либо распространяет. Все участвуют в бегах.

К. Ларина Всё это возможно. Если только описать по-настоящему.

И. Петровская Нет, это всё какая-то страшная…

К. Ларина Залипуха.

И. Петровская Знаешь, сериалы — чем они привлекают? Особенно не исторические, а такие, на злобу дня. Хотя там место действия — 70-е годы.

К. Ларина Пионеры наркотической мафии.

И. Петровская Всё равно когда есть какое-то правдоподобие — не правда, а правдоподобие — и возможность как-то спроецировать некоторые ситуации на себя, на свою жизнь, даже если это жизнь в воспоминаниях. Вот здесь нет ничего подобного. Играть решительно нечего. В особенности нечего играть прекрасному актёру Андрею Смолякову.

К. Ларина Да там никому нечего играть!

И. Петровская Я говорю «в особенности», потому что он главный герой.

К. Ларина А какие слова они произносят? Там нет диалогов!

И. Петровская Марина Александрова там вообще чисто декоративная фигура. Просто ходит в чёрном парике туда-сюда. Нет даже никакой попытки создать картину какого-то расследования, интеллектуального напряжения, противостояния.

К. Ларина Вот здесь, конечно, основа — сценарий. Согласись, что виноват сценарист. Здесь тот самый случай, когда это очевидно. Но другой вопрос, когда режиссёр это берёт, он тоже должен сказать: «Ребята, вы чего мне тут даёте? Это что за залипуха? Как это вообще можно ставить?».

И. Петровская Значит, мы с тобой успели обсудить много, но далеко не всё из заявленного. Поэтому давай уходим.

К. Ларина Уходим. Сегодня я выбрала финальную песню «Облака» Александра Галича в исполнении Юрия Шевчука. Накануне важнейшего дня, 29 октября, «Возвращения имён» — акции, которую проводит «Мемориал» вот уже в 12-й раз. Тут можно сказать с чистой совестью: пожалуйста, приходите. С 10 утра до 10 вечера каждый из вас может поучаствовать и вспомнить людей — безвинно расстрелянных москвичей. Песня!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире