'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро, добрый день, дорогие наши зрители и слушатели! С вами, как всегда, «Человек из телевизора». Сегодня суббота, 19 октября. Помните,

«Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле.

Прогрянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Печален я, со мною друга нет», — а вот тут нет, есть друг. И я лично вижу его и слышу, надеюсь. Ксения Ларина — а ты нас видишь, слышишь, наш друг?

К. Ларина Слышу, вижу. Какое прекрасное лирическое начала нашей сегодняшней передачи!

И. Петровская Ничего, скоро перейдём и о делах наших скорбных покалякаем. Здесь также ваши друзья — Ирина Петровская и за звукорежиссёрским пультом Александр Смирнов. Средства связи, как всегда SMS +7-985-970-45-45, twitter-аккаунт vyzvon и YouTube-канал, разумеется, который вы можете смотреть и комментировать. Страничка в Фейсбуке, которую также традиционно открывает Ксения Ларина для вашего максимального вовлечения в наши разговоры.

К. Ларина Нас сегодня просто распирает от впечатлений. Очень много тем для разговора. Я там написала нашим слушателям, что, конечно же, мы всё не успеем, отложим на следующий раз, как обычно бывает. Но, тем не менее, я всё равно решила всё написать, потому что всё-таки такая зарубка для наших слушателей, для зрителей, которые, может быть, пропустили что-то из того, что видели мы, и вам захочется увидеть.

Итак, новости, за которыми мы следим. «Московское дело», дело «Нового величия», совершенно трагический разворот в суде — наверное, вы слышали. Отставка Михаила Федотова с поста председателя Совета по правам человека и замена его на человека совсем другого свойства — это Валерий Фадеев. Новости о телевидении — весёленькие такие, смешные, противненькие. Порно, которое запустили вместо НТВ. Фейк от программы «Центральное телевидение» про ярмарку детей для гей-пар — совершенно омерзительный сюжет. «Намедни» — НТВ отобрало название у Парфёнова. Теперь это просто безымянный календарь. «Шторм» — конечно же, об этом надо говорить. Это сериал Бориса Хлебникова по сценарию Натальи Мещаниновой. Завершился — 8 серий, по-моему. Да, Ира?

И. Петровская 8, да.

К. Ларина «Холивар» — ещё один сериал, документальный, Андрея Лошака, который выходил на канале «Настоящее время», тоже еженедельно. Эдуард Сагалаев (это уже пошли интервью) в программе «Лично знаком». Это Youtube-канал «Томское время», обратите внимание на него внимание. Фильм Юлии Доренко «Это Доренко» к 60-летию Сергея. Опубликован он на YouTube-канале «Расстрига». Это канал Сергея Доренко, когда-то был им задуман. «Порнофильмы» и Владимир Котляров, лидер этой группы, у Юрия Дудя. Я просто под сильнейшим впечатлением от этого парня. Какой-то чудесный парень — невероятно талантливый, искренний, смелый.

Чем нас радовал «Дождь»? Наталья Синдеева принимала Алексея Пивоварова. Был очень интересный разговор. Кстати, это разговор, к которому мы с Ирой всё время возвращемся в нашей передаче, сравнивая телевидение и сеть, интернет-телевидение. Репортаж Василия Полонского о свадьбе Анны Павликовой и Константина Котова в «Матросской тишине», «Редакция» — новый выпуск Алексея Пивоварова об индустрии сериалов — российских сериалов. Конечно же, «Навальный Лайв», «Россия будущего» — еженедельный стрим Алексея и очень интересное интервью, которое взял Владимир Милов у Сергея Гуриева. Это было, по-моему, в Варшаве как раз на Немцовском форуме. Большое интервью — посмотрите. Обращаемся к официальному телевизору. Вышел «Голос» — по-моему, очень неплохой в этот раз. Очередное появление, возвращение Клейменова в программу «Время».

И. Петровская Комическое, я бы сказала.

И.Петровская: Ну, вот любят наши каналы так поступать. Это, мне кажется, такая своего рода подножка коллегам

К. Ларина Да. И уже упомянутые выпуски Леонида Парфёнова — 1952 и 1953 годы, без названия «Намедни». Пишите, звоните, можно начинать! Ира, я сразу могу тебе сказать, что люди хотят. Давай я прямо сразу тебе прочту. «Хлебников удивительным образом держит напряжение довольно скупыми средствами — что в «Обычной женщине», что в «Шторме». И заглавная песня — как они вообще её так выбрали? Этот аккорд на первом титре почти вгоняет в ужас. Отличный сериал!». Давай мы с этого начнём, а то мы никогда не успеваем.

И. Петровская Да, но единственное маленькое объявление. Меня попросили сказать, что у нас есть одно приглашение на 2 лица на вечер-концерт Олега Митяева в Центре культуры и искусств «Меридиан» 23 октября в 19:00. Те, кто первые дозвонятся, туда пойдут. Всё, переходим к «Шторму».

К. Ларина Ну скажи про свои впечатления.

И. Петровская У меня невероятно сильные впечатления. Хотя мне хотелось бы, чтобы сказала ты, потому что, на мой взгляд, написала на эту тему исключительно точно, сразу по горячим следам, пост в Фейсбуке. Мне жаль только, что пришлось это растянуть на такое долгое время. Просто когда ты смотришь подряд, ты более точно улавливаешь все сюжетные ходы, все линии. А если ты делаешь перерыв, то, к сожалению, у тебя в памяти происходят какие-то помутнения, и приходится восстанавливать. Но я, например, собираюсь выбрать время и посмотреть это уже с самого начала и до конца.

К. Ларина Как цельное произведение.

И. Петровская Как цельное произведение, кардинально отличающееся от большинства, огромного количества сегодняшнего сериального продукта тем, что это и правда большое, сильное, очень важное кино, очень актуальное, можно так сказать, и, как сейчас модно говорить, нелинейное, когда ты не можешь предугадать развитие сюжетных линий и вообще самого сюжета. С потрясающими актерскими работами. В первую очередь я отмечу, конечно, Александра Робака и Максима Лагашкина, которые играют двух друзей, двух коллег-следователей из разных отделов. В очередной раз невероятная Анна Михалкова. Как она играет эти приступы наступающего безумия — ты просто физиологически чувствуешь, как это надвигается, но не знаешь, чем в очередной раз это обернётся.

Ну и, конечно, ощущение такого абсолютного, по всем линиям, тупика. В тупике и отношения двух друзей, двух коллег. И на этом всё заканчивается. Мы понимаем, что тупик везде. Даже когда люди действуют из благих побуждений, они всё равно попадают в тупик. Тупик в отношениях с любимыми женщинами у обоих друзей. В общем, куда ни глянь, всюду этот тупик, и совершенно нет никакого света в конце тоннеля — напротив, одна чёрная чернота. Хотя, конечно, ни в коем случае невозможно сказать, что этот фильм, этот сериал чернушный. Нет, он более чем реалистичен. Просто более чем вписывается в контекст сегодняшнего, происходящего в стране, как ничто другое.

К. Ларина Да, я тут подхвачу, что в художественном произведении необязательно напрямую говорить о каких-то событиях и явлениях. Какое-то такое плакатное искусство не всегда так действует, как художествення метафора. И здесь, конечно, вот эта атмосфера, это ощущение тупика, о котором ты говорила, вот эта абсолютная чернота, абсолютное отсутствие какой бы то ни было перспективы в жизни, любви, отношениях — всё это, безусловно, присутствует. И то, о чём ты сказала, о чём я написала в Фейсбуке, то, что меня просто захватило — это эмоция абсолютного отчаяния, которая присутствует в любой линии в этом сериале — и линии криминальной, и линии любовной, и линии бытовой. Просто здорово!

И это очень здорово передаёт, конечно же, актёрская игра. Просто на грани! Я таких актерских работ давно не видела и скажу честно, что я в начале сомневалась, что Александр Робак вытянет эту роль. Поскольку всё-таки он такой жанровый актёр. Он был очень хорош в «Домашнем аресте», хорош был в каких-то небольших ролях, в том числе серьёзных — у него достаточно большая фильмография. Но эту роль надо было взять как высоту. И он её взял, конечно, безусловно. Просто отличная работа. Тем более, что здесь очень сложно. Это крупные планы. Здесь не побегаешь по сцене, не поорёшь. Всё сделано скупыми средствами, Но это отчаяние, которое перехватывает горло у человека — чувствуешь, как у человека присутствует ком внутри. Такое состояние навзрыд — оно, конечно, передаётся замечательно.

Конечно, и Лагашкин, и Анна Михалкова — какие там замечательные… А Гена Смирнов, который играет небольшую роль. Она большая по сюжету, но получилась небольшая, поскольку его очень быстро застрелили. Но это как бы точка отсчёта. Человек, который играет этого человека, который собирается баллотироваться в мэры, владельца крупной строительной компании, который действительно погряз в воровстве, в коррупции, в обмане. И всё начинается с высочайшей трагической ноты. Ведь что такое точка отсчёта в сериале? Страшная трагедия, когда рухнул — что там? Дворец культуры?

И. Петровская Да. Большой многофункциональный развлекательный центр. И много детей, которые как раз поют вот эту советскую песню.

К. Ларина «Море, ты слышишь, море». Кстати, да, могу сказать про море. Я, когда смотрю фильм, люблю погружаться — мне интересно узнать побольше о том, как его снимали. Дело в том, что там действительно даже было землетрясение, там был настоящий шторм — изначально, в сценарии. Но они потихонечку от этого отказались. А название «Шторм» осталось. Ты понимаешь? Хотя шторма-то как такового нет. Хотя это приморский город, и мы видим, что там вода, вода, кругом вода. Снег, вода и прорубь. Но шторма нет. Но в итоге шторм стал именно настоящей метафорой тому эмоциональному состоянию, в которое погружён весь фильм.

Здесь, наверное, нужно ещё отдельно сказать про оператора. Алишер Хамидходжаев — известнейший оператор, который снимает полный метр, большое кино. Он, кстати, снимал «Аритмию», снимал «Войну Анны», снимал фильм «Жить». То есть это оператор, что называется, высшего уровня, высшего класса. И эта камера, которая следит, которая предельно документальна. В ней почти отсутствует постановка, художественность, красивость, как это бывает обычно, когда люди хотят снять красивые пейзажи, красивые лица. Просто молодцы!

Ну и про эпизоды, наверное, стоит сказать. Дмитрий Лысенков из Петербурга, замечательный актёр. Наш любимый друг и товарищ Женя Муравич, который играет здесь небольшую роль эксперта-фармацевта, который должен подписать экспертизу на лекарство. Михаил Порошинский, который вообще не актёр. Он играет здесь юриста, адвоката Крюкова — героя Геннадия Смирнова. Прекрасная актёрская работа! Ещё играет — как же его фамилия? — по-моему, Максим Ковалёв (сейчас я уточню, потом скажу), который играет помощника Градова (Робака), который, собственно, выполняет все его самые такие чёрные поручения — зачистки, убийства, осуществляет слежку. Бывший сотруденик отдела. Он тоже не актёр. Он филолог и одновременно каскадёр. Это, по сути, его первая большая роль. Просто замечательно сделано!

Ну и, конечно, саундтрек и музыка. Безусловно, как правильно написал наш слушатель (то, что я процитировала), аккорд в начале, который очень похож на заходной аккорд гимна Александрова, по сути — вот скажи, такой же — ты дйствительно цепенеешь. Это, конечно, невероятно передаёт. Как можно было угадать эут песню, угадать в ней этот экзистенциальный ужас, который в ней заложен — это надо было постараться.

Так что наша рекомендация от программы «Человек из телевизора»: кто пропустил этот фильм, обязательно посмотрите. Тем более, что он закончился. Это действительно цельное произведение. Его можно посмотреть в сети. Сделайте это обязательно. Безусловно, отличия от телевизионного эфира есть. Если этот фильм будут показывать в телеэфире, он много потеряет, поскольку там масса всяких запретов, которые необходимо соблюдать — начиная от сигарет и выпивки и заканчивая ненормативной лексикой. Я думаю, что он многое потеряет. Поэтому его, конечно, надо смотреть в таком натуральном виде.

И. Петровская У меня тут разнообразнейшая палитра мнений — от того, что «сколько можно говорить о сериалах», до того, что «наконец заговорили о сериалах». От того, что «посмотрел 1-2 серии, не понравилось», до того, что вообще «подскажите, как фильм называется и где идёт». Подсказываем: сериал называется «Шторм». Все 8 серий выложены на платформе «Старт.ру». Там нужно зарегистрироваться, заплатить совсем маленькую денежку, чтобы это смотреть легально. Хотя я предполагаю, что уже, наверное, нашлись умельцы, которые выложили это и на каких-то других ресурсах.

К. Ларина Он есть на YouTube, его можно смотреть.

И.Петровская: Снова появились сюжеты, где говорится, во-первых, о массовых беспорядках, которые уже опровергнуты

И. Петровская Да, но я смотрела вот таким легальным способом, решив, что нужно уже наконец цивилизовываться и каким-то образом откликаться на такого рода подачу сериалов. Значит, «Шторм», Борис Хлебников. Те, кому не понравилось, кто посмотрели 1-2 эпизода… Друзья, ну, во-первых, у каждого свой вкус, во-вторых, тогда, пожалуйста, преодолейте себя и посмотрите дальше. Я уверена, что это затянет вас, как затягивает этот девятый вал, который мы иногда наблюдаем не только на картине Айвазовского.

К. Ларина Здесь, кстати, тогда можно сразу анонсировать и фильм, который выйдет на Первом канале — очередное расследование майора Черкасова, который никогда не будет подполковником, Андрея Смолякова. Вы помните и «Мосгаз», и много чего уже было. Это очередная… Да, у нас такой цикл, это такой наш Пуаро. Мне как раз нравится эта идея. Мне кажется, это случайно получилось, что он стал таким сквозным фильмом целой эпохи. И вот выходит новая серия, которая называется «Формула мести». С понедельника на Первом канале.

И. Петровская Там есть, мягко говоря, забавное совпадение… Хотя «совпадение? — не думаю». На Втором канале, на канале «Россия» также с понедельника, только в 9 часов вечера начинается сериал «Екатерина и самозванцы». Вы помните, уже были «Екатерины» с той же самой Мариной Александровой в главной роли. Значит, в 9 часов на Втором канале, на «России» к нам придёт Марина Александрова в образе Екатерины. А на Первом канале в фильме-продолжении про майора Черкасова Марина Александрова тоже придёт к нам, но в роли одного из его сотрудников — опергруппы или как там это называется.

Ну, вот любят наши каналы так поступать. Это, мне кажется, такая своего рода подножка коллегам. Потому что там, на «России», делают огромную ставку именно на этот сериал и продолжение предыдущего. Ну а на Первом канале, соответственно, делают ставку на майора Черкасова и Марину Александрову уже совсем не в царском обличье.

К. Ларина Тогда уже если вернуться к главным новостям, тут такая история. У меня возникла такая нехитрая мысль, Ира. Чей это был образ — помнишь, «Россия сидящая» и «Россия сажающая», которые никак не встретятся друг с другом? Кто про это говорил? Ахматова, по-моему.

И. Петровская Не могу точно сказать, потому что у меня сразу несколько вариантов. Может быть, нам сейчас подскажут.

К. Ларина По этой аналогии я подумала о том, что происходит сегодня, уже как бы переходя к новостям и сюжетам. Что есть Русь сидящая — во всех смыслах, не только в смысле названия правозащитного фонда, который возглавляет Оля Романова. Русь сидящая как сегодняшнее состояние России. И есть Русь, смотрящая телевизор. И вот это, как мне кажется (поправь меня, если я неправа), абсолютно непересекающиеся социальные группы. Поскольку новостей про сидящую Россию, про сидящую Русь в федеральным эфире вовсе нет. Вот всё, что мы обсуждаем…

И. Петровская Есть, но с другой стороны. Вот мой коллега по «Новой газете» Леонид Никитинский, по-моему, в среду как раз написал материал по итогам нескольких просмотренных программ (он вообще судебный журналист и юрист, пишет на эти темы) с точным названием «Приговор-ТВ». Что неожиданно, после некоторого перерыва в эфире большинства федеральных каналов появились сюжеты, где повторяется всё то, что уже было опровергнуто и некоторыми оправдательными приговорами…

К. Ларина То есть, даже про «московское дело» говорят?

И. Петровская И про «московское дело». В частности, на Первом канале появляются (это проанализировал «FakeNews» на «Дожде») сюжеты, которые уже опровергнуты.

Например, показывают девушку в инвалидном кресле, которая стоит напротив этого строя «космонавтов». Уже и Никита Михалков, который, ссылаясь на какого-то блогера, у себя в «Бесогоне» говорил, что это абсолютно фейковые фотографии, что никакая она не инвалид, потому как у неё там руки ненатруженные и так далее. Потом выяснилось, что это реальная девушка, которая действительно было в инвалидном кресле, вместе с мужем на таком же кресле или коляске, на этих митингах. Её зовут Евгения Никитина. И когда Никите Михалкову это всё практически ткнули в лицо, ему в следующем выпуске пришлось отчасти извиняться перед Евгенией Никитиной, что она никакая не фейковая инвалид, а вовсе реальный и натуральный. И снова она появляется — теперь уже в сюжете программы «Время».

Появляется сюжет, где указывают на то, как Егор Жуков, студенты Вышки, который находится под арестом, якобы руководит толпой и направляет её поток. Опять же, разоблачение очень простое. Ещё наш Дмитрий Муратов показал это в подробностях: как на одном и том же кадре, очевидно, совершенно случайно, совпали два молодых человека, чрезвычайно друг на друга похожих — оба в чёрных джемперах, оба в джинсах, в белых кроссовках, темноволосые, примерно одного роста. Но именно эти кадры инкриминировали во время судебного заседания Егору Жукову. Хотя кто этот человек, действительно реально размахивающий руками, неизвестно. А Егор Жуков там просто идёт себе в ряду других молодых людей.

И.Петровская: Мне очень интересен показался Эдуард Михайлович Сагалаев в программе «Лично знаком»

К. Ларина А это в каких программах показывали?

И. Петровская В новостных программах. Снова появились сюжеты, где говорится, во-первых, о массовых беспорядках, которые уже опровергнуты. Как будто бы уже официально признано, что массовых беспорядков как таковых не было. Плюс их встраивают в контекст Барселоны, «жёлтых жилетов». Это идёт вот так в подбор, и как бы на этом фоне у нас вот такие попытки. Смысл такой, что слава Богу, что они вовремя пресекаются. Мы сейчас будем уходить на новости и потом вернёмся.

НОВОСТИ

И.Петровская Мы продолжаем «Человек из телевизора». Ксения Ларина, Ирина Петровская, Александр Смирнов. Коротко опять: на конец Олега Митяева пойдет Ирина, последние цифры телефона: 9715. Попробуйте дозвониться до референтов, если не получится, они с вами свяжутся.

К.Ларина Давай поговорим про личности теперь, про людей, которые в телевизоре, в широком смысле в телевизоре появляются. Я имею в виду такие знаковые фигуры, как, например, Сергей Доренко, которому мы вчера, 18 октября исполнилось бы 60 лет. Он погиб, напомню, 9 мая. Вот фильм о нем сделала Юлия Доренко.

И.Петровская Жена его.

К.Ларина Жена его, вдова. Хорошая работа. Я целиком её не смотрела, так, пролистала. Он требует, конечно, отдельного смотрения. Там целая россыпь собрана, естественно, телевизионных начальников. Там есть и Добродеев, там есть и Эрнст. Там есть Николай Сванидзе, есть Демьян Кудрявцев.

Есть, конечно, фрагменты самого Сергея Доренко из его различных эфиров, включая самый главный его эфир жизни профессиональной — это про подлодку «Курс», про трагедию на «Курске». Естественно, «Эхо Москвы» там есть.

Там есть фрагмент его шоу на «Эхе». Там есть Павел Лунгин, там есть ближайшее его окружение. Естественно, есть какой-то семейный архив. И совершенно щемящий финал, где Юля сидит дома, в квартире, смотрит по телевизору старую пленку, где они поют вместе «Темную ночь».

Это, мне кажется, очень красивый получился фильм. Посмотрите. Он выложен на канале «Расстрига» на YouTube-канале.

И.Петровская Причем вот здесь мне указывают, что это не старый канал «Расстрига» а теперь уже просто «Расстрига» русскими буквами.

К.Ларина Это не важно. В поиске YouTube наберите «Это Доренко» и вам сразу же фильм будет.

И.Петровская Еще интервью. Подхватывает Ирина Петровская…

К.Ларина А ты посмотрела кусочек и фильма тоже?

И.Петровская Да, я посмотрела кусочек из фильма с Константином Эрнстом. Мне как летописцу новейшего российского телевидения чрезвычайно это всё интересно, потому что, естественно, мы были вовлечены очень во многое. Многое знали, многое не знали. И с этой точки зрения мне очень интересен показался Эдуард Михайлович Сагалаев в программе «Лично знаком» на YouTube-канале «Томское время».

Мне очень понравилась интервьюер. Её зовут Ирита Минина, по-моему. Там немного вначале смущает мизансцена, когда много ног красивых, я имею в виду ноги интервьюерши…

К.Ларина Сколько?

И.Петровская Две, но они как-то всё время бросаются в глаза, но ноги отличные. Потом об этом забываешь, потому что это очень дорогой нашим с тобой сердцам типа интервьюера, который абсолютно готов, в курсе всего, не переспрашивает «А кто это такой? А кто это такая?» То есть там абсолютно очевидная и характерная, кстати, для томских телевизионщиков и раньше вот эта степень подготовленности разговора с человеком. И сам Эдуард Михайлович, которого знаю больше чем половину своей жизни, он там на каком-то другом уровне, я бы сказала, исповедальности. Он какие-то вещи прямо на наших глазах как-то переосмысливает.

Там, в частности, есть разговор НРЗБ, про то, как он оценивает его уход в 96-м году на ВГТРК. И он откровенно и честно, на мой взгляд, первый раз говорит, что это было его большой ошибкой, потому что после руководства первым частным каналом ТВ-6 (мы знаем, что Эдуард Михайлович создал), он как бы купился на масштаб этой громады под названием ВГТРК, но уже не смог работать в этих условиях сдержек, противовесов и всего того, что сопровождало уже в 96-м году во многом работу большого государственного телевидения. Мне кажется, очень хорошая, удачная работа. Найдите, посмотрите.

Ну, и сам Сагалавев, он человек очень нелинейный, как принято говорить, очень непростой с отдельным, особым отношением ко многому и переосмысливший, действительно, многое в своей жизни.

Там, где удачно, там, безусловно, удачно.

К.Ларина Тогда я скажу тоже о своем интервью, которое на меня произвело сильнейшее впечатление на этой неделе. Я просто тебе говорю, если не видела, обязательно посмотри. Владимир Котляров, группа «Порнофильмы» в гостях у Юрия Дудя. Казалось бы, где «Порнофильмы» и где мы с тобой. Это панк-группа достаточно известная, молодежь ее очень хорошо знает. Но панк-рок мне лично совсем неблизкая музыка, она для меня слишком агрессивна, радикальная, конечно, музыка. Но здесь, конечно, ценность для меня лично в текстах, потрясающих совершенно.

Я думаю, что ты наверняка видела одну из главных песен этого протестного времени, которую Владимир Котляров записал в акустическом виде с гитарой. Это есть тоже в YouTube у него Песня, которая называется «Всё пройдет». Которая целиком и полностью посвящена как раз этому террору государственному — по-другому не назовешь, — который развязан против мирных граждан на улицах Москвы.

И, как мне кажется, Владимир Котляров стал одним из лидеров художественных, творческих лидеров протестных акций как и Оксимирон тот же, который свои придумывает истории, свои перформансы. Вот, по-моему, две недели назад говорили про его замечательную идею «Сесть за текст», где он собрал самых известных и артистов и селебрити, которые читали фрагменты из классических произведений мировой литературы, а напротив сидел адвокат Ольга Динзе и рассказывала металлическим голосом, по какой статье пойдут люди, которые эти слова написали.

Так вот Владимир Котляров совершенно чудесный человек. Он молодой, ему там 30 с небольшим. В этой передаче у Дудя он максимально открыт, как всегда у Дудя и бывает. Он очень честный парень. У него свой очень тяжелый путь человека из очень простой семьи, из достаточно депрессивного района, но такого города, интеллектуального — гордо Дубна. Он родом оттуда, он там и живет.

И тот путь, который он прошел к музыке, к текстам, к поэзии… Потому что он пишет именно поэзию. В этом сюжете у Дудя несколько раз — есть фрагменты концертов, есть фрагменты песен, но, учитывая, что музыка слишком агрессивная, не совсем текст улавливаешь, — Дудь очень здорово сделал, они сделали титры текстов этих песен, которые просто бегут как бегущая строка.

Это поэзия высочайшего уровня, она абсолютно сегодняшняя, она очень острая. Это настоящая гражданская лирика. И произвел на меня впечатление этот парень. Посмотрите, пожалуйста, кто пропустил.

Пивоварова еще можно вспомнить. В гостях у Натальи Синдеевой.

И.Петровская: Котляров стал одним из лидеров художественных, творческих лидеров протестных акций как и Оксимирон

И.Петровская Вспомним. Сейчас я просто прочитаю реплику: «Хочу сегодня отметить такое телевизионное событие: третье возвращение Кирилла Клейменова в программу «Время». С его возвращением и стилем ведения, на мой взгляд, эта программа приобрела юмористический оттенок, особенно его вступительная речь: «Пока меня не было, случилось много чего. Стоило только отвлечься на другие важные дела, как мир пошел все равно вразнос. И поэтому вот, пришлось вернуться. Не скрою, была надежда, что этот самый мир справится и без нас с вами. Небольшая, но была. Увы». Это нам подсказывает Стас Путильцев из Курска.

Да, вообще, конечно, Кирилл Клейменов невероятный персонаж. Это уже у него, действительно, третье возвращение. Он приходит под какие-то очень важные, будущие события или текущие и потом так же уходит, оставляя намоленное место на Екатерину Андрееву и на кого там еще… на Алексеева.

В общем, это все было бы очень смешно, если бы не было довольно грустно, потому что это абсолютно такая, абсолютно циничная, глумливая пропаганда. Вот глумливый стиль, который отличает Кирилла Клейменова, он на другую нашу зрительницу производит — вот тут она тоже пишет — «совершенно омерзительное впечатление». Называет эти спичи «театральными, безвкусными, нравоучительными, рассчитанными на абсолютно безграмотных людей».

Вы правы, Татьяна, потому что эти программы и многие другие на основном телевидении сегодня, пожалуй что, действительно, рассчитаны больше частью на безграмотных людей. А грамотные все больше и чаще находят себе какие-то зрелища и впечатления на YouTube-каналах, в сети.

И, в частности, об этом была речь у Натальи Синдеевой с Алексеем Пивоваровым.

К.Ларина Да, это сильная история, потому что видно, как — другого слова не подберешь, там именно глагол употребляет Алексей Пивоваров, когда он говорит, что «меня так никогда не вштыривало». Имеется в виду, что он такого куража — в переводе на русский язык — не испытывал в профессиональной жизни до сегодняшнего дня, до тех пор, пока не приступил к работе над своим авторским YouTube-каналом под называнием «Редакция».

Здесь, конечно, очень интересный разговор получился. Он интересен не только профессионалам, а и широкому зрителю именно потому, как телевизионный профессионал, человек, который много лет проработал на телевидении, человек абсолютно телевизионный, что называется, плоть от плоти телевидения российского в широком смысле, — как он из него выходил и входил в совершенно незнаемую пропасть. Я вдруг поняла. Помнишь, у него были первые выпуски «Редакции», за которыми мы немножко в недоумении следили, когда там были такие персонажи, которых мы даже не знали. Это такие блогеры-миллионники, ютуберы, которые собирают большие количества подписчиков, но совершенно неизвестным людям, не говоря уже о тех, кто пожил давно и долго.

А это, оказывается, как я поняла из рассказа Алексея, он это делал сознательно, во-первых, чтобы понять и принять на себя эту аудиторию совершенно ему неизвестную. И таким образом они такие Вергилии были у него. Тот же Давидыч. Я даже не помню его имени. Он с ним делал один из первых выпусков «Редакции». Такие Вергилии по кругам ада в YouTube-пространстве.

И.Петровская: Кирилл Клейменов невероятный персонаж. Это уже у него, действительно, третье возвращение

И вот смотри, год он выходит или меньше?

И.Петровская Меньше, мне кажется. Он начал в том сезоне, в этом продолжен.

К.Ларина Ты посмотри, какой молодец. Вот что это такое?

И.Петровская Ну как что? Он высококлассный, в принципе, журналист и давно и этим отмечен. И, как это было принято говорить, птенец парфеновского гнезда или гнезда парфеновского. И он просто, как он и обещал — он перед тем, как затевал «Редакцию» публиковал своего рода манифест, что уже в сети на YouTube-каналах появилось много всего, и интервью и т.д — а он поставил целью внести туда качественную журналистику. Что он и делает: качественная журналистка, которая на самом деле, наверное, украсила бы эфир любого большого телеканала, если бы только она не вписалась в тот омерзительный контекст, в котором сегодня приходится существовать даже приличным людям на этом самом ящике.

Если уж заговорили про ящик — я дежурный по старому ящику, — то тут, конечно, были такие, я бы сказала, отчасти курьезные, отчасти совершенно отвратительные тоже эпизоды. Ну, например, провайдер перепутал какие-то рычаги. И в эфире канала НТВ для жителей Новомичуринска, по-моему, в Рязанской области минут 15 вместо ток-шоу «Место встречи изменить нельзя» показывали жесткий порнографический фильм. И, судя по тому, что откликов на это было не очень много…

К.Ларина Никто не заметил подмены.

И.Петровская Никто не заметил потери бойца, да. Выяснилось, что, действительно, если говорить в общем, если порнографию считать как не просто показ конкретных взаимоотношений мужчины и женщины, а может, не только мужчины и женщины, а если говорить в широком метафорическом смысле, это что-то непотребное и временами грязное, то, скорей всего, да, это подходит под это определение. Бабушка там возбудилась чья-то, вызвала внука. Внук думал, что у бабушки поехала крыша, посмотрел телевизор — нет, действительно идет кино не для всех, кино для взрослых.

И вот после того, как дозвонились в эту компанию, которая осуществляет там подачу сигнала, в результате вернулось «Место встречи».

К восторгу вся эта ситуация самого Норкина, который буквально на следующий день разразился радостным спичем… Он всё это пересказал в свойственной ему — я не буду даже это пытаться пересказывать, потому что это довольно омерзительно — этой скабрезной манере. Но было видно, что человек очень как-то вдохновлен этим обстоятельством.

Ну, и что мы можем сказать. Что если посмотреть внимательно всю продукцию в данном случае НТВ, а шире — вообще многих телеканалов, то, действительно, в общем, этой в метафорическом смысле порнографией назовешь. Например, сюжет, который ты уже упомянула, когда нам сообщили, что в Брюсселе — до чего дошла отвратная Европа — устраивают ярмарку, где гей-пары могут выбирать себе любых младенцев с любым цветом глаз, волос и так далее, и что всему этому есть определенная цена.

Это произошло не в программе «Ты не поверишь!» или еще в какой-то такого рода программе. Нет, во полнее себе считающейся приличной пока еще, хотя уже далеко не так «Центральное телевидение». Вначале это просто сообщили как новость. И все поохали, завопили, загудели.

А на следующий уже эфир туда был послан корреспондент, который, между прочим, уже ни слова не сказал ни о какой торговле и продаже, хотя в контексте предыдущего все равно было ощущение, что там действительно сошли с ума и продают младенцев. Хотя там на самом деле там была международная конференция организации, которая называется «Мужчины, имеющие детей», по-моему. И, действительно, там помогают и однопалым парам договариваться о том, чтобы суррогатные матери родили детей. Это всё происходит официально. Это не продажа.

К.Ларина Вот к тебе вопрос. Хотя я его тысячу раз задавала, но все равно задаю, коль скоро ты вспомнила. Вадим Такменев, он же человек с огромным опытом телевизионным и профессией тоже. Очень любит рассказывать, что он очень высокий профессионал большой. Ведь он же знает, что это вранье. Вот скажи мне, как может человек такой от сюжет заказывать, сидеть себе на монтаже, потирать руки от удовольствия, хихикать мерзко — наверное, так это происходит? — типа: «Ну, сейчас бомба будет, мы сейчас сделаем бомбу». Вот скажи мне, что с людьми происходит? Это отчего? Самое главное — возвращаясь к моему вопросу — он же знает точно, что это вранье.

И.Петровская Раньше говорилось, что не место красит человека, а человек — место. Сейчас ровно наоборот: место, оно влияет даже на приличных людей, которые там работают. Вот то, во что сегодня превращен контент этого канала вот, таким образом, чтобы там сохраниться, удержаться, надо, в том числе…

К.Ларина А зачем там сохраняться, ради чего? Ради того, чтобы в тебя плевали нормальные люди? Люди в тебя плюют. Ведь разве человек может нормально себя чувствовать, если он понимает, что его все презирают? А его презирают. Коллеги его презирают. Это уже условных Такменев, их там тьмы и тьмы таких людей.

И.Петровская: Раньше говорилось, что не место красит человека, а человек — место. Сейчас ровно наоборот

И.Петровская Во-первых, это нам кажется. Мы в относительно узком таком… варимся в своих лентах в Фейсбуке, где у нас очень много единомышленников. Все остальные, которые не входят в этот круг, — совершенно не факт, что они презирают. Они знают, что телевидение — дело циничное, что ради красного словца не пожалеешь не только европейских геев, но и, часто, родного отца и какого-нибудь знаменитого человека, который оказался в сложной жизненной ситуации, как это было и происходит на наших глазах с известной актрисой. Им наплевать, уверяю тебя. Даже если им не совсем наплевать, они утешают себя тем, что да, такое время, такое телевидение. В конце концов, красиво жить привыкают люди на этих телевизионных харчах. Мне кажется, там вопросы морали, нравственности, совести уже давно списаны в утиль, поверь мне.

К.Ларина Но ведь смотри, всё совсем не так весело и не так смешно, как бы хотелось представить этим людям, которые ведь тоже знают, что происходит на самом деле. Он знают наверняка, что в суде двое ребят из «Нового величия» вскрыли себе вены во время судебного заседания. Вот скажи мне, этот сюжет, который в страшном сне не приснится, — это же совсем другой уровень уже зашквара.

И.Петровская Мы перешли сейчас на то, что мы называем риторические вопросы, а нам пора уходить, к сожалению. Вот на этой неделе много вспоминали старое телевидение, расцвет его, и Эдуард Сагалаев и о Доренко вспоминали.

И сейчас буквально в эти минуты друзья и коллеги прощаются тоже с человеком, журналистом, с человеком, который в конце 80-х был страшно популярен. Был такой — москвичи должны помнить — видеоканал, один из первый прямой эфира на московском канале «Добрый вечер, Москва!» И там нам был один из самых постоянных репортеров Виктор Шинкарецкий, который занимался журналистикой прямого действия. Он помогал какие-то городские проблемы разгребать, помогал человеческие проблемы решать. На этой волне был потом выбран в этот первый революционный состав Верховного Совета России. Потом его профессиональная судьба уже не складывалась.

В общем, он ушел из жизни, Виктор Иванович. И наши соболезнования его жене и дочери. А жена Анна Качкаева, наша коллега, в «Радио Свобода» раньше была, а сейчас преподает, учит медиаграмотнсоти в Вышке, профессор.

К.Ларина Я, конечно, присоединяюсь к Ириным словам, тоже выражаю соболезнование Анне и Анне. Светлая память Виктору Ивановичу Шинкарецкому. Мы на этом уходим из эфира. Песню, которую мы подобрали, она уже звучала в этом эфире, но уж больна хороша она, уж больно она обо всем, тем более, 19 октября. Это Юлий Ким.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире