'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро, дорогие наши радиослушатели и зрители! Доброе последнее летнее утро. Надеюсь, что последнее только летнее, но доброе и ещё будет много добрых утр. С вами «Человек из телевизора» — как всегда по субботам. И с вами же постоянные ведущие. Ксения Ларина — слышишь нас, видишь?

К. Ларина Доброе утро, всех вижу, всех слышу. Страшно ты сказала: доброе последнее утро.

И. Петровская Последнее летние — я сказала ключевое слово. И очень надеюсь, что добрых утр вообще у нас будет ещё немало. Здесь, в московской студии, я, Ирина Петровская. За звукорежиссёрским пультом Сергей Кузнецов — тоже как обычно. Наши средства связи те же. SMS можно писать по номеру +7-985-970-45-45, Twitter-аккаунт vyzvon, Youtube-канал и страничка Ксении в Фейсбуке. Но прежде мы должны сделать некоторые важные объявления и разыграть билеты. Они будут разыгрываться в течение нашего эфира. В первых числах сентября в Москве пройдет фестиваль русского зарубежного театра. Мы можем предоставить победителям, тем, кто первыми нам напишет, 2 комплекта билетов на каждый из 3 спектаклей. То есть 4 человека смогут пойти — 2 по 2 каждый. Ксюша, давай, ты у нас лучше разбираешься в театрах.

К. Ларина Да, это фестиваль русского зарубежного театра, который проводит журнал «Театрал». Как вы понимаете, фестиваль русского зарубежного театра проходил за рубежом — вот уже 3 года в разных европейских городах. И вот наконец Валерий Яков, главный редактор журнала «Театрал», решил показать лучшие спектакли этого фестиваля москвичам, что, мне кажется, очень правильно.

Приезжают 3 спектакля. Быстро называю. 5 сентября на Симоновской сцене Театра Вахтангова — «Женщина в песках». Известное произведение, думаю, все наши слушатели его знают. Театр «Zero» — это театр из Тель-Авива, из Израиля. Олег Родовильский и Марина Белявцева. Я этот спектакль видела, он очень хороший, камерный. Ну и литературная основа, конечно, замечательная.

Следующий спектакль — «Ласточка», 6 сентября, тоже в Театре Вахтангова на Симоновской сцене. Это театр «OК» из Варшавы. Этот спектакль создан по мотивам рассказов Тургенева. Тоже видела. В главной роли — потрясающая польская актриса Бригида Туровска. Обязательно посмотрите. Спектакль идёт на польском языке, но с русскими субтитрами. Там замечательная музыка — кстати, русская — замечательно сделанная, стилизованная под настоящие народные хоры. Спектакль очень сильный эмоционально, жестокий, скажу честно, потому что рассказ очень тяжёлый. По-моему, называется «На мощах». В общем, что-то очень страшное.

И спектакль, который называется «Поверх барьеров» — это из Нью-Йорка», из Америки. 7 сентября, театр «Мост». Это такая литературная композиция. Театр такой скорее литературно-драматический, поскольку создан на основе писем, дневников и стихов Пастернака и его женщины. Тоже камерный. Все 3 спектакля камерные — то, что я очень люблю. Приходите!

И. Петровская Итак, вы поняли, что на каждой из 3 спектаклей мы разыгрываем по 2 комплекта билетов. 2 по 2.

К. Ларина Можно просто назвать, на который вы хотите.

И. Петровская А потом референты отследят очерёдность поступления звонков и будут вам звонить. Так что ждите. Тут у меня спрашивают, причём здесь театр. Объясняю: журнал «Театрал» наш давний друг — и «Эха», и нас лично. У Ксении даже был период, когда она его возглавляла. И вообще культурные события мы и сами стараемся не пропускать, и таким образом вводим вас в этот культурный контекст.

И.Петровская: Вообще об этом страшно думать. Страшно думать, как это всё происходило

К. Ларина Конечно, тем более, что билеты мы любим разыгрывать. А мест для розыгрыша всё меньше и меньше. Поэтому пользуемся возможностями прямого эфира для того, чтобы вас, дорогие друзья, причастить к прекрасному.

И. Петровская Давай теперь читай наше меню, наши метки.

К. Ларина Так, очень быстро читаю. 15 лет трагедии в Беслане — фильм «Новой газеты» «Школа № 1». Украина: первое заседание нового состава Верховный Рады — политический расклад, надежда на обмен пленными. За этим следим вот уже вторые сутки — или даже третьи?

И. Петровская Да, пожалуй, уже третьи.

К. Ларина «Дождь» — финал кастинга ведущих. Валерия Касамара в гостях у Михаила Фишмана. Идеальное интервью, просто мастер-класс! «На троих» RTVi в новом составе. К Тихону присоединилась Катя Котрикадзе вместо Пивоварова. Теперь эта программа будет идти в таком составе. Мне очень понравилось. Первый гость был Григорий Явлинский. «Навальный Live». Алексей появился в своём моноэфире после месячного отсутствия. И конечно же, стоит отметить новое слово тележурналистики. Это Дмитрий Низовцев, корреспондент телеканала «Штаб» — это такая дочка «Навальный Live». Блестящий материал с митингующих улиц. Я думаю, что мы об этом отдельно поговорим. Просто здорово сделано! Ну, и если получится, рыдающий недопознер. Это такой вид нового телеведущего.

И. Петровская Вообще, я бы сказала, новый вид интервью. Когда интерьер доводит себя практически до состояния рыданий и истерики. Смотреть на это было бы смешно, если бы не было так неловко. Ну что ж, продолжаем дальше. Давай я только коротко скажу. Значит, первая рубрика «Я очевидец». Я сейчас проехала по центру города. Всё спокойно. Никаких усилений, никаких автозаков. Даже не знаю, что подумать. Вообще не видела ни одного полицейского. Вторая рубрика, как было раньше во «Времечке»  — «То, что вы никогда не увидите по телевизору».

Вот, собственно, таким образом мы можем перейти к безусловному событию этой недели — фильму «Школа № 1», посвящённому 15-летний годовщине страшных событий в Беслане, которые начались 15 лет назад 1 сентября, то есть завтра. И все мы знаем, когда и чем они закончились. Ты, я надеюсь, видела этот фильм.

К. Ларина Да, конечно.

И. Петровская Ну давай.

К. Ларина Что тут сказать? Во-первых, конечно, сам факт, что мы постоянно, какой уже раз вспоминаем юбилейные даты страшных событий. Хотя у «Курска» не была юбилейная дата, но был фильм Алексея Пивоварова, который мы вспоминали. И вот сейчас Беслан. Я ещё очень жду фильма, который снимал Юрий Дудь. Он должен был нам показать. Надеюсь, что как раз на этой неделе – может быть, завтра или в понедельник будет уже его работа, посвящённая Беслану. Мне здесь неловко начинать этот разговор, поскольку всё-таки это больше твоя история, это делали твои коллеги по газете. Продюсер этого проекта — Дмитрий Муратов. Среди участников Ирина коллега по газете Елена Милашина.

И. Петровская Ольга Боброва. Там целый коллектив.

К. Ларина Да, расскажи немножко про тех, кто это делал.

И. Петровская Как известно (вернее, может быть, это известно нам, но неизвестно другим) после этих событий «Новая газета» открыла там, в Беслане, корпункт. В течение ряда лет там работали чуть ли не вахтовым способом наши прекрасные журналисты, которые собирали по крупицам всю информацию, опрашивали очевидцев, говорили со специалистами в области взрывов, проводили баллистическую экспертизу. Фактически они вели параллельное официальному расследование. Мы знаем, что было расследование, которое тогда возглавлял сенатор Торшин и, в общем, ничем это толком не закончилась. Но «Новая газета» не умеет оставлять свои расследования без каких-то выводов и умеет доводить их до конца. В течение всего этого времени в газете периодически появлялись материалы, которые рассказывали о том, как сегодня существуют жертвы этого страшного теракта.

Как, например, одна из героинь этого фильма девушка Фатя, которая получила тяжелейшие травмы, находясь там, в этом спортзале в школе. Она выжила и спустя какое-то время её и её родственников фактически оставили один на один с этой бедой. А эта беда в первую очередь требует постоянных средств и возможностей вывозить её на процедуры и операции в Германию. И здесь рассказывают, как это родственники переживают всё это.

В общем, это, на мой взгляд, очень важная, очень страшная работа, потому что мы узнаём то, что было как бы спущено на тормозах официальной версией: что на самом деле этот кошмарный штурм и эти взрывы, которые приписывали взрывным устройствам террористов — так вот, сами террористы ничего там не взорвали. Пожар, который начался в спортзале и привёл к огромным жертвам, который не тушили в течение 2 часов — это следствие ударов наших федеральных войск. И вообще об этом страшно думать. Страшно думать, как это всё происходило.

К. Ларина Там, кстати, убедительно доказывается ещё раз, что штурм начался до взрывов и что эти бомбы не взорвались, о чём ты сказала. Там демонстрируют вещественные доказательства — те самые тубусы так называемые от гранатомётов, которые обнаружили на крышах соседних домов. Из этих гранатомётов стреляли по школе. Там есть ещё несколько моментов, которые важно обозначить. Давай, говори. Прости, что я тебя перебила.

И. Петровская Нет, давай ты расскажи эти несколько моментов, а потом я ещё тоже обозначу важный момент.

К. Ларина Да, важно то, что фильм с самого начала вводит в контекст времени. И когда тебе так концентрированно, через запятую, рассказывают о том, что предшествовало этой трагедии, ты понимаешь, что всё это не случайно. Поскольку там была череда терактов, взрывы в Москве. То есть там очень важно было ввести нас в контекст времени, чтобы мы понимали, почему образом это произошло. Второе — это, безусловно, докудрама по своему стилю, поскольку здесь некоторые события реконструируется с помощью актёров. И тому есть объяснение. Поскольку, как нам сообщают титры в начале фильма, ни один канал, который в то время работал в Беслане, не предоставил авторам этого фильма своих архивных материалов. Это, конечно, чудовищно. Третье — то, что ты сказала по поводу пожара. Вообще, пожар, когда сгорела крыша — 2 часа горела, а потом свалилась.

И. Петровская На голову сидевших там заложников.

К. Ларина Да. Это было сделано умышленно, по тому, как нам объясняют свидетели и эксперты, для того, чтобы скрыть все улики, которые могли бы проявить как раз ту самую истину: кто первым начал эту бойню — боевики или те, кто находился в штабе, руководители силовой операции. Тот же самый смысл в уничтожении всех улик. Это когда, помнишь, школу в принципе сравняли с землей — по-моему, в ночь с 3 на 4 сентября. То есть буквально сразу же после того, как это всё кончилось. Оттуда ещё не вывезли до конца части тел, никаких улик, ничего не исследовали. Но школу сравняли с землёй — это самое главное: действительно, чтобы ничего не было обнаружено. Об этом тоже очень подробно рассказывается.

И.Петровская: По страшным событиям начала 00-х можно проследить, как формировалась эта система тотальной пропаганды

И. Петровская Ещё важно количество террористов. Нам говорили, что приехала 1 машина и там было, по-моему, 30. А потом по свидетельству других людей, которые это видели и изучали этот вопрос, их, возможно, было не менее 60 и приехали они на 2 машинах. Это отдельная история: как они проехали, как их туда пропустили и вообще, что, собственно, происходило до того, как произошёл этот страшный захват.

К. Ларина И из кого, собственно, эта диверсионная группа состояла. Я помню, что тогда об этом тоже говорили, но сейчас важно отметить, что среди участников этой диверсионной группы карателей и террористов были так называемые внедрённые агенты ФСБ. Об этом как раз говорит Дмитрий Муратов: что в итоге кто кого там обманул, непонятно. Потому что если там есть внедрённые агенты, то в ФСБ должны были знать всё о каждом шаге террористов. А получилось, как говорит Дмитрий Муратов, ровно наоборот: что скорее всего сами террористы знали всё о каждом шаге спецслужб, о том, как дальше планировалось спасение заложников, спецоперация и штурм.

И ещё один важный момент — мне показалось, мы мало об этом говорили. Это Политковская и Бабицкий, которые должны были вести переговоры с Масхадовым с тем, чтобы подключить Масхадова к переговорам с террористами. Эта попытка была предпринята, но пресечена на самом начальном этапе, когда, как мы знаем, Анна Политковская была отравлена в самолёте, а Андрея Бабицкого просто не пустили на рейс. Как я поняла, там устроили что-то типа какой-то провокации — то ли какой-то дебош, то ли драку — чтобы он тоже не смог вылететь в Беслан.

И. Петровская И впервые после долгого перерыва эти события комментирует Руслан Аушев – один из немногих, кому удалось тогда пройти в эту захваченную школу и вывести женщину с совсем крохотными детьми-грудничками.

К. Ларина Там, кстати, и Закаев принимает участие, что само по себе событие.

И. Петровская И Закаев принимает участие, и Раф Шакиров — главный редактор «Известий», где я тогда работала. Он поплатился за совершенно фантастический номер, который был выпущен сразу после того, как всё так трагически закончилось. Я очень хорошо это помню. Я, кстати, тоже писала туда колонку, отслеживая, как работали федеральные каналы во время трагедии. И почти весь номер состоял из совершенно невероятных, рвущих душу фотографий.

Я помню, я купила этот номер в день, когда он вышел. Ехала, по-моему, с «Эха», купила в киоске, положила рядом на сиденье в машине и увидела фотографию на последней полосе. Такая осетинская мадонна, которая склонилась над погибшим ребёнком. Дальше я некоторое время ехать не могла. Я просто припарковалась и стояла, приходя в себя. После этого буквально в этот же день позвонили: Раф Шакиров лишился своей должности. Это тоже вследствие того, что тогда происходило и произошло.

К. Ларина Тут ещё важно назвать Марину Литвинович.

И. Петровская Да, Марина Литвинович. Важная для нас тема — это, конечно, то, как уже тогда… Ещё не было такого тотального контроля, ещё не было такой тотальной лжи, которую мы наблюдаем сегодня, или тотального умолчания, но уже тогда каналы, репортёры, которые работали там, подчинившись указаниям…

К. Ларина Указаниям кого?

И. Петровская Сверху.

К. Ларина Нет, конкретного человека. Помнишь, кто курировал всю информационную линию штаба? Дмитрий Песков! Именно он контролировал, чтобы не было никакой утечки, чтобы все корреспонденты называли одну и ту же цифру, которую они, собственно, утвердили — 354 человека. И одной из первых как раз была Маргарита Симоньян, которая нам рассказывала с экрана телевизора, что там 354 человека.

И. Петровская Все рассказывали, что 354, в то время, когда уже — опять же, в первые часы, минуты — было очевидно, что 1 сентября, люди шли провожать детишек в школу семьями. Почему там оказались и грудные, совсем крохотные дети, и бабушки? Потому что такая традиция, и не только Беслане, но и во множестве городов — на первую линейку идти вместе с детьми. По-моему, там одна женщина говорит, что она просто стояла с плакатом «Нас здесь больше 1000» и никто не решился это показать.

По страшным событиям начала 2000-х можно проследить, как формировалась вот эта нынешняя система тотальной пропаганды, лжи, называния чёрного белым, белого чёрным, неназывания вообще. Собственно, я на эту тему как раз написала колонку в «Новой газете» в пятницу. Потому что, наверное, начиная с «Курска» и заканчивая Бесланом, мы видим, как вначале эта информация постепенно фильтровалась. А сегодня мы пришли уже к другому, совсем крайнему — когда о каких-то событиях просто перестали сообщать до момента, пока не поступит какое-то распоряжение. Просто молчат, просто не говорят.

И на этом фоне то, что ни один федеральный канал не предоставил «Новой газете» для этого фильма свою хронику — это очень логичное продолжение всего этого. Я сомневаюсь, что есть запрет сверху на то, чтобы эту информацию, эти кадры кому-то предоставлять или тем более вообще публиковать. Я думаю, это следствие сформировавшейся за эти годы абсолютной конфронтации так называемых зависимых и независимых СМИ, когда ярость и ненависть выливается вот в это: мы не дадим вам свою хронику…

К. Ларина Мне кажется, что здесь всё-таки имеет место запрет спецслужб. Есть вещи, которые они ни за что больше не покажут. То, что тогда прошло в прямом эфире, они больше не покажут.

И. Петровская Значит, мы сейчас прерываемся и после новостей снова возвращаемся в эфир «Человека из телевизора».

НОВОСТИ

И. Петровская Мы продолжаем «Человек из телевизора». Ксения Ларина, Ирина Петровская. Сергей Кузнецов – за звукорежиссерским пультом. Очень много желающих пойти на Фестиваль русского зарубежного театра. Друзья, не волнуйтесь, вам обязательно позвонят.

К. Ларина Вам позвонят.

И. Петровская Вам позвонят. Все под контролем. Все читаем. И обязательно вы получите по заслугам, кто первый успел.

К. Ларина Тут спрашивают в Ютюб-чате, где смотреть фильм, который мы обсуждаем. Ну естественно не на телевидении, товарищи, а в Ютюбе. На сайте «Новой газеты» точно он есть, можно его там смотреть.

И. Петровская Более того, мы даже сказали, что у нас рубрика – то, что вы никогда не увидите по телевизору официальному. Ксения, Ксюш, хотела сейчас знаешь чего коротко? Мы в прошлый раз эту тему бросили, а она важна – про то, как прошел первый месяц открытого эфира телеканала «Дождь».

К. Ларина Обязательно. Тем более, что я хотела, кстати, в пандан к той теме, которую мы обсуждали до перерыва, напомнить, что как раз телеканал «Дождь» как телевидение не забыло о Беслане. И у них будет спецэфир 1-го сентября завтра. Когершын Сагиева уехала туда с группой в Беслан. И оттуда будут прямые включения, прямые эфир весь завтрашний день, 1-го сентября. И завтра еще будет показан фильм «Комитет», тоже который делали к десятилетию со дня трагедии. Так что, за «Дождем» обязательно следите.

И. Петровская Да, это я все согласна. Да, они откликаются действительно на самые важные и главные информационные поводы. Но мы знаем, что в преддверии первых акций протестов в Москве 27-го июля они объявили о том, что открывают свой эфир, и он будет доступен не только подписчикам, но и всем желающим. И вот это произошло. И буквально на прошлой неделе Наталья Синдеева, руководитель канала, отчиталась о первых результатах этого очень рискованного эксперимента, потому что, как она говорила в этом эфире у Михаила Фишмана, они на 50-60% существуют на средства от подписки. И поэтому был шанс большой потерять очень много.

И.Петровская: Михаил Фишман на наших глазах превратился в по-настоящему серьезного, очень жесткого, острого аналитика

Но выяснилось, как правильно говорит сама Наталья Синдеева, что запрос на информацию, на правду есть, он достаточно большой. Конечно, это не сопоставимо с аудиторией и с возможностями больших каналов, но тем не менее подписчики не отписались. 7,5 миллионов постоянных просмотров и 41 – эпизодических, но тоже довольно регулярных. 11,5 миллионов заработал канал на так называемых донэйтах, добровольных пожертвованиях. Это действительно дело абсолютно добровольное. Хотите пожертвовать что-то – жертвуйте. И люди на это пошли. И в целом этот эксперимент можно считать удавшимся. И насколько я понимаю, он будет продолжен. И вот эти эфиры в дальнейшем пока что, по крайней мере, продолжатся.

И 104 часа прямого эфира за это время – это, конечно, огромный результат. Мы знаем, что это были спецэфиры со всех акций, которые проходили. И думаю, что и сегодня наверняка будут, если что-то будет, и Беслан. И вообще, канал на наших глазах, вот в противовес того, что мы не видим как правило на федеральных каналах, он как-то повзрослел, мне кажется, и стал более профессиональный. И, в частности, Михаил Фишман просто огромный какой-то на наших глазах совершил скачок и превратился действительно в по-настоящему серьезного, очень жесткого, острого аналитика, публициста и интервьюера.

К. Ларина Могу тут добавить, Ир, прости, про Михаила, что все-таки, справедливости ради, надо все-таки сказать, что Михаил на «Дождь» пришел уже сформировавшимся взрослым журналистом. Только он был пишущим журналистом. Он работал в печатной прессе. Он возглавлял журнал «Newsweek». И вообще, как журналист был очень высокого уровня и все его очень хорошо знали. Здесь как раз была, по сути, перемена участи – он перешел в другой жанр.

И, конечно, как телеведущий, как журналист, говорящий в кадре – это была его абсолютно новая судьба. И ты права, это действительно огромный какой-то путь за такое короткое время он прошел. И сейчас, пожалуй, можно назвать его аналитическую программу лучшей программой в нашем эфире русскоязычном. Просто молодчина. А уж как он интервью ведет!

И. Петровская Я, разумеется, знаю, какой он путь прошел. Но также мы с тобой знаем, что все-таки это действительно очень разные вещи – пишущий журналист, говорящий, работающий в кадре.

К. Ларина Конечно.

И. Петровская И, конечно, не сразу Михаил Фишман в этом амплуа новом освоился и пришел к тому, что сегодня мы наблюдаем. И действительно вот это интервью вчерашнее тоже было удивительное. Это был такой поединок. И Михаил Фишман был как предельно корректен в нем, так и предельно жесток, потому что он задавал ровно те вопросы, которые необходимо задать официально зарегистрированному кандидату Мосгордумы в противовес ее бывшим конкурентам, которые либо сидят, либо просто не допущены до этих выборов.

К. Ларина Он, конечно, молодец. Он слушает человека. И он не пропускает ни одного мяча вообще. То есть если человек что-то сказал, то он не сделает вид, что он этого не услышал. И ты права, он был предельно корректен. Я даже подумала, что в этом было еще… Он, конечно, с уважением относится к этой женщине – к Валерии Касамаре. И это было видно. И даже была видна какая-то досада. Вот парадоксальную вещь скажу: ему очень не хотелось, чтобы она была такой, какой она оказалась. Это, конечно, читалось и в его вопросах, и в его интонациях. И он очень хотел, чтобы она была другой, чтобы она его услышала. А она не слышит. И это как разговор глухого со слепым – два параллельных пространства.

И уж конечно фраза, которую уже можно в заголовок выносить этого интервью: «Вот вы мне говорите про 31-ю статью Конституции», — говорит Касамара. «Что ж, теперь всем ее принимать?», – говорит она. Это, конечно, такие вот парадоксальные вещи, которые абсолютно расчехляют эту сегодняшнюю психологию нынешней власти. Ведь, по сути, Валерия Касамара является ее и рупором, и защитником, и символом в какой-то степени.

Вроде как, и человечный человек, и болеет душой за своих студентов, но при этом говорит вслух и не стесняется это говорить, что «москвичей не волнуют эти ваши протесты; они, собственно, на 23-м месте эти протесты; их волнует то, что происходит у них во дворе, в поликлинике и на работе, а тут – только мешают». То есть, в принципе, эта логическая цепочка буквально в шаге от того мема, который нам продемонстрировала дамочка, помнишь, из видеосюжета: «Если либералы выйдут на улицу, я буду бить их цепями». Вот это, по сути, то же само, только в более интеллигентном варианте выражено.

И. Петровская Но он еще очень как-то мастерски (или, как говорят, мастерски, – сейчас новая норма) вот именно парировал и ловил ее на этих противоречиях…

К. Ларина Да, именно.

И.Петровская: Выяснилось, что люди готовы платить вот за эту альтернативную точку зрения, альтернативную продукцию

И. Петровская …Когда она говорила сначала, что ей все жалуются, как мешают эти протесты, а потом говорит, что три раза всего лишь вообще зашла речь во время ее встречи с избирателями про эти московские протесты. В общем, еще раз. Михаил Фишман, когда он вместе с Натальей Синдеевой говорил об итогах вот этого эксперимента по открытию эфира, он сказал очень важную фразу, что «мы создаем некую экосистему здравого смысла». Потому что есть люди, которые хотят знать, что происходит, хотят задавать и слышать ответы на свои вопросы. И в отсутствии возможности вот это все получать на вот этих вот массовых, популярных каналах, вот они приходят за этим на «Дождь».

То есть формируется некое отнюдь не оппозиционное… Я бы настаивала на этом, потому что у нас оппозиционным называют все, что не похоже на вот это официальное. Нормальное телевидение, нормальное средство массовой информации, которое отрабатывает и информационные поводы, и занимается ровно тем, чем должно заниматься – информировать и просвещать, и оповещать, и анализировать.

К. Ларина Это не финал программы. А то у Иры пошло на коду.

И. Петровская Не, не, не. Он говорит там очень важную вещь, что «за это время мы, по сути, превратились в общественное СМИ».

К. Ларина Да, точно.

И. Петровская И он прав, потому что когда только обсуждалась идея общественного телевидения, говорили, что люди ни за что никогда 3 копейки за телевидение не заплатят, потому что зачем им это делать, когда у них в бесплатном доступе все. Вот выяснилось, что когда в бесплатном доступе, мало чего ты узнаешь и получишь, что тебя волнует, то люди готовы платить вот за эту альтернативную точку зрения, альтернативную продукцию, продукт.

К. Ларина Давай еще похвалим кого-нибудь. Вот мы там заявили несколько еще людей. Вот про Дмитрия Низовцева. Мне прям хочется сказать такие хорошие слова человеку! Я так люблю людей с таким чувством юмора замечательным. Оказывается, из путинга можно сделать репортаж не хамский, не ругательный, не ворчливый, а очень остроумный, после которого действительно ты думаешь: «Господи, ведь счастье, когда есть такие люди в кадре как Дмитрий Низовцев!».

Его материал, который он делал, казалось бы, с ничего не значащего события, извините за это определение, – так называемый День российского флага, который отмечали в прошлое воскресенье (почему-то 24-го августа вместо 22-го) на проспекте Сахарова, куда приехали в основном представители ГБУ «Жилищник».

И. Петровская В субботу, не в воскресенье. Но неважно.

К. Ларина Да. И представители различных организаций из Москвы, области и близлежащих городов – там из Тулы, по-моему, были, из Курска. Это, конечно, зрелище было замечательное.

И. Петровская Деловито торгующие флажками. Кому-то выдающие так, а кому-то – просят пройти и там за 20 рублей приобрести. И действительно, Дмитрий Низовцев сработал в этой поразительной совершенно забытой практически нами такой иронической манере, когда он ничего не оценивает, он никаких пафосных слов не говорит, он никого не осуждает. Но вот этого вот количества маленьких синхрончиков, наблюдений и каких-то малюсеньких резюме после вот этих синхронов складывается эта общая абсолютно абсурдная картина. И это, я считаю, тоже высший пилотаж. Молодец молодой журналист.

К. Ларина Молодец-молодец. Ты вспомни начало самого этого сюжета потрясающее, когда стоит журналист с микрофоном, и мимо него толпа идет людей, колоннами идут люди. И он говорит, что у нас тут митинг в честь российского флага, но эти люди идут не на митинг, они уходят с митинга. А он, по сути, еще не начинался.

И. Петровская Не, он еще как-то смешнее говорит: «Посмотрите, сколько людей. Они идут с плакатами, с цветами, воодушевленные. Одна незадача только – это они не входят на митинг, а уходят с него, хотя он еще не начался». И дальше он стоит посреди, в общем, довольно пустынного этого проспекта, площади и пытается вокруг себя обнаружить… И еще спрашивает у этих людей, которые уходят: «А чего вы уходите?». А они все либо прячут лица и ускоряют шаг, либо отвечают: «Мы не уходим, мы сейчас придем». Понятно, что все торопятся…

К. Ларина Апофеоз, который стоит запомнить надолго – это когда родственники фотографировались. Помнишь, там группа женщин, мужчин?

И. Петровская Да, из Зеленограда.

К. Ларина Явно из одной организации, которые приехали сюда. Они хотели сделать фото такое общее. И спрашивает Дмитрий Низовцев у девушки, которая собирается фотографировать: «А что объединяет этих людей, кроме того, что они все пришли сегодня на это мероприятие?». Она говорит: «А они все родственники».

И. Петровская Нет, там очень много забавного. И просто вот посмотрите. Я думаю, что если тоже погуглите, вы это найдете.

К. Ларина Подпишитесь. Называется «Штаб».

И. Петровская Меня тут спрашивают: «Фишмана на какой программе смотреть?». На программе «Дождь», дорогая Лидия. Да или нет? Кто у нас тут это спрашивает? Да, Лидия из Москвы. Телеканал есть такой «Дождь». Опять же зайдите. И на Ютубе можно смотреть, и набрать сайт. И сегодня это уже в течение месяца открытый эфир – вам не нужно оформлять подписку. Хотя там есть теперь разные льготные условия для оформления этой подписки. Ну, дальше что мы будем говорить? Хорошее, да?

К. Ларина Про хорошее, да.

И. Петровская Вчера я видела очень хорошее – повторяли «Линию жизни» с Александром Филиппенко.

К. Ларина У него юбилей.

И. Петровская Да, 2-го сентября у него юбилей.

К. Ларина Да.

И. Петровская И будут еще программы. Это просто восторг души. Заранее не поздравляют, поэтому мы и не поздравляем пока.

К. Ларина Мы просто любим.

И.Петровская: Мы знаем либералов, которые прилагали усилия к освобождению Вышинского, независимо от его деятельности

И. Петровская Просто любим, да. Лично знакомы. И надеюсь, мы еще вспомним это в следующий раз. А 25-го августа отметил тоже свой юбилей режиссер Сергей Александрович Соловьев. И сегодня «Первый канал» устраивает день Сергея Соловьева. В 12 с чем-то – документальный фильм о нем, затем «Сегодня вечером» с его участием, то есть он там герой. И многими почитаемая знаковая, культовая «Асса». И, соответственно, наши поздравления вынужденно немного запоздалые Сергею Александровичу.

К. Ларина Я хотела еще про Украину сказать, Ира, если ты не против. Буквально два слова. Ничего не рецензировать. Потому что спрашивают люди, где смотреть про Украину настоящие новости, а не пропаганду «Первого» и второго каналов. Я скажу вам, что из всех возможных сетевых ресурсов я выбрала себе «Настоящее время» как главный источник новостей по Украине. Они это делают очень здорово. И вот если вам хочется узнать политический расклад сил, кто против кого, кто в какой фракции, если вообще вам это интересно – политика нынешняя в Украине, то смотрите выпуски «Настоящего времени».

Они делали прямую трансляцию, спецэфир с первого заседания Верховной Рады в новом составе и целиком весь день транслировали это знаковое заседание, которое, по сути, перевернуло все, всю политику нынешнюю украинскую, то есть начался отсчет нового политического времени, безусловно, с этого заседания. Там было опять зажигательное выступление Владимира Зеленского. Там были выступления других представителей различных фракций. Там Геращенко, лидер «Европейской солидарности» (партия Порошенко), объявил о том, что их блок уходит в оппозицию. Ну, в общем, было очень интересно за этим следить.

И повторю, что в «Настоящем времени» самые точные репортажи, связанные с событиями в Украине. А сейчас тем более это актуально и важно, когда вот в таком подвешенном состоянии находится главная тема пятилетия, наверное – это возможный обмен пленными, возможное освобождение политических заключенных и пленных, которые находятся на территории России и прежде всего, конечно, Олег Сенцов. Я думаю, что об этом мы еще много чего узнаем. Пока мало информации.

И. Петровская Да, пока только одно чувство – тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить. Как вчера, по-моему, Дмитрий Муратов сказал: «Чтобы не рухнул наш рынок надежды». Поэтому чем меньше сегодня будет вот этих вот воплей… Уже сколько было известий – прилетели, улетели, уже прибыли, освободили.

К. Ларина Да.

И. Петровская Мне кажется, в таких ситуациях надо ждать, затаив дыхание. Просто затаив дыхание. Мы понимаем, что процесс идет с обеих сторон. Мы понимаем, что там ведется, наверное, очень кропотливая работа. Вот не навредить в данном случае. Не навредить. Давайте наберемся терпения и подождем.

Да, в продолжение. После того, как состоялось это заседание Рады с участием Зеленского, я несколько раз, естественно, нарывалась на федеральные эти эфиры и ток-шоу, где максимально издевались над речью Зеленского…

К. Ларина Да ты что!

И. Петровская Да. Ну естественно. Что это не речь президента, а это все клоунада, цирк, актерство и так далее. Я понимала, что больше это смотреть не могу и просто переключала. А по другому каналу ровно то же самое шло.

К. Ларина Савик Шустер, кстати, возвращается в эфир украинского телевидения. Имейте в виду, вот на следующей неделе стартует его шоу, Савика Шустера, на канале «Украина». Тоже можно в Ютюбе смотреть. Я так понимаю, что он возвращает, наверное, свой прежний формат, который был невозможен после его такого, по сути, изгнания политического с территории Украины, когда его убрали и закрыли. Так что, новость интересная.

И. Петровская Ну, там, в общем, интересно. Жизнь идет, бьет ключом. Кстати, Кирилла Вышинского освободили. И это тоже, мне кажется, очень позитивное событие. По крайней мере, он больше не находится за решеткой. И те, кто сегодня с той стороны кричат, что либералы ничего не сделали для его освобождения… Мы прекрасно знаем некоторых либералов, которые прилагали усилия к освобождению Кирилла Вышинского, независимо от отношения к тому, что он там делал или не делал. Ну что еще мы успеваем?

К. Ларина Про рыдающего «непознера». Я хочу, чтобы ты сказала. Это зрелище.

И. Петровская Ну, у нас очень мало времени. Значит, в программе «Ещенепознер» была замечательная, совершенно потрясающая, абсолютно естественная, очень глубокая, замечательная женщина – Любовь Аркус, главный редактор журнала «Сеанс», основатель фонда «Антон здесь рядом» и фильма, который она тогда сделала (это был не просто фильм, это была акция такая многолетняя – «Антон здесь рядом»). Или «тут рядом»? Как правильно? Ну понятно. Все меня поняли. И вот интервью, которое длилось более полутора часов, в течение которых если он и задавал вопросы, то исключительно вот такого мемуарного свойства. Она рассказала все о своих учителях, о своих друзьях уже ушедших – Германе, Балабанове и так далее.

И уже ближе к концу она вдруг растерянно сказала: «Господи, ну почему же ты меня не спросил о том, о чем мы договаривались – чем я сейчас занимаюсь, какой напряженной жизнью я живу?». И в этот момент практически интервьюер напротив практически зарыдал горючими слезами…

К. Ларина Как Коровьев.

И. Петровская Сама Люба в диком потрясении спрашивала: «Коля, что с тобой? Давно с ним это?».

К. Ларина: «У тебя с нервами все в порядке?»

И. Петровская: «С нервами все в порядке?». В общем, на самом деле, это достойно более подробного описания. Но, к несчастью, наше время подходит к концу. Еще раз повторяю, Люба была грандиозная. И это плюс. Все остальное – ну, извините.

К. Ларина Ребята, значит, у нас Ким сегодня опять поет песню. Написана она в 12-м году к 90-летию Галича. Но не утратила своей актуальности. Она про здесь и сейчас. Ну, какие-то небольшие перемены случились в различных именах и фамилиях, а, в принципе, жизнь по-прежнему такая и Москва хорошеет. Юлий Ким.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире