'Вопросы к интервью
К. ЛАРИНА Здравствуйте, Маргарита Александровна!
М. ЭСКИНА Доброе утро.
К. ЛАРИНА Поздравляю Вас с праздником.
М. ЭСКИНА Спасибо.
К. ЛАРИНА Поскольку сегодня не только День Святого Валентина, но еще и день рождения нашего любимого Дома Актера. Я думаю, что этот день рождения мы начали праздновать гораздо раньше, чем День святого Валентина. В нашей стране во всяком случае.
М. ЭСКИНА Да.
К. ЛАРИНА Почему у нас «Человек из телевизора» получился? Потому что у нас два в одном: и театр, и телевидение все сошлось на имени Маргарита Александровна Эскина. Мы знаем, что Маргарита Эскина когда-то начинала работать на телевидении, самые первые знойные передачи там проводила. Сколько лет там проработали?
М. ЭСКИНА 24 года.
К. ЛАРИНА Огромная часть жизни.
М. ЭСКИНА Самая большая.
К. ЛАРИНА И сейчас не бросаете это дело, поскольку знаем, что на канале «Культура» существует программа «Дом Актера», где представлены избранные вечера и программа, которую Вы ведете как хозяйка Дома. Поскольку сегодня день рождения, давайте начнем с сегодняшнего вечера. У вас всегда эксклюзивные вечера, особенно в день рождения. Каких гостей вы сегодня будете встречать? Я имею в виду, прежде всего, то, что составляет славу отечественного театрального искусства.
М. ЭСКИНА Вы сказали «эксклюзивные». Я подумала, с каждым днем и с каждым годом это делать все труднее, потому что каждый раз, когда идет какой-то вечер, должен быть драматург, как бы то ни было, должен быть режиссер, должны быть исполнители. Это все безумно сложно. А ведь хочется как? Приходят зрители не простые. Когда я прочитала список людей, которые собираются сегодня к нам придти, то чувство некоторого страха мной овладело вчера. До этого я не читала, а вчера пришла в этот отдел, где это все записано, и думаю: «Чем же их удивить?» Все дело в том, что начнет наш сегодняшний праздник просто сам Святой Валентин. Все-таки не у всех же будет, что Святой Валентин зашел и что-то либо сказал, либо спел. Значит, это уже само по себе.
Кроме того, помимо всех остальных номеров, мы привезли, чтобы себя порадовать, то, что радует больше всего нас, но и на самом деле это интересно и талантливо. Это театральные капустники. И поскольку у нас всегда безумное желание, чтобы мы не замыкались в рамках Москвы, а чтобы Дом Актера был уютным и для тех, кто приезжает, и чтобы люди из театральной России знали, что существует такой Дом. Сегодня мы принимаем гостей из 14 городов России. Во-первых, мы принимаем почетных гостей, двух замечательных женщин. Одну из Петрозаводска, Людмилу Филипповну Живых, которая много лет назад закончила «Щуку», по-моему, на курсе вместе с Шурой Ширвиндтом, и работает с тех пор в Петрозаводске, возглавляет там Союз театральных деятелей. И мы с ней дружим всегда. Замечательная актриса и человек. Кроме того, из г. Самары приехала Вера Александровна Ершова, народная артистка, которая получила «Золотую маску» за честь и достоинство. И несмотря на то, что, как я знаю, она проработала 60 лет в театре…
К. ЛАРИНА Это знаменитый Куйбышевский театр драмы?
М. ЭСКИНА Да. Я ее увидела, и это молодая дама, элегантная. Она вчера тоже приехала. Это почетные гости. А кроме того, как всегда, наши очень близкие друзья, Нижний Новгород. Когда я говорю о Нижнем Новгороде, я думаю о том, как много в нашей жизни зависит от конкретных людей. Во всех городах есть или Дома Актера, или отделения Союза. Но в Нижнем Новгороде есть такие люди, которые могут заводить жизнь. И поэтому с Нижним Новгородом нас связывает особенная любовь и дружба. И фестиваль театральных капустников «Веселая коза» придумал Нижний Новгород. А мы с наслаждением к этому подсоединились. И каждый год мы участвуем в этом фестивале. Мы присылаем туда выдающихся наших мастеров сатиры, как членов жюри. И сегодня к нам приехали участники этих театральных капустников. При этом, поскольку в прошлом году этот фестиваль привлек много новых людей, то сегодня выступят те, которые никогда еще на московской сцене, тем более в Доме Актера не выступали. Я очень надеюсь, что это будет хорошо.
К. ЛАРИНА Если Вы боитесь, для них это, вообще, наверное, будет ужас.
М. ЭСКИНА Я вспоминаю, Гриша Горин, который был в жюри и всегда загорался от всего, не связано ни с деньгами, ни с оплатой, ни с его основной работой, был счастлив, что он в этом жюри и сказал: «Ты должна их привезти в Москву». Он регулярно проверял, делаю ли я это. Потом, наконец, я привезла. Сидел совершенно роскошный зал, впереди сидел Владимир Абрамович Этуш, который не падок на юмор, когда это на сцене, и смотрел укоряющим взглядом. А Горин оглядывался вокруг, чтобы все видели, как это потрясающе! И ужасался, когда они не хохочут, и потрясался вместе с ними, когда они хохочут. То есть, действительно, я нервничаю, потому что это все равно, как если бы мои дети вдруг стали выступать. Но я очень верю, потому что опять же знаток, корифей, капустных дел мастер Александр Анатольевич Ширвиндт сказал мне, когда посмотрел: «Что ты нас все просишь выступить? Мы всем надоели. Это что-то новое, молодое, свежее». Это действительно так, и поэтому очень хочется пожелать им удачи. А кроме того, это замечательно еще и потому, что это люди, связанные какими-то особыми узами. Приехала компания, готовая быть вместе. Это тоже в жизни не так мало. Поэтому для нас сегодняшний день очень и очень приятный.
К. ЛАРИНА Кстати, тут пришла телеграмма из Нижнего Новгорода: «Большой привет Дому Актера от «Веселой козы». Нижний Новгород».
М. ЭСКИНА Спасибо Нижнему.
К. ЛАРИНА А наши-то будут, наша пожилая и молодежная секции?
М. ЭСКИНА Нет. Наша молодежная секция начала быть молодежной лет 20 назад и продолжает быть молодежной, причем это без скидок, они молодежные. Но они больше любят выступать в своем кругу, делают это на каких-то посиделках и с большим трудом выходят на большую сцену. Я печалюсь по этому поводу, но терплю, поскольку все надо терпеть. Хотя нет, бывают какие-то номера. К сожалению, сегодня блестящий номер Шустицкого, Жигалкина и Радзюкевича по поводу озвучания фильмов просто не может быть, потому что нет одного из участников. И наши тоже выступят. Но наши капустники — это всегда удел наших малых залов. Очевидно, должен найтись, вырасти или появиться лидер, как в любом творческом деле. Потому что был Ширвиндт, Жук…
К. ЛАРИНА Гриша Гурвич.
М. ЭСКИНА А самое главное, был Гриша Гурвич. И это место очень сложно занять, потому что Гриша принял все, что было до него, с таким блеском, что очень трудно сейчас кого-нибудь найти, чтобы он мог сделать что-то подобное. Но важно, чтобы просто компания существовала. Я верю, что такой найдется, безусловно, но я хочу, чтобы это было при моей жизни. Вот единственное мое условие. Мне бы хотелось, чтобы были не просто капустные номера, а капустные спектакли, как это было раньше.
К. ЛАРИНА Поскольку мы присутствуем в программе, которая называется «Человек из телевизора», хочу задать Вам такой вопрос. Я знаю, что у вас там снимают вечера, показывают фрагментарно. Сегодня будет снимать Российское телевидение, как Вы сказали. Маргарита Александровна, вечера в Доме Актера всегда были оплотом оппортунизма, грубо говоря, альтернатива абсолютному официозу. И за это всегда и любили Дом Актера, шутки, которые мы понимали, и намеки, которые мы ловили. Я помню, я была на вечере Михаила Мишина в Доме Актера, тоже снимало телевидение, и помню, что меня ужасно резануло, когда выступал Володя Вишневский, замечательный наш веселый человек, и сказал: «Сейчас я прочитаю одно выступление для вас, уважаемая публика, а второе сразу же для телевидения». Неужели у нас вновь возвращаются эти времена, что нам уже приходится запасаться шутками, как говорил Михаил Жванецкий, «у меня всего по два, по четыре, по шесть»?
М. ЭСКИНА Очень не хочется этого говорить, но я думаю, что можно опасаться этих времен. Надо надеяться, но надо опасаться и запастись каким-то противоядием. Потому что, конечно, на канале «Культура» попроще, мне кажется. И на канале «Культура» мы не знали таких забот. Но когда написали про юбилей, связанный с моим 70-летием, и там блистательно читал Жванецкий именно об этом, и там пели, в общем, невинные частушки, но все-таки вызвавшие некоторое опасение у телевидения, потому что частушки были связаны с министром культуры, но они абсолютно добрые…
К. ЛАРИНА Уж он-то так умеет пошутить!
М. ЭСКИНА Да, ничего такого страшного. Я бы не хотела, чтобы вернулись те времена, когда в Доме Актера в 12 часов ночи начинали капустники, и только там можно было услышать что-то, что давало возможность людям думать, что есть возможность быть свободными. Это очень неправильно. К сожалению, я много об этом думаю и в какой-то мере понимаю свое бессилие, но с другой стороны, я думаю, что, может быть, это и не так. Все-таки имея в виду такую армию, которая есть в Доме Актера, может быть, можно противостоять этому. Хотя я боюсь в этом смысле даже не высокого руководства. Я удивляюсь перемене народа, такой быстрой, такой радостной.
Я смотрела «Свободу слова» вчера и думала, какие же мы замечательные, как же хорошо нами руководить. Мы просто готовы на все! И это меня пугает, потому что большую часть жизни я прожила тогда, работала на телевидении, я все это помню, я не хочу это вспоминать. Я хочу, чтобы люди были уверены в том, что они могут свободно думать и говорить, что они думают. Ничего важнее этого на свете нет. Не только для народа, для политики. Мне кажется, ничего важнее нет для здоровья человека, а значит, и нации. Потому что невозможно жить одним, а говорить другое. Все время думать: «это говорить не надо», «это так делать не надо», «надо броситься навстречу и крикнуть «да здравствует, ура!» Это очень тяжело для человека. Я-то думаю, что новое поколение, вряд ли моих детей, скорее, внуков, уже не может к этому вернуться. Это моя мечта, моя надежда, но это не моя не уверенность.
К. ЛАРИНА Сейчас время изменилось, и качество юмора очень сильно изменилось. Это Вас не тревожит?
М. ЭСКИНА Это меня не просто тревожит, это меня ужасает. Потому что, когда я вижу на телевидении юмористические программы и знаю, что бывает у нас, даже сравнивать не буду, даже при том, что я говорю «да нет, не очень уж наши номера»... но это нельзя сравнить. Но то, что это безвкусно, пошловато (и масса других слов), — это даже не самое страшное. Но как счастлив зритель! Я понимаю, что телевидению найти что-то, что противостояло бы этим программам, как ни странно, трудно, потому что народ уже привык. И я вижу, как все гогочут от счастья там, где надо немножечко свернуть голову и спрятать… потому что невозможно! Тут заколдованный круг. Телевидение это воспитывает, потом мы от телевидения этого требуем, и идет такой заколдованный круг. Его, очевидно, надо порвать. Я удивляюсь, потому что я знаю руководителей каналов телевидения, интеллигентов…
К. ЛАРИНА Приличные люди.
М. ЭСКИНА — ...нормальных, хороших людей. Эти люди способны понять, что хорошо, что плохо. Очевидно, они вынуждены почему-то на это идти. Сейчас я понимаю, что все связано только с одним. С рейтингом, который значит одно, материальное, потому что ничто другое рейтинг не означает. Я, вообще, в это не верю. Но это связано только с одним, очевидно, с рекламным временем. Поэтому вынуждены идти вопреки своим вкусам. Может быть, на какое-то время немножко успокоятся по поводу рейтингов, в которые на самом деле нельзя верить, потому что рейтинг и качество не совпадают часто. Это легко говорить. Хорошо, что я сейчас не работаю на телевидении. Как бы я из этого положения выходила? Я не знаю.
К. ЛАРИНА Никак. Пришлось бы лепить то. что лепят. Такой замкнутый круг, действительно, Вы правы.
М. ЭСКИНА А иногда это лепить просто невозможно. У нас же тоже было трудно. Надо было делать передачи для сельской, рабочей молодежи. Но мы сумели как-то это обойти. Но думаю, что сегодня было бы обойти труднее. Поэтому иногда я думаю, хорошо, что я уже не там, что я работаю для меньшей аудитории и могу быть значительно свободнее.
К. ЛАРИНА Для той, которая все понимает.
М. ЭСКИНА Которая понимает и в которой я могу быть совершенно свободной.

К. ЛАРИНА Дом Актера сегодня отмечает свой день рождения. Сколько лет, Маргарита Александровна?
М. ЭСКИНА 67. Я с удовольствием произношу эту цифру. Она меньше, чем мне лет. Это хорошо.
К. ЛАРИНА Идут поздравительные телеграммы и всякие вопросы. Сейчас я кое-что Вам прочту. Здесь много Ваших знакомых. «Маргарита Александровна, с днем рождения вашего Дома и с признанием огромной любви к Вам. Вы — любовь всей моей жизни. Наталья Стеценко».
М. ЭСКИНА Ой, спасибо, Наташенька!
К. ЛАРИНА Давайте скажем, кто такая Наталья Стеценко.
М. ЭСКИНА Наталья Стеценко теперь руководитель компании «Игра». Она пришла в молодежную редакцию телевидения помощником режиссера, стала ассистентом режиссера, работала с Владимиром Яковлевичем Ворошиловым, была его женой и соратницей. Я ее помню совсем девочкой с большими раскосыми красивыми глазами.
К. ЛАРИНА «Любимый Дома Актера поздравляет с днем рождения Секция зрителей».
М. ЭСКИНА Это старейшая наша Секция, это совершенно удивительные любители театра, которые соединены в нашем доме. Они действительно организованы невероятно и могут то, чего не можем мы, профессиональные работники Дома Актера. Они могут все.
К. ЛАРИНА «Скажите, пожалуйста, когда будет трансляция вечера Дома Актера? Велла Глебовна из Петербурга».
М. ЭСКИНА К сожалению, на это я ответить не могу. Я знаю, что на канале «Культура» каждый месяц идет наша программа. Что касается Российского телевидения, я пока не знаю и думаю, что не знают даже те, кто снимают. Но это будет объявлено, безусловно, заранее, и Вы будете это знать.
К. ЛАРИНА Странный вопрос от Александра: «Скажите, пожалуйста, как Вы различаете, что такое хорошо и что такое плохо. Ведь эти понятия должны базироваться на некой идеологии».
М. ЭСКИНА Я думаю, что эти понятия должны базироваться, прежде всего, на том, что у тебя внутри. Я бы вряд ли назвала это идеологией. Потому что идеология тоже зависит от того, как ты понимаешь, что хорошо, что плохо. Идеология будет в следующем. Я думаю, что опыт моей жизни и мое искреннее желание сделать что-то для людей дает мне возможность понимать, что хорошо, что плохо. Кроме того, все-таки я думаю, что училась у совершенно замечательных педагогов в ГИТИСе, и Павел Александрович, который вел у нас, и Джевилегов, и Аникст, и Ямакульский (могу перечислять всех великих педагогов) думаю, заложили в меня какие-то понятия. Кроме того, конечно, мой родной папа, который понимал, что хорошо, что плохо, как мне кажется. Вообще, это понять довольно легко, в этом особой сложности нет. Есть тонкие вещи, которые и мне непонятны бывают, и я с удовольствием слушаю и спрашиваю, но в принципе это почти всегда понятно.
К. ЛАРИНА «Спросите, пожалуйста, Маргариту Александровну, как стать членом клуба Дома Актера и как попасть на спектакли театров, которые работают в Доме Актера. Инна Сергеевна».
М. ЭСКИНА 241-09-91 — это телефон администраторов. Они вам скажут, как это сделать. Мы с удовольствием принимаем, если у нас есть возможность, не только театральных людей. Будем рады видеть вас и на спектакле. Позвоните и скажите, что Маргарита Александровна Вас направила, Вам ответят.
К. ЛАРИНА «Уважаемая Маргарита Александровна, скажите, пожалуйста, что, кроме Дома Актера, находится в бывшем здании министерства культуры. Александр Петрович».
М. ЭСКИНА В нашем доме находится довольно много организаций, кроме Дома Актера, которым мы сдаем помещения в аренду, благодаря чему мы существуем. Много организаций, связанных с культурой. Многие театры начинали у нас и сейчас либо остались, либо ушли. Если говорить об учреждениях культуры, то это и «Вишневый сад» Вилькина, и центр драматургии и режиссуры Казанцева, который сейчас у нас офисом располагается. Это и благотворительный фонд Вертинской, и Казарновская, и театр «Дуэт» Сенина и Гурченко. Много учреждений культуры располагаются у нас. Но, кроме того, есть организации, не напрямую связанные с культурой. Но все равно то, что они у нас снимают помещения, даже за не очень большие деньги, дает возможность Дому Актеру абсолютно благотворительно, потому что у нас никаких платных услуг нет. Вечера у нас бесплатные, и все происходит на благотворительных началах. Организаций много. Я иногда сама удивляюсь тому, что мы сохраняем порядок, что у нас всегда чисто, потому что вечером приходят 500-600 человек в дом, а до этого столько же народу мотается по этому дому и уходит. У нас почти всегда работают лифты. Помню время, когда они останавливались, и я торчала в лифте. Короче говоря, мы стараемся поддерживать дом так, чтобы все было хорошо. Надо сказать, что в тех помещениях, где работает Дом Актера, в залах вы абсолютно не ощущаете того, что вы внутри какого-то дома. Вы сидите в совершенно особой атмосфере. Смею сказать, очень похожей на ту, что была на Тверской. И вам совершенно неважно, что происходит вокруг. Это важный момент. Я всегда хочу, чтобы это сохранялось, потому что это не так просто.
К. ЛАРИНА Смешной вопрос, хотя не знаю… Зловещий вопрос: «Действительно ли семья Михалковых хочет захватить Дом Актера вслед за Домом Кино и Домом Писателей? Костяков».
М. ЭСКИНА Я услышала об этом впервые. Огромное спасибо за предупреждение.
К. ЛАРИНА Сигнал.
М. ЭСКИНА Да, потому что я сразу, как только слышу сигналы, принимаю позу обороны. Надо сказать, что с Михалковым бороться трудно, во-первых, потому что другая весовая категория, во-вторых, потому что он очень обаятельный человек, замечательный актер и талантливый режиссер. Мне очень трудно выйти в открытый бой. Но я думаю, что этого, во-первых, нет, а во-вторых, до тех пор, пока я имею силы и уверенность в том, что этот Дом нужен, нет такого человека на свете, который бы мог рассчитывать на то, что эта победа ему дастся легко. Я надеюсь, что Никита Сергеевич, любя актеров и будучи человеком очень неглупым, понимает, что этого делать не надо. Хотя его высказывание о Доме Кино, в принципе, мне показалось неправильным. Бывает, что и Михалков не прав. Он сказал о том, что такой дом теперь, в принципе, не нужен, и теперь новые времена. Я говорю абсолютно серьезно, что именно в новые времена, именно в той жизни, в которой мы живем сейчас, нам необходимо сохранять то, что несет лучшее из прошлого. Поэтому Дом Актера еще больше нужен, чем тогда. Потому что сейчас он является (любой такой дом) неким символом чего-то такого, чего не хватает в обычной жизни. Поэтому такие дома нужны. Просто они кажутся несовременными, потому что они не связаны с обязательным расчетом на то, чтобы получить, иметь доход. Это все правильно, но я думаю, что наш народ и наша страна имеет право позволить себе некоторые места, где не все связано с коммерцией. И даже не то что имеет право себе позволить, а обязана это иметь. Иначе мы все станем просто бездушными.
К. ЛАРИНА Подождите. А уйдет поколение, и что? Вы уверены что такой образ, о котором Вы говорите, будет востребован через 10-15 лет?
М. ЭСКИНА Я же знаю людей, которые приходят. Сейчас пришли первокурсники всех театральных вузов Москвы. Мы сделали их вечер. Был вечер посвящения в актеры всех актеров, которые приняты в московские театры. Я могу с абсолютной уверенностью сказать, что им Дом Актера нужен. Я знаю, что тем, кто участвует в фестивале «Московский дебют» и побеждает, этот Дом Актера нужен. Вообще, мне кажется, что необходимость в нем, его притягательность не исчезнет. Другое дело, как это понять и сохранить. Это не так просто, потому что приходится делать какие-то повороты и завороты. Сегодня надо это, завтра то. Но это необходимо! Вообще, человеку нужно место, где его всегда любят. Это первое.
Особенно сегодня, в День Валентина я очень точно скажу. Понимаете, жизнь, особенно актерская, требует того, чтобы его любили и лелеяли, даже если он плохо сыграл. Почему Дом Актера родился в День Валентина (хотя он этого не знал, когда родился)? Потому что он создан для того, чтобы любить актера. Только для этого, это его назначение. Это не потому что мы хорошие, а потому что это в нашем уставе записано. Мы должны это делать. И я думаю, что необходимость в этом никогда не пропадет. Чем больше люди вынуждены зарабатывать, жить деловой жизнью, тем больше нужно им придти куда-то, чтобы их любили вне зависимости от их достатка, того, сколько ты получаешь, какие у тебя звания, что ты сыграл, какой ты, может быть, на самом деле. Я не вижу, что могут быть плохие актеры. Я вижу, что они хорошие. Я хочу в них это видеть и я убеждаюсь, что это так. Наверное, если кто-то повернется и начнет думать «А это?», можно найти их недостатки, и они сразу станут хуже. Но в принципе, это дом, который создан для любви.
К. ЛАРИНА Не понимайте превратно только.
М. ЭСКИНА Превратно ни в коем случае! Нет-нет. Для любви, о чем подумала Ксюша, создано много домов. Это как раз не поразительно. А домов бескорыстной любви, не связанной с взаимоотношениями женщин и мужчин, вообще, не связанной ни с какими этими вопросами, не так много. Они должны оставаться, потому что такая любовь тоже есть.
К. ЛАРИНА Кстати, про дом любви, еще смешная телеграмма. «Мы считаем, что ядром Центрального Дома актера должны быть члены партии «Единая Россия». Но этого, к сожалению, нет. Сможет ли Дом Актера проводить генеральную линию? Актеры, члены партии «Единая Россия».
М. ЭСКИНА Дорогие актеры, члены партии «Единая Россия», я думаю, что Дом Актера проводит свою линию всегда, вне зависимости от того, какая партия правящая. В этом сила Дома Актера, в этом его притягательность. Кроме того, я думаю, что Дом Актера не должен быть внутри политической жизни. Я даже вам больше скажу, только не обижайтесь. Я думаю, что актеры, которые приходят в партию, когда нужно, для того чтобы представить и т.д., идут на какой-то компромисс, на который я бы на их месте не шла. Вообще, мы должны хотеть, чтобы людям было хорошо в нашей стране, чтобы людям было свободно, спокойно, чтобы им жилось нормально, чтобы в быту все было хорошо.
Какая партия к этому сегодня стремится, какая завтра. Все они говорят, что стремятся именно к этому. Мы это стараемся делать. И для нас, если придет актер, член партии «Единая Россия» или какой-то другой партии, так же будет любим, как любые актеры, приходящие из разных театров. Но если Вы рассуждаете так, что нужно, чтобы было ядро из нашей правящей партии, то я в этом тоже слышу возвращение к тому времени, когда нужно было быть коммунистом, для того чтобы вести правильную линию. Могу сказать одно. Мой отец Александр Моисеевич Эскин, который пользовался очень большим уважением, и до сих пор его очень чтят и помнят, никогда не был в партии. Он всегда говорил: «Я беспартийный большевик». Я тоже беспартийная, что делает меня свободнее и никак не мешает тому, чтобы я помогала государству, чтобы людям было лучше. Поэтому никак не могу согласиться с тем, что должно быть такое ядро. Не буду вступать ни в какую партию, это прямо могу сказать. Но думаю, что позиция должна быть одна. Я не хочу никого критиковать. Я хочу делать, созидать. Я это всю жизнь делаю, при любой партии, при любом правительстве. Это моя задача на земле. Мне неинтересно разрушать. Нет у меня этой страсти. Поэтому у меня нет страсти и ругать кого-то, кто делает не так. Но у меня есть страсть вести свое дело так, как я нахожу нужным, и не потому, что я такая стерва, упрямая. Я верю в те идеалы, по которым я живу. И я хочу их претворять в жизнь и буду это делать столько, сколько мне отведено, вне зависимости от того, какая будет политическая жизнь в стране. Хотя я за ней очень слежу и мне это очень интересно.
К. ЛАРИНА Потом, конечно, люди должны понимать, особенно взрослые, что все это оптический обман. Это только кажется, что если вы поддаетесь этому искушению и получаете партбилеты в торжественной обстановке, ваши проблемы тут же кончаются. Они могут только начинаться в этот момент.
М. ЭСКИНА Конечно.
К. ЛАРИНА Я думаю, что многие люди еще не забыли, как это происходит. Это как радиация, это так незаметно, но вдруг обернешься, а за тобой выжженная степь. Вещь очень опасная. Ладно, молодые ребята, они не ведают, что творят.
М. ЭСКИНА Пока да.
К. ЛАРИНА А люди, которые прожили эту жизнь… Это удивительно.
М. ЭСКИНА Я думаю, что жизнь научила нас иметь собственный стержень и стараться держать его вне зависимости от партийной принадлежности. Тем более, уж в чем мы достигли свободы, то в этом. Ведь раньше нельзя было себе представить человека, который мог бы сделать карьеру, не будучи членом коммунистической партии. Наконец, мы достигли того, что существует несколько партий, что можно вступать и в эту, и в эту.
К. ЛАРИНА А можно никуда не вступать.
М. ЭСКИНА Да. Так зачем же сейчас нам вспоминать о том прошлом, которое достаточно тяжело отразилось на жизни каждого из нас и всей страны? Надо идти дальше.
К. ЛАРИНА Реплика от Елены, просьба сказать несколько слов о Вашем отце. «Я коренная москвичка и помню, как люди, живущие в центре, тепло отзывались о нем и о Доме Актера под его руководством».
М. ЭСКИНА Как приятно! Я понимаю, что так говорит каждая дочь, но мой отец действительно был человек совершенно необыкновенный. Он обожал актеров. Это было его неосознанное, биологическое предназначение. Он был человеком невероятно благородным. У нас умерла мама, когда родилась моя сестренка. Мне было 8 лет, родилась сестренка, папа остался с нами. Он был для нас мамой, папой, всем на свете. Он был человеком, которого мы боготворили. Его боготворили мои дети, его боготворят внуки, потому что этот человек, как на Олимпе, был практически безукоризненным во всем. И кроме того, в нем было одно качество, которое сейчас может быть и не модно, но он был безумно цельным в том, что он был человеком абсолютно бескорыстным. Правда, тогда время было такое, ничего не нужно, в принципе. Что ему было нужно? Но если бы он знал, что я могу поехать на дачу, это было бы просто чудом, потому что этого даже нельзя было представить! У него было одно преимущество: он ездил на машине в Дом Актера, потому что у него болели ноги. Так же, как и у меня. Но все остальные блага жизни его совершенно не волновали. Он был человеком бескорыстным, он готов был все отдать людям. Он обожал и создал Дом Актера.
К. ЛАРИНА Кстати, он готовил себе преемника?
М. ЭСКИНА Нет.
К. ЛАРИНА С Вами этого разговора не происходило?
М. ЭСКИНА Нет. И даже, наоборот, он возражал, и я это в нем очень уважаю. Потому что он возражал, во-первых, из чувства стеснения. Тогда действительно было не очень ловко. Признаюсь, и мне сейчас неловко, когда меня спрашивают.
К. ЛАРИНА А спрашивают?
М. ЭСКИНА Очень часто спрашивают журналисты. Все знают мою дочь, спрашивают: «Почему Саша…» И я стесняюсь, хотя, может быть, это и не очень правильно. Кроме того, папа был очень мудрым человеком. Он понимал, что все-таки у нас могут быть какие-то сложности. И только когда он уже очень болел и кто-то очень сильно настаивал, он вдруг, скрепя сердце, согласился, чтобы я пришла помочь ему в Дом Актера. В этот момент какие-то другие силы быстро назначили другого человека. Очевидно, как я понимаю, усиления экскинского влияния. Кроме того, некоторые люди, которые меня знали уже тогда, мечтали, чтобы я пришла, но были и люди, которые понимали, что я человек достаточно твердый, жесткий, при всей мягкости и толщине, и поэтому, может быть, тоже не очень хотели, чтобы я пришла. Поэтому это было не с санкции папы, за что я его еще больше уважаю. Мне тоже трудно сказать о преемнике, не потому что я думаю, что такой другой на свете нет. Таких много.
К. ЛАРИНА Нет такой уже.
М. ЭСКИНА Но в принципе, это особая работа. Я еще не нашла человека, о котором я бы сказала: «вот это…» А может быть, сейчас и время изменилось.
К. ЛАРИНА Как сейчас говорят? Нужен крепкий менеджер, управленец. Время творческих личностей уходит.
М. ЭСКИНА Для меня это больной вопрос. Простят меня все театральные менеджеры, это ужасно. Потому что слово «менеджер», как правило, связано с жестким коммерческим подходом. Это противоречит театру. Я понимаю, что это смешно. «А как содержать театр?» Все понимаю. Но я знаю таких менеджеров и я их боюсь. И я не хочу, чтобы Дом Актера был каким-то образом связан с таким менеджментом. Нет, этого я не хочу. Это не театральный народ. Театральный народ живет другим. Хотя должна вам сказать, что, вообще, не боги горшки обжигают. Я не экономист не бухгалтер, не менеджер, и тем не менее, хозяйство Дома Актера достаточно большое и сложное по финансам. Это не очень сложно. Это вполне возможно, если ты достаточно открыт и понимаешь, что куда, и если ты слышишь людей, но делаешь по-своему. Слушать надо обязательно, потому что тогда вырабатывается… Но делать надо обязательно твердо самому.
К. ЛАРИНА Большое спасибо, Маргарита Александровна. Очень рада, что у нас сегодня получился такой разговор. Мы успели сказать много важных вещей. Спасибо Вам за откровенность. Напомню еще раз, что сегодня, 14 февраля Дом Актера отмечает свой 67-й день рождения. Дай бог нам всем дожить до очередного юбилея, который случится через 3 года. Поздравляю Вас еще раз с сегодняшним праздником, здоровья Вам, удачи и хороших людей рядом.
М. ЭСКИНА Это очень важно, спасибо.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» была Маргарита Эскина — директор Центрального Дома Актера.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире