'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро, здравствуйте, дорогие наши слушатели! С вами, как всегда по субботам, программа «Человек из телевизора». С нами на связи, как всегда, Ксения Ларина, которую мы точно видим. Видишь ли ты нас, слышишь ли?

К. Ларина Да, всё вижу, всё слышу. Всем доброго утра! Доброго, прекрасного летнего утра.

И. Петровская Ну, у кого как. По-разному. Но всё равно, ладно, доброго прекрасного. Здесь Ирина Петровская и за звукорежиссёрским пультом Сергей Кузнецов. Средства связи. Обращаю ваше внимание: у нас вернулся, наконец, наш старый номер для отправки смс +7-985-970-45-45. Twitter-аккаунт vyzvon, Youtube-канал, где вы можете всё видеть, слышать и даже комментировать. И Ксения, как всегда, открыла свою страничку в Фейсбуке. Мы набросали план нашего сегодняшнего разговора.

К. Ларина У меня сегодня получился художественный текст. Поскольку планов не так много, я решила это всё закрыть словесами. Вот, например:

Нам трудно, скажем прямо. С каждой неделей всё меньше экранных событий, всё больше повторов, всё грустней и унылей картина. Главные события происходят в гуще народа. Народные бунты против свалок и мусора, стояние и митинги за право избирать и быть избранными, судебные расправы над неугодными или неспособными себя защитить. Страна точечными отважными демаршами отчаянно бьётся с государством за собственную Конституцию. Я надеюсь, что какие-то из этих событий находят свое отражение в том числе и в официальном телевизоре. Может быть, Ира скажет.

Великого Кевина Спейси американская судебная система выпустила из своих объятий и дала временную передышку. Но жертвой американского харассмента в очередной раз стал президент России. Уклониться от объятий одержимого в своей влюблённости маньяка Стоуна президенту не удалось. Это Ира тоже смотрела.

И. Петровская Я смотрела. Ещё я смотрела продолжение. Там был большой разговор у Соловьёва прямо по следам только что увиденного шедевра. И это был отдельный шедевр, который, в общем, в результате лишает сна — настолько это потрясающе.

К. Ларина Я прочитала интервью, которое опубликовано на кремлёвском сайте, сайте президента — интервью Стоуна с Путиным, которое, как я понимаю, легло в основу фильма. Фильм, к сожалению, я посмотреть пока не могла, но увижу, когда его выложат для всех пользователей, не только для жителей России.

Ещё чуть-чуть и всё, закончу. Александр Ширвиндт отмечает солидный юбилей. В замечательном фильме сына Михаила он наконец признаётся, что никакой он не Анатольевич, а Теодорович. Ну, это как бы давно известно людям, которые читали его книги. Но всё равно фильм получился замечательный. Фильм, который вышел YouTube-канале Михаила Ширвиндта. Скажем чуть-чуть при сериалы, если хотите. Всё остальное доберем в эфире с вашей помощью.

И. Петровская Отлично! Ну, может, мы и начнём с хорошего и, во-первых, сами поздравим Александра Анатольевича-Теодоровича с замечательным юбилеем, с замечательной формой, в которой он пришёл к этому юбилею, совершенно не растратив этого своего замечательного, непревзойдённого чувства юмора, иронии, самоиронии. Ты права, я тоже посмотрела этот фильм, который сделал Миша Ширвиндт, и именно поэтому он получился, на мой взгляд, абсолютно нежным, тонким. Александр Анатольевич там как рыба в воде, потому что ему там нечего стесняться и бояться собственного сына. Я, например, не знала множество подробностей из детства, юности, семьи Александра Анатольевича.

К. Ларина Очень много фотографий.

И. Петровская Много фотографий. Меньше всего там идёт разговор (если вообще идёт) о его собственной творческой, театральной деятельности, потому что и без того понятно, что Александр Анатольевич — «монтажник-высотник». Там очень смешные сцены, когда Миша снимает его на фоне Театра сатиры.

К. Ларина Там, где пионеры приходят.

И. Петровская Да, между Залом Чайковского и Театром сатиры. И к нему, как будто специально, группами подходят пионеры, кадеты, просто какие-то люди. Это ужасно забавные сцены, как и многие другие. Да, и вот ещё на что я там обратила внимание: что Миша, особенно когда они там снимают на даче, говорит: «Это для Первого канала».

К. Ларина Да, там сегодня какой-то фильм, днём.

И. Петровская С утра был фильм. Я сейчас специально приехала, вошла на сайт Первого канала. Это не фильм Михаила Ширвиндта, а какой-то другой, тоже посвящённый юбилею. А вот в 15:40 стоит нечто неопознанное и неозаглавленное — «К юбилею Александра Ширвиндта».

К. Ларина Но я тебе хочу сказать, Ира: это совершенно точно не фильм Миши Ширвиндта на Первом канале. Они имели в виду, когда он говорил «для Первого канала», что они специально снимали небольшой фрагмент на даче для фильма про Александра Ширвиндта, который снимает Первый канал. Вот, собственно, и всё. Там небольшой фрагмент. А фильм Михаила Ширвиндта, который называется (мы не сказали) «Скрипач на крыше. Александр Ширвиндт», можно посмотреть на авторском канале Михаила Ширвиндта под названием «Съедобное и несъедобное». Это канал его кулинарных путешествий, в которых он иногда снимает и какие-то свои семейные истории, семейные сюжеты. И в данном случае — на даче, на семейной усадьбе.

И. Петровская Возможно, да. Хотя я считаю, этот фильм украсил бы любой канал, если бы только он не попал в какой-нибудь отвратительный контекст, как часто теперь бывает. Я должна сказать, что эти дни будут ещё и «Линия жизни» по «Культуре», и спектакли с участием Александра Анатольевича, и ещё несколько каких-то юбилейных фильмов. Поэтому не пропустите, посмотрите в программе — и будет вам счастье.

К. Ларина Там очень смешной сюжет — один из сюжетов, которые нигде не увидишь. Хоум-видео, домашнее видео, когда Александр Анатольевич сидит со своей женой и перебирает какие-то старые, ненужные вещи из ящичка. И всё время достаёт оттуда какую-нибудь хрень и говорит своей жене: «Если ты скажешь, для чего это, я тебе всё прощу». Она говорит: «Это нужная вещь. Эта штучка — для этой штучки».

И. Петровская При этом она каждую вещь… Я-то думала, что наоборот — как обычно бывает: обычно мужья любят хранить всякое неопознанное и уже совершенно никогда в жизни не могущее пригодиться. А тут ровно наоборот: она знает название каждой вещи. «Это от миксера». — «А миксер-то есть?». — «Да, где-то лежит». — «А это?». — «Воронка». — «Для чего?». — «Масло переливать». И так далее. И там этому предшествует эпизод, когда сам Миша открывает ящик стола и вынимают оттуда совершенно непостижимые вещи, включая пару носок, каким-то образом туда попавших, и плюшевую крысу. И вот это всё там лежит.

В общем, там много всего замечательного. И самое замечательное, конечно — вот это отношение героя фильма к самому себе и к окружающей действительности, к своим друзьям. В общем, исключительно нежное произведение, которое, я говорю, посмотрите обязательно. А мы просто поздравляем Александра Анатольевича с юбилеем. И, в общем, в принципе совершенно неважно, сколько кому лет, а важно, что человек встречает этот юбилей в абсолютном интеллектуальном, как минимум, здравии. И дай Бог, чтобы это длилось и длилось много-много лет вот так же, в такой же форме. И встреча с ним как на абсолютно любом мероприятии, так и в любом эфире, когда он там появляется — это тоже абсолютный восторг души.

И.Петровская: Мы гордимся тем, что мы современники Александра Анатольевича Ширвиндта

К. Ларина И по поводу интонации и вообще того, что передаётся по наследству. В данном случае на примере Миши совершенно точно можно утверждать, что по наследству передаётся это чувство юмора, эта интонация. Это вещи, которые не объяснишь словами. Это такой джазовый юмор, который царит в семье и который, собственно, воспитывает человека в этой атмосфере, и он становится таким. Там очень смешная одна из баек, которую Миша иногда рассказывал раньше и повторяет здесь, в фильме. Очень трогательно, когда его друг Хабибуллин зовёт его гулять на улицу, а он ему говорит: «Я не могу выйти — меня некому вывести, потому что папа пьяный, мама…»

И. Петровская «Пьяный» — такого слова нет.

К. Ларина Раньше он говорил по-другому: что папа пришёл пьяный, мама со сломанной рукой, а бабушка слепая. Это, конечно, совершенно чудесный семейный образ. А что касается работы, театральных работ — конечно, это отдельная история. Можно сделать об этом целый фильм. Потому что, как мне кажется, очень многие вещи могли бы случиться в жизни Александра Анатольевича, но по разным причинам не случились. Но из его ролей я, например, могу точно выделить его потрясающую работу в фильме «Ещё раз про любовь», где он играет Феликса. Помнишь?

И. Петровская Да, конечно.

К. Ларина Это роль, которую он сыграл в театре у Эфроса и потом в кино. Ещё его замечательная театральная — главная и чуть ли не единственная до Эфроса — роль в спектакле «Снимается кино» по пьесе Радзинского. Это в своё время было событием в театральной Москве. И, конечно же, замечательный спектакль, который снят на пленку — «Чествование». Это не в Театре сатиры, не в родном театре. Это спектакль Леонида Трушкина, который он поставил в театре Антона Чехова, где Ширвиндт сыграл центральную роль. Это вообще был такой настоящий его бенефис. Это такая драматическая работа, сильнейшая. Её тоже можно найти, в сети она есть. Поздравляем!

И. Петровская В общем, мы гордимся тем, что мы современники Александра Анатольевича Ширвиндта. От радостного к трагическому. Сегодня 3 года, как не стало Паши Шеремета. И не просто не стало — Паша самым ужасным, варварским образом был убит, взорван в собственной машине. За 3 года так ничего и не выяснилось: кому это было нужно.

К. Ларина Даже подозреваемых нет ни одного.

И. Петровская Да, вчера появилась публикация со ссылкой на какого-то бывшего прокурора, что ли, из Киева, который говорит, что есть указание на заказчика, но пока ещё никто его не озвучил. Заказчик там, говорят, высокопоставленный — в этом я тоже не сомневаюсь. Причём имеется в виду именно украинский.

Это ужасная трагедия, которую до сих пор вообще невозможно осмыслить. Настолько ярок, настолько жизнелюбив был Павел Шеремет, талантлив, честен — между прочим, честен перед собой, честен перед профессией, перед теми людьми, которым он служил (в хорошем, высоком смысле этого слова). И на самом деле это просто огромная потеря для нашего сообщества. Неважно, что он последнее время работал в Киеве, потому что здесь не стало такой возможности. Мы видели фильм, который Павел снял не очень задолго до смерти Бориса Немцова, посвящённый Борису Ефимовичу. Они очень дружили. Ну и вот… Вечная и светлая память и проклятие тем, кто это совершил.

К. Ларина Я, честно говоря, не понимаю, почему до сих пор, за 3 года, украинское сообщество, которое гордится своей пассионарностью и активностью, не потребовало от властей и от правоохранительных органов предъявить хоть какую-то информацию по расследованию этого убийства. Я впервые такое вижу. Нет даже попытки сделать какое-то заявление, провести какой-то брифинг или конференцию по этому поводу. Хоть что-то дать! Так же не бывает, так не должно быть.

Могу сказать, что сегодня в центре Киева, как раз на том месте, где был взорван Павел Шеремет, проходит акция его памяти. Туда пришли в основном журналисты — то, что я прочитала в Фейсбуке — и пришёл Мустафа Найем, который тоже, как мы знаем, один из главных журналистов Украины и одновременно депутат Верховной Рады.

Удивительно, что до сих пор нет вообще никакой информации по делу. Очень хочется надеяться, что… Ты говоришь, заказчики — хотя бы исполнителей назвали! Ничего нет! И «Украинская правда», которая тоже последнее время имела непосредственное отношение к Павлу Шеремету, поскольку его гражданская жена, скажем так, была главным редактором этого издания, тоже никаких заявлений не делала, никакого собственного расследования, как я понимаю, не ведёт. Если я ошибаюсь, докажите, что я ошибаюсь. Потому что никаких публикаций не было.

Мы знаем, как работают коллеги в России. Между прочим, сколько угодно можно кидать камни в Российскую Федерацию по этому поводу — по поводу нераскрытых убийств, но, что касается журналистской работы, журналистских расследований — сколько тут сделала «Новая газета» для расследования убийства Анны Политковской и не оставляет это дело.

И. Петровская И Юрия Щекочихина, между прочим.

К. Ларина И Юрия Щекочихина, и Натальи Эстемировой. Такой журналистской активности в Украине я не вижу.

И.Петровская: Это ужасная трагедия, которую до сих пор вообще невозможно осмыслить. Настолько ярок был Шеремет

И. Петровская С другой стороны, в следующем году 25 лет, как убили Влада Листьева. И мы видим абсолютно ту же самую картину. До сих пор не названы заказчики. Каких-то там «шестёрок», по-моему, осуждали, да? Я сейчас не могу вспомнить точно. Ну, исполнителей… Хотя, по-моему, даже и там не дошло до суда. Называли имена людей, которые уже к этому моменту были уже либо убиты, либо… В общем, короче, отправились в мир иной. Поэтому это такая история, вполне себе типичная не только для Украины, но и для нашей Российской Федерации. Все расследования упираются в какую-то вату, заходят в тупик именно потому что нет какой-то высшей воли, которая бы дала отмашку: можно этим заниматься.

К. Ларина Но повторю, Ира: всё равно есть журналистская активность коллег, которые расследуют эти убийства, проводят независимые расследования. Это очень важно, что люди этим занимаются, не оставляют эту тему. Она остаётся одной из важнейших тем сегодняшнего дня, хотя проходят годы и годы с момента убийства, в данном случае, Анны Политковской и Влада Листьева.

И. Петровская Некоторое время тому назад в интернете, я видела, были материалы некоего независимого расследования (сейчас не вспомню, кто это делал), которые показали с камеры наблюдения, как шли женщины и мужчина, какая-то машина стояла на отшибе и, видимо, контролировала исполнение вот этого злодеяния. То есть, когда закладывали это взрывное устройство в машину. Они даже нашли водителя или владельца этой машины. И самое поразительное там то, что вот эти съемки с камер наблюдения, и тем более эту машина, которую они опознали, вывели крупно номер — все эти материалы никто из тех, кто официально вёл расследование, не затребовал, не заинтересовался ими. Это, конечно, о многом говорит. Ну, ладно.

К. Ларина Ира, я хотела тебя спросить теперь по поводу событий, которые я перечислила в начале своего поста в Фейсбуке. Я имею в виду вот этот митинг, который переходит с улицы на улицу, который проходит на Трубной с момента отсчёта нерегистрации независимых кандидатов в Мосгордуму. Есть ли вообще какое-нибудь отражение этих событий в федеральных новостях или вообще нет?

И. Петровская Мне стыдно признаться, но, поскольку я уже практически в отпуске, я эти новости уже не смотрю. Конечно, я всё это смотрела и продолжаю смотреть на телеканале «Дождь». Понятно, что там будет нормальное отражение. А вчера, после того, как мы посмотрели великое произведение Оливера Стоуна… Кстати, это не его произведение, если уж быть откровенными и честными. Он там нанятый интервьюер и один из продюсеров.

К. Ларина Он влюблён в него! Можно сколько угодно рассказывать про него, что он жертва продюсерской стратегии, но он влюблён, и скрыть это невозможно.

И. Петровская Это понятно. Просто для солидности, для того, чтобы показать, что даже на таком международном уровне находятся деятели культуры, которые вот так влюбляются, у нас это объявляется фильмом Оливера Стоуна. Так вот обсуждение у Соловьёва. Он по-прежнему был как будто с цепи сорвался — злобен, не выбирал выражений (я имею в виду, конечно, в адрес врагов).

К. Ларина Я думала, в адрес президента.

И. Петровская Нет, честно сказать, во вчерашнем эфире Соловьёв мог посоревноваться с Оливером Стоуном в этой безграничной любви.

К. Ларина Так я думаю, что они соревнуются. В этом есть какая-то ревность. Вот то что ты рассказываешь — я тебе точно говорю, что есть какая-то ревность: нет, я больше люблю! Мы, русские люди, сильнее любим Владимира Путина, чем американец Стоун. Мы, конечно, отдаём должное его отношению, его великодушию, его любви. Но мы-то страстнее, мы сильнее, мы глубже!

И. Петровская Для них очень важно именно то, что этот фильм официально считается фильмом Оливера Стоуна. И подтверждение — буквально в первых словах своего эфира Соловьёв говорит, что он, собственно, не открыл нам ничего нового — это ровно то, о чём мы не устаём говорить все эти 5 лет, прошедшие после «государственного переворота». Я беру это в кавычки, он это говорит прямым текстом.

Так вот, это я слишком далеко ушла от твоего вопроса. В какой-то момент там возникла тема — кто-то сказал про недопуск оппозиционеров и вообще независимых кандидатов к участию в выборах в Мосгордуму. И вот тут он завопил, что тут и речи нет о участии, что это кучка проходимцев, подонков (он любит это слово и, по-моему, он это произнес). Это я к тому, какая реакция на это всё, на эту по-настоящему гражданскую активность москвичей, которую мы сейчас наблюдаем воочию, а некоторые даже не имеют возможности про это услышать.

К. Ларина Ну, москвичи-то точно про это знают. Я в этом не сомневаюсь. Всё-таки московское общество достаточно продвинутое. Если оно не смотрит телевизор, оно смотрит интернет, смотрит YouTube-канал Алексея Навального…

И.Петровская: Все расследования упираются в какую-то вату, заходят в тупик именно потому что нет какой-то высшей воли

И. Петровская «Дождь» тот же самый.

К. Ларина Да, конечно. И хочу сказать, что, конечно, отдельная история, без всяких комментариев — когда на «Дожде» и у Алексея Навального показывали прямую трансляцию с заседания Московской избирательной комиссии, которая выносила свой вердикт по поводу сбора подписей Любовью Соболь. Это, конечно, было нечто. Ты видела это заседание?

И. Петровская Да, видела, конечно.

К. Ларина Кафка отдыхает, курит бамбук. Особенно меня потрясла… Я уже про это говорила вчера или позавчера, не помню — мы с Олей Бычковой вели передачу. Особенно меня потрясла попытка провести минуту молчания в память об умерших подписантах. Когда они там уличили Любовь Соболь в том, что там есть какие-то люди, которые умерли, тётенька во главе стола надрывным, истерическим голосом вдруг сказала: «Давайте почтим память умерших!». Я уж не знаю, смеяться или плакать. Совершенно какое-то бесстыдство! Действительно, какое-то превращение… Там было сказано достаточно резкое слово со стороны адвоката Любови Соболь, Но это, конечно, какой-то комический ужас.

И. Петровская Там ещё появляются заявления. Например, очень известный юрист и общественный деятель Елена Лукьянова обратилась в СПЧ и ещё какие-то организации с просьбой как-то прояснить ситуацию, существует она на свете или нет. Потому как она оставила свою подпись за, по-моему, Илью Яшина, а в результате эта подпись…

К. Ларина За Любовь Соболь. Это её ученица.

И. Петровская Да, за Любовь Соболь. И в результате эта подпись тоже была признана недействительный. И, соответственно, Елена Лукьянова в достаточно ироничной форме тоже просит как-то прояснить ситуацию: существует она на свете или её уже вычеркнули из списка действующих лиц и вообще реально существующих людей. У нас сейчас уже начинаются новости, потом мы продолжим.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

И. Петровская Продолжаем! «Человек из телевизора» по-прежнему у телевизора и у микрофона. Ксения Ларина, Ирина Петровская, Сергей Кузнецов за звукорежиссёрским пультом. Средства связи: старый номер для смс +7-985-970-45-45, twitter-аккаунт vyzvon, Youtube-канал, страничка в Фейсбуке. Пишут что интересное? У меня вот, в основном, всякие неприятные определения в наш адрес. Видимо, народу понравился фильм Стоуна, потому что люди оскорблены тем, что мы не оценили его художественных достоинств.

К. Ларина Ну знаете, какая-то неправильная лента. Неправильные пчёлы! Потому что, я смотрю, на Youtube люди, наоборот, достаточно иронично относятся к этой работе, достаточно отвратительно к Соловьёву и достаточно уважительно к москвичам, которые всё-таки понимают, что происходит в большой политике. И поэтому просят напомнить про сегодняшний митинг, который пройдет в 2 часа на проспекте Сахарова. Митинг абсолютно согласованный и важно, чтобы люди на него пришли.

Там спрашивали, будет ли какая-то трансляция. Я надеюсь, что, по традиции, канал «Дождь», который не отключается даже во времена отпуска и перевёрстывает всю свою программу… Просто молодцы! Они не просто ставят камеру в гуще событий. Там работают люди — корреспонденты Владимир Роменский, Василий Полонский. Работают на улице с участниками этих акций, ходят по Трубной.

И. Петровская Конечно, самое потрясающее не то, что люди вообще приходят, а то, что ты себе не представляешь, какая погода в эти дни. Вот сколько дней идут эти собрания на Трубной, столько дней нас поливает как из ведра. Гроза… Просто невозможно 5 минут находиться на улице — в одну секунду вымокаешь до нитки. И тем не менее, люди стоят под зонтами, в дождевиках. Всё равно приходят и всё равно протестуют. Это, конечно, достойно восхищения. Опять же, вчера Соловьев назвал цифру 1 тысяча человек и всячески изгалялся в их адрес, за что временами просто хочется как минимум разбить телевизор. Это как минимум.

К. Ларина Из позитивных выводов на сегодняшний день. Ещё не знаю, чем всё кончится. Мне очень нравится призыв — по-моему, Федотов призывал допустить всех кандидатов, которые собрали нужное количество подписей, прекратить это издевательство и допустить всех до выборов, а дальше пусть уже москвичи сами выбирают.

Но вот, мне кажется, всё-таки из позитивных выводов: мы видим, что появляются люди. Не просто так, гражданские активисты, а политики. Вот мы слушаем все эти дни выступления той же Любови Соболь, Ильи Яшина, Дмитрия Гудкова… Ну, Алексей Навальный — это уже как бы отдельная история. Но есть и Иван Жданов, есть и Константин Янкаускас, Сергей Цукасов. Я перечисляю всех, кого я для себя открыла. Александр Соловьёв — совершенно прекрасный, харизматичный парень, тоже кандидат в Московскую городскую Думу из одного из округов. И это сила. Это люди, которые всерьёз идут в политику. Не просто какие-то дети. Это не дети с рюкзаками и кроссовочками. И чем больше они стараются сделать из них несмышлёных детей или каких-то уличных хулиганов, тем больше впечатление ровно наоборот — что это серьёзная сила, сила завтрашнего дня.

И. Петровская Ну, это пока не сила — это надежда на то, что, в отличие от людей, которые уверяют, что за это время не появился никто, способный вообще как-то участвовать в политической и общественной жизни, те, кто хотят, видят это. Мы впрямую видим, что действительно есть люди, которые готовы. Готовы, в том числе, и к рискам, которые сегодня, безусловно, огромны для тех, кто пытается как-то выступать «против шерсти». Надежда — да. Сила — пока нет.

К. Ларина По поводу российских сериалов спрашивают. Если говорить о событиях прошедшего сезона, ты в своей колонке как раз написала про события альтернативного телевидения в сети. Вот про фильмы, наверное, стоит сказать отдельно. Мне кажется, это тоже одна из главных примет именно этого сезона — что всерьёз появились альтернативные платформы, как и во всём мире, на которых демонстрируется кино, которое не показывают по телевизору.

И. Петровская Или показывает, как в случае с «Обычной женщиной», но не по главным каналам.

К. Ларина Да, не по главным каналам. Но они же, ТВ-3, собственно, и производители «Обычной женщины».

И. Петровская Да, я и говорю, что этот канал и выступает производителем, и показывает. Хотя, конечно, их не назовёшь вот этими основными каналами, на которое обычно все приходят. Я честно скажу, что за этот период, за последний сезон, я даже не могу вспомнить, что такого значительного было на наших первых 2-3-4 каналах.

И.Петровская: Люди стоят под зонтами, в дождевиках. Всё равно приходят и протестуют. Это достойно восхищения

К. Ларина Ты имеешь в виду кино?

И. Петровская Да. Сериалы и кино, о которых мы бы всерьёз говорили. Были большие ожидания — ну, относительно большие — у сериала «Алжир». Увы, не срослось, не сбылось. Что ещё мы можем вспомнить за этот истекший период, о чём вообще имело смысл говорить?

К. Ларина Я сейчас как раз тоже лихорадочно пытаюсь вспомнить, но вспоминаю лишь только то, что мы отмечали. Это «Звоните Ди Каприо», это «Обычная женщина», это «Домашний арест» — то, что было представлено на платформах нетелевизионных, прежде всего. «Звоните Ди Каприо» никто по телевизору не увидел.

И. Петровская И не увидят, я уверена.

К. Ларина Да. Потом появилась ещё одна платформа в этом году — называется «Старт.ру», где прошли «Содержанки» Константина Богомолова. И сейчас там идёт очень интересный сериал, который я смотрю и рекомендую — говорю так осторожно. Это сериал, который называется «В клетке». Это, кажется, как бы совсем не наша с тобой история, далёкая от нас с тобой, Ира. Там бои без правил — всё как бы не наша среда обитания. Но это взрослый фильм. Его, конечно, не покажут по телевизору, но я так понимаю, что они (тоже ещё одна примета сегодняшнего дня) делают какой-то другой вариант для телевизионного просмотра.

Это продукция НТВ. Продюсер Тимур Вайнштейн. Режиссёр — мне это имя ничего не говорит, я его не знаю. В главной роли Павел Прилучный, один из лучших актёров поколения. Это опять Калининград, который очень полюбили снимать. Но, как выясняется, если у человека есть свобода, если он не думает о том, что можно, а что нельзя, если у него есть идея, образ, то он всё может. Ну, деньги, понятное дело, тоже какие-нибудь должны быть. Всё возможно! Возможны и отличные диалоги, и замечательная камера, и прекрасные актёрские работы.

Это Калининград, который совсем в другом образе предстаёт перед нами в этом фильме — такой депрессивный, мрачный город, измученный коррупцией, измученный наркотиками, измученный бесперспективностью жизни. Тяжелейшее кино, мрачное, но очень достоверное. Оторваться невозможно. Отлично, рекомендую всем. Ребята, посмотрите! Там прекрасно играет Прилучный, прекрасно играет Владимир Епифанцев. Там есть актёр, которого ты тоже очень любишь — блестящие играет такого настоящего злодея, главу местной коррупции — Артур Ваха. Прекрасно! Так что посмотрите. Я вот смотрю сейчас — сколько вышло? По-моему, 6 серий.

И. Петровская Посмотрю. Я посмотрю, когда уже до конца дойдёт. Я не очень люблю вот так вот, порциями. Да, я вспомнила ещё один сериал, на который тоже возлагались огромные надежды. Это «Ненастье», который в этом году показал канал «Россия». Его снял Сергей Урсуляк по книге Алексея Иванова. Ну, мы про это тоже много говорили.

Идеологическая составляющая этого фильма нас с тобой некоторым образом, как минимум, смутила. Некоторое искажение собственно авторского замысла — имеется в виду, оригинала книги. Хотя сам автор никаких претензий к создателям сериала как будто бы не высказывал, но, тем не менее, там это очень бросается в глаза, идёт как бы в пропагандистском тренде, который мы наблюдаем в любых других программах. И мне кажется, это, конечно, существенно уменьшило — даже не уменьшило, а как бы повлияло на художественные достоинства фильма. Потому что, конечно, всё, что делает Сергей Урсуляк, снято очень добротно, подробно, с хорошими актёрскими работами. Но вот увы и ах.

К. Ларина Кстати, на платформе «Старт.ру» этим летом ожидается премьера ещё одного фильма известного и очень качественного режиссёра Бориса Хлебникова. Это сериал, который называется «Шторм». Ну, как я понимею, это не про стихийное бедствие, а, опять же, криминальная драма — противостояние честных и нечестных, чистых и нечистых в одном отдельно взятом городе. Александр Робак там играет главную роль — тоже очень интересный актёр.

Почему я вспомнила про эту «Клетку» и начала говорить? Мы всё время ругаемся на отечественные сериалы, особенно когда сравниваем их с западными. Вот, допустим, событие этого сезона — это, безусловно, «Чернобыль» (наряду с «Играми престолов»). «Чернобыль», конечно, событие мирового уровня, мирового масштаба. И для нас событие — вспомни, как обсуждали.

Я думаю, здесь ещё всё-таки важно понимать, что маленькая неправда тащит за собой всю остальную неправду. Как человек не может написать правдивый диалог, не может наградить конкретного персонажа конкретными характеристиками, потому что это нельзя показывать, сегодня ему нельзя в кадре курить, ему нельзя в кадре пить, ему нельзя нецензурно выражаться, нельзя проявлять интерес к своему полу (я имею в виду намёки на какие-то гомосексуальные отношения) — масса всяких запретов. И из этого получается вот такая ерунда. Получается в лучшем случае сериал выходного дня для Марьи Ивановны, а в худшем — просто какие-то бездарные агитки с претензией на «мужское кино». Но это же всё неправда. А когда есть свобода, то и правда проявляется, и талант. Это не так уж и сложно.

И. Петровская Да, если вообще говорить шире о том, что сегодня происходит (в частности, в этом сезоне происходило с федеральным телевидением), то это как раз очень ощутимо на фоне того, что происходит на альтернативных площадках — в том числе и в первую очередь в YouTube, где появилось множество разных авторских проектов. Когда ни в чём нет свободы, когда есть контроль, а вслед за ним возникает цензура, самоцензура и просто страх не попасть в некую струю, в общую генеральную линию, мы наблюдаем застой и запустение абсолютно во всех сегментах эфира, во всех жанрах.

Ну, казалось бы, художественное кино, сериалы — можно в той или иной мере говорить об их художественности. И здесь это есть, у них та же самое причина. Не говоря уже о том, что, как мы знаем, часто бывает, что бюджеты, которые отпускаются на это, вначале, грубо говоря, «пилятся», а на остаток снимается кино.

И во всех интервью — ну, казалось бы, вообще нейтральный жанр, если только это не интервью с политиками — и всё равно они тоже во многом становятся либо стерильными, либо просто неинтересными. Мало того, что интервьюеры лишены возможности приглашать того, кого им хочется. За редким исключением. Скажем, у Бориса Бермана и Ильдара Жандарёва по-прежнему очень хорошие эфиры, потому что они всё-таки работают в этой культурной нише, которую они прекрасно, досконально знают, и зовут деятелей культуры. Во всех остальных… Ну, редчайшие случаи, когда действительно попадается значимый, масштабный, интересный герой — не попадается, а приглашается — и, во-вторых, ему задают вопросы без умолчаний и без того, чтобы заранее прогнозировать, что он там такого нанесёт, наговорит. Ну, про новости вообще молчу. Про аналитику вообще молчу, которой нет.

А с другой стороны, мы видим, как расцвёл пышным, ярким цветом этот жанр интервью в YouTube у совершенно разных людей. Вначале был один, как нам казалось, Юрий Дудь. Потом появилась Ирина Шихман. Потом — опять же, можно ставить знаки минус и плюс, они бывают по-разному расставлены — та же самая Ксения Собчак, которая посчитала необходимым завести собственный канал. Там она работает с разной степенью успешности. И так далее, и тому подобное.

Там мы иногда видим совершенно потрясающих героев, которым нет хода на центральные каналы. Самое главное — мы видим, что чем меньше этих внутренних — может быть, даже в первую очередь внутренних — ограничений, тем интересней разговор. Он может пойти в любую сторону, он может быть спонтанным, хотя он, конечно, продуман интервьюером. И вот мы наблюдаем, я считаю, просто самый натуральный расцвет этого жанра как раз там.

К. Ларина Абсолютно с тобой согласна. Причём, они разные. В этом жанре появилось много поджанров. Мы как-то привыкли, что интервью — оно как бы и в Африке интервью. А на самом деле здесь есть масса нюансов. Люди делают из этого настоящую, полноценную передачу — с разной степенью успеха, удачи и органичности, но, тем не менее, это есть. Вот та же Ксения Собчак, которую мы то хвалим, то ругаем — это всё равно попытка сделать такую объёмную, 3D программу. Это не просто интервью. Так же, как, кстати, и Юрий Дудь — это не просто интервью, когда люди сидят друг напротив друга. Там есть некая история, камера ходит, придумывается драматургия, что-то потом доснимается, меняется место действия, место разговора, выходят из образов в сторону, делают такой небольшой антракт в спектакле. Интересно. В этом есть какой-то поиск.

Ещё появился новый Александр Головин — коллега Юрия Дудя по Sports.ru, который тоже сделал свой канал интервью. Вот у него уже был Алексей Навальный, если ты видела интервью с ним. Сейчас Алексей рекомендовал его же, Головина, интервью с хоккеистом, по-моему, Панариным, который высказывался, в том числе, и по сегодняшней политике, и по поводу сегодняшнего режима. Достаточно резко высказывался о власти, что подтверждает известную мысль, что не все спортсмены одинаково бесполезны. Не все спортсмены НРЗБ — есть среди них и мыслящие люди.

И.Петровская: Мы видим, что чем меньше этих внутренних ограничений, тем интересней разговор

И. Петровская Ещё Андрей Марков тоже делал интересное…

К. Ларина Что-то он давно перестал делать интервью. Ты видела?

И. Петровская Не знаю, я теперь часто вижу, как он по разным поводам разговаривает с Аллой Гербер. Не знаю, может быть, там возникло какое-то творческое объединение Андрея и Аллы Гербер. Это надо выяснить. У нас — у меня, по крайней мере, да и у тебя наверняка тоже — есть в ленте, в друзьях в Фейсбуке. Мы выясним.

К. Ларина Спрашивали про Украину, Ира. Спрашивают: «Где вы узнаете новости про Украину?». Ты смотришь что-нибудь?

И. Петровская Ну, я смотрю по ссылкам разные каналы. Я читаю своих коллег. В частности, вчера я прочитала очень интересное расследование. Есть Наталья Лигачёва, которая раньше возглавляла такой портал «Телекритика», а сейчас работает в «Детектор медиа» — по-моему, так называется. Они тоже ведут такой мониторинг средств массовой информации и телевидения Украины.

И вот там было расследование, кто именно снимал фильм Оливера Стоуна. Задавались вопросы, на какие деньги это снято. Там показу как раз предшествовал скандал, потому что 112 канал объявил о том, что он покажет этот фильм. И он же сам под воздействием даже не законов, которые, кстати, в Украине запрещают участие иностранцев в агитационной деятельности, а тут прямая агитационная деятельность Владимира Владимировича в пользу своего кума Медведчука. И очень любопытно, что режиссёр вовсе никакой не Оливер Стоун, а в прошлом украинец, теперь живущий в Америке, тоже один из продюсеров этого фильма, вообще генеральный директор этого канала 112. Там много любопытного, а также, я говорю, попытка проанализировать, как и на чьи деньги это снималось. Вот такие, например, у меня источники.

К. Ларина Канал «Прямой», можно смотреть, например — там, где Матвей Ганапольский и Евгений Киселёв. Он смешанноязычный. Там есть русскоязычные гости, эксперты и ведущие, есть украиноязычные. Есть Дмитрий Гордон и его канал.

И. Петровская Да, Дмитрия Гордона я часто смотрю, конечно же.

К. Ларина Да, интересный. Есть Роман Цимбалюк — наш коллега, журналист, который работает в Москве. У него тоже есть свой Youtube-канал, говорит он с нами на русском языке. Через него вы тоже можете узнавать, что происходит в Украине. И, естественно, разные сегменты украинского телевидения. Поскольку там абсолютная свобода слова, то…

И. Петровская Тебе сейчас на это такого тут накидают про свободу слова. Тут уже много чего накидано: что в Украине нет государства, в Украине нет того, сего.

К. Ларина Завтра выборы. Все на выборы!

И. Петровская Сегодня вообще «день тишины». Вот они вчера там по-полной… Хотя они могут сколько угодно продолжать дальше, потому что «день тишины» не распространяется на запрещённые в той же Украине каналы ВГТРК. Думаю, что и на Первый, и вообще всё наше федеральное телевидение. Я не думаю, что они на этом остановятся. И, конечно, я всё равно смотрю федеральное телевидение по принципу «послушай это, а уже потом перейди к нормальным источникам». Мы вынуждены заканчивать.

К. Ларина Да, у нас сегодня простая музыкальная заставка — вернее, концовка — во славу моего любимого артиста Кевина Спейси, которому ничто никогда не грозит. Мы все умрём, а он останется. Кевин Спейси, победитель этой недели, поёт для нас для всех. Пока!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире