'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро! Здравствуйте, дорогие наши слушатели, зрители! С вами, как всегда по субботам, на том же самом месте и в тот же час, «Человек из телевизора» и постоянные ведущие — Ксения Ларина… Слышишь, видишь нас?

К. Ларина Слышу, вижу. Добрый день, доброе утро!

И. Петровская Доброе утро! Мы тебя тоже отлично видим и слышим. Здесь в студии Ирина Петровская и Александр Смирнов за звукорежиссёрским пультом. Средства связи: временный номер для смс — +7-922-800-00-65, twitter-аккаунт vyzvon, youtube-канал — можете нас видеть, слышать и комментировать. И, как всегда, Ксения открыла свою страничку в Фейсбуке и сейчас вас ознакомит с нашей нынешней повесткой.

К. Ларина У нас, как я написала, не густо, но зато жирно. Просто загляденье какие темы. Итак, мост ВГТРК-NewsOne и что из этого вышло. Случай Габуния на «Рустави-2». Познер ушёл из «ТЭФИ». «Редакция», программа Пивоварова, о деле сестёр Хачатурян и самообороны. Фильм Ирины Шихман о тюремным опыте. Мы немножко говорили о нём на прошлой неделе, но вот, пока мы говорили, вышла и вторая часть этого фильма. Андрей Макаревич у Собчак в программе на её YouTube-канале и Татьяна Лазарева у Натальи Синдеевой на канале «Дождь». Вот такая повестка. И если что, пишите, дорогие друзья. Вдруг какие-то вещи мы пропустили, а вы нам напомните. И ещё раз уведомляем уважаемую публику, что это не план передачи — это набор наших впечатлений. Что успеем, то успеем.

И. Петровская На самом деле мы не то чтобы пропустили, но это не вошло в набор впечатлений — что на этой неделе в честь юбилея Павла Лунгина канал «Культура» показал ретроспективу его фильмов — «Остров», «Царь», «Свадьба» — что там ещё было? В общем, много фильмов Павла Лунгина показал. Павла Лунгина мы, в свою очередь, поздравляем с днём рождения. А в честь юбилея Елены Образцовой канал «Культура» также показывал фильм о ней «Елена Образцова: знаменитая и неизвестная» — как-то так назывался.

В общем, и хорошие впечатления тоже есть, но, к сожалению, всякие другие события часто у нас эти хорошие впечатления на корню перебивают и даже можно сказать, что нивелируют, поскольку все говорят только об одном или двух обстоятельствах. Ну и, в общем, мёртвый сезон, который мы с Ксюшей предрекали уже недели две назад, никак не наступит. Какие-то поводы жизнь (в первую очередь телевизионная) нам всё время подбрасывает. Лучше бы, честно говоря, не подбрасывала.

К. Ларина Да, конечно, под огромным впечатлением мы находимся от вчерашнего «необыкновенного концерта» под названием «Надо поговорить» на канале «Россия». И прежде, чем мы начнём это обсуждать, Ира, у меня есть эпиграф.

И. Петровская Давай.

К. Ларина «На шестой день недели ненависти, после шествия, речей, криков, пения, лозунгов, транспарантов, визга труб, лязга танковых гусениц, при заключительных судорогах всеобщего оргазма — в этот самый день было объявлено, что Океания с Евразией не воюет. Война идёт с Остазией, а Евразия союзник». Вот, собственно говоря, эпиграф. Я думаю, что многие узнали — это из бессмертного произведения Джорджа Оруэлла «1984». И вы помните, что за этим последовало: нужно было уничтожать все документы, которые свидетельствуют о том, что война была. И за 6 дней после этого был совершён такой профессиональный подвиг специальными людьми — в том числе главным героем: не было ни одного документа, который документально докажет, что война с Евразией была. Вот, собственно говоря, это то, что мы наблюдали вчера.

И. Петровская И не только вчера. Мы это наблюдаем, собственно говоря, с предыдущего воскресенья, когда Дмитрий Киселёв произвёл революцию в умах и произнёс вот этот свой анонс грядущего телемоста между каналом «Россия» и украинским каналам NewsOne. Показал ролик, где счастливые ведущие Андрей Малахов и Мария Ситтель провозгласили, что это будет исключительно мирная акция, никакой политики, что у нас всё общее — вера, прошлое, история, язык (почти), и значит, мы должны каким-то образом попытаться снова восстановить мир между двумя прежде исключительно родными, родственными и братскими странами.

Если бы Дмитрий Киселёв этого не сделал, то, возможно, даже и не было бы такого невероятного отклика. Хотя, конечно, дело не только в этом. Даже ведущий несостоявшегося моста, ведущий NewsOne, который должен был с той стороны участвовать в этом телемосте, в результате в своей программе (надо обязательно уточнить, что канал продолжает работать, ведущий тоже продолжает работать) конкретно назвал виновника этого кошмара и скандала — а именно Киселёва — и сам открестился от того, что он должен был участвовать в некоем всё-таки политическом действие. Он сказал, что Дмитрий Киселёв совсем не был запланирован в этой всей истории и таким образом вот этим своим анонсом он нанёс непоправимый вред этой великой и прекрасной идее.

И.Петровская: Вклад пропагандистов и их участие нанесло больший вред, чем эта горячая война и аннексия

Там много всего наворочено. Там удивительная, как ты совершенно правильно говоришь, какая-то мгновенная амнезия, наступившая на канале. Между прочим, даже самый активный антиукраинист, если так можно назвать, Киселёв то ли по совпадению, то ли планово на этой неделе вообще не появлялся в эфире. То ли в отпуск ушёл, то ли решили, что он всё равно не сможет сбавить этот градус ненависти, который он 5 лет планомерно разжигал и бесконечно укреплял. И, соответственно, все вдруг заговорили о том, что нам надо дружить и что такую прекрасную идею именно украинцы послали псу под хвост, потому как у них там нет свободы слова.

В общем, скандал получился невероятный. Всё это вылилось в недомост или вообще немост, который зрители вчера имели счастье наблюдать на канале «Россия-1» с участием Малахова и Марии Ситтель. Ты смотрела, конечно, и впечатления у тебя, я думаю, ярчайшие.

К. Ларина Да, как это можно пропустить? Конечно же, эмоций у меня очень много. Я носилась по потолку и кричала: «Как это вообще может быть?! Ну хорошо, дан приказ — но вы-то кто?! Вы люди или кто вы такие? Андрей Малахов — ты кто? У тебя же мозг есть или он у тебя уже выглажен утюгом под названием «большие гонорары»? Как так может быть, как будто ничего не было? 5 лет!». Вот точно по Оруэллу, кстати. Я процитировала фрагмент из романа — так там тоже война с Евразией шла ровно 5 лет. А через 5 лет сказали, что её никогда не было.

Но потом мой пыл охладил Станислав Белковский. Потому что вчера я участвовала в передаче «2019» и, естественно, под такими сильными впечатлениями не могла не спросить его об этом. «Как это может быть?», — закричала я. Белковский сказал спокойно, что это вообще-то часть избирательной кампании Виктора Медведчука и его партии «За жизнь» на выборах в Раду 21 июля.

То есть вот так всё просто, Ира. Это просто большая игра, в которой люди — пешки. Причём все — и ведущие, которые изображают из себя ведущих. Сколько бы они там ни говорили про то, что они ведущие и своё слово и мнение имеют — нет у них ни черта ни мнения, ни слова. Это абсолютные пешки. Вот вам и пожалуйста. Я не удивлюсь, если после выборов этот эпизод забудут как страшный сон, как будто его не было, и всё начнётся опять сначала. Скорее всего, так и будет.

И. Петровская Конечно, забудут.

К. Ларина Там же сейчас, насколько я поняла, потому что смотрела (и в твоей статье, по-моему, это тоже написано), когда NewsOne отказался участвовать в этом телемосте, какая была реакция на федеральных каналах, как там визжали все подряд. И опять же, на том же Российском канале Скабеева кричала про фашистов и бандеровцев. Всё то же самое: что там страшная цензура, свободы слова нет.

И. Петровская На следующий день они вышли по горячим следам в своём выпуске «60 минут», и первая фраза, которую она произнесла: «Хотели как лучше, но появились бандеровцы» — и, соответственно, конечно, как всегда, всё испортили.

Что касается вот этой политической подоплеки и грядущих выборов — собственно, практически никто и не скрывает. Потому что на канале «Россия-24» показали большую встречу руководства «Единой России» в главе с Дмитрием Медведевым с руководством вот этой партии Оппозиционная платформа «За жизнь», которую возглавляют Виктор Медведчук, Бойко, кто-то третий, а четвёртый — Тарас Козак, который является владельцем вот этого NewsOne. И он обратился к своему партнёру и коллеге Дмитрию Медведеву с просьбой как-то оценить, как он оценивает истерию вокруг этого телемоста. Дмитрий Анатольевич сказал, что это не просто истерия — это паранойя, и заверил, что телемост состоится при любой погоде. И получил огромную благодарность от участников этой встречи.

Встреча, ещё раз повторю, была огромная. Не помню, сколько длилась, но она была показана в полном объёме на канале «Россия-24». Если у кого-то были какие-то сомнения по поводу политической составляющей этого, то они в этот момент абсолютно отпали. Да, четвёртым был Вадим Рабинович.

К. Ларина Тут, кстати, стоит добавить, что 112-й канал, который, как буквально сейчас мы слышали в новостях, был уже даже обстрелян, анонсировал 16-го числа фильм Оливера Стоуна «Нерассказанная история Украины», который тоже снят при помощи Виктора Медведчука. Тем более он является одним из главных героев этого фильма — впрочем, как и его товарищ или, как его называют, кум Владимир Владимирович Путин. Вот этот фильм, я думаю, покажут на Первом канале, но мы с тобой пока не нашли никаких подтверждений этому.

И. Петровская Как будто бы не на Первом, а вроде на «России». Более того: этот фильм тоже очень активно раскручивали в эфире — в тех же «60 минутах», когда был синхрон с самим Оливером Стоуном, с Медведчуком и его женой, которые вышли с премьерой. Я так понимаю, что если покажут — причём покажут, видимо, в ближайшее время — то на одном из каналов ВГТРК.

К. Ларина Ну вот, видишь — на Украине достаточно резкая реакция на вот эти попытки продавить путинскую историю. 112-й канал тоже считается таким пропутинским, там тоже Медведчук, как я понимаю, во многом его курирует — в том числе материально.

Там, конечно, ситуация тяжёлая. Это просто оскорбительно. Если всерьёз говорить, возвращаясь к этой вчерашней вакханалии, это просто оскорбительно по отношению ко всем — и к людям, которые живут в Украине и существуют в этой войне, и к историческим фактам, и к людям, которые вас смотрят, которых вы 5 лет учили, как ненавидеть страну, а потом…

И.Петровская: Все вдруг заговорили, что нам надо дружить и что прекрасную идею украинцы послали псу под хвост

А знаешь, что я ещё вспомнила, Ира? Германия, 1939 год. До сентября 1939 года немцев по всем радиоточкам учили ненавидеть Советскую Россию. После сентября 1939 года вдруг сказали: «Россия наш союзник. Надо относиться к ней с сочувствием и любовью». И тут же поменялась риторика — тут же, в воздухе.

И. Петровская Так то же самое было и с другой стороны — с нашей, советской. У нас в «Новой газете» (всем рекомендую) как раз в пятницу появился материал Александра Рубцова к 5-летию сюжета о распятом мальчике. Вот тут всё совпало.

К. Ларина Да, я видела.

И. Петровская Тот самый, теперь уже легендарный распятый мальчик в трусиках в городе Славянске. Вот он 5 лет назад триумфально прошёл по экранам и спровоцировал, между прочим, дополнительную ненависть к фашистам так называемым и желание (возможно, осуществлённое) части россиян поехать туда воевать против вот этого кошмарного фашизма, против фашистов, которые вот так издеваются над детьми.

Вообще, мне кажется, даже вклад вот этих пропагандистов и их участие (а может быть, даже не участие — они во многом были инициаторами этой пропагандистской войны), может быть, нанесло даже больший вред (может быть, я сейчас говорю какие-то кощунственные вещи), чем собственно вот эта горячая война и аннексия. Потому что вот это произошло — да, ужасно, люди гибнут. Но 5 лет призывов взять Киев, взять Харьков, ни за что не отдать то, что уже взяли, бесконечного оскорбления в адрес самой страны, власти (любой — вначале первой, потом следующей), Майдана, граждан, которые, в общем, изъявили соответствующим образом свою волю, языка в конце концов. Тот же самый Соловьёв не отказывает себе практически ни в одном в эфире в том, чтобы коверкать язык, глумиться над ним, объявлять недоразумением страну, её граждан, язык и так далее.

К. Ларина Они сейчас тебе скажут, что они издевались не над страной, а над её политическими лидерами, над политиками. Скажут (они же все переобутые, я так предполагаю — хотя, может быть, и нет, мы же не знаем), что народ ни в чём не виноват. Как на этом телемосте — какой был основной посыл? Что политика нас разъединяет, но мы, народы — люди простые, друг друга все любим. Меня поражает, как взрослые люди… Ничего не скажешь. Вот Владимир Валентинович Меньшов — он же не в маразме, он же отдаёт отчет в своих словах. И вот он сидит и удивляется: «Что же такое произошло? Я прямо не понимаю: как так можно? Как можно не пускать меня в мою любимую страну? Между нами такие отношения! Какие люди! Страшные люди это делают!» Это просто поразительно.

И. Петровская Это там была постоянная тема: мы не понимаем, что случилось. Что вдруг случилось, что вот так вот братьев — и в переносном, и в прямом смысле… Как, опять же, здравомыслящий человек Аркадий Инин, который вспоминает о своём харьковском детстве, о брате, который сейчас живёт в Виннице, и Аркадий теперь лишён возможности с ним общаться. Кстати, почему лишён Аркадий Инин? Не воевал. Надеюсь, что не посещал (а может, посещал) Крым уже после аннексии. А потом говорит: «Давайте тогда, раз нет у нас будущего, жить прошлым». Как будто прошлое существует отдельно и позволяет нам забыть всё остальное — настоящее, будущее, которого у наших отношений пока явно не предвидится. Просто какая-то нечеловеческая инфантильность, что ли? Или наоборот, лицемерие.

К. Ларина Или глупость.

И. Петровская Или глупость. Но я не могу заподозрить Аркадия Инина в последнем.

К. Ларина Можем заподозрить в чём угодно. Но послушай, это же не может быть убеждениями. Человек что — скажет: «13 тысяч человек погибло?! Да что вы!» Он же так не скажет, правда? Всё они знают! И либо прикидываются, либо, может быть, на самом деле такое инфантильное сознание. Хотя для меня это тоже дикость. Это же всё люди, работающие в литературе, в искусстве. У них должно быть какое-то другое сознание, другое отношение — более ответственные, чем у простого человека — к словам, к фактам. Как же так можно? Взрослые люди. Нет слов.

И. Петровская Ещё там у Киселёва была такая замечательная подмена в этом анонсе, что старшее поколение, безусловно, помнит незабываемое, абсолютно великое событие — телемосты между простыми гражданами России и США, которые во многом способствовали потеплению и так далее.

Самая простая, элементарная логика: Россия и США никогда не воевали — ни на одной территории, ни на другой. Более того: американцы, как мы знаем, были нашими союзниками во Второй Мировой войне и в немалой степени посодействовали тем, что прислали сюда этот ленд-лиз, гуманитарную помощь, которая, наверное, спасла жизни очень многим гражданам. Во-вторых, никто ни у кого неоттяпывал территории. Аляску мы продали ещё при Царе Горохе, в XIX веке, добровольно. И только, может быть, какие-то самые ярые — назовём их патриоты, хотя на самом деле идиоты — могли потребовать вернуть это назад и так далее. Какая может быть аналогия?

Да, действительно, роль телемостов на тот период в прекращении Холодной войны, в потеплении, в определённом смысле вообще в изменении тогда геополитической картины мира огромная, потому что и те люди, и наши люди жили во власти тех самых пропагандистских, идеологических клише и толком ничего друг о друге не знали. И это была возможность увидеть, что это такие же люди, которых волнуют те же самые проблемы. Никто не с рогами, не с копытами, не одет в медвежьи шкуры, негров не линчуют. Это было очень важно в преодолении (как правильно говорят и Познер, и Донахью — совсем недавно у них был эфир в программе «Познер») вот этого непонимания. Но это совсем иная история.

Может быть, на первом этапе, когда ещё только начались все эти наши напряжения с Украиной, телевидение и могло выступить в качестве миротворца, если бы оно не выступало абсолютным сообщником вот этой партии войны и проводником этих идей. Особенно сейчас, когда российское телевидение вообще запрещено украинским законодательством на территории Украины. Понятно, что запрещён эфир…

К. Ларина Всё равно смотрят в интернете.

И. Петровская Разумеется. Запрещено в эфирном пространстве, но у большинства людей имеется возможность смотреть это и видеть вот эту всю по-прежнему разжигаемую ненависть и агрессию, которая не просто через день, а каждый день по 10 раз звучит со всех каналов.

К. Ларина Кстати, Ира, по поводу вот этого сравнения с телемостом с Америкой. Конечно, это всё передёргивание, тут и обсуждать нечего. Но там есть и передёргивание с другой стороны. Здесь вообще никаких аналогов быть не может. Всё что мы сделали (мы — Россия) с Украиной, то, что мы делали с Грузией — аналогов тут нет никаких по-настоящему. Ну, кроме как, к сожалению, вот вспоминали Третий рейх.

А у нас — ты посмотри: сейчас им выгодно сравнивать с телемостом с США, а ещё вчера они сравнивали Украину с гитлеровской Германией и рассказывали нам про фашистов, что фашизм не пройдет, что это фашистская страна. То же самое было про Грузию в 2008 году — что это фашистская страна. И сейчас были буквально на волоске от этого, но вышел наш вождь в белом кителе и сказал: не надо, не будем ничего отвечать. Я имею в виду уже вот эту историю на «Рустави-2», которая могла бы стать очередным детонатором, чтобы взорвать новую войну.

И. Петровская Практически стала, потому что Госдума мгновенно кинулась со своими идеями проводить санкции с запретом вина, запретом «Боржоми» или просто, как они говорят, газированной воды, потому что «Боржоми», как оказалось, эта марка здесь у нас уже куплена. Кстати, про канал 112. Вчера в Фейсбуке я увидела кусочек, где один из ведущих точно так же, хотя и в менее отвратительной стилистике, чем Габуния, обращается напрямую к Путину. Ты не видела этот кусочек?

К. Ларина Нет.

И.Петровская: Самая элементарная логика: Россия и США никогда не воевали — ни на одной территории, ни на другой

И. Петровская Где он употребляет некий мем, который здесь нельзя произносить. Но смысл этого обращения в том, что «отлипните уже от нас. У вас своих проблем выше крыши. У вас своё горит, тонет, взрывается и так далее. Займитесь своей страной». И кстати, канал призывает «Рустави-2» привести совместный с каналом 112 телемост. Поэтому когда я сегодня услышала про этот обстрел из гранатомета, я это каким-то образом связала, хотя пока ещё не очень понимаю, как это всё связано. К нам уже пришёл ведущий новостей, поэтому мы сейчас прерываемся и перейдём дальше к другим темам.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

И. Петровская Продолжаем «Человек из телевизора». Ксения Ларина, Ирина Петровская, Александр Смирнов за режиссёрским пультом. Меня тут поправляют. Спасибо большое, это я абсолютно случайно, не разобралась с цифрами. Обращение была на украинском канале 24, а не 112. Именно канал 24 призвал к телемосту канал «Рустави-2». A 112, как мне пишут — это канал, близкий к NewsOne. Так что извините.

К. Ларина Ну конечно, он пророссийский. Мы с тобой про это говорили. Поэтому я и удивилась, что там вышло такое странное обращение.

И. Петровская Да, извините, ввела в заблуждение, но абсолютно не нарочно, потому как видите, сколько там каналов. Можно, видимо, иногда вот так случайно и абсолютно без всякой задней мысли в них и запутаться. Ещё раз прошу меня за это простить.

К. Ларина Ира, хочу спросить про неожиданный демарш Владимира Познера по отношению к Академии ТЭФИ. Что такое случилось? Всё было так тихо, мирно.

И. Петровская У меня на самом деле какой-то эффект дежавю, потому что мне казалось, что Владимир Познер уже обращался, уже выходил, и, более того, абсолютно точно призывал вернуть «Орфея» — вот этого бронзового, разрывающего грудную клетку, чтобы сыграть на струнах своей души. Такой символ мук и сладости творчества. Так вот, значит, сам Владимир Владимирович в своё время ездил в Америку и договорился с Эрнстом Неизвестным, который стал автором этой статуэтки, и также договорился (это было условием Эрнста Неизвестного), что если вдруг будут нарушены какие-то демократические принципы при раздаче этой статуэтки и этой премии, то Познер, как, не знаю, душеприказчик Эрнста, обязательно отзовёт эту статуэтку, чтобы она больше не фигурировала в этом всём.

То ли мы все забыли, что Владимир Владимирович уже обращался, то ли сам Владимир Владимирович запамятовал… В общем, короче, Владимир Владимирович уже окончательно ставит жирный крест на национальной премии ТЭФИ и объявляет о выходе из жюри Комитета индустриальных премий.

Комитет индустриальных премий — это то, что было создано параллельно Академии ТЭФИ и, соответственно, занимается вручением этих премий ежегодно. А Академия предоставляет им свой бренд, который существует с 1994 года — ТЭФИ, автором которого, кстати, была Маша Шахова. Она долгое время работала пресс-секретарём или руководителем пресс-службы ещё старого НТВ. Сейчас она просто ведущая и, я так понимаю, авторских прав на это она не имела.

И вот, собственно говоря, с какого-то момента мы начали наблюдать, что то, что было, при всех несовершенствах старой ТЭФИ (их было огромное количество, поэтому всё время менялись правила голосования, всё время думали о том, как избежать вот этого корпоративного голосования — то его делали открытым, то закрытым), при всём при этом никогда в жизни, тем не менее, та ТЭФИ, та Академия не могла допустить вручения этой премии, её присуждения тем людям, которые сегодня лидеры телевещания. Второй раз, второй год подряд как лучшие телеведущие общественно-политического ток-шоу и просто как создатели лучшего общественно-политического ток-шоу ТЭФИ получали Скабеева с Поповым, «Вести недели» с Дмитрием Киселёвым становились лучшей аналитической программой, Соловьёв получил ТЭФИ.

В общем, ребята там теперь исходят не из вот этого гамбургского счёта, которые вроде бы изначально лёг в основу присуждения этой премии, а из того, что да, сегодня это реальные лидеры, у них больше всего эфиров. Да, у них, кстати сказать, есть и рейтинг, но только это не имеет ничего общего с нормальным профессиональным телевидением.

Жюри там назначается из представителей разных каналов, и Владимир Владимирович Познер, видимо, до этого момента в этой жюри входил. Мы, рядовые члены Академии ТЭФИ, давно уже не участвуем ни в обсуждении, не в присуждении. Нас уже туда даже и не зовут. Уверяю тебя, уже даже никакой обиды на это нет, потому что представить, что ты приходишь на этот великий праздник и встречаешься лицом к лицу со многими из названных персонажей, абсолютно невозможно.

Ну и вот, собственно, Владимир Владимирович заявил, что демократия во всём этом уже закончилась, поэтому давайте проводить свои собственные конкурсы, а этот — по крайней мере, с этим названием — давайте не будем проводить, потому что уже… Даже не то что не будем проводить, а отдайте нам «Орфея», выполняя волю теперь уже покойного Эрнста Неизвестного, и займитесь, наверное, вручением какой-то своей премии. Они, кстати, пытались это сделать. Если ты помнишь, например, НТВ устраивали свою премию. «Премия Листьева», просуществовавшая ровно один раз и после демарша Леонида Парфёнова погребённая, видимо, чтобы избежать дальнейших таких вот эксцессов. И поэтому они взяли, собственно, уже давно известный и даже, при всех несовершенствах, уважаемый в профессиональном сообществе приз, эту премию, и просто её себе как-то присвоили.

К. Ларина Монополизировали, присвоили. На самом деле, конечно, поскольку расширяется телевизионное пространство, которые уже ушло в интернет, и уже стало нормой для нашей передачи, что мы обсуждаем события не только и не столько телевизионные, канальные, сколько события в интернете, в альтернативном телевидении, мне кажется, что уже настал момент, когда и тут должна появится какая-то профессиональная премия для людей, которые работают в этом абсолютно свободном пространстве. Которые, собственно, и двигают саму индустрию, согласись, телевизионного искусства, развивают его. Потому что большинство людей, которые делают это в интернете — это всё-таки профессиональные люди. Там и Парфёнов, и Пивоваров, и Ира Шихман — это всё профессиональные люди.

И. Петровская Дудя ты забыла.

К. Ларина Дудь. Это всё профессиональные люди. Кстати, я сейчас слушала тебя и вспомнила, что у нас уже даже есть, скажем так, попытка отмечать этих людей, которые работают в интернете как журналисты, как документалисты, как телевизионщики. Это конкурс «Артдоксеть» — одно из ответвлений «Артдокфеста», фестиваля документального кино, который уже стал настоящим конкурсом. Напомню, что в прошлом году здесь победил как раз многосерийный фильм Андрея Лошака «Возраст несогласия». Там же были представлены и многие другие фильмы, абсолютно настоящие, которые должны были быть показаны на федеральных каналах, но никогда не будут показаны.

Я хотела, чтобы мы вернулись к фильму Ирины Шихман. Конечно, он произвёл какое-то невероятное впечатление на всех, кто его видел. И на взрослых людей. Я вот вижу, какие слова говорят ей люди искушённые в профессии, которые знают, как такое кино делается. Я имею в виду фильм «Тюрьма, исправь меня, если сможешь». Вторая часть очень тяжёлая. Ты смотрела её?

И. Петровская Да.

К. Ларина Тяжелейшая, потому что она продолжает подробно исследовать быт, нравы тюремной жизни, лагерной жизни — сегодняшний, не какого-то далекого Гулага, а сегодняшнего Гулага, который, к ужасу, мало чем отличается от жизни середины прошлого века, 30-40 годов XX века. Всё то же самое. Та же репрессивная машина, которая превращает людей в пыль, в половую тряпку. И вот так выжить, сохранить себя как человека, остаться человеком — это, конечно, невероятный героизм, я считаю. Все люди, которые участвует в этом фильме у Ирины в гостях — и актриса Марина Клещёва, и Олег Навальный, и Руслан Вахапов, и Маша Алёхина — это всё абсолютные герои. Я вспоминаю, естественно, и других, которых в фильме не было. Это Григорий Пасько, который был одной из первых политических жертв этого режима — ещё в начале 2000-х годов.

И.Петровская: Госдума мгновенно кинулась со своими идеями проводить санкции с запретом вина, запретом «Боржоми»

И. Петровская Михаил Ходорковский — самый первый, кто вспоминается в этой истории.

К. Ларина Ходорковский, конечно. Сегодня день рождения у Олега Сенцова. Не знаю, поздравлять, не поздравлять, но сказать об этом стоит — что сегодня его день рождения. Это человек, который действительно страдает за родину. Он абсолютно сознательно пошёл на эту жертву. Это же жертва, которую человек принёс во имя своей страны, а мы тут по телевизору лезем с поцелуями к Украине. Стыд, просто стыд.

И. Петровская И кстати, вчера был день рождения у Валерии Ильиничны Новодворской — великой женщины. Она не сидела при российской, уже вот этой власти, но ад тюрем, принудительного психиатрического лечения она, конечно, прошла и, я думаю, во многом это сократило ей жизнь. Но это я к тому, что она вышла оттуда абсолютно несломленной, а напротив, еще больше…

К. Ларина Только совершенно больной.

И. Петровская Больной — это без сомнения.

К. Ларина Разрушенной физически.

И. Петровская Да, физический разрушенной, но сохранившей и даже умножившей вот эту свою духовную и душевную стойкость. Во многом и в этом её величии, помимо того, что она была, конечно, талантливейшим публицистом. И как раз вчера в своём посте Виктор Шендерович сравнивал её с Герценом. Только сделал маленькое уточнение, что Герцен меньше страдал за свои убеждения, за свои слова, за свои действия и поступки.

Кстати этот фильм Ирины Шихман, конечно, перекликается в главной теме с «Редакцией» Алексея Пивоварова, которую мы тоже упомянули, потому что там такой подзаголовок «Это может коснуться каждого». И точно так же, как в фильме Ирины Шихман, это действительно и за совершённые, и за какие-то несовершённые деяния могло коснуться и коснулось самых разных людей.

К. Ларина И касается.

И. Петровская И касается, да. Точно так же Алексей Пивоваров исследует историю сестер Хачатурян, разговаривает с теми, кто их знал, с родственниками с разных сторон. И тоже приходит к этой мысли: что это в первую очередь история, которая может задеть и коснуться каждого. Поэтому сегодня задача людей, что называется, доброй воли, честных людей — если влиять на наш суд невозможно, как-то максимально солидаризироваться с теми, кто стал жертвами в данном случае абсолютно очевидного и доказанного (в том числе Пивоваровым) домашнего насилия.

К. Ларина Там он, кстати, ещё приводит такие параллельные истории, связанные с самообороной, когда человек защищал свою семью. Это то, что называется убийством в качестве самообороны. Там он приводит несколько таких случаев. И тоже, кстати, люди с огромным трудом были выдраны из этой системы. Потому что когда попадаешь внутрь неё с таким обвинением в убийстве, обратного пути нет. Только чудо может тебя спасти. Либо общественный резонанс, публичность, какой-то интерес к тебе со стороны медиа, либо действительно чудо — что ты попадёшь либо на какого-нибудь хорошего адвоката, либо на хорошего следователя. Но это чудо. Люди, про которых он там рассказывал, в этом выпуске, просто чудом выжили после того, как были обвинены в жесточайших убийствах. Там в итоге переквалифицировали статью.

Я, кстати, хотела, если ты позволишь, буквально секунду сделать анонс завтрашней программы «Культурный шок». Она просто укладывается в ряд наших с тобой тем сейчас. Это тоже продолжение истории про тюремный опыт. Завтра мы про это будем говорить в программе «Культурный шок» после 2 часов. И гостями в этой передаче стали наши замечательные друзья. Это Зоя Светова, журналист и правозащитник, которая многие годы занимается именно этой темой, и Алексей Малобродский, театральный продюсер, фигурант «театрального дела», который почти год провёл в заключении в следственном изоляторе. И уж это точно человек, который никак не был готов к тому, что он почти год просидит в клетке, в камере. Вот об этом будем говорить завтра. Послушайте. По-моему, получилась хорошая программа.

И. Петровская Кстати, вот меня правильно поправляют — это я оговорилась: вчера был день памяти, ухода Валерии Ильиничны Новодворской, а родилась она в мае. Совершенно верно, но, опять же, извините, в данном случае чистая оговорка. Ещё нас упрекают: «Фильм Стоуна не смотрели, а уже осуждаете».

К. Ларина Да, осуждаем! Я осуждаю. Осуждаю и всё. Мы что, других фильмов Стоуна не видели про Путина? Мне кажется, этого достаточно для того, чтобы понять, про что этот фильм. Хотя, кстати, вы можете открыть интернет, погуглить «нерассказанная история Украины» и там выплывет целая цитата из этого фильма. Совершенно понятно его направление, про что это кино — про великого Путина и про слабую провалившуюся политическую власть в Украине. Тем более, мы уже говорили, что там Медведчук один из главных героев. Чего тут удивляться-то? Короче, осуждаем. Ирка боится осуждать, а я…

И. Петровская Я не то что боюсь. Я придерживаюсь такой позиции, что действительно вначале надо посмотреть, а потом уже либо осуждать, либо…

К. Ларина А какой был режиссёр! Ира, вот скажи, что с людьми происходит? Неужели это деньги? Обратите внимание, дорогие друзья: Стоун не только певец Путина — он певец всех крупнейших диктаторов эпохи. Про кого он только не делал кино, кого только не воспевал в своих документальных фильмах! Что с человеком произошло?

И. Петровская Может быть, это убеждение, помимо того, что он художник, он так видит? Всегда настораживает, когда начинается активная рекламная кампания именно на тех каналах, которые, в общем, прославились отнюдь не объективностью в освещении событий.

К. Ларина Ну послушай, а как не воспевать и активно не рекламировать Владимира Путина?

И. Петровская Я сейчас даже не про Владимира Путина. Я сейчас именно про вот этот конкретный фильм, который, видимо, в ближайшее время у нас будет удовольствие смотреть.

К. Ларина Мы скажем про Макаревича и про Таню Лазареву? Ты не видела?

И.Петровская: Мы, рядовые члены Академии ТЭФИ, давно уже не участвуем ни в обсуждении, не в присуждении

И. Петровская Я посмотрела маленькими кусочками, потому что всё своё время на этой неделе я отдала федеральным каналам, подготовке этого недомоста и этой истории, которая всему этому сопутствовала и во что она вылилась.

К. Ларина Мы Ксению Собчак то хвалит, то ругаем. Она у нас такая непостоянная. Она всё время немножко зеркалит собеседника. Мы тоже про это с тобой говорили: что она любит прикинуться человеком, близким к человеку, с которым она ведёт беседу. Это особое умение. Она уже, по-моему, легко, с щелчка это делает. То она гламурная тупая блондинка, то она эстетка, то она философ и ценитель большого и глубокого кинематографа, когда она разговаривала с Триером. В общем, когда она органична, то это хорошо получается.

Мне кажется, что в этом случае с Макаревичем не надо было ничего играть. Это люди как бы одного круга, одних убеждений, и мне было очень интересно смотреть. Макаревич, которого мы знаем наизусть — чего он там не рассказал? Он уже всё рассказал. Но всё-таки здесь, в обстановке дома — я первый раз видела его дом — наполненной гитарами, звуками, картинами, в том числе картинами Владимира Любарова, разговор шёл в основном, конечно же, больше не о музыке, а о его гражданской позиции, о том, как она менялась, о том, как вначале он был всё-таки в какой-то мере очарован Владимиром Владимировичем Путиным, и как потом происходила перемена его отношения к этому всему. В общем, получилось неплохо.

Там она, конечно… Смешно — тебе понравится, ты любишь такое. Когда она сказала: «А помните, как Мэрилин Монро выступала перед солдатами в Ираке?». Никто не поправил. Макаревич тоже согласился, что, наверное, так оно и было. Но всё-таки, наверное, имелось в виду другое время. Либо это Мэрилин Монро, либо кто-то другой, потому что Мэрилин Монро конечно, ездила на фронт, но это был Вьетнам, а никакой не Ирак. Короче, посмотрите. Симпатично получилось.

Ну а Таня Лазарева — это, опять же, продолжение сегодняшний темы: как человек, которому, казалось бы, ничего не надо, но он не может равнодушно пройти мимо чужих страданий. Я имею в виду дело «Нового величия», в которое активно включилась Таня Лазарева.

И. Петровская Кстати, они же записали вот этот клип, песню в поддержку «Нового величия». Ты видела — на «Дожде»? И автором был знаменитый Чиж — Сергей Чиграков.

К. Ларина Но он не специально написала эту песню. Это его старая песня. Мы её пели вместе с нашими друзьями за столом, не помнишь? «Хочу чаю — аж кончаю».

И. Петровская Нет, почему-то я не вспомнила.

К. Ларина Это старая песня. Потому что это песня про «люблю заключённого». Именно про это.

И. Петровская А, поняла. Значит, я тогда не въехала. Мы должны закругляться. Мы сегодня почти всю свою заявленную повестку исчерпали. Давай, финаль!

К. Ларина В финале мы возвращаемся к началу. Я просто хотела напомнить тем, кто забыл, что 5 лет вычеркнуты из нашей жизни с Украиной. 5 лет мы с Украиной воюем. 5 лет мы приносим горе, боль и страдания вашим, как вы говорите, братьям. Поэтому давайте всё-таки вспомним, что это было, это никуда не делось. Это песня из финальной части выпуска «Квартал 95», когда Владимир Зеленский ещё выступал там. Это 2014 год, самый разгар войны. Вспомним.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире