'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро, добрый день, дорогие наши слушатели, дорогие наши зрители! С вами, как всегда по субботам, «Человек из телевизора». И мы, неизменные ведущие, Ксения Ларина… Слышишь, видишь нас?

К. Ларина Да. Доброе утро, добрый день!

И. Петровская Мы тебя тоже видим, слышим. Привет тебе! Здесь Ирина Петровская. И Сергей Кузнецов за звукорежиссерским пультом. Средства связи. +7 985 970 45 45 – СМС. Твиттер-аккаунт @vyzvon. И Ютюб-канал. И, наконец, Ксения Ларина, как всегда, открыла страничку у себя в Фейсбуке и зачитывает сейчас нам наше меню, расписание примерное.

К. Ларина Меморандум.

И. Петровская Меморандум, да.

К. Ларина «Человек из телевизора» вступает в самую скучную пору – летнюю спячку отпусков и каникул. Меня слышно?

И. Петровская Слышно-слышно.

К. Ларина И тем не менее интервью Путина. Одно из главных впечатлений, не могу от него отказаться – это красные носки сотрудника «Financial Times», который вот просто был главным персонажем в этом интервью. Провал шоу «Мультипутин» на BBC. Мы о нем когда-то говорили, когда оно запускалось. Ну вот оно и запустилось. И провалилось. Двадцатка в Осаке – репортажи и комментарии на федеральных каналах. Сергей Петров, бизнесмен, основатель «Рольфа», как главный герой недели.

«Редакция» Пивоварова: несколько выпусков, которые мы давно не обсуждали. Может быть, успеем сегодня что-то сказать про них. Владимир Познер в программе «Hard Day’s Night» на «Дожде». «Народные сериалы»: воскрешение Алибасова, посмертные скандалы вокруг Элины Быстрицкой. Новостные программы и информационные каналы – есть ли альтернатива госпропаганде? И итоги сезона начнем потихонечку подводить. В летнюю пору самое оно. Борьба телевизора с интернетом.

Дорогие друзья, вы можете писать также на страничке в Фейсбуке на моей, которую сейчас процитировала. Там открыта возможность комментариев для всех пользователей, не только для тех, кто является моими друзьями. Ну и, естественно, Ютюб-канал, про который сказала Ира Петровская.

Ир, я тут не внесла одну тему в это наше меню – Владимир Соловьев и «Новая газета». Там какая-то затянувшаяся не очень красивая история. Может, ты нам расскажешь, что это такое.

И. Петровская Давай я прям с этого начну.

К. Ларина Да.

И. Петровская Потому что такой принципиальный правда текст написал наш заместитель главного редактора именно в пятницу Сергей Соколов, защищая от клеветы нашего же обозревателя, прекрасного журналиста-расследователя Пашу Каныгина. В принципе, мы на прошлой еще неделе с тобой планировали эту историю обсудить, но не обсудили. И, наконец, что называется, слово найдено, как в «Бесприданнице» – «Я вещь». А тут слово найдено и текст, который написал Сергей Соколов называется «Падальщики». Если можно, я процитирую.

К. Ларина Конечно.

И. Петровская «Есть люди, о которых даже думать стыдно, — как в помои ныряешь, ну родились такими. Есть журналисты, из-за которых ныне профессия рифмуется со словом «позор». Увы, но придется говорить о помоях. Никогда бы не стал писать о В.Соловьеве (существует такой гражданин в телевизоре — во френче ходит) и С.Михееве (этот с небритостью — больше про него ничего неизвестно), поскольку рассказывать о пустом месте — занятие утомительное. Но друзей и коллег защищать надо.

Так вот. Эти двое — небывалое дело — начали свою программу на «России 1» с упоминания «Новой газеты» и ее специального корреспондента Павла Каныгина, который занимался расследованием гибели малазийского «Боинга». Повод — международное следствие сообщило имена четверых подозреваемых, трое из которых — россияне. Причина — «Новая газета» о том рассказала и напомнила, какие именно обстоятельства трагедии вскрылись за эти годы. В программе «Кто против?» вышеозначенные персонажи, конечно, ничего не сказали о сути расследования. И сочувствия никому не было — ни слова вообще. Зато показали видеоролик, подготовленный украинским журналистом Анатолием Шарием, — чтобы продемонстрировать «качество расследователей»». Я тоже видела это своими глазами.

«Да, Паша заикается. И съемка проводилась сразу после операции на гайморовых пазухах, о чем сообщалось неоднократно. Когда донецкие бандиты его похищали, а местные менты потом выдворяли в Россию, чтобы хоть как-то притушить скандал, была раздута история о журналисте-наркомане — и тогда демонстрировался этот ролик. Провокация не удалась».

Короче говоря, наконец, слово действительно найдено. Больше не буду пока цитировать. Цитировать вообще. Действительно, как справедливо пишет Сергей Соколов, что однажды произнесенная ложь – это может быть заблуждение, а повторенная – это уже абсолютная клевета. Чем и занимается означенный господин со своим вот этим вот подмастерьем Михеевым.

И.Петровская: Однажды произнесенная ложь – это может быть заблуждение, а повторенная – это клевета

И также показательно то, как вели себя в этой студии так называемые гости-эксперты, которые глумились, ржали и всячески издевались над некоторыми физическими особенностями нашего корреспондента, которые никак не мешают ему быть отменным журналистам, в отличие от этих, которые действительно позор профессии. Я вот подумала, что даже не знаешь, как в этой ситуации себя вести, потому что, в общем, понятно, что они нерукопожатные, они давно сами себя вывели за пределы вот нашего так называемого сообщества. Но каждый раз они все глубже, глубже и ниже пробивают дно. Сами погружаются в эту помойную яму и обдают этим зловонным продуктом всех остальных.

Я вспомнила, как в предыдущем эфире мы обсуждали интервью Андрея Васильева. И, помнишь, он там рассказывает прекрасную историю, как много лет назад, когда еще Андрей Васильев был главным редактором «Коммерсанта», Соловьев еще не в такой силе тоже оболгал коллегу из «Коммерсанта» и назвал ее, что она считает себя порядочным человеком, а на самом деле… Не будем повторять гнусности. И тогда Андрей Васильев издал приказ: «Всякий раз, когда в каком-либо материале «Коммерсанта» будет упоминаться имя Соловьева, обязательно в скобочках писать «который считает себя порядочным журналистом»».

И в результате в каждом, даже если 6 раз, допустим, фамилия повторялась в материале, всякий раз все писали «который считает себя порядочным журналистом». И тот не выдержал, позвонил, извинился перед Васильевым и умолял снять вот это вот требование главного редактора таким образом сопровождать каждый текст, где он упоминается. Но на что Андрей Васильев сказал: «Я приказ уже отменил после извинений. Но журналисты мои втянулись. Что я могу поделать с ними? Вот так они и пишут».

Но тогда это еще было на уровне вот такого комичного и смешного, когда можно так бороться. А сейчас я прям не знаю вот как. Для него и для них не существует никаких общественных палат, комиссий по жалобам на прессу. Они все это игнорируют и плюют на это с высокой колокольни. Ну то, что они уже давно нерукопожатные в той среде, в которой, наверное, им бы хотелось как раз получить популярность и славу, это совершенно очевидно.

Ну вот мы сталкиваемся с тем, что существуют абсолютные негодяи и подонки. Они царят в эфире, они формируют так или иначе общественное мнение, они возжигают (не знаю, правильное ли слово) вот эти ненависть и агрессию в людях. И при этом они абсолютно безнаказанны. И зная это, они вот таким образом ведут себя по отношению ко всем, в первую очередь к тем, кто как-то не согласен с основной линией партии. Вот я все на эту тему сказала. Извините за долгий рассказ мой.

К. Ларина Я хочу, просто, добавить. Вернее, не добавить, я слушаю это с таким сложным чувством, Ира, скажу тебе честно, все, что ты говоришь, потому что я сама не раз являлась целью этих вот мерзких кампаний Владимира Соловьева и его, как ты говоришь, подмастерьев. И на собственной шкуре не очень тяжелой и толстой испытала все, что эти люди могут сделать. Свидетельствую, что все, что они делают, это делается планово.

Ничего стихийного в этих кампаниях против конкретных людей, которые они устраивают на своих телевизионных площадках или в своем радиоэфире, ничего стихийного и ничего случайного здесь не бывает. Это тщательно спланированные операции, в которых участвует не один Соловьев. Он выходит уже подготовленный, вооруженный какими-то или цитатами, или вырванными из контекста словами, или откликами каких-то людей, которые специальные люди, которые работают с ним, собирают по всему интернету.

Про историю с Павлом Каныгиным мы с тобой вспоминали. Эту историю прекрасно помню, когда они устроили эту провокацию, когда показывали эти кадры из больницы и убеждали общественность, что Павел Каныгин является наркоманом. И помню, как тогда на Соловьева набросились и сказали, что это ложь и клевета.

Но это же не первый случай. Ты говоришь или пишет там Сергей Соколов, что это падальщики. Но послушайте, это работа прежде всего людей, которые стоят за, на которых работает в свою очередь Соловьев. Мы прекрасно это понимаем. Вспомни все знаменитые телевизионные провокации, которые ходили по интернету, в которых главными героями были все лидеры различных оппозиционных движений и оппозиционные журналисты в том числе. Тот же Михаил Фишман, Виктор Шендерович и многие другие. Это все из той же серии.

И. Петровская Все из той же серии, да.

К. Ларина Мы живем в такое время. Да, безусловно, надо к этому быть готовым. Я скажу честно, говорю про себя лично, я к этому не была готова. Да, уверена, что они это понимали, потому что они знают, на кого они поднимают свою руку или свой рот открывают.

И. Петровская Поганый язык.

К. Ларина Свою вонючую пасть открывают. Они прекрасно знают, кто сможет этому противостоять, а кого можно запросто свернуть, сломать, деморализовать и превратить просто в какой-то кусок тряпки. Вот говорю тебе, что я в свое время, когда в очередной раз получила эту порцию, я была близка к тому, чтобы вообще прекратить свою жизнь. Ну профессиональную уж точно, понимаешь. Мне было страшно. У меня началась мания преследования. Я впала в дикую депрессию. Это было связано именно с конкретным наездом на меня. Ни за что. Просто за слова.

То же самое и Павел Каныгин. За что? Кому он там перешел дорогу? Никому. Это всеобщее раздражение и превращение людей, которые имеют другую точку зрения, отличную от официальной и от их пропагандистской, превращение их в посмешище, в каких-то недоумков, в придурков, в больных на голову. Они же любят это повторять: «Это больные на голову». А что они про Алексея Навального говорят, а что они говорят сейчас про Любовь Соболь. Это все из той же серии. Это одна и та же контора работает. И все эти методы мы знаем. Павел Каныгин – человек крепкий.

И. Петровская Крепкий. И он сам ответил.

И.Петровская: Они царят в эфире, они ненависть и агрессию в людях. И при этом они абсолютно безнаказанны

К. Ларина Да, он сам ответил. Он сейчас, кстати, поблагодарил (вот то, что ты цитировала текст из вашей газеты) коллег за поддержку. Но не все такие крепкие, как Павел Каныгин. А этим тварям я не знаю, как нужно за это отвечать, кто должен за это отвечать. Подавать в суд? Это нереально. Я так понимаю, что никакие иски никто не примет, потому что это, по сути, является мнением. Они так привыкли. Их ответ такой: «Вы хотите свободы слова? Пожалуйста. Терпите. Я так считаю. У меня есть основания полагать, что ты наркоман, а ты придурок, а ты больной на голову, а тебя лечить надо электричеством».

И. Петровская Не знаю. Существует же такое понятие как защита чести и достоинства.

К. Ларина Не у нас, Ира.

И. Петровская Почему? Как? Подают иски.

К. Ларина У нас суды не принимают таких исков. От Кобзона в свое время принимали, понимаешь. А от тебя не примут. И от Каныгина не примут. Скажут: «Сами разбирайтесь. Не принимаем. Нет оснований».

И. Петровская У меня тут в чате такие выражения в адрес нашего главного героя, что просто… Я не буду их читать, безусловно. Но видно, что огромное количество людей испытывают такую неприязнь к этому герою, что…

К. Ларина И он, кстати, не один такой. К сожалению, их уже целая армия этих клопов. Кто-то пожирнее да погуще, как Владимир Соловьев. Кто-то помельче да повонючее, как тот же Михеев. Ты их посмотри сколько. Целое полчище этих клопов. Ну что делать? Не знаю. Мне кажется, что все равно эту атмосферу, как мы ее называем, ненависти, агрессии, раздражения, бешенства, всеобщего помешательства – это все равно устанавливает власть, как ни крути.

Ну сколько угодно можно рассказывать, какой мерзкий Соловьев. Но если бы была в стране другая директива и если бы руководство страны (и идеологическое руководство страны, которое тоже существует) другую бы установку давало этим людям, они бы вели себя по-другому совершенно.

Ты вспомни другого Соловьева, когда он сидел на трибуне в студии «НТВ» во время разгрома. Помнишь, как он себя вел?

И. Петровская Ну конечно.

К. Ларина Такая зайка была. Деньги любят тишину, говорил он. Рассказывал про порядочность и профессиональное достоинство. И как он начинал, ты вспомни, когда он начинался как трибун, чьи интересы он защищал. Он был певцом демократии. Сирена, я бы сказала, демократии.

И. Петровская Ну не, певцом… Понимаешь, в чем еще дело. Он ведь как бы сейчас занял не свое место. После того как первых, главных выкинули…

К. Ларина А кто там был первый и главный?

И. Петровская На «НТВ»? Очень много было.

К. Ларина Ты имеешь в виду «НТВ»? Но на «НТВ» он уже не работает.

И. Петровская Он давно уже не работает на «НТВ». Но и на «России» тоже остались, в общем, Соловьев и Киселев. Вот такие главные.

К. Ларина А кто там был?

И. Петровская Изначально там, между прочим, были и Сванидзе, и Сорокина. Я говорю именно в целом. Не в какой-то период жизни.

К. Ларина Но ты же понимаешь, что российское телевидение, как и «НТВ», они просто сами по себе изменились. Это совершенно другие структуры.

И. Петровская И понадобились вот такие вот, которые гнутся и вместе с линией партии колеблются, если такие колебания им свойственны. Но вот все равно сейчас мы часто это обсуждаем, что и приличные люди все равно продолжают к нему на его шоу ходить. Мы видели там и (давно, кстати, я что-то не видела) Иосифа Райхельгауза, и Андрея Максимова, и тем более Леонида Гозмана, который тоже часто ходил и обосновывал (и обосновывает) это тем, что хоть 2-3 слова правды он сумеет донести до тех, у кого есть уши, которые в состоянии это воспринять.

Вот я думаю, может быть, приличным людям перестать уже ходить, потому что они таким образом как бы делают эти все шоу кошмарные, помоечные такими легитимными, нормальными.

К. Ларина Конечно, да.

И. Петровская А в результате ты прикасаешься ко всей это помойке. Ведь никто не в состоянии перекричать этого человека, поставить его на место. Мало кто уходит во время вот такого рода его экзерсисов. Наоборот, все слушают и лучшие из этих людей еще ржут и глумятся вместе с ним. Он не выбирает давно никаких выражений по отношению не только к представителями так называемой «пятой колонны» внутри своей страны, но и к руководителям государств, которых сам Путин называет «страны-партнеры».

Это что-то несусветное. И вот поэтому, собственно, мы так много времени этому посвятили. Хотелось бы вообще в санитарно-гигиенических соображениях ничего не говорить. Вот как о покойнике: или хорошо, но это невозможно, а вообще ничего.

К. Ларина К сожалению, эти люди так или иначе формируют общественное мнение в стране. Во всяком случае уж во аудитории точно. Потому что люди, которые сидят на телевизионной игле, которые это смотрят и уже без этого жить не могут, они вот именно так и выстраивают свою картину мира, которая им демонстрирует эта банда телевизионная. Это так. И за это конечно же несут ответственность не только конкретные кричалы, которые кричат в телеэфире, Ира.

За это несут ответственность руководители этих каналов. В первую очередь, если мы говорим про Соловьева, то Олег Борисович Добродеев конечно же несет ответственность. А что касается проявления такого рода на других каналах, тоже руководители этих каналов. Ну как, ты скажешь нет? Типа, ой, он к этому не имеет отношение. Имеет.

И. Петровская Да нет, я никогда такого не скажу! Ну что ты!

К. Ларина Имеет, покрывает, приветствует, защищает, терпит. Может быть, сам блюет в ведро вечером, когда вспоминает о том, что было по телевизору. Но все равно он имеет к этому отношение. И Эрнст, извините, Константин Львович имеет отношение к тому, что делается в его эфире в программе «Время покажет», например. Не имеет? Имеет!

И. Петровская Ты знаешь, я должна тебе сказать, что в программе «Время покажет», вот по сравнению с тем, что происходит у интеллектуала, как он себя позиционирует, Соловьева, ну правда, вот она на фоне этого кошмара, который теперь уже там творится, даже кажется такой вполне себе ничего. Вот удивительно, как смещается…

К. Ларина Я тебя умоляю! Это из серии, как в Фейсбуке говорят, не надо разбираться в сортах дерьма.

И.Петровская: Может, приличным людям перестать уже ходить, потому что они делают эти все шоу легитимными

И. Петровская Сорта, да. Но есть вот этот вот. Тут пишут, что при советской власти и в государственной пропагандистской советской машине такого пахабного уровня журналистов, обозревателей, комментаторов, ведущих не было. Я совершенно с этим согласна.

К. Ларина Тогда не было и альтернативы внутри страны.

И. Петровская Я о другом. Правила приличия эти люди соблюдали. Никогда в жизни из их уст не вырывались слова «мрази», «твари», «подонки», «сволочи», «ничтожества».

К. Ларина Ну почему? В адрес каких-нибудь капиталистических врагов вполне себе.

И. Петровская Ну было. Риторика была другая. Не помойная, не подворотная. Это абсолютно однозначно.

К. Ларина Я могу, просто, важное сказать. Мне кажется, что нужно тоже понимать эту разницу, что в советское время не было других журналистов. В смысле не было врагов народа внутренних. Не было. Были внешние враги, а внутри была тишь и благодать. Все работали на великую страну. Они не боролись с внутренними врагами. А сегодня борются.

И. Петровская Но согласись, что внешних врагов при советской власти не призывали раздавить, не призывали ударить по ним ядерными боеголовками и не призывали пойти походом на какую-нибудь соседнюю страну. Все равно это были какие-то рамки. Пусть, допустим, даже если была политика не самая миролюбивая, но во главу угла идеологически ставилась борьба за мир. Ну, в общем, все. Закончили эту тему.

К. Ларина Я, просто, хочу…

И. Петровская Подожди секундочку.

К. Ларина Здесь важно, Ир. Там была другая идеология. Там идеология была, которая не позволяла человеку из телевизора выступать в роли хулигана, понимаешь. Это было чистой воды лицемерие. Поэтому вся наша агрессивная политика, все наши призывы к войнам замещались призывами к миру. Точно по Оруэллу: мир – это война. Поэтому что тут сравнивать? Сказали бы действовать по-другому, действовали бы по-другому.

И. Петровская Тут правильно сравнивают с 37-м годом, когда была похожая риторика: раздавить как бешен… Только не было телевидения, было радио и были газеты, которые выходили. Первые полосы как раз были посвящены этим призывам. И еще второе пишут: «А, может быть, вообще перестать их упоминать?». Я уже тоже про это сказала. Но, с другой стороны, наша сегодняшняя задача – фиксировать то, что делают эти люди для будущего, которое когда-нибудь наступит. Давай перейдем к другой теме, потому что уже невозможно.

К. Ларина Сейчас до перерыва мы уже дойдем, потому что я хочу вспомнить еще одну историю с Соловьевым. Мы про нее не говорим.

И. Петровская Давай.

К. Ларина Это то, что он говорил про покойного Сергея Доренко, когда он вступил с ним в какую-то идиотскую полемику, назвав его предателем. С мертвым человеком он тут спорит. Кричит на него еще. Это было, по-моему, в его радиоэфире.

И. Петровская Да, в радиоэфире совсем недавно.

К. Ларина Как так можно вообще? К кому ты обращаешься? К мертвецу, который тебе не ответит? Слава богу, что там еще есть его коллеги и журналисты. и замечательная жена Сергея – Юля, которая ему ответила в Телеграм-канале Сергея. Это уже даже запредельно, понимаешь. Человек только что умер.

И. Петровская Но это зависть ничтожества.

К. Ларина Зависть, конечно.

И. Петровская Зависть. И, в общем, конечно, внутреннее понимание, что ты ничтожество и чем ты занимаешься.

К. Ларина Мерзкая карлица, как назвал его Доренко.

И. Петровская Да. Но и еще огромное уязвленное самолюбие, потому что он хотел бы видеть и считать себя первым журналистом страны, как он, собственно, в одном из эфиров и сказал, когда кто-то там имел неосторожность назвать таковым Познера. Он сказал: «Ты сейчас смотришь на первого журналиста страны!». Но при этом этому первому журналисту страны даже негде в приличном месте появиться, потому что в лучшем случае все перейдут просто на другую сторону, а в худшем – могут, наверное, и плюнуть. Сейчас у нас новости. Потом продолжим.

НОВОСТИ/РЕКЛАМА

И. Петровская Мы продолжаем. «Человек из телевизора». Как всегда, Ксения Ларина, Ирина Петровская. Сергей Кузнецов за звукорежиссерским пультом. Средства связи вы знаете уже. Должны знать наизусть. Мы дальше идем. К чему мы пойдем дальше?

К. Ларина Я бы обратила внимание наших слушателей, для тех, кто, может быть, пока еще пропустил эту историю с Сергеем Петровым, которого, как вот мы сейчас выяснили из новостей, Путин даже не знает, кто это такой и почему на него заводят уголовное дело. Вот на этой неделе, мне кажется, он был действительно героем недели, поскольку как минимум три интервью я видела с ним. Естественно, не на федеральных каналах.

На канале «RTVI», на канале «Дождь» и, по-моему, на канале «Настоящее время», если я не путаю. Это совершенно невероятный человек с невероятной судьбой. Обратите внимание. Посмотрите, если кто не понял. Я вообще удивляюсь, как он вообще продержался столько времени и что его не трогали. Ты видела с ним какое-нибудь интервью?

И. Петровская Я не видела интервью. Я много читала по поводу вот это начавшегося его преследования. И там некоторые наблюдатели это называют вторым делом «ЮКОСа»

И.Петровская: Наша сегодняшняя задача – фиксировать то, что делают эти люди для будущего

К. Ларина Да, безусловно. Один из богатейших людей. Мощная компания. Но он в 17-м году уехал из России.

И. Петровская Слава богу.

К. Ларина Да. Понимая, что сейчас начнется что-то невообразимое. Но хочу напомнить, он был все-таки и депутатом справедливороссом, он голосовал против «закона подлецов», он не голосовал по присоединению Крыма. Он работал с Дмитрием Зиминым, с его фондом, что тоже о многом говорит («Либеральная миссия»). Он спонсировал некоторые проекты демократических представителей, в том числе и оппозиционную прессу. Он помогал Алексею Навальному финансово. Это все удивительно. Я говорю, просто, когда я все это читала, я просто поражалась, как человек еще продержался столько времени, и его еще не схватили за горло. Вот сейчас схватили.

Это я перечисляю только факты его биографии. Но сам по себе он невероятно интересный мужик. Интересно его слушать. У него очень четко сформировавшееся отношение и к институтам власти, и к сегодняшней России, и к тому, что происходит сегодня в обществе. И мне очень жаль, что приходится по такому идиотскому, мерзкому поводу с человеком знакомиться.

Я сама себе это говорю: как я лично это пропустила, такого человека, почему мы до сих пор с ним не разговаривали подробно, не звали его в гости, почему он не был одним из ньюсмейкеров все эти годы? Просто очень обидно. Я очень рада, что мы сейчас его видим. И всех призываю посмотреть интервью с ним на тех платформах, которые я перечислила. Просто хорошо, что такой человек есть. И дай бог ему здоровья и долгой жизни.

И. Петровская Абсолютно присоединяюсь. Тут тоже пишут люди, не знали до этого Петрова. Только Андрея Петрова знали, имея в виду, видимо, композитора. Ну, естественно, всячески обыгрывают это уже ставшее абсолютно мемом выражение – «А Путин ничего не знает».

К. Ларина Да.

И. Петровская И в связи с этим, это коротко просто, на канале «BBC 2», наконец, стартовало юмористическое шоу, которое называется «Tonight with Vladimir Putin». И оно мгновенно провалилось удивительно. И многие зрители «BBC 2» требуют закрыть это шоу как позорное и провальное. А наша с тобой подруга и коллега Маша Слоним, которая сейчас живет как раз в Британии, посмотрела и написала в Фейсбуке пост.

«Боже, какая же это мука! Заставила себя посмотреть юмористическое шоу на «BBC 2» «Tonight with Vladimir Putin». Знала, что, — перефразирую, — дрянь. Не смотрела до. Но сегодня любимый «RTVI», — это вчера было, кстати, — попросил прояснить в связи с тем, что пошел вал жалоб от зрителей. Согласна со зрителями. Тупо, глупо, несмешно. Надеюсь, что, идя навстречу пожеланиям трудящихся, «BBC» шоу снимет».

Я подумала, просто так размышляя, что, наверное, прав Виктор Шендерович, когда он говорит, что наша действительность опережает самые смелые творческие замыслы любого юмориста и сатирика. Возможно, сценаристом действительно мог бы быть сам Виктор Шендерович такого шоу. Но также я боюсь, что англичане не поймут, где на самом деле юмор и вымысел, а где та самая правда жизни, которая по абсурдности опережает вот эти вот юмористические различные сценарии.

Хотя, может быть, наши когда будут это комментировать, скажут, что лаже британцы, которые, по идее, не очень должны любить нашего лидера, но вот даже они посчитали это неуважением, а сами они его безмерно уважают и не допускают ерничества никакого по его адресу.

К. Ларина Ну, я так понимаю, что все-таки здесь речь идет, о чем мы и говорили. Помнишь, когда только это запускалось, мы с тобой про это уже говорили, что, с одной стороны, это безусловная популяризация этого человека – президента Российской Федерации и демонизация его тоже. Поскольку он хочет быть таким великим повелителем мира, и мир ему эту возможность с удовольствием предоставляет, обсуждая его кружки, которые он приносит с собой на Двадцатку, обсуждая, как он общается с президентом Трампом, ну и, естественно, делая из него персонажа телевизионного, экранного. Это высшая степень популярности и высшая степень признания, как ни крути.

Значит, здесь, как я поняла из того, что я прочитала про это шоу «BBC», что там, конечно, претензии в том числе и Маши Слоним как зрительницы продвинутой, что называется, так и простых зрителей англичан именно чисто вкусовые, что здесь невозможно даже эти шутки терпеть, которые он там употребляет. И мало этого, там даже гости, которые приходят к этому мультипликационному Путину, они тоже были в таком недоумении, потому что не понимали, в чем их роль состоит. Подкидывать какие-то мячики? Отвечать на его шутки? Смеяться? Не очень понятно. Поэтому он там, безусловно, царил.

Ну а шутки… «Сейчас будет реклама от моих друзей. «Новичок» – подарок, который нужно сделать только один раз». Это я цитирую. Как раз «Медуза» этот текст написала про это шоу. Или такое. «Вы только посмотрите на мои мышцы. В России, если ты мне нравишься, ты становишься знаменитым. А если не нравишься – мертвым. У нас есть в России шоу «ГУЛАГ знаменитостей». Они отправляются на него и больше не возвращаются». Вот такие шутки. Смешно?

И. Петровская Абсолютно несмешно. Но видишь, англичане оказались с нормальным чувством юмора. Им тоже это не нравится.

К. Ларина Зато наши хавают с удовольствием подобное. Наши зрители я имею в виду.

И. Петровская Только не по отношению к…

К. Ларина Ну конечно.

И. Петровская Да. Господи, достаточно посмотреть «КВН» и их шутки и понять, что даже на фоне этих КВНовских английские, пожалуй, покруче будут.

К. Ларина Ты интервью посмотрела, которое все обсуждают?

И. Петровская Частично посмотрела. Частично прочитала.

К. Ларина Я имею в виду интервью от «Financial Times».

И. Петровская Я поняла, да.

К. Ларина Там понимаешь, в чем дело. Конечно же, содержательную часть все обсуждают. Вот сегодня мы даже видим круги по воде – даже Элтон Джон включился в это обсуждение. Я думаю, что сегодня после нас, естественно, Алексей Венедиктов будет про это говорить – про содержательную часть этого интервью, которое вызывает очень много вопросов. Но меня, честно говоря, поражает, с каким заискиванием, с каким подобострастием взрослые люди, профессиональные…

И. Петровская Никак не зависящие от него.

К. Ларина Да. Абсолютно! Как они с ним разговаривают… Мы когда смотрели дома это интервью, я говорю: «Блин, он этих вопросов даже не заслуживает». Они с ним разговаривают, как будто перед ними Черчилль сидит по меньшей мере, а не Владимир Путин.

И. Петровская Как фигура равная Черчиллю.

К. Ларина Да, именно! Я, честно говоря, не понимаю. Там тоже Витя Шендерович написал, мы его цитируем сегодня, что надо отойти на санитарное состояние и не брать интервью. И это действительно так. Или, если его брать, то хотя бы, как это пыталась сделать… Помнишь, эта журналистка…

И.Петровская: Абсолютно не имеет никакого значения, что говорят по официальному телевизору

И. Петровская Келли.

К. Ларина Морган.

И. Петровская Да, да, да.

К. Ларина Морган, да. Хотя бы какая-то попытка какого-то острого разговора. Пусть он там будет отбиваться, хамить. Это, что называется, на что вы надеялись, то вы и получили. Это его стилистика общения. Но чтобы так? Я, честно говоря, не понимаю. Какие-то задавать ему философские вопросы про мир, про историю, его понимание либерализма.

У них не возникло даже вопросов каких-то, даже удивления на лице не возникло, когда человек говорил про либеральную идею, что это как бы воруй, насилуй, грабь – и ничего тебе за это не будет. Вот в его представлении, что такое либерализм. Хоть удивитесь. Хотя бы брови поднимите, братья. Вы же взрослые дядьки, седые люди. Что ж вы там так смотрите в рот-то и слушаете вот это все? А уж человек в носках красных меня просто потряс.

И. Петровская Это был какой-то вызов, я думаю. Это как красная тряпка такая. И все обсуждают в результате красные носки.

К. Ларина Ну вот. Собственно, такие впечатления, помимо содержательной части, что удивило. Но он сейчас победитель, ты видишь. Как вот я смотрю вчера программу Михаила Фишмана «И так далее». И там многие комментаторы, обозреватели, политологи как раз про это говорят, что это неделя побед у Путина: начиная с этого интервью и заканчивая вчерашним днем в Осаке, где со всеми, с кем хотел, пообщался. Что говорят по телевизору по этому поводу? Празднуют победу?

И. Петровская Ну, как бы это как всегда. Если иметь в виду официальный телевизор, то просто мы снова (а, может быть, там они не говорят, что мы когда-то из этого выливались сообщества) на равных в этом мировом сообществе.

К. Ларина А, еще возвращение в ПАСЕ, кстати.

И. Петровская Возвращение в ПАСЕ.

К. Ларина В Парламентскую Ассамблею.

И. Петровская Да, да, да. Совершенно верно. Поэтому, все хорошо. Нет никакой международной изоляции. Мы не только на равных, мы опять, может быть, впереди планеты всей. Абсолютно не имеет никакого значения, что говорят по официальному телевизору. Просто не имеет. Хотя мы видим и наблюдаем действительно тоже некоторую сервильность этого международного сообщества и такую беспринципность, по большому счету, да.

К. Ларина Ну давай мы перейдем к «народному телевидению», поскольку ты за этим следишь.

И. Петровская Я следила.

К. Ларина А я только, открыв рот, слушаю, что там происходит. Потому что у меня сил нет все это смотреть. Я посмотрела кусочек воскрешения Алибасова. Мне так жалко моих чувств, Ира. Я так за него переживала. Я всерьез ругалась в Фейсбуке, говорила: «Как вы можете смеяться над человеком? Такая трагедия с ним произошла». А это, оказывается, шоу фриков продолжается.

И. Петровская Действительно, это уже можно называть сериалами, потому что оно началось с момента, когда стало известно, что Бари Алибасов в коме, отравился. Потом неожиданно для всех довольно быстро из этого вышел. Потом целый эфир посвящен тому, похитили его из больницы или кто его отравил. Потом, наконец, апофеоз практически – Андрей Малахов сам приезжает к Бари Алибасову. Тот катается в трусах каких-то или шортах типа трусов по дивану; рассказывает, как он побывал в аду.

К. Ларина А когда он приехал в студию-то на коляске с арбузом, там что было?

И. Петровская Да. Андрей Малахов участливо спрашивает, видел ли он в аду (или, вообще, там, где он был) Кобзона или Гурченко. Это уже какой-то ад адский. А потом – это как раз самый уже апофеоз – когда «Привет, Андрей!», субботнее шоу, и объявлено, что будут всем миром возвращать Алибасову память. Он въезжает на коляске сгорбленный и руками разрывает куски арбуза. Вот прямо в студию он въезжает с арбузом.

К. Ларина Ну я это видела, да. Это в интернете я как раз посмотрела этот кусочек.

И. Петровская Да, да, да.

К. Ларина Это абсолютно шоу, рассчитанное на… Как на детском утреннике.

И. Петровская Падает с этой коляски, плюет в лицо Малахову. Короче говоря, это… Действительно, если это все была мист… А, ну и потом еще в «Пусть говорят» уже, наконец, говорят, что, скорее всего, это была мистификация. Если это была мистификация, то это редкой тупости мистификация.

К. Ларина Да, похоже.

И. Петровская Если это попытка напомнить о себе, попытка снова пропиарить себя и свою группу, ну есть же какие-то пределы. Я вот всякий раз поражаюсь как пределам, на самом деле, в самих людях, которые в этом участвуют, так и пределам, которых совершенно нет у нынешних создателей подобных шоу. Потому что если предположить, что, допустим, все это было всерьез… Тем более, мне кажется, есть ситуации, которые все-таки требуют какого-то такта: не показывать человека, которому промывают в этот момент желудок…

К. Ларина Нет, но ты же понимаешь, что все подводят к той мысли на сегодняшний день, что все это была абсолютная постановка, придумка: и то, как окружение себя ведет; и то, как сам себя ведет этот персонаж. Я, честно тебе говорю, просто разочарована, потому что я поверила, повелась, скажу вам, как ребенок. Но единственное, за что я могу сказать «спасибо» всей этой истории, Ира…

И. Петровская Ну. За что?

К. Ларина Я тщательно слежу за тем, как я обращаюсь с ядохимикатами в квартире. Потому что когда все это случилось, я подумала о том, что я лично могла бы запросто налить в стакан какую-нибудь дрянь и оставить ее на раковине. Что-нибудь меня отвлекло – и я ушла. А в это время кто-нибудь подойдет, да и выпьет. Поэтому я теперь тщательно слежу за этим.

И. Петровская Я не могу сказать, что я слежу и вообще как-то использую ядохимикаты, поскольку я еще и аллергик. Мне, в общем, нельзя с ними соприкасаться. Но я тоже заметила, что я прежде чем какую-нибудь баночку взять, я смотрю, что на ней написано. И тем более надо следить, поскольку в доме есть ребенок, чтоб он… Он предупрежден, правда.

Но, в любом случае, это какая-то дико постыдная, на мой взгляд, история. В ней нет ничего смешного абсолютно, а есть только одно сплошное недоумение. Господи, взрослые люди! Чем вы занимаетесь? Зачем, действительно, эксплуатировать какие-то добрые чувства ваших поклонников? Зачем заставлять их переживать? Только для того, чтобы о вас вспомнили и вам посочувствовали.

К. Ларина Там еще есть одна версия, о которой я не буду говорить публично. Потом после эфира мы с тобой созвонимся, и я тебе расскажу. Там тоже очень интересная версия.

И. Петровская Ну ты прям… Вот сейчас все закричат: «Давайте и нам, и нам, и нам!».

К. Ларина Нет, нет, нет. Не скажу.

И. Петровская На самом деле, куда более… Ну понятно, Бари Алибасов вообще такой приколист. Он любит разные эпатажные выходки, всякие там штучки. Совсем другая история. И, на мой взгляд, она куда более отвратительна по отношению к героине. Это, конечно, еще один «сериал», который тоже стартовал. Это посмертная история одной из самых закрытых актрис наших и самых красивых уж само собой – Элины Быстрицкой. Которая всего лишь 2 месяца назад ушла из жизни. И вдруг неожиданно поперли на экран, с одной стороны – те, кто со стороны родственников Элины Быстрицкой обвиняют ее продюсера, с другой стороны – сама эта продюсер, которая обвиняет родственников.

Тут же между всеми ними вездесущий расследователь Караулов, который кричит: «Убили!». Иначе никак не объяснить, действительно, уход из жизни 91-летней актрисы. Это, конечно, огромная неожиданность для всех.

К. Ларина А в чем там скандал-то? Сестра какая-то объявилась или что?

И. Петровская Нет, сестра не объявилась. У нее есть сестра. Всю жизнь была. Они всю жизнь общались. Кстати, эта продюсерша в качестве еще одного компрометирующего ее обстоятельства приводит ее израильское гражданство и то, что она здесь в России получает пенсию, то есть живет засчет России. Ну, как всегда, слушай. Это даже пересказывать отвратительно.

И.Петровская: Малахов участливо спрашивает, видел ли Алибасов в аду Кобзона или Гурченко. Это уже какой-то ад адский

Но самое отвратительное, когда они в программе «Эксклюзив» раз за разом…она длилась час с лишним эта программа, полтора часа…они показывают фотографию абсолютно уже беспомощной, лежащей в постели, угасающей Быстрицкой. И говорят там, что у нее гематома на лице, потому что, одна говорит, что били родственники, другие говорят, что это какие-то сиделки недобросовестные.

И ужасная в этот момент возникает боль за человека, который, как зеницу ока, всю свою жизнь охранял свое личное пространство, никогда туда никого не пускал. Завещала буквально она, там говорили некоторые люди, что она должна и после смерти, когда с ней будут прощаться, быть красивой, чтобы люди запомнили ее достойной, красивой, полной сил.

И вот таким вот образом нарушается, я считаю, действительно последняя воля покойной, когда нам в первую очередь демонстрируют, что нет никаких неприкосновенных персон, после жизни возможно все и возможно память об актрисе прекрасной тоже низвести на уровень бытовых сплетен, скандала и каких-то там дрязг семейных. Это все ужасающе, на мой взгляд. И особенно, когда речь идет о людях уровня Быстрицкой. Уж никто не мог заподозрить, что даже на этой смерти устроят вот такого рода пляски.

К. Ларина Тут как раз уместно сказать несколько слов в память и в прощание с другой великой актрисой и замечательным человеком – Аллой Борисовной Покровской, с которой простились на этой неделе. Ушла она из жизни после болезни. Ну, все средства массовой информации, конечно же, понимая, что это имя не слишком хорошо знакомо народу, обязательно пишут через запятую «мама Михаила Ефремова». Да, это мать Михаила Ефремова, это жена Олега Ефремова целый период времени.

Это замечательная артистка, это прекрасный педагог. У нее несколько… Даже, я боюсь, что десятки учеников, в том числе и уже известных и народных артистов. Это ее абсолютное призвание. Одна из лучших педагогов школы-студии МХАТ. У нее учились очень многие актеры, которые уже сегодня сами по себе взрослые и убеленные сединами. Но при этом Алла Борисовна была человеком невероятной скромности, даже застенчивости.

А мы несколько раз с ней общались здесь в этой студии. Ну вот мы можете посмотреть, дорогие друзья, интервью, которое… Спасибо дорогим нашим коллегам Борису и Эльдару, которые позвали ее в студию в программу «На ночь глядя». Это одно из лучших и редких появлений. Одно из самых лучших вообще интервью с ней. Замечательное. Обязательно посмотрите.

Ну и сейчас «Гоголь-центр» выложил у себя на сайте спектакль с участием Аллы Борисовны Покровской «Господа Головлёвы», где она играет одну из центральных ролей с Женей Мироновым. Кстати, спектакль Кирилла Серебренникова. Хочется сказать просто спасибо ей за многое, за все. И за то, что она сделала в театре и в кино. И чтобы ее не забывали.

А песня, которую мы ставим, это песня группы «Високосный год». Какая-то нелепая, несправедливая история. Илья Калинников, основатель и лидер этой группы, ушел из жизни вот тоже на этой неделе. Ему было всего 46 лет. И он автор нескольких песен, которые вот точно переживут наше время. И это одна из них.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире