'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро, добрый день, дорогие наши слушатели, зрители! С вами, как всегда по субботам, «Человек из телевизора». С нами Ксения Ларина. Слышишь нас, видишь?

К. Ларина Да, доброе утро, добрый день! Всех слышу, всех вижу.

И. Петровская И мы тебя. Здесь Ирина Петровская, Александр Смирнов за звукорежиссёрским пультом. Средства связи: смс +7-985-970-45-45, Twitter-аккаунт vyzvon, Youtube-канал — можно смотреть и комментировать всё, что вы видите и слышите. Ну и, как всегда, Ксения открыла страничку в Фейсбуке. Докладывайте!

К. Ларина У нас первый раз такой небольшой улов, Ира. Мы это обсуждали вчера ночью и сегодня утром. Видимо, лето подкрадывается, поэтому сейчас будет меньше новых впечатлений. Но, тем не менее, новости телевидения. Корреспондент «Вестей» получил по морде от чиновника. Бунт Диброва на «Звезде». Собчак получает шоу на Первом. На журфаке Вышки Соболь закрыла телешоу «В точку!». Интернет победил телевизор. Это действительно, так или иначе, телевизионные новости, новости про телевидение. Думаю, какие-то вещи мы обсудим.

Теперь художественная программа. Сериал «Чернобыль», о котором мы в прошлый раз не говорили. Уже 4 серии отсмотрено. Самый обсуждаемый сериал. Новый выпуск «Редакции» Алексея Пивоварова с участием блогера-миллионника. Там, как мне показалось, был интересный разговор о том, в чём, собственно, различия YouTube-канала и телевизионного эфира. Из необсуждённого я добавила то, что мы хотели, но не успели. Ларс фон Триер у Ксении Собчак, Боярский у Ирины Шихман и «Намедни», которое, кстати, отмечает своеобразный юбилей — наверное, Ира, ты тоже слышала об этом: 15 лет со дня закрытия программы на НТВ.

И. Петровская Да, тот ещё юбилей, конечно. Ну, ещё можно добавить, наверное, хотя очень противные оба выпуска — это возобновлённая на НТВ линейка с обличением оппозиционеров. В прошлый раз была про Навального — они крайне остроумно назвали «Навральный». И буквально вчера — про Михаила Ходорковского. Вообще непонятно, с какого перепугу вдруг вернулись к его делу, к ЮКОСу, который опять, по их версии, разграбил всё, что мог — в том числе, у самого себя. Какие-то убийства, так и не доказанные (и не могли они быть доказаны, поскольку их не было) опять вешают на Ходорковского.

Мне очень понравилоаь вводка «Где скрывается Михаил Ходорковский?». Друзья, он не скрывается. Он абсолютно легально выехал из России сразу после того, как был выпущен из тюрьмы, из лагеря, и с тех пор, не скрываясь, живет в разных странах, путешествует, приезжает на разные мероприятия. Может, он для вас скрывается или от вас скрывается, но так-то нет.

К. Ларина Кстати, не совсем легально всё-таки он выехал. Его вывезли, если помнишь.

И. Петровская Нет, легально в том смысле, что те же, кто его освободили, и привезли его в аэропорт.

К. Ларина Кто его посадил, тот его и вывез.

И. Петровская Естественно. Не дав ему побывать не дома, нигде. Кстати, у меня тоже возник вопрос вчера, когда я смотрела. Не до конца досмотрела это произведение про Ходорковского, и сразу же возникает вопрос: что готовят, почему вдруг решили сделать по этому поводу передачу?

К. Ларина Кстати, если ты обратила внимание, она не просто про ЮКОС и про Ходорковского. Они очень дотошно и очень подробно напоминают о каждом фигуранте. Чтобы, типа, люди не забывали. Всю галерею портретов ЮКОСа они представили. Это очень нехороший признак.

И. Петровская Нехороший признак, но при этом про большинство фигурантов этой галереи сказано, что они не в розыске. А Ходорковский не в розыске. В общем, непонятно. Понятно, почему Навальный — против него опять какая-то гнусность. Почему Ходорковский — непонятно. То ли готовят какое-то новое уголовное дело. Может, оно уже и заведено, я просто не в курсе. То ли просто хотят напомнить нашему населению, какие враги нас окружают. В том числе (безусловно, это одна из основных тем, проходит лейтмотивом), как они по-прежнему замечательно живут, в каких условиях, какие особняки. Что совершенно не означает, что это всё действительно им принадлежит. Ну вот, собственно.

К. Ларина Да, а если говорить про «Намедни», 15 лет закрытия программы, наверное, стоит отмечать уже и… Сколько там сезонов? Первый сезон она существует в YouTube, программа «Намедни»?

И. Петровская Даже не то что первый, а практически… Сколько там — 1946-1950 год.

К. Ларина 4 выпуск.

И. Петровская Нет, больше. 1946-1950 — 5 выпусков.

К. Ларина Какие у тебя впечатления? Расскажи.

И. Петровская От «Намедни» или от того, что это юбилей?

К. Ларина «Намедни», конечно.

И. Петровская Я с нетерпением жду каждого выпуска и всякий раз меня поражает эта кропотливая работа, которую проделывает и сам Леонид Парфёнов и, естественно, его помощники, его группа. Мне кажется, если бы это делалось для телевизора, конечно, это было бы менее свободно и менее нацелено на сопоставление того, что было, и того, что есть. Там то, что есть сегодня, угадывается за тем, что нам рассказывают о конце 40-х — начале 50-х. На самом деле, очень много очень грустных совпадений, пересечений с нынешней, актуальной повесткой, с тем, что происходит.

Конечно, может быть, это сделано менее изобретательно в техническом плане, чем было бы для телевизора. Но всё равно всегда очень точное попадание хроники, какие-то абсолютно неожиданные события, которые он вот так вот нанизываюе, как бисер, на ниточку. Просто что есть, то есть. Это всегда событие. Хорошо ли, что этого сегодня нет в телевизоре? Я думаю, что, наверное, уже и хорошо.

К. Ларина Да. Хотя мне жалко старших людей — бабушек типа нас с тобой и старше, которые…

И. Петровская Сама бабушка.

К. Ларина Мы вот продвинутые бабушки — мы всё-таки смотрим YouTube-каналы и спасибо нам за это. Мы такие продвинутые старушки. А в основном, конечно, привычная телевизионная аудитория вообще ни сном ни духом. Ты их очень защищаешь от моего вторжения, но я с тобой соглашусь, что, к сожалению, они всего этого не видят. Для людей, которые привыкли к телевизионной кнопке, если это не телевизор, то что это такое — интернеты ваши? Вот телевизор — это да. Хотя мы уже видим, как сами телевизионные герои, телевизионные ведущие, которые выходят в YouTube (мы с тобой об этом уже говорили), у меня такое ощущение, сюда даже больше вкладываются, чем в телевизионный контент.

Даже глядя на Алексея Пивоварова, который является главным редактором большого телевизионного канала RTVi, работает по специальности, работает высокопрофессионально, всё хорошо, но, тем не менее, как только у него появился свой Youtube-канал «Редакция» (думаю, ты со мной согласишься, Ира), видно, как ему это интересно, как он в это вкладывается и профессионально, и эмоционально, и затратно, как ему хочется, чтобы это видели, чтобы это обсуждали, как ему самому хочется в этом пространстве освоиться и стать здесь своим.

И. Петровская Я абсолютно согласна. Это была его целью. Он же написал своеобразный манифест в Фейсбуке перед тем, как запустить «Редакцию». Написал, что его цель — привнести в интернет, в это пространство качественную журналистику. Что он и делает. То есть это уже не «на коленке», не кое-как сделанное, но, допустим, актуальное, острое, интересное по содержанию. Это уже и хорошо сделанное, как тут не крути, но всё равно телевидение. Телевидение для интернета.

К. Ларина Конечно. Но я думаю, что RTVi вкладывается в этот проект, как и «Москва-24» вкладывается в проект Ирины Шихман. Я имею в виду, и материально, и технически. Наверняка, здесь тоже участвуют. Потому что одному, на копейки это сделать невозможно, ты же понимаешь. Явно на канале «Редакция» работает группа.

И. Петровская Да, естественно, я понимаю, что работает группа. Там и большая подготовка к разным его выпускам, и сам Алексей Пивоваров всегда исключительно компетентен и продумывает свои комментарии — это видно — как профессионал-новостник и по-своему аналитик. Даже те события, которые мы обсуждали — тот же Екатеринбург или катастрофа «Суперджета-Сухой» в Шереметьево. Он там выступает именно как аналитик, который либо рассматривает с разных сторон (как проблемы в Екатеринбурге), либо пытается как человек, кстати, имеющий отношение к лётному делу, понять, что могло произойти с этим самолётом. На мой взгляд, это действительно чоень интересно. И интервью тоже интересные.

Это то, чего сегодня необычайно не хватает этому самому телевизору. И, как мы видим по данным, опубликованным в газете «Ведомости» (данные аналитичской компании «Медиаскоп»), телевизор по цифрам уже начинает проигрывать аудитории интернета в крупных городах — суточной аудитории. 75% суточной аудитории — людей, заходящих в течение дня в интернет, и 70,4% — людей, которые постоянно, в течение дня смотрят телевизор.

Очень тревожная история для телевидения, которое затормозилось, которое находится в состоянии абсолютного застоя, которое сконцентрировалось на самой грубой и пошлой пропаганде и, как правило, весьма и весьма низкого качества сериалах. И думает, что тем самым оно отвечает определённым запросам аудитории, и что адуитория всё равно будет это съедать. Ничего подобного. Аудитория не дура, как это принято считать там у них — в том числе и в первую очередь молодая аудитория, которая даже телевидение, телевизионные проекты предпочитает смотреть в интернете, видимо, чтобы не попасть в этот кошмарный контекст, который в целом сегодня присутствует на телеэкране.

К. Ларина Да, и подтверждение этому — как раз очередное интервью Алексея Пивоварова с этим блогером-миллионником, которого зовут Николай Соболев. Я впервые услышала это имя и посмотрела, что он делает. Ну, не бог весть что, на самом деле. Мне кажется, всё-таки это не тот случай, когда стоит восхищаться человеком. Не знаю. Юрий Дудь — я понимаю, а это я не очень понимаю.

Но дело не в этом. Они там как раз говорили про телевидение, и этот Николай Соболев — молодой человек 1993 года рождения — как раз говорит: «Я телевизор не смотрю», но строит свои ролики в видеоблоге, на канале как раз на обсуждении каких-нибудь скандальных новостей, которые попадают в телеэфир. Ну, как он их смотрит? Он их видит точно так же, как и большинство молодых людей, тех, кто вообще не смотрит телевизор — по ссылкам в интернете. То, что вызывает какой-то хайп, какой-то резонанс, какое-то обсуждение — то и отсматривается. А так, чтобы передачи смотреть — конечно, уже давным-давно никто не смотрит.

Мне в этой связи как раз знаешь что странно, Ира? Вот мы обсуждаем сериалы, которые возникают на западных каналах. Вот сейчас у нас «Чернобыль», который по всем рейтингам сериал № 1, уже даже полные метры опережает по рейтингам, по количеству просмотров и по резонансу, который он произвёл. Мы же все знаем, что эти сериалы не идут на каком-нибудь там центральном канале — американском, французском или английском. Поскольку все эти фильмы исключительно на нишевых каналах производятся и там же демонстрируются.

Мой вопрос к тебе: почему у нас Первый канал — богатый, хороший, жирный канал — не заведёт себе (у них есть в интернете онлайн-кинотеатр, но это всё фигня) вот такую «дочку», которая работала бы исключительно с сериальной индустрией? Производила, показывала, покупала, переводила и прочее. Только как телеканал. Может быть, по подписке — как, собственно, они и существуют во всём мире.

И. Петровская Ты имеешь в виду, не заведёт себе «дочку», которая будет показывать вот эти западные каналы или производить собственное?

К. Ларина И производить, и покупать.

И. Петровская Ну, давай вспомним, что, например, Александр Цекало… Забыла, как у него компания — «Среда», по-моему, называется?

К. Ларина Да, среда.

И. Петровская ...некоторое время (сейчас не знаю — по-моему, давно не было) производил вполне себе интересный, небанальный, нетипичный для основного эфира продукт. И Первый канал это показывал.

К. Ларина Глубокой ночью.

И. Петровская Глубокой ночью, но, тем не менее, показывал. С тех пор что-то изменилось. Во-первых, наши лучшие режиссёры действительно уже стали работать с другими платформами. Вот я прочитала, что в ближайшее время готовится премьера очередного сериала от Бориса Хлебникова. Будет называться «Шторм», и это тоже будет показано на платформе Star, по-моему. «Обычная женщина» у нас была в эфире…

К. Ларина ТНТ, по-моему.

И. Петровская Нет, ТВ-3. Но тот же «Звоните ДиКаприо» тоже был на совершенно другой платформе и основе. Поэтому, ей-богу, я не знаю, почему этим не занимается Первый канал или любой другой канал. Мне кажется, что вообще руководители (в частности, тот же Константин Эрнст — вполне себе креативный человек, который ценит хорошее кино, хорошие сериалы) как бы махнули на это рукой. Нам кажется, наверное, что всё то, что они делают в основном эфире, они делают с удовольствием. А на самом деле, я думаю, некоторое количество людей это тоже очень и очень угнетает, и мы это видим иногда в виде бунтов.

К. Ларина На самом деле, это не наше дело — что они там чувствуют. Но я просто хочу понять. Смотри, когда они делали эти фильмы, которые делал Цекало, продюсер, в этой своей среде… И, собственно говоря, ты права: это событие, это удачные работы. Тем более, что некоторые из них даже купили западные производящие телекомпании. По-моему, «Метод» и не помню, какой второй сериал. По-моему, «Мажор» — то, что делал Цекало. Я понимаю, что рейтинги у них были небольшие, поскольку это было в глубокой ночи.

Но, с другой стороны, здесь какой-то цугцванг. То есть телевидение — Первый канал, если мы сейчас его обсуждаем — становится заложником собственной аудитории. Потому что умные, взрослые сериалы не будет смотреть та развращённая пустотой и вот этой примитивной жвачкой аудитория, которую они вскормили и которая, по сути, является основным источником рейтингов и показателей просмотров основной аудитории. Получается, что они заложники. Они могут выпускать только те фильмы, которые будет смотреть вот эта толпа людей. Боже мой, какой там «Карточный домик»?! Кому он нужен из этой толпы людей, которая сидит прикованная к этим общественно-политическим ток-шоу или смотрит вот это мыло — всякие мелодрамы сериальные дневные или сериалы выходного дня?

Вот поэтому у меня возникла тема: почему бы самим не вложиться? У вас много денег, братья! Если вы так страдаете, как говорит Ирина Петровская, от того, что вам приходится выполнять такую страшную, непосильную и противную работу, если вам так плохо от этого, если вам хочется всё-таки сделать что-то полезное для человечества (и для себя, прежде всего, наверное, для какого-то своего профессионального достоинства, в конце концов, для своих амбиций), почему бы, действительно, не вложить эти деньги и не сделать отдельный канал? И там экспериментировать — делать умное, взрослое кино. Согласись: всё-таки то, что мы смотрим — это какой-то детский сад, детский лепет. Когда мы обсуждаем какие-то более-менее приличные сюжетные сериалы — ну, ничего. Но возьми и поставь рядом «Чернобыль» или тот же «Карточный домик» и ещё несколько сериалов — и поймёшь, конечно, разницу.

И. Петровская Давай вспомним, что некоторое время тому назад (теперь уже давно) именно Первый канал начинал вот эти эксперименты с сетевой аудиторией, когда показывал сериал «Школа» и устраивал там целые чаты. Не помню, вначале, по-моему, показывали в сети, потом по телевизору. Точно так же «Счастливая жизнь» — как-то так называлась? В общем, эксперименты были.

К. Ларина По-моему, не «Счастливая», а «Сладкая жизнь». А потом был «Краткий курс счастливой жизни».

И. Петровская Вот, «Краткий курс счастливой жизни». Было понятно, что они угадывают то направление, в котором нужно развиваться. А потом это всё как-то застопорилось, затормозилось. И вот поэтому ощущение, что как-то никому ничего уже не нужно.

К. Ларина Жалко. А мы поэтому будем смотреть сериал «Чернобыль» и обсуждать. Ты посмотри, что творится! Ты посмотри, какой интерес к этим событиям, какая волна пошла! Сколько хроники публикуется, сколько документов, сколько статей. Сколько героев вдруг мы вспомнили, которые стали героями американского сериала. Конечно, борются два чувства. С одной стороны, невероятного признания за то, что сделали эти люди. Спасибо им большое! Это компания HВО, которая сделала этот сериал. А с другой стороны, конечно, ужасно досадно, что мы боимся, не любим, страшимся вот этих ужасных прошлых катастроф, боимся заглядывать туда. А если делаем, то получается какая-нибудь патриотическая шняга.

И. Петровская В данном случае совершенно понятно и очевидно, что это сделали не мы. Потому что, опять же, столько пересечений. И одна из важнейших тем, что называется, проходит сквозной нитью — это тема закрытой системы, которая думает в первую очередь о том, чтобы сохранить свою, прямо скажем, весьма сомнительную репутацию и своё величие, не допустить распространения информации не только для людей в других странах, но и для собственных жителей. В первую очередь вот это: скрыть, врать и только потом уже спасать, предотвращать, обращаться за помощью к соседям и к людям, которые могут помочь. Вот это тема, которая сегодня более чем актуальна.

К. Ларина С «Курском» было то же самое.

И. Петровская О том и речь, что и с «Курском» было то же самое, и с разными более мелкими, по сравнению с катастрофой Чернобыля, событиями. С теми же лесными пожарами, происходящими сегодня, или мусорными бунтами. Всё равно первое и, наверное, единственное желание — не рассказать об этом даже своим людям и сделать вид, что этого просто нет вообще. Хотя когда происходит такого рода катастрофа — даже тогда уже, в 1986 году, то, что произошло, очень быстро стало очевидно и понятно в других странах, поэтому скрывать уже было более чем глупо, нелепо и, безусловно, преступно.

К. Ларина Не знаю, что скажет Михаил Горбачёв. Я вот прочитала в Телеграме у Алексея Венедиктова, что они собираются вместе с Михаилом Сергеевичем посмотреть этот сериал «Чернобыль». Интересно, что он скажет. Хотя он там уже высказывался по этому поводу. Ходят разные цитаты из его интервью по этому поводу. Но, как я поняла, такой степени ответственности, которой я бы ждала от руководителя государства, не было высказано. Не знаю. В общем, мне интересно, что он скажет сейчас. Тем более, когда с тех пор уже всё-таки прошло 33 года. 1986 год…

И. Петровская Но самое, конечно, поразительное в этом сериале (мы это тоже уже начинали обсуждать и все это отмечают в первую очередь) — та невероятная степень достоверности, которой они, создатели сериала, умудрились достичь. Вплоть абсолютно до каких-то деталей: номера машин того времени, антураж того времени…

К. Ларина Причёски, одежда.

И. Петровская Причёски, одежда, имена, фамилии. Там работала огромная группа людей разных стран и национальностей, которые добивались этой достоверности. Это было одной из самых главных задач, помимо, конечно, основного содержания. Мы уходим на новости, потом возвращаемся.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

И. Петровская Мы продолжаем «Человек из телевизора». С вами Ксения Ларина, Ирина Петровская, Александр Смирнов за звукорежиссёрским пультом. Идём по означенной, озвученной нами повестке дня, если ты не хочешь продолжить ещё про «Чернобыль», который вообще достоин очень долго обсуждения.

К. Ларина Вернёмся, когда закончится.

И. Петровская Ну да, последняя серия, если кто не знает, будет вывешена, размещена 4 июня. Всего 5 серий — это мини-сериал. Oкей, пойдём дальше.

К. Ларина Тут наши слушатели пишут реплики в Фейсбуке. Вот наш коллега Валера Нечай предлагает свою версию по поводу фильма про Ходорковского: «Ходорковского считают организатором региональных форумов, в которых принимают участие активисты, журналисты и общественные деятели. Были за последние месяцы в Тюмени, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Возможно, это кино связано с этими мероприятиями». Может быть, и так. Потому что понятно. Мы как раз говорили про Навального, почему сейчас идёт очередной накат на Алексея Навального. Конечно, они боятся расползания этой чумы под названием «либеральная оппозиция». И безусловно, по их понятиям Ходорковский, собственно, занимается тем же самым, поскольку действительно «Открытая Россия» устраивает такие форумы демократической оппозиции во многих городах.

Ира, я хотела с твоего позволения сказать ещё одну вещь, о которой мы не сказали, забыли. Я вчера посмотрела фильм, с которым, по сути, дебютировала видеоплатформа «Медузы». У них тоже есть Youtube-канал, и туда приглашен журналист Сергей Ерженков.

И. Петровская Да, я знаю.

К. Ларина Знаем по «Дождю» — совершенно замечательный парень, который уже давным-давно пробовал себя именно в этом жанре документального кино, продолжая традиции, как мне кажется, скорее всего, Андрея Лошака. Он в таком стиле работает. Я посмотрела его фильм «Зе: от Кривбасса до Донбасса», посвящённый как раз Владимиру Зеленскому. Этот фильм был снят, съемки закончились, по-моему, после первого тура выборов. Работа мне показалась очень интересной — просто хочу, чтобы люди обратили на неё внимание. Она выложена в YouTube.

Там получился фильм не столько о Владимире Зеленском, сколько о его родине — об этом Кривбассе, Кривом Роге, о том, что это за промзона, какие люди там произрастают, какие люди оттуда уезжают, какие люди там остаются. Вообще, это такой ядерный замес — собственно, из чего произрастают человеческие судьбы. Кто их завершает, кто их заканчивает, и каким образом они всё-таки себя проявляют, как они прорываются сквозь этот асфальт под названием «депрессивный город». В данном случае это Кривой Рог — безусловно, он такой. Фильм и очень позитивный, какой-то светлый, и одновременно такой тяжёлый, страшный. Мы как-то совсем себе не представляем — во всяком случае, для меня это какой-то абсолютный шаг настолько в прошлое, в страшное советское прошлое, которое сегодня существует во многих городах и Украины, и России, и мы это знаем.

И. Петровская Чем-то напоминает этот индустриальный пейзаж в «Маленькой Вере». Помнишь?

К. Ларина Да, ты смотрела этот фильм?

И. Петровская Да, частично. И прочитала про него, и посмотрела. А напоминает именно потому, что ведь «Маленькую Веру», по-моему, снимали в Запорожье.

К. Ларина Нет, в Жданове — в Мариуполе.

И. Петровская А, в Мариуполе. Ну, тем более. Или тем не менее. Там как бы отдельный герой этого фильма «Маленькая Вера» — вот эта беспросветные рутинная жизнь, которая засасывает, и понятно, что будет со следующим и ещё и с послеследующим поколением. И понятно, почему герои такие. Это на таком совершенно ощущенческом уровне, когда на тебя давит вот эта жуткая среда.

К. Ларина Как у Балабанова в «Грузе-200». Там тоже образ этого города.

И. Петровская Абсолютно, да. Подожди, вот у меня тут продолжение темы «интернет-телевизор». Пишет Алла, которая говорит нам: «Дорогие наши, я бабушка 83 лет. В интернете и в Фейсбуке я 10 лет. Научил внук Кирилл Волков ещё до болезни и ухода. И таких бабушек на компе много». Да, кстати, это тоже путь к новым технологиям, когда в этот посвящают, вводят внуки, дети. Так же мою маму, например, тоже частично в эту среду погружает моя сестра. А мы, в свою очередь, даём подсказки, что смотреть в интернете. Да, это один из таких важных стимулов, чтобы быть наравне или тянуться за тем, что интересно твоим детям и внукам.

К. Ларина Давай пойдём по новостям. Корреспондент «Вестей» получил по морде от чиновника. Это как раз тот случай, когда Рома Доброхотов написал: «Не знаю, за кого болеть в данной ситуации».

И. Петровская Ну, давай начнём с того, что он получил не по морде. Этот местный хакасский чиновник оттолкнул его от себя, потому что тот на нём практически вис. Этот повалился. И кстати, выглядел в этот момент очень довольным — улыбался, брыкался. С одной стороны, как к этому относиться? Конечно, безобразие, когда вообще применяют какое-то насилие, независимо от того, к кому оно применяется, а к журналистам — тем более. С другой стороны, когда показывали эти кадры (они же всё снимали), не вызывает, понимаешь, сочувствия ни тот, ни другой. Этот корреспондент (фамилия его Литомин) — молодой, врывается, действительно, рано утром, буквально выбивает ногой дверь в кабинет и с ходу, со словами «Мы хотим у вас спросить вопрос (вот так буквально). Как вы себя чувствуете? Вам не стыдно?» и что-то там мелет. Этот совершенно, видимо… даже не знаю, какое слово подобрать. В общем, немножко в потрясении.

К. Ларина Прифигел.

И. Петровская Да, я подбирала-подбирала и ничего не подобралась приличного. И начинает его, естественно, выпихивать. «Иди к чёрту, — говорит. — Пошёл вон». И в какой-то момент они там схватились врукопашную, и товарищ повалился.

К. Ларина Ты расскажи про него, напомни. Потому что люди не знают своих героев. Я даже фамилии его не знала — вот у тебя прочитала. Человек-то известный в узких кругах. Сделал много добрых дел.

И. Петровская Ну, одно из добрых дел (и тоже касается драки) он сделал месяц назад, чуть больше, в своей же программе «Вести. Дежурная часть» на канале «Россия-24». Сюжет об избиении в закрытом московском клубе геев, которые там собрались и никому, собственно, не мешали, ничего страшного там не устраивали. Туда ворвались какие-то отморозки и всех отметелили. И вот этот самый герой дня Иван Литомин делает на эту тему сюжет в крайне глумливой форме, который называется у него «Были наказаны». То есть подразумевается, что они были этими отморозками наказаны за свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Он пытается рассказать, что это за клуб — действительно, закрытый — и потом цитирует посты (не помню, в Твиттере, ВКонтакте, в Фейсбуке — короче, через соцсети) людей, которые там пострадали. И делает это отвратным манерным голосом, как бы подделываясь.

К. Ларина Кривляясь.

И. Петровская Да, кривляясь под манеру речи некоего гипотетического гея. И всё это в страшно глумливой форме. И заканчивает он тем, что никто из них не обратился в полицию — «наверное, стесняются». То есть, имеется в виду, что даже им самим стыдно своей сексуальной ориентации. Это, конечно, прошло менее заметно. Но, тем не менее, многие отметили всю пошлость этого сюжета.

К. Ларина Он и про «Эхо» делал тоже.

И. Петровская Про «Эхо» делал не он, нет. Про «Эхо» я не помню, кто делал сам сюжет, но вёл ту программу тоже такой небезызвестный на «России-24» Алексей Казаков. Если ты помнишь, это был 2017 год. Они обнаружили в деятельности «Эха»... Там даже сюжет называется «Эхо Госдепа». Значит, называют иностранным агентом, продавцом информационного оружия и конкретно указывают на наших с тобой коллег и товарищей — Александра Плющева и Таню Фельгенгауэр, которые имели неосторожность или вообще наглость встречаться с представителями каких-то западных фондов или с западными журналистами.

И прошло совсем немного времени, когда в нашу радиостанцию ворвался этот «поклонник» Тани и нанёс ей серьёзнейшее ранение. И многие тогда, пусть не напрямую, но связывали ту ненависть, которую этот сюжет пытался внушить к нашим сотрудникам, с конкретной реакцией пусть даже и признанного невменяемым человека, который пришёл и знал, куда идти, и прекрасно знал, как выглядит Таня Фельгенгауэр. И последний штрих — это когда журнал Time, американское издание, назвал людей года, и в людях года фигурировала Татьяна Фельгенгауэр. Дмитрий Киселёв назвал это ранение просто порезом шеи, и поэтому она недостойна попасть в этот список. И вот это всё — я даже не знаю, это какая-то такая намеренная подлость. Можно ли считать этих товарищей, этих людей коллегами, товарищами, журналистами?

К. Ларина Про Алексея Казакова мы уже давно знаем. Он, собственно говоря, на это и заточен. Он для этого там и служит. Это такая спецгруппа «Вести с Алексеем Казаковым». Там каждую неделю обязательно появится какой-нибудь материал, так или иначе разоблачающий «врагов народа». Кстати, я хочу вспомнить: очень точно определил эти каналы Михаил Фишман в своей передаче «И так далее» на прошлой неделе. Я забыла сказать. Он делал большой сюжет на эту тему и вообще на тему федерального телевидения. «Каналы-гопники и каналы-наводчики». Вот это очень точно. Про гопников мы знаем, кто имеется в виду. Вот то, что сейчас ты рассказываешь — это такие явные каналы-наводчики. Точно так их можно назвать.

И. Петровская Более того: уже с участием корреспондентов начали сажать людей. Если ты знаешь последнюю историю с одним из активистов организации «Голос» или даже её руководителем — Роман Удот, на которого в буквальном смысле напала в своё время съёмочная группа НТВ. Даже не сейчас, а год назад или когда-то. Пытались его снимать, угрожая его близким. И этот Роман в сердцах сказал: «Если вы приблизтеись к моим близким — убью», как-то так примерно. После чего, уже спустя чуть ли не год его задержали и ему реально шьют дело «угроза убийством». И он сейчас помещён под домашний арест по заявлению какой-то там корреспондентки НТВ. Это новая реальность.

К. Ларина Кстати, это у нас не первый случай. Ты вспомни, как судили Удальцова. Удальцов получил уголовную статью, и все обвинения он получил на основе видеоматериалов, которые были опубликованы опять же каналом НТВ. И просидел столько времени.

И. Петровская Я имею в виду не сегодняшняя новая реальность, а новая реальность в том смысле, что так называемые журналисты работают в таких группах, когда происходит захват. Мы видели: Рен-ТВ врывалось…

К. Ларина Когда происходят обыски.

И. Петровская Происходят обыски — они оказываются рядом. Происходит какое-то задержание, о котором ни сном ни духом не думали — они оказываются рядом. Поэтому это уже какая-то другая профессия. Давайте не будем путать одно с другим. Есть журналисты, а есть люди, которые абсолютно являются винтиками вот этой системы. В том числе системы, которая занимается наказанием разных неугодных.

И вот я смотрела эти кадры с этим героем Литоминым. Я видела целый эфир у Малахова, посвящённый тому, как нападают на журналистов, как препятствуют свободе слова вот эти чиновники. Ну, во-первых, давай заметим, что с таким вот напором лезут к самым мелким чиновником — каким-то главам местных администраций, в лучшем случае мэрам. Никогда в жизни никто из них не позволит себе такой же фамильярности и такого же напора по отношению к более серьезным своим работодателям.

К. Ларина Я бы всё-таки тебя поправила, Ира. Мне кажется, что они лезут, если они имеют информацию, что этот человек на грани снятия. Вот, собственно, и всё.

И. Петровская О том и речь. Но мелкого, согласись, всё-таки снять намного проще.

К. Ларина Ну почему, они так и с губернаторами разговаривают, если знают, что под ними уже качается кресло. Вопрос информации, информированности. Все эти люди достаточно хорошо информированы. Собственно, я не удивлюсь, если вообще их туда специально посылают.

И. Петровская Среди защитников вот этого Литомина и свободы слова в студии Малахова была Ольга Скабеева, которая была также охарактеризована как жертва многократных нападений, которая рискует не только здоровьем, но часто и жизнью. И вновь нам показывали эти кадры, где в одном случае её обнимает, по-моему, охранник Лукашенко.

К. Ларина Порошенко.

И. Петровская Или Порошенко, я просто не помню. Там она пыталась задать вопрос Порошенко. А вот кто её перехватил…

К. Ларина Порошенковская охрана.

И. Петровская Причём очень нежно обнимает и никакого ущерба её здоровью, естественно, не было нанесено. И потом вот эти её неоднократные истории в Страсбурге во время парламентской ассамблеи, когда она прыгает на украинских делегатов, тоже мешает им вести эфиры, буквально как банный лист прицепляется. И потом они тоже с возмущением говорят: вот нашу прекрасную, отважную толкнули.

Вот не нахожу я в себе сочувствия, как ни пытаюсь! Потому что я вижу, как они, вот эти «товарищи», себя ведут по отношению к тем, по отношению к кому так можно себя вести — беспардонно, врываясь вместе с группами захвата или без. Другая профессия, ребята. А когда происходит что-то реальное с настоящими журналистами другого толка — оппозиционными и враждебными, вот уж тут никакого сочувствия от них точно не будет. Потому что с врагами, с «пятой колонной» так себя вести можно.

К. Ларина Веришь ли ты в бунт Дмитрия Диброва?

И. Петровская Это очень смешная история. Её очень подробно разобрал Илья Шепелин в «FakeNews» на канале Дождь». Значит, вкратце фабула такая. Дмитрий Дибров оказывается на канале «Звезда», зачитывает некий текст (явно не свой) в программе «Секретная папка».

К. Ларина У него там нет своего текста. Он там читает всё с суфлёра.

И. Петровская Я и говорю: не свой текст, но он как бы озвучивает. Голос программы. И тут на одной из записей с ним случилось нечто. Он взбунтовался. И этот бунт записали его добрые коллеги — что, кстати, тоже говорит многое об атмосфере на этих каналах и в группах. Там отнюдь нет единодушия. Они не только записали, но и выложили, а потом это отдали каналу Mash, и это стало достоянием гласности. Дмитрий Дибров кричал, что эту дрянь он читать не будет, что хватит уже, «я 26 лет обслуживал (он другие слова употребляет) партию» и всё такое.

К. Ларина Ну почему ты не можешь это слово сказать? Оно не матерное.

И. Петровская Нет, оно не матерное, но противное.

К. Ларина Он несколько раз повторяет: «Я столько сосал и больше сосать не буду».

И. Петровская Ну согласись, противно. Тем более, понятно, что имеется в виду. Этот бунт, хоть и в очень плохом качестве, был воспроизведён на канале «Дождь». И дальше Илья поговорил по телефону с Дибровым. И вот тут… Дальше ты продолжай.

К. Ларина А что тут? Тут как раз выяснилось, что человека вообще какое-то плавающее сознание. Собственно, он никогда как-то не отличался ответственностью за свои слова. Не раз такое бывало. Кстати, в этом же эфире Илья Шепелин вспомнил его выступление на НТВ во время погрома НТВ. Помнишь, когда он говорил: «Завтра многие мои коллеги побегут работать на федеральном канале — но это буду не я». И не прошло и 5 минут… Короче, здесь он стал выкручиваться. Ну что тут рассказывать? Выкручиваться, объяснять, что вообще-то, когда он говорил про сына (мы думали, что он там говорил про сына Патрушева и сына Чайки), он имел в виду сына Януковича. И вообще речь шла про коррупцию на Украине, судя по тому, что он там пытался объяснить Илье по телефону.

В общем, что тут говорить? Бунт оказался из серии «я вам не тыр-тыр-тыр». Может быть, кто-то в студии засмеялся или что-то такое сказал, когда он это читал. И тогда он сказал: я вам типа не тыр-тыр-тыр, я седой человек, такого читать не буду никогда. Короче, всё нормально с ним будет. Я тоже думала, что это бунт. Никакой это не будет и даже не бунтик. Это Дмитрий Дибров. Смотрите канал «Звезда», программу «Секретная папка» — он всегда будет с нами.

И. Петровская Кстати, надо посмотреть, потому что я в первый раз узнала, что Дмитрий Дибров, помимо своего развлекательного эфира, что-то там озвучивает.

К. Ларина Под финал просто хочу сказать, что, конечно же, я продолжаю, как и многие мои соотечественники, товарищи и друзья, следить за событиями на Украине, за тем, как новый президент осваивает своё новое пространство. Он там уже побывал на фронтах, был в Донбассе, и мы увидели это. Этот парень в рубашке с засученными рукавами мне пока очень нравится. Впервые после его выборов, после инаугурации вышло шоу «Квартал-95». И вышло оно на Туретчине. Я подумала, что в этой публике могла быть Ира Петровская — сидеть смотреть это шоу для отдыхающих. Я скажу очень быстро. Шутки «Квартала-95» ужасны. Я не знаю, что это за публика, на которую они рассчитаны. Мне было страшно. Но главная ценность этих шоу — в финальных песнях. И вот финальная песня — напутствие своему товарищу — прозвучала, по-моему, замечательно.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире