'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 29 ноября 2003, 11:10

К. ЛАРИНА Когда я сегодня пришла на работу, естественно, залезла в интернет, думаю, найду последние новости из жизни Гордона. И первое, что я увидела, заголовок: «Гордон уходит с НТВ». Я успеваю еще поговорить с Гордоном, как с человеком из телевизора, а дальше уже все. Это действительно так или это слухи, Саш?
А. ГОРДОН Нет, это слухи, как обычно, потому что эту программу газетчики закрывали раз 6 за время ее существования. Пока она жива, но жить она будет только до 29 декабря. И должен сразу оговориться, что руководство канала НТВ здесь совершенно ни при чем. Здесь причем мои внутренние установки на то, что пора заниматься чем-то другим. 2,5 года прошло, почти 340 программ было в эфире. Мои университеты закончены, пора уже в жизнь выходить. Надо сказать, что я, наверное, вообще счастливчик в этом смысле, потому что ни один мой проект, ни радио, ни телевизионный, не закрывался никогда по подсказке сверху.
К. ЛАРИНА То есть Вы сами все это делали?
А. ГОРДОН А только из-за того, что они умирают все-таки. Передачи умирают, как и все, что нас окружает. Поэтому эта передача тоже вступила в такую стадию своего существования, что вот-вот закроется. Однако 1 марта, если я не ошибаюсь, выйдет еще одна программа «Гордон».
К. ЛАРИНА «Гордон 2»?
А. ГОРДОН Нет, это будет единственный и последний выпуск. У нас проходит конкурс с очень большим призовым фондом, 1 млн. евро, среди участников программы. И 1 марта будут подведены итоги, и эти 100 кг. золота или 1 млн. евро будут вручены.
К. ЛАРИНА Кому это выдается? Участникам программы?
А. ГОРДОН Одному из участников программы. Там история такая. Каждый, кто приходит в передачу, становится одновременно и участником конкурса, «Лучшее объяснение устройства мира», так это пафосно звучит, и членом жюри. Как только программа закроется, они должны будут за месяц тайным голосованием, бюллетенями решить, кто из них самый достойный. Ему и будут вручены эти деньги или золото.
К. ЛАРИНА Там много людей?
А. ГОРДОН Чуть больше 200. То есть шансы хорошие. Я бы в лотерею играл на такие шансы.
К. ЛАРИНА Да, это хорошие деньги и шансы хорошие. Вы уже сказали, что сами всегда расстаетесь со своими проектами. Это очень редкое качества. Мы знаем примеры гораздо более трагические, когда давно уже все закрыто, а человек все ведет и ведет эту передачу. Вы легко расстаетесь со своими «детьми»?
А. ГОРДОН Телевидение это творчество (можно закавычить, можно и не очень) минут 20-25, когда ты придумываешь программу. А все остальное это рутина, так или иначе, это исполнение. Я исполнитель, наверное, не очень хороший. Именно поэтому и отказался от актерской профессии почти окончательно. Интересно выдумывать. Если бы создалась такая ситуация когда-нибудь в моей жизни, что я что-нибудь выдумываю, а кто-нибудь другой делает, то я был бы счастлив, наверное. Но пока не получается, приходится на хлеб зарабатывать еще и исполнительством.
К. ЛАРИНА То есть Вы сами ощущаете для себя, что все, это все уже закончилось?
А. ГОРДОН Да. Так было у меня и с «Нью-Йорк, Нью-Йорком», и с «Процессом», и с «Собранием заблуждений», и с «Хмурым утром», и в той, и в другой версии. Так происходит и сейчас. И если у меня что-то еще осталось от прежнего молодого задора, так это чувство увядания того, чем ты занимаешься. Поэтому надо отказываться, конечно, и идти дальше.
К. ЛАРИНА Естественный вопрос. А что дальше, если говорить о телевидении? Может быть, Вы поделитесь какими-то своими прогнозами.
А. ГОРДОН У меня давно есть в загашнике такой проект. Я не буду подробно говорить о нем. Скажу только, что называться он может «Дураки и дороги». Название требует повышенной социальной активности. Нет, это будет другая передача, тоже медленная и для той же аудитории, что составляет программу «Гордон» сейчас. Еще от руководства канала НТВ поступило очень забавное предложение, которое я сейчас рассматриваю, поскольку они хотят немножечко изменить амплуа господина Гордона на телеканале НТВ. Что из этого получится, я пока не очень хорошо себе представляю. Но там как раз программа достаточно острая и сегодняшняя. Посмотрим. Есть два проекта.
К. ЛАРИНА Там что, опять же встречи с гостями, по структуре?
А. ГОРДОН Это, скорее, реплика. Это, скорее, тот жанр реплики, который с таким успехом тут и Орех, и Черкизов, только в телевизионном варианте и от моего первого лица. Есть еще у нас давняя мечта с Лешей Пимановым, хотя он и представляет другой канал, но он огромный производитель, делать хорошее документальное кино. Говоря «хорошее», я подразумеваю уровень образовательных каналов Запада, от BBC до всех других. И пытаться пристраивать его на разные каналы. Может быть, это тоже у нас получится.
К. ЛАРИНА А по радио не скучаете? Мне кажется, Вы очень радийный человек.
А. ГОРДОН Не скучаю по радио, хотя бы потому что последнюю неделю нахожусь в паническом состоянии. У меня буквально послезавтра выходит новая программа на радиостанции «Серебряный дождь». Радиостанцию называют в вашем эфире, поскольку, по Вашим собственным словам, в прошлом интервью Вы сказали, что это не конкурент.
К. ЛАРИНА Да, серьезно?
А. ГОРДОН Да, Вы так сказали. Я готовился к приходу, специально читал прошлое интервью. Так что тут не соскучишься, здесь, наоборот, я в очередной раз ввязываюсь в авантюру, которая не знаю, чем закончится. Прежняя программа, так или иначе, стихийно представляла из себя записные книжки. Все, что нажил за неделю, туда выплескиваешь. И мне тогда это не нравилось, потому что с водой можно выплеснуть ребенка, и ты не даешь себе времени оформить идею. Она тут же пробалтывается, и дальше из нее уже ничего сделать нельзя. А тут я сознательно пошел на обострение этого и просто хочу раз в неделю публиковать свои записные книжки за эту неделю в радийном формате. Так и называется «Гордон за неделю», поскольку слово «Гордон» уже отошло от меня и стало неким непонятным мне по качеству брендом, но так или иначе, из-за иронии судьбы программа на НТВ так называется, и теперь надо это уже до конца жизни использовать.
К. ЛАРИНА То есть это будет обмен впечатлениями — Вы у меня спрашиваете, я комментирую все, что я испытал за эту неделю?
А. ГОРДОН Да, только это все-таки не внешние обстоятельства моей жизни. Она скудна на внешние обстоятельства, потому что я не тусовочный человек. Это, скорее, внутренний ландшафт, то, что происходит внутри, в черепной коробке. Беда только в том, что я сам себе здесь ставлю барьеры, такая самоцензура, потому что это не может превращаться в «порнографию души», никак. Насколько эти барьеры помогут или помешают мне общаться с аудиторией, насколько это будет интересно, для меня загадка. Поэтому, имея пятилетний опыт здесь, два года в Америке работы на радио, я сейчас в панике. Я не знаю, что я буду делать.
К. ЛАРИНА Когда это выходит?
А. ГОРДОН Теперь это будет выходить по вечерам, по понедельникам с 7 до 9 вечера, если я не ошибаюсь.
К. ЛАРИНА То есть в этот понедельник уже?
А. ГОРДОН Да.
К. ЛАРИНА Так выборы, Саш. Все, тут вопрос решен.
А. ГОРДОН Нет, я не хочу о выборах говорить.
К. ЛАРИНА Все равно будут спрашивать.
А. ГОРДОН Будут спрашивать, я не стану отвечать. Я не хочу говорить о выборах, потому что только ленивый не потоптался на этих выборах.
К. ЛАРИНА Я бы хотела спросить о театре. Хоть Саша открещивается от актерской профессии, но все мы знаем, что он иногда выходит на сцену театра «Школа современной пьесы», в различных «Чайках» в основном там принимает участие. Судьба оперетты это тоже Ваша судьба? Вы там будете петь?
А. ГОРДОН Нет. Если и буду петь, что для меня под большим вопросом, потому что я на этом как раз и горю все время: я трезвый не пою.
К. ЛАРИНА Я видела, был клубный вечер в театре, и Вы пели с Райхельгаузом.
А. ГОРДОН Так это же не значит, что я был трезвый. Что можно на вечере, того нельзя в спектакле. Кроме того, в середине этого месяца уже выпускается оперетта. И как всегда, премьеры играются часто, можно спиться просто. Потом еще праздники, в феврале мой день рождения. Но я из театра, так или иначе, не вылезаю, потому что каждый день я репетирую там спектакль в качестве режиссера.
К. ЛАРИНА «Бесы».
А. ГОРДОН Да. Называться он будет, правда, не «Бесы». Это обратный перевод перевода на французский, «Одержимые» он будет называться. Если мне не изменяет память, в прошлом, разговаривая с Райхельгаузом, мы назначили премьеру стихийно на 20 февраля. Это мой день рождения. Отпразднуем таким образом, я думаю.
К. ЛАРИНА Эта история тоже очень долго продолжается. Я помню, то, что мне известно, что это в жанре телевизионного ток-шоу сделано. Это действительно так? Это не то что пьеса по мотивам романа Достоевского. Там какая-то другая придумка, да?
А. ГОРДОН Инсценировка-то есть. Написал ее Игорь Волков, актер «Александринки», мой однокашник, который, может быть, в одном из составов будет исполнять роль Петра Степановича Верховенского. История простая, от магической театральной «если бы». Я подумал, что было бы, если бы основные герои Достоевского пришли бы на телевизионное шоу вроде «Окон» или «Большой стирки». Что бы из них достали? Что бы достали «бесы» телевизионные из этих, уже классических «бесов» русской культуры? И получается очень странный вариант, потому что я пытаюсь договориться с одним из телеканалов сейчас, чтобы часть этого спектакля, всегда разная, всегда импровизационная, выходила бы одновременно с представлением в эфир, с тем, чтобы эта была минипародия на телевизионное шоу.
К. ЛАРИНА То есть в прямой эфир?
А. ГОРДОН Да, потому что это позволяет взорвать театр, то есть это открывает сразу — звонок из Хабаровска в театр, который находится в центре Москвы. Во-первых, это дает еще и необходимое отстранение, когда говоришь о политике на телевидении. Это все равно будет дистанция. Кроме того, возникает парадоксальный комический эффект, когда всерьез с действующими политиками, учителями, врачами, людьми, которые населяют нашу великую страну, мы обсуждаем как сегодняшнюю проблему, поставленную 130 лет назад, и которая настолько же актуальна. То есть зал говорит языком сегодняшней улицы и прессы, а ведущие и актеры говорят языком Достоевского и странным образом это совпадает и возникает страшная, черноватая комедия.
К. ЛАРИНА Когда-то театр переживал такой период интерактивности в эпоху перестройки. Как назывался спектакль в Ленкоме, где с микрофоном в зал? «Диктатура совести»?
А. ГОРДОН Да.
К. ЛАРИНА Потом, еще я помню, пытались инсценировать публицистику из журнала огонек, и до такого доходило. Мне казалось, что это давно ушло. А Вы все-таки в какой-то мере это возвращаете.
А. ГОРДОН Здесь другой уровень. Если бы это была просто придумка, «давайте мы сделаем интерактивный спектакль», это одно. Я телевизионный человек, что следует из названия передачи, в которую вы меня сегодня пригласили. И я абсолютно убежден, что «вместилищем беса» на сегодняшний день является именно телевидение. Ведь та Россия, то представление о мире, о стране, о нас самих, которое приходит с этого небольшого плоского экрана, оказывается зачастую гораздо сильнее, чем реальная жизнь вокруг нас.
К. ЛАРИНА Да.
А. ГОРДОН И если на секунду задуматься, что будет, если мы все выключим телевизор на неделю, мы перестанем понимать, где мы живем, в какой стране, в каком мире, кто люди. Потому что человек, мерзнущий во Владивостоке, оказывается нам ближе, не душевно, а территориально, чем сосед по площадке, которого мы можем не видеть годами. А это мы видим каждый день с экрана телевизора. И эта странная смесь «бесовщины» нынешней с пророческими иной раз словами очень смешного сатирического романа Федора Михайловича… Мы подчеркиваем, что это все-таки комедия. Этот роман начал тонуть, потому что на него каждый грузил свою идеологию за все время его существования. Его запрещали одни, потом другие, и потом радостно поднимали на знамена третьи, и он стал больше, чем он должен быть. А там простая, очень внятно рассказанная история, страшноватая. Хотя тоже возникает комический эффект. Что такое пять трупов сегодня? Даже если они сидят здесь и смотрят на тебя внимательными глазами. Что это? Что такое сегодня впервые в истории русской литературы описанная схема заказного убийства? И тем не менее, на этом сломе, если смотреть так на это, возникает страшная комедия.
К. ЛАРИНА Вы заняты как артист в этом спектакле?
А. ГОРДОН Я занят в роли ведущего этого телевизионного шоу, что вполне естественно.
К. ЛАРИНА То есть Вы будете рулить и залом в том числе?
А. ГОРДОН И залом, и спектаклем, я надеюсь, потому что интерактивность там еще заключается в том, что спектакль может идти полтора часа, а может и четыре с половиной. Это будет зависеть от того, какой зал.
К. ЛАРИНА Ой! Я хочу на полтора. Нельзя узнать заранее?
А. ГОРДОН Нельзя. Потому что если зал хочет дальше, мы показываем дальше. Если зал не хочет, мы быстренько сворачиваемся.
К. ЛАРИНА Это очень сложно. Получается, премьера каждый спектакль. Это очень тяжело.
А. ГОРДОН Тяжело. И большие проблемы возникают с гастролями. Но я надеюсь только на одно, что все телеканалы откажутся от этой затеи. Тогда это будет просто театральный спектакль.
К. ЛАРИНА Мы с одним артистом разговаривали в программе, и он с ужасом смотрел на наш пейджер. Вы знаете, что такое пейджер, его постоянное присутствие на программе, и что там пишут в основном. Артист говорит: «Слушай, если бы у нас пейджер стоял во время спектакля на сцене, и любой зритель из зрительного зала мог бы прямо сейчас, в эту секунду отправить свои впечатления от твоей игры, представляешь, что бы это было?» Мы то же самое испытываем. Я смотрю на пейджер. «Как Вы отреагировали на выпады в Ваш адрес Никиты Михалкова. Спасибо, Инна». Это что, еще тогда имеется в виду, 100 лет назад?
А. ГОРДОН Наверное. Потому что с тех пор Никита Сергеевич на меня не нападал, у него своих проблем хватает.
К. ЛАРИНА «Очень прошу повторить, в котором часу Вас можно будет услышать на «Серебряном дожде». Галина». По понедельникам.
А. ГОРДОН С 7 до 9 вечера.
К. ЛАРИНА По два часа. «Вы меня поразили, показав себя с совершенно неожиданной стороны, когда трогательно и нежно беседовали с поэтом Владимиром Леоновичем. Спасибо Вам, Зоя».
А. ГОРДОН Спасибо Вам, Зоя. Владимир Николаевич, на мой взгляд, великий русский поэт, и требует не только уважения, как любой человек, но и обожания, что я не демонстрировал, а испытывал в тот момент.
К. ЛАРИНА «Скажите, пожалуйста, почему был отменен фильм Александра Гордона в Доме ученых? Где его можно увидеть? С глубоким уважением, Ирина».
А. ГОРДОН Фильм был отменен (он наверняка еще будет показан в Доме ученых) по одной простой причине. У нас очень много талантливых людей в стране. Я это говорю совершенно искренне. У нас очень мало профессионалов, особенно в том, что касается организации любого процесса. Мне предложили показать фильм в Доме ученых, и я с удовольствием согласился, имея в виду ту копию, которая у меня есть, показать на большом экране, из кинопроектов. Потом выяснилось, что речь идет о показе с кассеты VHS по телевизору. И я, естественно, отказался от этой затеи. Теперь мне обещают, что все-таки показ в кинозале будет, и я с удовольствием приду к ученым показать им, что я еще иногда делаю в свободное от них время.
К. ЛАРИНА «Александр, а со стихами Вы уже покончили?» — спрашивает Максим.
А. ГОРДОН В каком смысле?
К. ЛАРИНА Наверное, имеется в виду Ваше чтение стихов вслух в СМИ.
А. ГОРДОН Мне просто больше не предоставляют такой возможности в СМИ. Стихи я по-прежнему читаю, и вслух, и про себя. Никогда не писал. То есть писал в детстве, но это ничто.
К. ЛАРИНА Зато жена пишет замечательные стихи.
А. ГОРДОН Мне проза больше нравится.
К. ЛАРИНА Я сегодня утром совершенно неожиданно наткнулась. Оказывается, там есть сайт и Кати Гордон, очень симпатичные стихи. Прозу я не успела прочитать, но прочту.

К. ЛАРИНА Сейчас Саша будет отвечать на ваши вопросы. «На ТВ в последнее время, кажется, наблюдается смешение жанров. Так ли это? Как Вы к этому относитесь? Это хорошо? Это кому-нибудь нужно? Галина».
А. ГОРДОН Я не совсем понял вопрос. Телевидение по определению винегрет. У нас нет или почти нет таких каналов, которые занимали бы какую-то одну нишу и имели какой-то ярко выраженный взгляд на то, как должно быть сделано. Это не начинается, это всегда было.
К. ЛАРИНА А может быть, Галина имеет в виду модное увлечение развлекательной информацией, entertainment?
А. ГОРДОН Может быть.
К. ЛАРИНА Попытка развлекая, просвещать.
А. ГОРДОН Что говорить банальности? Понятно, ради чего делаются все передачи сегодня на телевидении, или почти все. Ради вас, ради рейтинга, который вы приносите, а следовательно, и денег каналам. Война рейтингов это священная война, я бы сказал. Тут уже ничего не попишешь, жертвы есть.
К. ЛАРИНА «Вы разобрались в устройстве мира? Сергей из Петербурга». Слышу я иронию в этом вопросе.
А. ГОРДОН Как можно ответить на этот вопрос, кроме как с огромной долей иронии, вернее самоиронии? Я ведь единственный человек (я абсолютно в этом убежден) в нашей стране и за ее пределами, который смотрел все программы «Гордон».
К. ЛАРИНА А Вы смотрите это?
А. ГОРДОН Я же сижу, когда беседую. Я же вижу.
К. ЛАРИНА В эфире Вы смотрите?
А. ГОРДОН Нет. Что ж я, сумасшедший, что ли? И должен сказать, что умнее я не стал, лучше, талантливее я не стал. Хуже, наверное, тоже не стал. Короче говоря, никаких качественных изменений со мной не произошло. Я знаю теперь очень много разрозненных вещей о том, как, может быть, устроены отдельные элементы мира. Но в целую картину у меня это пока не складывается.
К. ЛАРИНА «Будут ли программы Гордона изданы в виде книги? Сергей».
А. ГОРДОН Одна книжка уже есть. Она так и называется, «Гордон. Диалоги», очень скромное название. Хорошо расходится, поэтому будет вторая. Это не в чистом виде книги. Там нет никаких авторских с моей стороны замечаний, хотя мое имя и название программы вынесено на обложку. Это всего-навсего очищенные, отредактированные, проверенные авторами стенограммы передач. Вышла книжка, их 13. Будет еще одна книжка, их тоже там будет 12-14.
К. ЛАРИНА Нужна такая литература, востребована?
А. ГОРДОН Это увлекательное чтиво. Я сам программы не смотрю, но книжку я взял. Начал читать, и, знаете, как у Высоцкого: «Открою кодекс на любой странице, не могу, читаю до конца». Очень увлекательное чтение. Потому что очищенные от, во-первых, позднего времени, голова более или менее работает, в любое время открываешь, с сигаретой, за чашкой кофе или лежа в постели. По-другому это идет. Думаю, что нужны.
К. ЛАРИНА «Рада была встрече с Вами на радио. Я практически не пропускала ни одной передачи с Вами на «Серебряном дожде». У вас была замечательная команда. Одна Настя чего стоила! Где она теперь? Галина Сергеевна».
А. ГОРДОН Галина Сергеевна, последнее, что я слышал от Насти, что она вроде как поступила во ВГИК на актерский факультет и сейчас там учится. Поскольку она у нас была девушка как погода весной, то может быть, уже и не учится. А если и учится, то может быть, и не во ВГИКе.
К. ЛАРИНА Она что-то делает на «М1». Я ее вижу в постели с каким-то дяденькой.
А. ГОРДОН Поскольку у меня канал «М1» не ловится, я ее лишен счастья видеть в постели с дяденькой.
К. ЛАРИНА Она в постели, дяденька пожилой, и они шутят в постели. Такая странная передача. «Ваш фильм «Пастух своих коров» — уникальный, замечательный, редкий луч света в потоке пошлости, цинизма, наглости, который заполняет наше ТВ. Наша критика не доросла до понимания этого фильма. Желаю Вам удачи. Люблю книги Вашего отца. Рита».
А. ГОРДОН Спасибо огромное, Рита. Фильм действительно хороший, мне понравился. Поскольку это дебют, и я уже по прошествии года с лишним вижу огромное количество вещей, которые я хотел бы сейчас изменить и переделать, чтобы не чесались руки в сторону этого фильма, а попросил Игоря Борисовича написать сценарий другого. Сценарий почти закончен. Если Минкультуры нам даст денег в этом году, то мы в следующем будем снимать фильм «За Одессу».
К. ЛАРИНА «Не кажется ли Вам, что период поиска самого себя очень затянулся? Иначе чем объяснить все эти личностные программы? Челябинск, Андрей».
А. ГОРДОН А что тут искать-то? Ищи, не ищи, если нет ничего, то и не найдешь. Чем я занимаюсь? Я зарабатываю деньги. Когда становится скучно зарабатывать деньги таким методом, я ищу другой. Какие уж тут поиски? Мне же не 17 лет.
К. ЛАРИНА «Александр, мне очень близка Ваша мысль о том, что «вместилище беса» сегодня это ТВ. Как Вам работалось с самым коварным «бесом» русского ТВ, господином Соловьевым?»
А. ГОРДОН Ну что Вы?
К. ЛАРИНА «Как он повлиял на Вас? С уважением, Дмитрий Борцов».
А. ГОРДОН Вы не понимаете ничего. Как же народ зол у нас все-таки! Володя совершает гражданский и человеческий подвиг, можно сказать. У него пятеро детей, их надо кормить, поить, выводить в люди. Скажите, Вы ради своих детей не пошли бы на все? Чем же Володя от Вас отличается? Кроме того, с приходом его на канал НТВ возникла некая атмосфера принципиальности, бескорыстия. Я не знаю, чем вызван Ваш сарказм.
К. ЛАРИНА «Не предполагаете ли Вы возобновить работу с Соловьевым? Ольга». Вообще, судьбой Соловьева очень многие слушатели интересуются. Вы в одной упряжке почему-то.
А. ГОРДОН Позовите Соловьева, поговорите с ним, пожалуйста. Мне надоело его пиарить.
К. ЛАРИНА «Планируете ли Вы стихотворные конкурсы на «Серебряном дожде»? спрашивает Николай и многие другие.
А. ГОРДОН Нет, не планирую, но как всегда бывает, что-то может быть вне плана.
К. ЛАРИНА «Почему Вы не появляетесь на канале «М1»? Была же хорошая передача. Александр».
А. ГОРДОН Передача была хорошая, но кончилась, как и все кончается. На канале «М1» я не появляюсь. Наверное, потому что не работаю там больше.
К. ЛАРИНА «Однажды у Диброва Вы пели. Это было настолько хорошо, что я не знаю, зачем Вам заниматься чем-то еще. Маргарита».
А. ГОРДОН Маргарита, огромное Вам спасибо за эти добрые слова. Я сам передачи не видел, поскольку не решился ее посмотреть. История создания этой передачи, чего мне Дибров, по-моему, до сих пор простить не может, такова. Я вам сказал, что трезвый я не пою. И как-то на юге в Кинотавре я пел, не будучи трезвым, украинские песни, и Диброву понравилось. Он позвал меня в эфир. А я до этого был на футболе, и наши выиграли 4:1, и я за каждый гол выпивал. Потом, пока доехал, была зима, я еще согрелся. Когда вошел в студию, там было жарко. И первые 15 минут передачи я помню, а все остальное — нет. Поэтому, если я так буду зарабатывать себе на жизнь, цирроз печени обеспечен.
К. ЛАРИНА Еще два вопроса от наших слушателей с пейджера. «Как было бы замечательно, если бы Вы включились в создание документальных фильмов! Нина». Почему я читаю этот вопрос? До программы Саша говорил, что такие планы у него есть.
А. ГОРДОН Да, и в программе говорил тоже, что очень хочется делать именно документальное телевизионное кино, поскольку представить себе документальное кино в том виде, в каком оно существовало весь замечательный советский период, уже невозможно. У нас и на художественные-то фильмы не ходят, и их в прокат невозможно поставить. А увидеть в кинотеатре документальный фильм сейчас это просто нонсенс какой-то. Но телевидение есть, и можно сейчас делать адаптированные для телевидения документальные фильмы. Я очень хочу этим заниматься. Кроме того, тот цикл, который я упомянул, «Дураки и дороги», это документальный цикл. Может, получится.
К. ЛАРИНА Сейчас, если говорить о документальном кино… Правда, они так его называют. Это, наверное, все-таки передача, то, что у нас называется документальным кино на всех каналах, то, что когда-то начинал канал НТВ, сейчас всю эту нехитрую систему растиражировали по всем каналам…
А. ГОРДОН Это называется «документалка».
К. ЛАРИНА Это «документалка»? Это кино? Это реконструкции исторические?
А. ГОРДОН Нет, я хочу все-таки снимать документальное кино. Это другой жанр, адаптированный для телевидения, пока еще на всех каналах, кроме одного. Монозвучание. Пока еще у нас достаточно большое количество по стране черно-белых телевизоров. Пока у нас еще не везде хороший сигнал. Пока у нас еще не всегда идеальная цветопередача, приходится адаптировать для телевидения. Но это все-таки кино. Это другой жанр, кино.
К. ЛАРИНА И еще один вопрос. «Александр, никогда не забуду Вашего чтения «Театрального романа» на радио. Будете ли Вы читать? Григорий».
А. ГОРДОН У меня была такая идея. Сейчас очень популярным становится жанр аудиокниги. Я хотел что-то начитать, но потом бросил эту затею, поскольку на радио, если помните, я читал только для затравки, для того чтобы те, кто давно не брал книгу в руки, заинтригованные историей, открыли и почитали. Но это такой образовательный пафос для взрослых людей. Что-то мне стыдно стало, я не хочу.
К. ЛАРИНА Почему? Это можно сделать красиво.
А. ГОРДОН Можно, конечно. Столько можно в жизни сделать! А где взять?
К. ЛАРИНА Столько жизней?
А. ГОРДОН Конечно. Если бы был второй Гордон, похож как две капли воды, один к одному, я бы посадил его в ночной эфир, а сам бы уехал в деревню. Он был получал деньги, отдавал мне. Было бы здорово.
К. ЛАРИНА А почему бы он отдавал их Вам?
А. ГОРДОН Мы бы с ним договорились, что часть он оставляет себе.
К. ЛАРИНА Давайте включим телефон прямого эфира. Вопросы, замечания, пожелания… восторги тоже можно.
А. ГОРДОН Только не ругайтесь. Я что-то сейчас не в форме, не надо.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ИРИНА Какая была Ваша первая передача на телевидении? Может быть, я прослушала?
А. ГОРДОН Самая первая передача на телевидении называлась «Здравствуйте, родные эмигранты». Снималась на знаменитой улице Брайтон-Бич и выходила в эфир там же, на Брайтоне. Это была передача канала «Рашен Телевижен Нетворк», первого русского телевидения в Америке. Первая программа, которая пошла в российском эфире, была программа «Нью-Йорк, Нью-Йорк».
К. ЛАРИНА Кстати, здесь тоже был вопрос по поводу этой программы. Есть ли она на кассетах, можно ли где-нибудь ее увидеть?
А. ГОРДОН Нет, на кассетах ее нет, и скорее всего, не будет. Как ее увидеть, я сам не знаю, поскольку у меня сохранилось только две программы в записи на VHS. Куда делись «мастера», которые были здесь? «Мастер» — это кассета, которая дается в эфир. Той компании ТВ-6 уже практически нет. Где кассета, я не знаю. Есть в Нью-Йорке у меня все исходники. Я думаю, что там они так и останутся навсегда.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЕЛЕНА Может быть, мой вопрос не по существу. Очень хотелось бы узнать, где можно приобрести кассету с художественным фильмом «Пятый ангел»?
К. ЛАРИНА Это сериал какой-то?
ЕЛЕНА Да, это был сериал.
К. ЛАРИНА Я думаю, что вряд ли Александр Гордон на этот вопрос Вам ответит. Мы про это отдельно поговорим.
А. ГОРДОН Я даже хотел задать Вам встречный вопрос. Зачем?
СЛУШАТЕЛЬ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ Эти передачи Гордона… очень хорошая идея — проводить такие передачи. Я постоянно жду их поздно вечером по НТВ.
К. ЛАРИНА А вопрос у Вас есть к Александру Гордону?
ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ Я бы хотел, чтобы он собирал мнения слушателей, какую тему послушать интересно. В частности, я вижу, что он жалуется, что вроде бы выдыхается передача. Мне кажется, если будет собирать мнения слушателей, то вдохнет новую жизнь.
К. ЛАРИНА Спасибо за Вашу идею. Но, наверное, поздно уже?
А. ГОРДОН Поздно. А потом, в мнениях недостатка нет. приходит больше 200 писем в неделю.
К. ЛАРИНА С предложениями обсудить какую-то тему?
А. ГОРДОН Да, часть из них начинается словами: «я открыл законы всего». Поэтому у меня даже возникла шальная идея сделать передачу по этим письмам.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА ЛЮДМИЛА Во-первых, я хочу высказать свое глубокое уважение к Вашему гостю.
А. ГОРДОН Благодарю.
ЛЮДМИЛА К сожалению, я поздно включила передачу, а меня всегда интересовал вопрос, кто по профессии Александр, что он кончал. Если можно, в двух словах.
А. ГОРДОН Да, конечно. Я актер по профессии, если это можно назвать профессией. Закончил театральное училище им. Щукина, имею диплом не просто даже актера, там есть приписка: «актер театра, кино и эстрады». Чем, собственно, и занимаюсь последние 20 лет.
К. ЛАРИНА Пришел вопрос от Льва на наш пейджер. «Не бывает ли передач, за которые Вам потом стыдно? Например, за программу, в которой Вы сомневались в высадке космонавтов на Луну».
А. ГОРДОН Если я Вам скажу, что мне стыдно за каждую передачу, Вы же не поверите. В программе «Гордон» в меньшей степени, поскольку там мало меня. Там все-таки есть люди, которые всю жизнь занимаются какой-то важной для них вещью, и с увлечением, большим или меньшим, о ней рассказывают. Все, что касается т.н. авторских программ, поверьте, если можете. После каждой программы, пять лет она выходила, «Хмурое утро», как только программа заканчивалась, и это видели все, кто там был, я красный от стыда вставал и уходил, ни с кем не беседуя. Это невозможно. Все стыдно, что делаешь, потому что все время кажется, что не то, не так, не для того, не с теми и т.д. Это обычное дело. Конечно, стыдно. Не стыдно, кстати, мне за фильм, потому что это осознанная и большая работа. А за все остальное во многом очень стыдно.
К. ЛАРИНА А Вам важно, чтобы Вас слышали, видели, ощущали, разговаривали о том, что Вы делаете? Или это все равно? То, что мы называем слушателями, зрителями, читателями.
А. ГОРДОН Опять ведь сочтут за кокетство. Все равно. То есть как все равно? В тех вещах, которые сделаны для зрителей и слушателей, конечно, не все равно, потому что это определяет. То есть тут можно скорректировать курс, сделать что-нибудь в угоду в хорошем смысле этого слова. В том, что касается той части жизни, где хочешь, не хочешь, а что-то происходит, фильм, например, то тут все равно. Я скажу словами Тригорина: «Когда хвалят, приятно. Когда ругают, потом три дня спать не можешь».
К. ЛАРИНА Вы при любом режиме могли бы работать в России сегодня или все-таки существуют какие-то приметы для Вас, по которым Вы принимаете решение в ту же самую воду войти во второй раз? Я имею в виду Америку.
А. ГОРДОН Нет, я в молодости был…
К. ЛАРИНА Сколько Вам лет, Саша?
А. ГОРДОН 20 февраля будет 40.
К. ЛАРИНА Я Вас умоляю! Это, кстати, плохая примета. Отмечать, говорят, нельзя. А Вы собираетесь премьеру играть.
А. ГОРДОН Премьера это же отмечать день рождения. Так получилось. Я и фильм начал снимать 20 февраля.
К. ЛАРИНА Это хорошая примета?
А. ГОРДОН Наверное, да. Отвечая на Ваш вопрос, в детстве я был психопат со склонностью к сутяжничеству, «дайте жалобную книгу!» Может быть, какие-то черты до сих пор остаются. Что касается режима, который может установиться или уже установился в стране, я думаю, что это абсолютно не главное. Я не люблю диссидентов. Я люблю свободных людей. Что такое «свободный человек»? Как сказал мой батюшка в своем романе, «делай что можешь и получится, что ты делаешь, что хочешь». Это позиция художника. А борцом за справедливость… Это самое стыдное, что может быть, — бороться за справедливость. Какую справедливость? Где ее взять?
К. ЛАРИНА Подождите, если Вы выходите в жанре колумниста в телевизионный эфир, Вы все равно будете обязаны говорить то, что Вы думаете.
А. ГОРДОН Не совсем. Я не хочу быть а) совестью нации, б)... Рано об этом проекте говорить, но там есть один очень хитрый ход, который позволяет не говорить ни «а», ни «б», ни любые другие буквы алфавита. Там есть одна задумка, которая, если получится, это будет верная интонация. Мало того, я очень прошу, чтобы мне сразу рассказали правила игры, чтобы мне сразу поставили рамки, что можно, что нельзя, каким образом цензура работает так, каким образом так. Я не против, я просто должен знать правила игры на берегу, чтобы они потом не менялись.
К. ЛАРИНА В принципе, Вы не против каких-то ограничений?
А. ГОРДОН Я же не демократ, я не верю в демократию. Искренне совершенно не верю. Так же, как есть люди, которые верят в торжество справедливости или в Бога, например, так же я неистово не верю в демократию. У меня не было шанса в жизни убедиться в том, что это честная, порядочная, жизнеспособная, годящаяся для большинства система.
К. ЛАРИНА А что взамен?
А. ГОРДОН Тут опять слова Черчилля надо вспоминать.
К. ЛАРИНА Конечно, никто по этому поводу ничего не сказал лучше.
А. ГОРДОН Взамен, не взамен… Как? Человеку не нравится его жизнь. Задать ему вопрос: «Ну и что взамен?» Да ничего, родился, живешь, мучаешься. Потом умрешь, как и все. То же самое должно происходить и в гражданской жизни. Кто, во-первых, сказал, что мы должны хорошо жить? Кто это выдумал? Что это за занесенная в Конституцию, США по крайней мере, статья о том, что каждый человек должен гнаться за счастьем? Бред какой-то. История, по крайней мере, насколько я ее знаю, учит совершенно другому.
К. ЛАРИНА Это понятно. Не хочется вранья опять. Вот что больше всего раздражает.
А. ГОРДОН А демократия на сегодня — это самое большое вранье.
К. ЛАРИНА Давайте обговорим условия игры. Во что мы играем?
А. ГОРДОН Демократическая ширма это самое большое вранье на сегодня. Прикрываясь этой ширмой, и бабки огромные зарабатывают, и людей убивают, и страны завоевывают, и карьеры себе делают, и в диссидентов играют. Все под прикрытием этой демократии. Какая демократия? Сейчас пойдут на выборы. Опять, даже если играть по правилам демократии, ведь меньшинство, пришедшее на выборы, разделится на еще более мелкие группы. Они выберут кого-то для чего-то куда-то, не зная ни подоплеки, ни реальной расстановки сил, будучи наполовину одураченными. Эти люди будут принимать решение, и это называется демократия. Я не очень хорошо это понимаю.
К. ЛАРИНА А Вы пойдете на выборы?
А. ГОРДОН Я на выборы не пойду.
К. ЛАРИНА Ради того, чтобы порвать бюллетень, выбросить его в окно?
А. ГОРДОН Это был бы жест, а я просто не хочу тратить воскресенье.
К. ЛАРИНА У нас серьезный разговор пошел в конце программы. Я благодарю, прежде всего, наших слушателей, потому что огромное количество вопросов. Саша, если Вам интересно, я сейчас распечатаю все, что приходило, Вам отдам.
А. ГОРДОН Конечно.
К. ЛАРИНА Потому что там очень много того, что я не успела Вас спросить. Большое Вам спасибо, я желаю Вам успеха во всех Ваших начинаниях. И, как мы с вами поняли, ближайшая премьера в жизни Александра Гордона это вновь радио, в понедельник, а потом и телевидение появится. И в феврале милости просим в «Школу современной пьесы». Об этом спектакле, я думаю, мы будем отдельно говорить, уже в рамках программы «Театральная площадь».
А. ГОРДОН Спасибо огромное.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был Александр Гордон телеведущий.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире