'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро, добрый день! С вами «Человек из телевизора». А также с вами постоянные его ведущие – Ксения Ларина… Видишь, слышишь нас?

К. Ларина Да, все нормально. Доброе утро, добрый день!

И. Петровская Здравствуй, дорогой друг! Здесь в студии Ирина Петровская, а также за звукорежиссерским пультом Сергей Кузнецов. И средства связи. СМС: +7 985 970 45 45, Твиттер-аккаунт @vyzvon, Ютюб-канал, в котором вы можете нас видеть и комментировать то, что вы видите. И Ксения уже открыла свою традиционную страничку в Фейсбуке.

К. Ларина Да, как всегда, открыла. Опять у нас много. Но я вот решила все равно все опубликовать, Ир, все наши впечатления.

И. Петровская Чтобы знали, что мы неделю не просто так на диване лежим, а много чего видим и слышим.

К. Ларина Да, да, да. И потом я уже поняла, что многие люди, наши слушатели, они ориентируются на наш списочек – даже если мы что-то не успеваем обсудить, они вот для себя тоже отмечают, что надо посмотреть, это я пропустил. Итак, что мы наскребли с Ириной. Анонс. Мы об этом скажем отдельно – про «Намедни» в Ютюб (передача Леонида Парфенова). Скандалы телевизионные и околотелевизионные. Макаревич опять высказался, неосторожно пошутил, как это обычно бывает – и реакция последовала (про большинство и меньшинство). Зрители «Поле чудес» в давке за халявной жрачкой. Это видео разошлось по всем сетям и широко обсуждается.

Ну, естественно, Владимир Путин и его послание – обсуждение и картинка. Я думаю, что мы, может быть, про это поговорим. Майдан: 5 лет со дня Революции достоинства. О том, как это отображается на федеральных каналах прежде всего. Пародия на «Время покажет». Ее исчезновение из Ютюб и, естественно, реакция самого героя – Артема Шейнина – на пародию, а не на исчезновение. Музейные начальницы в телеэфире: Зельфира Трегулова и Познера и Марина Лошак в «На ночь глядя». Илья Новиков в программе «На троих» на «RTVI». Везде сплошной Кашин. Я не видела и рассмотрела. Про это, может быть, тоже успеем поговорить.

И Ютюб: Шендерович в «Ещенепознере», Лолита в программе «А поговорить?» Ирины Шихман, Дмитрий Гордон у Дудя, Алла Гербер в программе «Культура памяти» и Навальный (ново расследование и четверг онлайн традиционный). Если что-то пропустила, напомните. Все я сказала, Ир?

И. Петровская Ну, из того, что мы вот так вот наметили, по всей видимости, все. Возможно, что-нибудь успеем еще проанонсировать. Ну и, в общем, как уже теперь становится традицией, мы видим, что в наших этих заметках и метках опять же превалирует скорее интернет, скорее разные другие, так назовем их, альтернативные каналы. В основном, федеральные связаны с какими-то скандалами, которые, как мне кажется, вот за последнее время я в этом убедилась, они, в общем, тоже неслучайны, потому что попадая в интернет, фрагменты этого становятся предметом бурного обсуждения далеко не адресной аудитории этих программ. И, таким образом, они, в общем, работают на повышение интереса к первоисточникам.

К. Ларина Ты думаешь, это специальный вброс такой? Потому что вот эта утечка из «Поле чудес», она очень странная, ей богу. А ты вообще природу ее появления отследила? Как она появилась-то вообще?

И. Петровская Ты понимаешь в чем дело, я до сих пор не уверена, что это появилось отдельно от программы, потому что я зашла на сайт «Первого канала» и посмотрела на сайте «Первого канала» выложенную видеозапись самой программы «Поле чудес». И там этот кусок, когда люди рванули к барабану и складывают пищу и еду в пакеты, он там присутствует. Дальше я у кого-то читаю, вижу, слышу, что этот отдельный кусочек был выложен на Ютюб-канале, но тоже «Первого канала».

Это не кто-то слил, как я понимаю. Вот в чем дело. Если, например, это не так, то надеюсь, что товарищи с «Первого канала» нас поправят. Но именно в архиве программа «Первого канала» висит с этим финальным куском. Что мне и позволяет сделать вывод…

К. Ларина Я думаю, что ты права.

И. Петровская …Что это некоторым образом взбадривает интерес к вполне себе давно уже архаичной программе, которая при всем при том имеет рейтинг, но совсем никогда, ни при каких обстоятельствах не обсуждается в том же Фейсбуке. А здесь вот, может быть даже, я не знаю, я не посмотрела количество просмотров именно этого куска, но не исключаю, что больше, чем вся адресная аудитория программы.

К. Ларина Может быть, тогда история с Друзем тоже была выкинута специально?

И. Петровская Не знаю. Но вот подряд несколько каких-то таких эпизодов, они меня навели, возможно, на эту неправдоподобную, но при этом логичную, как мне кажется, мысль. Что касается Друзя. Вот у тебя там я посмотрела, поступил вопрос, что на последнем (уже после скандала) выпуске «Что? Где? Когда?» все заметили в публике среди экспертов и аксакалов того самого Александра Друзя, который несколькими днями раньше, согласно коммюнике совместному «Первого канала» и «Что? Где? Когда?», был отстранен на определенное время от участия в программе «Что? Где? Когда?».

И.Петровская: Это взбадривает интерес к уже архаичной программе, которая имеет рейтинг, но не обсуждается в Фейсбуке

Сразу говорим, чтобы здесь вот эта справедливость восторжествовала. В том же самом этом коммюнике было сказано, что выпуск «Дети XXI века», в котором участвовали юные совсем знатоки, был записан по техническим и организационным причинам 31-го декабря и вышел вопреки обыкновению именно не в прямом эфире, а в записи. И там воле-неволей присутствовал Друзь, которого, как известно, даже по нынешним технологиям просто так из этой публики не вырежешь. Но…

К. Ларина Мы знаем, как умеют вырезать. Уж такие мы с тобой истории отслеживали виртуозные.

И. Петровская Это да. Ну, согласись, это было бы странно, да. Ну, в былые годы, как ты помнишь, может быть, не помнишь, просто я помню, как рассказывали сотрудники еще тогда компании «Останкино» (или как это называлось?), когда был там такой зампред Федор, по-моему, Решетов, который пришел откуда-то из партийных органов, так вот он считал, что можно любого человека отчекрыжить, даже если он находится в группе товарищей.

К. Ларина Конечно.

И. Петровская Притом, что тогда не было еще компьютерных технологий. Компьютерные позволяют. А так, он тыкал пальцем в кадр и говорил: «Вот этого в шляпе надо убрать из кадра».

К. Ларина Ира, но вот в этой связи, в связи с тем, что у нас главные события – в интернете и это прекрасно понимают, что от этого очень отчаиваются телевизионные начальники… Как раз вчера я тоже об этом подумала, что все главные события телевизионные происходят не в телевизоре, а в интернете, в Сети. Я смотрю, уже эти передачи «Первого» и «Второго» каналов вообще уже не обсуждают. И приход той же Скабеевой на Ютюб-канал тоже о многом говорит, это подтверждает. И еще, конечно же, появляется «Намедни» – программа, которая абсолютно телевизионная. Она должна появиться в марте уже на Ютюб-канале «Парфенон» у Леонида Парфенова.

Это программа очень дорогая в производстве, мы это знаем. И вот тем не менее собирается Леонид со своей командой эту передачу запускать на Ютюб-канале. Это уже второй случай, когда программа федерального канала полностью, целиком переходит из телеэфира в Ютюб. Это «Смак» Андрея Макаревича, которая идет регулярно здесь в Ютюбе на канале одноименном и вполне себе прекрасную аудиторию собирает, не меняя формат, не меняя технологий, с той же кухней, с теми же продуктами и с тем же Макаревичем в качестве ведущего. Так что, это, конечно, знаковая история. Я имею в виду, возвращаясь к «Намедни». Ты как это оцениваешь?

И. Петровская Да. И более того, это уже не просто планы, о которых Леонид Парфенов недавно говорил в одном из интервью, это уже практически реальность, потому что 18-го марта заявлен уже первый выпуск. И это будет «Намедни» вот того традиционного для Леонида формата…

К. Ларина Исторические хроники.

И. Петровская Исторические хроники вот за отдельный год. И в данном случае, я так понимаю, что подготовлен целый цикл (или готовится), но первый, наверное, уже готов – с 1946-го по 1951-й год. И вот 18-го марта как раз выйдет программа, посвященная вот этому 46-му году. Да, это крайне интересная, знаменательная по нынешним временам история, когда, во-первых, таких ведущих, журналистов масштаба Парфенова давно нет в федеральном эфире – нет и не предвидится.

Но они времени даром не тратят. Они, будучи людьми многосторонне одаренными, находят себя, вообще-то, в разных абсолютно ипостасях, извиняюсь за выражение, и в том числе осваивают вот эти новые площадки для, собственно, того, чем им интересно заниматься, и, наверное, а, вернее, точно находят для этого необходимые средства.

К. Ларина Конечно! Спонсоры появляются.

И. Петровская Да. Немало среди спонсоров поклонников, фанатов и людей заинтересованных, чтобы подобного рода качественные (а я убеждена, что это будет качественный «продукт») появлялись в поле зрения людей. Необязательно вот в этом вот ящике, в котором уже, честно говоря, большинству нормальных людей, наверное, неуютно находиться.

К. Ларина Ира, вот все-таки это такой поворотный момент в истории. Мы с тобой свидетели этого поворота. Как тебе кажется, это каким-то образом скажется вообще не телевизионной жизни, на жизни федеральных каналов, которые огромные строчки бюджета пожирают и требуют все больше, больше и больше?

И. Петровская Нет, я думаю, не может сказаться по одной простой причине. Потому что вот эта территория, на которую сегодня вступили и продолжают даже выступать люди подобные Парфенову, Макаревичу и множество других, на самом деле – тот же Юрий Дудь, тот же… Я все с большим интересом смотрю «Культуру памяти» Андрея Маркова – очень какой-то вдумчивый, серьезный и интересный человек, который ведет такие же нелегкомысленные, нелегковесные, а очень глубокие разговоры со своими гостями. Та же «RTVI», да? Там тоже появляется.

То есть часто появляются очень интересные герои и, соответственно, наращивают свое мастерство интервьюеры и Тихон Дзядко, и Алексей Пивоваров, и уже нарастивший мастерство Стас Кучер, который перешел на «RTVI». Короче говоря, главное и необходимое условие – это свобода. Свобода выражения, свобода приглашения тех людей, которые по-настоящему интересны, а не те, которые будут как заведенные говорить то, что от них ожидают и что требуют. Поэтому пока вот эта атмосфера не распространится на ящик, ничего не произойдет. Там все хорошо у них с точки зрения финансирования, с точки зрения одобрения вышестоящих структур, организаций…

К. Ларина А рейтинги?

И. Петровская Да даже и рейтинг, потому что тем не менее все равно телевизор пока в этом смысле побеждает интернет, а в отдельных кусочках и пространствах интернет побеждает телевизор. Например, Юрий Дудь, который берет интервью у Киселева – казалось бы, мастодонт из мастодонтов (Дмитрий Киселев) – набирает куда больше просмотров одного эфира с этим же самым Киселевым, чем сам Киселев, находясь в федеральном эфире.

Я видела тут эту статистику. Просто, сейчас не припомню, где это было. Жалею, что вовремя не зафиксировала. Но это поражает воображение, безусловно. Хотя, опять же, повторю, телевизор сохраняет свои позиции в силу того, что он работает на адресную возрастную и более чем возрастную аудиторию, которая традиционно смотрит все-таки его, а не гуляет по интернету. Просто нет такой традиции и привычки.

К. Ларина Значит ли это, что появление Скабеевой в Ютюб-канале – это как раз попытка покрыть и всю остальную аудиторию, а не только ту, прикормленную, как ты говоришь, возрастную, которая сидит около телевизора?

И.Петровская: Главное и необходимое условие — свобода. Пока атмосфера не распространится на ящик, ничего не произойдет

И. Петровская Конечно. Это, кстати, Ютюб-канал ВГТРК. И то, что там делает Скабеева – это она называет (я специально пошла, посмотрела, что это значит) стрим. Это просто вот такой поток, видеотрансляция ее либо общения непосредственного со зрителями, либо общение с некими персонажами, которые, как ей представляется, интересны как раз аудитории интернетовской, как было в случае со вчерашним Кашиным. Сейчас я к Кашину вернусь и к Скабеевой.

К. Ларина Давай-давай, потому что я этого ничего не видела.

И. Петровская Даже вот эта вот история с пародией, которую тоже, опять же, в Ютюбе выложили. А до этого она была показана в программе «Однажды в России» на канале «ТНТ». Это пародия на ток-шоу «Время покажет», которое идет с Шейниным.

К. Ларина Это, по-моему, команда КВН казахская.

И. Петровская Возможно, да.

К. Ларина Да, да, да. Хорошие ребята очень.

И. Петровская Она называется «Время накажет». И она исключительно точна, исключительно. До такой степени, что я ее посмотрела несколько раз. И даже я в этот момент забываю, что это играет актер (вот этого Шейнина пародирует). Настолько точны интонации вот эти гопнические, вот это – «Чо, сейчас ты у меня получишь!». Все, все, все. Вплоть до пародии на традиционных гостей этой программы. И в начале недели вдруг появилось сообщение, что она исчезла, была заблокирована на Ютюбе. И тут сам Артем Шейнин у себя в Фейсбуке выкладывает ее полностью и целиком.

Сообщает, что никакого отношения ни он, ни «Первый канал» к этой блокировке не имеет. И благодарит своих, как бы это сказать, я бы сказала, насмешников. А он считает, что это признание его программы, признание его как ведущего, признание этой программы как некоего явления заметного и факта. Потому что, в чем он абсолютно справедлив, пародию на никому ничего неизвестное никто делать не станет.

И самый главный вывод, который он делает: «Вот, многие говорят, что нас не смотрят молодые. Да ничего подобного! Вот канал «ТНТ». Он для кого? Для молодых. И, значит, нас смотрят и молодые, раз эта пародия так прозвучала и прогремела, и люди старшего возраста. Но самое главное, что да, это смотрит нас та самая наша вожделенная молодая аудитория, которая, как нам казалось (или многим казалось), давно на федеральные каналы не ходит».

К. Ларина Ира, но он же прав.

И. Петровская В чем-то он прав.

К. Ларина Абсолютно прав. Но это как следуя известной формуле, что любое упоминание кроме некролога, оно тебе полезно – ты все равно на нем сделаешь и рейтинг, и запишешь себе в плюс.

И. Петровская Совершенно верно.

К. Ларина Я думаю, что это такой перевертыш. Я думаю, конечно же, в какой-то степени ему, может быть, и неприятно в душе, но нас меньше всего волнуют всего его чувства по этому поводу. Но то, что они это используют – это, опять же, к нашему с тобой разговору, что любое появление в Сети для них, в любом виде упоминание в пародийном, в насмешливом, даже в том, что мы с тобой сейчас делаем по радио «Эхо Москвы», и потом это обсуждают слушатели нашей передачи, это все для них в плюс.

Они же прекрасно понимают, что все равно это значит признание, безусловно. Ну, если не признание со знаком «плюс», что тебя, типа, обожают, что это фанаты твои сделали пародию, а признание того, что ты есть и ты являешься сам по себе событием в телеэфире. Разве нет?

И. Петровская Абсолютно. Это называется: нашему вору все в пору.

К. Ларина Конечно.

И. Петровская Особенно показательна вот эта как раз история со Скабеевой, которая теперь помимо того, что они днем выходят в эфир, вечером, теперь после всего она еще выходит и час общается с интернет-аудиторией.

К. Ларина Интересно, что аудитория у нее спрашивает.

И. Петровская Она иногда зачитывает. Там аудитория… Ну, слушай, что спрашивает аудиторий? Кто-то ругает и говорит, какие прекрасные Скабеева с Поповым, кто-то поливает их понятно чем. Дело не в этом. С чего она начинает позавчера разговор с Кашиным, который до этого был у них в эфире на «60 минутах», где, кстати, обсуждали как раз 5-летие Майдана и итоги как бы, что произошло за эти 5 лет с Украиной. Так вот, с чего она начинает? Она цитирует с большим удовольствием начало интервью Юрия Дудя с украинским ведущим знаменитым – Дмитрием Гордоном.

И там Юрий Дудь в первых же буквально строках этого письма задает вопрос Гордону, зачем он ходит…ну как ходит…выступает он по Скайпу, он в Россию не ездит…зачем он выступает в качестве приглашенного, удаленного эксперта на программе «60 минут» и считает ли он «60 минут» пропагандой. И Дмитрий Гордон, разумеется, говорит как всегда, как наш товарищ Леонид Гозман, что это расчет на благоразумных россиян, которых, по его мнению (и он прав), множество и что таким образом он хоть вот так, в такой форме пытается донести некую правду о том, что происходит в Украине.

А также он очень нелицеприятно характеризует «60 минут», само шоу. То есть, в принципе, он признает, что это высокопрофессиональное, но самая что ни на есть пропаганда, которой мог бы, наверное, позавидовать, он это впрямую говорит, Геббельс. И вот это все Ольга Скабеева с огромным восторгом цитирует.

К. Ларина И про Геббельса тоже процитировала?

И. Петровская И про Геббельса. Вообще, я должна тебе сказать, что ты должна это посмотреть.

К. Ларина Хорошо.

И. Петровская Это высокий класс пропагандистского такого шулерства – то, что они делают и в эфире у себя, и то, что она делает в этом своем стриме. То, как она абсолютно филигранно передергивает; то, как она абсолютно филигранно переворачивает с ног на ноги то, что она услышала; то, как она реагирует. Она там совсем другая. Она не такая, как она в собственном федеральном эфире. Она милая, веселая, оживленная, остроумная. Она также не дает, правда, сказать слово своему гостю. А если он его говорит, не будучи профессионалом в этом деле или полемистом, то любая мимолетная ошибка в его словах или неточно произнесенное какое-то слово – реакция сумасшедшая.

Вот правда, вот эти вот все бы способности и таланты да в какое-то позитивное русло направить. И, конечно, Кашин, который к ней пришел… Для тех, кто не знает, Олег Кашин – довольно популярный журналист. Прежде это называлось – в либеральной среде, теперь немножко все изменилось, потому что он решил, что надо ходить на эти каналы.

К. Ларина Тогда уж я тебе скажу, что прежде, до либеральной среды он был, наоборот, как раз певцом режима.

И. Петровская Все верно.

К. Ларина Он дружил и с путинской, кремлевской интеллигенцией, дружил с молодежными движениями, дружил с сурковскими пропагандистами. Потом он стал либеральным. А теперь опять вернулся в родную гавань, как Крым.

И. Петровская И при этом ему дико неуютно. Вот дико. И это она использовала в этом общении с ним вот по полной программе. Она его троллила сумасшедшим образом. Он выглядел таким же, но жалчайшим образом, потому что никак не мог понять, чтобы, во-первых, как-то не обидеть ее, не задеть. Если он что-то говорил, какое-то такое слово, и она привязывалась, он тут же извинялся, говорил, что его не так поняли. Он рассыпался в бесконечных благодарностях и невероятном восхищении самой Скабеевой и Поповым.

К. Ларина Да ты что!

И. Петровская Он и предыдущий раз там говорил где-то, что они прекрасны. По-моему, и в этой же программе. А, нет. Он же еще потом появился на «Дожде», оправдываясь за все это уже с Юлией Таратутой. И вот когда ему задали вопрос, что он действительно…

К. Ларина Прости, это уже после Скабеевой?

И. Петровская Это уже после Скабеевой. По-моему. Подожди. Вот это показали вчера, а, может быть, вот до этого стрима он туда пришел. Вот не могу тебе сейчас точно сказать.

К. Ларина А Скабееву когда ты смотрела?

И. Петровская Скабееву я смотрела позавчера. Но анонс Кашина тоже появился позавчера, а показали его вчера. Но там тоже много ему задают вопросов по поводу того, зачем он ходит в эту программу. И он абсолютно как будто бы искренне говорит, что считает это прекрасной программой, а Попова со Скабеевой он считает высокопрофессиональными журналистами, а самое главное, близкими ему, потому что оба они, как и он, не москвичи, а произошли из разных российских мест – один из Владивостока, вторая из, кажется, Волгограда, а он сам из Калининграда.

И вот это все ему кажется чем-то таким очень важным, сущностным, что позволяет и ему, и этим товарищам сблизиться в том числе и в этом эфире. Так вот, возвращаясь к этому стриму, она бесконечно использует вот эти комплексы его, потому что он еще не окончательно перешел сюда, но и в то же время он уже стал там как бы чужеродным в своей предыдущей среде. И она как эта вот сирена говорит: «К нам идти, к нам. Олег, иди к нам». Посмотри. Это восхищение. У нас новости.

НОВОСТИ/РЕКЛАМА

И. Петровская Мы продолжаем «Человек из телевизора». Средства связи не буду упоминать, вы их давно все выучили наизусть. По-прежнему мы здесь с вами. Ксения Ларина, Ирина Петровская и Сергей Кузнецов. Едем дальше. Тут некоторые отклики есть. «Зачем вы вообще тогда обсуждаете Шейнина, Путина, Скабееву, если ваша аудитория их не знает и не смотрит? Хотя слушать вас интересно», — пишут нам. «А Скабеева вас называет подружками и говорит, что всегда слушает вашу передачу».

Ну, передадим подружке привет, слушайте дальше. А что касается зачем. Затем, что мы, как летописцы или хроникеры, фиксируем определенные изменения, которые происходят на всем этом медиа и не медиа вообще вот этом аудио— и визуальном пространстве, куда совершенно принеслись новые веяния. И не отметить их невозможно, когда нам намного интереснее обсуждать то, что тут происходит. И самое главное, там есть что обсуждать. Слышишь меня?

И.Петровская: Особенно показательна эта история со Скабеевой, которая теперь еще час общается с интернет-аудиторией

К. Ларина Да, конечно.

И. Петровская Что там у тебя пишут?

К. Ларина Спрашивают про сериал «Год культуры». Я, кстати, не внесла его в список. Пыталась посмотреть. Это сериал, который тоже вышел на платформе «ТНТ ПРЕМЬЕР» сразу после «Домашнего ареста». И как-то все широко его тоже обсуждали в Сети с большими восторгами. Я так поняла, что он понравился. Я, честно говоря, была совершенно разочарована и просто в недоумении некотором нахожусь, потому что, на мой взгляд, это какое-то торжество безвкусицы и пошлятины в исполнении вполне себе хороших артистов.

Там играет и Федор Бондарчук (главную роль), там играет Саня Яценко, к которому я отношусь с огромным уважением и вниманием как к артисту, он замечательный актер. В общем, как-то мне это показалось ну совсем несмешным, хотя это позиционируется как такая сатирическая, опять же, комедия. Я, по-моему, тебе рассказывала.

И. Петровская Да, да, да. Но я так и не дошла до этого.

К. Ларина Да. Запев, что там чиновник из Москвы, на которого на Прямой линии пожаловалась кандидат наук из маленького провинциального города, из университета местного. И этого чиновника Путин лично отправил в этот город, в этот университет работать на год. Ну, задумка такая, вроде, ничего, интересная. Но как это все воплощается и во что это выливается – это абсолютный такой ситком получился с довольно пошлыми шутками.

Шутки все ну просто, как ты говоришь, не то что ниже плинтуса и ниже пояса, а просто совсем такие отстойные, которые обычные шутят в таких вот грубых программах, то есть совсем уже. То есть то, что я считаю хуже матерных, хуже употребления нецензурной лексики. Это шутки такого фекального уровня.

И. Петровская Ну да, понятно.

К. Ларина В общем, совсем. И очень грубо играют все. Наверное, это была попытка, как я пыталась потом размышлять на эту тему, сделать, скажем так, фарс, такую совсем гротесковую вещь. Собственно говоря, такие зарисовки и сюжеты были в фильме «Домашний арест». Мы это с тобой тоже видели. Но, на мой взгляд, там это получилось и там было все нормально и со вкусом, и с чувством меры, и с чувством юмора. А здесь, не знаю, мне показалось это совсем неинтересным. И я даже не досмотрела. А то, что касается остальных интервью, наверное, стоит тоже отдельно поговорить – то, что мы с тобой отметили.

Я вот вчера под большим впечатлением осталась от Лолиты Милявской в программе «А поговорить?» Ирины Шихман. Хочу, кстати, отметить, что Ирина Шихман поменяла обложку, что называется, программы – она стала такая более серьезная и взрослая. Потому что раньше были такие игривые цветочки гламурненькие. То, что осталось от первоначального образа передачи, когда они ее вели вдвоем с партнершей. Вот теперь Ира, мне кажется, вполне себе конкурентная как интервьюер на этом поле. И следить за этим разговором очень интересно.

Лолита, конечно, как всегда, царит. Она этим поражает, пугает, одновременно и восхищает – своим абсолютным откровением, своей открытостью, своей привычкой разговаривать на первом плане без всяких комплексов, ничего не скрывая, ничего не пряча. И здесь, конечно, были темы очень интимные затронуты, включая и ее, скажем так, вредные, порочные привычки, связанные не только с алкоголем, но и наркотиками – было и такое в ее жизни. И об этом она говорила в прямую. Б

ыло много важных, тоже интимных тем, связанных с ее личной жизнью, с жизнью ее дочери, о которой она практически ну очень мало упоминает. Ну и, естественно, о творческой ее судьбе. Какой-то, мне показалось, разговор… При всей ее победительности, ее какой-то роскошной манере разговора все равно какая-то история для меня лично драматическая ее жизни и ее судьбы. А твое впечатление какое?

И. Петровская Ну я вообще очень давно к Лолите отношусь с уважением, а иногда и с восхищением. С момента, как я поняла, что это ее амплуа, с одной стороны. Вот такая женщина клоунесса, которая абсолютно себя не щадит, когда она достигает какой-то поставленной самой собою творческой задачи. Я помню, как ее ужасно ругали за ведение программы «Без комплексов», притом что там она была исключительно, на мой взгляд, хороша.

Именно она там и была нужна. Она способствовала тому, что люди, которые туда приходили, открывались именно ей, потому что была открыта она. Да, она свободна, она открыта. И при этом есть ощущение, от вчерашнего особенно эфира, вот такой внутренней драмы, которую она переживает.

К. Ларина Да.

И. Петровская И, в общем, она тоже это особенно не скрывает. Но видно, что у нее внутри, в общем, какая-то такая тяжелая, если можно сказать про внутри, атмосфера, с которой она борется. Она, кстати, прекрасно выглядит. И в любом случае, это вот тот тип интервью, который можно назвать, наверное, психологическим, когда для тебя человек еще какими-то гранями поворачивается и открывается. И если это удается интервьюеру, создавшему какую-то такую атмосферу, которая позволяет герою раскрыться, то я считаю, что это интервью получилось удачным и полезным для аудитории.

К. Ларина Там, кстати, один момент просто поразил до кома в горле, что называется, когда в самом финале Ира Шихман вспомнила песню, которая на нее очень сильно повлияла (песню, которую исполняла Лолита), и которая помогла ей преодолеть какие-то свои повороты судьбы личной. И когда она эту песню ей назвала, Лолита ее не могла вспомнить. Это меня просто потрясло. Это просто сюжет для какого-то художественного фильма – вот этот эпизод. Он очень показательный для понимания актрисы, что с ней произошло вообще за всю эту жизнь вот с того момента, с момента исполнения той самой песни, который был 100 лет назад.

И в конце интервью эту песню в концертном исполнении поставили авторы передачи. И она, конечно, совершенно пронзительная и потрясающая. Но эта песня из другого времени. Песня другой Лолиты. Там такая тоненькая, какая-то юная, замечательная певица, а здесь совсем другой человек.

И. Петровская Ну слушай, покажи любого из нас из другого времени, и мы тоже будем юненькие, тоненькие, да. А то, что касается того, что вот она ее забыла – ну, это естественно. Кстати, ошибка многих интервьюеров, которые приходят с заранее приготовленными вопросами…ну, они должны быть, конечно…но с цитатами, как было и со Жванецким недавно…

К. Ларина Никто ничего не помнит.

И. Петровская Конечно! Естественно! Попробуй вспомни. Я иногда не помню, на какую тему я текст неделю назад писала. Ну что поделать… Когда ты существуешь в вот этом бесконечном, на бесконечном этом потоке и конвейере, безусловно, у тебя это как-то отходит, и ты живешь сегодняшним днем, а не прошлым.

К. Ларина Дмитрий Гордон. Скажи про него что-нибудь.

И. Петровская Дмитрий Гордон, который очень известный интервьюер; может быть, даже самый известный на украинском телевидении. Чрезвычайно, на мой взгляд, интересный сам тип. Не тип, как типчик, а сам тип человека. Очень самоуверенный, очень, даже я бы сказала, временами самодовольный.

К. Ларина Вы нарцисс?

И. Петровская Нарцисс. Хотя, если ты заметила, там был смешной момент, когда Дудь ему говорит «нарцисс», он говорит: «Но я же не цветок».

К. Ларина Да, да, да.

И. Петровская Поэтому у меня создалось легкое подозрение, возникло, что он…

К. Ларина Что он не понял вообще, что это такое.

И. Петровская Да. Если бы сказал «тюльпан», он тоже бы сказал «цветок». Но при этом, конечно же, абсолютно свободный человек, который, даже более того, он сообщил, что он все свои интервью снимает на собственные деньги и предоставляет их каналам бесплатно.

К. Ларина Но он коммерсант. Он миллионер, ты знаешь об этом?

И. Петровская Он миллионер, коммерсант, да. Это его такая вот да. В свободное от бизнеса время он еще и вышивает. Много вышивает, удачно вышивает. К нему приходят разные люди. Там были интереснейшие подробности, характеризующие некоторых наших героев. В частности, Никиту Сергеевича Михалкова. Ты дошла до этого момента?

К. Ларина Да, конечно.

И. Петровская Когда зашел разговор как раз о деньгах, кто кому платит: герои ли платят или, наоборот, интервьюер героям. Вот тогда-то и выяснилось, что в тех редких случаях, когда герои просят денег, Дмитрий Гордон легко на это соглашается. И вот среди героев был упомянут даже не сам, в общем-то, Никита Сергеевич, а его администратор…

К. Ларина Агент его, да.

И. Петровская Да, агент, который попросил…

К. Ларина Который себе присвоил некую сумму.

И.Петровская: Я вообще очень давно к Лолите отношусь с уважением, а иногда и с восхищением

И. Петровская Да, да, да. Это смешная история. Он ее и рассказывает с юмором, что этот агент попросил за эту запись интервью 3 000 долларов, а потом перезвонил и сказал, что нет, легенда меняется – 5. И разложил их в 2 конвертика при нем же: на одном написал «3 000», на втором «2 000». И когда уже закончилась запись с Никитой Михалковым, Гордон поинтересовался, а можно ли записать еще и потом брата Андрона Кончаловского. «Но, — сказал он, — все-таки мы не можем столько денег платить, как вам. Вот этой вот пятеры мы вам не можем дать».

И тогда уже пришла пора изумляться Никите Сергеевичу, который, в общем, договаривался на 3. Дальше он оговорился, что Андрона записали совершенно бесплатно. Там множество разных подробностей про «крымнаш», про отношения с Украиной, про то, что происходит на Украине и в медийном пространстве. И это просто любопытно для тех, кто хочет немножечко расширить свое представление, которое почерпнуто преимущественно из «60 минут» и подобных эфиров о том, что действительно там происходит.

Наши эти товарищи подружки, как это было сказано, любят кричать о том, что там нет никакой свободы слова, там вообще нет ничего, ни демократии, вообще ничего. Так вот, присутствие Дмитрия Гордона в том числе эту историю опровергает.

К. Ларина Ну, там по-разному. Я так понимаю, больше похоже сегодня информационное пространство украинское на наше…

И. Петровская: В 90х.

К. Ларина Да. Времен информационных войн, когда отдельные олигархи или крупные чиновники, или крупные политические деятели так или иначе владели каждый своим каналом. И такая информационная борьба, война там постоянно ведется.

И. Петровская Это правда. Но при этом, если ты вспомнишь наши информационные войны, притом что каналы принадлежали разным, подчеркнем, силам, разных олигархам.

К. Ларина Да.

И. Петровская При этом при всем это все равно объемность придавало этому пространству, да?

К. Ларина Конечно.

И. Петровская Потому что, с одной стороны были эти, с другой – были эти. Одни боролись с этим, другие – с этим, между собой. И была вот эта бесконеч… Да, они все варились вот в этом вот огромном котле, но выходила не одна на всех баланда и похлебка, а было много разных оттенков и нюансов вкуса. Поэтому я и говорю, что вот эта свобода…

Да, пусть она скорее образца наших 90-х, но тем не менее речи о том, что там за каждое свободное слово прижимают к ногтю и сажают, и так далее нет и быть не может. И, кстати, возвращаясь опять, извини уж меня, к «60 минутам», после того уже, как Скабеева с Поповым посмотрели этот «дудевский» эфир с Гордоном, где он назвал их пропагандистами, а себя светлым пятном на фоне всего остального вот этого шабаша, они все равно его позвали. Это к тому, что они всё все равно оборачивают…

К. Ларина Используют, конечно.

И. Петровская И используют. И начали с того: «Ну, светлое пятно, говорите». И эфир был посвящен как раз годовщине и итогам Майдана. И Дмитрий Гордон начал быстро говорить и совершенно противоположное тому, что только что звучало в эфире. Но как они это используют… Сам, может быть, Дмитрий, не знаю, видит он потом полностью эфир, но вот…

К. Ларина Конечно!

И. Петровская …То, как это происходит в самом эфире. На огромном экране появляется огромное лицо абсолютно лысого человека. Вокруг дают картину горящего Майдана, зловещую и страшную. Дальше – вид сверху на студию, панорама. И стоят в основном участники, которые только что поливали Украину даже не буду говорить какой субстанцией, у которых на лицах глумливейшие абсолютно ухмылки, улыбки, типа, мели, Емеля.

И уже когда выводят из эфира Гордона, тут уже все еще несколько минут позволяют себе высказывать себе самые разные нелицеприятные оценки этого персонажа. Поэтому светлое, может быть, и светлое, но это светлое пятно прекрасно потом затеняют, затемняют разными способами.

К. Ларина Но это выбор человека. Его же про это спрашивали.

И. Петровская Безусловно. Да.

К. Ларина Он же прекрасно понимает и смотрит потом, как они его пинают. Но ты знаешь, если позволишь, я скажу все-таки два слова про это интервью, про самого Дмитрия Гордона. Я скажу тебе честно, я несколько разочарована в нем, потому что я к нему относилась с большим вниманием и смотрела его передачи. И он сам также принимал участие в некоторых эфирах наших.

Я с ним беседовала, приглашала его в наши передачи участником. Тоже по телефону или по Скайпу он принимал участие. И мне он был интересен. Я тебе скажу одну вещь, которая меня удивила. У меня почему-то возникла ассоциация с Никасом Сафроновым.

И. Петровская Ну, он хотя бы не рисует.

К. Ларина Я имею в виду, Никас Сафронов, если бы он был телеведущим и автором передачи с интервью, он был бы, наверное, вот таким, как Дмитрий Гордон. Потому что он, конечно, невероятно серьезно и внимательно относится к своему творчеству. И каждое, конечно, его интервью, что называется, он сам отливает в граните. И ирония по отношению к этой его слабости, они очень понятна. Особенно, когда, помнишь, там Дудь показал и заставку его передачи, где Гордон, Гордон, Гордон, вокруг него плавают какие-то лица, какие-то люди.

И потом, конечно, я тебе скажу так. В нем совершенно вот очевидно сквозит это тщеславие и какая-то непомерная амбиция. Ему очень хочется, как мне кажется, я это так считала с интервью, может быть, я ошибаюсь, это из серии тех людей, которые очень хотят быть близкими друзьями великих, близкими друзьями людей, владеющих миром.

И. Петровская Это многих славный путь.

К. Ларина Да. Вот как раз я подумала о том, что можно продаваться и без денег. Человека с такими, скажем так…

И. Петровская Устремлениями?

К. Ларина Это даже не устремления, а… Он в этом уязвим, вот как я скажу. В этом есть его ахиллесова пята. Его как раз легко очень обмануть и использовать не с помощью денег, а именно предложив ему дружбу, какую-то тайну, какое-то откровение, о котором достоин узнать только он один. И это очень чувствуется. И, кстати, опять же, он же там говорил про этого своего товарища, которого он видит президентом…

И. Петровская Да, да, да.

К. Ларина Он запутался в отделах спецслужб, не очень понимая. Понимаешь, очень его тут подловил Дудь, когда он сказал: «Вы, собственно, хотите такого же, как Путин, привести к власти в Украине?». Он в замешательстве был после этого вопроса.

И. Петровская Это все понятно. Это я тоже все…ну, не все, но часть из этого я тоже считала. И вот это отсутствие самоиронии… Ирония есть.

К. Ларина Да.

И. Петровская А вот самоиронии там совсем малая чуть. Но поскольку мы знаем прекрасно подобных персонажей в нашем пространстве, которое именно вот эту вот близость как бы капитализирует во влияние, близость к власти, близость к сильным мира сего, то это для меня не явилось как минимум откровением.

И, вообще, мы помним прекрасно высказывания разных людей, в том числе работавших в эфире, что рано или поздно у мужчин именно вот этот вот развивается (или появляется) и бурным цветом расцветает, если можно так сказать, некий женский гормон, когда они становятся абсолютно самовлюбленными, они нравятся себе, их изображение им нравится, они просто, в принципе, собой любуются. И это мы тоже, конечно, здесь наблюдали. И редко кому удается пройти вот через это искушение любовью к самому себе любимому, простите за тавтологию.

К. Ларина Ирочка, хочу исправить ошибку.

И. Петровская Мы уходим.

К. Ларина Да. Меня тут поправляют по поводу пародии на Шейнина, что участвуют не казахи из КВН, а участники камызякской команды из Астраханской области. Спасибо большое! Я исправилась.

И. Петровская Ксюш, мы выходим. Быстренько говори, у тебя 20 секунд.

К. Ларина Ян Шенкман опубликовал статью в «Новой газете», посвященную замечательному поэту, автору-исполнителю Кате Яровой.

И. Петровская Ксюша, прости ради бога. Я перепутала. У нас еще есть минута примерно, полторы. Так что продолжим.

К. Ларина Да, я и говорю. Да, да, да.

И. Петровская Извини, извини, извини.

К. Ларина Катя Яровая – замечательный автор-исполнитель, про которую написал твой коллега в «Новой газете» Ян Шенкман. Катя Яровая умерла в 35 лет. Молодая, очень яркая поэтесса и композитор. И песни ее писались в основном в стол или на квартирниках исполнялись, потому что считались антисоветскими. И вот сейчас, спустя годы, она умерла в начале 90-х годов совсем молодой женщиной, ее друзья, поклонники, коллеги, музыканты делают альбом из ее песен, которые она писала в глухие советские годы.

И вот одну из этих песен я как раз увидела на сайте «Новой газеты» в исполнении Юлии Теуниковой – песня, которая называется «Цари меняются, Россия остается». Хочу обратить ваше внимание, Ира, и твое, что песня написана в 1982-м году.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире