'Вопросы к интервью

И.Петровская Доброе утро, здравствуйте, дорогие наши радиослушатели. В эфире с вами «Человек из телевизора», с нами, по крайней мере, по звуку точно, Ксения Ларина. Слышишь нас?

К.Ларина Да, я здесь, доброе утро и добрый день.

И.Петровская У нас пока с изображением не получается, надеюсь, мы наладим. Я здесь, Ирина Петровская, в московской студии, с нами еще Маша Бурсина, которая сидит за звукорежиссерским пультом. Средства связи как всегда — +7-985-970-45-45, это вы нам можете писать смс-сообщения. Твиттер аккаунт vyzvon, ютуб-канал смотреть, писать, комментировать. И Ксения уже открыла в Фейсбуке страничку, где меню наше как всегда выложила. Рассказывай, пожалуйста.

К.Ларина Да, сейчас я все прочту. Наши метки. 30 лет вывода войск из Афганистана. Как меняются оценки. «Что? Где? Когда?», крушение кумиров. Понятно, что речь идет о скандале вокруг Александра Друзя и Ильи Бера. Дождь: Жванецкий у Синдеевой, Хазанов в HDN; обсуждение проекта Дау у Дениса Катаева. Вчера смотрела с огромным удовольствием. Дальше пошел Ютуб.

Фильм Дудя о Русском Вудстоке. Антон Долин в Ещенепознер. Леонид Гозман в YT канале « Культура памяти» Андрея Маркова. Очень интересный проект «Fake News» — проект Инны Курочкиной и Александра Морозова на «Настоящем времени», история российских медиа от совка до «совка», вот так я определила.

Премьера «Дилетантов» на RTVi с Дымарским, Шевченко и Белковским был первый выпуск. Я так понимаю, что Виталий Дымарский – постоянный ведущий этой передачи. YT канал « Хот Культур» от Александра Малича, это – питерский канал, здесь выступают лидеры современной культуры, модные деятели.

Новый проект ARU.TV и Троицкого «Живая история СССР с Артемием Троицким», первая серия «Секс в СССР». Анимация, комментарии Троицкого, мультяшные соведущие Витя ВДудь и Петрухапай. Ну и на сладкое — Поклонская в программе «На троих». Все сказала.

И.Петровская Знаешь, я вот слушала, и правы наши дорогие радиослушатели и зрители, которые говорят, что «Человек из телевизора» пора как-то переименовывать, поскольку телевизор как таковой, федеральный, большой, он фактически… Из нашего расписания, из нашего последнего за неделю меню исчез, если не считать каких-то скандалов.

К.Ларина Я думаю, в этом стоит винить не нас, мы были честны.

И.Петровская Я имею в виду, что все меньше поводов для разговора о том, что происходит в этом большом телевизоре.

К.Ларина Я, кстати, отвечала на этот вопрос в прошлый раз, нам периодически его задают, что пора переименовывать. Слушайте, время очень сильно изменилось. Когда мы начали программу, было конкурентное телевидение, еще НТВ в то время было живо. Было ТВ6, было, что обсуждать. Сейчас даже смешно вспоминать, мне кажется, это вообще какая-то другая эпоха.

И.Петровская Абсолютно другая. Телевизор драматически не поспевает за временем, за повесткой дня. И на самом деле, в этом его огромная уязвимость на мой взгляд. Но, прежде чем мы перейдем к обсуждению нашей повестки, я все-таки хочу отметить некоторые точечные такие события.

И.Петровская: Телевизор драматически не поспевает за временем, за повесткой дня. В этом его огромная уязвимость

Например, вчера стартовал «Голос. Дети». Я сейчас не оцениваю ни членов жюри, ни в целом проект. В жюри – Пелагея, Валерий Меладзе и Светлана Лобода. Это – мое личное открытие и потрясение, пока не буду рассказывать дальше. Но там была невероятная девочка, московская грузинка Нино, фамилию забыла. И она пела на французском, 8 лет девочке, «Гимн Любви» Эдит Пиаф. Это – что-то невероятное. Пожалуйста, потом найди, они выкладывают очень удобно. И послушай. Это – мороз по коже, мурашки, ты не веришь, что таким глубоким голосом, пониманием, что человек поет… Всем этим обладает маленький восьмилетний ребенок.

Второе – канал «Культура», потому как там идет целый цикл, посвященный столетию Большого драматического театра, Олег Валерьянович Басилашвили делает программу, посвященную своим великим коллегам. И этот цикл продлится на следующей неделе, где он также будет рассказывать о великих актерах, которые составили славу Большого драматического театра.

К.Ларина А это специально к юбилею сделано?

И.Петровская Мне кажется, что на следующей неделе будет вот эта вот программа «С потолка». Возможно, это было. Там будут рассказы о Владиславе Стржельчике, о еще каких-то своих коллегах будет рассказывать.

К.Ларина Просто я напомню про «С потолка», почему именно так называется программа. Потому что это – те его коллеги, которые расписывались у него в гримерке на потолке.

И.Петровская Ну, да. На этой неделе показали в рамках их программы, по-моему, «20 век», такая ностальгическая программа, где показывают разные прекрасные программы прошлого. И вот показали эту замечательную запись театральных встреч, где актеры БДТ с Сергеем Юрским в Москве встречаются со своими коллегами в ходе этих театральных встреч. И где Сергей Юрский поет, и где молодые сидят и Стрежельчик, и Олег Басилашвили. В общем, это вот тоже замечательная ностальгическая такая программа. И последнее – сегодня 9 дней, как от нас ушел Сергей Юрьевич Юрский. И сегодня на Первом канале будет несколько программ, ему посвященных. В частности, в 15.20 программа его памяти.

К.Ларина Тогда у меня тоже алаверды, хотела добавить, я думаю, что тебе тоже приятное напоминание. Сегодня – день рождения Лены Якович, но не просто день рождения, а круглая дата. Можно сказать – юбилей. Поэтому я думаю, что стоит нам сказать хорошие слова в адрес замечательного человека, замечательного режиссера. И точно уж совершенно фильмы Лены вошли в золотой фонд российского телевидения, потомки еще будут пересматривать. Так что, Лена, поздравляем и желаем еще больше кино.

И.Петровская Подписываюсь под каждым словом. Уважаю и очень люблю Лену Якович, каждая ее работа – событие общественное, жалко, что локальное. И вообще, она совершенно замечательно творит на этом поле, культура, писатели, общественные деятели прошлого, которые составляют нашу славу. Лена, с днем рождения, от души.

К.Ларина Теперь переходим к повестке. Я бы все-таки начала с события исторического, 30-летие вывода советских войск из Афганистана. Тема очень непростая и болезненная для нашего с тобой поколения это уж точно, потому что это наши мальчики уходили на эту войну, и многие из них не вернулись. И каждый раз, когда отмечается дата, связанная с этими событиями, возникает тема оценки этих событий, политической оценки прежде всего.

Мы с тобой знаем, как в Государственной думе периодически принимаются всякие инициативы и попытки переосмыслить, как они это называют. А на самом деле – просто оправдать эти жуткие события, которые унесли жизни 15 000 наших соотечественников, молодых солдат и офицеров, и больше 50 000, по-моему, ранено было. И я уж не говорю про психологические последствия целого поколения.

Говорю много, но вопрос мой к тебе. Что было связано с этой датой на федеральных каналах?

И.Петровская Много чего было связано, документальные фильмы на главных каналах, обсуждение в ток-шоу. И, безусловно, мы наблюдаем, конечно же, смену вот этого тренда, потому как то, что казалось абсолютно незыблемым, что казалось устоявшимся и в общественном мнении, и в исторической перспективе, то есть, то самое обсуждение Афганской войны как авантюры, которая, разумеется, не касается многих людей, действительно мальчишек и наших с тобой, некоторых нам знакомых ровесников, которые там воевали и даже погибли. Но это было оценено как авантюра тогдашнего руководства страны.

К.Ларина И то мягкая формулировка была. «Решение ошибочное».

И.Петровская Да. Но люди, которые тогда там работали или участвовали, потом называли это бессмысленной войной. Хотя, еще повторю, в этой бессмысленной войне гибли вполне живые, реальные люди и мальчишки. На этой неделе наш с тобой коллега, товарищ Миша Кожухов, Михаил Кожухов, он много дал интервью, потому что он с 1985 года по 89-й работал в Кабуле как собкор «Комсомольской правды». Много писал об этом, потом в 89-м наблюдал вывод войск. И его пригласили на канал «Звезда», программа «Открытый эфир» как основного гостя.

И.Петровская: В этой бессмысленной войне гибли вполне живые, реальные люди и мальчишки

Поскольку это была запись, он написал в Фейсбуке «Вот, посмотрите». А потом с горечью отметил, что от его выступления осталась едва ли не одна реплика в результате, про то, как тепло встречались с участниками войны он и остальные люди. А он потом уже дал «Фонтанке» интервью, где, как кажется, правильно сформулировал то, что сегодня происходит. Что предыдущая пропагандистская повестка практически исчерпана. Вот эта бесконечная антиукраинская риторика, истерика, которая продолжается практически на всех каналах, во всех шоу, ток-шоу политических, она набила оскомину уже большинству зрителей. Ну правда, даже я, которая должна по роду службы смотреть, я включаю, опять слышу «Порошенко, Тимошенко, бандера», я тут же переключаю, потому что нет уже никаких сил. Америка, Трамп, вся антизападная истерика тоже набила оскомину.

Необходима какая-то новая пропагандистская история, и ее можно, как мы понимаем теперь, искать только в прошлом. У нас Великая Отечественная война – источник патриотического нашего возбуждения, и теперь вот решили сюда же пристегнуть Афганскую войну. Поэтому доносятся из этих ток-шоу все те же аргументы, которые были в далеком прошлом. «Если бы не мы – вошли бы американцы и разместили ракеты», «Это была законная помощь законной власти в Афганистане», только как-то не вписывается сюда уничтожение предыдущего руководителя. Что «мы построили там многое и оказали гуманитарную помощь». Примерно в этом ключе об этом рассказывается. Плюс, конечно, афганское братство. Фильм, который показали на «России», он показывал, как участники Афганской войны возвращаются на афганскую землю уже вот спустя 30 лет, и какие они находят там подтверждения тому, как они были в свое время правы, как они помогали населению, как их там тепло встречают афганские жители.

К.Ларина Сейчас, кстати, в Фейсбуке вспоминают все эти события, вспоминают знаменитое выступление Андрея Сахарова на съезде Верховного совета, когда его захлопывали и затопывали, помнишь? Страшное совершенно. И вот про агрессивно-послушное большинство по меткому определению Юрия Николаевича Афанасьева, сегодня многие вспоминают, что оно как раз и победило, что сегодня то самое агрессивное большинство. И в отношении оценки Афганской войны, и нашего участия в ней. Оно победило. Это ужасно, конечно.

Я вспоминаю фильм, вот сейчас вспоминали фильм «Мусульманин» многие…

И.Петровская Кстати, его показали вчера.

К.Ларина Да. Это удивительно. Когда этот фильм вышел, к нему была масса претензий, я помню. Как-то достаточно критично его восприняли, во всяком случае, в среде профессионалов. А вот сегодня, конечно, этот фильм даже невозможно снять, вот так, как он его представил, невозможно. Я уж не говорю про другой фильм, который для меня является главным о войне в Афганистане, фильм «Нога». Помнишь?

И.Петровская Да.

К.Ларина С Иваном Охлобыстиным, совсем еще молодым, это была его сильная, мощная работа, с которой он стартовал как творческий человек. Даже под псевдонимом в этом фильме снимался. Петр Мамонов там… Это – удивительная вещь, которая показывает последствия этой войны. Последствия есть у любой войны, как она калечит не только физически, но и психологически, морально человека превращает в калеку. Есть целое поколение, которое этот фильм не знает и не помнит. Он есть в сети, найдите и посмотрите его. Это будет сразу все понятно, и про войну, и про то… Собственно говоря, это о любой войне фильм, и про Чеченскую войну можно так же сказать.

И.Петровская Если ты припоминаешь совсем недавнюю историю, то фильм «Ненастье» тоже во многом, сериал, в котором как раз предпринята была вот эта попытка тоже некоторым образом героизировать это братство. И, с другой стороны, вот эта трагедия… Драма людей, которые вернулись и стали здесь никому не нужными. Об этом тоже многие участники войны вспоминают, как им говорили: «мы вас туда не посылали, идите к чертовой матери, никакой помощи вам не будет».

И.Петровская: Необходима новая пропагандистская история, и ее можно, как мы понимаем, искать только в прошлом

Сейчас наоборот, сейчас другая волна будет, когда будет полная героизация. И как раз понадобятся участники той войны, которые будут рассказывать… Как раньше как пропаганда работала, как наши солдаты сажали там деревца, переводят через дорогу детей и старушек, строят школы. Вот об этом были тогдашние репортажи. И, кстати, тоже журналист известный, который работал в Афганистане, Владимир НРЗБ, он в Фейсбуке вспоминал, как он принес материал в газету, где был описан подвиг девочек-медсестер, которые под обстрелами спасали наших солдат, раненых, отдавали им кровь свою, потому как были отрезаны от источников медикаментов.

И как цензор вычеркнул практически все, нельзя было говорить о спасенных солдатах, можно было говорить только об излеченных, типа, девочки просто работают в больнице и лечат наших солдат от простудных заболеваний. Это говорит о том, что тогдашняя пропаганда всячески скрывала не только масштабы того, что там происходило, не только не говорила о потерях, но и вообще как бы переиначивала смысл всего этого вторжения ограниченного контингента с наших войск.

К.Ларина Конечно же, тут параллель проходит и с нашим участием в Сирийской войне сегодня. И с участием наших военнослужащих в войне на юго-востоке Украины. Потому что так же, как и тогда, подписки берут с родителей о неразглашении, чтобы не дай бог никто ничего не узнал. Безымянные могилы, непонятно где погибшие люди.

Если говорить о художественном осмыслении Афганской войны, конечно же, «Груз 200» вспоминается фильм Алексея Балабанова. Страшный, но абсолютно точный по метафоре и по ужасу леденящему, который испытывали люди, которые получали вот эти цинковые гробы с окошечком.

И.Петровская В общем, в очередной раз можно удивиться, изумиться, сказать, думали ли мы, что мы доживем до того, как будет опять все перевернуто. И пока под вопросом, будет ли принята вот эта резолюция, о которой шла речь, ее вчера ожидали, по отмене предыдущей резолюции об осуждении Афганской авантюры. Не исключено, что отменят.

К.Ларина Пойдем… Мы успеваем начать новую тему?

И.Петровская У нас три минуты до новостей.

К.Ларина Скажи про Друзя, как ты восприняла всю эту историю?

И.Петровская Я знаю, например, что для многих поклонников этой программы это, конечно, абсолютный шок. Потому что Александр Друзь был таким кумиром много лет у многих поколений, казался действительно совершенно вот таким всезнайкой в хорошем смысле слова, умудренным своими знаниями, опытом. И никто никогда не мог предположить, что там возможны какие-то подмены, подставы. Поскольку эта история пока до конца не получила своего разрешения…

К.Ларина Я думаю, что и не получит.

И.Петровская: В очередной раз можно сказать, думали ли мы, что доживем до того, как будет опять все перевернуто

И.Петровская Тем не менее, волей-неволей нам приходится говорить о некоторой презумпции невиновности, хотя мы имеем некий аудиодокумент, где действительно происходит… Илья Бер диктует вопросы, а Александр Друзь обсуждает с ним условия этого неприличного соглашения. Я надеюсь, никому не нужно объяснять, что произошло, много раз об этом говорили.

Тем не менее, все равно история чрезвычайно мутная с обеих сторон. И для меня главная загадка, почему оба фигуранта, если один говорит, что он таким образом подлавливал нечистоплотного коллегу, а другой говорит, что он в свою очередь тоже решил довести эту провокацию, чтобы доказать, что этот недобросовестный, то почему надо было ждать 2,5 месяца. Вообще доводить до записи эту программу. И таким образом вводить в заблуждение зрителя, о чем и сказано в совместном коммюнике Первого канала и Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?», что в первую очередь это – введение в заблуждение зрителей.

И в связи с этим, если ты видела, есть некий итог, и Первый канал, и Международная ассоциация клубов на неопределенное время отстраняют от эфиров, как и Бера, так и Друзя. Тот самый случай, когда наказание одно и то же получают и тот, кто ябедничает, как в детстве, и тот, на кого наябедничали.

К.Ларина Кстати, тут показателен был комментарий Наталья Стеценко, для меня он самый главный. Которая сказала, что «оба хороши», такой был смысл ее реплики. И второе буквально скажу, что для меня было очень показательным молчание очень многих других магистров.

И.Петровская Всех практически. Все, у нас новости, продолжим после них.

НОВОСТИ

И.Петровская Продолжаем «Человека из телевизора», здесь на отдалении некотором, но с нами, Ксения Ларина. Я – Ирина Петровская. И Маша Бурсина за звукорежиссерским пультом. Вот тут нам пишут: «Ну это же шоу, кто его всерьез принимает? Неужели вы, журналисты, такие наивные?».

И.Петровская: Тот случай, когда наказание одно и то же получают и тот, кто ябедничает, и тот, на кого наябедничали

Нет, мы совсем не наивные… Это – про ЧГК и «Кто хочет стать миллионером?», в эфире которого, надо отдельно подчеркнуть, чтобы не путали, и произошло то, о чем рассказал Илья Бер, главный редактор «Кто хочет стать миллионером?», который отбирает вопросы и составляет их. Которые он, якобы желая вывести на чистую воду участников Александра Друзя, ему слил, не до конца правда, а потом обвинил того в попытке подкупа и мошенничества.

Так вот, эти шоу, такие игровые шоу, тем более, где большие на кону деньги, совсем лишаются, ребята, смысла, если там будут там заранее договорные матчи. Это же совершенно очевидно. Поэтому никакой азарт не будет сопровождать, если мы в это поверим и согласимся? Смысл-то в чем? Если человек заранее знает ответы на вопросы. Это – очевидные вещи.

И вторая реплика тут у нас, «Ну и что. В стране, где миллиардами воруют, даже у интеллектуалов есть соблазн распилить хотя бы миллион, что имеем – то и пилим». Евгений, Пенза. Это – да, этот аргумент всем понятен, поэтому мало кого удивила эта скандальная история, никто не закричал «Вау, какой ужас». Наоборот, раздались слова, что все подозревали, что там может быть нечисто. Это – самый главный урон, которые наносят репутации такие истории, потому как «Что? Где? Когда?», у которой огромная, многолетняя история, все-таки практически мы не знаем. Но мы уверены, что не была замешана ни в подобных историях, ни даже я не слышала никогда особых подозрений, что там какие-то подставы и договорные игры.

К.Ларина Там была для меня только одна история неприятная, она связана больше не с мошенническими технологиями, сколько с репутационными. Это когда они изгнали из своих рядов Илью Новикова. Это явная была политика. Сколько угодно можно оправдываться, что это не имеет значения. Имеет. Это было очень неприятно.

И второе, что я пыталась сказать до новостей, что никто из магистров это не комментирует. Я могу себе представить, какое количество звонков от разных СМИ обрушилось на Равшана Аскерова или на того же…

И.Петровская Равшан ушел из игры уже.

К.Ларина Неважно. Люди, имеющие отношение к бренду, к этой истории. И наверняка им звонили. Никто ничего не комментирует, это тоже показательное молчание. Ничего не было бы – сказали бы, что это – гнусная клевета. Никто этого не сказал.

И.Петровская Во-первых, все прослушали эти записи. И там, как ни крути, даже Друзь подтвердил, что это – его голос. Хотя как будто бы он специально тоже провоцировал звонившего ему Бера.

К.Ларина В общем, провоцировали…

И.Петровская И самое главное, на самом деле, Друзю, если все так, ему явно были нужны не деньги. А нужно было подтверждение своей крутости, своей абсолютной эрудированности по всем вопросам. Вот почему, как мне кажется, это делается, вроде неловко срезаться на каком-нибудь шестом вопросе, на какой-нибудь ерунде. Нет людей, которые знают все. Но вот хочется подтверждения, хочется подтверждения вот этого статуса лучшего, самого знающего. И вот тщеславие играет такую же дурную шутку, как и возможное, например, желание подзаработать, вот так вот.

К.Ларина Пойдем дальше. На «Дожде» ты что-нибудь смотрела?

И.Петровская Конечно. Я смотрела Михаила Жванецкого, я смотрела Hard Days Night, я почему объединяю… У меня сложные чувства к этим программам, потому как и Михаил Жванецкий, и Геннадий Хазанов были как-то очень аккуратны, высказывались обтекаемо, на какие-то… Даже не могу сказать, что там были какие-то острые вопросы. Предпочитали куда-то уходить в сторону. Геннадий Викторович долго вспоминал про цензуру по отношению к юмористам и сатирикам в советское время, но, опять же, обходил эту тему. Или говорил, что в те времена представить невозможно, что мы все это с вами в прямом эфире обсуждаем. Это меня в целом, оба эфира, меня как-то опечалили. У тебя какие ощущения?

К.Ларина Я тоже с тобой соглашусь. Даже больше скажу, мне показалось, что эфир с Хазановым был поинтереснее, там все-таки были какие-то столкновения с другим поколением, искры непонимания проскакивали. Хотя, я сначала возмутилась, что они посмели сравнить сегодняшние корпоративы с концертами у генералов и членов Политбюро.

И Хазанов как раз говорил, очень странную сказал мысль, что те концерты закрытые, на дачах у членов Политбюро и генералов КГБ, они оплачивались по тарифной сетке. Я даже себе представить это не могу. Мне кажется, или он забыл, или это совсем какой-то оксюморон, ей-богу, что левый концерт… Я думаю, он вообще не оплачивался, у меня такое подозрение. Что попробуй откажись, если тебя зовут к Щелкову куда-нибудь на концерт на День рождения, а ты начинаешь торговаться. Ты такое можешь себе представить?

И.Петровская Нет, конечно. Наоборот. Я предполагаю, что в то время многие почитали это за огромную честь, потому что это приносило куда большие дивиденды, нежели просто денежные знаки.

К.Ларина Деньги тогда не ценились, их не на что было тратить.

И.Петровская Нет, может они и ценились, может быть, можно было, заплатив пять цен, на что-то их потратить, на мебель или что-то. Всякое было. Но самое главное, эти концерты приносили некую охранную грамоту, потому что определенные знаки на автомобиль выдавали, чтобы человека не останавливали на дорогах. И много чего. Спецраспределители, это – совсем другое. И это дороже, уверяю вас, и ценнее было, чем просто денежные знаки. Это в каком-то смысле охраняло вообще.

И.Петровская: И вот тщеславие играет такую же дурную шутку, как и возможное, например, желание подзаработать

К.Ларина А уж если не зовут на такой концерт, после того, как один раз позвали – это вообще черная метка.

И.Петровская Конечно.

К.Ларина По потолку просто в ужасе… Ир, а про то, что касается цензуры, вот тоже поколение очень показательное. Ребята, которые видели это интервью, они все пытались задать ему простой вопрос, который сегодня вполне себе актуален. «А вы никогда не пробовали в своих выступлениях сказать все, что вы думаете? Рискнуть? И сказать такую мысль смелую, острую…». И когда он пытался им очень долго объяснить, что это было невозможно не потому, что мы были такие трусливые, а потому что те, кто утверждает, что невозможно было выйти на сцену, сказать хоть одно слово без прохождения через цензурный комитет. Вот этого, мне кажется, они так и не поняли. Им кажется, что в то время была возможность выйти на сцену и пошутить. Вот как пошутил совершенно замечательный парень из Stand Up, все это обсуждают. Когда он фамилию «Навальный» не то, что произнес, он вокруг нее целый сюжет выстроил. И очень такой точный.

Вот в то время невозможно это было сделать по определению, никаких импровизаций не было.

И.Петровская Еще говорили «Сначала завизируй, а потом импровизируй». И, кстати, Хазанов об этом рассказывает, что через сколько этих завизированный нужно было пройти, чтобы выйти с текстом на публику и непринужденно пошутить. Это как раз понятно. Но сегодняшнее, что они так удивительно аккуратно, осторожно пытаются вообще не говорить о сегодняшнем, или приводить аргумент, что сегодня-то «огого», только никто не шутит. За редким исключением в этом Stand Up. Или еще прислал мне мой товарищ, он писал в свое время прекрасные афоризмы для «Времечко», помнишь? Он мне прислал фрагмент, там же выходит программа «Однажды в России», там пародия на ток-шоу «Время покажет».

Я хохотала, потому что называется «Время накажет», а во-вторых вот это вот… Там удивительно точно схвачен образ ведущего, его лексика, его агрессивность. Замечательно. Там якобы гость английский, которому ни слова не дают сказать. В общем, я получила большое удовольствие. А самое главное, действительно, удивляешься, как если бы во времена Хазанова кто-то вышутил и пошутил от себя, точно так же изумляешься, как это теперь возможно и как это теперь смело по нынешним временам.

Окей, давай уйдем уже от сатириков и юмористов. Может быть, давай обсудим выступление Антона Долина в Ещенепознер.

К.Ларина Я посмотрела, конечно, это интервью. Вот мы с тобой не обсудили в прошлый раз Уменского, замечательный совершенно человек, его можно слушать и слушать, он очень… Человек, который верит в человека. Я всегда таких людей невероятно уважаю, просто восхищаюсь.

И.Петровская Еще важно, что это – священник, что важно для нас, такого нового типа. Он говорит современно абсолютно, он выглядит современно, у него совершенно замечательное чувство юмора. В нем нет вот этой вот надутости, напыщенности и назидательности, которая часто присутствует, когда священнослужители выступают по телевизору. Он абсолютно живой.

К.Ларина Кстати, вспомнила, что я в него влюбилась во всех смыслах, когда впервые его увидела в телевизоре. Это было на канале «Дождь», уже достаточно давно. И он там впервые появился, была поражена и обликом, и риторикой, и самоиронией. Ты права, с редким чувством юмора, которое до этого я видела, пожалуй, только у одного священника, у Михаила Ардова. А здесь да, чудесный эфир, человек, слушать можно бесконечно.

Что касается Антона Долина. Я хотела было обсудить какие-то его утверждения, конструкции размышлительные о сегодняшнем дне, политике, о коллаборационизме, как они это называют. Потом посмотрела, он, оказывается, это все уже говорил, буквально слово в слово все эти конструкции он повторял… Мне сложно говорить, скажу честно. Потому что Антон Долин – это такой мой близкий товарищ, я и так уже испортила с ним отношения один раз, больше не хочу.

И.Петровская Я уже со столькими людьми испортила отношения, что мне как бы уже правда отчасти все равно. Мы же все равно говорим об образе, который так или иначе создается этим человеком на экране. Поэтому мы с тобой, помнишь, говорили в связи с эфиром с Димой Муратовым, что есть такие интервьюеры разного типа. Как Дима Муратов, который совершенно отзывчив, он готов отвечать на любой вопрос. Он может даже отчасти предвосхитить этот вопрос. И поэтому он – мечта интервьюера, правильно?

Есть, наоборот, люди, которые сами по себе замечательные, но примерно Андрей Звягинцев, который как раз односложно часто отвечает. «Да» или «нет». Прекрасный кусочек был выложен в интернете, когда он был у Дарьи Златопольской, и она минуты три задает ему вопрос. И получает от него ответ «Да». Или «Нет». И вот есть тип еще один интервьюируемого. Которому вообще не надо задавать вопросы, он все равно будет говорить все это время. О себе. Долго-долго-долго, будет говорить массу имен. Из чего должен создаться образ такого абсолютно энциклопедически образованного… Что совершенно не исключено, человека, вовлеченного во все.

Но в какой-то момент мне показалось, что ведущий тоже был близок к этому состоянию.. Прекрасный есть такой телеспектакль, «Драма» у Чехова, когда приходит драматургиня начинающая читать свою пьесу, опус, ее играет Фаина Раневская, естественно, блистательно. И вот она читает-читает, у того она уже двоится, троится в глазах. Потом, когда она запевает, в этот момент он хватает папье-маше и бросает в голову. Вот мне казалось, что Коля Солодников был близок к тому, чтобы либо упасть со стула просто, помутившись просто разумом от этого обилия информации, от этого бесконечного упоминания того, что Антон Долин в разных ипостасях делает. Или второе, у него было, может, желание, что-то у него под стулом было тяжелое, но он, конечно, до этого не дошел.

К.Ларина Мне кажется, вот я как раз этого не заметила. Я другое заметила, что он тоже в эти эмпиреи воспарил вместе с Антоном Долиным. И там был какой-то момент, когда они вдвоем заговорили на этом птичьем языке, делясь своими пристрастиями в музыке, в литературе и в…

И.Петровская Надо соответствовать. Иногда было ощущение, что это вот зеркало, и они видят каждый себя, чуть-чуть по-разному выглядящих в этом вот зеркальном отражении. А с другой стороны, мне периодически, когда я смотрела на крупные планы Николая Солодникова, вот у меня было ощущение, что он уплывает куда-то. Я знаю, я сама, когда брала интервью, а я довольно много их брала в свое время, вот были у меня такие собеседники, от которых у меня абсолютно мутилось сознание, и я уже не понимала, чего я от них хочу. А они все продолжали говорить, уже диктофон, все кассеты заканчивались. А они говорили, говорили… И я практически падала со стула в изнеможении.

К.Ларина Дмитрий Быков один раз заснул во время интервью, знаешь эту историю?

И.Петровская Он брал или у него?

К.Ларина Он брал. Это было на радио, в прямом эфире, у него был гость, и он с ним типа беседовал. А гость был такой, как ты рассказываешь, который говорил-говорил-говорил… И в какой-то момент зрители услышали храп, Дмитрий Быков лежал на кресле и спал. По-моему, гость не заметил это.

И.Петровская Я не раз наблюдала похожее у Владимира Познера, когда он явно тоже боролся с сонливостью, которая неизбежно наваливается в момент, когда наиболее словоохотливые гости начинают перед ним исповедоваться.

К.Ларина Мы многого не успели. Хотела просто сказать людям и тебе, что на «Настоящем времени» вышел очень интересный проект Инны Курочкиной и Александра Морозова, «Fake News», это такой сериал, у него тринадцать серий. Они его поставили как-то глупо, каждую субботу он идет, по-моему, в восемь часов, на сайте невозможно посмотреть. Мне вот Инна прислала весь сериал, я посмотрела половину. Это, конечно, большое событие в мире медиа, обратите на это внимание.

Заканчиваем мы, возвращаясь к главному, как мне показалось, политическому событию. Это – годовщина вывода войск из Афганистана. Собственно говоря, фрагмент того времени мы сейчас и услышим.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире