'Вопросы к интервью

И.Петровская Добрый день или доброе утро, дорогие наши слушатели, зрители частично. С вами – «Человек из телевизора», как всегда по субботам. И мы в полном составе: Ксения Ларина, слышишь ли ты нас, видишь ли ты нас?

К.Ларина Да, доброе утро, добрый день.

И.Петровская Ура. Здесь Ирина Петровская, в студии, и за звукорежиссерским пультом Александр Смирнов. Средства связи вы, наверное, выучили наизусть, но я все-таки повторю: +7-985-970-45-45, это смски можно писать, твиттер – аккуант vyzvon, Ютуб-канал. И Ксения открыла страничку в Фейсбуке.

К.Ларина Да, все как обычно. Но скажу честно, сегодняшнюю страничку я полностью списала со странички Ирины Петровской. Потому что была в небольшом отпуске, мало чего успела увидеть, но, тем не менее, тоже добавлю что-то. Вот что Ира видела, я читаю. «Блокада» Лозницы и «Ян Карский — праведник мира» на «Дожде» (в день освобождения Ленинграда и Освенцима. «Fake News» с Марией Борзуновой на «Дожде». Цикл Роста «Регтайм или разорванное время» на Культуре. Премьера канала «ОсторожноСобчак!» на Youtube — интервью с Фёдором Смоловым. Нюта Федермессер и Олег Басилашвили в «ЕщенеПознер». Запуск Первым каналом нового канала «Победа» к 75-летию победы. Защита Скабеевой в «Вестях недели», Скабеева на Youtube. Это – новость, которую многие обсуждают. Я думаю, мы тоже обязаны это сделать.

И.Петровская Шоу на Россия-1 «Кто прав», раньше шли «Тайны следствия», а теперь у зрителей нет возможности отвлечься, они вынуждены смотреть новое, орущее, опять Украина, Венесуэла… В начале назначили двух ведущих, Сергей Михеев и Соловьев должен был представить программу, а потом вроде как передать бразды правления Михееву и другому человеку с Вестей-ФМ Владимиру Аверину, но, поскольку они катастрофически не справляются с ведением, то несчастный Соловьев… Несчастный, потому что я не знаю, как человеческий организм может выдерживать такие нагрузки, теперь еще тоже торчит в этом эфире дневном, а потом идет в свой эфир.

К.Ларина Я еще не закончила читать список благодеяний. Самая непостижимая премьера на НТВ, «Ученик» Серебрянникова, завтра в 23.00. И то, что я добавила от себя, новые ютуб-каналы, которые я посмотрела, «Культура памяти» и «Ход культур», ты что-нибудь слышала про это? Я вчера посмотрела «Культура памяти», ведет эту программу Сергей Марков, но не пугайтесь, это просто полный тезка нашего безумного Маркова. И я могу сразу сказать, она выходит при поддержке Дмитрия Зимина, как ты понимаешь, это – человек, который…

И.Петровская Очень уважаемый человек.

К.Ларина И вчера я посмотрела, тебе тоже рекомендую, большое, больше часа интервью с Лией Ахеджаковой, буквально вот на днях оно было записано. И там, как я поняла, ведущий приезжает в гости к своему герою, у нее дома, в ее загородном доме. Очень уютная милая беседа. И сама Ахеджакова очень домашняя, без косметики, такая вот совсем юная, приятная, прелестная. И как всегда обжигающе откровенная, потому что очень острый был разговор о политике, об обществе, о театре, о многом. Если что, мы еще к этому вернемся. Канал «Культура памяти».

А «Хоткультур» — программа с деятелями культуры, тоже интервью. Я посмотрела интервью с Сашей Филипенко, писателем, журналистом, ведущим «Дождя», очень симпатичная передача. Тоже искренняя, тоже актуальная, на самые острые темы сегодняшнего дня, которые не затрагиваются в официальном телевизоре.

И.Петровская Еще если вдруг мы успеем, мы в прошлый раз не успели, вот это вот новое расследование Алексея Навального, которое касается…

К.Ларина И не успеем уже. Я вообще хотела начать с другого. Перед нашей передачей я рассматривала вчерашнее празднование юбилея Роста, у вас на сайте, на сайте Новой газеты. Замечательная фотогалерея, я так поняла, что это было очень хорошо. Расскажи буквально несколько слов.

И.Петровская Я хочу практически официально поздравить своего коллегу очень давнего, и твоего, и моего, любимого нашего друга, Юрия Михайловича, которого на самом деле очень много кто зовет Юрием Михайловичем, не потому что уважения мало, а потому что он абсолютно свой для всех, для людей, по-моему, любого возраста. Те, кому повезло войти в его орбиту. Мне повезло, тебе повезло. Я знаю лично Юру со своих 20 лет, мы его еще приглашали на свой журфак, у нас был там пресс-клуб, он приносил фотографии, рассказывал дивные все свои истории. Конечно, в то время он был уже знаменитый, но я думаю, что немалое количество молодых людей шли на журфак, именно влюбившись в произведения Юрия Роста.

Он создал действительно какой-то свой жанр. И вообще, сам Рост, как все говорят, это – абсолютно отдельный жанр. Я специально принесла, вчера нам всем раздавали, Новую газету. Половина номера этого практически посвящена Юрию Росту, поскольку он работает в Новой газете, и я имею честь работать с ним вместе. И вот здесь вот, на обложке…

К.Ларина Аэростат.

И.Петровская Воздушный шар. Почему? Потому что много-много лет назад Юра, необычайный выдумщик, придумал себе, такая мистификация была, Винсент Шеремет, воздухоплаватель и поэт французский 18 века. И многое время многие читатели думали… Он ссылался на него, он его цитировал, приводил стихи. И многие думали, что это действительно открытый Ростом поэт. А потом только стало известно, что под этим именем скрывается сам Юра Рост. И вчера, во время празднования в театре Фоменко, вот этот вот реальный, в реальном масштабе воздушный шар Новая газета подарила Росту. И надували практически у нас на глазах, только что не отправили в полет, потому как в центре могли неправильно понять, что это такое.

К.Ларина То есть, его не запустили? Потому что я прочитала, что был запущен аэростат, прям с Москва-сити в честь юбилея Юрия Роста.

И.Петровская Я так поняла, что он не полетел. Возможно, он был запущен, но остался на привязи, но это все происходило в режиме реального времени. Само собой, мы с тобой бывали и на 70-летии, и на 75-летии. Юра всегда свои все праздники, он, кстати, не любит слово «юбилей», сам ведет. Он рассказывает невероятные истории. И вообще, атмосферу, которую он создает, невозможно нигде повторить, потому что приходят на этот праздник такие же, но по-другому, штучные люди. И, когда мы уходили из предыдущих юбилеев, и вчера, мы говорили, что это поразительно. Что нет среди 250 или 300 человек ни одного какого-то неприятного типа, которого хочется обойти стороной, лишь бы с ним не встретиться. Вот это тоже надо уметь.

И в Новой газете, в этом номере, Дима Муратов, недавно – главный редактор, а сейчас издатель, он пишет маленький, но очень точный текст, где он приводит слова Роста, что привилегия журналиста – дружить только с хорошими людьми. Но мы прекрасно знаем, что немногие эту привилегию используют вот так сполна, как использует Рост.

И, возвращаясь к теме «Человек из телевизора», на этой неделе канал «Культура», очевидно, в ознаменование грядущего юбилея поставил очередную порцию, если так можно сказать, авторской программы Юрия Роста, называется «Регтайм или разорванное время». Это – большой цикл, правда, он идет без какого-то точного шага, без какой-то определенной периодичности. Но время от времени новые серии этого проекта выходят в эфир канала «Культура», и вот на этой неделе тоже было четыре серии, в двух из которых Юрий Рост впервые, по-моему, на экране рассказывал именно о себе, о своем детстве, он киевлянин. О маме, об отце, о друзьях детства, о своей студенческой юности, о начале работы в журналистике. И я, когда это смотрела, оторваться невозможно.

Вот он такой рассказчик, без всякого пафоса, какой-то рисовки, он говорит так же, как он говорит в обычной жизни, оторваться невозможно. Такое пробивает обаяние личности. Я думала, как преступно мало человека такого масштаба, такого обаяния, такого умения пробивать экран, как преступно мало телевидение его использовало и использует. Была у него программа еще на старом Рен-ТВ. Была «Конюшня Роста», была авторская программа, где он рассказывал свои истории, показывал свои прекрасные фотоработы. Потом был большой перерыв, но, слава Богу, сейчас хотя бы нечасто, но он выходит на канале «Культура».

В общем, слов для того, чтобы выразить свою любовь и восхищение этим человек, мне даже трудно подобрать. Вчера все люди ему эти слова говорили и выражали, а он так вот аккуратно, спокойно весь этот пафос прибивал. И поэтому получился абсолютно дружеский вечер, где все чувствовали себя прекрасно. И такое вот было постоянное общение с прекрасными людьми.

Я просто упомяну, кто там был, чтобы вы поняли, потому что это – друзья, реальные, а не свадебные генералы. Жванецкий, Норштейн, Ширвиндт-старший, Володя Молчанов, Спиваков, Абдрашитов… В общем, всех не упомянешь, много прекрасных и знаменитых врачей. Опять же, не потому, что люди полезные, а потому что со всеми из них Юра дружит. Для него не существует понятия статус, для него существует понятие «хороший человек», в которого он когда-то влюбился. И эти люди тоже в него влюбились. И вот здесь целая подборка знаменитых фотографий Роста, где наряду с Сахаровым, НРЗБ, Георгием Данелия присутствуют простые люди, деревенские, маленькая девочка из Карабаха, у которой зуб болит. И все эти работы абсолютно равноценны. И люди для Роста абсолютно равноценны по отношению к ним. Так вот как-то. Ты слышишь нас?

К.Ларина Вчера Юрий Рост был в гостях у нас на «Эхе», программа «2019», я просто хочу сказать нашим слушателям, что, если вы пропустили, то обязательно ее послушайте или посмотрите, она у нас есть на сайте, на ютуб-канале. Вчера это был для меня такой сюрприз в честь юбилея Роста, что он в день своего рождения потратил на нас целую кучу времени. Пришел к нам с Дымарским в студию. И там был очень трогательный момент, я писала об этом даже в Фейсбуке, что буквально перед началом записи раздался телефонный звонок, но там понятно, что вчера ему звонки бесперебойно шли, просто один за другим. И вот он отвечал, уже в студии сидел перед микрофоном.

И оказалось, что это звонил как раз его товарищ детства, с той самой первой фотографии из киевского двора, где три мальчика сидят.

И.Петровская: 47й год.

К.Ларина Да. И вот один из этих его товарищей детства позвонил его поздравить. Это был очень трогательный момент, естественно, я тут же нашла фотографию, показала ее, он рассказал ее историю. И ты права абсолютно, Юрий Рост – рассказчик удивительный, слушать его можно как на огонь смотреть.

И.Петровская И на воду, на море.

К.Ларина Да, не отрываясь, слушать и слушать. Даже не вопросы задавать, а подкидывать в качестве каких-то дровишек какие-то темы, реплики. Какое-то путешествие во времени, называть какой-то год, человека, фотографию… И тут же в секунду появляется целая история и про время, и про дату, и про человека. В общем, дай бог ему здоровья, счастья и нам с ним подольше у этого костра греться.

Я забыла, прости, а что пели Малюкова и Норштейн?

И.Петровская Они пели знаменитую песню «Пчелочка золотая, чего же ты жужжишь?». Там потом еще был замечательный дуэт Елена Антоновна Камбурова и Юра НРЗБ, они пели украинскую песню, диалог такой разыгрывали. Это было тоже очень смешно и очень симпатично.

Вот эта цифра, 80, она совершенно кажется невероятной именно по отношению к Юрию Росту, и об этом вчера многие говорили, это уму непостижимо. Именно эта цифра, она какая-то отдельная от него, потому что он по всему, по своей стати, по своей пластике, по своей живости как-то совсем не тянет на восьмидесятилетнего, и поэтому это было тоже бесконечной темой, что, наверное, какая-то ошибка в метрики закралась. Хотя, с другой стороны, уже совершенно не имеет значения, 80 или сколько, главное, что человек живой, абсолютно не утративший с возрастом интереса к людям, интереса к жизни. Послушайте, он незадолго до 80 по Европе со своими коллегами и друзьями на мотоцикле пропутешествовал, по многим странам. На мотоцикле. Вдумайтесь. Он, я не знаю, скакал на лошадях, был в Антарктиде. Где он только не был. И вот это все продолжается. То есть, это – абсолютно во всех смыслах уникальный человек.

И, по возможностям, тьфу-тьфу, вот его какого-то невероятного организма, состояния, и по всему другому, по интеллекту, по желанию видеть новое, знакомиться с новыми людьми. И дружить. Потому что то, как дружит Рост, это мало кто умеет, особенно в наше прагматичное и циничное время.

К.Ларина Нас тут поправляют, программа на России называется «Кто против».

И.Петровская А я как сказала?

К.Ларина А ты написала «Кто прав».

И.Петровская Ой нет, извините, бывает на старуху проруха.

К.Ларина Давай начнем уже что-нибудь обсуждать, а то прицепились паровозиком к славе Роста и едем.

И.Петровская Это – тот самый случай, когда не жалко ни времени, ни самых невероятных и превосходных эпитетов, потому что мы можем считать, что нам дико повезло быть современниками и его друзьями. Давай, что ты хочешь обсудить?

К.Ларина Я хочу обсудить премьеру «ОсторожноСобчак!». Во-первых, значит ли это, что проект «Собчак против», этот проект закончился. Так, что ли?

И.Петровская По крайней мере, я давно не видела его в эфире. Последние какие-то выпуски были, по-моему, задолго до Нового года.

К.Ларина Это, чтобы вы понимали, друзья, это – не телевизор, это – ютуб-канал Ксении Собчак, который она открыла во время президентской кампании, там были все сюжеты, связанные с ее предвыборной кампанией, телевизионные ее выступления и прочее. А теперь, как я понимаю, она его решила возродить и завела полноценную программу. Тут важно отметить, что она абсолютно полноценная телевизионная передача, профессионально снятая. Герой – футболист Федор Смолов, который прославился тем, что не забил пенальти в матче с Хорватами на последнем Чемпионате Мира. И в этом и заключалось главное событие, связанное с горем болельщиков.

И.Петровская Но это была и для него трагедия…

К.Ларина Я помню, что потом подвергли его травле страшной во всех возможных интернетах, везде его пинали. Прям жалко было. Но все у него зашибись, все хорошо все равно, с брендами в порядке, с жизнью профессиональной тоже. Могу сказать так, парень-то хороший, неглупый, образованный. И там Ксения пыталась проверять его IQ разными способами, но он не сдался, молодцом. Даже она там лажанулась в своих вопросах, когда назвала романом, по-моему, «Леди Макбет Мценского уезда», а это повесть.

И.Петровская Мне знаешь, что понравилось? Там явно есть хороший, профессиональный режиссер. И то, как это сделано, изобразительно. Ужасно смешно эти цепи, «ОсторожноСобчак!», заставка, на длинной этой цепи… Будем дальше ждать.

К.Ларина Кстати, это лучше чем «Собчак против», попытка дебатов.

И.Петровская Без сомнения. Там не было понятно, почему приходящий в эфир политик должен с самой Собчак дебатировать, если она выходит как представитель канала и модератор. И в этом была какая-то абсолютно системная ошибка. Именно системная, потому что и этим людям было не очень уютно, и сама Ксения тоже не очень понимала, как мне кажется, свою роль в этом. Поскольку у нас сейчас будут снова новости, напомни мне, чтобы я еще про один скандал, связанный с Ксенией, эфирный скандал, упомянула.

НОВОСТИ

И.Петровская Мы продолжаем, «Человек из телевизора» снова здесь, на том же месте, средства связи все те же. Ксения Ларина, Ирина Петровская, Александр Смирнов. Если не возражаешь, просто на два вопросика отвечу…

К.Ларина А потом я скажу тоже.

И.Петровская «Здравствуйте, а почему Рост назвал Дмитрий Муратова сыном?». Потому что такая у них игра давняя, поскольку Дима Муратов моложе Юрия Михайловича на 23, по-моему, года, то он называет Юру «папа», а тот называет его сыном. Вот так вот они играют. И второй вопрос, просто реплика, человек пишет, что он был еще совсем юным, а уже читал Роста в «Комсомолке».

К.Ларина Пришло письмо от ведущего канала «Культура памяти», я смотрю чат ютуб-канала. «Дорогая Ксения, меня зовут не Сергей, а Андрей Марков».

И.Петровская Уже хорошо.

К.Ларина Андрей Марков, спасибо большое за то, что сразу откликнулись. Еще раз хочу сказать вам большое «спасибо» за интервью с Лией Ахеджаковой, которое я вчера посмотрела. И продолжаю рекомендовать сделать это всем нашим слушателям и ведущей передачи «Человек из телевизора» Ирине Петровской.

Про Собчак скажи.

И.Петровская Коротко. Это просто говорит о стиле работы нынешних телеканалов. На прошлой неделе она приехала в эфир к Вадиму Такменеву на программу «Центральное телевидение». Некогда имела вполне приличную репутацию, но, к сожалению, ничто не вечно в смысле репутации в этих эфирах. И, как она потом говорила, ее позвали поговорить о политике, она недавно съездила в Киев, ну и в общем она уже тоже себя позиционирует как политик после известных президентских выборов. А в результате, когда она загримированная подошла к студии, она услышала подводку, которую читал Вадим Такменев, по поводу того, что произошла известная драка между близкими Ксении Собчак мужчинами.

Кто друг, кто муж… А еще там была такая выгородка сделана, боксерский ринг, боксерские перчатки. Ну и Ксения развернулась и покинула вот эту вот юдоль разврата. Я просто к тому, что многие каналы именно таким образом выманивают к себе людей, героев, а потом…

К.Ларина Не так все просто. Раз ты об этом заговорила. Я прочитала в телеграм-канале, там нтв-шники выложили скрин переписки с Ксенией Собчак, когда они ее звали на программу. Переписка на смс. Они изначально приглашали ее на эту тему. Короче, они приглашали ее на эту тему, она сказала, что на эту тему она говорить не хочет, но готова рассказать об этом, об этом и об этом. И они сказали, окей, хорошо. Самое главное, что здесь не было неожиданности, что эта тема будет. Просто, как я поняла, она была оскорблена тем, что все равно эту тему сделали главной, судя по той подводке.

Но то, что эта тема будет в эфире, она знала. И не отказывалась ее комментировать.

И.Петровская Окей, ладно. Все хороши, возможно. Но то, что телевидение часто использует именно вот такой прием, когда зовут на одну тему, а потом оказывается, что тема прямо противоположная и вообще другая, именно та, на которую человек приглашенный меньше всего хотел бы говорить, это тоже очевидный факт.

Значит, следующее. У меня вопрос «С кем подралась Скабеева?». Скабеева сама не подралась ни с кем, она отправилась на сессию в ПАСЕ, в Страсбург. И как всегда, прицепилась, просто как клещ впилась в украинскую делегацию, мешала проводить брифинг, наскакивала со своим микрофоном. Мы знаем, как она умеет закрикивать, заговаривать…

К.Ларина Просто человека закрикивала. Там женщина украинская, которая рассказывала о военнопленных украинских, которые находятся в российских тюрьмах. Короче, тема понятная, она требовала их освобождения, рассказывала, сколько они посылали запросов, что никакого ответа не было. Вокруг нее стояли журналисты, она говорила в несколько микрофонов. Короче говоря, она стала закрикивать ее, мешая работать своим коллегам, прежде всего.

И один из окружавших ее журналистов просто отпихнул, оттолкнул. Не было никакого насилия применено, он просто рукой ее отпихнул, вот и все. На мой характер – я бы дала по башке каким-нибудь микрофоном, потому что человека хочется послушать.

И.Петровская Невыносимая манера, именно вот так набрасываться. Причем не в первый раз, на предыдущей сессии она бежала на своих каблуках, кричала, ей в лицо показывали презрение. Плюй в глаза… Это удивительный, уникальный пример такого, с позволения сказать, журналиста, которому все – божья роса.

К.Ларина А что было, какая-то защита…

И.Петровская Тема продолжалась, сначала в формате «60 минут», где украинцы были названы всеми отвратительными словами, бандитами, хулиганами, было новое слово введено – «рогули», обозначение на Украине людей малообразованных, диких, живущих в сельской местности. И, конечно, был мощный сюжет в защиту нашей хрупкой русской девушки в «Вестях недели» у Дмитрия Киселева, где это нападение было приравнено чуть ли не к акту терроризма. Сама она бесконечно комментировала, как она себя считает, что она вела себя как профессиональный репортер, и вот нарвалась на такое оскорбление.

Я тоже считаю, что толкать, наверное, не следовало. Но с другой стороны…

К.Ларина Ее просили замолчать, не мешать человеку высказываться. Люди стояли, работали. Там абсолютно явный такой прием, забалтывание. Как люди затопывают чье-то выступление, так здесь она забалтывает. Хулиганство.

И.Петровская Конечно, она нарывалась. Это безусловно. И нарвалась. И как медаль получила, потому что об этом все говорят. Рамзан Кадыров требует сатисфакции, защищает простую русскую девушку. И, кстати, возвращаясь еще к одной теме.

Я тут с изумлением обнаружила, что в Ютубе появился канал или видеоблог самой Скабеевой. Ты видела?

К.Ларина Нет.

И.Петровская Теперь она раз в неделю сидит и отвечает на вопросы дорогих телезрителей. Выглядит пока это все чудовищно, потому что она сидит в каком-то темном помещении, наклонив голову, читает планшет, какие-то приходят там вопросы. А со стороны не видно, кто, какой-то Олег или еще кто-то время от времени ей задает какие-то вопросы, которые не слышно.

Но тут важно другое. Именно в этом формате эта железная девушка пытается создать образ веселой, остроумной, живой, очень человечной, откликающейся на разные вопросы, хотя она говорит, что она ни оскорбительные, ни особенно хвалебные не читает. И на этой неделе, 31 числа был очередной ее выход, конечно, она тоже обсуждала эту тему. И бесконечно тоже клеймила и Березу, украинца этого, и остальных за вопиющее неуважение к российской журналистке.

К.Ларина Ир, по поводу годовщины освобождения Ленинграда от блокады. Я хотела так поставить вопрос, поскольку в этот день я не следила. Ты рассказала, как на «Дожде» отмечалась эта дата. Я так поняла, что там были показаны «Блокада» Лозницы, то, что ты сказала. И вот второй фильм, «Ян Карский – праведник мира», это уже к освобождению Освенцима.

А вот что касается официального телевидения, там что-нибудь было вообще? Я смотрела программы на эту неделю, там и фильмы художественные были на тему блокады…

И.Петровская Много было чего, начиная с фильма прекрасного, который мы в прошлый раз обсуждали, Елены Якович, посвященного Ольге Берггольц, фильм «Голос». Фильма, посвященного столетию Гранина на Первом канале. Были еще документальные фильмы, было много художественного кино, «Ладога», «Ленинград». И на канале Россия это было бесконечно. Но самое было печальное – дискуссии, которые вели у Соловьева, «Кто против», «Время покажет», я его не видела, врать не буду.

Смысл такой: «Руки прочь, поганые либералы, мерзкие зарубежные журналисты, от нашей блокады, это – наша героическая страница, не дадим ее никому подвергать ничему, никакому переосмыслению, никакому современному анализу». Хотя фактов открывается дикое множество, и весь Фейсбук был забит воспоминаниями настоящих блокадников, воспоминаниями Дмитрия Сергеевича Лихачева, жуткими просто.

Но мы, я так понимаю, это относительно новая установка, мы не хотим об этом знать. Да, мы знаем, что был подвиг беспримерный, был невероятный героизм, никто этого и не опровергает. Но, самое главное, не троньте это, ни о чем другом не думайте, вопросов не задавайте.

Немецкая журналистка, которая написала текст, где она подвергла сомнению необходимость проведения торжественных мероприятий таких как парад в этот день. Конечно, она была просто анафеме предана. И это было основным направлением этих так называемых дискуссий.

К.Ларина Ира, прости. Просто, поскольку параллельно вот эти две даты, Освенцим и блокада, я хочу просто вспомнить комментарий Аллы Гербер, которая в эти дни была в составе делегации российской, которая отправилась в Освенцим на эти вот.. Дни памяти. И она, вернувшись в Россию, написала с горечью о том, как по-разному люди отмечают эти скорбные даты. Здесь – парады, бряцают оружием, танки едут. А там – абсолютное ощущение горя, трагедии, скорби. И она так написала про вот эти вот вещи, оставшиеся в качестве арт-объектов в музее Освенцима, вещи от убитых людей. Обувь, одежда и прочее. Это, конечно… Даже не знаю, как проанализировать это абсолютно разное, полярное отношение к погибшим, замученным, уничтоженным миллионам людей невинных.

Мне кажется, что эти две даты, поставленные рядом, два эти мероприятия, извините за это казенное слово, они как раз о многом говорят, многое объясняют.

И.Петровская И о многом также говорит, я просто напоминаю, что клеймили немецкую журналистку, а в лице ее, как у нас водится, всю Германию, которой надо бы заткнуться и сидеть, прижав уши… Это я говорю, естественно, обобщая все, что я слышала. Так вот, та самая Германия выделила блокадникам и тем, кто пережил это в раннем возрасте. А остались, в основном, те, кто детьми были. Сколько-то там миллионов евро, я сейчас не помню. В то время как блокадным детям и самим блокадникам у нас заплатили, по-моему, 3000 детям и ветеранам совсем пожилым 7000, по-моему. Прибавка к пенсии.

Это я просто к тому, что клеймить мы умеем, а реально помогать как-то не получается. Вот не идет эта помощь. Я уж не говорю о том, во что превратили перед этими празднованиями город, отчасти погода, стихия, снег. Но в большей степени, безусловно, власти, которые допустили то, что город правда похож, как будто реконструкция, на тот самый блокадный, который мы видим на фотографиях и в хрониках, когда эти завалы снега, лед. И люди вынуждены сегодня, в наши дни, по этому всему карабкаться. И ломать ноги, руки и шейки бедра только лишь потому, что в городе не хватает уборочной техники и людей, которые могли бы это убирать.

Кстати, по поводу FakeNews, программа очень забавная, которая выходит на «Дожде», где описываются разные новости, которые выдаются за правду. И там одна из новостей была на одном из федеральных каналов, что чиновники вышли с ломиками, чтобы долбить лед. А выяснилось, что это были нанятые актеры, вот. Значит, активность и попытки каким-то образом убрать город, оказалось, что это все для съемки, такая декорация.

К.Ларина Я, кстати, тоже хочу поддержать тебя и порекомендовать нашим слушателям обратить внимание на программу FakeNews, она достаточно давно идет, там два ведущих поочередно работают. Это – такой факт-чекинг, когда действительно разоблачаются мистификации телевизионные и просто откровенное пропагандистское вранье. Все, что происходит в этих самых ток-шоу, которые мы обсуждаем, в новостных сюжетах. Но сделано это очень остроумно, замечательно ребята работают. Небольшая программа, но на нее стоит обратить внимание, я тоже поддерживаю.

И.Петровская Я теперь постоянно смотрю. Чтобы не заговорить эту тему. Конечно, канал «Дождь» в очередной раз совершил такой поступок и творческий, и политический, потому что показали фильм Лозницы Сергея «Блокада». Мы знаем, что Сергей Лозница – очень интересный художник, он работает с документальным материалом, хотя он и игровые тоже снимал. Но вот то, что, вы видели, события, посвященные путчу 91-го года в Петербурге, Майдан, безусловно, Освенцим, только он как-то иначе назывался… Аушвиц…

Он берет документальную хронику, и ее уже современно переозвучивает, монтирует, создает невероятный образ вот этого вот либо события, либо трагедии как в случае с блокадой. Огромное количество…

Я, кстати, «Процесс» так до конца и не посмотрела. Путч 91-го года, там слышны реплики, хотя они не писались на микрофон, понимаешь? Он их выводит, делает на компьютере, вытягивает. Точно так же и в «Блокаде», слышны отдельные реплики, которые мы никак не могли бы слышать. Там какая-то своя есть технология. Смотреть «Блокаду» необычайно тяжко, потому что ты физически ощущаешь вот этот вот ледяной абсолютно холод, это дыхание смерти. Будничное для людей выживание, когда идут женщины, мужчины, на саночках везут спеленутого ребенка… Невероятные, просто рвущие душу и сердце кадры. Тем не менее, это надо показывать именно потому, чтобы этого никогда больше не повторилось.

К.Ларина Удивительно, что «Дождь» закольцевал таким образом тему блокады в своей судьбе, в судьбе канала. Мы помним, что на этой теме «Дождь» как телеканал практически прекратил свое существование, теперь они в интернете в основном работают.

И.Петровская Ну эфирное, слава богу, существует.

К.Ларина Но то, что они вернулись к этой теме, что они поставили такой фильм, что они такого режиссера поставили, имя которого практически не упоминается вообще в нашей публичной жизни, культурной. Как будто вообще его не существует, такого режиссера, как Сергей Лозница. А это – человек, который снимает фильмы на русском языке, для русской публики, для российской публики. Но, к сожалению, его работы, выдающиеся, в том числе и игровые… Мы их не видим. И спасибо телеканалу «Дождь» за то, что он поставил.

И.Петровская И спасибо Сергею Лознице за то, что он дал разрешение на показ. Мы должны заканчивать, и мы закольцуем, конечно, сегодняшний эфир, потому что вчера, когда я собиралась к Юрию Росту на день рождения, я задала от имени Ксении вопрос: «Что ты поешь, когда тебе хочется петь?». Он вначале подумал, а потом перезвонил и мгновенно мне напел то, что он бы с удовольствием сам спел и то, что, наверное, ему будет приятно услышать. Юра, слушай, это тебе. Наш музыкальный подарок.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире