'Вопросы к интервью

5 января 2019 года

Эфир ведут Ксения Ларина, Ирина Петровская

К. Ларина 11 часов 6 минут, добрый день, доброе утро! Начинается программа «Человек из телевизора». Сегодня она через расстояния. Здесь, в московской студии редакции «Эхо Москвы» Ксения Ларина, а в отеле «Гельвеция» в Санкт-Петербурге Ирина Петровская. Ира, привет!

И. Петровская Доброе утро москвичам!

К. Ларина Здравствуйте! Как вы там?

И. Петровская Слышно нормально?

К. Ларина Слышно прекрасно. Я даже теперь вижу вдалеке.

И. Петровская А я нет, к сожалению, но слышу хорошо.

К. Ларина Хорошо! Ира, значит, я, как всегда, написала наши метки. Во-первых, с Новым годом, с наступившим, поздравляю тебя и наших слушателей, поскольку всё-таки наша передача первый раз выходит уже в 2019 году.

Хотела начать всё всё-таки со слов прощания, поскольку вот потеря очередная. К сожалению, уход очень хорошего человека, замечательного артиста Ивана Сергеевича Бортника. Сегодня ночью он ушёл из жизни. Конечно, это такой домовой Театра на Таганке, все прекрасно его помнят и знают. Думаю, что каждый из наших слушателей, конечно же, вспоминает и Промокашку из «Место встречи изменить нельзя», и много его театральных работ. Я очень любила его в фильме «Зеркало для героя» Владимира Хотиненко. Замечательный актер, светлая ему память! Ира, ты скажешь?

И. Петровская Да, я к этим словам присоединяюсь, потому что я вот только-только, полчаса назад, открыла Фейсбук и увидела эту весть. Горькая весть, но неизбежны всё равно потери. Светлая память! А как раз культовый, как принято говорить, фильм «Место встречи изменить нельзя» в новогодние праздники один из каналов подряд показывал, и можно было снова увидеть его совершенно замечательную роль Промокашки.

К. Ларина Ну а теперь я процитирую всё, что я написала в Фейсбуке. Но это всё согласовано с Ириной Петровской. Вы не думайте, товарищи, что я просто занимаюсь самоуправством.

И. Петровская Да, у меня каникулы, но это не значит, что я абсолютно выпала из контекста. Увы и ах!

К. Ларина Итак, в Фейсбуке на моей страничке есть наши меточки. Всё, что успеем обсудить, обсудим. Но я ещё надеюсь всё-таки, как обычно, что и вы нам что-нибудь подкинете, то, что, может быть, мы пропустили. Ваше мнение всегда очень важно и интересно.

Итак, новогоднее телевидение. «Голубой Ургант» — пародия на «голубые огоньки». Новогодние посиделки на «Дожде». Там было два таких, как это называется, марафона: Синдеева-Хакамада-Зыгарь и Козырев-Роменский-Катаев. Рэп от Дмитрия Киселёва и дуэт Скабеевых про «Широка страна моя родная» — шок Нового года, так я это определила. «Дождь» — премьера замечательного фильма Павла Селина «Юра-музыкант». Кто не видел, посмотрите обязательно. Это большая, масштабная работа, на мой взгляд, какой-то очень невероятной эмоциональной силы. Посмотрите, но я думаю, что мы с Ирой поговорим подробнее про это кино.

Дальше — сеть. Интернет-прокат фильма «Праздник» Алексея Красовского. Онлайн-фестиваль документального кино «Новой газеты», в котором уже показали фильм Олеси Фокиной о Солженицыне, который снял с показа Первый канал. Про этот фестиваль тоже отдельно надо сказать, и скажем обязательно. Обсуждается активно в сети фильм «Свидетели Путина», поскольку был бесплатный показ на «Артдокмедиа». Дальше. «Новогодний гимн» Слепакова, который просто прекрасно вписался в наше настроение. И то, что я вчера посмотрела с огромным удовольствием — Юлия Ауг у Ирины Шихман в программе «А поговорить».

Ну вот, собственно, пока всё. Если что-то есть у вас дополнить, пишите и в Фейсбуке, и на смс +7-985-970-45-45. Ну, давайте с новогодия начнем, Ира?

И. Петровская Можно добавлю еще? На мой взгляд, важно тоже как метку поставить. Это «Квартирник у Маргулиса» на канале НТВ. Вот действительно по-своему альтернативное телевидение, непохожее на всё, что мы видели. Очень смешной момент — это спустя 43 года после выхода в эфир фильма, опять же культового, «Ирония судьбы или С легким паром!» неожиданно проснулся рязанский митрополит и высказал свои осуждения этому фильму. И что-то ещё такое у меня… А, ну и конечно, мы не можем обсуждать новогоднее телевидение вне трагического контекста, вне трагедии, которая вплелась в эту всю праздничную эйфорию, в настроение и по-своему задала, тем не менее, эту вот интонацию и тон. Как из этого выходило телевидение, из экстремальной и трагической вот такой ситуации в самый-самый канун праздника — это тоже, мне кажется, отдельная тема.

К. Ларина Кстати, вчера, когда мы вели программу «Особое мнение» с Виктором Ерофеевым, мы вспомнили аналогичный случай, трагический и страшный, когда был Новый год с терактом в Волгограде. Помнишь, на вокзале? Это тоже было 31 декабря.

И. Петровская Это 31-е? Мне казалось, что это было 30-е.

К. Ларина Нет, по-моему, 31-е. В общем, страшное… Ну давай, я даже не знаю, если говорить про новости. Я, честно говоря, поскольку за новостями следила исключительно по радиостанции «Эхо Москвы»... Ну, на «Дожде» там, естественно, были новости, всё, что связано с трагедией. Но здесь, конечно, вот это вот сочетание новогоднего праздника и новогоднего кошмара — оно настолько вообще варварское и дикое, что это совместить невозможно. Я не знаю, правильно ли поступили. Что, надо было отменять новогодние программы? Как надо в таких случаях поступать? Вот скажи мне, Ира, как ты сама считаешь?

И. Петровская Мы с тобой многократно об этом говорили. Когда трагедии случались в будние дни, не в праздничные, когда действительно вызывала часто недоумение неразворотливость телевидения, неумение реагировать на такие страшные вызовы, когда не отменялись просто текущие развлекательные программы или отменялись потом. Мы это много раз проходили. Здесь действительно не просто нужно было отменить развлекательные какие-то программы, а, по сути, отменять весь праздник.

К. Ларина Да, весь Новый год.

И. Петровская Понятно, что это нереально, невозможно. И вот в данном случае я считаю, что всё-таки телевидение вот в этих заданных чудовищных рамках поступало, в общем, что называется, по-божески. Потому что с какого-то момента, тем не менее, они запустили спецвыпуски, которые выходили регулярно. На Первом, по крайней мере, канале я это видела постоянно. Потом канал «Россия-24», чисто информационный, работал почти всё это время в таком онлайн-режиме и тоже это показывал, информировал о том, как идут спасательные работы. И потом на следующий день показывали в прямом эфире не только спасение малыша из-под завалов (такое новогоднее чудо), но и потом его дальнейшую эвакуацию в Москву. Шел репортаж с летного поля, как его погрузили, как вокруг были врачи.

В данном случае, мне кажется, делали всё-таки всё, что можно было в этой ситуации, и, по крайней мере, не скрывали ту информацию, которая поступала вот так вот по горячим следам каждую минуту. Безусловно, конечно, всё вот это переплетение создавало такой абсолютно драматический, трагический фон. И я должна отметить, что когда программа «Голос-финал» 1 января пошла в эфир (я сейчас не оцениваю программу «Голос» и качество этого «Голоса» конкретного), первое, что сказал и сделал ведущий Дмитрий Нагиев, появившись на сцене (а напомню, это был прямой эфир, потому что финал и полуфинал идут в прямом эфире), он попросил почтить память погибших минутой молчания и вставанием, а потом отметил вот эту спасательную операцию и спасение маленького мальчика и назвал имена спасателей. И, в общем, это было, на мой взгляд, тоже очень как-то по-человечески.

К. Ларина Я прошу, Марина Белякова, чтобы ты нас связала с нашими техниками, потому что я слежу за чатом на Ютюбе. Я так понимаю, что звук у нас по радио безупречный, отлично Иру слышно. А вот на Ютюбе наши зрители жалуются, что очень тихий уровень звука, очень просят увеличить. Сейчас попробуем это сделать.

Напоминают нам наши слушатели — конечно, Ира, ты права, у тебя память лучше, чем у меня: Волгоград 30 декабря 2013 года, да. Это был теракт, который, конечно же, тоже новогодний праздник сильно окрасил такими трагическими нотами, поскольку совсем близко это произошло.

И. Петровская Да. Поэтому я и вспоминаю, что это не было вот в таком приближении. Понятно, что вчера — это только-только всё равно, но вот этот конкретный день, 30-го, телевидение отработало, а уже дальше… Ну понятно, правда, в данном случае ситуация была просто безвыходная. Ну невозможно отменить Новый год! Невозможно отменить всё, что было заготовлено, поскольку тогда действительно нужно было просто либо «Лебединое озеро» с утра до ночи пустить, либо какие-то сериалы. Так тоже себе представитель невообразимо.

К. Ларина Значит, я смотрю, что пишут наши слушатели. Добавляют «Культуру» — вечер памяти Паваротти и традиционный концерты из Вены. Это то, что касается уже собственно новогодних программ. Хотя мы уже отмечали с Ирой, что специального новогоднего огонька, который обычно бывает на «Культуре», который, по-моему, Спиваков делал раньше, не было.

И. Петровская Да, называлась, по-моему, «Новогодняя встреча с Владимиром Спиваковым», куда приходили, в основном, такие классические исполнители. И это было всегда тоже перпендикулярно тому, что мы видели, торжеству попсы на других каналах. Не знаю, с чем связано отсутствие этой программы в этом году: финансовые причины или, я не знаю, график Владимира Теодоровича как-то не совпал с графиком записи этих программ. Не знаю, но жаль, потому что для многих зрителей, которые не любили (и не любят по-прежнему) новогоднюю продукцию главных каналов, это была отдушина и своеобразный выход.

К. Ларина Просят про Верника рассказать подробности. Я вообще просто хотела сказать отдельно про эту ситуацию. Не знаю, слышала ты или нет эту новость.

И. Петровская Слышала и видела.

К. Ларина Новость, из ничего сделанная — что артист Игорь Верник проехал по пешеходной зоне в Камергерском переулке. Братья и сестры! Это Московский Художественный театр там находится, МХАТ имени Чехова, в Камергерском переулке. И все артисты имеют право парковки во дворе, в арке театра. Заехать туда можно только со стороны Камергерского переулка. И действительно у них у всех (вот я вам говорю, и Ира это подтвердит — мы сами туда заезжали) есть разрешение. Там несколько метров проехать, буквально совсем чуть-чуть — от Тверской улицы завернуть на Камергерский, проехать до этой арки, которая внутри театра. Так что это никакая не новость, никого он не давил, никаких прохожих. Пожалуйста, не делайте из него монстра. Просто человек был на работе и, видимо, с работы уезжал.

Другой вопрос, что просто сейчас там людей больше, чем обычно. Конечно, поэтому это было заметно. Там вообще у нас прохожие сейчас ходят какими-то толпами в центре города. Поэтому, наверное, из этого получился сюжет, который разнесли по всем информационным агентствам. Но новости-то, собственно, никакой нет. Всё нормально. Игорь — приличный человек.

И. Петровская Я тоже мгновенно вспомнила, потому что когда была жива Алла Юрьевна Шполянская, которая отвечала за связи с прессой в Художественном театре, она всегда говорила: «Пожалуйста, дай номер и спокойно проедете». Я больше скажу: там, на выезде из Камергерского на Тверскую просто всегда стоит ГИБДДшник. Поэтому ни одному здравомыслящему человеку не пришло бы в голову просто так, непонятно с чего, c больной головы прокатиться по пешеходной части и прямо под самый нос гаишнику выехать. Это бред сивой кобылы. Вот что значит нет новостей никаких — из этого абсолютно рядового эпизода делается мало того, что новость, но новость скандальная, которая обвиняет Верника в неуважении к чувствам новогодних гуляющих.

К. Ларина Ну что, давай про новогодних гуляющих. Я бы начала обсуждать само новогоднее телевидение, собственно, с того, что вызвало самые ожесточенные споры. Как всегда, у нас там просто гражданская война не на жизнь а на смерть, до крови, буквально — это споры вокруг «Голубого Урганта». Так называется передача, которая вышла в канун Нового года, 31 декабря. Как нам объясняли потом, это была пародия на новогодние огоньки. Что это из этого вышло? Ну, я задал вопрос впрямую Петровской: на твой взгляд, почему не получилось? Мы же с тобой скажем друг другу, что не получилось.

И. Петровская Я лично себе сразу сказала и тебе тоже потом добавила — да. На мой взгляд, задумывалось как пародия на пародию. Понятно, что нынешнее вот эти так называемые «голубые огоньки» (хотя они уже давно так не называются), по сути своей, напоминают пародию на самих себя. С этими дикими подводками, с этим вымученным смехом, когда это записывается много дней подряд, а потом на перебивках дают хохочущих, любезничающих, общающихся друг с другом разных звёзд. И потом эти дуэты тоже немыслимые, о которых мы ещё тоже поговорим. Но вот здесь вот перепародили, что называется.

К. Ларина Перемудрили.

И. Петровская Даже не то, чтобы перемудрили. Дело в том, что, я так думаю, огромное большинство наших сограждан, зрителей, и я в их числе, мало знает тех, кто участвовал в этих пародиях. Каких-то людей да, знает и видело, каких-то не знает и не видело. И это как раз было, мне кажется, основным аргументом при обсуждении — одним из основных. Если это было рассчитано на ту молодую аудиторию, для которой участники этого «Голубого Урганта» как раз являются кумирами, то тут непопадание. Потому что эта аудитория в принципе не смотрит телевизор.

Другой вопрос, что в интернете, как я потом прочитала, этот «Голубой Ургант» стал одним самых смотрибельных, и там уже 1,5 миллиона или сколько-то было просмотров буквально 2-3 дня назад. Но вот непосредственно в эфире, я думаю, смотрели люди, которые недоумевали, что это за публика, почему так несмешно всё это. Вот это — самое главное. Эта пародия оказалась совершенно несмешной и все эти подводки. И главное ещё, если бы это было, может быть, в формате, не знаю, 10 минут.

К. Ларина Как пишут наши слушатели, «затянувшееся шутка, которая всё длилась и длилась».

И. Петровская Эта шутка длилась и длилась. Меня вот, как только я увидела анонс «Голубой Ургант», не то чтобы покоробило, но мне показалось ужасно каким-то пошлым это название. Понятно, что они тоже в это вкладывали.

К. Ларина Ну как же, помнишь, был у Михаила Козырева «Неголубой огонёк»? Тогда у нас не вызывало никакого отторжения это название.

И. Петровская Это другое. «Неголубой огонек» — это абсолютно связано с названием «Голубой огонек».

К. Ларина Но там тоже была некая двусмысленность заложена наверняка.

И. Петровская Не знаю. Вот удивительным образом для меня не было там двусмысленности, а было как раз именно обозначение своего рода формата и жанра. Вот есть «Голубой огонек» со всем этим набором, к которому привыкли люди уже за много лет, и есть «Неголубой огонёк» как альтернатива всем предыдущим «огонькам». «Голубой Ургант» — в этом есть просто какая-то пошлость и, чёрт его знает, какое-то вкусовое нарушение, на мой взгляд.

К. Ларина Давай я так спрошу, раз у нас всё-таки есть ещё и YouTube, а там народ всё-таки, как мне кажется, попродвинутее и, может быть, помоложе, другое поколение. Скажу честно, признаюсь, что мне не только не понравилась и показалась несмешной пародия (да и пародии я там не очень даже и увидела), но, честно говоря, и артисты не слишком мне интересны. Вот как мне неинтересны те, которые работают в «голубых огоньках», так и те, которые в «Голубом Урганте», тоже как-то не слишком меня возбуждали творчески, скажу вам честно. И потом, я почти никого там и не знала. Ты там знала кого-нибудь?

И. Петровская Так я вот до этого только что это и сказала: что большинству, я уверена, наших телезрителей и нам, как представителям этого большинства, мало кто из тех, кто там участвовал, знакомы. Если не сказать страшное: практически никто не знаком.

К. Ларина Вот смотри, я читаю то, что пишут. Таня пишет в чате YouTube: ««Голубой Ургант» — передача для моего поколения (35 лет), которое все песни наизусть знало и новых звезд YouTube знает. Великолепная передача!». «Все смотрели в интернете. Эта передача не для телеаудитории», — считает Юрий тоже в чате. Ну, если вдруг что-то ещё появится из отзывов, я обязательно прочитаю.

И. Петровская Самое интересное, что мы не спорим с нашими прекрасными радиослушателями, которые пишут свои реплики. Мы с этим не спорим. Но именно в телевизионном формате, и даже в формате «Вечернего Урганта», к которому более или менее все привыкли, это выбивалось из ряда, но выбивалось из него, с нашей точки зрения, не в какую-то лучшую сторону, не заставляло посмеяться над штампами, которыми изобилуют вот эти вот новогодние форматы, а именно вызывало некоторое недоумение. Тем более, что кумиры ваши, дорогие друзья, нам написавшие, пели, как мы знаем и видели, не свой репертуар, а пели всё-таки репертуар, который как раз нам известен. И пели в большинстве случаев намного хуже, чем оригиналы.

К. Ларина Ну так про рэп-то от Киселева Дмитрия? Давай с этого начнем. Это культурный шок — культурный шок-2019.

И. Петровская На самом деле точно так же, как сам формат и вот эта программа, шоу «Голубой Ургант», это, безусловно, попытка канала сработать на другую аудиторию, омолодиться, взять её, завоевать, привлечь к себе аудиторию, которая фактически отвалилась от главных каналов. Мы это знаем, да, она давно существует в интернете. И если она и принимает что-то и воспринимает, то и телевизионную продукцию тоже из интернета. Вот точно так же, значит, исполнение нашим главным, я бы сказала, аналитиком-пропагандистом Дмитрием Киселёвым рэпа — это, мне кажется, из того же ряда.

К. Ларина Ну это совсем стыдное зрелище было.

И. Петровская В этом случае да. Вот я сейчас часто употребляю выражение «испанский стыд». Это когда не ты делаешь, а тебе стыдно, как мне объяснили. Вот ровно тот самый случай — такого чувства дикой неловкости, неуместности этого… Да, пропагандисты тоже шутят, как мы потом увидели другой дуэт. Но вот большей нелепости, правда…

К. Ларина Даже не то слово. Даже не нелепости, а действительно когда смотришь и сгораешь от стыда. То есть это какое-то… Боже мой, даже не знаю, с чем это сравнить. Тут кто-то вспоминал «Собачье сердце» в этой связи, написал, что это из серии…

И. Петровская «Он ещё пляшет?».

К. Ларина Нет, нет. «Сударыня, я вам поставлю яичники обезьяны». Понимаешь, это из серии такого полного омоложения. Во-первых, из человека вдруг полезли все возрастные проблемы. Потому что когда он в своём облике, в своём костюме, с галстуком и без бейсболки, он всё-таки, ну да, прилично выглядит. Хорошо кушает, питается, ходит, наверное, в какой-нибудь фитнес-клуб, загорает в солярии. Но здесь, когда его так нарядили, из него полезло всё: и возраст, и манерка такая немножко женоподобная. Всё это было ужасно. Такой вот пляшущий старичок — это, конечно, было нечто. Новости сейчас слушаем, Ирочка, а потом возвращаемся в программу.

НОВОСТИ.

РЕКЛАМА.

К. Ларина «Что вы несете, старые черепахи! Огонёк гениальный получился. Просто это не ваше поколение. Это для рождённых в 1979-1885 году».

И. Петровская Молодые черепахи, мы это совершенно принимаем, и более того, много раз оговорили, что старые черепахи в недоумении, а молодые черепахи заходятся в восторге и бегут быстрее, чем все черепахи мира, смотреть. Это не значит, что мы это осуждаем как в принципе какой-то неприемлемый формат. Это означает, что этот конкретный формат для нынешнего, на самом деле, старомодного и во многом действительно устаревшего телевидения не подходит и кажется абсолютно инородным телом. И будет ли таким образом привлечена аудитория молодых черепах к каналу, который делается уже давно для старых — это огромный вопрос. Вот и всё.

К. Ларина Ира, это на самом деле тоже всё очень условно. Потому что всё равно вот я сейчас читаю: там у нас уже завязалась, как обычно в этом чате, дискуссия. И я так понимаю, что там, в том числе, есть и молодые люди, которым тоже это не понравилось, которые тоже пародии здесь не увидели. Так что это всё очень индивидуально. Вот пишет там наш неизвестный слушатель: «Все люди в «Голубом Урганте» — таких ютюберов не смотрю. Смотрю Катюшу Бонд, Андрея Дока и нормальных блогеров, а этих лохов типа Поперечного не смотрю. Сейчас глянул эту запись — бред какой-то». Ну понятно же, что пишет совершенно молодой товарищ, правда же?

И. Петровская Да, и воспринимаются для нас, старых черепах, как китайский язык, потому что мы из вот этого вот набора слов знаем только такие привычные глаголы, как «смотрю» и «не смотрю», а другие наименования как бы из какой-то другой Вселенной.

К. Ларина Хотя Поперечный у меня стоит в планах на этот год. Вообще в этом году я лично планировала ознакомиться подробнее со стендап-комеди, который у нас существует в интернете, в авторских каналах YouTube. Между прочим, Поперечный собирает стадионы. Ира, ты это понимаешь? Стадионы!

И. Петровская Я понимаю.

К. Ларина Он не поёт, не пляшет, не читает рэп. Он разговаривает с людьми. Разговаривает о самых актуальных вещах. Я не знаю, присутствует ли там политика — это надо просто посмотреть. Вот мне сын кинул несколько этих самых — как это называется? — ссылок, сюжетов, чтобы я посмотрела. Так что мы обязательно посмотрим. Ну и не могу, конечно, пройти мимо второго дуэта. Кроме пляшущей бабушки Киселёва, есть ещё и пляшущая парочка — дуэт Скабеевых, которые пели… Что они там пели? «Хорошее настроение»?

И. Петровская «Широка страна моя родная». Короче говоря, я это тоже видела. Звук даже попыталась приглушить, потому что прямо стало страшно. На самом деле, помимо того, что хотят омолодить аудиторию, это всё попытки — что с Киселёвым, что с парой супругов Скабеевых — очеловечить их образ. Нет у тебя такого ощущения? Их принято уже воспринимать как вот таких ярых оголтелых…

К. Ларина А помнишь, уже была попытка? Помнишь, Киселёв там делал что-то такое человеческое, пытался делать — тот же, Дмитрий. Я даже не помню, что. То ли куда-то его позвали, в какой-то эфир трепетный, душевный, и он там пытался, человечинку включал. Мы с тобой даже это обсуждали.

И. Петровская Дело в том, что и Киселёв, и Соловьёв, и, опять же, супруги Скабеевы приходят в такие душевные форматы в течение года, а, может быть, даже уже и не одного года. К Корчевникову, к Тимуру Кизякову. Вот недавно Скабеевы были в программе — теперь это называется — «Когда все дома». И нам рассказывают, что они тоже люди, что, оказывается, у них есть ребенок, они куда-то ездят отдыхать.

Когда мы видим непосредственно эту пару — они дважды в день, каждый будний день выходят в эфир и бесконечно клеймят Америку, Европу, в первую очередь Украину. И вот вдруг оказывается, что они живут человеческой жизнью, они не роботы. Потому что можно подумать, что они такие заводные роботы, и только и проводят время и живут, а потом их выключают. «Кукол снимут с нитки длинной и, посыпав нафталином, сложат в сундуках», как пел наш товарищ Андрей Макаревич. Нет — вот, пожалуйста: они ещё и поют. Но когда говорят и рассказывают, что у них дети есть — ладно. А вот когда они поют и типа веселятся — вот ощущение страшноватое возникает. Не знаю, как у тебя. Тоже дикое, нелепое, неловкое, тот же самый вот этот «испанский стыд».

К. Ларина Ира, ты понимаешь, что никто от этого не застрахован. Тут я могу сказать, что это старая история, когда лица канала выступают на таких вот капустниках, скажем так. Это было и в иные времена, в хорошие, в свободные, когда люди были приличные на каналах. Ты вспомни, в конце концов, и всякие замечательные НТВшные (старого НТВ) новогодние капустники, которые делал Леонид Парфёнов. Там же серьёзные ведущие тоже выступали в таких вот почти юмористических, комических куплетах, пели смешные песни. Просто у кого-то это получается, а кому-то это как корове седло, что называется. Ну что делать?

И. Петровская Это первое. А второе ещё — конечно, общая ситуация. Мы прекрасно тогда понимали, и серьёзных журналистов, которые работают профессионально, на самом деле мы воспринимали как нормальных людей, одной группы крови с нормальными людьми. Поэтому это вызывало как раз умиление, часто смех.

Я, например, вспоминаю один новогодний выпуск на НТВ «В нашу гавань заходили корабли», где тоже и Витя Шендерович, и Света Сорокина, и тот же самый Соловьёв, который в то время там работал… Шендерович пел, а на подтанцовку к нему вышли Сорокина, Соловьёв и, по-моему, Сюткин — единственный из них профессиональный исполнитель. И это было просто мило, симпатично, очень остроумно. Никто не прижился. Никто, наоборот, слишком, как в нашем случае сейчас Киселёв, не комиковал, что называется. Просто люди отдыхали вот так вот в своём кругу, и это было удивительным образом интересно всем и совпадало с неким общим таким новогодним настроением. Познер, мы прекрасно помним, тоже замечательно пел «Падают листья» на французском.

Безусловно, это совершенно неудивительно. Но другой вопрос: как это всё попадает в общий контекст того, что сегодня эти люди делают, на что они пытаются влиять, какую они создают атмосферу в обществе? Так не бывает, что мы по будням будем призывать вас ненавидеть весь мир, вызывать дикую агрессию и сами распространять эту агрессию, а вот в Новый год мы такие милые, и мы вам спляшем. Нет, чего-то не получается, не совпадает ни по одному из направлений.

К. Ларина Ты права. Давай мы перейдём к кинопремьерам, поскольку как минимум два фильма, премьера которых прошла на этой неделе. Один из них — на канале «Дождь». Это фильм Павла Селина «Юра-музыкант», посвященный Юрию Шевчуку. И второй фильм — это уже художественный фильм, что называется, fiction. Это фильма «Праздник» Алексея Красовского. Это такой беспрецедентный, что называется, случай, когда впервые на моей памяти — мне кажется, такого не было — игровой художественный фильм, полный метр, что называется, не представлен ни в одном кинотеатре, не встал в очередь за прокатным удостоверением, а решил пойти напрямую к зрителю через интернет.

Это, конечно, сам по себе факт, как мне кажется, очень важный, который, я думаю, во многом определит ближайшее будущее художественного кино. Поскольку мы знаем, какие битвы там происходят во время этих питчингов, когда люди пытаются получить бюджетное финансирование для своих кинопроектов, как они вынуждены идти на какие-то уступки (мы такие случаи тоже знаем) различных там экспертов и комиссий. Ну и дальше, даже если ты получишь деньги и снимешь кино, то не факт, что это кино тебе потом показать в кинотеатре, поскольку могут отказать в прокатном удостоверении, как тоже бывало. Уже бывали такие случаи. Так что вот Алексей Красовский, мне кажется, прорвал такую какую-то — не хочу слово «блокада», конечно, употреблять… Ну, скажем так, плотину, могу так сказать. Всё теперь пойдёт по-другому.

И. Петровская Давай вспомним, что когда фильм был, по-моему, даже ещё не озвучен, монтировался, уже пошла какая-то безумная волна. Почему, собственно, Алексей вот так решил эту проблему. Он не стал добиваться этого прокатного удостоверения, кланяться в ножки, а, в общем, по сути, сказал: «Чёрт с вами» и придумал этому своему фильму иную судьбу. Ещё тут важно вот что, на мой взгляд, помимо всего прочего: что он запланировал эту премьеру на 31 декабря. Он должен был вывесить эту картину в интернете как раз непосредственно перед самым Новым годом. И именно потому что случилась трагедия в Магнитогорске, он оповестил всех, кто этого ожидал, что в связи с трагедией он не считает возможным устраивать эту премьеру в этот день, и перенес её на 3-е.

Вообще, мне кажется, вся история вокруг такого внутреннего сопротивления художника всем этим жутким обстоятельствам, на мой взгляд, она, безусловно, намного глубже и интереснее, чем, собственно, получилась сама картина. Это моё личное мнение. Я уж не говорю об обсуждении, которое, разумеется, тоже стало таким фактом, сопутствующим появлению фильма.

К. Ларина Я сейчас совершенно согласна с Юрием Александровичем Богомоловым, нашим коллегой, который тоже заметил бурные обсуждения в интернете самого фильма, который посмотрели люди, и очень точно определил, что появилась ещё одна каста оскорблённых, которых не устраивает художественный уровень фильма. Они просто оскорблены. Меня, конечно, поражает та оголтелость и какие-то эмоциональная затраты на такое обсуждение. Как будто люди деньги заплатили за него! Как будто бы это на ваши деньги снималось, и теперь, типа, вас обманули.

Самое главное, что случилось — что мы в этом фильме не увидели того, что ему инкриминировали различные люди, причём не только гражданские лица, но и лица в погонах. Мы знаем, чем там всё обернулось: и прокуратура уже приходила к Алексею Красовскому, и уже просто угрозы жизни поступали человеку. Уже прислали ему адрес школы, где учатся его дети. То есть там всё было всерьёз. А сейчас мы обсуждаем: «Ой, неудача, какая неудача».

Человек делал кино в совершенно экстремальных условиях. На платформе краудфандинга «Планета» собирались деньги. Артисты работали за совершенно мизерные гонорары. Снималось это всё в одной декорации. И да, действительно, по образу по некому получился такой больше телеспектакль, как в советское время. Но не знаю, мне кажется, что эта работа заслуживает всяческого внимания и уважения. Человеком можно просто восхититься и сказать ему «спасибо» за то, что у него есть отвага и смелость, как ты правильно, Ира, сказала, противостоять этой машине, которая только и может, что закатывать в асфальт всё живое на свете. Поэтому дай Бог, чтобы у Алексея и дальше были силы и возможности работать и оставаться в кино. Мне бы, конечно, очень хотелось, чтобы его фильмы видели на больших экранах, а не только в интернете.

Спрашивают, где смотреть. В интернете, в Ютюбе. Просто наберите «фильм праздник», и сразу появится. В прекрасном качестве можно смотреть это кино. Кстати, там Алексей сейчас пишет, что ему поступают деньги на счёт в Сбербанке, что тоже важно, потому что он не берёт деньги за просмотр, чтобы вы понимали. Это тоже очень честная позиция. Фильм доступен абсолютно бесплатно для всех, но те, кто хочет помочь человеку каким-то образом окупить эту работу и чтобы у него были деньги на следующий фильм, могут поучаствовать вот в таком вот тоже краудфандинге, которые он объявил у себя в фейсбуке и у себя в Ютюбе. Так что молодец, правда же?

Молодец. Именно для меня в данном случае молодец, что он вот эту вот ситуацию по-своему переломил. И то злорадство, которое мы сейчас наблюдаем, как будто бы он нам обещал… Никто не обещал. Как, помнишь, говорил Мандельштам своей жене Наде: «Никто не обещал счастья тебе». Точно так же и Алексей Красовский не обещал шедевра. Он делал фильм, который задолго до того, как он был готов, признали чуть ли не вражеским, идеологически вредным, оскорбляющим чувства. Но это, что называется, ваши проблемы.

К. Ларина Как Мединский говорил, «Эту гадость никогда в жизни мы не позволим показывать. Такую гадость я не комментирую, гадости не смотрю». Это что за такое выражение про работу, которую никто не видел? Вообще никто.

И. Петровская В этом и абсурд. И то, как повел себя Алексей Красовский именно в этой абсурдной, абсолютно идиотской ситуации, вызывает у меня, например, огромное уважение. Я не исключаю, что если бы он в нормальных условиях имел возможность доделать этот фильм, доработать и выпустить в прокат, он прошёл бы себе как вполне рядовое событие, без всяких оскорблений и оскорблённых чувств. Но, что называется, вот мы получаем то, что извне привнесено. Кто-то пишет: «Вот, теперь понятно, это пиар слабого кино». Ну, дай Бог, чтобы у вас такого пиара никогда не было. Я представляю, скольких затрат — и физических, и эмоциональных — стоило вот это всё перенести.

К. Ларина Ирочка, давай ещё про фильм Павла Селина. Тоже непростая история: 11 лет этот фильм делался Павлом Селиным. И вообще, я у него спросила вчера: «Это была концепция, такая концептуальная история — что 11 лет будем снимать?». Ну, конечно же, нет, он собирался это делать ещё к 55-летию Шевчука, это было в 2012 году. То есть они хотели это делать с 2008 по 2012 год — 5 лет. 5 лет из жизни страны, 5 лет из жизни «ДДТ», из жизни Шевчука.

Это было ещё на НТВ. Потом, как ты помнишь, НТВ кончился окончательно, из него ушли последние приличные люди, в том числе Павел Селин, который там работал достаточно долгое время, и всё это зависло. Потом стали делать для другого канала. Потом тот канал тоже провалился, ничего не получилось. В итоге, как в этом фильме говорит Шевчук, это снимается для канала «Нигде». Так, собственно говоря, они снимали и снимали, снимали и снимали до тех пор, пока ребята с «Дождя» не сказали: «А что ты всё снимаешь и снимаешь? Давай ты уже сделай, и мы покажем это кино». Он сделал.

Мне кажется, это работа, что называется, такая программная. Она и для Юрия Шевчука, и для нашей документалистики, и для Павла Селина вещь важнейшая. На меня фильм произвёл сильнейшее впечатление. Я смотрела буквально на вдохе, что называется, не могла оторваться. Он большой, идёт 1,5 часа. Пожалуйста, предлагаю всем посмотреть, потому что эта работа заслуживает внимания.

Мне очень понравилось, что это именно Юра-музыкант, что это музыкант и художник представлен здесь. Здесь практически нет никаких инсайдов, рассказов о секретах личной жизни, никто не вызывает на какие-то задушевные разговоры. Всё случается как-то совсем непроизвольно. Вдруг — раз! — и он рассказывает про Колыму: про то, как он работал там в пожарной части, что именно там получила прививку от сталинизма, в этом краю. Вдруг — раз! — и рассказал про деда, которого расстреляли, сослали туда, в этот край. Вдруг — раз! — и проводит экскурсию, совершенно неожиданную, по заснеженному Петербургу Юрий Шевчук, и говорит: «Вот это дом, где жил Бродский, вот его балкончик. А вот Басков переулок, 12, где родился Путин. И вот, смотрите — две судьбы в одном городе: Бродский и Путин. Один пошёл в школу КГБ, а другой всю жизнь искал внутреннюю свободу». Я просто навскидку говорю какие-то цитаты, которые мне запомнились.

Ну и, конечно, важнейшая часть — это музыка и стихи, которые там читает Шевчук. Придуман фильм здорово — такой снежный, зимний фильм. Там большая часть (случайно, наверное, так получилось) происходит зимой. Один человек — и огромная заснеженная пустыня под названием Россия, патриотом которой, безусловно, является этот уникальный человек.

И. Петровская Вот умри — лучше не скажешь, ей-богу, чем то, что ты сказала. Единственное, пока я сейчас тебя слушала, я подумала: очевидна связь с предыдущей нашей с тобой темой. Тоже рождается на сопротивлении. Я имею в виду, это кино родилось в обстоятельствах, при которых, по сути, это кино снималось, в общем, непонятно для кого и для чего.

Но в этих 11 годах, или сколько там реально шли съемки, был свой главный смысл. Вот было такое понятие — «привычная камера». Поэтому ещё здесь Юрий Шевчук временами совершенно неожиданный и откровенный (то, что ты приводила в пример), потому что для него Павел Селин и камера сделались вот таким вот привычным жизненным обстоятельством. Они его сопровождали, они завоевали доверие. Это не нахрап, которым снимается многое из нынешнего документального, опять же, не кино, а вот этой документалки. Это именно вот такое, по сути, жизнеописание, или можно назвать, там, роуд-муви, дорога. Именно в этой дороге, именно уже со знакомым, вызывающим доверие собеседником раскрывался с самых разнообразных сторон Юра-музыкант. Поэтому я с тобой совершенно согласна, что это кино надо посмотреть.

К. Ларина Ну вот у нас уже пошёл Юра-музыкант. Давай мы оставим его с нашими слушателями, обнимемся — и до встречи!

И. Петровская На московской земле.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире