20 сентября 2003 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Дуня Смирнова — сценарист, телеведущая.
Эфир ведет Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА Начинаем нашу телевизионную радиопрограмму. За неделю до вручения ТЭФИ у нас в гостях номинант. Номинанта зовут Дуня Смирнова, это половина программы «Школа злословия», поскольку ведущих там двое, если вы помните, Дуня Смирнова и Татьяна Толстая. Здравствуйте, Дуня.
Д. СМИРНОВА Здрасте.
К. ЛАРИНА Татьяна Никитична не обиделась ни на кого, не пугайтесь, уважаемые слушатели, она просто, к сожалению, сегодня не смогла прийти. Она приехала из командировки, спит. Будем говорить тихо, чтобы ее не разбудить. Отдельно будем встречаться с ведущими. На ТЭФИ номинировались, по-моему, уже?
Д. СМИРНОВА Каким образом? Мы же только первый сезон.
К. ЛАРИНА Сразу? Слушайте, я вас поздравляю, это уже успех.
Д. СМИРНОВА Спасибо.
К. ЛАРИНА Но приятные ощущения или все равно?
Д. СМИРНОВА Нет, зачем же говорить все равно, это обижает премию и академию. Но ощущения такие, дело в том, что мир телевидения оказался абсолютно загадочен. Там очень много нового и интересного, в том числе ощущения, связанные с ТЭФИ, они тоже скорее естествоиспытательские, т.е. это не то, чтобы восторг, волнение или еще что-то. Во-первых, мы абсолютно убеждены, что ТЭФИ мы не получим.
К. ЛАРИНА Там кто соперники?
Д. СМИРНОВА Там в номинации вместе с нами две программы «Большая стирка», которую я предлагаю не обсуждать, и программа «Жди меня».
К. ЛАРИНА Которая не первый раз, по-моему, номинируется?
Д. СМИРНОВА Этого я не знаю, но я бы конечно на месте академиков дала бы «Жди меня».
К. ЛАРИНА Как называется эта номинация?
Д. СМИРНОВА Ток-шоу, по-моему, как-то так. Это народная программа абсолютно, слезовыжимающая, причем в хорошем смысле слова, я как ни включу ее, начинаю рыдать. Конечно, надо давать ей, а не нам, наверное. Все равно очень приятно, что нашу работу отметили, дальше будет интересно наблюдать, посмотреть, как будет ТЭФИ происходить, как там будут все нажимать, я думаю, что я буду смотреть это в телевизоре.
К. ЛАРИНА Не пойдете на церемонию?
Д. СМИРНОВА Дело в том, что я скорей всего не смогу, потому что в этот день начинается в Петербурге прокат картины «Прогулка» по моему сценарию, там такое количество знакомых и родственников давно бьют копытом, требуют побывать на премьере, я не могу раздвоиться. Но я обязательно посмотрю церемонию.
К. ЛАРИНА Бриллианты напрокат будете брать для премьеры «Прогулки»?
Д. СМИРНОВА Да какие там, Ксюша, что вы.
К. ЛАРИНА У нас сейчас это очень модно, я смотрю, мы же все торопимся как большие, в прессе везде пишут, что бриллианты напрокат на сумму такую-то взяла ведущая программы такой-то.
Д. СМИРНОВА Бриллианты напрокат берут артистки, я же не артистка, мы же писатели. Как говорила Анна Андреевна, я не сравниваю себя ни в коей мере, но правило она придумала хорошее, она говорила ну почему я должна это знать, я лирический поэт, могу валяться в канаве. Мы как раз люди, которые могут валяться в канаве. А возвращаясь к ТЭФИ, масса всего интересного. Например, недавно я с глубоким, опять же не изумлением, а трепетом и действительно интересом прочла, например, интервью Владимира Владимировича Познера, в котором его спросили почему-то про нашу программу, он был в газете «Столичная вечерняя», он там говорит, что программа интересная, но пока так у гостя за спиной его обсуждают, нехорошо. Он говорит меня в эту программу неоднократно звали, я отказывался и говорил, что будет прямой эфир, тогда приду. Я это читаю и понимаю, что поскольку Владимир Владимирович это совесть нашего телевидения, как известно, соответственно, я никак не могу заподозрить Владимира Владимировича в каком-то умысле и т.д. Тогда я понимаю, что на самом деле у совести не очень хорошо с памятью, что-то в этом роде происходит, потому что Владимир Владимирович путает, потому что Владимира Владимировича мы действительно звали, дважды. Дважды он соглашался, просто в первый раз Владимир Владимирович не приехал, за час до эфира нам сказали, что стало плохо с сердцем, мы конечно тогда страшно перепугались, ужасно сочувствовали, естественно, перенесли, решили, что мы будем записывать Владимира Владимировича, если будет чувствовать себя лучше, в следующем пакете на следующий месяц. В следующем месяце, когда мы писали следующий пакет, и Владимир Владимирович тоже согласился к нам прийти, там за полчаса уже до съемки, у нас зрители сидят в студии, фонари горят, все готовы, нам позвонили и сказали, что у Владимира Владимировича стало плохо с давлением. Нас страшно выручил Миша Леонтьев, который в воскресенье с больным глазом на мой истерический звонок, что Миша, выручай, у нас просто пропадает целая программа, мы обязаны записать, т.е. мы обязаны сдать в пакете столько программ, сколько заявлено, у нас арендована студия, арендован павильон, это все довольно большие деньги, там огромное количество народу стоит на стреме. Тогда Леонтьев приехал.
К. ЛАРИНА И заменил собой совесть телевидения, и.о.
Д. СМИРНОВА Да, и заменил. Поэтому, понимаете, когда я это прочла, тут я точно поняла, что ТЭФИ не будет, как бы уже дергаться нечего.
К. ЛАРИНА Возвращаясь к этому рассказу печальному, Дуниному, все-таки еще раз подчеркнуть, что речь шла о Владимире Владимировиче Познере, чтобы, не дай Бог, вы чего не подумали.
Д. СМИРНОВА Это любимое, это знаете, к нам приходил Алексей Алексеевич Венедиктов
К. ЛАРИНА Программа уже была в эфире?
Д. СМИРНОВА Нет.
К. ЛАРИНА Только на этот сезон?
Д. СМИРНОВА Да, сейчас они начнутся, я не знаю, когда там ставят программы. Приходил Алексей Алексеевич Венедиктов, мы ему задали, в общем, невинный девичий вопрос, поскольку Алексей Алексеевич очень часто в своих интервью, разговорах ссылается на свои встречи с президентом Владимиром Владимировичем Путиным, то мы ему задали такой простой, обычный, кухонный обывательский вопрос. Мы спросили, а что он за человек, наш президент? На что Алексей Алексеевич вполне здраво и по-человечески среагировал, он пожал плечами и сказал да обычный человек, сказал он. Мы очень сразу обрадовались, думаем, вот как хорошо. А потом эта фраза исчезла из программы.
К. ЛАРИНА После монтажа, да?
Д. СМИРНОВА Да, т.е. сначала она в монтаже была, потом она из монтажа исчезла. И мы поняли, что все-таки наверное так и должно быть, потому что зачем же знать, что Россией правит обычный человек? Если бы Алексей Алексеевич сказал, что он не человек, а шестикрылый серафим, то тогда все было бы, наверное, это бы осталось. А так, действительно, получился какой-то неинтересный ответ на такой интересный вопрос.
К. ЛАРИНА Какие глупые люди, на самом деле, я не понимаю, мне кажется, это такой комплимент в адрес президента, президент бы, как мне кажется, зная его издалека, я с ним не встречалась, но мне кажется, что он нормальный человек, для него это прозвучало бы совершенно как комплимент, что обычный человек. Откуда такие страхи, Дуня? Кто там еще работает, вы сами начали этот разговор, что за люди там работают, которые это режут, кто эти люди?
Д. СМИРНОВА Дело в том, что на самом деле это неизвестно, это не люди, это эманации, Ксюша, потому что по отдельности все совершенно замечательные люди, не только президент Владимир Владимирович Путин, так вот посмотришь, и министр печати Михаил Лесин тоже, по-моему, человек очень неглупый, здравый и т.д., Олег Борисович Добродеев, и Татьяна Олеговна Паухова, гл. редактор телеканала «Культура», я уже не говорю про Екатерину Ираклиевну Андронникову, и Александр Сергеевич Пономарев, наше как бы непосредственное начальство, которое нас привело на этот канал. Все по отдельности милейшие, умнейшие, замечательные люди. Но когда как-то в каком-то пространстве между собой соединяются какие-то их эманации, вместо этих отдельных замечательных людей появляются некие загадочные «они». И эти «они», которых никто никогда не видел, на которых ссылается каждый в отдельности из этих приятнейших людей, эти «они» постоянно вырезают из программ разные куски, запрещают приглашать людей по каким-то совершенно загадочным причинам. Я например не могу понять, почему нам нельзя позвать в программу Евгения Алексеевича Киселева.
К. ЛАРИНА Объясняют как-то?
Д. СМИРНОВА Они не объясняют, Ксюша, вы не поняли. Это совершенно специальная субстанция.
К. ЛАРИНА Солярис такой.
Д. СМИРНОВА Абсолютно. Это мировой океан, там где-то на телевидении есть эти «они». С кем ни поговоришь, говорят не разрешили. Мы спрашиваем кто не разрешил они не разрешили. А почему не разрешили они не объясняют. Поскольку эту фразу мы слышим все чаще и чаще, то мы уже стали к этому относиться с таким языческим фатализмом, т.е. мы представляем собой такое племя, которое в общем-то находится еще на такой стадии развития, когда оно еще даже не знает своих богов. Оно знает, что есть некие силы, которые заведуют урожаем, дождем и т.д., что с ними лучше не спорить. Так и приходится жить.
К. ЛАРИНА Дуня, наверное, стоит сказать, если вы уже назвали Алексея Алексеевича Венедиктова в качестве гостя уже новой программы, может быть, назовете еще какие-то имена, какие передачи появятся в ближайшее время, то, что уже отсняли?
Д. СМИРНОВА В ближайшее время из того, что мы отсняли, опять же, понимаете, отсняли это не есть гарантия, что появятся, они могут не разрешить.
К. ЛАРИНА Были такие случаи, когда не вышли в эфир?
Д. СМИРНОВА Да, у нас с прошлого сезона лежит отснятая, на мой взгляд, очень удачная программа с Альфредом Рейнгольдовичем Кохом, причем записанная до всяких выборов, до того, как выяснилось, что он будет главой штаба и т.д. Там вообще нет ни слова ни о каких партиях. Но эти самые «они» ее не разрешают. Я не знаю, почему. При том, что там ни слова нет агитации.
К. ЛАРИНА Они смотрели программу?
Д. СМИРНОВА Этого тоже никто не знает, Ксения, как же вы не понимаете, что это нечто непостижное, это нельзя постичь, смотрели они или не смотрели. Ходят слухи, что кто-то из них сказал, что ничего такого в этой программе нет, можно ее поставить. А кто-то другой из этих их сказал, что нет, только в декабре после выборов. Я не знаю. Из того, что мы записали, я буду честно теперь всем рассказывать, что мы записали, а дальше уже, дорогие зрители и слушатели, уже извините, обращайтесь к ним, мы записали кроме Алексея Алексеевича, в этом же пакете, два разговора с двумя поэтами, совершенно разных. Мы разговаривали с Дмитрием Александровичем Приговым, и получился, по-моему, просто замечательный по интересности разговор, хотя, наверное, для телевидения тяжеловатый в том смысле, что разговор как бы о современном искусстве, о психологии современного искусства, он вполне серьезный, гордонистый. Потом мы разговаривали с Тимуром Юрьевичем Кибировым, любимым просто, обожаемым поэтом, мы с Татьяной его обе очень любим, он и человек чудесный, и поэт, по-моему, просто Татьяна называет его крупнейший русский поэт. Но поскольку Тимур сам человек худощавый и изящный, у меня он просто любимый современный поэт. Еще мы записали битву с гл. редактором «Комсомольской правды» товарищем Сунгоркиным.
К. ЛАРИНА Впервые слышу в своей жизни.
Д. СМИРНОВА А это, между тем, главный редактор «Комсомольской правды», потом председатель совета директоров «Комсомольской правды» и акционер «Комсомольской правды».
К. ЛАРИНА Но это, конечно, битва, потому что газета очень сильно изменилась.
Д. СМИРНОВА Опять же, мы-то записали битву, может быть, они решат, что это гораздо лучше показывать в жанре элегии. Я не знаю, что там получится. Хотя вряд ли получится элегия из этого. Но там интересный при этом разговор, там Татьяна Никитична Толстая лютовала. А я вела себя как подлая змея, т.е. я подкрадывалась, я нежными интонациями пыталась усыпить бдительность.
К. ЛАРИНА Все, больше никого не назовете, это то, что вы записали?
Д. СМИРНОВА Это то, что мы записали. Сейчас мы будем записывать, буквально завтра мы начинаем записывать, там куча интересных людей у нас будет, Михаил Борисович Пиотровский, у нас будет Валерий Петрович Тодоровский, у нас будет Александр Абрамович Кабаков, мы надеемся, что приедет писатель Кивинов, будет Петр Олегович Авен.
К. ЛАРИНА А где тетеньки?
Д. СМИРНОВА Дело в том, что с тетеньками, во-первых, сейчас, на самом деле, очень сложно с людьми договориться, потому что как только грянуло бабье лето, люди куда-то рванули, а потом с тетеньками предложите пожалуйста ваши кандидатуры.
К. ЛАРИНА Если говорить о политике, то конечно они уже все побывали, это Ира Хакамада, Любовь Константиновна Слиска, ваша подруга. А Элла Александровна Памфилова была у вас в гостях?
Д. СМИРНОВА Нет, дело в том, что сейчас они нам не разрешают политиков вообще никаких. Поэтому политиков нельзя.
К. ЛАРИНА Анастасия Волочкова.
Д. СМИРНОВА Анастасия Волочкова это, безусловно, мой любимый деятель культуры, я мечтаю с ней встретиться, но я боюсь, что я просто не смогу соответствовать ей в разговоре о духовности, потому что я существо бездуховное.
К. ЛАРИНА Хорошая, кстати, идея, помогите Дуне Смирновой и мне, пришлите нам, пожалуйста, фамилии женских персонажей для программы «Школа злословия».
Д. СМИРНОВА Замечательно.
К. ЛАРИНА Кого бы вы хотели там увидеть и услышать, какую из современных женщин? Я думаю, что мы не будем ограничивать диапазон, сферы жизни, любой.
Д. СМИРНОВА Единственное ограничение, которое вводим мы, это то, что мы не зовем актеров совершенно сознательно, потому что актер это его роли.
К. ЛАРИНА Т.е. говорить не о чем? А музыканты и композиторы это их музыка? Писатель это его книжки?
Д. СМИРНОВА Нет, это не совсем так, речь идет об общественном лице человека, правильно? Мы же разбираем это расстояние как бы между общественным лицом и личным.
К. ЛАРИНА Любовь Петровна Кезина, мне подсказывает Наташа Кузьмина, кстати, замечательная идея.
Д. СМИРНОВА Да, это было бы интересно. Понимаете, например, мы очень хотим позвать ректора Петербургского университета Вербицкую. Нам вначале они ее не разрешили, почему мы не знаем. Сейчас вроде говорят, что разрешат. Мы очень надеемся.
К. ЛАРИНА Сейчас новости.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА У нас в студии Дуня Смирнова, сценаристка и ведущая программы «Школа злословия». Про кино мы обязательно еще поговорим сегодня, успеем, я надеюсь. Мы предложили женщин, но тут уже и Егор Летов, и Сергей Шнуров, со Шнуром хотелось бы?
Д. СМИРНОВА Дело в том, что у нас была такая идея в свое время, в начале, но потом она как-то отпала, дело в том, что к тому, что делает Сергей Шнуров, я отношусь с ровной симпатией, но без визга, потому что любой человек, любой ветеран, я бы сказала, который помнит группу «Ноль» и Федора Чистякова, ему немножко смешно то, что делает Шнур, потому что это коммерческий клон с замечательной ленинградской группы «Ноль» и пластинок Феди Чистякова. Поэтому как-то участвовать в этом всеобщем сумасхождении нет. С Земфирой было бы очень интересно поговорить. Я просто смотрю, как Сергей Шнуров разговаривает, поскольку он все время говорит примерно одно и то же, то так он. А что касается Летова, то нет, извините, Летова мы звать не будем, все-таки есть собственные вкусовые ограничения.
К. ЛАРИНА Татьяну Васильевну Доронину предлагает Галина.
Д. СМИРНОВА У нас Татьяна Васильевна Доронина есть в списке, и мы надеемся сделать с ней программу. Другое дело, что опять же всякие разные сложности, мы не хотим вдаваться, с одной стороны, в этот застарелый скандал между двумя МХАТами, с другой стороны Татьяну Васильевну Доронину, поскольку она активист коммунистического движения и мирового рабочего движения, сейчас тоже нельзя звать.
К. ЛАРИНА Почему нельзя?
Д. СМИРНОВА Выборы же, это будет расценено как агитация.
К. ЛАРИНА Но она же официально ни в какой партии не состоит.
Д. СМИРНОВА Это не имеет значения, это будет расценено как агитация.
К. ЛАРИНА Слушайте, так получается, и Хазанова нельзя позвать?
Д. СМИРНОВА Если он будет агитировать, позвать можно, но если он будет агитировать, что-то высказывать, то в общем, наверное, нельзя. Я не знаю, Ксения.
К. ЛАРИНА Вам-то чего бояться, вы вообще в записи, для чего «они» существуют? Для этого и существуют.
Д. СМИРНОВА Тем не менее.
К. ЛАРИНА Дорогая Дуня, вас обожаю, предлагаю пригласить Улицкую, Зоя вам пишет. Людмила Улицкая хороший кадр, я не знаю, как там отношения с писателями, с Татьяной Никитичной.
Д. СМИРНОВА Насколько я знаю, две писательницы между собой не знакомы, но я просто лично наблюдала в телевизоре одну сцену очень некрасивую, поэтому я против того, чтобы звать Улицкую.
К. ЛАРИНА Она сказала что?
Д. СМИРНОВА Да, Улицкая когда получала «Букер», она всех, кто был еще в списке, кратко отрецензировала, чрезвычайно уничижительно, в том числе и роман «Кысь», сказав, что она его не дочитала до конца. Мне кажется, что это просто не этично, получая премию, уничтожать публично твоих соперников. Мне кажется, что это нехорошо.
К. ЛАРИНА Для меня это новость, потому что мне казалось, что Людмила Улицкая настолько человек
Д. СМИРНОВА Я это видела своими глазами по телевизору.
К. ЛАРИНА «Дуня, пригласите пожалуйста Киру Муратову, как вы относитесь к ее творчеству?»
Д. СМИРНОВА Я обожаю Киру Муратову, и была у нас такая идея. Но опять же, понимаете, с Кирой Георгиевной какая сложность, дело в том, что я так люблю Киру Георгиевну Муратову как художника, что она на меня действует абсолютно как удав на кролика. И когда я ее вижу, мне хочется плакать, целовать песок, по которому она ходила, во всяком случае членораздельная речь из меня никак не льется. Поэтому одного ведущего тоже не будет. По-моему, Татьяна Никитична Толстая, которая тоже очень любит Киру Георгиевну Муратову, по-моему, она тоже ее робеет.
К. ЛАРИНА Это интересные вопросы, можно ощутить, словами это описать нельзя, это состояние, которое вы сейчас попытались сформулировать. Я помню, когда у нас был Олег Янковский, у меня здесь, мне на пейджер пришло сообщение от поклонницы его творчества «Ксения, как вы можете так спокойно сидеть и задавать вопросы, это же Янковский?»
Д. СМИРНОВА Я также спросила бы любого человека. Кроме того, Кира Георгиевна довольно сложный собеседник, а поскольку я решительно не могу не то, что я говорю, перечить ей, а просто если за окном январь, а Кира Георгиевна объявит, что это апрель, то для меня это будет апрель.
К. ЛАРИНА Следующий кадр, Светлана Сорокина, Маргарита Эскина, Лариса предлагает.
Д. СМИРНОВА Маргарита Эскина не знаю, а Светлану Сорокину мы очень хотим, но опять же почему-то не приветствуется звать людей с других каналов. У нас недавно под эту раздачу почему-то попала Ирэна Лесневская, которая хоть и с другого канала, но в кадре не сидит.
К. ЛАРИНА Они не разрешили?
Д. СМИРНОВА Пока нет.
К. ЛАРИНА Политковскую, Боннэр, Новодворскую, Людмилу Алексееву, правда, уверена, что они не разрешат, с уважением, Марина.
Д. СМИРНОВА Что касается Анны Политковской, была такая идея, она в списке. Новодворскую очень хотим, по-моему, Валерия Ильинична тоже не против, мы надеемся, просто тут не совпали. Я считаю, что касается Елены Георгиевны Боннэр, то мне кажется, что возраст Елены Георгиевны ставит ее вне возможной общественной дискуссии.
К. ЛАРИНА Татьяна Тарасова, Джуна, Катя Лычева, если ее найдете, Елена пишет.
Д. СМИРНОВА Катю Лычеву, не знаю, найдем ли.
К. ЛАРИНА А кто такая Катя Лычева?
Д. СМИРНОВА Это была девочка-посол мира, это ответ Саманте Смит, конечно. Саманта Смит написала. Как вы забыли?
К. ЛАРИНА Мамлакат была у Сталина. Татьяна Тарасова хорошая идея.
Д. СМИРНОВА Дело в том, что мы ничего не понимаем в фигурном катании, понимаете, спорить, Плющенко или Ягудин?
К. ЛАРИНА Не надо, она знаете, какой интересный человек? Я несколько раз с ней встречалась в эфире.
Д. СМИРНОВА Давайте попробуем.
К. ЛАРИНА Яркая личность, очень эмоциональная, у нее муж пианист с мировым именем, Владимир Крайнев. Она не только в фигурном катании движется.
Д. СМИРНОВА Хорошо, давайте попробуем, раз слушатели хотят, с удовольствием.
К. ЛАРИНА Потрясающий человек, воля железная. Джуна? Какая интересная у нас игра получилась.
Д. СМИРНОВА Джуна Давиташвили, понимаете, опять же я не знаю, давно не видно ее, не знаю, что она делает, потом как бы примерная тема? Говорить о парапсихологических способностях Джуны я например не смогу, поскольку я ничего не понимаю. Татьяна Никитична Толстая, которую, я считаю, что она у нас тунгус, она верит в это во все, считает, что это все есть, она, может быть, и сможет как-то на уровне поддержать беседу. Но, может быть, действительно позвать Джуну, почему нет?
К. ЛАРИНА Следующее, Марина Тарковская, Бэлла Ахмадулина, Натан Щаранский затесался сюда, это Александр список прислал, ваш земляк из Петербурга.
Д. СМИРНОВА Натан Щаранский, насколько я знаю, политик другого государства. У нас еще пока не было такого опыта, мы бы начали, конечно, с Илюмжинова или с Лукашенко, а не с Щаранского, если начинать с иностранных политических деятелей. Кто там был еще?
К. ЛАРИНА Марина Тарковская, Бэлла Ахмадулина.
Д. СМИРНОВА Может быть, Бэлла Ахатовна Ахмадулина это очень интересная идея, я даже не знаю, почему мы ее не обсуждали, даже странно.
К. ЛАРИНА Почему к приглашенным женщинам чаще всего вы добренькие, а к мужчинам зачастую злые, спрашивает Виктор?
Д. СМИРНОВА Это совсем не так, потому что нас наоборот все время обвиняют, в том числе наши редакторы, что к женщинам мы злые страшно, а к мужчинам добренькие. Дело в том, что мы записали в общей сложности, на сегодняшний день, 40 программ, у нас было, соответственно, 40 человек. Мы пришли к странному результату, мы вдруг обнаружили, что на женщин лесть не действует, они с удовольствием ее выслушивают, радуются комплиментам, но это совершенно ничего не меняет в их поведении и т.д. При этом нет такого мужчины, на которого бы не действовала лесть, который бы в этот момент не расслабился, не потек бы, слегка бы не потерял форму. Поэтому, может быть, просто создается такое впечатление от того, что мы больше комплиментов говорим мужчинам, потому что знаем, что в этот момент как раз к ним и можно будет подкрасться и укусить их за пятку какую-нибудь. А женщинам это абсолютно бессмысленно, говори им, она послушает, покивает замечательно, будет такая же собранная и боевая. Поэтому там просто как бы разные сценарии и методы.
К. ЛАРИНА Список у нас получился большой, я прочитала только малую часть из того списка, который прислан нам на пейджер, поэтому я думаю, что я распечатаю это дело и Дуне отдам по окончании эфира.
Д. СМИРНОВА Спасибо большое.
К. ЛАРИНА Я думаю, что вам будет интересно, да?
Д. СМИРНОВА Конечно.
К. ЛАРИНА В любом случае у нас есть еще время для ваших вопросов, если у вас они возникнут. Теперь мне бы хотелось, чтобы Дуня несколько слов сказала все-таки о кино, «Прогулка», фильм Алексея Учителя, бригада та же, там есть Андрей Смирнов?
Д. СМИРНОВА Нет.
К. ЛАРИНА Почему нет?
Д. СМИРНОВА Потому что Андрей Смирнов там немножко по возрасту не попал. Фильм «Прогулка», он сейчас выходит на экраны с 25-го.
К. ЛАРИНА Как вам пресса?
Д. СМИРНОВА Пресса чудовищная вполне. По этому поводу у нас 25-го числа начинается прокат.
К. ЛАРИНА Здесь в Москве тоже будет?
Д. СМИРНОВА Да, 18 кинотеатров. Он как раз в Москве и начинается, с Москвы мы начинаем. Мы даже не будем пресс-конференцию устраивать, потому что мы решили, что все, как бы нам хватит.
К. ЛАРИНА Серьезно плохая пресса?
Д. СМИРНОВА Пресса была ужасная. Причем, вы знаете, очень странно, причем к нам подходило довольно много народу в Выборге потом, говорили вы знаете, ребята, я сейчас посмотрел картину во второй раз, она мне гораздо больше понравилась, чем на Московском фестивале.
К. ЛАРИНА Вот что я вспомнила, я кое-что читала, не все, конечно, я вспомнила то, что непосредственно касается вашего участия, как я поняла, обвинили в некой излишней литературности диалоги, которые звучат в этом фильме.
Д. СМИРНОВА Это самый невинный упрек, что самое главное, он, по крайней мере, относится к моей профессии, поэтому это упрек, который я с удовольствием выслушаю, с удовольствием отвечу. Я так не считаю, я считаю, что там есть некоторая литературность, но я ее делаю абсолютно сознательно, потому что я считаю, что сленг в кино выглядит очень вульгарно и плоско, я не знаю, почему. Он кажется всегда старомодным и всегда заигрыванием с публикой. На самом деле, кинематографисты должны изобретать свой язык для диалогов. Если вы внимательно изучите, например, текст фильма «Брат», именно текст, так не разговаривают, это Балабанов придумал такой разговор. Последний монолог Данилы, когда он прижимает к себе трясущегося старшего брата, это как бы стилизация под Достоевского.
К. ЛАРИНА Тут надо отдать все-таки должное Сереже Бодрову. Кстати, сегодня год уже прошел, как все это случилось, трагедия, что он очень точно и органично освоил эту форму, это получилось абсолютное совпадение.
Д. СМИРНОВА В том-то и дело, что сначала ты смотришь, я хорошо помню, как я смотрела «Брат» еще на премьере в питерском доме кино. Я хорошо помню, как ты смотришь сначала, и ты понимаешь, что этот язык сделанный, прекрасно понимаешь. А потом постепенно он разошелся по жизни. А потом мне кажется, что романтические герои, а у нас в фильме романтические герои, должны разговаривать чуть более чисто, чем это происходит в повседневности.
К. ЛАРИНА Что говорит народ, кто-то из ваших знакомых?
Д. СМИРНОВА Вы знаете, пока смотрят-то картину, сейчас посмотрим, что будет с прокатом, но смотрят-то картину просто исключительно хорошо. Мы даже как-то и не ожидали. У критики какие-то свои соображения. Вы знаете, это как Чехов, по-моему, про артистов сказал, что артисты отстали в своем развитии от русского общества лет на 300. По-моему, у нас сейчас это происходит с критиками, совершенно особенные люди, которые описывают все, что угодно, только не фильм. Вы говорите, что меня обвинили в том, что у меня диалог литературный. Меня много в чем обвиняют, меня обвинили в том, что я халтурно написала этот сценарий, у меня нет времени, потому что я все время деньги зарабатываю в Москве, что я не так веду программу «Школа злословия», это причем все в рецензиях на фильм. Самой замечательной была рецензия на фильм «Прогулка», в котором абзац был посвящен Татьяне Никитичне Толстой, которая не принимала никакого участия в создании фильма «Прогулка». Потом меня обвинили в том, что я дочь своего отца, как обычно, меня в этом обвиняют, и т.д. Меня еще обвинили в том, что я не Геннадий Шпаликов. Так что все нормально, ребята работают.
К. ЛАРИНА Короче, «Прогулку» посмотрите, пожалуйста, уважаемые слушатели.
Д. СМИРНОВА Я, Ксения, надеюсь, что вы наконец посмотрите «Прогулку».
К. ЛАРИНА Я так и не пришла, хотела посмотреть.
Д. СМИРНОВА Приходите в четверг в 20.30.
К. ЛАРИНА Сейчас мы договоримся, а то кто-нибудь еще придет.
Д. СМИРНОВА А там в пяти залах будет кино.
К. ЛАРИНА Хорошо, потому что я хочу сегодня посмотреть фильм «Возвращение». Вы смотрели этот фильм?
Д. СМИРНОВА Нет, я еще не смотрела.
К. ЛАРИНА В любом случае мне сейчас кажется, что мы переживаем абсолютно счастливое время, если говорить о российском кино.
Д. СМИРНОВА Конечно. Я считаю, что вообще это новое дыхание началось, я считаю, его взял фильм «Небо, самолет, девушка». Вышел этот фильм, стало совершенно понятно, что совершенно по-другому задышало кино, в нем могут появляться новые мелодии. Поэтому я думаю, что все это будет цвести.
К. ЛАРИНА Что еще смотрели из последних российских фильмов? «Бумер», о котором сейчас много говорят.
Д. СМИРНОВА Я видела.
К. ЛАРИНА Что скажете? Я не видела.
Д. СМИРНОВА Это очень сложное положение высказываться о работах коллег, тем более что дебютный фильм. Мне кажется, что там есть, во-первых, две операторские находки, во-вторых, там есть две сцены, которые мне просто профессионально понравились. Одна по тому, как придумано, а другая целый драматургический кусок, который в деревне, по-моему, очень неплохой. По крайней мере, ее делали, безусловно, люди способные. Мне непонятно только одно, я даже понимаю, зачем смотреть это кино, это такая форма отдыха, я не могу только понять, зачем его снимать, особенно дебютантам. Т.е. когда я себе представляю, что мы с вами, Ксения, решили, что мы снимем кино как режиссеры-дебютанты, мы не снимали с вами никогда кино, мы садимся с вами и думаем, что Ксюха, сейчас мы с тобой такое залудим, сейчас мы всех уберем, это нормальное, абсолютно естественное желание человека, который делает кино. А дальше люди садятся и решают так, теперь давай решим, про что, чем мы их всех уберем. И тут выясняется, что опять про то же самое, что это, как вам сказать, был фильм «Бригада», если взять его за мясную единицу, то это соевая «Бригада», на мой взгляд, тот же самый артист Вдовиченко играет то же самое, только хуже просто потому, что у него там меньше пространства, меньше возможностей. Но при этом я еще раз говорю, что там есть, безусловно, вещи, показывающие, что это делали люди одаренные, поэтому очень интересно посмотреть, что они будут делать дальше.
К. ЛАРИНА Это частное мнение Дуни Смирновой.
Д. СМИРНОВА Безусловно.
К. ЛАРИНА Я очень люблю, когда у нас разные мнения звучат в наших эфирах, несмотря на наличие собственных обозревателей во всех видах искусства. Мне всегда нравится, когда разные мнения высказываются в прямом эфире. Я помню вопрос, который мне задавал мой коллега, а бывает так, что, допустим, тебе понравился спектакль, а вашему театральному обозревателю не понравился? Я говорю, бывает. И что делать? Я говорю ничего не делать. И вы так и говорите, один одно, а другой другое? Я говорю, да, так и говорим. Надо же, а позиция радиостанции? Я говорю, позиции радиостанции нет ни по какому вопросу. Я хочу поставить песенку Чистякова, группы «Ноль», чтобы мы поставили для Дуни Смирновой.
Д. СМИРНОВА Если можно, только не «Индейца», а если есть у вас «Иду курю».
К. ЛАРИНА Есть, моя любимая.
Д. СМИРНОВА Это великая песня.
К. ЛАРИНА Группа «Ноль» у нас есть, Наташа, на букву «Н».
Д. СМИРНОВА Прекрасно.
К. ЛАРИНА Смотрим, что у нас тут есть еще по пейджеру, поскольку время заканчивается, продолжают поступать предложения, я все хочу найти вопросы. «Авдотья Андреевна, мне так нравится ваш тщательный поиск психологизма в каждом из гостей вашей передачи, сердечное спасибо за женскую логику, Вахмурка».
Д. СМИРНОВА Спасибо большое.
К. ЛАРИНА Зинаида Прокофьевна, ей можно, «спроси у нее, видала ли она пародию ОСП-студии на Чубайса, по-моему, здорово прохватили».
Д. СМИРНОВА Я мечтаю это посмотреть, во-первых, я обожаю ОСП-студию, а еще к тому же у нас с ними один оператор, Саша Шмидт, и он когда пришел и рассказал, что они сделали на нас пародию, я была абсолютно счастлива. Я сказала Танечка, это означает, что к нам пришла слава.
К. ЛАРИНА Пародия на вашу программу?
Д. СМИРНОВА Да, говорят, что это пародия на «Школу злословия», говорят, что очень хорошая, очень смешная. Я мечтаю посмотреть, я вообще их обожаю. У них «Временище» абсолютно уморительное.
К. ЛАРИНА Еще у них была очень хорошая пародия на Парфенова, замечательно.
Д. СМИРНОВА У них все пародии очень смешные, они очень талантливые ребята, просто очень.
К. ЛАРИНА Дальше, что у нас еще есть. Где можно прочитать ваш сценарий к фильму «Дневник его жены», Татьяна Викторовна спрашивает?
Д. СМИРНОВА Нигде. Он находится у меня в компьютере.
К. ЛАРИНА А почему не издать, не напечатать?
Д. СМИРНОВА Зачем? Дело в том, что я не считаю, что сценарий это вид прозы, который стоит публиковать отдельно. Сценарий это все-таки праоснова кино, можно пойти и взять кассету с фильмом «Дневник его жены». Там, собственно, и есть сценарий этого фильма.
К. ЛАРИНА Пишете ли вы театральные сценарии, в частности, для детей, спрашивает Лариса?
Д. СМИРНОВА Театральные сценарии, наверное, имеются в виду пьесы. Нет, мне причем поступали такие предложения, в том числе очень лестные мне, в свое время Олег Павлович Табаков предлагал написать пьесу. Но я не умею писать пьесы. Я совсем не понимаю театра, я в смысле театра глубоко бездарный человек.
К. ЛАРИНА Любите ли вы театр?
Д. СМИРНОВА Нет, я не люблю театр.
К. ЛАРИНА Почему?
Д. СМИРНОВА Мне кажется, что все это как-то не по-настоящему. Я люблю, чтобы было как в жизни. Дело в том, что я на самом деле ползучий и вульгарный реалист. Поэтому та театральная условность, которая есть прелесть театра, как мне рассказывали люди, которые его любят, как его любите вы, я ее не понимаю. Хорошо, бывает, что человек не различает каких-то цветов, я не понимаю этого, я любила смотреть какие-то спектакли Петра Наумовича Фоменко, но я давно не была в театре, Гришковец, я его слушаю с удовольствием.
К. ЛАРИНА Вы смотрели что-нибудь его?
Д. СМИРНОВА Да, я смотрела «Одновременно».
К. ЛАРИНА Это же прекрасно, это же театр.
Д. СМИРНОВА По-моему, это не театр.
К. ЛАРИНА Человек на сцене это театр.
Д. СМИРНОВА Это stand-up comedy.
К. ЛАРИНА Так это тоже театр.
Д. СМИРНОВА А когда они начинают так разговаривать
К. ЛАРИНА Это дурной театр, Дуня, дурновкусный.
Д. СМИРНОВА Даже и хорошие артисты начинают, знаете, когда видно, как идет свет прожектора, а артисты играют очень страстную сцену, в этом свете прожектора видно, пардон, как у него слюна брызгает, я не переношу.
К. ЛАРИНА О дурном театре говорим, вам не повезло. В детстве куда вас водили?
Д. СМИРНОВА Что вы, смеетесь, что ли, у меня мама артистка, мачеха артистка. Я выросла за кулисами. Я в детстве обожала, для меня не было большего счастья смотреть, как мама играет лису в «Зайке-зазнайке».
К. ЛАРИНА Мама сейчас работает в театре?
Д. СМИРНОВА Мама работает в Театре российской армии, играет там один спектакль.
К. ЛАРИНА Замечательная актриса, красавица.
Д. СМИРНОВА Это правда, она и умница. Она сегодня мне очень смешно позвонила утром и говорит что же ты мне не сказала, что ты на «Эхо Москвы» идешь? Я говорю да ладно, я думала, что ты спишь. Она говорит ну конечно, а туда, где мать стояла, так никто взглянуть и не посмел, сказала она мне.
К. ЛАРИНА Слушает сейчас?
Д. СМИРНОВА Не знаю, может, слушает.
К. ЛАРИНА Надо будет пригласить ее в гости.
Д. СМИРНОВА Пригласите, она замечательный собеседник, она очень веселая.
К. ЛАРИНА Ну что, мы заканчиваем, у меня уже песня бьет копытом, как вы говорите, песня для Дуни Смирновой, группа «Ноль», Федя Чистяков, песенка по заказу, «Иду курю», эту песню я тоже очень люблю и часто ставлю. Спасибо всем большое за вопросы и предложения. Сейчас я все Дуне отдам, она будет изучать, наверное, какие-то ваши пожелания и мечты будут исполнены, если «они» не вмешаются в этот процесс. Дунечка, спасибо большое, удачи вам и до встречи.
Д. СМИРНОВА Спасибо, всего доброго.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире