'Вопросы к интервью
К. ЛАРИНА Сегодня у нас в гостях в нашей телевизионной радиопрограмме кинорежиссер Валерий Тодоровский. Сейчас добавлю еще должность. Правильно ли она звучит, не знаю. Руководитель отдела телевизионных и художественных фильмов на РТР.
В. ТОДОРОВСКИЙ Я сейчас немножко изменил свою должность. Я теперь советник генерального директора по художественным проектам.
К. ЛАРИНА Это после того как Кончаловский стал советником на НТВ?
В. ТОДОРОВСКИЙ Нет, просто я немножко сузил свои задачи.
К. ЛАРИНА А что входит в полномочия советника?
В. ТОДОРОВСКИЙ Я по-прежнему занимаюсь кино. Может быть, занимаюсь не за все кино, которое там есть, а за отдельные проекты.
К. ЛАРИНА Поводом для нашей встречи послужил список номинантов на ТЭФИ. Мне очень приятно еще раз сказать, что фильмы, продюсером которых являлся Валерий Тодоровский, лидируют в этом списке. Там есть и «Идиот», и «Бригада», и «Закон». Все?
В. ТОДОРОВСКИЙ Из кино да. Это три картины, но это, наверное, три самые заметные картины, которые были сделаны на нашем канале. Мы сделали гораздо больше, и там есть очень достойные работы. Но академики посчитали именно эти три самыми заметными.
К. ЛАРИНА А для Вас какая самая заметная?
В. ТОДОРОВСКИЙ Все, в чем я участвовал, заметно, во всяком случае, в моей жизни. Я люблю по-своему и по-разному все эти три фильма. И всем трем желаю одинакового успеха. Я надеюсь, что нам удастся выиграть.
К. ЛАРИНА Мне очень приятно поговорить по поводу «Идиота», потому что мы про это не разговаривали. Когда фильм прошел по телевизионным экранам, мы все пытались Вас выцарапать, но все было недосуг, то одно, то другое, все не получалось. Поэтому сегодня, наверное, стоит подробнее на этом фильме остановиться, поскольку он такой эпохальный и программный, как мне кажется, очень сильно меняет конъюнктуру нашего телевизионного кино. Я убеждена, (наверное, Вы со мной согласитесь), что в ближайшее время мы получим целый пакет классических экранизаций по известным литературным произведениям. На Ваш взгляд, получилось то, что Вы хотели, или все-таки есть какие-то вещи, на которые стоит обращать внимание в дальнейшем, когда Вы будете работать над классиками литературы?
В. ТОДОРОВСКИЙ Это очень длинный разговор, постараюсь очень сжато рассказать. Во-первых, конечно, получилось, потому что просто это хороший фильм. Потому что люди его посмотрели, потому что он совершил, действительно, как мне кажется, маленькую революцию. Я Вам признаюсь сейчас, что, при всем уважении к Достоевскому, к этой книге, а также к Владимиру Бортко, замечательному режиссеру, никто, включая меня и мое руководство, мечтал, но не мог разрешить себе поверить, что этот фильм будут так смотреть, что он превратится в явление общенациональное.
К. ЛАРИНА Как Штирлиц?
В. ТОДОРОВСКИЙ Да. Смотрели «Идиота», как Штирлица. Это совершенно фантастическая история, и это то, чем можно гордиться нам всем. В каком-то смысле этот прорыв. Как в любом фильме, наверное, в нем есть что-то, что можно обсуждать. Я знаю дискуссии, которые разворачивались, я читал прессу в том числе. Знаю, что были люди, которые что-то отвергали, но я не хочу сейчас этим заниматься, потому что фильм есть, показан, будет еще показан. И у меня есть ощущение, что это из тех телевизионных фильмов, которые могут быть показаны и через 2, и через 5, и через 6 лет. Потом будут вестись разговоры по поводу Мышкина мироновского, Мышкина Яковлева. То есть мы сделали нечто, что, мне кажется, будет надолго.
По поводу того, как это меняет конъюнктуру. Я совершенно точно знаю, что десятки продюсеров после этого встали, поехали в книжный магазин, реально, здесь, напротив вас, «Дом книги», встали у этих полок, где стоят русские классики, и в задумчивости замерли, вынимая томик за томиком. Однако я бы хотел тех людей, которые пытаются легкомысленно этим заняться, предупредить и предостеречь. По-моему, эти вещи на поток поставить нельзя. Нельзя «давайте русское классическое в костюмах с хорошими артистами и будем каждый раз рвать успех». Это очень единичная, штучная работа. Снимать это может только режиссер, который не просто пришел и сказал: «Давайте я сниму вам «Преступление и наказание» «Вот тебе бюджет, вот тебе сроки, снимай». Может снимать только тот человек, который всю жизнь хотел снять «Братьев Карамазовых» или «Преступление и наказание», как это было с Бортко. Ведь Бортко не хотел что-то снять по русской классике, хотел именно «Идиота», и он хотел много-много лет, знал эту книгу наизусть, он болел этой книгой. И это была какая-то его идея фикс в тот момент, когда мы начинали с ним эти разговоры. Поэтому это не тот случай, когда можно как-то взять и быстро, ярко ворваться в это направление. И хоть слухи сейчас ходят про многочисленные проекты, которые возникают там и сям по русской классике, я думаю, что чего-то очень хорошего и быстрого здесь не получится. Что касается канала «Россия», я могу сказать, что очень давно хотелось и хочется, и реально готовится «Анна Каренина». Потому что для меня это одна из моих любимых…
К. ЛАРИНА А кто режиссер? Я просто знаю одного режиссера, который всю жизнь мечтает снять «Анну Каренину». И он этот фильм даже пробовал делать, но не получилось.
В. ТОДОРОВСКИЙ Я тоже знаю.
К. ЛАРИНА Он ждет, когда ему протянут руку дружбы.
В. ТОДОРОВСКИЙ Я пока не могу ничего конкретного об этом говорить. Я могу сказать, что совершенно очевидно, что это именно тот роман, который именно на телевидении, именно сейчас должен быть сделан, и должен быть сделан очень серьезно, ответственно и хорошо. Мы к этому идем, как только можем.
К. ЛАРИНА Уже готов сценарий, какая-то уже жизнь ведется по поводу «Анны Карениной»?
В. ТОДОРОВСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА То есть сценарий есть?
В. ТОДОРОВСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА Режиссер утвержден?
В. ТОДОРОВСКИЙ Не могу сказать.
К. ЛАРИНА Актеров, конечно, тоже пока нет?
В. ТОДОРОВСКИЙ Нет. Если меня сейчас спросят, кто играет Анну Каренину, я скажу, что не знаю.
К. ЛАРИНА Никто не знает. Валера, мы тут делали опрос наших слушателей. Нет Анны Карениной в нашей стране.
В. ТОДОРОВСКИЙ Нет, есть, безусловно.
К. ЛАРИНА Может, просто мы ее не знаем?
В. ТОДОРОВСКИЙ Ее надо искать.
К. ЛАРИНА Потому что мы ходим все время по одному и тому же кругу с одними и теми же серийными лицами. Да?
В. ТОДОРОВСКИЙ Нет, среди актрис этого поколения, претендующих на эту роль, которых мы знаем сегодня, я не вижу. Но есть еще возможности открывать, смотреть, и время какое-то на то, чтобы найти. Я думаю, что это тот случай, когда актриса должна быть новая.
К. ЛАРИНА Возвращаясь к «Идиоту» и, в принципе, к экранизации русской классики на экранах телевидения, здесь, наверное, тоже есть свои секреты делания такого кино. Вы говорите про Бортко, который хотел именно это, но он же тоже понимал прекрасно, как профессиональный человек, что он это делает для телевидения, то есть для массовой аудитории. Я просто вспоминаю всю прессу, которая была по этому поводу, и высказывания многих именитых режиссеров, которые обвиняли Бортко в такой примитивизации Достоевского, как бы «Достоевский для бедных». То есть вся философия оттуда убрана, а остается голый сюжет, иллюстрация. Что можно сказать в свое оправдание по этому поводу?
В. ТОДОРОВСКИЙ Я ничего не буду говорить в свое оправдание, потому что это неправда. Дело в том, что люди, которые обвиняют Бортко в таких вещах, наверное, давно не читали книгу. Самое поразительное в этом фильме это то, что он все сохранил. Вообще-то, надо начать с того, что это первая полная экранизация романа «Идиот», потому что до…
К. ЛАРИНА Никто ж не знал, что будет дальше. После того как деньги бросили, и она уехала на тройке…
В. ТОДОРОВСКИЙ Все считали, что в тот момент, как бросаются деньги, все заканчивается. Потому что до сих пор экранизировали только фрагменты и некие сюжетные линии. А здесь у нас, по-моему, если не ошибаюсь, уже в четвертой серии деньги сгорели, а впереди было еще 6. Это наиболее полная экранизация романа. Во-вторых, самое для меня значительное в этой истории это то, что он сохранил все. Я перечитывал «Идиота» вместе с этими съемками, и 20-минутные монологи, которые любой продюсер и любой режиссер обязательно возьмет и вычеркнет или урежет в 5 раз точно, Бортко сохранял. Так в чем же адаптация этой истории? Я не понимаю. В чем же принижение или примитивизация этой истории? Наоборот, он сохранил все, что и поразительно. Было опасно, что люди, которые по 20 минут говорят о Боге в «прайм-тайм» на всю страну…
К. ЛАРИНА Актер, конечно, блестяще это делает. У него ни одного слова не пробалтывается, абсолютное попадание.
В. ТОДОРОВСКИЙ А это и есть уже работа режиссера, актера, это и есть кино.
К. ЛАРИНА Молодец.
В. ТОДОРОВСКИЙ В чем мне оправдываться? Пусть возьмут книжку, положат перед собой эти кассеты и займутся сравнением. Сделать так, чтобы не выкинуть ни слова, невозможно, все равно существует понятие «экранизация». Но там сохранено 99% того, что рассказал Федор Михайлович. Так что мне тут оправдываться не в чем.
К. ЛАРИНА Я весь фильм смотрела с большим удовольствием и скучала по нему, действительно, ждала момента, когда будет следующая серия. И, безусловно, есть абсолютно авторское прочтение. Тоже нельзя обвинить Владимира Бортко в том, что он это сделал так тупо, как иллюстрации. Нет, конечно, это авторское кино, если говорить в категориях художественных. Правда же?
В. ТОДОРОВСКИЙ Конечно.
К. ЛАРИНА Валера, я хочу использовать эти две минутки, оставшиеся до новостей, чтобы зачитать тебе списочек, который мне сейчас Вита Рамм принесла. Мы делали опрос наших слушателей, и они распределяли у нас роли на «Анну Каренину», Анна Каренина и Вронский.
В. ТОДОРОВСКИЙ А вы уже занимались такими делами?
К. ЛАРИНА Да, кастинг у нас уже прошел. Мы предлагали им назначить на главные роли мужчины и женщины, Вронский и Анна Каренина. Вера Сотникова. Амалия Гольданская и Александр Домогаров. Лобоцкий в роли Вронского. Ольга Будина Анна Каренина. Евгения Крюкова и Александр Домогаров сложившаяся уже пара. Каренина Татьяна Лютаева. Вронский Меньшиков, Анна Каренина Ольга Остроумова. Лидия Вележева и Михаил Пореченков. Лидия Вележева, Евгения Крюкова, Ольга Кабо. Галина Тюнина и Юрий Грымов неожиданное совершенно предположение. Кстати, я бы подумала, в этом что-то есть. Марина Могилевская, Рената Литвинова, Вера Сотникова и Владимир Машков, Мария Миронова, Анна Плисецкая, Лидия Вележева. И в завершение последнее шуточное назначение, Наталья Крачковская и Михаил Пуговкин. Ну, это как снять!
В. ТОДОРОВСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА Но есть какое-то «здоровое зерно» в этом списке?
В. ТОДОРОВСКИЙ Во-первых, я попрошу его мне отдать, если можно. Я буду его потом читать и перечитывать. Все здоровое, включая Пуговкина тоже. Это здоровый юмор. Мне очень интересно, как люди это видят. Теперь осталось поискать реальную героиню.
К. ЛАРИНА А на роль Каренина безоговорочно победил в нашем кастинге Сергей Маковецкий. Почему-то большинство наших слушателей видит в этой роли именно Сергея Маковецкого.
В. ТОДОРОВСКИЙ Неплохо.
К. ЛАРИНА Если кто-нибудь угадает, дорогие слушатели, то мы вам подарим какую-нибудь кофемолку.

К. ЛАРИНА Сейчас я прочитаю несколько вопросов от наших слушателей Валерию, но для начала просто хочу объяснить. Вы меня как-то превратно поняли, когда я сказала «Достоевский для бедных». Почему-то люди поняли, что для бедных материально. Нет, это идиоматическое выражение, бедность душой и разумом, так можно назвать людей, нравственно бедных. Вот что имеется в виду. То есть обыватель в самом отвратительном смысле этого слова. Вопросы. «Закупают ли наши сериалы зарубежные страны? Евгений».
В. ТОДОРОВСКИЙ До сих пор этого не происходило. Сейчас, мне кажется, это начинает происходить, в частности я знаю, что продана «Бригада» в несколько стран.
К. ЛАРИНА «Бригада», вообще, чуть ни получила главный телевизионный приз.
В. ТОДОРОВСКИЙ Да, она номинировалась на «Эмми» в Америке и дошла до какого-то довольно серьезного…
К. ЛАРИНА До полуфинала. Это очень многое значит. Впервые, по-моему, это произошло?
В. ТОДОРОВСКИЙ Насколько я знаю, да. Вообще же, мне кажется, что такая вещь, как телевизионное кино, конечно, предназначена всегда, в каждой стране, в первую очередь, для себя и ориентирована на свою аудиторию. Поэтому продается оно не всегда хорошо за границу, за исключением американского, которое делается для всех, со звездами, и тут с этим не поспоришь. Я знаю, что «Идиотом» заинтересовались многие страны. И этим уже занимается канал продажи фильма. Я не очень сейчас в это вникаю.
К. ЛАРИНА Вопросов по «Идиоту» очень много, связанных с повторным выходом этого фильма на экран и, естественно, с видеокассетами. Что у нас там? Потому что все на самом деле ждали, что летом будет повтор. Так и не повторили.
В. ТОДОРОВСКИЙ Я думаю, что повтор будет в новом сезоне. Когда точно, я не могу сказать. Я знаю, что фильм вышел на DVD, а на кассетах, по-моему, нет до сих пор.
К. ЛАРИНА Нету.
В. ТОДОРОВСКИЙ Я честно признаюсь, мне кажется, что наше руководство его немножко придерживает, чтобы показать его второй раз так, как в первый, чтобы не очень его засмотреть. Так что я думаю, что в новом сезоне, конечно, будет повтор «Идиота».
К. ЛАРИНА «Я целиком согласна с Вашим гостем. Нельзя поставить классику на поток. Чудо произошло с фильмом «Идиот», но, как правило, повторная экранизация бывает намного хуже первых фильмов», — считает Ольга Александровна.
В. ТОДОРОВСКИЙ Я думаю, тут надо обратить внимание на англичан, которые лучшие в мире в области телевидения и, в частности, в телевизионном кино. Я считаю, что они значительно обошли всех, и с точки зрения отношений со зрителем, и с точки зрения телевизионной культуры. Они считают, что все такие большие книги, их, английские…
К. ЛАРИНА «Сага о Форсайтах»...
В. ТОДОРОВСКИЙ Да, «Сага о Форсайтах», Диккенс и т.д., — они у каждого поколения должны быть свои. Раз в 25 лет они делают новую экранизацию «Саги о Форсайтах». Кстати, сейчас, только что сделали. Раз в 30 лет. Потому что они дают возможность, во-первых, новому поколению артистов это сыграть, новому поколению зрителей увидеть со своими звездами это кино. Таких книг немного. Французы раз в 25 лет обязательно делают «Графа Монтекристо», в этот раз с Депардье, например. Это нормально и естественно. Я думаю, что мы к этому придем. Будут сравнивать старую экранизацию и новую, ругать новую, восхищаться старой. Потом пройдет время, и как-то это мнение может перемениться. Но у нас тот пырьевский «Идиот»... Это 50-е?
К. ЛАРИНА Да.
В. ТОДОРОВСКИЙ Получается, у нас прошло 50 лет. Мы уже можем себе позволить.
К. ЛАРИНА «Анна Каренина» у нас была где-то в 60-х.
В. ТОДОРОВСКИЙ Начало 60-х. Тоже прошло уже 40 лет.
К. ЛАРИНА А «Дама с собачкой»?
В. ТОДОРОВСКИЙ Да, но я сейчас говорю про большую романную форму. Она меня сейчас больше всего привлекает. Так что это нормально.
К. ЛАРИНА Давай попробуем вот что сделать. Роли мы распределили. А какой роман из русской классики вы бы хотели увидеть на экранах своих телевизоров, уважаемые наши слушатели и телезрители? Пожалуйста, пришлите на пейджер. Естественно, мы не называем уже «Идиот» и «Анну Каренину», поскольку одно уже есть, а второе в производстве. «Вчера на Горбушке купил сериал «Идиот», 500 рублей 3 кассеты».
В. ТОДОРОВСКИЙ Чего на Горбушке только ни купишь. Ничего удивительного.
К. ЛАРИНА Марина нам пишет: «Валерий, в третий раз смотрю «Бригаду». Вижу массу нестыковок. Первое Белов в розыске с самого начала, однако разгуливает свободно. Второе скрипачка выходит замуж за бандита. Третье абсолютно непонятно, как бригада сколотила состояние». Это только начало.
В. ТОДОРОВСКИЙ Мне отвечать на каждый?
К. ЛАРИНА Пожалуйста.
В. ТОДОРОВСКИЙ Я думаю, что там есть ответы на все эти вопросы. Надо посмотреть четвертый раз. Я Вам советую, когда она пойдет в четвертый раз, посмотрите и вникните в это.
К. ЛАРИНА «Предлагаем на роль Анны Карениной Чулпан Хаматову. Ирина», и очень многие присоединяются к этому. «Ваши сериалы очень плохо озвучены, — считаете Тамара, — совершенно ненужная музыка, нелепые шумы, которые не относятся к происходящему на экране. Все это мешает восприятию речи действующих лиц, и многое остается непонятным».
В. ТОДОРОВСКИЙ Ничего не могу сделать. Мы делаем по тем ГОСТам, которые существуют сегодня на телевидении в России: уровень шумов, звука и т.д. Я думаю, что это что-то очень личное.
К. ЛАРИНА Мы еще не сказали про один фильм, который мне лично очень понравился. Это «Дневник убийцы», который тоже прошел на канале «Россия». Это тоже ваше производство?
В. ТОДОРОВСКИЙ Да, это наш проект. Режиссер Кирилл Серебряников.
К. ЛАРИНА Модный театральный режиссер, очень необычная вещь. И, вообще, такой разброс в жанрах. Каждый фильм просто нельзя подогнать под какую-то конкретную нишу телесериалов, абстрактных.
В. ТОДОРОВСКИЙ Мы попытались все-таки за последние 2 года поэкспериментировать немножко. Где-то рискнули, где-то ошиблись, где-то победили. «Дневник убийцы» это очень талантливая, очень творческая вещь, но, к сожалению, не очень зрительская оказалась, что для телевидения означает «нет».
К. ЛАРИНА То есть по рейтингам?
В. ТОДОРОВСКИЙ Да, конечно. Притом, что мне самому очень нравится эта картина. Но то, что люди ее не стали смотреть так, как нам хотелось бы, означает, что это было не очень точное решение, потому что телевидение хочет показывать то, что смотрят, и от этого никуда не деться. Я бы сказал еще про фильм «Закон», который, мне кажется, и смотрели хорошо, который и сделан, и получился, и достойные его рейтинги. Пока он показывался один раз и, кстати, тоже не существует на кассетах. И думаю, что в новом сезоне будет второй раз, и это будет как вторая премьера, так как он еще и выдвинут на ТЭФИ сейчас и попал в финал. Я считаю, что это по-своему выдающаяся работа режиссера Велединского. И актерские работы там замечательные. Я очень люблю эту картину.
К. ЛАРИНА Она еще провоцирует на различные дискуссии, что очень важно.
В. ТОДОРОВСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА Это очень точно сделанный message.
В. ТОДОРОВСКИЙ Сколько было у вас в эфире по «Закону» встреч, а?
К. ЛАРИНА Да, и спорили до хрипоты. Это вещь, которая возбуждает. Хотя, с другой стороны, очень удивительный эффект телевидения. Пока идет кино, все про него говорят. И актеров встречают с радостью, и задают вопросы, и на улицах останавливают. Проходит он, заканчивается, по инерции что-то еще остается, какие-то обрывки славы, потом появляется новое кино и про то уже забывают. В прокате такого не бывает. Это для меня какой-то очень странный эффект.
В. ТОДОРОВСКИЙ Я не совсем согласен. Мне кажется, что есть поток, который существует, для того чтобы человек пришел вечером, включил и на час отвлекся от своих дурных мыслей. А есть вещи, которые задевают, и они остаются. Дальше начинают приходить письма с просьбами: «покажите еще раз фильм такой-то, потому что мы его до конца не успели посмотреть», «не все серии видели». И выясняется, что у удачных серьезных фильмов возникает тысяча поклонников, которые потом ждут, когда будут повторять, которые могут пойти купить кассеты, если они есть. Так что все не так просто.
К. ЛАРИНА Тут есть еще какие-то странные связи зрителя с телевидением, не только по уровню, по качеству, по глубине. Я, например, (и я не одинока в этом, между прочим) не могу уснуть без Александра Домогарова. Для меня это естественное. Заканчивается мой день, я должна это лицо обязательно на экране увидеть. Пока мне везет. Но когда-то же это кончится!.. Или нет?
В. ТОДОРОВСКИЙ Пока Вам будет трудно без этого уснуть, это не кончится.
К. ЛАРИНА Никогда?
В. ТОДОРОВСКИЙ Это не кончится никогда. Хоть 20 лет, хоть 30. Когда Вы научитесь без этого засыпать, это и кончится.
К. ЛАРИНА Я тут вспоминаю, как «Санта-Барбару» вдруг прекратили неожиданно. Это же были общественные волнения в Москве. Народ просто с пикетами выходил и Останкино.
В. ТОДОРОВСКИЙ А это все равно, что ребенку отказать в сказке на ночь. Он привык, что бабушка ему рассказывает, и он засыпает. И вдруг в один прекрасный день бабушка отказалась ему рассказывать.
К. ЛАРИНА Или умерла.
В. ТОДОРОВСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА Это тяжело. Валер, я бы хотела успеть еще поговорить про большое кино, поскольку знаю, что Вы сейчас закончили съемки своего нового фильма. Все, что можно на этом периоде сказать, может быть, скажете?
В. ТОДОРОВСКИЙ Я закончил, действительно, на днях съемки фильма. Два месяца жил режиссерской жизнью, которую тоже очень люблю. Фильм называется «Мой сводный брат Франкенштейн». Я знаю, что это название вызывает первую реакцию недоумения. Но оно мне нравится. Я думаю, что оно так и останется.
К. ЛАРИНА Но это наша история?
В. ТОДОРОВСКИЙ Это наша современная история. Сюжет я выдавать не буду, он достаточно экстравагантный, неожиданный. У меня два очень известных артиста, и я взял их сознательно по их известности. Это Лена Яковлева и Леня Ярмольник, которые играют мужа и жену, семейная пара. И менее известный, но замечательный Даня Спиваковский играет молодого человека, который попадает в эту семью. Пока все, что я могу сказать. Также у меня там есть и дети, у меня есть в эпизоде Сережа Гармаш, которого я очень люблю. Современная история, достаточно остросюжетная.
К. ЛАРИНА Это комедия?
В. ТОДОРОВСКИЙ Я думаю, что все-таки это драма, но с элементами черной комедии. Я думаю, что где-то в январе фильм я закончу. Чувство очень приятное, когда я закончил снимать сейчас, и от вас поеду в монтаж.
К. ЛАРИНА Любимый период, я знаю, монтаж?
В. ТОДОРОВСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА А когда собираетесь показать? Ориентировочно хотя бы.
В. ТОДОРОВСКИЙ Если в январе фильм будет готов, то дальше уже вопрос проката и всего остального будет решаться. Думаю, что где-то весной.
К. ЛАРИНА И второй вопрос, тоже традиционный, связанный уже с телевидением. Вы сказали про «Анну Каренину», что будет этот проект запущен. Когда по срокам?
В. ТОДОРОВСКИЙ Работа идет уже очень активно.
К. ЛАРИНА На год работы, наверное?
В. ТОДОРОВСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА А что еще, если говорить о телевизионном художественном кино?
В. ТОДОРОВСКИЙ Много всего делается, много на подходе, что должно начаться. Я хочу сказать про один проект, который уже реальный. Дело в том, что Саша Аравин снимает картину уже полтора или два месяца. Это огромный 16-серийный фильм, который называется «Красная капелла». Это история самой грандиозной и выдающейся советской шпионской сети в Европе времен Второй мировой войны. Это шпионский триллер, костюмный, с большим количеством очень хороших артистов, который мы делаем добротно, качественно, серьезно. И тот материал, который я уже посмотрел на сегодняшний день, мне очень нравится. Я про этот фильм уже позволяю себе говорить, потому что уже понятно, что он будет. Вот это, в первую очередь, то о чем бы мне хотелось сказать.
К. ЛАРИНА Это типа Штирлица?
В. ТОДОРОВСКИЙ Я сказал, что, по идее, это должен быть Штирлиц нового поколения.
К. ЛАРИНА Герой есть такой, с харизмой?
В. ТОДОРОВСКИЙ Есть. Конечно, мы тут ничего не копируем, это просто шпионская история. Тут очень важно, что мы первый раз делаем фильм по абсолютно реальным событиям и героям, потому что про Красную капеллу написано десятки книг, и в архивах существуют все эти персонажи и их истории. Более того, существуют еще люди, которые их видели, помнят, и один из них даже жив до сегодняшнего дня, ему уже 100 лет.
К. ЛАРИНА Кто режиссер, еще раз?
В. ТОДОРОВСКИЙ Саша Аравин. Так что там будет, о чем поговорить, и будет, что посмотреть.
К. ЛАРИНА Это когда?
В. ТОДОРОВСКИЙ Это новый сезон, осень.
К. ЛАРИНА А еще?
В. ТОДОРОВСКИЙ Я бы сейчас ограничился, потому что я боюсь…
К. ЛАРИНА Но что-то уже готовое?
В. ТОДОРОВСКИЙ Нет. О готовом с удовольствием. Это Месхиев, фильм называется «Линия судьбы». Это 24 часа совершенно фантастического кино, которое поздней осенью выйдет на нашем канале «Россия». Это современная сага о том, как живут сегодня люди, здесь и сейчас, где есть все и любовь, и криминал, и история дружбы, и покорение Москвы. Мне очень нравится эта картина. Это «Темная лошадка», режиссер Газаров Сергей. Это комедия, которая уже готова к показу. Теперь дело нашего руководства решить, когда это показывать. По-моему, очень смешная и очень качественно и честно сделанная. Скоро выйдет новая «Каменская», которую еще никто не видел, вообще.
К. ЛАРИНА Это «4» или «5»?
В. ТОДОРОВСКИЙ «3». Всего лишь «3». Это у Вас такое ощущение, что их так много. Она, по-моему, тоже очень получилась.
К. ЛАРИНА Она на «России» пойдет?
В. ТОДОРОВСКИЙ Да, естественно. Пока я ограничусь этим. На самом деле проектов больше, но я не хочу кого-то забыть и о ком-то не сказать.
К. ЛАРИНА Смотрим на наш пейджер. Что нам предлагают экранизировать? «Войну и мир» мне даже как-то стыдно называть. Это первое, что приходит в голову. Но это надо постараться, я уж не знаю, как.
В. ТОДОРОВСКИЙ Это очень сложно.
К. ЛАРИНА Если только на компьютере сделать батальные сцены.
В. ТОДОРОВСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА «Господа Головлевы». Гончаров «Обрыв». Бунин «Жизнь Арсеньева». «Мелкий бес» Соллогуба. «Былое и думы». Обрыв» Гончарова второй раз называется. «Тихий Дон» Шолохова. Мне кажется, это здравое предложение. Мне было бы интересно сегодня.
В. ТОДОРОВСКИЙ С «Тихим Доном» есть один вопрос. Естественно, многие об этом думают, но существует снятый фильм Бондарчука.
К. ЛАРИНА Американский?
В. ТОДОРОВСКИЙ Итальянский. То есть это фильм, снятый Бондарчуком у нас…
К. ЛАРИНА Никто его не видел?
В. ТОДОРОВСКИЙ Его не видел ни один человек. И сейчас, я думаю, будут попытки его вызволить из Италии и завершить. Как-то нелепо снимать сейчас «Тихий Дон», когда он есть, невидимый никем.
К. ЛАРИНА А как завершить? Все-таки это когда было-то… Актеров-то как снимешь?
В. ТОДОРОВСКИЙ А фильм снят.
К. ЛАРИНА То есть его просто нужно доделать?
В. ТОДОРОВСКИЙ Фильм снят. И даже, как я слышал, существует предварительный бондарчуковский монтаж.
К. ЛАРИНА Там какие-то права авторские?
В. ТОДОРОВСКИЙ Там юридические правовые проблемы, по которым его невозможно показать. Так что там не надо ничего доснимать. И там масса замечательных артистов, наших же.
К. ЛАРИНА То есть имеется возможность его просто уже увидеть, наконец-то? Хорошо. «Считаю, что, надо, наконец, экранизировать роман «Доктор Живаго». Я тут солидарна с Аркадием и очень многими другими слушателями. «Сколько можно смотреть только зарубежные экранизации, хотя уже 15 лет ничего не мешает нам сделать фильм по Пастернаку?»
В. ТОДОРОВСКИЙ Согласен.
К. ЛАРИНА Очень почему-то «Тараса Бульбу» любят наши слушатели, очень много предложений по «Тарасу Бульбе». «Новый фильм в новом исполнении, «Демидовы». «Господа Головлевы» опять. «Мастера и Маргариту» очень хотелось бы увидеть. Слышала, что это сделать невозможно, — говорит Ольга, — а жаль». Действительно, пока получается, что невозможно. Кто бы ни брался, пока у нас ничего не получается. «Лолиту» предлагают экранизировать. «Очень люблю Ваш фильм «Катафалк». Его никогда нигде не показывают. Как его можно посмотреть? Наталья».
В. ТОДОРОВСКИЙ Я сам не знаю, как его можно посмотреть. Наверное, на той же Горбушке могут быть кассеты, потому что там все есть.
К. ЛАРИНА «Герой нашего времени» Лермонтова. Тоже согласна. Мне будет интересно, после Олега Даля и Андрея Миронова, чтобы нынешнее поколение. «Войну и мир». «Господа «Головлевы». «Как закалялась сталь». «Валерий, снимите, пожалуйста, «Как закалялась сталь», чтобы молодежь не травку курила, а думала о будущем страны. Ирина». «Даурия». «Евгений Онегин» в стихах, с хорошими актерами. А эти нарциссы, Меньшиков и Маковецкий, уже надоели, считает Елена Борисовна». «Недоросля» Фонвизина просит Сережа. Видимо, по школьной программе. «Евгения Онегина», опять же, и «Героя нашего времени». «Капитанскую дочку». Ее уже снял Прошкин.
В. ТОДОРОВСКИЙ Да, совсем недавно.
К. ЛАРИНА Называется это «Русский бунт». С Машковым, с Маковецким. «Капитанская дочка», «Господа Головлевы». «А почему не драматургия Островского? Вера Петровна». Кстати, хороший вопрос.
В. ТОДОРОВСКИЙ Мы же все-таки говорим сейчас про телевизионный роман. Драматургия Островского это на один вечер 2-серийный фильм. Мы говорим про экранизацию больших длинных историй.
К. ЛАРИНА «Пиковую даму» предлагает Валентина. Боюсь, что тут то же самое, что и с «Мастером и Маргаритой». Бывали прецеденты, и не очень веселые.
В. ТОДОРОВСКИЙ Есть риск.
К. ЛАРИНА «Мертвые души» Гоголя. У нас была последняя экранизация Швейцера с Калягиным.
В. ТОДОРОВСКИЙ И очень хорошая. Я не думаю, что она устарела.
К. ЛАРИНА Попозже, лет через 25. «Доктор Живаго». «Ксения, во многих своих передачах Вы ругаете актрис, играющих в «Идиоте», особенно Вележеву. Почему сейчас ничего об этом не говорите? Татьяна». Да как-то разговор не зашел. Могу повторить. Кстати, я не скрываю и от Валеры тоже, что меня эта актриса не убедила в роли Настасьи Филипповны. «Гражданин начальник». Ваше мнение по поводу сериала. Наталья Сергеевна».
В. ТОДОРОВСКИЙ По поводу этого конкретного сериала?
К. ЛАРИНА Да. Я не могу, просто по своим профессиональным соображениям, как-то критиковать или наоборот. Я сейчас не могу сесть и раздавать оценки. Так как я сам этим занимаюсь, для этого есть критики, журналисты. Пусть нас ругают.
К. ЛАРИНА «Господа Головлевы» это очень актуально. Все как будто о нас сегодняшних". Очень много встречается «Господ Головлевых». Все-таки, думаю, надо обратить на это внимание. Роман Трифонова. У нас сейчас снимает, по-моему, Сергей Урсуляк, экранизирует Трифонова.
В. ТОДОРОВСКИЙ Да.
К. ЛАРИНА «Кто будет главным консультантом по «Красной капелле»? Василий».
В. ТОДОРОВСКИЙ По «Красной капелле» у нас несколько консультантов, причем самого высокого ранга. И тут я сразу хочу предупредить, что опасность архивного отношения к этому мы отметаем. Все равно это вымысел частично. Частично правда, частично вымысел. Мы стараемся, чтобы было все по-честному с точки зрения, как была устроена эта шпионская сеть и как все это происходило, но все равно это художественный фильм.
К. ЛАРИНА Но нацистская форма будет настоящая?
В. ТОДОРОВСКИЙ Конечно. Более того, я Вам могу сказать такую деталь, что так как там 43 год, то мы вдруг обнаружили, что в 43 году в Германии произошла смена формы.
К. ЛАРИНА Как у нас в 44-м погоны?
В. ТОДОРОВСКИЙ Да. И нам пришлось сделать для фильма два вида формы. То есть вначале они в одной, а потом, в какой-то момент, смена формы, и они переодеваются в другую. Это очень удорожило процесс, но мы сделали и это.
К. ЛАРИНА Вопрос к Валерию. «Почему актер Панин играет только отрицательные роли? Может ли он, вообще, сыграть что-нибудь положительное?» Хороший вопрос, кстати. Вот беда телевидения. Предупреждали же актера Андрея Панина, осторожно. Пожалуйста, получили.
В. ТОДОРОВСКИЙ Он замечательный артист.
К. ЛАРИНА Стасова он сыграл, положительный же образ в «Каменской».
В. ТОДОРОВСКИЙ Он играет в «Каменской» очень положительного человека. Я думаю, что он сейчас немножко притормозил в съемках и будет сейчас более внимательно выбирать, где ему сниматься. Артист он замечательный.
К. ЛАРИНА «Снимайте, пожалуйста, как можно больше Владимира Ильина. Он очень долго был почти не востребован». Я думаю, что Валерий согласится. Цитату Алексея Германа присылает нам Александр. «Здесь, что называется, телевизионный сериал, достойно снятый, с пристойно играющими артистами, никакого отношения к Достоевскому не имеющий, потому что Достоевский это совершенно другое, поиски Бога, поиски истины».
В. ТОДОРОВСКИЙ Я очень уважаю Алексея Юрьевича, его мнение. Но есть мнения и другие. Я думаю, что для него сама форма телевизионного сериала непонятна, он ничего в ней не понимает и говорит здесь как бы абстрактно, вообще.
К. ЛАРИНА Хорошо, я теперь закончу, наверное, перечислять, потому что здесь очень много, я потом распечатаю и Валере дам. Но из того, что было, на Ваш взгляд, к чему можно прислушаться, если говорить о сериалах, о романах литературной классики?
В. ТОДОРОВСКИЙ Если столько раз повторились «Господа Головлевы», то надо, наверное, задуматься, хотя, мне кажется, есть одна опасность в этом романе. Он очень мрачный, депрессивный, а люди по телевидению не очень хотят смотреть явно подавляющую эстетику. Я потом почитаю еще раз этот список.
К. ЛАРИНА «Герой нашего времени» я голосую. Мне было бы очень интересно посмотреть. Мне кажется, это может получиться и с сегодняшними артистами. У нас есть актеры! Это мужская вещь! Кстати, об актрисах. Здесь всегда артистов можно найти.
В. ТОДОРОВСКИЙ Но кто-то же должен все равно княжну Мэри сыграть.
К. ЛАРИНА Да ладно! Как-нибудь там приклеим. Валер, большое спасибо, время истекло. Удачи желаю на ТЭФИ. Я надеюсь, что если не все три, то хоть один, а то и два получат эту золотую статуэтку обязательно. Желаю удачи и до встречи.
В. ТОДОРОВСКИЙ Спасибо большое, счастливо.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» был Валерий Тодоровский — кинорежиссер, советник генерального директора телеканала РТР по художественным проектам.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире