'Вопросы к интервью

И. Петровская Доброе утро всем. Нашим дорогим радиослушателям, зрителям. С вами «Человек из телевизора». Абсолютно неизменный. На одном и том же месте. И с одной стороны на экране у нас Ксения Ларина. Здравствуй, дорогая. Видишь, слышишь?

К. Ларина Я тебя слышу. Но подразумеваю, что ты здесь есть. Потому что мне показывают другое кресло, которое справа от тебя. Оно пустое.

И. Петровская Я тебя вижу. Это самое главное я считаю.

К. Ларина Вот теперь я тебя вижу. Прекрасно.

И. Петровская Ксения Ларина говорит «здравствуйте» нашим дорогим радиослушателям.

К. Ларина Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

И. Петровская И Ирина Петровская здесь в московской студии. Также с нами за звукорежиссерским пультом Маша Бурсина. И как всегда вы можете с нами связываться, реагировать по телефону +7-985-970-45-45. Твиттер аккаунт @vyzvon. Канал на Ютубе. Смотрите, комментируйте. Как говорит Ксения – делайте, что хотите. И еще также Ксения…

К. Ларина Еще у меня есть фейсбук, страничка Ксении Лариной, где тоже сделала такую замануху, написала, что ждем ваших вопросов и наших ответов. И, конечно, есть, как ты правильно сказала – канал Ютуб. Там есть чат, тоже можно обмениваться.

И. Петровская На фейсбуке ты вывесила особенно прекрасную картинку. Много реакций, там мы с тобой условные. Ну план у тебя есть, скажи мне.

К. Ларина Я хотела начать с новостных каких-то сюжетов. Потому что их было не так много, но они были очень важны, поскольку менялись в течение недели различные акценты. Я думаю, что ты здесь мне поможешь, поскольку у тебя всегда больше объем обзора Что касается, прежде всего, трагического события, это гибель наших военнослужащих в Сирии. Я знаю, что там по-разному оценивают количественный состав жертв. И прочее. В течение недели, наверняка, каким-то образом менялась, скажем так, стилистика обсуждения, назывались разные цифры. Вторая тема – конечно, Олимпиада. Которая тоже обсуждается очень вижу в фейсбуке, в том числе и нашими зрителями и слушателями. И, наверное, предвыборная кампания. Если говорить о новостях. Остальные какие-то точечные программы, которые стоит обсудить, мы, наверное, обсудим. Что естественно.

И. Петровская Я бы еще среди новостных отметила, конечно, то, с чего началась неделя. Если иметь в виду от субботы до субботы, это катастрофа и крушение нашего самолета в Раменском районе. И я как всегда, когда происходят такого рода страшные события, конечно, следила за тем, как реагирует на это наше телевидение и очередной раз, потому что мы много уже обсуждали реакцию на подобные события совершенно трагические. Очередной раз поразилась тому, как неуклюже, неразворотливо наше федеральное именно телевидение, а скорее всего даже не потому что неуклюже и неразворотливо, а потому что не хочется людям омрачать воскресный день и воскресный вечер. И было это, конечно, на мой взгляд, временами просто неприлично. Когда шли, совершенно извините за выражение, но тупые развлекательные шоу и только потом уже в вечерних выпусках итоговых новостных начались какие-то первые реакции. Чего, кстати, не скажешь о каналах «Дождь» и РБК, которые моментально развернулись, моментально стали давать и картинку с места, и вызванивать и вызывать экспертов. И я поняла, что, видимо, понятие «федеральное телевидение», имеется в виду не только охват аудитории, а отклик на важнейшие события национального масштаба, — вот это понятие как-то претерпевает изменения. Не только в этом случае, а уже, пожалуй, давно.

К. Ларина Я согласна с тобой. Добавить тут нечего.

И. Петровская И самое еще было поразительное. Когда вдруг отменили после этих тупых шоу, которые оставили в эфире, отменили вечером игру «Что? Где? Когда?» с участием умных школьников. Чем это могло повредить и чьи-то чувства задеть, непонятно. Но зато поставили фильм-катастрофа «Метро». Что совсем было поразительно, видимо, пытаясь таким образом своего рода психотерапию провести, что, товарищи, не волнуйтесь, бывает, что и на земле такие события происходят. И я вспомнила, что это не первый раз. Уже был, по-моему, когда взрыв именно в этом случае в Волгограде на вокзале и тоже заменили программу, изменили на Первом канале и поставили фильм-катастрофу «Метро». Эта логика меня, честно говоря, обескураживает.

К. Ларина Ну хоть какая-то реакция. Конечно, такое линейное мышление абсолютно. Скажем так, какое-то расчеловеченное. Тем не менее, оно существует, какая-то логика существует. Ну что делать. А что касается Сирии, мне тут интересно, Ир, я знаю, что этой темы касались, в том числе в этих общественно-политических ток-шоу любимых. Что там пытались как-то на эту тему говорить. Или какое-то время вообще не хотели ничего про это признавать.

И. Петровская По моему ощущению какое-то время, когда уже весь Интернет был заполнен разными свидетельствами, в том числе и людей, которые на месте там были и выжили. Была полная молчанка, вообще ничего никто не говорил. И с какого-то момента, когда пришла реакция Кремля, что ерунда… И не только Кремля, Захарова это озвучивала Мария, человек пять типа погибло. Вот тогда это как-то более-менее обсуждали. Но с точки зрения того, что никакой катастрофы не случилось. Это то, что я видела. Еще в программе «60 минут» был такой момент, когда был позван на 10 минут такого соло Григорий Алексеевич Явлинский и в самом конце он успел произнести, что… Это буквально было на днях. Успел произнести, что такое произошло в Сирии, а мы никак, не мы, а власть никак не реагирует, а если реагирует, то пытается замолчать или существенно уменьшить масштабы трагедии. Вот, собственно, все, что я по этому поводу видела.

К. Ларина Видишь, последние новости то, что Захарова признала, что там пять человек погибло. Но кто – непонятно. То ли какие-то непонятные граждане российские, то ли туристы, то ли кто. В общем, мне казалось, что они должны какой-то все-таки изобрести правильный с их точки зрения ракурс на этот сюжет. Поскольку его не обсуждать невозможно.

И. Петровская Мне кажется, что правильного ракурса не нашли. И найти его в общей парадигме нынешнего общепринятого взгляда, что с войной закончили мы счеты, взяли уже все шинели, ушли домой и вдруг вначале гибель летчика, потом до сих пор до конца непроясненная история с массовой гибелью каких-то людей, которые там то ли были как наемники, то ли еще как-то. И в нынешней ситуации, когда мне кажется, пытаются минимизировать вообще любые плохие новости в предвыборном периоде, мы вряд ли услышим какой-то развернутый не просто анализ, — даже информацию полную мы вряд ли по этому поводу получим. Мне так кажется.

К. Ларина Ну хорошо. Тогда давайте пойдем дальше. Я не знаю, смотришь ли ты олимпийские игры. Но мне тут поступают разные мнения от наших слушателей. Они там пишут, что с большим удовольствием смотрят на Матч-ТВ все комментарии, им очень нравится и Иоланда Чен, с очень большим уважением к ней относятся. И отмечают очень такую непривычную для нашего уха деталь, что комментаторы очень радуются за победы не только представителей России, но и всех остальных спортсменов. Что никакого злорадства не наблюдается. Что наконец-то в кои-то веки комментируют спортивные достижения, а не политические победы. И это наверное все-таки хороший знак. Я не знаю, на Первом канале и Втором показывают такие трансляции. Но там наверняка другой запал патриотический как всегда. Мы знаем, как умеет это делать Дмитрий Губерниев. И многие его коллеги.

И. Петровская Да, я вообще сразу скажу, что и давно говорила, я не самый большой спортивный болельщик. И не системно смотрю трансляции, которые показывают. Действительно на всех каналах Первый, Второй, Матч. Наверное, правы наши слушатели, которые считают, что трансляция на Матч-ТВ и тон их отличается. Я в основном смотрю отчеты такие в новостях на Первом и Втором каналах. И там, конечно, присутствует вот этот и в большой степени мотив, что нас как всегда загнали, затерли, нас несправедливо обижают. В некоторых случаях вообще пытаются не упоминать, это, кстати, в «Вестях» было победителей, а говорят только о тех, наши, кто берут награды. Еще в новостях нам показывают болельщиков с нашими флагами и, честно говоря, по картинке иногда это напоминает активно транслируемые в Интернете, но, кстати, это показали тоже в новостях, как девушки из Северной Кореи солидарно распевают какие-то кричалки, песни в поддержку своих спортсменов. Немножко это все как-то напоминает. И буквально вчера, по-моему, в шоу «Время покажет» Артем Шейнин сравнил наши неуспехи, неудачи с 41-м годом и заверил всех, что будет 45-й. Что уже совсем ни в какие ворота, по-моему, потому что слушайте, сравнивать…

К. Ларина Да ты что?

И. Петровская …величайшего масштаба трагедию, войну, повлекшую, ну что говорить, это как бы очевидные вещи и просто спортивные неудачи мне кажется это по-своему кощунственно.

К. Ларина Здесь еще интересное наблюдение от нашей слушательницы. Я смотрю на фейсбуке. Пишут, что фигуристы катаются под аккомпанемент не музыки, а комментариев Татьяны Тарасовой. То есть, по сути, она является музыкой для любого представления. Это, конечно, тоже очень смешно.

И. Петровская Дело в том, что многие соревнования и есть такие среди наших коллег и товарищей по фейсбуку, которые ставят будильник и либо просыпаются к этому моменту, либо еще не ложатся, именно по фигурному катанию, многие соревнования в прямом эфире идут аж в 4 часа утра. И это, конечно, нужно иметь особое почтение и уважение к этому виду спорта и любовь к нему, чтобы в таком режиме смотреть. Поэтому ничего не могу сказать, подо что они катаются. Я мало, к сожалению, этого смотрю.

К. Ларина А предвыборная кампания, ты следишь за кампанией Ксении Собчак, например.

И. Петровская О, да.

К. Ларина Какие-то невероятные интриги и битвы и происходят.

И. Петровская Я не только за Ксенией Собчак слежу, я вообще в целом слежу, как происходит освещение. Тоже в основном, в новостях и временами в общественно-политических форматах. И история как раз минувшей недели это фильм Оливера Стоуна, который Первый канал поставил, повтор его, заметим в прекрасное время в 22.30 или 40. Четыре фильма, начиная с понедельника. Ты знаешь эту историю?

К. Ларина Ну конечно.

И. Петровская И дальше, конечно, она развивалась совершенно прекрасно. Потому что уже прошли две серии и 14 февраля, когда должна была быть третья серия, ЦИК вынес постановление, в котором хоть и не увидел нарушение прямого закона в трансляции. В демонстрации этого фильма. Но все-таки как бы рекомендовал в условиях предвыборной кампании, когда все под микроскопом, когда возможна ненужная полемика, все-таки отложить показ этого фильма до окончания голосования 18 марта. На Первом канале, видимо очень удивились, сказали: как так, мы ничего такого не имели. Закон не нарушали. Но уж коли вы просите (это я сейчас немножко утрирую), то мы, конечно, отменим. Но только не сегодня третью серию, а завтра. Потому что третью серию уже успели посмотреть в разных часовых поясах, по орбитам. И поэтому почему-то Москва должна обязательно, как и вся страна посмотреть. Но в результате четвертую серию они отменили. И это не считается, даже в этом постановлении ЦИК признаков агитации там замечено не было. Что, на мой взгляд, абсолютно какая-то история курьезная. И малоприличная. Потому что трудно не заметить подобных признаков в фильме, который идет четыре вечера подряд и называется просто этим именем «Путин». И плюс к этому еще бесконечные идут анонсы и название появляется внизу кадра, когда демонстрировали другие программы. И голосом еще. Это к слову о равных возможностях агитационных, которые у нас присутствуют. А что касается новостей, которые я тоже смотрю внимательно, то там уже выработался определенный алгоритм. Вначале идет какой-то большой сюжет огромный, как правило, связанный с каким-то мероприятием, в котором участвует Владимир Владимирович. Минут на пять, может быть даже больше. А потом после такой отбивки с плашкой «выборы 2018» идет дайджест, где на каждого по 30 секунд примерно, что сегодня в этот день делали другие кандидаты. Как правило, безоценочный. И исключительно только по отношению к Грудинину обязательно в каждом практически сюжете упоминаются эти его якобы незакрытые счета и соответственно, на мой взгляд, тоже происходит определенный настрой относительно именно конкретного кандидата, который по данным социологов сейчас на втором месте. Хотя и с, конечно, грандиозным отрывом.

К. Ларина А, тем не менее, продолжается этот марафон участия кандидатов в президенты в различных передачах дискуссионных, условно говоря. Или уже как-то успокоились, то есть сюжеты новостные. Больше ничего.

И. Петровская Нет, продолжается. На этой неделе дважды появлялся вначале в «60 минутах», потом у Соловьева в том же режиме непосредственного диалога, как была уже Ксения Собчак. Кстати и Грудинин был до нового года. Дважды появлялся Григорий Алексеевич. Жириновский вообще постоянно присутствует во множестве эфиров, он как бы сам по себе. С Титовым была, по-моему, у Соловьева такая же встреча один на один. То есть, нет, там, видимо, в данном случае пытаются как-то сохранить вот это вот некое равенство кандидатов, что если ты побывал один в таком-то формате, то обязательно должны остальные тоже в этот формат прийти. Другой вопрос, как эти беседы строятся. Потому что я вчера на ночь посмотрела «60 минут», где был Явлинский. Ему дается 10 минут в этой программе. И можно, в общем, не задавать каких-то неприятных вопросов, можно вообще ничего не говорить, но на крупных планах ведущие всем — улыбками, перемаргиванием — показывают, в общем, что товарищ малоадекватное что-то говорит. И это ужасно раздражает, естественно, главного героя и он таки действительно начинает путаться и уже пытаться проговорить, возможно, то, что он заранее придумал и решил и его бесконечно потом начинают как-то сбивать или цепляться к каким-то отдельным не самым удачным фразам и после этого уже 10 минут эти и заканчиваются.

К. Ларина Спрашивают, как телевидение рассказывало об иске Собчак про отмену регистрации Путина, был ли этот сюжет в новостях.

И. Петровская Я надеюсь, что мне сейчас может быть подскажут, но я этого сюжета в новостях не видела. Я видела в режиме дайджеста очень коротко тоже по 30 секунд, вначале было сказано, что Ксения Собчак и была картинка — в гостях у Сергея Адамовича Ковалева. И он становится ее доверенным лицом. На следующий день точно также 30 секунд был сказано, что Сергей Адамович Ковалев от этой почетной миссии отказался. Понять, я имею в виду зрителям, которые не следят за этим в сети, не приходят на сайт самой Собчак, понять, что реально произошло и почему такое скоропалительное, скоропостижное решение принял Ковалев, совершенно невозможно. Впрочем и те, кто следят тоже ничего не понимают.

К. Ларина Ну конечно, ты так говоришь, даже если за этим следишь, все равно объяснения пока маловразумительные. Там пошли уже какие-то дополнительные приписки к уже опубликованным письмам. Они еще больше запутывают ситуацию. В общем, там мир, конечно, у них очень сложный. Хочу тебе прочитать одну реплику от нашей слушательницы в фейсбуке: «Посмотрела сегодня «Умники и умницы». Прекрасная когда-то передача превратилась в тупейшую пропаганду. Сегодня в жюри пригласили Вячеслава Никонова. И темой передачи была его новая книга про Молотова, Сталина и других. Вопрос детям: кто играл Сталину на фортепиано и кто пел со Сталиным церковные песнопения. Ответ: Ворошилов и Молотов. Дети тянут руки, наперебой отвечают на вопросы. Ведущие активно комментируют, а внук Молотова счастливо улыбается. Куда мы катимся. С уважением, Евгений».

И. Петровская Прелесть какая действительно. Невозможно даже представить пределы, дальше этого я не знаю, как назвать. У них называется патриотическое воспитание.

К. Ларина Это какая-то картинка из какого-то 47-го года.

И. Петровская Или из этого у нас запрещенного фильма «Смерть Сталина», потому что это напоминает либо черную комедию, либо не знаю что. Но я искренне изумилась, когда я сейчас не могу вспомнить на прошлой неделе или две недели назад, вдруг включивши в выходные в воскресенье, по-моему, Первый канал, увидела повтор цикла, который уже все, кто мог, раскритиковали. «Неизвестные вожди», по-моему, он назывался. Где опять нам в который раз показали Берию, который совершенно оказывается не такой, каким его представляют. И вовсе не злой дяденька, а человек, который действительно готов был реформировать страну. Но ему не дали. И это, конечно, вызывает абсолютное изумление. На фоне всех этих скандалов, на фоне, в общем, как ни крути, но ощущение есть определенной реставрации некоторых как минимум символов предыдущей эпохи. И как это возможно, вот этот повтор, повторяю. Ну да. Но когда во все это вовлекают детей, то конечно, это особенно цинично, на мой взгляд. И отвратительно.

К. Ларина Сейчас детей вовлекают и в предвыборную кампанию тоже. Ты наверняка видела, вряд ли это было в новостях, хотя, может быть, и было преподнесено с другим акцентом. И с другим отношением. Это конкурс рисунков всероссийский. Портретов Владимира Путина. Это уроки мужества в школах, посвященные юбилею вывода войск из Афганистана. И рассказы о том, что это был наш интернациональный долг. И братская помощь братскому народу. То есть такая реставрация идет по всем направлениям и дети в политике существуют и активно используются. И мы еще это кстати увидим. С главным кандидатом.

И. Петровская Сейчас перед новостями последнее, что я прочитала, что по некоторым сведениям премьер дал распоряжение министерствам и ведомствам подготовить предложения по созданию специализированного молодежного канала. На этом выходим на новости.

НОВОСТИ

И. Петровская Еще раз доброе утро, теперь уже практически добрый день. С вами «Человек из телевизора» и мы продолжаем обсуждать то, что мы и вы видели и всякие разные истории, связанные с телевизором. Тут мне напоминают, что запрос в ЦИК относительно показа фильма «Путин» Оливера Стоуна сделало «Яблоко». Это правда. И, по-моему, Собчак тоже. То есть они усмотрели в этом показе несоблюдение равных возможностей, которые гарантирует закон о выборах. Еще тут пишут, что показали вчера в «Человеке и законе» у Пиманова ужасный сюжет про Грудинина, где его называли чуть ли ни рабовладельцем и так далее. К сожалению, не видела, спасибо, посмотрю. Что там пишут у тебя?

К. Ларина Пишут, а есть ли вообще приличные люди в телевизоре вашем. Телевизоре нашей мечты, наверное, есть. А в вашем телевизоре, дорогие друзья, к сожалению, это большая редкость. Но на самом деле, когда мы переходим к рубрике «о хорошем», мы всегда выключаем телевизоры. Это чистая правда. Ира, я думаю, что ты со мной согласишься.

И. Петровская В данном случае не соглашусь. Потому что у меня есть…

К. Ларина Ты там нашла что-то?

И. Петровская Да. Я нашла, в программе «Познер» была Нюта Федермессер. Это совершенно уникальный человек. Которая возглавляет фонд «Вера» и это хоспис, она дочь Веры Миллионщиковой, которая была создательницей первого в Москве и в стране хосписа. И, конечно, это был какой-то совершенно невероятный разговор, который, по-моему, и Владимира Владимировича Познера тоже поражал. И я поняла, что, наверное, если вообще что-то за последнее время у нас появилось хорошего, это вот эти люди, подвижники, которые создают фонды, которые помогают больным. Которые заботятся об особых детях. И кстати, через Нюту Федермессер перейду к эфиру, который я мечтала отметить еще в прошлый раз. Но как-то мы до хорошего не дошли. Это был на удивление в формате программы «Пусть говорят» эфир с Ириной Хакамадой и ее дочерью Машей. Где Ирина Хакамада впервые в таком совсем публичном пространстве рассказала о своей особой девочке Маше. И это было что-то невероятное для меня. Невероятное вот почему. Я не знаю, смотрела ты или нет…

К. Ларина Смотрела.

И. Петровская Не видела?

К. Ларина Смотрела.

И. Петровская Потому что здесь не было никакого такого для меня, по крайней мере, ощущения, которое часто бывает, хотя очень нечасто подобные эфиры, какая-то жалость, какие-то такие чувства, когда люди сидят и у них глаза на мокром месте. Но если у кого-то и были глаза на мокром месте во время этого эфира, то от ощущения какой-то исключительной нормальности, исходившей от всей семьи и от девочки, которая танцевала, которая рассказывала, у которой уже своя любовь. И главное – от какого-то удивительно правильного отношения самой Ирины ко всему, что у нее в семье, и к дочери, и к самой этой ситуации. Редчайший случай, когда просто огромное уважение к тем, кто это все организовал.

К. Ларина Я хочу добавить тогда и еще одну пару. Отца и сына. Сергей Белоголовцев и его сын, которые тоже на этой неделе появились на экране. По-моему, на «Дожде» это было.

И. Петровская Да.

К. Ларина Впервые Сергей его показал и представил. И это была тоже невероятно какая-то, как ты говоришь правильная история. Правильная — с точки зрения интонации. Нормальности. Что в этом нет заискивания, заигрывания. Такой искусственной фальшивой задушевности и показухи. Имитации заботы. Я тут хочу вспомнить программу, она когда-то шла на ОТР, по-моему. Не знаю, существует ли она сейчас, по-моему, ее уже нет. Программа, которую вели Егор Бероев и Ксения Алферова. Она как раз была посвящена тоже особым детям, детям с особенностями. Самыми разными. И дети эти присутствовали в передаче, в студии. Они с ними разговаривали. К таким вещам всегда нужно очень осторожно подходить. Я себе не представляю, как нужно уловить, услышать в себе эту точную интонацию, чтобы не выглядеть фальшиво. И мне кажется, пара Егора и Ксении тоже очень точную интонацию нашла в разговоре на эту очень интимную тему. Но еще добавлю, что существуют же целые не только фонды и не только программы, существуют и театры, которые работают с такими детьми и такими взрослыми. Существует целый «Театр простодушных», где на сцену выходят актеры с синдромом Дауна. Есть спектакль Кирилла Серебренникова «Идиоты», который идет в театре Гоголь-Центр и там тоже в финале спектакля есть целый сюжет с участием замечательных артистов с синдромом Дауна и это невероятное что-то. Потому что они вместе с актерами профессиональными работают на сцене и в этом есть такая невероятная правда существования и какой-то оптимизм и невероятный свет, который все время ищешь и не находишь. Так что, в этом смысле я считаю, что наше общество, вернее лучшие его представители научились про это говорить, не прятать, не стыдиться этого и помогать друг другу. Это очень отрадно. Кстати, давай вспомним про акцию «Голоса», которая тоже существует постоянно, система голосования, когда твой голос отдается не только конкретному исполнителю, но и людям, которые нуждаются в твоей помощи. В разные сезоны разные фонды участвуют в этом голосовании. И наши голоса, как и наши деньги уходят на благое дело. В этом смысле телевидение, конечно, имеет колоссальные возможности и, завершая свой монолог, мне хочется сказать, что, к сожалению, очень мало этим пользуются. Потому что бывают марафоны, которые «Дождь» устраивает. Посвященные проблемам детей с особенностями развития. И привлекают к этому фонду и детям-сиротам, а больше никто, по сути, так всерьез этим не занимается. Программа, про которую ты рассказала все равно, скажем так, совсем редкая птица.

И. Петровская Ну хоть так. Потому что все-таки мы понимаем несопоставимость охвата аудитории у «Пусть говорят» и того же уважаемого «Дождя». И поэтому люди, которые по-прежнему страшно нетолерантны, и, кстати, там приводились примеры, когда психолог один рассказывал, как он с девочкой, которая чуть ли ни с отличием школу окончила, при этом она с синдромом Дауна и когда он ее спросил, о чем бы она больше всего мечтала. Она ответила, что она мечтала бы о том времени, когда она будет ехать в метро и сидящая напротив женщина не будет, показывая на нее пальцем говорить своему ребенку: вот ты такой же будешь, если не будешь там кашу есть. Это абсолютно мракобесная чудовищная реакция при всем том, что все равно чуть-чуть как-то эта ситуация меняется. Но все равно мы знаем множество случаев, когда родители так называемых нормальных детей выступают против того, чтобы их дети учились вместе в одном классе с особыми детьми. Уходят с детской площадки, когда туда приводят особых детей. И это к несчастью пока еще скорее массовое явление, чем исключение. И такого рода эфиры все-таки чуть-чуть эту ситуацию, чуть-чуть смягчают, улучшают и возможно кому-то после этого будет стыдно таким образом реагировать. Хотя я понимаю, что нет такой прямой связи между тем, что люди увидели и тем, что они решили что-то изменить в себе.

К. Ларина Да, я с тобой тут соглашусь. Связи прямой нет и тому доказательство чудовищная история, которую я часто привожу в пример. Она меня просто вышибла в свое время. Это было в прошлом году. У меня на эфир пришла женщина, которая руководит творческим центром для детей с особенностями развития. Абсолютно благотворительная история. Не коммерческая, бесплатная, на народные деньги. На народные пожертвования. Родители приводят туда своих детей. С самыми разными особенностями. И аутизм. И синдром Дауна, и ДЦП, да все, что угодно. И они там занимаются с педагогами и рисуют, и ставят спектакли. И музыкой занимаются. Короче говоря, творческий центр. Они арендовали небольшое помещение подвальное во дворе одного из домов. И что ты думаешь, Ира. Жители окрестных домов написали жалобу в управу, что требуем закрыть такой-то центр, потому что не желаем, чтобы наши дети каждый день видели большое скопление детей-инвалидов в нашем дворе. Это типа портит нам вид и настроение. Требуем закрыть. Закрыли. В одно касание. Тут какие-нибудь кабаки не можешь закрыть годами, которые во дворе орут. А здесь, пожалуйста, закрыли сразу после жалобы этих жильцов, сказали: извините, закрываем, жители против. А сколько мы знаем сюжетов, когда из-за какого-нибудь пандуса в подъезде начинается битва настоящая. Когда одни ставят, другие сносят. Поэтому чего тут говорить. Народ у нас, скажем так, разный.

И. Петровская Разный, да. Но тем неоценимее или более неоценима та действительно поистине подвижническая работа, которую проводят люди, взявшие на себя этот груз ответственности и груз этой работы. Она из многих составляющих состоит. Все-таки по изменению пусть не очень быстро это происходит, и сознание нашего народа и положение детей с особенностями в этом жесточайшем нашем социуме.

К. Ларина У нас сегодня очень грустная программа.

И. Петровская Она у нас редко бывает веселой. Кстати, мне напоминают, что Сергей Белоголовцев со своим сыном Женей были и на программе с участием Ирины Хакамады. Да, действительно они пришли уже ближе к концу. И выяснилось, что Женя и Маша знакомы. И, конечно, Сергей Белоголовцев со своей женой тоже сделали невероятное для сына и для других детей. Потому что у них тоже есть своя целая программа «Лыжи мечты», где с помощью спорта и участия в разных таких мероприятиях тоже дети вовлекаются в некую активную спортивную социальную жизнь…

К. Ларина Социализируются.

И. Петровская И, в общем, для здоровья это тоже, наверное, нелишне.

К. Ларина Я хотела сказать еще про хорошие дела телевизионные, но не наши. Хотя один сюжет из «Дождя», который тоже альтернативное телевидение. Это Людмила Улицкая, которая была в гостях в программе «Hard Day’s Night» и, по-моему, это был очень удачный эфир. Потому что когда с человеком разговариваешь свободным абсолютно в своих суждениях и мнениях, это настолько непривычно для нашего телевидения. Человек разговаривает так, как будто ему ничего за это не будет. Это, конечно, большая редкость. И вторая история, второй сюжет тоже интервью, которое я очень рекомендую всем, кто пропустил, посмотреть. Это интервью, которое провел Евгений Киселев. На канале «Прямой» это украинские телевидение. На сайте канала можно найти эту программу. Авторское Киселева. Это его интервью с Аркадием Бабченко. Ну, Аркашу Бабченко знают хорошо, и с самых разных сторон. Это человек достаточно резкий, иногда провокативно резкий, специально резкий. Для того чтобы спровоцировать какую-то болезненную реакцию общества на свои слова. Он по причинам политическим уехал из России, сейчас живет и работает в Украине. Я так понимаю, что он активно работает там как журналист на канале АТР крымско-татарском. И пишет, конечно, много. И говорит много. И это тот самый человек, который упорно пытается каким-то образом изменить массовое сознание нашего общества, хотя это абсолютно, судя по всему, бесполезно. Разговор с Евгением Киселевым ты не смотрела?

И. Петровская Нет, Улицкую видела. И смотрела, не отрываясь. А на этот разговор Киселева с Бабченко, видела только твою ссылку. Но пока еще не посмотрела.

К. Ларина Посмотри обязательно. Потому что там речь идет об очень важной болезни нашего сегодняшнего общества российского. О милитаризации сознания. О том, как эту войну из своей головы вынуть. Как отказаться от этой риторики агрессивной милитаристской военной. От этого бесконечного «можем повторить». Которое уже пустило свои корни. Этот спрут уже опутал все платформы, включая и культурную, и образовательную. И спортивную тем более оседлал. Это, конечно, путь, который ведет не то что к тупику, а к национальной катастрофе. Там есть вещи, с которыми хочется поспорить, мне кажется, что все-таки не до такой степени как говорит Аркадий общество наше готово к большой войне. Он это говорит с такой болью, и я понимаю, что для него не просто слова Он прошел две войны. Две чеченские войны. И это его личное покаяние, которое он всю жизнь после этого, собственно говоря, приносит сам себе. Что он-то шел на эту войну практически с головой воина и шел на победу, шел родину защищать. И то, что с ним произошло, это случилось на первой чеченской войне. Где он был солдатом. А на второй чеченской он работал как журналист, и это было совсем другое отношение к тому, что происходит и к тому, что творит родина со своими детьми. С теми, кого как пушечное мясо посылает на войны. В общем, разговор был, опять же это разговор и монолог свободного человека. Можно спорить, можно с ним дискутировать, но то, что для него вещи, которые мы пролистываем, для него они являются невероятно важными, вот такими важными болевыми точками общества. Поэтому я еще раз хочу порекомендовать нашим слушателям этот разговор посмотреть.

И. Петровская Я посмотрю обязательно. Хотя у меня действительно тоже неоднозначное отношение к главному герою.

К. Ларина Они, кстати, и про это говорят, про его радикальные высказывания.

И. Петровская Реакция на некоторые, особенно когда происходят какие-то трагические события, его реакция меня часто правда, коробит. Ну, в конце концов, да, это каждый относится так, как относится. Вот еще нам напоминают, извини, я опять возвращаюсь к предыдущей теме. Что на канале Пятом санкт-петербургском по четвергам День добрых дел и День ангела. Действительно там тоже говорят о таких особенных людях, особенных детях. Еще учат нас грамотности, уверяют, что фамилия Берия, Данелия грузинские мужские не склоняются. Неправда ваша, товарищи. Они именно что склоняются.

К. Ларина Это женские не склоняются.

И. Петровская Я уже сейчас не помню, по-моему, да, женские не склоняются. Но то, что мужские склоняются, это точно. Прежде чем нам писать такие уведомления, пожалуйста, сверьтесь с каким-нибудь словарем.

К. Ларина Хотела вспомнить Сашу Шаталова. У нас какие-то трагические происходят уходы, и это действительно был такой удар для многих людей, которые его знали и которые с ним сотрудничали, работали, дружили. Который ушел из жизни совершенно неожиданно в 60 лет. Телезрители его наверняка знают и помнят как автора и ведущего программы «Графоман», которая долгие годы выходила на канале «Культура». Потом по разным причинам была закрыта. Но программа действительно оставила след и оставила память о себе. Ее помнят очень хорошо. Это один из редких таких литературных критиков, Саша Шаталов, который умеет о книгах и вообще об искусстве говорить изящно, легко, остроумно, честно, открыто и с большим вкусом всегда его программы были в эфире. И которые запоминались. Помимо всего прочего он литературный критик и художественный критик. И издатель. Я его знаю, знала с 1991 года или 1992 года. Мы с ним познакомились еще на «Эхо Москвы», когда он приходил к нам на Никольскую в качестве издателя. У него было издательство «Глагол», это было одно из первых частных издательств, которое в принципе впервые познакомило российского читателя с прозой Эдуарда Лимонова, Чарльза Буковски, Саши Соколова кстати. Он был первым, кто его издал в России. И Наташей Медведевой. Он дружил, кстати, с ней и с Лимоновым. И, по-моему, даже с Лимоновым до последних дней не рвала связь, несмотря на то, что Лимонов, конечно, очень сильно изменился. Совсем другой человек, не тот, который появился в начале 90-х в Москве. Очень грустно. Я знаю, что ты тоже, конечно же, его знала. И пересекалась и встречалась в разных пространствах московских.

И. Петровская Я знала его тоже очень давно, не могу сейчас вспомнить, с какого года. Мы с ним какое-то время часто очень пересекались на канале «Домашний», куда переехала потом его программа. Я даже, честно говоря, не вспомнила, что она была изначально на «Культуре». Он был, конечно, какой-то невероятный мало того, что ты видел в нем естественно и очень широкую образованность, и интеллигентность, он был очень, по крайней мере, по отношению ко мне каким-то очень теплым, деликатным, внимательным человеком. И по той реакции, которая была в фейсбуке на его какой-то совершенно невероятный стремительный неожиданный уход, я поняла, что очень много людей из каких-то разных сфер, так или иначе, были связаны с ним. И остались только самые добрые воспоминания. Я только перед тем как нам уже перейти к финалу скажу, что прощание с Александром Шаталовым в понедельник в 11 утра в Малом зале Центрального дома литераторов. На Большой Никитской. Ну а теперь говори ты последние слова.

К. Ларина Да, в память о Саше я выбрала песню в исполнении его подруги, которую он очень любил, которая тоже безвременно ушла из жизни. Это Наташа Медведева. С романсом. Памяти Александра Шаталова.

ПЕСНЯ



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире