'Вопросы к интервью

И.Петровская Доброе утро, доброе утро, дорогие наши друзья. И с вами снова мы, программа «Человек из телевизора» и ее постоянные ведущие Ксения Ларина и я, Ирина Петровская. Также с нами как всегда наш звукорежиссер Александр Смирнов.

Здравствуй, дорогая Ксения.

К.Ларина Здравствуйте. Вы меня слышите?

И.Петровская Я вас слышу.

К.Ларина Прекрасно. Добрый день, доброе утро.

И.Петровская Как настроение, самочувствие?

К.Ларина Настроение, самочувствие соответствует погодным условиям. Всё хорошо. Ранняя зима или поздняя осень – назовите, как хотите.

И.Петровская У нас вообще просто такая красота, что на улицу не хочется выходить. Ну да бог с ним.

К.Ларина А вот и не надо. Надо сидеть и смотреть телевизор, моя дорогая, накрывшись пледом.

И.Петровская Вот. Ты с языка сняла, что ничего другого долгими осенними и зимними вечерами нам не остается. Неделя выдалась чрезвычайно насыщенная. Ты, я надеюсь (знаю, вернее), это тоже отслеживала. Ну и, конечно, главное наше событие этой недели, главное телевизионное, я подчеркну, событие в первую очередь – это отмечание разными форматами, способами столетия со дня Великой Октябрьской Социалистической революции, как ее мы продолжаем называть.

К.Ларина А, вот, кстати, как ты ее называешь? А как ты ее называешь?

И.Петровская Ну, я тебе честно скажу, я не называю переворотом, потому что, ну, есть какие-то устоявшиеся в голове схемы, поэтому я так и называю. Ну, праздник революции.

К.Ларина Великая? Прям так и называешь «Великая»?

И.Петровская ВОСР, если говорить, как пишут, да? Ну и «ВОСР» я тоже не говорю. 7-е ноября и 7-е ноября. Даже и не красный день календаря, но, тем не менее, судя по масштабности телевизионной вот этой вот… Не знаю, как это сказать? Экспансия, не экспансия, да? Мы видели это каждый день, каждый вечер в разных форматах. И если бы это не закончилось, там… Причем, уже не 7-го ноября, а 9-го или 10-го. То мне кажется, что я бы уже немножечко сошла с ума, потому что буквально отовсюду появлялись в самых неожиданных ситуациях Ильичи и прочие, значит, товарищи того периода. Притом доку-драмы, реконструкции. Поэтому у меня начало двоиться, троиться и, слава богу…

К.Ларина Ну, да-да. В какой-то момент всё слилось в один сплошной поток. И я, кстати, даже уже придумала целый фильм, в котором бы соединила нос Ивана Кузьмича с губами Ильи Петровича. То есть мне показалось даже, что если бы, допустим, Ленин был бы в исполнении Евгения Миронова и Троцкий с Константином Хабенским, это было бы классно. Вот, я бы такой бы сделала бы микс. Мне кажется, что это был бы идеальный вариант.

Но давай мы тогда, раз мы с этого начали, давай мы тогда про это и поговорим, про эти 2 фильма, 2 многосерийных фильма, которые, действительно, столкнулись лбами в буквальном смысле этого слова. 2 поезда, несущиеся друг другу навстречу. Один поезд – Троцкий, другой поезд— Ленин. (все смеются)

Один сокол Сталин, другой сокол Ленин – так поется в известной песне?

И.Петровская Да-да-да.

К.Ларина Ну, во-первых, мне кажется, что здесь не стоит такие бои вести ожесточенные, связанные с правдоподобием, исторической правдой и прочее-прочее. Мне кажется, что и тот, и другой фильм заслуживает внимательного рассмотрения, и тот, и другой фильм удачный, по большому счету, потому что, во-первых, они профессиональные, во-вторых, они сделаны в непривычном совершенно жанре, в непривычном формате.

Но самое главное то, что, как мне кажется, произошла такая десакрализация этой темы, и, собственно говоря, этих героев или антигероев революции. Пусть уж будет так, — думаю я себе, потому что изучать историю по сериалам художественным бессмысленно (мы с тобой про это сотни раз говорили). А, вот, в качестве такого, вот, взгляда неожиданного и непривычного, и абсолютно авторского, мне кажется, и то, и другое очень интересно. Ну, пока так, коротко. Давай, вот, про это немножко поговорим. Ты оба фильма посмотрела, Ир, да?

И.Петровская Я оба фильма посмотрела. Первые серии я смотрела, разумеется, «Демона революции» очень внимательно. Просто, вот, онлайн, в эфире. На следующий день я смотрела вначале «Демона», потом переключалась на «Троцкого». Потом то, что я не успевала посмотреть, я смотрела уже в интернете. Поэтому в какой-то момент мне приходилось трясти головой, чтобы сообразить, кто из персонажей, чтобы, вот, даже в голове это уложить, кто есть кто.

Я согласна, что, безусловно, независимо от того, что лучше, что хуже или, так скажем, какой из фильмов значительней, какой менее значительный, всё равно это, конечно, 2 события. И, действительно, самое главное, что произошло, это, мне кажется, должна была произойти такая революция в мозгах зрителей, взрыв, по крайней мере.

К.Ларина Революция про революцию.

И.Петровская Революция про революцию, да. Потому что впервые о, скажем, Ленине, впервые вот в такой тональности говорится и показывается, самое главное, потому что удивительным образом, несмотря на то, что множество разных уже было и фильмов, и чего угодно, но всё равно, как мне кажется, Ленин до последнего вот этого времени… Все-таки, обходили очень многие и свойства его личности, и, собственно…

К.Ларина И личную жизнь.

И.Петровская Да, и личную жизнь, понятно: это вообще было совершеннейшее табу. Хотя, мне кажется, обсудили уже личные жизни всех, кого только можно, и лезли отовсюду потомки Сталина с регулярностью невероятной, да? И тем не менее, каким-то образом, вот, Ленина по какому-то умолчанию, мне кажется, по какому-то согласию, не знаю, каких сторон предпочитали, все-таки, не касаться, вот так вот не растабуировать, я бы так сказала.

К.Ларина А можно сразу скажу тебе по ходу? Потому что пока тебя слушала, вспомнила еще один фильм, который абсолютно особняком стоит в этой Лениниане. И это был, действительно, абсолютно растабуированный образ.

И.Петровская Ну, я представляю, о чем ты.

К.Ларина Это Сокуров. Да, Сокуров, фильм «Телец» по Юрию Арабову. И это последние дни Ленина, последний год его жизни, и там уж он показан, ну, совершеннейшим, абсолютным, ну, разложившимся, по сути, уже человеком, разложившейся личностью. И просто про него мы редко говорим, про этот фильм. Его стараются меньше демонстрировать.

И.Петровская Конечно. И потом он на массовое сознание просто по самому факту принадлежности, все-таки, к другому типу кино не мог произвести такого впечатления.

К.Ларина Абсолютно.

И.Петровская Потому что мы понимаем, что самое сегодня важнейшее из искусств – это сериальное, если говорить о востребованности, об ожиданиях, о том, как зритель это принимает. Поэтому именно в этой форме, в принципе, вполне логично доносить какие-то идеи, которые если кто-то хочет, он их воспримет. Правильно?

К.Ларина Конечно. Конечно.

И.Петровская И при этом ты говоришь, да? Вот, я внимательно читаю (в Facebook ты тоже, наверное, видела) схватки невероятные по поводу, скажем, сериала «Троцкий». Надо сказать, что «Демон революции» вот таких дискуссий ожесточенных и споров, все-таки, не вызвал, потому что он сделал более традиционно в каких-то случаях…

К.Ларина Конечно. Он сделан в лучших традициях советского кинематографа повествовательного, смыслового. Я так понимаю, у него там такая задумка была старая. Я хочу просто анонсировать, я вчера записывала интервью с Владимиром Хотиненко. Оно, правда, выйдет через неделю только в следующее воскресенье. Но если вам будет интересно, обязательно послушайте – там он многие какие-то вещи проговаривает. Это его давняя идея.

Я скажу сразу, кстати, Ир, по информации, что фильм, версия, которую мы смотрели сейчас, она не до конца, нам не всё показали. Потому что в январе, как сказал Хотиненко, 22 января на том же канале «Россия» будет показана авторская версия «Демонов революции». Это уже 8 серий, и там как раз кончается не приездом Ленина в Россию как здесь то, что мы видели, а, собственно, 1924 годом, его смертью. Так что тоже это имейте в виду.

И вторая задумка – это уже…

И.Петровская Ну, кстати, это было известно, что изначально была режиссерская 8-серийная версия, и потом продюсеры ее, вот, урезали до 6-ти и это очень заметно. Потому что там совершенно очевидные есть некие провалы в повествовании, и более того, вот такие вот провисания, когда ты отключаешься… Вообще я должна сказать, что в «Демоне революции» ты говоришь «в лучших традициях». Там, как бы, история всё равно как-то скачкообразно рассказывается, и в какой-то момент я перестаю понимать, поскольку пытаются сделать исторический детектив (как его хотели представить, да?), я перестаю понимать, кто чей агент, кто за кем охотится, кто эти все дядьки в серых пальто, в котелках, в рубашках, да?

К.Ларина Как? Там Красин. Улица Красина. Ты знаешь эту улицу в Москве?

И.Петровская: Ято знаю, но я перестаю понимать, кто чей агент, какая из контрразведок? Там, мне кажется, там возможно из-за того, что 8 превратили в 6, вот, есть какие-то такие очевидные смысловые провалы, которые, вот, нарушают некое течение этого произведения и, вот, мне лично это мешало сосредоточиться.

К.Ларина Да-да-да. Но там есть еще. Поскольку там такие пересечения еще и актерские, ну, и сюжетные, и актерские, и персонажей пересечение… Этот Александр Парвус, который в фильме у Хотиненко практически главный герой такой, который…

И.Петровская Так он и есть, в общем-то, Демон-то революции, не Владимир Ильич.

К.Ларина Да. А здесь в фильме «Троцкий» линия его неожиданно обрывается, то, что играет Пореченков, который в качестве такого продюсера скорее выступает, чем такого закулисного политтехнолога. Ну и потом, конечно, Максим Матвеев как такой герой, который соединяет своим обликом 2 сериала, да? То есть такой Рамон Меркадер, который потом превращается в офицера контрразведки и уже существует…

И.Петровская То есть он вначале. Вначале офицер контрразведки, а потом он превращается…

К.Ларина А потом он офицер ГБУ.

И.Петровская ...в журналиста, который оказывается в свою очередь Рамоном Меркадером.

К.Ларина Да.

И.Петровская Значит, Ксюш, извини, я должна выполнить функцию, которую ты обычно выполняешь, сказать, что, дорогие друзья, пишите нам сообщения в аккаунт Twitter’а…

К.Ларина Заявление от Ирины Петровской.

И.Петровская Ну, здрасьте! От нас обеих заявление. Пишите нам ваши сообщения (так лучше?) в аккаунт Twitter’а @vyzvon. Пишите вопросы по SMS на номер +7 985 970-45-45. Еще повторить? +7 985 970-45-45. Всё, кажется, я выполнила все технические…

К.Ларина А еще… А канал YouTube мы не сказали, наш любимый видеоканал-то.

И.Петровская Говори.

К.Ларина Видеоканал «Эха Москвы» на YouTube можно тоже смотреть, и там тоже есть чат. Если кто-нибудь из нас его увидит, мы обязательно об этом вспомним.

Но я, кстати, хотела еще ветку завести в Facebook, но сейчас уже некогда. Может быть, я в середине часа во время новостей это сделаю. Тогда объявим, может быть, еще и до Facebook добредем.

Ир, ну, все-таки. Вот, в чем прорыв Троцкого? Это абсолютный такой тарантиновский ход. Да, конечно, это кич. Да, конечно, это комикс. И, конечно, даже смешно вообще обсуждать с исторической точки зрения, было или не было, такой он был или таким он не был. Но это, как мне кажется, несомненная удача именно с точки зрения цельности идеи, художественной идеи прежде всего, поскольку ей тут всё подчинено – и кадры, и стремительность, динамика действия, и такая клиповость, которой обычно отличаются совсем другие (не сериалы уж точно, да?). И, конечно, центральный герой Троцкий в исполнении Хабенского. Я не знаю, мне кажется, это его на сегодняшний день лучшая роль в кино. Такой объемной работы у него никогда не было. Его обычно типажно использовали как такого Печорина, такого Онегина, немножко человек с мятущейся душой, да? А сейчас это, конечно, что-то невероятное.

Он в театре такие роли играл – я видела его Калигулу и видела его Клавдия в Гамлете. Он блестящий артист. И мне кажется, что это большая актерская удача. Он притягивает, он центр притяжения, и оторваться от него невозможно.

Конечно, это такие «Бесславные ублюдки». Мы же помним, что Александра Цекало, продюсера этой линейки сериальной – его тянет всё время в ту сторону, ему хочется существовать вот в этом пространстве, вот в этом художественном языке. И мне кажется, это получается. И тем более, это не первая их удача с режиссером Александром Коттом. Если ты помнишь, фильм «Обратная сторона Луны», собственно, которую они тоже делали вместе. Мне тоже кажется, это удачная работа. Здесь всё красиво.

И.Петровская Ну, тогда можно вспомнить еще и Колчака в его исполнении (Хабенского я имею в виду). Что я скажу тебе на всё это?

К.Ларина Давай.

И.Петровская Я совершенно согласна, да, что это, ну, в каком-то смысле, наверное, какое-то новое слово сериалостроения, как принято говорить. Да, это очень динамично, это очень интересно смотреть. Ты даже иногда не успеваешь за этими меняющимися картинками этого комикса.

Безусловно, зрители, что называется, насмотрены, считывают разные смешные какие-то иногда, там, аллюзии, киноцитаты.

К.Ларина А черепа? А черепа вот эти, которые возникают?

И.Петровская Черепа, да-да-да. Вот это такой уже совершенно просто апогей, да? Апофеоз кича, который только можно себе представить.

К.Ларина Да.

И.Петровская С другой стороны, вот, я всё время на эту тему думала, потому что я, действительно, тоже начала это смотреть с интересом и увлеклась, естественно, по-своему (или не по-своему, просто увлеклась). Но дело в том, что получается, что это, на самом деле, кино про некоего супергероя, абсолютного злодея (что тоже новое слово в сериалостроении, именно сериала). Неоднократно многие специалисты уже на это указали, что, все-таки, как правило, в сериалах есть некое противостояние, противопоставление добра и зла, есть некие положительные и отрицательные персонажи. Положительные, которым можно сочувствовать, и отрицательные в свою очередь те, которые вызывают исключительное омерзение и желание только одно – чтобы кто-нибудь их этим ледорубом-то и пришиб, если не говорить сейчас о реальном историческом персонаже.

С другой стороны, я не очень понимаю, почему пренебрегать, все-таки, историзмом и фактами нужно вот так демонстративно? При том, что, ведь, очевидно, что это демонстративно.

К.Ларина Да, конечно.

И.Петровская В этой истории, я имею в виду в столетней этой истории больше, да? Потому что там начинается всё в 1902-м, по-моему, году. Там много всего такого, что можно не придумывать, а, наоборот, из этого извлекать какие-то, ну вот, зерна, да?

Поэтому, вот, с точки зрения того, что не надо искать в этом историческую правду, я, вот, пожалуй, не соглашусь, потому что мне этой исторической правды не хватает и, более того, получается, что этот супергерой-злодей, главный герой, конечно же, действует на фоне некоторых событий, переломных для страны. Некоторых, да? Все-таки, хоть и 100 лет прошло, но мы все находимся от этого события на… Вот, не мы все, а мы с тобой, например, да? На расстоянии, там, двух-трех рукопожатий, если представить, например, что моя бабушка видела живого Маяковского. Не была, естественно…

К.Ларина А моя бабушка видела Николая Второго.

И.Петровская Тем более. А твоя бабушка еще и Николая Второго. Поэтому…

К.Ларина Мы вообще знали все человека, который видел Ленина, вот, практически наш современник, который сравнительно недавно ушел из этой жизни – это художник Борис Ефимов. Помнишь его?

И.Петровская А как же ж! Да.

К.Ларина Он видел Ленина, и вот мы с ним сидели в студии, и он нам рассказывал, как он с Лениным беседовал. Так что да, ты права.

И.Петровская Ну, он дожил-то, слава тебе, господи, до, по-моему, 105 лет.

К.Ларина Но всё равно! Значит, получается, через одно даже рукопожатие от Ленина.

И.Петровская В том-то и дело. На самом деле, ведь, действительно, произошла нечеловеческая невероятная трагедия, которая…

К.Ларина Нечеловеческая.

И.Петровская Нечеловеческая, да, потому что переломала. Она переломала всё, она переломала всех…

К.Ларина Я понимаю, что ты хочешь сказать, Ир. Я понимаю, что ты хочешь сказать. Но послушай, мы не можем быть заказчиками, не имеем права на это.

И.Петровская Не, мы, безусловно, не можем. Нас могут заказать в случае чего.

К.Ларина Хорошо, что возникла вот такая идея. Я скажу тебе, противопоставляя твоему мнению свое, что я всегда за оригинальность жеста, оригинальность языка.

И.Петровская Оригинальность без сомнения тут присутствует, да.

К.Ларина Пусть она будет даже в ущерб какой-то, скажем так, просветительской работе. Мне кажется, что если есть такое кино… Это именно кино – я, все-таки, на этом настаиваю. Вот, «Троцкий» — это фильм, многосерийный фильм, который вполне себе может конкурировать на рынке сериалов западных еще как, как художественное цельное произведение, да?

И.Петровская Так, так и есть уже. Его же представили на…

К.Ларина Очень хорошо. Я так и поняла, что они на это рассчитывали.

И.Петровская Извини, я просто быстро добавлю, что перед тем, как его показали по телевизору для российской массовой аудитории, его отвезли на Каннский знаменитый международный (каждый год проходит, по-моему, даже чуть ли не 2 раза в год) телерынок, где устроили не только они, кстати, но там и НТВ, например, «Хождение по мукам» там представили. Называлось это «Революция в сериалах» или что-то. Целую программу. И по результатам этих показов уже сейчас известно, что многие очень западные эти закупщики заинтересовались и, разумеется, это пойдет и туда еще.

К.Ларина Ну, вот, возвращаясь к тому, что ты говоришь, безусловно, нужно такое кино, в котором будет и правда, и попытка какой-то рефлексии, осмысления событий и понять вообще, из-за чего всё это случилось, из-за чего произошло, ну, это другие задачи, как я понимаю. Что в данном случае продюсер и режиссер перед собой не ставили задачи просветительской рассказать настоящую историю революции.

И.Петровская Вот, это важно, да.

К.Ларина Понимаешь, это другой жанр.

И.Петровская Это жанр чисто развлекательный, давай тогда согласимся.

К.Ларина Да! Абсолютно согласна, да. В отличие, допустим, от того же Хотиненко и его фильма вот это как раз проект, претендующий, как я так поняла его задумку, именно на свою авторскую историческую версию событий. Именно поэтому сериал сделан с более таким подробным погружением в роль, в биографию, в подробности, в частности. Там очень много диалогов именно на политические темы, чего, кстати, в «Троцком» практически нет (обрати внимание).

И.Петровская А если они есть, то они абсолютно ходульные и специально как будто бы картонные, ходульные. Люди просто так не говорят, да? Тем более, если учесть, что Троцкий был там блестящим оратором, умел говорить, формулировать.

К.Ларина Он прекрасно здесь в этом смысле показан, как мне кажется, такой человек, который притягивает внимание, человек-харизма, безусловно. Но вспомни в этом «Троцком» там какое количество таких, вот, афористичных диалогов, обмен какими-то притчами, обмен какими-то намеками, анекдотами, какими-то образами, метафорами языковыми или лингвистическими. Это тоже всё для того, чтобы можно было писать слоганы очень легко и удобно, какие-нибудь плакаты после этого выпускать, трейлеры, связанные с этим фильмом.

Это именно в рамках индустрии, вот в этом русле. Абсолютно ты права, это развлекательное кино, кино, нацеленное на зрительский успех, на смотрение безостановочное, когда тебя забирает это всё.

Я, кстати, в Facebook читала несколько отзывов от людей, которые уже посмотрели этот фильм, после того, как прочитали какие-то отклики. И, вот, люди просто смотрят целую ночь. Вот, как с первой серии сели и до утра смотрели. Я думаю, что всё равно свои задачи этот сериал выполнил, если они такие были перед ним поставлены.

И.Петровская Я думаю, что были, потому что тот же самый Константин Эрнст, один из продюсеров этого фильма, он на пресс-показе, по-моему, сказал, что это кино, где главный герой – рок-звезда. Вот, рок не рок, но поп-звездой он точно становится, точно так же, как и все остальные герои этого повествования. И, собственно…

Да, называется «Судить произведение по законам жанра, в котором они созданы». Вот, если судить по законам этого жанра, то всё идеально. Если, все-таки, пытаться еще извлекать некие смыслы, тогда приходится признать, что вот это вот, опять же повторю, одно из самых трагичных, трагических событий века еще прошлого (да оно и сейчас продолжается), оно только фон. Это может быть любое другое событие.

Ну, понятно, что раз Троцкий, то это. А так, в принципе, можно выбирать любого исторического персонажа, который на слуху или который там чем-то особенным прославился, и всё остальное делать этим фоном. Фон – народ, как мы знаем, да? То есть как мы видим здесь.

К.Ларина Конечно. А почему нет? А почему нет, Ир?

И.Петровская Я говорю просто, вот, тебе сейчас излагаю то, что я по этому поводу думаю. Да, наверное, да. Никогда прежде народ, который считался двигателем этой истории революции, во имя чего и во имя кого всё делалось, не был представлен вот таким вот сборищем совершенно очевидно каких-то бутафорских, не знаю, таких, совершенно уже опереточно-картонных тоже персонажей. И ни одного из них ты тоже не принимаешь в свое сердце, никому не сочувствуешь. Более того, ужасаешься, на что сделана была ставка и на кого в этой истории.

К.Ларина Ну, ты понимаешь, что… Опять же, мы с тобой возвращаемся к тому, что бы ты хотела бы, в принципе. Ты сейчас рассказываешь свои желания, чтобы ты лично, Ирина Петровская, хотела бы от фильма про революцию. Но давай, все-таки, вернемся к той формуле, которую ты повторила вслед за великими, что судить художника по тем законам, которые, собственно, он сам и создал. Тут вопрос: талантливо это сделано или нет?

И.Петровская Талантливо.

К.Ларина Законы понятны, которые человек тебе предложил, предлагаемые обстоятельства? Конечно. Поэтому спора-то и нету. У нас сейчас новости.

И.Петровская Прерываемся.

НОВОСТИ

И.Петровская Продолжаем «Человек из телевизора». С нами по Skype’у Ксения Ларина.

К.Ларина Еще раз приветствую всех.

И.Петровская Привет, дорогая, еще раз. Здесь в студии я, Ирина Петровская, Александр Смирнов, наш звукорежиссер. Все средства связи я уже вам сказала в первой части, пожалуй, повторять не буду.

К.Ларина А я, кстати, добавлю, что я отправила в Facebook ссылку на наш YouTube-эфир, и можете в этом Facebook у себя, у меня на Ксении Лариной (на страничке) тоже оставлять какие-то ваши вопросы или, может быть, ваши мнения о фильмах, которые мы сейчас с Ириной обсуждаем. И Ира там читала смски, я смотрю, да?

И.Петровская Да, их очень много. Ну, вот, в частности: «Дорогие Ирина и Ксения, насколько в этих сериалах ощущалась пропаганда, что революцию делали одни мерзавцы и проводились иллюзии с нашим временем?» Можешь ответить на этот вопрос?

К.Ларина Ты знаешь, я рискую, конечно, но я согласна с авторами всех фильмов. Революцию делали мерзавцы, чего тут говорить-то! Один, может быть, менее мерзок, другой более мерзок. То, что касается мотиваций, вот поверьте, мне кажется, что пора уже давным-давно расстаться с этими иллюзиями, что кто-то из этих людей, которые перевернули мир и перевернули страну, поставили на дыбы, в эту кровавую баню бросили всю страну, народ, что они там какими-нибудь высокими идеями были ослеплены, да? Безусловно, что здесь, как мне кажется, очень точно показано и в том фильме, и в другом фильме, это, безусловно, амбиции, личные амбиции, это желание стать как рок-звездой или властелином мира, властелином колец, кем угодно, да?

И.Петровская Не, ну страсть к власти, безусловно, здесь очень хорошо показана.

К.Ларина Да, да. И то, что народ в топку бросается ради личных амбиций людей, и то, что всё равно это искусство интриги, что они готовы друг друга все продать и продать, что, собственно, история же потом это лишь подтвердила и показала. Ведь, мы с тобой говорим о фильмах, которые завершаются там 20-ми годами. Ну, допустим, Троцкий в 1940-м, но это 1940-й год не в России, а в Мексике, правда же?

А то, что касается дальнейшей жизни, развития этого советского проекта, мы же знаем, чем всё это кончилось, чем это всё обернулось. Это только начало было кошмара и ада. А дальше-то всё больше, больше и больше.

Кстати, вот именно в фильме «Троцкий», по-моему, эта мысль озвучивается кем-то, чуть ли не Ильиным, одним из героев Философского парохода, философом Ильиным в исполнении Кирилла Пирогова, что вам понадобится еще больше, больше, больше крови, что это чудовище, которое не может никак насытиться человеческими смертями и человеческой плотью.

Собственно говоря, так оно и произошло. Мне кажется, что эта идея прекрасная… В смысле не то, что она прекрасная, она очень точная, точная по смыслу. Нет, не согласна?

И.Петровская Тогда вот смотри продолжение этого вопроса: «Не показалось ли вам?..» И тоже я многократно такие мнения встречала и в Facebook. «Не показалось ли вам, что всё это вместе с поделкой «Спящие» — госзаказ, страшилка на злобу дня?» Имеется в виду, что госзаказ в чем заключается? Показать и убедить зрителей, аудиторию, народ, что всякая революция – это зло, и что этого надо бояться, и что не приведи господь. Поэтому ради этого пожертвовали сакральной Великой, опять же извините, Октябрьской Социалистической революцией, которая до этого была священной коровой, как бы к ней кто ни относился. Вот, у тебя такое есть ощущение?

К.Ларина Не знаю, у меня нет. У меня, кстати, ни от того, ни от другого фильма. У меня таких ассоциаций не возникает, скажу вам честно. Потому что, все-таки, те революции, которыми нас пугают, они никакого отношения к той революции, о которой нам рассказывают, революции прошлого века не имеет никакого, как мы знаем. Никакой связи здесь не вижу, честно тебе скажу.

Нет, не вижу. Может быть… Заказ это или не заказ – не знаю. У меня такое подозрение, что это, все-таки, не госзаказ. Потому что мы знаем, как работают на Первом канале (эта сериальная линейка, которой заведует Александр Цекало). По-моему, они там живут совершенно автономной жизнью и никакие госзаказы не выполняют. У них что-то удачно, что-то неудачно, но всё равно это какая-то своя грядка, которую они там вскапывают как хотят, свои задачи выполняют.

А то, что касается Хотиненко, нет, не думаю. Это, все-таки, режиссер другого уровня, он на госзаказе не работает. Это его личный взгляд (я в этом убеждена) и это продолжение, опять же, тех его художественных, скажем так, принципов, которые он заявлял и в фильме «Гибель империи», кстати. Помнишь этот фильм замечательный?

И.Петровская Да, конечно. Действительно, был замечательный, да.

К.Ларина Да, да, да. Или, вот, то, что он потом делал в «Бесах» Достоевского. Поэтому я не думаю, что это госзаказ.

И.Петровская Тут много очень откликов. Большинство очень хвалит, восхищается Хабенским в роли Троцкого. Предлагают нам также отметить Стычкина в роли Ленина. Кстати сказать, большинство откликов, все-таки, на «Троцкого», а не на «Демона революции». Ну, это просто чтоб тебя порадовать: «Ксения Ларина, ваш тембр голоса подтолкнул купить планшет. Вы прекрасны».

К.Ларина Вау! (смеется)

И.Петровская Красноярский край.

К.Ларина Планшет отправляется, да.

И.Петровская Да-да-да.

К.Ларина Ира, а можно еще сказать по поводу анонсов? Мы с тобой хотели сделать анонс. Ты там говорила, что, на самом деле, тема Гражданской войны и революции – она, как выясняется, не заканчивается, а продолжение, что называется, следует. И там на Первом канале стартует новый сериал с понедельника.

И.Петровская Совершенно верно. Причем я слышала, что изначально даже как будто бы он готовился на отмечание столетия, но вот теперь он идет буквально вслед за «Троцким». Называется он «Крылья империи», историческая драма, режиссер Игорь Копылов. Начинается в декабре 1913 года, потом война, ну и так далее.

К.Ларина То есть там и Гражданская война, да?

И.Петровская Ну, я не знаю. Вот, я пока читаю самое начало. Война пока имеется в виду не Гражданская, а Вторая мировая, начало Второй мировой войны. Я видела анонсы. Костюмные, красивые.

К.Ларина Я прочитала на сайте Первого канала подробности об этом фильме, и скажу, конечно, честно, что меня очень это заинтересовало. Мне кажется, это стоит начать (так скажу осторожно) смотреть – там будет видно. Во-первых, потому что тема, которая, действительно, редкий случай. Это не то, что у нас столько фильмов на эту тему. Их мало, очень мало, и мы про это говорили.

Там главный герой – юнкер. Собственно, на нем строится всё повествование. И как я поняла из рассказов и режиссеров, и актеров, что в этом заложена некая судьба, ну, похожая Тухачевского (собственно, с чего он начинался).

Но режиссер Игорь Копылов, обратите внимание, это человек, который поставил очень хороший фильм, очень многосерийный (не помню даже, сколько там было серий) «Ленинград 46». Помнишь, был такой?

И.Петровская Помню, да.

К.Ларина Вот.

И.Петровская По-моему, там тоже играла Сутулова, да? Не помнишь?

К.Ларина Не помню, нет. Я помню, что там играл Евгений Миллер одну из центральных ролей, и он здесь играет Троцкого в этом фильме «Крылья империи».

И.Петровская Ой, опять, называется. Опять.

К.Ларина Там есть и Ленин, и Троцкий, там все эти люди есть. Ну и есть, естественно, как бы, сквозные герои, как я поняла. Так что это в любом случае интересно.

И второй фильм, на который стоит обратить внимание, это «Доктор Рихтер» на российском канале.

И.Петровская Это на канале «Россия». Опять начнется вот эта страшная конкуренция, и придется, к сожалению, большинству зрителей выбирать, чего смотреть. Но это по следам, что называется, по мотивам «Доктора Хауса», которого все смотрели с огромным интересом, как любые практически, начиная со «Скорой помощи». Или как это называлось, первый сериал американский? «Скорая помощь» он назывался?

К.Ларина «Скорая помощь», да-да-да. Медицинский детектив.

И.Петровская Всё, что касается медицины, особенно в ее идеальном варианте, который обычно бывает в сериалах, да? «Мы его теряем», и все бегут, сломя голову.

К.Ларина А здесь всё равно есть герой главный, и на него, собственно, ставка и делается, потому что это Алексей Серебряков. Такие артисты на дороге не валяются. Если он появляется где-то, то оторваться от него невозможно. Мне кажется, это очень точное попадание. А режиссер (тоже обращаю ваше внимание) – тоже на дороге такие не валяются. Это Андрей Прошкин, режиссер «Доктора Рихтера». Так что кино, пошло кино косяком.

И.Петровская Но также я читала какие-то там материалы, где было написано, что реально, конечно, консультировали практикующие врачи, что артистам пришлось не один час, а, там, десятки часов провести в реальных операционных, выучить немыслимое количество разных медицинских терминов. В любом случае, значит вот, то называется «не было ни гроша, да вдруг алтын». Вдруг начинается вот такая бешеная конкуренция, и каналы опять схватились в борьбе и в схватке, в этой борьбе за зрителя.

К.Ларина А «Хождение по мукам» обещанное, которое тоже было обещано к столетию, оно появится или нет (Константина Худякова)?

И.Петровская Абсолютно точно появится. Уже пошли анонсы на канале НТВ. Насколько я знаю, появится ближе к концу ноября. И слава богу, что они поступили именно так, потому что изначально были анонсы, что это тоже выйдет 7 ноября, и тогда вы уже просто хоть разорвись всем, просто нереально это всё посмотреть, вместить, даже если будешь пользоваться потом интернетом и чем угодно.

Поэтому вот сейчас пройдет это, и дальше мы, наверное, уже встретимся с «Хождением по мукам».

Но я предлагаю в некую чуть-чуть комическую сторону уйти, потому что вот эта десакрализация образа, в частности, вождя мировой революции привела к тому, что немедленно этим воспользовались…

К.Ларина У него появились потомки.

И.Петровская ...желтые шоу, да. И немедленно нам выставили потомков. Я на эту тему написала колонку в «Новой газете», потому что это было, вот, буквально, да? Вот, только нам показали Владимира Ильича, как он целуется с Надеждой… Фу, «с Надеждой Константиновной».

К.Ларина С Надеждой он не целовался никогда.

И.Петровская В борьбе един. А с Инессой Арманд он, значит там, реально целуется, и я думаю, что это тоже революцию определенную в голове зрителей произвело. Ну, видишь, не только зрителей, но и создателей шоу. И немедленно на Первом канале в этом, как говорят они, самом правдивом шоу «На самом деле» появились 2 человека, которые назвали себя правнуками.

Всё это было довольно забавно. Потом привели действительного якобы родственника…

К.Ларина А подожди, а они от кого? От кого они потомки-то? От Арманд?

И.Петровская От непосредственно Владимира Ильича. Один говорит, что его…

К.Ларина А с кем он нагулял-то их?

И.Петровская Значит, одного он, якобы, еще раз повторяю, нагулял с Варварой, купеческой дочерью, которая оказалась в Шушенском тогда же, когда там был ссыльный Ульянов-Ленин. А второго якобы подбросили… Он тоже его нагулял, но его подбросили вот в эту вот семью, где потом появился вот этот якобы правнук.

К.Ларина Вот это вот сюжет. Кстати, я предлагаю воспользоваться случаем и написать новую историю. Это будет классно.

И.Петровская Ты не знаешь продолжения. Я продолжение только что, вот, сегодня утром узнала. Потому что, значит, якобы генетическая… Ну, детектор лжи не справился, потому что люди убеждены, что они прямые потомки и, соответственно, они когда на прямой вопрос «Вы уверены, что вы правнуки?», они, конечно, отвечают «Да» и это правда.

Генетическая экспертиза, которую якобы тоже у нас на глазах провели, сказала «Нет, родство исключено». В качестве образца генетического был выбран некий человек по фамилии Волков, который ведет свою линию от какого-то там двоюродного дяди дедушки, седьмая вода на киселе. Тем не менее, у него взяли образец для генетической экспертизы.

И тут я, значит, смотрю. Открываю я свою почту, а мне там пересылают из «Новой газеты» письмо от одного из правнуков. Его зовут Владимир Харлов, и он пишет, что всё это было обман, что никакой не было, конечно, экспертизы, что в последний момент…

Да, самое главное! Генетическая экспертиза, вот, по такому родству вообще не может проводиться. А дальше я вижу, как под текстом в «Новой газете» приходит как раз вот этот родственник, который со справкой и у которого брали образцы (Волков). И тоже пишет, что, оказывается, изначально этот анализ должны были взять у правнука или, там, внука Дмитрия Ильича Ульянова, но те в последний момент отказались, и тогда, вот, откуда ни возьмись, выдрали вот этого родственника и, как он пишет, что он пошел на это шоу исключительно за деньги. Якобы анализ у него взяли за час, тут же прямо в студии, поэтому никакого анализа быть не могло.

Короче, товарищи, правнуки, может быть, даже и нормальные, и, может быть… Мы не можем ничего ни утверждать, ни опровергать. Может быть, они реально ведут свою родословную от Владимира Ильича.

Но шоу «На самом деле» — это жульничество и сплошной обман доверчивых зрителей. Ну, я почти уверена…

К.Ларина Доверчивой Ирины Петровской.
И.Петровская А? Да нет!

К.Ларина Доверчивой Ирины Петровской.

И.Петровская Я же эту колонку писала, как ты поняла, вполне себе иронически, а не всерьез. Но я могу прогнозировать при этом, что теперь время от времени будут появляться и потомки Троцкого, и потомки Парвуса, и даже вымышленных персонажей, потому что поди, действительно, докажи, существовали они, на самом деле, или нет. Вот такое вот неожиданное продолжение.

К.Ларина Давай, кстати, о детях. Кстати о детях. Давай поздравим Аню Трефилову с рождением сына.

И.Петровская Да, Аня Трефилова. Вот уж кто революцию-то в нашем сознании произвел. Аня Трефилова – молодец.

К.Ларина Молодец. Аня, да, поздравляем и…

И.Петровская Хорошего парня, видимо, да? Не знаю, как назвали, пока. Но поздравляем от всей души.

К.Ларина Ну, у нас там есть планы, как его назвать. Не знаю, согласится она с ними или нет. Но Аня молодец, вот, поздравляем тебя еще раз уже на всю Ивановскую. И если кто-то забыл поздравить Аню с рождением сына, сделайте это обязательно.

И.Петровская Наш звукорежиссер Александр Смирнов только что включился и сказал «И от меня тоже». И я думаю, что мы…

К.Ларина Обязательно, да.

И.Петровская Да. И многие наши слушатели тоже должны к этому присоединиться, поскольку Аню все знают давно.

Ну? Что мы еще обсудим? У нас осталось всего ничего.

К.Ларина Ну вот смотри. Я могу просто, раз уж ветку открыла в Facebook, могу прочитать. «Очень понравился проект Собчак с Красовским на пятнице «Можем повторить», — пишет Владимир Павлов. Не видела этого?

И.Петровская Видела кусочки. Смешно, да. Костюмированная такая история. Некая реконструкция, но такая, очень ироническая исторических событий. Они переодеваются в разные платья разных периодов. Да.

Но, кстати, со вчерашнего дня Ксения Собчак еще одно шоу начала вести на канале ТВ-3.

К.Ларина Так, это какое?

И.Петровская Это называется «Чернобыль. Зона отчуждения» — это второй сезон сериала. При этом сейчас все осваивают разные новые технологические возможности. Это будет идти и во Вконтакте, и по телевизору, и там целое сообщество образовалось. А в конце обсуждение и, вот, в качестве ведущей вот этих обсуждений будет Ксения Собчак. Так что, конечно, она многостаночница, учитывая ее нынешний статус.

К.Ларина Она еще всё использует в своих целях, и это очень правильно. Если человеке, как бы, себе поставил задачу, он ее выполняет, идет как поезд. Вот еще один поезд Ксении Собчак, когда использует и программу свою, и свою карьеру, и свои амбиции. Всё в топку. Молодец. Ну, это у человека такая движуха внутри.

И.Петровская Мне нравится ее самоироничность, потому что мы знаем, что люди у нас, претендующие на разные политические посты, они, конечно, со звериной серьезностью относятся и к себе, и к своим так называемым программам условным.

К.Ларина Катерина Гордон очень серьезно относится.

И.Петровская Да все они, все они серьезно к себе относятся, даже те, которые, в общем, в принципе, совершеннейшие фрики, да? (так их назовем).

Я посмотрела тоже в сети, какой-то был концерт, видимо, опять же, «Гражданина поэта», потому что там Андрей Васильев за кадром.

К.Ларина А! Это было в Известия-холле, кстати.

И.Петровская Известия-холл, да.

К.Ларина Это было 7 ноября.

И.Петровская Или 8-го. Где Ксения Собчак читает посвященное себе стихотворение Орлуши, Андрея Орлова. Очень смешно. И кто-то еще сейчас выложил… Я не поняла, это из прежних «Больших разниц» или прямо сейчас, может быть, сняли? ...фрагмент такой смешной пародии, когда Ксения Собчак якобы (ну, актриса, да?) приходит в кафе, и там вокруг нее все пляшут, а ей то не то и то не сяк. А в качестве официантки выходит сама Ксения Собчак. И это дико смешно. Найди. Я просто от души смеялась и подумала, что, вот, пожалуй, это важное качество: даже если не дойдет до финала, даже если не будет зарегистрирована, то, по крайней мере, все свои возможности она продемонстрирует в совершенно разных форматах.

К.Ларина Тут, кстати, еще один фильм вспоминают. Прости, Ира, опять же возвращаюсь к революции и Гражданской войне. И фильм, и произведение литературное, по которому он был снят, тоже его не показывают совсем. Это фильм «Доктор Живаго» Александра Прошкина.

И.Петровская Конечно, конечно.

К.Ларина Блестящая работа. И, кстати, то, о чем ты говоришь, то, что ты хотела бы от фильма про это событие, про это время, мне кажется, как раз там это всё есть в том фильме.

Мы должны, да, заканчивать. У нас там песняк стоит, да? Эта, собственно говоря, эта песня является тоже авторской версией событий возвращения Владимира Ильича Ленина в Россию в 1917 году в этом самом поезде. Это поезд от Натальи Медведевой, в котором, собственно, и рассказывается краткое содержание предыдущих серий. Мы на этом прощаемся.

И.Петровская Люблю, целую.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире