'Вопросы к интервью
Д.КРЫЛОВ: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: Представьте молодого человека, сидящего рядом с Вами. Группа поддержки.
Д.КРЫЛОВ: Да, это группа поддержки. Митя Крылов, мой сын. Просто я воскресный папа, мы с Митькой встречаемся, в основном, по выходным.
К.ЛАРИНА: Это уже стало традицией. На прошлой программе у меня тоже был воскресный папа Алексей Лысенков.
Д.КРЫЛОВ: Да, у него тоже сложная драматическая семейная судьба.
К.ЛАРИНА: Итак, продолжая тему «Трех сестер», которые хотели все «В Москву! В Москву!» Дмитрий Крылов, наоборот, больше напоминает Чацкого: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок». Откуда и куда мой первый вопрос к Вам?
Д.КРЫЛОВ: Последняя поездка была очень хорошая. Мы поехали туда до Нового года, то есть провели там две недели неделю в Австрии и неделю в Швейцарии. Сегодня как раз, в воскресенье, вышел третий заключительный фильм из этой новогодней эпопее. Это рассказ о горнолыжных курортах Австрии и Швейцарии.
К.ЛАРИНА: То есть, я понимаю, Вы готовили визит президента?
Д.КРЫЛОВ: Ну, как выяснилось. Вообще-то я его несколько раз предвосхищал, и, видимо, в этом есть какой-то знак. Потому что я, например, до него был в Брунее, и так совпало, что эти передачи вышли как раз во время его визита. Мне было приятно, я думал, как все складывается в жизни!
К.ЛАРИНА: Сколько лет уже идет Ваша программа?
Д.КРЫЛОВ: Регулярно она стала выходить в марте 1996 года, каждое воскресенье, так что получается уже 5 лет. А впервые она вышла в 1991 году. Самая первая передача была «Непутевые заметки. Из Лондона с любовью». Я попал туда во время путча, что-то снимал для себя, думая, что уже никогда не буду заграницей. Вообще оказаться в Лондоне это большая удача. Я тогда купил полупрофессиональную-полулюбительскую камеру и стал что-то снимать для себя, а когда вернулся в Москву, увидел, что из этих 10-ти часов можно что-то сделать. И сделал 4 получасовые передачи под названием «Непутевые заметки». И как-то эта работа и дала мне путевку в жизнь и в мир.
К.ЛАРИНА: Когда у Вас появились спонсоры?
Д.КРЫЛОВ: С самого начала. Это был 1991 год, и люди были привыкшими к официальной международной журналистике. А тут вдруг такой же человек, как и все. Он удивленно смотрит на мир и, как тот самый чукча в анекдоте, что видит, то и поет. Наверное, это вызвало какую-то симпатию. И поэтому сразу же появились предложения. Тут же «Люфтганза» пригласила в Западный Берлин. Было очень интересно, потому что только-только сломали эту пресловутую стенку. Потом в круиз, и так далее. С тех пор так и пошло.
К.ЛАРИНА: Как мне кажется, ценность этих программ, исключительно, в их личностном взгляде на другую жизнь, на других людей. Все равно, наверное, нет смысла ехать по той путевке, которую Вам наверняка может бесплатно предоставить добрая дюжина туристических фирм поехать в какой-нибудь шикарный отель, плескаться в бассейне и снимать проходящих мимо отдыхающих. Ведь такое искушение наверняка было, что все сейчас для меня?
Д.КРЫЛОВ: Дважды нам дарили турфирмы, с которыми мы сотрудничали, путевки. Мы сделали несколько передач и в качестве благодарности, такого красивого жеста я помню, первая фирма была «Светал» — они подарили нам поездку на Новый год на Бали. Моя жена Татьяна сказала: «Только не бери камеру. Давай хоть один раз в жизни просто отдохнем». Я, конечно, не мог, взял камеру и мы потом привезли оттуда 4 передачи. А второй раз — в прошлом году, уже был с нами Митька, мы поехали в Каринтию, это Южная область Австрии необыкновенно красивая. Мы жили на берегу озера. Это тоже был нам просто подарок на неделю. Я взял камеру, Митя тоже снимал, и как раз нынешней весной я выпущу эту передачу в свет. Хотя мы уже показывали Каринтию, но это такие красивые места! В этом фильме я даже говорю, что Каринтия — это тот образ России, в котором нам бы хотелось видеть нашу страну, потому что там огромное количество березок, больше даже, чем у нас в России.
К.ЛАРИНА: Мы обычно мечтаем о Швейцарии.
Д.КРЫЛОВ: Нет, Австрия — тоже очень хорошая страна. Митя, правильно я говорю? Понравилась она тебе?
К.ЛАРИНА: Митя, а где ты вообще побывал? Расскажи нам.
МИТЯ КРЫЛОВ: Я очень много где побывал. Конечно, мне далеко до папиного рекорда, но я был в Дании, в Америке, опять же в Каринтии.
К.ЛАРИНА: Где-нибудь тебе хотелось остаться жить, в какой-нибудь из этих стран?
МИТЯ КРЫЛОВ: Наверное, в Каринтии.
К.ЛАРИНА: А почему?
МИТЯ КРЫЛОВ: Это теплая страна, в ней приятно находиться. Чувствуешь себя как дома.
Д.КРЫЛОВ: Только лучше, но к сожалению. У них даже такой рекламный слоган: «Хотите искупаться в питьевой воде — приезжайте к нам в Каринтию». Действительно, из этих озера можно пить воду. Из какого у нас сейчас озера можно пить воду? Я уже не говорю про водопровод, потому что в Швейцарии, в Финляндии, в Австрии не надо покупать никакой минеральной воды. Просто открыл кран и пей, чего нельзя делать во Франции или в Италии.
К.ЛАРИНА: А скажите, чем собственно отличается взгляд журналиста Дмитрия Крылова от взгляда любого российского туриста? Сейчас у нас, слава богу, есть возможность посмотреть на мир собственными глазами.
Д.КРЫЛОВ: Наверное, в первую очередь тем, что я еду для того, чтобы рассказать другим людям. И второе, мне очень важно в самом себе сохранить интерес, увлеченность, какое-то детское любопытство к тому, что я вижу. Потому что если это уйдет, то это будут просто обычные путевые очерки. Я не знаю, сколько можно сохранять такое ощущение, нельзя тоже все время быть дурачком с открытым ртом и все время ахать — это в конце концов может приесться. Люди скажут: «Да, что ж такое, старенький дурачок все восхищается!» Но, на самом деле, есть, чем восхищаться. И хотя в некоторых странах я был уже по несколько раз, не потому что я специально что-то ищу, но я каждый раз чему-то удивляюсь.
К.ЛАРИНА: Вы наверняка специально ищите, я не поверю, что если в энный раз едите в какое-то место
Д.КРЫЛОВ: Как я готовлюсь? Я, конечно, что-то читаю о тех местах, потому что я очень много несу отсебятины и делюсь какими-то своими впечатлениями, но все-таки стараюсь, чтобы это была и полезная информация. Я нашу передачу отношу к жанру развлекательно-познавательных. Я не знаю, чего там больше в какой-то передачи бывает больше познавательной стороны, в какой-то развлекательной. Мне кажется, что это важно сохранить.
К.ЛАРИНА: А гиды у Вас есть какие-то свои?
Д.КРЫЛОВ: Да. Кстати, когда попадается хороший гид Допустим, у нас на Бали был великолепный гид, его зовут Глеб Глотов. Этот человек влюблен в этот остров. Сначала он работал от турфирмы, потом до того влюбился в этот маленький островочек, который можно пересечь за три часа, что там и остался. Он там живет уже несколько лет и по-прежнему рассказывает, когда мы с ним встречаемся (а мы были на Бали уже 4 раза)
К.ЛАРИНА: Бали, это где?
Д.КРЫЛОВ: Бали это индонезийский остров, но это не Индонезия. Точно так же, как Чечня не Россия. Это с обратным знаком, потому что в Индонезии вечно происходят какие-то волнения. Это что-то совершенно другое, хотя считается индонезийским островом, но у них своя культура, своя религия, свой язык, свои обычаи. Это маленький рай, на самом деле.
К.ЛАРИНА: А на что они живут?
Д.КРЫЛОВ: В основном, за счет туризма. Но, безусловно, уровень жизни у большинства балийцев невысокий, но несмотря на это, это одна из немногих стран, где не увидишь озлобленных, недовольных лиц, которые можно увидеть в других юго-восточных странах, которые тоже, может быть, живут за счет туризма. Там этого нет. Они в силу своего религиозного и духовного воспитания живут в гармонии с окружающим миром. То, чего нам, к сожалению, не хватает, и в этом смысле им можно позавидовать.
К.ЛАРИНА: Скажите, пожалуйста, Дмитрий, чему Вы научились за время работы над программой, тому, чего раньше не умели делать? Я так понимаю, что на горных лыжах Вы теперь точно катаетесь, что еще?
Д.КРЫЛОВ: Не катаюсь, а скорее спускаюсь. На самом деле это очень увлекательно. Когда мы впервые поехали на горные лыжи 2 года тому назад, у меня была задача рассказать, как человек в 53 года, который никогда в жизни не вставал на горные лыжи, может на них встать. Что из этого получится? В этом смысле, эта передача это был эксперимент, и был какой-то практический смысл для обеспеченных людей, которых мы называем «новыми русскими». Ребята, поезжайте. Это великолепный отдых! Он недешевый, потому что это Австрия и Швейцария, тем более горнолыжное оборудование, но, тем не менее, удовольствие получаешь колоссальное. Нет, я не научился кататься. Кататься это когда ты получаешь удовольствие. Я пока еще спускаюсь, хотя в последний день нашей поездки я в первый раз в жизни получил удовольствие от катания, но у меня не было тогда с собой камеры и штатива, с которыми я вечно поднимаюсь на гору.
К.ЛАРИНА: Ну, хорошо, а всякие водные виды спорта, подводное плавание, стрельба из лука, из пистолета, катание на лошади?
Д.КРЫЛОВ: На Бали мы с Митей и Таней впервые опустились под воду с аквалангом. Это было наше первое погружение. Митька, правда, меня опередил. Он с мамой отдыхал в Египте, и там тоже Митька опускался, так что у него был уже второй раз.
К.ЛАРИНА: Митя, как твои ощущения?
МИТЯ КРЫЛОВ: Совершенно фантастические.
К.ЛАРИНА: Что там видно?
МИТЯ КРЫЛОВ: Очень чистая вода, поэтому видно все. Приплываешь на коралловый атолл Это остров, который не выходит на поверхность. Это потрясающе.
К.ЛАРИНА: Это страшно?
МИТЯ КРЫЛОВ: Нет, не страшно. Был такой случай, когда вдруг что-то начало появляться. Мы подумали, что это акула, оказалось, что это был пластиковый пакет.
Д.КРЫЛОВ: Ощущение, действительно, фантастическое.
К.ЛАРИНА: А вы снимали под водой?
Д.КРЫЛОВ: Да, правда, снимал не я. С нами был оператор, у него был специальный бокс под камерой, и он снимал нас. Мы потом включили это в фильм, с гордостью показали, что мы, оказывается, еще и под водой умеем плавать. Это фантастика! У нас был инструктор — англичанка Линда. Она говорила, что когда первый раз опускаешься под воду, это как выход в открытый космос. Это правда, это совершенно иной мир, это, действительно, выход в космос. Мы до того обалдели от всего, что когда мы поднялись через 40 минут наверх (у нас было бесплатное погружение, хотя оно стоит денег) и нас спросили «хотите еще?», мы сказали: «Нет, дайте передохнуть и как-то отойти от этого».
К.ЛАРИНА: А можно ли описать словами те ощущения? С чем их можно сравнить? В космос Вы еще пока не выходили?
Д.КРЫЛОВ: Это какой-то красочный сон. Во-первых, ты находишься в состоянии невесомости, во-вторых, эти безумно красивые разноцветные огромные рыбы. Правда, нам тогда не встретились баракуды. Это довольно хищные рыбы, хотя мы там включили кадры, как их кормят с рук. Дают такой шашлычок на палочке. Но они могут сильно укусить. Нам все время говорили: «Только ничего не трогайте. До того, до чего инструктор дотрагивается, вы можете трогать, а остальное» Потому что есть ядовитые водоросли, кусачие рыбы или ядовитые рыбы.
К.ЛАРИНА: То есть, вещь, которая затягивает? Туда хочется вернуться?
Д.КРЫЛОВ: Да. Недаром Андрей Макаревич, абсолютный фанат подводного плавания, каждый год по несколько раз отправляется куда-то со своими друзьями. И с Ленькой Ярмольником, и с Якубовичем они все время куда-то ездят нырять.
К.ЛАРИНА: А еще что освоили?
Д.КРЫЛОВ: Несколько раз мы были на рафтинге. Это спуск по горной речке на резиновой лодке, когда тебе дают шлем, жилет, весло. Но мы все-таки были на туристических маршрутах, поэтому они скорее щекочут нервы. Да, там можно перевернуться, можно, в конце концов, сильно побиться, сломать руку, нанести какой-нибудь вред, но погибнуть там невозможно. Это не тот спортивный рафтинг, где настоящий риск. С высоты нескольких метров они падают с каких-то водопадов. Нет, для туристов это просто щекотание нервов.
К.ЛАРИНА: Американские горки, да?
Д.КРЫЛОВ: Да, но водные.
К.ЛАРИНА: Напомню номер нашего телефона 203-19-22. Может быть, мы примем несколько звонков в прямом эфире. Но, в основном, присылайте ваши вопросы или ваши замечания к программе на наш пейджер — 788-00-88, абонент «Эхо Москвы». Вопросов очень много, но сразу скажу, что мы не будем делать ни рекламу, ни антирекламу различным туристическим компаниям, которые помогают Дмитрию Крылову осуществлять свои поездки. Давайте посмотрим, что нам пишут. Прямо подряд: «Скажите, пожалуйста, — спрашивает Виктор, — на какую глубину моря Вы погружались с аквалангом?»
Д.КРЫЛОВ: По-моему, это было 10 метров.
К.ЛАРИНА: Это много или мало для начала?
Д.КРЫЛОВ: Для начала это нормально. Те, кто этим занимаются профессионально, как упомянутый Макаревич, опускаются на 30-40 метров. Но для того, чтобы увидеть красивые кораллы, достаточно и 10-ти метров. Причем, профессионалы говорили, что для съемок лучше погружаться ночью, потому что когда ты освещаешь этих рыб и кораллы, они выглядят в несколько раз красивее, чем днем при солнечном свете.
К.ЛАРИНА: А рыбы спят?
Д.КРЫЛОВ: Нет, никогда.
К.ЛАРИНА: «Где можно купить кассеты с записью «Непутевых заметок» Крылова?» спрашивает Юрий Николаевич и много других слушателей.
Д.КРЫЛОВ: Два года тому назад мы выпустили сборник «Непутевых заметок», но что-то у ОРТ, которое занималось этим выпуском, произошел какой-то брак. Они сделали тираж 10 тысяч, а продали всего 4 или 5, потому что там было что-то неважно со звуком. Почему-то они мне сказали, что он не пользуется спросом, хотя мне было трудно в это поверить. Не потому что я к себе так положительно отношусь — мне, действительно, многие звонят и спрашивают. В нынешнем году уже, по-моему, с весны телекомпания «ВИД», в которой я работаю, будет сама выпускать эти кассеты, и уже не сборники, а тематические вещи либо отдельная страна, либо горнолыжный отдых в Швейцарии, Австрии, либо Юго-Восточная Азия, либо Турция, либо отдельно Франция и Италия и так далее. Так что с апреля, наверное, это появится.
К.ЛАРИНА: Так что мы сообщим нашим слушателям, а Вы нам скажете. «Были ли Вы в Мексике и в курортном городе Акапулько? Я там был в 1959 году. Очень красивый курортный город», — Евгений.
Д.КРЫЛОВ: Замечательно, человеку повезло. В 1959 году, когда мы все, практически, были невыездные. Я был в Мексике. Там есть курортное местечко Канкун, это совершенно американизированное местечко, оно не очень дает представление о Мексике. Это просто американский курорт на мексиканской территории. Остров Козумель тоже мексиканский туристический традиционный уголочек. Когда мы ездили в джунгли на пирамиды, это было интересно, и какое-то ощущение Мексики там возникало. Но в Акапулько или в Мехико я не был. Не уверен, что Мехико очень интересен, тем более что это один из самых криминальных городов мира. А я, после того как меня грабанули в Италии с камерой, как-то остерегаюсь теперь соваться на нехорошие улицы и ходить по плохим кварталам, где могут ограбить, потому что камера стоит денег. Это моя работа, и если оказаться в поездке без камеры, то вся поездка идет коту под хвост.
К.ЛАРИНА: «Дорогая передача, — говорит Ольга, — На какие деньги она существует?»
Д.КРЫЛОВ: За счет турфирм. Туристические агентства отправляют нас в эти поездки, они берут на себя все расходы, связанные с поездкой. Да, это дорого, потому что самому ОРТ или телекомпании «ВИД» платить — это дорого.
К.ЛАРИНА: Спрашивает Александр: «Планируете ли Вы совершить подобные путешествия по России?»
Д.КРЫЛОВ: У нас был небольшой опыт. Мы делали три передачи о Сочи и две о кавказских Минеральных водах, когда в этом были заинтересованы эти курорты. Но это был, честно говоря, чисто коммерческий проект они платили деньги ОРТ или «ВИДу», и это было выгодно нашей телекомпании.
К.ЛАРИНА: А правильно ли я понимаю, что Вы путешествуете, в основном, именно по местам отдыха?
Д.КРЫЛОВ: Естественно, потому что спонсор это туристические агентства, и, конечно же, мы едем туда, куда потом по нашим следам едут туристы. Хотя, если быть честным, мне хотелось бы поехать все-таки не в туристические места, потому что сколько же можно показывать пляжи и отели. Это нужно показывать, потому что для какой-то части, которая нас смотрит, мы своеобразный видеопутеводитель, но мне, конечно же, было бы более интересно быть в этом смысле свободным от каких-либо обязательств и рассказывать то, что мне бы хотелось рассказывать. Но свободы не бывает.
К.ЛАРИНА: Кстати, если помечтать, куда бы Вам хотелось обратить объектив своей камеры?
Д.КРЫЛОВ: Я, например, не был еще в Австралии, Новой Зеландии. Мне бы хотелось еще раз поехать в Африку, потому что говорят особо красива Кения, Танзания. Это как Нью-Йорк люди либо принимают, либо не принимают. Кто-то влюбляется в Нью-Йорк и говорит: «Это город, в котором я мечтаю жить», а кто-то на дух его не переносит. Африка то же самое. Танюша, моя жена, не приняла Африку, ей не понравилось, а я влюбился. То ли потому что я в молодости увлекался Хемингуэем, а он был влюблен в Африку и написал цикл рассказов о Килиманджаро «Зеленые холмы Африки». Мне легла на душу эта страна, и если получится летом поездка в ЮАР, мне бы хотелось взять с собой Митьку.
К.ЛАРИНА: Это не опасно ребенку так далеко?
Д.КРЫЛОВ: Он взрослый, он постоит за себя, если на него кто нападет.
К.ЛАРИНА: Митя, а ты еще не был в Африке?
МИТЯ КРЫЛОВ: Был, только в Северной Африке.
К.ЛАРИНА: А куда тебе хочется?
МИТЯ КРЫЛОВ: Хотелось бы побывать в Японии и еще раз в Италии.
К.ЛАРИНА: А в Бразилии были?
Д.КРЫЛОВ: Да, были года 2 или 3 назад, после чего за мной закрепилось прозвище «человек дождя», потому что куда бы после этого я не приезжал Приехать в Рио, и под дождем этого быть не может! Мы застали всего два солнечных дня, а я-то заинтересован в солнечной погоде, чтобы можно было красиво все снять. Не показывать же дождливые дни, это как-то неприлично. Потом мы поехали на водопады Игуасу — безумно красивое место на границе Парагвая и Аргентины, по-моему. Но там, бог с ним, дождь это было не страшно. А когда мы были в Дубаи, в Арабских Эмиратах, — даже в Коране не упоминается, чтобы когда-нибудь шел дождь. Я приехал — три дня шел проливной дождь, и были грозы. И потом нас это очень часто преследовало.
К.ЛАРИНА: Вот, кстати, о детях: «При поездках в экзотические страны делаете ли Вы прививки от столь же экзотических болезней?» — спрашивает Света.
Д.КРЫЛОВ: Да, когда мы ездили в Африку, мы сделали прививку. Она делается за 10 дней до поездки. Существует одна единственная поликлиника в Москве, это Неглинная, 14.
К.ЛАРИНА: Да, там делают прививку от желтой лихорадки. Я помню, когда мы ездили в Кению, нам делали эту прививку.
Д.КРЫЛОВ: Потом Таня принимала какие-то таблетки, а я употреблял народное английское средство под названием «Джин-тоник».
К.ЛАРИНА: «Скажите, пожалуйста, в поездках Вы снимаете сами или с Вами ездит съемочная группа», — спрашивает Аня.
Д.КРЫЛОВ: В подавляющем большинстве я снимаю сам. Потом снимает Таня. Сейчас у нас появился и третий оператор в группе, это Танин сын, его зовут тоже Дима. Такая сложилась традиция всех называть Димами. По-моему у него получилось довольно успешно, судя по нашей последней поездке. Сегодня как раз была швейцарская передача, и я там показывал скалолазание в каньоне. Там, где в кадре я — значит, снимал он.
К.ЛАРИНА: Здесь есть пожелание от Вашей зрительницы Инны Леонидовны. Она очень просит организовать повторы в будние дни. Я тоже присоединяюсь, поскольку все воскресенье я провожу здесь
Д.КРЫЛОВ: Сам прошу об этом ОРТ, но пока еще не получил доброго согласия, хотя, казалось бы, неужели нельзя в будний день найти 15 минут. Потому что, например, многие мои друзья, к которым я очень сердечно и тепло отношусь, говорят: «Мы не смотрим твои передачи, потому что для нас это рано». Я их могу понять.
К.ЛАРИНА: Раньше, когда я работала по вечерам на «Эхе» в будние дни, я смотрела. А сейчас это, к сожалению, невозможно.
Д.КРЫЛОВ: Мне как раз сегодня позвонил мой друг Сережа Никонов и говорит: «Ты извини, что я так поздно звоню — я только проснулся». Я говорю: «Как проснулся? Какой же ты негодяй! Ты же обещал посмотреть!» Он говорит: «Я поставил на запись, я обязательно посмотрю».
К.ЛАРИНА: Вопрос от Маши: «В какой стране самые ревнивые мужчины и можно ли привести пример?» Хороший вопрос.
Д.КРЫЛОВ: Наверное, в арабских странах. Там своя специфика, и для меня, например, профессионально сложно снимать. Скажем, Танин опыт умения снимать там очень пригождается, потому что, во-первых, нельзя снимать женщин. Мужчину можно снимать и то с его разрешения, а женщин тем более нельзя снимать, особенно если она в парандже. А когда миленькая женщина, беленькая, знаками спрашивает «можно ли тебя снять», очень многие соглашаются. У меня были серьезные инциденты, на меня набрасывались мусульмане-мужчины чуть ли ни с кулаками. Я помню в Марокко на базаре кто-то решил вступиться за честь одной из продавщиц, которую я пытался тайком снять, меня чуть не поколотили. Я понимаю, они правы, но, в то же время, и меня надо понять это все-таки моя работа, моя профессия, я должен как-то изворачиваться.
К.ЛАРИНА: Вопрос из Балашихи от Юрия: «Какой ВУЗ Вы закончили и как попали на ТВ? Слышал, что Вы свою программу делаете вместе с женой, правда ли это?» Это правда, мы об этом уже много говорили. А с чего началась журналистская карьера?
Д.КРЫЛОВ: Если в двух словах, то меня на телевидение привел и моим крестным отцом стал Миша Задорнов, с которым я однажды встретился на улице и пожаловался на свою тяжелую судьбу. Он поспособствовал и привел меня на телевидение. Но первые два года у меня складывались очень неудачно. Я работал редактором в отделе развлекательных передач и должен был делать некий аналог кабачку «13 стульев» как редактор. Время было застойное, глухое, никто не хотел идти, никто не хотел этим заниматься, потому что все понимали, что никакой сатиры, конечно, быть не может на телевидении. И стал вопрос о профнепригодности. Я, собственно говоря, должен был вылететь с телевидения, как пробка, что было довольно справедливо, потому что за два года я сделал только одну передачу, и та с треском провалилась. Причем, была разгромная статья в «Известиях», автором которой был Леня Парфенов, журналист из вологодского «Комсомольца».
К.ЛАРИНА: Батюшки святы, вот оно где раскрывается!
Д.КРЫЛОВ: Да, так что я Леньке это припомнил на всю жизнь. Мне подвернулся просто счастливый случай. Тогда телевидение решило анонсировать свои передачи. То, что мы сейчас видим каждый час, анонсы, тогда ничего этого не было. Передача называлась «Спутник телезрителя», она выходила каждый последний день месяца и рассказывала, что в ближайший месяц люди увидят. Я на ней овладел профессией сначала я работал только как режиссер, потом как автор и ведущий, — и с тех пор пошло, что я стал совмещать в себе несколько профессий. Мне так, видимо, удобней работать, когда я делаю все сам.
К.ЛАРИНА: И монтируете сами?
Д.КРЫЛОВ: Мне помогает, естественно, инженер-монтажер, но можно сказать, что и сам. Она, действительно, авторская передача, в этом смысле, у нас таких мало. Но это не моя заслуга, просто я по-другому не умею работать. Мне удобнее делать так, как я делаю. Но отсюда и какие-то недостатки, потому что я непрофессиональный драматург, я непрофессиональный режиссер, я непрофессиональный оператор.
К.ЛАРИНА: А тексты, это импровизация? Вы что-то наговариваете во время съемок?
Д.КРЫЛОВ: Нет. Иногда я пишу текст, потом под него делаю картинку. Иногда делаю сначала картинку, под него потом делаю текст. По-разному получается.
К.ЛАРИНА: Вопрос, который часто задают наши слушатели. То, что касается социального неравенства. В нашей стране это особенно ощутимо, когда мы рассказываем про красивую жизнь, очень многие люди могут на это смотреть только со слезами на глазах большинство, к сожалению, в нашей стране, именно как на «Клуб кинопутешественников». Каким образом выходить из этой ситуации, чтобы не унижать людей своими возможностями?
Д.КРЫЛОВ: Это хороший вопрос, потому что он очень трудный, и на него я все время пытаюсь найти ответ и пытаюсь выйти из этой, действительно, очень сложной ситуации. Потому что, с одной стороны, я еду от туристического агентства, которое рассчитывает все-таки на людей обеспеченных они должны к ним потом обратиться, купить путевки и поехать. В этом смысле, я делаю определенный коммерческий социальный заказ. Но, с другой, стороны, я понимаю, что 90 с лишним процентов моих зрителей это люди, которые никогда никуда не ездили и навряд ли поедут, тут обманываться нечего. Сохранить и то и другое, то есть оставить полезную информацию для тех, кто может, и быть интересным и нераздражающим для тех, кто не может, но кому это интересно — это сложно, и я пытаюсь это делать. Иногда это получается, иногда, видимо, нет, раз возникает такой вопрос. Значит, наверное, это кого-то раздражает, но мне кажется, что на меня обижаться не стоит. Не я же виноват, что у нас социальное неравенство. Я, по крайней мере, рассказываю в своих передачах и часто делаю акценты на то, как они хорошо живут в других странах. Мне обидно, что мы так не можем жить. Например, сегодня с утра я читал книгу Сергея Муратова, профессора, руководителя журналистики МГУ, и натолкнулся на одну фразу, что в Японии живет примерно столько же людей, как в России. Они спрашивают: «Почему же вы так бедно живете? У вас такая огромная страна, у вас столько земель, столько богатства, и люди-то вы тоже неплохие, среди вас, наверное, много работящих. Россия огромная страна. А Япония малюсенькая». Почему же у японцев водитель автобуса получает 5 тысяч долларов, а это не самая престижная работа? Японцы это самая огромная туристическая нация, потому что, куда бы ты не приехал, всюду ходят эти бесконечные японцы, которые прибегают, тут же что-то фотографируют и убегают. У них очень много денег, они живут хорошо. Почему? Извечный вопрос. Кто виноват? Я не думаю, что наша передача в этом виновата. Я помню об этом и стараюсь, чтобы у людей не возникало раздражения, когда я показываю красивую жизнь. Я ее показываю не для того, чтобы раздражать, не для того, чтобы вызвать зависть, а для того, чтобы показать, что мир такой, и мы могли бы так жить. Как и что для этого делать? Каждый находит свой ответ.
К.ЛАРИНА: Я, между прочим, путевку в Кению выиграла в Новоарбатском гастрономе. Это была удивительная вещь, это было в 1994 году. Впервые в Африке я была в детстве, когда у меня там работали родители. А тут совершенно неожиданно, и я поняла, что нас не обманывают. Товарищи, верьте, это бывает правдой! Выиграла абсолютно случайно купила какие-то сигареты «Кэмел», вытянула билетик, там было написано «сафари на двоих». «Женщина, Вы выиграли сафари, путешествие в Африку!» Съездили прекрасно, к вопросу об Африке.
Д.КРЫЛОВ: Я, кстати, уже почти договорился с парой туристических агентств. Я недавно, как раз на Новый год, провел конкурс я просто разыгрывал свою камеру. По ходу своей телевизионной жизни, периодически я меняю камеры появляется более лучшая камера, я ее покупаю. И одну из своих камер я просто решил разыграть в викторину. Я был счастлив, когда пришло много ответов, люди принимали очень активное участие, звонили, бог знает откуда, присылали факсы, и вот один человек из Нижнего Новгорода, девушка Ольга, выиграла, которая почему-то до сих пор не едет за своей камерой. В следующий раз, когда мы устроим викторину, мы будем разыгрывать путевки, чтобы люди могли поехать со мной или сами по себе от туристического агентства и смогли бы снять свои непутевые заметки, а я бы какие-то свои моменты подключил бы.
К.ЛАРИНА: Ну, что ж. Еще один взгляд на наш пейджер: «Уважаемый Дмитрий, смотрю Ваши передачи и хочу смотреть их и дальше. Большое Вам спасибо. Не имею возможности путешествовать реально и с большим удовольствием смотрю все кинопутешествия. Тамара Григорьевна».
Д.КРЫЛОВ: Спасибо.
К.ЛАРИНА: «Какая страна, на Ваш взгляд, самая экзотическая?» -спрашивает Мария.
Д.КРЫЛОВ: Экзотических стран очень много. Митя, помнишь как на Бали мы пили кровь кобры? Я даже потом показал этот сюжет. Вернее, мы с Таней пили, Митька отказался — он ел суп из кобры. Это было экзотично.
К.ЛАРИНА: И что потом с Вами стало? Вы помолодели на 30 лет?
Д.КРЫЛОВ: К сожалению, нет. Считается, что это какой-то тонус, но, может быть, надо пить каждый день эту кровь. Мы попробовали один раз, просто ради фокуса и для того, чтобы показать зрителям. Это была кровь, но в нее добавили мед, настругали змеиный пенис, я даже не знал, что у змеи есть такие детали, и выдавили желчь. Вот такой гремучий коктейльчик получился.
К.ЛАРИНА: Такой Индиана Джонс. «Где Вы нашли такую красивую жену?» спрашивает Анна.
Д.КРЫЛОВ: Она меня нашла по телефону. Вы просто не видели — на Новый год, 31 декабря, сразу после нашей передачи вышла в эфир передача «Пока все дома». Тимур Кизяков был в гостях как раз у меня, и там была и Таня, и Митька, и Дима сын Тани. И Таня эту историю всю рассказала, как мы познакомились, так что я не буду повторяться.
К.ЛАРИНА: «Какая страна самая дорогая Вам?» спрашивает Маша.
Д.КРЫЛОВ: Трудный вопрос, потому что в свое время мы считали, что мы влюбились в Бали, и нам казалось, что это самый лучший уголок на свете. Потом мы открыли для себя Каринтию. Но для меня всегда первой любовью был Лондон, потому что это первый город, в котором я жил один целый месяц. Я жил на два доллара в день, что для Лондона очень мало. То есть, я покупал только банку фасолевого супа и какой-нибудь уцененный сэндвич, потому что к концу дня сэндвичи дешевели. Так они стоили полтора фунта, а к концу дня он стоил полфунта. И иногда себе позволял банку пива. Так я прожил месяц, но зато снял кино. В конце фильма я как раз говорю: «Да, я жил довольно сложно, но я впервые почувствовал, что такое свобода». Я там был абсолютно свободен. Это ощущение необычно, конечно, для гомосоветикуса, который впервые оказался заграницей, поэтому Лондон для меня это особая часть моей жизни. Точно также как скоро выйдет Вена. Там я говорю о том, что Вена для меня это особенный город, потому что Вена вообще для меня была первым зарубежным городом. Я помню свое ощущение я не хотел ехать в Вену. Я впервые должен был поехать в заграничную командировку, это был 1988 год, и мне казалось: «Тоже мне Вена! Какая-то европейская провинция!» Потом я пришел на парткомиссию, и там сидел мой коллега, который должен был ехать зарубежным корреспондентом в одну далекую экзотическую страну. Он был полный, но я слышал, как у него кости трясутся от страха от этой парткомиссии. Мне чего-то так стало противно от этого и подумал: «Чего я буду трястись из-за того, выпустят меня или не выпустят заграницу!» Я пришел и нахамил на этой комиссии. Мне сказали: «Вы в третий раз женаты!» Я ответил: «Даст бог, не в последний». Как в воду глядел. В общем, говорил какие-то гадости и глупости. Мне там еще припомнили, что я выпустил антисоветский «Прожектор перестройки». Я высмеивал там наглядную агитацию, и они, оказывается, запомнили это. Но почему-то меня выпустили, и я оказался в Вене. Тогда я понял, насколько же я был не прав. Какой это чудесный и красивейший город! В следующем месяце в марте должна выйти эта передача о Вене, и я надеюсь, что зрителям она понравится.
К.ЛАРИНА: Ну, что ж, остается только пожелать Вам, чтобы исполнились все Ваши географические мечты. Спасибо больше за то, что пришли. Напомним, наши сегодняшние гости Дмитрий Крылов и Митя Крылов путешественники. До встречи.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире