'Вопросы к интервью
К. ЛАРИНА – Доброе утро. Радиостанция «Эхо Москвы» продолжает свою работу. В студии ведущие программы «Человек из телевизора» Ксения Ларина — это я…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ирина Петровская – я.

К. ЛАРИНА – Наталья Кузьмина наш звукорежиссер. Я открываю фейсбук, страничку «Человек из телевизора» для того чтобы вы могли и там участвовать в нашем прямом эфире. Делиться своими впечатлениями о теленеделе. А нам есть что обсудить. Sms +7-985-970-45-45. Я думаю, будет правильно, если мы начнем с настоящего телевизионного события. Которое имеет непосредственное отношение к телевидению, это церемония вручения ТЭФИ в новом формате. Нью-ТЭФИ. На этой неделе были вручены премии за дневной, утренний эфир, эту церемонию нам не показывали.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет. Вчера только во время основной церемонии нам напомнили, что получил в этой довольно странной категории, потому что туда попало и «Что? Где? Когда», которое конечно можно считать утренним эфиром. Поскольку выходит глубокой ночью. А в целом раньше это называлось «Профессия» и «Лица» в старой системе ценностей ТЭФИ. То есть на первой церемонии получали в основном люди, которые остаются за кадром, как правило, операторы, режиссеры, художники и так далее. Дизайнеры. А в этот раз так решили.

К. ЛАРИНА – Удивительно, почему называется дневной действительно эфир, потому что там ситком тоже вечерний.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Тут за основу взяли…

К. ЛАРИНА – «Человек и право» тоже вечерние программы. Просветительские тоже вечерние.

И. ПЕТРОВСКАЯ — За основу видимо взяли, потому что там есть какая-то классификация… Типа вечернее и наверное все остальные имеется в виду.

К. ЛАРИНА – Давайте я сейчас нашим слушателям перечислю, кто вчера получил основные статуэтки, а потом тебе дам слово о твоих впечатлениях о самой церемонии. Итак, внимание. Вчера получили премию ТЭФИ, специальную премию семь военных корреспондентов разных каналов. Фильм «Оттепель» получил, как телевизионный продюсер года Валерий Тодоровский, лучший актер сериала Михаил Ефремов. И самый лучший телевизионный фильм-сериал. Лучшая актриса Чулпан Хаматова за фильм «Пепел». Информационные номинации – «Центральное телевидение» и Вадим Такменев. Вечерние ток-шоу – «Временно доступен», документальный проект «Романовы», «Репортер» — Алексей Зотов – Первый канал. «Событие» — церемония открытия зимних олимпийских игр в Сочи, Первый канал. Лучшая развлекательная программа – «Голос», лучший ведущий – Ургант и Эрнст за вклад получил тоже приз ТЭФИ.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ну что комментировать, итоги.

К. ЛАРИНА – Ты же была внутри всегда. Вот первый раз практически смотрела это в телевизоре. Как обычный телезритель.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, еще один раз, когда ногу ломала. Все остальное как член академии я вместе с коллегами была на церемониях. Как правило, обеих. Если говорить о позитивном, не случилось того, чего многие прогнозировали. Многие предполагали и мои коллеги и члены академии, что вся эта трансформация, переформатирование ТЭФИ затеяно ради того, чтобы наградить наконец тех, кто очень успешен сегодня на  экране…

К. ЛАРИНА – От кого брезгливо отворачивались. И. ПЕТРОВСКАЯ — Но от кого брезгливо отворачивалось вот это сообщество. То есть предполагалось, что люди уже получили все, что получили вплоть до орденов и медалей. Но им теперь для полного счастья и гармонии необходимо профессиональное признание. Этого не случилось. Уже хорошо. Более того, мне кажется, что в голосовании в информационной номинации за «Центральное телевидение» и лучшего ведущего информационного Вадима Такменева просматривается определенное протестное голосование. Поскольку в информационной программе с «Центральным телевидением» конкурировало «Воскресное время» и «Вести», а в номинации «информационный ведущий» конкурировали с Вадимом Такменевым Дмитрий Борисов и Дмитрий Киселев. Если говорить объективно, строго придерживаться каких-то жанровых определений, в этой тройке был единственный информационный ведущий – Дмитрий Борисов. Потому что именно он единственный из них ведет действительно информационную программу. По жанру. По-разному она бывает выстроена. Тем не менее, победил Вадим Такменев, который делает скорее информационное шоу. И оно тоже уже, пожалуй, пережило свой пик успеха.

К. ЛАРИНА – Я скажу в скобочках, прости, не перебиваю надолго, а хочу объяснить, что я не являюсь поклонником этой передачи…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Сейчас. А я была одно время.

К. ЛАРИНА – Но знаю, что есть поклонники. Вот Ира в их числе и Арина Бородина. Я прочитала у Арины похожую реплику, что программа, которую она, например, любила, не имеет никакого отношения к той программе, которая получила сейчас ТЭФИ. Потому что сегодня это не то.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Кто-то, тем не менее, предполагает, что это такой приз за выслугу лет что называется Вадиму Такменеву. Для меня же это хороший сигнал, что несмотря на то, что наконец начали участвовать и компании ВГТРК и НТВ, в предыдущей ТЭФИ случился распад и коллапс из-за того, что они в силу своих каких-то обид и видимо, своего понимания справедливости, вышли и перестали участвовать. Тогда действительно премия потеряла свой статус национальной премии, поскольку это огромные холдинги и без них довольно странно определять лидеров национального эфира. И вот, тем не менее, несмотря на все печальные прогнозы, что все затеяно именно для того чтобы наградить тех, кого я уже упоминала, все-таки  и новые выборщики, новое жюри проголосовало вот так. И это, на мой взгляд, хороший сигнал, точно так же как в событии сезона ВГТРК наряду с первоканальным открытием Олимпиады, «Оттепели», в эту тройку «Событие года» попали репортажи украинские на каналах Россия-1 и Россия-24. Третий пункт не прошел, слава богу, так же не прошел как репортер Александр Рогаткин. Ну и это говорит о том, что все-таки профессиональные принципы не вполне забыты. Не пошли люди против совести в этом голосовании или против своего представления о том, что на самом деле достойно именно профессионального признания.

К. ЛАРИНА – Ир, все равно, черт его знает, ты все-таки думаешь, что здесь был некий позитивный какой-то момент.

И. ПЕТРОВСКАЯ — В этом позитивный да.

К. ЛАРИНА – Но с другой стороны я смотрела когда выступление Эдуарда Михайловича Сагалаева, который собственно вручал главные номинации информационные, он представлял как раз номинантов, как он говорил битва титанов, самые мощные информационные службы чуть ли страны. Без всякой иронии. Вот ты улыбаешься.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я все понимаю.

К. ЛАРИНА – И когда он раскрыл конверт и прочитал «Центральное телевидение», он был искренне удивлен.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я не очень…

К. ЛАРИНА – Это было видно. Что «Центральное телевидение» все-таки не совсем информационное…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я думаю, что он удивлен отчасти был по той же причине. Потому что Эдуард Михайлович все-таки человек вменяемый и, тем не менее, старой школы. По той же причине, что и многие удивились, не потому что «Центральное телевидение» не информационная программа, а потому что выбор такой был.

К. ЛАРИНА – И потом когда получал Такменев, на эту реплику тоже все обратили, всех как-то покоробило, скажем так, это было чувство некой неловкости, я например испытала за Вадима Такменева, который совершенно на голубом глазу в микрофон сказал, что он очень искренне болел за Дмитрия Киселева. Я тоже в этом никакой иронии не увидела, впрочем, как и зал. Никто не засмеялся.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Когда он получал первую свою ТЭФИ за информационную программу, не персональную, не ведущего, он сказал, что он искренне изумлен. Поскольку полагал, что его конкуренты непобедимы. В этом была, пожалуй, какая-то ирония. А когда уже про Киселева, возможно, ему показалось, что так положено говорить, что мол, я победил, но у меня очень сильные конкуренты.

К. ЛАРИНА – Я злая, а ты добрая. Ты все хорошее в людях ищешь. Да нет там ничего. В людях хорошего мало.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я смотрела, мне атмосфера в целом казалась, как и тебе неприятной, фальшивой. Ощущение, что собрались люди, которые действительно все понимают, даже если судить по голосованию. В этих основных номинациях. Но все делают упорно вид, что на самом деле как здорово, что все мы здесь сегодня собрались наконец-то.

К. ЛАРИНА – А ты обратила внимание на эту атмосферу, когда Эрнст в конце говорил, что типа…

И. ПЕТРОВСКАЯ — ТЭФИ возродилось.

К. ЛАРИНА – Нет, он говорил, чем отличается сегодняшняя церемония от предыдущих. Что абсолютно беззлобная атмосфера. Я не знаю, злобная она или нет, я не очень в этом разбираюсь, но то, что она была, не было атмосферы праздника. Ты говоришь, некие формальности были соблюдены. Сидели люди, хлопали. Но не было ни импровизационных никаких шуток, никто не импровизировал на сцене. Никто не позволял себе, никто не смеялся. Не было приветственного гула в зале. Как бывает обычно.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Или криков: вау.

К. ЛАРИНА – На Нике когда мы сидим или на ТЭФИ я была один раз, там это меня тоже резануло. И мне тогда показалось, что что-то там не то. В этом цеху. Потому что когда «Дождь» награждали, помнишь.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Это уже был излет. Конфликт.

К. ЛАРИНА – Какая-то атмосфера была нехорошая.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Может быть, тебе виднее, поскольку ты была первый раз, и у тебя был свежий незамыленный взгляд, но это уже было время, когда все-таки все шло и все понимали, что идет к какому-то неприятному финалу или развязке.

К. ЛАРИНА – А еще знаешь, что почувствовала, что мне было неприятно. Что это собрание патриотов. Об этом не говорилось, но это чувствовала. Военные корреспонденты, которых награждали, я с огромным уважением отношусь к труду именно военных корреспондентов, считаю, что какая-то отдельная высшая каста журналистики, не может быть никаких сомнений. Но все равно меня не покидало ощущение, что награждают не военных корреспондентов, и не военные корреспонденты говорят «спасибо», а награждают воинов, людей, которые на фронте защищают родину. Это неправильно, так не должно быть, это чужая война. У меня была ассоциация почему-то с Афганистаном. Когда там говорили про военных корреспондентов именно с той же точки зрения. С точки зрения патриотизма. Вот что мне не понравилось, и действительно было ощущение, что это такой патриотический флер все время маячил внутри.

И. ПЕТРОВСКАЯ — А мне показалось, что он присутствовал как некая необходимая данность нынешней ситуации, нынешнего момента, а при этом за исключением совсем упертых людей, которых тоже было немало в зале, все прекрасно всё понимали. Поэтому эта атмосфера такого лицемерия, безусловно, прорывалась, и ее невозможно было не почувствовать. Еще скажу одна позитивная вещь, не получил вопреки ожиданиям Соловьев в своем вечернем ток-шоу. Получила программа «Временно доступен», мне показалось странный тип голосования, я ничего против программы не имею, но это не вечернее ток-шоу. Это в чистом виде интервью. И на самом деле если награждать вечернее ток-шоу, то, наверное, «Пусть говорят» здесь было лидером. Но самое главное, что не проголосовали за «Воскресный вечер». Потому что иначе зритель имел вчера бы возможность, который допустим раньше не видел эту программу, он бы имел возможность убедиться, какого рода это ток-шоу. Какой градус там ненависти, нетерпимости, злорадства по отношению к другой стороне.

К. ЛАРИНА – Я хочу тебя успокоить. Все впереди. Эти люди свое получат еще. Я думаю, они знали, что не получат. Потому что это было бы совсем наглость действительно, будет понятно тогда сразу то, что мы с тобой в качестве версии строим, будет сразу понятно, для чего это все сделано. Там вышел Малкин когда получать, за что они там получали…

И. ПЕТРОВСКАЯ — За «Временно доступен».

К. ЛАРИНА – Глава Авторского телевидения, он сказал, что это первое ТЭФИ при новой власти и надеюсь, что мы будем дружить. Это что значит?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Имеется в виду новая власть в этой индустриальной премии.

К. ЛАРИНА – А что значит «мы будем дружить».

И. ПЕТРОВСКАЯ — Дело в том, что Анатолий Малкин, что называется, у истоков премии стоял, но не первым академиком. И был одним из учредителей в свое время Авторского телевидения. Я думаю это неловкая просто формулировка. Имеется в виду, что и в дальнейшем продолжится…

К. ЛАРИНА – То есть это не типа – я свой.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да нет. Еще раз повторяю, он не имел в виду новую власть, потому что у нас давно не было новой власти, а имелась в виду именно эта индустриальная премия. Комитет. Это мне казалось, он хотел сказать. Но бывают разные неловкие формулировки.

К. ЛАРИНА – А еще, мы говорили, что в итоге у меня было ощущение, что это были проводы на пенсию Константина Эрнста.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет, не проводы на пенсию, но чествование.

К. ЛАРИНА – Во-первых, завалили, весь Первый канал был завален, вторые сутки на них льется золотой дождь из статуэток ТЭФИ.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Бронзовых.

К. ЛАРИНА – Во-вторых, сам Эрнст все-таки не производит впечатления старика разбойника. Помнишь, как Евстигнеева заваливали подарками, провожая на пенсию. Он сказал, вы так меня любите, я остаюсь.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да-да.

К. ЛАРИНА – Здесь у меня было ощущение проводов торжественных.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Не дай бог, я бы не хотела, чтобы это были проводы.

К. ЛАРИНА – Молодой человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Если иметь в виду всю его линию жизни профессиональную, то даже…

К. ЛАРИНА – По итогам жизни…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет, за вклад дают вовсе не по итогам жизни…

К. ЛАРИНА – Большой длинной жизни.

И. ПЕТРОВСКАЯ — На телевидении он прожил большую длинную жизнь.

К. ЛАРИНА – Он же ее еще не завершил.

И. ПЕТРОВСКАЯ — У тебя ощущение, что за вклад дают либо когда куда-то провожают, либо еще не приведи господи вообще после всего.

К. ЛАРИНА – За вклад дают, во всяком случае, по аналогии с премиями театральными и кинопремиями людям, извини меня, очень старшего возраста. Патриархам что называется.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет. Во-первых, если мы вспомним всю историю получения премий за вклад. Например, получала Манана Асламазян, которая ни к тому моменту, ни сейчас патриархом в этом смысле возраста не являлась.

К. ЛАРИНА – Там политическое награждение.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Это не политическое, это было и творческое.

К. ЛАРИНА – Все равно порыв был в качестве поддержки. На каком фоне все это происходило.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Правильно. Но если говорить о вкладе в развитие телевидения и в первую очередь регионального Мананы Асламазян, но независимо от возраста и стажа он был огромен.

К. ЛАРИНА – Это в прошлом. Это не та премия, не те люди награждали.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Повторяю, Константин Эрнст для меня вполне достойный этой премии человек. И более того, все премии, которые получил Первый канал в основном тоже заслуженные и на фоне всех остальных номинантов это вполне справедливое решение.

К. ЛАРИНА – То есть он продолжит свою работу на должности генерального директора Первого канала.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Мы не знаем, что через час может и с кем случиться, а что же говорить продолжит или нет. Думаю, продолжит.

К. ЛАРИНА – Новости.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Продолжаем программу «Человек из телевизора». С ТЭФИ завершая, хочется поздравить «Оттепель», всю команду фильма. Это замечательно, что их отметили. И отмечают. И еще будут отмечать.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Мне жалко, что Вику Исакову не наградили как лучшую актрису. Потому что действительно это была одна из самых заметных женских ролей.

К. ЛАРИНА – Они в этом смысле вне конкуренции, если говорить о конкурсе в этом жанре телевизионного кино.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И кстати ты говоришь заслуги, Эрнста на пенсию.

К. ЛАРИНА – Я так не сказала Эрнста на пенсию. Я сказала, у меня было впечатление, что…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я сейчас очень коротко суммирую твой вопрос. Но смотри, действительно «Оттепель» безусловно, главное событие, лучшее, что было в сезоне. Лучший режиссер, лучший продюсер. Это все автоматом Первому каналу. Плюс лучший актер Михаил Ефремов. «Голос». Без сомнения. Вне конкуренции. Иван Ургант развлекательный ведущий, да, безусловно. Вообще в развлекательном жанре Первому каналу тоже нет равных. Может быть СТС, который делает что-то и кстати СТС тоже заслуженно получил.

К. ЛАРИНА – Там все-таки для конкретного сегмента. Почему все-таки что касается Первого канала, я согласна, что касается развлекательных программ, и «Голоса», именно на массовую аудиторию. Для любых возрастов.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И тот же «Что? Где? Когда?» хоть и ветеран, это программа, которой тоже нет, во-первых, она оригинальная, во-вторых, ей тоже нет равных. И она все-таки выше просто развлекательного уровня.

К. ЛАРИНА – Олимпийские игры.

И. ПЕТРОВСКАЯ — «Умницы и умники», олимпийские игры.

К. ЛАРИНА – «Умницы и умники» я не люблю передачу.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ты не любишь, но, тем не менее, эта программа достойная. Там можно по-разному относиться, либо к ведущему, либо к принципам. Но тем не менее. Первый олимпийский канал как спортивный тоже без сомнения. Они отработали эту тему. Поэтому мне кажется, здесь все довольно справедливо в таком решении этих новых членов жюри. Что касается новой ситуации, когда прежняя академия практически оказалась за бортом, это мне представляется каким-то вызовом новому образованию, потому что я провела такой мини-опрос и выяснила, что не позвали не только тех, кто уже не работает с телевидением и в эфире, скажем Свету Сорокину не позвали. Это же бред сивой кобылы. Или Манану Асламазян.

К. ЛАРИНА – Не позвали действующих людей.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я тебе о том говорю. Ирену Лесневскую. Известнейших людей, которые и за вклад были награждены многие из них. И действующих. Бермана с Жандаревым не позвали.

К. ЛАРИНА – Колю Сванидзе не позвали.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Тут был какой-то видимо, такой очень прицельный что ли отбор, кого звать, кого нет, чтобы создать, тут ты права, некую атмосферу профессионального…

К. ЛАРИНА – Единомышленничества.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Единения. Что мы все как раньше, помним 1995 год, первые годы существования ТЭФИ, хотя уже и тогда много было разговоров о том, что это ярмарка тщеславия, что это террариум единомышленников. Но террариум единомышленников любое творческое объединение. И, тем не менее, атмосфера праздника, хоть раз в году этого профессионального единения, общения, она существовала довольно долгие годы. А потом она стала потихонечку исчезать, когда пошло размежевание. И по политическим мотивам в том числе. Поэтому создать можно попытаться, посадить нынешних завзятых пропагандистов, они и сидели. Придут и пришли люди, которые сто лет уже не ходили на эти церемонии. Но атмосфера не создается таким образом. Да, единомыслие может быть, но единение, праздник, радость всеобщая за своих коллег, этого уже никак никакими новыми наименованиями не создашь.

К. ЛАРИНА – Еще все эти восклицания очень многих вручантов и получантов о том, что с сегодняшнего дня возрождается ТЭФИ. Я понимаю, что всем людям, которые в этом процессе участвуют долгие годы, таким ветеранам как Ира Петровская конечно невероятно все это оскорбительно. Но факт есть факт. Вчера была продемонстрирована жизнь с чистого листа. Вчера, по сути, была первая церемония вручения индустриальной премии ТЭФИ. Обновленной и новой. Поэтому наверное, и зал другой, и список академиков несколько подкорректирован.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Академиков уже вообще, академия есть, но она уже не имеет к этому отношения. То есть имеют отдельные члены академии, которые включены в состав жюри нового.

К. ЛАРИНА – Конечно для обычного человека таких особых перемен он не заметит, он понимает, что ТЭФИ как шла, так и идет. И мне кажется, здесь есть такая невероятная некрасивая подстава по стороны того самого индустриального комитета. Уже коль вы затеяли свою новую индустриальную премию, мы это этом обсуждали в прошлый раз, значит надо было ее называть, учреждать, открывать и флаг вам в руки. Давайте. Но они этого не сделали. Мало этого, я прочитала в фейсбуке у кого-то из наших коллег, журналистов, телекритиков историю, которая меня тоже ужасно покоробила. Когда Владимир Познер якобы ездил, специально был послан новым индустриальным комитетом в Америку или где живет Эрнст.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нью-Йорк.

К. ЛАРИНА – К Эрнсту Неизвестному для того, чтобы он передал права на владение статуэткой ТЭФИ, этого Орфея новому индустриальному комитету. И он таки не устоял перед аргументами Владимира Познера и этот шаг сделал. Подписал разрешение. Мне кажется, что даже эта история говорит о том, что им очень хотелось, чтобы все было так же, но только без этих всех. А вот теперь мы будем делать. Поэтому для меня лично и портит этот праздник, конечно, я очень рада за «Оттепель», за замечательную команду и за «Голос» и многих людей, которые получили эту премию. Но нечестность она нехорошая.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, делайте свое название, в конце концов, это придумала Маша Шахова, которая в то время работала на НТВ. А уж того НТВ незнамо сколько времени и нет. Думаю, что Маша не имеет, тем более на этот бренд никакого права. И у нее уж точно наверняка не спрашивали. И кстати сомневаюсь, что она была вчера на церемонии. Хотя могли бы как мать-основательницу хотя бы этого имени позвать. Кстати Владимира Познера тоже вчера не было. Я, конечно, не исключаю, что по какой-то технической причине просто его нет в Москве. Хотя жену я его вчера среди гостей в зале видела. Да и трудно сказать конкретно, кого звали, кого нет, но в целом людей, которые долгие годы определяли все-таки и облик этой премии, да и облик всего телевидения, было достаточно мало. Все-таки новые бойцы этого фронта в основном мне кажется, превалировали среди присутствующих в зале. И кстати журналисты, как пишут очевидцы вообще не находились в зале. А смотрели трансляцию, будучи там же в Останкино, но по телевизору.

К. ЛАРИНА – А вот наша клубная премия остается?

И. ПЕТРОВСКАЯ — А какое она имеет отношение.

К. ЛАРИНА – То, что мы хотим делать.

И. ПЕТРОВСКАЯ — А мы не должны же спрашивать разрешение…

К. ЛАРИНА – Мы остаемся?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Если мы себе скажем, что мы остаемся…

К. ЛАРИНА – Должны сказать себе, что мы остаемся.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Тогда остаемся. Но просто чтобы никого не вводить в заблуждение, это ровным счетом не имеет и не имело никакого отношения к ТЭФИ. Имело только одно отношение – что, безусловно, всегда нам в проведении нашей очень маленькой, очень скромной, очень локальной церемонии помогал Фонд академии российского телевидения. И последние годы мы проводили это на территории академии.

К. ЛАРИНА – Давай пойдем уже в телевизор. Хотя не совсем в телевизор. Я пропустила эту историю. Ира мне рассказала про наезд, что называется на простом русском языке на журналиста Павла Шеремета. Которого мы в течение уже достаточно долгих месяцев всегда отмечаем в качестве ведущего программы «Прав? Да!» на Общественном российском телевидении и говорим, что это хорошая передача и очень профессиональное ведение. И достаточно смелое по нынешним временам. Когда в студии у Павла Шеремета появляются люди, которых мы не видим уже давным-давно на федеральных каналах. И темы поднимаются очень острые, и никакого пропагандистского налета в этих передачах вы не увидите. А это абсолютно объективная профессиональная попытка найти истину что называется. Расскажи теперь про наезд.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Это могли наблюдать и те, кто смотрит канал Лайфньюс и читает газету «Известия», потому что в один и тот же день, а поскольку мы знаем, что это один холдинг, то это и неслучайно, там появилось письмо, обращение…

К. ЛАРИНА – Донос.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Можно так сказать. Скажем пока мягко, представителя Донецкой народной республики…

К. ЛАРИНА – Так называемой.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, самопровозглашенной. Александр Зененко что ли…

К. ЛАРИНА – Зинченко.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Который просит, в два адреса, по-моему, это было направлено. Председателю Союза журналистов Всеволоду Богданову и гендиректору руководителю Общественного телевидения России, где выходит программа Шеремета А. Г. Лысенко. Где этот товарищ обращает внимание на то, что Павел Шеремет антироссийски настроенный журналист.

К. ЛАРИНА – Русофоб.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Который работает, как он называет, на оранжево-коричневом или каком там ресурсе.

К. ЛАРИНА – «Украинская правда».

И. ПЕТРОВСКАЯ — А потом вахтовым методом приезжает, здесь ведет программу и как я поняла, он требует разобраться и убрать этого человека с такого рода позицией, как ему кажется…

К. ЛАРИНА – Я могу процитировать. «В то время как журналисты таких каналов как Россия-1, Звезда, Лайфньюс всеми силами стараются не только донести до всех правду о происходящем на Украине, но и всячески помогают жителям юго-востока, страдающим от действий киевских карателей, Шеремет считает допустимым брать интервью у руководителей карательных батальонов Донбасс и Азов. Он не стесняется вставать на сторону карательных батальонов, в одном из репортажей он заявил, что «аэропорт контролируют теперь ДНР, а не наши. Мы с безусловным уважением относимся к праву журналиста на собственное мнение и, скажем так, самовыражение. Пусть пишет, что хочет и где хочет». Но самое главное, что он типа не имеет права тогда работать на государственном российском канале. Если он имеет такие русофобские взгляды, которые он не стесняется озвучивать или демонстрировать на «Украинской правде», то есть на этом оранжево-коричневом ресурсе.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Понятно, просто сегодня любой взгляд, который отличается от сегодня присутствующего повсеместно на нашем экране, где совершенно легко можно говорить про руководство другой страны и хунта и фашисты, что мы собственно, и наблюдаем каждый день и вчера наблюдали, и каратели и как угодно. Наоборот, эти мирные бойцы с мирным советским трактором, которые сбивают самолеты и прочее. Они соответственно и патриоты и все. Так вот, любой, кто отличается от этой или может быть пытается какой-то достигнуть объективности или представить разные точки зрения, он однозначно и русофоб и враг, и пятая колонна и кто угодно. Я хорошо и давно знаю Павла Шеремета и с трудом себе представляю, что он оголтелый, предвзятый…

К. ЛАРИНА — О чем ты говоришь, Ира. Мы не имеем права даже сомневаться в этом. Тем более основываясь на доносе непонятного мутного господина Зинченко, который является председателем исполнительного комитета народного фронта Донецкой народной республики. Это что такое за должность. Кто эти люди. Это то же самое, как православные казаки, которые пишут доносы. Ничем не отличается.

И. ПЕТРОВСКАЯ — КазакИ.

К. ЛАРИНА — Они себя называют казАками.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Нет, абсолютно ничем не отличается…

К. ЛАРИНА — А ты говоришь про защищаешь тут Шеремета. Тут другой вопрос, мне кажется, что на такие вещи должны жестко реагировать не мы с тобой. По радио «Эхо Москвы». А вот те, к кому это обращено. Это господин Лысенко и господин Богданов.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Подожди, во-первых, не кричи…

К. ЛАРИНА — Богданов взял и, как я читаю в тех же «Известиях», что обращайтесь типа в Общественную коллегию по жалобам на прессу.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Он в этом случае прав, потому что это общественная коллегия по жалобам на прессу, она специально создана для такого рода ситуаций конфликтных, когда любой гражданин, председатель общества или какой-то организации может обратиться в эту общественную коллегию и, основываясь на материалах предоставленных коллегия, там вполне себе достойные люди работают, она это рассмотрит и вынесет…

К. ЛАРИНА — В этом письме четко сформулирована претензия. Разобраться с антироссийской деятельностью журналиста и принять меры в соответствии с журналистской этикой. Что такое антироссийская деятельность журналиста.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Эта коллегия и объяснит, является ли это антироссийской или…

К. ЛАРИНА — А что это такое. Приведи мне пример.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я не собираюсь приводить. То есть более того я тебе приведу массу примеров, но только совершенно из другого лагеря, которые абсолютно антироссийской деятельности.

К. ЛАРИНА — У нас нет такой статьи. Уголовной. У нас есть статья о государственной измене.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Поэтому Общественная коллегия по жалобам на прессу это не суд, не уголовные дела рассматривает, а некие конфликты, которые возникают по ходу деятельности журналистов во взаимоотношениях с аудиторией разного рода и там поскольку работают и юристы, и журналисты, и эксперты из разных областей, они-то объяснят вот этому товарищу, если он приедет, он еще должен, между прочим, сформулировать, что это такое.

К. ЛАРИНА — Не волнуйся. Посмотри на них, они не вылезают из студии соловьевской. Они там формулируют прекрасно.

И. ПЕТРОВСКАЯ — По счастью, в Общественной коллегии по жалобам на прессу эти люди не представлены. Поэтому если…

К. ЛАРИНА — Приедет, если скажут…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Пусть приезжает. Он увидит лицом к лицу людей, которые собственно и могут это определить. И второе, А. Г. Лысенко, конечно, я надеюсь очень, не пойдет на поводу у такого рода представителей своей зрительской аудитории, потому что журналистов своих надо защищать и, насколько я знаю по прежней деятельности Лысенко во «Взгляде», вспомним прекрасную пору, это умел делать.

К. ЛАРИНА — У нас остается мало времени для того, чтобы обсудить еще одну работу, которая в Интернете у нас появилась. Мне кажется это стоит того. Фильм «Срок». Который сделали Павел Костомаров, Александр Расторгуев и Алексей Пивоваров. Фильм, который снимался и монтировался практически на глазах у аудитории. Поскольку все эпизоды фильма сразу по мере их снятия что называется…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Подготовки.

К. ЛАРИНА — Они выкладывались на сайте в Интернете. И по сути такая была летопись протестного движения, времени в России, где в главных ролях в этом фильме, который сейчас есть в Интернете, его можно посмотреть, главные роли исполняют лица протестного движения, это 2012 год, по-моему.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, там очень много совмещено эпизодов.

К. ЛАРИНА — Это Ксения Собчак, Илья Яшин. Это Алексей Навальный, Сергей Удальцов.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Верзилов «Pussy Riot».

К. ЛАРИНА — «Pussy Riot» и там кстати есть и другие лица, которые не очень приятные, но они есть, они существовали тогда в качестве тоже участников протестного движения. Я имею в виду господин Поткин-Белов, лидер движения не помню, как оно называется.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Русские националисты.

К. ЛАРИНА — Еще какие-то. Очень много откликов. Фейсбук и вообще социальные сети, Интернет весь бурлит, все обсуждают эту работу. Потому что она попала в такую болевую точку абсолютную. Когда ты прощаешься, для меня это конечно эпитафия протестному движению, атмосфере, атмосфере неповиновения, какого-то единения настоящего в отличие от той атмосферы, которая существует в ТЭФИ, которую мы обсуждали. И то, что сегодня нет с нами людей, они закрыты, они не имеют права даже сказать ничего, ни Алексей Навальный, ни Сергей Удальцов, ни многие другие. Это конечно ужасно, это видно, как мы много потеряли сегодня. Каких людей мы потеряли, какие люди сейчас заткнуты, закрыты. Это ужасно. У меня эмоциональное ощущение невероятной потери.

И. ПЕТРОВСКАЯ — А у меня еще тоже эмоциональное, притом, я понимаю прекрасно всякий художник, а документальное кино это искусство, имеет право и на свой взгляд и на свою позицию, я так вижу. Но у меня ощущение некой неловкости, когда я  смотрела, потому что как-то не в срок это вышло. Не вовремя, у меня такое ощущение. Потому что именно по той самой причине, что люди закрытые под домашним арестом, тот же Удальцов, Навальный, вот если бы все сейчас было более-менее нормально, если бы не сидели за решеткой те ребята, которые в результате крайними оказались во всей этой Болотной истории. Не было бы Болотного дела и не было бы психиатрического лечения, на которое направлен Михаил Косенко. Вот все тут можно и еще иронизировать и можно такой взгляд, а не эдакий. А вот в этой истории что-то меня безумно смущает. Безумно. Да, я согласна, что здесь конечно первое ощущение, что это время кончилось, эти надежды все рухнули. Те, которые питали некоторое время некоторую часть нашего общества, прямо скажем, малозначительную, но дискуссия для меня интереснее, чем сам собственно фильм. Которая развернулась сегодня в сети. В фейсбуке. Потому что многие люди увидели самые разные смыслы в этом кино. И кто-то даже предположил, что оно конъюнктурное и более того, за него должны схватиться даже и федеральные каналы. Я не очень в это верю, но  говорю, мне было не очень ловко.

К. ЛАРИНА — Ну вы поняли, что мы здесь не совпадаем с Ирой. Это нормально. Там очень много разных мнений и вы можете сами сделать свой вывод, посмотрев этот фильм. Я благодарна все равно создателям за то, что они вернули лично мне этих людей, я по ним скучаю. И песню, которую мы сейчас в конце поставим, я хочу посвятить Алексею Навальному и всем тем, кто сегодня молчит.

Комментарии

146

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

rabboga 29 июня 2014 | 14:32

Если фильм "Срок" светлый.. о светлых людях. То мне не хочется такого света! Скажи кто твой лидер и я скажу кто ты. Все эти пьяные тусовочные люди.. , "заботящиеся" о нации и России и создающие.. "Дом-1-2" и эти люди будут учить нас разуму, культуре и добру??? С такими друзьями и врагов не нужно. После 15 минут просмотра фильма.. подумал.. , что же я раньше бы этого не увидел.. , тогда бы у меня небыло бы сомнений , в том чтобы поддерживать или нет этих лидеров. Теперь у меня даже сомнений нет, что не дай Бог поддерживать таких. Обратите внимание на таких людей как Стариков .. Есть чему поучиться у них.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире