'Вопросы к интервью
К. ЛАРИНА – 11.13. Начинаем программу «Человек из телевизора». В студии «Эхо Москвы» Ксения Ларина и Ирина Петровская.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Доброе утро.

К. ЛАРИНА – Наташа Кузьмина – наш звукорежиссер. И, конечно вы, дорогие друзья, я уже подготовила все, отличный шрифт, даже можно смотреть, все видно. Открыла я нашу страничку «Человек из телевизора», в которой есть уже ветка специальная для тех, кто является пользователем фейсбука и кто одновременно слушает наш эфир. Вот так мы коммуницируем. И Интернет и прямой эфир. В прямом эфире у вас есть возможность задать свои вопросы или рассказать что-нибудь интересное на sms +7-985-970-45-45. Телефон прямого эфира также напомню — 495-363-36-59. Еще раз «Человек из телевизора» страничка в фейсбуке. Кстати я не анонсировала, но думаю, слышали анонсы, что сегодня в программе «Культурный шок» будет Юрий Шевчук, чему мы очень рады. Будем в прямом эфире, и я обещаю вам, что тоже фейсбуком обязательно воспользуюсь, открою ветку специально для ваших вопросов во время нашей встречи. Это будет после часа дня. Ну что мы начинаем. Конечно же, хотелось бы начать со слов памяти А. Ю. Германа, который ушел буквально несколько дней назад и в воскресенье будет с ним прощание, похороны. И если говорить о телевидении, вы видели наверняка фильм памяти, который стал память Германа на Первом канале, который был записан к его 70-летию. Но как мне написала Света Колосова, представитель Первого канала в фейсбуке. Они перемонтировали немножко фильм и записали новый текст закадровый. Чтобы было понятно, что этот фильм сейчас выходит уже после его смерти. И на канале «Культура» завтра будет тоже документальный фильм «Герман, сын Германа» и затем в 19.30 фильм «Мой друг – Иван Лапшин».

И. ПЕТРОВСКАЯ — Плюс еще был в ночи фильм о Германе на канале «Россия», в этот день не в ночи, раньше тоже был на канале «Культура». То есть как всегда по полной программе наши каналы, когда уходят великие, откликаются все-таки, меняют сетки. Что, разумеется, правильно совершенно. Другое дело, что при жизни прямо скажем, обращаются и к ним и к их личностям и творчеству такого масштаба людям, как Герман, нечасто. Но, слава богу, хоть кино время от времени показывают. И даже «Иван Лапшин» сам по себе стоял в эфире…

К. ЛАРИНА – В честь праздников, наверное.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И так совпало, что тоже будет как дань памяти Алексею Юрьевичу Герману.

К. ЛАРИНА – Я еще напомню, что Леша Герман, его сын опубликовал на нашем сайте свой текст в блоге. Это было сделано сразу же после того, как он сообщил о том, что ушел из жизни Алексей Герман. И он там, отвечая на многочисленные вопросы, которые естественно возникли после всех слов соболезнования и понимания масштаба этой утраты, конечно же, всех интересует судьба фильма многострадального, который Алексей Герман снимал на протяжении многих лет, 10 лет по-моему…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Чуть ли ни больше.

К. ЛАРИНА – Фильм по Стругацким «Трудно быть Богом» и Алексей Герман, Леша Герман заверил всех, что фильм практически готов, что нужно просто его довести до окончательного варианта. Поскольку ничего доснимать, слава тебе, господи, не надо. Он готов. И я надеюсь, что когда пройдут все траурные дни, Алексей как правонаследник наверняка этот фильм доведет до экрана, до проката, до того момента, когда мы сможем, наконец, его увидеть. Ужасно трагично, что все-таки плод своего творчества, своей боли…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Венчающей даже видимо.

К. ЛАРИНА – Главный фильм, он понимал, что главный фильм его жизни и последний видимо, фильм, я думаю, что он понимал, ужасно жаль, что он его не увидит. Невероятно важный человек в нашей жизни, много с ним общались. Нам повезло на «Эхе», часто общались и по телефону и он принимал участие в наших передачах, когда не мог приехать и когда был в Москве всегда с удовольствием приходил к нам. Невероятно важный человек. Ну а уж про фильмы чего там говорить. Каждый фильм это какое-то чудо. Сколько ни показывают, смотришь просто, удивление, как это может быть. Кстати из тех текстов, которые были написаны уже памяти Германа, я бы выделила текст Андрея Плахова в «Коммерсанте». Где он высказал такую парадоксальную вещь на первый взгляд, что там понятно, что большой режиссер, художник, что это режиссер будущего. Я думаю, что в этом есть некая правда. Так не снимают, и не знаю, когда так еще смогут снимать. Как он. А у тебя какие любимые фильмы?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ну сложно сказать. «Лапшин», конечно. «Хрусталев», к сожалению, в меньшей степени. Я как-то его не прочувствовала. Ну и безусловно, ранние «Проверка на дорогах», «20 дней без войны».

К. ЛАРИНА – Кстати, буквально на прошлой неделе Владимир Заманский появился в качестве героя передачи Андрея Малахова.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я была совершенно потрясена тем, как развитие судьбы. Хотя это не первый актер, уходящий в монастырь.

К. ЛАРИНА – Он не в монастыре.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Не в монастырь, хорошо.

К. ЛАРИНА – Они просто уехали из Москвы, в этот город. Но я знала, что они уехали в другой город, я не знала точно где. Вот Муром. То, что он воцерковился.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да. У меня даже осталось впечатление, что он даже служит где-то.

К. ЛАРИНА – Нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Может быть я невнимательно…

К. ЛАРИНА – Просто там живут.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но я все равно была страшно изумлена.

К. ЛАРИНА – А какие синие глаза сохранились. С юности я помню, всегда, когда на Заманского смотришь – боже мой, откуда же такая синева в глазах.

И. ПЕТРОВСКАЯ — У меня почему-то Заманский остался в основном в черно-белом кино.

К. ЛАРИНА – Ну как, а «Вылет задерживается».

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, единственное.

К. ЛАРИНА – Там такие крупные планы, такие синие глаза. Ну что, давайте теперь так пойдем. Я предложила Ире такой план. Немножко все-таки поговорить про ТЭФИ. Потому что это, безусловно, событие, которое обсуждается и там очень много нестыковок и непоняток. Потому что сначала вроде бы как все похоронили, и сказали, что все, до свидания, наше ТЭФИ. Она утонула. А в итоге ночью очень многие вещи изменились. Ира, у тебя последняя информация какая?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ты совершенно права, буквально вчера было ощущение, что утонула окончательно, и если останется, то ТЭФИ-регион и международное ТЭФИ-содружество, а национального конкурса уже не будет, но вчера буквально в ночи из фонда академии российского телевидения я как и другие члены академии получила по общей рассылке информацию о том, что состоялся совет учредителей. И там принято следующее решение. Проводить, сохранить, во-первых, фонд Академия российское телевидение, сохранить национальный конкурс ТЭФИ, сохранить всероссийский конкурс ТЭФИ-регион и международный ТЭФИ-содружество. В этом году провести все-таки национальную премию ТЭФИ осенью этого года. А вопрос о полномочиях президента Швыдкого будет решаться на общем собрании академии, которое пройдет, видимо, 20 марта. Хотя я честно скажу, что общих собраний у нас уже не было ровно с того момента, когда Михаила Ефимовича избирали на пост президента академии. А в дальнейшем есть и были какие-то общие сходки академии, они тоже назывались собраниями, но как правило это был просто такой новогодний корпоратив.

К. ЛАРИНА – Тем не менее, буквально за два дня события менялись с бешеной скоростью. Я напомню, что сначала компания ВГТРК объявила о выходе из состава учредителей фонда, после этого заявление, Первый канал решил не выдвигать на конкурс свои программы. «Ввиду отсутствия основных конкурентов» — цитата, взятая с сайта Первого канала. Затем в ВГТРК появилась информация о том, что они будут инициировать создание альтернативной телеакадемии. В «Газпром-медиа» сообщили, что готовы принять участие в разработке таких институций. В четверг 21 февраля Швыдкой сообщил, что собирается предложить учредителям фонда не проводить ТЭФИ и собирается просить совет об отставке занимаемой должности. Фу.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Это все буквально за несколько дней.

К. ЛАРИНА – И все эти люди, вот я показываю на Ирину Петровскую, на Арину Бородину, на многих других представителей телесообщества, все это активно комментировали. Прощались с ТЭФИ навсегда.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Дело в том, что прощались с ТЭФИ на протяжении многих лет почти каждый год и поэтому это как раз неудивительно. Разумеется, когда Первый канал сообщил о том, что он в отсутствие таких важных конкурентов как ВГТРК не будет участвовать больше никогда в конкурсе, то и Первый не считает возможным для себя это участие. И, разумеется, в этот момент стало понятно, что действительно это означает все-таки при всем том или снижение статуса, действительно довольно смешно говорить о национальном конкурсе, когда не участвуют важнейшие…

К. ЛАРИНА – Главные каналы.

И. ПЕТРОВСКАЯ — С другой стороны у ТЭФИ, по-моему, чуть ли ни 30 учредителей. И мы знаем, что, во-первых, еще есть огромное уже количество каналов и ТВ-центр и СТС и Домашний и кого только нет, плюс еще и регионалы тоже участвуют на равных, могут участвовать помимо того, что они принимают это участие в ТЭФИ-регионе, но могут доставлять свои работы и на национальный. И все равно конечно это уже перестает быть таким увлекательным соревнованием, каким это было, когда все участвовали. Но это же стало и почвой для корпоративных обид, для объединений и дружб то против одних, то против других, в конечном счете, это и привело к тому, что начался этот системный абсолютно кризис.

К. ЛАРИНА – Скажи мне, пожалуйста, как ты относишься к идее ВГТРК создать альтернативу телеакадемии.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Абсолютно, на мой взгляд, бессмысленная затея. Которая ни к чему хорошему и даже плохому не приведет.

К. ЛАРИНА – У нас же есть две киноакадемии. Ничего.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Мы видим, что, в общем, ни к чему хорошему для киносообщества все равно не привело. Хотя вроде бы да, больше премий. Во-вторых, мы видели также, что уже были попытки создать премии. Если ты помнишь, НТВ учредило свой собственный конкурс для репортеров. Ничего такого сверхъестественного не произошло. Наконец, упомянутая нами на прошлой неделе премия Владислава Листьева. Кстати уже появившаяся как альтернатива ТЭФИ. После того как ВГТРК и НТВ перестали участвовать. Мы видели, что из этого вышло. Один раз и то запомнившийся исключительно этим как будто бы внутренним, а на самом деле первым таким настоящим скандалом, связанным с тем, что вдруг один из членов сообщества, которого выбрали явно по принципу, что он был в этот момент далек от политики, Леонид Парфенов я имею в виду, он всегда это декларировал. К тому моменту еще декларировал, что он не участвует, у него эстетические и стилистические разногласия с политическими всякими проблемами. И вдруг он по принципу «не могу молчать» тогда произнес свою знаменитую речь. Засим премия Листьева благополучно тоже канула в лету. Поэтому я абсолютно убеждена, что никакого параллельного или альтернативного такого конкурса не будет.

К. ЛАРИНА – Пара слов от аудитории. Вот пишет наш слушатель Пресняков Сергей: «На мой взгляд, ТЭФИ это такой капустник, когда ТВ само себя награждает. Если ТЭФИ будет существовать и дальше, то его необходимо реорганизовать, пригласив к голосованию зрителей. Тех, для кого ТВ делается. Пусть зрители сами выберут лучшие программы. Ну а причины поступка очевидны – зачем участвовать в конкурсе, где вы много лет проигрываете по основным позициям, информационным, например, своим конкурентами, когда академики не считают ваш продукт профессиональным?»

И. ПЕТРОВСКАЯ — Во-первых, сразу же по поводу участия зрителей. Это абсолютно противоречит как раз самому принципу существования подобных премий. Зрители и так участвуют в этом голосовании ежедневно и ежечасно, когда включают свой ящик и голосуют. Увы и ах, зрительское внимание и интерес далеко не всегда показатель качества того, к чему они свое внимание приложили и свой интерес. И более того, если бы по этому принципу присуждались бы премии ТЭФИ, то мы можем предположить, кто бы это получал. Наверное, на протяжении многих лет получал бы Петросян.

К. ЛАРИНА – Андрей Малахов.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Андрей Малахов и так получил в свое время. Но это по профессиональным, между прочим позициям. Что касается того, что неконкурентоспособная, да, в информационных, аналитических программах в этих номинациях, в общественно-политических программах, разумеется, программы федеральных больших каналов неконкурентоспособны. Это было всегда, когда у нас случались такие публичные внутри правда себя, в академии обсуждения, то, разумеется, представители каналов говорили, что как можно сравнивать и говорили, что с чем, мы делаем высокотехнологичный, супер-пупер продукт, у нас огромная корсеть, огромные возможности и вдруг какая-то там букашка вылезает со своей программой.

К. ЛАРИНА – Типа «Дождя».

И. ПЕТРОВСКАЯ — Примерно. И вообще типа не телевидение, а сельский клуб и получает вдруг ни за что, ни про что, сравнивать невозможно свое ТЭФИ. Тогда еще когда были дискуссии в академии, пытались объяснить друг другу, что все-таки награждается не как, а что в этом случае. И если люди перестали заниматься информацией, то извините, оценивается совсем по другим критериям и поощряется то, что пусть это маленькая букашка, но она делает, пытается делать именно информацию, а не пропагандистские какие-то свои листовки.

К. ЛАРИНА – Кстати. «А кого награждать премией ТЭФИ, — спрашивает наш слушатель ПараКлоунов, — Зеленского или Мамонтова? Или Шевченко? Правильно, что премию прикрыли, нет у нас телевидения и журналистики, осталась одна лживая пропаганда». По поводу конкурентоспособности. А как ее вернуть. Если сохранять премию, должна быть безусловно, обеспечена конкурентоспособность. Каким образом ее вернуть?

И. ПЕТРОВСКАЯ — В данный момент действительно, ведь кризис ТЭФИ не потому что он сам по себе возник, мы наблюдаем кризис всего телевидения, которое, увы, во многих очень важных для себя и для зрителей сегментов превратилось в пропагандистский институт, обслуживающий исключительно интересы власти. В этой ситуации даже не обсуждается Шевченко, Мамонтов или Леонтьев. Кстати, они я не уверена, что даже когда-нибудь номинировались. Потому что даже тем, кто производит…

К. ЛАРИНА – «Судите сами» я помню номинировались.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ну может быть. В общем, неловко это представлять на суд именно коллег, неловко. Хотя кстати гражданин, товарищ Мамонтов он, по-моему, член академии, Шевченко точно не член. И Леонтьев нет. И Соловьева не избрали. Что в свою очередь послужило тому, что он по поводу академии ТЭФИ высказывался неоднократно самым нелицеприятным образом.

К. ЛАРИНА – Вопрос остается пока открытым. Если эта тема вас интересует, то завтра могу анонсировать, на все вопросы ответит президент академии Михаил Швыдкой. Который обещает быть в прямом эфире у Елены Афанасьевой в программе «Телехранитель». Бог его знает, что к этому времени изменится, может быть уже какой-то стабилизец наступит, и он уже сможет конкретно ответить на ваши вопросы. Что будет дальше. А у нас новости. У нас все по плану.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Собственно к телевидению переходим. Есть, что обсудить. Я старательно себя сдерживаю. Видите я сегодня какая тихая. Ты обратила внимание? Сама себе сделала установку внутреннюю. Читаю то, что пришло на сайт до начала программы. Буквально давайте я сделаю, сколько, ну два процитирую. А потом пойдем сами обсуждать. Парашютистка пишет нам: «Какое позорище устроил Зеленский с так называемой матерью погибшего в США мальчика. Настолько всё было шито белыми нитками: какие-то невнятные объяснения по поводу лишения родительских прав, дружные аплодисменты в зале за возврат ребенка этой спившейся маргиналке. И апофеоз истории — снятие с поезда на обратном пути за пьяный дебош. Браво, Зеленский!» Это как бы с иронией пишет наша слушательница. И другое мнение с ником arb40: «Прокомментируйте работу своего коллеги М. Зеленского. Вот посмотрел я ток-шоу на Втором канале и пришел в ужас! Это просто цирк в свете последнего случая с мамой-алкоголичкой Ю.Кузьминой и ее гражданским мужем!! Всем нужно смотреть!» Дальше перечисляется, кто там был. «Интересно, Зеленский несет какую-нибудь ответственность за устроенную лживую передачу? Хорошо бы спросить Зеленского: не пора ли его лживую лавочку закрыть?»

И. ПЕТРОВСКАЯ — Михаил Зеленский ровно как и его группа съемочная, его продюсер, а главное канал несут абсолютную личную, человеческую, профессиональную ответственность за то, что они сделали.

К. ЛАРИНА – Как и Павел Астахов. Кстати.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Но Павел Астахов чиновник. И чиновникам практически сегодня можно сказать, что по рангу полагается врать, передергивать. То, что устроил «Прямой эфир», в кавычках как название передачи, это я считаю, например, профессиональное преступление.

К. ЛАРИНА – Абсолютно согласна.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Потому что можно говорить было про разные другие программы, где просто этические нарушения, как было в случае с Алексеем Колосовым, и прочее. Здесь люди заведомо вводят в заблуждение многомиллионную аудиторию. Заведомо представляют нам человека, который не способен, я имею в виду эту мать несчастную по-своему, неспособен контролировать свои поступки, естественно принимать какие-то решения. Они это знали. Мы потом прочитали это. Ведь не в вакууме же живут и Михаил Зеленский и мы с ним тоже заодно. Мы прочитали потом в по-моему, называется Псковское агентство новостей, мы слышали потом от замечательного и политика и журналиста Льва Шлосберга в том числе в программе «Дзядко-3» на канале «Дождь». Откуда выцарапали эту женщину, эту мать. Притом в этом агентстве написали журналисты, что приехали, по словам местных жителей, которые это наблюдали, коллеги с федерального канала, теперь мы понимаем, с какого и кто это был.

К. ЛАРИНА – Напоили.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Вначале напоили. А видимо, это несложно сделать. А возможно она, просто не приходя в сознание, так и еще добавила. Потом она написала вот эти…

К. ЛАРИНА – Якобы написала. Потому что мы видели скрин этого заявления, написано аккуратным каллиграфическим почерком. Это явно писала не эта женщина. Мне кажется, что она вообще не знала…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Грамоту. В общем, она написала обращения к Путину и Астахову. Дальше они ее отвезли в Москву, видимо, там привели в чувство, есть способы медикаментозные. Когда приводят в чувство даже самого человека, находящегося в запое, посулили денег и видимо, дали. Потому что есть информация, что эта парочка, мамаша и как было громко сказано – ее гражданский муж потом получили и хвастались, когда ехали обратно, 120 тысяч на двоих. Для них можно себе представить, что такое, это как наверное для нас всех и огромного количества, все равно что миллиарды долларов. Перевести их еще в дешевую водку, так это просто разлюли-малина. И вот, зная все это, я понимаю, не знали бы, им привели бы, сказали, вот несчастная овца, заблудшая, решила раскаяться. Все это зная, они участвуют в этой инсценировке. Безобразной.

К. ЛАРИНА – Самое главное я хочу подчеркнуть для наших слушателей, чтобы вы не сомневались. Это плановый заказ, плановое исполнение, плановая инсценировка, и все абсолютно с Ирой согласна, что это преступление профессиональное. В котором участвовали все люди, которые сидели в этой студии. Включая депутатов ГД, экспертов каких-то дутых, включая Марию Арбатову, которая кричала ей: вам нужно подавать на возвращение родительских прав. Когда эта женщина входит в студию, ведущему не стыдно? Допустим, он подготовился внутренне и даже может быть, как некоторые выпил 300 граммов вискаря, чтобы не было так противно и страшно. Наверное. Но когда уже свет, когда уже съемка и эта женщина входит, и ты видишь ее лицо, тебе не стыдно? Я обращаюсь к ведущему, я уж не говорю про продюсеров программы, про всю группу, которая все это затеяла.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, ты видела, как она отвечала на вопросы, то есть ей вбили в голову отвечать односложно, чтобы не вызывать подозрение.

К. ЛАРИНА – Как она выглядела. Больной человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Выглядит само собой. Но она не очень понимает вообще, о чем речь. Ей вдолбили в голову, иногда она мучительно вспоминает формулировки, которая она должна произнести. И все это совершается на глазах у зрителей, которые возможно не в курсе другой любой информации. И как подобно людям, которые сидели в студии так называемым простым зрителям, которые ходят как на работу, на эти ток-шоу.

К. ЛАРИНА – Они деньги получают.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Они начинают кричать и люди, сидящие по ту сторону экрана тоже видимо, начинают между собой обсуждать. А лучше все же с родной матерью. А лучше все-таки на родине. Какая родина. Опять же псковские журналисты написали и показали и у нас, по-моему, на сайте «Эхо Москвы» выложено это, фотография того «дома» в кавычках, в котором эта женщина прописана и сейчас правда, не проживает. Там разбиты стекла, там, наверное, бегают мыши и крысы, по крайней мере, бабушка, которая умерла по информации журналистов, бабушка этой женщины умерла, когда дочь и внучка квасили. И ее нашли с лицом, простите меня за страшную подробность, изъеденном крысами. И куда этого ребенка.

К. ЛАРИНА – У нее алкоголичка мать, у нее брат алкоголик, который повесился. Она сама алкоголичка. И даже, кстати, а, я хотела сказать про одну женщину.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Папу еще показали.

К. ЛАРИНА – Валентину Чернову, которая представитель опеки из Псковского региона. Которая просто героически себя вела. Я просто преклоняюсь перед этой женщиной. Она просто меня потрясла. Во-первых, своей выдержкой. Своей внутренней собранностью. Она просто вошла в логово взбесившихся зверей.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ей фактически не дали говорить.

К. ЛАРИНА – Но, тем не менее, ее было слышно.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Потому что Арбатова, тоже между прочим, пусть ей будет, я понимаю, что стыдно ей наверное не будет, когда она кричала ей, что вот, вы должностные преступления совершали. Она чуть не заплакала.

К. ЛАРИНА – Она в лице изменилась.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Да, потому что ее обвиняют в том, и да, и в этот момент Зеленский сказал: добавьте к этому «может быть».

К. ЛАРИНА – Кстати именно эта женщина представитель опеки рассказала, успела рассказать о том, какое количество правонарушений совершала эта женщина, будучи и матерью маленького ребенка, а потом беременной. Когда беременную ее забирали в милицию в пьяном состоянии. О чем тут говорить.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Потом она сказала тоже фразу, которая приводит в ужас: видели бы вы и испытывали бы вы то, что испытываем мы, когда нам приходится этих маленьких деток забирать. Из собачьих будок, голых, больных, голодных, иногда изнасилованных собственными родителями. И тогда, может быть, вот так бы не кричали. Что любая родина хороша и любая мать хороша. Но я повторюсь, помимо всего прочего, еще существуют какие-то нравственные божеские вещи. Вот не введи во искушение. Помимо всего прочего, телевидение в данном случае ввело во искушение вот эту совершенно уже лишившуюся человеческого облика, разума, возможно его и не было, вот эту молодую, но уже совершенно пропащую женщину. Вместо того чтобы может быть организовать какую-то помощь, которая той не нужна, они там кричали, что нужно ее теперь обучать быть матерью. Да все понятно, наверное, она несчастный по-своему человек. Наверное, это тоже может быть не только ее вина, но и беда. Той среды, в которой она выросла. Но самое главное, что вы включились в эту спекуляцию конкретной человеческой жизни маленького, слава богу, живого мальчика, которого вы требуете вернуть. Кому? Кому вы хотите вернуть? И я видела до этого не менее отвратительные сюжеты на канале и «Россия» и Вести-24, когда снимали скрытой камерой пьяного дедушку этого ребенка, который тоже говорил, что да, зачем в Америку, лучше здесь в детдоме. И потом на фоне куполов и монастырей замечательных, которые есть в этом регионе, корреспондент говорил о чем-то высокодуховном. Вот правда, ей-богу…

К. ЛАРИНА – Возвращаясь к Валентине Черновой, она ведь самых страшных вещей не рассказала. Она могла бы рассказать. Я могу себе представить, как забирали этих детей от этой женщины, которая знать о них не знала. Там же все вранье. Когда они говорят задушевным голосом, трагическим говорит Зеленский: мать, которая потеряла сына. Она этих детей убила сама собственными руками гораздо раньше. Сейчас эта трагическая история с мальчиком, который знать не знает про эту женщину, которая якобы является ему матерью. Сейчас мы слушали новости, я очень рада, что представители американской администрации Техаса, сказали: ни за что.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Правильно.

К. ЛАРИНА – Молодцы.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И плюс еще многие про это написали, все это еще самым бесстыдным образом нарушает тайну закона об усыновлении. Когда все это открывается. Это уже вообще никого не волнует. Я уж не говорю о том, что также бесконечно транслировали ложь про то, что ребенок был убит, потом спохватились, сказали, что он погиб. Но даже на позавчерашнем «Прямом эфире» когда уже даже Астахов отступил и сказал, что погорячился, да, может быть не убит, может быть, погиб, что по его мнению особенно сути дела не меняет.

К. ЛАРИНА – Все равно она его оставила одного.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И уже после того, как это Астахов сказал, все равно представитель МИДа, уполномоченный по правам человека сидел, который все равно высказывал версию…

К. ЛАРИНА – Вранье.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Был, скорее всего, убит. Признаки пыток, следы насильственной смерти. Хотя американцы уже сказали: никакой информации по вскрытию, вообще материалы следствия, которое только идет, никому они не передавали.

К. ЛАРИНА – Тут еще важно, мы так возмущаемся конкретной передачей, поскольку программа у нас все-таки про телевизионные передачи. Но мы же понимаем прекрасно, что этот «Прямой эфир» всего лишь часть этой цепи страшной, которую они устроили. Этой вакханалии. Автором которой, я вот на этом настаиваю, является именно Павел Астахов, который в своем твиттере первый написал: срочно, убийство. И пошло и поехало. И сколько в этом было жуткого, дикого злорадства. Которое они не могли скрыть. Когда включилась уже ГД. Ты говоришь про «Прямой эфир». Вчера у них было заседание ГД. Они все по-прежнему кричали: запрет, вернуть ребенка. Ноту от ГД. Это когда люди, которые уже закусили удила, что называется, их ничто не остановит. Только может быть главный, слава богу, главный сказал: тихо, стоп, остановитесь. Мы сегодня это тоже слышали. Когда Дмитрий Песков мягко озвучил именно этот совет, скажем так. Что еще неизвестно, речь идет не об убийстве, а может быть о несчастном случае, что еще ничего неизвестно, никаких выводов делать не надо. И самое главное, что Кремль не является сейчас… против того, чтобы был запрет на иностранное усыновление.

И. ПЕТРОВСКАЯ – Тогда, пожалуйста, уже скажите…

К. ЛАРИНА – Надо убрать этого человека. Дискредитирует вас, дорогие друзья. Обращаюсь я к представителям власти российской. Человек, который называется уполномоченный по правам ребенка, сегодня является главным преступником в отношении детей и российских в первую очередь. Потому что он все замешано на вранье, на лицемерии, на ханжестве.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Если ты заметила…

К. ЛАРИНА – На угодничестве.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Российскими детьми внутри страны он и не занимается. Только на этой неделе я прочитала, как минимум 3 или 4 сообщения об ужасающих смертях маленьких детей в разных регионах.

К. ЛАРИНА – Да каждый день сообщения.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Один замерз, другой умер от голода. Где эти вопли, где вставание в память об этих детях, погибших от рук собственных родителей. Короче говоря, давай итожить, я считаю, что тем самым эта программа, Михаил Зеленский, пусть не он был инициатором, но он лицо подставляет под это.

К. ЛАРИНА – И он говорит слова.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И он врет и он знает заведомо, что он врет. Они вывели себя просто вообще из этой профессиональной среды, потому что они повторяю, совершили подлог, мошенничество в особо крупных размерах. И ввели в заблуждение огромную аудиторию, которая может подумать, что на самом деле у этого ребенка есть мать и что она типа взялась за ум. Потом пусть теперь сделают хорошо, может быть допустим, вы не знали, как есть…

К. ЛАРИНА – Я тебя умоляю.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Подожди, тогда делайте следующий «Прямой эфир» в понедельник и рассказывайте, как эта прекрасная мать одумавшаяся, взявшаяся за голову и пообещавшая миллионам людей воспитать достойного сына, как она нажралась в поезде, как она устроила дебош, как бедные другие пассажиры страдали и умоляли их оттуда куда-то в другие купе пересилить…

К. ЛАРИНА – И когда сейчас в глубоком запое.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Как ее с полицией ссадили с поезда, и как она раскидывала 5-тысячные купюры, которые ей заплатили за это, чтобы людей утихомирить и чтобы они не писали свои заявления. Слава богу, наши коллеги из газет, все эти документы сохранили.

К. ЛАРИНА – Могу тебе сказать на это, моя дорогая, что одна из участниц передачи активная пропагандистка Мария Арбатова уже написала у себя в блоге, что ха-ха, вот она началась американская пропаганда, все вранье. Наврали, ничего она не напивалась, они вышли совершенно спокойно, сели на такси, поехали домой. С цветами и розами.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И гремя бутылками в баулах, как рассказывали другие, я говорю еще раз, слава богу, поработали профессионалы и из центральной прессы, которые это все зафиксировали и псковские и есть и документы и свидетельства людей, которые все это наблюдали. И полицейских, которые их вязали, ссаживали с поезда. Это все есть. Вот сделайте такую программу. И покайтесь, ребята и расскажите.

К. ЛАРИНА – Я тебя умоляю. Покайтесь.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я тебе говорю, как развитие сюжета, если вы занимаетесь журналистикой, а не обслуживанием…

К. ЛАРИНА – Позор.

И. ПЕТРОВСКАЯ — …грязнейших интересов, грязнейших структур…

К. ЛАРИНА – Кто продюсер передачи?

И. ПЕТРОВСКАЯ — Вообще этой программы? Наташа Никонова. Человек, который в общем…

К. ЛАРИНА – Позор вам, Наташа Никонова. Позор.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Которого мы уважали.

К. ЛАРИНА – Всей команде вашей команде. Позор начался еще давно, когда была история с этими Кабановыми, когда они там подрались за отца. Это все какой-то кошмар. А уж про Марию Арбатову. Я это имя вообще зареклась произносить вслух где бы то ни было и никогда бы его не произносила, если бы не этот случай ужасный, подлый. Потому что мы прекрасно помним, когда Мария Арбатова как личность закрылась, кончилась, исчезла, сама себя растерла для многих людей.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Мы помним.

К. ЛАРИНА – Когда был знаменитый эфир, посвященный судьбе Светланы Бахминой. И что она там орала. А я кстати еще напомню по поводу лишения родительских прав, не Маша ли Арбатова призывала алкоголичек и этих самых представителей социальных низов стерилизовать. Не ее ли эта была идея.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Там был показательный случай. На этом «Прямом эфире» если ты заметила, позвали бабушку несчастного погибшего в Америке Димы Яковлева с тем, чтобы она рассказала, призвала в ответу тех же представителей опеки псковской, потому что мальчик был взят тоже из этого детдома. И что бабушка стала говорить. Она не поняла, чего от нее ждут. Она, конечно, сказала, что она хотела этого мальчика взять, но ей не дали. А потом она начала говорить, что она умоляла свою дочь, она приехала в роддом и умоляла врачей, чтобы ее дочь, которая продолжала рожать несчастных детей, стерилизовали. И когда ее спросили: как вы думаете, эта Юля может стать хорошей матерью. Взгляд бабушки был красноречивейший. И она очень неуверенно сказала свое мнение, что ну если она может быть, но было видно, что она уж точно не верит в то, что вот эта может одуматься.

К. ЛАРИНА – У нас 54 минуты. Я все-таки предлагаю телефон включить. Потому что это невозможно, надо выдохнуть.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Только одну фразу скажем. Потому что опять у нас несправедливо, что мы не замечаем очень хорошее.

К. ЛАРИНА – Подожди. Мы успеем что-нибудь сказать. Надо сделать выдох, пусть наши слушатели тоже что-то скажут. Хотите, по этой теме, хотите, по любой другой. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. С праздником вас, дорогие женщины. Я тоже возмущен такими эфирами по телевидению, когда наигранно все сделано, не только в этих передачах, но вообще чувствую фальшь. Вы знаете, меня зовут Андрей, город Москва. Я бы хотел поднять пошире. Может быть, вы со мной согласитесь. Может быть, поспорите. Может быть это ошибка всех эти реформ 90-х годов. Когда закрылись все ЛТП всевозможные, можно было в мягкой форме оставить их, более демократично. Но оставить, понимаете, открытое все, продажа, алкоголизация страны бешеная, даже в блоге своем Немцов пишет очень хорошо об ошибках премьер-министра сегодняшнего. И президента.

К. ЛАРИНА – Поняли. Андрей, давайте закроем. Понимаете, могу сказать сразу, не ЛТП надо восстанавливать, а дома строить, работу предлагать людям, вообще как-то наводить порядок, чтобы люди могли смотреть в окошко и чувствовать, что кругом жизнь, а не смерть. А когда ты находишься в дерьме постоянно, то какое тут ЛТП тебя спасет.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я совершенно согласна с одной стороны да, безусловно, надо и дома и все, и места рабочие. Но я совершенно согласна, что система, которая могла бы лечить иногда и принудительно людей, которые не могут сами справиться, я читала ужасающие признания и свидетельства родственников…

К. ЛАРИНА – Когда ничего не могут сделать.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Когда пьяная скотина в прямом смысле издевается над семьей. Над матерью, над детьми, не дает им никакой жизни. И ничего с этой пьяной скотиной сделать нельзя, потому что нельзя, видите ли, нарушим мы его права человека, его нельзя лечить принудительно, вот в этом случае да, наверное, эту систему в каком-то виде надо бы воспроизвести.

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Меня зовут Людмила Михайловна. Мне просто очень хочется в русло перевести более позитивное. Вчера был сюжет, праздновали день рождения Людмилы Улицкой…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Ну вот, слава богу.

СЛУШАТЕЛЬ – Но это настолько было приятно, вообще моя любимая писательница.

К. ЛАРИНА – Вы имеете в виду фильм, который был показан на канале «Культура».

СЛУШАТЕЛЬ – Не только фильм, а ее по-моему, час она говорила, пока они ехали…

И. ПЕТРОВСКАЯ — Это фильм и есть.

К. ЛАРИНА – Фильм Елены Якович.

СЛУШАТЕЛЬ – Это настолько было приятно, отдыхаешь душой просто, переживаешь это время, спасибо всем за эту передачу. Я была просто в восторге.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Вы все-таки нас подвели к нашему финалу передачи, хоть какой-то свет появился в конце туннеля.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я тоже хотела, меня прервала моя коллега, здесь сидящая у микрофона.

К. ЛАРИНА – Да-да-да.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я хотела сказать ровно про это же, про фильм «Соло для Людмилы Улицкой». Который сделала Елена Якович. Которая умеет потрясающе работать и с людьми, она про Бродского делала фильм и с Евгением Рейном. И «Дочь философа Шпета». Да много. И М. В. Розановой был целый сколько-то 2 или 3 фильма. Много с кем она работала. И вот сейчас они с Л. Е. Улицкой проехали в поезде, она рассказывала о себе. В доме, в обстановке купе. Вообще Улицкая всегда прекрасна, но видимо еще бывают какие-то люди и ситуации, в которых особенно человек как-то раскрывается, и мы сейчас перед эфиром с Ксенией говорили, что в Улицкой есть невероятное обаяние ума, и естественность, которая в каждом движении, никакого абсолютно снобизма.

К. ЛАРИНА – Это называется настоящая интеллигентность.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Настоящий интеллигент с потрясающей речью, удивительно доброжелательный просто в своем взгляде на жизнь.

К. ЛАРИНА – И кстати либеральный интеллигент, обращаю внимание. Что тоже немаловажно.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Всегда теперь хочется добавлять: в хорошем смысле этого слова. И потом показали спектакль, он уже давно снят, «Эта пиковая дама» по ее рассказу. Где играет главную роль уже теперь покойная Алла Казанская. Дочь Тенякова Наталья, Дарья Юрская внучку. В общем, еще на следующей неделе будут программы с участием Людмилы Улицкой и те, кто знает и понимает эту прелесть и это удовольствие…

К. ЛАРИНА – В отличие от Ивана Ивановича Кукоцкого, нашего министра культуры. Который расслаблялся в отпуске с какой-то книжкой Людмилы Улицкой и пришел к ней на праздник, если кто не знает и назвал ее тут же Еленой Евгеньевной, чем очень ее порадовал.

И. ПЕТРОВСКАЯ — Я думаю, что при этом интеллигентная Людмила Улицкая не стала ему говорить, что она не Елена.

К. ЛАРИНА – Как про соус, который по Чехову. Не тот, кто разлил, а тот, кто не заметил.

И. ПЕТРОВСКАЯ — А злобные всякие журналюги, которые рядом сидели, потом это все сделали достоянием гласности.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. У нас сегодня получилась эмоциональная передача. Но мне кажется, какие-то важные вещи мы с Ирой успели сказать. Потому что все-таки важно как-то позиции обозначить. Вот то, что называется подлостью, оно должно быть названо подлостью. Без всяких оговорок.

И. ПЕТРОВСКАЯ — И преступлением.

К. ЛАРИНА – Все, на этом завершаем программу эту. А напомню, что после часа в «Культурном шоке» у нас Юрий Шевчук.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире