08 октября 2003
Z Особое мнение Все выпуски

Геннадий Райков. Сообщение об основных инициативах Народной партии, в частности по законопроекту об автогражданской ответственности


Время выхода в эфир: 08 октября 2003, 19:08

8 октября 2003 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Г. Райков руководитель группы «Народный депутат» в Госдуме, член Комитета ГД по безопасности
Эфир ведет Ольга Бычкова

О.БЫЧКОВА «Персонально Ваш» Геннадий Райков, председатель Центрального комитета «Народной партии России» и депутатской группы «Народный депутат». Добрый вечер. 961-22-22 для абонента «Эхо Москвы» наш эфирный пейджер, куда мы ждем ваших вопросов, потому что тема сегодня более чем актуальная, законопроект об автогражданской ответственности. Госдума решила сегодня все-таки не рассматривать поправки к закону об обязательном страховании. Почему отказались от этого вопроса?
Г. РАЙКОВ — Я не вижу оснований отказа в рассмотрении этого вопроса, потому что Госдума приняла эти решения еще в начале сентября, и я считаю, что достаточно было Комитету подготовиться и вынести эти законы. Но коль Госдума принимала на рассмотрение 8-го, но Совет Думы не мог решить самостоятельно, это было вынесено на заседание Госдумы. Сегодня вынесено 14 законов по автогражданке. Автором одного из них являюсь я, и можно было рассматривать эти законы, но пришлось 6 раз переголосовывать, 5 раз не прошло. Чтобы мы не рассматривали закон в шестой раз, наконец, набралось 230 голосов, закон перенесли на 14-е. Чем мотивировал Комитет тем, что ему нужно с правительством согласовать, я бы считал, что сегодня перенесено по надуманным причинам. Когда я ехал утром, я слушал Володю Соловьева на «Серебряном дожде», который сказал: «Геннадий Иванович, пришлите мне, пожалуйста, тех, кто сегодня проголосует против рассмотрения закона». Придется ему прислать.
О.БЫЧКОВА Но в любом случае надуманные или нет предлоги и причины, все это говорит о том, что закон достаточно проблематично обсуждается и отношение к нему противоречивое.
Г. РАЙКОВ — Да, проблема закона есть, он очень тяжело принимался изначально, за него голосовало очень мало депутатов, прошел минимальным количеством голосов. В чем самая серьезная ошибка этого закона в том, что как всегда Госдума принимает закон не прямого действия, а косвенного. В этом законе было записано, что тарифы устанавливает правительство. Когда принимался закон в первом чтении, то правительство говорило, что оно больше 600 рублей тариф устанавливать не будет. Затем правительство вынесло постановление, установило тарифы, где минимальная ставка 1980 рублей и начинается повышающий коэффициент, для Москвы — 2, это уже 3600, для Подмосковья — 1,8, и так поехало по другим регионам. Мы в конце июня приняли постановление Госдумы, где обратились к правительству, чтобы оно изменило тарифы автогражданки. Почему мы обратились по этому вопросу потому что и машины разные и люди разные. Есть люди, которые употребляют машины, извините, и пользуются машиной только поехать летом на дачу
О.БЫЧКОВА Это типичная ситуация, когда пожилой человек с очень не новой машиной выезжает только на огород.
Г. РАЙКОВ — У него дача, участок, где он сажает картошку, помидоры, огурцы, редиску, лук. И большинство этих людей получает пенсию в размере 1200-1400, и платить ему 3600, когда он реально ездит три месяца, по крайней мере, несправедливо.
О.БЫЧКОВА Геннадий Иванович, сразу чтобы не упустить, у меня есть вопрос на эту тему, который пришел от нашего слушателя Михаила Тверского из Санкт-Петербурга на наш сайт в Интернете: «Неужели вам непонятно, Геннадий Иванович, что выезжающий на старых «Жигулях» после зимнего перерыва пенсионер, о котором вы печетесь, гораздо опаснее для других участников движения, нежели человек, который за рулем хорошей иномарки круглый год. К чему этот популизм?»
Г. РАЙКОВ — Это не популизм, потому что человек, который выезжает на машине, он другую машину не может иметь, потому что у него для этого просто нет средств. У нас 20 млн. автолюбителей. И 40 млн. машин, которые подверглись автостраховке. Потому что автостраховке подверглись и машины хозяйств, а не только машины личные. Из 20-ти млн. таких машин около 10 млн. Так что это не популизм, это серьезный вопрос для человека, у которого машину за цену автостраховки у него никто не купит. Поэтому само автострахование может быть и полезно
О.БЫЧКОВА А вы сомневаетесь в его полезности?
Г. РАЙКОВ — Но тарифы должны быть совершенно разные. Если человек ездит на машине БМВ-SL, которая стоит от 70 тысяч до 120 тысяч долларов, причем эти машины застрахованы без автострахования. И даже такой парадокс, если я застраховал машину, мне все равно говорят иди, застрахуй автостраховкой. Но я ее уже застраховал. Поэтому это неправильно, два раза должен страховать одну и ту же машину.
О.БЫЧКОВА Как минимум непонятно.
Г. РАЙКОВ — Это все недостатки этого закона и недостатки тарифа, который установлен. Поэтому тариф этому человеку можно установить 10 тысяч, а тариф подобным машинам, о которых говорит мой коллега из Петербурга, я завтра там буду и могу с ним встретиться, и подробнее с ним поговорить, может быть 100 рублей. Мы когда принимали закон, то было максимум 600. А сегодня стало 1600, поэтому правительство здесь определенным образом вызвало головную боль у 10 млн. людей.
О.БЫЧКОВА Да, но сегодня эта история получила дополнительное продолжение. Появился некий судебный сюжет. Мы поговорим об этом более подробно после краткого выпуска новостей.
НОВОСТИ
О.БЫЧКОВА Мы говорим о законопроекте, об автогражданской ответственности. Госдума сегодня отложила его рассмотрение на 14-е число. И одновременно сегодня же Верховный суд принял неожиданное решение, как сообщают информационные агентства отменить один из повышающих коэффициентов, который влияет на цену обязательного полиса. Это уже вызвало ответную реакцию Российского союза автостраховщиков, Министерства финансов, которые решили этот вердикт обжаловать. Если можно более подробно, что решил сегодня Верховный суд и что из этого следует?
Г. РАЙКОВ — Верховный суд отменил, тут опять же вопрос идет о тарифах, он рассматривал тарифы, которые в Москве, Подмосковье, в Москве повышающий коэффициент — 2, по Подмосковью — 1,8 и буквально 2-3 региона, где есть повышающий коэффициент. В остальных регионах 1980. Жалобу подали жители Москвы, Подмосковья, на каком основании допустим, в Москве и Подмосковье установлен коэффициент 2, а общий тариф 1980. Поэтому Верховный Совет отменил эти повышающие тарифы.
О.БЫЧКОВА И что дальше?
Г. РАЙКОВ — Дальше я думаю, что Минфин будет судиться с Верховным судом. Правда, я не знаю, куда они будут подавать, может быть на президиум Верховного суда. Суд руководствовался тем, что тариф должен быть во всех регионах одинаковым и присутствие жителей в том или ином регионе не повышает автостраховку.
О.БЫЧКОВА Но мы же знаем, что вероятность опасностей в Москве потенциально выше, чем в каком-то маленьком городе.
Г. РАЙКОВ — Я из Тюмени. Это не маленький город, но движение там не менее опасно, чем движение в Москве. Такие же пробки, такие же заторы, количество машин растет, а дороги у нас запаздывают. Безопасность движения зависит не от количества машин, а от хороших дорог. Если дороги хорошие, безопасность намного ниже, если они плохие, а в других городах есть настолько плохие дороги, что едет вроде правильно, а яма, которая на дороге, делает совершенно неправильной вашу поездку и непредсказуемой.
О.БЫЧКОВА Но есть еще разные водители. Наш слушатель Елена, у которой водительский стаж по любительским правам 36 лет и за эти годы ни одной аварии, пишет: «Почему я должна оплачивать гражданскую ответственность в тех же размерах, что и пацаны, которые носятся по дорогам, купив права и толком не зная правил?»
Г. РАЙКОВ — Елена сто процентов права, это опять вопрос тарифа, что водитель, подобный Елене с большим стажем, и с большим опытом и те водители, которые не имели аварий, слава богу, они должны иметь преференции при уплате страхового тарифа. Вообще тариф должен быть свободным для всех страховых компаний. Тогда страховые компании будут конкурировать друг с другом, одна страховая компания учитывать пожелание Елены и вполне справедливые, понижать тариф. А сегодня правительство установило один тариф, и практически получился не тариф, а налог на автомашину. Поэтому если взять любые зарубежные страны, я отработал 3 года в Швеции, меня принудительно страховали, но там то, что говорил Елена, эти правила там учтены. Если гражданин ездит безаварийно 10-15 лет, он платит 10% страховой суммы. У нас же записали всем одинаково, мы так привыкли, как всем, так всем поровну. Но это не совсем справедливая постановка вопроса.
О.БЫЧКОВА Вы сказали в первой части одну фразу, я хотела бы более подробно ее разъяснить. Вы сказали, что закон об автогражданской ответственности, об обязательном автостраховании вроде бы полезный. Вы говорите «вроде бы». Вы сомневаетесь, что он нужен?
Г. РАЙКОВ — Это зависит от уровня состояния в стране. Поэтому, конечно, если машина движется на дороге, с ней может произойти все, что угодно, даже иногда не зависящее от водителя, что приводит к дорожному происшествию.
О.БЫЧКОВА И, по меньшей мере, к потере денег.
Г. РАЙКОВ — И довольно существенным для ряда людей. Если они, конечно, застрахованы и страховая компания им что-то выплатит, потому что доверия, что что-то выплатят, у меня лично нет. У нас может быт застраховано, а выплатят ли вам сумму нанесенного ущерба, это еще вопрос.
О.БЫЧКОВА А как вы принимали закон, он же должен обязывать и страховые компании, а не только нас, водителей.
Г. РАЙКОВ — Мы принимали закон, исходя из того, что будут несколько другие страховые суммы и тарифы страховки. Как мы рассчитывали, депутаты, я вообще-то принципиальный противник страховки, пусть меня простят.
О.БЫЧКОВА Вы лично как Геннадий Иванович или как депутат Райков?
Г. РАЙКОВ — Как лично Геннадий Иванович, я имел со страховыми компаниями много моментов, когда они меня просто надули. И у меня после этого, знаете, когда людей обманули в банках, они не очень спешат положить туда деньги.
О.БЫЧКОВА Может быть, вы просто неграмотно выбрали страховую компанию?
Г. РАЙКОВ — У нас страховое дело сегодня как таковое только развивается. Если взять Запад, то там страховка во всех случаях жизни, человек просто шагу не может ступить без того, чтобы он не был застрахован. У нас молодое страховое дело, а как в любом деле становления есть честные люди, есть нечестные, чего греха таить, это же общество. Есть страховой агент, который норовит подписать так страховой договор, если ты не совсем понимаешь, и у тебя нет юридической подготовки, при случае поставит запятую так, что ваши возможности ликвидирует.
О.БЫЧКОВА Мы остановились на том, что лично вы против страхования.
Г. РАЙКОВ — Я лично да, я за исключением работы за рубежом, где меня хочу я, не хочу, но меня страховали. А суммы страховки там довольно низкие и ответственность страховщиков очень высокая, там они просто на грани риска ходят. А что касается наших дел, давайте так, внесен закон в Думу об обязательном страховании квартир. Не примем мы такой закон, потому что если сегодня квартплата уже за бюджет выскочила на 20-30%, еще с вас страховку возьмут. Несправедливо это, давайте честно говорить, совершенно несправедливо. Поэтому надо очень осторожно развивать страховой рынок, весьма осторожно. Дума приняла во вторник поправку, где разрешается выпускать на наш страховой рынок 25% иностранных компаний. Может быть и правильная поправка, потому что имеют большой опыт этих дел
О.БЫЧКОВА И большие средства.
Г. РАЙКОВ — Каким-то образом уже гарантируют. Сегодня эти страховые компании, которые вас застрахуют, средств у них на выплату страховок просто нет. Такой наш рынок, так мы живем, что сделаешь. Поэтому здесь возникает довольно большое чувство недоверия. В том числе и у меня. Поэтому я считаю, что если человек попал в неприятную ситуацию, то зачастую легче самому разобраться с ситуацией, чем потом очень долго судебным путем чего-то добиваться. А у нас это зачастую происходит довольно часто.
О.БЫЧКОВА На это вам скажут рядовые слушатели, что депутату может быть и легче разобраться самому, а другим гражданам может быть легче возложить это бремя на страховую компанию.
Г. РАЙКОВ — Да, я согласен. Возможно, мнения разные. Но здесь должна быть справедливость в страховых тарифах. Да не популизм этого, я извиняюсь, я раньше получал много писем, а сегодня я получаю в день 20-30 телеграмм, люди находят деньги на телеграмму по поводу протеста против тех тарифов, которые установили. И они правы, они берут свою пенсию, свою машину и страховку. Ну, если ему три пенсии надо отдать, чтобы на три месяца поездки застраховать, так извините, это не сходится. Это можно было спокойно сделать, но возложите тарифы на владельцев автомобилей более престижных, если ему нанесен будет больший ущерб, чем тот, кто его стукнет на стоянке
О.БЫЧКОВА Для этого же нужно предпринимать какие-то действия, Госдума наверное, должна заботиться.
Г. РАЙКОВ — Госдума отдала это на откуп правительству. И правительству нужно было бы за лето все эти моменты отрегулировать. Коль не отрегулировало, то депутаты вынуждены Там ведь как законы внесены, вот мой закон внесен сделать мораторий на один год, чтобы была возможность разобраться со всеми тарифами, не в спешке, поспешно можно еще что-то сделать. Нужна поправка, что надо отобрать у правительства это право, внести непосредственно в закон страховые нормы.
О.БЫЧКОВА Но ведь и так эта норма как обязанность не сразу вступает в действие и по нынешнему закону.
Г. РАЙКОВ — Да, но платить ее надо сразу, потому что сразу у вас наступает взаимодействие с ГИБДД. Как только вы на техосмотр приедете, у вас этикеточки нет автостраховки, и ГИБДД вам техосмотр проводить не будет. И вы попались. Или не ездить или ездить без техосмотра, но как вы говорите, депутат может ездить без техосмотра, его все равно не остановят, все равно не накажут. Но нормальный-то человек, я извиняюсь, чтобы депутаты на меня не обиделись, что я сказал, что они ненормальные
О.БЫЧКОВА Ну уже как сказали, так сказали.
Г. РАЙКОВ — Я имею в виду, у них преференции есть. А человек, который ездит, он не имеет этих преференций. Он будет нести всю ответственность, которая есть. Нет способов избавиться. Я, в конце концов, не хотят мне техосмотр проводить, я буду ездить без техосмотра, меня не остановишь, но рядовой человек обязан
О.БЫЧКОВА Мы сейчас прервемся на несколько минут, у нас новости и реклама на «Эхе», тут есть, о чем поговорить.
НОВОСТИ
О.БЫЧКОВА 19.35. И множество вопросов на нашем эфирном пейджере. Есть вопросы на эту тему и у нас на сайте в Интернете и коль скоро мы заговорили об автомобилях и личном опыте Геннадия Райкова, то вопрос от Лены Головач, который пришел на сайт: «На какой машине перемещаетесь вы?»
Г. РАЙКОВ — Личный опыт вождения у меня с 1956 года. А сегодня я езжу на машине, которую купил в Швеции, это «Форд-Эксплорер» 1994 года рождения. По сегодняшним меркам она считается старой.
О.БЫЧКОВА Не застрахованная.
Г. РАЙКОВ — Нет, не застрахованная.
О.БЫЧКОВА А как же техосмотр?
Г. РАЙКОВ — А вот когда подойдет у меня в январе техосмотр, я тогда вынужден буду подчиниться закону и тому тарифу, который есть, у меня техосмотр тяжелый, машина
О.БЫЧКОВА Не новенькая.
Г. РАЙКОВ — Заморочек хватает и еще эта будет. Но я думаю, что мы по тарифам до этого времени разрешим вопрос.
О.БЫЧКОВА То есть сейчас, что нужно людям делать, что вы посоветуете? Ждать, пока
Г. РАЙКОВ — Сегодня до 1 января людей никто не будет ни штрафовать, ни останавливать. Почему потому что только с 1 января ГИБДД приступит к тем действиям, к которым им положено приступить, к ним-то вопросов нет, закон есть закон, они его обязаны выполнять. До 1 января я лично не страхуюсь, думаю, что Дума решит вопрос тарифов. И с 1 января придется, если Дума не разрешит эту проблему, всем страховаться или второй вариант не ездить.
О.БЫЧКОВА Не ездить вообще?
Г. РАЙКОВ — Да, вообще не ездить. А как вы поедете, если техосмотр не прошли?
О.БЫЧКОВА Это правильно. Разные рассуждения наших слушателей по поводу страхования. Много пишут об автомобилях, Саша пишет: «Нельзя ли сделать обязательным страхованием жен против измен, и мужей против жен, — и как добавила оператор пейджинговой компании, — и против измен». Это варианты всевозможные. Также предлагают еще закон о гражданской ответственности родителей и госчиновников за воспитание молодежи, и так далее. Но еще один вопрос тоже очень важный, который также обсуждается в эти дни, по поводу новых правил дорожного движения. Та новая норма, объявленная, согласно которой частные автовладельцы обязаны предоставлять свои автомобили сотрудникам спецслужб. Глава Комитета по конституционному законодательству СФ уже заявил, что готовится запрос в Конституционный суд по поводу правомерности такой нормы. Что вы думаете?
Г. РАЙКОВ — Это не новая норма, существовала норма о том, что работники спецслужб в особых ситуациях при преследовании особо опасных преступников могут воспользоваться частным транспортным средством и, наверное, это правильно, потому что ситуация просто выходит из-под контроля. Другое дело, что люди боятся, что этим начнут пользоваться недобросовестно. Если добросовестно пользоваться, вопросов нет, если начнут нарушать, потому что кому-то нужно будет доехать до какого-то пункта и он остановит вас или меня за рулем, и скажет срочно, вот удостоверение. Вылез и бог его знает, зачем он вылез. Такие моменты могут быть.
О.БЫЧКОВА Но это проблема та же самая. Вы не доверяете страховым компаниям, водитель не доверяет гашникам, а сейчас не доверяют спецслужбам. И что делать?
Г. РАЙКОВ — В принципе во всех странах спецслужбы имеют право остановить личный автомобиль. Если ситуация неординарная, то его использовать, но при этом есть вторая сторона вопроса если что-то случится с автомобилем, то во всех странах спецслужбы выплачивают ущерб.
О.БЫЧКОВА Там, насколько я помню, говорилось о том, что машину можно отдать представителю спецслужбы, получив взамен расписку. Но если, например, преследуют опасного преступника, идет погоня как в кино, бабах, кто будет давать расписки?
Г. РАЙКОВ — Сегодня есть такие моменты, когда вынуждены использовать частный транспорт в очень сложных ситуациях, и я бы сказал, что в основном люди идут на это и расписку не требуют
О.БЫЧКОВА Когда это очевидно.
Г. РАЙКОВ — Любой из нас по натуре ведь против преступников и мы не собираемся их защищать. И тот криминал, который у нас сегодня есть, он замучил всех. Просто замучил, поэтому любой сознательный гражданин, будь то я, вы, другой, при сложной ситуации окажет помощь.
О.БЫЧКОВА То есть вы считаете, что эта норма не будет пересматриваться?
Г. РАЙКОВ — Ничего страшного в этой норме нет, мы такая веселая хорошая страна, но, конечно, если не будет злоупотреблений.
О.БЫЧКОВА Это понятно, нормы можно оставить, людей можно убедить, что надо все-таки подчиняться закону, а что можно сделать, чтобы всегда закону подчинялись работники разных служб и в том числе ГАИ. Как преодолеть эту проблему?
Г. РАЙКОВ — Это очень кропотливая работа, откровенно говоря, мы ее с вами за день-два не преодолеем. Это, в общем-то, говорит только о кадровом составе. А кадровый состав в правоохранительных органах за последние 10 лет по причине многих факторов, низкая зарплата и так далее, резко ухудшился. В этом отношении государством делаются правильные шаги по увеличению заработной платы в правоохранительных органах. Она должна быть достойной, потому что если лейтенант, который окончил военное училище, милицейское училище, сейчас университетами они называются, получил звание лейтенанта, пошел работать опером и у него зарплата 3500, извините, он много не наработает. Он молодой, способный он будет искать куда уйти.
О.БЫЧКОВА Вот это непонятно, ведь сейчас, когда принимается очередной федеральный бюджет, говорят о том, что силовые ведомства получают все больше и больше.
Г. РАЙКОВ — Силовые ведомства получают все больше, потому что основной упор делается на повышение заработной платы, а не на модернизацию силовых ведомств. Если вы внимательно посмотрите любой бюджет любого ведомства, то в основном это увеличение по зарплате. А оно должно идти не только по зарплате, а и по техническому перевооружению. Потому что с дубинкой полосатой ты, конечно, ничего не сделаешь против преступника на улице. Он может просто меня, вас как законопослушных остановить, проверить документы, если мы что-то нарушили. А преступника вы этим не остановите, поэтому надо резко модернизировать все техническое вооружение современных правоохранительных служб, а это большие затраты, это не делалось практически 10 лет, и только последние 2 года делается. Поэтому мы вынуждены увеличивать бюджеты на все это оснащение, на зарплату этих ведомств. Я думаю, что как только мы подойдем к той черте, которая является цивилизованной чертой работы в этих органах, бюджеты их стабилизируются, и будут стоять на одном месте, они не будут увеличиваться.
О.БЫЧКОВА Еще пара вопросов практического свойства. Саша спрашивает: «Обязан ли я отдавать свой мотоцикл милиционерам в роли «брюсов уиллисов», написано ли это в законе?»
Г. РАЙКОВ — Мы только что говорили о том, что транспортное средство могут использовать, гужевая повозка — это тоже транспортное средство. Так что, кто едет на лошади с телегой может так же, как и Саша с мотоциклом пострадать.
О.БЫЧКОВА И слушательница под псевдонимом «Блондинка» спрашивает: «В октябре техосмотр, вправе ли требовать обязательное страхование?»
Г. РАЙКОВ — Вправе, потому что с 1 июля закон вступил в силу и вне сомнения, у уважаемой Блондинки, даже если она будет брюнеткой, все равно спросят автостраховку.
О.БЫЧКОВА Спасибо Геннадию Райкову, председателю ЦК «Народная партия России» группы «Народный депутат» за ответ на наши вопросы. Спасибо слушателям, которые принимали активное участие в разговоре.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире